Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР
(НПП ГА-85)
В соответствии с Глава 6. Управление воздушным движением
6.1. Основные требования
6.2. Организация воздушного пространства
6.3. Планирование и обеспечение воздушного движения
6.4. Непосредственное управление воздушным движением
6.5. Управление воздушным движением в районе аэродрома
(аэроузла)
6.6. Управление воздушным движением на воздушных трассах
и МВЛ I категории
6.7. Управление воздушным движением на МВЛ II категории
7.1. Основные требования
7.2. Буксировка, запуск, руление
7.3. Взлет
7.4. Набор высоты
7.5. Полет по маршруту
7.6. Подход к аэродрому и посадка
7.7. Полеты на вертолетах
7.8. Полеты на гидросамолетах
7.9. Учебные и тренировочные полеты
7.10. Полеты по перегонке воздушных судов
7.11. Испытательные, исследовательские и контрольные полеты
(облеты)
Глава 8. Полеты в особых условиях и особые случаи в полете
8.1. Полеты в особых условиях
8.1.1. Основные требования
8.1.2. Полеты в зоне обледенения
8.1.3. Полеты в зоне грозовой деятельности и сильных лив-
невых осадков
8.1.4. Полеты в зоне сильной болтанки
8.1.5. Полеты в зоне повышенной электрической активности
атмосферы
8.1.6. Полеты в условиях сдвига ветра
8.1.7. Полеты в условиях пыльной бури
8.1.8. Полеты в горной местности
8.1.9. Полеты в малоориентирной местности и пустынях
8.1.10. Полеты над водной поверхностью
8.1.11. Полеты в полярных районах Северного и Южного полу-
шарий
8.1.12. Полеты в условиях сложной орнитологической обста-
новки
8.2. Особые случаи в полете
8.2.1. Основные требования
8.2.2. Попадание воздушного судна в опасные метеорологи-
ческие явления
8.2.3. Отказ двигателя (двигателей)
8.2.4. Отказы систем воздушного судна, приводящие к необ-
ходимости изменения плана или профиля полета, в том
числе к вынужденной посадке
8.2.5. Пожар на воздушном судне
8.2.6. Потеря устойчивости, управляемости, нарушение проч-
ности
8.2.7. Потеря радиосвязи (отказ бортовых или наземных
систем радиосвязи)
8.2.8. Потеря ориентировки
8.2.9. Нападение на экипаж (пассажиров)
8.2.10. Ранение или внезапное ухудшение состояния здоровья
членов экипажа (пассажиров)
8.2.11. Вынужденная посадка вне аэродрома
8.2.12. Отказ радиолокационных средств в зоне УВД и РТО на
аэродроме посадки
8.2.13. Применение парашютов в аварийных случаях
9.1. Основные требования
9.2. Организация, планирование и обеспечение международ-
ных полетов
9.3. Особенности подготовки экипажей к выполнению междуна-
родных полетов
9.4. Права и обязанности командира воздушного судна, вы-
полняющего международные полеты
9.5. Пересечение государственной границы СССР и выполнение
полетов в воздушном пространстве иностранного госу-
дарства
Глава 10. Полеты по выполнению авиационных работ
10.1. Основные требования
10.2. Полеты по выполнению авиационно-химических работ
(АХР)
10.3. Полеты по выполнению воздушных съемок
10.4. Полеты на лесоавиационных работах
10.5. Полеты на строительно-монтажных и погрузочно-разгру-
зочных работах
10.6. Полеты на транспортно-связных работах
10.7. Полеты по выполнению работ в Арктике, Антарктиде,
на островах открытых морей и океанов
10.8. Полеты с морских судов и морских буровых устано-
вок (МБУ)
10.9. Полеты по оказанию медицинской помощи населению
и проведению санитарных мероприятий
10.10. Полеты по проведению экспериментальных и научно-
исследовательских работ
10.11. Особенности обеспечения авиационных работ и конт-
роль за выполнением полетов
Глава 11. Проведение поисково-спасательных и аварийно-спаса-
тельных работ
11.1. Основные требования
11.2. Организация и проведение поисково-спасательных работ
11.3. Действия экипажа воздушного судна, терпящего бедст-
вие
11.4. Организация и проведение аварийно-спасательных работ
на территории и в районе аэродрома
Приложение 1. Расчет безопасных высот полета
Приложение 2. Порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии
Приложение 3. Сигналы, применяемые при поисково-спасательных
работах
Приложение 4. Сокращения слов и словосочетаний, применяемые
в НПП ГА — 85
См. изменения в настоящее Наставление внесенные Приказом ФАС РФ от 8 апреля 1998 г. N 102 "О внесении изменений и дополнений в НПП ГА-85 и другие документы, регламентирующие организацию летной работы и обеспечение полетов"
Управление воздушным движением
6.1. Основные требования
6.1.1. Управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР для авиации всех ведомств, настоящего Наставления, Наставления по службе движения в гражданской авиации СССР (НСД ГА) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов).
6.1.2. Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:
— планирование и координирование воздушного движения;
— непосредственное УВД;
— контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.
6.1.3. Главными задачами УВД являются:
— обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами воздушных судов заданий на полет;
— обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства.
Эти задачи решаются путем:
— организации УВД, планирования и обеспечения воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах, в районах авиационных работ и аэродромов;
— координирования совместно с взаимодействующими органами УВД полетов авиации различных ведомств, включая перераспределение потоков воздушных судов в соответствующих зонах и районах УВД;
— непосредственного управления движением воздушных судов при рулении (буксировке) и в полете;
— доведения до заинтересованных органов и экипажей воздушных судов запретов и ограничений полетов и контроля за их соблюдением;
— принятия мер по предотвращению столкновений воздушных судов на земле и в полете;
— обеспечения безопасных интервалов между воздушными судами при полете по ППП и ОПВП;
— принятия своевременных мер по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие, и в других особых случаях в полете.
6.1.4. Для успешного решения задач УВД в районах с высокой интенсивностью полетов используются районные и аэродромные (аэроузловые) автоматизированные системы УВД (АС УВД).
6.1.5. Работа службы движения организуется по сменам. Смены гражданских секторов Главного и зональных центров ЕС УВД возглавляются начальниками смен. Смены районных центров ЕС УВД, диспетчерских пунктов района аэродрома и аэродромного диспетчерского центра (АДЦ) — соответственно руководителями полетов района (РПР) и аэродрома (РПА) и аэродромного (аэроузлового) диспетчерского центра (РП АДЦ). Старшим руководителем является руководитель полетов района. Работа каждой смены должна быть организована при полном составе специалистов на всех диспетчерских пунктах.
6.1.6. Руководителю полетов подчиняются в оперативном отношении начальники дежурных смен соответствующих объектов и служб, обеспечивающих полеты и УВД (ЭРТОС, ЭСТОП, метеорологической, штурманской, аэродромной, аварийно-спасательной) по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов.
6.1.7. Руководитель полетов обязан:
— знать состояние своего и запасных аэродромов, метеорологическую и воздушную обстановку, выполнение суточного плана воздушного движения и принимать решение о начале, ограничении, прекращении и возобновлении полетов;
— руководить работой подчиненной смены, находиться на том диспетчерском пункте, где создается наиболее сложная обстановка;
— принимать решение о направлении воздушных судов на запасные аэродромы при невозможности посадки на аэродромах назначения;
— контролировать работу подчиненных диспетчеров и служб, обеспечивающих безопасность полетов, особенно в ночное время;
— информировать в соответствии со схемой оповещения службы и органы УВД о воздушных судах, терпящих и потерпевших бедствие;
— принимать меры по сбору и сохранению материалов полетной информации, связанных с полученными сообщениями о нарушениях требований безопасности полетов;
— иметь действующее свидетельство диспетчера службы движения, допуск к УВД и уметь управлять воздушным движением с двух-трех диспетчерских рабочих мест;
— обеспечивать проверку практических навыков по УВД у диспетчеров своей смены в установленные сроки;
— проводить работу по повышению профессиональной подготовки специалистов своей смены;
— проводить в смене политико-воспитательную работу.
6.1.8. Руководитель полетов аэродрома является главным должностным лицом, определяющим готовность аэродрома к полетам. Только он разрешает и запрещает выпуск и прием на аэродроме воздушных судов. Его решения обязательны для всех служб, обеспечивающих полеты, и могут быть отменены только командиром авиапредприятия (начальником аэропорта) с записью в специальном журнале.
6.1.9. Руководитель полетов аэродрома обязан:
— лично разрешать, приостанавливать, запрещать работы на ВПП, БПБ и КПБ и на площади маневрирования аэродрома;
— проводить личный контроль готовности ВПП к приему и выпуску воздушных судов после окончания на ней ремонтных и других видов работ;
— контролировать освобождение летной полосы от технических и других средств не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки, а также непосредственно перед взлетом воздушного судна;
— запрещать выполнение работ на ВПП в случаях отсутствия или потери связи между диспетчером СДП и руководителем бригады аэродромной службы;
— запрещать выезд на ВПП для производства всех видов работ техническим средствам, светосигнальное оборудование которых не соответствует требованиям Наставления по аэродромной службе (НАС ГА), а также без сопровождения спецмашиной ответственного лица службы, проводящей работы.
6.1.10. Руководитель полетов имеет право:
— принимать решение о начале, ограничении, прекращении и возобновлении полетов;
— отдавать распоряжения, связанные с выполнением суточного плана воздушного движения и обеспечением безопасности при УВД, начальникам дежурных смен служб, обеспечивающих полеты;
— отстранять от исполнения служебных обязанностей должностных лиц, не обеспечивающих безопасность полетов, а также запрещать вылет экипажей воздушных судов, не прошедших предполетную подготовку в полном объеме;
— приостанавливать выполнение задания на полет в случае нарушения экипажем требований безопасности полетов.
6.1.11. Руководитель полетов несет ответственность:
— за принимаемые решения о начале, ограничении или прекращении полетов;
— за обеспечение безопасности и регулярности полетов воздушных судов при УВД;
— за качественное проведение инструктажа и разбора, организацию и результаты работы смены службы движения.
6.1.12. Обязанности, права и ответственность специалистов службы движения определяются настоящим Наставлением, Наставлением по службе движения гражданской авиации (НСД ГА), технологиями работы и должностными инструкциями.
6.1.13. Все указания диспетчера являются обязательными для экипажей воздушных судов, за исключением случаев, когда при явной угрозе безопасности полетов командир воздушного судна может отступить от плана полета и указаний диспетчера с немедленным докладом о своих действиях.
6.2. Организация воздушного пространства
6.2.1. В целях установления определенного порядка выполнения полетов и обеспечения безопасности движения воздушных судов воздушное пространство СССР по вертикали делится на верхнее и нижнее.
Граница между верхним и нижним воздушным пространством устанавливается на высоте 6100 м от уровня, соответствующего атмосферному давлению 760 мм рт. ст. (1013,2 мбар). В отдельных случаях в зависимости от местных условий, по разрешению МГА граница между верхним и нижним воздушным пространством может быть установлена на другой высоте.
6.2.2. Для осуществления функций УВД воздушное пространство СССР делится на зоны и районы УВД.
6.2.3. Зона управления воздушным движением — воздушное пространство в установленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС УВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогательный зональный центр (ВЗЦ).
6.2.4. Район управления воздушным движением — воздушное пространство в установленных границах, в котором непосредственное управление воздушным движением по воздушным трассам и МВЛ, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС УВД.
Районному центру ЕС УВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.
6.2.5. В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы СССР, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.
6.2.6. В районы УВД входят районы вспомогательных районных центров (ВРЦ), районы местных диспетчерских пунктов (МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.
6.2.7. Районы МДП организуются для управления воздушным движением и обеспечения полетов на МВЛ II категории и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.
В отдельных случаях диапазон высот полетов по МВЛ II категории в районе МДП может быть увеличен в установленном порядке.
6.2.8. Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.
6.2.9. В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС.
6.2.10. Зона взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на данном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность радиолокационного контроля, безопасного выполнения установленного маневра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.
Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.
6.2.11. Воздушное пространство районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) МГА может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.
6.2.12. Размеры и границы зон, районов УВД, районов МД-П, районов аэродромов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, размещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движения воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом требований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радиотехнического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.
6.2.13. Элементы структуры воздушного пространства разрабатываются, устанавливаются и изменяются в соответствии с Инструкцией по применению Положения об использовании воздушного пространства СССР.
6.3. Планирование и обеспечение воздушного движения
6.3.1. Планирование воздушного движения осуществляется с учетом потребностей в использовании воздушного пространства различными ведомствами, пропускной способности воздушных трасс, МВЛ, органов УВД и аэродромов, запретов и ограничений, а также факторов, влияющих на безопасность полетов.
6.3.2. Планирование, координирование использования воздушного пространства и контроль за его использованием осуществляют Главный, зональные и районные центры ЕС УВД в пределах соответствующих зон и районов УВД. Структура, функции этих центров, права и обязанности их должностных лиц определяются Положением о центрах ЕС УВД СССР.
6.3.3. Планирование и организацию потоков воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах и в районах авиационных работ осуществляют: в воздушном пространстве страны — ГЦ ЕС УВД; в зонах УВД — ЗЦ (ВЗЦ) ЕС УВД; в районах УВД — РЦ ЕС УВД; в аэропортах — АДП.
6.3.4. Организация и регулирование потоков воздушного движения в Главном, зональных центрах и оснащенных АС УВД районных центрах осуществляется группами организации (планирования) потоков.
6.3.5. В аэропортах суточные планы воздушного движения составляют АДП на основании расписаний движения воздушных судов, заявок на полеты, представляемых в АДП, планов прилетов и вылетов, поступающих из других аэропортов, и сведений о состоянии и готовности аэродромов к приему и обслуживанию воздушных судов.
6.3.6. Диспетчерское обеспечение воздушного движения заключается в оформлении и подаче органами службы движения предварительного плана (заявки) на выполнение предстоящего полета в органы, контролирующие и разрешающие полеты в закрепленном за ними воздушном пространстве, получении и подаче сообщений о разрешении полетов, а также принятии оперативных мер по обеспечению безопасности и регулярности движения воздушных судов.
Диспетчерское обеспечение воздушного движения осуществляется в установленном порядке.
6.4. Непосредственное управление воздушным движением
6.4.1. Непосредственное управление воздушным движением осуществляется центрами ЕС УВД и диспетчерскими пунктами.
Ответственность за УВД в установленной части воздушного пространства (зоны, района УВД) может быть возложена только на один орган УВД (центр ЕС УВД, диспетчерский пункт).
В периоды с малой интенсивностью полетов допускается временное объединение воздушного пространства смежных направлений РЦ, ДПП, ДПК и ДПК МВЛ, ДПК и ПДП (кроме аэродромов, работающих по категорированным минимумам) с возложением функций УВД на диспетчера (диспетчеров) одного из этих смежных направлений РЦ (диспетчерских пунктов).
Условия этого объединения и порядок УВД указываются в инструкции по производству полетов в районе аэродрома и технологии работы диспетчеров.
6.4.2. Органы (пункты ) непосредственного управления воздушным движением.
6.4.2.1. В районе УВД — районный центр единой системы УВД (РЦ ЕС УВД). Гражданский сектор РЦ управляет воздушным движением на воздушных трассах и МВЛ 1 категории. В районах УВД с высокой интенсивностью полетов при отсутствии непрерывного радиолокационного контроля, большой протяженности воздушных трасс создаются вспомогательные районные центры УВД (ВРЦ ЕС УВД), которым предоставляется право информации РЦ и экипажей воздушных судов или право непосредственного управления воздушным движением в установленной для них части района УВД.
6.4.2.2. На местных воздушных линиях II категории (в пределах района МДП) — местные диспетчерские пункты (МДП) и вспомогательные местные диспетчерские пункты (ВМДП).
6.4.2.3. В районах аэродромов (аэроузлов):
— в воздушных коридорах, зонах подхода и ожидания, районах аэродромов (аэроузлов) — аэродромные (аэроузловые) диспетчерские центры (АДЦ) и диспетчерские пункты подхода (ДПП, ГДПП, ВДПП);
— в зоне взлета и посадки — диспетчерские пункты круга (ДПК, ДПК МВЛ), посадки (ПДП), системы посадки (ДПСП), старта (СДП, СДП МВЛ, ВСДП), а на аэродромах, где одновременно выполняются полеты транспортных самолетов, самолетов 4-го класса и вертолетов, — дополнительно диспетчерские пункты круга МВЛ (ДПК МВЛ) и старта МВЛ (СДП МВЛ);
— в районах аэродромов МВЛ — стартовые и командно-диспетчерские пункты МВЛ (СДП МВЛ, КДП МВЛ) и при необходимости ДПСП;
— на площади маневрирования аэродрома — диспетчерские пункты руления (ДПР).
6.4.2.4. На аэродромах совместного базирования — объединенные группы (ОГ УВД) с единых командно-диспетчерского и стартового командного пунктов (КДП, СКП). Порядок организации УВД определяется ОПП, положением об аэродромах совместного базирования и инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.
6.4.2.5. На учебных аэродромах летных училищ ГА — командно-диспетчерские пункты службы движения учебных заведений ГА.
6.4.3. Передача управления воздушным движением между органами УВД осуществляется на установленных рубежах. Рубежи передачи УВД устанавливаются, как правило, на границах районов УВД (секторов, направлений) РЦ (ВРЦ, диспетчерских пунктов), над характерными ориентирами в пределах зон РЛК; указываются в инструкциях по производству полетов, на картах и схемах диспетчерских пунктов и в технологиях работы диспетчеров.
6.4.4. Рубежи передачи управления движением воздушных судов.
6.4.4.1. При вылете:
— между ДПР и СДП — предварительный старт;
— между СДП и ДПК (ДПСП) — высота, установленная инструкцией по производству полетов;
— между ДПК (ДПСП) и ДПП (ВДПП) — высота второго эшелона зоны ожидания или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома (граница зоны взлета и посадки);
— между ДПП и МДП — нижний безопасный эшелон в пределах района аэродрома (зоны подхода);
— между ДПК (ДПСП) и МДП — рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;
— между ДПП и РЦ — граница района аэродрома по расстоянию или высоте;
— между РЦ и МДП — нижний безопасный эшелон в пределах района УВД.
6.4.4.2. При прилете:
— между РЦ и МДП — нижний безопасный эшелон в пределах района УВД;
— между РЦ и ДПП — граница района аэродрома по расстоянию или высоте;
— между ДПП и ДПК (ДПСП) — высота второго эшелона зоны ожидания или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома (граница зоны взлета и посадки);
— между ДПК и ПДП — момент обнаружения воздушного судна на экране ПРЛ (в районе 4-го разворота);
— между ПДП (ДПСП) и СДП — момент визуального обнаружения воздушного судна диспетчером СДП после пролета БПРМ;
— между СДП и ДПР момент освобождения воздушным судном ВПП.
6.4.5. Управление воздушным движением судна начинается на рубеже передачи УВД при входе воздушного судна на согласованном эшелоне (высоте) в закрепленное за диспетчерским пунктом воздушное пространство и заканчивается при выходе его из этого пространства в момент пролета рубежа передачи УВД и приема на управление смежным органом (диспетчером) УВД.
6.4.6. Порядок УВД на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах, в районах авиационных работ и аэродромов ГА определяется инструкциями по производству полетов и технологиями работы, разрабатываемыми для каждого направления РЦ (ВРЦ, диспетчерского пункта) с учетом местных условий полетов и особенностей УВД.
6.4.7. Диспетчеры обязаны управлять движением воздушных судов с соблюдением установленных интервалов, не допуская отклонений за пределы установленной ширины воздушных трасс, МВЛ, коридоров, маршрутов и схем набора высоты, снижения и захода на посадку.
6.4.8. Получив сообщение о возникновении особого случая в полете, диспетчер обязан определить местонахождение воздушного судна и информировать об этом поисково-спасательную службу, доложить о случившемся и о принятых мерах в соответствии со схемой оповещения, обеспечить необходимые условия для безопасного полета воздушного судна, строго соблюдать правила радиообмена с экипажами воздушных судов, находящимися под его управлением, исключив радиообмен, не относящийся к данной ситуации.
6.4.9. При направлении воздушного судна на запасной аэродром диспетчер обязан:
— уточнить минимум командира воздушного судна и остаток топлива;
— получить подтверждение о технической готовности запасных аэродромов к приему воздушного судна;
— уточнить фактическую и прогнозируемую погоду на запасных аэродромах;
— сообщить эти сведения экипажу и рекомендовать аэродром посадки.
После принятия командиром воздушного судна решения о следовании на выбранный запасной аэродром диспетчер обязан:
— согласовать с соответствующими органами УВД маршрут и эшелон (высоту) полета;
— сообщить командиру воздушного судна маршрут, эшелон (высоту) полета, погоду по трассе и другие данные;
— передать диспетчеру смежного РЦ (ДПП запасного аэродрома) необходимые данные о воздушном судне, направленном на запасной аэродром;
— осуществлять контроль за движением воздушного судна до момента передачи УВД диспетчеру смежного РЦ (ДПП запасного аэродрома).
По требованию командира воздушного судна полет на запасной аэродром обеспечивается с оптимальным профилем и при необходимости по кратчайшему расстоянию.
6.5. Управление воздушным движением в районе аэродрома (аэроузла)
6.5.1. Диспетчер ДПР разрешает буксировку, запуск двигателей и руление воздушного судна на предварительный старт по запросу экипажа при разрешении АДП, с учетом установленного времени вылета, указывает МПУ взлета, маршрут и условия руления.
6.5.2. Диспетчер СДП дает разрешение на выруливание воздушного судна на исполнительный старт (или выруливание и взлет без остановки на исполнительном старте) по запросу экипажа и согласованию с диспетчерами посадки и круга, сообщает экипажу условия взлета, порядок выполнения маневра выхода и порядок бесступенчатого набора высоты (в случае его применения).
6.5.3. Разрешение на взлет воздушного судна диспетчер СДП дает по докладу экипажа о готовности к взлету. Разрешение на взлет одновременно является разрешением на занятие высоты круга.
При одновременных полетах с нескольких ВПП диспетчер дополнительного СДП разрешает взлеты воздушных судов только по согласованию с диспетчером основного СДП.
6.5.4. Разрешение на взлет воздушного судна и информация диспетчера посадки "ВПП свободна" диспетчером СДП может выдаваться только при достоверной информации об отсутствии на летной полосе препятствий.
Отсутствие препятствий на летной полосе определяется ее визуальным осмотром диспетчером СДП (ВСДП), по докладам экипажей об освобождении ВПП, а на непросматриваемых участках, в сложных метеоусловиях и ночью — специалистом службы движения с использованием специального автомобиля, имеющего исправное радиосветотехническое оборудование.
6.5.5. При необходимости выполнения ремонтных и других работ на ВПП (летной полосе) во время приема и выпуска воздушных судов диспетчер СДП обязан:
— давать разрешение на выезд технических и других средств на ВПП (летную полосу) только по разрешению руководителя полетов (РПА ) при наличии на этих средствах и на автомобиле руководителя работ установленного и исправного радиосветотехнического оборудования и устойчивой двусторонней радиосвязи с ним;
— информировать РПА и диспетчера посадки (ПДП, ДПСП) о начале, перерывах и окончании работ на ВПП (летной полосе);
— не реже чем через каждые 15 мин контролировать наличие и устойчивость радиосвязи с руководителем работ;
— немедленно докладывать РПА о прекращении связи с руководителем работ на ВПП и недостатках в работе светосигнального оборудования технических средств, находящихся на ВПП (летной полосе);
— давать команду на освобождение летной полосы от технических и других средств и контролировать выполнение этой команды не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки, а также непосредственно перед взлетом воздушного судна.
6.5.6. Диспетчеру СДП запрещается давать экипажу воздушного судна разрешение на взлет, если:
— имеются опасные метеоявления или скопления птиц, угрожающие безопасности взлета;
— фактическая погода ниже установленного минимума;
— поверхность ВПП не отвечает установленным требованиям;
— другое воздушное судно взлетает или уходит на второй круг, или его местонахождение не обеспечивает безопасных интервалов;
— на летной полосе имеются препятствия.
6.5.7. Диспетчеру СДП запрещается вызывать экипаж воздушного судна по радиосвязи с начала взлета и до набора высоты 200 м (заданной высоты), за исключением случаев, когда необходимо срочно информировать экипаж об угрозе безопасности полета.
6.5.8. Диспетчеры ДПП и ДПК (ДПСП) информируют экипажи воздушных судов о воздушной обстановке (при необходимости) и метеоусловиях (при отсутствии МВ канала метеовещания), разрешают полет по установленным схемам или заданным траекториям, контролируют их соблюдение, обеспечивают расхождение воздушных судов на интервалах не менее безопасных.
6.5.9. Диспетчеру ДПК запрещается давать разрешение на снижение воздушного судна с эшелона перехода и заход на посадку, если не обеспечиваются условия, указанные в пп. 7.6.11 и 7.6.12 настоящего Наставления.
В этих случаях диспетчер обязан согласовать с РПА порядок обеспечения дальнейшего полета воздушного судна.
6.5.10. Руководитель полетов и диспетчеры при УВД обязаны знать состояние и готовность к работе запасных (грунтовых) ВПП и при необходимости информировать об этом экипажи воздушных судов для принятия ими решения на посадку или уход на запасной аэродром.
6.5.11. Диспетчер ДПК (ДПСП) после установления связи с воздушным судном, заходящим на посадку, обязан опознать его, непрерывно вести контроль за соблюдением экипажем воздушного судна установленной схемы снижения и захода на посадку, обеспечить снижение воздушного судна для захода на посадку с соблюдением безопасных интервалов и сообщить экипажу условия захода и посадки.
6.5.12. В зависимости от конкретной воздушной и метеорологической обстановки диспетчер имеет право рекомендовать экипажу изменить систему или режим системы посадки.
6.5.13. При заходе на посадку в сложных метеоусловиях диспетчер ДПК до подхода воздушного судна к четвертому развороту (точке входа в глиссаду при заходе с прямой) обязан получить от наблюдателя АМСГ уточненные данные метеоэлементов и сообщить их экипажу. При получении от АМСГ данных об изменении метеоусловий или возникновении опасных метеоявлений диспетчер обязан немедленно сообщить об этом экипажу.
6.5.14. Диспетчер посадки (ПДП, ДПСП) обеспечивает заход воздушного судна на посадку по выбранной системе и дает разрешение на посадку.
О неисправностях и отказах систем посадки диспетчер обязан немедленно информировать экипаж и дать ему рекомендации по использованию других средств обеспечения захода на посадку.
6.5.15. При заходе воздушного судна на посадку по категорированным минимумам впереди на предпосадочной прямой, а также в критических зонах радиомаяков не должны находиться другие воздушные суда (препятствия).
6.5.16. Разрешение на посадку диспетчер дает после доклада командира воздушного судна о готовности к посадке до пролета ВПР, но на удалении не менее 1000 м от порога ВПП.
6.5.17. Диспетчер обязан запретить посадку воздушного судна и дать указание экипажу об уходе на второй круг, если:
— на предпосадочной прямой имеются опасные метеоявления;
— скорость ветра у земли с учетом его направления и состояния поверхности ВПП превышает установленные ограничения;
— видимость на ВПП (видимость) менее установленного минимума;
— высота нижней границы облаков не соответствует требованиям пп. 7.6.11, 7.6.12;
— отклонения воздушного судна по курсу и (или) глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ превышают предельно допустимые;
— в воздушном пространстве на пути снижения воздушного судна имеются препятствия, угрожающие безопасности полета;
— от диспетчера СДП не поступил доклад о том, что летная полоса свободна.
6.5.18. Диспетчер СДП контролирует движение воздушного судна с момента визуального его обнаружения после пролета БПРМ до освобождения ВПП. В процессе захода и посадки воздушного судна диспетчеру СДП запрещается вызывать экипаж на связь, кроме случаев угрозы безопасности полета. При обнаружении внешних признаков неисправности или неподготовленности к посадке воздушного судна диспетчер СДП обязан немедленно сообщить об этом экипажу.
После посадки диспетчер СДП обязан по докладу экипажа и визуально убедиться в освобождении воздушным судном ВПП.
6.5.19. Преимущества воздушных судов при выполнении полетов.
6.5.19.1. При взлете имеют преимущества воздушные суда:
— выполняющие задания по охране интересов государства;
— выполняющие поисково-спасательные, аварийно-спасательные работы и задания по оказанию срочной медицинской помощи;
— выполняющие полеты в составе группы;
— с ограниченным временем работы двигателей на земле;
— с ограниченным запасом топлива для выполнения задания;
— с пассажирами;
— более скоростные.
6.5.19.2. При посадке преимущество предоставляется воздушным судам:
— выполняющим экстренную посадку;
— в случае ухудшения метеоусловий — с более высоким минимумом для захода на посадку;
— с остатками топлива на меньшую продолжительность полета;
— выполняющим полеты по оказанию срочной медицинской помощи;
— выполняющим полеты в составе группы;
— с пассажирами.
6.5.20. В случаях, когда интенсивность одновременно выполняемых рейсовых и аэродромных полетов превышает нормы, установленные инструкцией по производству полетов в районе аэродрома, решением руководителя полетов аэродромные полеты могут быть ограничены или временно прекращены.
6.5.21. Управление движением воздушных судов, следующих через район аэродрома (аэроузла) без посадки, обеспечивается соответствующими диспетчерскими пунктами по воздушным коридорам и маршрутам, установленным инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) с передачей УВД на соответствующих рубежах и согласованных высотах.
6.5.22. Пролет воздушных судов через зону взлета и посадки аэродрома допускается только в случаях невозможности ее обхода. Порядок пролета и меры по обеспечению безопасности движения воздушных судов указываются в инструкциях по производству полетов в районе аэродрома и технологиях работы диспетчеров.
6.5.23. При отсутствии в аэропорту МВЛ (неклассифицированном аэропорту) органа УВД необходимая информация о метеоусловиях в районе аэродрома и состоянии летного поля передается экипажам воздушных судов для принятия решений о посадке (взлете) диспетчером-информатором или начальником аэропорта, имеющими соответствующую подготовку.
6.6. Управление воздушным движением на воздушных трассах и МВЛ 1 ка- тегории
6.6.1. Диспетчеры РЦ управляют воздушным движением в установленном районе УВД во взаимодействии со смежными РЦ (диспетчерскими пунктами) и органами УВД других ведомств.
6.6.2. Передача непосредственного управления движением воздушных судов между смежными органами УВД ГА и органами УВД других ведомств осуществляется на установленных рубежах и предварительно согласованных эшелонах (высотах).
6.6.3. При управлении движением воздушных судов диспетчеры РЦ должны знать метеорологическую обстановку на аэродромах назначения и запасных и их техническое состояние.
При получении сведений об ухудшении метеоусловий или прекращении приема воздушных судов на аэродроме назначения (запасном аэродроме) диспетчер, под управлением которого находится воздушное судно, должен немедленно сообщить об этом экипажу.
Диспетчеры РЦ аэродромов назначения обязаны своевременно информировать РЦ по трассе об ухудшении метеоусловий и наличии запасных аэродромов.
6.6.4. При получении сведений о следовании воздушного судна до рубежа ухода диспетчер РЦ, в районе которого этот рубеж находится, обязан уточнить фактическую и прогнозируемую погоду на аэродроме назначения и запасном аэродроме, их техническую готовность и до пролета воздушным судном рубежа ухода сообщить эти сведения экипажу.
6.6.5. При необходимости пересечения воздушной трассы (МВЛ) воздушным судном, находящимся под управлением военного органа УВД, разрешение экипажу на ее пересечение выдает военный орган УВД (военный сектор РЦ), непосредственно управляющий полетом этого судна, не позднее чем за 15 мин до пересечения после согласования условий с гражданским сектором РЦ, осуществляющим управление воздушным движением на данном участке воздушной трассы (МВЛ).
6.6.6. При последовательном пересечении воздушным судном нескольких близко расположенных воздушных трасс (МВЛ) экипажу может быть выдано одно разрешение на пересечение этих трасс.
6.6.7. Разрешение на пересечение воздушной трассы (МВЛ) при вылете воздушного судна с аэродрома, расположенного вблизи воздушной трассы (МВЛ), дается командиру воздушного судна непосредственно перед вылетом с указанием условий пересечения, согласованных военным сектором РЦ с гражданским сектором этого центра.
Пересечение осуществляется под контролем военного и гражданского органов УВД (ГС и ВС РЦ) при обязательной радиосвязи командира воздушного судна с военным органом УВД, осуществляющим непосредственное управление данным полетом.
6.7. Управление воздушным движением на МВЛ II категории
6.7.1. Управление воздушным движением на МВЛ II категории осуществляется местными диспетчерскими пунктами (МДП), а в районах аэродромов МВЛ — СДП МВЛ, ДПСП, КДП МВЛ в границах, установленных для них инструкцией по производству полетов.
6.7.2. При выполнении авиационных работ в районах, контролируемых МДП и диспетчерскими пунктами аэродромов МВЛ, их диспетчеры обязаны:
— осуществлять планирование и диспетчерское обеспечение полетов;
— взаимодействовать с диспетчерскими пунктами опорных баз;
— передавать на опорные базы метеорологическую информацию и информацию о режимах, запретах и ограничениях полетов;
— контролировать выполнение плана воздушного движения и связанные с ним перелеты воздушных судов;
— информировать экипажи воздушных судов, выполняющих полеты по МВЛ ниже нижнего эшелона, о воздушной обстановке в районах авиационных работ, прилегающих к МВЛ.
Выполнение полетов
7.1. Основные требования
7.1.1. При выполнении полета члены экипажа обязаны руководствоваться требованиями настоящего Наставления, РЛЭ, инструкцией по взаимодействию и технологией работы экипажа, а также другими нормативными документами МГА, регулирующими выполнение полетов.
7.1.2. При перевозке пассажиров с момента занятия экипажем рабочих мест перед полетом и до выключения двигателей после полета дверь кабины экипажа должна быть закрыта на запорное устройство. Открывать ее можно только с разрешения командира воздушного судна по установленным сигналам с соблюдением мер предосторожности.
7.1.3. Лицам, не связанным с выполнением задания на полет, находиться в кабине экипажа запрещается. Обслуживающему персоналу разрешается входить в кабину экипажа только при служебной необходимости по вызову (разрешению) командира воздушного судна.
7.1.4. Члены летного состава экипажа при выполнении полета, находясь на своих рабочих местах, должны быть пристегнуты к сиденьям кресел привязными ремнями. Лица обслуживающего персонала должны быть пристегнуты привязными ремнями при выполнении взлета и посадки. Пассажиры должны быть пристегнуты от начала выруливания до набора эшелона (высоты) полета и от начала снижения до заруливания на стоянку, а также во всех случаях по требованию командира воздушного судна.
7.1.5. Командир воздушного судна на протяжении всего полета обязан находиться на своем рабочем месте. Кратковременно оставлять рабочее место ему разрешается при благоприятных условиях полета. В этом случае воздушным судном управляет второй пилот, а остальные члены экипажа должны находиться на своих рабочих местах.
Членам экипажа оставлять свои рабочие места без разрешения командира воздушного судна запрещается.
7.1.6. При выполнении полета один из пилотов обязан постоянно осуществлять контроль за пространственным положением воздушного судна и выдерживанием заданного эшелона (высоты).
При полете с включенным автопилотом член экипажа, управляющий воздушным судном, перед началом выполнения маневра должен предупредить об этом экипаж.
7.1.7. На рубежах, установленных РЛЭ, члены экипажа обязаны проверить готовность к выполнению очередного этапа полета по карте контрольных проверок.
7.1.8. На этапах руления, набора высоты, снижения, захода на посадку и посадки членам экипажа вести работы и переговоры, не связанные с выполнением полета, запрещается.
7.1.9. На протяжении всего полета, и особенно в местах пересечения (схождения) воздушных трасс, экипаж обязан соблюдать осмотрительность, непрерывно следить за внешним радиообменом и анализировать воздушную обстановку в зоне, где находится воздушное судно.
7.1.10. Запрещается зашторивать в полете окна кабины экипажа, кроме случаев применения шторки в учебных и тренировочных полетах.
В ночных полетах общее освещение кабины экипажа включается только при необходимости, с разрешения командира воздушного судна.
7.1.11. В полете днем и ночью фары могут быть включены для обозначения воздушного судна, а также для предотвращения столкновения с птицами.
7.1.12. Радиообмен между экипажами воздушных судов и диспетчерами службы движения ведется в соответствии с установленными правилами и фразеологией.
Все служебные переговоры члены экипажа обязаны вести, используя СПУ.
На воздушных судах, оборудованных микрофонами постоянной записи речевой информации, СПУ используется в соответствии с рекомендациями РЛЭ.
7.1.13. Экипаж обязан немедленно сообщить диспетчеру службы движения об усложнении условий полета, наблюдаемых опасных метеоявлениях, опасных сближениях с воздушными судами и другими материальными объектами.
По запросу диспетчера службы движения экипаж обязан информировать его об условиях полета.
7.1.14. Членам экипажа, а на внутрисоюзных авиалиниях и пассажирам, независимо от продолжительности полета, курить на борту воздушного судна запрещается. Светосигнальное табло "Не курить" должно быть включено в течение всего времени нахождения пассажиров на борту воздушного судна.
7.1.15. Время и очередность приема пищи членами экипажа в полете определяет командир воздушного судна. Одновременно принимать пищу обоим пилотам запрещается.
7.2. Буксировка, запуск, руление
7.2.1. После занятия рабочих мест в кабине экипаж под руководством командира воздушного судна проводит предстартовую подготовку, которая завершается докладом членов экипажа о готовности к полету.
7.2.2. Передвижение (буксировка, руление) воздушного судна по аэродрому производится с разрешения диспетчера службы движения. Передвижение осуществляется по маркировочной разметке, в соответствии с установленной на данном аэродроме схемой движения и при наличии непрерывной двусторонней связи с диспетчером службы движения.
7.2.3. Диспетчер, управляющий передвижением воздушного судна по аэродрому, несет ответственность за правильность информации об ограничениях, за указания об условиях и выдачу разрешения на передвижение по установленной схеме.
На аэродромах и площадках, где отсутствует диспетчер службы движения, ответственность за выбор маршрута руления несет командир воздушного судна.
При необходимости перед началом руления командир воздушного судна должен лично осмотреть летное поле.
7.2.4. Буксировка воздушного судна осуществляется в соответствии с правилами, установленными НТЭРАТ ГА.
Ответственность за безопасность буксировки несет лицо ИАС, руководящее буксировкой.
7.2.5. При буксировке и запуске должна поддерживаться двусторонняя связь с ответственным лицом ИАС по СПУ или радио, а на воздушных судах, не имеющих такой связи, — визуально с помощью установленных сигналов.
7.2.6. Запуск, прогрев и опробование двигателей производится с разрешения диспетчера службы движения на стоянках или специально оборудованных площадках (участках РД), определенных инструкцией по производству полетов на данном аэродроме.
7.2.7. Выруливание с места стоянки выполняется по сигналам ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск воздушного судна.
Заруливание на место стоянки производится по сигналам дежурного по сопровождению (перрону) или встречающего лица ИАС.
Указанные лица при соблюдении правил руления экипажем несут ответственность за безопасное выруливание (заруливание) воздушного судна.
7.2.8. Если воздушное судно установлено не по маркировочным знакам, командир воздушного судна обязан немедленно проинформировать об этом диспетчера службы движения.
7.2.9. Ночью, а при отсутствии видимости маркировочных знаков и днем, воздушные суда 1 и 2-го класса при рулении лидируются специальной автомашиной, оборудованной светосигнальными устройствами и радиостанцией. Другие воздушные суда лидируются автомашиной по требованию экипажа.
7.2.10. Экипажу выруливать (рулить) запрещается, если:
— давление в тормозных системах ниже установленных пределов или имеются признаки неисправности тормозов;
— не получено разрешение диспетчера службы движения и ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск (встречу) воздушного судна;
— безопасность руления не обеспечивается из-за наличия препятствий, неудовлетворительного состояния места стоянки или рулежных дорожек.
7.2.11. В начале руления командир воздушного судна обязан проверить действие тормозов.
7.2.12. Руление выполняет командир воздушного судна или по его указанию второй пилот.
Члены экипажа при рулении обязаны следить за окружающей обстановкой и предупреждать командира о препятствиях.
При обнаружении на маршруте руления препятствий командир воздушного судна обязан принять меры по предупреждению столкновения и доложить о наличии препятствий диспетчеру службы движения.
7.2.13. Скорость руления выбирается командиром воздушного судна в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта), наличия препятствий и условий видимости.
Руление вблизи препятствий, в зонах интенсивного движения воздушных судов, спецавтотранспорта, людей, а также при ограниченной видимости выполняется на скорости, обеспечивающей безопасную остановку воздушного судна.
Командир воздушного судна несет ответственность за обоснованность выбора скорости руления.
7.2.14. При рулении воздушных судов навстречу друг другу их командиры обязаны уменьшить скорость руления до минимальной и, держась правой стороны, разойтись левыми бортами.
При сближении на пересекающихся курсах командир воздушного судна, видящий другое судно справа, обязан прекратить руление.
Обгон рулящего воздушного судна запрещается.
7.2.15. Пересекать (занимать) ВПП при рулении (буксировке) без разрешения диспетчера службы движения запрещается. При пересечении (занятии) ВПП экипаж (лица, осуществляющие буксировку) обязан соблюдать максимальную осмотрительность.
7.2.16. Для обозначения воздушного судна буксировка производится с включенными аэронавигационными огнями.
Руление ночью, а также днем при видимости 2000 м и менее осуществляется с включенными аэронавигационными огнями и фарами.
Проблесковые маяки днем и ночью должны быть включены от запуска двигателей до их останова.
7.2.17. До занятия воздушным судном исполнительного старта экипаж должен получить от диспетчера службы движения информацию об условиях взлета и выхода из района аэродрома.
7.3. Взлет
7.3.1. Взлет производится после доклада о готовности экипажа воздушного судна и получения разрешения диспетчера службы движения.
Разрешение диспетчера на выполнение взлета одновременно является разрешением на занятие высоты круга.
На аэродроме (посадочной площадке), где нет диспетчера службы движения, взлет производится по решению командира воздушного судна.
7.3.2. Экипажу взлетать запрещается, если:
— имеются опасные метеоявления или скопления птиц, угрожающие безопасности взлета;
— фактическая погода ниже установленного минимума;
— поверхность ВПП не соответствует установленным требованиям;
— поверхность воздушного судна покрыта льдом, инеем или мокрым снегом;
— взлетная масса воздушного судна превышает допустимую для фактических условий взлета;
— другое воздушное судно уходит на второй круг;
— впереди на летной полосе имеются препятствия.
7.3.3. Взлет воздушных судов производится, как правило, от начала ВПП. Разрешается выполнять взлет не от начала ВПП при условии, если:
— это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме;
— располагаемые характеристики летной полосы от места начала разбега соответствуют потребным для фактической взлетной массы воздушного судна и условий взлета.
7.3.4. Взлет воздушного судна при попутном ветре может быть разрешен, если это предусмотрено инструкцией по производству полетов на данном аэродроме и РЛЭ.
7.3.5. На аэродромах и посадочных площадках, не имеющих органов УВД, место начала взлета и его направление определяет командир воздушного судна, который обязан лично осмотреть летное поле и определить возможность безопасного взлета. Перед взлетом командир воздушного судна обязан передать на частоте связи пункта УВД, в районе которого он находится, место и магнитный курс взлета.
7.3.6. Взлет выполняет командир воздушного судна или второй пилот, если это предусмотрено заданием на полет.
7.3.7. Если воздушное судно при взлете отклонилось от заданного направления и продолжение разбега не обеспечивает безопасности, взлет должен быть прекращен. Отрыв воздушного судна на скорости менее расчетной запрещается.
7.3.8. При отказе двигателя или при появлении других неисправностей, угрожающих безопасности полета, если не достигнута скорость принятия решения, взлет должен быть немедленно прекращен. Повторный взлет на воздушном судне до выяснения и устранения причин, вызвавших прекращение взлета, запрещается.
7.3.9. Взлет воздушного судна ночью производится, как правило, с включенными фарами. После взлета фары выключаются на высоте не менее 50 м. Если при включении фар создается световой экран, ухудшающий видимость, взлет по решению командира воздушного судна может производиться с выключенными фарами.
7.3.10. С момента начала разбега воздушного судна и до набора высоты 200 м экипажу и диспетчеру службы движения запрещается вступать в радиосвязь, за исключением случаев, когда возникает угроза безопасности полета. Если полет выполняется на высоте менее 200 м, радиосвязь устанавливается после набора заданной высоты.
7.4. Набор высоты
7.4.1. Набор высоты после взлета производится по прямой до высоты не менее:
— 50 м — на воздушных судах при выполнении авиационных работ, если руководством по данному виду работ установлена рабочая высота 50 м и менее;
— 100 м — на воздушных судах со скоростью полета по кругу 300 км/ч и менее;
— 200 м — на воздушных судах со скоростью полета по кругу более 300 км/ч.
7.4.2. По достижении высоты 200 м или заданной высоты полета экипаж воздушного судна докладывает о выполнении взлета. При разрешении бесступенчатого набора эшелона доклад диспетчеру круга о взлете может не производиться.
7.4.3. При пересечении высоты перехода экипаж обязан перевести шкалы давления барометрических высотомеров на отсчет 760 мм рт. ст. (1013,2 мбар) и сличить показания высотомеров.
7.4.4. Набор заданного эшелона (высоты) полета производится по указанию диспетчера службы движения в соответствии с установленной схемой выхода и по маршруту полета на режимах, определенных РЛЭ.
7.4.5. При невозможности занятия заданного эшелона (высоты) к установленному или заданному диспетчером службы движения рубежу экипаж обязан своевременно информировать об этом диспетчера службы движения.
7.4.6. По окончании набора заданного эшелона экипаж должен сверить показания высотомеров в соответствии с установленными правилами.
7.5. Полет по маршруту
7.5.1. Экипаж обязан выполнять полет в пределах установленной ширины воздушной трассы (района работ), выдерживать заданный эшелон (высоту) полета и постоянно знать местонахождение своего воздушного судна.
7.5.2. Изменение маршрута, эшелона (высоты) и времени пролета контрольных ориентиров производится с разрешения диспетчера службы движения, под непосредственным управлением которого осуществляется полет.
7.5.3. Полеты ниже безопасной высоты и самовольное спрямление заданных маршрутов запрещаются.
7.5.4. Отклонения от заданного маршрута разрешаются только в случаях обхода зон опасных метеоявлений, посадки на запасном аэродроме или вынужденной посадки. Отклонения от заданного маршрута в этих случаях производятся по согласованию с диспетчером службы движения, под непосредственным управлением которого выполняется полет.
7.5.5. При невозможности обхода зоны опасных метеоявлений командир обязан немедленно вывести воздушное судно из опасного для полета района, возвратиться в пункт вылета или произвести посадку на ближайшем аэродроме (площадке).
О принятом решении и своих действиях командир воздушного судна должен сообщить диспетчеру службы движения, который обязан принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу и обеспечению дальнейшего полета.
7.5.6. Своевременный возврат на аэродром вылета или посадка на запасном аэродроме по причинам, не позволяющим продолжить полет до аэродрома назначения, должны расцениваться как правильное решение командира воздушного судна.
7.5.7. Полет на запасной аэродром обеспечивается органами ЕС УВД с оптимальным профилем, а при необходимости и по кратчайшему расстоянию вне воздушных трасс.
7.5.8. В полете экипаж должен постоянно анализировать аэронавигационную и метеорологическую обстановку по маршруту полета (в районе работы), на аэродроме назначения, промежуточных и запасных аэродромах.
7.5.9. При получении информации об ухудшении метеоусловий или прекращении приема воздушных судов на аэродроме назначения (запасном аэродроме) диспетчер службы движения, под управлением которого находится воздушное судно, должен немедленно сообщить об этом экипажу.
7.5.10. Если посадка на аэродроме назначения оказалась невозможной из-за ухудшения метеоусловий или по другим причинам, командиру воздушного судна по согласованию с диспетчером службы движения разрешается посадка на другом аэродроме, где фактическая погода не ниже минимума, при наличии АНЗ для полета с ВПР этого аэродрома до запасного.
7.5.11. На основании анализа аэронавигационной и метеорологической обстановки командиру воздушного судна по согласованию с диспетчером службы движения предоставляется право выбора запасных аэродромов в полете.
7.5.12. Если количество топлива на борту воздушного судна, аэронавигационная и метеорологическая обстановка не обеспечивают уход на запасной аэродром с ВПР аэродрома назначения, командиру воздушного судна предоставляется право:
— произвести посадку на ближайшем промежуточном или запасном аэродроме для дозаправки топливом;
— следовать до рубежа ухода на запасной аэродром.
7.5.13. При входе в район УВД, где находится рубеж ухода на запасной аэродром, экипаж обязан информировать диспетчера службы движения о расчетном времени пролета рубежа ухода.
В этом случае диспетчер обязан запросить данные о фактической и прогнозируемой погоде, а также подтверждение технической готовности аэродрома назначения к приему воздушного судна и передать эти сведения экипажу до пролета воздушным судном рубежа ухода.
7.5.14. Решение на продолжение полета до аэродрома назначения с рубежа ухода может быть принято, если:
— фактическая погода на аэродроме назначения не ниже минимума;
— прогнозом погоды ко времени прилета предусматриваются метеоусловия, соответствующие требованиям для запасного аэродрома (п. 5.5.11.4 настоящего Наставления);
— получено подтверждение технической готовности аэродрома назначения к приему воздушного судна.
7.5.15. До пролета рубежа ухода экипаж обязан информировать диспетчера службы движения о принятом решении на продолжение полета до аэродрома назначения или уходе на запасной аэродром.
7.5.16. При входе в район УВД, в котором расположен аэродром посадки, командир воздушного судна информирует диспетчера службы движения о выбранном запасном аэродроме, а при сложных метеоусловиях на аэродроме назначения дополнительно сообщает свой минимум и остаток топлива на ВПР аэродрома назначения.
7.6. Подход к аэродрому и посадка
7.6.1. Перед началом снижения с эшелона (высоты) полета или до входа воздушного судна в район аэродрома посадки (при полетах ниже нижнего эшелона) экипаж под руководством командира воздушного судна проводит предпосадочную подготовку, объем которой определяется командиром, исходя из конкретных условий предстоящей посадки.
При продолжительности полета менее 1 ч часть предпосадочной подготовки по решению командира воздушного судна может быть проведена перед вылетом.
7.6.2. При смене ВПП (курса посадки) или возникновении условий, требующих изменения (уточнения) ранее принятых решений, экипажем должна быть проведена дополнительная подготовка и повторная проверка выполненных операций по карте контрольной проверки.
7.6.3. Снижение воздушного судна с заданного эшелона (высоты) полета выполняется по разрешению диспетчера службы движения с докладом экипажа о начале снижения.
Снижение производится по маршруту полета и установленной схеме подхода на режимах, определенных РЛЭ. При невозможности занятия заданного эшелона (высоты) к установленному или заданному диспетчером службы движения рубежу экипаж обязан своевременно информировать об этом диспетчера.
7.6.4. При входе в район аэродрома командир воздушного судна обязан сообщить диспетчеру службы движения свое местонахождение, высоту полета и получить от него условия снижения для входа в зону взлета и посадки.
7.6.5. В районах аэродромов (аэроузлов) с интенсивным воздушным движением устанавливаются стандартные ограничения поступательных и вертикальных скоростей снижения воздушных судов.
Сведения о введении ограничений публикуются в документах аэронавигационной информации.
В целях регулирования интервалов между воздушными судами диспетчеру службы движения разрешается задавать режимы поступательных и (или) вертикальных скоростей в допустимых для данного воздушного судна пределах.
7.6.6. Воздушному судну, нуждающемуся в немедленной посадке, обеспечивается внеочередной заход на посадку.
7.6.7. Воздушные суда, имевшие ограниченный остаток топлива, имеют преимущественное право в выполнении маневра на снижение и заход на посадку перед другими воздушными судами после указанных в п. 7.6.6 настоящего Наставления.
7.6.8. При одновременном визуальном заходе на посадку двух однотипных воздушных судов преимущество совершить посадку первым имеет воздушное судно, летящее впереди, слева или ниже. Экипаж более легкого воздушного судна обязан предоставить возможность более тяжелому воздушному судну совершить посадку первым.
7.6.9. Перед заходом на посадку экипаж воздушного судна обязан:
— сообщить диспетчеру службы движения о выбранной системе захода;
— установить на эшелоне перехода шкалы давлений барометрических высотомеров на значение давления аэродрома;
— сверить показания всех высотомеров и доложить диспетчеру службы движения об установке значения давления аэродрома;
— установить на высоте круга сигнализатор радиовысотомера согласно РЛЭ.
7.6.10. При полетах на посадочные площадки, где отсутствует орган УВД, перед заходом на посадку командир воздушного судна обязан:
— выполнить контрольный заход в целях осмотра площадки и определения с воздуха ее состояния и пригодности;
— передать на частоте связи диспетчерского пункта, в районе которого он находится, место и магнитный курс посадки.
После приземления сообщить органу УВД ближайшего аэродрома (при наличии с ним связи) о посадке.
7.6.11. Снижение воздушного судна с эшелона перехода и заход на посадку разрешается, если на аэродроме посадки:
— скорость ветра у земли с учетом его направления и порывов, а также состояние поверхности ВПП и значение коэффициента сцепления не превышают установленных ограничений;
— видимость на ВПП (видимость) не менее минимума;
— высота нижней границы облаков (вертикальная видимость) не ниже минимума;
— состояние ВПП соответствует установленным требованиям.
7.6.12. Снижение воздушных судов 1 и 2-го класса с эшелона перехода и заход на посадку по минимуму I категории разрешается при высоте нижней границы облаков (вертикальной видимости) не менее 3/4 высоты принятия решения, а по минимуму II и III категорий — независимо от высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости) при соответствии других требований п. 7.6.11 настоящего Наставления.
7.6.13. Экипаж до пролета ДПРМ обязан доложить диспетчеру о готовности к посадке и до пролета ВПР, но на удалении не менее 1000 м от порога ВПП, получить разрешение на посадку.
7.6.14. При полете воздушного судна от ТВГ до посадки указания и информация диспетчера службы движения по выдерживанию заданной траектории могут приниматься без подтверждения.
Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно.
7.6.15. При полете на предпосадочной прямой командир воздушного судна обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если: