Характеристики и принципы загрузки контейнеров
Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года.
Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:
1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.);
2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.);
3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).
При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):
I – негигроскопические;
II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке;
III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги упаковки;
IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги;
V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги;
VI – охлаждаемые грузы;
VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).
Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.
Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.
Контейнер: определение Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который: 1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ
Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.
Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров
Тип контейнера |
Назначение |
Характеристики |
|||
Длина, мм |
Ширина, мм |
Высота, мм |
Масса брутто, кг |
||
К3-1,25И |
Для перевозки оконного раскроенного стекла |
1552 |
950 |
1605 |
1250 |
К3-2,5И |
Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих материалов (цемент, гипс и др.) |
2000 |
1800 |
2040 |
2500 |
К3-5И (СК-1-5ТС) |
Для перевозки цемента |
2100 |
1325 |
2400 |
5200 |
КО-3,2И |
Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень) |
2065 |
2000 |
1730 |
3200 |
Контейнер- цистерна |
Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки |
2991 |
2438 |
2438 |
15 000 |
КСММ (А x В) |
Для транспортирования металлорежущих станков и других машин |
Наибольшая 14 200,00 наименьшая 1400 |
Наибольшая 3250 наименьшая 1300 |
Наибольшая 4000 наименьшая 1400 |
67 000 |
КЦМ-5 |
Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента, глинопорошка и др.) |
1400 |
1360 |
1450 |
5000 |
МК-0,5Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
800 |
1500 |
МК-1,0Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
2000 |
МК-1,5 Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 1450 |
1200 |
2000 |
МК-3,5Л |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 1450 |
1400 |
5000 |
МКО-0,50-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 950 |
800 |
1000 |
МКО-1,0С-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 950 |
1200 |
1000 |
МКР-0,5С-1,5 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 900 |
1250 |
1500 |
МКР-1,0М-0,8 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 960 |
1200 |
800 |
МКР-1,0С-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
1000 |
МКР-1,0С-1,5 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 980 |
1200 |
1500 |
МКР-1,0М-1,0 |
Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов |
|
Диаметр 960 |
1200 |
1000 |
ПКС 2М-2,85 |
Для перевозки листового оконного стекла |
1810 |
900 |
1560 |
2850 |
ПКС-2,85 |
Для перевозки листового оконного стекла |
1810 |
900 |
1536 |
2850 |
СК-1-3,4 |
Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов |
1380 |
1300 |
1250 (1700) |
3400 |
СК-1-3-6 (7) |
Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных грузов |
2100 |
1325 |
2400 |
6000 (7000) |
СК-1-4У |
Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи) |
2100 |
1325 |
2200 |
2000 |
СК-1-5 (7) |
Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.) |
2100 |
1325 |
2400 |
5000 (7000) |
СК-2-10 (12,5) |
Для перевозки концентратов руд цветных металлов |
Диаметр верхнего основания 2362 |
Диаметр нижнего основания 1882 |
Высота с крышкой 1871 |
12 500 |
СК-2-5 |
Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных металлов |
Диаметр верхний 1494 |
Диаметр нижний 1080 |
1905 |
5000 |
СК-3-1,5 и СК-3-1,5 М |
Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и сыпучих материалов |
1356 |
1320 |
1242 |
5000 |
СК-3-2,5Д |
Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12, «Воля» |
1325 |
2100 |
1420 |
2500 |
СК-3-20М |
Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных отходов АЭС |
6058 |
2438 |
2438 |
24 000 |
СК-3-3,4ВН |
Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М |
1460 |
1276 |
874 |
3400 |
СК-3ВМ-1Д (1ДД) |
Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов |
2991 |
2438 |
2438 (2591) |
12 500 |
СК-3-30Д |
Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна |
2991 |
2438 |
2438 |
30 000 |
СК-3-5М |
Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ (в таре и упаковке) |
2100 |
1325 |
2400 |
6000 |
СК-5-5 |
Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей |
2650 |
2100 |
2400 |
5000 |
СК-6-10А |
Для перевозки нефтебитума |
2650 |
2100 |
1920 |
10 000 |
СК-6-1ДХ-12 |
Для перевозки нефтебитума |
2991 |
2438 |
1890 |
12 000 |
СК-8-3 |
Для перевозки листового стекла |
2100 |
894 |
2004 |
3000 |
СК-8-3 ЗС |
Для перевозки закаленного стекла |
1800 |
840 |
1600 |
3000 |
СК-8-5 |
Для перевозки листового стекла |
2640 |
984 |
2192 |
5000 |
СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20) |
Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других длинномерных грузов длиной до 12 м |
9400 |
1300 |
695 |
5000 |
СКО-3-1 АХ |
Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов |
6058 |
2438 |
1295 |
24 000 |
СКО-3-1Д |
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов |
2991 |
2438 |
2438 |
30 000 |
СКО-3-1 СС |
Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов |
6058 |
2438 |
2591 |
24 000 |
СКП-1-СС |
Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов |
6058 |
2438 |
2591 |
24 000 |
СКЦ-1-20 |
Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента |
6058 |
2438 |
2438 |
20 320 |
СПЦ-4-1,25 |
Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других мелкопартионных жидких грузов |
1200 |
970 |
1040 |
1250 |
СКЦ-4-1,25 (1,5) |
Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме соляной и азотной концентриро-ванной кислот) |
1250 (1500) |
1040 |
1605 диаметр цистерны 1020 |
1250 (1500) |
СКЦ-6-5Т |
Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел |
2100 |
1325 |
2400 |
5000 |
Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта.
Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые».
На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).
Таблица 2. Технические характеристики контейнеров
Контейнеры |
Технические характеристики |
||||||
Тип контей-нера по ГОСТ 18477-79 |
Тип контей-нера по ISO-668 |
Масса брутто, т |
Длина контей-нера, мм |
Ширина контей-нера, мм |
Высота контей-нера, мм |
Внут-ренний объем, м3 |
|
Малотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных перевозок и в крытых вагонах |
АУК-0,625АУК-1,25 |
– – |
0,625 1,25 |
1150 1800 |
1000 1050 |
1700 2000 |
1,47 3 |
Среднетоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно- водных перевозок |
УУК-2,5 (3) УУК-5 |
3 С 3 А |
2,5 (3,0) 5 |
2100 2650 |
1325 2100 |
2400 2400 |
5,07 10,23 |
Крупнотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно-водных перевозок |
УУК-10 УУК-20 УУК-30 |
1 D 1 A 1 C |
10 20 30 |
2991 6058 12 192 |
2438 2438 2438 |
2438 2438 2438 |
14,4 29,85 63 |
Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам:
Qкн = Vк · γ · С;
Qкб = Qкн · Gтк;
где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3;
γ – объемная масса груза, т/м3;
С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза;
Gтк – масса тары контейнера, т.
Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле.
Кэкс = Qк · Ак/D · Qкн;
где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;
Ак – оборот контейнера, сут.;
D – число дней в планируемый период, сут.;
Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.
КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД
Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Основные типы контейнеров
В международных перевозках используются следующие типы контейнеров: 1. Контейнеры универсальные. Это общий термин, который применим для любого типа контейнеров, изначально не предназначенных для перевозки особых видов грузов, например, требующих поддержания особой температурной среды; жидких грузов или сжиженного газа; сухих сыпучих грузов; легковых автомобилей; скота и др. Универсальные контейнеры подразделяются на виды: 1) контейнер общего назначения (ISO 1496/1). Полностью закрытый, пылеводонепроницамый, с жесткими крышей, боковыми и торцевыми стенками. Имеет двери хотя бы в одном торце (стенке). Предназначен для перевозки и хранения широкой номенклатуры грузов. Такому контейнеру дан код 00; 2) контейнер общего назначения. Имеет открывающуюся крышу. Может быть использован для специальных целей. Код: 03; 3) контейнер особого назначения. Имеет конструктивные особенности, облегчающие укладку и выгрузку, если они производятся иначе, чем через дверь, расположенную в одном торце. Может применяться для других особых целей; 4) контейнер закрытый вентилируемый. Контейнер закрытого типа, аналогичный контейнеру общего назначения, но специально предназначенный для транспортировки грузов, требующих естественной или принудительной вентиляции. Коды: 10 – для контейнеров с естественной вентиляцией, 15 – для контейнеров с принудительной вентиляцией; 5) контейнер открытый сверху. Контейнер общего назначения, без жесткой крыши. Может быть снабжен гибким раздвижным съемным чехлом, изготовленным из брезента, пластика или армированного пластичного материала. Чехол обычно поддерживается откидными или съемными балками крыши. Контейнер может иметь откидные и съемные верхние торцевые поперечные элементы, расположенные над торцевыми дверями. Код: 50; 6) контейнер на базе платформы. Не имеет жестких боковых стенок или заменяющих их рам, способных выдерживать нагрузки, которые обычно несет боковая стенка контейнера общего назначения. Имеет раму – основание. 7) контейнер на базе платформы (открытый сбоку) с верхней рамой (ISО 1496/6 с). Имеет жестко закрепленную конструкцию, несущую продольную нагрузку между торцами крыши. (Термин «нагрузка» используется для обозначения статического и динамического усилия, но не воздействия груза). Коды: 65 – для контейнеров, имеющих жесткую крышу и жесткие торцевые стенки; 54 – для контейнеров, открытых сверху, с жесткими торцевыми стенками; 55 – для контейнеров, открытых сверху и с торцов (каркасного типа); Страницы: 1 2
detector |