Постановление Минтруда РФ от 7 июля 1999 г. N 18

 

6.2. Требования к помещениям для стоянки

транспортных средств

 

6.2.1. Помещения для стоянки транспортных средств не должны непосредственно сообщаться:

а) с помещениями, где постоянно находятся работники;

б) с помещениями, где производятся работы с аккумуляторами, а также вулканизационные, кузнечные, сварочные, термические, медницкие, столярные, обойные, малярные, регенерационные работы;

в) с помещениями для хранения легковоспламеняющихся материалов, масел, обтирочных материалов;

г) с помещениями для технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

д) с котельной.

При необходимости такое сообщение может быть допущено при устройстве тамбур-шлюзов.

6.2.2. Помещения для стоянки транспортных средств должны иметь непосредственный выезд через ворота, открывающиеся наружу. Для прохода работников в таких воротах или отдельно должны быть устроены калитки. Въездные ворота и калитки должны оборудоваться устройствами тепловой завесы в соответствии с действующими нормами. Проезд должен быть постоянно свободным. Въезд в помещение не должен иметь порогов и выступов.

6.2.3. Полы в помещениях для стоянки транспортных средств должны быть твердыми, ровными, без выбоин, с уклоном и приямками для стока и сбора воды в специальные колодцы с маслоулавливателями.

6.2.4. Материалы, применяемые для устройства полов, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для уборки и удовлетворяющую гигиеническим и эксплуатационным требованиям, предъявляемым к данным помещениям.

6.2.5. В помещениях для хранения транспортных средств вдоль стен, у которых устанавливаются транспортные средства, устанавливаются колесоотбойные брусья или барьеры.

6.2.6. Высота помещений для стоянки транспортных средств от пола до выступающих элементов перекрытий, покрытий и т.п. должна быть не менее чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого транспортного средства, но не менее 2,2 м.

6.2.7. Полы должны иметь разметку, определяющую места установки транспортных средств. Расстояние между двумя рядом стоящими транспортными средствами должно быть достаточным для свободного открытия дверей кабины.

6.2.8. Ширина проездов и расстояние между местами стоянки транспортных средств устанавливается с учетом видов, типов транспортных средств и обеспечения безопасности при въезде (выезде).

6.2.9. Показатели микроклимата в помещениях для стоянки транспортных средств должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

6.2.10. Для стоянки электропогрузчиков, электрокар должно быть выделено специальное помещение, расположенное вблизи от зарядной аккумуляторной станции.

6.2.11. Стоянка электропогрузчиков, электрокар в производственных или вспомогательных помещениях может быть допущена как исключение с выделением для них специальной площадки и при условии, что они не будут загромождать проходы и проезды, а также будут обеспечены условия их безопасного содержания с исключением возможности несанкционированного использования их посторонними лицами.

6.2.12. Стоянка транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, и транспортных средств с двигателем, работающим на газообразном топливе, должна осуществляться раздельно друг от друга и от других транспортных средств.

6.2.13. Помещения для стоянки транспортных средств должны быть оборудованы вентиляционными системами, обеспечивающими требования по микроклимату согласно ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

6.2.14. В помещениях для стоянки транспортных средств не допускается:

а) ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;

б) пользование открытым огнем, сварка, пайка и т.п.;

в) работа двигателя после установки транспортного средства на стоянку;

г) производство подзарядки аккумуляторных батарей;

д) хранение материалов и предметов, не входящих в комплектацию транспортного средства;

е) применение бензина для протирки и обезжиривания деталей, протирки рук, чистки одежды и т.п.;

ж) хранение топлива в канистрах и других емкостях.

6.2.15. Транспортные средства, требующие ремонта, должны храниться отдельно в специально отведенном месте.

6.2.16. В помещении для стоянки транспортных средств должен быть вывешен на видном месте план расстановки транспортных средств и схема их эвакуации. Стенд с планом расстановки транспортных средств и схемой их эвакуации в ночное время должен быть освещен.

6.2.17. Помещения для стоянки транспортных средств должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения и системами пожарной безопасности в соответствии с требованиями ППБ 01-93 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" <*>.

———————————

<*> Утверждены Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, введены в действие Приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. N 536 (зарегистрированы в Минюсте России 27 декабря 1993 г. Регистрационный N 445). Изменения и дополнения введены Приказом МВД России от 25 июля 1995 г. N 282 (зарегистрированы в Минюсте России 15 августа 1995 г. Регистрационный N 933), Приказом МВД России от 10 декабря 1997 г. N 814 (зарегистрированы в Минюсте России 19 января 1998 г. Регистрационный N 1456), Приказом МВД России от 20 октября 1999 г. N 817 (зарегистрированы в Минюсте России 29 октября 1999 г. Регистрационный N 1961).

 

6.3. Требования к помещениям для технического

обслуживания и текущего ремонта транспортных средств

 

6.3.1. Помещения или пункты для технического обслуживания транспортных средств должны включать комплекс построек и сооружений, оснащенных соответствующим набором оборудования, установок, передвижных средств, приспособлений, приборов, инструмента, материалов и запасных частей, обеспечивающих безопасное и качественное выполнение операций по техническому обслуживанию транспортных средств.

6.3.2. В состав объектов, обеспечивающих техническое обслуживание транспортных средств, должны входить мастерские технического обслуживания, помещения для аккумуляторных работ, площадки для мойки транспортных средств, топливозаправочная площадка, маслосклад, помещения (площадки) для стоянки транспортных средств, находящихся в ежедневной эксплуатации, помещение (площадка) для стоянки передвижных средств обслуживания, пункт накачки шин, источники сжатого воздуха, объекты водо-, тепло- и электроснабжения, бытовые помещения, места отдыха.

6.3.3. Мастерская (пункт) технического обслуживания предназначена для проведения технического обслуживания транспортных средств и выполнения текущего ремонта транспортных средств. В мастерской должно быть оборудование, необходимое для безопасного и качественного выполнения всех технологических операций технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств при соблюдении санитарно-гигиенических требований к условиям труда.

6.3.4. Рабочие места и площадки, расположенные на высоте 1 м и более над уровнем пола, должны ограждаться перилами высотой не менее 0,9 м с промежуточным горизонтальным элементом и нижней сплошной обшивкой шириной не менее 0,1 м.

6.3.5. В мастерской должны находиться посты технического обслуживания по видам транспортных средств. Посты технического обслуживания должны оборудоваться осмотровыми канавами. Длина канавы должна быть больше длины обслуживаемого транспортного средства, при этом транспортное средство не должно закрывать входную лестницу в канаву и запасный выход. Ширина и глубина канав устанавливаются в зависимости от конструкции транспортных средств и особенностей оборудования. Канавы должны иметь направляющие предохранительные реборды. В местах перехода через канавы необходимо устанавливать съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

6.3.6. Для разбортовки и забортовки колес, накачки шин должен быть выделен специальный пункт (участок), оснащенный необходимыми стендами, системой подачи сжатого воздуха, контрольной аппаратурой и защитными приспособлениями.

6.3.7. Пост мойки транспортных средств должен быть отделен от других постов глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием, иметь насосную станцию с резервуарами для воды, грязеотстойником с бензо-маслоуловителем и маслосборный колодец.

Полы поста мойки должны быть бетонными и иметь уклон не менее 2:100 в сторону приемных колодцев, отстойников и уловителей, расположение которых должно исключать попадание вод от мойки транспортных средств на территорию организации и за ее пределы.

6.3.8. Посты технического обслуживания оборудуются общеобменной вентиляцией с подачей приточного воздуха рассредоточенно. Удаление воздуха должно осуществляться из верхней зоны помещения.

6.3.9. В помещениях для регулировки и испытаний двигателей внутреннего сгорания, для зарядки аккумуляторных батарей устраиваются местные отсосы для каждого поста технического обслуживания.

6.3.10. Помещения для технического обслуживания транспортных средств оборудуются центральным отоплением, при этом температура воздуха должна обеспечиваться:

а) в помещениях для обслуживания машин — не ниже 16 град. C;

б) в помещениях для хранения запасных частей, инструмента и т.п. — не ниже 10 град. C.

6.3.11. Помещения для технического обслуживания и хранения транспортных средств должны быть оснащены общим, местным, комбинированным и аварийным освещением с уровнями освещенности каждой системы освещения в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".

6.3.12. Помещения для технического обслуживания транспортных средств оборудуются хозяйственно-фекальной и производственной канализацией.

6.3.13. Пункт освидетельствования газовых баллонов и топливных систем двигателей транспортных средств, работающих на газообразном топливе, должен быть размещен в отдельном помещении.

6.3.14. Помещение для регулировки приборов газовой системы питания непосредственно на двигателе транспортного средства должно быть отделено от других производственных помещений.

6.3.15. Участки технического обслуживания и текущего ремонта обеспечиваются душевыми, гардеробными, умывальными, туалетными и другими санитарно-бытовыми помещениями по установленным нормативам.

6.3.16. Полы постов и помещений технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств должны быть ровными и нескользкими, стойкими к воздействию агрессивных материалов (веществ), используемых при техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств, удобными для регулярной влажной уборки и чистки от остатков топливо-смазочных материалов, иметь уклон не менее 1:100 для стока воды.

6.3.17. Производственные участки, при работах на которых могут выделяться вредные вещества, пары, пыль и т.п., должны быть изолированы от других помещений.

6.3.18. Помещения для ремонта и хранения транспортных средств должны иметь разметку расстановки транспортных средств, выполненную стойкими красителями контрастных цветов.

6.3.19. Сварочные посты располагаются в кабинах с ограждениями из негорючих материалов. Площадь кабины должна быть не менее 3 кв. м с зазором ограждающих конструкций от пола в 50 — 100 мм.

6.3.20. Помещение для ацетиленового генератора должно быть изолированным, одноэтажным, без чердачных и подвальных помещений, иметь легкосбрасываемое покрытие и выход непосредственно наружу, механическую приточную вентиляцию во взрывозащищенном исполнении и естественную вытяжную вентиляцию, наружное электрическое освещение через наглухо закрытые фрамуги окон. На двери помещения должна быть табличка "Посторонним вход воспрещен".

6.3.21. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны иметь выход в помещение со ступенчатой лестницей шириной не менее 0,7 м, оборудованы приточной вентиляцией и не должны загромождаться посторонними предметами. Выход из одиночной тупиковой осмотровой канавы должен быть устроен со стороны, противоположной заезду транспортного средства.

6.3.22. Отделка стен осмотровых канав и помещений, где возможно загрязнение, должна быть выполнена керамической плиткой с учетом возможности систематической мокрой уборки. Пол в канаве должен иметь уклон 2:100 для стока воды.

6.3.23. Для производства окрасочных работ должны предусматриваться два помещения: одно для окраски и сушки, другое для приготовления красок.

6.3.24. Размеры окрасочной камеры должны обеспечивать удобный подход маляра к окрашиваемому объекту, проходы между стенкой камеры и окрашиваемым объектом должны быть шириной не менее 1,2 м.

6.3.25. Камера для окраски деталей оборудуется транспортером, тележкой или подъемником.

6.3.26. Камера для горячей сушки должна иметь надежную теплоизоляцию, обеспечивающую температуру наружной стенки камеры не выше 45 град. C.

6.3.27. Если окраска производится вне окрасочной камеры, то проем ворот из смежного помещения в окрасочное отделение должен быть оборудован тамбур-шлюзом.

6.3.28. В помещениях для технического обслуживания транспортных средств показатели микроклимата и допустимое содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

6.3.29. Помещения для мойки транспортных средств и деталей должны быть изолированы от других помещений,

6.3.30. Помещения, где производится регенерация масел, зарядка аккумуляторных батарей, окрасочные и другие работы, связанные с выделением взрывоопасных веществ, должны быть оборудованы изолированной от вентиляционных систем других помещений приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем во взрывозащищенном исполнении.

6.3.31. Отводимый из производственных помещений обслуживания транспортных средств воздух перед выбросом в атмосферу должен пройти очистку, и содержание вредных веществ в нем не должно превышать установленных нормативных значений.

6.3.32. Допустимые уровни шума на рабочих местах в помещениях для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств должны соответствовать нормативным значениям пункта 5 таблицы 1 ГОСТ 12.1.003-83* "ССБТ. Шум. Общие требования безопасности".

Зоны с уровнем звука или эквивалентным уровнем звука выше 80 дБА должны быть обозначены знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76* "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".

Работающие в этих зонах должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха по ГОСТ 12.4.051-87 "ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний".

6.3.33. При работах по техническому обслуживанию и текущему ремонту транспортных средств с использованием ручного пневмо- и электроинструмента на работника возможно воздействие локальной вибрации, значения параметров которой должны соответствовать указанным в таблице 5 ГОСТ 12.1.012-90 "ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования".

Гигиенические требования к ручному инструменту по вибрационным параметрам и организация работ с ним определены СанПиН 2.2.2.540-96 "Гигиенические требования к ручным инструментам и организация работ. Санитарные правила и нормы".

6.3.34. Рабочие места в помещениях для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств должны располагаться так, чтобы исключалась возможность наезда транспортных средств на работников, работающих на этих рабочих местах.

6.3.35. Границы проезжей части транспортных путей в помещениях для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств должны быть установлены с учетом наибольших габаритов имеющихся в организации транспортных средств. Расстояние от границы проезжей части до элементов конструкций зданий или до оборудования должно быть не менее 0,8 м. На транспортных путях в помещениях в стесненных местах должны быть установлены дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 10807-78* "Знаки дорожные. Общие технические условия" и нанесена разметка в соответствии с ГОСТ 13508-74* "Разметка дорожная".

 

6.4. Требования к помещениям для зарядки

аккумуляторных батарей

 

6.4.1. Помещения для зарядки аккумуляторных батарей должны удовлетворять требованиям Правил эксплуатации электроустановок потребителей.

6.4.2. Зарядные помещения должны иметь отделения: зарядное, ремонтное, агрегатное, кислотное, щелочное.

6.4.3. Ремонтное отделение должно быть обеспечено грузоподъемными механизмами. Электродвигатели грузоподъемных механизмов и другое электрооборудование должно иметь взрывозащищенное исполнение.

6.4.4. В щелочном отделении должен быть предусмотрен шкаф с вытяжной вентиляцией.

6.4.5. Запрещается в одном помещении производить зарядку аккумуляторных батарей и приготовление электролита, приготовление электролита для кислотных и щелочных аккумуляторов.

6.4.6. Площади зарядных помещений должны обеспечивать свободную установку батарей под зарядку и снятие их с зарядки. В небольших организациях при односменной работе транспортных средств допускается заряжать и подзаряжать аккумуляторные батареи без снятия с транспортных средств. При этом расстояние между транспортными средствами должно быть таким, чтобы была обеспечена необходимая маневренность транспортных средств при въезде в помещение, постановке их под зарядку и выезде.

6.4.7. Все зарядные устройства, зарядные щиты и другая аппаратура (реостаты, реле обратного тока и т.п.) должны устанавливаться в отдельном помещении, отделенном несгораемой стеной от помещения, в котором производится зарядка аккумуляторных батарей. Стена должна обеспечивать также непроницаемость для газов, выделяющихся в процессе зарядки аккумуляторов.

6.4.8. Клеммные соединения в открытом исполнении, а также штепсельные соединения разрешается применять только в зоне помещения, в которой производится зарядка аккумуляторных батарей.

6.4.9. Помещения электролитной, аккумуляторной мастерской и кладовые химикатов относятся к помещениям с химически активной средой и должны оборудоваться принудительной общеобменной вентиляцией.

6.4.10. Вытяжные вентиляционные устройства в помещениях для зарядки аккумуляторных батарей должны иметь блокировку, обеспечивающую отключение тока зарядки аккумуляторных батарей при прекращении работы вентиляции. Вентиляторы должны иметь взрывозащищенное исполнение.

6.4.11. В зарядном и щелочном отделениях для освещения должна применяться арматура повышенной надежности против взрыва, в ремонтных отделениях должно предусматриваться местное освещение с напряжением в сети не выше 42 В с соответствующей арматурой.

6.4.12. На двери зарядного помещения должны быть размещены плакаты: "Огнеопасно", "С огнем не входить", "Курить воспрещается".

6.4.13. Зарядное помещение должно оборудоваться средствами пожаротушения в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.037-78* "ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности".

6.4.14. При одновременной зарядке не более 10 аккумуляторных батарей допускается иметь только два помещения:

помещение для ремонта аккумуляторных батарей;

помещение для приготовления электролита.

Зарядку аккумуляторных батарей следует производить в вытяжных шкафах при включенной вентиляции в помещении для ремонта аккумуляторных батарей.

6.4.15. Если в организации менее 200 транспортных средств, то отдельное помещение для приготовления электролита может не предусматриваться.

6.4.16. В помещении для зарядки кислотных аккумуляторов должны быть: умывальник, постоянно наполненный водой, мыло, вата, полотенце, флаконы с 5 — 10% водным раствором питьевой соды для нейтрализации пораженных участков кожного покрова и флаконы с 2 — 3% водным раствором питьевой соды для промывки глаз.

6.4.17. В помещении для зарядки щелочных аккумуляторов должны быть: умывальник, постоянно наполненный водой, мыло, полотенце и в качестве нейтрализующего раствора должны применяться 5 — 10% водный раствор борной кислоты для обработки пораженных участков кожного покрова и 2 — 3% водный раствор борной кислоты для промывки глаз.

 

7. РЕЖИМЫ ТРУДА И ОТДЫХА

 

Режимы труда и отдыха работников, занятых эксплуатацией транспортных средств на производственной территории организации, их обслуживанием и ремонтом, определяются правилами внутреннего трудового распорядка организации <*>.

———————————

<*> Приложение 12.

 

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОТБОРУ И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ

ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА

 

8.1. К работникам, обслуживающим транспортные средства, предъявляются требования соответствия их физических, физиологических, психологических и др. данных характеру выполняемых работ.

8.2. Проверка состояния здоровья работников, обслуживающих и эксплуатирующих транспортные средства, производится при первоначальном допуске их к работе и периодически в порядке, определенном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 г. N 405 "О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников" <*>.

———————————

<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997, N 2 (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1996 г. Регистрационный N 1224).

 

8.3. К управлению транспортными средствами могут допускаться работники не моложе 18 лет, соответствующие по своим физическим, физиологическим, психологическим и другим данным характеру выполняемых работ и виду (типу) транспортного средства, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам и приемам труда, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, при этом:

а) водители транспортных средств должны проходить предрейсовый медицинский осмотр перед допуском их к работе на линии;

б) водители электрифицированного промышленного транспорта должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй. Проверка знаний по электробезопасности должна проводиться ежегодно;

в) водители погрузчиков должны быть обучены, кроме того, безопасным приемам работы с грузом (подъем, штабелирование, снятие груза со штабеля).

8.4. Не допускается применение труда женщин <*> и лиц моложе 18 лет <**> на работах, включенных в списки производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда.

———————————

<*> Приложения 13, 14.

<**> Приложения 15, 16.

 

8.5. При обнаружении у работников, связанных с эксплуатацией транспортных средств, признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья вследствие воздействия опасных или вредных производственных факторов, работодатель на основе медицинского заключения переводит работника в установленном порядке на другую работу, где указанные опасные или вредные производственные факторы отсутствуют или их проявление не выходит за пределы установленных санитарно-гигиенических норм.

8.6. Водители транспортных средств должны знать и выполнять:

а) правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда;

б) правила дорожного движения Российской Федерации;

в) правила устройства и безопасной эксплуатации транспортных средств;

г) правила перевозки грузов;

д) режимы труда и отдыха при перевозке грузов вне производственной территории организации;

е) правила личной гигиены.

Водители транспортных средств должны знать и владеть практическими навыками оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, должны уметь ликвидировать очаги возгорания на транспортном средстве при работе на линии.

8.7. Работники, осуществляющие эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проходят обучение и инструктаж по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения".

8.8. Проверка знаний работников, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проводится комиссией организации, члены которой проходят проверку знаний по охране труда в установленном порядке.

8.9. В состав комиссии включаются работники службы охраны труда, главные специалисты, уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представители профсоюзных органов или другого представительного органа трудового коллектива. В необходимых случаях приглашаются представители государственной инспекции по охране труда, других государственных органов надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов.

Члены комиссии должны иметь документ, удостоверяющий их права на работу в данной комиссии, выданный организацией, имеющей соответствующее разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций.

Проведение проверки знаний оформляется протоколом с выдачей удостоверений в установленном порядке.

8.10. Работники, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более трех лет, а при работе с опасными производственными объектами более одного года, проходят обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране и безопасности труда до допуска их к самостоятельной работе.

8.11. Водители погрузчиков, работающие с грузоподъемными механизмами и устройствами, должны быть обучены также по программе стропальщика и иметь удостоверение на право производства этих работ.

8.12. Водители транспортных средств при переводе с одного типа транспортного средства на другой перед допуском к самостоятельной работе проходят инструктаж, стажировку и, в необходимых случаях, сдачу экзаменов по управлению тем типом транспортного средства, на который они переведены.

8.13. Водители, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством, выданное квалификационной комиссией организации, и перерыв в работе по специальности более одного года, перед началом работы на транспортном средстве организации проходят проверку знаний в квалификационной комиссии организации с отметкой об этом в удостоверении.

8.14. Руководители и специалисты предприятий транспорта, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, проходят специальную подготовку и аттестацию в соответствии с "Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" <*>.

———————————

<*> Утверждено Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11 (зарегистрировано в Минюсте России 18 апреля 1994 г. Регистрационный N 548).

 

8.15. Работник, приступающий к выполнению работ, связанных с эксплуатацией транспортных средств, должен быть ознакомлен:

а) с должностной инструкцией или с инструкцией по охране труда;

б) с условиями труда на рабочем месте, правилами и приемами безопасного выполнения работ;

в) с транспортно-технологической схемой и с организацией движения транспортных средств в организации;

г) с опасными и вредными производственными факторами в подразделении;

д) с имеющимися средствами коллективной и индивидуальной защиты;

е) с мероприятиями по улучшению условий и охраны труда;

ж) с правилами противопожарной безопасности, наличием и размещением средств сигнализации и пожаротушения, со схемой и маршрутом эвакуации в аварийной ситуации;

з) с правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы организации.

8.16. Проверка знаний по охране труда у руководителей и специалистов при назначении их на должность проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, периодические проверки проводятся не реже одного раза в три года.

8.17. Работникам, прошедшим в комиссии организации проверку знаний по охране труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенной печатью организации.

8.18. Руководители и специалисты, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной их подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.

Вопрос о возможности занимать должность руководителями или специалистами подразделений организации, не прошедшими проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем организации с учетом рекомендации службы охраны труда.

8.19. Работодатель в соответствии с Правилами обязан:

а) организовать разработку вновь или обеспечить приведение в соответствие с Правилами инструкции по охране труда для работников;

б) организовать обучение и проверку знаний работников по охране труда с включением в программу изучения приемов и получения практических навыков оказания пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях первой медицинской помощи;

в) организовать и создать в организации условия безопасной эксплуатации транспортных средств;

г) организовать контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

8.20. Работники, занятые на работах с опасными грузами, проходят специальное обучение по безопасному обращению с этими грузами, и допуск их к работе осуществляется после проверки наличия у них соответствующего удостоверения на право работы с опасными грузами.

8.21. С целью выявления водителей, находящихся в болезненном состоянии, в состоянии алкогольного или другого вида опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в состоянии утомления, в организации устанавливается порядок проведения медицинскими работниками ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств перед выездом их на линию (с отстранением от управления транспортным средством при обнаружении отклонений) и по окончании работы.

О прохождении водителем предрейсового медицинского осмотра делается отметка в путевом листе.

8.22. Требования инструкции по охране труда являются обязательными и их невыполнение работниками рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

 

9. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ

 

9.1. Работодатель обеспечивает безопасные условия производства работ.

9.2. Выбор средств защиты должен производиться с учетом требований безопасности для каждого конкретного вида работ. Средства защиты должны отвечать требованиям стандартов, технической эстетики и эргономики, обеспечивать эффективную защиту и удобство при эксплуатации.

9.3. Средства защиты приводятся в готовность к применению до начала рабочего процесса.

9.4. Средства защиты, на которые не имеется технической документации, сертификата качества, к применению не допускаются.

9.5. Средства индивидуальной защиты следует применять в тех случаях, когда безопасность работ не может быть обеспечена другими способами. Эти средства носят вспомогательный характер и не должны подменять технические и организационные мероприятия по обеспечению нормальных условий труда.

9.6. При выборе средств индивидуальной защиты необходимо учитывать конкретные условия, вид и длительность воздействия опасных и вредных производственных факторов.

9.7. Для защиты работников от опасных и вредных производственных факторов работодатель своевременно обеспечивает их специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты не ниже установленных норм в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты <*>.

———————————

<*> Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. N 51 (Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1999, N 2, зарегистрированы в Минюсте России 5 февраля 1999 г. Регистрационный N 1700).

 

9.8. Выдаваемые работникам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы и обеспечивать безопасность труда.

9.9. Чистка специальной одежды струей сжатого воздуха, керосином, бензином, эмульсией, растворителями не допускается.

9.10. Работники, производящие работы при ремонте или техническом обслуживании транспортных средств в лежачем, сидячем положениях или с колена, обеспечиваются матами или наколенниками из материала низкой теплопроводности и водопроницаемости.

9.11. Работники, участвующие в работах, при выполнении которых выделяются вредные газы, пыль, искры, отлетающие осколки, стружка и т.п., обеспечиваются респираторами или противогазами, очками, масками, шлемами.

9.12. Работникам, имеющим зрение с отклонением от нормы, выдаются корригирующие очки.

9.13. Работодатель обеспечивает химическую чистку, стирку, ремонт, а на работах, связанных со значительной запыленностью и воздействием ядовитых или токсичных веществ, кроме того, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, обезвреживание специальной одежды и других средств индивидуальной защиты за счет организации в сроки, устанавливаемые с учетом производственных условий. На это время работникам выдается сменный комплект средств индивидуальной защиты.

9.14. Для стирки, химической чистки и ремонта специальной одежды и ремонта специальной обуви в организации должны предусматриваться прачечная, отделение химической чистки и помещения для ремонта одежды и обуви. Допускается организация одной прачечной или одного отделения химической чистки для группы близко расположенных друг от друга организаций, а также организация стирки, химической чистки и ремонта специальной одежды и ремонта специальной обуви по договорам со специализированными организациями бытового обслуживания.

9.15. В общих случаях стирку специальной одежды следует производить один раз в 6 дней — при сильном загрязнении и один раз в 10 дней — при умеренном загрязнении.

9.16. В случае порчи, пропажи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты не по вине работника, работодатель выдает ему другой комплект исправной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

9.17. Средства индивидуальной защиты подвергаются периодически контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные техническими условиями на них.

9.18. Работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением, выдается мыло по установленным нормам. Водитель транспортного средства должен иметь моющие средства (мыло), полотенце, ветошь.

Водителям, имеющим контакт с СОЖ, маслами, лакокрасочными и другими подобными материалами (веществами), выдаются защитные мази и пасты.

9.19. Стропальщики, водители погрузчиков и другие работники, занятые на работах, где существует опасность падения предметов сверху, обеспечиваются защитными касками.

9.20. При выполнении работ с опасными грузами работники обеспечиваются сменными или временными средствами индивидуальной защиты (кислостойкими перчатками, рукавицами, фартуками, резиновыми сапогами, респираторами, противогазами).

9.21. В каждом производственном помещении, предназначенном для стоянки, обслуживания и ремонта транспортных средств, их узлов и агрегатов, должна быть аптечка первой помощи <*>, и каждый работник инструктируется по правилам пользования аптечкой, а в каждой смене на каждом участке работ должен быть работник, обученный приемам и способам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

———————————

<*> Приложение 17.

 

9.22. Работники без средств индивидуальной защиты, положенных по Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, к работе допускаться не должны.

 

10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ

 

10.1. Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

 

Приложение 1

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ТРЕБОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

 

1. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации осуществляется автотранспортными организациями, имеющими соответствующую лицензию на право перевозки опасных грузов (п. 2.1 "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" <*>, далее — Правила).

———————————

<*> Утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 г. N 73 ("Российский вестник", 26 января 1996 г., N 15, зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 1995 г. Регистрационный N 997).

