Правила перевозки грузов автомобильным транспортом Проект от 10 апреля 2008 г.

в) просрочки в доставке груза — со дня выдачи груза;

г) возврата штрафа за простой транспортных средств и задержку контейнеров – со дня получения заявителем претензий от перевозчика копии инкассового поручения (счета) о начислении штрафа;

д) взыскания штрафа за невыполнение договора об организации перевозок и принятого к исполнению заказа – по истечении 5-дневного срока;

е) всех остальных случаев – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

7.11. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить заявителя в 30-дневный срок со дня получения претензионного заявления с необходимыми документами.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии в уведомлении должно быть указано основное решение перевозчика со ссылкой на соответствующую статью Устава автомобильного транспорта. В этих случаях представленные с претензионным заявлением документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензий установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, то документы о претензии возвращаются заявителю с указанием, где, когда и кому выдан груз, с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для расчета с фактическим грузополучателем или организацией.

7.12. Иск к перевозчику может быть предъявлен заявителем претензии в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

7.13. Иск перевозчика к грузоотправителю или грузополучателю, возникший в связи с осуществлением перевозки, может быть предъявлен в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска. Претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение всего срока исковой давности.

 

8. Правила пользования дорожно-транспортной инфраструктурой

8.1. К дорожно-транспортной инфраструктуре относятся автомобильные дороги и дорожные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, тоннели, галереи и другие сооружения), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны, площадки отдыха, стоянки транспортных средств, дорожные знаки и светофоры, сети освещения, иные обустройства), защитные дорожные сооружения, производственные объекты, включая терминалы.

Перевозчики, экспедиторы, грузоотправители, фрахтователи и фрахтовщики обязаны принимать необходимые меры по обеспечению сохранности дорожно-транспортной инфраструктуры, а также улично-дорожной сети (далее – автомобильные дороги и дорожные сооружения).

8.2. При подготовке и организации перевозок грузов по автомобильным дорогам, а также при организации производства погрузочно-разгрузочных работ, участники указанных процессов должны руководствоваться действующими в стране Правилами дорожного движения Российской Федерации, Правилами по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими взаимоотношения сторон в системе грузодвижения с использованием автомобильных дорог и дорожных сооружений.

8.3. В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений перевозчику запрещается:

а) движение по автомобильным дорогам и дорожным сооружениям (далее – движение) без специального разрешения транспортных средств, общая масса, осевые нагрузки или габариты которых с грузом или без груза, превышают установленные нормативные величины или допустимые величины, указанные на дорожных знаках;

б) движение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и/или тяжеловесные грузы по специальному разрешению, с нарушением маршрута перевозки, режима движения и других условий перевозки, указанных в специальном разрешении;

в) движение груженых транспортных средств, оборудованных подъемной осью, при ее поднятом положении и нагрузках на другие оси, превышающих допустимые;

г) движение транспортных средств с неукомплектованными или поврежденными шинами;

д) выполнение перевозки сыпучих, штучных и других грузов с их возможным выпадением из кузова транспортного средства на проезжую часть автомобильной дороги или обочины;

е) выполнение перевозки не закрепленных в кузове транспортного средства тяжеловесных, крупногабаритных и других штучных грузов, нуждающихся в соответствии с техническими условиями транспортировки в креплении во избежание их выпадения на проезжую часть автомобильной дороги или обочину, а также сдвига в продольном или поперечном направлении в кузове транспортного средства с нарушением равномерного распределения осевых нагрузок;

ж) выполнение перевозок грузов в период временного ограничения движения транспортных средств по конкретным участкам автомобильных дорог (при неблагоприятных природно-климатических условиях и др.), а также по мостовым сооружениям, с нарушением условий ограничения (срок действия, допустимые осевые нагрузки, скорость движения, другие условия ограничения), установленных уполномоченными исполнительными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в пределах их компетенции;

з) использование транспортного средства с неисправным кузовом и тентом;

и) использование автомобильных дорог и полос отвода для складирования, погрузки и выгрузки грузов.

8.4. При нарушении грузоотправителем условий погрузки, размещения и крепления грузов в транспортном средстве, установленных техническими условиями транспортировки продукции предприятия – изготовителя, в специальном проекте, а также Правилами, ответственность за повреждение дорог и дорожных сооружений, наступившее вследствие такого нарушения, возлагается на грузоотправителя.

8.5. Порядок расчета размера ущерба, наносимого автомобильным дорогам и дорожным сооружениям в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных выше требований, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8.6. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров (осевых нагрузок и общей массы) и габаритов транспортных средств при перевозках грузов осуществляют на стационарных и передвижных пунктах весового и габаритного контроля органы управления дорожным хозяйством, органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и органы ГИБДД.

8.7. Порядок пользования платными автомобильными дорогами и дорожными сооружениями устанавливается законодательством Российской Федерации.

8.8. Для организации грузодвижения с применением современных технологий и принципов логистики, осуществления комплексного транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания участников перевозочного процесса, обеспечения взаимодействия составных элементов транспортной системы и ускорения доставки грузов в прямом автомобильном и смешанном (с участием автомобильного и других видов транспорта) сообщении перевозчики, грузоотправители и грузополучатели используют терминалы и терминальные комплексы (далее — терминалы), транспортно-логистические центры, являющиеся важным звеном предоставления комплексных автотранспортных услуг при междугородных и международных перевозках грузов.

8.9. Взаимоотношения терминалов с грузоотправителями, грузополучателями и с перевозчиками регулируются Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, договорами перевозки грузов, договорами транспортной экспедиции, а также другими договорами и соглашениями сторон.

8.10. На имеющихся складах терминалы осуществляют временное хранение доставляемых грузов. Хранение груза на складе терминала производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения перевозчиком грузополучателя о прибытии груза. За хранение груза свыше одних суток перевозчик взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, определенную договором перевозки груза.

Предельный срок хранения груза на складе терминала перевозчика не может превышать 30 суток, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. По истечении предельного срока хранения груза перевозчик обязан запросить грузоотправителя по поводу указаний относительно груза.

В случае, если грузополучатель или грузоотправитель не примет решение о дальнейшей судьбе указанного груза в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик вправе возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего или в установленном порядке реализовать груз по договору купли-продажи исходя из подтвержденной документами цены груза или при отсутствии таких документов исходя из цены груза, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Средства, вырученные перевозчиком от реализации груза, за вычетом причитающихся перевозчику платежей за перевозку и хранение груза, а также затрат, связанных с реализацией груза, возвращаются грузоотправителю.

8.11. При отсутствии у терминала собственных транспортных средств завоз (вывоз) грузов на склады этого терминала, а также перевозку грузов на склады терминалов, расположенных в других городах, осуществляет грузоотправитель или грузополучатель собственными или привлеченными транспортными средствами.

По соглашению с грузовладельцем терминал, не располагающий собственными транспортными средствами, может принять на себя обязанности по осуществлению указанных перевозок грузов после заключения с перевозчиком или фрахтовщиком соответствующего договора перевозки или договора фрахтования.

8.12. Порядок выделения перевозчиком транспортных средств терминалу, установления маршрута перевозки, оформления транспортной накладной, осуществления расчетов за перевозку, подготовку груза к перевозке, погрузки и крепления груза на транспортном средстве устанавливается в соответствии с Правилами, договором перевозки или договором фрахтования, а также договором об организации перевозок грузов.

8.13. Перечень комплексных автотранспортных услуг, включая транспортно-экспедиционные и логистические услуги, порядок и сроки их выполнения, размер оплаты, взаиморасчеты и другие условия осуществления терминалом транспортно-экспедиционных и логистических услуг для грузоотправителей или грузополучателей, определяются в договоре транспортной экспедиции, заключаемом терминалом или транспортно-логистическим центром с грузоотправителем или грузополучателем.

8.14. Выделение терминалу перевозчиком либо фрахтовщиком транспортных средств для сбора-развоза грузов, а также для осуществления магистральных перевозок, производится после предварительной оплаты заказчиком использования транспортного средства. Размер, порядок и сроки оплаты устанавливаются в договоре перевозки или договоре фрахтования.

8.15. Терминалы осуществляют перевозки грузов преимущественно мелкопартионными отправками, с применением контейнеров и транспортных пакетов, по системе «тяговых плеч», маятниковой системе и другим современным технологиям в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.

8.16. Пользование станциями по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, мотелями и кемпингами, охраняемыми стоянками, службами телекоммуникационного и навигационного обеспечения перевозочного процесса и другими объектами транспортно-дорожной инфраструктуры осуществляется на коммерческой основе по заключенным двусторонним договорам перевозчиков с соответствующими объектами инфраструктуры, либо при непосредственном обращении к ним водителей транспортных средств, с оплатой водителями за предоставляемые услуги за наличный расчет и последующей компенсацией таких расходов автотранспортным предприятием (перевозчиком) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

9. Правила перевозки опасных грузов

9.1. Для целей правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом применяются приложение А «Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий» и приложение B «Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее – ДОПОГ) в действующей редакции.

9.2. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, в котором кроме общих условий перевозки грузов, должны быть определены условия:

а) обеспечения элементами системы информации об опасности;

б) организации сопровождения транспортного средства при перевозке опасного груза;

в) специальной обработки транспортных средств после выгрузки опасного груза;

г) выполнения других требований, связанных с особенностями перевозки опасных грузов, в том числе грузов повышенной опасности.

9.3. Грузоотправитель вместе с заключенным договором перевозки опасных грузов предоставляет перевозчику:

а) информационные таблицы на каждое транспортное средство;

б) письменную инструкцию для водителя;

в) специальное разрешение на транспортировку (перемещение) отдельных видов опасных грузов в соответствии с законодательством.

Указанные документы могут быть предоставлены после заключения договора перевозки, но не позднее 5 дней до начала перевозки.

9.4. До начала перевозки опасных грузов перевозчик разрабатывает маршрут движения транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза (далее – маршрут перевозки) согласно форме, приведенной в Приложении 11 к Правилам. При наличии сети установленных маршрутов перевозки на территории Российской Федерации перевозчик принимает решение о выборе соответствующего маршрута.

9.5. Принятие перевозчиком опасных грузов к перевозке от грузоотправителя и сдача их грузополучателю, маркировка, погрузка-выгрузка, размещение и крепление в кузове транспортного средства, пломбирование производятся в соответствии с Правилами с учетом особенностей перевозки опасных грузов.

9.6. При перевозках опасных грузов участники перевозочного процесса обязаны использовать систему информации об опасности (далее СИО), к основным элементам которой относятся:

а) информационная таблица для обозначения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

б) письменные инструкции для водителя;

в) знаки опасности и манипуляционные знаки;

г) маркировочный знак опасности для веществ, перевозимых при повышенной температуре и маркировочные надписи;

д) проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.

9.7. Погрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляется грузоотправителем, а выгрузка – грузополучателем, с соблюдением условий и требований, установленных в Правилах.

9.8. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля и водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки-выгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя. Исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на транспортном средстве, обеспечивается при работающем двигателе.

9.9. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом на одном посту может осуществляться погрузка или выгрузка только одного транспортного средства.

Площадки для погрузки и(или) выгрузки опасных грузов, а также для стоянки транспортных средств, выбираются с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и социально-бытовых строений.

Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки-выгрузки опасных грузов, не разрешается.

Производство погрузочно-разгрузочных работ с взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы, а также применение открытого огня и курение в местах погрузки или выгрузки запрещается.

9.10. При перевозке опасных грузов запрещается:

а) использование транспортных средств, включающих механическое транспортное средство и более чем один прицеп;

б) буксировка транспортными средствами с опасными грузами других механических транспортных средств;

в) буксировка механическими транспортными средствами транспортных средств с опасными грузами, включающих более чем одно транспортное средство.

9.11. Перевозка порожней тары без очистки после доставки опасного груза производится в том же порядке, что и перевозка доставленного опасного груза.

Очистка порожней тары производится силами и средствами грузополучателя с соблюдением мер безопасности и индивидуальной защиты.

Перевозка тары после ее полной очистки осуществляется на общих основаниях, как неопасный груз, при этом в транспортной накладной грузополучателем делается отметка красным цветом «Тара очищена, безопасно».

9.12. Грузоотправитель обязан:

а) убедиться в том, что данный опасный груз допущен к перевозке в соответствии с требованиями ДОПОГ и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) оформить и заблаговременно передать перевозчику письменную информацию об опасных грузах и специальных требованиях их погрузки, перевозки и выгрузки, справочные сведения, предусмотренные бланком маршрута перевозки, а также требуемые транспортные и сопроводительные документы, предусмотренные Правилами;

в) использовать тару, цистерны (автоцистерны, съемные цистерны, транспортные средства-батареи, переносные цистерны, контейнеры-цистерны и иные виды цистерн), которые допущены и пригодны для перевозки соответствующих опасных грузов;

г) обеспечить маркировку в соответствии с требованиями ДОПОГ;

д) обеспечить соблюдение требований в отношении совместной погрузки и перевозки опасных грузов;

е) соблюдать максимально допустимую и регламентированную степень наполнения цистерн;

ж) проверить после наполнения цистерны герметичность запорных устройств и при необходимости удалить опасные вещества с ее наружных поверхностей;

з) проверить после загрузки транспортного средства или контейнера наличие на его внешних поверхностях возможных остатков перевозимых опасных веществ и при необходимости удалить их;

и) принять решение о назначение ответственного за сопровождение и охрану груза в пути следования;

к) разработать на случай аварии, которая может возникнуть во время перевозки опасных грузов, письменную инструкцию для водителя;

л) принять надлежащие меры для обеспечения соответствия опасного груза требованиям ДОПОГ и настоящих Правил, если грузоотправитель прибегает к услугам других участников перевозки (упаковщик, грузчик, ответственный за наполнение цистерн, иные участники перевозки).

9.13. Перевозчик обязан:

а) проверить, что подготовленные к перевозке опасные грузы допущены к перевозке;

б) использовать для перевозки транспортные средства, допущенные в установленном порядке к перевозке соответствующих опасных грузов;

в) проверить наличие на транспортном средстве необходимых документов для перевозки опасных грузов;

г) проверить наличие маркировки на транспортных средствах и транспортном оборудовании;

д) проверить по транспортной накладной или на автомобильных весах, не перегружено ли транспортное средство;

е) оснастить транспортные средства дополнительным оборудованием в соответствии с установленными требованиями;

ж) проводить ежесменно инструктаж водителя с учетом дополнительных условий обеспечения безопасности дорожного движения, специальных требований перевозки и аварийной карточки;

з) воспрепятствовать отправке груза, если обнаружено какое-либо нарушение требований настоящих Правил или других нормативных правовых актов, регламентирующих перевозку опасных грузов, до устранения выявленных нарушений.

9.14. Грузополучатель обязан:

а) обеспечить соблюдение требований в отношении выполнения разгрузочных работ;

б) обеспечить специальные требования выгрузки опасного груза, указанные грузоотправителем в соответствующем пункте бланка маршрута перевозки;

в) принять меры к очистке и обеззараживанию транспортных средств, контейнеров, тары;

г) удалить с транспортных средств и контейнеров после их полной выгрузки и очистки маркировку, указывающую на опасность.

9.15. Ответственный за сопровождение груза обязан:

а) принять груз к перевозке в соответствии с установленными требованиями и сдать его грузополучателю по прибытии на место назначения;

б) знать условия безопасной перевозки сопровождаемого опасного груза;

в) знать маршрут перевозки опасного груза;

г) сопровождать и обеспечивать охрану груза от места отправления до места назначения;

д) проводить внешний осмотр (проверку правильности упаковки и маркировки груза) и приемку опасных грузов в местах получения груза;

е) организовать выполнение мер личной безопасности персонала и общественной безопасности;

ж) принять решение о прекращении движения транспортного средства, если выявлено нарушение специальных требований перевозки опасного груза, которое может поставить под угрозу общественную безопасность;

з) информировать грузополучателя о наличии специальных требований выгрузки груза, указанных грузоотправителем на бланке маршрута перевозки;

и) руководить в случае аварии действиями работников, участвующих в перевозке опасных грузов, не допускать посторонних лиц к месту вынужденной остановки транспортного средства и обеспечить выполнение действий, указанных в аварийной карточке.

В тех случаях, когда ответственный за сопровождение груза отсутствует, выполнение его обязанностей возлагается на водителя, с отметкой об этом в договоре перевозки груза.

9.16. Водитель обязан:

а) обеспечить движение транспортного средства с опасными грузами по установленному маршруту и соблюдать дополнительные условия обеспечения безопасности дорожного движения и специальные требования перевозки, указанные грузоотправителем на бланке маршрута перевозки;

б) уметь пользоваться противопожарными средствами, средствами индивидуальной защиты и другими средствами, указанными в аварийной карточке и специальных требованиях перевозки;

в) хранить аварийные карточки, применимые к перевозимому грузу, в кабине транспортного средства таким образом, чтобы они были легко доступны;

г) выполнять обязанности ответственного за сопровождение груза в случае его отсутствия.

Водителю запрещается:

а) резко трогать транспортное средство с места и резко тормозить;

б) допускать в транспортное средство и перевозить посторонних лиц, а также оставлять транспортное средство без надзора;

в) перевозить совместно с опасными грузами другие грузы, не указанные в транспортной накладной;

г) открывать упаковки с опасными веществами и изделиями;

д) курить вблизи и внутри транспортных средств во время погрузки, выгрузки грузов и во время движения;

е) входить в транспортное средство с открытым огнем, в том числе с осветительными приборами с открытым пламенем. Используемые осветительные приборы не должны иметь открытых металлических поверхностей, способных приводить к искрообразованию;

ж) входить в закрытые транспортные средства, перевозящие жидкости с температурой вспышки 61оС и ниже или легковоспламеняющиеся вещества и изделия класса 2, с любыми осветительными приборами. Допускается использование переносных ламп, конструкция и изготовление которых исключают возможность воспламенения легковоспламеняющихся паров или газов в случае их возможного проникновения внутрь транспортного средства.

В случаях, когда движение прекращено из-за нарушений, которые могут поставить под угрозу общественную безопасность, водитель обязан действовать в соответствии с ПДД России и требованиями аварийной карточки.

9.17. Специалист (консультант) по вопросам безопасности обязан:

а) консультировать организацию по вопросам, связанным с перевозкой опасных грузов;

б) обеспечивать соблюдение требований в отношении идентификации перевозимых опасных грузов;

в) готовить с учетом особых требований, обусловленных характером перевозимых опасных грузов, рекомендации по закупке и использованию транспортных средств;

г) проверять пригодность оборудования, используемого для перевозки опасных грузов или погрузочно-разгрузочных работ;

д) обеспечивать надлежащую подготовку работников организации и ведение учета такой подготовки;

е) применять надлежащие меры по предупреждению аварий, способных причинить ущерб безопасности во время перевозки опасных грузов или погрузочно-разгрузочных работ;

ж) расследовать обстоятельства аварий или нарушений, отмеченных во время перевозки опасных грузов или погрузочно-разгрузочных работ и принимать необходимые меры во избежание их повторения в порядке, установленном руководителем организации;

з) учитывать при выборе и использовании услуг других организаций нормативные предписания и специальные требования, связанные с перевозкой опасных грузов;

и) проверять наличие у работников, занимающихся перевозкой опасных грузов, их погрузкой, выгрузкой или хранением, правил выполнения операций и инструкций;

к) принимать меры по информированию работников о видах опасности, связанных с перевозкой опасных грузов, их погрузкой, выгрузкой и хранением;

л) проверять наличие на транспортных средствах требуемых документов и оборудования для обеспечения безопасности;

м) проверять соблюдение требований, касающихся погрузочно-разгрузочных работ и хранения опасных грузов;

н) осуществлять подготовку ежегодного отчета для руководителя организации или, в случае необходимости, для органов местного самоуправления или уполномоченного органа субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности организации, связанной с перевозкой опасных грузов.

9.18. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы на транспортном средстве данной категории не менее трех лет, а также ДОПОГ — свидетельство о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы (далее — ДОПОГ свидетельство).

9.19. Водители, занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативами, а также предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

9.20. Помимо документов, предусмотренных ПДД России при перевозке опасных грузов, водитель должен иметь при себе следующие документы:

а) транспортную накладную, оформляемую грузоотправителем и содержащую следующую обязательную информацию по каждому опасному грузу:

номер ООН (в соответствии с требованиями ДОПОГ);

надлежащее отгрузочное наименование;

класс опасного груза, а для опасных грузов класса 1 — классификационный код, число и описание упаковок;

общее количество опасных грузов (объем, масса брутто или масса нетто, а для опасных грузов класса 1 – масса нетто взрывчатого вещества);

наименование и адрес грузоотправителя;

наименование и адрес грузополучателя (грузополучателей);

б) аварийную карточку СИО;

в) заполненный и заверенный бланк маршрута перевозки опасного груза;

г) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

д) ДОПОГ — свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов;

е) копии паспортов на каждый вид опасного отхода при перевозке опасных отходов и лицензии на деятельность по обращению с опасными отходами, полученными в установленном порядке.

ж) копию специального разрешения на перевозку отдельных видов опасных грузов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.21. Если объем партии опасных грузов не позволяет погрузить их целиком на одно транспортное средство, то отдельные транспортные накладные или их копии должны находиться на каждом транспортном средстве, задействованном на перевозке этой партии грузов.

В случае перевозки отходов, содержащих опасные вещества, аварийной тары, порожней неочищенной тары и порожних неочищенных цистерн, радиоактивных материалов, в транспортной накладной должны быть сделаны соответствующие записи (например, «ОТХОДЫ, 1230 МЕТАНОЛ, 3, II»; «ПОРОЖНЯЯ ТАРА, 3»; «ПОРОЖНЯЯ АВТОЦИСТЕРНА, 2, ПОСЛЕДНИЙ ГРУЗ: 1017 ХЛОР»).

В случае перевозки опасных грузов в ограниченных количествах, допускаемых к перевозке как неопасный груз, производится запись в транспортной накладной «Ограниченное количество. Груз не опасен».

9.22. Специалисты (консультанты) по вопросам безопасности, ответственные за сопровождение опасного груза, работники транспортно-экспедиционных организаций, связанные с перевозкой опасных грузов, а также работники, выполняющие погрузку, выгрузку или обеспечивающие хранение опасных грузов, должны пройти специальную подготовку и иметь свидетельство, подтверждающее знание ими правил обращения с опасными грузами соразмерно обязанностям и функциям, в том числе при перевозке смешанном сообщении.

Срок действия свидетельства указанного персонала составляет три года, а специалистов (консультантов) по вопросам безопасности – пять лет, и продлевается соответственно на трех- и пятилетние периоды, если его владелец в течение года, предшествующего дате истечения срока действия свидетельства, прошел курс переподготовки.

 

10. Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

10.1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам с превышением нормативных весовых и габаритных параметров транспортных средств, установленных для них характеристиками автомобильных дорог, на территории Российской Федерации не допускается.

В исключительных случаях указанные перевозки могут осуществляться только при получении перевозчиком специального разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Российской Федерации (далее – специальное разрешение), выдаваемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Превышение нормативных весовых и габаритных параметров транспортного средства (общей массы, осевых нагрузок, длины, ширины и высоты) без получения специального разрешения допускается в размере не более 2% от установленных характеристиками автомобильных дорог значений.

10.2. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии с ПДД России, Правилами и особыми условиями, указанными в специальном разрешении.

Перед осуществлением перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза перевозчик или экспедитор обязан составить и согласовать с владельцами автомобильных дорог маршрут перевозки такого груза по форме, приведенной в Приложении 12 к Правилам.

10.3. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов, требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лица, в интересах которых осуществляются данные перевозки, возмещают владельцам таких автомобильных дорог, сооружений и инженерных коммуникаций расходы на осуществление оценки и принятие указанных мер до получения специального разрешения.

10.4. С владельцев или пользователей транспортных средств, в том числе иностранных, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, при получении специальных разрешений взимается плата за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами за счет превышения их нормативных весовых параметров. Порядок компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами автомобильным дорогам, инженерным сооружениям и объектам дорожной инфраструктуры, устанавливается Правительством Российской Федерации.

10.5. Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляют перевозчики и транспортные экспедиторы, имеющие опыт работы с указанными грузами и допущенные к выполнению перевозочной и транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10.6. Для осуществления перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов владельцы этих грузов заключают с перевозчиками договоры перевозки, а с транспортными экспедиторами – договоры транспортной экспедиции.

Перевозчики и экспедиторы в соответствии с заключенными договорами обеспечивают получение специального разрешения на перевозку, а также могут оказывать иные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

10.7. Перевозчики и экспедиторы при выборе маршрутов перевозки и транспортных средств для перевозок крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов должны учитывать: характеристики груза (масса, габаритные размеры, конфигурация, расположение центра тяжести), дорожные факторы (характеристика дорог и инженерных сооружений на дороге, состояние дорожного покрытия, допускаемые нагрузки), параметры транспортного средства (габаритные размеры, грузоподъемность, осевые массы и иные параметры), а также климатические факторы и другие условия перевозок указанных грузов.

При выборе транспортных средств перевозчики и экспедиторы должны учитывать, что специализированные транспортные средства, включая автопоезда-тяжеловозы с низкорамной платформой, оборудованной откидывающейся аппарелью, используют для перевозки передвижных строительных дорожных машин: экскаваторов, бульдозеров и иных дорожных машин, а также военной техники; полуприцепы с раздвижной платформой применяют для перевозки крупногабаритных и длинномерных грузов, в том числе цилиндрической формы; модульные транспортные средства многоцелевого назначения при торцевом и боковом соединении модулей используют для особо тяжеловесных и крупногабаритных грузов, масса которых может составлять сотни тонн.

Особое внимание при выборе транспортных средств и маршрута перевозки должно быть уделено обеспечению безопасности дорожного движения и снижению негативного воздействия их на дорожную сеть и инженерные сооружения.

10.8. Для перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов запрещается использовать в качестве тягачей колесные и гусеничные тракторы – на всех автомобильных дорогах общего пользования с усовершенствованным покрытием.

Не допускается перевозка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем для тягача.

10.9. Кабина транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, должна быть оборудована не менее чем 2-мя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор при движении с учетом габаритов транспортного средства и перевозимого груза.

В целях дополнительной фиксации колес в случае вынужденной остановки транспортного средства на уклоне при перевозке тяжеловесных грузов необходимо иметь не менее двух противооткатных упоров для каждого звена автопоезда.

10.10. При перевозках крупногабаритных и длинномерных грузов на транспортных средствах в соответствующих случаях должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз», «Длинномерное транспортное средство», а также «Ограничение скорости».

10.11. Условия погрузки, выгрузки, размещения и крепления крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов должны соответствовать требованиям стандартов, соответствующих технических условий производителей продукции и настоящих Правил.

10.12. Погрузку и выгрузку крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов на транспортные средства на объектах отправления и прибытия осуществляют соответственно грузоотправители и грузополучатели. При наличии грузоподъемных машин и устройств эти операции по соглашению сторон могут выполнять перевозчики и экспедиторы.

10.13. При погрузке на транспортные средства, размещение и крепление крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов осуществляют в соответствии с заявленными осевыми массами.

Крупногабаритный и/или тяжеловесный груз должен быть размещен на платформе транспортного средства и надежно зафиксирован на ней с учетом вибрации платформы при движении, поперечных и продольных уклонов дороги, а также с учетом необходимости равномерного распределения всей массы по осям и обеспечения снижения центра тяжести транспортного средства.

10.14. Тяжеловесные и/или крупногабаритные грузы должны иметь специальные приспособления для застроповки: петли, проушины, выступы, рамы и т.д.

10.15. Тяжеловесные и/или крупногабаритные грузы должны быть уложены на транспортное средство и закреплены так, чтобы не было сдвига, падения или повреждения груза при перевозке, а также обеспечивалась сохранность транспортного средства при погрузке, выгрузке и в пути следования.

10.16. Необходимые для погрузки, выгрузки и крепления груза приспособления должны предоставляться и устанавливаться грузоотправителем и сниматься грузополучателем. Приспособления, принадлежащие грузоотправителю, выдаются перевозчиком грузополучателю вместе с грузом или возвращаются грузоотправителю в соответствии с указанием в транспортной накладной за счет грузоотправителя.

10.17. Водитель обязан проверить соответствие укладки и крепления груза на транспортном средстве типовым техническим условиям на размещение и крепление грузов или установленным специальным техническим условиям для конкретного груза, направленных, в первую очередь, на обеспечение безопасности перевозок.

