Общие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом Проект от 7 июля 2006 г.

7.5. Претензии предъявляются:

— грузоотправителем или грузополучателем – в случае утраты груза, при условии представления автотранспортной накладной с росписью перевозчика (водителя автомобиля как представителя перевозчика) о приеме груза к перевозке;

— грузополучателем – в случае недостачи, порчи или повреждения груза, при условии представления автотранспортной накладной с соответствующими записями в ней и актом установленной формы (если акт был составлен).

7.6. Передача другим организациям или гражданам права на предъявление претензий и исков не допускается, за исключением случаев передачи такого права грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузоотправителем и грузополучателем – вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации.

7.7. Претензии о возмещении за утрату, порчу и недостачу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.

По однородным грузам, погруженным одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти.

7.8. В претензионном заявлении должны быть указаны: предмет и краткое обоснование претензии; сумма претензии по каждому отдельному виду требования; банковские реквизиты и почтовый адрес заявителя; дата составления заявления.

Претензионные заявления должны быть подписаны руководителем организации или его заместителем.

7.9. К претензии должны быть приложены подлинные или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие предъявленные заявителем требования.

Претензии, переданные перевозчику без приложения необходимых документов, возвращаются заявителю в 10-дневный срок. При этом срок, установленный для предъявления претензий, не прерывается.

7.10. К претензионному заявлению в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, кроме документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должны быть приложены документы, удостоверяющие количество, качество и стоимость отправленного груза, сертификат и др., а также расчет суммы претензии.

7.11. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в пределах срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации.

Сроки исковой давности исчисляются в отношении:

а) возмещения за повреждение (порчу) или недостачу груза – со дня выдачи груза;

б) возмещения за утрату груза – по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки;

в) просрочки в доставке груза — со дня выдачи груза;

г) возврата штрафа за простой автотранспортных средств и задержку контейнеров – со дня получения заявителем претензий от перевозчика копии инкассового поручения (счета) о начислении штрафа;

д) взыскания штрафа за невыполнение договора об организации перевозок и принятого к исполнению заказа – по истечении 5-дневного срока;

е) всех остальных случаев – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

7.12. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить заявителя в 30-дневный срок со дня получения претензии.

При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии в уведомлении должно быть указано основное решение перевозчика со ссылкой на соответствующую статью Устава автомобильного транспорта Российской Федерации. В этих случаях представленные с претензионным заявлением документы возвращаются заявителю.

Если при рассмотрении претензий установлено, что груз переадресован или выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя, то претензия возвращается заявителю с указанием, где, когда и кому выдан груз, с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза, для расчета с фактическим грузополучателем или организацией.

7.13. Иск к перевозчику может быть предъявлен заявителем претензии в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

7.14. Иск перевозчика к грузоотправителю или грузополучателю, возникший в связи с осуществлением перевозки, может быть предъявлен в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

 

8. Правила пользования дорожно-транспортной инфраструктурой

8.1. Основной составляющей дорожно-транспортной инфраструктуры являются автомобильные дороги и дорожные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, тоннели, галереи и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны, площадки отдыха, стоянки транспортных средств, дорожные знаки и светофоры, сети освещения и проч.). Обеспечение сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений является одной из важнейших задач для всех участников перевозочного процесса: грузовладельцев, перевозчиков, экспедиторов и других предприятий и предпринимателей, а также органов управления, контроля и надзора, задействованных в системе грузодвижения по автомобильным дорогам страны.

8.2. При подготовке и организации перевозок грузов по автомобильным дорогам общего пользования, а также при организации производства погрузочно-разгрузочных работ, участники указанных процессов должны руководствоваться действующими в стране Правилами дорожного движения Российской Федерации, Правилами по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и другими нормативными правовыми актами, регулирующими взаимоотношения сторон в системе грузодвижения с использованием автомобильных дорог и дорожных сооружений.

8.3. В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений перевозчику запрещается:

— использование (движение по автомобильным дорогам и дорожным сооружениям – далее – движение) без специального разрешения транспортных средств, общая масса, осевые нагрузки или габариты которых с грузом или без груза, превышают установленные нормативные величины или допустимые величины, указанные на дорожных знаках;

— движение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и/или тяжеловесные грузы по специальному разрешению, с нарушением маршрута доставки, режима движения и других условий перевозки, указанных в специальном разрешении;

— движение груженых транспортных средств, оборудованных подъемной осью, при ее поднятом положении и нагрузках на другие оси, превышающих допустимые;

— движение транспортных средств, оборудованных двускатными колесами, с которых сняты по одной внутренней или внешней шине;

— выполнение перевозки сыпучих, штучных и других грузов с их возможным выпадением из кузова транспортного средства на проезжую часть автомобильной дороги или обочины;

— выполнение перевозки не закрепленных в кузове транспортного средства тяжеловесных, крупногабаритных и других штучных грузов, нуждающихся в соответствии с техническими условиями транспортировки в креплении во избежание их выпадения на проезжую часть автомобильной дороги или обочину, а также сдвига в продольном или поперечном направлении в кузове транспортного средства с нарушением равномерного распределения осевых нагрузок;

— выполнение перевозок грузов в период временного ограничения движения транспортных средств по конкретным участкам автомобильных дорог (при неблагоприятных природно-климатических условиях и др.), а также по мостовым сооружениям, с нарушением условий ограничения (срок действия, допустимые осевые нагрузки, скорость движения и др.), установленных органами управления дорожным хозяйством по согласованию с органами ГИБДД;

— использование автомобильных дорог и полос отвода для складирования, погрузки и выгрузки грузов.

8.4. При нарушении грузоотправителем Правил и условий погрузки, размещения и крепления грузов в транспортном средстве, установленных техническими условиями транспортировки продукции предприятия – изготовителя или в специальном проекте (для конкретного груза), а также Общими правилами перевозок грузов по автомобильным дорогам общего пользования (раздел 4, «Правила погрузки, размещения и крепления грузов в кузове автотранспортного средства»), ответственность за повреждение дорог и дорожных сооружений, наступившее в следствие такого нарушения, возлагается на грузоотправителя, если иное не предусмотрено в договоре перевозки или соглашении сторон.

8.5. Порядок расчета размера ущерба, наносимого автомобильным дорогам и дорожным сооружениям в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения указанных выше требований, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

8.6. Контроль за соблюдением допустимых весовых параметров (осевых нагрузок и общей массы)) и габаритов транспортных средств при перевозках грузов осуществляют органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).

8.7. Порядок пользования платными автомобильными дорогами и дорожными сооружениями устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.8. Для организации грузодвижения с применением современных технологий и принципов логистики, осуществления комплексного транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания участников перевозочного процесса, обеспечения взаимодействия составных элементов транспортной системы и ускорения доставки грузов в прямом автомобильном и смешанном (с участием автомобильного и других видов транспорта) сообщении перевозчики, грузоотправители и грузополучатели используют терминалы, располагающие производственно-технической базой и персоналом и являющиеся основным звеном транспортно-экспедиционной деятельности при магистральных (междугородных и международных) перевозках грузов крупными и мелкими отправками.

8.9. В составе терминала, как правило, должны быть: производственно-складской корпус, контейнерная площадка с грузоподъемным оборудованием, охраняемая площадка для прибывших автотранспортных средств, площадка для перецепки полуприцепов, автомобильные весы, участки для технического обслуживания и текущего ремонта автотранспортных средств и другого оборудования, административный корпус с центром оперативного управления перевозочным процессом, комнаты отдыха для водителей магистральных перевозок и другие объекты транспортно-дорожного сервиса.

Терминалы должны располагать подъездными путями для транспортных средств, механизированными складами с постами и рампами для погрузки и разгрузки грузов (включая доставляемые мелкопартионными отправками).

При осуществлении перевозок внешнеторговых грузов терминалы должны иметь помещения и обустройства для таможенной обработки и временного хранения грузов, а также для размещения таможенного персонала.

В необходимых случаях терминалы для обеспечения завоза/вывоза грузов на свои склады, а также и на склады других терминалов, могут иметь собственные автотранспортные средства.

8.10. Взаимоотношения терминалов с грузоотправителями, грузополучателями и с перевозчиками регулируются Уставом автомобильного транспорта Российской Федерации, Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания, договорами на перевозку грузов и договорами транспортной экспедиции, а также другими договорами и соглашениями сторон.

8.11. На имеющихся складах терминалы осуществляют временное хранение доставляемых грузов. Хранение груза на складе терминала перевозчика производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. За хранение груза свыше одних суток перевозчик взимает с грузополучателя (грузоотправителя) плату, определяемую соглашением сторон.

Предельный срок хранения груза на складе терминала перевозчика не может превышать 30 дней, если иное не установлено соглашением сторон. По истечении предельного срока хранения груза перевозчик запрашивает грузополучателя и грузоотправителя о дальнейшей судьбе груза.

В случае, если грузополучатель или грузоотправитель не примет решение о дальнейшей судьбе указанного груза в течение четырех суток после получения запроса, перевозчик вправе возвратить такой груз грузоотправителю за счет последнего или реализовать груз в соответствии с законодательством Российской Федерации на условиях договора купли-продажи, исходя из цены груза, подтвержденной документами об оплате, а при отсутствии таких документов, – исходя из цены груза, установленной договором перевозки груза, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Средства, вырученные от реализации груза, за вычетом причитающихся перевозчику платежей, а также затрат, связанных с реализацией груза, возвращаются грузоотправителю.

8.12. При отсутствии у терминала собственных автотранспортных средств завоз/вывоз грузов на склады этого терминала, а также перевозку грузов на склады терминалов, расположенных в других городах, осуществляет грузовладелец (грузоотправитель или грузополучатель) собственным или привлеченным (коммерческим) автотранспортом.

По соглашению с грузовладельцем терминал, не располагающий собственным автопарком, может принять на себя обязанности по осуществлению указанных перевозок грузов после заключения соответствующих договоров на перевозку или на фрахтование автотранспортных средств (с перевозчиком или фрахтовщиком).

8.13. Порядок выделения перевозчиком автотранспортных средств терминалу, установления маршрута перевозки, оформления автотранспортной накладной, осуществления расчетов за перевозку, подготовку груза к перевозке, погрузки и крепления груза на автотранспортном средстве и др. устанавливается в соответствии с Общими правилами, договором на перевозку или договором фрахтования, заключенными между перевозчиком или фрахтовщиком и терминалом.

8.14. Перечень транспортно-экспедиционных услуг, порядок и сроки их выполнения, размер оплаты, взаиморасчеты и другие условия осуществления терминалом транспортно-экспедиционных услуг для грузоотправителей или грузополучателей, определяются в договоре транспортной экспедиции, заключаемом терминалом с грузоотправителем или грузополучателем.

8.15. Выделение терминалу автотранспортных средств для сбора-развоза грузов, а также осуществления магистральных перевозок, перевозчиками, либо фрахтовщиками, производится после предварительной оплаты заказчиком (грузовладельцем, терминалом) по тарифу, установленному в соответствующем договоре.

8.16. Выполнение перевозок грузов собственными автотранспортными средствами и осуществление транспортно-экспедиционных операций терминалом производится после предварительной оплаты их стоимости грузоотправителем и/или грузополучателем в соответствии с Правилами расчетов за перевозку грузов (Общие Правила, раздел 6) и договором транспортной экспедиции.

8.17. Терминалы организуют магистральные перевозки грузов (включая мелкопартионные отправки) по высокоэффективным технологиям, в том числе в контейнерах и транспортных пакетах, по системе «тяговых плеч», маятниковой системе и др., в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом.

8.18. Пользование другими объектами транспортно-дорожной инфраструктуры (мастерские по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, мотели и кемпинги, охраняемые стоянки, службы телекоммуникационного и навигационного обеспечения перевозочного процесса и др.) осуществляется на коммерческой основе по заключенным двусторонним договорам перевозчиков с соответствующими объектами инфраструктуры, либо при непосредственном обращении к ним водителей автотранспортных средств, с оплатой водителями за предоставляемые услуги за наличный расчет и последующей компенсацией таких расходов автотранспортным предприятием (перевозчиком) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Литература

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

2. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

4. Министерство транспорта Российской Федерации, Департамент ДХАГТ и ФГУП НИИАТ. Концепция разработки Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, 2005 г.

5. Справочник IRU по международному законодательству в области автомобильного транспорта. Москва, 2005 г.

6. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Минавтотранс РСФСР, Москва, «Транспорт», 1984 г.

7. Правила автомобильных перевозок грузов. Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 01.07.2002 г. № 20.

8. Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автотранспортного средства. Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 10.10.2005 г. № 58.

9. Закон Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте», от 04.07.2003 г. № 476.

10. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине. Утверждены Приказом Минтранса Украины 13.03.1998 г. № 90.

11. И.В. Спирин. Автотранспортное право. Учебник. ИЦ «Академкнига», 2005 г.

 

Общие Правила перевозок грузов автомобильным транспортом Проект от 7 июля 2006 г.

Московский транспортный союз