Государственные приоритеты применяются в координировании использования воздушного пространства, осуществляемого в процессе планирования и обслуживания воздушного движения с целью качественного и своевременного выполнения деятельности в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической и аэронавигационной обстановки.

 

Статья 14. Организация использования воздушного пространства

В соответствии с комментируемой статьей организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства; обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения (обслуживание (управление) воздушного движения, организация потоков воздушного движения); организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения; контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства и органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется центрами Единой системы организации воздушного движения и органами пользователей воздушного пространства в процессе выполнения суточного плана использования воздушного пространства и включает в себя полетно-информационное обслуживание, консультативное обслуживание, диспетчерское обслуживание воздушного движения, а также аварийное оповещение.

Постановлением правительства РФ от 18 июня 1998 г. N 605 "О государственном регулировании и организации воздушного пространства Российской Федерации" утверждено Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации.

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) предназначена для обеспечения безопасного, экономичного, регулярного воздушного движения и другой деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации в интересах граждан, экономики, обороны и безопасности государства, а также обслуживания воздушного движения (управления полетами) над открытым морем, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию международными договорами Российской Федерации.

Единая система состоит из формируемых Правительством РФ, Министерством обороны РФ и Федеральной авиационной службой России (Федеральным агентством воздушного транспорта)*(21) соответствующих военных и гражданских органов, функционирующих на основе единой нормативной правовой базы и четкого распределения ответственности за организацию использования воздушного пространства.

Ответственность за функционирование военных и гражданских органов Единой системы возлагается соответственно на Министерство обороны РФ и Федеральное агентство воздушного транспорта.

Решения органов Единой системы в пределах их компетенции являются обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства.

Единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства, и ее деятельность в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации не подлежит ограничению или прекращению.

Права и взаимоотношения органов Единой системы, в том числе с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и пользователями воздушного пространства, определяются Федеральными правилами использования воздушного пространства, Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации и Положением об оперативных органах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

Деятельность органов Единой системы и правила организации использования воздушного пространства в особый период определяются специальным положением.

 

Статья 15. Структура воздушного пространства

В соответствии с комментируемой статьей и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:

1) зоны и районы ЕС ОрВД*(22);

2) воздушное пространство приграничной полосы;

3) районы аэродромов и аэроузлов;

4) воздушные трассы и местные воздушные линии;

5) маршруты полетов воздушных судов;

6) спрямленные воздушные трассы;

7) воздушные коридоры пролета государственной границы Российской Федерации;

8) коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

9) специальные зоны полетов воздушных судов (зоны отработки техники пилотирования (пилотажные зоны), зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, зоны полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, зоны полетов воздушных судов с переменным профилем и т.п.);

10) запретные зоны;

11) зоны ограничений полетов;

12) опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);

13) районы полигонов;

14) районы взрывных работ;

15) районы противоградовых стрельб;

16) районы авиационных работ;

17) специальные районы;

18) другие специальные элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам, высотам, указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.

По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:

а) на предельно малые высоты — от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

б) на малые высоты — свыше 200 до 1000 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

в) на средние высоты — свыше 1000 до 4000 м включительно;

г) на большие высоты — свыше 4000 до 12 000 м (до тропопаузы) включительно;

д) на стратосферу — свыше 12 000 м (выше тропопаузы).

Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, делится на зоны и районы ЕС ОрВД.

Структура воздушного пространства зоны ЕС ОрВД устанавливается инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждаемой главнокомандующим ВВС.

В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса шириной 25 км с особым режимом ее использования.

В воздушном пространстве вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не устанавливается.

Для выполнения полетов воздушных судов с аэродрома устанавливается район аэродрома. Границы района аэродрома (независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении он находится) по представлению старшего авиационного начальника аэродрома утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэродрома.

Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

Районы аэродромов, на которых организация и обслуживание воздушного движения (управление полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут по решению командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) объединяться в аэроузлы.

Границы района аэроузла утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэроузла. Границы районов аэродромов, входящих в аэроузел, могут не устанавливаться.

 

Статья 16. Разрешение на использование воздушного пространства

Разрешением на использование воздушного пространства является предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

— аэродромы посадки и запасные аэродромы;

— порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

— порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

Разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов российским и иностранным пользователям воздушного пространства выдается на основании:

а) международных договоров Российской Федерации;

б) разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых Правительством РФ;

в) разрешений (лицензий) на выполнение разовых полетов, выдаваемых Федеральной службой воздушного транспорта России;

г) разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых Министерством иностранных дел РФ.

Разрешение на выполнение разовых международных полетов экспериментальных воздушных судов выдается Правительством РФ, а по экспериментальным воздушным судам, изготовленным для гражданской авиации, — специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, и оформляется через Министерство иностранных дел РФ.

Разрешение на выполнение государственными воздушными судами разовых международных полетов выдается Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ на основании решения Правительства РФ.

Разрешение на выполнение другой деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Российской Федерации российскими и иностранными пользователями, выдается в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной — через военные сектора центров ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД:

а) ГЦ ЕС ОрВД*(23) — при использовании воздушного пространства трех и более зон ЕС ОрВД и при выполнении полетов, связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации;

б) ЗЦ ЕС ОрВД*(24) — при использовании воздушного пространства в двух смежных зон ЕС ОрВД или двух и более районов ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД;

в) РЦ ЕС ОрВД*(25) — при использовании воздушного пространства одного района ЕС ОрВД или двух смежных районов ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД. Такое разрешение органы ОВД (управления полетами) государственной и экспериментальной авиации получают от военных секторов РЦ ЕС ОрВД непосредственно, а органы ОВД (управления полетами) гражданской авиации — через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий и условия такого использования центры ЕС ОрВД выдают пользователям воздушного пространства не позже чем за один час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через один час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

В случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в случае запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, а также при предотвращении и прекращении нарушений Федеральных правил использования воздушного пространства, разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

 

Статья 17. Запрещение или ограничение использования воздушного пространства

Использование воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений запрещено, за исключением:

использования воздушного пространства организациями, в интересах которых установлены такие зоны;

полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, а также выполнения других оперативных заданий в интересах государства;

полетов с целью проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

При необходимости использования воздушного пространства в запретных зонах и зонах ограничений в случаях, не предусмотренных Федеральными правилами, заинтересованные пользователи воздушного пространства обязаны получить специальное разрешение Министерства обороны РФ.

Данные о запретных зонах и зонах ограничений публикуются в документах аэронавигационной информации.

Решения о запрещении деятельности и аннулировании заявок принимают центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать соответствующие разрешения на использование воздушного пространства.

Решение о запрещении использования воздушного пространства при выполнении международных полетов, а также при использовании воздушного пространства более двух зон ЕС ОрВД принимает начальник дежурной смены военного сектора ГЦ ЕС ОрВД, а в остальных случаях — начальники дежурных смен военных секторов ЗЦ ЕС ОрВД. О принятом решении извещаются Центральный командный пункт Военно-воздушных сил, командные пункты соответствующих объединений ВВС и ПВО и пользователь воздушного пространства, на которого распространяется запрет.

В случае невыполнения пользователем воздушного пространства команды органа ОВД (управления полетами) прекратить нарушение, связанное с полетом воздушного судна, решением оперативного дежурного командного пункта соответствующего объединения ВВС и ПВО в воздух поднимаются дежурные самолеты (вертолеты), которые вынуждают воздушное судно осуществить посадку на ближайший пригодный аэродром (площадку).

Использование воздушного пространства над государственными природными заповедниками, на истинных высотах ниже 2000 м без согласования с руководством указанных заповедников запрещено. Исключение составляют полеты, осуществляемые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации; оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнения поисково-спасательных работ; запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей; предотвращения и прекращения нарушений Федеральных правил; полетов в специальных районах.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Учитывая, что все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование, при возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах путем введения временных, местных режимов или кратковременных ограничений в соответствии с государственными приоритетами, определенными ст. 13 Воздушного кодекса РФ (см. комментарий к ст. 12 ВК РФ).

Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены режимы, без получения подтверждения от соответствующих органов ЕС ОрВД о готовности к их обеспечению запрещается.

 

Статья 18. Контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства

Контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, которыми являются: Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Федеральное агентство воздушного транспорта, а также оперативные органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В соответствии с наделенными полномочиями Межведомственная комиссия для решения стоящих перед ней задач осуществляет контроль за выполнением пользователями воздушного пространства решений Межведомственной комиссии, запрашивает у них необходимые документы и материалы по вопросам использования воздушного пространства и обслуживания воздушного движения (управления полетами).

Оперативные органы ЕС ОрВД создаются Министерством обороны Российской Федерации и/или Федеральным агентством воздушного транспорта для обеспечения установления структуры воздушного пространства, разрешительного порядка, планирования и координирования его использования, организации воздушного движения, а также контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.

Контроль за использованием воздушного пространства осуществляется органами ЕС ОрВД, органами ВВС и ПВО, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства в установленных для них зонах и районах ЕС ОрВД.

Контроль за правильностью оформления и адресования заявок на использование воздушного пространства возложен на ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которого подана заявка.

Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.

Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства Российской Федерации, зональные межведомственные комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации, Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ, Управление государственного регулирования организации воздушного движения, оперативные органы ЕС ОрВД Российской Федерации, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

 

Статья 19. Ответственность за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства

Ответственность за нарушение Федеральных правил использования воздушного пространства установлена КоАП РФ.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена в ст. 6.3 КоАП РФ.

При эксплуатации воздушного транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить деятельность своего транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила*(26).

Допуск к полету воздушного судна, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого им при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ст. 8.22).

За эксплуатацию гражданами воздушных судов, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, статьей 8.23 предусмотрена административная ответственность.

Главой 11 КоАП РФ установлена ответственность за административные правонарушения на транспорте. В частности, ст. 11.3 предусматривает ответственность за совершение действий, угрожающих безопасности полетов. К таким действиям относятся:

— размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, либо устройство в районе аэропорта, аэродрома объектов, способствующих массовому скоплению птиц;

— невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях;

— повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования;

— проход или проезд без надлежащего разрешения по территориям аэропортов (за исключением аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов.

Субъектами правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Статья 11.4 предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Объектом правонарушения является безопасность полетов, а непосредственно оно направлено на нарушение установленных правил пользования воздушным пространством. Состав правонарушения носит формальный характер и его объективная сторона выражается в совершении лицом деяния, нарушающего Федеральные правила пользования воздушным пространством.

В данной статье предусматривается ответственность специальных субъектов — граждан, должностных лиц, юридических лиц, наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Часть 2 данной статьи предусматривает административную ответственность за те же противоправные действия, но устанавливает ответственность для физических лиц, должностных и юридических лиц, не наделенных в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства. Таким образом, субъект правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи, характеризуется дополнительным признаком.

Объективная сторона выражается в рассматриваемом случае не только в том, что лицо совершает действия, нарушающие установленные правила, но и в том, что при этом оно не имеет права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статья 11.5 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов.

Одним из способов обеспечения безопасности полетов является надзор за эксплуатацией воздушных судов. Непосредственным объектом указанного правонарушения являются установленные федеральным органом управления авиационным транспортом правила безопасности эксплуатации воздушных судов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих вышеуказанные правила.

Субъектами правонарушения признаются граждане и должностные лица, имеющие право управления воздушным судном.

Статья 11.8 предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления.

Статья 11.14 устанавливает ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов. В частности, нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на воздушном транспорте влечет наложение административного штрафа как на граждан, так и на должностных лиц.

Статья 11.15 устанавливает ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов или иного предназначенного для перевозки и хранения грузов на транспорте оборудования.

За нарушение правил пожарной безопасности на воздушном транспорте установлена ответственность статьей 11.16

За нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа с конфискацией пленки (статья 11.17).

Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне законных распоряжений командира судна также влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Статьей 11.19 предусмотрена ответственность за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. В частности, провоз ручной клади сверх установленных норм без оплаты на воздушном транспорте, а также провоз без оплаты домашних животных и птиц влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, уполномочены:

— органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.3, 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ст. 11.15, 11.16, ч. 4 ст. 11.17 (в части нарушения правил пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна), ч. 5 ст. 11.17, ч. 2 и 4 ст. 11.18, ч. 1, 3 и 4 ст. 11.19 КоАП РФ;

— органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.4 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084 утверждены Правила проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, в соответствии с которыми нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью российских пользователей воздушного пространства, за исключением случаев нарушения порядка использования воздушного пространства, связанных с деятельностью пользователей воздушного пространства двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для государственной, гражданской и экспериментальной авиации.

Нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью пользователей воздушного пространства двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, связанные с деятельностью иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для гражданской авиации.

Результаты расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации оформляются актом по установленной форме, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Акт расследования утверждается должностным лицом, образовавшим комиссию. Датой окончания расследования считается дата утверждения акта.

Акт составляется и в том случае, когда факт нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации в результате расследования не подтвердился.

Подлинник акта расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации направляется председателю Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующему Военно-воздушными силами не позднее 15 дней с момента нарушения, а его заверенные копии — заинтересованным юридическим лицам и гражданам.

К подлиннику акта прилагаются подлинные материалы расследования, а к его копиям — заверенные копии материалов.

По материалам проведенного расследования нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ направляет соответствующим юридическим лицам и гражданам рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности использования воздушного движения.

 

Глава III. Государственное регулирование деятельности в области авиации

 

Статья 20. Виды авиации

Комментируемая статья определяет виды авиации. Данная классификация основана на делении авиации на гражданскую — используемую в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, государственную — используемую для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, и экспериментальную — используемую для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Более подробно об указанных видах, рассматривается в комментариях к статьям 21, 22, 23 Кодекса.

 

Статья 21. Гражданская авиация

Комментируемая статья устанавливает своего рода подвиды гражданской авиации. Так, в соответствии с условиями использования, гражданская авиация подразделяется: на гражданскую авиацию, используемую для обеспечения потребностей граждан и экономики; на коммерческую гражданскую авиацию, используемую для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и авиационных работ, осуществляемых за плату, и гражданскую авиацию общего назначения, используемую на безвозмездной основе.

В целях правового регулирования использования воздушного пространства эксплуатантами гражданской авиации общего назначения приказом Минтранса России от 18 июня 2003 г. N 147 утверждены Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения".*(27)

Они устанавливают требования к эксплуатантам авиации общего назначения (далее — эксплуатанты АОН), процедуры выдачи свидетельства эксплуатанта АОН, продления срока его действия, внесения в него изменений и контроля деятельности эксплуатантов АОН.

Положения Правил не распространяются на граждан и юридических лиц, имеющих на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании одноместные летательные аппараты с максимальной полетной массой до 120 кг, максимальной скоростью полета до 100 км/час, скоростью сваливания не более 45 км/час, запасом топлива не более 20 литров.

 

Статья 22. Государственная авиация

К государственной авиации относится авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы. Авиация, используемая для выполнения мобилизационно-оборонных задач, также относится к государственной авиации.

Использование указанной категории авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной авиации в коммерческих целях"*(28).

В соответствии с указанным постановлением федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено использовать их для нерегулярных коммерческих перевозок пассажиров при соблюдении предусмотренных для гражданской авиации требований воздушного законодательства Российской Федерации, а также для нерегулярных перевозок грузов за плату.

Также разрешено использование аэродромов государственной авиации для полетов государственных воздушных судов в коммерческих целях за плату на договорной основе.

Использование аэродромов государственной авиации для полетов воздушных судов гражданской авиации осуществляется по согласованию с Федеральной службой воздушного транспорта России. В связи с Указом Президента Российской Федерации N 314 (Приложение N 1) по-видимому эти функции будет осуществлять Федеральное агентство воздушного транспорта.

 

Статья 23. Экспериментальная авиация

Комментируемая статья относит к экспериментальной авиации авиацию, используемую для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Использование указанной категории авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 г. N 862 "Об использовании государственной авиации в коммерческих целях".

В соответствии с указанным Постановлением организациям, на балансе которых находятся экспериментальные воздушные суда, разрешено использовать их для перевозки грузов за плату на договорной основе по специальным программам, согласованным с Федеральной службой воздушного транспорта России (Федеральным агентством воздушного транспорта, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314). Также разрешено использование аэродромов экспериментальной авиации для полетов экспериментальных воздушных судов в коммерческих целях за плату на договорной основе.

 

Статья 24. Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации

В целях содействия развитию инфраструктуры российской гражданской авиации и авиационной промышленности, обеспечения должного уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов, улучшения качества авиационного обслуживания населения, прежде всего в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, стабилизации тарифов на авиационные услуги, ускорения адаптации авиационного производства к рыночным условиям с учетом геополитических интересов России Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 904 "О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации"*(29) установлено, что государственное регулирование деятельности предприятий гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации включает в себя:

— разработку свода авиационных правил, определяющих требования к деятельности авиакомпаний, аэропортов, других предприятий указанной сферы и персонала гражданской авиации;

— проведение сертификации всех юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанной с безопасностью полетов;

— лицензирование деятельности и инспектирование всех авиаперевозчиков, действующих на территории Российской Федерации, с учетом способности обеспечения процесса перевозок, обязательного страхования и выполнения обязательств, вытекающих из Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, других международных договоров Российской Федерации;

— государственный контроль деятельности естественных монополий в системе гражданской авиации;

— государственный надзор за безопасностью полетов и соблюдением авиационных правил на территории Российской Федерации.

 

Статья 25. Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации

В целях повышения безопасности полетов в Российской Федерации, а также предотвращения авиационных происшествий и инцидентов Указом Президента РФ от 8 августа 1998 г. N 938 "О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации" функции по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации возложены на Министерство обороны РФ.*(30)

Приказом Министерства обороны РФ от 26 марта 2003 г. N 90 утверждена Инструкция по организации воздушных перевозок в Вооруженных Силах Российской Федерации.*(31)

Учитывая, что воздушные перевозки выполняются в целях обеспечения боевой готовности и жизнедеятельности Вооруженных Сил, указанной Инструкцией определяется порядок планирования, организации и контроля выполнения воздушных перевозок военно-транспортными и транспортными самолетами и вертолетами авиации Вооруженных Сил РФ (далее — воздушные суда), а также обязанности должностных лиц, участвующих в планировании, организации, обеспечении и выполнении воздушных перевозок.

Грузовые воздушные перевозки воздушными судами, как правило, выполняются для доставки срочных, а также специальных и крупногабаритных грузов при невозможности использования других видов транспорта.

Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ является органом военного управления Министерства обороны РФ (при Главном командовании Военно-воздушных сил), непосредственно подчиняется начальнику Главного штаба Военно-воздушных сил и осуществляет полное государственное регулирование использования воздушного пространства (ИВП) Российской Федерации и руководство военными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД), а также контроль за их деятельностью по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Управление государственного регулирования организации воздушного движения Федерального агентства воздушного транспорта является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Федеральной авиационной службы России (далее — ФАС России); подчиняется непосредственно первому заместителю директора ФАС России, ведающему вопросами государственного регулирования использования воздушного пространства и организации воздушного движения (ОрВД); осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. В связи с Указом Президента Российской Федерации N 314 (Приложение N 1), по-видимому, указанные функции будет осуществлять структурное подразделение Федерального агентства воздушного транспорта.

 

Статья 26. Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации

Как следует из комментируемой статьи, государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Таким уполномоченным органом в области экспериментальной авиации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1997 г. N 1552*(32) "О государственном регулировании в области экспериментальной авиации" являлось Министерство экономики РФ. На указанное Министерство также были возложены функции государственного заказчика работ и услуг в этой области.

Однако постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2000 г. N 111 данное положение утратило силу. Другим же постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. N 344 были внесены изменения в постановление по вопросам регулирования деятельности в области экспериментальной авиации (от 30 июля 1999 г. N 862)*(33), которые переложили функции Министерства экономики РФ по вопросам утверждения порядка допуска государственных и экспериментальных воздушных судов к перевозкам в коммерческих целях и использования в этих целях аэродромов государственной авиации на Российское авиационно-космическое агентство, а также были внесены изменения в исходное постановление (N 1552), в соответствии с которыми функции Министерства экономики РФ по вопросам передачи в установленном порядке части своих функций государственного заказчика в области экспериментальной авиации акционерному обществу "Авиационная промышленность" (управлению летной службы), а также о выполнении на договорной основе управлением летной службы работ и услуг, связанных с регулированием деятельности в области экспериментальной авиации, возложены на Российское авиационно-космическое агентство. Таким образом, в связи с вносимыми изменениями можно только догадываться, что функции государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, а также функции государственного заказчика работ и услуг в этой области принадлежат Российскому авиационно-космическому агентству, хотя это прямо не следует из Постановления Правительства РФ N 1552. В настоящее время, в связи с Указом Президента Российской Федерации N 314 (Приложение N 1), Российское авиационно-космическое агентство преобразовано в Федеральное космическое агентство.

 

Глава IV. Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации

 

Статья 27. Цель государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации

Комментируемая статья определила, что обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг и есть цель государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации. Поэтому можно говорить о том, что методом обеспечения безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг является осуществление государственного контроля за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации авиационными предприятиями и организациями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги, действующих норм и правил по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и предупреждению авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (в том числе и иностранными) на территории Российской Федерации, а также при выполнении полетов российских воздушных судов и проведении ими авиационных работ за рубежом.

 

Статья 28. Осуществление государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации

Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Воздушного кодекса РФ осуществляется с целью обеспечения безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг.

Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации осуществляют государственные инспекторские органы гражданской авиации — подразделения, входящие в состав Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ и территориальных органов воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (далее — государственные инспекторские органы)*(34). Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 314 (Приложение N 1) функции Министерства транспорта РФ осуществляет Министерство транспорта и связи РФ.

Основной задачей государственных инспекторских органов является осуществление государственного контроля за соблюдением воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации авиационными предприятиями и организациями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими и обеспечивающими воздушные перевозки, авиационные работы и услуги (далее — субъекты гражданской авиации), действующих норм и правил по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и предупреждению авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (в том числе и иностранными) на территории Российской Федерации, а также при выполнении полетов российских воздушных судов и проведении ими авиационных работ за рубежом.

 

Статья 29. Органы государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации

В соответствии с Положением о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации Министерства транспорта РФ по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1131, осуществление государственного контроля проводится государственными инспекторами гражданской авиации государственных инспекторских органов (далее — государственные инспекторы):

— главным государственным инспектором по контролю за безопасностью полетов — начальником Управления государственного надзора за безопасностью полетов Министерства транспорта РФ;

— главным государственным инспектором по контролю за авиационной безопасностью — начальником Управления по авиационной безопасности Министерства транспорта РФ;

— главными государственными инспекторами по контролю за сертифицируемой и лицензируемой деятельностью в области гражданской авиации — начальниками управлений, руководителями департаментов, входящих в состав Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ, и руководителями территориальных органов воздушного транспорта Министерства транспорта РФ;

— государственными инспекторами по контролю за деятельностью в области гражданской авиации.

 

Статья 30. Права и ответственность инспекторов*(35)

В соответствии с Положением о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации Министерства транспорта РФ по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации государственный инспектор имеет право:

1) беспрепятственно в установленном порядке посещать служебные и производственные помещения, а также производственные площади и воздушные суда субъектов гражданской авиации;

2) получать от субъектов гражданской авиации документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля за безопасностью полетов;

3) использовать технические средства при проведении государственного контроля за безопасностью полетов и привлекать к этому контролю специалистов субъектов гражданской авиации;

4) проводить в соответствии с действующими нормативными правовыми документами отбор проб авиационных горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций и крепежных деталей, а также проверку сопроводительных документов на груз и пассажиров для контроля за их соответствием обязательным государственным требованиям с отнесением затрат на проведение испытаний, анализов и измерений за счет проверяемых субъектов гражданской авиации;

5) погашать талоны нарушений специалистов гражданской авиации;

6) участвовать в выполнении технических рейсов по проверке вновь открываемых воздушных линий, аэродромов, устанавливаемых средств посадки, а также аэродромов на действующих воздушных линиях при введении новых типов воздушных судов;

7) осуществлять в установленном порядке взаимодействие с соответствующими международными организациями и организациями других государств по вопросам обеспечения безопасности полетов;

8) выносить предписания об устранении выявленных нарушений действующих норм и правил при эксплуатации, ремонте, хранении авиационной техники, а также при выполнении работ и оказании услуг;

9) выносить предписания экипажам воздушных судов, эксплуатантам воздушного транспорта и администрациям аэропортов о запрете и приостановке выполнения полетов при обнаружении недостатков, угрожающих безопасности полетов;

10) инспектировать экипажи воздушных судов гражданской авиации и проводить проверки инженерно-технического обеспечения таких воздушных судов, в том числе воздушных судов иностранных государств, выполняющих полеты в Российскую Федерацию и по трассам Российской Федерации.

Государственные инспекторы могут включаться в установленном порядке в качестве проверяющих в состав экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов воздушного транспорта Российской Федерации на внутренних и международных воздушных линиях.

Государственные инспекторы несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за:

— ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и должностных обязанностей;

— достоверность сведений по вопросам обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности;

— объективность и качество проводимых проверок, а также за правильность оформления материалов проверок;

— объективность указаний и предписаний;

— непринятие мер к нарушителям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов по вопросам организации, обеспечения и выполнения полетов.

 

Статья 31. Обязательность исполнения требований инспекторов и инспекторских служб

См. также комментарий к ст. 29, 30 ВК РФ.

Комментируемой статьей установлена обязательность исполнения гражданами и юридическими лицами требований инспекторов и инспекторских служб в связи с проведением проверок.

В соответствии с Положением о правах и ответственности государственных инспекторов гражданской авиации Министерства транспорта РФ по осуществлению государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации государственные инспектора в рамках осуществления государственного контроля за деятельностью в области гражданской авиации имеют право выносить предписания об устранении выявленных нарушений действующих норм и правил при эксплуатации, ремонте, хранении авиационной техники, а также при выполнении работ и оказании услуг; выносить предписания экипажам воздушных судов, эксплуатантам воздушного транспорта и администрациям аэропортов о запрете и приостановке выполнения полетов при обнаружении недостатков, угрожающих безопасности полетов.

За нарушение предписаний государственных инспекторов субъекты гражданской авиации могут быть лишены сертификатов и лицензий на осуществление соответствующей коммерческой деятельности на воздушном транспорте.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(36), регулирующий отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не применяется к отношениям, связанным с проведением государственного контроля (надзора) инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях аэропортов.

 

Глава V. Воздушные суда

 

Статья 32. Воздушное судно

Под воздушным судном из смысла комментируемой статьи следует понимать летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.

 

Статья 33. Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов

Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации — документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и международных соглашений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранным законодательством воздушные суда должны регистрироваться в специальных реестрах воздушных судов. В соответствии с комментируемой статьей гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, а экспериментальные воздушные суда учитываются с выдачей соответствующих документов специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оборонной промышленности. Подобным образом регистрируются (учитываются) воздушные суда в большинстве иностранных государств.

Зарегистрированное в Российской Федерации воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации. Равным образом приобретают национальную принадлежность воздушные суда и в иностранных государствах.

Воздушные суда — единственный вид судов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ в качестве объектов недвижимости, в отношении которых сохраняется правовой вакуум в вопросе регистрации прав на них. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами, и в их отношениях с контрагентами.

Действующие в настоящее время Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 12 октября 1995 г. N ДВ-110*(37), регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.

В комментируемой статье указано, что государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на воздушные суда, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

В статье 131 ГК РФ сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Таким законом является Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними подтверждается правовой вакуум. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.

Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике, внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

Интересно, что в соответствии с п. 10 ст. 33 ВК РФ в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. По смыслу указанной нормы регистрация залога в этом реестре правового значения не имеет. Однако ее информационная ценность для заинтересованных лиц очевидна. Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение права собственности, другого вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией соответствующего права, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК РФ, поскольку порядок регистрации прав не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации.

Представляется, что до создания системы регистрации прав на воздушные суда в отношении этого вида недвижимости следует применять п. 1 ст. 223 ГК РФ, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п. 2 ст. 223 ГК РФ.

Распространенные в гражданской авиации договоры аренды воздушных судов исключены законодателем из перечня сделок, подлежащих государственной регистрации.

В целом ситуация с регистрацией сделок с воздушными судами в настоящее время полностью аналогична ситуации с регистрацией прав на данные объекты — в Российской Федерации она пока не осуществляется вследствие отсутствия нормативной правовой базы.

В соответствии с комментируемой статьей и пунктом 1 Указа Президента РФ от 8 августа 1998 г. N 938 "О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации"*(38) и постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах"*(39) для осуществления государственной регистрации государственных воздушных судов приказом Министерства обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460 утверждены Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, которые устанавливают общий порядок государственной регистрации государственных воздушных судов, их учета в Государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации (далее — Реестр) по утвержденной форме. Правила являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих подразделения государственной авиации.

Государственной регистрации подлежат все гражданские воздушные суда, не состоящие в государственных реестрах других государств, эксплуатантами которых являются физические или юридические лица Российской Федерации. Также регистрации подлежат все гражданские воздушные суда как отечественного, так и зарубежного производства, имеющие сертификат (аттестат) летной годности и допущенные к полетам в гражданской авиации.

Не подлежат государственной регистрации метеорологические шары-зонды.

Беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты подлежат пономерному учету.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил).

Государственную регистрацию государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организациях на основании заключенных соглашений.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей Свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна (далее — Свидетельство о регистрации) по утвержденной форме.

С момента занесения государственного воздушного судна в Реестр все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в иных реестрах воздушных судов, считаются недействительными.

Равным образом признается недействительным занесение государственного воздушного судна в реестр другого государства, если оно не исключено в установленном порядке из Реестра.

Государственное воздушное судно, занесенное в Реестр и имеющее Свидетельство о регистрации, допускается к полетам в установленном порядке.

В целях обеспечения безопасности полетов, дальнейшего совершенствования порядка и процедур государственной регистрации гражданских воздушных судов приказом от 4 ноября 1998 г. N 323 введено в действие с 1 декабря 1998 г. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющее степени защиты. В соответствии с данным приказом государственную регистрацию всех гражданских воздушных судов необходимо производить в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна нового образца, имеющего степени защиты. Замена свидетельств о регистрации прежнего образца на свидетельства, имеющие степени защиты, осуществляется при внесении изменений в свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна или выдаче дубликата. Установлено также, что Свидетельство о государственной регистрации нового образца, имеющее степени защиты, является документом строгой отчетности и выдается Управлением государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России в соответствии с положениями Воздушного кодекса Российской Федерации, Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов, введенных в действие приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 12 октября 1995 г. N ДВ-110, и при наличии заверенной начальником территориального органа ФАС России копии действующего Удостоверения о годности воздушного судна к полетам.*(40)

Для занесения воздушного судна в Государственный реестр эксплуатант после оценки технического состояния воздушного судна представляет в Главную инспекцию следующие документы:

— документы или их нотариально заверенные копии, подтверждающие права собственности на воздушное судно (договор купли-продажи, платежные поручения и т.п.);

— заявление о регистрации воздушного судна;

— сертификат летной годности экземпляра;

— приемо-сдаточный акт воздушного судна;

— "Акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам" с заключением главного инженера регионального управления воздушного транспорта о технической исправности воздушного судна и его пригодности к эксплуатации. Подпись главного инженера скрепляется печатью регионального управления.

В случае, когда собственником и эксплуатантом воздушного судна являются разные физические или юридические лица, помимо указанных выше документов должен быть представлен договор аренды (лизинга, совместной деятельности, совместной эксплуатации и т.п.) между собственником и эксплуатантом. При получении гражданских воздушных судов производства заводов СССР, СЭВ, СНГ и однотипных с ними, изготовленных по заказу Минобороны, а также бывших в эксплуатации в других ведомствах и государствах, для их регистрации эксплуатант должен представить дополнительные документы, оформленные в установленном Департаментом воздушного транспорта порядке. Главная инспекция вправе потребовать от заявителя другие документы, касающиеся технического состояния воздушного судна или права собственности на воздушное судно.

На основании представленных документов Главная инспекция заносит воздушное судно в Государственный реестр и выдает Свидетельство о регистрации, подписанное начальником (заместителем начальника) Главной инспекции. Подпись скрепляется гербовой печатью Департамента воздушного транспорта. Каждому воздушному судну при занесении в Государственный реестр Главной инспекцией присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые заносятся в свидетельство о регистрации и наносятся на соответствующие части воздушного судна. При изменении собственника или эксплуатанта воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись, для чего в Главную инспекцию представляются следующие документы:

— заявление о внесении изменений в Свидетельство о регистрации с обоснованием причины замены;

— копия договора купли-продажи воздушного судна, платежных поручений, иных документов, подтверждающих право собственности физического или юридического лица на воздушное судно (в случае, если причиной замены Свидетельства является изменение собственника);

— копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому лицу (в случае, когда причиной замены Свидетельства является изменение эксплуатанта);

— акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

— копию договора аренды (лизинга) воздушного судна между собственником и эксплуатантом, если физическое или юридическое лицо не является одновременно собственником и эксплуатантом ВС.

При изменении назначения воздушного судна, после его переоборудования, эксплуатант обязан представить документы для замены Свидетельства о регистрации:

— заявление о замене Свидетельства о регистрации;

— акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна;

— документ на право переоборудования воздушного судна, утвержденный Департаментом воздушного транспорта;

— акт проведенных работ по переоборудованию воздушного судна.

В случае непреднамеренной порчи Свидетельства о регистрации оно подлежит замене, для чего необходимо представить заявление о замене Свидетельства и акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна. При утере Свидетельства о регистрации либо его хищении эксплуатация воздушного судна немедленно прекращается до получения дубликата Свидетельства, который выдается Главной инспекцией после представления эксплуатантом документов с приложением материалов служебного расследования фактов утери или хищения Свидетельства. Во всех случаях, требующих внесения изменений в Свидетельство о регистрации либо его замены, а также при аннулировании у эксплуатирующей организации Свидетельства эксплуатанта, предусмотренном Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта, Свидетельство о регистрации теряет силу и в 10-дневный срок подлежит возврату в Главную инспекцию через региональное управление воздушного транспорта без передачи его новому собственнику или эксплуатанту.

Аналогично, в указанный выше срок, направляются в Главную инспекцию Свидетельства о регистрации, по каким-либо причинам признанные Департаментом воздушного транспорта утратившими силу. Свидетельство о регистрации с полностью заполненным разделом "Отметки о передаче воздушного судна" при очередной замене ни собственнику, ни эксплуатанту не выдается, а оставляется для хранения в деле воздушного судна вместе с другими регистрационными документами. Акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества. Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна является судовым документом и не может удостоверять право собственности юридического или физического лица на воздушное судно.

Без Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна полеты разрешаются только в следующих случаях:

— при перегонке воздушного судна (ВС) с завода-изготовителя до занесения его в Государственный реестр. В этом случае на борту ВС должен находиться сертификат летной годности на экземпляр ВС, выданный на заводе-изготовителе ВС;

— при перегонке ВС, ранее не внесенного в Государственный реестр, с авиаремонтного завода или от других ведомств к месту постоянного базирования при наличии на борту приемо-сдаточного акта, подписанного ответственными представителями передающей и принимающей сторон и заверенного печатью передающей стороны, а также задания на полет;

— при перегонке ВС, сданного в аренду (лизинг) либо проданного другому государству, с исключением его из Государственного реестра Российской Федерации. В этом случае на борту ВС должен находиться Экспортный сертификат о годности к полетам, выданный Главной инспекцией после изъятия постоянных судовых документов;

— при перегонке к месту базирования ВС, арендованного отечественным эксплуатантом за рубежом, с исключением его из реестра страны-арендодателя. Перелет в этом случае осуществляется с Экспортным сертификатом летной годности ВС, выданным полномочным органом страны-арендодателя.

Государственная регистрация государственного воздушного судна осуществляется после принятия государственного воздушного судна на вооружение или ввода его в эксплуатацию в установленном порядке. Свидетельство о регистрации выдается на весь календарный срок эксплуатации государственного воздушного судна только для целей его государственной регистрации. Подготовку документов к внесению государственного воздушного судна в Реестр осуществляет эксплуатант государственного воздушного судна, а рассмотрение представленных документов, внесение государственного воздушного судна в Реестр и выдачу Свидетельства о регистрации осуществляет соответствующий орган государственной регистрации федеральных органов исполнительной власти и организаций в установленном порядке.

На основании представленных документов орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации государственного воздушного судна, занесении его в Реестр с выдачей Свидетельства о регистрации. При изменении эксплуатанта государственного воздушного судна в специальном разделе Свидетельства о регистрации органом государственной регистрации вносятся соответствующие изменения. Для внесения изменений эксплуатанты государственного воздушного судна

Для исключения государственного воздушного судна из Реестра эксплуатант государственного воздушного судна представляет в орган государственной регистрации следующие документы:

— документы или копии документов, подтверждающие списание или снятие государственного воздушного судна с вооружения, его продажу или иную передачу в установленном порядке юридическому или физическому лицу, не являющемуся эксплуатантом государственного воздушного судна;

— оригинал Свидетельства о регистрации.

На основании представленных документов орган государственной регистрации в пятидневный срок исключает государственное воздушное судно из Реестра и уведомляет Главный штаб Военно-воздушных сил о прекращении действия регистрационного номера государственного воздушного судна.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector