После исключения государственного воздушного судна из Реестра эксплуатантам государственного воздушного судна, представившим материалы на его исключение, направляется Свидетельство об исключении. Органы государственной регистрации направляют копию Свидетельства об исключении в Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) для снятия их с пономерного учета. Документы о государственной регистрации государственных воздушных судов, замене Свидетельства о регистрации, выдаче дубликата Свидетельства о регистрации хранятся до списания государственных воздушных судов. После списания государственного воздушного судна указанные документы уничтожаются в установленном порядке.

При продаже, сдаче в аренду (лизинг) гражданского воздушного судна другому государству с исключением его из Государственного реестра Российской Федерации и последующим нанесением на него опознавательных знаков страны-арендатора (покупателя), на период экспортной доставки воздушного судна Главной инспекцией выдается Экспортный сертификат летной годности гражданского воздушного судна к полетам.

Экспортный сертификат не удостоверяет соответствие каким-либо соглашениям или договорам между государствами, не дает права на выполнение полетов в другом государстве, а только подтверждает его пригодность к полетам на момент поставки в страну эксплуатанта. После выдачи Экспортного сертификата летной годности воздушного судна, изъятия Свидетельства о регистрации и постоянного сертификата летной годности на экземпляр ВС — воздушное судно исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, о чем заявителю выдается Свидетельство об исключении.

Для получения экспортного сертификата в Главную инспекцию необходимо представить:

— заявление о выдаче экспортного сертификата;

— копию договора (контракта) на продажу (аренду, лизинг) воздушного судна, согласованного с Региональным управлением воздушного транспорта;

— документ, подтверждающий право собственности на воздушное судно (при его продаже или лизинге). В случае, когда собственников ВС более одного, прилагается документ о согласии всех совладельцев собственности на продажу (лизинг) воздушного судна. Если собственность (или ее часть) принадлежит государству — представляется разрешение (согласие) на продажу (лизинг) федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом или его регионального органа;

— согласие государственного органа гражданской авиации страны, куда экспортируется воздушное судно, на занесение его в свой государственный реестр (на русском или английском языках) и подтверждение того, что государство регистрации берет на себя ответственность за контроль летной годности воздушного судна;

— Свидетельство о регистрации и сертификат летной годности экземпляра ВС;

— соглашение.

Гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр Российской Федерации, может быть исключено из реестра в следующих случаях:

— списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;

— продажи, аренды (лизинга) или иной передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

Материалы на списание или снятие воздушного судна с эксплуатации представляются в Департамент воздушного транспорта в месячный срок со дня отработки ресурса или утери воздушным судном летной годности. Свидетельство о государственной регистрации списанного, переданного другому государству или снятого с эксплуатации ВС теряет свою силу и в 10-дневный срок подлежит возвращению в Главную инспекцию для погашения.

Документы по регистрации гражданских воздушных судов, замене свидетельств о регистрации, выдаче дубликатов свидетельств, экспортных сертификатов летной годности гражданских воздушных судов хранятся в Главной инспекции до списания воздушных судов, а после списания ВС документы уничтожаются в соответствии с установленным порядком.

После исключения ВС из Государственного реестра, физическим и юридическим лицам, представившим материалы на исключение, направляется Свидетельство об исключении, подписанное начальником Главной инспекции (или лицом, его замещающим) и скрепленное печатью ДВТ. В региональное управление воздушного транспорта направляется информация об исключении воздушного судна из реестра. При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) на территории Российской Федерации другому эксплуатанту воздушное судно подлежит перерегистрации на нового эксплуатанта.

При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) другому государству с правом выполнения полетов с опознавательными знаками Российской Федерации воздушное судно из Государственного реестра не исключается, а эксплуатант (арендодатель) представляет в Главную инспекцию копию договора аренды (лизинга) и информацию с указанием срока пребывания воздушного судна за рубежом, о чем делается отметка в Государственном реестре.

При передаче воздушного судна в аренду (лизинг) или его продаже за пределы Российской Федерации с исключением из Государственного реестра арендодатель (продавец) представляет в Главную инспекцию документы, предусмотренные для получения экспортного сертификата летной годности и Свидетельства об исключении, выдаваемых взамен Свидетельства о регистрации и сертификата летной годности экземпляра ВС, на время экспортной поставки в страну арендатора. В случае, когда арендодателю в соответствии с контрактом необходимо заменить вышедшее из строя воздушное судно, находящееся в аренде, на однотипное исправное, он должен руководствоваться следующим порядком:

— замена воздушного судна на срок до 20 суток включительно производится без его перерегистрации по акту приема-передачи с оценкой технического состояния ВС и годности его к полетам;

— при замене воздушного судна на срок более 20 суток производится его перерегистрация в установленном порядке.

Во всех случаях при сдаче воздушного судна в аренду (лизинг) с исключением из Государственного реестра договор должен содержать четкие положения о том, чьи опознавательные знаки будут нанесены на воздушное судно, какая из сторон несет ответственность за обеспечение безопасности полетов и контроль за поддержанием летной годности воздушного судна.

Если в результате аренды либо лизинга собственник и эксплуатант ВС окажутся в разных государствах, необходимо приложить Соглашение между полномочными органами гражданской авиации об ответственности за летную годность, организацию контроля безопасной эксплуатации ВС.

Во всех случаях передача воздушного судна в аренду (лизинг) осуществляется только с согласия его собственника. Государственная регистрация государственных воздушных судов осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных приказом Минобороны России от 28 ноября 2002 г. N 460. Данные правила устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации.

 

Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда

Каждое гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр и допущенное к полетам, должно иметь присвоенные ему государственный и регистрационный опознавательные знаки и должно быть окрашено в соответствии с утвержденным уполномоченным органом эскизом внешней раскраски ВС. Без опознавательных знаков, нанесенных должным образом на элементы конструкции воздушного судна, полеты гражданского воздушного судна запрещаются. Опознавательные знаки гражданского воздушного судна Российской Федерации состоят из:

— государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

— регистрационного знака, состоящего из пяти арабских цифр;

— изображения Государственного флага Российской Федерации.

Регистрационные знаки воздушным судам, подлежащим регистрации в Государственном реестре, присваиваются полномочным органом ДВТ — Главной инспекцией по безопасности полетов. Присвоенный регистрационный знак может быть нанесен только на одно воздушное судно Российской Федерации. Опознавательные знаки присваиваются воздушному судну при его регистрации. В отдельных случаях решением Главной инспекции они могут быть присвоены воздушному судну на этапе его выпуска с завода-изготовителя по письменному заявлению покупателя, согласованному с заводом, и с указанием заводского номера воздушного судна. Если в течение двух месяцев указанное воздушное судно не представляется к регистрации — опознавательный знак (бортовой номер) аннулируется и может быть присвоен другому ВС. При поступлении ВС от другого государства или ведомства с нанесенным пятизначным регистрационным знаком (бортовым номером) вопрос его сохранения для регистрации в России в обязательном порядке должен быть согласован с Главной инспекцией. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов наносятся черным цветом на светлом фоне и белым цветом на темном фоне. Все символы наносятся влагостойкой краской, не меняющей цвета от воздействия атмосферных условий в процессе эксплуатации ВС.

Опознавательные знаки должны быть четкими и видными как на земле, так и в воздухе. Опознавательные знаки, нанесенные на элементы конструкции воздушных судов, должны быть идентичны знакам, указанным в Свидетельстве о регистрации данного судна. При нанесении опознавательных знаков на элементы конструкции гражданских воздушных судов следует руководствоваться рекомендациями об относительных размерах символов.

Государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа самолета (хвостовой балки вертолета), не занятых элементами конструкции воздушного судна. При этом регистрационный знак от государственного отделяется знаком тире. Опознавательные знаки, наносимые на обеих сторонах фюзеляжа, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм и быть сориентированы в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа, причем буквы и цифры должны наноситься строго перпендикулярно горизонтали.

Изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на киле или фюзеляже воздушного судна. Его форма, размеры и место расположения должны соответствовать требованиям Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации"*(41) и Указаниям ДВТ Минтранса России от 24 марта 1992 г. N 6.1-7. Изображение Государственного флага Российской Федерации должно располагаться выше изображения флага субъекта Российской Федерации и по размеру быть больше размера изображения флага субъекта Российской Федерации.

Символы, наносимые на крыло и относящиеся к одной группе знаков, должны иметь высоту не менее 400 и не более 1500 мм и быть направлены своей верхней частью к передней кромке крыла. Группа цифр регистрационного знака должна располагаться посередине поверхности плоскости крыла, занимая примерно 1/3 его размаха, свободного от гондол двигателей или основных стоек шасси. В случае недостатка свободного места на боковых поверхностях хвостовой части фюзеляжа опознавательные знаки могут быть нанесены на боковых поверхностях нижней части киля.

Опознавательные знаки наносятся на обеих боковых поверхностях киля в одну сторону параллельно строительной горизонтали воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах — на внешних сторонах крайних килей. Символы, наносимые на киле ВС, должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм. Опознавательные знаки на дирижабле наносятся на его оболочке в трех местах: сверху — вдоль образующей, полученной сечением вертикальной продольной плоскостью, и по бокам — под наибольшим горизонтальным сечением оболочки. Символы, наносимые на оболочку дирижабля, должны иметь высоту не менее 1000 и не более 2000 мм. Символы, наносимые вдоль верхней образующей, должны быть направлены своей верхней частью в сторону правого борта дирижабля. Каждый знак, наносимый на оболочку дирижабля, должен занимать, примерно, 0,1 длины оболочки. Опознавательные знаки на сферическом аэростате наносятся на его оболочке под наибольшим горизонтальным ее сечением, в двух диаметрально противоположных местах. Символы, наносимые на оболочку сферического аэростата, должны иметь высоту не менее 1500 и не более 2000 мм. Опознавательный знак должен занимать примерно, 0,12 длины окружности, образованной горизонтальным сечением оболочки.

Опознавательные знаки на несферическом аэростате наносятся как на дирижабле, если ось наибольшей длины аэростата расположена в горизонтальном полете под углом не более 45 градусов к горизонту. Если названная ось в горизонтальном полете расположена под углом более 45 градусов к горизонту или вертикально — знаки на оболочку несферического аэростата наносятся, как и на сферическом аэростате. Опознавательные знаки наносятся на наружной поверхности борта корзины (гондолы) свободного аэростата с двух противоположных сторон. Символы, наносимые на корзину (гондолу), должны иметь высоту не менее 250 и не более 1000 мм.

Каждому государственному воздушному судну, данные о котором включены в Реестр, присваивается учетный опознавательный знак, который наносится на государственное воздушное судно в установленном порядке. Он состоит из международного позывного сигнала "RF", выделенного Российской Федерации Международным союзом электросвязи и определяющего принадлежность государственного воздушного судна к Российской Федерации, а также регистрационного номера. В качестве регистрационного номера используется бортовой опознавательный знак, выделяемый пользователям воздушного пространства Российской Федерации Главным штабом Военно-воздушных сил.

