Письмо ФАС РФ от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И

О внесении изменений и дополнений в положение о классификации специалистов ГА

 

В целях совершенствования системы сертификации авиационного персонала и приведения ее в соответствие со стандартами ИКАО в гражданской авиации Российской Федерации вводятся категории свидетельств пилота — любителя, линейного пилота и пилота коммерческой авиации.

Перечень свидетельств по другим летным специальностям оставлен без изменений.

Для обеспечения достижения указанных целей предлагаю:

1.

Внести изменения и дополнения в Положение о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И согласно Приложению.

2. Организовать внесение изменений и дополнений в рабочие экземпляры Положения, их изучение с летным составом и должностными лицами, осуществляющими процедуры сертификации летных специалистов.

3. Изменения и дополнения к Положению ввести в действие с 15 мая 1996 года.

 

Директор

Г.Н.ЗАЙЦЕВ

 

Приложение

 

Изменения и дополнения в положение о классификации специалистов гражданской авиации от 19.12.88 N 44/И

 

1. На стр. 3 второй абзац пункта 1.1 изложить в следующей редакции:

"Положение определяет порядок выдачи свидетельств соответствующей категории (пилот — любитель, пилот коммерческой авиации, линейный пилот, штурман и др.) и класса специалистам гражданской авиации".

2. По всему тексту "Положения" наименование государственного полномочного органа гражданской авиации (Министерство гражданской авиации СССР с аббревиатурой МГА СССР, замененное ранее на Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с аббревиатурой ДВТ Минтранса РФ, ДВТ) заменить на новое наименование:

"Федеральная авиационная служба России" (аббревиатура "ФАС России").

3. На стр. 4 первую и вторую строки сверху в этом же пункте изложить в следующей редакции:

"Бортоператорам (бортнаблюдателям) других ведомств и пилотам — любителям свидетельство выдается без присвоения класса квалификации".

4. На страницах 16 — 18 главу 5 изложить в следующей редакции:

 

"Глава 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЛОТОВ

 

5.1. Свидетельства пилотов — любителей

5.1.1. Общие требования к кандидату на получение свидетельства пилота — любителя

5.1.1.1. Свидетельство пилота — любителя может быть выдано лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации:

— летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") или

— авиационных учебных центрах по подготовке пилотов.

5.1.1.2. Лицам, закончившим авиационное учебное заведение другого ведомства, для получения свидетельства пилота — любителя необходимо пройти подготовку по утвержденным для этой цели государственным полномочным органом ГА программам на курсах переподготовки или повышения квалификации в сертифицированном этим органом авиационном учебном центре.

5.1.2. Требования к летной подготовке кандидата на получение свидетельства пилота — любителя

5.1.2.1. Свидетельство пилота — любителя может быть выдано указанным в п. 5.1.1 лицам, имеющим налет не менее 42 часов под руководством пилота — инструктора, имеющего сертификат (квалификационную отметку в свидетельстве) на право первоначальной учебно — летной подготовки, выданный государственным полномочным органом или организацией, им уполномоченной.

5.1.2.2. Летная подготовка кандидата должна соответствовать утвержденному государственным полномочным органом курсу учебно — летной подготовки и включать не менее 5 часов полетов по маршруту и 10 часов самостоятельного налета.

5.1.2.3. Кандидат должен обладать умением:

— планировать полет;

— проводить предполетную подготовку, включая расчеты, осмотр ВС, подготовку к использованию в полете приборов и оборудования (бортовых комплексов);

— выполнять запуск силовых и вспомогательных установок;

— выполнять руление, передвижение по аэродрому (буксировку) ВС;

— осуществлять управление ВС с использованием внешних визуальных ориентиров;

— выполнять взлет и посадку (при различных составляющих ветра) в пределах ограничений ВС данного типа;

— выполнять основные маневры и выход из необычных угловых положений с помощью основных и дублирующих пилотажных приборов;

— выполнять полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров и радионавигационных средств;

— действовать в особых и аварийных условиях;

— выполнять уход на второй круг при прерванном заходе на посадку;

— выполнять правила воздушного движения, радиотелефонной связи и фразеологии;

— выполнять полет на минимально допустимых воздушных скоростях. Предотвращать штопор, распознавать начальное и развивающееся сваливания и выходить из него (для самолета). Предотвращать попадание в вихревое кольцо и выходить из него (для вертолета);

— выполнять полеты на максимально допустимых воздушных скоростях;

— осуществлять взлеты с коротким разбегом (с укороченной ВПП с учетом высоты пролета препятствий — для самолета), посадки на аэродромы ограниченных размеров, в том числе в условиях предельных метеоминимумов;

— осуществлять взлет и посадку по-вертолетному и по-самолетному (для вертолетов).

 

5.2. Свидетельства пилотов коммерческой авиации

5.2.1. Свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:

— лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот");

— пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;

— пилотам — любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.

5.2.2. Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.

5.2.3. Кандидат на присвоение третьего класса пилота коммерческой авиации должен иметь:

5.2.3.1. Налет в соответствии с курсом учебно — летной подготовки летного учебного заведения, сертифицированного государственным полномочным органом ГА для подготовки специалистов указанной в п. 5.1.1 специальности и специализации.

5.2.3.2. Налет 200 часов, в том числе:

— 100 часов самостоятельного налета (из них по маршруту — 20 часов);

— 20 часов по приборам;

— 10 часов ночью — для лиц, являющихся обладателями свидетельства пилота — любителя.

5.2.3.3. Налет в соответствии с программами летного учебного заведения другого ведомства, но не менее 150 часов, а также переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом ГА учебном заведении (авиационном учебном центре).

5.2.4. Второй класс пилота коммерческой авиации присваивается:

5.2.4.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 1500 часов, из них 50 часов ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 1000 часов или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС не менее 1500 часов. Пилоты, не имеющие требуемого налета ночью, должны иметь самостоятельный налет или налет с правом выполнения взлета и посадки под контролем КВС соответственно на 500 часов больше.

5.2.4.2. Кандидаты на присвоение квалификации пилота коммерческой авиации 2 класса должны иметь оценки "пять" по НПП ГА, РЛЭ ВС и не ниже "четыре" по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, по летной подготовленности должны иметь оценку не ниже "четыре".

5.2.5. Первый класс пилота коммерческой авиации присваивается:

5.2.5.1. Пилотам коммерческой авиации, имеющим общий налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет не менее 2000 ч и допущенным к полетам по предельному производственному метеоминимуму погоды днем и ночью для той местности, где кандидат выполняет летную работу.

5.2.5.2. Пилотам — инструкторам летных учебных заведений, имеющим стаж инструкторской работы не менее трех лет, общий налет не менее 3000 ч, из них 100 ч ночью, в том числе самостоятельный налет не менее 2000 ч.

5.2.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации пилота коммерческой авиации 1 класса, должны иметь стаж летной работы в качестве пилота коммерческой авиации 2 класса не менее 3 лет, положительную аттестацию и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, РЛЭ ВС, НПП ГА, практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценку не ниже "четыре".

 

5.3. Свидетельства линейных пилотов

5.3.1. Кандидат на получение свидетельства линейного пилота должен иметь возраст не моложе 21 года.

5.3.2. Свидетельство линейного пилота присваивается лицам:

5.3.2.1. Закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" — по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер — пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации.

5.3.2.2. Прошедшим подготовку и проверку техники пилотирования на многодвигательном самолете или вертолете, для эксплуатации которых руководством по летной эксплуатации предусмотрен экипаж из двух пилотов.

5.3.3. Третий класс линейного пилота присваивается:

5.3.3.1. Выпускникам высших летных училищ, имеющим налет в соответствии с курсом учебно — летной подготовки на воздушном судне, отвечающем требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.

5.3.3.2. Пилотам коммерческой авиации, окончившим в процессе летной работы высшее учебное заведение по специальностям, связанным с эксплуатацией воздушного транспорта, управлением воздушным движением, авиационной и ракетно — космической техникой, техническими науками (авиа- и ракетостроение, эксплуатация авиационной и космической техники, радиотехника), а также по авиационным специальностям по электротехнике, приборостроению, электронной технике, автоматике и управлению, вычислительной технике и автоматизированным системам, радиотехнике и связи, прошедшим переподготовку на воздушном судне, отвечающем требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.

5.3.3.3. Пилотам, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего Положения и имеющим общий налет не менее 1500 часов, в том числе: 100 часов налета с исполнением обязанностей командира воздушного судна или 1000 часов в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки, 20 часов по приборам, 10 часов ночью, прошедшим полный курс переподготовки на воздушное судно, отвечающее требованиям п. 5.3.2.2 настоящего Положения.

5.3.4. Второй класс линейного пилота присваивается:

5.3.4.1. Пилотам воздушных судов, отвечающим требованиям п. 5.3.2.1 настоящего Положения, имеющим:

— общий налет не менее 1500 ч, в том числе налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, не менее 1000 ч;

— самостоятельный налет не менее 250 ч или налет на воздушном судне, соответствующем требованиям п. 5.3.2.2, в качестве второго пилота с правом выполнения взлета и посадки под контролем командира ВС не менее 1000 ч.

5.3.4.2. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 2 класса линейного пилота, должны иметь: стаж работы в качестве линейного пилота 3 класса не менее 2 лет или пилота 3 класса коммерческой авиации не менее 3 лет, оценки "пять" по НПП ГА и РЛЭ ВС, а по остальным дисциплинам, указанным в прил. 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре", по летной подготовленности (техника пилотирования и самолетовождение) кандидаты должны иметь оценки не ниже "четыре".

Кандидатам — пилотам коммерческой авиации, имеющим квалификацию второго или первого класса, квалификация линейного пилота второго класса присваивается независимо от стажа работы.

5.3.5. Первый класс линейного пилота присваивается:

5.3.5.1. Пилотам многодвигательных самолетов, имеющим:

— общий налет 4000 ч, из них 1000 ч ночью;

— самостоятельный налет на указанных в настоящем пункте самолетах не менее 1000 часов или общий самостоятельный налет не менее 1500 ч, из которых 500 ч — на многодвигательных самолетах;

— допуск к полетам по метеоминимуму I категории.

5.3.5.2. Пилотам вертолетов, имеющим налет не менее 4000 ч, из них 100 ч ночью, самостоятельный налет на вертолетах не менее 1500 ч, допущенных к полетам по правилам полетов по приборам днем и ночью по предельному метеоминимуму погоды для той местности, где базируется авиакомпания.

5.3.5.3. Кандидаты, представляемые к присвоению квалификации 1 класса линейного пилота, должны иметь стаж летной работы в качестве линейного пилота 2 класса не менее 3 лет, положительную аттестацию, квалификационную отметку о допуске к полетам по ППП и оценки "пять" по технике пилотирования и самолетовождению, НПП ГА, РЛЭ ВС и практической аэродинамике, а по остальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, оценки не ниже "четыре".

Кандидаты — линейные пилоты 2 класса, которым ранее присваивался 1 класс пилота коммерческой авиации, могут быть представлены к присвоению 1 класса линейного пилота без учета стажа работы при соответствии всем другим требованиям настоящего Положения.

 

5.4. При повышении в классе или первоначальном получении свидетельства в РКК (МКК) пилоты сдают экзамены:

— в ВКК ФАС России и (или) РКК по дисциплинам 1 — 8;

— в МКК — по дисциплинам 1 — 12;

— при продлении срока действия свидетельств — по дисциплинам 1 — 8, указанным в прил. 1 к настоящему Положению.

Пилоты, имеющие допуск к международным полетам, ежегодно при продлении срока действия свидетельства обязаны подтверждать знания фразеологии радиообмена на английском языке и правил международных полетов.

 

5.5. Права обладателей свидетельств пилота

5.5.1. Обладателю действующего свидетельства пилота — любителя при наличии соответствующей подготовки и установленных квалификационных отметок дается право выполнять функции командира или второго пилота любого воздушного судна без права выполнения летной работы по найму и выполнения полетов с целью получения доходов, за исключением типов воздушных судов, в отношении которых государственным полномочным органом временно или на постоянной основе введены ограничения по их использованию в любительских целях.

5.5.2. Обладателю действующего свидетельства пилота коммерческой авиации предоставляются все права обладателя свидетельства пилота — любителя, изложенные в п. 5.5.1 настоящего Положения, а также:

5.5.2.1. Пилоту коммерческой авиации 3 класса предоставляется право:

— выполнять функции командира воздушного судна при коммерческих воздушных перевозках на любом воздушном судне, сертифицированном для полетов с одним пилотом, а также однодвигательных воздушных судах с экипажем, включающим второго пилота и (или) членов экипажа других специальностей;

— выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на самолетах 4 — 3 классов и вертолетах любого класса, для эксплуатации которых требуется наличие второго пилота.

5.5.2.2. Пилотам коммерческой авиации 2 и 1 классов при наличии соответствующей подготовки и квалификационных отметок предоставляются права, изложенные в п. 5.5.2.1, а также право выполнения функций командира ВС на любом воздушном судне при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, а также при выполнении коммерческих воздушных перевозок на любых воздушных судах, не сертифицированных для полетов по приборам.

5.5.3. Обладателю действующего свидетельства линейного пилота 3 класса предоставляется право выполнения коммерческих полетов в качестве командира воздушного судна на многодвигательных самолетах 4 — 3 классов, вертолетах 4 — 2 классов на внутренних воздушных линиях или второго пилота любого воздушного судна.

5.5.4. Линейным пилотам 2 и 1 классов, имеющим соответствующую подготовку и квалификационные отметки в свидетельстве, предоставляется право выполнения функций командира воздушного судна на любом воздушном судне.

5.5.5. Государственный полномочный орган и эксплуатант могут временно или на все время эксплуатации вводить ограничения прав пилотов по классу для отдельных типов воздушных судов".

 

5. На стр. 19 — 20 пункты 6.2 — 6.4 главы 6 изложить в следующей редакции:

"6.2. Третий класс присваивается специалистам, окончившим полный курс обучения на факультетах или отделениях летных учебных заведений, утвержденных ДВТ, имеющих специализацию "Воздушная навигация", на основании решения ГЭК и приказа начальника летного учебного заведения или решением РКК — на основании документов, подтверждающих прохождение указанного в настоящем пункте обучения в других ведомствах и профессиональной подготовки в объеме, установленном государственным полномочным органом ГА".

 

6.3. Второй класс штурмана присваивается:

6.3.1. Штурманам самолетов 4, 3, 2 классов и вертолетов всех классов, имеющим общий налет не менее 2000 ч, а переученным из числа пилотов — в т.ч. не менее 1000 ч в качестве штурмана.

6.3.2. Штурманам самолетов 1-го класса, имеющим общий налет не менее 1500 ч, в т.ч. не менее 500 ч на самолетах 1 и 2 классов.

6.3.3. Штурманам летных учебных заведений, имеющим общий налет не менее 1500 ч.

6.3.4. Кандидаты, представляемые к присвоению второго класса штурмана, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана третьего класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять" и сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в приложении 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "четыре".

 

6.4. Первый класс штурмана гражданской авиации присваивается:

6.4.1. Штурманам самолетов 1 — 2 классов, имеющим общий налет не менее 2500 часов.

6.4.2. Штурманам самолетов 3 класса и вертолетов 1 класса, имеющим общий налет не менее 3000 часов.

6.4.3. Штурманам самолетов 4 класса и вертолетов (кроме вертолетов 1 класса), имеющим общий налет не менее 3500 часов.

6.4.4. Штурманам летных учебных заведений ГА, имеющим непрерывный стаж работы в должности штурмана — инструктора и выше не менее 3 лет при общем налете не менее 2500 часов.

6.4.5. Кандидаты, представленные к присвоению первого класса, должны иметь стаж летной работы в качестве штурмана второго класса не менее 2 лет, положительную аттестацию, оценку практической подготовленности не ниже "пять", сдать экзамены по специальным дисциплинам, указанным в п. п. 1, 5, 9, 10 приложения 1 к настоящему Положению, на оценку не ниже "пять", а по остальным дисциплинам — не ниже "четыре".

6. На стр. 29 п. п. 12.16 и 12.18 изложить в следующей редакции:

"12.16. Второй класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 3 класса не менее 3 лет и общий безаварийный налет не менее 2000 ч".

"12.18. Первый класс бортоператора грузового ВС присваивается бортоператорам, имеющим стаж летной работы в качестве бортоператора 2 класса не менее 3 лет с общим безаварийным налетом не менее 3500 ч".

 

7. На стр. 39 выше первую, вторую и третью строки сверху в пункте 17.5 главы 17 изложить в следующей редакции:

"свидетельство линейного пилота первого класса — цвет обложки темно — зеленый;

свидетельство линейного пилота — цвет обложки синий;

свидетельство пилота коммерческой авиации — цвет обложки голубой;

свидетельство пилота — любителя — цвет обложки светло — серый для вертолета и светло — коричневый для самолета;".

8. На стр. 47 в пункте 21.2 после слов "Срок действия свидетельства устанавливается:" вместо слов "пилотам — один год" записать:

"пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам — один год;

пилотам — любителям — два года".

9. На стр. 48 пункт 21.5 дополнить абзацем следующего содержания:

"Проверка знаний у пилотов — любителей для продления срока действия свидетельств производится один раз в два года в МКК авиации общего назначения (АОН) или, по согласованию с РКК, предприятия — эксплуатанта воздушного транспорта на основе соответствующего договора".

Пункт 21.6 дополнить абзацем следующего содержания:

"Проверку техники пилотирования и самолетовождения у пилотов — любителей с целью продления срока действия свидетельства или получения квалификационной отметки проводят назначенные соответствующей квалификационной комиссией инспекторы (инструкторы)".

10. На стр. 50 главу 21 дополнить пунктом 21.25 следующего содержания:

"21.25. Действие свидетельства специалиста гражданской авиации должно быть приостановлено при выявлении несоответствия состояния здоровья специалиста выполняемым обязанностям в соответствии с указанным свидетельством или увольнением специалиста из предприятия в связи с уходом на пенсию. Запись "Действие свидетельства приостановлено" делается в п. IX по тексту "Срок действия…", вместо "до" вписывается предлог "с" и ставится дата, с которой специалист лишается прав, предоставляемых ему данным свидетельством. Запись удостоверяется подписью старшего летного руководителя предприятия. Восстановление действия свидетельства производится МКК предприятия (РКК, ВКК — в зависимости от должности специалиста) при устранении несоответствия по состоянию здоровья или при поступлении специалиста на летную работу после увольнения в связи с уходом на пенсию".

 

Председатель ВКК

М.И.БЕДНОВ

 

Письмо ФАС РФ от 25 апреля 1996 г. N ДВ-58/И О внесении изменений и дополнений в положение о классификации специалистов ГА

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector