Проект Федерального закона "О специальном техническом регламенте об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств"
См.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств.
Статья 3. Основные понятия, термины и определения, используемые в настоящем Федеральном закона.
Глава 2. Идентификация и классификация объектов технического регулирования.
Статья 4. Правила идентификации колесных транспортных средств.
Статья 5. Правила идентификации процессов технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Статья 6. Правила идентификации специализированного оборудования.
Глава 3. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств.
Статья 7. Требования к техническому состоянию тормозного управления.
Статья 8. Требования к техническому состоянию рулевого управления.
Статья 9. Требования к техническому состоянию внешних световых приборов.
Статья 10. Требования к техническому состоянию средств обеспечения обзорности.
Статья 11. Требования к техническому состоянию шин и колес.
Статья 12. Требования к техническому состоянию двигателя и его систем.
Статья 13. Требования к техническому состоянию тягово-сцепных устройств.
Статья 14. Требования к техническому состоянию прочих элементов конструкции.
Статья 15. Дополнительные требования к техническому состоянию специализированных и специальных автотранспортных средств.
Глава 4. Требования к техническому состоянию мототранспортных средств.
Статья 16. Требования к техническому состоянию тормозной системы.
Статья 17. Требования к техническому состоянию рулевого управления.
Статья 18. Требования к техническому состоянию внешних световых приборов и светоотражающей маркировки.
Статья 19. Требования к техническому состоянию шин и колес.
Статья 20. Требования к техническому состоянию двигателя и его систем.
Статья 21. Требования к техническому состояния прочих элементов конструкции.
Глава 5. Требования к процессу технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Статья 22. Требования к процессу технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Глава 6. Требования к специализированному оборудованию.
Статья 23. Функциональные требования к специализированному оборудованию.
Статья 24. Прочие требования к специализированному оборудованию.
Глава 7. Оценка соответствия требованиям настоящего Федерального Закона.
Статья 25. Формы оценки соответствия колесных транспортных средств.
Статья 26. Подтверждение соответствия колесных транспортных средств.
Статья 27. Государственный контроль (надзор) за соответствием колесного транспортного средства требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 28. Формы оценки соответствия специализированного оборудования.
Глава 8. Участники процесса технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Статья 29. Участники процесса технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Статья 30. Ответственность участников процесса технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Статья 31. Общероссийское профессиональное объединение.
Глава 9. Заключительные положения.
Статья 32. Переходные положения.
Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального Закона.
Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, устанавливает:
1) требования к техническому состоянию колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации;
2) требования к процессам технической эксплуатации колесных транспортных средств;
3) требования к специализированному оборудованию, применяемому в процессе технической эксплуатации колесных транспортных средств;
4) правила идентификации для целей применения настоящего Федерального закона;
5) правила и формы оценки соответствия колесных транспортных средств и специализированного оборудования, применяемого в процессе технической эксплуатации колесных транспортных средств, требованиям настоящего Федерального закона.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе эксплуатации и оценки соответствия колесных транспортных средств и специализированного оборудования, применяемого в процессе технической эксплуатации колесных транспортных средств.
3. Настоящий Федеральный закон устанавливает обязанности и ответственность физических и юридических лиц по выполнению установленных требований безопасности к техническому состоянию колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с обеспечением конструктивной безопасности колесных транспортных средств и оценкой соответствия типов колесных транспортных средств, регулируемые другим федеральным законом (специальным техническим регламентом) и международными договорами Российской Федерации.
5. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с регистрацией колесных транспортных средств в целях их допуска к участию в дорожном движении, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения».
6. Требования настоящего Федерального закона применяются одинаковым образом и в равной мере по отношению к колесным транспортным средствам независимо от страны и места их изготовления.
7. Требования настоящего Федерального закона устанавливаются в отношении следующих объектов технического регулирования:
1) колесные транспортные средства, за исключением колесных транспортных средств, указанных в части 7 настоящей статьи, предназначенные для перевозок пассажиров и грузов на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации (колесные транспортные средства категорий M, N, O, L в соответствии со Сводной резолюцией о конструкции транспортных средств (СР.3) Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН);
2) процессы технической эксплуатации колесных транспортных средств, включая:
а) проведение технических воздействий в целях предпродажной подготовки;
б) проведение технических воздействий в целях поддержания исправного состояния и/или контроля технического состояния колесных транспортных средств, их составных частей и систем, обеспечивающих эксплуатационную безопасность колесных транспортных средств.
3) специализированное оборудование, применяемое в процессе технической эксплуатации колесных транспортных средств.
8. Настоящий Федеральный закон не распространяется на:
1) колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в части специальных требований к ним, определяемых другими нормативными правовыми актами;
2) специальное оборудование, устанавливаемое на колесных транспортных средствах;
3) автотранспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч;
4) мототранспортные средства, рабочий объем двигателя которых не превышает 50 см3 (для двигателей с принудительным зажиганием) или максимальная эффективная мощность двигателя которых не превышает 4 кВт (для двигателей других типов);
5) колесные транспортные средства, поставляемые только в Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств
1. Законодательство Российской Федерации об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств состоит из международных договоров Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности колесных транспортных средств, в том числе «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний» (Женевское Соглашение 1958 года с поправками от 16 октября 1996 г.), «Соглашения о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах», Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г. с поправками от 8 мая 1971 г.), «Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров» (Венское Соглашение 1997 года), Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия, термины и определения, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) исправное состояние колесного транспортного средства (составной части, системы колесного транспортного средства) — состояние, при котором колесное транспортное средство (составная часть, система колесного транспортного средства) соответствует всем требованиям настоящего Федерального закона;
2) общероссийское профессиональное объединение — объединение индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств, созданное в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
3) подготовка колесного транспортного средства к эксплуатации — совокупность технических воздействий на колесное транспортное средство (составные части, системы колесного транспортного средства), обеспечивающих соответствие колесного транспортного средства требованиям настоящего Федерального закона;
4) ремонт — комплекс операций по восстановлению исправного состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства);
5) специализированная организация — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие в период эксплуатации колесных транспортных средств функции изготовителя путем технических воздействий на колесные транспортные средства в целях обеспечения соответствия таких колесных транспортных средств требованиям настоящего Федерального закона;
6) техническое воздействие — любая операция, приводящая к изменению или восстановлению параметров колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства) в процессе технического обслуживания и (или) ремонта колесного транспортного средства, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния колесного транспортного средства требованиям настоящего Федерального закона, за исключением операций органолептической проверки;
7) техническое обслуживание — комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства) в соответствии с инструкциями изготовителя колесного транспортного средства;
8) эксплуатационная документация — разрабатываемые изготовителем колесного транспортного средства инструкции и руководства по эксплуатации (по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию) колесного транспортного средства;
9) эксплуатационная безопасность колесного транспортного средства — совокупность характеристик технического состояния колесного транспортного средства (составных частей, систем колесного транспортного средства), обеспечивающих безопасное техническое состояние колесного транспортного средства в период его эксплуатации;
10) эксплуатация колесного транспортного средства — использование колесного транспортного средства по назначению.
2. Для целей настоящего Федерального закона технические термины и определения используются в следующих значениях:
1) внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни) — устройства для наружной световой сигнализации;
2) внешний шум колесного транспортного средства — совокупность звуков широкого спектра частот и амплитуд, производимых составными частями колесного транспортного средства при функционировании;
3) время запаздывания тормозной системы — интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы);
4) время нарастания замедления — интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение;
5) время срабатывания тормозной системы — интервал времени от начала торможения до момента времени, в который при проверках в дорожных условиях замедление колесного транспортного средства принимает установившееся значение, либо до момента, в который тормозная сила колеса при проверках на стендах принимает максимальное значение или происходит блокировка колеса колесного транспортного средства на роликах стенда;
6) встроенная (бортовая) система диагностирования — совокупность входящих в конструкцию колесного транспортного средства устройств, обеспечивающих при эксплуатации накопление информации и своевременное информирование водителя о неисправностях составных частей колесного транспортного средства;
7) заднее защитное устройство — часть конструкции автотранспортного средства категорий N2, N3, O3 и O4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий М1 и N1 при наезде сзади;
8) запасная тормозная система — тормозная система, предназначенная для снижения скорости колесного транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы;
9) запасная часть — составная часть транспортного средства, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия;
10) класс зеркал заднего вида — вид зеркал, характеризуемых одним из следующих сочетаний характеристик и функций: класс I — внутренние зеркала заднего вида плоские или сферические; класс II — основные внешние зеркала заднего вида сферические; класс III — основные внешние зеркала заднего вида плоские или сферические (допускается меньший радиус кривизны, чем для зеркал класса II); класс IV — широкоугольные внешние зеркала заднего вида сферические; класс V — внешние зеркала бокового обзора сферические. Класс зеркала указывается в маркировке на сертифицированных зеркалах заднего вида римскими цифрами;
11) контурная маркировка колесного транспортного средства — ряд светоотражающих полос, нанесенных на колесное транспортное средство с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка);
12) контурные огни — световые приборы, смонтированные как можно выше у крайней точки габаритной ширины автотранспортного средства и предназначенные для указания его габаритной ширины;
13) корректор света фар — устройство для регулирования в ручном или в автоматическом режиме (автоматический корректор) угла наклона светового пучка фары ближнего и/или дальнего света в зависимости от загрузки автотранспортного средства, профиля дороги и условий видимости;
14) коэффициент избытка воздуха, ? — отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов;
15) коэффициент ослабления света N, % — значение дымности, отсчитываемое по вспомогательной линейной шкале индикатора дымомера в диапазоне от 0 до 100 %;
16) коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью — отношение результирующей действующих в контакте колеса с опорной поверхностью продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо;
17) максимальная конструктивная скорость транспортных средств категории L — скорость определяемая в дорожных испытаниях. При этом масса транспортного средства должна включать в себя массу снаряженного транспортного средства и массу водителя (75±5) кг (для транспортных средств категорий L3 — L7) или (75±2) кг (для транспортных средств категорий L1 и L2);
18) максимальная эффективная мощность двигателя транспортного средства категории L — максимальное значение эффективной мощности при положении управляющего органа, обеспечивающем максимальную мощность, и полной нагрузке на двигатель;
19) масса ненагруженного транспортного средства категории L — масса транспортного средства, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного дополнительным оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации данного транспортного средства, полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства, установленные изготовителем, инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается нормативными документами, касающимися измерения массы ненагруженного транспортного средства, соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей транспортного средства. Топливо и смесь топлива с маслом не учитывают при определении массы ненагруженного транспортного средства, однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе должны быть учтены;
20) масса колесного транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса) — масса порожнего колесного транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача либо масса ходовой части с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая охлаждающую жидкость, масло, 90% топлива, 100% других жидкостей, за исключением использованной воды, инструменты, запасное колесо, масса водителя (75 кг) и — для городских и междугородных автобусов — масса члена экипажа (75 кг), если в автотранспортном средстве предусмотрено для него сиденье (для мототранспортного средства — масса с водителем, но без груза и пассажиров, с заполненными емкостями систем питания, охлаждения и смазки, с комплектом инструментов и принадлежностей (включая запасное колесо), предусмотренных изготовителем мототранспортного средства согласно эксплуатационной документации);
21) место крепления ремней безопасности — часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части колесного транспортного средства (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности;
22) начало поворота управляемого колеса — угол поворота управляемого колеса на 0,060, измеряемый от положения прямолинейного движения;
23) оптический центр (центр отсчета) — точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора;
24) орган управления тормозной системы — совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам;
25) органолептическая проверка — проверка, выполняемая с помощью органов чувств человека без использования средств измерений.
26) ось отсчета — линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости колесного транспортного средства (для мототранспортного средства — без бокового прицепа) и опорной поверхности;
27) передняя обзорность — обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180 в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости автотранспортного средства;
28) подтекание — появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь;
29) проскальзывание колеса на роликовых стендах — несоответствие окружной скорости колеса колесного транспортного средства окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда;
30) рабочая тормозная система (для мототранспортного средства — рабочее тормозное устройство) — тормозная(ое) система (устройство), предназначенная(ое) для снижения скорости;
31) разрешенная максимальная масса — максимальная масса снаряженного колесного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации;
32) светоотражающий маркировочный материал — поверхность или устройство, от которых при наличии излучения в их направлении отражается подавляющая часть световых лучей первоначального излучения;
33) система колесного транспортного средства — совокупность устройств, предназначенных для реализации конкретной функции или обеспечения эксплуатационной безопасности колесного транспортного средства;
34) система нейтрализации отработавших газов — совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя;
35) составные части и предметы оборудования колесного транспортного средства — агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции колесного транспортного средства;
36) средство технического диагностирования (контроля технического состояния) — аппаратура и программы, с помощью которых осуществляется диагностирование (контроль);
37) стояночная тормозная система (для мототранспортного средства — стояночное тормозное устройство) — тормозная система (тормозное устройство), предназначенная(ое) для удержания колесного транспортного средства неподвижным;
38) стояночный огонь — световые приборы с белым излучением (спереди автотранспортного средства) и красным излучением (сзади автотранспортного средства) предназначенные для обозначения положения автотранспортного средства при остановке в населенных пунктах;
39) суммарный люфт в рулевом управлении — угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению автотранспортного средства;
40) сухая масса мототранспортного средства — масса готового к эксплуатации полностью укомплектованного мототранспортного средства без груза и пассажиров;
41) тахограф — контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя;
42) торможение — процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению колесного транспортного средства;
43) тормозная сила — реакция опорной поверхности на колеса колесного транспортного средства, вызывающая торможение. Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшие величины тормозных сил;
44) тормозная система — совокупность частей автотранспортного средства, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы (для мототранспортного средства — совокупность всех тормозных устройств мототранспортного средства);
45) тормозное управление автотранспортного средства — совокупность всех тормозных систем автотранспортного средства;
46) тормозное устройство мототранспортного средства — совокупность частей (орган управления, тормозной привод и тормоза), предназначенных для замедления движения и остановки мототранспортного средства или для обеспечения его неподвижного состояния;
47) тормозной привод — совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения;
48) тормозной путь — расстояние, пройденное колесным транспортным средством от начала до конца торможения;
49) установившееся замедление — среднее значение замедления за время торможения tуст от момента окончания периода времени нарастания замедления до конца торможения;
50) устойчивость колесного транспортного средства при торможении — способность колесного транспортного средства двигаться при торможениях в пределах коридора движения;
51) эффективная мощность транспортного средства категории L — мощность двигателя, замеряемую на стенде на выходной части коленчатого вала или эквивалентной детали при частоте вращения, установленной изготовителем, при подсоединенных системах и агрегатах, необходимых для обеспечения нормальной работы двигателя.
Глава 2. Идентификация и классификация объектов технического регулирования
Статья 4. Правила идентификации колесных транспортных средств
1. Колесные транспортные средства идентифицируются путем установления тождественности их характеристик следующим существенным признакам:
1) колесное транспортное средство — транспортное средство, предназначенное для перевозки по дорогам пассажиров и (или) грузов, не опирающееся на рельсы (механические транспортные средства категорий M, N, O, L (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства) в соответствии со Сводной Резолюцией (СР.3) ЕЭК ООН). Колесные транспортные средства подразделяются на автотранспортные средства и мототранспортные средства;
2) автотранспортное средство — колесное транспортное средство, имеющее не менее четырех колес (транспортное средство категорий M, N, O (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы) в соответствии со Сводной Резолюцией (СР.3) ЕЭК ООН). Категории автотранспортных средств подразделяются на подкатегории в соответствии с существенными признаками, указанными в таблице 4.1;
Таблица 4.1.
Классификация автотранспортных средств
подкатегория |
Разрешенная максимальная масса,[1] т |
Классификационные признаки автотранспортных средств |
М1 |
— |
Для перевозки пассажиров, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя |
М2 |
До 5[2] |
Для перевозки пассажиров, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя |
М3 |
Св. 52 |
|
N1 |
ДО 3,5[3] |
Для перевозки грузов |
N2 |
Св. 3,5 до 12,03 |
|
N3 |
Св. 12,03 |
|
О1 |
До 0,75 |
Буксируемые автотранспортные средства – прицепы |
О2 |
Св. 0,75 до 3,5 |
Буксируемые автотранспортные средства – прицепы и полуприцепы |
О3 |
От 3,5 до 10[4] |
Буксируемые автотранспортные средства – прицепы и полуприцепы |
О4 |
Более 104 |
[1] Оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
[2] Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
[3] Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
[4] Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси (ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
3) автопоезд — комбинация автотранспортных средств, состоящая из тягача и прицепа (полуприцепа, прицепов), соединенных тягово-сцепным устройством (сцепленные транспортные средства, которые участвуют в дорожном движении как одно целое);
4) прицеп (полуприцеп) — автотранспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе автопоезда;
5) автобусы (автотранспортные средства категорий М2 и М3), подразделяют на классы:
а) автобусы класса I (городские автобусы) — автобусы, конструкция которых предусматривает места для стоящих пассажиров в целях обеспечения беспрепятственного перемещения пассажиров;
б) автобусы класса II (междугородные автобусы) — автобусы, которые построены главным образом для перевозки сидящих пассажиров и конструкцией которых допускается перевозка стоящих пассажиров в проходе и/или в месте для стоящих пассажиров, которое не превышает пространство, предусмотренное для двух двойных мест для сидения;
в) автобусы класса III (туристские автобусы) — автобусы, которые построены исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
6) специализированные автотранспортные средства — грузовые и грузопассажирские автомобили и автопоезда, оснащенные специальным оборудованием (кузовом, платформой, технологическим оборудованием и др.) и конструктивно приспособленные к перевозкам определенного вида грузов и проведению погрузо-разгрузочных работ. Они создаются на базе автотранспортных средств или их шасси, либо с применением узлов ходовой части автотранспортных средств (колес, мостов, подвески, тормозных устройств и т.п.). Специализированные автотранспортные средства относятся к категориям М, N, О;
7) специальные автотранспортные средства — автотранспортные средства, предназначенные для транспортирования смонтированного на них оборудования, обслуживающего персонала и для последующего обеспечения функционирования указанного оборудования, не приспособленные к выполнению перевозок грузов или пассажиров. Специальные автотранспортные средства относятся к категориям М, N, О;
8) мототранспортное средство — колесное транспортное средство, имеющее менее четырех колес или четырехколесное механическое транспортное средство, сухая масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы батарей для электрических транспортных средств и максимальная эффективная мощность которого не более 15 кВт (механическое транспортное средство категории L (мотоциклы, мотоциклы с боковым прицепом, квадрициклы) в соответствии со Сводной Резолюцией (СР.3) ЕЭК ООН). Мототранспортные средства подразделяют на подкатегории в соответствии с признаками, указанными в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Классификация мототранспортных средств
Подкатегория |
Число и расположение колес |
Классификационные признаки мототранспортных средств |
L1 (двухколесный мопед) |
2 |
Рабочий объем двигателя, в случае применения двигателя внутреннего сгорания, не превышает 50 см3 , в случае применения электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки на более 4 кВт и максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч вне зависимости от применяемого двигателя |
L2 (трехколесный мопед) |
3, любое |
Рабочий объем двигателя, в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, не превышает 50 см3 в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа максимальной эффективной мощностью, не более 4 кВт, в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки — не более 4 кВт и максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч вне зависимости от применяемого двигателя |
L3 (мотоцикл) |
2 |
Рабочий объем двигателя, в случае двигателя внутреннего сгорания, превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч при любом двигателе |
L4 (мотоцикл с коляской) |
3, ассиметричное |
Рабочий объем двигателя, в случае двигателя внутреннего сгорания, превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской) при любом двигателе |
L5 (трицикл) |
3, симметрично |
Рабочий объем двигателя, в случае двигателя внутреннего сгорания, превышает 50 см3 или максимальная конструктивная скорость превышает 50 км/ч при любом двигателе |
L6 (легкий квадрицикл) |
4, симметрично |
Ненагруженная масса не более 350 кг, не включая массу аккумуляторов в случае электрических МТС. Максимальная конструктивная скорость не более 50 км/ч. Рабочий объем двигателя не более 50 см3 для двигателей с принудительным зажиганием или в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, ил в случае электродвигателя — номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт |
L7 (квадрицикл) |
4, симметрично |
Ненагруженная масса не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт |
Статья 5. Правила идентификации процесса технической эксплуатации колесных транспортных средств
Процесс технической эксплуатации колесного транспортного средства идентифицируется как комплекс мер по техническому обеспечению безопасной эксплуатации колесного транспортного средства, включающий:
1) предписанные производителем перечень и порядок технических воздействий в целях подготовки колесных транспортных средств к эксплуатации при продаже колесных транспортных средств (предпродажная подготовка);
2) процессы технического обслуживания и (или) ремонта колесных транспортных средств;
3) процессы контрольно-диагностических работ.
Статья 6. Правила идентификации специализированного оборудования
Специализированное оборудование, применяемое в процессе технической эксплуатации колесных транспортных средств, идентифицируется путем установления тождественности характеристик назначения следующим группам:
1) контрольно-диагностическое оборудование (средства технического диагностирования) для колесных транспортных средств;
2) регулировочное оборудование для колесных транспортных средств;
3) оборудование моечно-уборочное для колесных транспортных средств;
4) смазочное и заправочное оборудование;
5) оборудование для подъема и перемещения колесного транспортного средства и его составных частей при выполнении технических воздействий;
6) оборудование для монтажа, демонтажа, ремонта, накачки, ошиповки шин и балансировки колес колесного транспортного средства;
7) оборудование для окраски и противокоррозионной обработки колесного транспортного средства, в т.ч. системы питания сжатым воздухом;
8) оборудование для восстановления и ремонта несущих систем колесного транспортного средства;
9) оборудование гаражное для ремонта колесных транспортных средств;
10) компрессоры гаражные для обеспечения технической эксплуатации колесных транспортных средств;
11) оборудование гаражное для подготовки двигателя колесного транспортного средства к пуску, в том числе пуско-зарядные устройства;
12) инструмент и приспособления специальные гаражные для обеспечения технической эксплуатации колесных транспортных средств.
Глава 3. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств
Статья 7. Требования к техническому состоянию тормозного управления
1. Тормозные системы автотранспортного средства должны легко приводиться в действие находящимся за рулем водителем.
2. Рабочая тормозная система при включении должна замедлять движение автотранспортного средства и останавливать его надежно, быстро и эффективно независимо от его условий загрузки и от того, движется ли автотранспортное средство на подъем или под уклон.
3. Стояночная тормозная система при включении должна удерживать автотранспортное средство в неподвижном состоянии, независимо от его условий загрузки, на подъеме или спуске с уклоном не менее 16%.
4. Запасная (аварийная) тормозная система при включении должна замедлять движение автотранспортного средства и останавливать его, независимо от его условий загрузки, на достаточно коротком расстоянии даже в случае выхода из строя рабочей тормозной системы.
5. Действие рабочей и запасной тормозных систем должно обеспечивать плавное, без затруднений уменьшение и увеличение тормозных сил (замедления автотранспортного средства) при уменьшении и увеличении, соответственно усилий воздействия на орган управления тормозной системой.
6. Нарушения герметичности трубопроводов или соединений и подтекания тормозной жидкости в гидравлическом тормозном приводе не допускаются. Наличие видимых мест перетирания, перегибов, коррозии, механических повреждений тормозных трубопроводов или деталей в тормозном приводе с трещинами или остаточной деформацией не допускается.
7. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов не должно приводить к значительной скорости падения давления воздуха в системе как при выключенном органе управления тормозной системой, так и после полного приведения его в действие.
8. Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.
9. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для автотранспортных средств, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес автотранспортного средства. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
10. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
11. Установочные параметры регулятора тормозных сил для автотранспортного средства разрешенной максимальной и снаряженной массы должны соответствовать значениям, указанным в установленной на автотранспортном средстве табличке произодителя или в эксплуатационной документации, или в руководстве по ремонту автотранспортного средства.
12. Тормозные системы каждого автотранспортного средства, являющегося частью автопоезда, должны быть совместимыми.
13. Действие рабочей тормозной системы автопоезда должно надлежащим образом распространяться и синхронизироваться по всему составу автопоезда.
14. Разрешенная максимальная масса прицепа, не оборудованного рабочей тормозной системой, не должна превышать половины суммы масс автотранспортного средства (тягача без нагрузки) и водителя.
Статья 8. Требования к техническому состоянию рулевого управления
1. Рулевое управление должно позволять водителю легко, быстро и уверенно менять направление движения автотранспортного средства. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен быть чрезмерным.
2. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления автотранспортного средства, оборудованных этим механизмом, не допускается.
3. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии автотранспортного средства и работающем двигателе не допускается.
4. Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией автотранспортного средства.
5. Подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, рулевого колеса в осевом направлении, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или опорной поверхности не допускается. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.
6. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.
7. Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным производителем автотранспортного средства в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
Статья 9. Требования к техническому состоянию внешних световых приборов
1. Изменение мест расположения и демонтирование предусмотренных производителем автотранспортного средства фар, сигнальных фонарей и световозвращателей не допускается.
2. Требования к оснащению автотранспортного средства внешними световыми приборами указаны в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Требования к оснащению АТС внешними световыми приборами
Внешний световой прибор |
Цвет излучения |
Количество на АТС, не более |
Применение на АТС |
1 |
2 |
3 |
4 |
Фара дальнего света |
Белый |
2 или 4 |
Обязательно |
Фара ближнего света |
Белый |
2 |
Обязательно |
Передняя противотуманная фара |
Белый или желтый |
2 |
|
Фара заднего хода |
Белый |
1 или 2 |
Обязательно |
Указатели поворота |
Желтый Желтый |
По 2 передних, задних и боковых |
Обязательно |
Сигнал торможения |
Красный |
2 |
Обязательно |
Дополнительный сигнал торможения |
Красный |
1 |
|
Передний габаритный огонь |
Белый |
2 |
Обязательно |
Задний габаритный огонь |
Красный |
2 |
Обязательно |
Задний противотуманный фонарь |
Красный |
1 или 2 |
|
Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боковыми габаритными фонарями) |
Белый Желтый Красный |
2 |
|
Боковой габаритный огонь (при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения) |
Желтый Красный |
|
|
Контурный огонь |
Белый Красный |
2 спереди, 2 сзади |
|
Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака |
Белый |
1 |
|
Дневной ходовой огонь |
Белый |
|
|
Опознавательный знак автопоезда |
Желтый |
|
|
Переднее светоотражающее устройство |
Белый |
2 |
обязательно для категории О |
Боковое светоотражающее устройство |
Желтый |
|
|
Заднее светоотражающее устройство не треугольной формы |
Красный |
не менее 2 |
обязательно, кроме АТС категории О |
Заднее светоотражающее устройство треугольной формы |
Красный |
не менее 2 |
обязательно, кроме АТС категории О |