О замеченных недостатках и нарушениях в укладке и креплении груза, угрожающих сохранности груза или транспортного средства и безопасности дорожного движения водитель обязан немедленно сообщить грузоотправителю и не приступать к перевозке до их устранения грузоотправителем.

Водитель обязан проверить соответствие действительных габаритных размеров груза его параметрам, записанным в специальном разрешении на перевозку груза. Не допускается прием крупногабаритного груза с неустановленными высотой на транспортном средстве, а также шириной и длиной.

10.18. Грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить контроль над соблюдением правил техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и несут ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения ими этих правил.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ перевозчиком или экспедитором обязанность по обеспечению контроля за соблюдением правил техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения этих правил, несут перевозчик или экспедитор.

10.19. Движение транспортных средств при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов должно осуществляться в период наименьшей интенсивности дорожного движения при соблюдении ПДД России.

10.20. Допустимая скорость движения транспортного средства во время перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается органами ГИБДД с учетом требований других организаций, согласовавших перевозку, но не должна превышать 60 км/час, а по мостовым сооружениям – 15 км/час. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута, о чем делаются на бланке специального разрешения на перевозку груза соответствующие записи.

10.21. Перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по дорогам вне населенных пунктов осуществляются в светлое время суток; в темное время суток по дорогам вне населенных пунктов, а также при интенсивном движении в светлое время суток перевозки грузов транспортными средствами в соответствии с условиями, отмеченными в специальном разрешении, допускается только при условии их сопровождения патрульным автомобилем ГИБДД или автомобилем прикрытия.

10.22. Режим движения транспортных средств при перевозке крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов через железнодорожные переезды определяется той дистанцией пути железной дороги, в ведении которой находятся железнодорожные переезды.

Режим движения по мостам и другим дорожным инженерным сооружениям, под воздушными линиями электроснабжения и связи и т.п. определяется балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, а также службами, уполномоченными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления управлять электрическими сетями, связью, улично-дорожной сетью городских и сельских поселений.

10.23. Во время перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов перевозчику запрещается:

а) отклоняться от установленного в специальном разрешении маршрута перевозки груза;

б) двигаться по обочине дороги, если это не определено условиями перевозки в специальном разрешении;

в) превышать указанную в специальном разрешении скорость движения;

г) осуществлять движение во время гололеда, а также метеорологической видимости на дороге менее 100 м;

д) продолжать перевозку при возникновении технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности движения;

е) останавливаться вне специально обозначенных стоянок, расположенных за пределами дороги, если остановки не предусмотрены особыми условиями движения;

ж) осуществлять перевозку без автомобиля прикрытия или автомобиля сопровождения, если по условиям перевозки предусматривается соответствующий вид сопровождения.

10.24. Необходимость и вид сопровождения транспортных средств при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется настоящими Правилами, а также органами ГИБДД при оформлении специального разрешения.

Сопровождение транспортного средства автомобилем прикрытия обязательно во всех случаях, когда:

а) ширина транспортного средства с грузом или без груза превышает 3,5 м;

б) длина автопоезда превышает 24 м;

в) в других случаях, когда в специальном разрешении в графе «Особые условия движения» записано, что движение через какое-либо искусственное сооружение разрешается в одиночном порядке, либо указаны другие условия, требующие оперативного изменения организации движения на маршруте перевозки.

10.25. Во время перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобиль прикрытия должен двигаться впереди на расстоянии не менее 20 м уступом с левой стороны по отношению к сопровождаемому транспортному средству, а при наличии разделительной полосы или на дорогах с односторонним движением – позади него, с таким расчетом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства. При проезде по мостовым сооружениям движение автомобиля прикрытия осуществляется в соответствии с согласованной схемой.

При высоте транспортного средства с грузом более 5м следующий впереди него автомобиль прикрытия должен быть снабжен устройством для контрольного промера высоты под путепроводами.

10.26. Необходимость выделения автомобиля сопровождения (патрульного автомобиля ГИБДД) при перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяется органами ГИБДД в случаях, если:

а) ширина транспортного средства с грузом или без груза превышает 4,0 м;

б) длина автопоезда превышает 30,0 м;

в) транспортное средство при движении вынуждено хотя бы частично занимать полосу встречного движения;

г) в процессе перевозки предполагается необходимость оперативного изменения организации движения с целью обеспечения безопасности проезда.

В иных случаях необходимость сопровождения определяется органами ГИБДД, исходя из дорожных условий и интенсивности движения на выбранном маршруте перевозки, а также, если перевозка груза осуществляется колонной, состоящей не менее чем из пяти транспортных средств.

Автомобили прикрытия и сопровождения должны быть оснащены мобильной связью с водителем или водителями транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

10.27. При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов колонной автомобилей (не менее 3-х единиц) должны соблюдаться следующие требования:

а) при движении по ровной дороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее 50м;

б) в горных условиях при подъемах и спусках не менее 300 м;

в) на каждые шесть транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и/или тяжеловесные грузы и следующих колонной, в зависимости от габаритов грузов и транспортных средств, должно выделяться для сопровождения по два автомобиля прикрытия или по два патрульных автомобиля ГИБДД.

Порядок сопровождения колонны транспортных средств патрульными автомобилями ГИБДД при прохождении маршрута перевозки груза по территории двух или более субъектов Российской Федерации определяется органом ГИБДД, с которым согласован маршрут, и указывается в специальном разрешении.

10.28. Перевозка крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов не может осуществляться в таких погодных и дорожных условиях, при которых она может быть опасна для других участников дорожного движения, для участников указанной перевозки и для груза. Помимо обычных мер по поддержанию дороги в нормальном состоянии по предложению перевозчика могут быть приняты дополнительные меры для обеспечения безопасности перевозки.

10.29. Специальные проекты перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов разрабатываются по заказу грузовладельцев (грузоотправителей или грузополучателей) или перевозчиков в случае невозможности выполнения перевозки без проведения мероприятий по усилению инженерных сооружений и коммуникаций на маршруте перевозки и обеспечению дополнительных мер безопасности при осуществлении погрузки, выгрузки и крепления груза, а также при движении транспортного средства, при наличии технического заключения, выдаваемого экспертной организацией.

Необходимость разработки специального проекта, а также заказчик (перевозчик или грузовладелец), устанавливается в договоре об организации перевозки грузов (в разделе «Особые условия перевозки»), либо по дополнительному соглашению сторон, с учетом оплаты расходов по разработке проекта и его реализации за счет грузовладельца.

10.30. Разработку специальных проектов перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по федеральным дорогам осуществляют организации, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области управления дорожным хозяйством.

Разработку специальных проектов перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по дорогам субъектов Российской Федерации осуществляют организации, уполномоченные территориальными дорожными органами, а по дорогам и улицам городских и сельских поселений – организации, уполномоченные органами местного самоуправления.

10.31. Специальный проект перевозки грузов должен содержать:

а) рекомендации по выбору транспортного средства для данного груза;

б) характеристику выбранного перевозчиком маршрута перевозки груза, а так же альтернативных и наиболее рациональных маршрутов, в том числе в смешанном сообщении;

в) транспортную характеристику груза, подлежащего перевозке в прямом автомобильном или смешанном (с участием других видов транспорта) сообщениях;

г) технические условия погрузки, выгрузки, размещения и крепления груза на транспортном средстве;

д) расчет запаса поперечной устойчивости груженого транспортного средства от опрокидывания;

е) расчет несущей способности пролетных строений и опор мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;

ж) условия пропуска и скорости движения груженого транспортного средства по мостам и другим искусственным сооружениям;

з) предусмотренные места краткосрочных остановок транспортных средств при перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

и) мероприятия по организации безопасного проезда транспортных средств по наиболее сложным участкам маршрута транспортного средства;

к) заключение о необходимости проведения специальных мероприятий по усилению инженерных сооружений и перечень организаций, имеющих лицензию на такой вид деятельности.

10.32. Разработанные проектной организацией задания на проектирование, а также проект усиления инженерных сооружений, утверждаются балансодержателем искусственных сооружений и коммуникаций. В необходимых случаях законченный проект перевозки согласовывается с владельцами дороги и балансодержателями искусственных сооружений.

10.33. Перевозчик обязан:

а) разрабатывать маршрут перевозки крупногабаритного и/или тяжеловесного груза;

б) соблюдать требования настоящих Правил, действующих стандартов и иных нормативных правовых актов, касающихся перевозок крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов;

в) перед осуществлением перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов провести проверку транспортного средства и по ее результатам заполнить соответствующие разделы специального разрешения на перевозку груза;

г) перед началом и во время движения транспортных средств контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения;

д) по требованию должностных лиц органов, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять контрольные и надзорные функции, предъявлять транспортное средство для определения его весовых и габаритных параметров, соответствия размещения и крепления груза на транспортном средстве установленным схемам и способам, а также специальное разрешение на перевозку груза и иные документы, предусмотренные в ПДД России;

е) не нарушать маршрут перевозки груза, режим движения и другие условия, указанные в специальном разрешении на перевозку груза;

ж) не допускать повреждения дорожных и других сооружений на маршруте перевозки груза.

10.34. Органы, осуществляющие выдачу специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов, и их должностные лица несут ответственность в установленном законодательством порядке за:

а) безопасность предложенного маршрута перевозки в случае принятия ошибочных решений;

б) правильность оформления специальных разрешений и определения размеров платы за согласование проезда и нанесенный ущерб;

в) нарушение сроков рассмотрения заявлений и выдачи специальных разрешений.

10.35. Контроль за соблюдением настоящих Правил обеспечивают органы Ространснадзора, органы ГИБДД МВД РФ, органы управления дорожным хозяйством или уполномоченные им органы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

10.36. Должностные лица Ространснадзора, ГИБДД проверяют у водителей транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы: наличие оформленных в установленном порядке специальных разрешений на перевозку грузов и страховых полисов, соблюдение водителями Правил перевозки грузов, включая выполнение изложенных в специальном разрешении условий перевозки грузов; соответствие фактических данных указанным в специальном разрешении: о маршруте перевозки, сроках осуществления перевозок, весовых параметрах и габаритах транспортных средств, а также соответствие крепления и размещения крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов на транспортном средстве предписанным схемам и расчетам.

При проверке особое внимание должно быть уделено нарушению со стороны перевозчиков использования транспортных средств на автомобильных дорогах, допускающих осевые нагрузки транспортных средств до 6 тс.

В специальном разрешении указанные лица ставят отметку о состоявшейся проверке.

10.37. Контроль за соблюдением перевозчиками допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств производится как на стационарных, так и на передвижных пунктах весового и габаритного контроля.

Пункты весового и габаритного контроля после проверки весовых параметров и габаритов транспортного средства обязаны выдать перевозчику (водителю транспортного средства) справку о фактических весовых параметрах и габаритах транспортного средства, полученных в результате взвешивания и обмера.

При наличии у перевозчика международного сертификата взвешивания груженого транспортного средства проверка весовых параметров транспортного средства путем взвешивания в пунктах весового и габаритного контроля, может не осуществляться.

10.38. При выявлении нарушений настоящих Правил должностные лица Ространснадзора и ГИБДД принимают меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и должностными инструкциями, вплоть до запрещения дальнейшей перевозки тяжеловесного и/или крупногабаритного груза, с последующими штрафными и другими санкциями за должностные нарушения.

10.39. Должностные лица, осуществляющие контроль за соблюдением настоящих Правил, за решения, действия или бездействие, повлекшие за собой ущерб в виде износа и повреждения дорог, повреждения дорожных сооружений, транспортных средств и грузов, а также возникновение аварийных ситуаций, несут ответственность в установленном порядке.

10.40. При осуществлении перевозок крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов обязанности и ответственность сторон (перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей) устанавливаются в соответствии с законодательством, а при осуществлении перевозок в международном сообщении на территории Российской Федерации, также в соответствии с международными конвенциями и соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация.

10.41. Владельцы (балансодержатели) дорожных сооружений и коммуникаций, согласовавшие маршрут перевозки груза, организации, проводившие обследование этих сооружений и подготовку заключений об их грузоподъемности, а также другие организации, осуществившие согласование маршрута, несут ответственность в установленном законодательством порядке за неправильные сведения и допущенные ошибки при согласовании, обусловившие материальные потери при перевозках крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.

 

11. Правила перевозки грузов в контейнерах и транспортных пакетах

11.1. Настоящие Правила регулируют взаимоотношения между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями, возникающие при перевозках грузов в контейнерах и транспортных пакетах в городском, пригородном и междугородном сообщении, в том числе при завозе/вывозе их на терминалы железнодорожных станций, морских и речных портов и аэропортов.

11.2. Настоящие Правила устанавливают единый порядок перевозки грузов в универсальных и специализированных контейнерах (далее – контейнеры) и транспортных пакетах с целью обеспечения сохранности перевозимых грузов, транспортных средств, контейнеров, поддонов и других средств пакетирования грузов, а также повышения безопасности транспортного процесса.

11.3. Контейнеры должны иметь следующие надписи и знаки: сокращенное наименование организации – владельца контейнера; номер контейнера; масса контейнера брутто и собственная масса (т); внутренний объем (м3); место, месяц и год изготовления; дату последнего капитального ремонта и годового осмотра, а также особые маркировочные знаки и надписи, установленные в соответствии с национальными и международными стандартами.

Ответственность за соблюдение требований, относящихся к маркировке контейнера, несет его владелец. При отсутствии надлежащей маркировки контейнеры к перевозке не принимаются.

11.4. Универсальные контейнеры предназначены для перевозок грузов преимущественно без тары, в первичной упаковке или облегченной таре; для грузов, требующих особых условий перевозки, используют специализированные контейнеры (изотермические и рефрижераторы для скоропортящихся грузов, контейнеры-цистерны для наливных грузов, контейнеры для сыпучих грузов и др.).

Типы, основные параметры и размеры, а также общие технические требования и методы испытаний универсальных и специализированных контейнеров устанав-ливаются стандартами. Номинальная масса брутто перевозимых автотранспортными средствами стандартных контейнеров может составлять от 0,625 т до 30 т.

11.5. Транспортные пакеты, формируемые на поддонах и с применением других средств пакетирования, а также без них, используются во всех видах автомобильного сообщения при перевозках различных штучных грузов, в том числе незатаренных (металл, лесопиломатериалы и др.) в соответствии с техническими условиями изготовителя продукции. Транспортные пакеты должны иметь маркировочные знаки и надписи в соответствии с Правилами и требованиями стандартов.

Номинальная масса брутто транспортных пакетов, доставляемых автотранспортными средствами, как правило, не должна превышать 1,0 — 2,0 т; при перевозках металлопроката, лесопиломатериалов масса транспортного пакета может составлять 5-6 т.

11.6. Перевозчики в соответствии с соглашением сторон должны принимать к перевозке груженые и порожние контейнеры независимо от их принадлежности из всех пунктов отправления и во все пункты назначения, оснащенные средствами механизированной погрузки и разгрузки контейнеров.

При отсутствии средств механизированной погрузки и разгрузки допускается выгрузка грузов из контейнеров без их снятия с транспортного средства.

Погрузку контейнеров на транспортные средства осуществляет грузоотправитель, а разгрузку контейнеров со снятием с транспортных средств или выгрузку грузов из контейнеров без снятия их с транспортных средств – грузополучатель.

11.7. При наличии у перевозчика собственных контейнеров и средств механизированной их погрузки и разгрузки перевозчик по соглашению сторон может предоставлять эти средства заказчику по согласованным тарифам.

11.8. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров перевозчики должны выделять специализированные транспортные средства (контейнеровозы), оснащенные устройствами для крепления контейнеров на транспортном средстве.

При перевозках малотоннажных и среднетоннажных контейнеров массой брутто до 5 т допускается применение транспортных средств с бортовой платформой при условии дооборудования их устройствами для крепления контейнеров на таком транспортном средстве.

Размещение контейнеров на транспортном средстве осуществляется в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов (в том числе контейнеров) на транспортных средствах. Перевозка не закрепленных контейнеров на транспортном средстве не допускается.

11.9. В договоре об организации перевозок грузов, договоре перевозки, заказе или заявке на перевозку грузов в контейнерах помимо положений, предусмотренных Правилами, указывается следующее:

а) объем перевозок грузов в контейнерах каждого типа (в том числе раздельно по завозу и вывозу контейнеров);

б) порядок погрузки и разгрузки контейнеров;

в) наличие и порядок работы обменного контейнерного пункта у грузоотправителя и у грузополучателя;

г) сроки возврата порожних контейнеров;

д) иные условия.

11.10. Подаваемые под погрузку контейнеры должны быть исправные, пригодные для перевозки заявленного груза и очищенные от остатков груза и мусора.

Подготовка под загрузку грузов контейнеров, принадлежащих перевозчику, проводится перевозчиком или грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а подготовка контейнеров, не принадлежащих перевозчику, проводится грузоотправителем или, при наличии возможности, перевозчиком за счет грузоотправителя в соответствии с заключенными между ними договорами.

Коммерческую пригодность контейнеров для перевозки груза определяет грузоотправитель. При обнаружении в контейнере каких-либо неисправностей, которые могут влиять на сохранность груза при перевозке или безопасность во время погрузки, перевозки и разгрузки, грузоотправитель обязан отказаться от погрузки груза в такой контейнер.

Не допускается перевозка грузов в контейнерах, имеющих перекос каркаса, неисправность запорных приспособлений или устройств для опломбирования, повреждение обшивки или крыши и другие неисправности, которые могут повлечь за собой недостачу, порчу или повреждение груза.

11.11. При перевозках грузов в контейнерах транспортная накладная оформляется на каждый груженый контейнер или группу контейнеров, которые перевозятся одним транспортным средством в адрес одного грузополучателя.

В транспортной накладной грузоотправитель должен указать:

а) в графе «Наименование груза» — наименование груза, номер контейнера, оттиск пломбы;

б) в графе «Количество мест» — количество контейнеров (отдельно для контейнеров различной грузоподъемности);

в) в графе «Масса брутто, т» — масса груза брутто и собственная масса контейнера.

При перевозке нескольких однотипных контейнеров, оформленных одной транспортной накладной, грузоотправитель должен указывать в ней номера всех контейнеров и пломб на каждом из них.

При перевозке грузов в контейнерах с участием экспедитора, а также в междугородном сообщении, транспортная накладная оформляется в пяти экземплярах в соответствии с Инструкцией по ее заполнению, приведенной в Правилах.

11.12. Ответственность за погрузку и размещение грузов внутри контейнера возлагается на грузоотправителя.

Грузоотправитель обязан размещать груз в контейнере так, чтобы исключалась возможность его перемещения внутри контейнера при перевозке, а нагрузка на пол контейнера распределялась бы равномерно с учетом размещения центра тяжести в середине длины контейнера и как можно ниже к его полу. При этом загружать грузы в контейнер необходимо до полной вместимости, но не выше его грузоподъемности.

При размещении груза грузоотправитель должен оставлять свободное пространство между грузом и дверью контейнера от 30 до 50 мм. Прибивать грузы или приспособления для их крепления (стойки, клинья, прокладки и др.) гвоздями или скобами к стенам, полу и потолку контейнера запрещается.

Перевозчик не несет ответственности за порчу или повреждение груза, происшедшие вследствие неправильного размещения или крепления груза внутри контейнера грузоотправителем.

11.13. При перевозке в контейнерах грузов без тары, в первичной упаковке или в облегченной таре грузоотправитель должен применять средства, предохраняющие грузы от потертости, смятия, примерзания или перегрева, в том числе производить обкладку стен контейнера бумагой, установку защитных планок, резиновых прокладок, обертку груза в мягкие изоляционные материалы.

Перед погрузкой в контейнер запасных частей, метизов и другой продукции производственно–технического назначения в промасленном состоянии грузоотправитель обязан применять плотную бумагу для застилки контейнера и прокладки между стенами контейнера и грузом или принимать другие меры, предохраняющие внутреннюю поверхность контейнера от загрязнения и повреждения.

11.14. Определение массы грузов, погрузка, которых до полной вместимости контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания.

Масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем.

Средства измерений массы подлежат обязательной проверке и клеймению в порядке, установленном федеральным органом, осуществляющим функции в сфере технического регулирования, стандартизации и метрологии.

11.15. Перевозчик принимает к перевозке от грузоотправителя и сдает грузополучателю контейнеры с грузом по наружному осмотру контейнеров и пломб на них, а также по массе, указанной грузоотправителем в транспортной накладной.

11.16. При приеме груженого контейнера от грузоотправителя перевозчик (водитель-экспедитор) производит наружный осмотр контейнера, проверяет целостность и исправность пломбы, целостность пломбировочной проволоки, а также соответствие номеров контейнеров и отправительских контрольных знаков на оттисках пломб номерам контейнера и контрольным знакам, указанным в транспортной накладной.

Перевозчик должен обратить особое внимание на габаритную высоту принимаемого контейнера, которая с учетом погрузочной высоты используемого им транспортного средства не должна превышать допускаемую ПДД России габаритную высоту транспортного средства, в том числе с контейнером.

Не допускается прием контейнера с неустановленной габаритной высотой, а также с неясными оттисками пломб и неправильно навешенными пломбами. При обнаружении неисправности контейнера или пломбы, несоответствия номера контейнера и знаков на оттисках пломб и в транспортной накладной водитель-экспедитор обязан сообщить об этом грузоотправителю для устранения обнаруженных недостатков.

11.17. До прибытия транспортного средства грузоотправитель обязан загрузить контейнер, опломбировать его в соответствии с Правилами и подготовить необходимые транспортно-сопроводительные документы.

В каждый контейнер с грузом грузоотправитель должен вложить опись груза, заверенную печатью и подписью, с указанием количества погруженных мест. При перевозках грузов в крупнотоннажных контейнерах грузоотправитель обязан указать в транспортной накладной габаритную высоту контейнера.

11.18. Грузы, прибывшие в исправном контейнере с неповрежденной пломбой грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества грузовых мест.

11.19. При приеме контейнеров с грузом грузополучатель обязан произвести наружный осмотр контейнеров, проверить целостность и исправность пломб и соответствие номеров контейнеров и отправительских контрольных знаков на оттисках пломб с номерами контейнеров и контрольными знаками, указанными в транспортной накладной, и расписаться в транспортной накладной о приеме контейнера. Грузополучатель имеет право снять пломбу и вскрыть контейнер только после того, как его расписка в транспортной накладной будет заверена печатью или штампом.

11.20. В случае прибытия груза в неисправном контейнере, а также в контейнере с нарушением или отсутствием пломбы грузополучатель обязан вскрыть контейнер совместно с представителем перевозчика, проверить массу, количество мест и состояние груза, и в случае обнаружения утраты, порчи или повреждения груза произвести запись в транспортной накладной или составить акт в соответствии с разделом 7 Правил, а также оформить документы, необходимые для рассмотрения страхового случая (если груз или контейнер были застрахованы).

11.21. Подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю со снятием контейнеров с транспортных средств оформляется сопроводительной ведомостью, составляемой перевозчиком.

Время подачи контейнера в пункты погрузки, выгрузки исчисляется в этом случае с момента предъявления водителем сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки, грузополучателю в пункте выгрузки.

11.22. Грузоотправитель, грузополучатель обязаны отмечать в сопроводительной ведомости время подачи контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления контейнера из них.

11.23. После выгрузки грузов грузополучатели должны очистить контейнеры от остатков грузов, а после перевозки сырых продуктов и скоропортящихся грузов грузополучатели обязаны промыть контейнеры и при необходимости произвести их дезинфекцию.

11.24. При осуществлении завоза/вывоза груженых и порожних контейнеров автомобильным транспортом на терминалы других видов транспорта (на железнодорожные станции, в морские и речные порты (пристани) и аэропорты) необходимо выполнять требования Правил завоза/вывоза грузов, а также Правил перевозки грузов на соответствующих видах транспорта.

11.25. За время нахождения контейнеров, принадлежащих перевозчику, у грузоотправителей, грузополучателей перевозчик взимает плату за пользование контейнерами по условия договора перевозки.

При повреждении или утрате предоставленных перевозчиком контейнеров грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных контейнеров.

При повреждении или утрате перевозчиком контейнеров принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам, перевозчик такие контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу контейнера стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных контейнеров.

11.26. Формирование транспортных пакетов из штучных грузов (пакетирование грузов) должно осуществляться грузоотправителем до предъявления их к перевозке.

Для формирования пакетов грузоотправитель в зависимости от вида перевозимого груза должен использовать поддоны (плоские, стоечные, ящичные), строп-пакеты и другие устройства (в том числе одноразового пользования), соответствующие требованиям стандартов и технических условий.

11.27. На транспортном пакете грузоотправитель должен указывать количество грузовых мест, а также массу пакета брутто и нетто.

В каждый транспортный пакет разрешается укладывать только однородный груз в одинаковой таре (упаковке) или без нее, доставляемый в адрес одного грузополучателя.

11.28. Используемые для крепления грузов в транспортном пакете средства должны иметь контрольные знаки грузоотправителя и исключать возможность изъятия отдельных грузовых мест из транспортного пакета без нарушения крепления и контрольных знаков, включая пломбы грузоотправителя и крепежные ленты.

11.29. При формировании транспортных пакетов и выборе средств пакетирования грузоотправители должны учитывать следующие условия и требования:

а) на плоских поддонах пакетируют грузы в стандартной таре и упаковке: ящиках, коробках, мешках – при использовании в необходимых случаях термоусадочных пленок для скрепления пакетов; на стоечных поддонах пакетируют мелкоштучные грузы, хрупкие грузы с неровными опорными поверхностями, грузы в недостаточно прочной таре; в ящичных поддонах пакетируют грузы без упаковки, мелкие изделия машиностроительной, парфюмерной, резинотехнической промышленности;

б) некоторые грузы (отливки цветных металлов, шины, кипы) могут пакетироваться без применения поддонов;

в) для пакетирования длинномерных грузов (металлопрокат, лесопиломатериалы и др.) применяют строп-пакеты и другие увязочные устройства;

г) многооборотные средства пакетирования запрещается использовать для пакетирования опасных грузов и грузов со специфическим запахом. Использованные в исключительных случаях под такие грузы пакетирующие средства принимаются перевозчиком от грузополучателя после их очистки, а в необходимых случаях – после промывки и дезинфекции;

д) крепление грузов на поддонах гвоздями, скобами или другими подобными средствами, которые могут повредить груз или поддон, не допускается;

е) вес (масса) пакета не должен превышать грузоподъемности поддона;

ж) суммарный свес пакета с каждой стороны плоского поддона не должен превышать 40 мм;

з) во время перевозки и при производстве погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ должна быть обеспечена целостность пакета.

11.30. Перевозки грузов в транспортных пакетах должны осуществляться по соглашению участвующих сторон: грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

При необходимости осуществления перевозок грузов в транспортных пакетах в договоре об организации перевозок или разовом заказе, заявке на перевозку грузоотправителем обусловливается: объем перевозок пакетированных грузов, типы и параметры поддонов (пакетов) и других средств пакетирования, массы брутто пакета, порядок и способы погрузки и разгрузки транспортных пакетов, другие характерные для перевозки пакетированных грузов условия.

11.31. В транспортной накладной грузоотправитель должен дополнительно отметить: количество отправляемых транспортных пакетов, вид тары или упаковки груза, тип поддона или другого средства пакетирования, масса нетто груза в пакете, масса брутто транспортных пакетов.

11.32. Для перевозки транспортных пакетов перевозчик обязан выделять транспортные средства, соответствующие требованиям обеспечения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, с учетом вида перевозимого в транспортном пакете груза и других условий, предусмотренных в соглашении сторон.

11.33. Транспортные пакеты на платформе или в закрытом кузове транспортного средства устанавливаются в один ярус с размещением равномерно по всей площади платформы или кузова, в соответствии со схемой размещения, предложенной перевозчиком для конкретной модели транспортного средства и исключающей возможность смещения транспортных пакетов во время перевозки.

11.34. Поддоны, принадлежащие грузоотправителю или грузополучателю, после перевозки грузов должны быть возвращены владельцу за его счет, если по условиям договора не предусмотрено иное.

Поддоны могут принадлежать также перевозчикам, которые используют их как обменный фонд.

11.35. Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю грузов пакетами осуществляются перевозчиком с проверкой количества пакетов по наружному осмотру без разборки пакетов и проверки массы груза.

11.36. Пакеты, прибывшие с нарушенным креплением, по требованию грузополучателя разбираются, а поврежденные грузовые места выдаются с проверкой массы и количества грузовых мест, содержащихся в пакете.