Приведение норм Воздушного кодекса РФ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, в части порядка разрешения коллективных трудовых споров, позволит избежать необходимости проведения работниками по обслуживанию воздушного движения акций протеста, не урегулированных законодательством.

 

Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности

Положением о Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801*(68), установлено, что Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ (далее — Служба безопасности полетов) является центральным органом военного управления Вооруженных Сил РФ и самостоятельным подразделением Министерства обороны РФ, осуществляющим государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов.

Служба безопасности полетов в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие функции:

1) регулирует деятельность в области расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами, оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по вопросам организации и проведения расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов;

2) проводит учет и анализ поступающей информации об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах с государственными воздушными судами, результатов проведенных в ходе их расследований специальных исследований, выполнения планов мероприятий по предотвращению повторных авиационных происшествий и авиационных инцидентов;

3) ежегодно анализирует состояние безопасности полетов государственных воздушных судов, готовит предложения по снижению влияния выявленных опасных факторов, присущих авиационным системам, и представляет до 15 февраля соответствующую информацию руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций;

4) осуществляет методическое руководство и оказание практической помощи органам безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям и иным организациям, осуществляющим эксплуатацию, проектирование, производство и испытание воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов;

5) участвует в оценке учета требований безопасности полетов при рассмотрении эскизных проектов и в ходе работы комиссий по приемке новых образцов авиационной техники, в том числе на этапах государственных и войсковых испытаний;

6) осуществляет контроль за разработкой и выполнением федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятий, направленных на предотвращение повторных авиационных происшествий и авиационных инцидентов, вызванных известными опасными факторами (причинами), установленными комиссиями по расследованию авиационных происшествий и авиационных инцидентов;

7) координирует научно-исследовательскую деятельность и размещение заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части, касающейся безопасности полетов государственных воздушных судов, в научно-исследовательских организациях и образовательных учреждениях Российской Федерации;

8) осуществляет иные функции, установленные Министерством обороны РФ.

Служба безопасности полетов при решении возложенных на нее задач имеет право:

а) участвовать в установленном порядке в расследовании авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами Российской Федерации на территории иностранных государств, с воздушными судами вооруженных сил иностранных государств на территории Российской Федерации, авиационных происшествий в результате столкновения государственных воздушных судов с воздушными судами гражданской или экспериментальной авиации, авиационных происшествий с воздушными судами гражданской или экспериментальной авиации при вовлечении в эти происшествия авиационного персонала государственной авиации;

б) запрашивать у руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций оперативную и периодическую информацию о безопасности полетов в области государственной авиации;

в) осуществлять взаимодействие с органами безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации, с Российским авиационно-космическим агентством, а также с Межгосударственным авиационным комитетом;

г) организовывать специальную подготовку авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов, с выдачей свидетельства по форме и удостоверения члена комиссии Службы безопасности полетов по расследованию авиационного происшествия или авиационного инцидента, создаваемой Министерством обороны РФ;

д) разрабатывать проекты нормативных правовых актов, наставлений, инструкций, руководств, положений и других нормативных актов по предотвращению и расследованию авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами и представлять их на утверждение руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций;

е) участвовать в установленном порядке в работе организаций государств — участников СНГ и других международных организаций, связанной с вопросами, отнесенными к компетенции Службы безопасности полетов;

ж) участвовать в формировании федеральных целевых программ в области повышения безопасности полетов государственных воздушных судов, согласовании планов профилактических мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов, разработке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями предложений по предупреждению авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами.

 

Статья 54. Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации

Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29 января 1999 г. N 23*(69) утверждены и введены в действие с 1 августа 1999 г. Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Данные правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

Авиационный учебный центр (АУЦ) является образовательным учреждением дополнительного образования, имеет сертификат и лицензию установленной формы, осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами. К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности — региональные авиационные учебные центры (РАУЦ), центры подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов (ст.33 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Сертификация АУЦ — установление соответствия организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил.

Сертификат АУЦ — официальный документ установленного образца, выдаваемый уполномоченным государственным органом, подтверждающий соответствие организации, содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям федеральных авиационных правил. Теоретическая подготовка — этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение обучаемым специальных знаний, их поддержание и совершенствование в соответствии с установленными требованиями. Тренажерная подготовка — этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение, поддержание и совершенствование практических умений и навыков с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров). Летная подготовка — этап процесса профессиональной подготовки летного состава, имеющий целью выработать в реальных условиях практические умения и навыки выполнения полета обучаемыми. Профессиональная переподготовка (переучивание) — этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ). Повышение квалификации — этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.

Основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору.

Задачами АУЦ в соответствии с заявленными видами подготовки являются:

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно-технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала эксплуатантов воздушного транспорта, аэропортов и другого авиационного персонала;

— организация и проведение тренировок летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала на авиационных тренажерах и воздушных судах;

— выполнение поставленных Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации задач по вопросам обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, а также повышения качества обслуживания пассажиров.

Для выполнения поставленных задач в соответствии с заявленными видами подготовки АУЦ должен располагать:

— учебным корпусом с учебными кабинетами, лабораториями, оснащенными образцами и макетами авиационной техники, наглядными пособиями, функциональными и процедурными тренажерами, другими техническими средствами обучения, а также программно-методической документацией и набором аудиовизуальных средств;

— тренажерным корпусом, оснащенным комплексными тренажерами по типам воздушных судов, а также тренажерами по авиационным специальностям;

— возможностью использования воздушного судна и аэродрома в целях осуществления летной подготовки;

— штатным преподавательским и инструкторским составом;

— библиотекой, оснащенной необходимым фондом литературы, учебных материалов и соответствующим оборудованием;

— помещениями для педагогических работников, инструкторского состава и обслуживающего персонала.

Финансовая деятельность АУЦ определяется документом, удостоверяющим финансово-экономическую состоятельность Заявителя, позволяющую выполнить заявленные виды деятельности по форме, установленной Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации. После успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой) в АУЦ обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями. Документ подписывается руководителем АУЦ и фиксируется в специальном журнале, хранящемся в АУЦ.

Подготовка авиационного персонала должна осуществляться на основе законодательства Российской Федерации, нормативных документов Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, утвержденных учебных планов и программ.

Теоретическая подготовка может производиться любыми методами, обеспечивающими эффективное проведение занятий и предоставление обучающимся в полном объеме содержания данного вида подготовки и наглядности излагаемого материала. В АУЦ допускается использование помещений для теоретической подготовки, соответствующих санитарным и противопожарным нормам. Конкретные требования к обеспечению теоретической подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия теоретической подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Тренажерная подготовка в соответствии с заявленными видами подготовки производится на тренажерах и оборудовании, имеющих Сертификат или эквивалентный документ, полученный Заявителем в порядке, установленном ведомственными нормативными документами, содержащими также и требования к поддержанию годности тренажеров. Допускается использование комплексных тренажеров самолетов и вертолетов для подтверждения права членов летного экипажа на взлет в условиях присвоенного метеоминимума и посадки при метеоминимуме I, II или III категории ИКAO (Международная организация гражданской авиации) при соответствии тренажеров требованиям, установленным ведомственными нормативными документами. Конкретные требования к обеспечению и организации тренажерной подготовки по заявленным видам, а также продолжительность действия и периодичность тренажерной подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Летная подготовка осуществляется АУЦ с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта. Первоначальную летную подготовку по программе переучивания на другой (новый тип) ВС в АУЦ осуществляет инструкторский состав, отвечающий требованиям ведомственных нормативных документов. Учебный аэродром должен отвечать следующим требованиям:

— быть допущен к эксплуатации в соответствии с установленными требованиями;

— обеспечивать безопасное выполнение учебных полетов;

— быть под контролем полномочных органов и систематически инспектироваться;

— иметь инструкцию по производству полетов (паспорт аэродрома), утвержденную полномочным органом;

— быть обеспечен комплексом организационно-технических мер, позволяющих осуществлять безопасность при производстве учебных полетов и защиту от актов незаконного вмешательства.

Конкретные требования к обеспечению и организации летной подготовки, а также продолжительность действия летной подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Программы (курсы) подготовки разрабатываются АУЦ в зависимости от конкретных видов подготовки и особенностей деятельности АУЦ и утверждаются по тематической принадлежности подразделениями Федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации. Конкретные требования к программам различных видов подготовки определяются ведомственными нормативными документами.

Сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм. Все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом РФ в обязательном порядке сертификацию в установленные сроки. Сертификацию АУЦ проводит специально уполномоченный Орган по сертификации АУЦ.

Этот Орган или специально уполномоченные Федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации центры сертификации осуществляют предварительную оценку заявки АУЦ на сертификацию. К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся:

— установление соответствия федеральным авиационным правилам;

— обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям;

— защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала;

— упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.

Сертификация авиационного учебного центра проводится на базе системы качества авиационного учебного центра как совокупности организационной структуры, обучающего персонала, методик, программ, процессов, технической базы и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала. Сертификация АУЦ проводится возмездно. По ее результатам составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Оно подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем органа по сертификации АУЦ. Сертификат АУЦ выдается сроком от одного до трех лет. Продление срока сертификата АУЦ осуществляется в общем порядке.

Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата. Авиационный учебный центр, претендующий на сертификацию, направляет заявление в Орган по сертификации АУЦ на имя руководителя Органа по установленной форме. Одновременно с заявлением высылается комплект доказательной документации, в которой заявитель подтверждает свою способность и демонстрирует свои возможности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации авиационного персонала в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил. На сертификацию АУЦ заявитель представляет следующие документы:

1) сопроводительное письмо;

2) заявление на сертификацию, включающее в себя:

— юридическое наименование заявителя;

— юридический адрес заявителя;

— почтовый адрес заявителя;

— ф.и.о. руководителя заявителя;

— заявляемые виды подготовки (курс повышения квалификации, переподготовка, первоначальная подготовка);

3) копию юридических документов, включающих в себя:

— устав (положения) АУЦ;

— свидетельство о государственной регистрации;

— документы, подтверждающие финансовую состоятельность заявителя;

— документы, подтверждающие право владения, распоряжения основными фондами;

— заключение санэпидемстанции и Пожарного надзора о пригодности помещений для проведения занятий;

— Свидетельство эксплуатанта или Свидетельство субъекта авиации общего назначения (договор на использование ВС в учебных целях);

— Свидетельство по аэродрому базирования (договор на использование аэродрома в учебных целях);

— Свидетельство авиационно-технической базы — АТБ (договор на использование АТБ в учебных целях);

— договоры по направлениям обеспечения образовательного процесса, отсутствующим в составе АУЦ (помещения, авиационные тренажеры, проживание и т.д.);

— на используемые тренажеры или другое оборудование представляются Сертификаты или эквивалентные документы.

4) руководство по обеспечению качества и организации учебного процесса в АУЦ (включает в себя следующие разделы: обеспечение качества учебного процесса, организацию учебного процесса на всех заявленных этапах (формах) обучения);

5) описание учебной и методической базы, включающее в себя:

— перечень утвержденных программ по направлениям (специальностям) и формам подготовки кадров;

— общие сведения о структуре АУЦ, численности обучающихся, преподавателей и инструкторов;

— сведения о площадях, используемых АУЦ;

— сведения об обеспечении образовательного процесса учебной литературой;

— сведения об обеспечении образовательного процесса оборудованием и техническими средствами обучения;

— сведения о кадровом обеспечении образовательного процесса, определяемые ведомственными нормативными документами.

На сегодняшний день подготовку специалистов осуществляют следующие организации:

Московский государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва;

Академия гражданской авиации, г. Санкт-Петербург;

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации;

Бугурусланское летное училище гражданской авиации, Оренбургская область;

Выборгский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Ленинградская область;

Егорьевский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Московская область;

Иркутский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Кирсановский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Тамбовская область;

Краснокутское летное училище гражданской авиации, Саратовская область;

Красноярский авиационно-технический колледж гражданской авиации;

Омский летно-технический колледж гражданской авиации;

Санкт-Петербургский авиационно-транспортный колледж гражданской авиации;

Сасовское летное училище гражданской авиации, Рязанская область;

Рыльский авиационно-технический колледж гражданской авиации, Курская область;

Троицкий авиационно-технический колледж гражданской авиации, Челябинская область.

 

Статья 55. Признание сертификата (свидетельства) иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала

В Российской Федерации признается сертификат иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, при условии, что данный сертификат или свидетельство отвечает требованиям международных авиационных стандартов, признаваемых Российской Федерацией, и федеральных авиационных правил.

 

Постатейный комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector