Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта
Утверждены
распоряжением
Министерства транспорта
Российской Федерации
от 29 марта 2001 г.
Согласовано
Заместитель Начальника
Федерального горного
и промышленного надзора
Российской Федерации
Б.А.КРАСНЫХ
21 марта 2001 г.
Правила
технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта
ВВЕДЕНИЕ
1. Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (Правила) устанавливают основные положения и порядок работы промышленного железнодорожного транспорта и его работников, основные размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
2. Выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает четкую работу промышленного железнодорожного транспорта, безопасность движения и бесперебойное транспортное обслуживание производственных процессов организаций, грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов.
3. Правила могут быть изменены только федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В развитие отдельных положений настоящих Правил федеральный орган исполнительной власти в области транспорта дает соответствующие разъяснения, а также издает другие нормативные акты, обязательные при организации работы промышленного железнодорожного транспорта.
Положения Правил распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (кроме организаций федерального железнодорожного транспорта), осуществляющие деятельность в области промышленного железнодорожного транспорта.
4. Требования настоящих Правил распространяются на инструкции, технические условия, нормы и другие нормативные документы, относящиеся к эксплуатации, проектированию и строительству пути, сооружений, устройств, подвижного состава, в том числе специального самоходного подвижного состава, а также технологического специального подвижного состава, разрабатываемые подразделениями железнодорожного транспорта организаций, организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими организациями.
5. На промышленном железнодорожном транспорте применяются Инструкция по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте от 30 марта 2001 г. N АН-24-Р и Инструкция по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте от 30 марта 2001 г. N АН-23-Р, разработанные в соответствии с настоящими Правилами и утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
6. Местные инструкции, издаваемые организациями в развитие отдельных положений настоящих Правил, утверждаются руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации (заместителем руководителя организации по транспорту) или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта, если эти инструкции регламентируют работу только промышленного железнодорожного транспорта.
Если Местные инструкции определяют взаимодействие в работе железнодорожного транспорта и обслуживаемых производственных подразделений (цехов), они утверждаются руководителем организации.
Местная инструкция, регламентирующая взаимодействие организации и контрагента, грузоотправителя, грузополучателя, утверждается руководителями соответствующих организаций.
7. Порядок применения нормативных документов других федеральных органов исполнительной власти по вопросам технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (кроме нормативных документов, действие которых распространяется на все организации в обязательном порядке) определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
8. Правила технической эксплуатации обязательны для всех работников организаций промышленного железнодорожного транспорта и подразделений железнодорожного транспорта организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, руководителей этих организаций, работников обслуживаемых производственных подразделений, связанных с работой промышленного железнодорожного транспорта или обеспечивающих его работу, а также для проектных и конструкторских организаций, разрабатывающих проекты на реконструкцию и строительство подвижного состава, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта.
9. Железнодорожные пути организаций, по которым обращаются локомотивы железных дорог Российской Федерации (далее — железные дороги), должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее — Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).
10. Принадлежащие организациям локомотивы и вагоны, выходящие на пути железных дорог, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
11. Подразделения железнодорожного транспорта организаций и организации промышленного железнодорожного транспорта должны иметь технический паспорт, содержащий основные технические, технико-экономические и эксплуатационные показатели железнодорожного хозяйства.
Форма технического паспорта и инструкция по его составлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
12. Принадлежащие контрагентам локомотивы и вагоны, выходящие на пути организации, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
Порядок обращения такого подвижного состава устанавливается руководителем организации, на пути которой выезжает подвижной состав, по согласованию с руководителем организации-контрагента.
13. Нарушение Правил технической эксплуатации работниками промышленного железнодорожного транспорта, контрагентами, а также работниками производственных подразделений организации, привлекаемыми к работе, связанной с движением поездов, маневровой работой, погрузкой и выгрузкой грузов или передвижением подвижного состава, в том числе специального, а также технологического специального подвижного состава, влечет за собой в зависимости от степени и характера нарушения ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Глава 1. ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.1. Основными обязанностями работников промышленного железнодорожного транспорта является бесперебойное и своевременное обслуживание производства, а также контрагентов, грузоотправителей и грузополучателей железнодорожными перевозками при безусловном обеспечении безопасности движения и безопасности работающих, сохранности перевозимых грузов, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.
1.2. Каждый работник промышленного железнодорожного транспорта, связанный с движением поездов и маневровой работой, несет по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение настоящих Правил и безопасность движения; при этом он обязан выполнять правила и инструкции по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии; ответственность за выполнение этих правил и инструкций возлагается на исполнителей и руководителей соответствующих подразделений.
Ответственность за соблюдение Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта и других правил и инструкций работниками организации возлагается на руководителей организаций, руководителей подразделений железнодорожного транспорта, производственных подразделений, контрагентов, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами промышленного железнодорожного транспорта.
1.3. Каждый работник промышленного железнодорожного транспорта обязан принять меры к остановке поезда или маневрирующего состава во всех случаях, угрожающих жизни людей или безопасности движения, а при обнаружении неисправности сооружения или устройства, угрожающей безопасности движения или загрязнению окружающей среды, должен немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности.
1.4. Работники промышленного железнодорожного транспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты в производственную одежду и обувь согласно установленным нормам и содержать в порядке рабочее место и обслуживаемые ими технические средства.
Работники, для которых установлена специальная производственная форма одежды, должны быть одеты по форме.
1.5. Запрещается допускать на локомотивы, в кабины управления специальным самоходным подвижным составом и другими подвижными единицами, к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами, лиц, не имеющих права доступа к ним.
Управлять локомотивами, специальным самоходным подвижным составом и другими подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения поездов, маневровых составов, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это работники во время исполнения ими служебных обязанностей.
Работники промышленного железнодорожного транспорта, проходящие в установленном порядке стажировку в качестве вторых лиц, могут допускаться к управлению локомотивами, специальным самоходным подвижным составом и другими подвижными единицами, сигналами, стрелками, аппаратами и механизмами только под личную ответственность и под наблюдением работников, непосредственно обслуживающих эти устройства.
1.6. Лица, поступающие на работу на промышленный железнодорожный транспорт, на должности, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны пройти медицинское освидетельствование для определения их годности к выполнению соответствующей работы и в дальнейшем проходить периодические медицинские осмотры, пройти профессиональное обучение, пройти проверку знаний и в последующем периодически проходить проверку в знании:
Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта от 29 марта 2001 г. N АН-22-Р;
Инструкции по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте;
правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии;
должностных и местных инструкций и других нормативных документов, регламентирующих работу промышленного железнодорожного транспорта, а также устанавливающих должностные обязанности работников.
Работники промышленного железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны проходить проверку знаний на экзаменационной комиссии, состав которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Лицам, не выдержавшим проверку знаний на экзаменационной комиссии, через месяц назначается повторная проверка.
Работники промышленного железнодорожного транспорта, не прошедшие повторную проверку знаний (аттестацию), используются на других должностях в порядке, установленном трудовым законодательством.
Работники промышленного железнодорожного транспорта, на которых при совмещении профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, связанных с движением поездов и маневровой работой, допускаются к этой работе только после проверки их знаний соответствующих правил и инструкций.
Работники производственных подразделений организации и контрагентов, связанные с движением поездов и маневровой работой, должны проходить на комиссиях при подразделениях железнодорожного транспорта организаций проверку знания правил и инструкций, регламентирующих работу промышленного железнодорожного транспорта, в объемах и в сроки, установленные для соответствующих должностей и профессий работников промышленного железнодорожного транспорта.
Объем знаний для каждой профессии и должности, порядок проведения и сроки периодических проверок знаний устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Работники промышленного железнодорожного транспорта, связанные с движением поездов и маневровой работой на путях железных дорог, в порядке и в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, должны проходить проверку знания Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, а работники, выделенные для руководства погрузкой и креплением грузов на открытом подвижном составе, — проверку знаний технических условий погрузки и крепления грузов.
1.7. Медицинское освидетельствование лиц, поступающих на промышленный железнодорожный транспорт, связанных с движением поездов и маневровой работой, и периодическое переосвидетельствование их производится в соответствии с порядком и в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Медицинское освидетельствование и переосвидетельствование должны проходить также работники производственных подразделений организаций, связанные с движением поездов и маневровой работой.
Работники, связанные с движением поездов и маневровой работой, в порядке, установленном руководителем организации, перед началом работы, а также в течение или по окончании смены могут направляться на медицинский осмотр.
1.8. Лица моложе 18 лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 не допускаются к занятию следующих должностей и профессий, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой: машинистов локомотивов, мотовозов и специальных автомотрис, грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу и их помощников, водителей дрезин и их помощников, диспетчеров, дежурных по постам, паркам и горкам, операторов сортировочных горок, операторов при дежурных по станциям, работников составительских бригад, регулировщиков скоростей движения вагонов, сигналистов, операторов поста централизации, дежурных стрелочного поста, дорожных и мостовых мастеров, бригадиров пути, обходчиков, монтеров пути (второго разряда и выше), дежурных по переездам, электромехаников и электромонтеров по обслуживанию устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и сортировочных горок, осмотрщиков-ремонтников вагонов, осмотрщиков вагонов, мастеров и рабочих на безотцепочном ремонте вагонов, операторов пунктов технического обслуживания вагонов, мастеров, электромехаников и электромонтеров участков электроснабжения, механиков рефрижераторных поездов и секций, электромонтеров контактной сети, рабочих, занятых на ремонте и техническом обслуживании устройств (пневматических и др.) очистки стрелок, наладчиков дефектоскопных тележек, операторов по путевым измерениям и их помощников, машинистов железнодорожно-строительных машин и их помощников.
Эти требования распространяются и на работников других подразделений организации, привлекаемых к работе, связанной с движением поездов и маневровой работой.
1.9. Запрещается допускать к работе лиц, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Работники, обнаруженные при исполнении обязанностей в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
1.10. Работники промышленного железнодорожного транспорта должны обеспечивать сохранность вверенного имущества железнодорожного транспорта и перевозимых грузов.
СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА
Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Сооружения и устройства промышленного железнодорожного транспорта, а также сооружения и устройства производственных подразделений организаций, связанные с работой промышленного железнодорожного транспорта, должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем безопасную работу подвижного состава и своевременное транспортное обслуживание производственных объектов, грузоотправителей, грузополучателей и контрагентов.
Порядок технического обслуживания, ремонта и эксплуатации сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта устанавливается соответствующими правилами и инструкциями.
Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств должно быть главным в работе лиц, ответственных за их содержание и эксплуатацию.
Ответственность за состояние сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта, а также сооружений и устройств производственных подразделений организаций, связанных с работой промышленного железнодорожного транспорта, несут работники, непосредственно их обслуживающие, и руководители производственных подразделений организаций, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.
Указанные работники в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств, проверять и обеспечивать их содержание, техническое обслуживание и ремонт в соответствии с действующими нормативами.
2.2. Все пути и стрелочные переводы на станциях, за исключением переданных в ведение обслуживаемых объектов и служб подразделения железнодорожного транспорта, находятся в распоряжении начальника станции.
Пути и стрелочные переводы, переданные в ведение обслуживаемых объектов (производств, цехов и др.), а также подразделений (служб) железнодорожного транспорта (локомотивной, вагонной, пути и других), находятся в распоряжении руководителей соответствующих объектов и подразделений (служб).
2.3. Принадлежность сооружений и устройств, в том числе путей и стрелочных переводов, обслуживаемым объектам (производствам, цехам и др.) устанавливается руководителем организации — владельца указанных сооружений и устройств.
Принадлежность станционных путей и сооружений подразделениям (службам) железнодорожного транспорта организации определяется соответственно руководителем подразделения железнодорожного транспорта или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
2.4. Железнодорожные пути и сооружения, обеспечивающие работу промышленного железнодорожного транспорта, должны своевременно очищаться от производственных отходов, просыпанного груза и снега.
Закрепление сооружений и устройств, в том числе железнодорожных путей и стрелочных переводов, за обслуживаемыми железнодорожным транспортом объектами (цехами, производствами, грузоотправителями, грузополучателями и др.) для очистки от производственных отходов, просыпей и снега устанавливается руководителем организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
2.5. Сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.
На сооружения, устройства, механизмы и оборудование должны быть технические паспорта (в соответствии с действующими нормативными документами), содержащие технические и эксплуатационные характеристики.
Ремонт и техническое обслуживание сооружений, устройств, механизмов и оборудования промышленного железнодорожного транспорта производятся по типовым правилам, инструкциям, техническим указаниям и технологическим процессам.
Внесение изменений в конструкции сооружений и устройств, находящихся в эксплуатации, допускается в установленном порядке с разрешения руководителя организации или других лиц, имеющих право утверждать проектную документацию на эти сооружения и устройства.
Изменения по объектам промышленного железнодорожного транспорта в утвержденных проектах строительства и реконструкции должны согласовываться с организацией, утвердившей проектную документацию.
2.6. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов промышленного железнодорожного транспорта осуществляется приемочными комиссиями в соответствии с правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов согласно строительным нормам и правилам (СНиП).
Приемка в эксплуатацию объектов промышленного железнодорожного транспорта после реконструкции осуществляется специально назначенной комиссией организации. В состав комиссии включается руководитель подразделения железнодорожного транспорта организации или руководитель организации промышленного железнодорожного транспорта.
Вновь построенные и реконструируемые сооружения и устройства вводятся в действие только после утверждения технической документации, устанавливающей порядок их эксплуатации и работы, обеспечивающей охрану труда, охрану окружающей природной среды и безопасность движения (техническо-распорядительные акты, инструкции по работе), и после проверки знания указанной документации работниками, обслуживающими и эксплуатирующими эти сооружения и устройства.
2.7. Путевое развитие, подвижной состав, сооружения и устройства промышленного железнодорожного транспорта должны соответствовать техническому уровню основного производства и обеспечивать его своевременное транспортное обслуживание.
На промышленном железнодорожном транспорте должны предусматриваться механизированные и автоматизированные системы погрузки и выгрузки грузов с применением эффективных средств профилактики смерзаемости грузов и восстановления их сыпучести, устройства для очистки вагонов от остатков груза, списывания и взвешивания вагонов на ходу, устройств, обеспечивающих контроль прибытия поезда на станцию в полном составе и др., а также автоматизированные системы управления транспортным процессом.
2.8. При производстве погрузочно-разгрузочных операций на вагоноопрокидывателях, с помощью кранов и других механизмов, а также при использовании устройств для восстановления сыпучести грузов организации обязаны принимать меры, обеспечивающие сохранность вагонов.
2.9. Сооружения и устройства подъездных путей от станции примыкания до территории организации должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом "Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм".
Сооружения и устройства, находящиеся на территории организации,
а также сооружения и устройства между территориями организаций должны
удовлетворять требованиям габарита приближения строений С , установленного
п
государственным стандартом, и специальным габаритам.
Габариты С и С и специальные габариты должны соблюдаться при
п
проектировании, строительстве, реконструкции сооружений и устройств
промышленного железнодорожного транспорта, а также у всех эксплуатируемых
сооружений и устройств, ранее приведенных к указанным габаритам.
Особенности применения габаритов С и С при новом строительстве и
п
реконструкции сооружений и устройств, требования к существующим
сооружениям и устройствам, построенным по ранее действовавшим нормам и не
отвечающим габаритам С и С , порядок проверки габаритов сооружений и
п
устройств и устранения негабаритных мест предусмотрены в Инструкции по
применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83, утвержденной
федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта 18 ноября 1986 г. N ЦП/4425.
Отступление от специальных габаритов допускается с разрешения организации, утвердившей указанные габариты.
Запрещается нарушать габариты сооружений и устройств при проведении любых ремонтных, строительных и других работ.
Порядок обслуживания участков, где имеются сооружения и устройства с нарушенным габаритом приближения строений, меры безопасности работников, связанных с движением поездов и маневровой работой на таких участках, устанавливаются местной инструкцией, утверждаемой в установленном порядке.
Негабаритные места должны быть четко обозначены и указаны в техническо-распорядительном акте станции или в местной инструкции.
Соответствие габаритов установленным нормам должно проверяться не реже одного раза в 10 лет, а также после ремонта или реконструкции комиссией, состав которой устанавливается руководителем организации.
2.10. Расстояние между осями путей на перегонах и раздельных пунктах устанавливается СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт" или нормами технологического проектирования, разрабатываемыми в развитие указанных Строительных норм и правил.
На многопутных линиях расстояние между осями 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 путей на прямых участках должно быть не менее 4100 мм, а расстояние между 2 и 3, 4 и 5 — не менее 5000 мм. Во всех случаях, если на этих линиях предполагается установка светофоров, расстояние между осями смежных путей должно быть увеличено в соответствии с требованиями габарита приближения строений.
Расстояние между осями смежных путей на раздельных пунктах в пределах прямых участков пути установлены СНиП "Промышленный транспорт" от 4100 мм до 7500 мм.
Расстояние между осями смежных путей, предназначенных для перегрузки грузов из вагона в вагон, должно определяться в каждом конкретном случае расчетом.
Горизонтальное расстояние на кривых участках между осями смежных путей и между осью пути и габаритом приближения строений на перегонах и станциях устанавливается в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2.11. Погруженный на открытый подвижной составе груз (с учетом упаковки и крепления) должен размещаться в пределах установленного габарита погрузки.
Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габарита погрузки, перевозятся в порядке, установленном Инструкцией по перевозке негабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов по путям промышленного железнодорожного транспорта.
Для проверки правильности размещения грузов в пределах указанного габарита в местах массовой погрузки устанавливаются габаритные ворота.
Выгруженные или подготовленные к погрузке около пути грузы должны быть уложены и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался.
Грузы, кроме балласта, подготовленного для путевых работ, при высоте до 1200 мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, а при большей высоте — не ближе 2,5 м.
При выполнении погрузочно-разгрузочных и маневровых работ с помощью стационарного технологического оборудования все его элементы после выполнения операций должны быть выведены за пределы габарита подвижного состава.
Глава 3. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
3.1. Все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное движение подвижного состава с наибольшими скоростями и осевыми нагрузками, установленными на конкретном участке.
3.2. Техническое оснащение мастерских по ремонту путевых машин, по восстановлению элементов верхнего строения пути, звеносборочных баз и других объектов путевого хозяйства промышленного железнодорожного транспорта должны обеспечивать высокое качество технического обслуживания и ремонта машин и механизмов, выполнение установленных объемов работ по содержанию и ремонту железнодорожных путей согласно Правилам ремонта железнодорожных путей промышленного транспорта.
План и профиль пути
3.3. Железнодорожный путь в отношении радиусов кривых, сопряжений прямых и кривых, крутизны уклонов должен соответствовать утвержденному плану и профилю линии, а при проектировании должен соответствовать СНиП "Промышленный транспорт".
3.4. Станции, посты, разъезды, обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке. Расположение раздельных пунктов на уклоне или кривом участке пути должно быть обосновано проектом.
Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) на станциях, постах, разъездах и обгонных пунктах вновь построенные и реконструированные приемоотправочные пути, на которых предусматривается отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, должны иметь, как правило, продольный профиль с противоуклонами в сторону ограничивающих стрелок и соответствовать нормативам на его проектирование.
В необходимых случаях для предотвращения самопроизвольного выхода вагонов на другие пути должно предусматриваться устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков или стрелок.
Во всех случаях расположения раздельных пунктов на уклонах должно быть обеспечено трогание с места поездов установленной весовой нормы.
3.5. План и профиль пути подвергаются инструментальной проверке не реже одного раза в 10 лет.
Продольные профили сортировочных горок, полугорок, подгорочных путей, путей для скатывания вагонов с вагоноопрокидывателей, маневровых вытяжек должны проверяться не реже одного раза в три года.
Участки, на которых производятся работы, вызывающие временное изменение плана и профиля пути, устанавливаются по окончании работ в проектных отметках и принимаются комиссией подразделения железнодорожного транспорта организации, а при изменении плана и (или) профиля пути проверяются исполнителями работ после их окончания с представлением владельцу пути соответствующей документации.
3.6. В организации должны быть основные чертежи и описания всех имеющихся сооружений и устройств путевого хозяйства, а также планы и продольные профили всех железнодорожных путей. В указанную документацию должны своевременно вноситься все изменения, вызванные проведенными работами.
Земляное полотно, верхнее строение
пути и искусственные сооружения
3.7. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна соответствовать верхнему строению пути и быть не менее: на однопутных линиях — 5,5 м, двухпутных — 9,6 м, а в скальных и дренирующих грунтах не менее: на однопутных линиях — 5,0 м и двухпутных — 9,1 м.
Для вновь строящихся и реконструируемых железнодорожных линий ширина земляного полотна поверху должна соответствовать требованиям СНиП "Промышленный транспорт".
Минимальная ширина обочины земляного полотна поверху должна быть 0,4 м с каждой стороны пути.
На электрифицированных участках пути ширина земляного полотна должна обеспечивать установку опор контактной сети.
На кривых участках пути земляное полотно уширяется с наружной стороны на величину, указанную в табл. 1.
Таблица 1
НОРМЫ УШИРЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
НА КРИВЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ, М
+——————————————————+——————+
¦ Радиусы кривых участков пути, расположенных ¦ Уширение ¦
+—————————+—————————+земляного полотна ¦
¦ за пределами территории ¦ на территории организации¦ ¦
¦ организации ¦ ¦ ¦
+—————————+—————————+——————+
¦1800 — 1200 ¦1000 — 350 ¦0,10 ¦
¦1000 — 700 ¦300 — 180 ¦0,20 ¦
¦До 700 ¦До 180 ¦0,30 ¦
+—————————+—————————+——————+
Расстояния от оси железнодорожного пути до бровки отвала устанавливается в зависимости от высоты отвала, рода отвальных грунтов и должно быть:
на отвалах, предназначенных для слива огненно-жидких шлаков, — не менее 1,4 м;
на отвалах выгрузки думпкаров — не менее 1,8 м.
Расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.
При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.
Бровка земляного полотна в местах разлива вод должна быть не менее чем на 0,5 м выше максимальной высоты наката волны при сильных ветрах.
3.8. Ширина колеи на участках пути с деревянными шпалами указана в табл. 2.
Таблица 2
ШИРИНА КОЛЕИ НА УЧАСТКАХ С ДЕРЕВЯННЫМИ ШПАЛАМИ, ММ
+—————————————+—————-+——————+
¦ Участок пути ¦ Номинальная ¦ Предельные ¦
¦ ¦ ¦ отклонения ¦
+—————————————+—————-+——————+
¦Прямая и кривая радиусом 350 м и более¦1524 ¦+6; -8 ¦
+—————————————+—————-+——————+
¦Кривая радиусом 349 — 150 м ¦1530 ¦+10; -4 ¦
+—————————————+—————-+——————+
¦Кривая радиусом 149 м и менее ¦1540 ¦+10; -4 ¦
+—————————————+—————-+——————+
Ширина колеи на участках с железобетонными шпалами должна быть 1520 мм. Допустимые предельные отклонения от ее размеров по уширению +6 мм и по сужению -4 мм.
Ширина колен передвижных путей на прямых и кривых участках пути должна быть единой — 1535 мм; отклонения от ее размеров не должны превышать по уширению +6 мм и по сужению -4 мм.
Отводы отклонений по ширине колеи на прямых и кривых участках пути должны быть плавными и не превышать 3 мм на 1 м пути на постоянных путях и 5 мм на 1 м — на передвижных.
3.9. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне. На прямых участках пути превышение одной рельсовой нити над другой не должно быть более 6 мм.
Возвышение наружной рельсовой нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скорости движения подвижного состава устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта в соответствии с правилами ремонта железнодорожных путей промышленного транспорта. Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм.
Отклонения в уровне расположения головок рельсов на прямых и кривых участках пути допускаются не более 4 мм для постоянных путей и 15 мм — для передвижных.
На постоянных и передвижных путях отводы отступлений по уровню в пределах допусков должны быть плавными, но не более 3 мм на 1 пог. м для постоянных путей и 5 мм на 1 пог. м — для передвижных.
На путях отвалов производится возвышение откосной (отвальной) нити. Размер такого возвышения определяется в зависимости от устойчивости откосов отвала и не должен превышать 150 мм.
3.10. На участках, оборудованных устройствами автоматики и телемеханики или подлежащих оборудованию ими, верхнее строение пути должно удовлетворять требованиям, обеспечивающим нормальную работу этих устройств.
3.11. Надзор за искусственными сооружениями устанавливается в соответствии с Инструкцией по содержанию искусственных сооружений промышленного железнодорожного транспорта.
Пропуск по мостам подвижного состава с нагрузками, превышающими расчетные, запрещается.
3.12. Искусственные сооружения должны быть снабжены противопожарными средствами по установленным Инструкцией по содержанию искусственных сооружений промышленного железнодорожного транспорта нормам и в необходимых случаях иметь приспособления для осмотра.
3.13. Для контроля и оценки технического состояния пути и сооружений на промышленном железнодорожном транспорте должны применяться дефектоскопные средства, путеизмерительные тележки и другое необходимое оборудование.
3.14. Рельсы на главных и приемоотправочных путях и путях перевозки горячих грузов должны периодически проверяться дефектоскопными средствами по графику, утверждаемому руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта, но не реже двух раз в год, а на остальных путях — не менее одного раза в год.
Рельсы и стрелочные переводы
3.15. Рельсы и стрелочные переводы на главных и станционных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (осевым нагрузкам, грузонапряженности и скоростям движения поездов).
Применение на путях промышленного железнодорожного транспорта новых конструкций стрелочных переводов регламентируется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Нормы износа рельсов устанавливаются правилами ремонта железнодорожных путей промышленного транспорта.
Стрелочные переводы и глухие пересечения должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям.
Запрещается вносить изменения в конструкцию стрелочных переводов без согласования с организацией, утвердившей проектную документацию.
Стрелочные переводы должны иметь, крестовины следующих марок:
на главных и приемоотправочных путях — не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6;
на прочих путях, кроме специальных и передвижных, — не круче 1/7, а симметричные — не круче 1/4,5;
на подгорочных путях — не круче 1/9;
на специальных путях при перевозке чугуновозов, тележек со слитками — не круче 1/6, а симметричные — не круче 1/3,5;
при перевозке чугуновозов, шлаковозов, тележек со слитками на реконструируемых заводах — не круче 1/5, а симметричные — не круче 1/3,5;
на путях обращения ковшей миксерного типа — не круче 1/7, а симметричные — не круче 1/4,5;
на передвижных путях карьеров и отвалов — не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6.
3.16. Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
разъединение стрелочных остряков;
отставание остряка от рамного рельса на 4 мм и более, измеряемое против первой тяги;
выкрашивание остряка, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивания остряка:
для стрелочных переводов марки 1/7 и положе, симметричных — марки 1/6 длиной:
на главных путях 200 мм и более;
на приемоотправочных путях 300 мм и более;
на прочих путях 400 мм и более;
для стрелочных переводов марки 1/5 и круче — более 250 мм;
понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более;
превышение предельных норм износа рамных рельсов и остряков стрелочных переводов, приведенных в табл. 3;
превышение предельных норм вертикального износа сердечников крестовин (в сечении, где ширина сердечника 40 мм), приведенных в табл. 4;
расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
излом остряка или рамного рельса;
излом крестовины (сердечника, усовика);
разрыв одного контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше;
излом контррельса.
