Постановление Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 18

При работах этилированный бензин не должен попадать на почву, пол, оборудование, тару, спецодежду и другие предметы. Места, загрязненные этилированным бензином, должны незамедлительно подвергаться обезвреживанию указанными в п. п. 26.28, 26.31 способами.

26.20. Места постоянной заправки транспортных средств этилированным бензином должны быть специально оборудованы, иметь ровную, удобную для очистки и стойкую к воздействию бензина и масел твердую поверхность с уклонами и трактами для спуска сточных вод в канализацию и бетонированными сборными колодцами. Места сбора загрязненных этилированным бензином стоков должны регулярно обезвреживаться.

26.21. Для заправки этилированным бензином в дорожных условиях транспортные средства должны укомплектовываться специальными приспособлениями, исключающими проливы бензина.

26.22. При заправке транспортного средства водитель и заправщик должны находиться с подветренной стороны.

26.23. Ручные линейки для замера остатка бензина в бензобаках транспортных средств должны храниться в сосуде с керосином.

26.24. Заправка транспортного средства этилированным бензином должна производиться, как правило, персоналом бензозаправочной станции. В противном случае для производства заправки водителям должны выдаваться дежурные защитные фартуки и резиновые перчатки.

26.25. Применение этилированного бензина разрешается на технически исправных транспортных средствах, с исправной бензосистемой (исключающей подтекания бензина из бензобака, бензопроводов, бензонасоса и т.п.), исправной системой отвода отработавших газов (исключающей проникновение газов в кабину, кузов или багажник транспортного средства).

26.26. Применение этилированного бензина на транспортном средстве, имеющем бензобак под сиденьем водителя с горловиной бака, не выводящей наружу, не допускается.

26.27. Для сифонирования и продувки бензосистемы все транспортные средства, работающие на этилированном бензине, должны укомплектовываться специальными приспособлениями.

26.28. Обезвреживание загрязненных этилированным бензином мест производится 1,5% раствором в бензине дихлорамина или хлорной известью (в виде кашицы или хлорной воды). Обезвреживание сухой хлорной известью не допускается, т.к. она может воспламениться при соприкосновении с этилированным бензином. Обезвреживание металлических предметов, оборудования, частей и элементов транспортного средства может производиться керосином или щелочным раствором.

26.29. В местах хранения, погрузки и выгрузки этилированного бензина должны находиться в достаточном количестве средства для обезвреживания пролитого бензина и загрязненного им пола, почвы, оборудования (раствор дихлорамина, хлорная известь, керосин, опилки, песок, ветошь).

Загрязненные этилированным бензином обтирочные и другие материалы (ветошь, опилки, песок) собираются в металлическую тару с плотно закрывающейся крышкой и сжигаются с принятием противопожарных мер и мер по защите от вдыхания выделяющихся при этом паров этилированного бензина.

26.30. Обезвреживание тары из-под этилированного бензина рекомендуется производить одним из следующих способов:

а) тару очистить от грязи и остатков бензина с "поднятием бензина на воду", осторожно перелить этот слив в подготовленный сосуд. После чего тару проверить, пропарить и вновь проверить;

б) в бочку из-под этилированного бензина емкостью 250 л залить 10 л керосина, бочку закрыть плотно крышкой (пробкой) и катать в течение не менее 10 минут так, чтобы ее внутренняя поверхность была хорошо омыта керосином. Произвести слив из бочки и операцию повторить. После двухразовой внутренней промывки обмыть бочку керосином снаружи.

26.31. Спецодежду рекомендуется обезвреживать следующим образом:

а) хлопчатобумажная спецодежда перед стиркой проветривается на открытом воздухе в течение не менее 2 ч, затем замачивается в 10% растворе хозяйственного мыла. Эта операция повторяется, после чего спецодежда стирается обычным способом. Ремонт спецодежды производится после стирки;

б) резиновые сапоги, перчатки, фартуки и т.п. натираются кашицей хлорной извести (1 часть извести + 2 части воды) или смачиваются в насыщенной хлорной воде, после чего обильно омываются чистой водой. Резиновые или хлорвиниловые перчатки, перед тем как снять их с рук, рекомендуется протереть керосином и вымыть водой с мылом.

Сняв перчатки, необходимо руки безотлагательно вымыть водой с мылом.

26.32. Работники, соприкасающиеся с этилированным бензином, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты не ниже установленных норм. К работе с этилированным бензином работники без положенных средств индивидуальной защиты не допускаются.

Для смены средств индивидуальной защиты по причине их значительной загрязненности этилированным бензином в организации должны быть запасные комплекты средств индивидуальной защиты из расчета 1 комплект на 6 — 8 работников.

26.33. В помещениях, где производятся работы с этилированным бензином, должны быть умывальники с теплой водой и емкость с керосином. Все работники должны быть обеспечены мылом, чистой ветошью для обтирки рук и полотенцами.

26.34. При попадании этилированного бензина на кожный покров нельзя допускать его высыхания. Необходимо немедленно обмыть пораженный участок керосином и теплой водой с мылом. Если нет керосина, необходимо ветошью удалить с кожи этилированный бензин и протереть это место чистой ветошью насухо, обмыть чистой водой с мылом.

При попадании этилированного бензина в глаза необходимо немедленно обильно промыть их чистой водой и безотлагательно обратиться к врачу.

26.35. Перед обеденным перерывом необходимо обмыть руки керосином, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом.

Прием пищи в производственном помещении, где применяется этилированный бензин, не допускается.

Входить в спецодежде, применяющейся при работе с этилированным бензином, в столовую, служебные помещения, а также выносить ее после работы за пределы организации не допускается.

27. При транспортировании, хранении и применении антифриза необходимо выполнять следующие требования:

а) применение антифриза не по прямому назначению не допускается;

б) к работе с применением антифриза допускаются работники после ознакомления под расписку с правилами обращения с антифризом;

в) антифриз должен храниться в металлических бидонах с герметично закрытыми крышками или в бочках с герметично закрытыми и опломбированными пробками;

г) на таре с антифризом должна быть надпись "Яд" и символ ядовитых веществ, выполненный несмываемой краской;

д) при перевозке, хранении сливные, наливные и воздушные отверстия как у заполненной антифризом, так и у порожней из под него тары должны быть по-штатному закрыты и опломбированы;

е) антифриз хранится в сухих неотапливаемых помещениях;

ж) после работы с антифризом необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом.

 

Приложение 3

(извлечения из СП 4616-88

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ОСНОВНЫЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

1. Требования к микроклимату и воздушной среде

в кабине транспортного средства

 

1.1. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования, средства теплоизоляции должны обеспечивать поддержание в кабине (салоне) транспортного средства параметры микроклимата, указанные в таблице 1, не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения транспортного средства с прогретым двигателем.

 

Таблица 1

 

ОПТИМАЛЬНЫЕ И ДОПУСТИМЫЕ НОРМЫ ТЕМПЕРАТУРЫ,

ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА

В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

+———-+———-+—————-+—————-+———+

¦Сезон года¦Тип транс-¦  Температура   ¦ Относительная  ¦Скорость¦
¦          ¦портного  ¦    воздуха,    ¦ влажность, %   ¦движения¦
¦          ¦средства  ¦    град. C     ¦                ¦воздуха,¦
¦          ¦          ¦                ¦                ¦  м/с,  ¦
¦          ¦          ¦                ¦                ¦не более¦
+———-+———-+—————-+—————-+———+

¦Холодный и¦Легковые  ¦20 — 23 /       ¦60 — 40 / 75    ¦0,2 /   ¦
¦переходный¦          ¦19 — 25         ¦                ¦0,2     ¦
¦периоды   ¦          ¦                ¦                ¦        ¦
¦года      ¦          ¦                ¦                ¦        ¦
+———-+———-+—————-+—————-+———+

¦Холодный и¦Грузовые и¦18 — 20 /       ¦60 — 40 / 75    ¦0,2 /   ¦
¦переходный¦автобусы  ¦17 — 23         ¦                ¦0,3     ¦
¦периоды   ¦          ¦                ¦                ¦        ¦
¦года      ¦          ¦                ¦                ¦        ¦
+———-+———-+—————-+—————-+———+

¦Теплый    ¦Легковые  ¦20 — 25 / не бо-¦60 — 40 / при:  ¦0,2 /   ¦
¦период    ¦          ¦лее чем на 3    ¦28 град. C — не ¦0,2 —   ¦
¦года      ¦          ¦град. C выше    ¦более 55, 27    ¦0,5     ¦
¦          ¦          ¦средней темпера-¦град. C — не бо-¦        ¦
¦          ¦          ¦туры наружного  ¦лее 60, 25 град.¦        ¦
¦          ¦          ¦воздуха в 13 ч  ¦C — не более 70,¦        ¦
¦          ¦          ¦самого жаркого  ¦24 град. C и ни-¦        ¦
¦          ¦          ¦месяца, но не   ¦же — не более 75¦        ¦
¦          ¦          ¦более 28 град. C¦                ¦        ¦
+———-+———-+—————-+—————-+———+

¦Теплый    ¦Грузовые и¦21 — 23 / не бо-¦60 — 40 / при:  ¦0,3 /   ¦
¦период    ¦автобусы  ¦лее чем на 3    ¦28 град. C — не ¦0,2 —   ¦
¦года      ¦          ¦град. C выше    ¦более 55, 27    ¦0,5     ¦
¦          ¦          ¦средней темпера-¦град. C — не бо-¦        ¦
¦          ¦          ¦туры наружного  ¦лее 60, 25 град.¦        ¦
¦          ¦          ¦воздуха в 13 ч  ¦С — не более 70,¦        ¦
¦          ¦          ¦самого жаркого  ¦24 град. C и ни-¦        ¦
¦          ¦          ¦месяца, но не   ¦же — не более 75¦        ¦
¦          ¦          ¦более 28 град. С¦                ¦        ¦
+———-+———-+—————-+—————-+———+

 

Примечания. 1. В числителе указаны оптимальные параметры, в знаменателе — допустимые.

2. В теплый период года нижние границы допустимых температур не могут приниматься ниже указанных для холодного периода года.

3. Большая скорость движения воздуха соответствует наибольшей температуре воздуха, меньшая — минимальной температуре воздуха.

4. Для 4-ой климатической зоны в теплый период года допускается повышение температуры воздуха до 31 град. C в кабине легковых автомобилей и до 30 град. C в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.

 

1.2. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 град. C.

1.3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 град. C.

1.4. Кабина должна быть оборудована защитными козырьками, жалюзи и другими средствами защиты от солнечной радиации, а также средствами теплозащиты от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от обшивки кабины — не более 35 Вт/кв. м, от окон — не более 100 Вт/кв. м.

1.5. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать регулирование воздушных потоков в кабине транспортного средства с обеспечением параметров по п. 1.1 и устранять запотевание и обмерзание стекол кабины.

1.6. Контроль состояния воздушной среды в кабине транспортного средства должен осуществляться с учетом вида используемого топлива и концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны водителя не должна превышать при работе двигателя на бензине — углеводородов в пересчете на С — 300 мг/куб. м, окиси углерода — 20 мг/куб. м, окислов азота — 5 мг/куб. м; а также: свинца — 0,01 мг/куб. м (среднесменная ПДК не выше 0,07 мг/куб. м) для этилированного бензина; метанола — 5 мг/куб. м, формальдегида — 0,5 мг/куб. м для метилированного бензина или чистого метанола; акролеина — 0,2 мг/куб. м для дизельного топлива.

1.7. Транспортное средство не должно допускаться к эксплуатации, если его кабина не имеет предусмотренных технической документацией утеплителей или ковриков.

 

2. Требования к освещению кабины транспортного средства

 

2.1. Общая освещенность в кабине на уровне щитка приборов должна быть не менее 10 лк.

2.2. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

 

3. Требования по шумо- и виброизоляции кабины

транспортного средства

 

3.1. Уровни шума (звука) и эквивалентные уровни шума (звука) в кабине грузового транспортного средства не должны превышать 70 дБА, в салоне легкового автомобиля и автобуса — 60 дБА.

3.2. Для грузовых транспортных средств общие уровни вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать:

а) по корректированным и эквивалентным корректированным значениям виброускорения: по оси Z — 0,56 м/кв. с или 65 дБ, по осям X и Y — 0,4 м/кв. с или 62 дБ;

    б) по  корректированным   и   эквивалентным   корректированным

                                                -2

значениям  виброскорости:  по оси Z — 1,1 м/с 10   или 107 дБ,  по

                       -2

осям X и Y — 3,2 м/с 10   или 116 дБ.

    3.3. Для   легковых   автомобилей  и  автобусов  общие  уровни

вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать:

    а) по   корректированным   и   эквивалентным  корректированным

значениям виброускорения по всем трем осям (X,  Y, Z) — 0,28 м/кв.

с или 59 дБ;

    б) по  корректированным   и   эквивалентным   корректированным

значениям  виброскорости  по всем трем осям (X,  Y,  Z) — 0,56 м/с

  -2

10   или 101 дБ.

    3.4. Уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления

транспортных средств не должны превышать:

    а) по  корректированным   и   эквивалентным   корректированным

значениям виброускорения по всем трем осям (X, Y, Z) — 2,0 м/кв. с

или 76 дБ;

    б) по  корректированным   и   эквивалентным   корректированным

                                                                -2

значениям виброскорости по всем трем осям (X, Y, Z) — 2,0 м/с 10

или 112 дБ.

 

Приложение 4

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ПУНКТАМ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ТОПЛИВОМ,

ПОСТАМ ВЫПУСКА И СЛИВА ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА

 

1. Пункты заправки транспортных средств топливом или автозаправочные станции <*> должны соответствовать проекту и нормативным документам, утвержденным в установленном порядке.

———————————

<*> Далее — АЗС.

 

2. Здания и сооружения АЗС должны быть оборудованы защитой от прямых ударов молнии, от статического электричества.

3. Площадки АЗС должны быть ровными, иметь твердое масло- и топливостойкое покрытие.

4. АЗС должна быть оборудована средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами.

5. Электрооборудование заправочных колонок, расположенное в трехметровой зоне, должно иметь взрывозащищенное исполнение.

6. В помещениях АЗС не допускается использование временной электропроводки, электроплит, рефлекторов и других электрических приборов с открытыми нагревательными элементами или электрических приборов незаводского изготовления.

7. Присоединительные сливные устройства резервуаров АЗС и наконечники рукавов автоцистерн, заправочные пистолеты и крепежная арматура должны быть изготовлены из неискрящих при ударе материалов или иметь покрытия из таких материалов.

8. Сливные рукава должны быть изготовлены из маслобензостойких и токопроводящих материалов или иметь устройства для отвода статического электричества.

9. Ремонт и техническое обслуживание заправочных колонок должны производиться при выключенном электропитании, нефтепродукты должны быть слиты из заправочных колонок и раздаточных шлангов, магистраль, подающая нефтепродукты к колонкам, заглушена.

10. При подаче автоцистерн на слив нефтепродуктов в резервуары АЗС устанавливать их следует по ходу движения транспортных средств с обеспечением свободного выезда с территории АЗС при аварийных ситуациях.

11. Открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров АЗС следует плавно, без ударов. Работник, выполняющий эту работу, должен находиться с наветренной стороны.

12. Слив нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии водителя и оператора АЗС, контролирующего герметичность сливного устройства, характер тока нефтепродуктов исходя из условия недопущения слива падающей струей и уровень нефтепродукта в резервуаре по показаниям уровнемера.

13. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор немедленно прекращает слив.

14. В пунктах заправки транспортных средств топливом должно исключаться попадание нефтепродуктов в сточные воды.

15. При наличии в пункте заправки транспортных средств топливом нескольких заправочных колонок, колонки должны располагаться так, чтобы была обеспечена возможность одновременной работы всех колонок.

16. Заправка транспортного средства должна производиться в присутствии водителя при заглушенном двигателе транспортного средства.

17. Расстояние от заправляемого транспортного средства до следующего за ним к заправочной колонке должно быть не менее 3 м, между последующими транспортными средствами — не менее 1 м.

18. Выезд с территории АЗС должен быть всегда свободным.

19. На территории АЗС не допускается:

а) производить какие-либо работы, не связанные с приемом и отпуском нефтепродуктов;

б) курить, пользоваться открытым огнем;

в) находиться посторонним лицам, не связанным с заправкой транспортных средств или сливом нефтепродуктов и обслуживанием.

20. Заправка транспортных средств, кроме легкового транспорта, в которых находятся пассажиры, не допускается.

21. Двигатель транспортного средства разрешается запускать после того, как заправочные средства будут удалены от транспортного средства, пробка топливного бака будет поставлена на место (закрыта), пролитое топливо собрано и удалено.

22. Заправка транспортных средств сжиженным газом должна производиться в местах, специально предназначенных для этих целей. Заправку должен производить обученный и назначенный для этого персонал, одетый в соответствующую спецодежду.

23. Перед началом заправки двигатель транспортного средства должен быть остановлен, транспортное средство заторможено, водитель должен покинуть транспортное средство.

24. У транспортных средств, работающих на сжиженном газе, при постановке на стоянку на продолжительное время служебный вентиль резервуара с горючим должен быть перекрыт.

25. Посты выпуска сжатого природного газа или слива сжиженного нефтяного газа с топливных систем транспортных средств могут располагаться на одной площадке при условии разделения их глухой несгораемой перегородкой, превышающей высоту транспортного средства не менее чем на 0,5 м.

26. Расстояние от площадки, на которой производится выпуск сжатого природного газа или слив сжиженного нефтяного газа с топливных систем транспортных средств, до зданий и сооружений в зависимости от степени их огнестойкости должно быть не менее 9 м, до подземных резервуаров хранения топлива и топливораздаточных колонок — не менее 6 м.

 

Приложение 5

(извлечения из РД 108.002.138-88)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

                   ФОРМА УДОСТОВЕРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ

              ПРОМЫШЛЕННОГО НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО

                       КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА

 

                            1. Обложка

 

                          УДОСТОВЕРЕНИЕ

                 на право вождения промышленного

          напольного безрельсового колесного транспорта

 

               2. Форма первого листа удостоверения

 

                        Удостоверение N __

 

Выдано ___________________________________________________________

                       (фамилия, имя, отчество)

на право вождения ________________________________________________

                     (наименование, тип транспортного средства)

__________________________________________________________________

комиссией ________________________________________________________

             (наименование организации, выдавшей удостоверение)

 

Основание: Протокол N ____________ от _____________ 200__ г.

 

+———-+

¦Фотография¦     Оттиск     Председатель комиссии

¦ водителя ¦     печати

¦(3 x 4 см)¦  организации   ________________     ________________

+———-+                   (подпись)             (Ф.И.О.)

 

               3. Форма второго листа удостоверения

 

       Повторная проверка знаний и производственных навыков

                            проведена

 

Протокол N ___________ от ______________________ 200__ г.

 

Оттиск                       Председатель комиссии

печати

организации                  ________________     ________________

                                (подпись)             (Ф.И.О.)

 

Протокол N ___________ от ______________________ 200__ г.

 

Оттиск                       Председатель комиссии

печати

организации                  ________________     ________________

                                (подпись)              (Ф.И.О.)

 

Приложение 6

(рекомендуемое)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

                        ПУТЕВОЙ ЛИСТ N __

            ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО

                КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

Наименование организации _________________________________________

Марка транспортного средства _____________________________________

Заводской номер ________________________

 

Время выезда       ______________  Время возвращения  ____________

(дата, час., мин.) ______________  (дата, час., мин.) ____________

                   ______________                     ____________

                   ______________                     ____________

Водитель _____________________ Грузчик ___________________________

               (Ф.И.О.)                         (Ф.И.О.)

В чье распоряжение поступает _____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Транспортное средство технически исправно.

Предрейсовый медицинский осмотр проведен.

 

Выезд транспортного средства разрешаю:

механик (мастер) _____________________       _____________________

                      (подпись)                     (Ф.И.О.)

 

Транспортное средство принял:

водитель         _____________________       _____________________

                      (подпись)                     (Ф.И.О.)

 

Транспортное средство сдал:

водитель         _____________________       _____________________

                      (подпись)                     (Ф.И.О.)

 

Транспортное средство принял:

механик (мастер) _____________________       _____________________

                      (подпись)                     (Ф.И.О.)

 

Приложение 7

(рекомендуемое)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ЖУРНАЛ

РЕГИСТРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

И ВЫПУСКА НА ЛИНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

+—+——+——+——+——+——-+——-+———+——-+

¦Да-¦Тип,  ¦Ф.И.О.¦Номер¦Долж- ¦Ключ   ¦Ключ   ¦О выяв-  ¦С за-  ¦
¦та ¦номер ¦води- ¦путе-¦ность,¦(ключ -¦(ключ -¦ленных   ¦писью  ¦
¦   ¦транс-¦теля  ¦вого ¦Ф.И.О.¦марку) ¦марку) ¦замеча-  ¦озна-  ¦
¦   ¦портн.¦      ¦листа¦ответ-¦выдал, ¦полу-  ¦ниях при ¦комлен,¦
¦   ¦средс-¦      ¦     ¦ствен-¦выпуск ¦чил,   ¦работе   ¦ключ   ¦
¦   ¦тва   ¦      ¦     ¦ного  ¦испр.  ¦трансп.¦на линии ¦(ключ  ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦лица  ¦трансп.¦средст-¦к тех.   ¦- мар- ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦средст-¦во в   ¦состоя-  ¦ку) на ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦ва на  ¦исправ-¦нию      ¦трансп.¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦линию  ¦ном    ¦трансп.  ¦средст-¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦произ- ¦состоя-¦средств  ¦во при-¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦вел,   ¦нии    ¦в журна- ¦нял,   ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦подпись¦принял,¦ле про-  ¦подпись¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦ответс-¦подпись¦извел и  ¦ответс-¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦твенно-¦водите-¦ключ     ¦твенно-¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦го лица¦ля     ¦(ключ-   ¦го лица¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦       ¦       ¦марку)   ¦       ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦       ¦       ¦сдал,    ¦       ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦       ¦       ¦подпись  ¦       ¦
¦   ¦      ¦      ¦     ¦      ¦       ¦       ¦водителя ¦       ¦
+—+——+——+——+——+——-+——-+———+——-+

 

Приложение 8

(рекомендуемое)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЯМ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ

 

+—+——+——+——+———-+—-+————+————+

¦Да-¦Фами-¦Номер ¦Тип,  ¦Должность ¦Но- ¦При выпуске ¦    При    ¦
¦та ¦лия, ¦удос- ¦завод-¦и Ф.И.О.  ¦мер ¦  на линию  ¦возвращении¦
¦   ¦имя, ¦тове- ¦ской  ¦ответст-  ¦пу- ¦            ¦  с линии  ¦
¦   ¦от-  ¦рения ¦номер ¦венного за¦те- +——+——+——+——+

¦   ¦чест-¦на    ¦транс-¦безопасную¦вого¦под-  ¦под- ¦под- ¦под- ¦
¦   ¦во   ¦право ¦порт. ¦эксплуата-¦лис-¦пись  ¦пись ¦пись ¦пись ¦
¦   ¦води-¦управ-¦средс-¦цию транс-¦та  ¦выдав-¦води-¦при- ¦води-¦
¦   ¦теля ¦ления ¦тва   ¦портного  ¦    ¦шего  ¦теля,¦няв- ¦теля,¦
¦   ¦     ¦транс-¦      ¦средства  ¦    ¦путе- ¦полу-¦шего ¦сдав-¦
¦   ¦     ¦порт- ¦      ¦          ¦    ¦вой   ¦чив- ¦путе-¦шего ¦
¦   ¦     ¦ным   ¦      ¦          ¦    ¦лист  ¦шего ¦вой  ¦путе-¦
¦   ¦     ¦средс-¦      ¦          ¦    ¦      ¦путе-¦лист ¦вой  ¦
¦   ¦     ¦твом  ¦      ¦          ¦    ¦      ¦вой  ¦     ¦лист ¦
¦   ¦     ¦      ¦      ¦          ¦    ¦      ¦лист ¦     ¦     ¦
+—+——+——+——+———-+—-+——+——+——+——+

 

Приложение 9

(рекомендуемое)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЯ

ПРОМЫШЛЕННОГО НАПОЛЬНОГО БЕЗРЕЛЬСОВОГО КОЛЕСНОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

1. Перед выездом на линию водитель обязан:

1.1. Проверить техническое состояние транспортного средства.

При обнаружении неисправностей (особенно тормозов, рулевого управления, замка зажигания или электрозамка, звукового сигнала, освещения) на линию выезд не допускается. О неисправностях необходимо немедленно доложить лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, и лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

1.2. Проверить наличие удостоверения на право управления транспортным средством.

При отсутствии удостоверения выезд на линию не допускается и об этом необходимо доложить лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств, и своему непосредственному руководителю.

1.3. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

1.4. Получить в установленном порядке путевой лист, проверить правильность его оформления и наличия в нем необходимых записей, подписей и отметок. Расписаться в путевом листе.

При обнаружении в путевом листе ошибок, несоответствий доложить об этом лицу, выдающему путевой лист, и своему непосредственному руководителю.

2. При работе на линии водитель обязан:

2.1. Соблюдать требования скоростного режима, дорожной разметки, дорожных знаков, светофорного и других средств регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения.

2.2. Переезд через железнодорожное полотно осуществлять по организованным переездам с соблюдением следующих требований:

а) на регулируемых переездах переезд осуществлять при разрешенных сигналах, при отсутствии угрозы со стороны рельсовых транспортных средств, двигаясь на первой передаче при устойчивых оборотах двигателя. Остановка транспортного средства на железнодорожных путях и ближе 5 м от головки ближайшего рельса не допускается;

б) на нерегулируемых переездах при подъезде к переезду не ближе 5 м от головки ближайшего рельса остановить транспортное средство и убедиться в том, что путь для движения свободен, угрозы со стороны рельсовых транспортных средств нет. После этого осуществить переезд через железнодорожное полотно с выполнением требований к режиму движения по п. 2.2 "а";

в) в случае непредвиденной остановки транспортного средства на железнодорожном переезде немедленно принять меры к эвакуации транспортного средства и оповещению о создавшейся опасной обстановке на железнодорожном переезде по обоим направлениям движения по железнодорожному пути всеми возможными средствами. Отмена сигналов оповещения об опасности должна производиться только после эвакуации застрявшего транспортного средства за пределы железнодорожного полотна на безопасное расстояние.

2.3. Не допускать к управлению транспортным средством посторонних лиц.

2.4. При необходимости оставить транспортное средство, оно должно быть приведено в состояние, обеспечивающее безопасность для него и окружающих. Ключ из замка зажигания или электрического замка должен быть вынут и находиться у водителя.

2.5. При движении транспортного средства в зоне повышенного уровня шума необходимо подавать частые прерывистые звуковые сигналы, а при необходимости и световые сигналы.

2.6. Не перевозить груз в неустойчивом положении или груз, выступающий за габариты транспортного средства выше установленных норм; груз в неисправной, нестандартной или перегруженной таре; груз, закрывающий водителю обзор пути движения.

2.7. Маневры в стесненных условиях должны производиться по сигналам работника, находящегося вне транспортного средства и имеющего лучшую, чем у водителя, обзорность обстановки в данных условиях.

2.8. Не оставлять транспортное средство в проездах или проходах общего пользования, на путях движения других транспортных средств и оборудования.

2.9. При обнаружении в пути следования существенных повреждений дорожного полотна, открытых колодцев и т.п. принять меры к их ограждению или закрытию, а при невозможности этого — немедленно сообщить лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

2.10. При поломке или обнаружении неисправностей транспортного средства, угрожающих водителю или другим работникам, немедленно прекратить работу, транспортное средство отвести в безопасное место и сообщить об этом лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, своему непосредственному руководителю и распределителю работ.

2.11. При аварии или несчастном случае немедленно сообщить своему непосредственному руководителю, лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, и лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию транспортных средств.

2.12. Буксировку неисправного транспортного средства к месту стоянки или ремонта необходимо производить с применением штатных буксировочных средств.

3. По возвращении с линии водитель обязан:

3.1. Произвести осмотр транспортного средства, очистить его от пыли и грязи, дозаправить топливом.

3.2. О всех обнаруженных неисправностях и поломках доложить лицу, ответственному за техническое состояние транспортных средств, и при необходимости по его указанию отправить транспортное средство в ремонт.

3.3. Сдать путевой лист в установленном порядке.

3.4. Сдать в установленном порядке ключи от замка зажигания или от электрического замка.

 

Приложение 10

(рекомендуемое)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1. Функции службы безопасности движения

 

1.1. Разработка совместно с другими службами, подразделениями и представительными уполномоченными работниками органами мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контроль за их выполнением.

1.2. Осуществление систематического контроля и проверки служб и подразделений в части выполнения ими требований по обеспечению безопасности движения и внесение руководству организации предложений по устранению выявленных нарушений.

1.3. Ведение учета дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения водителями организации с анализом причин и последствий. Составление отчетности о дорожно-транспортных происшествиях и мерах по их предупреждению.

1.4. Разработка и представление руководству организации предложений по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения на основе анализа материалов проверок и материалов по авариям.

1.5. Осуществление систематической сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях в организации с данными ГИБДД (по транспорту организации, осуществляющему движение вне территории организации).

1.6. Участие в разработке приказов и других распорядительных документов в организации по вопросам обеспечения безопасной эксплуатации транспортных средств.

1.7. Организация профилактической работы в трудовых коллективах с проведением лекций, бесед, докладов, демонстрацией фильмов и т.п.

1.8. Систематическое информирование водителей и других работников транспортной службы организации, руководства организации о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

1.9. Обобщение и распространение положительного опыта работ по обеспечению безаварийности, безопасности на транспорте организации.

1.10. Участие в расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

1.11. Организация детальных разборов в трудовых коллективах дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения водителями организации, приведших к дорожно-транспортным происшествиям и несчастным случаям.

1.12. Участие в работе комиссий участковых отделов внутренних дел при рассмотрении нарушений правил дорожного движения водителями организации.

1.13. Осуществление контроля допуска водителей к управлению транспортными средствами соответствующих категорий.

1.14. Осуществление контроля за прохождением водителями ежедневных предрейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинских периодических осмотров.

1.15. Осуществление контроля за использованием транспортных средств, за работой водителей на линии, за соблюдением водителями режима труда.

1.16. Оказание методической помощи службам и подразделениям организации в проведении занятий, бесед, инструктажей по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.17. Совместно с другими службами и подразделениями организации проведение работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, обеспечению безопасности дорожного движения водителями транспортного парка организации.

1.18. Организация работы кабинета (класса) безопасности дорожного движения.

1.19. Участие в работе квалификационной комиссии организации.

1.20. Проведение среди работников организации, являющихся индивидуальными владельцами транспортных средств, работы по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

1.21. Сообщение в органы ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях, участниками которых явились транспортные средства организации, включая и случаи возвращения транспорта с внешними повреждениями.

 

2. Права службы безопасности движения

 

2.1. Проведение проверки служб и подразделений в части, относящейся к использованию транспортных средств, к обеспечению безопасности при их использовании с предоставлением необходимых материалов и объяснений.

2.2. Проверка у водителей транспортных средств, находящихся на линии, наличия удостоверений на право управления транспортными средствами, путевых листов, документов на перевозимый груз с отметкой в путевых листах замечаний о нарушениях водителями правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств.

2.3. Отстранение от управления транспортным средством водителей, состояние или действия которых угрожают безопасности движения с требованием к руководителям принятия к ним надлежащих мер воздействия.

2.4. Недопущение выпуска на линию транспортных средств или возвращение их с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

2.5. Запрещение через решения руководства организации движения транспортных средств на участках и объектах при обнаружении в их содержании или оборудовании недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения.

2.6. Внесение руководству организации предложений о поощрении или наказании должностных лиц по обеспечению или необеспечению безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

Приложение 11

(обязательное)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

ПОМЕЩЕНИЙ, ПОСТОВ, УЧАСТКОВ ДЛЯ СТОЯНКИ, ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ <*>

 

———————————

<*> Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-200-01-95, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 декабря 1995 г. N 106, СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

 

+—+————————+———-+——+———+———+

¦ N ¦   Помещения, посты,   ¦ Плоскость¦Разряд¦Освещен- ¦Освещен-¦
¦п/п¦  участки, виды работ  ¦   норм.  ¦зри-  ¦ность при¦ность   ¦
¦   ¦                       ¦ освещ. и ¦тельн.¦комб. ос-¦при об- ¦
¦   ¦                       ¦ расст. от¦работы¦вещен.,  ¦щем ос- ¦
¦   ¦                       ¦  пола, м ¦      ¦лк       ¦вещен., ¦
¦   ¦                       ¦          ¦      ¦         ¦лк      ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦1. ¦Мойка и уборка         ¦Пол       ¦VI    ¦    —    ¦   150  ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦2. ¦Техническое обслужива- ¦Пол       ¦Va    ¦   300   ¦   200  ¦
¦   ¦ние                    ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦3. ¦Ежедневное обслуживание¦В — на    ¦VIIIa ¦    —    ¦    75  ¦
¦   ¦                       ¦машине    ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦4. ¦Осмотровые канавы      ¦Г — низ   ¦VI    ¦    —    ¦   150  ¦
¦   ¦                       ¦машины    ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦5. ¦Моторное, механическое,¦Г — 0,8   ¦IVa   ¦   750   ¦   300  ¦
¦   ¦агрегатное,            ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
¦   ¦электротехническое     ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦6. ¦Столярное, обойное     ¦Г — 0,8   ¦Va    ¦   300   ¦   200  ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦7. ¦Кузнечное, сварочное,  ¦Г — 0,8   ¦IVб   ¦   500   ¦   200  ¦
¦   ¦медницкое, жестяничное,¦          ¦      ¦         ¦        ¦
¦   ¦ремонт аккумуляторов   ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦8. ¦Ремонт шин, шиномонтаж ¦Г — 0,8   ¦Va    ¦   300   ¦   200  ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦9. ¦Ремонт электрокаров,   ¦Пол       ¦IVб   ¦   500   ¦   200  ¦
¦   ¦электропогрузчиков     ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦10.¦Электролитная          ¦Г — 0,8   ¦VI    ¦    —    ¦   150  ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦11.¦Хранение автомобилей   ¦Пол       ¦VIIIa ¦    —    ¦    20  ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦12.¦Хранение автомобилей   ¦Пол       ¦XII   ¦    —    ¦    5   ¦
¦   ¦на открытых площадках  ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦13.¦Стоянка и зарядка      ¦Пол       ¦VI    ¦    —    ¦    50  ¦
¦   ¦электрокаров,          ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
¦   ¦электропогрузчиков     ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

¦14.¦Склады ЛВЖ, кислот,    ¦Пол       ¦VIIIa ¦    —    ¦    75  ¦
¦   ¦щелочей, красок        ¦          ¦      ¦         ¦        ¦
+—+————————+———-+——+———+———+

 

Примечание. В — вертикальная плоскость нормирования освещенности;

Г — горизонтальная плоскость нормирования освещенности.

Нормы освещенности следует повышать в случаях, указанных в п. п. 5, 7.

 

Приложение 12

(обязательное)

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОМОБИЛЕЙ <*>

 

———————————

<*> Утверждено Постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16 (зарегистрировано в Минюсте России 23 августа 1999 г. Регистрационный N 1874, "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1999, N 9).

 

1. Общие положения

 

1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее — водителей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.

3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.

4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.

 

2. Рабочее время

 

5. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.

6. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.

7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммарный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение об установлении суммарного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

8. При суммарном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

9. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

10. Водителям автобусов, работающих на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позднее, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п. 12 "б" настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

11. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

12. В состав рабочего времени водителя включается:

а) время управления автомобилем;

б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13. Ежедневная продолжительность управления автомобилем (п. 12 "а" настоящего Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метров и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммарном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а в их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.

14. После первых трех часов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя (п. 12 "б" настоящего Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (п. 4 настоящего Положения).

При предоставлении водителю перерыва для отдыха и питания указанные остановки для отдыха не предусматриваются.

15. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (п. 12 "в" настоящего Положения), и время проведения медицинского осмотра водителя (п. 12 "г" настоящего Положения) устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

16. Время охраны груза (п. 12 "з" настоящего Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.

17. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (п. 12 "и" настоящего Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

 

3. Время отдыха

 

18. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;

б) ежедневный отдых;

в) еженедельный отдых;

г) отдых в праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением);

е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

19. Водителям предоставляются перерывы для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов не позднее чем через 4 часа после начала работы.

При установленной графиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителю предоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.

Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

21. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

22. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

23. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов (в порядке, предусмотренном п. п. 7, 8 настоящего Положения) продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

24. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

 

Приложение 13

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

СПИСОК

ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, РАБОТ С ВРЕДНЫМИ

И ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НА КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН <*>

 

———————————

<*> Извлечения из Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. N 240/П 10-32 "Об утверждении Списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин" (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1978, N 12, ст. 3) с изменениями и дополнениями.

 

1. Газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т.п.), а также на высотных сооружениях свыше 10 м и верхолазных работах.

2. Водитель автомобиля, работающий на автобусе с количеством мест свыше 14.

3. Водитель автомобиля, работающий на автомобилях грузоподъемностью свыше 2,5 т.

4. Мойщик, выполняющий вручную мойку деталей двигателя автомобиля, работающего на этилированном бензине.

5. Слесарь по ремонту автомобилей, занятый обкаткой двигателя с применением этилированного бензина.

6. Слесарь по топливной аппаратуре, занятый в автохозяйствах на ремонте топливной аппаратуры карбюраторных двигателей, работающих на этилированном бензине.

7. Работник, занятый составлением смеси бензина с этиловой жидкостью.

8. Аккумуляторщик, занятый ремонтом свинцовых аккумуляторов.

9. Маляр, занятый внутри емкостей окраской с применением лакокрасочных материалов, содержащих свинец, ароматические и хлорированные углеводороды, а также окраской крупногабаритных изделий в закрытых камерах пульверизатором с применением этих же лакокрасочных материалов.

10. Работники, занятые на погрузке и разгрузке круглых лесоматериалов (за исключением балансов, рудничной стойки и дров длиной до 2 м).

11. Штабельщик древесины, занятый штабелевкой круглых лесоматериалов (за исключением балансов, рудничной стойки и дров длиной до 2 м).

 

Приложение 14

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

НОРМЫ

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ЖЕНЩИН

ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТЯЖЕСТЕЙ ВРУЧНУЮ <*>

 

———————————

<*> Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 6 феврали 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 566).

 

+————————————————+—————-+

¦              Характер работы                  ¦   Предельно    ¦
¦                                               ¦допустимая масса¦
¦                                               ¦     груза      ¦
+————————————————+—————-+

¦Подъем и перемещение тяжестей при чередовании  ¦      10 кг     ¦
¦с другой работой (до 2 раз в час)              ¦                ¦
+————————————————+—————-+

¦Подъем и перемещение тяжестей постоянно в      ¦       7 кг     ¦
¦течение рабочей смены                          ¦                ¦
+————————————————+—————-+

¦Величина динамической работы, совершаемой в    ¦                ¦
¦течение каждого часа рабочей смены, не должна  ¦                ¦
¦превышать:                                     ¦                ¦
¦  с рабочей поверхности                        ¦     1750 кгм   ¦
¦  с пола                                       ¦      875 кгм   ¦
+————————————————+—————-+

 

Примечания. 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

 

Приложение 15

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

СПИСОК

ПРОИЗВОДСТВ, ПРОФЕССИЙ, РАБОТ С ВРЕДНЫМИ

И ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, НА КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЛИЦ МОЛОЖЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ <*>

 

———————————

<*> Извлечения из Постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. N 283/П-9 "Об утверждении Списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Бюллетень Госкомтруда СССР, 1981, N 3-7) с изменениями и дополнениями.

 

1. Сварочные работы:

Газосварщик; газорезчик; сварщик термитной сварки; сварщик на электронно-лучевой сварочной установке; электросварщик ручной сварки, на автоматических и полуавтоматических машинах; электрогазосварщик.

2. Слесарные и слесарно-сборочные работы:

Испытатель двигателей; паяльщик, занятый на работах со свинцом и сплавами, содержащими свинец; сверловщик-пневматик.

3. Кузнечно-прессовые работы:

Кузнец ручной ковки, на молотах и прессах; рессорщик на обработке горячего металла и др.

4. Окрасочные работы:

Маляр на работах: с красками, содержащими свинец, со светящимися красками, с грунтами и красками на органических растворителях; в закрытых ограниченных помещениях.

Сушильщик, занятый сушкой окрашенных деталей: нитрокрасками, красками, содержащими свинец, красками на органических растворителях, светящимися красками.

5. Общие профессии:

Аккумуляторщик, занятый зарядкой и ремонтом свинцовых аккумуляторов; антикоррозийщик; водитель автомобиля; газогенераторщик; генераторщик ацетиленовой установки; заправщик горючими и смазочными материалами; машинист автопогрузчика, подъемника (вышки), крана, штабелера, экскаватора; мойщик, занятый: мойкой тары из-под нефтепродуктов и химикатов, промывкой агрегатов, узлов и деталей двигателей, работающих на этилированном бензине; монтировщик шин; паяльщик по свинцу; приемщик баллонов.

Рабочие, занятые на всех видах работ: с применением пневматического инструмента; по транспортировке ядохимикатов; с применением этиловой жидкости; по обслуживанию специализированных складов с горюче-смазочными и взрывчатыми веществами, ядохимикатами, кислотами, щелочами, хлором и хлорной известью; на высоте.

Слесарь по ремонту автомобилей, занятый: на монтаже и демонтаже шин; ремонте автомобилей, перевозящих ассенизационные грузы, ядохимикаты и другие опасные грузы, а также работающих на этилированном бензине; регенераторщик отработанного масла; сливщик-разливщик, занятый: сливом сжиженного газа, на работах с нефтепродуктами; смазчик автомобильного транспорта.

Составитель лаков, красок, шпатлевок, содержащих свинец, бензол, метанол, ксилол, толуол, сложные спирты; на основе эфиров, эпоксидных смол, полиуретановых соединений, целлюлозы.

Стропальщик; чистильщик, занятый на очистке цистерн, танков, других емкостей от нефтепродуктов.

Все виды работ, связанные с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

 

Приложение 16

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

НОРМЫ

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ЛИЦ

МОЛОЖЕ ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ ПРИ ПОДЪЕМЕ И ПЕРЕМЕЩЕНИИ

ТЯЖЕСТЕЙ ВРУЧНУЮ <*>

 

———————————

<*> Утверждены Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

 

+————————+—————————————+

¦    Характер работы,    ¦ Предельно допустимая масса груза в кг ¦
¦показатели тяжести труда+——————-+——————-+

¦                        ¦       юноши       ¦      девушки      ¦
¦                        +—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+

¦                        ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦
¦                        ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦лет ¦
+————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+

¦Подъем и перемещение    ¦  3 ¦  3 ¦   4¦   4¦  2 ¦  2 ¦  3 ¦  3 ¦
¦вручную груза постоянно ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦в течение рабочей смены ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+

¦Подъем и перемещение    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦груза вручную в течение ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦не более 1/3 рабочей    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦смены:                  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦- постоянно (более 2-х  ¦  6 ¦  7 ¦  11¦  13¦  3 ¦  4 ¦  5 ¦  6 ¦
¦раз в час)              ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦- при чередовании с     ¦ 12 ¦ 15 ¦  20¦  24¦  4 ¦  5 ¦  7 ¦  8 ¦
¦другой работой (до 2-х  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦раз в час)              ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
+————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+

¦Суммарная масса груза,  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦перемещаемого в течение ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦смены:                  ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦- подъем с рабочей      ¦400 ¦500 ¦1000¦1500¦180 ¦200 ¦400 ¦500 ¦
¦поверхности             ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
¦- подъем с пола         ¦200 ¦250 ¦ 500¦ 700¦ 90 ¦100 ¦200 ¦250 ¦
+————————+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+—-+

 

Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускается, если это непосредственно связано с выполнением постоянной профессиональной работы.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 14 лет — 12 кг, 15 лет — 15 кг, 16 лет — 20 кг, 17 лет — 24 кг;

для девушек 14 лет — 4 кг, 15 лет — 5 кг, 16 лет — 7 кг, 17 лет — 8 кг.

 

Приложение 17

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

СОСТАВ

АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (АВТОМОБИЛЬНОЙ) И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ

ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ <*>

 

———————————

<*> Извлечения (приложения 1, 2) из Приказа Минздравмедпрома России от 20 августа 1996 г. N 325.

 

1. Состав аптечки

 

    1.1. Обезболивающие,  противовоспалительные и  противоожоговые

средства при травме (ушибе, переломе, вывихе), ранении, шоке

    1.1.1. Анальгин 0,5 и 10 (или аналог) …………. 1 упаковка

    1.1.2. Аспирин 0,5 и 10 ……………………… 1 упаковка

    1.1.3. Портативный гипотермический (охлаждающий)

пакет-контейнер …………………………………… 1 штука

    1.1.4. Раствор сульфацила натрия ……………….. 1 флакон

    1.2. Средства  для   остановки   кровотечения,   обработки   и

перевязки ран

    1.2.1. Жгут для остановки артериального кровотечения с

дозированной компрессией (сдавливанием) для само-