ТТН или обязательство оформления транспортных документов
В статье «Подводные камни самовывоза» мы выяснили, что в случае EXW продавец из товаросопроводительных документов, согласно законодательству РФ должен выписать товарную накладную (например, ТОРГ-12), а в случае FCA к обязанностям продавца добавляется еще обязательство оформления транспортных документов.
Вот о транспортных документах и пойдет речь в этой статье, а точнее кто, когда, как и какие транспортные документы должен оформлять при доставке товара автомобильным транспортом. Какие документы подлежат возврату с исполнением и кто за это ответственен.
В данной статье речь идет только о внутрироссийских перемещениях товарно-материальных ценностей (хотя у ТМЦ есть новое название — материально-производственные запасы, но старое как-то ближе, да и в упомянутых нормативах фигурирует термин «ТМЦ»).
Документом на перевозку грузов автотранспортом на территории РФ согласно действующему законодательству является Товарно — транспортная накладная (ТТН).
ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.
В каких же случаях продавец должен оформлять перевозочные документы? Как уже говорилось, это группа терминов «F» по Инкотермс 2000. Кроме того, если в договоре поставки товара указан базис поставки из группы терминов «C» или «D«, то к обязанностям продавца добавляется еще заключение договора перевозки и его оплата.
————————-
Договор перевозки автомобильным транспортом может быть заключен как непосредственно с самим перевозчиком, так и через посредника. Я намеренно не уточняю правовой статус экспедитора, ибо это как раз и есть ключевое звено, и об этом речь пойдет ниже. И также намеренно не затрагиваю другие виды транспорта, ибо в большинстве случаев можно провести аналогию, а в частности — нельзя объять необъятное.
Договор перевозки с перевозчиком.
Договор перевозки автомобильным транспортом заключен непосредственно с самим перевозчиком. Группы терминов «F», «C» или «D» по Инкотермс. В этом случае все предельно просто. Независимо от того, кто заключает договор перевозки продавец или покупатель – обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, т.е. на продавце (поставщике). При автоперевозках документом будет Товарно — транспортная накладная (ТТН) по утвержденной Форме 1-Т.
Юридическая справка.
В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта «Грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации на предъявляемый к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, составляемую, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.
Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются.
Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР.»
Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа утверждена «Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», утвержденной сторонами — Минфин СССР N 156, Госбанк СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранс РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»).
Примечание. Указанным Постановлением Госкомстата изменена и утверждена Форма 1-Т, которая ранее была в Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом. В упомянутой Инструкции осталось Приложение N 3 «Порядок изготовления, учета и заполнения товарно – транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом».
В соответствии с вышеуказанной Инструкцией:
Товарно — транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах:
— первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно- материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
— второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно- материальных ценностей у получателя груза;
— третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.
Кстати, при необходимости, в любую форму, утвержденную Госкомстатом можно вносить дополнения. Т.е. если не хватает каких-то строк или столбцов — вносите дополнительно.
Обратите внимание на то, что суммы в данной накладной указываются без НДС.
В случае, когда Договор перевозки заключен непосредственно с перевозчиком для подтверждения транспортных расходов в бухгалтерии будут следующие документы:
— Договор перевозки (необязательно);
— ТТН 1-й и 3-й экземпляры (2-й и 3-й экземпляры, если договор перевозки заключался покупателем, например при FCA);
— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)
— Счет на оплату;
— Акт выполненных работ*;
— Счет-фактура.
——————————————
*Наличие товарно-транспортной накладной является обязательным, а вот наличие акта об оказании услуг обязательным не является, поскольку ПЕРЕВОЗКА и ЭКСПЕДИРОВАНИЕ по нормам (п.2 Главы 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке, как документ, не предусмотрен.
Налоговые органы своим письмом от 30.04.2004 г. № 04-02-05/1/33 так же признали, что: акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.
Договор перевозки через посредника
Если базис поставки EXW, а Договор перевозки заключен покупателем через посредника – экспедитора, то никакой ТТН у продавца не будет. Экспедитор в данном случае будет являться представителем покупателя по поручению. Соответственно из документов будет поручение покупателя на ТЭК, ТОРГ-12 и доверенность М-2 от экспедитора. (См. статью Отпуск товара со склада поставщика (самовывоз), подводные камни)
В сопроводительных документах отправляемых с товаром (товарной накладной ТОРГ-12 и Счет-фактуре) в графе «грузоотправитель» указываются реквизиты экспедитора.
Если же в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из групп «F», «C» или «D«, то кто будет выписывать транспортный документ, зависит от вида договора с посредником.
Договор перевозки через агента
Если посредник при заключении договора перевозки действует в рамках агента (Гл.52 ГК РФ), то оформление транспортных документов (в нашем случае — ТТН) целиком и полностью ложиться на продавца. Тут все ясно и прозрачно: агент нашел транспорт и получил за это вознаграждение, все остальное проблемы продавца.
Если агент заключает договор перевозки от имени клиента, то ТТН оформляет клиент, ибо ТТН и есть основная письменная форма договора перевозки. Сложность в данном случае заключается в том, как подтвердить целесообразность оплаты услуг агента, особенно если расчеты за выполненную перевозку происходят напрямую от клиента к перевозчику, а дополнительных услуг никаких нет. Вот тут то и пригодиться возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом. Например, внести в ТТН строку «основание», в которую вписывать агента и реквизиты договора с ним.
В случае, когда Договор перевозки заключен с перевозчиком через агента для подтверждения транспортных расходов и расходов по агентскому договору в бухгалтерии будут следующие документы:
— Договор агентирования;
— Договор перевозки (необязательно*);
— ТТН 1-й и 3-й экземпляры;
— Отрывной талон путевого листа (при наличии1)
— Счет(а) на оплату;
— Отчет агента;
— Акт выполненных работ с перевозчиком (необязательно*);
— Акт выполненных работ с агентом;
— Счет-фактура – 2 шт.
——————————————
* См. примечание к Договору перевозки с перевозчиком.
Если договор перевозки заключен от имени клиента, агент не может оформлять перевозочные документы от своего имени, даже если такое обязательство прописано в договоре, т.к. для оформления ТТН клиент должен передать ему ТМЦ. А это уже другой вид договора — экспедиторский.
Договор перевозки с экспедитором.
Правовой статус экспедитора (Глава 41 ГК РФ) при заключении договора перевозки груза, требует более детального анализа. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательных норм, необходимо провести деление договоров транспортной экспедиции по ответственности.
Известно, что в международной практике экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах:
— деятельность в качестве агента от имени клиента, когда экспедитор выступает, как посредник между клиентом и перевозчиком, согласно полученным инструкциям. В таких случаях экспедитор выступает от имени своего клиента в контракте по перевозке и не берет на себя ответственность за действия и упущения перевозчиков. Все претензии к перевозчикам, грузчикам предъявляются самим клиентом экспедитора. Тем не менее, экспедитор остается ответственным за тщательный выбор перевозчиков.
— экспедитор выступает в качестве перевозчика. Это означает, что он может либо перевозить товары собственным транспортом либо привлекать организацию-перевозчика, оставаясь при этом полностью ответственным за транспортировку и доставку товаров. В этом случае экспедитор юридически считается, так называемым, «перевозчиком по договору», ответственным за груз и перевозку в целом.
Согласно нормам российского законодательства, а именно ст. 801 ГК РФ экспедитор так же может заключать договоры перевозки, как от имени клиента, так и от своего имени, что порождает в свою очередь различные правовые последствия для обеих сторон.
Коренное отличие агента от экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента, это то, что для перевозки экспедитор обязан принять товар и выдать документ экспедитора, который свидетельствует о том, что экспедитор товар принял, и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно экспедитору.
Товар находится в распоряжении экспедитора. В соответствии с п.1 Статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю.
Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от своего имени.
Полная цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор; Экспедитор – Перевозчик; Перевозчик – Экспедитор; Экспедитор – Получатель (покупатель).
Нужно отметить, что по «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» товарно-транспортная накладная (ТТН) заполняется грузоотправителем груза. В данном случае грузоотправителем будет не поставщик (продавец), а экспедитор, поскольку договор перевозки груза с перевозчиком заключен от его имени. Соответственно, за выписку и оформление ТТН для перевозчика ответственен экспедитор, а не поставщик (продавец). Для заполнения товарного раздела клиент обязан передать экспедитору всю информацию, касающуюся товара, например в документе «Поручение (заявка) экспедитору».
ТМЦ передаются экспедитору, по экспедиторскому документу, составленному в произвольной форме, с соблюдением необходимых условий (см. Перечень экспедиторских документов. См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов).
По «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом», грузоотправителем должно быть лицо, производящее списание ТМЦ. Так вот, ТМЦ, переданные экспедитору, как раз и списывает экспедитор по ТТН.
В этом случае для подтверждения расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:
— Договор транспортной экспедиции (необязательно);
— Поручение экспедитору (заявка клиента);
— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);
— Акт выполненных работ*;
— Счет-фактура**.
—————————————-
*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.
**Когда экспедитор оказывает какие-либо услуги, эти операции не являются посредническими. Налоговая база по НДС определяется как стоимость услуги, и на эту сумму экспедитор должен выставить счет-фактуру.
Если накладную на перевозку (ТТН) для перевозчика выписывает сам экспедитор, то третий экземпляр должен к нему же и вернуться, для подтверждения его взаиморасчетов с перевозчиком.
Подтверждением получения товара покупателем является накладная ТОРГ-12 с исполнением, которую покупатель обязан отправить продавцу. А в случае если в договоре поставки есть ссылка на термин Инкотермс из группы «D«, у экспедитора будет еще и обязанность возвратить ТОРГ-12 с исполнением, как подтверждение выполнения иных услуг, связанных с организацией доставки грузов и обусловленных договором транспортной экспедиции. Также к иным услугам относится участие в оформлении коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением.
На иные услуги экспедитор должен быть уполномочен. Полномочия необходимо заранее прописать в договоре. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в сдаче или приемке ТМЦ.
Если Экспедитор и Перевозчик это одно лицо, цепочка передачи груза выглядит так: Поставщик (продавец) – Экспедитор (перевозчик); Экспедитор (перевозчик) – Получатель (покупатель).
В данной ситуации экспедитор как бы выполняет перевозку для собственных нужд. Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы N 1-Т.
Оформление товаросопроводительных документов при отправке через экспедитора, заключившего договор перевозки от имени клиента.
В соответствии с п.4 Статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
В соответствии с п.2 Статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В статье не названы лица, составляющие и выдающие транспортный документ. Порядок составления и выдачи накладной и других транспортных документов определяется транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с п.47 Устава автомобильного транспорта товарно-транспортную накладную должен представить Грузоотправитель.
Так кто же в таком случае должен оформлять ТТН? Как заполнять строку «Грузоотправитель» и строку «Плательщик» в товарном разделе? И что писать в строке «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела?
Выход из этой запутанной ситуации на самом деле есть и достаточно прост.
Так как у поставщика (продавца) товар уже принял экспедитор, следовательно, грузоотправителем должен быть экспедитор.
В строке «Грузоотправитель» делается запись следующего содержания: ООО «Экспедитор» от имени ООО «Клиент» на основании доверенности № дата (указываются реквизиты выданной доверенности).
Клиентом может быть как Покупатель, так и Продавец, в зависимости от того на какой термин Инкотермс имеется ссылка в договоре купли-продажи.
Добавляется строка (опять пригодилась возможность вносить дополнения в любую форму, утвержденную Госкомстатом) «Экспедиторский документ», в которую заносятся реквизиты данного документа.
Строку «Заказчик (плательщик)» следует разбить на две, если плательщиком будет выступать ООО «Клиент», а не ООО «Экспедитор», который является фактическим заказчиком и чей телефон и контактное лицо указывается в этой строке.
Накладная подписывается представителем экспедитора и ставится печать тоже экспедитора. Количество оформляемых ТТН — 5 экземпляров. Два т.н. 3-х экземпляра перевозчик вместе с отрывным талоном путевого листа возвращает экспедитору, один экспедитор обязан впоследствии передать Клиенту.
В этом случае для подтверждения транспортных расходов и расходов по экспедированию в бухгалтерии будут следующие документы:
— Договор транспортной экспедиции (необязательно);
— Поручение экспедитору (заявка клиента);
— Экспедиторский документ (экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора и др.);
— ТТН 3-й экземпляр;
— Отрывной талон путевого листа (при наличии1);
— Акт выполненных работ с перевозчиком*;
— Акт выполненных работ с экспедитором*;
— Счет-фактура от перевозчика (если плательщиком будет Клиент);
— Счет-фактура от экспедитора.
—————————————-
*Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором.
Экспедиторский документ.
Единственным белым пятном при отправке груза через экспедитора остается экспедиторский документ.
И это несмотря на то, что во всем мире грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок с начала XIX века.
Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона — «Modelle FIATA» (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. — РАМЭ, 1998).
Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.
Статья 2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие «Правила транспортно-экспедиционной деятельности».
Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. Но с 25 ноября 2003 г., когда Минтранс РФ обнародовал проект данных правил, статус их так и не изменился (См. статью Транспортная экспедиция – борьба без правил).
Проект правил содержит перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляют собой их русскоязычный аналог: складская расписка, экспедиторская расписка, экспедиторский сертификат перевозки, мультимодальный транспортный коносамент экспедитора, мультимодальная транспортная накладная экспедитора.
Ни один из перечисленных экспедиторских документов в российском законодательстве до сих пор не утвержден.*
———————————
* Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности были утверждены. См. статью Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…
См. также Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов
Нюансы.
Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.
К ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке «Приложение», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.
В товарном разделе ТТН, в строках, отражающих прием — передачу груза, в правой части, заполняется только строка «Груз к перевозке принял». Строка, в которой указываются реквизиты доверенности, заполняется только в условиях, когда товарно — материальные ценности принимаются к перевозке по количеству и ассортименту по доверенности грузополучателя (аналогично ТОРГ-12). Принимающий груз должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.
Указываемые реквизиты доверенности относятся к нижней строчке (подписи), которая также заполняется только, когда происходит прием товара по количеству и ассортименту, а не по грузовым транспортным единицам (См. Груз и ТМЦ это две большие разницы).
Водитель свое право на получение груза подтверждает Путевым листом.
Почему так сделана форма, можно только гадать. Вообще, в альбоме унифицированных форм в тексте формы в этом же месте допущена еще опечатка: фразу перед подписью следует читать «Груз получил грузополучатель», вместо «Груз получил грузоотправитель».
Утвержденная форма путевого листа индивидуального предпринимателя отрывного талона заказчика не имеет, талон заказчика предусмотрен формой N 4-П.
Если Акт выполненных работ не оформляется, то экспедиторский документ, форма которого не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Владислав Артамонов
Статья опубликована в журнале «ЛОГИСТИК&система»
№12/декабрь 2006
См. продолжение «Особенности оформления ТТН и экспедиторских документов»