Номерной учет наличия, технического состояния государственных воздушных судов, авиационных двигателей, привязных аэростатов и беспилотных летательных аппаратов всех федеральных органов исполнительной власти и организаций государственной авиации осуществляется в Главном командовании Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил) в установленном порядке.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 442 "О мерах по реализации статьи 9 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации"*(42) изображение Государственного флага Российской Федерации наносится на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, а также на ракетно-космические комплексы, запускаемые Российской Федерацией. Правила нанесения изображения Государственного флага Российской Федерации на воздушные суда Российской Федерации, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, устанавливаются Министерством транспорта РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, — Министерством обороны РФ, на ракетно-космические комплексы, запускаемые Российской Федерацией, — Российским авиационно-космическим агентством.*(43)

На гражданское воздушное судно могут наноситься также товарные знаки — символы, надписи, эмблемы и иные зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке знаки. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Законом от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"(с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.)*(44)

 

Статья 35. Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации

Общие технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) применимы к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) (далее — ЕЭВС), имеющим:

— максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг;

— не более чем четыре человека на борту.

Данные требования применимы к ЕЭВС независимо от того, имеют ли они "жесткие" или "гибкие" несущие поверхности, управляются ли они обычными поверхностями управления или другими способами. При проведении оценки соответствия конкретного объекта требования принимаются за базовые и уточняются в программе проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным к ним требованиям.

Для ЕЭВС разрешены только неакробатические полеты, которые включают в себя:

— любой маневр, необходимый для осуществления нормального полета;

— сваливание;

— крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60 градусов.

Требования относятся ко всем ЕЭВС, если отсутствуют какие-либо указания на обратное.

Учитывая особенности конструкции ЕЭВС, имеющих:

— максимальную взлетную массу не более 450 кг в сухопутном варианте и не более 495 кг в гидроварианте;

— количество людей на борту не более двух;

— посадочную и взлетную дистанции не более 300 м;

— скорость сваливания не более 65 км/ч,

заявителем должны быть выбраны диапазоны веса и центровки, в пределах которых обеспечивается безопасная эксплуатация ЕЭВС.

ЕЭВС должен быть безопасно управляемым и маневренным на режимах:

— взлета при максимальной взлетной мощности;

— набора высоты;

— горизонтального полета;

— снижения;

— посадки с работающим и выключенным двигателем;

— при внезапном отказе двигателя.

Соответствие всем требованиям к летным характеристикам должно быть подтверждено испытаниями ЕЭВС в определенном объеме, с учетом заявленных веса, центровки и загрузки, посредством испытаний на предъявленном ЕЭВС или посредством анализов и расчетов, основанных на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации и в пределах установленных ограничений. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). При отсутствии специальных оговорок, нагрузки, возникающие в воздухе, на земле должны быть уравновешены инерционными силами всех частей ЕЭВС. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом или должно точно отражать фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации. В особенности это относится к системе управления. Конструкция должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение не менее трех секунд.

Прочность любого элемента конструкции, имеющего важное значение для безопасной эксплуатации, которая не может быть оценена точным расчетом, должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ). Пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта и соответствовать установленным стандартам, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. Применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранение первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации. Должны быть обеспечены проверка и осмотр (включая осмотр основных элементов конструкции и систем управления), детальное исследование, ремонт и замена любой составной части, требующей технического обслуживания, регулировки для обеспечения правильной установки и функционирования, смазки и ухода. Установка управляемых поверхностей должна быть выполнена таким образом, чтобы исключалось взаимодействие между любыми поверхностями или их креплениями. Все системы управления должны выполнять свои функции легко, плавно и стабильно. ЕЭВС должен быть спроектирован таким образом, чтобы он мог осуществлять посадку на поверхности с невысоким травяным покрытием, не подвергая опасности пассажиров и пилота. Кабина и ее оборудование должны обеспечивать пилоту выполнение обязанностей без чрезмерной концентрации внимания и усталости.

Каждая силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы:

— обеспечивалась безопасная эксплуатация;

— имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания.

Заявитель должен продемонстрировать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации в ожидаемых условиях эксплуатации и установленных ограничений. Каждый вид требуемого оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:

— обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий, имеющих место на ЕЭВС в процессе эксплуатации в полете и на земле, в том числе и в случае возможного отказа;

— имелся доступ для осмотров и технического обслуживания.

Должны быть установлены ожидаемые условия эксплуатации и эксплуатационные ограничения по воздушной скорости, маневренной скорости, скорости полета с выпущенными закрылками, скорости полета с выпущенными шасси, максимальный вес, предельные центровки, вес пустого ВС и другие ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации. Если двигатель не имеет сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации), то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Пригодность и долговечность материалов, использованных для воздушных винтов, должна быть обоснована опытным путем или испытаниями, а также удовлетворять спецификациям, которые гарантируют, что эти материалы имеют прочность и другие характеристики, принятые в расчетных данных.

Расчет и конструкция воздушного винта должны обеспечивать сведение к минимуму вероятности его опасного состояния в период между ремонтами. Если воздушный винт не имеет Сертификата, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС. Специальные требования в дополнение и изменение общих требований должны распространяться на:

— дельтапланы — сверхлегкие планеры с жесткими первичными элементами конструкции, взлет и посадка которых производятся ногами пилота;

— мотодельтапланы — дельтапланы с двигателем;

— дельталеты — мотодельтапланы, взлет и посадка которых проводятся с мототележки;

— парапланы — сверхлегкие планеры без жестких первичных элементов конструкций, взлет и посадка которых производятся ногами пилота;

— мотопарапланы — парапланы с двигателем, с учетом особенностей их конструкции, учитываться в программе испытаний и подтверждении соответствия.

На ЕЭВС должны быть все опознавательные знаки, состоящие из:

государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;

изображения Государственного флага Российской Федерации.

Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭВС устанавливается органом по сертификации.

На ЕЭВС должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

а) наименование (обозначение) и номер ЕЭВС;

б) номер сертификата летной годности ЕЭВС;

в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭВС.

Технические требования к единичным экземплярам аэростатических воздушных судов авиации общего назначения содержат минимальные требования к летной годности единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения (далее — ЕЭ ABC) и распространяются на ЕЭ ABC: с объемом оболочки не более 3500 куб. м, массой незагруженного аэростата не более 450 кг, количеством людей на борту не более пяти, дирижаблей (не жестких, близких к статически равновесным), с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей не более двух. При проведении оценки соответствия конкретного объекта данные требования принимаются за базовые и уточняются органом по сертификации в программе по оценке соответствия ЕЭ АВС (далее — Программа).

Летные характеристики должны быть подтверждены и обеспечены на предъявляемом ЕЭ ABC с учетом заявленных масс ("скачков" масс), массы полезного груза, массы пустого ЕЭ ABC:

— испытаниями ЕЭ ABC;

— анализом и расчетами, основанными на результатах испытаний в ожидаемых условиях эксплуатации (ОУЭ) и пределах установленных ограничений.

ЕЭ ABC должен при полной загрузке (с допуском +5%) подниматься на высоту 92 м в течение первой минуты после начала подъема при всех заявленных ОУЭ. Руководством по летной эксплуатации ЕЭ ABC должен быть определен порядок действий в особых ситуациях, в том числе при неуправляемом снижении из-за отказа нагревателя, системы подачи топлива, системы измерения количества топлива, системы парашютного клапана, прогара оболочки и т.д. ЕЭ ABC должен обладать: управляемостью и маневренностью, обеспечивающими безопасность во время подъема, набора высоты, спуска и посадки, и не требовать исключительных навыков пилотирования; обладать возможностью плавного изменения скорости набора высоты и спуска от нуля до максимального значения. Для каждого ЕЭ ABC должны быть установлены предельные скороподъемность и скорость снижения. Требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности).

Пригодность каждой детали или части конструкции, влияющих на безопасность, должна быть подтверждена расчетом или испытаниями.

Каждый вид установленного оборудования должен быть изготовлен, собран и установлен так, чтобы:

— обеспечивалась безопасная эксплуатация в условиях внешних воздействий в процессе эксплуатации в полете и на земле (в том числе в случае возможного отказа);

— имелся доступ для осмотров и технического обслуживания.

Заявителем должны быть установлены следующие эксплуатационные ограничения и информация, необходимые для безопасной эксплуатации:

— ожидаемые условия эксплуатации;

— эксплуатационные ограничения, включая максимальную массу, массу пустого ЕЭ ABC, массу полезного груза;

— последовательность операций в нормальной и особых ситуациях;

— скорость набора высоты;

— допустимая предельная вертикальная скорость при наборе высоты или снижении;

— необходимая информация, отражающая особенности эксплуатационных характеристик аэростата;

— ограничения на хранение и транспортировку заправленных газовых баллонов в нерабочем положении;

— указания по пространственной ориентации заправленного газового баллона в процессе эксплуатации, транспортировки и хранения.

Информация должна быть в виде Руководства по летной эксплуатации ЕЭ ABC или плаката на борту ЕЭ ABC, который пилот может легко различать.

На ЕЭ ABC должны быть нанесены опознавательные знаки, состоящие из:

— государственного знака, изображаемого в виде двух букв латинского алфавита "RA";

— регистрационного знака, состоящего из набора арабских цифр;

— изображения Государственного флага Российской Федерации.

Размер, место расположения, контрастность используемой цветовой гаммы опознавательных знаков ЕЭ ABC устанавливаются органом по сертификации.

На ЕЭ ABC должна быть установлена огнестойкая табличка, содержащая следующую информацию:

а) наименование (обозначение) и номер ЕЭ ABC;

б) номер сертификата летной годности ЕЭ ABC;

в) государственный и регистрационный опознавательные знаки ЕЭ ABC.

 

Статья 36. Допуск к эксплуатации гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов

В соответствии с комментируемой статьей допуск к эксплуатации гражданских судов и государственных воздушных судов осуществляется при наличии сертификатов летной годности, выданных на основании сертификата типа и подтверждающих соответствие этих воздушных судов требованиям к летной годности гражданских судов и охране окружающей среды.

Во исполнение указанного положения, а также в целях реализации положений приказа Министерства транспорта РФ от 17 мая 2001 г. N 88 "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации"*(45) утверждены Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (приказ Минтранса России от 17 апреля 2003 г. N 118)*(46) и Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132)*(47).

Федеральные авиационные правила "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов (ЕЭВС) авиации общего назначения" (далее — Положение) содержат процедуры, обеспечивающие сертификацию ЕЭВС и общие технические требования к ЕЭВС. Положение действует в рамках Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее — ССГА), установленной в соответствии с приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88. Положение обязательно для физических и юридических лиц при допуске к эксплуатации и поддержании летной годности ЕЭВС.

Содержащиеся в вышеуказанных правилах процедуры и общие технические требования применяются к следующим ЕЭВС:

а) самолеты с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех;

б) планеры с максимальной взлетной массой не более 750 кг, с количеством людей на борту не более двух;

в) планеры с мотором, с максимальной взлетной массой не более 900 кг, с количеством людей на борту не более двух;

г) вертолеты и автожиры с максимальной взлетной массой не более 700 кг, с количеством людей на борту не более двух;

д) аэростатические воздушные суда — свободные и привязные аэростаты (газонаполненные, тепловые и комбинированные) с объемом оболочки не более 3500 куб. м, с массой незагруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 450 кг и количеством людей на борту не более пяти, дирижабли с объемом оболочки не более 4000 куб. м и количеством людей на борту не более двух.

Кроме того, к ЕЭВС также относятся отдельные исторические экземпляры воздушных судов, восстановленные до требований летной годности. Первым шагом является подача заявителем заявления на сертификацию ЕЭВС в орган по сертификации. Заявитель отвечает за достоверность представленных в заявке сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Орган по сертификации в двухнедельный срок уведомляет заявителя о принятии к рассмотрению или мотивированном отказе в принятии заявки на сертификацию ЕЭВС (в случае, если не в полном объеме представлена сопроводительная документация или ее качество не позволяет провести оценку соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС). При положительном решении орган по сертификации поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям. Заявитель предъявляет ЕЭВС в центр по сертификации для проведения данных работ. Программа проведения данных работ разрабатывается центром по сертификации на основе требований к летной годности ЕЭВС и утверждается органом по сертификации.

Программа должна включать:

— проверку конструкторской и эксплуатационной документации;

— проведение детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем и оборудования (включая применение инструментального контроля);

— проведение наземных и летных испытаний.

Результатом реализации программы является определение соответствия представленного заявителем ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

По результатам работ центр по сертификации оформляет заключение по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Центр по сертификации при положительных выводах указанного заключения формирует комплексное заключение (аттестат о годности к эксплуатации), которое действует до утилизации ЕЭВС. Указанные документы передаются заявителю и в орган по сертификации. После этого орган по сертификации принимает решение о выдаче заявителю сертификата летной годности ЕЭВС, согласовывает комплект эксплуатационной документации ЕЭВС. В случае признания ЕЭВС не соответствующим установленным требованиям к ЕЭВС орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин и второй экземпляр заключения по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС. Сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре ССГА. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации. Сертификат летной годности ЕЭВС действует в течение года. Продление сертификата летной годности ЕЭВС производится в порядке первоначального получения сертификата летной годности ЕЭВС. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС), осуществивший изменения конструкции ЕЭВС, его компонентов или эксплуатационной документации, должен известить орган по сертификации об этих изменениях и представить ЕЭВС для оценки соответствия. Орган по сертификации приостанавливает действие сертификата летной годности ЕЭВС в случае выявления несоответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС и извещает об этом уполномоченные органы Минтранса России. Заявитель (держатель сертификата летной годности ЕЭВС) предоставляет возможность проведения инспекционного контроля летной годности ЕЭВС, своевременно выполняет процедуры регистрации ЕЭВС и обеспечивает поддержание летной годности ЕЭВС путем:

а) технического обслуживания ЕЭВС в соответствии с согласованным с органом по сертификации комплектом эксплуатационной документации, учета и устранения отказов, неисправностей и повреждений, возникающих при эксплуатации ЕЭВС;

б) незамедлительного информирования органа по сертификации, выдавшего сертификат летной годности ЕЭВС, об инцидентах и авиационных происшествиях;

в) своевременного выполнения требований нормативных документов, касающихся поддержания летной годности.

Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат летной годности ЕЭВС, при необходимости привлекая к работе по инспекционному контролю центр по сертификации. Инспекционный контроль летной годности ЕЭВС осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, выдавшим сертификат летной годности ЕЭВС. Плановый инспекционный контроль летной годности ЕЭВС проводится не чаще двух раз в год. При наличии информации о нарушении правил по эксплуатации, а также летной годности ЕЭВС действие сертификата летной годности ЕЭВС приостанавливается и проводится внеочередной инспекционный контроль летной годности ЕЭВС. По результатам инспекционного контроля летной годности составляется Акт инспекционного контроля летной годности ЕЭВС.

Экземпляр ВС соответствует требованиям летной годности, если он соответствует типовой конструкции, то есть если для данного экземпляра ВС и его документации выполняются следующие требования:

— судовые документы соответствуют требованиям Воздушного кодекса РФ и технических документов специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

— эксплуатационная документация содержит все изменения и дополнения, которые должны быть внесены в нее своевременно и в полном объеме;

— пономерная документация соответствует требованиям к технической документации и содержит все необходимые записи;

— экземпляр ВС и каждый компонент ВС имеет остаток ресурса и срока службы, достаточные для выполнения полета; полностью укомплектован согласно перечню в пономерной документации (формуляры, бортовой журнал и др.);

— на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнен полный комплекс технического обслуживания и ремонта в организациях по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, сертифицированных в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ФАП-145)", утвержденными приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19 февраля 1999 г. N 41*(48), и устранены все неисправности;

— на экземпляре ВС и всех его компонентах выполнены все работы (разовые осмотры, проверки и доработки), предусмотренные техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

— в каждом компоненте экземпляра ВС выполнены все замены агрегатов, деталей и комплектующих изделий с ограниченным ресурсом или сроком службы согласно их эксплуатационной документации и техническим документам специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

— для экземпляра ВС и всех его компонентов любые запасные комплектующие изделия и части, а также оборудование соответствуют их типовой конструкции и устанавливаются в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации;

— сохранены основные летные характеристики экземпляра ВС, то есть их соответствие характеристикам, указанным в руководстве по летной эксплуатации, что подтверждено материалами контрольного полета, предусмотренного эксплуатационной документацией или техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации;

— экземпляр ВС в соответствии с эксплуатационной документацией и техническими документами специально уполномоченного органа в области гражданской авиации Российской Федерации укомплектован средствами радиосвязи, навигационным оборудованием и соответствующей документацией, обеспечивающими полеты в заявленных условиях навигации;

— раскраска экземпляра ВС соответствует утвержденному специально уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации типу и эксплуатационной документации.

Для определения степени соответствия экземпляра ВС установленным требованиям могут использоваться (отдельно или в комбинации):

— предусмотренные его эксплуатационной документацией методы, методики и технические средства, используемые для получения объективной оценки технического состояния и летной годности экземпляра ВС (или его компонента), введенные в действие установленным порядком;

— контрольный полет и контрольное руление;

— экспертиза документов, то есть анализ документов, представленных заявителем;

— экспертная оценка, оформленная письменно соответствующим актом;

— оценка аутентичности комплектующих изделий.

 

Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов

Федеральные авиационные правила "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации" (приказ Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132*(49)) распространяются на экземпляры ВС, имеющие сертификат типа (аттестат о годности к эксплуатации) и подлежащие регистрации или зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, содержат технические требования к летной годности экземпляра ВС и процедуры, обеспечивающие сертификацию экземпляра ВС.

 

Статья 38. Позывной радиосигнал воздушного судна

Данная статья предусматривает обязательное присвоение каждому гражданскому воздушному судну, имеющему средства радиосвязи, позывного радиосигнала. При этом судна государственной и экспериментальной авиации должны иметь сменный позывной сигнал и номер рейса при выполнении полетов по воздушным трассам или местным воздушным линиям с посадками на гражданских аэродромах

 

Статья 39. Ограничение права пользования гражданскими воздушными судами

Положением комментируемой статьи установлено, что в военное время и(или) при введении военного, чрезвычайного положения допускается ограничение права пользования гражданскими воздушными судами в виде привлечения к воздушным перевозкам для государственных нужд, временного изъятия гражданских воздушных судов, а также иные ограничения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"*(50) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом Российской Федерации в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Указанным Федеральным конституционным законом установлено, что в период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностные лица могут возлагаться дополнительные обязанности.

Понятие "чрезвычайное положение" введено Федеральным конституционном законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"*(51) (далее — ФКЗ). В соответствии с положениями указанного ФКЗ чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и названным ФКЗ на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

 

Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения

 

Статья 40. Аэродромы и аэропорты

Данная статья дает определение понятия аэродрома и аэропорта, в том числе и международного, под которым понимается аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья закрепляет основополагающие нормы, касающиеся наделения Правительства РФ полномочиями в области открытия аэродрома для выполнения международных полетов или международного аэропорта. При этом порядок открытия или закрытия аэродрома либо аэропорта устанавливается Федеральными авиационными правилами.

Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

— по видам поверхности взлетно-посадочных полос (ВПП) — на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;

— по характеру использования — на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;

— по назначению — на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

— по расположению и использованию экипажами при полетах по трассам — на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

— по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа — на горные и равнинные;

— по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки — на категорированные и некатегорированные.

В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.

На классифицированных аэродромах должна быть подготовлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатационной готовности для взлета и посадки воздушных судов. При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стесненных условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована полоса, подготовленная как ГВПП. Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы размером менее, чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов, кроме аэродромов, могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении ФАС России*(52), кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов. По занесении аэродрома в Государственный реестр выдаются свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свидетельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается ФАС. Аэродромы, находящиеся в ведении ФАС, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств, ведомств и организаций, могут быть по решению руководителей этих министерств и ведомств выделены в качестве запасных для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на пять классов: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам. Расположение, планировка и классификация аэропортов определяются нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.

 

Статья 41. Государственная регистрация аэродромов и аэропортов

Государственной регистрации подлежат все аэродромы государственной авиации, допущенные к эксплуатации (в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации, утвержденными приказом Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440*(53). Органом, осуществляющим государственную регистрацию аэродромов государственной авиации с включением данных о них в Государственный реестр, является Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил). В процессе регистрации данные заносятся в Государственный реестр, который является контрольно-учетным элементом системы государственной регистрации и допуска аэродрома к приему определенного типа воздушных судов в соответствии с представляемыми документами. После занесения аэродрома в Государственный реестр выдается свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома государственной авиации к эксплуатации сроком на 5 лет, по истечении которого производится перерегистрация аэродрома. Эксплуатация аэродрома государственной авиации запрещена в целях приема и выпуска воздушных судов, не имеющего свидетельства или с просроченным сроком его действия. Выдача свидетельств осуществляется Министерством обороны РФ (Главным командованием Военно-воздушных сил).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, организаций, главнокомандующие (командующие) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находится регистрируемый аэродром, для внесения аэродрома в Государственный реестр и получения свидетельства должны представить в Министерство обороны РФ (Главное командование Военно-воздушных сил) соответствующие ходатайства с приложением заверенных в установленном порядке копий акта обследования аэродрома, приказа о допуске аэродрома к эксплуатации на основании акта обследования.

В случае положительного решения орган государственной регистрации обязан в течение 15 дней со дня получения документов зарегистрировать аэродром и выдать свидетельство старшему авиационному начальнику аэродрома.

Свидетельство должно быть учтено и храниться в базирующейся на аэродроме авиационной организации, авиационной части, авиационном подразделении, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, организации, органу военного управления, которым на правах оперативного управления или хозяйственного ведения принадлежит аэродром. Копии свидетельств хранятся в органе государственной регистрации, их выдавшем.

В случае продления срока действия свидетельства в орган государственной регистрации, помимо документов, необходимых для регистрации, представляется подлинник свидетельства, в котором делается отметка о продлении срока действия. В случае выявления несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации действие свидетельства может быть приостановлено. Приостановка действия свидетельства осуществляется непосредственно органом, его выдавшим. Основанием приостановления является наличие заключения комиссии по проверке фактов несоответствия состояния элементов аэродрома или его оборудования требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов или несвоевременной перерегистрации. О приостановлении действия свидетельства в обязательном порядке информируются соответствующий руководитель федерального органа исполнительной власти, организации, органа военного управления, в чьем ведении находится аэродром, старший авиационный начальник аэродрома, а также органы, формирующие документы аэронавигационной информации. Для возобновления действия свидетельства необходимо представить комплект документов, подтверждающих устранение выявленного несоответствия состояния элементов аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов.

На федеральные органы исполнительной власти, организации, Главные командования (командования) видов (родов войск) Вооруженных Сил РФ, объединения ВВС и ПВО (авиационные объединения) возложена обязанность вести учет свидетельств, выданных органом государственной регистрации, своевременно представлять сведения органу государственной регистрации обо всех возникших в процессе эксплуатации изменениях в оснащении и состоянии аэродромов и оборудования.

Под аэродромом экспериментальной авиации понимается аэродром, главным предназначением которого является обеспечение полетов экспериментальных воздушных судов с целью проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Аэродромы экспериментальной авиации, на которые оформлено свидетельство о годности (документ, удостоверяющий соответствие аэродрома экспериментальной авиации требованиям нормы годности к эксплуатации военных аэродромов — НГВА-92) и других нормативных правовых актов, государственную регистрацию аэродрома и дающий право его владельцу на эксплуатацию аэродрома в течение указанного в нем срока), регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации (документ о государственной регистрации аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации).

В свидетельство о годности заносится регистрационный номер аэродрома, значащийся в Государственном реестре аэродрома экспериментальной авиации. При продлении срока действия свидетельства о годности регистрационный номер аэродрома не изменяется. Регистрация осуществляется отделом летной службы и экспериментальной авиации, который является структурным подразделением Минэкономики России и действует в соответствии с Положением об Отделе летной службы и экспериментальной авиации (приказ Минэкономики России от 19 июня 1998 г. N 232).

Главной задачей Отдела являются осуществление государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, обеспечение государственного контроля за летной годностью авиационной техники, соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов. Аэродромы исключаются из Государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации в случаях:

— закрытия аэродрома;

— прекращения действия свидетельства о годности;

— заявления владельца свидетельства о годности (эксплуатанта аэродрома) в связи с переводом аэродрома в другой вид авиации.

Аэродромы экспериментальной авиации, являющиеся аэродромами совместного базирования (аэродром экспериментальной авиации, на котором совместно с экспериментальными воздушными судами базируются государственные и (или) гражданские воздушные суда), регистрируются в Государственном реестре аэродромов экспериментальной авиации.

Государственная регистрации прав на аэродром либо на аэропорт проводится учреждениями юстиции. Порядок государственной регистрации прав на недвижимые вещи и сделок с ними определяется правилами, содержащимися в Гражданском кодексе РФ, в Федеральных авиационных правилах государственной регистрации аэродромов государственной авиации и др.

В настоящее время действует Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Данным актом законодательства определено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130-132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, регистрация которых осуществляется в специальных государственных реестрах, ведущихся по каждому виду объектов.

 

Статья 42 Объекты единой системы организации воздушного движения

Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на Единую систему (далее — ЕС ОрВД), состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области организации использования воздушного пространства, а также функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, образуемая Правительством РФ.

В соответствии с Положением о Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605) межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации (далее — Межведомственная комиссия) является органом, осуществляющим координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по вопросам организации использования воздушного пространства, функционирования, финансирования, модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. Территориальными органами Межведомственной комиссии являются зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации. В своей работе Межведомственная комиссия осуществляет:

а) координацию деятельности в области использования воздушного пространства федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, действующих в сфере ведения этих органов, а также всех пользователей воздушного пространства;

б) координацию и контроль деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по содержанию и эксплуатации Единой системы;

в) организацию мероприятий по рациональному распределению воздушного пространства в интересах экономики, обороны и безопасности государства, обеспечению непрерывности обслуживания воздушного движения (управления полетами);

г) контроль деятельности органов Единой системы;

д) контроль за техническим перевооружением, модернизацией и развитием Единой системы;

е) подготовку предложений о порядке перевода Единой системы с мирного на военное положение.

Также Межведомственная комиссия для выполнения возложенных на нее задач:

а) принимает в пределах своей компетенции решения, необходимые для координации действий федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в области использования воздушного пространства и функционирования Единой системы;

б) рассматривает предложения по приоритетным направлениям развития органов Единой системы;

в) рассматривает предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства, правил его использования и представляет их в установленном порядке на утверждение;

г) рассматривает предложения по совершенствованию форм и методов обслуживания воздушного движения (управления полетами);

д) рассматривает концепции развития, программы и планы оснащения органов Единой системы техническими средствами связи и автоматизации, радиотехническими средствами;

е) координирует научные исследования по проблемам использования воздушного пространства, модернизации и развития Единой системы;

ж) осуществляет анализ и обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Межведомственной комиссии, разрабатывает и представляет предложения по его совершенствованию;

з) рассматривает и корректирует планы взаимодействия органов Единой системы с соответствующими органами других государств.

Права Межведомственной комиссии:

а) привлекать для участия в работе, в том числе для проведения консультаций и экспертиз, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, квалифицированных специалистов;

б) направлять в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации предложения о проведении комплексных исследований использования воздушного пространства, а также о прекращении разработки и производства не отвечающих требованиям единой технической политики радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами);

в) осуществлять контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивать у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами);

г) рассматривать предложения и принимать решения о привлечении ведомственных органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и об использовании радиотехнических и других средств обслуживания воздушного движения (управления полетами) для организации использования воздушного пространства;

д) вносить в установленном порядке в Правительство РФ предложения по вопросам, требующим его решения.

Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров Единой системы), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.

Согласно приложению к приказу Минобороны России и Минтранса России от 7 декабря 2002 г. N 482/156*(54) Положение об оперативных органах (о центрах) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации определяет с 1 июня 2003 г. следующую структуру оперативных органов ЕС ОрВД:

— главный центр ЕС ОрВД (далее — ГЦ), состоящий из военного и гражданского секторов;

— зональные центры ЕС ОрВД (далее — ЗЦ), состоящие из военного и гражданского секторов;

— вспомогательные зональные центры ЕС ОрВД (далее — ВЗЦ), состоящие из гражданского сектора;

— районные центры ЕС ОрВД (далее — РЦ), состоящие из военного и (или) гражданского секторов;

— вспомогательные районные центры ЕС ОрВД (далее — ВРЦ), состоящие из военного и (или) гражданского секторов;

— органы обслуживания воздушного движения аэропортов гражданской авиации, в том числе федерального значения, территориально совмещенные с районными (вспомогательными районными) центрами (далее — органы ОВД аэропортов).

Для каждого оперативного органа установлена подведомственная зона или территория, на которой осуществляется организация использования воздушного пространства.

Оперативные органы ЕС ОрВД свою деятельность осуществляют:

а) ГЦ — в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию;

б) ЗЦ — в установленной для него зоне;

в) односекторный ВЗЦ — в установленной для него зоне, являющейся частью зоны ЗЦ;

г) двухсекторный РЦ — в установленном для него районе;

д) односекторный РЦ — в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного РЦ;

е) двухсекторный ВРЦ — в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного РЦ;

ж) односекторный ВРЦ — в установленном для него районе, являющемся частью района двухсекторного (односекторного) РЦ, или на участках воздушных трасс и местных воздушных линий;

з) орган ОВД аэропорта — в установленном для него районе.

На центры ЕС ОрВД возлагается решение следующих задач:

а) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными Воздушным кодексом РФ;

— обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

— обеспечение экономичности, регулярности и безопасности воздушного движения;

— обслуживание (управление) воздушного движения;

— организация потоков воздушного движения;

— организация воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

— контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;

— согласование предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации;

— предотвращение столкновений воздушных судов;

— участие в оказании помощи воздушным судам, терпящим или потерпевшим бедствие, а также в обеспечении поисково-спасательных работ.

Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России.

Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом РФ, военные органы Единой системы планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами Единой системы Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

 

Статья 43 Отвод участка земли или поверхности воды

В статье 40 Воздушного кодекса РФ закреплены понятия "аэропорт" и "аэродром". Аэродром — участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенными для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. К землям воздушного транспорта относятся земельные участки, занятые аэропортами, включая аэродромы, — главными объектами воздушного транспорта.

Воздушный кодекс РФ регулирует вопросы установления ограничений по использованию земельных участков в целях обеспечения безопасности воздушного транспорта. Так, проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ земли, используемые для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к землям транспорта. В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов воздушного транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. При этом в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ земли, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, ограничиваются в обороте.

 

Статья 44 Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования

В настоящее время существует перечень аэродромов совместного базирования, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6-р. В данный перечень Распоряжением Правительства РФ внесены некоторые изменения, а именно включены в перечень аэродромов совместного базирования авиации аэродром Остафьево (совместное базирование авиации Минобороны России, Российской оборонной спортивно-технической организации, обществ с ограниченной ответственностью "Авиапредприятие "Газпромавиа" и "Производственная многоотраслевая авиакомпания "Шар-инк Лтд.", закрытого акционерного общества "Авиационная компания "Конверс Авиа") и аэродром Ступино (совместное базирование авиации Минобороны России и Российской оборонной спортивно-технической организации), исключены из перечня аэродромов совместного базирования авиации аэродромов Абакан, Астрахань (Нариманово), Ачинск, Белгород, Бирофельд, Варфоломеевка, Вещево, Владивосток (Озерные Ключи), Вологда, Вологда (Кипелово), Воронеж (Чертовицкое), Золотая Долина (Унаши), Камень-Рыболов, Клин, Ключи Камчатские, Краснокаменск, Кречевицы, Маган, Магдагачи, Менделеево, Могоча, Нерчинск, Нерюнгри (Чульман), Нижнеангарск, Омск (Федоровка), Омск (Центральный), Орел (Южный), Остров Средний, Рыбинск (Староселье), Сальск, Санкт-Петербург (Ржевка), Сиверский, Славгород (Северный), Смоленск (Южный), Советская Гавань (Знаменский), Стерлитамак, Сыктывкар, Таганрог, Тверь (Змеево), Томск (Богашово), Троицк, Тула (Клоково), Тында, Уссурийск (Барановский), Халактырка, Хатанга, Черниговка, Чита (Кадала), Чокурдах, Шилка, Шмидта — мыс, Якутск, Туношна, ЦКА имени М.В.Фрунзе. Этим же распоряжением исключено базирование авиации Минобороны России на аэродромах Воркута, Красноярск (Емельяново), Магадан (Сокол), Мурманск, Оренбург (Центральный), Проведения Бухта и Южно-Сахалинск (Хомутово), авиации МЧС России на аэродроме Барнаул (Михайловка), авиации ФПС России на аэродромах Буревестник и Псков, авиации МВД России на аэродроме Магадан (Сокол), авиации Росавиакосмоса на аэродромах Воронеж (Балтимор) и Калуга (Грабцево), авиации авиакомпании "Моздокские авиалинии" на аэродроме Моздок.

Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры" (утверждены приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 24 апреля 2000 г. N 98) установлены общие требования к аэропорту, а именно:

1. Для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов — потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности:

— аэродромное обеспечение;

— электросветотехническое обеспечение;

— радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь;

— обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения;

— авиатопливообеспечение воздушных перевозок;

— осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

— инженерно-авиационное обеспечение;

— обеспечение авиационной безопасности;

— обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов;

— штурманское обеспечение;

— поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;

— метеорологическое обеспечение.

2. В аэропортах регионального значения может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

— электросветотехническому обеспечению;

— радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

— штурманскому обеспечению.

В аэропортах местных воздушных линий может не осуществляться аэропортовая деятельность по:

— электросветотехническому обеспечению;

— радиотехническому обеспечению и авиационной электросвязи;

— обеспечению обслуживания (управления) воздушного движения;

— авиатопливообеспечению воздушных перевозок;

— осуществлению контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов;

— инженерно-авиационному обеспечению.

При этом должны быть внесены соответствующие записи в инструкцию по производству полетов.

В соответствии с документами, регламентирующими деятельность аэропортов, принятыми в установленном порядке, для выполнения указанных услуг аэропорт должен иметь:

— аэродром;

— аэровокзал;

— склад горюче-смазочных материалов;

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector