РД 37.009.015-98

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации".

Никаких особых требований к договору о проведении экспертизы не выдвигается.

4.1.9.1. Пример Договора об оценке:

 

ДОГОВОР ОБ ОЦЕНКЕ N __

 

г. ________ _________ 200_ г.

 

______________________ в лице генерального директора, ___________, именуемый в дальнейшем "Заказчик", поручает, а ______________ в лице генерального директора ___________, именуемый в дальнейшем "Исполнитель", принимает на себя выполнение работ (услуг) по оценке автомототранспортного средства (АМТС), стоимости его ремонта, материального ущерба, утраты товарной стоимости (УТС), годных остатков, утилизационной стоимости, иное ____________ (ненужное вычеркнуть), согласно Заявлению (Заявке), которое(ая) является неотъемлемой частью данного договора.

1. Обязанности Исполнителя.

1.1. Оценку производить на основании "Методического руководства РД 37.009.015-98 с Изменениями N 1, 2, 3, 4 и 5", Москва, 2006 г.

1.2. Подготовить Отчет к передаче Заказчику в течение 3-х банковских дней со дня, следующего за днем осмотра (предоставления Акта осмотра), при условии внесения Заказчиком задатка, размер которого оговорен в п. 5.1 Договора. При возникновении сложных ситуаций, связанных с оценкой (недостаточность предоставленных документов, материалов Заказчиком и т.п., необходимость дополнительного осмотра, дефектовки и т.п.), Исполнитель ходатайствует перед Заказчиком о продлении срока выполнения оценки.

1.3. Сообщать заказчику по его требованию сведения, касающиеся проведения оценки.

1.4. Без письменного разрешения Заказчика не передавать полученную от него информацию, а также итоговые документы другим лицам и организациям, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

2. Обязанности Заказчика.

2.1. Предоставить АМТС для проведения оценки в согласованное с Исполнителем время.

2.2. Обеспечить следующие требования к АМТС:

— АМТС должно быть в чистом виде;

— Должен быть обеспечен доступ в салон, моторный отсек и багажное (грузовое) отделение;

— В АМТС не должно быть посторонних предметов, затрудняющих проведение осмотра.

2.3. Предоставить Исполнителю необходимые для выполнения договора документы и материалы, сообщить достоверную информацию об АМТС.

2.4. Оплатить услуги Исполнителя согласно разделу 5 данного Договора.

3. Передача Отчета (итоговых документов).

3.1. Отчет (итоговые документы) передается Заказчику в офисе Исполнителя после полной оплаты оказанных услуг.

3.2. Фактом сдачи-приемки выполненных Исполнителем работ является прием Заказчиком Отчета (итоговых документов).

4. Стоимость работы, услуги:

4.1. Составление Акта осмотра АМТС без выезда специалиста __________ руб.

4.1.1. Выезд оценщика (специалиста) _________ руб., по городу, ________ руб., по области (району).

4.2. Оценка АМТС массового производства ______________________ руб.

4.3. Оценка редких АМТС ______________________________________ руб.

4.4. Оценка стоимости ремонта легк. автомобилей __________ руб., плюс ___________ за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов к легковым автомобилям __________ руб., плюс _______________________ за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4 Оценка стоимости ремонта грузовых автомобилей общего назначения _____________ руб., плюс __________________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта грузовых автомобилей специальных и специализированных _____________ руб., плюс ________________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов и полуприцепов общего назначения ____________ руб., плюс ____________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта прицепов и полуприцепов специальных и специализированных __________ руб., плюс _________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта микроавтобусов ___________ руб., плюс _________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.4. Оценка стоимости ремонта автобусов ___________руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.5. Оценка утраты товарной стоимости _____________________________ руб.

4.6. Оценка годных остатков _______________________________________ руб.

4.7. Оценка утилизационной стоимости ______________________________ руб.

4.8. Заключение об экономической целесообразности ремонта АМТС по готовой калькуляции ремонта __________ руб.

4.9. Изготовление фотографий стандартного формата (___ х ___) __________ штук — входит в стоимость экспертизы.

4.9.1. Изготовление фотографий стандартного формата сверх оговоренного в п. 4.9 количества — __________ руб. за фотографию.

4.9.2. Изготовление фотографий большего сверх оговоренного в п. 4.9 формата — __________ руб. за фото.

4.10. Пересчет Отчета, составленного другой организацией (оценщиком) __________ руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.11. Оценка стоимости АМТС по Акту осмотра, составленному другой организацией (оценщиком) __________ руб., плюс __________ руб. за каждую позицию в Акте осмотра.

4.12. Выезд в суд оценщика (специалиста) __________________________ руб.

4.13. Иные работы, услуги по оценке — стоимость определяется по договоренности.

Примечание: За 1 позицию принимается название детали или работы, если работа не относится к конкретной детали.

 

5. Порядок оплаты.

5.1. Заказчик вносит задаток в размере 100% стоимости выполняемой Исполнителем работы (услуг) в наличной или безналичной форме. В случае оплаты по безналичному расчету Заказчик переводит денежные средства в течение трех банковских дней согласно счету, который выставляет Исполнитель.

5.2. Если Отчет (итоговые документы) не востребуется Заказчиком в течение десяти рабочих дней с момента его готовности, то он становится собственностью Исполнителя, сумма авансового платежа засчитывается как оплата оказанных услуг и Заказчику не возвращается.

6. Дополнительные условия.

6.1. В случаях отказа Заказчика от приема выполненных работ сумма задатка не возвращается.

6.2. К отказу от услуг Исполнителя приравниваются все действия Заказчика, нарушающие условия данного договора.

6.3. Спорные вопросы по данному договору решаются в судебном порядке.

6.4. Срок действия данного договора — 14 дней с момента осмотра АМТС.

6.5. Договор исполнен в 2-х экземплярах, один из которых находится у Исполнителя, а другой у Заказчика.

 

Заказчик                                     Исполнитель

_________ / _________                        _________ /_________/

 

4.1.10. Отчет об оценке.

Результаты оценки стоимости оформляются в виде отчета.

Отчет оформляется в письменной форме в соответствии с требованиями ст. 11 Закона "Об оценочной деятельности".

4.1.10.1. Требования к отчету об оценке.

Согласно статье 11 Закона "Об оценочной деятельности": "Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение… В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

— цели и задачи проведения оценки;

— дата составления и порядковый номер отчета, дата проведения оценки, дата определения стоимости объекта оценки;

— основание для проведения… оценки;

— место нахождения оценщика и сведения о выданной ему лицензии…;

— юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

— точное описание объекта оценки, …реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

— стандарты оценки…, обоснование их использования…;

— перечень использованных данных с указанием источников их получения;

— принятые допущения;

— последовательность определения стоимости объекта оценки;

— ее итоговая величина;

— ограничения и пределы применения полученного результата;

— перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки;

— иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть:

— пронумерован постранично;

— прошит;

— скреплен печатью;

— подписан оценщиком — индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям статьи 24 Федерального закона "Об оценочной деятельности" и осуществил оценку объекта оценки;

— подписан руководителем".

4.1.10.2. Достоверность отчета.

"Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное" (ст. 12 Закона "Об оценочной деятельности").

4.1.10.3. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом…, третейским судом… или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность" (ст. 13 Закона "Об оценочной деятельности").

4.1.11. Экспертное заключение.

Экспертное заключение должно отвечать требованиям п. п. 18, 19, 20 "Об организации экспертизы".

Согласно п. 18 "Об организации экспертизы": "Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, оформляемого в письменном виде".

Согласно п. 19 "Об организации экспертизы": "В экспертном заключении должны быть указаны:

— полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);

— дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

— основание для проведения экспертизы;

— полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

— фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего- физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица;

— перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе экспертизы;

— нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;

— сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;

— описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);

— обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

— выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы экспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование".

Согласно п. 20 "Об организации экспертизы": "Экспертное заключение:

— выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется его печатью;

— выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью;

— прошивается (с указанием количества сшитых страниц);

— передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении".

4.1.12. Перечень документов, использованных в разделе.

Общие понятия и принципы оценки и экспертной деятельности базируются на следующих законодательных и нормативных актах:

— Гражданский кодекс РФ, ст. 3, 5, 15 (п. 2);

— Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, ст. 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 20;

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, ст. 12 (п. п. 3, 4);

— Постановление Правительства РФ N 519 от 06.07.01 "Об утверждении Стандартов оценки", п. п. 4, 5, 6, 13, 18;

— Постановление Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", п. п. 2, 3, 5, 6, 7, 18, 19, 20;

— Постановления Правительства РФ N 263 от 07.05.03 об утверждении "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. п. 63, 64;

— Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 г.

 

4.2. Требования к оценочной и экспертной деятельности

 

4.2.1. Условия допуска к оценочной, экспертной деятельности.

Согласно ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности" (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ) требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридических и физических лиц являются:

— соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

— государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя соответственно;

— для физических лиц — наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством РФ органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников;

— для юридических лиц — наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.

Согласно п. 14 "Об организации экспертизы": "По каждому заключенному договору о проведении экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы".

Согласно п. 5 "Об организации экспертизы": "Для проведения экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация.

Экспертом-техником признается физическое лицо, прошедшее профессиональную аттестацию на соответствие установленным требованиям и внесенное в государственный реестр экспертов-техников….

Экспертной организацией признается юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статусных) документах указанной организации".

4.2.2. Сроки проведения оценки, экспертизы.

Все документы (материалы) по оценке должны быть подготовлены и выданы заказчику, как правило, не позднее десяти дней после осмотра автомототранспортного средства. Иные сроки исполнения могут быть установлены по согласованию с заказчиком.

Согласно п. 9 "Об организации экспертизы": "Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком (потерпевшим)" с учетом требований статей 12 и 13 Закона "Об ОСГО".

Согласно п. 3 ст. 12 Закона "Об ОСГО": "Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим".

Согласно п. 2 ст. 13 Закона "Об ОСГО": "Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ".

4.2.3. Обязанности и ответственность оценщика, эксперта.

Согласно статье 15 Закона "Об оценочной деятельности" оценщик обязан:

— соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

— предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства РФ об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации, на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

— предоставлять по требованию заказчика документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

— предоставить по заявлению заказчика за дополнительную плату копии выданных документов и рабочие материалы сопутствующих расчетов;

— предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них в случаях, предусмотренных законодательством РФ, правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию;

— оформить и выдать заказчику по каждой выполненной услуге комплект документов, форма и содержание которых должны отвечать действующему законодательству.

Эксперт-техник (экспертная организация) обязан(а) вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении экспертизы и выданных экспертных заключений (п. 11 "Об организации экспертизы").

Эксперт-техник (экспертная организация) несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации:

— за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору (п. 12 "Об организации экспертизы");

— за составление заведомо ложного экспертного заключения (п. 13 "Об организации экспертизы").

Согласно п. 11 "Об организации экспертизы" и статье 15 Закона "Об оценочной деятельности" оценщик и эксперт обязаны:

— сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки или экспертизы вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки или экспертизы;

— обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки или экспертизы;

— хранить копии отчетов об оценке и экспертных заключений и другой документации, связанной с проведением оценки и экспертизы, в течение трех лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации;

— не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения оценки или экспертизы, и их результаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.2.4. Права оценщика, эксперта.

Согласно статье 14 Закона "Об оценочной деятельности" и п. 16 "Об организации экспертизы" оценщик и эксперт имеют право:

— получать от заказчика, страховщика, потерпевшего разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной экспертизы, оценки;

— запрашивать в письменной или устной форме у страховщика (потерпевшего) и третьих лиц информацию, необходимую для проведения экспертизы, оценки…, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки…, оценщик указывает это в отчете;

— привлекать с письменного согласия страховщика (потерпевшего) к участию в проведении экспертизы других экспертов-техников (экспертные организации) и специалистов;

— привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки… иных оценщиков либо других специалистов.

Согласно статье 14 Закона "Об оценочной деятельности" оценщик имеет право:

— применять самостоятельно методы проведения оценки… в соответствии со стандартами оценки;

— требовать от заказчика при проведении обязательной оценки… обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

— отказаться от проведения оценки в тех случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы.

4.2.5. Независимость оценщика и эксперта.

По поводу независимости оценщика статья 16 Закона "Об оценочной деятельности" гласит: "Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

— в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

— оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки".

Согласно п. 8 "Об организации экспертизы" эксперт-техник (экспертная организация) не может проводить экспертизу (участвовать в проведении экспертизы), если:

— является учредителем, собственником, акционером, страхователем или должностным лицом страховщика;

— эксперт-техник или хотя бы один из экспертов-техников экспертной организации состоит в близком родстве или свойстве с потерпевшим;

— страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации;

— имеет прямую или косвенную заинтересованность в результатах экспертизы.

4.2.6. Размер оплаты труда оценщика и эксперта.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Закона "Об оценочной деятельности").

Согласно п. 9 "Об организации экспертизы" оплата услуг эксперта-техника (экспертной организации), а также возмещение иных расходов, понесенных им в связи с проведением экспертизы, производятся в соответствии с заключенным договором.

4.2.7. Перечень документов, использованных в разделе.

Требования к оценочной и экспертной деятельности базируются на следующих законодательных и нормативных актах:

— Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ, ст. 14, 15, 16, 24;

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, ст. 12, 13;

— Постановление Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", п. п. 2, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16.

 

4.3. Осмотр автомототранспортного средства

 

Согласно п. 2 ст. 12 Закона "Об ОСГО" при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы (оценки).

4.3.1. Цель осмотра автомототранспортных средств, объект исследования.

Согласно п. 2 "Об организации экспертизы" и п. 2 ст. 12 Закона "Об ОСГО" целью проведения осмотра транспортного средства является установление наличия и характера технических повреждений транспортного средства для выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков.

Объектом исследования при осмотре является АМТС или его части.

4.3.2. Сроки проведения осмотра.

Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим (п. 3 ст. 12 Закона "Об ОСГО").

4.3.3. Подготовка к осмотру.

Подготовка к осмотру зависит от поставленных перед экспертом или оценщиком (далее в этом разделе — специалист) в договоре задачами.

Для проведения квалифицированного осмотра специалист должен быть оснащен фотокамерой и простейшим мерительным инструментом (мерная линейка, рулетка).

В случае необходимости (по требованию специалиста) место осмотра должно быть оснащено смотровой ямой, подъемником, диагностическим оборудованием и т.п.

Автомототранспортное средство предъявляется на осмотр в чистом виде и осматривается в условиях, обеспечивающих возможность проведения качественного осмотра.

Заказчиком предоставляется свидетельство о регистрации или паспорт АМТС. Для поврежденного АМТС желательно предоставить справку о дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Заинтересованные лица извещаются заказчиком, в том числе страховой компанией, оценщиком, экспертом. Извещение в обязательном порядке должно быть персонифицировано, в нем указывается дата, время и место проведения осмотра. Извещение, как правило, осуществляется телеграммой с уведомлением о вручении.

Извещение должно быть отправлено адресату не позднее чем за 3 рабочих дня до проведения осмотра, не считая дня отправления и необходимого времени на дорогу до места осмотра.

4.3.4. Осмотр.

Осмотр автомототранспортного средства осуществляется в присутствии заказчика услуги (или его доверенного представителя) и, как правило, всех других заинтересованных лиц (сторон).

Осмотр автомототранспортного средства может проводиться в отсутствии заинтересованных лиц (с обязательной отметкой в Акте осмотра), если они не явились на осмотр.

Осмотр АМТС проводится специалистом визуально — с использованием фотокамеры и простейшего мерительного инструмента (мерная линейка, рулетка), а в случае необходимости (по решению специалиста) с использованием технических и диагностических средств.

4.3.5. Фотосъемка транспортного средства.

Для получения фотографий, по которым возможно определить пространственные характеристики (размеры) запечатленных на фотоснимке повреждений транспортных средств, фотосъемку проводят, используя масштабную линейку.

Фотосъемку транспортных средств желательно проводить в дневное время, автомобиль должен быть равномерно освещен естественным источником освещения (солнцем) — не допускается фотосъемка в тени деревьев, зданий и т.п.

При проведении фотосъемки в условиях недостаточной освещенности используется фотовспышка или дополнительные источники освещения.

Дополнительные источники освещения рекомендуется использовать для более четкого выделения следов повреждений (вмятин, царапин и т.п.) также и в условиях достаточного освещения.

При проведении фотосъемки транспортных средств масштабная линейка (рулетка) располагается вертикально или горизонтально.

Нулевая отметка (точка отсчета) масштабной линейки (рулетки) должна быть зафиксирована на уровне точки касания шин транспортного средства с поверхностью земли. Нулевая отметка масштабной линейки (рулетки) должна четко отображаться на фотографиях. С этой целью она может быть зафиксирована специальным зажимом, тяжелым предметом или клейкой лентой.

При фотосъемке масштабная линейка (рулетка) должна находиться в кадре от уровня земли до верхней границы снимаемого объекта; следует следить за тем, чтобы нулевая отметка масштабной линейки (рулетки), расположенная на земле, просматривалась на фотоснимке.

Фотосъемка транспортных средств должна обеспечивать идентификацию и полноту фиксации повреждений автомобиля. С целью систематизации запечатленного на фотоснимках материала и раскрытия его содержания в логической последовательности фотографирование производится от общего к частному.

В этих целях выполняют три вида фотосъемки транспортных средств методом последовательного приближения:

— обзорную;

— узловую;

— детальную.

При фотосъемке фотоаппарат располагают на центральной оси объекта съемки или на высоте повреждений, при этом задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

При проведении фотосъемки следует избегать искажения фотоснимков за счет пользования трансфокатором. Масштаб изображения рекомендуется изменять за счет изменения расстояния от фотокамеры до объекта. Если объект съемки не входит в кадр, допускается изменение ориентации кадра с горизонтального на вертикальное и наоборот.

4.3.5.1. Обзорная фотосъемка.

Обзорная фотосъемка (средний и общий план) — это съемка самого поврежденного транспортного средства без охвата или с охватом окружающей его обстановки.

В зависимости от расположения повреждений допускается съемка передней, задней или боковой частей кузова автомобиля, угловая съемка, когда в кадре просматривается вся передняя или задняя часть и вся боковая поверхность с повреждениями.

При проведении обзорной фотосъемки транспортных средств объект фотосъемки должен занимать весь кадр или значительную (более 85%) его часть с оставлением по границам кадра минимального свободного пространства.

Обзорная фотосъемка проводится с четырех точек. Цель такой съемки — снять весь автомобиль.

4.3.5.2. Узловая фотосъемка.

Узловая фотосъемка (крупный план) — съемка отдельных, наиболее важных частей транспортного средства с повреждениями.

На узловом фотоснимке объекты изображаются крупным планом таким образом, чтобы можно было определить форму и характер повреждений, взаиморасположение следов на поврежденном транспортном средстве.

Если повреждения расположены в передней части кузова транспортного средства (капот, решетка радиатора, блок фары, указатели поворотов, накладка номерного знака, бампер), то фотографируется передняя часть кузова автомобиля.

Если повреждения расположены в задней части кузова транспортного средства (задний бампер, крышка багажника, панель задка, задний фонарь), то фотографируется задняя часть кузова автомобиля.

Если повреждения находятся на угловой детали в передней части кузова транспортного средства (правое или левое переднее крыло, боковые указатели поворота, декоративные накладки (молдинги) крыльев, законцовки переднего бампера), то фотографируется как боковая, так и передняя части кузова транспортного средства в месте их сопряжения.

Если повреждения находятся на боковой поверхности кузова транспортного средства (правое или левое переднее крыло в месте соприкосновения с передней дверью, передняя и задняя двери, правое или левое заднее крыло в месте соприкосновения с задней дверью), то фотографируется поврежденный узел кузова автомобиля вместе с ближайшим конструктивным элементом.

Если повреждения находятся на угловой детали в задней части кузова транспортного средства (правое или левое заднее крыло, декоративные накладки (молдинга) крыльев, законцовки заднего бампера), то фотографируется как боковая, так и задняя части кузова автомобиля в месте их сопряжения.

4.3.5.3. Детальная фотосъемка.

Детальная фотосъемка — проводится для фиксации отдельных деталей, повреждений кузова и следов столкновения транспортных средств. Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, чтобы по ним было возможно определить степень и характер повреждений ТС, пространственные характеристики запечатленных на фотоснимке повреждений.

Детальная фотосъемка производится таким образом, чтобы оптическая ось (центр) объектива располагалась на одном уровне с повреждениями или следом столкновения, при этом масштабная линейка (рулетка) и повреждения (следы) должны быть четкими (резкими).

Все повреждения ТС, описанные в акте осмотра, в том числе находящиеся внутри отсеков (подкапотное пространство, пассажирский отсек, багажное отделение), должны быть зафиксированы на фотоснимках.

Детальная фотосъемка проводится в случаях, когда с помощью обзорных или узловых фотоснимков невозможно определить форму, размеры и характер повреждений, взаиморасположение следов на поврежденном транспортном средстве.

При детальной фотосъемке в плоскости повреждений и следов столкновения должна располагаться масштабная линейка (рулетка). Масштабная линейка может располагаться как вертикально, так и горизонтально.

Если имеется возможность установить направление следа столкновения или деформации по характеру деформации или другим признакам, это направление и признаки необходимо зафиксировать на фотографии.

Для получения более полной информации об идентификации, износе транспортного средства необходимо зафиксировать на фотографиях:

— показания одометра;

— идентификационный (VIN) номер транспортного средства, номер кузова транспортного средства, номера двигателя и шасси (рамы);

— шины и диски с их маркировкой.

4.3.5.4. Оформление результатов фотосъемки.

С целью обеспечения качества и объективности осмотра автомобиля рекомендуются следующие фотоснимки:

— обзорные;

— узловые;

— детальные;

— показаний одометра;

— идентификационного номера VIN;

— внешнего вида шин и дисков с маркировкой.

Результаты фотосъемки желательно оформить в виде фототаблицы. В верхней части фототаблицы указывается:

— дата проведения фотосъемки транспортного средства;

— марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный номер;

— номер направления на осмотр.

Фотографии на фототаблице размещают на печатный лист по принципу от общего к частному.

Каждая фотография или лист фототаблицы скрепляются оттиском печати организации, проводившей фотосъемку.

На фототаблицах ставится подпись эксперта, выполнявшего фотосъемку.

4.3.6. Виды деформаций и ремонта кузовов.

Кузов автомобиля состоит из основания и каркаса, включающего стойки, поперечины, балки и усилители, к которым крепятся приварные и навесные лицевые детали — оперение.

Деформация — изменение формы и размеров тела (детали, конструкции) в результате внешних воздействий без изменения его массы; наиболее простые виды — растяжение, сжатие, изгиб, кручение. Деформация подразделяется на поверхностную (плавную) и глубокую. В результате поверхностной деформации образуются вмятины, выпуклости. В результате глубокой деформации образуются складки, вытяжки, изломы ребер жесткости, разрушения целостности материала или соединения с образованием трещин, разрывов, отделением фрагментов.

Виды деформаций и ремонта кузовов легковых автомобилей ВАЗ определены в следующих документах:

— ТУ 4538-140-00232934-98 "Приемка в ремонт, ремонт и выпуск из ремонта кузовов автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания";

— "Автомобили ВАЗ. Технология технического обслуживания и ремонта" в 6-ти томах. Тольятти, 1985 — 2001 гг.;

— "Автомобили ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозионной защиты". Части 1, 2, Тольятти, 2002 г.;

— "Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Тольятти, 1997, 2004 и последующие годы.

Предусматриваются следующие виды ремонта поврежденных (деформированных) кузовов:

— устранение перекосов кузова;

— ремонт отдельных деталей;

— замена отдельных деталей кузова или их поврежденных частей или узлов (блоков).

Перекос кузова — это нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника), а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании каркаса несущего кузова.

Устранение перекосов кузова — это восстановление геометрических параметров проемов (дверей, капота, крышки багажника), лонжеронов, каркаса салона и базовых точек крепления узлов шасси.

Перекосы классифицируются в зависимости от степени деформации кузова на несложные, средней сложности, сложные и особо сложные.

В зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения устанавливаются следующие виды ремонтов лицевых поверхностей кузовных деталей:

— ремонт 0 — устранение мелких вмятин на лицевых поверхностях кузова без повреждения окраски;

— ремонт 1 — устранение повреждений в легкодоступных местах до 20% поверхности детали;

— ремонт 2 — устранение повреждений со сваркой или ремонт 1 на поверхности детали, деформированной до 50%;

— ремонт 3 — устранение повреждений до 30% поверхности детали с вытяжкой или правкой, с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, и изготовлением ремонтных вставок из выбракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали;

— ремонт 4 — устранение повреждений с ремонтом 3 на площади свыше 30% поверхности детали.

Крупноблочный ремонт — замена поврежденной части кузова блоками деталей от выбракованных кузовов с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, правкой, рихтовкой и сваркой соединяемых узлов.

Замена — замена поврежденной детали кузова деталью из запчастей. Замена детали кузова производится в случае ее неремонтопригодности или экономической нецелесообразности ее ремонта.

Частичная замена — замена поврежденной детали кузова ремонтной вставкой чаще всего производится при повреждении узких и длинных деталей (поперечины, лонжероны, боковины), когда экономически целесообразнее производить замену не всей детали, а только ее поврежденной части.

Ремонт кузова зачастую связан с необходимостью выполнения арматурных работ по разборке, сборке, снятию, установке узлов, деталей. Перечень арматурных работ приводится в технологии технического обслуживания и ремонта соответствующего АМТС.

К арматурным работам чаще всего относятся:

разборка, сборка:

— дверей передних, задних и задка;

сборка:

— автомобиля;

снятие и установка:

— капота и его механизмов;

— аккумулятора;

— крышки багажника и ее механизмов;

— стекол ветрового, заднего и боковых;

— фонарей задних;

— бамперов переднего и заднего;

— антенны, динамиков, радиоприемника, магнитолы, проигрывателя;

— отопителя;

— панели приборов;

— обивки крыши;

— ремней безопасности;

— сиденьев;

— блок-фар.

Трудоемкости работ по ремонту (замене) кузовных деталей и устранению перекосов кузова не учитывают трудоемкость по снятию-установке узлов и деталей, препятствующих проведению ремонтных работ.

В трудоемкостях по замене кузовных деталей учтены следующие работы: отсоединение и снятие старой детали, устранение остатков металла, рыхлой и пластовой ржавчины (коррозии), рихтовка сопрягаемых кромок, подгонка и приварка новой детали, зачистка сварочных точек и швов, выравнивание поверхностей наполнителями и шлифовка дефектных мест. ("Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ". Общие положения, п. 9, Тольятти, 2005 г.)

4.3.7. Составление Акта осмотра.

В результате осмотра специалистом определяются и заносятся в Акт осмотра все необходимые для оценки сведения об объекте оценки, его повреждениях, дефектах, в том числе:

— соответствие номеров автомототранспортного средства и его агрегатов записям в представленных документах (регистрационный номер, идентификационный номер VIN, номер кузова, номер рамы, номер двигателя и т.п.);

— для АМТС, которые находятся на гарантийном обслуживании или которые ремонтируются и обслуживаются у официального дилера или на фирменной СТОА, необходимо сделать специальную подтверждающую запись;

— комплектация автомототранспортного средства, наличие дополнительного оборудования;

— производилась ли замена узлов, агрегатов и дорогостоящих комплектующих изделий;

— наличие на автомототранспортном средстве эксплуатационных повреждений, дефектов;

— наличие, вид, характер, степень сложности, размер и место расположения имеющихся аварийных повреждений, дефектов;

— подвергалось ли транспортное средство кузовному ремонту ранее и каков его объем, характер и качество;

— возможность и способы устранения обнаруженных повреждений, дефектов.

В раздел "При осмотре установлено" заносятся сведения об обнаруженных повреждениях, дефектах. Необходимо отобразить наличие, вид, характер, степень, размер, место расположения повреждений (деформаций, царапин, задиров и т.п.). Так как описание повреждений, дефектов не всегда дает полное представление о них, то сведения о повреждениях, дефектах желательно сопровождать соответствующими фотографиями, видеосъемкой, зарисовками, эскизами, схемами и т.п.

Деформация — это такое повреждение поверхности, когда нарушается ее форма. Деформация характеризуется глубиной, шириной, длиной, а также направлением и расположением.

Царапина — это след на поверхности, который не нарушает формы поверхности.

Задиры — повреждения, приведшие к нарушению материала поверхности.

Повреждения, дефекты можно классифицировать по следующим видам:

— первичные, относящиеся к данной аварийной ситуации;

— вторичные, полученные от предыдущей аварии;

— полученные вследствие неправильной эксплуатации и хранения АМТС;

— явившиеся результатом некачественно проведенных ремонтных работ.

В этот раздел нежелательно включать выводы и предложения о возможности, методах, способах восстановления (замена или ремонт деталей, величина трудоемкости ремонта, его технология и т.п.) АМТС.

После заполнения в "Акте осмотра" раздела "При осмотре установлено" этот раздел подписывается специалистом, производящим осмотр, а после ознакомления — присутствующими при осмотре лицами. Все подписанты должны иметь возможность изложить в Акте осмотра свое особое мнение, замечания.

При первичном осмотре АМТС не всегда имеется возможность выявить все повреждения, дефекты. В таких случаях все предположения по скрытым повреждениям, дефектам должны быть зафиксированы в Акте осмотра и документе, выдаваемом заинтересованной организации (лицу), но они не должны отражаться в стоимости ремонта до их окончательного установления при повторном осмотре АМТС. В расчет стоимости ремонта могут быть включены необходимые контрольно-диагностические операции.

При оформлении Акта осмотра и других документов необходимо пользоваться терминологией, принятой в нормативной и технической документации: в руководстве по технологии ремонта, руководстве по техническому обслуживанию и ремонту, в каталогах запасных частей и другой технической литературе.

Для выводов по техническому состоянию АМТС и рекомендаций по его ремонту, в том числе его целесообразности в Акте осмотра предназначен раздел "ВЫВОДЫ". Этот раздел заполняется специалистом без обсуждения и согласования с другими участниками осмотра, после анализа экономической целесообразности проведения предполагаемых ремонтных работ.

По согласованию с заказчиком Акт осмотра может не составляться. В этом случае все необходимые данные вносятся в отчет.

 

Таблица 4.3.1

 

ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

+——————————————-+———+———-+

¦    Физическая характеристика состояния    ¦ Оценка  ¦ Износ, % ¦
¦          транспортного средства           ¦состояния¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Новое, не зарегистрированное в органах     ¦Новое    ¦0 — 10    ¦
¦ГИБДД, в отличном состоянии, после выполне-¦         ¦          ¦
¦ния предпродажной подготовки, без признаков¦         ¦          ¦
¦эксплуатации                               ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Практически новое, на гарантийном периоде  ¦Очень    ¦10 — 30   ¦
¦эксплуатации, с выполненными объемами тех- ¦хорошее  ¦          ¦
¦нического обслуживания, не требующее ремон-¦         ¦          ¦
¦та или замены каких-либо частей            ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦На послегарантийном периоде эксплуатации, с¦Хорошее  ¦20 — 40   ¦
¦выполненными объемами технического обслужи-¦         ¦          ¦
¦вания, не требующее текущего ремонта или   ¦         ¦          ¦
¦замены каких-либо частей. После капитально-¦         ¦          ¦
¦го ремонта                                 ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Бывшее в эксплуатации, с выполненными объе-¦Удовлет- ¦40 — 60   ¦
¦мами технического обслуживания, требующее  ¦воритель-¦          ¦
¦текущего ремонта или замены некоторых дета-¦ное      ¦          ¦
¦лей, имеющее незначительные повреждения ла-¦         ¦          ¦
¦кокрасочного покрытия                      ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Бывшее в эксплуатации, в состоянии, пригод-¦Условно  ¦60 — 75   ¦
¦ном для дальнейшей эксплуатации после вы-  ¦пригодное¦          ¦
¦полнения работ текущего ремонта (замены)   ¦         ¦          ¦
¦агрегатов, ремонта (наружной окраски)      ¦         ¦          ¦
¦кузова (кабины)                            ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Бывшее в эксплуатации, требующее капиталь- ¦Неудов-  ¦до 80     ¦
¦ного ремонта или замены номерных агрегатов ¦летвори- ¦          ¦
¦(двигателя, кузова, рамы), полной окраски  ¦тельное  ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

¦Бывшее в эксплуатации, требующее ремонта в ¦Предель- ¦80 и более¦
¦объеме, превышающем экономическую целесооб-¦ное      ¦          ¦
¦разность его выполнения; отсутствие техни- ¦         ¦          ¦
¦ческой возможности осуществления такового; ¦         ¦          ¦
¦непригодное к эксплуатации и ремонту       ¦         ¦          ¦
+——————————————-+———+———-+

 

4.3.8. Пример Акта осмотра.

 

           ________________________________________

            (наименование организации-исполнителя)

 

N ________                  Начало осмотра

  "__" ___ 200_ г.  АКТ осмотра транспортного  "__" час. "__" мин.

                         средства

 

Место осмотра ______________ Мною, _______________________________

произведен осмотр транспортного средства _________________________

__________________________________________________________________

год и месяц выпуска: ______ регистрационный номерной знак: _______

модель/N двигателя: ______ рабочий объем: _____ мощность: ________

идентификационный номер +-+-+-+-+-+-+-+-+-+—+—+—+—+—+—+—+-+

(VIN):                  +-+-+-+-+-+-+-+-+-+—+—+—+—+—+—+—+-+

                         1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

цвет кузова: __________ тип ЛКП: _________________________________

номер кузова: ___ пробег (показания одометра): ____ (км, мили); __

свидетельство о регистрации АМТС _________________________________

ПТС ______________________________________________________________

собственник: _____________________________________________________

доверенное лицо: _________________________________________________

тип кузова: ______________________________ кол-во дверей: ________

 

       +-+           +-+            +-+

       ¦ ¦седан      ¦ ¦купе        ¦ ¦фургон

       +-+           +-+            +-+

       +-+           +-+            +-+

       ¦ ¦хэтчбэк    ¦ ¦универсал   ¦ ¦пикап

       +-+           +-+            +-+

 

дополнительно:

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

¦ ¦складная крыша           ¦ ¦спойлер передний         ¦ ¦климат-контроль          ¦ ¦АБС (антиблок. сист.)

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

¦ ¦металл. съемн. крыша     ¦ ¦спойлер задний           ¦ ¦доп. автоном. отопитель  ¦ ¦ПБС (противобукс. сист.)

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

¦ ¦люк стеклянный           ¦ ¦накл. арок/порогов.      ¦ ¦центральный замок        ¦ ¦литые колеса

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

¦ ¦мехнич. сдвигаем. люк    ¦ ¦защ. пер. хр/черн/кр     ¦ ¦противоугон. сигн.       ¦ ¦а/магнитола

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

¦ ¦электр. сдвигаем. люк    ¦ ¦парк-контроль            ¦ ¦тахометр                 ¦ ¦авт. КП

+-+                         +-+                         +-+                         +-+

+-+                                                     +-+                         +-+

¦ ¦багажн. (релинг) крыши                               ¦ ¦наружный термометр       ¦ ¦эл. ст-подъемн. пер./зад.

+-+                                                     +-+                         +-+

+-+

¦ ¦КП типтроник

+-+                                                     +-+                         +-+

+-+                                                     ¦ ¦накладки хром.           ¦ ¦регулировка фар

¦ ¦тягово-сцепное устройство                            +-+                         +-+

+-+

+-+

¦ ¦мех. КП

+-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦тонированные стекла       ¦ ¦накладки окрашен.       ¦ ¦круиз-контроль           ¦ ¦подкрылки

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦зерк. з./вида эл./обогр.  ¦ ¦натуральная кожа        ¦ ¦компьютер                ¦ ¦антикор

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦фары ксенон               ¦ ¦спортивные сидения      ¦ ¦аэрбаг. водит.           ¦ ¦газ. оборудование

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦фары противотум./доп.     ¦ ¦обогрев сидений         ¦ ¦аэрбаг. пассаж.          ¦ ¦шины

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦омыват./очистит. фар      ¦ ¦раздельн. зад. сиденья  ¦ ¦аэрбаг боковой           ¦ ¦аэрбаг-занавеска

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                          +-+                        +-+                         +-+

¦ ¦стеклоочистит. задний     ¦ ¦кондиционер             ¦ ¦усилит. рул. управлен.   ¦ ¦
+-+                          +-+                        +-+                         +-+

+-+                                                     +-+                         +-+               +-+

¦ ¦бампер/зерк. под цвет куз.                           ¦ ¦двойной кондиционер      ¦ ¦регул. подвеска¦ ¦
+-+                                                     +-+                         +-+               +-+

 

    ПРИ ОСМОТРЕ УСТАНОВЛЕНО:                 ВЫВОДЫ:

 

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

 —————————————+—————————

                                       ¦
  Акт составлен по наружному осмотру.  ¦      Выводы подготовил:

                                       ¦
При осмотре присутствовали:            ¦
Заказчик (Доверенное лицо) __________  ¦      ________________

                            (подпись)  ¦         (подпись)

                /_____________________/¦
                 (расшифровка подписи) ¦
                                       ¦ _________________________

Другие заинтересованные лица _________ ¦  (расшифровка подписи)

                             (подпись) ¦
                /_____________________/¦
                 (расшифровка подписи) ¦
                                       ¦
Эксперт, оценщик _____________         ¦
                  (подпись)            ¦
                /_____________________/¦
                 (расшифровка подписи) ¦
                                       ¦
Представитель __________               ¦
               (подпись)               ¦
                /_____________________/¦
                 (расшифровка подписи) ¦
                                       ¦
                                       ¦
ОСОБОЕ МНЕНИЕ:                         ¦
____________ /________________________/¦
 (подпись)    (расшифровка подписи)    ¦
                                       ¦

 

4.3.9. Перечень документов, использованных в разделе.

Осмотр автомототранспортного средства проводится на основании следующих законодательных и нормативных актов:

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, п. п. 2, 3, ст. 12;

— Постановление Правительства РФ N 238 от 24.04.03 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств", п. 2.

 

4.4. Определение износа АМТС и их комплектующих

 

В зависимости от количества (величины выборки) объектов-аналогов, представленных на рынке, и вне зависимости от сферы применения (коммерческая, производственная или какая-либо иная) применяются два метода расчета величины износа.

При расчете величины износа для объектов достаточно широко по статистическим критериям, представленным на рынке, применяются различные экономико-статистические методы (регрессионный, корреляционный, дисперсионный и т.п.), которые позволяют рассчитать степень износа объекта оценки в зависимости от изменения его стоимости.

В противном случае, когда невозможно из-за недостаточности представленного на данном рынке количества аналогов применить какой-либо статистический метод (например, для редких и эксклюзивных автомобилей, для праворульных автомобилей в Московском регионе или для отечественных и европейских в Дальневосточном регионе и т.п.), при расчете величины износа применяются эмпирические зависимости, позволяющие рассчитать износ объекта с учетом его возраста, срока службы, пробега и других временных факторов.

Величина износа определяется по формуле:

 

                      С  — С

                       0    t

                 И = ——— х 100%, проценты,             (4.1)

                         С

                          0

 

    где:

    И — величина износа, оцениваемого АМТС, проценты;

    С  — стоимость нового АМТС на момент оценки, руб.;

     0

    С — стоимость оцениваемого объекта на момент оценки, руб.

     t

    Очевидно, что величина износа не может превышать 100%:

 

                             И <= 100%,                      (4.2)

 

    а для работоспособного объекта величина износа меньше 100%:

 

                             И < 100%.                       (4.3)

 

    Износ  АМТС  и их комплектующих можно представить в виде суммы

трех видов износа:

 

                 И = И    + И  + И  , проценты,              (4.4)

                      физ    ф    эк

 

    где:

    И     — естественный физический износ, проценты;

     физ

    И  — функциональный (моральный) износ, проценты;

     ф

    И   — экономическое устаревание, проценты.

     эк

4.4.1. Разновидности износа.

Применительно к оценке объекта износ (И) означает потерю стоимости объекта оценки вследствие:

— его эксплуатации или длительного хранения (физический износ);

— развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных конструкций (функциональное устаревание или моральный износ);

— изменения спроса пользователей (экономическое или внешнее устаревание).

Кроме того, износ подразделяется на:

— устранимый — износ, который возможно исправить технически и это целесообразно экономически;

— неустранимый — износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение превышают стоимость объекта.

Физическим износом объекта называется изменение размеров, формы или состояния поверхностей, физико-механических, химических, электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации, аварии или длительного хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю работоспособности объекта или его привлекательности и, как следствие, означает частичную или полную потерю стоимости объекта.

Естественным (нормальным) физическим износом называют износ, который возникает при правильных (с соблюдением рекомендаций завода-изготовителя) эксплуатации или хранении объекта.

В случае если не определен конкретный вид физического износа, то "по умолчанию" подразумевается естественный физический износ.

Аварийным физическим износом называют износ, возникший в результате нештатной ситуации (ДТП, воздействие внешних сил и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации.

Способом устранения физического износа является ремонт.

Функциональным устареванием (моральным износом) называется потеря стоимости объекта, вызванная появлением новых, конструктивно более совершенных, аналогичных объектов. Способом устранения функционального устаревания является модернизация объекта.

Экономическое (внешнее) устаревание — потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов, таких как изменение спроса потребителей. Оно может быть вызвано общеэкономическими и внутриотраслевыми изменениями, приводящими к резкому, катастрофическому падению спроса на определенные объекты (например, катастрофическое падение спроса и цен в 90-х годах на грузовые автомобили ЗИЛ-130 и ГАЗ-53). Экономическое устаревание является неустранимым видом износа.

4.4.2. Определение износа для объектов, широко представленных на региональном рынке.

Мерой износа объекта оценки, согласно п. 4.4.1, может служить величина потери его стоимости, которая определяется по формуле (4.1):

 

                    С  — С

                     0    t

               И = ———- х 100%, проценты.              (4.1)

                       С

                        0

 

Учитывая, что при осмотре без применения специализированного оборудования в большинстве случаев невозможно определить величину индивидуального износа заменяемых в процессе ремонта комплектующих АМТС (деталей, узлов, агрегатов), включая стекла, рассеиватели фар, фонари, пластмассовые бамперы, ремни безопасности, электропроводку и т.д., износ комплектующих (снижение их стоимости) принимается равным износу транспортного средства.

Котировочную стоимость АМТС на момент оценки и, как следствие, его износ можно определить из различных справочников (например, ежемесячник "Прайс-Н") или использовав адекватную математическую (регрессионную) модель, построенную для данного рынка на момент оценки.

4.4.3. Определение износа для объектов, имеющих на региональном рынке незначительное число аналогов.

Износ объектов оценки, имеющих на региональном рынке незначительное число аналогов, в общем виде определяется по формуле:

 

                    И = И    + И  + И  , проценты,           (4.5)

                         физ    ф    эк

 

    где:

    И    — естественный физический износ, проценты;

     физ

    И  — функциональный (моральный) износ, проценты;

     ф

    И   — экономическое устаревание, проценты.

     эк

4.4.3.1. Определение величины естественного физического износа для АМТС, принадлежащих физическим лицам.

Величина естественного физического износа для АМТС, их комплектующих, используемых физическими лицами и имеющих на региональном рынке незначительное число аналогов, определяется по формуле:

 

                 И    = (И  + И ) х К, проценты,             (4.6)

                  физ     б    к

 

    где:

    И    — естественный физический износ, проценты;

     физ

    И  — базовое значение износа  объекта, определяемое его сроком

     б

службы, проценты;

    И   —  корректирующее по пробегу значение износа, определяемое

     к

величиной  отклонения  фактического пробега для оцениваемой модели

АМТС от среднегодового, проценты;

    К    —   корректирующий   коэффициент,   учитывающий   условия

эксплуатации объекта и вычисляемый по формуле:

 

                             К = А ,                         (4.7)

                                  3

 

    где  А  — коэффициент корректирования износа, учитывающий  тип

          3

региона, в котором эксплуатировался объект.

    В свою очередь:

 

               И  = И  х (П  — П  х Д ), проценты,           (4.8)

                к    1     ф    с    ф

 

    где:

    И  — коэффициент   корректирования   износа  в зависимости  от

     1

величины  отклонения  фактического  пробега АМТС от среднегодового

(равный  0,25%  или  0,1%  за  1000 км перепробега или недопробега

соответственно);

    П  —   фактический   пробег   АМТС  с   начала   эксплуатации,

     ф

тыс. км;

    Д  — фактический срок службы, лет;

     ф

    П  — среднегодовой пробег, тыс. км.

     с

 

                    И  = И  х Д , проценты,                  (4.9)

                     б    2    ф

 

    где  И   —  величина износа АМТС за год эксплуатации (значения

          2

износа  для  различного  типа  АМТС  приведены  ниже  в таблицах),

проценты.

    Подставив  в  формулу  (4.16.5)  значения  И , И , К из формул

                                                б   к

(4.16.6), (4.16.7) и (4.16.8), получим:

 

   И    = (И  х Д  + И  х (П  — П  + Д )) х А , проценты.   (4.10)

    физ     2    ф    1     ф    с    ф      3

 

    Значение  фактического пробега (П ) определяется по показаниям

                                     ф

одометра и учетным документам. В сомнительных случаях определяется

расчетным путем по среднегодовому пробегу АМТС.

    В этом случае формула (4.16.9) упростится и примет вид:

 

               И    = (И  х Д ) х А , проценты.             (4.11)

                физ     2    ф     3

 

Для определении срока службы АМТС используются данные паспорта АМТС, свидетельства о регистрации, договора купли-продажи, контракта на поставку или аналогичные документы.

Если на предъявленном транспортном средстве в процессе его эксплуатации была произведена и документально или фактически установлена замена, установка или ремонт отдельных дорогостоящих комплектующих изделий, необходимо определить их индивидуальный износ для последующей корректировки стоимости АМТС.

Примечание 1: к дорогостоящим относятся комплектующие изделия, цена каждого из которых превышает 3% от стоимости АМТС.

 

4.4.3.2. Расчет величины естественного физического износа для АМТС, принадлежащих хозяйствующим субъектам.

При определении износа мототехники и автомобильной техники, имеющих на региональном рынке незначительное число аналогов и используемых хозяйствующими субъектами, а также прицепного подвижного состава, используемого любыми субъектами, применяются нормы амортизационных отчислений:

 

          И        = И   х Д  + И   х П , проценты,         (4.12)

           физ.рец    2А    ф    1А    ф

 

    где:

    И   — годовая норма амортизационных отчислений, проценты;

     2А

    И   —  покилометровая   норма    амортизационных   отчислений,

     1А

проценты.

В случае отсутствия норм амортизационных отчислений на специализированные или специальные АМТС рекомендуется определять износ раздельно для базового АМТС (шасси) и навесного оборудования.

4.4.4. Определение физического износа комплектующих при повторных (рецидивных) повреждениях.

При определении величины износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям (рецидивные повреждения), необходимо учитывать, что они, как правило, имеют повышенный (дополнительный) физический износ, величина которого определяется экспертным путем. Величина износа комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям, определяется по формуле:

 

              И        = И    + И       , проценты,         (4.13)

               физ.рец    физ    физ.доп

 

    где:

    И         — дополнительный физический   износ   комплектующих,

     физ.доп

подвергавшихся ранее ремонтным воздействиям, проценты.

Итоговая величина износа работоспособных комплектующих, которые ранее уже подвергались ремонтным воздействиям, должна быть менее 100 процентов:

 

                      И        < 100%.                      (4.14)

                       физ.рец

 

Таблица 4.1

 

                СРЕДНЕГОДОВАЯ ВЕЛИЧИНА ИЗНОСА (И )

                                                2

              ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

                      В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

 

+————+——+————————+———————+

¦Обозначение ¦Длина,¦Среднегодовая величина ¦  Примеры моделей,  ¦
¦   класса   ¦  м   ¦   износа автомобиля   ¦ входящих в данный  ¦
¦            ¦      ¦        (И ), %        ¦       класс        ¦
¦            ¦      ¦          2            ¦                    ¦
¦            ¦      +———+————-+                    ¦
¦            ¦      ¦импортные¦отечественные¦                    ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"А", особо  ¦до 3,5¦8,0      ¦8,0          ¦"Ока", "Дэу Тико",  ¦
¦малый       ¦      ¦         ¦             ¦"Форд Ка", "Пежо    ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦106"                ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"В", малый  ¦до 3,9¦6,0      ¦6,5          ¦"Таврия", "Опель    ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Корса", "Пежо 206", ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Рено Клио"         ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"С", первый ¦до 4,3¦5,8      ¦7,0          ¦"Лада Самара",      ¦
¦средний     ¦      ¦         ¦             ¦"Калина", "ИЖ",     ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Фольксваген Гольф",¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Рено Меган", "Пежо ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦307", "Форд Фокус"  ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"D", второй ¦до 4,6¦5,5      ¦7,0          ¦"Москвич", "Мерседес¦
¦средний     ¦      ¦         ¦             ¦С", "Фольксваген    ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Пассат", "Вольво    ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦540", "Пежо 406",   ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Опель Вектра"      ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"Е", большой¦до 4,9¦5,2      ¦7,0          ¦"Волга", "Мерседес  ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Е", "Пежо 607",     ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Опель Омега", "БМВ ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦5-й серии", "Ниссан ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Максима"            ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"F", высший ¦свыше ¦4,9      ¦4,9          ¦"ЗИЛ-41041", "БМВ   ¦
¦            ¦4,9   ¦         ¦             ¦7-й серии", "Мерсе- ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦дес 500", "Лексус LS¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦400", "Ауди А8"     ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"G", первый ¦-     ¦5,2      ¦-            ¦"Мазда МХ-5", "Фиат ¦
¦спортивный, ¦      ¦         ¦             ¦Баркетта", "Ниссан  ¦
¦недорогие   ¦      ¦         ¦             ¦350 Z"              ¦
¦спорткупе   ¦      ¦         ¦             ¦                    ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"Н", второй ¦-     ¦4,9      ¦-            ¦"Порше 911",        ¦
¦спортивный, ¦      ¦         ¦             ¦"Феррари 360", "Додж¦
¦дорогие     ¦      ¦         ¦             ¦"Вайпер"            ¦
¦спорткупе   ¦      ¦         ¦             ¦                    ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"SUV1",     ¦-     ¦5,2      ¦7,0          ¦"Нива", "ИЖ", "Сузу-¦
¦небольшие   ¦      ¦         ¦             ¦ки Витара", "Хонда  ¦
¦внедорожники¦      ¦         ¦             ¦HR-V", "Джип        ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Вранглер", "Мицубиси¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Паджеро мини"       ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"SUV2",     ¦-     ¦4,9      ¦6,5          ¦"УАЗ", "Рейндж      ¦
¦большие     ¦      ¦         ¦             ¦Ровер", "Мицубиси   ¦
¦внедорожники¦      ¦         ¦             ¦Паджеро", "Мерседес ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦G", "Линкольн       ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦Навигатор"          ¦
+————+——+———+————-+———————+

¦"MPV",      ¦-     ¦5,8      ¦7,0          ¦"Лада Надежда",     ¦
¦универсалы  ¦      ¦         ¦             ¦"Крайслер Вояжер",  ¦
¦повышенной  ¦      ¦         ¦             ¦"Ниссан Сирена",    ¦
¦вместимости ¦      ¦         ¦             ¦"Опель Мерива",     ¦
¦            ¦      ¦         ¦             ¦"Форд Галакси"      ¦
+————+——+———+————-+———————+

 

Таблица 4.2

 

      СРЕДНЕГОДОВАЯ ВЕЛИЧИНА ИЗНОСА (И ) ДЛЯ МИКРОАВТОБУСОВ,

                                      2

               ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

 

+——————-+———————————————+

¦ Полная масса (м)  ¦Среднегодовая величина износа микроавтобуса ¦
¦ микроавтобуса, т  ¦                  (И ), %                   ¦
¦                   ¦                    2                       ¦
¦                   +——————+————————-+

¦                   ¦    импортные     ¦      отечественные      ¦
+——————-+——————+————————-+

¦м <= 2,8           ¦5,5               ¦7,0                      ¦
+——————-+——————+————————-+

¦2,8 < м <= 3,5     ¦5,2               ¦7,0                      ¦
+——————-+——————+————————-+

 

Таблица 4.3

 

       СРЕДНЕГОДОВАЯ ВЕЛИЧИНА ИЗНОСА (И ) ДЛЯ МОТОТЕХНИКИ,

                                       2

               ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

 

+———————+——————————————-+

¦Объем двигателя (v) ¦ Среднегодовая величина износа мототехники ¦
¦мототехники, куб. см¦                  (И ), %                  ¦
¦                    ¦                    2                      ¦
¦                    +——————+————————+

¦                    ¦    импортная     ¦      отечественная     ¦
+———————+——————+————————+

¦v <= 49             ¦        11        ¦          15            ¦
+———————+——————+————————+

¦50 <= v <= 125      ¦        10,5      ¦          14            ¦
+———————+——————+————————+

¦126 <= v <= 249     ¦        10,0      ¦          13            ¦
+———————+——————+————————+

¦250 <= v <= 499     ¦         9,5      ¦          12            ¦
+———————+——————+————————+

¦500 <= v <= 749     ¦         9,0      ¦          11            ¦
+———————+——————+————————+

¦750 <= v <= 999     ¦         8,5      ¦          10,5          ¦
+———————+——————+————————+

¦1000 <= v           ¦         8,0      ¦          10,0          ¦
+———————+——————+————————+

 

    4.4.5.    Значения    коэффициента   корректирования   износа,

Запись опубликована автором admin в рубрике Страхование.