Таблица 3
НОРМЫ ИЗНОСА РАМНЫХ РЕЛЬСОВ И ОСТРЯКОВ
СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ММ
+————+——————+————+—————————-+
¦ Тип рельсов¦ Категория пути ¦Вертикальный¦Боковой износ рамных рельсов¦
¦ стрелочного¦ ¦износ рамных¦ и остряков в сечении, где ¦
¦ перевода ¦ ¦ рельсов ¦ ширина 20 мм ¦
¦ ¦ ¦ +—————+————-+
¦ ¦ ¦ ¦ без укрытия ¦ с укрытием ¦
¦ ¦ ¦ ¦конца остряка ¦конца остряка¦
+————+——————+————+—————+————-+
¦Р 65 и боле ¦Главные ¦10 ¦6 ¦8 ¦
¦тяжелых ¦Приемоотправочные ¦12 ¦6 ¦8 ¦
¦типов ¦Прочие ¦14 ¦9 ¦11 ¦
¦Р 43, Р 50 ¦Главные ¦8 ¦6 ¦8 ¦
¦ ¦Приемоотправочные ¦10 ¦6 ¦8 ¦
¦ ¦Прочие ¦12 ¦9 ¦11 ¦
¦Р 38 и более¦Главные ¦6 ¦5 ¦- ¦
¦легких типов¦Приемоотправочные ¦8 ¦5 ¦- ¦
¦ ¦Прочие ¦10 ¦8 ¦- ¦
+————+——————+————+—————+————-+
Таблица 4
ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ИЗНОСА СЕРДЕЧНИКОВ КРЕСТОВИН, ММ
+———————+—————————————————-+
¦ Скорость, км/ч ¦ Марка крестовин ¦
+———————+———-+———+———-+———+———-+
¦ ¦ 1/11 ¦ 1/9 ¦ 1/7 ¦ 1/6 ¦ 1/5 ¦
+———————+———-+———+———-+———+———-+
¦5 ¦14 ¦14 ¦14 ¦14 ¦14 ¦
¦10 ¦14 ¦14 ¦14 ¦10 ¦10 ¦
¦15 ¦14 ¦12 ¦12 ¦8 ¦8 ¦
¦25 ¦12 ¦10 ¦10 ¦6 ¦6 ¦
¦40 ¦10 ¦8 ¦6 ¦- ¦- ¦
¦70 и более ¦8 ¦6 ¦- ¦- ¦- ¦
+———————+———-+———+———-+———+———-+
Запрещается эксплуатировать глухие пересечения, у которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
вертикальный износ сердечников тупых и острых крестовин более 14 мм;
излом крестовины (сердечника, усовика) или контррельса;
расстояние между рабочей гранью сердечника острой крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм или расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика острой крестовины более 1435 мм;
разрыв одного контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
Порядок эксплуатации стрелочных переводов, имеющих подвижные сердечники крестовин, устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
3.17. Конструкция стрелочных переводов должна предусматривать возможность укладки их на участках, оборудованных устройствами электрической централизации стрелок и сигналов.
3.18. Нецентрализованные стрелки должны быть оборудованы стрелочными указателями — освещаемыми или неосвещаемыми, что указывается в техническо-распорядительном акте станции.
При этом освещаемыми указателями и замками (навесными или контрольными) должны быть оборудованы нецентрализованные стрелки:
расположенные на путях, по которым производится прием и отправление поездов, а также охранные;
ведущие на пути, выделенные для стоянки вагонов с опасными грузами;
примыкающие к главным путям на перегонах;
ведущие на пути стоянки восстановительных поездов;
ведущие в предохранительные и улавливающие тупики.
Стрелки, включенные в электрическую централизацию, а также подгорочных горловин сортировочных парков и расположенные внутри производственных помещений (цехов), указателями не оборудуются.
Стрелки, дистанционно управляемые из кабины локомотива или специального самоходного подвижного состава, оборудуются указателями светофорного типа.
Стрелки (кроме расположенных на горочных и сортировочных путях), в том числе централизованные и имеющие контрольные замки, должны быть оборудованы приспособлениями для возможности запирания их навесными замками. Эти приспособления должны обеспечивать плотное прилегание остряка к рамному рельсу.
3.19. Ремонт и техническое обслуживание стрелочных переводов, глухих пересечений, установка, ремонт и содержание стрелочных указателей, сбрасывающих остряков, башмакосбрасывателей, поворотных брусьев, шарнирно-коленчатых замыкателей производится работниками службы пути.
Ремонт и техническое обслуживание устройств СЦБ на стрелочных переводах, а также установка и ремонт контрольных стрелочных замков производятся работниками службы СЦБ и связи.
Порядок ремонта и технического обслуживания устройств очистки и освещения стрелок устанавливается руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
Пересечения, переезды и примыкания железнодорожных путей
3.20. Пересечения железнодорожных путей промышленного транспорта другими железнодорожными и трамвайными путями, троллейбусными линиями, автомобильными дорогами и городскими улицами должны осуществляться в соответствии с требованиями СНиП "Промышленный транспорт".
Порядок оборудования, обслуживания и эксплуатации железнодорожных переездов, а также их классификация устанавливаются инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного железнодорожного транспорта.
3.21. Места пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами в одном уровне на территории организации устанавливаются руководителем организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта и должны быть оборудованы согласно проекту.
Запрещается проход транспортных средств и самоходных машин через железнодорожные пути в неустановленных местах.
3.22. Переезды должны иметь настил в соответствии с проектом. На подходах к переездам должны быть предупредительные знаки: со стороны подхода поездов — сигнальный знак "С" о подаче свистка, а со стороны автомобильной дороги — предупредительные знаки, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
3.23. Переезды подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. К регулируемым относятся переезды, оборудованные устройствами переездной сигнализации, оповещающей водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда, или обслуживаемые дежурным работником.
Переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурным работником, относятся к нерегулируемым.
3.24. Переезды, обслуживаемые дежурным работником, должны иметь прямую телефонную связь с ближайшей станцией или постом (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — с поездным диспетчером) или радиосвязь.
В необходимых случаях железнодорожные переезды дополняются заградительными светофорами.
3.25. На электрифицированных участках с обеих сторон переезда устанавливаются габаритные ворота высотой проезда не более 4,5 м.
На переездах, где организовано движение большегрузных автомобилей, высота габаритных ворот может быть больше указанной.
Во всех случаях высота габаритных ворот должна быть меньше высоты подвески контактного провода на 0,5 м.
Порядок движения по переезду крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств с грузом и без груза устанавливается местной инструкцией по эксплуатации переезда.
Запрещается без разрешения начальника дистанции пути (службы пути) или работника, выполняющего его обязанности в организации промышленного железнодорожного транспорта либо в подразделении железнодорожного транспорта организации, движение через переезд тихоходных машин, скорость которых менее 8 км в час, а также тракторных саней-волокуш.
3.26. Переход пешеходов через железнодорожные пути в неустановленных местах, а также хождение по путям запрещается.
Места перехода через железнодорожные пути устанавливаются руководителем организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта и оборудуются согласно проекту.
На территории организации и в ее подразделениях должны быть вывешены схемы переходов через железнодорожные пути.
При сохранении переходов в одном уровне они должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости — сигнализацией автоматического действия.
Запрещается оборудовать пешеходный переход в горловине станции.
3.27. Дежурный по переезду должен обеспечивать безопасное движение подвижного состава и транспортных средств на переезде. В случае обнаружения неисправности, угрожающей безопасности движения, дежурный по переезду обязан принять меры к остановке подвижного состава.
На отдельных охраняемых переездах допускается обслуживание одним дежурным двух и более близкорасположенных переездов при условии хорошей видимости их и оборудовании шлагбаумами, управляемыми с одного места.
3.28. Примыкание вновь строящихся линий к главным путям на перегонах запрещается. В исключительных случаях такое примыкание может быть допущено с разрешения руководителя организации.
Стрелочные переводы в этих случаях должны быть оборудованы электроприводами или контрольными замками.
3.29. Примыкания железнодорожных путей к главным путям на перегонах и станциях должны иметь предохранительные тупики длиной не менее 50 м или охранные стрелки.
Примыкания к приемоотправочным и прочим станционным путям при наличии спуска круче 0,0025, создающего возможность ухода подвижного состава в сторону станции, должны иметь предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки или стрелки.
Необходимость применения предохранительных устройств на станционных путях, имеющих уклоны свыше 0,0025 в сторону от станции и создающих возможность ухода подвижного состава, устанавливается проектом.
На перегонах, имеющих затяжные спуски, а также на станциях, ограничивающих такие перегоны, строятся улавливающие тупики по специальным проектам.
В тех случаях, когда по местным условиям не представляется возможным укладка улавливающих и предохранительных тупиков, организацией — владельцем пути совместно с проектной организацией разрабатываются организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность движения поездов.
3.30. Пересечения железнодорожных путей промышленного транспорта линиями электропередачи и связи, нефтегазопродуктопроводами, водопроводами и другими надземными и подземными устройствами и сооружениями могут быть допущены только с разрешения руководителя организации.
На таких пересечениях проектом должны быть предусмотрены защитные и предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов и производства маневровой работы.
Путевые и сигнальные знаки
3.31. У главных путей перегона устанавливаются сигнальные, а в необходимых случаях и путевые знаки. У стрелочных переводов и в других местах соединения путей устанавливаются предельные столбики.
Для указания границ железнодорожной полосы отвода вне территории организаций, а также для обозначения на поверхности скрытых сооружений земляного полотна устанавливаются особые знаки.
Сигнальные, путевые и особые знаки должны быть типовыми, соответствующими государственному стандарту.
Специальные знаки устанавливаются с правой стороны по направлению движения, а путевые — с правой стороны по счету километров на расстоянии не менее 3100 мм от оси крайнего пути.
В исключительных, определяемых проектом случаях допускается установка сигнальных знаков и с левой стороны.
В выемках (кроме скальных) и на выходах из них (на длине 100 м) путевые знаки должны устанавливаться на расстоянии не менее 5700 мм от оси крайнего пути.
На электрифицированных участках сигнальные и нулевые знаки могут устанавливаться на опорах контактной сети, кроме тех, на которых установлены светофорные головки, комплексные трансформаторные подстанции, разъединители и разрядники контактной сети.
Предельные столбики устанавливаются посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм. На перегрузочных путях место установки предельных столбиков определяется в каждом конкретном случае проектом, согласованным с руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
На кривых участках указанные расстояния увеличиваются в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений.
Глава 4. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ЛОКОМОТИВНОГО И ВАГОННОГО
ХОЗЯЙСТВА. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
4.1. Размещение и техническое оснащение локомотивных депо, пунктов технического обслуживания локомотивов, мастерских, экипировочных устройств и других сооружений и устройств локомотивного хозяйства должны обеспечивать установленные размеры движения поездов и производства маневровой работы, эффективное использование локомотивов, высокое качество технического обслуживания, выполнение ремонтов в установленные сроки, своевременное осуществление экипировочных операций, рациональное использование материальных ресурсов, охрану окружающей природной среды и безопасные условия труда.
4.2. Размещение и техническое оснащение вагонных депо и участков, пунктов технического обслуживания вагонов, промывочно-пропарочных станций, устройств по очистке вагонов, устройств и сооружений восстановления сыпучести грузов в вагонах и других сооружений и устройств вагонного хозяйства должны обеспечивать установленные размеры движения поездов и производства маневровой работы, качественный ремонт и техническое обслуживание вагонов, выполнение ремонтов в установленные сроки, рациональное использование материальных ресурсов, охрану окружающей природной среды, безопасные условия труда.
4.3. Размещение и техническое оснащение депо (мастерских) для специального подвижного состава, пунктов технического обслуживания, экипировочных устройств и других сооружений и устройств должны обеспечивать качественный ремонт и техническое обслуживание специального подвижного состава, рациональное использование материальных ресурсов, охрану окружающей природной среды, безопасные условия труда, эффективное использование специального подвижного состава.
4.4. Подразделения железнодорожного транспорта организаций, организации промышленного железнодорожного транспорта должны иметь в постоянной готовности восстановительные средства.
Количественный состав восстановительных средств в зависимости от структуры подразделений железнодорожного транспорта организаций и организаций промышленного железнодорожного транспорта устанавливаются их руководителями согласно положению о восстановительном поезде на промышленном железнодорожном транспорте.
Необходимость наличия и количество восстановительных средств в производственных подразделениях организации устанавливаются руководителем организации.
Запрещается занимать подвижным составом пути постоянной стоянки восстановительных поездов и других восстановительных средств, предназначенных для выполнения восстановительных работ.
Глава 5. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА СТАНЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
5.1. Путевое и техническое оснащение станций должны обеспечивать своевременное обслуживание перевозками производственных подразделений организаций, грузоотправителей, грузополучателей и контрагентов, выполнение в установленные сроки операций по приему и отправлению и маневровой работе, погрузке, выгрузке грузов, обработке составов и вагонов, эффективное использование технических средств, безопасность движения поездов и производства маневровой работы, сохранность окружающей природной среды и безопасные условия труда.
5.2. Высота грузовых платформ и расстояние от оси пути до края платформы должны соответствовать размерам, установленным государственным стандартом и Инструкцией по применению габаритов приближения строений МПС России.
При ремонте пути и платформ запрещается изменять установленные расстояния от уровня верха головки рельса до пола грузовых платформ, а также от оси пути до края платформы.
5.3. Служебные здания и помещения на станциях, предназначенные для размещения работников, связанных с движением поездов и маневровой работой (дежурных по станциям, маневровых диспетчеров, работников СЦБ и связи и др.), должны обеспечивать необходимые условия для работы.
Для диспетчеров и дежурных по станциям должны быть предусмотрены отдельные комнаты площадью согласно установленным нормам, обеспеченные соответствующим оборудованием, средствами информации и связи.
Для обзора маневровых районов с большим объемом работы у диспетчеров, дежурных по станциям и других работников должны быть предусмотрены балконы, пешеходные мостики, выносные пульты или устройства промышленного телевидения.
В служебных помещениях дежурных по станциям разрешается устанавливать приборы управления и контроля, в том числе аппаратуру автоматизированного рабочего места, непосредственно относящиеся к работе дежурного по станции, а также централизованного управления освещением и дистанционного управления секционными разъединителями.
Размещение другого оборудования и аппаратуры допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителя организации промышленного железнодорожного транспорта.
5.4. Помещения станционных постов централизации и стрелочных постов должны иметь необходимые сигнальные приборы, инвентарь, инструменты и материалы по нормам, установленным руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
Стрелочные посты, кроме того, должны быть оборудованы наружными вызывными устройствами.
5.5. Станции, в зависимости от характера и объема работы, должны быть оборудованы диспетчерской внутристанционной связью, радиосвязью, устройствами двусторонней парковой связи для передачи указаний о маневровых передвижениях, а также для переговоров маневровых диспетчеров, дежурных по станциям, составителей поездов, машинистов маневровых локомотивов и бригад специального самоходного подвижного состава по вопросам организации маневровой работы, технического обслуживания и ремонта вагонов.
В зависимости от объема работы станции оборудуются устройствами для приема и транспортировки перевозочных документов и централизованного ограждения осматриваемых и ремонтируемых составов.
5.6. На станциях должны освещаться все пункты приема и отправления поездов, производства погрузочно-разгрузочных работ и маневров, экипировок, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, переезды, а также места встреч поездов дежурными по станциям, стрелочные горловины, а при необходимости и другие пути.
Наружное освещение не должно влиять на видимость сигнальных огней.
Освещенность помещений и сооружений промышленного железнодорожного транспорта, территории и путей станций должна соответствовать действующим нормам.
Глава 6. СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ, СВЯЗИ
И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Сигналы
6.1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению!
Работники организаций промышленного железнодорожного транспорта и подразделений железнодорожного транспорта организаций должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. Проезд светофора с запрещающим показанием (закрытого) не допускается.
Погасшие огни светофоров (кроме предупредительных на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, заградительных и повторительных), непонятные их показания, непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки.
В исключительных, особо предусмотренных случаях проследование закрытого (с непонятным показанием или погасшего) светофора допускаются в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте.
6.2. В сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой, принимаются следующие основные сигнальные цвета:
зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;
желтый, разрешающий движение и требующий уменьшение скорости;
красный, требующий остановки.
В сигнализации при маневровой работе применяются, кроме того, следующие цвета:
лунно-белый, разрешающий маневры;
синий, запрещающий маневры.
6.3. На промышленном железнодорожном транспорте применяются только сигналы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и типовые сигнальные приборы, применяемые на железных дорогах Российской Федерации. В качестве постоянных сигналов применяются светофоры.
При систематическом приеме поездов на частично занятые пути или непосредственно к технологическим участкам производства на входном (маршрутном) светофоре устанавливается маневровый сигнал.
6.4. Сигнальные показания светофоров входных, предупредительных, проходных, прикрытия и заградительных на прямых участках пути должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления локомотива приближающегося поезда на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и установленной скорости движения.
На кривых участках пути показания этих светофоров и предупредительных светофоров на участках, не оборудованных автоблокировкой, должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 400 м.
В особо трудных условиях допускается видимость перечисленных сигналов на расстоянии менее 400 м, но не менее 200 м.
Сигналы выходных, маршрутных и маневровых светофоров должны быть отчетливо различимы на расстоянии не менее 200 м, а въездных и технологических — не менее 50 м.
При постоянном движении поездов вагонами вперед расстояние видимости показаний входных, выходных, проходных светофоров, светофоров прикрытия, заградительных и предупредительных, а также технологической сигнализации должно быть увеличено на длину поездов, обращающихся на данном участке.
Запрещается установка декоративных полотнищ, плакатов, рекламных щитов и световых приборов основных сигнальных цветов, а также наличие зеленых насаждений, мешающих правильному восприятию сигналов.
6.5. Светофоры устанавливаются с правой стороны по направлению движения или над осью ограждаемого им пути, при этом они должны устанавливаться так, чтобы подаваемые ими сигналы нельзя было принимать с поезда за сигналы, относящиеся к смежным путям.
В исключительных случаях, предусмотренных и обоснованных проектом, допускается установка светофоров и с левой стороны пути по направлению движения.
6.6. На линиях, оборудованных путевой блокировкой, применяются светофоры с нормально горящими сигнальными огнями.
6.7. При повреждениях светофоры должны автоматически принимать запрещающее показание, а предупредительные светофоры — показание, соответствующее запрещающему показанию связанных с ним основных светофоров.
6.8. На участках, оборудованных автоблокировкой, нормальным показанием проходных светофоров является разрешающее, а входных, маршрутных и выходных — запрещающее.
На участках, где входные, маршрутные и выходные светофоры могут переводиться на автоматическое действие для сквозного прохода поездов по станции, разрешающее показание является нормальным при переводе их на автоматическое действие.
На участках, не оборудованных автоблокировкой, нормальным показанием входных, выходных, проходных и маршрутных светофоров является запрещающее.
6.9. Входные светофоры устанавливаются от первого входного стрелочного перевода на расстоянии не менее 50 м, считая от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода, а при отсутствии возможности такой установки — не ближе стыка рамного рельса противошерстного или 3,5 м от предельного столбика пошерстного стрелочного перевода. Разрешается эксплуатация светофоров, ранее установленных на расстоянии менее 50 м, но не ближе 15 м от стрелочного перевода.
На электрифицированных участках входные светофоры, а также сигнальные знаки "Граница станции" должны устанавливаться перед воздушными промежутками (со стороны перегона), отделяющими контактную сеть перегона от контактной сети станций.
6.10. Выходные светофоры должны устанавливаться для каждого отправочного пути впереди места, предназначенного для стоянки локомотива отправляющего поезда.
При постоянном движении поездов вагонами вперед выходные светофоры устанавливаются впереди места, предназначенного для стоянки головного вагона отправляющегося поезда.
В исключительных случаях допускается установка групповых выходных и маршрутных светофоров для группы путей, кроме тех, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов.
Групповые выходные и маршрутные светофоры, как правило, должны дополняться маршрутными указателями, показывающими номер пути, с которого разрешается отправление поезда.
6.11. Открытие выходного светофора должно быть возможным только при открытом входном светофоре соседней станции при отправлении поездов на перегон:
длина которого меньше длины поезда;
длина которого меньше тормозного пути, установленного для данного участка;
на котором при остановке поезда у входного сигнала соседней станции трогание с места затруднено, а осаживание невозможно;
на котором границы станций совпадают.
6.12. Проходные светофоры автоматической блокировки устанавливаются на границах между блок-участками, длина которых должна быть не менее установленной длины тормозного пути для данного участка.
6.13. Стрелки ответвлений от главного пути на перегонах при наличии путевой блокировки или электрожезловой системы должны быть связаны с этими устройствами таким образом, чтобы открытие ближайшего или выходного светофора или изъятие жезла было возможно только при нормальном положении стрелки по главному пути.
6.14. Пересечение на перегонах железнодорожных путей в одном уровне должно ограждаться светофорами прикрытия.
При пересечениях в одном уровне железнодорожных путей сигналы прикрытия должны иметь такую взаимозависимость, при которой открытие одного из них было бы возможно только при запрещающих показаниях светофоров враждебных маршрутов.
6.15. Схема расстановки постоянных сигналов, а также взаимозависимости положения стрелок и сигналов в маршрутах на станциях утверждаются руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
Места установки постоянных сигналов определяются комиссией под председательством руководителя подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителя организации промышленного железнодорожного транспорта.
Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировки
6.16. Устройства автоматической и полуавтоматической блокировки не должны допускать открытия выходного или проходного светофора до освобождения ограждаемого ими блок-участка (межстанционного или межпостового перегона), а также самопроизвольного закрытия светофора в случае перехода с основного на резервное электроснабжение и обратно.
6.17. На однопутных перегонах, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой, после открытия на станции выходного светофора должна быть исключена возможность открытия соседней станцией выходных и проходных светофоров для отправления поездов на этот же перегон в противоположном направлении.
Такая же взаимозависимость сигналов должна быть на двухпутных и многопутных перегонах, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой для двустороннего движения по каждому пути.
6.18. При автоматической блокировке все светофоры должны автоматически принимать запрещающие показания при входе поезда на ограждаемые ими блок-участки, а также в случае неисправности рельсовых цепей этих участков.
В случае постоянного движения поездов вагонами вперед, а также движения попеременно вагонами и локомотивами вперед, перекрытие светофоров на запрещающее показание должно осуществляться только после прохода светофора всем составом.
6.19. При автоматической и полуавтоматической блокировке на перегонах, где допускается подталкивание поездов или движение хозяйственных поездов с возвращением их или подталкивающих локомотивов с перегона на станцию отправления, должны применяться ключи-жезлы.
6.20. На станциях, расположенных на однопутных линиях, оборудованных автоматической блокировкой, при производстве маневровой работы с выходом маневрирующего состава за границу станции, устройства автоматической блокировки при необходимости оборудуются маневровыми светофорами, связанными с путевыми светофорами.
6.21. Автоматическая блокировка в необходимых случаях может дополняться устройствами диспетчерского контроля.
6.22. Станции, расположенные на линиях, оборудованных автоматической блокировкой, при отсутствии электрической централизации должны быть ограждены светофорами, автоматически закрывающимися при приеме и отправлении поездов.
На этих станциях стрелки, входящие в маршруты приема и отправления поездов, должны быть приведены во взаимозависимость с входными и выходными сигналами.
Электрическая централизация стрелок и сигналов
6.23. Устройства электрической централизации должны обеспечивать:
взаимное замыкание стрелок и светофоров;
контроль взреза стрелки с одновременным закрытием светофора, ограждающего данный маршрут;
контроль положения стрелок и занятости путей и стрелочных секций на аппарате управления;
возможность маршрутного и раздельного управления стрелками и светофорами, производство маневровых передвижений по показаниям маневровых светофоров и при необходимости передачу стрелок на местное управление.
В необходимых случаях электрическая централизация стрелок и сигналов должна дополняться устройствами, обеспечивающими ограждение путей, на которых производится очистка вагонов, устранение коммерческих браков, безотцепочный ремонт вагонов, технический осмотр, проверку занятости погрузочно-разгрузочных (в том числе карьерных и отвальных на открытых горных разработках) путей подвижным составом, увязку работы железнодорожного транспорта с обслуживаемыми производственно-технологическими объектами.
6.24. Устройства электрической централизации не должны допускать:
открытия входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь;
перевода стрелки под подвижным составом;
открытия светофоров, соответствующих подготовленному маршруту, если стрелки не переведены в надлежащее положение;
перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.
6.25. Централизованные стрелки должны быть оборудованы водоотводами и устройствами очистки от снега (пневмообдувка, обогрев и др.).
6.26. В маневровых районах станций с электрической централизацией могут предусматриваться маневровые колонки или посты для местного управления стрелками.
На маневровых постах и колонках должны предусматриваться контроль положения стрелок, а также занятости изолированных участков, если перевод стрелок осуществляется с проверкой свободности этих участков.
При плохой видимости стрелок с места управления их перевод с маневровой колонки или маневрового поста должен производиться с проверкой на аппарате управления свободности стрелочных изолированных участков.
6.27. Приводы и замыкатели централизованных стрелок должны обеспечивать при крайних положениях стрелочных остряков их плотное прилегание к рамному рельсу, не должны допускать замыкания остряков стрелки при зазоре между прижатым остряком и рамным рельсом 4 мм и более и отводить другой остряк от рамного рельса на расстояние не менее 125 мм.
6.28. Перегоны, примыкающие к станции с электрической централизацией стрелок и сигналов, должны быть оборудованы полуавтоматической или автоматической блокировкой.
Впредь до реконструкции допускается применение других средств сигнализации и связи при движении поездов.
6.29. На станциях, оборудованных устройствами электрической централизации, где предусмотрен прием поездов непосредственно к технологическим объектам производства или на частично занятый путь, входные (маршрутные) светофоры должны дополняться маневровыми светофорами, включенными в зависимость с устройствами электрической централизации.
Диспетчерская централизация
6.30. Устройства диспетчерской централизации должны обеспечивать:
управление из одного пункта стрелками и сигналами ряда станций и перегонов;
контроль на аппарате управления за положением и занятостью стрелок, занятостью перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участках, а также повторение показаний входных, маршрутных и выходных светофоров;
возможность передачи станций на резервное управление стрелками и сигналами по приему, отправлению поездов и производству маневров или передачи стрелок на местное управление для производства маневров;
автоматическую запись графика исполненного движения поездов;
выполнения требований, предъявляемых к электрической централизации и автоматической блокировке.
Диспетчерский контроль
6.31. Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать контроль за положением объектов железнодорожного транспорта и технологических объектов, связанных с его работой.
6.32. Устройства диспетчерского контроля за движением поездов должны показывать диспетчеру местонахождение поездов на перегоне или в горловине станции, занятость главных и приемоотправочных путей на станциях, а также повторять показания входных, выходных светофоров, а при необходимости — технологической сигнализации.
Информационно-вычислительная система промышленного
железнодорожного транспорта
6.33. Информационно-вычислительная система должна обеспечивать возможность: