Постановление Минтруда РФ от 17 июня 2003 г. N 36

2.3.53. Приводные, натяжные, отклоняющие барабаны, натяжные устройства ленточных конвейеров закрываются ограждениями, исключающими доступ к ним.

Набегающие на приводные, натяжные, отклоняющие барабаны участки конвейерной ленты на расстоянии не менее 2,5 м от линии касания ленты с барабаном должны закрываться сверху и с обеих сторон ограждениями, исключающими доступ в эти полости при ручной уборке просыпи.

Опорные ролики ленточного конвейера рабочей и холостой ветвей конвейерной ленты в зоне рабочих мест, ременные и другие передачи, шкивы, муфты и другие движущиеся части конвейера на высоте до 2,5 м от пола, к которым возможен доступ работников, должны быть ограждены.

2.3.54. Ограждение натяжной станции, расположенной в головной части ленточного конвейера, должно быть двусторонним по всей длине.

2.3.55. На ленточные конвейеры устанавливаются конвейерные ленты, соответствующие условиям эксплуатации по производительности, растягивающим нагрузкам и относительному удлинению в период пуска и установившегося движения, виду, крупности и температуре транспортируемого груза, климатическим условиям, действующим динамическим нагрузкам, особенно в местах загрузки.

2.3.56. Качество конвейерных лент должно соответствовать требованиям соответствующих государственных стандартов, технических условий изготовителя.

Конвейерные ленты должны иметь сертификат соответствия.

2.3.57. На поверхности конвейерной ленты не должно быть складок, трещин, раковин, механических повреждений.

2.3.58. Предельное отклонение борта конвейерной ленты от прямой линии на длине 20 м не должно быть более 5% ширины ленты. Края ленты должны быть ровными.

2.3.59. Широкое применение находят резиновые конвейерные ленты, армированные кордовыми нитями (хлопчатобумажными, синтетическими, стальными).

Для разгрузки ленточного полотна от тягового усилия в мощных ленточных конвейерах используются стальные тросы, на которых закрепляется ленточное полотно.

2.3.60. Конвейерные ленты могут быть изготовлены из листовой нержавеющей стали, из полиэфирного волокна, из тефлона, из композиционных материалов, выдерживающих температуру до 950°С, и из других материалов, позволяющих применять ленточные конвейеры в пищевой промышленности, а также в ряде других нетрадиционных областях.

2.3.61. В зависимости от условий работы ленточных конвейеров должны применяться негорючие, огнестойкие и антиэлектростатические конвейерные ленты, поверхностное электрическое сопротивление которых не должно превышать 3 х 10(8) Ом.

2.3.62. На ленточных конвейерах с шириной ленты более 1,0 м следует осуществлять контроль сквозного разрушения конвейерной ленты, предупреждающий ее порыв.

2.3.63. С целью предупреждения на ленточных конвейерах аварийных ситуаций, связанных с разрывом конвейерной ленты, должен осуществляться контроль состояния ленты с выявлением внешних и внутренних повреждений ленты и своевременный ремонт отдельных ее участков.

2.3.64. Ленточный конвейер, устанавливаемый с углом наклона более 10°, рекомендуется оборудовать ловителями ленты.

2.3.65. Из-за пробуксовки конвейерной ленты на приводном барабане в местах загрузки ленточного конвейера могут возникнуть значительные завалы транспортируемого материала, вызывающие в свою очередь повышенный износ обкладок ленты и футеровки барабана и даже воспламенение ленты, для предотвращения которых конвейер должен оснащаться датчиками контроля пробуксовки ленты.

2.3.66. Поврежденные места конвейерной ленты должны ремонтироваться (при необходимости с заменой поврежденных участков) или должна производиться замена ленты целиком на новую в зависимости от характера повреждения ленты.

2.3.67. Стыки конвейерных лент должны быть гладкими. Применение металлических соединителей ленты не допускается.

2.3.68. Не допускается сращивание конвейерных лент и приводных ремней с использованием болтов, скоб и т.п. Сращивание должно выполняться методом вулканизации или сшивкой сыромятными ремешками.

2.3.69. Скорость движения ленты ленточного конвейера для пожароопасных помещений не должна превышать 2,5 м/с, для взрывоопасных — 2 м/с.

2.3.70. Для снижения опасности повреждения конвейерной ленты и с целью уменьшения ее износа загрузочные устройства ленточного конвейера должны обеспечивать снижение высоты падения кусков груза на ленту, сообщение грузовому потоку при загрузке скорости, близкой к скорости движения ленты по величине и направлению, центрированную подачу груза на ленту, заданную производительность, разделение грузопотока на фракции для создания подсыпки, возможность регулирования и контроля режима истечения грузопотока, отделение негабаритов и посторонних предметов, уменьшение пылеобразования.

2.3.71. При работе ленточного конвейера в условиях длительного воздействия низких температур для борьбы с намерзанием груза на конвейерную ленту рекомендуется использовать специальные растворы, производить сушку ленты и барабанов для облегчения их очистки.

2.3.72. На ленточных конвейерах длиной более 80 размеров ширины конвейерной ленты рекомендуется производить переворачивание ленты, исключающее загрязнение роликоопор на холостой ветви. При этом лента должна быть состыкована методом вулканизации, а на участке переворачивания установлен механизм для удаления просыпи.

2.3.73. При транспортировке сыпучих материалов, склонных к интенсивному пылению, должны приниматься меры по снижению пылевыделения, предусматривающие сокращение числа пунктов перегрузки, герметизацию и оснащение установками для орошения или аспирации, сплошные укрытия ленточных конвейеров кожухами по всей длине.

2.3.74. Загрузочные устройства ленточных конвейеров, подвергающиеся периодическим чисткам от налипшего транспортируемого материала, приемники разгрузочных устройств, установленных в местах схода груза с конвейера, должны ограждаться.

2.3.75. Для обслуживания защищенных ограждениями частей оборудования ленточных конвейеров в ограждениях должны устраиваться дверцы или крышки. Ограждения могут быть выполнены также откидными или съемными.

2.3.76. Ограждения травмоопасных мест и зон ленточного конвейера должны надежно крепиться в их рабочем положении и при необходимости оснащаться, включая и их дверцы и крышки, блокировками, отключающими привод конвейера при открытии дверцы, крышки или снятии ограждения.

2.3.77. Ограждения изготавливаются из металлических листов или сетки с ячейками размером не более 20 х 20 мм.

Применение ограждений, изготовленных из приваренных к каркасу ленточного конвейера прутков или полос, не допускается.

2.3.78. Особенно травмоопасными зонами при работе ленточного конвейера, требующими обязательного ограждения, являются зоны возможного защемления между набегающей лентой и барабаном, между набегающей лентой и натяжным роликом.

2.3.79. В случае использования в комплексе с ленточным конвейером неприводного рольганга в качестве приемного стола опасным местом защемления является также зона между набегающей лентой транспортера и первым неприводным роликом рольганга.

2.3.80. Для устранения этой опасности установка первого ролика неприводного рольганга должна выполняться в открытую сверху наклонную вырезку в раме рольганга в свободном незакрепленном положении.

При попадании руки работника в углубление между движущейся конвейерной лентой и первым роликом этот ролик отклоняется от своего положения по открытому вырезу в раме рольганга, предотвращая тем самым защемление руки.

Доступ к месту возможного защемления должен быть закрыт прочными и хорошо подогнанными ограждениями с выступанием над местом возможного защемления не менее чем на 90 мм.

В случае, когда лента транспортера значительно меньше ширины барабана, ограждение должно быть выполнено так, что указанный размер 90 мм был исполнен от боковой кромки транспортерной ленты, а не от торца барабана.

2.3.81. Места возможного защемления должны быть защищены ограждением не менее чем на 90 мм в каждую сторону от опасной зоны.

2.3.82. Устройства аварийного останова ленточного конвейера должны размещаться с интервалами не более 8,0 м вдоль конвейера со стороны прохода или же должны иметь прочный трос, проходящий по всей длине конвейера и связанный с устройством аварийного отключения конвейера так, чтобы одно нажатие на трос в любом направлении останавливало конвейер.

2.3.83. При подаче груза на ленточный конвейер с подвижного питателя последний должен находиться в надежно фиксированном состоянии.

2.3.84. При съеме груза с ленточного конвейера сбрасывающими устройствами с самостоятельным приводом на каждом конце транспортного пути должны устанавливаться устройства для переключения привода сбрасывающих устройств в нейтральное положение в случае перемещения груза за конечные точки транспортного пути.

2.3.85. Одним из недостатков ленточного конвейера является его прямолинейность и небольшие углы подъема, ограниченные фактором соскальзывания груза. Для увеличения угла подъема созданы конвейеры с изменяющейся желобчатостью ленты вплоть до кругового обхвата груза, а также конвейеры с двумя лентами, между которыми зажимается перемещаемый груз.

2.3.86. Для защиты от пожаров и накопления статического электричества футеровка барабанов и роликов, элементов очистных устройств, направляющие элементы загрузочных и перегрузочных устройств ленточного конвейера изготавливаются из трудновоспламеняемых материалов с поверхностным электрическим сопротивлением, не превышающем 3 х 10(2) МОм.

2.3.87. К применению на ленточных конвейерах, работающих в пожароопасных условиях, допускаются конвейерные ленты, прошедшие входной контроль на пожарную безопасность.

2.3.88. Перед пуском ленточного конвейера необходимо проверить:

состояние транспортерной ленты и ее стыков;

исправность звуковой и световой сигнализации;

исправность сигнализирующих датчиков, блокировок;

наличие и работоспособность противопожарной защиты конвейера (для пожароопасных условий работы);

надежность работы устройств аварийного останова конвейера;

правильность натяжения конвейерной ленты;

наличие и исправность роликов;

наличие защитного заземления электрооборудования, брони кабелей, рамы конвейера;

наличие и надежность ограждений приводных, натяжных и концевых барабанов.

Не допускается пускать в работу ленточный конвейер при захламленности и загроможденности проходов.

2.3.89. Пуск ленточного конвейера следует производить без нагрузки, остановку (при нормальной работе) — после схода с него груза.

2.3.90. При эксплуатации ленточного конвейера необходимо следить за состоянием и положением конвейерной ленты на барабанах, за загрузкой конвейера транспортируемым материалом, за отсутствием пробуксовки ленты.

2.3.91. В процессе эксплуатации ленточного конвейера необходимо систематически контролировать:

правильность загрузки конвейерной ленты транспортируемым материалом;

плавность движения и состояние конвейерной ленты;

положение и работу щеток и скребков.

2.3.92. Ленточный конвейер или конвейерная линия должны быть немедленно остановлены:

при пробуксовке конвейерной ленты на приводных барабанах;

при появлении запаха гари, дыма, пламени;

при ослаблении натяжения конвейерной ленты сверх допустимого;

при сбегании конвейерной ленты на роликоопорах или барабанах до касания ею неподвижных частей конвейера и других предметов;

при неисправности защит, блокировок, средств экстренной остановки конвейера;

при отсутствии или неисправности ограждающих устройств;

при неисправных болтовых соединениях, при обнаружении незатянутых болтов;

при ненормальном стуке и повышенном уровне шума в редукторе привода;

при забивке транспортируемым материалом перегрузочного узла;

при отсутствии двух и более роликов на смежных опорах;

при повреждениях конвейерной ленты и ее стыкового соединения, создающих опасность аварии;

при нарушении футеровки приводного и прижимного барабанов;

при заклинивании барабанов.

2.3.93. Во время работы ленточного конвейера не допускается:

устранение перекоса конвейерной ленты с использованием металлического прута, трубы, палки и т.п., регулирование положения барабанов и роликовых опор;

хранение горючих жидкостей, смазочных и обтирочных материалов вблизи пусковых устройств конвейера;

применение для редукторов приводов конвейеров смазочных материалов, не рекомендованных заводом-изготовителем;

работа при неисправных реле скорости, реле защиты от пробуксовки конвейерной ленты, реле схода конвейерной ленты, сигнальных устройствах и устройствах экстренной остановки конвейера, при образовавшихся завалах транспортируемого материала на конвейерной ленте;

устранение пробуксовки конвейерной ленты с использованием подсыпки между лентой и барабаном канифоли, битума, песка, транспортируемого и другого материала. Устранение пробуксовки конвейерной ленты необходимо производить при остановленном конвейере натяжением ленты способом, предусмотренным в конструкции конвейера;

смазка подшипников и других трущихся деталей;

допуск посторонних лиц к управлению конвейером.

2.3.94. После окончания работы ленточного конвейера необходимо:

отключить конвейер от электросети;

очистить конвейерную ленту, барабаны, загрузочные и приемные устройства от налипшего материала;

сделать запись в журнале осмотра и ремонта конвейера об обнаруженных неполадках и мерах по их устранению.

2.3.95. В случае внезапного прекращения подачи электроэнергии пусковые устройства электродвигателей и рычаги управления ленточных конвейеров переводятся немедленно в положение "Стоп".

2.3.96. Передвижные ленточные конвейеры должны обслуживаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными для ленточных конвейеров.

2.3.97. При работе с передвижными ленточными конвейерами особое внимание должно обращаться на ограждение мест возможного защемления в зоне набегания ленты на барабан, ролик, шкив.

2.3.98. Передвижные ленточные конвейеры, если они не закрыты специальными кожухами, и ленточные конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу шириной не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

2.3.99. Для электрической сети питания приводов ленточных конвейеров используются, как правило, бронированные кабели. Все токоведущие части должны быть надежно ограждены, а металлические детали заземлены.

2.3.100. При перемещении передвижных ленточных конвейеров работники, производящие эти перемещения, должны находиться сзади или впереди конвейера.

2.3.101. Работа передвижного ленточного конвейера не допускается при неисправной ходовой части, отсутствии ограничительного болта на подъемной раме.

2.3.102. При работе передвижного ленточного конвейера с подъемной рамой, имеющей подъемное устройство для изменения угла наклона, нахождение людей под поднятой рамой не допускается.

2.3.103. Электрический кабель, питающий привод передвижного ленточного конвейера, должен размещаться таким образом, чтобы исключались случаи наезда на него транспортных средств; разъемы секций кабеля должны располагаться под землей.

2.3.104. Для предотвращения выпадения тяжелых грузов или сдувания легких сыпучих грузов с ленты передвижного ленточного конвейера рекомендуется устанавливать боковые ограничительные щитки высотой не менее 200 мм, которые одновременно выполняют роль укрытия опасных зон возможного защемления.

2.3.105. Движущаяся дорожка (пассажирский конвейер) представляет собой разновидность ленточного конвейера — бесконечную движущуюся дорожку с силовым приводом для транспортировки пассажиров в одном или разных уровнях.

2.3.106. Горизонтально перемещающиеся движущие дорожки позволяют безопасно перевозить людей, детские коляски, инвалидные кресла-коляски, тележки с продуктами, багаж.

2.3.107. Наклонно перемещающиеся движущие дорожки для удержания на них детских и инвалидных колясок, тележек с продуктами, багажа и т.п., обладающих значительной массой, должны обеспечивать их автоматическую фиксацию на ленте конвейера.

В этом случае:

а) лента конвейера должна быть выполнена из металлических пластин, аналогичных несущим платформам ступеней эскалаторов, либо в виде бесконечной резиновой ленты с канавками;

б) угол наклона конвейера не должен превышать 12°;

в) несущая дорожка (резиновая лента, металлические пластины) должна иметь горизонтальные участки пути длиной не менее 0,4 м на подходе к площадкам входа и выхода.

2.3.108. Движущаяся пассажирская дорожка, перемещающаяся между балюстрадами, по верхним поверхностям балюстрады, должна быть оборудована поручнями, движущимися с одинаковой с ней скоростью.

2.3.109. Скорость перемещения движущейся дорожки не должна превышать 0,75 м/с, а для движения в горизонтальной плоскости при ширине дорожки не более 1,1 м допускается увеличение скорости движения до 0,9 м/с.

 

2.4. Требования охраны труда работников при эксплуатации

пластинчатых конвейеров

 

2.4.1. Пластинчатые конвейеры широко применяются в литейном, металлургическом и в ряде других производств. По размерам пластинчатые конвейеры варьируются от небольших, используемых, например, для обслуживания различного технологического оборудования, и до крупных установок для транспортировки заготовок, отливок в металлургическом и литейном производствах, породы и полезных ископаемых в горнодобывающей отрасли и т.д.

2.4.2. Пластинчатые конвейеры, предназначенные для транспортировки тяжелых грузов, как правило, устанавливаются на уровне пола и, за исключением зон загрузки, ограждаются перилами.

2.4.3. Пластинчатые конвейеры могут использоваться как отдельные транспортные установки, так и в составе неразветвленных или разветвленных конвейерных линий.

2.4.4. Конструкция стационарных пластинчатых конвейеров не позволяет быстрое изменение длины конвейера.

2.4.5. Полустационарные и передвижные пластинчатые конвейеры позволяют периодическое изменение их длины.

2.4.6. Пластинчатые конвейеры должны быть оснащены тяговыми цепями и пластинами, изготовленными по технической документацией завода-изготовителя.

2.4.7. При работе пластинчатого конвейера необходимо следить за состоянием пластин грузонесущего полотна, направляющих, ходовых роликов, за натяжением цепи (как при пуске, так и в режиме установившегося движения), за отсутствием течи масла, нагревом тормозных устройств, исправностью блокировок, средств защиты и т.д.

Осмотр конвейера должен проводиться ежесменно.

Не реже одного раза в неделю необходимо проверять износ скребков, работу очистных и загрузочных устройств.

2.4.8. Основная опасность при работе пластинчатого конвейера исходит от зон возможного защемления между движущимися соседними пластинами, между пластинами и звездочками. Эти зоны должны быть ограждены.

2.4.9. Пластинчатые конвейеры, обслуживающие операции удаления литников и прибылей отливок, должны быть оборудованы системами местной вытяжной вентиляции.

2.4.10. Пластинчатый конвейер должен быть немедленно остановлен в случае:

а) пробуксовки приводной цепи на звездочке привода;

б) ослабления натяжения приводной цепи выше допустимого;

в) поломки приводной звездочки или обрыва цепи привода конвейера;

г) повреждения стыкового соединения тяговой цепи;

д) схода роликовых пластин с направляющих конвейера;

е) деформации пластин и осей роликов.

 

2.5. Требования охраны труда работников при эксплуатации цепных

конвейеров

 

2.5.1. В состав цепных конвейеров входят скребковые цепные конвейеры, скребково-ковшовые цепные конвейеры, ковшовые цепные конвейеры, люлечные цепные конвейеры.

2.5.2. При работе скребковых цепных конвейеров в составе технологической линии аппаратура управления должна обеспечивать:

а) включение каждого последующего конвейера в линии только после достижения номинальной скорости движения тягового органа предыдущего конвейера;

б) отключение всех конвейеров, транспортирующих груз в линии, состоящей из конвейеров, при неисправности одного из них;

в) невозможность дистанционного повторного включения неисправного конвейера при срабатывании электрической защиты электродвигателя, неисправности механической части конвейера (обрыв или заклинивание рабочего или тягового органа), при срабатывании защиты из-за затянувшегося пуска конвейера;

г) возможность перехода на местное управление конвейером;

д) местную блокировку, предотвращающую пуск конвейера с пульта управления;

е) отключение электропривода при затянувшемся пуске;

ж) двустороннюю связь между пунктами установки приводов конвейера и пунктом управления конвейерной линией.

2.5.3. Скребково-ковшовые, ковшовые и люлечные цепные конвейеры являются разновидностью скребковых цепных конвейеров.

2.5.4. Скребковые цепные конвейеры с погруженными скребками оснащаются сливными самотеками или предохранительными клапанами, самооткрывающимися при переполнении короба продуктом.

При их отсутствии конвейер должен оснащаться датчиками подпора, отключающими конвейер при переполнении короба.

2.5.5. Скребковые цепные конвейеры оборудуются устройством автоматического отключения привода при обрыве или резком ослаблении натяжения тяговой цепи.

2.5.6. Общей опасностью для всех типов цепных конвейеров является контакт работника с движущимися скребками, ковшами или люльками. Такие конвейеры должны быть ограждены по всей их длине.

2.5.7. Загрузочные и другие приямки и зоны загрузки и разгрузки ковшей, люлек цепных конвейеров оборудуются оградительными поручнями, перилами с напольным бордюром для предотвращения соскальзывания работников в приямок.

2.5.8. Ковшовые, люлечные цепные конвейеры (элеваторы) должны иметь устройства для очистки внутренней поверхности шахты элеватора в зоне загрузочных и разгрузочных патрубков от налипшего транспортируемого груза, а также ковшей или люлек, обеспечивающие доступ обслуживающего персонала для выполнения этих операций,

2.5.9. Скребковые цепные конвейеры, применяемые на лесопильных заводах для транспортировки бревен из воды или с земли к лесопильной машине, должны выдерживать удары при загрузке тяжелых транспортируемых бревен. Запас прочности несущих конструкций, тяговых и рабочих органов таких конвейеров должен быть не менее десятикратного.

2.5.10. Желоба скребковых цепных конвейеров для транспортировки бревен должны быть облицованы железным листом соответствующей прочности или оснащены направляющими рельсами.

2.5.11. Вдоль скребкового цепного конвейера для транспортировки бревен устраивается, по меньшей мере, одна ровная дорожка достаточной ширины для того, чтобы работники могли находиться на ней (вне желоба).

2.5.12. По наружному контуру с обоих сторон скребкового цепного конвейера для транспортировки бревен устраиваются перильные ограждения высотой не менее 1,0 м с напольным бордюром высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от уровня дорожки.

 

2.6. Требования охраны труда работников при эксплуатации

тележечных конвейеров

 

2.6.1. Тележечный конвейер представляет собой транспортное средство непрерывного действия замкнутого контура, состоящее из тележек, соединенных траверсами с тяговым органом привода (тросом, цепью и т.п.).

2.6.2. Управление тележечными конвейерами может осуществляться автоматизированными системами, которые могут обеспечивать разъединение тележек с тяговой цепью и переключение стрелок по их адресному отправлению.

2.6.3. Применяемые в тележечных конвейерах тележки могут оснащаться платформой, опрокидывающейся в любую сторону, обеспечивая при этом гравитационную разгрузку.

2.6.4. Тележечные конвейеры широкое применение находят в литейном производстве на операциях изготовления форм и стержней, заливки форм жидким металлом.

2.6.5. Перед включением в работу тележечного конвейера необходимо убедиться в том, что на его тележках не находятся посторонние предметы, работы на рабочих позициях конвейера закончены, опоки или формы собраны и находятся на тележках конвейера в состоянии и в положении в соответствии с требованиями технологического регламента, защитные ограждения установлены и исправны, система управления, световая и звуковая сигнализации исправны.

2.6.6. При включении тележечного конвейера необходимо оповестить по громкоговорящей связи о предстоящем пуске конвейера, получить подтверждение об отсутствии работников в опасных зонах работы механизмов конвейера и о готовности к работе со всех участков (рабочих позиций) конвейера и, убедившись в отсутствии работников в видимых опасных зонах, после подачи звукового и светового сигналов, осуществить пуск конвейера.

2.6.7. Работники по сигналу оповещения о пуске конвейера должны до подачи сигнала о готовности к работе их участка (рабочей позиции) покинуть опасные зоны при работе конвейера и сопряженных с ним механизмов и убедиться в том, что в этих зонах нет других работников и их участок (рабочая позиция) готов к работе конвейера.

В противном случае должны приниматься блокирующие меры к пуску конвейера.

2.6.8. Если произошла аварийная остановка, пуск тележечного конвейера производится после выяснения и устранения причины остановки в указанном в пп.2.6.5. — 2.6.7. настоящих Правил порядке с разрешения работника, остановившего конвейер.

2.6.9. Тележечный конвейер для заливки форм жидким металлом, движущийся со скоростью более 4 м/мин., должен быть оборудован платформой для заливщика, движущейся с той же скоростью.

2.6.10. Заливочная площадка тележечного конвейера для заливки форм жидким металлом должна быть оборудована верхнебоковыми отсосами с панелями равномерного всасывания на всю длину рабочей площадки.

2.6.11. Максимальная высота верхнего уровня заливочной чаши формы при заливке жидким металлом не должна превышать 0,7 м от уровня заливочной площадки.

2.6.12. По всей длине заливочной площадки со стороны тележечного конвейера должна быть устроена отбортовка, исключающая попадание брызг металла на заливщика.

2.6.13. Подъем на заливочную площадку и спуск с нее должны быть выполнены в виде пандуса с углом подъема не более 5°.

2.6.14. Тележечные конвейеры на участках охлаждения отливок должны быть укрыты сплошным кожухом с торцевыми проемами и системой принудительного отсоса газов в объемах, исключающих выбивание газов из кожуха на всем пути следования опок.

Конструкция охлаждающих кожухов должна обеспечивать удобство их осмотра, обслуживания и ремонта.

2.6.15. Гидропривод под тележечным конвейером в зоне заливки и охлаждения залитых форм следует защищать от контакта с воспламеняющимися жидкостями и жидким металлом.

2.6.16. Ширина прохода между тележечным конвейером и стеной цеха, галереи должна быть не менее 0,8 м.

2.6.17. Расстояние между параллельно расположенными тележечными конвейерами должно быть не менее 1,0 м.

2.6.18. Ширина ремонтных зазоров между тележечным конвейером и противоположной проходу стеной должна быть не менее 0,5 м.

2.6.19. Переходные мостики, расположенные над тележечным конвейером, в производственном помещении устраиваются не более чем через 30 м.

2.6.20. Освещенность мест заливки форм металлом на тележечном конвейере на уровне 0,8 м от пола должна быть не менее 300 лк, мест формовки литейных форм и стержней — не менее 75 лк. Освещенность в проходных тоннелях для тележечных конвейеров должна быть не менее 50 лк.

 

2.7. Требования охраны труда работников при эксплуатации винтовых

(шнековых) конвейеров

 

2.7.1. Винтовые (шнековые) конвейеры*(8) используются для перемещения пылевидных, мелкозернистых, волокнистых и других сыпучих материалов, стружки и т.п.

Винтовые конвейеры, как правило, устанавливаются на уровне или вблизи уровня пола, чем создается большая опасность получения тяжелых травм ног и рук работников.

2.7.2. Винтовой конвейер состоит из желоба, закрытого кожухом, приводного вала с укрепленными на нем витками транспортирующего винта, концевых и промежуточных опор вала, привода, загрузочных и разгрузочного устройств.

2.7.3. При вращении вала транспортируемый материал витками транспортирующего винта перемещается по желобу к разгрузочному устройству.

2.7.4. Винтовые конвейеры оборудуются:

а) блокирующим устройством, отключающим электропривод при подпоре продукта на конвейере;

б) предохранительными клапанами, самооткрывающимися при переполнении кожуха продуктом;

в) блокировкой, отключающей подачу продукта при прекращении подачи электроэнергии.

2.7.5. Основным средством защиты от опасности получения травм вследствие попадания в шнек винтового конвейера является ограждение, выполненное в виде прочных сплошных перекрытий с надежно закрывающимися крышками. Работа стационарных винтовых конвейеров при открытых желобах или крышках не допускается.

2.7.6. Крышки должны иметь блокировку, отключающую вал винта, когда одна из крышек винтового конвейера снимается (открывается).

2.7.7. При работе винтового конвейера возможно защемление винта попавшим между стенкой конвейера и витком винта транспортируемым материалом, что может вызвать остановку конвейера.

2.7.8. Удаление застрявшего между стенкой кожуха и шнеком материала производится после отключения привода винтового конвейера с использованием соответствующего крюка, шуровки и т.п., но ни в коем случае не рукой.

2.7.9. Кожух винтового конвейера, транспортирующего пылящие материалы, должен быть герметизирован и подключен к аспирационной системе.

Концевые опоры вала должны иметь уплотнения, препятствующие выбросу пыли из конвейера.

2.7.10. Лотковые питатели винтовых конвейеров оборудуются ограждениями, предотвращающими падение в них людей.

Червяк винтового конвейера обязательно должен быть огражден.

2.7.11. Открытая часть шнека винтового конвейера, применяемого для транспортировки сыпучих материалов, ограждается прочной решеткой с ячейками размером не более 25 х 75 мм.

2.7.12. В днище корыта винтового конвейера выполняется отверстие с плотно закрывающейся задвижкой, предназначенное для очистки корыта при завалах и запрессовке перемещаемого продукта.

2.7.13. Смазка, ремонт, регулировочные работы должны производиться после остановки винтового конвейера.

2.7.14. Для обслуживания винтового конвейера вдоль него должна быть предусмотрена свободная зона шириной не менее 0,7 м.

2.7.15. Винтовые конвейеры широко используются для подачи цемента из инвентарных складов на строительных площадках.

2.7.16. При заклинивании шнека винтового конвейера инвентарного склада цемента посторонними включениями необходимо отключить привод конвейера от сети и вручную специальной рукояткой провернуть вал шнека.

2.7.17. Не допускается:

а) вскрывать крышки винтовых конвейеров до их остановки и принятия мер по исключению непроизвольного пуска конвейера;

б) ходить по крышкам кожухов винтовых конвейеров, установленных на уровне пола;

в) проталкивать транспортируемый материал или попавшие предметы, брать пробы для лабораторного анализа и т.п. во время работы винтовых конвейеров;

г) эксплуатировать винтовой конвейер при касании винтом стенок кожуха, при неисправных крышках и уплотнениях.

 

2.8. Требования охраны труда работников при эксплуатации вибрационных

и гравитационных конвейеров

 

2.8.1. При работе вибрационного конвейера опасность, прежде всего, представляют привод и грузонесущий орган, совершающий возвратно-поступательное колебательное движение. Вибрационный конвейер со стороны прохода должен иметь ограждение перильного типа высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

2.8.2. Приводы вибрационных конвейеров всех типов должны быть ограждены. Работа вибрационного конвейера без ограждения привода не допускается. Ограждение должно быть перильного типа высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

2.8.3. Основными опасностями при работе гравитационных конвейеров являются:

а) опасность падения в желоб работника, поднявшегося на конвейер и ликвидирующего затор груза;

б) травмирование работника перемещаемым по желобу грузом.

2.8.4. Для ликвидации затора груза в желобе гравитационного конвейера необходимо применять длинные шуровки, исключающие необходимость нахождения работника в опасной зоне возможного падения в желоб.

2.8.5. Для устранения опасности травмирования работника перемещаемым по желобу гравитационного конвейера штучным (тарным) грузом при его приеме сбегающая часть конвейера должна иметь приемные устройства с изменением угла наклона до необходимого или эти приемные устройства должны оснащаться другими устройствами, замедляющими скорость передвижения груза до величины, позволяющей производить безопасно прием и обработку груза.

2.8.6. Для предупреждения работника о приближающемся грузе на сбегающей части гравитационного конвейера должны устанавливаться электрические или механические устройства для подачи предупредительного сигнала.

2.8.7. Наклонные и винтовые спуски*(9), являющиеся разновидностями гравитационных конвейеров, применяются для спуска тарных грузов и должны надежно закрепляться к перекрытиям, стенам и к приемным столам.

2.8.8. Спуски оборудуются бортами высотой, исключающей возможность выпадения спускаемых грузов, особенно на поворотах.

2.8.9. Спуски, устанавливаемые вне здания, защищаются от ветра и атмосферных осадков.

2.8.10. Приемные отверстия и места прохождения спусков в опасных для работников зонах ограждаются перилами высотой не менее 1,0 м с обшивкой понизу высотой не менее 0,15 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м от пола.

2.8.11. При прохождении спусков через помещения с пожароопасной и взрывоопасной атмосферой, в местах их входа в такие помещения и выхода из них, спуски оборудуются крышками (дверцами), клапанами, открывающимися на время прохождения груза.

2.8.12. Спуски с углом наклона более 24° оборудуются тормозными устройствами.

2.8.13. Приемные столы спусков выполняются, как правило, высотой около 1.4 м с устройством, исключающим падение принимаемого груза.

2.8.14. Приемные проходные столы спусков оборудуются откидными крышками, прочно укрепляемыми на петлях.

 

2.9. Требования охраны труда работников при эксплуатации роликовых конвейеров

 

2.9.1. Роликовые конвейеры (рольганги)*(10) находят применение при перемещении штучных грузов с плоской и твердой опорной поверхностью. Особенно широкое распространение роликовые конвейеры получили в прокатном производстве — рольганги прокатных станов, при производстве труб и др.

2.9.2. Роликовые конвейеры, количество типоразмеров которых очень велико, делятся на два типа; приводные и неприводные.

2.9.3. Привод роликов может осуществляться от индивидуальных встроенных в них приводов, применяемых, например, на тяжело нагруженных роликовых конвейерах прокатных станов или от группового привода, применяемого на роликовых конвейерах с малой и средней нагрузкой.

Групповой привод может осуществляться плоско- или клиноременной передачей, непрерывной цепью, вращающими приводные шкивы или звездочки роликов; вращающимся валом, расположенным по всей длине роликового конвейера, вращение роликам от которого передается через фрикционные или с жестким зацеплением устройства.

2.9.4. Элементы привода роликов должны быть закрыты кожухами или иметь другое надежное ограждение.

2.9.5. Групповой привод может приводить во вращение все ролики роликового конвейера одновременно или их секции в определенной последовательности. Такие конвейеры при наличии устройств, автоматизирующих включение секций, могут использоваться и как накопители груза.

2.9.6. При использовании стационарных неприводных роликовых конвейеров для перемещения грузов под воздействием гравитации требуется определенный перепад высот между пунктом загрузки и пунктом доставки. В зависимости от характера груза угол наклона таких конвейеров может колебаться от 1,5 до 11°.

2.9.7. Роликовые неприводные конвейеры могут иметь криволинейную трассу в плане, угловые вставки для изменения направления подачи груза до 90° дополнительные боковые ответвления для передачи, подачи или съема груза.

2.9.8. Роликовые неприводные конвейеры со ставом, набранным из шарнирно соединяемых пластин или ставом которых служат два резинотканевых рукава на опорах с колесами "рояльного" типа, могут оперативно устанавливаться на любой, даже очень сложной в плане трассе, так как став, складывающийся с одной стороны и раздвигающийся с другой стороны, позволяет в широком диапазоне изгибать конвейер по трассе. Такие конвейеры обычно не имеют наклона, и перемещение груза по ним осуществляется от легкого толчка рукой.

2.9.9. Роликовые неприводные конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для гашения инерции движущегося груза.

2.9.10. При перемещении по роликовому конвейеру груз или поддон (с грузом или без груза) должны опираться не менее чем на три ролика, а во избежание падения на закруглениях рольгангов следует устанавливать защитные реборды высотой 100-150 мм.

2.9.11. При устройстве в роликовом неприводном конвейере откидной секции для прохода людей эта секция должна подниматься на шарнирах в сторону, противоположную движению грузов, чтобы препятствовать их падению в образовавшийся провал. Для облегчения подъема откидные секции могут оборудоваться противовесами.

2.9.12. Для предотвращения падения груза с роликового неприводного конвейера его рабочая дорожка с внешней стороны трассы на поворотах и с обеих сторон при расположении рабочей дорожки на высоте более 1,5 м от пола оснащается направляющими рейками или поручнями.

 

2.10. Требования охраны труда работников при эксплуатации

пневматических конвейеров

 

2.10.1. Пневматические конвейеры используются для транспортировки почтовых отправлений и других небольших предметов, сыпучих материалов (зерна, порошковых материалов и т.п.).

2.10.2. Отдельные транспортируемые пневматическим конвейером предметы закладываются в цилиндрические гильзы, которые перемещаются сжатым воздухом как поршни по трубопроводу.

2.10.3. При транспортировке пневматическим конвейером сыпучего материала сжатый воздух смешивается с транспортируемым материалом и перемещает его по трубопроводу.

2.10.4. При подаче груза вручную в загрузочный люк пневматического конвейера существует опасность травмирования работника, исключать которую рекомендуется путем установки подающего бункера, выступающего над проемом люка не менее чем на 1,0 м.

2.10.5. Нагнетательные и вытяжные вентиляторы пневматических конвейеров должны располагаться таким образом, чтобы при их чистке, осмотре, обслуживании и ремонте к ним обеспечивался свободный и безопасный доступ.

2.10.6. При эксплуатации пневматических конвейеров должны приниматься меры предосторожности, исключающие накопление статического электричества, а их электрооборудование, аппаратура управления должны соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, утвержденных в установленном порядке, и иметь защиту от токов короткого замыкания и перегрузок.

 

2.11. Требования охраны труда работников при эксплуатации подвесных

конвейеров

 

2.11.1. Подвесные конвейеры находят широкое применение для транспортировки заготовок и изделий в различных отраслях экономики.

2.11.2. Основными элементами подвесных конвейеров являются расположенные на определенной высоте жесткие направляющие, по которым перемещаются подвешенные грузонесущие (тяговые или толкающие) каретки, приводимые в действие замкнутым тяговым органом (чаще бесконечной цепью) от приводной станции.

Натяжение цепи осуществляется натяжной станцией. Направляющие крепятся к конструкции здания стойками, укосинами или растяжками, а вне зданий могут быть уложены на специальных опорах.

2.11.3. Подвесные конвейеры могут быть грузонесущего типа, толкающие, тяговые или несуще-толкающие. Наибольшее распространение получили грузонесущие и тяговые подвесные конвейеры.

2.11.4. Направляющие подвесных конвейеров, как правило, выполняются из двутаврового проката, могут изготавливаться из труб и другого пустотелого профиля.

2.11.5. Подвесные конвейеры по функциональному признаку делятся на транспортные, транспортно-накопительные, транспортно-технологические, складские, технологические.

2.11.6. Грузонесущие подвесные конвейеры обычно имеют постоянный контур трассы, что не позволяет без перегрузки выводить подвески с грузом на ответвления или другую трассу.

2.11.7. Небольшие радиусы поворота конвейерного пути в горизонтальной и вертикальной плоскостях (порядка 600 мм) позволяют обслуживать одним подвесным конвейером несколько этажей здания.

2.11.8. Подвесной конвейер может быть выполнен и без тягового органа — с приводными тележками.

Приводные тележки такого конвейера могут нести подъемное устройство, грузовую клеть, подвесные крюки, электромагниты, выдвижные захваты и другие приспособления для транспортировки различных грузов, что делает эти конвейеры широкопрофильными, при их способности к тому же обслуживать как прямые, так и искривленные в горизонтальной и вертикальной плоскостях участки трассы перемещения грузов.

2.11.9. Подвесные толкающие конвейеры, в которых тяговая цепь с тележками груза не несет, а толкает напольные тележки, перемещающиеся по рельсам или полу, выполняются либо с боковым по отношению к грузовым тележкам расположением тяговой цепи, либо с верхним.

При боковом расположении тяговой цепи создается неудобство боковой разгрузки и затруднена организация промежуточного складирования груза.

При верхнем расположении тяговой цепи упрощаются погрузочно-разгрузочные операции. Такой конвейер может иметь сложную трассу, позволять без перегрузки выводить тележки на ответвления трассы или даже на другую трассу.

2.11.10. Для условий массового и серийного производства управление подвесными толкающими конвейерами осуществляется в автоматическом режиме с адресной доставкой грузов.

2.11.11. Подвесной несуще-толкающий конвейер имеет один подвесной путь, по которому с помощью тяговой цепи двигаются каретки с крюками, на которые цепляются тележки с подвесками для груза. На участке трассы с ответвлениями под тяговым путем проходит грузовой путь, в который вводится тележка с подвеской, проталкиваемая крюком-толкателем, как на обычном толкающем конвейере.

2.11.12. Подвесными цепными конвейерами транспортируются штучные грузы, подвешиваемые на крюки, или грузы, транспортируемые в бадьях, поддонах, контейнерах.

2.11.13. Скорости движения подвесных цепных конвейеров незначительные, но поскольку грузы на них транспортируются в подвешенном состоянии, то основная опасность — удар таким грузом, масса которого может быть весьма значительной.

По этой причине транспортируемые грузы должны проходить по всей трассе конвейера значительно выше уровня головы работника и не над рабочими местами. Там, где груз проходит через пол или переносится на рабочую позицию, устраиваются соответствующие ограждения для предотвращения ударов работника грузом или падения работника в люк в полу.

2.11.14. Подвесные конвейеры должны располагаться так, чтобы исключалось перемещение подвесок с грузом над рабочими местами и проходами (проездами) либо в случае производственной необходимости над рабочими местами, проходами (проездами) устанавливаются защитные ограждения на высоте не менее 2,0 м от уровня пола для проходов и на достаточной для проезда транспортных средств высоте, способные надежно задержать упавший с подвески груз.

2.11.15. Подвесные конвейеры оборудуются сигнализацией о пуске и остановке, а также пультами для их срочной остановки.

2.11.16. Подвесные конвейеры на наклонных участках оборудуются улавливающими устройствами на случай обрыва цепи конвейера.

2.11.17. Горизонтальная трасса подвесного конвейера перед подъемом и после спуска ограждается сплошным ограждением протяженностью не менее 3,0 м.

2.11.18. Навесные устройства подвесных конвейеров должны обеспечивать удобство подвешивания и съема груза, надежность их крепления.

2.11.19. Проверки исправности подвесного конвейера и навесных устройств должны проводиться ежесменно.

2.11.20. Во избежание захвата движущимися органами подвесного конвейера спецодежда работников должна быть опрятной, исправной, свисающие концы одежды должны быть подобраны, спецодежда должна быть застегнута, обшлага рукавов могут быть обхвачены резинкой. Обязателен головной убор, под который должны быть убраны волосы.

2.11.21. Трасса подвесного конвейера должна быть свободна для прохода подвесок с грузом, не захламлена и должна подвергаться систематической уборке.

2.11.22. Наличие и исправность ограждений трассы подвесного конвейера должны проверяться ежесменно.

2.11.23. Работать на неисправном подвесном конвейере, с неисправными подвесками или при захламленной трассе конвейера, при неисправных или отсутствующих ограждениях не допускается.

2.11.24. Пуск подвесного конвейера производится по разрешению мастера или другого ответственного за безопасную работу конвейера работника после осмотра всей трассы конвейера и подачи предупредительного сигнала.

2.11.25. Навеска и съем деталей с навесных устройств подвесного конвейера должны производиться в рукавицах. Навеска деталей должна производиться только на предназначенные для этих деталей навесные устройства (крюки, коромысла, корзины, цепи и т.п.).

2.11.26. Детали на крюки навесных устройств подвесного конвейера должны навешиваться прочно, загружаться в люльки или корзины не выше их бортов, замки опрокидываемых люлек и корзин должны надежно закрываться.

2.11.27. Укладывать или навешивать детали на навесные устройства подвесного конвейера, которые имеют износ сверх нормы, трещины, сработанные или изогнутые замки, разомкнутые крючки, а также у которых отсутствуют гайки или болты крепления несущего механизма и есть другие неисправности, не допускается. Конвейер должен быть остановлен для устранения обнаруженных неисправностей.

2.11.28. Навешивание и съем деталей с навесных устройств подвесного конвейера грузоподъемными механизмами или вручную должно производиться на предназначенных для этого местах.

2.11.29. Ходовые пути подвесных грузонесущих конвейеров на участке погрузки и разгрузки грузов вручную должны быть расположены на такой высоте, чтобы подвески типа люльки (платформы) перемещались на расстоянии 0,6 — 1,2 м от уровня пола до верхней кромки ящичной люльки (платформы).

2.11.30. Проходить под подвесным конвейером в не установленных для этого местах, где отсутствуют ограждения, а также между открытыми по трассе навесными устройствами не допускается.

2.11.31. При аварийной остановке подвесного конвейера он не должен включаться до выяснения причины остановки. Пуск конвейера производится в установленном порядке (п.2.6.8. настоящих Правил).

2.11.32. Для подвесных конвейеров скорость движения подвесок при загрузке и разгрузке их вручную на ходу конвейера должна быть не более 0,25 м/с.

2.11.33. Участки подъема и спуска ходовых путей толкающих подвесных конвейеров с разницей высот более 1,0 м должны быть оборудованы ловителями тягового элемента и устройствами для захвата грузовых тележек, действующими при обрыве тягового элемента или срыве грузовой тележки.

2.11.34. На подвесных конвейерах вдоль трассы рекомендуется устанавливать кнопки "Стоп" для аварийного останова с шагом не более 30 м.

2.11.35. Подвесные конвейеры на участке загрузки и выгрузки оборудуются выключающими устройствами.

2.11.36. Ограждения подвесных конвейеров, проходящих над проходами, проездами, оборудованием и там, где этого избежать невозможно — над рабочими местами, выполняются путем устройства навесов, выходящих за габарит конвейера не менее чем на 1,0 м.

2.11.37. Ограждения подвесных конвейеров выполняются в виде сплошной обшивки, исключающей возможность падения просыпавшегося груза, или из сетки, прочность и размер ячеек которой определяется из условия гарантированного удержания транспортируемого конвейером груза в случае его падения с крюка подвески.

2.11.38. Высота установки ограждения подвесных конвейеров от пола должна обеспечивать безопасный проход людей и проезд транспортных средств.

2.11.39. Трасса подвесного конвейера должна иметь ограждения во всех местах, где возможен проход людей под ней или через нее.

2.11.40. Снятые с подвесок подвесного конвейера грузы должны укладываться в тару или в штабеля, размер которых определяется условиями их безопасного размещения.

2.11.41. При эксплуатации подвесных конвейеров подлежат регулярной проверке соединительные и крепежные болты, тяговые цепи и блокирующие устройства.

Особое внимание должно уделяться контролю за состоянием цепей, обрыв или разъединение которых может привести к аварии.

2.11.42 При конвейерной окраске изделий методом окунания вытяжная вентиляция окрасочной камеры блокируется с работой подвесного конвейера.

2.11.43. На окрасочных подвесных конвейерах операции навешивания деталей на конвейер и снятия деталей с конвейера производятся вне окрасочной камеры.

2.11.44. Подвесной толкающий конвейер и ванна электроосаждения емкостью более 1,0 м3 укрываются, как правило, общим тоннелем с зонами промывки и обдувки горячим воздухом окрашенных изделий. Тоннель должен иметь застекленные окна и дверь для обеспечения обслуживания ванны электроосаждения при отключении подачи тока на ванну.

2.11.45. Дверь для входа внутрь тоннеля оборудуется специальными замками с блокировкой подачи питания на конвейер и должна иметь ручку только с наружной стороны и световое табло "Не входить. Опасно для жизни!"

2.11.46. Участки подвесных охладительных конвейеров в литейных цехах с навешенными отливками оборудуются боковыми панелями равномерного всасывания по длине конвейера с обеспечением скорости тока воздуха в живом сечении панели до 5,0 м/с или укрываются кожухом с торцевыми проемами для входа и выхода отливок и отсосами в верхней части кожуха, обеспечивающего скорость тока воздуха в открытом проеме укрытия до 0,8 м/с.

2.11.47. Снятие отливок с подвесок подвесного конвейера должно производиться при остановленном конвейере.

2.11.48. Навес отливок массой более 20 кг на подвесной конвейер и съем их с конвейера должны быть, как правило, механизированы.

 

2.12. Требования охраны труда работников при эксплуатации

сборочных конвейеров автотранспортных средств

 

2.12.1. На сборочном конвейере кузовов автомобилей при работе сварочных автоматов и роботов существует опасность нанесения работникам травм их движущимися системами и агрегатами, горячим металлом и искрами, а также загрязнения производственной среды дымами, газами, другими продуктами выделений при электросварке, а также опасность воздействия на работников видимого ультрафиолетового излучения.

2.12.2. На сборочном конвейере кузовов автомобилей для снижения степени воздействия опасных и вредных производственных факторов, указанных в п.2.12.1 настоящих Правил, применяется вытяжная вентиляция, защитные экраны, перегородки, козырьки и т.п., а также средства индивидуальной защиты (очки, респираторы, перчатки, фартуки, специальная одежда).

2.12.3. Выполнение работ на сборочном конвейере автотранспортных средств производится на фиксированных рабочих местах в соответствии с технологическим процессом. При этом каждый работник выполняет закрепленные за его рабочим местом операции, требующие сосредоточения внимания из-за их монотонности и повторяемости.

2.12.4. Зоны работы сборочных и сварочных роботов и манипуляторов должны быть ограждены для исключения возможности попадания в эти зоны работников.

2.12.5. По завершении выполнения на сборочном конвейере автотранспортных средств технологических операций ответственный за тактовую позицию (бригадир) подает сигнал готовности к движению конвейера нажатием соответствующей кнопки на пульте управления.

2.12.6. Перед началом движения сборочного конвейера автотранспортных средств при подаче звукового сигнала работающие на конвейере должны отключить механизированный инструмент, покинуть кузов автомобиля и отойти за пределы габаритных линий до окончания движения конвейера.

2.12.7. В случае опасной ситуации (нахождение людей, посторонних предметов и т.п. на конвейере) сборочного конвейера автотранспортных средств он должен быть остановлен нажатием аварийной кнопки на пульте управления тактовой позиции.

2.12.8. Загромождать деталями, узлами, тарой, отходами производства рабочие места сборочных операций на сборочном конвейере автотранспортных средств, проходы и проезды не допускается.

Детали и узлы, поступающие на сборку, должны находиться в таре или складироваться в отведенных для этого местах, стеллажах.

2.12.9. При производстве на сборочном конвейере автотранспортных средств электросварочных работ работникам необходимо остерегаться видимого ультрафиолетового излучения, брызг расплавленного металла. Электросварка может производиться после предупреждения о начале сварки. Для защиты глаз от излучения сварочной дуги должны применяться очки со светофильтрами, для зашиты от брызг расплавленного металла — защита расстоянием от сварочной ванны, экраны, спецодежда.

2.12.10. При производстве на сборочном конвейере автотранспортных средств работ на высоте необходимо пользоваться определенными для этого стремянками или подставками. Не допускается использование приставных лестниц, подручных материалов (ящиков и других подобных предметов).

2.12.11. При производстве на сборочном конвейере автотранспортных средств работ с использованием электро- или пневмоинструмента необходимо выполнять требования охраны труда и режимы работ, определенные соответствующими правилами, нормами и государственными стандартами.

2.12.12. Работники, занятые на сборочном конвейере автотранспортных средств на операции заправки системы охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью, должны знать и соблюдать меры предосторожности при работе с ядовитыми веществами. В случае попадания охлаждающей жидкости в глаза необходимо немедленно промыть их обильной струей чистой воды и обратиться за медицинской помощью.

2.12.13. На сборочном конвейере автотранспортных средств запуск двигателя собранного на конвейере транспортного средства имеют право производить слесари механо-сборочных работ, допущенные к работе на этих операциях на конвейере в установленном порядке, прошедшие обучение, аттестацию.

2.12.14. Запуск двигателя собранного на конвейере транспортного средства производится после организации отвода выхлопных газов, проверки отсутствия работников в опасной зоне, проверки отсутствия протечек топлива, масел, после перевода всех систем двигателя и агрегатов транспортного средства в готовность к пуску двигателя.

2.12.15. После запуска двигателя собранного на конвейере транспортного средства необходимо проконтролировать его работу согласно технологическому процессу. При обнаружении неисправностей двигатель должен быть остановлен.

Повторный пуск двигателя производится после устранения неисправностей.

2.12.16. При обнаружении неисправностей оборудования или в других ситуациях, создающих или могущих создать аварийную обстановку на сборочном конвейере автотранспортных средств, необходимо:

а) прекратить работу и покинуть опасную зону;

б) при возникновении аварийной ситуации нажать аварийную кнопку "Стоп";

в) предупредить других работников об опасности;

г) поставить в известность непосредственного руководителя.

2.12.17. На линии сборочного конвейера автотранспортных средств не допускается нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению операции на конкретной позиции конвейера.

 

2.13. Требования охраны труда работников при эксплуатации подвесных

транспортных средств

 

2.13.1. Подвесные транспортные средства*(11) вводятся в эксплуатацию после их технической приемки при наличии предусмотренных документацией ограждений, исключающих опасность травмирования работников грузом, движущимися элементами подвесного конвейера или падения груза на оборудование.

2.13.2. Исправность подвесных транспортных средств и подвесок для транспортировки груза ежедневно контролируется, об обнаруженных неисправностях делается запись в сменном журнале и докладывается непосредственному руководителю.

2.13.3. При работе на рабочем месте, сопряженном с подвесным транспортным средством, работник обязан:

а) выполнять требования инструкции по охране труда, работать в спецодежде и с использованием других средств индивидуальной защиты;

б) следить за тем, чтобы трасса для прохода навешенного на подвесное транспортное средство груза на закрепленном за ним участке была свободной, ограждения трассы исправны и надежно закреплены, на ограждении трассы отсутствовали посторонние предметы, техническое состояние систем подвесных транспортных средств исправно;

в) навеску груза на навесные устройства подвесных транспортных средств производить в рукавицах и только на те навесные устройства, которые предназначены для данного груза, обеспечивая при этом надежную зацепку груза на крюках навесных устройств или его устойчивое размещение в люльках или корзинах;

г) снятие груза с навесных устройств подвесных транспортных средств производить в рукавицах, укладку снятого груза производить аккуратно в предназначенную для этого тару (не выше ее бортов) или в штабель в установленном порядке, не загромождая при этом проходы и проезды.

2.13.4. На рабочих местах загрузки и разгрузки подвесных транспортных средств должны быть карты строповки (навески, загрузки) транспортируемого груза (деталей, узлов).

2.13.5. Проходы вблизи подвесных транспортных средств на расстоянии не менее 0,5 м от габарита транспортируемого груза или люлек, корзин должны содержаться свободными.

2.13.6. Навеску груза на подвески подвесных транспортных средств или съем его необходимо производить в соответствии со схемами навески, используя предназначенные для этого приспособления. Загрузку и съем груза следует производить в соответствии с требованиями технических условий и инструкций.

Навеска груза на неисправные подвески не допускается.

2.13.7. При обнаружении загроможденности под трассой подвесных транспортных средств, препятствующей транспортировке груза, а также неисправностей самого подвесного транспортного средства, создающих угрозу аварийной обстановки (трещины в звеньях тяговой цепи, отсутствие гаек или болтов крепления поддерживающих и толкающих кареток, роликов и т.п.), подвесное транспортное средство должно быть немедленно остановлено и о его остановке и причинах остановки должно быть немедленно сообщено непосредственному руководителю.

Пуск подвесного транспортного средства должен производиться после устранения причин его остановки по указанию руководителя работ, который несет ответственность за правильный пуск этого подвесного транспортного средства.

2.13.8. К выполнению работ на подвесных транспортных средствах, требующих использования грузоподъемных машин, должны допускаться работники, имеющие квалификацию стропальщика.

2.13.9. Ремонт подвесных транспортных средств в сушильных камерах, в камерах бондаризации и т.п.может производиться после их охлаждения до температуры воздуха внутри камеры, не превышающей 40°С. При этом температурном режиме работники в камере могут находиться не более чем по 25 минут с отдыхом вне камеры по 5-10 минут.

Работы выполняются под непосредственным руководством мастера, начальника участка или начальника смены.

2.13.10. При ремонте оборудования подвесного транспортного средства, работающего в комплексе с другими конвейерами, необходимо произвести отключение всех сблокированных с ним конвейеров. На рубильник необходимо навесить плакат "Не включать — работают люди!"

2.13.11. При выполнении ремонтных работ на трассе подвесного транспортного средства необходимо следить за тем, чтобы на сетке ограждения подвесного транспортного средства не оставались после выполнения ремонта детали, инструмент, остатки электродов и т.п., так как их падение через ячейки сетки защитного ограждения может быть причиной производственного травматизма.

2.13.12. Монорельсовые или двухрельсовые подвесные дороги, как представители подвесных транспортных средств, представляют собой несущие рельсы с опорными поверхностями, по которым двигаются самоходные или несамоходные транспортные средства.

2.12.13. Монорельсовые и двухрельсовые подвесные дороги могут быть прямолинейными, криволинейными, образующие контур с ответвлениями.

2.13.14. Несущий рельс монорельсовых или двухрельсовых подвесных дорог обычно выполняется из стального проката двутаврового профиля. Такой рельс затрудняет устройство стрелочных переводов.

Несущий рельс из двух труб, соединенных стойками, позволяет выполнять простые и надежные стрелочные переводы на обе стороны.

2.13.15. Несущий рельс монорельсовой подвесной дороги может иметь профиль пятиугольного полого бруса, по верхней полке которого, представляющей зубчатую рейку, катится зубчатое колесо тележки — ее движитель. Тележка кроме колеса-движителя оснащается верхним опорным и двумя боковыми профильными колесами.

2.13.16. В качестве транспортного средства на монорельсовых дорогах могут использоваться самоходные и несамоходные тележки. Такие тележки могут оснащаться подвесным устройством или электрическими талями, обеспечивающими зацепку, подъем и опускание транспортируемого груза.

2.13.17. Из несамоходных тележек подвесных транспортных средств могут комплектоваться составы, перемещаемые специальными тягачами.

2.13.18. Монорельсовые и двухрельсовые подвесные дороги позволяют создать системы подвесных моно- и двухрельсовых дорог, гибкие и избирательные транспортные сети, действующие независимо от ритма производства и позволяющие автоматизировать операции транспортного процесса.

2.13.19. Требования охраны труда при эксплуатации монорельсовых и двухрельсовых подвесных дорог аналогичны требованиям безопасности, предъявляемым к подвесным конвейерам и канатным дорогам в части требований безопасности к подвесным элементам этих дорог, а при эксплуатации подвижного рельсового тележечного или каткового типа оборудования аналогичны требованиям безопасности, предъявляемым к подвижным колесным кареткам и каткам рельсовых дорог.

 

2.14. Требования охраны труда работников при эксплуатации

трубопроводного транспорта

 

2.14.1. Основным средством транспортировки жидкостей, пара, газов является трубопроводный транспорт.

2.14.2. По физико-химическим свойствам транспортируемого продукта (химическому составу, агрегатному состоянию, токсичности) трубопроводы подразделяются на пять групп, а по рабочему давлению и температуре — на пять категорий.

Трубопроводы сооружаются с учетом требований, разработанных для каждой группы и категории, с учетом этих требований определяются и условия их эксплуатации.

2.14.3. Трубопроводы, как правило, изготавливают из цельнотянутых труб со сварными соединениями.

2.14.4. Фланцевые соединения трубопроводов применяются в местах, обеспечивающих удобство их монтажа, контроля состояния и ремонта.

Фланцевые соединения трубопроводов, по которым транспортируется опасный химический продукт, не допускается располагать над проходами, постоянными рабочими местами, над электроустановками и т.п.

2.14.5. В качестве прокладочных материалов для соединений трубопроводов фланцевыми соединениями применяются материалы, соответствующие требованиям, обеспечивающим безопасность при транспортировке этими трубопроводами того или иного продукта (материалы, устойчивые к воздействию влаги, масел, а также температуры не менее чем на 50°С выше температуры продукта в трубопроводе и т.п.).

2.14.6. Трубопроводы прокладываются на расстоянии не менее 0,5 м от электропроводов, электрических кабелей, электротехнического оборудования.

2.14.7. Трубопроводы не должны иметь пониженных участков ("мешков"). Повороты трубопроводов выполняются плавными с радиусом закругления не менее 3-5 диаметров трубы.

2.14.8. Трубопроводы оснащаются дренажными устройствами для удаления конденсата и должны иметь штуцера с запорными устройствами для продувки инертным газом или паром, а также продувочные свечи для выпуска продувочного газа в атмосферу.

2.14.9. В зависимости от назначения трубопровода и параметров транспортируемого продукта трубопровод должен быть окрашен в соответствующий цвет:

паропроводы — красный;

водяные трубопроводы — зеленый;

воздушные трубопроводы — синий;

газопроводы (горючие, негорючие) — желтый;

трубопроводы для транспортировки кислот — оранжевый;

трубопроводы для транспортировки щелочей — фиолетовый;

трубопроводы для транспортировки жидкостей (горючих и негорючих) — коричневый;

трубопроводы для транспортировки прочих веществ — серый.

Трубопровод должен иметь маркировочные надписи (номер магистрали, стрелку, указывающую направление движения рабочей среды).

2.14.10. Наружный осмотр открытых трубопроводов, находящихся под рабочим давлением, проводится не реже одного раза в год.

2.14.11. Трубопроводы, проложенные в закрытых каналах, испытываются по падению давления.

2.14.12. Трубопроводы прокладываются с уклоном 0,003 в сторону линейных водоотделителей с обеспечением исключения мертвых зон.

2.14.13. На участках газопроводов, где возможно скопление воды и масла, должны устанавливаться линейные водоотделители, в местах доступных, безопасных и удобных для их продувки, обслуживания и ремонта.

2.14.14. Все элементы трубопровода с температурой наружной поверхности стенки выше 45°С, располагаемые на рабочих местах и в местах проходов людей, должны иметь тепловую изоляцию.

2.14.15. Вентили, задвижки, клапаны трубопроводов должны быть исправны и обеспечивать быстрое и надежное перекрытие.

Арматура трубопроводов должна быть пронумерована и иметь ясно видимые стрелки, указывающие направление вращения маховиков, а также стрелки, обозначающие "Открыто", "Закрыто".

2.14.16. Не рекомендуется укладывать трубопроводы под пол или в землю, т.к. при этом способе укладки затруднено наблюдение за исправностью трубопровода и возрастает опасность взрывов и отравлений при утечке транспортируемого продукта.

2.14.17. При подземной прокладке трубопроводов в местах пересечения их с дорогами, трассами электрических кабелей, канализацией и другими коммуникационными системами, эти участки трубопроводов должны быть заключены в защитные футляры.

2.14.18. При групповой прокладке трубопроводы, транспортирующие химически активные вещества, располагаются ниже других трубопроводов.

2.14.19. Не следует укладывать вместе трубопроводы, транспортирующие опасные продукты (например, хлор), и противопожарный водопровод, трубопроводы с азотной кислотой и трубопроводы с органическими легкоокисляемыми веществами.

2.14.20. На трубопроводах пневматического транспорта должны быть предусмотрены окна для периодического осмотра и очистки транспортной системы от осевшей горючей пыли и тушения пожара в случае его возникновения. Смотровые окна должны располагаться не более через 15 м друг от друга, а также у тройников, на поворотах, в местах прохода трубопроводов через стены и перекрытия.

2.14.21. Если трубопровод возвышается над уровнем земли более чем на 0,5 м, то в месте прохода людей устраиваются переходные мостики с перилами установленной высоты. Ходить по трубопроводам не допускается.

2.14.22. Трубопроводы с легкозамерзающими, застывающими или кристаллизирующимися веществами монтируются с трубопроводами "спутниками", по которым проходит горячая вода или пар для их обогрева.

Теплоизоляция обогреваемого трубопровода и "спутника" делается общей.

Возможно применение электрообогрева. В этом случае электрический ток безопасного напряжения пропускается по трубопроводу или по проволоке, которой обогреваемый трубопровод обматывается по спирали. Температура обогрева трубопровода в этом случае должна регулироваться автоматически.