Коды Статуса Торговли и Перевозки
Рекомендация N 24 Европейской экономической комиссии ООН
Женева, май 2000 года
ECE/TRADE/258
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 24, второе издание, принятая
Центром Организации Объединенных Наций по упрощению торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН)
Женева, май 2000 года
ECE/TRADE/258
GE.00-31694 (R)
I.
Организация Объединенных Наций через посредство СЕФАКТ ООН (Центра Организации Объединенных Наций по упрощению торговли и электронным деловым операциям) поддерживает деятельность, направленную на усиление возможности деловых кругов, торговых и административных организаций в развитых и развивающихся странах и странах с переходной экономикой эффективно обмениваться товарами и соответствующими услугами.
1Из описания задач СЕФАКТ ООН.
Глобализация рыночного пространства происходит быстрыми темпами, при этом компании приобретают отдельные компоненты продукции в одной части мира, производят их сборку в другой, а продают еще в каком-либо районе. Тенденция, заключающаяся в осуществлении деловых операций с помощью электронных средств, ведет к увеличению физического объема товарных потоков, когда все чаще отгружаются являющиеся более мелкими партии переработанной продукции и сырьевых материалов. Такая глобализация рынков обусловливает растущую необходимость в дальнейшем повышении эффективности и оперативности передачи информации. Задачу обеспечения эффективного обмена информацией на международных рынках можно решить за счет использования общих процедур и процессов, предполагающих применение глобально согласованных стандартов. В основе этого подхода лежит необходимость разработки четких механизмов определения данных и единых систем кодирования для обозначения конкретных элементов данных.
Коды статуса торговли и перевозки в значительной степени требуются для того, чтобы облегчить обмен информацией о статусе товаров, партиях товаров и/или оборудования, когда речь идет об электронном сообщении данных.
В программе работы СЕФАКТ ООН подчеркивается необходимость выработки рекомендаций, направленных на упрощение и согласование текущей практики и процедур, используемых при осуществлении международных сделок. В этом контексте роль Рабочей группы по кодам (РГК) СЕФАКТ ООН состоит в обеспечении высокого качества, актуальности и наличия кодовых наборов и структур кодов для поддержки выполнения задач СЕФАКТ ООН, включая регулирование деятельности по разработке рекомендаций ЕЭК ООН, касающихся кодов. РГК подготовила настоящий пересмотренный вариант Рекомендации N 24.
Настоящее второе издание Рекомендации N 24 развивает и заменяет первое издание (ECE/TRADE/WP.4/R.1067, сентябрь 1995 года).
II. РЕКОМЕНДАЦИЯ
На своей шестой сессии в марте 2000 года СЕФАКТ ООН постановил принять следующую Рекомендацию. Перечень стран и организаций, присутствовавших на этой сессии, содержится в приложении 1.
Центр Организации Объединенных Наций по упрощению торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) рекомендует правительствам и деловым кругам использовать коды статуса торговли и перевозки в поддержку общего подхода к упрощению процедур торговли.
III. СФЕРА ОХВАТА
1. Настоящая Рекомендация предусматривает общий перечень кодов для обозначения информации о статусе товаров, партий товаров и/или оборудования.
IV. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. Настоящая Рекомендация применяется в тех случаях, когда имеется необходимость описания кодов статуса торговли и перевозки в кодированном виде, для обмена информацией между сторонами, участвующими в международных торговых и транспортных операциях. Она может применяться ко всем видам транспорта.
V. ПОЯСНЕНИЯ
A. Определения
3. Для целей настоящей Рекомендации были приняты нижеследующие определения:
код: последовательность знаков, представляющая собой член набора значений;
перечень кодов: полный набор кодовых значений для отдельного элемента данных;
партия товаров: отдельно идентифицируемое количество товаров (которые должны быть в наличии), перевозимых от одного грузоотправителя к одному грузополучателю на одном или нескольких видах транспорта, как указано в едином транспортном документе;
данные: информация, представленная в формализованном режиме повторной интерпретации, пригодном для сообщения, толкования и обработки;
документ: зарегистрированные постоянные данные, содержащие информацию;
ЭОД (электронный обмен данными): электронная передача с одного компьютера на другой информации о коммерческих или административных операциях с использованием согласованного стандарта для структурирования данных, относящихся к конкретной операции или сообщению;
сообщение ЭОД: утвержденное, опубликованное и подкрепленное техническим сопровождением формальное описание того, каким образом структурировать данные, необходимые для выполнения конкретной деловой операции, при обеспечении возможности передачи и обработки соответствующих данных электронными средствами;
электронные деловые операции: процесс заключения сделок электронным путем. Это включает в себя обмен неструктурированной или структурированной деловой информацией с помощью любых электронных средств между поставщиками, заказчиками, правительственными органами, фирмами, предоставляющими услуги, и другими сторонами в целях организации и практического выполнения операций в коммерческой, административной и других областях;
упрощение: проведение мер по упрощению, стандартизации и согласованию формальностей, процедур, документов и операций, связанных с международными торговыми сделками;
груз: все материалы, получаемые от грузоотправителя;
процедура: меры, принимаемые с целью соблюдения какой-либо формальности, включая время, формат и метод представления необходимой информации;
стандартизация: разработка стандартов для обеспечения единообразия формальностей, процедур, документов, информации и операций;
обоснование статуса: объяснение или обоснование статуса партий товаров, грузов и/или оборудования;
статус перевозки: краткое описание положения и/или состояния партий товаров, грузов и/или оборудования в любой момент времени в течение всей перевозки или в любом месте логистической цепи.
В. Конкретные соображения
4. В международной торговле существует требование в отношении обмена информацией о статусе партий товаров, грузов, оборудования или транспортных средств в определенный момент времени или в конкретном месте логистической цепи.
5. В качестве средства передачи информации, касающейся движения товаров по транспортной цепи, все больше используется электронный обмен данными.
6. Для целей определения местонахождения и отслеживания движения было введено понятие "кодов статуса торговли и перевозки" и были разработаны сообщения ЭДИФАКТ ООН, содержащие эту информацию.
7. Для обеспечения сопоставимости при обмене информацией о статусе товаров, партий товаров и/или оборудования необходимо использовать общепринятые понятия "статус перевозки" и "обоснование статуса" (определения см. в разделе VA).
8. Лица, пользующиеся системой кодовых обозначений статуса торговли и перевозки, по своему желанию выбирают в целях соблюдения предъявленных к деловым операциям требований кодовые обозначения, соответствующие статусу перевозки или обоснованию статуса.
9. Сторонам, отвечающим за каждый этап торговой сделки в рамках коммерческой деятельности, предлагается использовать торговые и транспортные коды вместе с другими применяющимися рекомендациями ООН. К ним относятся:
• Рекомендация ООН N 8 "Методология единого идентификационного кода — ЕИК";
• Рекомендация ООН N 11 "Вопросы документации при международных перевозках опасных грузов";
• Рекомендация ООН N 16 "ЛОКОД ООН — Классификатор портов и других пунктов";
• Рекомендация ООН N 18 "Меры по упрощению процедур международной торговли";
• Рекомендация ООН N 19 "Классификатор видов транспорта";
• Рекомендация ООН N 21 "Коды для видов груза, упаковки и материала упаковки".
С. Общие соображения
10. Появляющиеся технологии, например технологии, обеспечиваемые с помощью электронных деловых операций и Всемирной компьютерной сети (World Wide Web), оказывают все большее влияние на характер деловой практики.
11. Увеличение числа сторон, использующих Интернет в коммерческих или личных целях, будет оказывать значительное влияние на объем товаров, пересекающих международные границы.
12. Несмотря на возрастающее количество партий товаров и грузов, ненужные задержки могут происходить из-за неверной или недостаточной информации, касающейся таможенной очистки и обработки товаров. ЭОД является одной из областей применения информационной технологии, конкретно предназначенной для решения данного вопроса с помощью электронного обмена информацией. Международные стандарты, например ЭДИФАКТ ООН, предусматривают использование различных перечней международных кодов, таких как коды статуса торговли и перевозки. Аналогичным образом, от использования перечня международных кодов могут зависеть и другие прикладные области, в которых используется Интернет, в том числе электронные формы.
VI. РАЗРАБОТКА И ОБНОВЛЕНИЕ
13. Разработка настоящей Рекомендации от имени СЕФАКТ ООН будет осуществляться Рабочей группой по кодам (РГК) СЕФАКТ ООН.
14. Предложения, касающиеся обновления настоящей Рекомендации, следует направлять по следующему адресу: Trade Facilitation Section, United Nations Economic Commission for Europe, Palais des Nations, CH-1211, Geneva 10, Switzerland.
15. Проекты пересмотренных вариантов текстовой части и/или перечня кодов, включенных в настоящую Рекомендацию, будут выпускаться РГК по мере необходимости и будут помещаться на Web-странице РГК на Web-сайте СЕФАКТ ООН: http://www.uncefact.org/.
16. Проекты пересмотренных вариантов должны опубликоваться для высказывания замечаний в течение по крайней мере двух месяцев. Главы делегаций, которые участвуют в работе СЕФАКТ ООН, должны уведомляться о наличии конкретного проекта пересмотренного варианта и о периоде для высказывания замечаний. По окончании периода, предусмотренного для высказывания замечаний, РГК должна рассматривать все полученные замечания. В зависимости от полученных замечаний РГК выпускает новый проект пересмотренного варианта или подготавливает окончательный пересмотренный вариант для утверждения.
17. Окончательные пересмотренные варианты текстовой части настоящей Рекомендации подлежат утверждению на Пленарной сессии СЕФАКТ ООН.
18. Окончательные пересмотренные варианты перечня кодов, включенных в настоящую Рекомендацию, подлежат утверждению на пленарной сессии РГК или, если также пересматривается текстовая часть, на Пленарной сессии СЕФАКТ ООН.
VII. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЕЙ КОДОВ
19. Перечни торговых и транспортных кодов представлены в приложениях к настоящей Рекомендации следующим образом:
Приложение 2 Перечень кодов статуса торговли и перевозки, перечисленных в порядке значений кодов
Приложение 3 Перечень кодов статуса торговли и перевозки, перечисленных в алфавитном порядке с учетом наименований кодов
20. Перечни кодов представлены с указанием информации в следующих колонках:
|
Знак изменений |
(ЗИ) |
|
знак сложения (+) |
добавление |
|
решетка (#) |
внесение изменений в наименование кода |
|
вертикальная черта (|) |
внесение изменений в описание кода |
|
буква X (X) |
помечено в настоящем издании для исключения (не будет включено в следующее издание) |
|
Значение кода Трехуровневое значение кода Наименование кода Наименование значения кода Описание кода Описание значения кода |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
УЧАСТВОВАВШИЕ СТРАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
Страны и организации, участвовавшие в сессии СЕФАКТ ООН, на которой была утверждена настоящая рекомендация
В работе шестой сессии СЕФАКТ ООН, состоявшейся в марте 2000 года, приняли участие представители следующих стран: Австралии, Австрии, Азербайджана, Албании, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Бразилии, бывшей югославской Республики Македонии, Венгрии, Гватемалы, Германии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Ирана (Исламской Республики), Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кении, Кыргызстана, Кубы, Литвы, Люксембурга, Малайзии, Монголии, Непала, Нидерландов, Польши, Республики Корея, Российской Федерации, Румынии, Сенегала, Сингапура, Сирийской Арабской Республики, Словакии, Словении, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции, Хорватии, Чешской Республики, Чили, Швейцарии, Швеции и Японии. На сессии также был представлен Европейский союз (ЕС).
В ее работе приняли участие следующие межправительственные организации: Банк международных расчетов (БМР), Всемирная таможенная организация (ВТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Дунайская комиссия (ДК), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Лига арабских государств.
На ней также были представлены следующие органы Организации Объединенных Наций: Управление Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами и предупреждению преступности (УКНСПП), Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирный банк.
В ее работе участвовали следующие неправительственные организации: Агентство породненных городов в интересах развития сотрудничества Север-Юг, Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ), Международная ассоциация по кодированию потребительских товаров (ЕАН), Европейская ассоциация электронных сообщений (ЕАЭС), Международная ассоциация портов и гаваней (МАПГ), Международная торговая палата (МТП), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная ассоциация смешанных перевозок (МАСП), Международная организация по стандартизации (ИСО) и Общество всемирной межбанковской дальней связи для передачи финансовой информации (СВИФТ).
По приглашению секретариата на ней в качестве наблюдателей присутствовали представители Ассоциации по регулированию кодов международной торговли, Европейской ассоциации электронной торговли (ЕАЭТ), Организации по развитию стандартов структурированной информации (OASIS), Комитета ЭДИФАКТ Тайбэя и "Вебфорс интернэшнл".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КОДЫ СТАТУСА ТОРГОВЛИ И ПЕРЕВОЗКИ
Перечислены в порядке значений кодов