Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 36-39 утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 36-39

(утв.

приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г.

N 200)

 

См. Приложение 36. Правила пользования автобусами городских сообщений

Приложение 37. Правила пользования автобусами пригородных сообщений

Приложение 38. Правила пользования автобусами междугородных сообщений

Приложение 39. Методическое руководство по организации помаршрутного контроля оплаты проезда на городских автобусах

 

См. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

 

Приложение 36

 

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОБУСАМИ ГОРОДСКИХ СООБЩЕНИЙ

 

1. Пассажир обязан:

1.1. Производить посадку и выходить из автобуса только на установленных остановочных пунктах маршрута после полной остановки подвижного состава.

Посадка и выход пассажиров производится:

в автобусах, имеющих две двери, посадка через заднюю дверь, а выход пассажиров через обе двери;

в автобусах, имеющих три двери, посадка через заднюю и среднюю двери, выход через все двери.

Правом входа через переднюю дверь пользуются пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды, персональные пенсионеры и престарелые граждане и работники пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей.

1.2. Оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа) и получить соответствующие билеты у кондуктора, а при работе автобусов без кондуктора через кассу-копилку, кассу-полуавтомат или закомпостировать абонементные талоны. Бесплатный проезд пассажирам предоставляется только в случаях, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

1.3. Предъявить кондуктору, а при бескондукторном или бескассовом обслуживании водителю или пассажирам проездной билет длительного пользования в развернутом виде или документ на право бесплатного проезда.

1.4. Сохранять проездной, багажный билеты или закомпостированный абонементный талон до конца поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, производящих контроль. Разовый проездной билет, контрольный билет и закомпостированный абонементный талон действительны только на одну поездку в одном направлении. По прибытии на конечную остановку маршрута пассажир обязан освободить салон автобуса.

1.5. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их кондуктору, водителю или диспетчеру конечной станции маршрута.

2. Пассажир имеет право:

2.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет.

Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 передних мест с левой стороны по ходу автобуса. Иные пассажиры, занимающие эти места, должны освободить их для указанных лиц.

2.2. Провозить бесплатно одно место клади размером до 60 x 40 x 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж (в чехлах или обертке), детские санки и детскую коляску.

2.3. Перевозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка за плату согласно тарифу одного места багажа.

2.4. Провозить за плату согласно тарифу одно место клади размером не более 100 x 50 x 30 см.

2.5. Сойти на остановке "по требованию", о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.

2.6. Проезжать без дополнительной оплаты стоимости проезда и провоза багажа по разовому проездному билету, закомпостированному абонементному талону в следующем за сошедшим с линии по неисправности автобусом.

2.7. Провозить портативные газовые баллоны.

3. Пассажиру не разрешается:

3.1. Провозить огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи габаритными размерами более 100 x 50 x 30 см, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в незавернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).

3.2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

4. Ответственность пассажиров:

4.1. За безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа в автобусе взыскивается штраф в размере 1 руб. с пассажира за каждое место багажа.

Безбилетным считается пассажир, если он до следующей (после посадки) остановки не оплатил проезд и провоз багажа или не закомпостировал абонементный талон, а также предъявивший именной проездной документ, выданный другому лицу, или проездной билет длительного пользования, выданный в другом городе.

4.2. Уплаченный пассажиром штраф за неоплату стоимости проезда или провоза багажа не освобождает его от обязанности оплатить стоимость проезда или провоза багажа.

4.3. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) взыскивается штраф в размере 2 руб. 50 коп.

4.4. Штрафы налагаются контрольно-ревизорской службой автомобильного транспорта общего пользования или органами милиции.

4.5. За повреждение автобуса или его оборудования виновные несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Приложение 37

 

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОБУСАМИ ПРИГОРОДНЫХ СООБЩЕНИЙ

 

1. Пассажир обязан:

1.1. Производить посадку и выход из автобуса только на автовокзалах, автостанциях и установленных расписаниями движения остановочных пунктах маршрута.

Посадка в автобусы производится в порядке очереди через заднюю дверь, а выход — через все двери. В автобусах с одной дверью посадка производится только после выхода пассажиров.

Правом внеочередного входа в автобус пользуются:

— пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины;

— инвалиды, персональные пенсионеры и престарелые граждане;

— депутаты Верховных Советов СССР, РСФСР, союзных и автономных республик, депутаты местных Советов народных депутатов;

— Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней.

1.2. Приобрести билеты на проезд и провоз багажа до пункта следования. Бесплатный проезд пассажиров предоставляется только в случаях, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

1.3. Сохранять проездной и багажный билеты до конца поездки и предъявлять их по первому требованию лицам, производящим контроль. В случае выбытия автобуса с линии выданные пассажирам билеты действительны на другие автобусы того же направления.

Предъявлять водителю или кондуктору проездной билет длительного пользования или документ на право бесплатного проезда.

Сообщать, по требованию контролирующих лиц, пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость проезда и провоза багажа.

1.4. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их кондуктору, водителю или диспетчеру конечной станции маршрута.

2. Пассажир имеет право:

2.1. Провозить бесплатно одного ребенка до 7 лет, если он не занимает отдельного места.

2.2. Провозить бесплатно одно место ручной клади размером до 60 x 40 x 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж (в чехлах или обертке), детские санки.

2.3. Провозить на задних накопительных площадках охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка и справки, имеющей надпись "Собака привита против бешенства", за плату согласно тарифу одного места багажа.

2.4. Провозить за плату согласно тарифу одно место ручной клади размером не более 100 x 50 x 30 см.

2.5. Сойти на остановке "по требованию", о чем предварительно подать сигнал водителю кнопкой звонка или сообщить кондуктору.

2.6. Провозить портативные газовые баллоны.

3. Пассажиру не разрешается:

3.1. Провозить огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи габаритными размерами более 100 x 50 x 30 см, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в незавернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах и охотничьих и служебных собак), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).

3.2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде, препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне автобуса в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

4. Ответственность пассажиров:

4.1. За бесплатный проезд или неоплаченный провоз багажа в автобусе взыскивается штраф в размере 1 руб. с пассажира или за каждое место багажа.

Одновременно с уплатой штрафа пассажир обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа.

4.2. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) взыскивается штраф в размере 2 руб. 50 коп.

4.3. Штрафы налагаются контрольно-ревизорской службой автомобильного транспорта общего пользования или органами милиции.

4.4. За повреждение автобуса или его оборудования виновные несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Приложение 38

 

ПРАВИЛА

ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОБУСАМИ МЕЖДУГОРОДНЫХ СООБЩЕНИЙ

 

1. Пассажир обязан:

1.1. Производить посадку и выход из автобуса только на автовокзалах, автостанциях и установленных расписаниями движения остановочных пунктах маршрута.

Посадка в автобусы производится в порядке очереди после выхода пассажиров.

Правом внеочередного входа в автобус пользуются: пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды, персональные пенсионеры и престарелые граждане, депутаты Верховных Советов СССР, РСФСР, союзных и автономных республик, депутаты местных Советов народных депутатов, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней.

1.2. Предъявлять при входе в автобус билет на проезд и провоз багажа. Бесплатный проезд пассажирам предоставляется только в случаях, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

1.3. Занять в автобусе место согласно указанному в проданном билете номеру (перевозка пассажиров в междугородном автобусе сверх мест для сиденья запрещается кроме школьников, проживающих в сельской местности, — до 10 человек сверх мест сидения).

1.4. Сохранять проездной и багажный билеты до конца поездки и предъявлять их по первому требованию лицам, производящим контроль.

Сообщать, по требованию контролирующих лиц, пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость проезда и провоза багажа.

Знать, что билет на проезд действителен только на обозначенный в нем день и рейс автобуса.

В случае замены автобуса с жесткими сиденьями автобусом с мягкими сиденьями проданные билеты действительны без доплаты разницы.

1.5. При обнаружении в салоне автобуса забытых вещей, документов, денег и других ценностей сдать их водителю или диспетчеру промежуточной или конечной станции маршрута.

2. Пассажир имеет право:

2.1. Провозить бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно без предоставления ему отдельного места для сидения. При следовании с пассажиром детей в возрасте свыше 5 лет до 10 лет включительно или нескольких детей до 5 лет за каждого ребенка, кроме одного до 5 лет плата взимается в размере 50% стоимости проезда взрослого пассажира. В этих случаях ребенку выдается билет с указанием места для сидения.

2.2. Провозить бесплатно одно место ручной клади размером до 60 x 40 x 20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетке, одну пару лыж (в чехлах или обертке), детские санки.

2.3. Перевозить на задних местах охотничьих и служебных собак в намордниках при наличии поводка и справки, имеющей надпись "Собака привита против бешенства", за плату согласно тарифу одного места багажа.

2.4. Провозить за плату согласно тарифу одно место ручной клади размером не более 100 x 50 x 30 см в автобусах, не имеющих багажного отделения, и два места такого же размера в автобусах с багажным отделением.

Ручная кладь к перевозке в багажном отделении принимается только в исправной упаковке. На принятую ручную кладь пассажиру выдается багажная бирка установленного образца.

Автотранспортные предприятия и организации несут материальную ответственность за утрату, порчу или повреждение принятой к перевозке или хранению ручной клади в размерах, определенных Прейскурантом N 13-02-01 и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР.

2.5. При вынужденном возврате автобуса в начальный пункт следования сдать билеты и получить обратно стоимость проезда и провоза ручной клади.

2.6. Возвратить или переоформить билет, предварительно приобретенный, не менее чем за день до поездки, по установленным для этого правилам.

3. Пассажиру не разрешается:

3.1. Провозить огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи габаритными размерами более 100 x 50 x 30 см, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в незавернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров, животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинках и охотничьих и служебных собак), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).

3.2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде, препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сиденья, приводить в действие сигнал тормоза и механизмы для открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев), отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

4. Ответственность пассажиров:

4.1. За безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа в автобусе взыскивается штраф в размере 1 руб. с пассажира и за каждое место багажа.

Одновременно с уплатой штрафа пассажир обязан оплатить стоимость проезда и провоза багажа от пункта посадки до пункта своего следования.

В случае невозможности установить пункт посадки пассажира в автобус плата за проезд и провоз багажа взимается от начального пункта отправления автобуса.

4.2. За провоз в автобусе взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих, едких и зловонных предметов и материалов (в том случае, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности) взыскивается штраф в размере 2 руб. 50 коп.

4.3. Штрафы налагаются контрольно-ревизорской службой автомобильного транспорта общего пользования или органами милиции.

4.4. За повреждение автобуса или его оборудования виновные несут ответственность в установленном законом порядке.

 

Приложение 39

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОМАРШРУТНОГО КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА

НА ГОРОДСКИХ АВТОБУСАХ

 

1. Общие положения

 

1.1. Переход на бескондукторный, а в ряде городов — на бескассовый метод сбора платы за проезд в городском пассажирском транспорте позволил рациональнее использовать в народном хозяйстве трудовые ресурсы, повысить культуру обслуживания пассажиров, увеличить производительность труда на городском транспорте. Однако, наряду с положительными результатами, выявился ряд отрицательных явлений, связанных с ростом количества пассажиров, вынужденно или преднамеренно не оплачивающих проезд, что привело к потери части доходов и увеличению разрыва между учитываемым и фактическим объемом перевозок пассажиров.

Большое влияние на это оказывает несовершенство контроля за правильностью оплаты проезда на городских автобусных маршрутах.

1.2. Одним из основных применяемых в настоящее время методов контроля является выборочный всемаршрутный контроль, при котором малый штат линейных контролеров ежедневно распыляется на все маршруты данного автотранспортного предприятия. В этом случае деятельность контролеров, как правило одиночек, плохо поддается учету, зачастую наиболее эффективные для осуществления контроля маршруты и периоды часов "пик" из-за сложности не охватываются контролем.

Анализ осуществленного контроля показывает, что в течение суток подвергается контролю только 4 — 5% рейсов автобусов, что дает увеличение выручки лишь на 1%.

Существенному повышению выручки способствуют проводимые разовые целодневные рейды проверки оплаты проезда с участием общественных контролеров. Однако, как правило, они оказывают влияние только на день проверки, и на следующий за такой проверкой день уровень выручки на маршрутах становится обычным.

1.3. Организации четкой системы контроля оплаты проезда мешает отсутствие достаточной информации об уровне безбилетного проезда в различное время суток на отдельных маршрутах и участках маршрута, вследствие чего планирование контроля не увязывается с данными фактической нагрузки подвижного состава на всем протяжении маршрута и по периодам суток.

1.4. В настоящем Методическом руководстве изложены методы определения уровня безбилетного проезда и осуществления контроля оплаты проезда на автобусных маршрутах городского сообщения.

1.5. Метод определения уровня безбилетного проезда основан на сопоставлении количества пассажиров, оплативших проезд (включая пассажиров, имеющих право бесплатного проезда), и фактического количества перевезенных пассажиров.

1.6. Метод организации контроля предусматривает повышение эффективности использования штата линейных контролеров контрольно-ревизорских служб и ориентирован на наличный штат линейных контролеров, на возможное и необходимое его доукомплектование в пределах действующих норм (1 контролер на 10 — 15 автобусов, работающих без кондуктора), а также на привлечение других работников автотранспортных предприятий и общественных контролеров. Он направлен на увеличение доходов автотранспортных предприятий и улучшение показателей их работы по выполнению объема пассажирских перевозок.

 

2. Метод определения уровня

безбилетного проезда пассажиров

 

2.1. Обследование уровня безбилетного проезда пассажиров проводится двумя способами:

негласное обследование пассажиров, производящих разовую оплату проезда;

гласное обследование пассажиров, пользующихся месячными проездными билетами и удостоверениями на право бесплатного проезда.

В обоих случаях определяется общее количество проехавших пассажиров.

2.2. Обследование проводится на каждом или на выборочной группе маршрутов, являющейся характерной для работы автобусов на всей маршрутной сети. При отсутствии материалов анализа обследования пассажиропотоков уровень безбилетного проезда необходимо определить для каждого маршрута.

2.3. Продолжительность обследования — один-два дня в течение рабочей недели, за исключением маршрутов, имеющих наибольшую нагрузку в нерабочие дни, с охватом утренних и вечерних часов "пик" и межпиковых периодов.

2.4. Негласное и гласное обследования проводятся на одном или нескольких маршрутах одновременно. Сначала выпускается на маршрут автобус с группой учетчиков, ведущих негласное обследование, а следом за ним (с соблюдением запланированного интервала движения автобусов на маршруте) автобус с группой учетчиков, ведущих гласное обследование. В условиях дефицита в учетчиках гласное обследование одного и того же маршрута может быть перенесено на следующий день.

2.5. Обследованию подвергается не менее 25% рейсов автобусов на маршруте для каждого негласного и гласного вида обследования в отдельности, т.е. если оба вида обследования проводятся в один и тот же день, то ими должно быть охвачено не менее 50% рейсов.

2.6. До начала обследования составляется и утверждается план его проведения, в котором определяется необходимое количество и состав учетчиков по каждому маршруту и в каждую смену, устанавливается необходимое количество и срок заготовки таблиц обследования, ответственные за проведение обследования руководители (по одному на каждый конечный пункт) маршрута и бригадиры (по одному на каждый обследуемый автобус), срок проведения инструктажа (ознакомление с инструкцией, таблицами и т.п.) и др.

2.7. Количество учетчиков, необходимых для проведения обследования на каждом маршруте, устанавливается в зависимости от числа рейсов, намеченных к обследованию, марок подвижного состава и наличия в нем касс, компостеров, а также вида обследования (негласное, гласное), следующим образом: при негласном обследовании — один учетчик на каждую дверь, а при наличии в автобусе компостеров — дополнительно по одному учетчику на каждый компостер, при гласном обследовании — один человек на каждую дверь.

Например: на маршруте работают 12 автобусов марки "Икарус-260" (количество дверей — 3, компостеров — 3). При охвате 25% рейсов и проведении негласного и гласного обследований в один день потребуется: для негласного обследования — 0,25 x 12 x (3 + 3) = 18 чел.; для гласного обследования — 0,25 x 12 x 3 = 9 чел. Всего с учетом работы в две смены — 54 чел.

При проведении обследования в два дня в первый день негласного обследования с учетом работы в две смены — 36 чел., во второй день гласного обследования с учетом работы в две смены — 18 чел.

2.8. Обследование уровня безбилетного проезда пассажиров по каждому рейсу начинается в назначенный день с конечных пунктов маршрутов.

Бригадир автобуса перед входом бригады в салон уточняет место нахождения и функции каждого учетчика в автобусе, раздает таблицы обследования оплаты проезда (Приложения 39.1, 39.2) и инструкции по проведению обследования.

2.9. Обязанности учетчиков в автобусах негласного обследования разовой оплаты проезда.

2.9.1. Учетчик, занимающий место у дверей автобуса, заносит в табл. 1 (Приложение 39.1) перед началом работы число, месяц, год, номер маршрута, парковый номер автобуса, порядковый номер двери, а после отправления в рейс фактическое время отправления и номер билета в закрепленной за ним кассе (строка "б").

Впоследствии учетчик ведет учет входящих и выходящих пассажиров на каждой остановке и результаты подсчета записывает по направлениям (прямое и обратное) в столбцы "В" и "С" табл. 1.

По окончании рейса учетчик на конечной остановке записывает время прибытия и номер билета в закрепленной за ним кассе (строка "а" табл. 1).

2.9.2. Учетчик, занимающий место у компостера, заносит в табл. 2 (см. Приложение 39.2) перед началом работы число, месяц, год, номер маршрута, парковый номер автобуса, порядковый номер компостера (считая от начала салона), а после отправления в рейс фактическое время отправления.

Впоследствии учетчик ведет учет по каждой остановке и следующему за ней перегону закомпостированных талонов, определяя визуально (на глаз) количество талонов, если они компостируются одним пассажиром пачкой (по 2 — 3 талона). Суммарное количество талонов, закомпостированных на остановке и следующем за ней перегоне, записывается в столбцы 1 или 2 в зависимости от направления (прямое, обратное) табл. 2. Время каждого прибытия на конечную остановку рейса учетчик записывает в соответствующую графу табл. 2.

2.9.3. Учетчики при проведении негласного обследования не должны привлекать внимание пассажиров, поэтому запрещается выдача им нарукавных повязок или других опознавательных знаков, а таблицы учета должны быть скрыты в специальной обложке, газете, журнале.

2.10. Обязанности учетчиков в автобусах гласного обследования наличия месячных проездных билетов и удостоверений на право бесплатного проезда.

2.10.1. В автобусах гласного обследования учетчики обязаны иметь нарукавные повязки и располагаться в автобусе только у дверей входа и выхода пассажиров.

2.10.2. Учетчик перед началом работы заносит в табл. 1 (Приложение 39.1) число, месяц, год, номер маршрута, парковый номер автобуса, порядковый номер двери, а после отправления в рейс — фактическое время отправления.

Впоследствии учетчик ведет учет всех входящих на остановке пассажиров, записывая их в столбец "В" табл. 1, а при выходе — только учет пассажиров, имеющих месячные проездные билеты и удостоверения на право бесплатного проезда. Для более полного учета и обеспечения выхода пассажиров из автобуса без задержки учетчик перед остановкой обязан объявлять: "Товарищи пассажиры, имеющие месячные проездные билеты и удостоверения на право проезда, при входе предъявляйте их учетчику!". Суммарное количество предъявленных проездных билетов и удостоверений заносить в столбец "М".

По окончании рейса на конечной остановке записывает время прибытия в табл. 1.

2.11. Независимо от вида обследования (негласное или гласное) смена учетчиков производится только на конечной остановке маршрута.

В случаях длительной задержки движения (сход с линии) автобусов, в которых находятся учетчики, последние прекращают работу на данном рейсе и отправляются на ближайший конечный пункт данного маршрута.

По окончании каждой смены учетные табл. 1 и 2 сдаются бригадирам, а последние передают их руководителю обследования.

 

3. Обработка результатов обследования

безбилетного проезда пассажиров

 

3.1. Обработка результатов обследования проводится в разрезе отдельных маршрутов.

В этих целях в табл. 1, полученных от учетчиков негласного обследования, подсчитываются итоги по вошедшим и вышедшим пассажирам по каждому рейсу (столбцы "В" и "С").

Количество вошедших пассажиров должно быть равно количеству вышедших или близко к ним, что служит подтверждением правильности проведенного учета.

Показатель наполнения автобусов (столбец "Н") по каждой строке вычисляется по показателям "В" и "С". Строка "Итого билетов" табл. 1 является разностью порядковых номеров билетов строк "а" и "б". Строка "Итого талонов" заполняется по итогам табл. 2 за те же рейсы.

3.2. В табл. 1, полученных от учетчиков гласного обследования, подсчитывается итоговое количество пассажиров по столбцу "В" и итоговое количество пассажиров, предъявивших проездные билеты и удостоверения на право бесплатного проезда, — по столбцу "М".

3.3. После обработки табл. 1 негласного и гласного обследования (каждые в отдельности) в соответствии с индексами времени, указанными в каждой таблице, сортируются по трем периодам суток (утренние часы "пик", вечерние часы "пик" и межпиковое время).

3.4. По каждому периоду суток по табл. 1 негласного и гласного обследования раздельно определяются суммарное количество перевезенных пассажиров (сумма итогов по столбцам "В"), приобретенных билетов и закомпостированных талонов, а также предъявленных проездных билетов и удостоверений на право бесплатного проезда (сумма итогов по столбцам "М").

3.5. Результаты обследования вносятся в табл. 3 (см. Приложение 39.3), при этом результаты негласного обследования — в столбцы 2, 3, 9, 10, 16, 17, а гласного обследования — столбцы 5, 6, 11, 12, 19, 20.

3.6. Итоговые данные по выявленному проезду пассажиров без билетов по каждому периоду и за день в целом рассчитываются в табл. 3 в соответствии с наименованием столбцов.

 

4. Метод бригадного многодневного

помаршрутного контроля оплаты проезда

на автобусах городского сообщения

 

4.1. Метод бригадного многодневного помаршрутного контроля заключается в бригадном способе целодневной проверки оплаты проезда в автобусах одного-двух маршрутов в течение нескольких дней подряд с последовательным охватом всех маршрутов данного автобусного предприятия.

Проведение целодневного контроля оплаты проезда на выбранных маршрутах в течение нескольких (оптимально трех) дней необходимо для выработки у пассажиров рефлекса на возможность ежедневного продолжения подобного контроля. Это позволит в течение некоторого периода после снятия контроля и перехода контролеров на другие маршруты поддерживать на маршрутах проведенного контроля достаточно высокий уровень оплаты проезда.

4.2. Бригадный способ контроля осуществляется бригадой, возглавляемой бригадиром, в составе 2 — 4 человек на каждый рейс в зависимости от вместимости (марки) автобуса (см. п. 5.3.2 настоящего Методического руководства). Это обеспечивает наиболее полную проверку оплаты проезда пассажирами, в том числе в часы "пик", облегчает взимание штрафа за безбилетный проезд и предопределяет наиболее эффективную загрузку контролеров в течение их рабочего дня.

4.3. Контроль оплаты проезда должен проводиться последовательно на всех или наиболее неблагополучных по уровню оплаты проезда маршрутах автотранспортного предприятия. Частота проверок каждого маршрута определяется в зависимости от количества маршрутов и числа контролеров данного предприятия.

Контролем должно быть охвачено не менее 50% рейсов автобусов на контролируемом маршруте.

4.4. Контроль оплаты проезда целесообразно проводить не по всему маршруту, а по возможности на определенных оптимальных участках или точках (остановках) маршрута.

Выбор таких участков производится способом, указанным в п. 5.3.1.

4.5. Контроль оплаты проезда производится: в салонах автобусов, если контроль осуществляется на всем протяжении маршрута или на его отдельных участках, вне салона автобусов — если контроль осуществляется в определенных точках (остановках) маршрута.

4.6. На проведение контроля администрацией предприятия утверждается план-график.

 

5. Подготовительная работа к осуществлению

бригадного помаршрутного контроля оплаты проезда

 

5.1. Планированию и проведению бригадного помаршрутного контроля должна предшествовать большая подготовительная работа.

Подготовительная работа к проведению контроля делится на три основные части: подготовка исходной информации для планирования, определение и расчет отдельных элементов контроля, составление плана-графика проведения контроля.

5.2. К исходной информации для планирования контроля относится:

схема городских автобусных маршрутов с размещением промежуточных и конечных остановочных пунктов;

количество автобусов, выпускаемых на линию по маркам, интервал движения и продолжительность рейса по каждому маршруту в отдельные периоды суток;

данные об уровне безбилетного проезда пассажиров на маршруте по отдельным периодам суток (утренние и вечерние часы "пик", дневной и вечерний межпиковые периоды), полученные по результатам обследования согласно п. 2 настоящего Методического руководства;

данные о пассажиропотоках на маршрутах (распределение пассажиров каждого маршрута по часам суток, пассажирообмен на остановочных пунктах каждого маршрута по отдельным периодам суток, наполнение подвижного состава по перегонам каждого маршрута по отдельным периодам суток) по материалам периодических обследований пассажиропотоков;

количество контролеров (включая должностных лиц и общественных контролеров), которое может быть привлечено транспортным предприятием.

5.3. Определение и расчет отдельных элементов контроля.

К основным определяемым и рассчитываемым элементам контроля относятся: выбор наиболее эффективного участка контроля на маршруте, а также расчет необходимого количества контролеров.

5.3.1. Выбор наиболее эффективного участка и периода контроля оплаты проезда.

5.3.1.1. Выбор участка должен обеспечивать контроль максимального количества пассажиров каждого рейса и иметь возможно наименьшую протяженность. Это обеспечит высокую оборачиваемость контролеров на маршруте и большую эффективность их использования, что особенно важно в условиях недостатка контролеров в автотранспортных предприятиях.

5.3.1.2. Выбор участков контроля производится на основании анализа графиков пассажирообмена остановочных пунктов маршрута. Эти графики строятся по таблицам обследования пассажиропотоков, фиксирующим количество входящих и выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте маршрута в отдельные периоды суток (утренние и вечерние часы "пик", дневной и вечерний межпиковые периоды).

5.3.1.3. Графики пассажирообмена остановочных пунктов строятся для каждого периода суток раздельно в прямом и обратном направлениях маршрута. На графиках указывается не абсолютное количество входящих и выходящих на каждой остановке пассажиров, а их относительное количество в процентах. Сумма процентов пассажиров, вошедших в автобусы на каждой остановке, а также вышедших в прямом направлении, каждая в отдельности, должна быть равна 100%.

Аналогично рассчитывается обратное направление.

5.3.1.4. Назначение участков маршрутов можно свести к следующим типовым ситуациям:

1) относительно равномерное распределение входящих и выходящих пассажиров по остановочным пунктам маршрута; контроль осуществляется по всей длине маршрута либо на участке, охватывающем большинство остановок;

2) неравномерное распределение входящих и выходящих пассажиров по остановочным пунктам, преимущественное накапливание или высадка пассажиров на ряде остановок концевых участков маршрута; контроль осуществляется на сравнительно небольшом участке маршрута, позволяющем охватить проверкой большинство пассажиров;

3) крайне неравномерное распределение пассажиров по остановочным пунктам, накапливание пассажиров на большинстве остановок маршрута и их высадка на одной или двух конечных или центральных остановках контроль осуществляется на одной или двух остановках высадки пассажиров.

В ситуациях п. 1.2 контроль производится в салонах автобусов, в ситуации п. 3 — вне салонов — на остановочных пунктах.

5.3.2. Расчет необходимого количества контролеров.

5.3.2.1. Потребность в контролерах, работающих в салонах автобусов по всему маршруту или на его участке, рассчитывается по формуле:

 

                            N = Q x q,                         (1)

 

где Q — количество бригад контролеров; q — количественный состав бригад контролеров на один рейс.

Количество бригад контролеров (Q) определяется по формуле:

 

                              t  x n

                               р    у

                       Q = K (——- + 1),                    (2)

                              i x n

                                   м

 

    где K   —   коэффициент   охвата   автобусных   рейсов;  t   —

                                                              р

продолжительность  рейса  автобуса  по  всему  маршруту  в   одном

направлении,  мин.;  n   — количество перегонов на маршруте;  n  —

                      м                                        у

количество перегонов на участке контроля;  i —  интервал  движения

автобусов на маршруте в часы "пик", мин.

Коэффициент K в зависимости от доли охватываемых контролем рейсов принимается равным: 50% рейсов — 1,0; 60% — 1,2; 70% — 1,4; 80% — 1,6.

Количественный состав бригады (q) определяется в зависимости от фактического наполнения автобусов на маршруте в часы "пик" по таблице.

Фактическое наполнение автобусов на маршруте определяется по материалам обследования пассажиропотоков.

Пример расчета потребности в контролерах приведен в Приложении 39.4.

5.3.2.2. При организации контроля вне салона автобуса на одной-двух остановках маршрута потребность в контролерах определяется из расчета единовременного подхода к остановке двух автобусов и прикрепления в часы "пик" к каждой двери автобуса двух контролеров.

5.3.2.3. Планирование потребности в контролерах по каждому маршруту ведется в сводной табл. 4 (Приложение 39.5), где приводятся исходные параметры и результаты расчетов.

 

┌────────────────────┬──────────────────────┬────────────────────┐

│  Марки автобусов   │Фактическое наполнение│Количество контроле-│

│                    │    автобуса, чел.    │ров на один рейс, q │

├────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤

│"Икарус-180",       │        До 75         │          2         │

│"Икарус-280"        │       75 — 150       │          3         │

│                    │       Св. 150        │          4         │

│                    │                      │                    │

│"Икарус-260",       │        До 50         │          2         │

│"Икарус-556"        │       Св. 50         │          3         │

│                    │                      │                    │

│ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-158, │ При любом наполнении │          2         │

│ЛиАЗ-695            │                      │                    │

└────────────────────┴──────────────────────┴────────────────────┘

 

5.4. План-график контроля оплаты проезда (табл. 5, Приложение 39.6) составляется на основании показателей табл. 4 и с учетом двухсменной работы контролеров в течение трех дней на каждом контролируемом маршруте (см. п. 6 настоящего Методического руководства).

В соответствии с планом-графиком готовится ежемесячный график выхода на работу штатных и общественных контролеров, а также работников автопредприятия.

 

6. Проведение контроля

 

6.1. Настоящим Методическим руководством предусматривается сохранение всех действующих положений и инструкций, регламентирующих деятельность работников контрольно-ревизорской службы при проведении контроля оплаты проезда на городских автобусных маршрутах.

6.2. Работа контролеров на каждом контролируемом маршруте организуется в две смены в течение трех дней. Первая (утренняя) смена работает с 7.00 до 16.00, вторая — с 16.00 до 24.00. В городах с явно выраженной ранней пассажиронагрузкой — с 6.30 до 15.30 и с 15.30 до 23.30.

Таким образом, каждая смена захватывает по одному пиковому и одному межпиковому периоду.

Уменьшение контролеров на линии в межпиковый период, по сравнению с пиковым, позволяет обеспечить подмену контролеров, отпускаемых по скользящему графику на обеденный перерыв в пределах каждой смены после окончания пикового периода.

6.3. Во главе смены контролеров назначается руководитель смены, во главе бригады — бригадир. Руководители смен и бригад назначаются из числа наиболее опытных контролеров-ревизоров.

6.4. Каждой смене придается имеющийся в распоряжении КРС специальный легковой автомобиль "Билетный контроль" и дежурный автобус, оборудованный рабочим столом, усилительной установкой АГУ и наглядной агитацией.

Автобус используется для доставки бригад на участок контроля, является впоследствии стационарным пунктом централизованного руководства работой смены, местом пребывания руководителя смены и проведения воспитательной работы с пассажирами.

Автомобиль "Билетный контроль" является подвижной единицей, служащей для наблюдения за работой контролеров и перегруппировки контролерских бригад.

6.5. При подготовке к проведению контроля оплаты проезда рекомендуется установить контакт с районным отделением милиции с целью обеспечения дежурства милиционера в зоне или в определенной точке участка контроля.

6.6. Контроль оплаты проезда в салоне автобуса в часы "пик" при большом наполнении автобусов проводится бригадой контролеров, которые располагаются в салоне у дверей автобусов. После объявления о начале контроля проверка наличия билетов у пассажиров проводится перед их выходом из автобуса.

В межпиковый период контролеры, проверяя билеты, движутся по салону навстречу друг другу.

При проведении контроля вне салона автобуса — на остановочном пункте контролеры располагаются попарно у каждой двери автобуса. При этом водителям маршрутных автобусов вменяется в обязанность постоянно напоминать пассажирам о необходимости сохранения билетов до конца поездки.

 

7. Расчет экономического эффекта контроля

 

7.1. Экономический эффект рекомендуемого метода организации контроля оплаты проезда определяется размерами дополнительной выручки на автобусных маршрутах и суммой штрафов, взысканных с пассажиров.

7.2. Повышение выручки на маршруте происходит в трехдневный период контроля, а также в течение последующих трех дней, после снятия контроля, т.е. в течение шести дней.

В соответствии с этим дополнительная выручка на маршруте, являющаяся следствием контроля, определяется как разность между суммой выручки на маршруте за указанный шестидневный период и суммой выручки за аналогичный период, предшествовавший контролю, но обязательно с соблюдением тех же дней недели, в которые проводился контроль.

7.3. Экономический эффект за период (месяц, квартал, год) определяется как сумма дополнительной выручки всех проконтролированных маршрутов за период плюс сумма взысканных штрафов за соответствующий период.

Пример расчета экономического эффекта контроля дан в Приложении 39.7.

 

Приложение 39.1

 

                                       "___" _____________ 198_ г.

                                       В — вошло пассажиров

                                       С — сошло пассажиров

                                       Н — наполнение авт.

                                       М — месячные билеты

 

Таблица 1

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА НА МАРШРУТЕ N __

 

N автобуса ______________

N двери _________________

 

┌───┬──────────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐

│ N │Время отправления │             │             │             │

│п/п├──────────────────┼───┬───┬──┬──┼───┬───┬──┬──┼───┬───┬──┬──┤

│   │   Остановочные   │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│   │      пункты      │ В │ С │ Н│ М│ В │ С │ Н│ М│ В │ С │ Н│ М│

├───┼──────────────────┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┤

│ 1 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 2 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 3 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 4 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 5 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 6 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 7 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 8 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 9 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│10 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│11 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│12 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│13 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│14 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│15 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│16 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│17 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│18 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│19 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│20 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│21 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│22 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│23 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│24 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

├───┼──────────────────┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┤

│   │Итого пассажиров  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│   │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ а │N билета в кассе  │             │             │             │

│ б │N билета в кассе  │             │             │             │

│   │Итого билетов     │             │             │             │

│   │Итого талонов     │             │             │             │

│   │Время прибытия    │             │             │             │

└───┴──────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘

 

Номера билетов в кассе заносятся в таблицу при отправлении в рейс и прибытии из рейса.

 

(оборотная сторона таблицы 1)

 

ОБРАТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 

┌───┬──────────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐

│ N │Время отправления │             │             │             │

│п/п├──────────────────┼───┬───┬──┬──┼───┬───┬──┬──┼───┬───┬──┬──┤

│   │   Остановочные   │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│   │      пункты      │ В │ С │ Н│ М│ В │ С │ Н│ М│ В │ С │ Н│ М│

├───┼──────────────────┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┤

│24 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│23 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│21 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│20 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│19 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│18 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│17 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│16 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│15 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│14 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│13 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│12 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│11 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│10 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 9 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 8 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 7 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 6 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 5 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 4 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 3 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 2 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ 1 │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

├───┼──────────────────┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┼───┼───┼──┼──┤

│   │Итого пассажиров  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│   │                  │   │   │  │  │   │   │  │  │   │   │  │  │

│ а │N билета в кассе  │             │             │             │

│ б │N билета в кассе  │             │             │             │

│   │Итого билетов     │             │             │             │

│   │Итого талонов     │             │             │             │

│   │Время прибытия    │             │             │             │

└───┴──────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘

 

Примечание ___________________________________________________

______________________________________________________________

Обследование проводил ________________________________________

Таблицу составил _____________________________________________

 

Приложение 39.2

 

                                    "___" ________________ 198_ г.

                                    К — закомпостированных талонов

                                    1 — прямой рейс

                                    2 — обратный рейс

 

Таблица 2

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА НА МАРШРУТЕ N __

 

N автобуса ___________

N компостера _________

 

N п/п

Время отправления

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

1

2

1

2

1

2

К

К

К

К

К

К

К

К










10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время прибытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование проводил _____________

 

Приложение 39.3

 

Таблица 3

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА

 

                                 Город ___________________________

                                 Дата проведения _________ 19__ г.

                                 Вид транспорта __________________

 

Время

Утренний час "пик"

Внепиковое время

ч          мин.

ч         мин.

номер
марш-
рута

кол-во
переве-
зенных
пасса-
жиров 
при   
неглас-
ном об-
следо-
вании

в т.ч.
по ра-
зовым
биле-
там и
тало-
нам

то
же
в
%

кол-во
переве-
зенных
пасса-
жиров 
при   
глас- 
ном об-
следо-
вании

в т.ч.
по ме-
сячным
биле-
там

то
же
в
%

доля 
пасса-
жиров,
не оп-
латив-
ших  
про- 
езд, %

кол-во
переве-
зенных
пасса-
жиров 
при   
неглас-
ном об-
следо-
вании

в т.ч.
по ра-
зовым
биле-
там и
тало-
нам

то
же
в
%

кол-во
переве-
зенных
пасса-
жиров 
при   
глас- 
ном об-
следо-
вании

в т.ч.
по ме-
сячным
биле-
там  
и та-
лонам

то
же
в
%

доля 
пасса-
жиров,
не оп-
латив-
ших  
про- 
езд, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15