 

2. Правила (п. 1.2 Правил) не распространяются:

а) на технологические перемещения опасных грузов внутри территории организаций, которыми осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования;

б) на перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел;

в) на перевозки ограниченного количества опасных веществ (определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза) на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

3. Грузоотправитель опасных грузов при транспортировании их автомобильным транспортом (п. 3.1 Правил) обязан:

а) заключить договор с автотранспортной организацией на перевозку опасных грузов;

б) при наличии договора представить в автотранспортную организацию заявку на перевозку опасного груза (при отсутствии договора — разовую заявку на перевозку опасного груза);

в) при принятии заявки на перевозку опасного груза представить в автотранспортную организацию товарно-транспортную накладную (в 4-х экземплярах), аварийную карточку системы информации об опасности;

г) при подготовке опасного груза к перевозке проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно-разгрузочной площадки требованиям п. п. 2.9 и 4.3 Правил;

д) на каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) представить паспорт безопасности вещества (материала);

е) произвести погрузку отправляемого опасного груза на транспортное средство автотранспортной организации с соблюдением инструкций по безопасному производству этих работ.

4. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов транспортного средства (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).

5. При перевозке опасных грузов должны соблюдаться следующие требования:

а) движение транспортных средств с опасным грузом осуществляется по маршруту, согласованному с территориальными органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения, с соблюдением скоростного режима движения и мест стоянки;

б) на транспортное средство устанавливается знак ограничения скорости движения;

в) при движении по ровной дороге дистанция между транспортными средствами в колонне устанавливается не менее 50 м, в горных условиях (при подъемах и спусках) — не менее 300 м;

г) при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. Об этом указывается в аварийной карточке системы информации об опасности;

д) работник, ответственный за перевозку опасного груза (старший по колонне), должен находиться в кабине первого следующего в колонне транспортного средства, работник охраны (сопровождения) груза должен находиться в кабине последнего следующего в колонне транспортного средства;

е) стоянка транспортных средств, перевозящих опасные грузы, в населенных пунктах, а также на расстоянии менее 200 м от жилых строений и мест скопления людей не допускается. Порядок остановок и стоянок транспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется в соответствии с условиями, содержащимися в аварийной карточке системы информации об опасности перевозимого груза.

6. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами (п. 2.9 Правил) должны производиться на специально оборудованных постах. При этом одновременно может осуществляться загрузка или разгрузка только одного транспортного средства.

7. Места (посты) для погрузки или выгрузки опасных грузов, места для стоянки груженых опасными грузами транспортных средств должны располагаться не ближе 125 м от производственных и складских помещений и не ближе 50 м от магистральных дорог.

8. Места производства работ с опасными грузами с использованием грузоподъемных механизмов огораживаются с установкой по периметру ограждения знаков безопасности в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76* "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".

9. В места производства погрузочно-разгрузочных работ допускаются только работники, непосредственно связанные с этими работами.

10. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе транспортного средства. Водитель при этом должен находиться за пределами опасной зоны, за исключением случая, когда водитель управляет грузоподъемными или сливными механизмами, установленными на транспортном средстве и работающими от двигателя транспортного средства.

11. Транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов, являются специальными или специально подготовленными для этих целей и должны отвечать требованиям обеспечения безопасной перевозки с учетом конкретных опасных свойств транспортируемых грузов. Эти транспортные средства допускаются к эксплуатации в порядке, установленном Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

12. Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего опасные грузы, не должна располагаться под кузовом автомобиля и должна быть выведена под передний бампер с правой стороны с наклоном выпускного отверстия трубы вниз.

13. Транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, укомплектовывается инструментом, оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с требованиями п. 4.1.9 Правил.

14. На транспортом средстве, используемом для перевозки опасных грузов, устанавливается информационная таблица, содержащая знак опасности, серийный номер Организации Объединенных Наций (ООН), код экстренных мер.

15. Транспортные средства и погрузочно-разгрузочные площадки, тара, загрязненные ядовитыми (токсичными) веществами, подвергаются тщательной очистке, мойке, обезвреживанию.

16. При погрузке, перевозке и выгрузке опасных грузов курение и пользование открытым огнем не допускается.

17. Не допускается выполнение погрузочно-разгрузочных работ со взрыво- и пожароопасными грузами во время грозы.

18. После окончания погрузки (выгрузки) грузов, являющихся источниками биологической опасности, помещения, площадки, места производства работ, грузоподъемные механизмы, транспортные средства, инвентарь и т.п. должны быть обезврежены.

19. Требования обеспечения безопасности при перевозке, погрузке, разгрузке, хранении опасных грузов и других работах с ними включаются в инструкции по охране труда работников, выполняющих эти работы.

20. Контроль за погрузочно-разгрузочными операциями с опасными грузами осуществляет представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающий груз.

21. В обязанности работника, сопровождающего во время транспортировки опасный груз (п. 2.5.2 Правил), входит:

а) сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;

б) инструктаж сотрудников охраны и водителей транспортных средств;

в) внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза), приемка груза;

г) наблюдение за погрузкой, размещением и креплением груза на транспортном средстве;

д) соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок транспортных средств с опасным грузом;

е) организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности по маршруту движения транспортных средств с опасным грузом;

ж) сдача опасного груза по прибытии на место назначения.

22. Организация, осуществляющая работы с опасными грузами, разрабатывает планы предупреждения, локализации и ликвидации последствий аварий <*> и инцидентов <**>, включающие:

а) систему оповещения о случившейся аварии или инциденте;

б) создание аварийной бригады (группы);

в) действия аварийной бригады (группы) в аварийной ситуации;

г) перечень необходимых средств для ликвидации аварии или инцидента;

д) процесс (технологию) ликвидации аварии или инцидента;

е) порядок обучения членов аварийной бригады (группы);

ж) мероприятия по предупреждению аварий, инцидентов.

———————————

<*> Авария — разрушение сооружения и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588).

<**> Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (соответствует редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

 

23. Действия аварийной бригады (группы) на месте происшествия аварии или инцидента включают:

а) обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;

б) оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

г) проведение дезактивации, дезинфекции;

д) оповещение о случившейся аварии или инциденте организации-изготовителя, грузоотправителя, органов государственного надзора и контроля по их компетенции, а при угрозе населению и окружающей среде, кроме того, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

 

Приложение 2

к Межотраслевым правилам

по охране труда при эксплуатации

промышленного транспорта

(напольный безрельсовый

колесный транспорт), утвержденным

Постановлением Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 7 июля 1999 г. N 18

 

ТРЕБОВАНИЯ

К МАТЕРИАЛАМ (ВЕЩЕСТВАМ) И СПОСОБАМ ОБРАЩЕНИЯ С НИМИ

 

1. Опасные материалы (вещества), поступающие в организацию, в соответствии с ГОСТ Р 50587-93 "Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения" должны иметь паспорт безопасности, содержащий условия обеспечения безопасности при их производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

Хранение и транспортирование различных опасных материалов (веществ) производится с учетом их совместимости (таблица 1), совместимость опасных грузов и грузов общего назначения определяется по данным таблицы 2.

 

Таблица 1

(извлечения из Приказа

Минтранса России

от 8 августа 1995 г. N 73)

 

СОВМЕСТИМОСТЬ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ

 

+———+—————————-+—————————+

¦ Класс  ¦  Подклассы опасных грузов  ¦Номера подклассов опасных ¦
¦опасного+———————+——-+грузов, совместимых при   ¦
¦ груза  ¦    наименование    ¦ номер ¦перевозке с данным под-   ¦
¦        ¦                    ¦       ¦классом                   ¦
+———+———————+——-+—————————+

¦1.      ¦Опасность взрыва    ¦  1.1  ¦1.1                       ¦
¦Взрывча-¦массой (весь груз)  ¦       ¦                          ¦
¦тые ве- +———————+——-+—————————+

¦щества  ¦Не взрывающиеся     ¦  1.2  ¦1.2                       ¦
¦        ¦массой              ¦       ¦                          ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Опасность пожара с  ¦  1.3  ¦1.3; 1.4; 1.5; 1.6        ¦
¦        ¦незначительным      ¦       ¦                          ¦
¦        ¦взрывчатым действием¦       ¦                          ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Не дающие разрушений¦  1.4  ¦1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 2.1;  ¦
¦        ¦упаковок            ¦       ¦2.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2;  ¦
¦        ¦                    ¦       ¦8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4     ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Взрывающиеся массой ¦  1.5  ¦1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 2.1;  ¦
¦        ¦и нечувствительные к¦       ¦2.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2;  ¦
¦        ¦детонации           ¦       ¦8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4     ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Не взрывающиеся     ¦  1.6  ¦1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 2.1;  ¦
¦        ¦массой и нечувстви- ¦       ¦2.2; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2;  ¦
¦        ¦тельные к детонации ¦       ¦8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4     ¦
+———+———————+——-+—————————+

¦2. Газы ¦Невоспламеняющиеся; ¦  2.1  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦сжатые, ¦неядовитые          ¦       ¦2.3; 2.4; 3.1; 3.2; 3.3;  ¦
¦сжижен- ¦                    ¦       ¦4.1; 4.2; 4.3; 5.1; 5.2;  ¦
¦ные и   ¦                    ¦       ¦6.1; 6.2; 7; 8; 9.1; 9.2; ¦
¦раство- ¦                    ¦       ¦9.3; 9.4                  ¦
¦ренные  +———————+——-+—————————+

¦под дав-¦Ядовитые            ¦  2.2  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦лением  ¦                    ¦       ¦3.1; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2;  ¦
¦        ¦                    ¦       ¦8; 9.2; 9.3; 9.4          ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Легковоспламеняющие-¦  2.3  ¦2.1; 2.3; 3.3; 5.1; 5.2;  ¦
¦        ¦ся                  ¦       ¦8; 9.2; 9.3               ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Легковоспламеняющие-¦  2.4  ¦2.1; 2.4                  ¦
¦        ¦ся, ядовитые        ¦       ¦                          ¦
+———+————+———+——-+—————————+

¦3. Лег- ¦Температура¦ниже -18¦  3.1  ¦2.1; 3.1                  ¦
¦ковос-  ¦вспышки в  ¦град. C ¦       ¦                          ¦
¦пламеня-¦закрытом   +———+——-+—————————+

¦ющиеся  ¦сосуде     ¦от -18  ¦  3.2  ¦2.1; 3.2; 3.3; 6.1; 6.2;  ¦
¦жидкости¦           ¦град. C ¦       ¦8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4     ¦
¦        ¦           ¦до 23   ¦       ¦                          ¦
¦        ¦           ¦град. C ¦       ¦                          ¦
¦        ¦           +———+——-+—————————+

¦        ¦           ¦от 23   ¦  3.3  ¦2.1; 2.2; 2.3; 3.3; 4.1;  ¦
¦        ¦           ¦град. C ¦       ¦4.3; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2;  ¦
¦        ¦           ¦до 61   ¦       ¦7; 8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4  ¦
¦        ¦           ¦град. C ¦       ¦                          ¦
+———+————+———+——-+—————————+

¦4. Лег- ¦Твердые             ¦  4.1  ¦2.1; 3.3; 4.1             ¦
¦ковос-  +———————+——-+—————————+

¦пламеня-¦Самовозгорающиеся   ¦  4.2  ¦2.1; 4.2                  ¦
¦ющиеся  +———————+——-+—————————+

¦вещества¦Выделяющие при      ¦  4.3  ¦2.1; 3.3; 4.3; 9.1; 9.2;  ¦
¦и мате- ¦взаимодействии с    ¦       ¦9.3; 9.4                  ¦
¦риалы   ¦водой легковоспламе-¦       ¦                          ¦
¦        ¦няющиеся газы       ¦       ¦                          ¦
+—-+—+———————+——-+—————————+

¦5.  ¦Окисляющие вещества     ¦  5.1  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦2.3; 3.3; 5.1; 5.2; 6.1;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦6.2; 8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4¦
¦    +————————+——-+—————————+

¦    ¦Органические перекиси   ¦  5.2  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦2.3; 3.3; 5.1; 5.2; 6.1;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦6.2; 8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4¦
+—-+————————+——-+—————————+

¦6.  ¦Ядовитые вещества       ¦  6.1  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦3.2; 3.3; 5.1; 5.2; 6.1;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦6.2; 8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4¦
¦    +————————+——-+—————————+

¦    ¦Инфекционные вещества   ¦  6.2  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦3.2; 3.3; 5.1; 5.2; 6.1;  ¦
¦    ¦                        ¦       ¦6.2; 8; 9.1; 9.2; 9.3; 9.4¦
+—-+————————+——-+—————————+

¦7. Радиоактивные вещества    ¦  7    ¦7                         ¦
+——————————+——-+—————————+

¦8. Едкие и коррозионные      ¦  8    ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦   вещества                  ¦       ¦2.3; 3.2; 3.3; 5.1; 5.2;  ¦
¦                             ¦       ¦6.1; 6.2; 8; 9.1; 9.2; 9.3¦
+———+———————+——-+—————————+

¦9. Ве-  ¦Твердые и жидкие с  ¦  9.1  ¦1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 2.1;  ¦
¦щества с¦температурой всп. от¦       ¦3.2; 3.3; 4.3; 5.1; 5.2;  ¦
¦относи- ¦61 град. C до 100   ¦       ¦6.1; 6.2; 8; 9.1; 9.2;    ¦
¦тельно  ¦град. С             ¦       ¦9.3; 9.4                  ¦
¦низкой  +———————+——-+—————————+

¦опас-   ¦Едкие и коррозионные¦  9.2  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦ностью  ¦при определенных    ¦       ¦2.3; 3.2; 3.3; 4.3; 5.1;  ¦
¦при     ¦условиях            ¦       ¦5.2; 6.1; 6.2; 8; 9.1;    ¦
¦транс-  ¦                    ¦       ¦9.2; 9.3; 9.4             ¦
¦порти-  +———————+——-+—————————+

¦ровке   ¦Слабоядовитые       ¦  9.3  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦        ¦раздражающие        ¦       ¦2.3; 3.2; 3.3; 4.3; 5.1;  ¦
¦        ¦                    ¦       ¦5.2; 6.1; 6.2; 8; 9.1;    ¦
¦        ¦                    ¦       ¦9.2; 9.3; 9.4             ¦
¦        +———————+——-+—————————+

¦        ¦Имеющие повышенное  ¦  9.4  ¦1.4; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2;  ¦
¦        ¦давление в упаковке ¦       ¦2.3; 3.2; 3.3; 4.3; 5.1;  ¦
¦        ¦                    ¦       ¦5.2; 6.1; 6.2; 8; 9.1;    ¦
¦        ¦                    ¦       ¦9.2; 9.3; 9.4             ¦
+———+———————+——-+—————————+

 

Примечание. Классификация опасных грузов по характеру и степени опасности согласно приложению 7 "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (Приказ Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73).

 

Таблица 2

(извлечение из Приказа

Минтранса России

от 8 августа 1995 г. N 73)

 

СОВМЕСТИМОСТЬ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ГРУЗОВ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

ПРИ СОВМЕСТНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ

 

+—————+————————————————-+

¦    Классы    ¦ Перечень грузов общего назначения, недопустимых ¦
¦  и подклассы ¦             к совместной перевозке              ¦
¦опасных грузов¦                                                 ¦
+—————+————————————————-+

¦1             ¦Легкогорючие                                     ¦
+—————+————————————————-+

¦2.1           ¦Запрещений нет                                   ¦
+—————+————————————————-+

¦2.2           ¦Продовольственные, хлебо-фуражные, парфюмерно-   ¦
¦              ¦косметические, фармацевтические, домашние вещи   ¦
+—————+————————————————-+

¦2.3           ¦Легкогорючие, минеральные, растительные и        ¦
¦              ¦животные жиры                                    ¦
+—————+————————————————-+

¦3             ¦Легкогорючие, продовольственные, домашние вещи,  ¦
¦              ¦грузы, боящиеся намокания                        ¦
+—————+————————————————-+

¦4.1; 4.2      ¦Легкогорючие, продовольственные                  ¦
+—————+————————————————-+

¦4.3           ¦Легкогорючие, продовольственные грузы, содержащие¦
¦              ¦водные растворы                                  ¦
+—————+————————————————-+

¦5             ¦Легкогорючие, минеральные и растительные жиры,   ¦
¦              ¦мука, крахмал, комбикорм и другие порошкообразные¦
¦              ¦грузы                                            ¦
+—————+————————————————-+

¦6             ¦Продовольственные, хлебо-фуражные, парфюмерно-   ¦
¦              ¦косметические, фармацевтические, домашние вещи   ¦
+—————+————————————————-+

¦7             ¦Все грузы                                        ¦
+—————+————————————————-+

¦8             ¦Продовольственные, легкогорючие, изделия из      ¦
¦              ¦камня, цемента, стекла, фарфора, чугуна, железа  ¦
+—————+————————————————-+

¦9.1           ¦Легкогорючие                                     ¦
+—————+————————————————-+

¦9.2           ¦Легкогорючие, продовольственные                  ¦
+—————+————————————————-+

¦9.3           ¦Продовольственные, хлебо-фуражные, парфюмерно-   ¦
¦              ¦косметические, фармацевтические, домашние вещи   ¦
+—————+————————————————-+

¦9.4           ¦Запрещений нет                                   ¦
+—————+————————————————-+

 

2. Материалы (вещества), которые в силу присущих им свойств могут при транспортировании, в процессе погрузки или разгрузки, при хранении создавать угрозу для жизни и здоровья работников, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей, являются опасными грузами и работы с ними производятся с выполнением требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

3. Опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка" подразделяются на следующие классы:

1 — взрывчатые материалы (ВМ);

2 — газы сжатые, сжиженные, растворенные под давлением;

3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 — окисляющие вещества (ОК), органические пероксиды (ОП);

6 — ядовитые вещества (ЯВ), инфекционные вещества (ИВ);

7 — радиоактивные материалы (РМ);

8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

9 — прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса по их физико-химическим свойствам, видам и степени опасности при транспортировании подразделяются на подклассы, категории и группы.

Грузы, требующие особых мер предосторожности при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении, а к ним относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности, классифицируются как особо опасные.

4. Опасные грузы и перевозящие их транспортные средства должны иметь маркировку по ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка", которая характеризует транспортную опасность перевозимых грузов и содержит:

а) знак опасности;

б) транспортное наименование груза;

в) серийный номер ООН (для перевозки по территории России допускается вместо серийного номера ООН условный номер по номенклатуре, принятой в бывшем СССР по Перечню опасных грузов 1 класса);

г) классификационный номер;

д) манипуляционные знаки по ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов" (в случаях, оговоренных документацией на конкретный вид изделия).

5. Контейнер или транспортное средство, загруженное опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза.

6. Допускается не наносить маркировку, характеризующую транспортную опасность груза, на транспортный пакет, если с его боковой и торцевой поверхностей четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.

7. Грузовые единицы и транспортные средства, не очищенные из-под опасных грузов или содержащие неочищенную тару из-под них, должны иметь маркировку, соответствующую требованиям ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

8. Знак опасности имеет форму квадрата, цвет фона знака выполняется соответственно классу, подклассу опасности с нанесенными на знак символами и надписью опасности.

9. Допускается указывать серийный номер ООН не на знаке опасности, а рядом на прямоугольной табличке оранжевого цвета размером не менее 120 x 300 мм с черной окантовкой.

10. Тара и упаковка, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.010-82 "ССБТ. Тара производственная. Требования безопасности при эксплуатации", нормативной технической документации на конкретные виды (типы) тары и упаковки, обеспечивающие сохранность грузов при погрузке, транспортировании, разгрузке и хранении. Тара и упаковка должны иметь маркировку в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-96 "Маркировка грузов", ГОСТ 19433-88* "Грузы опасные. Классификация и маркировка".

11. Баллоны со сжиженным газом следует перевозить на подрессоренных транспортных средствах в закрепленном положении при укладке поперек кузова предохранительными колпаками в одну сторону. В вертикальном положении перевозить баллоны разрешается в специальных контейнерах. Погрузка и выгрузка баллонов, сосудов со сжатыми и сжиженными газами должны производиться под контролем водителя.

12. Перед перевозкой бутылей с кислотами или щелочами необходимо проверить их состояние, упаковку, исправность корзин или обрешетки.

13. Не допускается транспортирование бутылей с кислотами и щелочами совместно с другими грузами.

14. При перевозке баллонов со сжатым или сжиженным газом и легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) транспортные средства оборудуются средствами пожаротушения. Баллоны со сжатым или сжиженным газом транспортируются в горизонтальном положении и при укладке более чем в один ряд применяются прокладки, предохраняющие их от соударений друг с другом.

15. При перевозке ЛВЖ и баллонов со сжатым или сжиженным газом не допускается нахождение людей в кузове (на платформе) транспортного средства. Допускается нахождение в кабине транспортного средства работника, обслуживающего перевозку ЛВЖ или баллонов со сжатым или сжиженным газом.

16. ЛВЖ и баллоны со сжатым или сжиженным газом должны перевозиться на транспортных средствах, выхлопные трубы которых оборудованы искрогасителями. Баллоны и сосуды со сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя бросать, подвергать резким толчкам.

17. Грузы длиной более 6 м необходимо крепить к прицепу. Длинномерные грузы разрешается транспортировать на открытых территориях с ровным дорожным покрытием. Способ укладки и крепления длинномерного груза должен исключать возможность его развала или падения.

18. Поступающие в организацию опасные материалы (вещества) принимаются и выдаются для использования при наличии на них паспорта (сертификата) безопасности.

19. Тара для хранения опасных материалов (веществ) должна иметь бирки (ярлыки) с наименованием содержащегося в ней материала (вещества).

20. Взаимно реагирующие вещества хранятся раздельно.

21. Должны предусматриваться отдельные помещения для хранения:

а) смазочных материалов;

б) лакокрасочных материалов и растворителей;

в) резинотехнических изделий и шин;

г) электротехнических изделий и т.п.

22. Отработанное масло должно сливаться в металлические бочки или подземные цистерны и храниться до сдачи в переработку с обеспечением требований пожарной безопасности.

23. Порожняя тара из-под нефтепродуктов, красок, растворителей хранится в отдельных огнестойких помещениях или под навесами на обособленных открытых площадках.

24. Карбид кальция хранится на складе для опасных материалов (веществ) в специальной герметично закрытой таре.

25. Не допускается совместное хранение: ацетиленовых баллонов и баллонов со сжиженными газами с кислородными баллонами; карбида кальция с маслами, красками; кислотных аккумуляторных батарей со щелочными аккумуляторными батареями.

26. При транспортировании, хранении и применении этилированного бензина <*> необходимо выполнять меры безопасного обращения с ним, которые должны быть изложены в инструкциях по охране труда для работников, выполняющих эти работы или имеющих контакт с этилированным бензином в процессе работы, при этом должны выполняться следующие требования безопасности:

26.1. Потребляющие этилированный бензин организации должны получать его в готовом виде, самостоятельное приготовление его в этих организациях не допускается.

———————————

<*> Бензин с добавкой этиловой жидкости, содержащей тетраэтилсвинец. Используется в качестве моторного топлива. Обладает ядовитыми свойствами, могущими вызвать как острые, так и хронические отравления. Способен проникать в организм человека через кожу без каких-либо следов на теле, при вдыхании паров, при сифонировании бензина шлангом, при приеме пищи в помещениях, где хранится этилированный бензин, а также вследствие накапливания тетраэтилсвинца на стенах, покрытиях и полах помещений, на оборудовании, одежде работников и т.д. Использование этилированного бензина в качестве растворителя, в бытовых целях опасно и может иметь тяжелые последствия. Этилированный бензин окрашивается в красный или оранжевый цвет. Применение неокрашенного этилированного бензина не допускается.

 

26.2. Порядок применения этилированного бензина в организации должен исключать возможность его использования не по прямому назначению.

26.3. Применение этилированного бензина для двигателей, работающих в помещениях (внутрицеховой транспорт, стационарно установленные двигатели и т.п.), не допускается.

Допускается использование этилированного бензина при испытаниях и обкатке двигателей при условии оборудования испытательных станций в соответствии с санитарными требованиями.

26.4. Организации, применяющие этилированный и неэтилированный бензин, должны иметь отдельные емкости и бензопроводы для этилированного и неэтилированного бензина и отдельную тару для его перевозки.

26.5. Этилированный бензин может храниться и перевозиться в исправных резервуарах, цистернах или металлических бочках и канистрах с плотно закрывающимися металлическими пробками.

26.6. Исправность тары, заполненной этилированным бензином, проверяется ежедневно. Обнаруженные неисправности (течи, отпотевания и др.) необходимо немедленно устранять или этилированный бензин должен быть перелит (перекачан) в другую исправную тару с соблюдением мер предосторожности. Загрязненные этилированным бензином места должны быть немедленно очищены и обезврежены.

26.7. Заполняя емкость этилированным бензином при температуре наружного воздуха выше 20 град. C, следует не доливать: бочки на 50 — 60 мм, бидоны на 40 — 50 мм, автоцистерны на 100 — 150 мм.

26.8. Хранение этилированного бензина вне специально оборудованных складов, хранилищ не допускается.

26.9. Выполнение ремонтных работ транспортного средства, бензоколонки и т.п. должно быть организовано так, чтобы максимально надежно защитить работников от вдыхания паров этилированного бензина (при работе на открытом воздухе необходимо находиться с наветренной стороны, при работе в помещении должна быть эффективная вентиляция) и от попадания его в организм работника через кожный покров (необходимо периодически во время работы мыть руки керосином, теплой водой с мылом и после работы необходимо принять душ или баню.

26.10. Ремонт емкостей и тары из-под этилированного бензина может производиться после полного удаления его остатков и обезвреживания этих емкостей, тары. Ремонт должен производиться с соблюдением мер предосторожности, исключающих взрыв.

26.11. При спуске работников в цистерны, резервуары и другие емкости, в которых находился этилированный бензин, для их чистки и ремонта принимаются необходимые меры безопасности (работникам выдается соответствующая спецодежда, шланговые противогазы, спасательные пояса с фалами, осуществляется непрерывное наблюдение за работниками, находящимися в этих цистернах, емкостях, работы осуществляются по наряду-допуску с выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность выполнения этих работ).

26.12. На цистернах, бочках и канистрах с этилированным бензином должны быть нанесены надписи "Этилированный бензин" несмываемой краской.

26.13. Перевозка этилированного бензина в бочках и канистрах разрешается в кузовах грузовых автомобилей. Перевозка этилированного бензина в салоне, багажнике легкового автомобиля, а также в стеклянной таре не допускается.

26.13. При погрузке в кузов автомобиля бочек или другой разрешенной тары с этилированным бензином необходимо:

а) проверить, отвечает ли тара требованиям, указанным в п. п. 26.5, 26.7;

б) установить емкости в решетчатый деревянный ящик, дно которого должно быть выстлано материалом, впитывающим бензин при его случайном проливе (опилками, стружкой, сеном и т.п.). Емкости должны устанавливаться пробкой вверх и надежно закрепляться в ящике;

в) установить ящик с емкостями у заднего борта кузова с правой стороны так, чтобы была исключена возможность его перемещения при движении транспортного средства;

г) водителю в пути периодически проверять положение ящика с емкостями с этилированным бензином, надежность его фиксации.

26.14. При обнаружении в пути следования течи этилированного бензина необходимо:

а) убрать транспортное средство с проезжей части дороги на обочину;

б) под место течи бензина установить тару для его сбора;

в) устранить протечки или перелить бензин в свободную и исправную тару с принятием мер предосторожности;

г) собранный бензин слить в емкость с плотно закрывающейся крышкой;

д) транспортное средство от этого места отогнать на безопасное расстояние и место, где был пролит этилированный бензин, прожечь огнем или тщательно обезвредить другим способом.

26.15. Грузовое транспортное средство после каждой перевозки этилированного бензина должно подвергаться тщательной очистке и обезвреживанию загрязненных этим бензином мест.

26.16. Не допускается перевозка этилированного бензина на транспортных средствах, перевозящих людей, пищевые продукты и промышленные товары, упаковка которых не гарантирует их от загрязнения этилированным бензином.

26.17. Использование тары из-под этилированного бензина для перевозки и хранения неэтилированных нефтепродуктов и других технических материалов (веществ) допускается после полного удаления остатков этилированного бензина и обезвреживания тары.

26.18. Операции по перекачке, приему и отпуску этилированного бензина должны быть максимально механизированы. Применяющееся при этих операциях оборудование (бензоколонки, насосы, бензопроводы, шланги и т.п.) должно быть исправным и не допускать протечек, подтеканий.

При обнаружении течи, подтеков дефектные места необходимо немедленно отремонтировать с соблюдением установленных правил безопасности.

26.19. Заправка транспортных средств этилированным бензином производится через бензоколонки со шлангами и раздаточными пистолетами. Заправка из ведер, канистр, переноска этилированного бензина в открытой таре, сифонирование его при перекачке ртом не допускается.