Коллективная материальная ответственность или «Как оптимизировать работу склада?»
См.
См.
Коллективная, общая ответственность, это конечно хорошо. Но… «энтузазизьм» сбрасывать со счетов тоже нельзя. А без него… То есть, если бесконечно вычитать за недостачу, то пропадает стимул к работе, — кому нужно за «бесплатно» работать? В конечном итоге недостача начинает расти в геометрической прогрессии. И вот, этот самый снежный ком начинает существенно замедлять процесс подбора товара на складе, многократное изменение документов, далее недовольство клиентов и, как следствие, недовольство начальства и ШТРАФЫ, лишение премий и т.д. и т.п. Все, склад можно закрывать!.. ???
Выход, в первую очередь, в максимальном разделении материальной ответственности по принципу бизнес-процессов. Приход на склад – контроль, выдача со склада на комплектацию — контроль, с комплектации в экспедицию — контроль, с экспедиции водителю-экспедитору – опять контроль. Соответственно, каждый участок передает и принимает по документам и под роспись. И каждый участок несет свою персональную материальную ответственность. Это все прописные истины.
А «Как оптимизировать работу склада?«. Выделение отдельных участков на складе потребует дополнительных площадей, людских ресурсов и, наконец, устройство самого склада (сетки, дополнительные ворота, замки и т.д.).
Но, поверьте, порядок того стоит.
Склад с круглосуточным режимом работы. Наименований тысяча. Днем — прием товара и выдача на крупный опт, Ночью — комплектация заказов, утром — погрузка и развоз по магазинам. Остановка склада для инвентаризации невозможна; процесс непрерывный. Передача смен занимала несколько часов, причем, контролировались только основные позиции.
С крупным оптом все понятно. Поддон пришел, поддон ушел.
А вот с развозом и при изменении складской единицы начинались проблемы (простой машин утром, аврал на складе, ну и постоянная недостача ТМЦ). Иван кивает на Петра, Петр на Ивана и все без зарплаты, текучка кадров, некомпетентность, пересорт, далее — орг. выводы.
Выход. Склад жестко делится на зоны, причем не виртуально, а физически с возведением стен и установкой внутренних ворот.
В 17:00 формировался «Общий сводный заказ» на весь развоз по магазинам следующего дня, причем с округлением до максимальной складской единицы (поддон).
Далее до 18:00 передача этого сводного заказа в натуральном выражении (товаром, ТМЦ, материалами и т.д.) в зону комплектации. Сдал – принял, опись – протокол. В 18:00 Склад (опт) закрывался и опечатывался. За это время (с 17:00 до 18:00) диспетчером формируются маршруты развоза и сводные заказы по каждой конкретной машине.
Склад (опт) перешел на односменный режим работы, исчезла необходимость передачи смен и соответственно отпала необходимость в потерях времени на это. Сокращение персонала + появилась возможность при необходимости в ночные часы проводить полную инвентаризацию, сан обработку и др. профилактические работы. На складе остались квалифицированные операторы штабелеров и водители электрокар, которых более не приходится привлекать для других неквалифицированных работ, весь процесс механизирован. Хорошо.
Далее зона комплектации. Подборщики по сводному заказу на 1 (одну) машину формируют заказ и передают его в экспедицию. Сдал – принял, опись – протокол.
Далее. Создаются бригады 3-4 водителя – экспедитора и 1 (один) экспедитор — подборщик, в функционал которого входит: уточнение маршрута (определение очередности посещения торговых точек), прием товара от комплектации со вскрытием, проверка по качеству, комплектация заказов на торговые точки и их упаковка, загрузка машины в соответствии с маршрутом и пломбировка ее. Для подачи машин под загрузку — водитель перегонщик. Он же следит и прогревает зимой двигатель. Хорошо.
Утром, водитель приходит — все готово. Получил комплекты документов. Сдал – принял, опись – протокол. И в рейс, в соответствии с маршрутным листом! В торговой точке разгрузка подписанных коробов и сдача товара. Простой транспорта под загрузкой минимален или равен нулю.
Утром зона комплектации возвращает остатки товара на склад, а еще лучше, сдает в магазин при складе («Сливочная»), актирует выявленный некондиционный товар, при необходимости проводится сан. обработка помещения комплектации.
Недостачи выявляются моментально и сразу же заносятся в базу данных. А самое главное, выявляется «автор» данных недостач. Хорошо.
В дневное время зона комплектации используется для опта и (или) приема товара.
Каждая зона отвечает только за свой участок. Кол-во участников минимально. Строгая материальная и функциональная ответственность, вплоть до сохранности товарного вида при транспортировке.
Исчезает пиковая нагрузка (аврал, суматоха и пр.) при загрузке товара.
100%-ый контроль формируемых заказов положительно оценят клиенты.
Приветствуется «семейный подряд» в тандеме водитель – экспедитор и экспедитор – подборщик. Хорошо.
Использование штрихового кодирования желательно, т.к. существенно ускоряет процесс передачи товара от подборщика из зоны комплектации к экспедитору – подборщику.
Хорошо.
Владислав Артамонов