Распоряжение департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы  от 30 мая 2003 г. N 31

— на непродовольственные товары:

— наименование товара, сорт (для товаров, имеющих сортность), цена за килограмм, литр или штуку;

— для мелких штучных товаров (парфюмерия, галантерея и т.п.) — наименование товара и цена.

12.3. На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, без исправлений обозначенных реквизитов, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой.

12.4. Допускается вывешивание в доступном для покупателей месте прайс-листа со всеми необходимыми реквизитами, установленными для ценников на товары (письмо Управления МНС по г.Москве от 13.12.01 N 30-08/1/57659).

 

13. Особенности работы предприятия (отдела, секции) самообслуживания

 

13.1. При проектировании торговых залов предприятий самообслуживания следует предусматривать возможность размещения централизованных (поэтажных или на здание в целом) контрольно-кассовых узлов и камер хранения для хранения личных вещей покупателей.

13.2. В магазинах самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.

13.3. Все расчеты с покупателями за товары в предприятиях самообслуживания происходят в контрольно-кассовом узле предприятия.

13.4. В предприятиях самообслуживания товары, поступившие в нерасфасованном виде, если это на# противоречит требованиям санитарных правил, предварительно расфасовываются с учетом свойств товаров и спроса покупателей в специально выделенном и оборудованном для этой цели помещении и в зависимости от свойств товаров упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, сетчатую тару, пакеты, коробки и т.д., разрешенные к применению органами Госсанэпиднадзора РФ.

На упаковке фасуемых в предприятии самообслуживании товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типографским способом, указывается наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость (с упаковкой), дата фасовки, номер фасовщика и необходимая информация в соответствии с ГОСТ Р 51074-97 "Продукты пищевые. Информация для потребителей". На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.

13.5. В торговом зале предприятия (отдела, секции) самообслуживания товары должны быть размещены на стационарном оборудовании, поддонах, в проволочных корзинах, пластмассовых ящиках и другой таре и таре-оборудовании.

13.6. Ценники на товары закрепляются в ценникодержателях, вмонтированных в оборудование или установленных на специальных стойках.

13.7. Капуста кочанная свежая, арбузы, дыни, тыква, кабачки, ананасы и другие аналогичные товары перед продажей взвешиваются и расцениваются. При этом их стоимость указывается на самом товаре или на прикрепленном к нему ценнике.

13.8. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета

13.9. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.

Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.

13.10. При продаже товаров в предприятиях самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, которые покупатель обязан взять при входе в зал самообслуживания.

13.11. Работникам предприятия самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других торговых предприятиях товаров, ставить на них штампы или делать другие метки, а также обязывать оставлять личные вещи (сумки, портфели и др.), при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи (сумки, портфели и др.).

13.12. В соответствии с главой 47 Гражданского кодекса РФ при желании покупателя оставить при входе в торговый зал свои вещи предприятие самообслуживания обязано обеспечить их сохранность независимо от того, удостоверено ли принятие вещи на хранение предприятию торговли выдачей покупателю номерного жетона (номера) или иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение.

13.13. Покупатели обязаны при входе в торговый зал предприятия самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретенных в другом предприятии торговли.

13.14. В соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", при возникновении оснований подозревать покупателя в посягательстве на охраняемую собственность в предприятиях самообслуживания он может быть задержан охранником на месте правонарушения и должен быть незамедлительно передан в орган внутренних дел (милицию).

 

14. Требования, предъявляемые к продавцам

 

14.1. Обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли, установлены в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51305-99 "Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу" и другими действующими документами.

Обслуживающий персонал при осуществлении розничной торговли должен иметь профессиональную и гигиеническую подготовку и соответствовать квалификационным требованиям для данной профессии, обеспечивать безопасность оказываемых услуг торговли и технологических процессов для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества.

14.2. Продавец продовольственных и непродовольственных товаров должен:

— знать и соблюдать права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и другими правовыми актами;

— соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и правилами продажи отдельных видов товаров;

— знать ассортимент и товароведческие характеристики продаваемых товаров (требования, предъявляемые к качеству товаров) и контролировать качество продаваемых товаров;

— уметь осуществлять выкладку товаров и соблюдать правила товарного соседства, знать условия реализации и сроки годности товаров;

— предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также об их качестве, потребительских свойствах, о соблюдении требований безопасности при применении этих товаров;

— знать признаки платежеспособности государственных денежных знаков, установленный порядок приема и сдачи денег;

— знать правила техники безопасности и противопожарные правила;

— при отпуске, комплектовании и упаковке товаров взвешивать, отмеривать, упаковывать и комплектовать товары в соответствии с заказом покупателя, знать способы и правила упаковки товаров.

Кроме того, продавец продовольственных товаров при приемке и отпуске покупателю продуктов должен проверять их качество по органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху), знать и соблюдать условия хранения и сроки годности продаваемых продуктов, при выявлении дефектов продаваемых продуктов и (или) их упаковки прекратить продажу, сообщив об этом администрации, а также следить за наличием средств торговой маркировки товаров, предусмотренной действующим законодательством.

Продавец скоропортящихся товаров должен знать также правила пользования холодильным оборудованием.

14.2. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной одежде и обуви, находящейся в опрятном и исправном состоянии и отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям.

14.3. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товаров, не допускать образования очередей.

14.4. При осмотре и выборе покупателями товаров продавец должен быть терпеливым, внимательным, предупредительным, вежливо и корректно относиться к покупателям.

При вручении покупки следует поблагодарить покупателя.

14.5. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.

14.6. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.

14.7. Работникам магазинам запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.

 

15. Порядок ведения Книги отзывов и предложений

 

15.1. Продавец обязан иметь Книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

15.2. Книга отзывов и предложений является документом строгой отчетности и не может списываться до ее заполнения.

15.3. Книга отзывов и предложений регистрируется в управе района в специальном журнале по следующей форме:

 

  N    Наименование,     Дата выдачи         ФИО            Подпись

 п/п  место нахождения                    получателя       получателя

        предприятия

       (юридического

          лица или

      индивидуального

      предпринимателя)

 

На начальных листах Книги отзывов и предложений должны быть предусмотрены: текст Инструкции по ведению книги отзывов и предложений, адреса и телефоны юридического лица или индивидуального предпринимателя, Госторгинспекции, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, префектуры административного округа и управы района города Москвы.

15.4. Книга отзывов и предложений должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя и печатью организации (индивидуального предпринимателя).

15.5. Покупателю, желающему внести запись в Книгу отзывов и предложений, должны быть созданы для этого необходимые условия (предоставлены ручка, стол, стул). Запрещается требовать от заявителей предъявления каких-либо личных документов или объяснения причин, вызвавших необходимость написания жалобы, предложения, замечания.

15.6. Работник предприятия торговли, действия которого вызвали жалобу, должен немедленно сообщить об этом администрации предприятия и представить письменное объяснение по содержанию жалобы.

15.7. Администрация предприятия торговли обязана в двухнедельный срок рассмотреть внесенную в Книгу отзывов и предложений запись, внимательно разобраться в существе вопроса и принять необходимые меры к устранению отмеченных недостатков и нарушений в работе предприятия или осуществлению приемлемых предложений.

15.8. Для сведения лица, написавшего жалобу, и контролирующих органов администрация делает в Книге отзывов и предложений на оборотной стороне заявления отметку о принятых мерах и в пятидневный срок в обязательном порядке направляет письменный ответ заявителю, указавшему свой адрес.

Копии ответов покупателям хранятся у администрации предприятия в специальном деле до конца текущего года.

Записи покупателей и других лиц в Книге отзывов и предложений с целью оправдания действий работника предприятия торговли, на которого поступила жалоба, подлежат проверке и принимаются во внимание только при подтверждении изложенных фактов.

15.9. В случае если для принятия мер по устранению отмеченных покупателем недостатков или осуществлению его предложений требуется более пяти дней, администрация предприятия устанавливает необходимый срок (но не более 15 дней), о чем делается в Книге отзывов и предложений соответствующая отметка.

15.10. Орган управления юридического лица или индивидуальный предприниматель обязаны не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения Книг отзывов и предложений на всех торговых объектах.

О результатах проверки, предложениях по порядку ведения книги и устранению выявленных недостатков должны быть внесены соответствующие записи в журнале учета мероприятий по контролю.

15.11. Не полностью заполненная на предприятии в течение года Книга отзывов и предложений продлевается на следующий год, о чем делается соответствующая запись в Книге отзывов и предложений. По заполнении всей книги она передается в орган управления юридического лица или индивидуальному предпринимателю, где она хранится в течение одного года.

15.12. Орган управления юридического лица или индивидуальный предприниматель должны обеспечить все торговые объекты Книгами отзывов и предложений, пронумерованными, прошнурованными и заверенными в установленном порядке.

 

16. Защита прав потребителей

 

16.1. Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах), об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

16.2. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

— наименование товара;

— фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

— обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

— сведения об основных потребительских свойствах товара;

— правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

— гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

— срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

— цену и условия приобретения товара.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

16.3. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

16.4. Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

16.5. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом, за исключением товаров, включенных в Перечень товаров не подлежащих обмену по указанным основаниям (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55). При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также товарный или кассовый чек. Перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным основаниям, утверждается Правительством Российской Федерации.

16.6. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме: на товарном ярлыке, чеке или иным способом. Если покупателю сообщили о недостатках товара, но он согласился его принять, то потом он не вправе предъявить продавцу претензию.

16.7. Потребитель, которому продан некачественный товар или товар с недостатками, о которых он не был предупрежден письменно, имеет право по своему выбору требовать от продавца:

— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

— соразмерного уменьшения покупной цены;

— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— расторжения договора купли-продажи.

16.8. Указанные требования потребитель имеет право предъявить к продавцу:

— в течение установленного гарантийного срока на товар, если продавец докажет, что недостатки товара возникли до передачи его покупателю;

— по истечении гарантийного срока в разумные сроки, но не более 2-х лет, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара.

В случае если гарантийный срок не установлен, претензии предъявляются также в течение 2-х лет, причем покупатель сам должен доказать, что недостатки товара возникли до передачи ему товара.

16.9. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

16.10. Требования потребителя о замене в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.97 N 575.

16.11. Требование по устранению недостатков в товаре должно быть удовлетворено незамедлительно. В отношении товаров длительного пользования, на период долговременного ремонта, потребителю в 3-дневный срок безвозмездно должен быть представлен аналогичный товар во временное пользование. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55.

16.12. Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества должно быть удовлетворено в семидневный срок со дня предъявления претензии.

16.13. Если возникает спор о причинах возникновения недостатков товара и требуется дополнительная проверка качества (экспертиза) такого товара продавцом, то требования о замене товара удовлетворяются в течение 20 дней со дня предъявления претензии.

16.14. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

16.15. Продавец, не представивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие вследствие отсутствия такой информации.

 

17. Порядок проведения мероприятий по контролю (проверок) деятельности предприятия розничной торговли

 

17.1. Основные положения организации и проведения проверок закреплены в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В соответствии с данным Федеральным законом, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

— требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

— требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

— распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

17.2. Мероприятия по контролю осуществляются на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

17.3. Плановые мероприятия по контролю проводятся каждым органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не чаще, чем один раз в два года.

17.4. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случаях:

— контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований;

— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

— обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

17.5. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:

— дата, время и место составления акта;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

— наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

— дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

— сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

— сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

17.6. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

17.7. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

17.8. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

17.9. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

17.10. В случае неисполнения предписания органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений, выразившихся в невыполнении или несоблюдении установленных требований, продавец привлекается к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

17.11. Законом установлена презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, то есть бремя доказывания совершенного правонарушения, если оно было выявлено в ходе мероприятия по контролю, возложено на контролирующие (надзорные) органы.

Таким образом, особое значение имеет четкое проведение контрольного мероприятия и его документальное оформление, в полном соответствии с изложенными выше и другими требованиями Закона и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предприниматель имеет право представлять замечания и возражения к акту проверки и составленному протоколу об административном правонарушении.

Эти замечания и возражения должны быть рассмотрены при вынесении решения об административном наказании и могут послужить основаниями для его смягчения либо освобождения от наказания по основаниям, предусмотренным Кодексом.

17.12. Закон не применяется к проведению налогового и лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия, государственного метрологического контроля (надзора) и некоторых других видов контрольной и надзорной деятельности, особый порядок проведения которых регулируется отдельными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

18. Контролирующие (надзорные) органы

 

18.1. Контроль (надзор) за выполнением требований нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе тех, в соответствии с которыми разработаны настоящие Методические Указания, осуществляют федеральные контролирующие и надзорные органы (их территориальные подразделения), наделенные соответствующими полномочиями.

18.2. Контроль за выполнением настоящих Методических Указаний и нормативных правовых актов города Москвы в сфере розничной торговли осуществляют органы исполнительной власти города Москвы: Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, префектуры административных округов, управы районов города Москвы и другие городские организации в пределах своей компетенции.

18.3. В случае если при проведении мероприятия по контролю органами исполнительной власти города Москвы обнаружены признаки нарушения юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем норм, отнесенных к полномочиям федеральных контролирующих и надзорных органов (их территориальных подразделений), последним направляется информация для принятия мер в установленном порядке.

 

Распоряжение департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы  от 30 мая 2003 г. N 31 Об утверждении методических указаний по организации и осуществлению розничной торговли в г. Москве