Постатейный комментарий 1 к Воздушному кодексу Российской Федерации
См.
Глава II. Государственное регулирование (ст.ст. 10 — 19)
Глава III. Государственное регулирование (ст.ст. 20 — 26)
деятельности в области авиации
Глава IV. Государственный контроль за (ст.ст. 27 — 31)
деятельностью в области гражданской
Глава V. Воздушные суда (ст.ст. 32 — 39)
Глава VI. Аэродромы, аэропорты и объекты (ст.ст. 40 — 51)
Глава VII. Авиационный персонал (ст.ст. 52 — 55)
Глава VIII. Экипаж воздушного судна (ст.ст. 56 — 60)
Глава IХ. Авиационные предприятия (ст.ст. 61 — 65)
Глава Х. Полеты воздушных судов (ст.ст. 66 — 78)
Глава ХI. Международные полеты воздушных (ст.ст. 79 — 82)
Глава ХII. Авиационная безопасность (ст.ст. 83 — 85)
Глава ХIII. Поиск и спасание (ст.ст. 86 — 94)
Глава XIV. Расследования авиационного (ст.ст. 95 — 99)
Глава XV. Воздушные перевозки (ст.ст. 100 — 113)
Глава XVI. Авиационные работы (ст.ст. 114 — 115)
Глава XVII. Ответственность перевозчика, (ст.ст. 116 — 135)
эксплуатанта и грузоотправителя
Глава XVIII. Заключительные положения (ст.ст. 136 — 137)
Приложения к главе I. Общие положения
Приложение N 1. Журнал учета документов аэронавигационной
Приложение N 2. Журнал регистрации донесений об изменениях
аэронавигационных данных на аэродроме
Приложение N 3. Журнал регистрации НОТАМ и поправок к документам
Приложение N 4. Таблица рекомендуемого минимального потребного
количества экземпляров документов АИ
Приложение N 5. Бюллетень предполетной информации
Приложение N 6. Акт о результатах расследования нарушения
порядка использования воздушного пространства
Приложение N 7. Докладная записка
Приложение N 8. Перечень документации, необходимой организации
для электросветотехнического обеспечения полетов
Приложение N 9. Перечень документации, регламентирующей
деятельность и (или) подлежащей ведению службой
Приложение N 10. Заявка на проведение сертификации
Приложение N 11. Перечень документации, представляемой заявителем
в орган по сертификации для получения
Приложение N 12. Сертификат соответствия в системе сертификации
в гражданской авиации Российской Федерации
Приложение N 13. Заявка на проведение сертификации организации —
Приложение N 14. Уведомление о принятом предварительном решении
Приложение N 15. Перечень наземной авиационной техники,
применение которой в аэропортовой деятельности
допускается при наличии сертификата типа
(за исключением техники, ранее принятой
на оснащение гражданской авиации)
Приложение N 16. Перечень необходимой документации,
представляемой заявителем в орган
по сертификации аэропортов для получения
сертификата соответствия аэропорта
Приложение N 17. Заявка на проведение сертификации организации
авиатопливообеспечения воздушных перевозок
Приложение N 18. Перечень документации, представляемой заявителем
в орган по сертификации для получения
Приложение N 19. Заявка на сертификацию для выполнения полетов
на внутренних (международных) воздушных линиях
Приложение N 20. Номенклатура объектов гражданской авиации,
подлежащих обязательной сертификации
в гражданской авиации Российской Федерации
Приложения к главе V. Воздушные суда
Приложение N 1. Государственный реестр государственных воздушных
Приложение N 2. Свидетельство о государственной регистрации
государственного воздушного судна
Приложение N 3. Заявление о государственной регистрации
государственного воздушного судна
Приложение N 4. Акт проверки технического состояния
государственного воздушного судна
Приложение N 5. Заявление о замене (выдаче дубликата, внесении
изменений) Свидетельства о государственной
регистрации государственного воздушного судна
Приложение N 6. Свидетельство об исключении
Приложение N 7. Заявка на сертификацию экземпляра воздушного
Приложение N 8. Заключение по оценке соответствия экземпляра
гражданского воздушного судна установленным
Приложение N 9. Комплексное заключение
Приложение N 10. Акт инспекционного контроля летной годности
экземпляра гражданского воздушного судна
Приложение N 11. Заявка на сертификацию единичного экземпляра
воздушного судна авиации общего назначения
Приложение N 12. Заключение по оценке соответствия единичного
экземпляра воздушного судна авиации общего
назначения установленным требованиям к ЕЭВС
Приложение N 13. Комплексное заключение (Аттестат о годности
Приложение N 14. Сертификат летной годности единичного экземпляра
воздушного судна авиации общего назначения
Приложение N 15. Акт инспекционного контроля летной годности
единичного экземпляра воздушного судна авиации
Приложения к главе VI. Аэродромы, аэропорты и объекты Единой
Системы Организации Воздушного Движения
Приложение N 1. Свидетельство о государственной регистрации
и годности аэродрома к эксплуатации
Приложения к главе VII. Авиационный персонал
Приложение N 1. Оснащение здравпункта
Приложение N 2. Оснащение укладки поста санитарного транспорта
аэродрома (пста), сумки (чемодана) дежурного
медицинского персонала здравпункта
Приложение N 3. Оснащение расходной бортовой медицинской аптечки
Приложение N 4. Оснащение аварийной бортовой медицинской аптечки
Приложение N 5. Ориентировочные сроки ограничения
профессиональной деятельности авиационного
персонала ЭА — освобождение от летной работы
(полетов, работы, парашютных прыжков,
руководства полетами), в связи с остаточными
явлениями после перенесенных заболеваний и травм
Приложение N 6. Журнал предполетного и послеполетного
(при необходимости) медицинского осмотра
авиационного персонала экспериментальной авиации
Приложение N 7. Справка об отстранении от полетов (руководства
Приложение N 8. Медицинское свидетельство
Приложение N 9. Справка ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) о медицинском
Приложение N 10. Заявление о медицинском освидетельствовании
Приложение N 11. Медицинский анамнез за предшествующий
Приложение N 12. Свидетельство о болезни
Приложения к главе IX. Авиационные предприятия
Приложение N 1. Свидетельство эксплуатанта авиации общего
Приложение N 2. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта
Приложение N 3. Разрешение на открытие представительства
Приложения к главе XI. Международные полеты воздушных судов
Приложение N 1. Акт об обнаружении и изъятии бортовых средств
Приложение N 2. Протокол опроса
Приложение N 3. Отчет летной подкомиссии
Приложение N 4. Отчет инженерно-технической подкомиссии
Приложение N 5. Отчет административной подкомиссии
Приложение N 6. Акт расследования авиационного происшествия
Приложение N 7. Дело расследования
Приложение N 8. Перечень событий, подлежащих расследованию
Приложение N 9. Акт расследования авиационного инцидента
Приложение N 10. Дело расследования
Приложение N 11. Акт расследования
Приложение N 12. Отчет летной подкомиссии по результатам работ,
проведенных в связи с расследованием
Приложение N 13. Отчет инженерно-технической подкомиссии
о результатах работ, проведенных в связи
Приложение N 14. Отчет административно-штабной подкомиссии
по результатам работ, проведенных в связи
Приложение N 15. Перечень авиационных событий, которые относятся
к авиационным инцидентам и подлежат
Приложение N 16. Акт расследования серьезного авиационного
Приложение N 17. Отчет по результатам расследования серьезного
авиационного инцидента (авиационного инцидента)
Приложение к главе XV. Воздушные перевозки
Приложение N 1. Акт приемки оружия на период полета воздушного
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
Воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями государства, включая территориальное море, находится под его суверенитетом и входит в состав государственной территории. Боковой границей воздушной территории государства является вертикальная плоскость, проходящая через границы его сухопутной и водной территорий. Высотный предел воздушной территории государства международным правом не установлен. Многие российские юристы придерживаются мнения, что верхней его границей следовало бы признать высоту 100-110 км, что связано с минимальной высотой орбиты космического спутника.
Под суверенитетом понимается независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, то есть полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также подчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета. В принципе суверенитет государства всегда является полным и исключительным. Понятие суверенного государства лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и др. С понятием суверенного государства связано понятие суверенных прав. Суверенные права государства — это проистекающие из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц не только в пределах своей национальной территории, но и за ее пределами. В последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами. Одним из конкретных суверенных прав государства является осуществление им юрисдикции (например, в отношении своих морских и воздушных судов, космических объектов во время их нахождения за пределами национальной территории). Прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении континентального шельфа в целях разведки и разработки его природных ресурсов, что не равнозначно полному и исключительному суверенитету государства, который на континентальный шельф не распространяется. Прибрежное государство обладает также определенными суверенными правами в своей экономической зоне.
Статья 2. Воздушное законодательство Российской Федерации
Комментируемая статья относит к системе воздушного законодательства Воздушный кодекс РФ, который является основополагающим актом, действующим со дня его официального опубликования на всей территории Российской Федерации, а также и другие федеральные законы. Таких законов пока нет. Видимо, имеются в виду федеральные законы, которые планируется принять в будущем: закон о растительном мире и закон о концессии, которые будут регулировать вопросы использования воздушного пространства.
Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ разрабатываются и утверждаются в установленном Правительством РФ порядке федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила-нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации.
Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084*(1) (далее — Правила), устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства. В указанных Правилах даются определения таких понятий, как: аварийное оповещение, аэроузел, воздушная трасса Российской Федерации, воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации и др. (всего 59 наименований). Одновременно в Правилах определяются органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются:
— Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации;
— зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации;
— Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ;
— Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта России;
— оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Данные Правила обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами ОВД (управления полетами).
Что касается Федеральных авиационных правил, то на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах"*(2) они утверждаются и вводятся в действие:
— Правительством РФ, если это определено Воздушным кодексом РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;
— Министерством обороны РФ — в области государственной авиации;
— Федеральным космическим агентством — в области экспериментальной авиации;
— Федеральным агентством воздушного транспорта — в области гражданской авиации.
Федеральные правила, принятые Межгосударственным авиационным комитетом, вводятся в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
К федеральным правилам использования воздушного пространства и федеральным авиационным правилам разрабатываются соответствующие руководства, которые утверждаются Министерством обороны РФ*(3), а в отношении вопросов использования части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов, — и (или) Федеральной службой воздушного транспорта России.
Поскольку Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации, они обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.
Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
Комментируемая статья содержит своего рода стандарт, определяющий отношение национального права к международному. В случае разночтения приоритет отдается международному праву.
Следует иметь в виду, что к международному праву относятся не только межгосударственные документы, подписанные представителями Российской Федерации и ратифицированные ею в установленном порядке, но также и "общепризнанные принципы и нормы" международного права. Некоторые такие принципы и нормы прошли испытание при решении спорных дел, но многие другие считаются таковыми и без судебного признания, поскольку их придерживаются и соблюдают многие страны в своих отношениях.
В целях достижения согласия относительно определенных принципов и мер с тем, чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей и осуществляться рационально и экономично, была заключена Конвенция о международной гражданской авиации, подписанная в Чикаго 7 декабря 1944 г. Указанная Конвенция вступила в силу 4 апреля 1947 г. Для СССР она вступила в силу 14 ноября 1970 г. По состоянию на 30 июня 1995 г. — 183 участника, в том числе все государства — бывшие республики СССР.
Статья 4. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации
Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ*(4) установлена ответственность за нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации. В соответствии с положениями КоАП РФ (ст. 18.5) нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Для осуществления транзитных пролетов через воздушное пространство Российской Федерации установлен разрешительный порядок. Компетенция федеральных органов исполнительной власти по выдаче таких разрешений определена в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации.
Воздушные суда при транзитном пролете через воздушное пространство РФ должны соблюдать запреты и ограничения, определенные в ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации"*(5). Такими ограничениями являются:
— пересечение воздушными судами Государственной границы по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, устанавливаемых Правительством РФ и публикуемых в документах аэронавигационной информации. Пересечение Государственной границы вне выделенных воздушных коридоров, кроме случаев, указанных в части двенадцатой статьи 9, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации; запрещаются (кроме оговоренных случаев):
а) посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов;
б) вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством РФ для международных полетов. В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из РФ, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям Министерства транспорта и связи РФ или Министерства обороны РФ, согласованным с Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной таможенной службой РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ;
в) залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.
Согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 306*(6) запрещается транзитный пролет через территорию Российской Федерации воздушных судов, перемещающих вооружение, военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения образуют следующие противоправные действия:
— угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости России или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
— любые маневры или учения с оружием любого вида;
— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности РФ;
— любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность РФ;
— подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата;
— подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого военного устройства;
— пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законодательством РФ;
— нарушение правил, относящихся к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.
Основываясь на положениях ст. 9 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации", к таким противовоправным действиям можно, в частности, отнести:
— посадку в аэропортах, на аэродромах РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов;
— залет в запретные для полетов районы, о которых сообщено для всеобщего сведения.
Субъектами правонарушения являются только юридические лица, на которых возложена обязанность по соблюдению правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море РФ или к транзитному пролету через воздушное пространство РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Статья 5. Отношения, регулируемые воздушным законодательством Российской Федерации
Статья уточняет круг отношений, который регулируется нормами воздушного законодательства Российской Федерации. Назначением норм воздушного законодательства, является регулирование отношений, возникающих в связи с использованием воздушного пространства, с деятельностью в области авиации на территории Российской Федерации, в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также в связи с выполнением полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации. Приоритетными нормами, выступающими в качестве "регуляторов" указанных отношений, Воздушный кодекс РФ определил нормы, предусмотренные международным договором Российской Федерации.
Участниками регулируемых воздушным законодательством отношений являются граждане и юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности, регулируемой воздушным законодательством, и на которые возложена ответственность этого органа. В регулируемых воздушным законодательством отношениях участвуют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в зависимости от принадлежности имущества авиации.
Статья 6. Понятие специально уполномоченных органов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации"*(7) Министерство обороны РФ наделено правом осуществления полного государственного регулирования использования воздушного пространства. При этом Федеральная служба воздушного транспорта России осуществляет государственное регулирование использования той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г.*(8), является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, который включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Однако, необходимо отметить, что в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(9) (Приложение N 1) утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой Министерство транспорта Российской Федерации упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы вновь образованному Министерству транспорта и связи Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить в 2-месячный срок положения о федеральных органах исполнительной власти. Представляется, что функции Министерства транспорта Российской Федерации в области гражданской авиации будут возложены на Министерство транспорта и связи Российской Федерации. Такими функциями могут быть:
— утверждение номенклатуры подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;
— участие в установленном порядке в организации и проведении сертификации категорированных и международных аэродромов, типов их оборудования, типов наземных радиотехнических средств и комплексов радиолокации, радионавигации и радиосвязи, отдельных подсистем и компонентов, автоматизированных и неавтоматизированных систем управления воздушным движением, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов по воздушным трассам, а также в осуществлении производства этого оборудования;
— участие в сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, а также в процедурах признания норм летной годности и удостоверений о годности к полетам гражданских воздушных судов иностранного производства, импортируемого наземного авиационного оборудования; выдача удостоверения о годности гражданских воздушных судов к полетам (сертификаты летной годности воздушных судов);
— ведение государственных реестров гражданских воздушных судов, аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестров лицензий, реестров федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в Российской Федерации, баз и банков данных нормативных документов в области гражданской авиации, являющихся федеральными информационными ресурсами;
— осуществление государственного контроля обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их эксплуатации;
— участие в установленном Правительством РФ порядке в расследовании авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации и с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; организация и проведение расследования чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений гражданских воздушных судов на территории Российской Федерации, участие в расследовании таких событий с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на территории других государств; ведение учета авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов с гражданскими воздушными судами и их повреждений;
— организация и контроль поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов и объектов инфраструктуры гражданской авиации;
— участие в проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также проведение по ним служебных расследований;
— выполнение функции государственного заказчика федеральных целевых программ развития гражданской авиации, создания и испытания авиационной и наземной техники, систем и средств организации воздушного движения, совместно с Министерством обороны РФ — программ модернизации единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждение технических условий на поставляемую серийную технику;
— утверждение по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации программ и планов оснащения гражданских органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации средствами радиолокации, радионавигации и радиосвязи, автоматизированными комплексами, предназначенными для планирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения, а также программ и планов оснащения гражданских воздушных судов средствами государственного радиолокационного опознавания;
— выполнение функции государственного заказчика в области аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключение с пользователями воздушного пространства соглашения об аэронавигационном обслуживании;
— организация взимания платы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, распределение полученных средств между организациями по аэронавигационному обслуживанию и осуществление контроля за целевым и эффективным их использованием;
— установление формы перевозочных документов (билета, багажной квитанции, грузовой накладной), удостоверяющих заключение договора о перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза; формы почтовой накладной, удостоверяющей договор о перевозке почты воздушным транспортом;
— утверждение в установленном порядке правил формирования, применения и регистрации тарифов, взимания сборов (включая разработку и утверждение их перечня) в области гражданской авиации;
— утверждение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в соответствии с межправительственными соглашениями — тарифов на международные перевозки;
— установление классификации районов воздушного пространства по видам обслуживания воздушного движения;
— участие в разработке и реализации планов развития системы контроля воздушного пространства, создании единых радиолокационных и радионавигационных полей, полей радиосвязи;
— организация и осуществление контроля летной работы, выдача сертификатов (свидетельств) авиационному персоналу гражданской авиации;
— разработка и организация выполнения мероприятий по развитию материально-технической базы для технического обслуживания и ремонта авиационной техники и топливозаправочных комплексов;
— согласование с полномочными государственными органами гражданской авиации других государств маршрутов и частоты полетов, типов воздушных судов и предоставляемых емкостей, квот на международные воздушные перевозки и условий их выполнения;
— утверждение в установленных случаях требований к состоянию здоровья авиационного персонала, организация и совершенствование проведения врачебно-летной экспертизы и оказание лечебно-профилактической помощи;
— осуществление организационно-методического руководства авиационной медициной и координации деятельности в области охраны труда и медицинского обслуживания работников в сфере гражданской авиации;
— осуществление функции головной организации по обеспечению участия Российской Федерации в Международной организации гражданской авиации; обеспечение деятельности Комиссии Российской Федерации по делам Международной организации гражданской авиации.
Статья 7. Принадлежность имущества авиации
Комментируя данную статью, необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. Впредь до его принятия в соответствии со ст. 4 Вводного закона*(10) на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1*(11) и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности"*(12). В частности, в Приложении N 1 и 2 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ.
Предприятия воздушного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Указанным постановлением установлено также что объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Кроме того, управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ. Оно может делегировать министерствам и ведомствам в соответствии с законодательными актами Российской Федерации следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:
— заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
— утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений;
— заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров.
Правительство РФ может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.
Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает перечень лиц и объектов, подлежащих обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы порядка проведения сертификации, а также устанавливающими сертификационные требования к указанным в комментируемой статье категориям лиц и объектам.
Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.), Международные стандарты и Рекомендуемая практика (Приложения к Конвенции) установили, что юридические лица — разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности подлежат обязательной сертификации.
Система сертификации гражданской авиации (далее — ССГА) создана специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"*(13) и Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации. Указанный ФЗ утратил свою силу с 1 июля 2003 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(14) (далее — Федеральный закон), который регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, а также оценке соответствия.
В соответствии с положениями Федерального закона федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Исключение составляют случаи отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. В этом случае обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.
Кроме того, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
Необходимо отметить, что со дня вступления в силу Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Со дня вступления в силу Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.
Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
Поскольку со дня вступления в действие Федерального закона прошло не так много времени, соответствующие нормативные акты, призванные урегулировать вопросы сертификации продукции и услуг, находятся в стадии разработки.
На территории Российской Федерации действуют Федеральные авиационные правила "Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 17 мая 2001 г. N 88*(15) (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 24 июля 2001 г., регистрационный N 2812). Указанный документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации. Предназначен для применения участниками ССГА и разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (Приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и другими нормативными актами. В соответствии с указанными Федеральными авиационными правилами ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ). Проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.
Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами ее нормативной базы.
Целью сертификации является создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации, обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ.
В целях реализации положений комментируемой статьи разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы проведения сертификации, а также устанавливающих сертификационные требования к организациям, учреждениям, объектам, подлежащим обязательной сертификации.
Распоряжением Минтранспорта России от 24 июня 2002 г. N НА-217р утверждена Номенклатура объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приложение N 20).
Необходимо обратить внимание, что во исполнение требований Положения о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации утверждено и введено в действие Положение об Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (распоряжение Минтранса России от 1 октября 2003 г. N НА-292-р). Положение устанавливает порядок организации работы Апелляционной комиссии Центрального органа Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее — Апелляционная комиссия ЦО ССГА), ее организационную структуру, функции, права, обязанности, ответственность и порядок рассмотрения поданных участниками сертификации апелляций. Апелляционная комиссия ЦО ССГА создана с целью рассмотрения и принятия решения по спорным вопросам между участниками сертификации в Системе сертификации в ССГА.
Основной задачей Апелляционной комиссии ЦО ССГА является рассмотрение апелляций (жалоб, претензий) заявителей, связанных с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, инспекционного контроля, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации.
Статья 9. Лицензирование деятельности в области авиации
Законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(16), в соответствии с которым лицензированию подлежат, в частности, перевозки воздушным транспортом пассажиров; перевозки воздушным транспортом грузов; деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения; деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов; деятельность по ремонту воздушных судов; деятельность по применению авиации в отраслях экономики. Кроме того, лицензированию подлежат: разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
В соответствии с указанным Федеральным законом Правительство РФ, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, а также устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с комментируемой статьей постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85*(17) утверждены Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации, которые действуют до момента вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс РФ.
Поскольку такого закона еще нет, в соответствии с указанными Правилами лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
а) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;
б) обслуживание воздушного движения, а также обслуживание воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
в) проведение авиационных работ для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе выполняемых в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;
г) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;
д) деятельность общественных объединений в области авиации:
— по подготовке специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала для обеспечения полетов воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей;
— по осуществлению контроля за техническим состоянием и безопасностью эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, предназначенных для спортивных, учебных, рекламных и иных подобных целей.
В соответствии с указанными Правилами лицензии выдаются Федеральной авиационной службой России и в отдельных случаях ее региональными управлениями. Однако, в связи с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (Приложение N 1) функции указанной Федеральной службы переданы Федеральному агентству воздушного транспорта.
Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346*(18) утверждены:
Положение о лицензировании разработки авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании ремонта авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
Положение о лицензировании испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения.
Порядок взимания платы за соответствующие лицензии установлен в Положении о временном порядке взимания платы за лицензии на осуществление лицензируемой деятельности на воздушном транспорте, утвержденном приказом Федеральной авиационной службы России от 2 августа 1996 г. N 38 "О мерах по совершенствованию организации и контроля за лицензированием перевозочной и другой деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации"*(19) установлена плата за лицензию на осуществление деятельности на воздушном транспорте в Российской Федерации в размере 0,00143 от доходов, декларируемых (планируемых) предприятием от лицензируемой деятельности на заявленный срок действия лицензии. Внесение платы за лицензию производится в 10-дневный срок со дня принятия решения лицензионной комиссией.
Оформление и выдача лицензии производятся после предъявления заявителем документов, подтверждающих перечисление денежных средств в качестве платы за лицензию. При неоплате за лицензию в установленный срок решение о выдаче лицензии аннулируется.
Выдача соответствующих лицензий гражданам и юридическим лицам, подлежащим обязательной сертификации в соответствии со ст. 8 Воздушного Кодекса РФ, при отсутствии сертификатов запрещается.
Кроме того, выдача соответствующей лицензии авиационному предприятию или индивидуальному предпринимателю может быть обусловлена возложением на него в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
Некоммерческая деятельность в области государственной, экспериментальной и гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, может осуществляться без лицензий.
Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в суде.
Статья 10. Приостановление действия сертификата и (или) лицензии или их аннулирование
В соответствии с приказом Минтранса России "О Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации" сертификат может быть аннулирован (отменен), либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.
Информация о приостановлении, отмене (аннулировании) действия сертификата доводится приостановившими или отменившими (аннулировавшими) их органами по сертификации до сведения держателя сертификата, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих лицензирующих органов.
Решение о приостановке или отмене (аннулировании) действия сертификата принимается органом по сертификации, выдавшим сертификат, и вступает в силу с момента (даты) регистрации решения в Государственном реестре ССГА.
В случае приостановления действия или аннулирования (отмены) сертификата держатель сертификата обязан прекратить использование знака соответствия.
Что касается лицензии, то в соответствии с Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:
а) представления лицензиатом соответствующего заявления;
б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
в) нарушения лицензиатом условий действия лицензии;
г) невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности предприятия, учреждения или организации, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
д) ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
Лицензионный орган в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании в письменной форме информирует об этом решении лицензиата и органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.*(20)
В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.
Лицензия считается возобновленной после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о котором не позднее, чем в 3-дневный срок с момента принятия, он сообщает лицензиату и органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Приостановление действия лицензии может осуществляться также и другими органами, которым это право предоставлено законодательством Российской Федерации.
Решения и действия лицензионных органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
См.комментарий к ст. 8 ВК РФ.
Глава II. Государственное регулирование использования
воздушного пространства
Статья 11. Использование воздушного пространства
Использование воздушного пространства Российской Федерации в рамках правового регулирования предполагает такой вид деятельности, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов, ракет и других материальных объектов. Использование воздушного пространства, связанного со строительством высотных сооружений, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и аналогичные действия также являются предметом регулирования воздушного законодательства. Пользователями воздушного пространства признаются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства. Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами предоставления заявок (расписаний, графиков) на использование воздушного пространства Российской Федерации и сообщений об использовании воздушного пространства Российской Федерации в органы ЕС ОРВД и органы ВВС и ПВО, утвержденными вышеназванным постановлением Правительства РФ.
Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено Федеральными правилами.
Использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случае:
а) отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
б) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ;
в) запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;
г) предотвращения и прекращения нарушений;
д) полетов в специальных районах.
Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы ВВС и ПВО и принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.
Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений использования воздушного пространства Российской Федерации.
Кроме того, пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов — и с органами ВВС и ПВО.
Связь и радиотехническое обеспечение центров ЕС ОрВД организуются на принципах совместного использования технических средств связи и радиотехнического обеспечения Министерства обороны РФ и предприятий гражданской авиации.
Использование средств связи и радиотехнического обеспечения гражданскими и военными секторами центров ЕС ОрВД определяется соглашениями (договорами) между Министерством обороны РФ и Федеральным агентством воздушного транспорта о порядке совместной эксплуатации таких средств. Эксплуатация указанных средств осуществляется без взаимных расчетов.
Прекращение эксплуатации радионавигационных средств, используемых при полетах воздушных судов по воздушным трассам, осуществляется:
— в отношении радионавигационных средств гражданской авиации — по решению соответствующего руководителя территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию с соответствующим командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения);
— в отношении радионавигационных средств Министерства обороны РФ — по решению соответствующего командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа Федерального агентства воздушного транспорта (Правила организации связи и радиотехнического обеспечения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084).
Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 12. Государственное регулирование использования воздушного пространства
Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложены на ЕС ОрВд, состоящую из военной и гражданской подсистем. Структура и функции руководящих и оперативных органов Единой системы определены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области организации использования воздушного пространства, а также функционирования, финансирования, модернизации и развития ЕС ОрВд осуществляет Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, образуемая Правительством РФ.
Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов военной подсистемы осуществляет Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Оперативными органами военной подсистемы являются войсковые части (военные секторы центров Ес ОрВд), подчиненные этому Управлению в специальном отношении.
Руководство и контроль за деятельностью оперативных органов гражданской подсистемы осуществляет Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта.
Функции оперативных органов гражданской подсистемы осуществляют организации аэронавигационного обслуживания, являющиеся дочерними предприятиями федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
В соответствии с полномочиями по государственному регулированию, предоставленными Воздушным кодексом РФ, военные органы ЕС ОрВД планируют использование воздушного пространства и обеспечивают разрешительный порядок его использования во взаимодействии с гражданскими органами ЕС ОрВД. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.
Статья 13. Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства
Учитывая, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование, в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства устанавливаются государственные приоритеты использования воздушного пространства в случаях возникновении потребности в использовании его одновременно двумя и более пользователями.
Перечисленные в статье приоритеты применяются в случае получения двух и более представлений на установление режимов для проведения мероприятий, совпадающих по месту и времени. В этом случае начальники дежурных смен военных секторов ГЦ и ЗЦ ЕС ОрВД имеют право переносить указанные мероприятия и обязаны немедленно информировать об этом организации, подавшие представления, и согласовывать с ними время действия в соответствии с государственными приоритетами.
В указанном случае может устанавливаться запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах путем введения временных, местных режимов или кратковременных ограничений в соответствии с государственными приоритетами.
В соответствии с Правилами разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, временный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ГЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства, в том числе на воздушных трассах Российской Федерации, а также на воздушных трассах Российской Федерации, открытых для международных полетов, и в районах гражданских аэродромов в случае:
полетов воздушных судов литера "А";
проведения поисково-спасательных мероприятий, запуска и посадки космических объектов, учений, воздушных парадов и показов новой авиационной техники, а также осуществления иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения и т.п.);
полетов на испытания (исследования) авиационной и ракетной техники, на установление рекордов, на проверку боевой готовности сил и средств ВВС и ПВО, полетов для обеспечения международных договоров Российской Федерации и полетов аэростатов.
Местный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ЗЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях в нижнем воздушном пространстве зоны ЕС ОрВД.
Кратковременные ограничения на использование воздушного пространства устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД на срок до трех часов в своих зонах (районах) ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях, для обеспечения суточного плана использования воздушного пространства.
При чрезвычайных ситуациях кратковременные ограничения могут устанавливаться на срок до трех часов в районах аэропортов, открытых для международных полетов.
О готовности к обеспечению временного режима соответствующие органы пользователей воздушного пространства и центры ЕС ОрВД докладывают в установленном порядке в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД, а местного режима — в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД не позднее чем за три часа до начала их действия.
Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.
Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены режимы, без получения подтверждения от соответствующих органов ЕС ОрВД о готовности к их обеспечению запрещается.
Временные, местные режимы и кратковременные ограничения устанавливаются:
а) с полным запрещением использования воздушного пространства, за исключением деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются временные, местные режимы и кратковременные ограничения;
б) с частичным запрещением использования воздушного пространства, при котором разрешается деятельность других пользователей воздушного пространства на определенных условиях.