— грузовой склад;

— здания, сооружения и другие объекты технического обслуживания воздушных судов;

— административно-бытовые здания и производственные помещения;

— спецавтотранспорт и средства механизации.

4. Аэропорт должен вести и регулярно обновлять фонд официально-правовой и организационно-методической документации, используемой в соответствующей области системы сертификации, а также иметь комплект официальных изданий ФСВТ России, который предоставляется на возмездной основе.

В соответствии Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов" (утверждены приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121) существуют также дополнительные требования к наличию зданий и сооружений. Например, для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд заявителя должно быть обеспечено необходимыми производственными площадями и иметь в пользование на весь срок сертифицируемой деятельности:

— административно-бытовыми зданиями;

— производственными помещениями для проведения технического

— обслуживания и ремонта спецавтотранспорта и оборудования;

— закрытыми складами для хранения запасных частей, химического реагента, красок, растворителей, мастик и других материалов для эксплуатационного содержания и восстановительного ремонта аэродромных покрытий;

— открытыми площадками с навесом для хранения песка и щебня и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий;

— закрытыми и открытыми стоянками спецавтотранспорта;

— зоной консервации;

— контрольно-пропускным пунктом;

— площадкой для установки емкостей отработанных нефтепродуктов;

— пунктом чистки и мойки техники;

— площадкой для санитарной обработки спецавтотранспорта;

— очистными сооружениями;

— автозаправочной станцией;

— площадкой для мусоросборников.

Административно-бытовое здание должно включать в себя следующие рабочие и санитарно-бытовые помещения:

— рабочие комнаты начальника службы, а также других должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к деятельности заявителя, оснащенные мебелью, средствами связи и оргтехникой;

— комнаты разборов и технической учебы, оснащенные

соответствующими стендами, схемами и плакатами;

— комнаты отдыха рабочего состава и водителей спецавтотранспорта, оборудованные средствами связи;

— санитарно-бытовые помещения.

Производственные помещения для проведения технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта должны быть оснащены соответствующим оборудованием, инструментами и запасными частями, а также иметь помещение для их хранения. Складские помещения должны обеспечивать сохранность запасных частей, материалов, инвентаря. Склад для химического реагента должен быть сухим, неотапливаемым и обеспечивать возможность растаривания, а при необходимости — дробления химического реагента и его загрузку в распределитель. Вместимость склада химических реагентов должна соответствовать максимальной потребности реагента, расходуемого за сезон. Складские помещения для хранения лакокрасочных материалов и растворителей должны иметь вентиляцию и отвечать требованиям пожарной безопасности и взрывобезопасности в соответствии с техническими условиями на них. Помещение для травосмесей должны обеспечивать их хранение с соответствующей температурой и влажностью для данных семян. Площадки для хранения строительных материалов и приготовления материалов должны быть оснащены оборудованием для дозирования и приготовления материалов для содержания и текущего ремонта аэродромных покрытий. Места проезда и стоянок спецавтотранспорта должны иметь, как правило, твердое и ровное искусственное покрытие и дневную маркировку, а также указатели проездов и проходов. Зоны, опасные для движения, ограждаются или их границы обозначаются предупредительными знаками, видимыми как в дневное, так и в ночное время.

 

Статья 45 Строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения

Координацию работ по строительству портовых и аэропортовых комплексов, грузовых терминалов, подъездных железнодорожных путей и автомобильных дорог к транспортным узлам, других объектов транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации*(55). В соответствии со СНиП (строительные нормы и правила) 32-03-96 при строительстве размеры приаэродромной территории и допускаемую высоту естественных и искусственных препятствий в ее границах следует устанавливать в соответствии с отраслевыми нормативными документами исходя из условия обеспечения безопасности взлета и посадки воздушных судов. При этом проектирование генерального плана летного поля, вертикальной планировки следует выполнять в соответствии с нормами того ведомства, к которому относится аэродром. Для аэродромов международных аэропортов должны соблюдаться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Вновь строящиеся аэродромы (вертодромы) размещаются за пределами городов и населенных пунктов. При этом расстояния от границ летного поля аэродрома (вертодрома) до границ селитебной территории определяются в каждом конкретном случае с учетом:

— обеспечения безопасности полетов воздушных судов;

— допустимых максимальных и эквивалентных уровней авиационного шума, установленных ГОСТ 222-83;

— типов воздушных судов, эксплуатируемых на данном аэродроме;

— интенсивности их полетов;

— количества ВПП на аэродроме;

— расположения границ селитебной территории по отношению к ВПП;

— рельефа, температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра, а также других местных условий.

За расчетное приближение границы селитебной территории к летному полю аэродрома (вертодрома) принимается наибольшее расстояние, полученное на основе учета факторов обеспечения безопасности полетов, допустимых уровней авиационного шума или интенсивности облучения от источников электромагнитных излучений. Перед приемкой законченного строительством аэродрома (его участка) прилегающие к аэродрому леса, другие массивы растительности, а также берега и дно водоемов и водотоков должны быть полностью очищены от отходов, образовавшихся при производстве работ. Земельные участки, отводимые на период строительства аэродрома для размещения временных производственных баз, временных подъездных дорог и для других нужд строительства, после его завершения подлежат возврату тем землепользователям, у которых эти участки были изъяты, после их восстановления в установленном порядке. Для вновь строящихся аэродромов расстояния от границ летного поля до границ селитебной территории с учетом их перспективного расширения, размещение в районах аэродромов, в границах и вне границ воздушных подходов к ним зданий, сооружений, включая линии связи, высоковольтные линии электропередачи, радиотехнические и другие объекты, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы радиотехнических средств аэродромов, а также порядок согласования размещения этих объектов необходимо принимать с учетом требований СНиП 2.07.01. При этом, если трасса полетов не пересекает границу селитебной территории, следует также обеспечивать минимальное расстояние между горизонтальной проекцией трассы полетов по маршруту захода на посадку и границей селитебной территории для аэродромов с длиной ВПП 1500 м и более — 3 км, остальных — 2 км. Посадочные площадки вертолетов должны располагаться не ближе 2 км от селитебной территории в направлении взлета (посадки) и иметь разрыв между боковой границей ЛП (посадочной площадки) и границей селитебной территории не менее 0,3 км.

 

Статья 46 Строительство в пределах приаэродромной территории

При выборе участка для строительства аэродрома и разработке вариантов конструкции аэродромных покрытий следует учитывать степень воздействия аэродрома на окружающую воздушную, водную и наземную среду как в период строительства, так и во время эксплуатации, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую среду. При строительстве аэродромов (вертодромов) должны осуществляться природоохранные мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и активизации неблагоприятных для строительства и эксплуатации аэродромов процессов. В состав природоохранных мероприятий необходимо включать инженерные решения, предусматривающие:

— компенсацию тепло- и массообмена окружающей среды, измененной при подготовке и освоении территории;

— ограничение и регулирование развития криогенных процессов;

— организацию и регулирование снежного покрова, ливневых и технологических стоков;

— биологическую рекультивацию растительного покрова;

— ограничение и регулирование термоабразии.

Природоохранные мероприятия, предусматриваемые при строительстве и эксплуатации аэродромов, должны удовлетворять требованиям действующего законодательства по вопросам охраны окружающей среды, основ земельного законодательства, основ законодательства о недрах, действующих постановлений, положений, правил, нормативов, инструкций и методических указаний, утвержденных соответствующими органами в их развитие. Производство всех видов работ допускается только в пределах вынесенных заказчиком на местность границ площадей, отведенных в установленном порядке в постоянное или временное пользование. При строительстве (расширении) аэродрома должна быть произведена срезка плодородного слоя почвы с целью последующего использования его для восстановления (рекультивации) нарушенных или малопроизводительных сельскохозяйственных земель, озеленения района застройки. В районах распространения вечномерзлых грунтов следует предусматривать мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и активизации термокарста, термоэрозии, термоабразии, пучения, морозного растрескивания, солифлюкции, наледеобразования и других криогенных процессов.

В случае выявления при производстве работ погребенных в грунте археологических или палеонтологических объектов, других памятников культуры и истории или природных феноменов работы на данном участке приостанавливаются, принимаются меры по сохранению объекта, и об этом сообщается в соответствующий орган управления. Основными видами вредных воздействий аэродрома на людей, животных, растительность, окружающую среду (атмосферный воздух, водоемы, ландшафт и почвы) являются:

— акустические (воздействия шума авиационных двигателей и двигателей наземной техники);

— электромагнитные поля, создаваемые стационарными и передвижными радиотехническими средствами;

— загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водоемов объектами строительства и эксплуатации аэродрома;

— нарушение почвенного покрова и гидрологического режима поверхностных и подземных вод.

Уровень акустического воздействия на территориях жилой и иной застройки вблизи аэродрома не должен превышать определенных значений, нормируемых ГОСТ 222-83. Допустимые параметры авиационного шума для аэродромов, размещенных вблизи территории заповедных и охраняемых зон, должны устанавливаться с обязательным согласованием с местным территориальным органом охраны окружающей среды. Для защиты обслуживающего персонала, пассажиров и местного населения от воздействия электромагнитных излучений необходимо вокруг устанавливаемого радиотехнического средства устраивать санитарно-защитные зоны (СЗЗ) и зоны ограничения застройки (ЗОЗ). Размеры этих зон должны определяться расчетами в соответствии с ведомственными нормативными документами.

В пределах СЗЗ и ЗОЗ новое жилое строительство не допускается, но существующая жилая застройка может быть сохранена при условии проведения обоснованного расчетом комплекса мероприятий по защите населения, предусматривающего: выделение секторов с пониженной до безопасного уровня мощностью излучения; применение специальных экранов из радиозащитных материалов; использование защитных лесопосадок; систематический контроль уровней излучения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.006 и другие мероприятия. Концентрация загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу при производстве строительных работ, а также из двигателей воздушных судов и наземного транспорта при эксплуатации аэродрома (фоновое загрязнение), не должна превышать предельно допустимых значений, устанавливаемых санитарными нормами.

Аэродромы с длиной ВПП 1500 м и более, имеющие системы водоотвода с искусственных покрытий и дренажа подземных и поверхностных сточных вод (ливневых и талых), должны быть оборудованы локальными сооружениями для механической, биологической и иной очистки загрязненных вод. Участки аэродрома, предназначенные для обслуживания воздушных судов, используемых для внесения удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве и при лесозащите, и другие спецплощадки (предангарные, доводочные, мойки и антиобледенительной обработки воздушных судов, спецавтобаз, складов горюче-смазочных материалов и др.) должны быть оснащены сооружениями для химико-реагентной и механической очистки, а также обезвреживания сточных вод, сбрасываемых в канализацию аэропорта. Состав очистных сооружений, их эффективность и производительность должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.03, СНиП 3.05.04 и ведомственных нормативных документов по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока дождевых и талых вод с территории аэропортов. Сброс поверхностного стока дождевых, талых и дренажных вод в городскую систему канализации должен по номенклатуре и количественному составу загрязняющих веществ удовлетворять требованиям Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов и учитывать требования владельца очистных сооружений населенного пункта.

Аэродром, принятый в эксплуатацию, должен иметь экологический паспорт, составленный в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04. При подготовке предпроектных обоснований инвестиций в строительство аэродрома или при разработке технико-экономического обоснования строительства, реконструкции или расширении аэродрома должна быть выполнена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) планируемой деятельности аэропорта, а также разработаны практические мероприятия, гарантирующие обществу экологическую безопасность. Материалы ОВОС должны содержать оценку возможных аварийных ситуаций и перечень мероприятий по ограничению и ликвидации последствий аварийных ситуаций, обеспечивающих безопасность людей и окружающей природной среды, в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов.

 

Статья 47 Размещение различных объектов в районе аэродрома

Все действия, направленные на размещение в районе аэродрома каких-либо объектов, должны быть согласованы с собственником аэродрома в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размещение в районе аэродрома объектов, связанных с электропередачей, радиолокацией, радиоизлучением, должно в обязательном порядке согласовываться с региональными управлениями гражданской авиации, органами Единой системы организации воздушного движения, федеральными органами исполнительной власти, а также со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным органом в области обороны.

 

Статья 48 Сертификация гражданских аэродромов и аэропортов, а также объектов Единой системы организации воздушного движения

Нормативную базу при сертификации в Системе сертификации гражданской авиации (далее — ССГА) составляют федеральные авиационные правила, иные нормативные правовые акты, государственные стандарты и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к объектам гражданской авиации (ГА), а также введенные в действие в Российской Федерации в установленном порядке Международные стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО и стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). Указание на конкретные нормативные документы, на соответствие которым проводится сертификация в ССГА, содержится в номенклатуре объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в ССГА, утверждаемой специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, подлежат обязательной сертификации. Требования к проведению обязательной сертификации и порядок ее проведения, установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.

ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ). В ССГА сертификация отечественных и зарубежных объектов проводится по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" и Воздушным кодексом РФ. Пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса РФ установлено, что проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.

В соответствии с приказом Минтранса России и Госстандарта России от 1 августа 2002 г. N 106/176 "Об утверждении правил Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации"*(56) в процессе сертификации субъект аккредитации направляет заявку на аккредитацию и комплект необходимых документов в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ*(57) в двух экземплярах. Секретариат Центрального органа ССГА регистрирует поступившую заявку и организует с привлечением Госстандарта России экспертизу заявки и прилагаемых к ней документов. Результаты предварительного контроля правильности оформления и комплектности поступивших заявки и документов представляются Госстандартом России в произвольной форме. Направленный для экспертизы в Госстандарт России комплект документов возвращается в Секретариат Центрального органа ССГА, который по результатам рассмотрения заявки уведомляет заявителя письменно о принятом решении. При отрицательном решении копия решения с обоснованием отказа на проведение работ по аккредитации вместе с заявкой и комплектом документов в одном экземпляре направляется с сопроводительным письмом заявителю. В случае положительного решения на проведение аккредитации копия решения вместе с заявкой и комплектом документов направляется с сопроводительным письмом в Госстандарт России для проведения экспертизы.

Госстандарт России организует и проводит экспертизу представленных документов с привлечением при необходимости экспертов, аттестованных в ССГА. Работы по проведению экспертизы представленных документов и аттестации осуществляются на возмездной основе. В процессе экспертизы документов оценивается соответствие субъекта аккредитации требованиям ССГА. При необходимости у субъекта аккредитации могут быть затребованы дополнительные сведения или документы. По результатам экспертизы составляется экспертное заключение, которое Госстандарт России направляет с сопроводительным письмом на утверждение в государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации. Рассмотрение и утверждение экспертного заключения в государственной службе гражданской авиации Министерства транспорта РФ, обеспечивает Секретариат Центрального органа ССГА. В случае положительного решения Секретариат Центрального органа ССГА подготавливает распоряжение о назначении аттестационной комиссии и программу работ аттестационной комиссии. Копию утвержденного экспертного заключения Секретариат Центрального органа ССГА направляет в Госстандарт России для продолжения работ по аккредитации. Копии утвержденных распоряжений о назначении аттестационной комиссии и программы работ аттестационной комиссии направляются председателю и членам аттестационной комиссии, а также в Госстандарт России. Заявителю Секретариат Центрального органа ССГА направляет копию экспертного заключения и копию распоряжения о назначении аттестационной комиссии. В случае отрицательного решения Секретариат Центрального органа ССГА направляет заявителю письмо об отказе в проведении работ по аккредитации вместе с копией экспертного заключения и с обоснованием принятого решения и возвращает один экземпляр комплекта документов. После устранения замечаний заявитель может повторно направить заявку с доработанными документами в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ. Аттестация субъекта аккредитации осуществляется комиссией, формируемой из представителей аккредитующего органа и экспертов ССГА по соответствующему виду деятельности. В комиссию могут входить представители научно-исследовательских организаций и территориальных органов Госстандарта России, других федеральных органов исполнительной власти. Разработку проектов состава комиссии и программы работ комиссии осуществляет Секретариат Центрального органа ССГА совместно с Госстандартом России. Состав комиссии и программа работ комиссии утверждаются государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта РФ. Решение об аккредитации субъекта аккредитации принимается аккредитующим органом после рассмотрения всей полученной информации о состоянии и готовности к аккредитации субъекта аккредитации. При положительном решении Государственная служба гражданской авиации Министерства транспорта РФ оформляет и выдает аккредитованному субъекту аттестат аккредитации, утверждает область его аккредитации.

Аккредитованный субъект, претендующий на расширение своей области аккредитации, направляет в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ заявку на аккредитацию в дополнительной области. К заявке прилагаются проект дополнительной области аккредитации и перечень организаций, взаимодействующих с субъектом аккредитации при проведении работ по сертификации.

Заявка от заявителя, претендующего на аккредитацию на новый срок, принимается Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта РФ с необходимым комплектом документов в двух экземплярах. Заявка на аккредитацию на новый срок должна быть представлена за шесть месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации. Аккредитация на новый срок проводится по полной процедуре. В отдельных случаях она может быть проведена по сокращенной процедуре. Степень сокращения устанавливается в каждом конкретном случае. Заявление о проведении аккредитации на новый срок по сокращенной процедуре подается в Государственную службу гражданской авиации Министерства транспорта РФ. Основными целями ССГА являются:

— подтверждение соответствия объектов ГА требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных актов в области гражданской авиации федеральных органов исполнительной власти;

— содействие повышению безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности, безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

— создание условий для эффективной деятельности гражданской авиации Российской Федерации;

— защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

— содействие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим и обеспечивающим воздушные перевозки и авиационные работы на авиационном рынке Российской Федерации, в эффективном участии в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве;

— содействие потребителям в компетентном выборе авиационных работ и услуг;

— создание условий для взаимного признания результатов сертификации на национальном и международном уровне.

ССГА базируется на следующих основных принципах:

1) если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в документах ССГА, то применяются правила международного договора;

2) оценка соответствия объектов ГА нормативным требованиям обеспечивается на основе организации работы и контроля деятельности экспертов центром по сертификации группы однородных объектов;

3) ССГА осуществляет информирование потребителей (заявителей), изготовителей (поставщиков, исполнителей), органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), а также других заинтересованных организаций о правилах и результатах сертификации и аккредитации, об участниках сертификации;

4) официальным языком ССГА является русский язык. Все документы используемые, регистрируемые и выдаваемые в ССГА, а также переписка оформляются на русском языке;

5) в ССГА могут выдаваться также сертификаты, аттестаты аккредитации, переведенные на английский язык по просьбе заявителя.

При сертификации в ССГА должны соблюдаться требования неразглашения сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Участниками обязательной сертификации в ССГА являются:

— специально уполномоченный орган в области гражданской авиации;

— центральный орган системы;

— органы по сертификации;

— центры по сертификации;

— испытательные лаборатории (центры);

— заявители.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации осуществляет следующие функции, определенные ст. 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Воздушным кодексом РФ, Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Положением о Министерстве транспорта РФ:

— создает систему сертификации, устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации в ССГА;

— определяет Центральный орган ССГА;

— осуществляет выбор способа подтверждения соответствия объектов ГА требованиям нормативных документов (формы сертификации);

— совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации устанавливает правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, аккредитует органы по сертификации, центры по сертификации, испытательные лаборатории (центры) и учебные центры; — разрабатывает и утверждает номенклатуру объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации в ССГА;

— регулирует состав, количество и дислокацию органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров;

— выдает лицензии на проведение работ по обязательной сертификации;

— ведет Государственный реестр участников, объектов сертификации ССГА и реестр федеральных авиационных правил и информирует о них специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в установленном порядке;

— устанавливает порядок оплаты работ по обязательной сертификации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов;

— устанавливает правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

— рассматривает апелляции по вопросам сертификации;

— организует и проводит государственный контроль и надзор;

— устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированными объектами ГА;

— формирует предложения о приостановке либо отмене (аннулировании) действия выданных сертификатов;

— организует разработку и утверждает документы ССГА;

— создает соответственно Технический центр по аккредитации и Совет по подготовке экспертов для проведения работ по аккредитации органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров аттестации экспертов.

Центральный орган ССГА формируется специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и осуществляет следующие основные функции:

1) организует работы по формированию ССГА;

2) руководит деятельностью ССГА;

3) координирует деятельность органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в ССГА;

4) разрабатывает предложения по номенклатуре объектов ГА, сертифицируемых в ССГА;

5) участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация в ССГА;

6) рассматривает апелляции по поводу действий органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в ССГА;

7) ведет учет органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров), входящих в ССГА, выданных, аннулированных (отмененных) сертификатов, аттестатов и лицензий на применение знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах ССГА.

Центральный орган ССГА имеет в своем составе Административное руководство, Управляющий Совет, Апелляционную комиссию, Секретариат.

Органы по сертификации ССГА образуются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и аккредитуются аккредитующим органом.

Орган по сертификации ССГА осуществляет следующие функции:

— проводит идентификацию объектов ГА, представленных для сертификации, в соответствии с правилами ССГА;

— проводит сертификацию объектов ГА, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

— поручает центру по сертификации и (или) испытательной лаборатории (центру) проведение оценки соответствия объектов ГА установленным требованиям;

— осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА;

— приостанавливает либо отменяет (аннулирует) действие выданных им сертификатов;

— формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

— предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Центр по сертификации осуществляет следующие основные функции:

— проводит по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ГА установленным требованиям на основе рассмотрения (экспертизы) доказательной документации заявителя (в том числе протоколов испытаний или проверок);

— выдает заключения о соответствии объектов ГА требованиям нормативных документов;

— организует и проводит по поручению органа по сертификации инспекционную проверку заявителя в порядке, установленном действующими нормативными документами;

— осуществляет контроль деятельности экспертов;

— участвует по поручению органа по сертификации в проведении испытаний;

— участвует по поручению органа по сертификации в инспекционном контроле за сертифицированными объектами ГА.

Испытательная лаборатория (центр) проводит испытания конкретных объектов ГА или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Заявители (держатели сертификата) обязаны:

— реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

— обеспечивать соответствие сертифицированного объекта ГА требованиям нормативных документов, на соответствие которым он был сертифицирован, и маркирование его знаком соответствия в установленном порядке;

— указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате и нормативных документах, которым должны соответствовать объекты ГА, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

— приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если объект ГА не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирован, по истечении срока действия сертификата или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено (аннулировано) решением органа по сертификации;

— обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию объектов ГА и контроль за сертифицированными объектами ГА;

— извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным объектом ГА.

В рамках ССГА осуществляются подготовка и аттестация экспертов для работы в области сертификации объектов ГА. В структуру ССГА могут входить учебные центры, которые реализуют образовательные программы и выдают свидетельства о повышении квалификации установленного образца заявителям. Конкретные функции Центрального органа ССГА, Технического центра по аккредитации, Совета по подготовке экспертов, органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и учебных центров устанавливаются в соответствующих Положениях. Объекты ГА, подлежащие обязательной сертификации в ССГА, определены ст. 8 Воздушного кодекса РФ.

Номенклатуру подлежащих обязательной сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, в ССГА утверждает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. В номенклатуре приводятся сведения о наименовании объекта ГА, его классификационной группировке (при необходимости), нормативных документах, устанавливающих требования к объекту ГА и методам его испытаний и (или) оценки соответствия. Порядок разработки, согласования, утверждения и изменения номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в ССГА, устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Работы по обязательной сертификации в ССГА проводят органы по сертификации, центры по сертификации и испытательные лаборатории (центры), при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии разрешения на право проведения этих работ (лицензии). Сертификация объектов ГА проводится по установленным в ССГА формам сертификации. Выбор формы сертификации осуществляет орган по сертификации с учетом процедуры сертификации конкретного объекта ГА, установленной документами нормативной базы ССГА.

При сертификации проверяются характеристики (показатели) объектов ГА и используются методы испытаний и (или) оценки соответствия, позволяющие провести идентификацию и подтвердить соответствие объекта ГА установленным требованиям. Сертификация объектов ГА в общем случае включает следующие основные этапы:

— подачу заявки на сертификацию;

— рассмотрение и принятие решения по заявке;

— проведение необходимых проверок;

— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности

— выдачи сертификата;

— оформление, регистрацию и выдачу сертификата и лицензии на

— применение знака соответствия;

— инспекционный контроль за сертифицированным объектом ГА (в

— соответствии со схемой сертификации);

— информацию о результатах сертификации.

Для проведения сертификации объекта ГА заявитель подает заявку в соответствующий орган по сертификации (при отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации). Орган по сертификации рассматривает заявку и поручает центру по сертификации проведение работ по оценке соответствия объекта ГА нормативным требованиям. Решение о возможности выдачи сертификата принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения о соответствии объекта ГА требованиям нормативных документов. Комплексное заключение разрабатывается центром по сертификации на основании результатов рассмотрения акта (протокола) инспекционной проверки, протокола испытаний (отчета об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, проверки и испытаний. В случае отсутствия аккредитованного центра по сертификации, работу по оценке соответствия объекта ГА установленным требованиям проводит орган по сертификации. Допускается по поручению Центрального органа ССГА работу по оценке соответствия конкретного объекта ГА установленным требованиям проводить органу по сертификации при наличии аккредитованного центра по сертификации. На объекты ГА, для которых по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат на срок до двух лет. Сроки действия сертификата могут продлеваться по основаниям и в порядке, установленным в федеральных авиационных правилах. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном реестре ССГА.

Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА организуют и проводят в установленном порядке органы по сертификации, выдавшие сертификаты на эти объекты ГА, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю центры по сертификации. Инспекционный контроль осуществляется по программе, утвержденной органом по сертификации, проводившим сертификацию соответствующего объекта ГА. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором на основании полученных результатов дается оценка возможности сохранения действия сертификата. Сертификат может быть аннулирован (отменен), либо действие сертификата может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть введены ограничения органом, выдавшим этот сертификат, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

При возникновении спорных вопросов участник сертификации или аккредитации ССГА может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган системы сертификации. Если участник сертификации или аккредитации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), учебных центров, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применения знаков соответствия, выдачи, отмены или приостановления действия сертификатов и аттестатов аккредитации. Для рассмотрения апелляций специально уполномоченным органом в области гражданской авиации формируется Апелляционная комиссия. Состав Апелляционной комиссии и ее Руководитель утверждаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. Конкретные правила процедуры рассмотрения апелляций устанавливаются в Положении об Апелляционной комиссии, утверждаемом специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. При несогласии заявителя с решением Апелляционной комиссии, оно может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется в установленном порядке специально уполномоченным органом в области гражданской авиации в пределах своей компетентности в соответствии с Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации и Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации. Процедуры признания сертификатов и знаков соответствия на конкретные объекты ГА устанавливаются в документах нормативной базы ССГА. На основе признанных зарубежных сертификатов и знаков соответствия выдаются сертификаты и лицензии на применение знаков соответствия ССГА, а сертифицированные объекты ГА вносятся в Государственный реестр ССГА.

В соответствии со ст. 20 Закона "О сертификации продукции и услуг" юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

 

Статья 49 Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов

Приказом Минэкономики России от 19 июня 1998 г. N 232 утверждено Положение об Отделе летной службы и экспериментальной авиации Минэкономики России*(58), которое определяет Отдел летной службы и экспериментальной авиации (в дальнейшем — Отдел) как структурное подразделение Минэкономики России. Главной задачей Отдела являются осуществление государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации, обеспечение государственного контроля за летной годностью авиационной техники, соблюдением правил летной эксплуатации и технического обслуживания воздушных судов.

В своей деятельности Отдел руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве экономики РФ, приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства, указаниями Министра экономики РФ и его заместителей, а также иными актами.

На Отдел возложена функция организации допуска к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации с выдачей свидетельства о допуске аэродрома к эксплуатации. Допуск аэродромов государственной авиации осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации аэродромов государственной авиации (приказом Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440), в соответствии с которыми допуск аэродромов к эксплуатации осуществляется на основании оценки соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, главнокомандующих (командующих) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся эти аэродромы.

Для обеспечения безопасности и регулярности полетов устанавливаются следующие минимумы:

— аэродрома;

— воздушного судна;

— командира воздушного судна;

— вида авиационных работ.

Минимум аэродрома для взлета — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома тренировочный для взлета — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

Минимум аэродрома тренировочный для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

Аэродромы экспериментальной авиации допускаются к эксплуатации при метеоминимумах I, II, III категории, при этом радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, установленное на аэродромах, радиотехническое оборудование и средства радиосвязи на пунктах управления полетами должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, подтвержденным соответствующим сертификатом годности к эксплуатации. Минимум аэродрома I, II, III категории заносится в свидетельство о годности. Сертификаты годности аэродромов к эксплуатации, выданные аэродромам экспериментальной авиации Международным авиационным комитетом и дающие право гражданским воздушным судам выполнять полеты при минимумах I, II, III категории, признаются действительными для полетов экспериментальных воздушных судов. Аэродромы экспериментальной авиации, допущенные к эксплуатации при минимумах I, II, III категории или имеющие сертификат годности аэродрома к эксплуатации, относятся к категорированным аэродромам.

Допуск аэродромов к эксплуатации при метеоминимуме I, II или III категории осуществляется только приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами по представлениям соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, организаций, главнокомандующих (командующих) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил РФ. Аэродрому, допущенному к эксплуатации при метеоминимуме I, II, III категории, присваивается наименование "категорированный". Оценка соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов производится комиссией в случае:

— приема в эксплуатацию вновь построенного, реконструированного или технически переоснащенного аэродрома;

— допуска к эксплуатации на аэродроме воздушного судна нового типа, высшего класса, с большей полетной массой;

— продления срока действия свидетельства.

В состав комиссии входят представители федерального органа исполнительной власти, организации или объединения вида (рода войск) Вооруженных Сил РФ, в чьем оперативном управлении или хозяйственном ведении находится аэродром, по следующим направлениям деятельности:

— безопасность полетов;

— летная подготовка;

— организация воздушного движения в районе аэродрома;

— штурманское и аэронавигационное обеспечение;

— связь и радиотехническое обеспечение;

— метеорологическое и орнитологическое обеспечение;

— поисково-спасательное обеспечение;

— охрана и оборона аэродромов;

— инженерно-авиационное обеспечение;

— инженерно-аэродромное обеспечение;

— авиационно-техническое обеспечение;

— обеспечение горючим и смазочными материалами (в области авиации);

— пожарная безопасность (в области авиации);

— медицинское обеспечение (в области авиации).

Комиссию возглавляет председатель, назначенный из лиц руководящего состава, имеющих соответствующую подготовку и опыт полетов. При необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше. В случае образования межведомственной комиссии ее состав утверждается главнокомандующим Военно-воздушными силами, соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти, организаций (их уполномоченными представителями). При этом председатель комиссии назначается от Главного командования Военно-воздушных сил. Для образования межведомственной комиссии федеральный орган исполнительной власти направляет ходатайство в Главное командование Военно-воздушных сил, которое обязано в течение месяца со дня поступления ходатайства по согласованию с направившей его организацией подготовить и утвердить у соответствующих руководителей состав комиссии и план ее работы.

Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов выполняется его облет на воздушном судне того типа (класса), который предполагается эксплуатировать на данном аэродроме. В Вооруженных Силах РФ программа облета утверждается командующим объединением вида (рода войск) Вооруженных Сил РФ. В федеральных органах исполнительной власти, организациях, имеющих государственную авиацию, программа облета утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, организации, чьим решением комиссия была образована. По результатам облета составляется заключение комиссии. По результатам работы комиссии составляется акт обследования аэродрома на соответствие требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов. В случае выявления недостатков, препятствующих открытию аэродрома для эксплуатации воздушных судов, акт утверждается после устранения этих недостатков. В отдельных случаях аэродром допускается к эксплуатации при незначительном отступлении от требований норм годности к эксплуатации аэродромов, если они компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов. Для разработки предложений по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме могут привлекаться компетентные в данной области научные организации. По итогам их работы составляется заключение.

Аэродром считается годным к эксплуатации при условии:

а) соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов;

б) наличия (при необходимости) заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющихся несоответствиях и отступлениях от требований норм годности к эксплуатации аэродромов;

в) выполнения облета аэродрома;

г) положительного заключения комиссии, выполнившей облет аэродрома.

Открытие аэродрома осуществляется на основании допуска к эксплуатации и при получении свидетельства. Об открытии аэродрома старший авиационный начальник аэродрома информирует органы, формирующие документы аэронавигационной безопасности. Контроль за соответствием аэродромов государственной авиации требованиям, предъявляемым к ним, выполняется уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию. При капитальном ремонте аэродрома или при замене его оборудования, обеспечивающего посадку воздушных судов, допуск аэродрома к эксплуатации временно приостанавливается. Эксплуатация аэродрома при этом может быть разрешена с ограничениями, обеспечивающими безопасность полетов. Временная приостановка допуска аэродрома к эксплуатации осуществляется на основании решения органа управления, предоставившего такой допуск. Закрытие аэродрома осуществляется на основании исключения его из Государственного реестра или приостановления действия свидетельства. Приказ Минэкономики России от 15 октября 1998 г. N 404 "Об утверждении Положения о порядке допуска к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации и их государственной регистрации" устанавливает порядок проверки аэродромов экспериментальной авиации и их комплексное обследование на допуск к эксплуатации. При допуске аэродромов экспериментальной авиации к эксплуатации устанавливается их соответствие требованиям нормативных правовых актов:

— класс аэродрома (для аэродрома совместного базирования — индекс аэродрома), его физические характеристики, маркировка аэродромных покрытий, расположение, высота и маркировка препятствий на приаэродромной территории, радиосветотехническое оборудование, электроснабжение; поисково-спасательные и аварийно-спасательные средства — требованиям НГВА-92;

— инструкция по производству полетов в районе аэродрома — требованиям федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;

— оборудование пунктов управления полетами (рабочих мест руководителей полетов), состояние служб управления полетами и обеспечения полетов — требованиям нормативного правового акта, регламентирующего организацию и проведение испытательных полетов на аэродромах экспериментальной авиации;

— штатные и экспериментальные средства связи и радиосветотехнического оборудования, используемые для отработки и испытания бортового оборудования экспериментальных воздушных судов, — техническим условиям договора на поставку авиационной техники и программам испытаний.

Проверки аэродромов экспериментальной авиации и их комплексное обследование на допуск к эксплуатации проводятся на основании заявок эксплуатантов аэродромов или по решению начальника Отдела летной службы и экспериментальной авиации Минэкономики России. Проверки проводятся научно-исследовательскими организациями, имеющими право осуществлять эти проверки (далее — организации), и оформляются актами по определенным формам. После проверок аэродрома организациями проводится комплексное обследование аэродрома комиссией, определяемой начальником Отдела, в составе специалистов Отдела, управления летной службы АО "Авиапром" и организаций, проверявших аэродром. Результаты комплексного обследования аэродрома оформляются актом по форме. Акты представляются начальнику Отдела и эксплуатанту аэродрома в течение 10 суток после окончания проверок и комплексного обследования аэродрома. Проверки и комплексное обследование аэродрома проводятся на договорной основе с эксплуатантом аэродрома в соответствии с заданием, выданным начальником Отдела. Свидетельство о годности оформляется в случаях:

— соответствия аэродрома требованиям нормативных правовых актов;

— выработки альтернативных мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов, при выявлении несоответствий аэродрома требованиям нормативных правовых актов. Несоответствия и альтернативные меры определяются организациями, проверявшими аэродром, и комиссией, проводившей его комплексное обследование, и заносятся в свидетельство о годности. Свидетельство о годности выдается эксплуатанту аэродрома начальником Отдела на срок не более 5 лет. Срок действия свидетельства о годности зависит от количества и характера несоответствий аэродрома требованиям нормативных правовых актов и определяется начальником Отдела с учетом рекомендаций, изложенных в акте комплексного обследования аэродрома. Продление срока действия свидетельства о годности осуществляется после проверки аэродрома в соответствии с вышеуказанным положением.

Действие свидетельства о годности может быть приостановлено или прекращено, если не реализуются все или отдельные альтернативные меры, компенсирующие несоответствие аэродрома требованиям нормативных правовых актов, и (или) выявлены другие несоответствия. Решение о приостановлении или прекращении действия свидетельства о годности принимает начальник Отдела на основании выводов и рекомендаций, изложенных в акте комиссии, осуществлявшей плановую (целевую) проверку аэродрома. Решение доводится до эксплуатанта аэродрома. Свидетельство о годности изымается у эксплуатанта аэродрома, если его действие прекращено. В случае приостановления или прекращения действия свидетельства о годности эксплуатация аэродрома запрещается. Действие приостановленного свидетельства о годности может быть восстановлено решением начальника Отдела на основании проверки аэродрома или представленной эксплуатантом аэродрома документации об устранении причин, по которым действие свидетельства о годности было приостановлено. Решение о восстановлении действия свидетельства о годности доводится до эксплуатанта аэродрома. Допуск аэродрома к эксплуатации и оформление свидетельства о годности после прекращения его действия производятся после проверки аэродрома.

 

Статья 50 Обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах

В настоящее время действует приказ Федеральной авиационной службы РФ от 11 октября 1996 г. N 71 "О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации"*(59), которым утверждены:

— перечень аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;

— порядок применения сборов, тарифов и цен и организация расчетов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;

— порядок оформления и производства расчетов для взимания сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;

— методические положения по определению сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации;

— порядок перехода (согласования) авиапредприятиями, аэропортами, авиакомпаниями и другими предприятиями, осуществляющими наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, на новую систему сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации;

1. Аэропортовые сборы, которые включают в себя:

— сбор за взлет-посадку;

— сбор за обеспечение авиационной безопасности;

— сбор за сверхнормативную стоянку;

— сбор за пользование аэровокзалом;

2. Тарифы за наземное обслуживание:

— обслуживание пассажиров;

— обработку грузов;

— обеспечение вылета и встречи воздушного судна;

— обслуживание воздушного судна по транзитной форме.

Порядок рассмотрения и утверждения тарифов (цен) на регулируемые услуги аэропортов, утвержден приказом Министерства по антимонопольной политике РФ от 27 февраля 2001 г. N 195 "Об утверждении Порядка рассмотрения и утверждения тарифов (цен) на регулируемые услуги аэропортов"*(60).

Регулирование уровня аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, Федеральной службой по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральной авиационной службой России*(61). Тарифы за наземное обслуживание, не включенные в вышеуказанный список, а также цены за наземное обслуживание устанавливаются авиапредприятиями, аэропортами, авиакомпаниями и другими предприятиями, осуществляющими наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, самостоятельно и утверждаются руководителями данных предприятий в соответствующем Прейскуранте тарифов и цен.

Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15 мая 2000 г. N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации"*(62) в целях совершенствования системы аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации (далее — иностранных эксплуатантов) в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации, в соответствии с Воздушным кодексом РФ, Положением о Федеральной службе воздушного транспорта России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 марта 1999 г. N 1319*(63), и с учетом положений, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в области сборов, вводит в действие:

1. Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации и порядок их применения.

2. Порядок внесения изменений ставок аэронавигационных и аэропортовых сборов в Сборник аэронавигационной информации Российской Федерации, предусмотренный приложением 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) (далее — Сборник аэронавигационной информации (AIP).

При этом необходимо иметь в виду, что:

1. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов на трассах, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими полномочия осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения, устанавливаются едиными для полетов на воздушных трассах Российской Федерации по шкале, дифференцированной по максимальной взлетной массе воздушных судов. Ставки сбора разрабатываются и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России в установленном порядке (Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний на трассах Российской Федерации утверждены приказом Минтранса России от 9 октября 2002 г. N 128);

2. Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в районе аэродрома, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими полномочия осуществлять деятельность по обслуживанию воздушного движения, устанавливаются для каждого аэропорта, открытого для международных полетов, отдельно. Ставки сбора разрабатываются указанными организациями гражданской авиации и утверждаются Федеральной службой воздушного транспорта России.

3. Ставки аэропортовых сборов за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов, осуществляемое организациями гражданской авиации, имеющими соответствующие сертификаты соответствия и лицензии на выполнение работ (услуг), устанавливаются для каждого аэропорта, открытого для международных полетов, отдельно. Ставки аэропортовых сборов разрабатываются организациями гражданской авиации, согласовываются с ФСВТ России и утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте.

В целях совершенствования системы аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, реализации единых требований к установлению сборов и тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации"*(64) утверждены и введены в действие:

1. Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

2. Порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.

Также установлено, что ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах устанавливаются едиными для полетов воздушных судов на воздушных трассах Российской Федерации; ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиаработ устанавливаются отдельно в каждом районе обслуживания воздушного движения или зоне ответственности, определенных для организации гражданской авиации (далее — организации ГА) в установленном порядке; ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливаются отдельно для каждого аэропорта Российской Федерации; ставки аэропортовых сборов устанавливаются отдельно для каждого аэропорта Российской Федерации; тарифы за наземное обслуживание устанавливаются отдельно для каждой организации ГА, предоставляющей работы (услуги) по наземному обслуживанию в аэропортах Российской Федерации. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание формируются организациями ГА в соответствии с законодательством Российской Федерации, ставки аэронавигационных сборов, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, утверждаются Минтрансом России, ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте. Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание и цены на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, регистрируются и (или) публикуются для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации и других организаций ГА в порядке, установленном Минтрансом России.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов граждан или юридических лиц, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Минтрансом России (далее — эксплуатантов Российской Федерации), при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое государственными унитарными предприятиями по ИВП, УВД и ЭРТОС, аэропортами, авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями на основании лицензий (временных разрешений) Минтранса России (территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, маршрутов их спрямления, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов. Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации. Аэронавигационные сборы (Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов российских воздушных судов на трассах Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. N 175*(65)).

 

Статья 51. Маркировка зданий и сооружений

В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов", утвержденными приказом Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 6 мая 2000 г. N 121, к организации-заявителю предъявляются некоторые требования, касающиеся номенклатуры и средств автотранспорта. Так, заявитель должен быть оснащен маркировочными машинами, иметь эмали для дневной маркировки искусственных аэродромных покрытий и переносных маркировочных знаков с целью эксплуатационного содержания и проведения восстановительного ремонта искусственных покрытий.

 

Глава VII. Авиационный персонал

 

Статья 52. Понятие авиационного персонала

Комментируемая статья устанавливает требования, предъявляемые к авиационному персоналу. Для более эффективного осуществления деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения персонал должен иметь высококлассную специальную подготовку и сертификат.

В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ "О внесении дополнения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации"*(66) статья 1 Воздушного кодекса РФ была дополнена новым абзацем, которым установлен запрет на забастовки или иное прекращение работы авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"*(67) в статье 17 определяет, что забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ст. 3-8, 12-16 данного Федерального закона. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ являются незаконными забастовки, создающие реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц. Также являются незаконными забастовки работников Вооруженных Сил РФ, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства. Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан немедленно проинформировать участников забастовки о решении суда. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить неначавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Президент РФ и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Необходимость внесения изменений обусловлена возникшим противоречием нормы Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ, которым внесено дополнение в статью 52 Воздушного кодекса РФ, нормам ст. 413 действующего Трудового кодекса Российской Федерации. Этой статьей регламентируется порядок и случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются, в частности предусмотрено, что в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (включая авиационный транспорт), забастовки являются незаконными и не допускаются лишь в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Таким образом, исходя из положений ст. 413 ТК РФ, работники авиационного транспорта наделены правом на проведение забастовки, при отсутствии случаев, когда проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 412 ТК РФ, на период проведения забастовки в предприятиях авиационного транспорта авиационный персонал должен соблюдать выполнение минимума необходимых работ (услуг): выполнение полетов и управление воздушным движением с целью обороны страны и безопасности государства, жизни и здоровья людей, с целью обеспечения аварийно-спасательных, поисково-спасательных работ, по срочным санитарным заданиям и др. Статья 52 Воздушного кодекса РФ фактически запрещает авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения, использовать право на забастовку (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций), а также любое иное прекращение работы. Хотя забастовка является законным способом разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, право на которую предусмотрено ст. 8 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. "Об экономических, социальных и культурных правах", ст.37 Конституции РФ и главой 3 Федерального закона РФ N 175-ФЗ от 23 ноября 1995 г. (в редакции от 6 ноября 2001 г.) "О порядке разрешения коллективных трудовых споров". Данное право подлежит применению, когда трудовой спор не может быть разрешен другими способами.

Забастовка определена в ст. 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и в ст. 398 Трудового кодекса РФ, как временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Выбор между полным или частичным отказом от работы может быть поставлен в зависимость не только от воли работников, но и от ситуаций, когда полный отказ от работы невозможен. Имеется в виду проведение забастовок в организациях, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества. К такой работе относится и организация (управление) воздушного движения.

Из характера функций по организации (управлению) воздушного движения можно предположить, что полный отказ авиадиспетчеров от работы недопустим. Забастовки в виде частичного прекращения работы на предприятиях по организации (управлению) воздушного движения не создают угрозы основам конституционного строя, обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право работников авиационного транспорта на проведение забастовки с выполнением минимума необходимых работ (услуг), обеспечивает справедливый баланс интересов всех заинтересованных сторон.

В связи с несоответствием Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150-ФЗ ст. 413 ТК Российской Федерации, нарушается баланс интересов работников и работодателей, не реализуются принципы социального партнерства. Как следствие, в целях защиты своих прав авиаработники вынуждены проводить акции протеста не легитимного характера.

Вместо предусмотренной ст. 413 Трудового кодекса РФ цивилизованной процедуры разрешения коллективных трудовых споров, в результате которой право на забастовку может быть реализовано по истечении длительного периода переговорного процесса и примирительных процедур, прямой запрет на забастовку, введенный Федеральным законом N 150-ФЗ, приводит к тому, что работники отстаивают свои социально-трудовые интересы проведением голодовок и иных акций протеста. Акции протеста в виде голодовок, уже через несколько дней, реально создают проблемы в обеспечении безопасности полетов и останавливают работы по обслуживанию (управлению) воздушного движения полностью и на длительный период. При этом не выполняется и минимум необходимых работ (услуг) с целью обеспечения безопасности государства, жизни и здоровья людей. Подобные формы акций протеста не могут быть урегулированы государством.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector