Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г.
Об утверждении правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 года прилагаемые Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
Министр Н.Е.АКСЕНЕНКО
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г.
Федеральный закон от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Утверждены
Приказом МПС России
от 5 апреля 1999 г. N 20Ц
Правила
перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов
(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.
К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 град. С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона.
1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.
1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.
1.4. Исключен. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный N 4856).
1.6. Исключен. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке
2.1 — 2.2. Исключены. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении N 2 к настоящим Правилам.
2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.
III. Порядок и условия применения профилактических мер
и средств восстановления сыпучести грузов
3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее — профилактические меры), относятся:
предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;
промораживание грузов до их погрузки;
равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;
пересыпка груза сухими древесными опилками;
оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.
3.2 — 3.5. Исключены. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.
3.7. Исключен. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений.
IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов
4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе "Особые заявления и отметки отправителя" процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: "Груз проморожен", "обработано хлористым кальцием в колич. ..%", "Обмаслено в колич. …%", "Переложено послойно древесными опилками". Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель "Смерзающийся".
Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.
4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.
При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя" грузоотправитель делает отметку: "С согласия получателя — без профилактики".
4.3. Исключен. — Приказ Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211.
4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.
Приложение 1
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов на
железнодорожном транспорте
ПЕРЕЧЕНЬ
ПЕРЕВОЗИМЫХ НАСЫПЬЮ ГРУЗОВ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СМЕРЗАЮЩИМСЯ ГРУЗАМ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)
+—+———————————+—+———————————+
¦ N ¦ Наименование груза ¦ N ¦ Наименование груза ¦
¦п/п¦ ¦п/п¦ ¦
+—+———————————+—+———————————+
¦ 1.¦Агломерат (влажный) ¦19.¦Мелочь коксовая (размером частиц¦
¦ 2.¦Балласт ¦ ¦до 10 мм) ¦
¦ 3.¦Барит (кусковой) ¦20.¦Мергели ¦
¦ 4.¦Бокситы ¦21.¦Мука (доломитовая) известняковая¦
¦ 5.¦Глина: каолиновая, огнеупорная,¦22.¦Огарки пиритные ¦
¦ ¦простая ¦23 ¦Песок: кварцевый,¦
¦ 6.¦Гравий ¦ ¦строительный, формовочный ¦
¦ 7.¦Жом свекловичный (сырой) ¦24.¦Раймовка ¦
¦ 8.¦Земля (всякая) ¦25.¦Руда: железная, драгоценных¦
¦ 9.¦Известняк (мытый) ¦ ¦металлов, марганцевая, медная,¦
¦10.¦Камень: гипсовый; известняковый;¦ ¦никелевая, свинцовая,¦
¦ ¦строительный — бутовый,¦ ¦хромитовая, цинковая ¦
¦ ¦ракушечник, туфовый ¦26.¦Сланцы горючие ¦
¦11.¦Кварциты (мытые) ¦27.¦Соль техническая ¦
¦12.¦Кокс ¦28.¦Уголь: бурый и каменный (в том¦
¦13.¦Клинкер: цинковый, цементный¦ ¦числе мытый и гидродобычи) ¦
¦14.¦Колчеданы: железные, медный и¦29.¦Флюсы ¦
¦ ¦серные — рядовые и флотационные ¦30.¦Шлаки гранулированные ¦
¦15.¦Кокс (орешек) ¦31.¦Шлам угольный ¦
¦16.¦Коксик всякий ¦32.¦Шпат плавиковый ¦
¦17.¦Концентрат вермикулитовый ¦33.¦Щебень мытый ¦
¦18.¦Концентраты и штейны:¦ ¦ ¦
¦ ¦апатитовые, баритовые,¦ ¦ ¦
¦ ¦вольфрамовые, железные,¦ ¦ ¦
¦ ¦кобальтовые, медные,¦ ¦ ¦
¦ ¦молибденовые, пиритные (хвосты¦ ¦ ¦
¦ ¦флотационные), свинцовые,¦ ¦ ¦
¦ ¦цинковые ¦ ¦ ¦
+—+———————————+—+———————————+
Приложение 2
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов на
железнодорожном транспорте
ПЕРИОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
МЕР ПРОТИВ СМЕРЗАНИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ НАСЫПЬЮ ГРУЗОВ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.12.2008 N 211)
+—+——————————————+——————+
¦ N ¦ Наименование регионов и их районов ¦Период применения¦
¦п/п¦ ¦ профилактических¦
¦ ¦ ¦ мер ¦
+—+——————————————+——————+
¦1. ¦По грузам, отправляемым с железных дорог¦ с 1 октября по ¦
¦ ¦Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с¦ 15 апреля ¦
¦ ¦Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-¦ ¦
¦ ¦Архангельск) и Октябрьской (участки¦ ¦
¦ ¦севернее станции Петрозаводск) железных¦ ¦
¦ ¦дорог, назначением на эти и другие¦ ¦
¦ ¦железные дороги ¦ ¦
+—+——————————————+——————+
¦2. ¦По грузам, отправляемым с других железных¦ с 1 октября по ¦
¦ ¦дорог назначением на железные дороги,¦ 1 апреля ¦
¦ ¦указанные в пункте 1, а также назначением¦ ¦
¦ ¦на железные дороги Московскую,¦ ¦
¦ ¦Горьковскую, Куйбышевскую, Октябрьскую (на¦ ¦
¦ ¦участки южнее станции Петрозаводск),¦ ¦
¦ ¦Северную (за исключением участков,¦ ¦
¦ ¦указанных в пункте 1) и в пределах этих¦ ¦
¦ ¦железных дорог ¦ ¦
+—+——————————————+——————+
¦3. ¦При перевозке в пределах Северо-Кавказской¦ с 1 ноября по ¦
¦ ¦железной дороги на участках Трусово-¦ 15 февраля ¦
¦ ¦Червленная и Богословская-Дербент ¦ ¦
+—+——————————————+——————+
¦4. ¦При перевозке между другими железными¦ с 15 ноября по ¦
¦ ¦дорогами ¦ 15 марта ¦
+—+——————————————+——————+
Приложение 3
к Правилам перевозок
смерзающихся грузов на
железнодорожном транспорте
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ, ПРЕДОХРАНЯЮЩИЕ ОТ СМЕРЗАНИЯ
МАССОВЫЕ ВИДЫ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ НАСЫПЬЮ
1. Грузы черной металлургии
1.1. Руда железная
При перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат.
Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 — 3%, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 — 4% массы отгружаемой руды.
Поваренная соль добавляется в количестве 0,75% массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается.
Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: "Грохоченая, мартен". При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается.
Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся:
мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда;
обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления;
все руды Златоустовского рудоуправления;
агломерат сухой охлажденный всех рудников;
дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника;
дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления.
Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки.
1.2. Руда марганцовая
При перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша.
Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды-пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств.
Марганцовая руда перевозится:
в местном сообщении — без применения профилактических средств;
в прямом железнодорожном сообщении — с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки;
в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири — с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу.
1.3. Руда хромитовая
Грохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств.
Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2% или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0% массы отгружаемой руды.
1.4. Шпат плавиковый
Шпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью.
1.5. Шлак гранулированный
При мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться.
При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20% при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона.
2. Грузы цветной металлургии
2.1. Концентраты цветных руд
Концентраты влажностью до 2% в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств.
Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе.
Концентраты влажностью от 2 до 8% грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12% подвергаются двухъярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70 x 80 см и массой не более 250 кг.
Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки.
Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4%). Баритовые концентраты влажностью до 12% отгружаются в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб.
Клинкер цинковый влажностью 12 — 14% и размером частиц 30 — 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде.
Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 — 25% внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм.
2.2. Руды медные и золотосодержащие
Колчедан серный (рядовой и флотационный)
Руды и флюсы влажностью не более 2% перевозятся без применения профилактических средств.
При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены.
Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм.
В процессе погрузки медной руды через каждые 300 — 400 мм по высоте погрузки производится разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем.
Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя.
2.3. Руда никелевая
Руда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм.
При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5% массы отгружаемой руды.
2.4. Бокситы
При перевозке бокситов влажностью 5% и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг).
При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам, предусмотренным в настоящем пункте.
При температуре наружного воздуха минус 15 град. С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств.
3. Твердое минеральное топливо
3.1. Уголь каменный и бурый
При перевозке угля каменного влажностью более 7% и бурых влажностью более 30% грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры:
обмасливание угля;
ниогрин;
северин;
смешивание сухого угля с влажным;
предварительное промораживание угля;
пересыпка угля древесными опилками.
Обмасливание должно производиться по следующим нормам:
при температуре наружного воздуха до минус 15 град. С масло добавляется в количестве 1% массы отгружаемого угля;
при температуре воздуха от минус 15 град. С до минус 20 град. С масло добавляется в количестве 1,5% массы отгружаемого угля;
при температуре воздуха ниже минус 20 град. С масло добавляется в количестве 2% массы отгружаемого угля.
Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок.
При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте.
Обработка профилактическими жидкостями — ниогрином или северином производится в следующем порядке:
при температуре наружного воздуха до минус 10 град. С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 — 25 кг для четырехосного полувагона и 30 — 35 кг для шестиосного полувагона;
при температуре воздуха от минус 10 град. С до минус 20 град. С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве:
при влажности угля до 9% — 0,5 — 0,6% от массы отгружаемого угля;
при влажности угля выше 9% — 0,8% от массы отгружаемого угля;
при температуре воздуха ниже минус 20 град. С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве:
при влажности угля до 9% — 0,8% от массы отгружаемого угля;
при влажности угля выше 9% — 1% от массы отгружаемого угля.
Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1%.
При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия:
при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом;
профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны;
ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева;
ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25 град. С, северин — при температурах ниже минус 25 град. С.
Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя — по высоте погрузки.
Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 — 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слой толщиной по 20 — 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде.
3.2. Сланцы горючие
Сланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью.
4. Инертные строительные материалы
4.1. Песок. Гравий. Щебень. Балласт
Песок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками.
Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод.
4.2. Глина. Камень гипсовый
Глина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина.
5. Другие смерзающиеся грузы
Смерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.
Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. N 20Ц Об утверждении правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте