Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложение 35 утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложение 35

(утв.

приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г.

N 200)

 

См. Приложение 35. Положение о центральной диспетчерской станции пассажирского автотранспорта

Приложение 36. Правила пользования автобусами городских сообщений

Приложение 37. Правила пользования автобусами пригородных сообщений

Приложение 38. Правила пользования автобусами междугородных сообщений

Приложение 39. Методическое руководство по организации помаршрутного контроля оплаты проезда на городских автобусах

 

См. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

 

Приложение 35

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СТАНЦИИ

ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

 

I. Общие положения

 

1. Центральная диспетчерская станция (ЦДС) пассажирского автотранспорта организуется в составе транспортных управлений (управлений пассажирского автомобильного транспорта) для централизованного управления движением автобусов и легковых автомобилей-такси на линии.

2. ЦДС организуется вне зависимости от количества предприятий автобусного и таксомоторного транспорта или объединений автотранспортных предприятий, расположенных в АССР, краевом, областном центре.

3. ЦДС руководит движением внутригородского пассажирского автотранспорта АССР, краевого, областного центра.

Для централизованного руководства движением автобусов и легковых автомобилей-такси в городах АССР, края, области, кроме АССР, краевого, областного центра могут быть организованы филиалы ЦДС.

4. ЦДС в своей работе руководствуется утвержденным транспортным управлением планом организации движения (маршрутными расписаниями движения автобусов и графиком выпуска легковых автомобилей-такси) и обеспечивает наиболее эффективное его выполнение.

5. ЦДС возглавляется начальником.

 

II. Основные задачи и функции ЦДС

 

6. Основными задачами ЦДС являются:

— улучшение качества транспортного обслуживания пассажиров за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания пассажиров на линии, оперативного регулирования движением подвижного состава с соблюдением безопасности движения (в случаях происшедших нарушений движения, изменения распределения пассажиропотоков, проведения координированных действий с другими видами транспорта);

— повышение эффективности использования автобусов и легковых автомобилей-такси за счет рационального использования резерва автобусов на наиболее загруженных направлениях, увеличения количества выполняемых заказов и своевременного переключения легковых автомобилей-такси на стоянки повышенного спроса.

7. При выполнении основных задач ЦДС руководствуется технологическим процессом, включающим системы информации, контроля и управления.

8. ЦДС состоит из двух отделений: автобусного и таксомоторного транспорта.

Отделение автобусного транспорта на основе получаемой информации осуществляет:

— оперативный контроль за своевременным и полным выпуском автобусов на каждый маршрут, соблюдением регулярности движения автобусов на маршрутах и эффективным использованием автобусов на маршрутах;

— управление движением автобусов на всей сети автобусных маршрутов.

Отделение таксомоторного транспорта на основе получаемой информации осуществляет:

— оперативный контроль за своевременным и полным выпуском легковых автомобилей-такси на линию по часам суток, распределение свободных легковых автомобилей-такси по основным стоянкам, учитывая спрос населения на легковые автомобили-такси по основным стоянкам, по часам суток;

— управление работой легковых автомобилей-такси на линии;

— централизованный прием заказов на легковые автомобили-такси и их своевременное выполнение.

 

III. Организационная структура ЦДС

 

9. Общее руководство работой диспетчерского аппарата ЦДС возлагается на начальника ЦДС, находящегося в непосредственном подчинении заместителя начальника транспортного управления по пассажирским перевозкам.

10. Типовая организационная структура ЦДС предусматривает группы:

— диспетчеров по разработке технологических карт диспетчерского управления движением автобусов и легковых автомобилей-такси применительно к местным условиям;

— анализа исполненного движения автобусного и таксомоторного транспорта за каждые сутки;

— сменных старших диспетчеров, маршрутных диспетчеров и разъездных диспетчеров в отделении автобусного транспорта;

— сменных старших диспетчеров, дежурных диспетчеров по приему заказов, диспетчеров по распределению заказов, диспетчеров по исполнению заказов и разъездных диспетчеров в отделении таксомоторного транспорта.

Примечание. До полного внедрения технических средств связи и сокращения аппарата линейных диспетчеров автобусного и таксомоторного транспорта последние входят в штат ЦДС.

 

11. Штатная численность диспетчерского состава ЦДС устанавливается по нормативам в зависимости от количества подвижного состава на линии, числа маршрутов, объема поступающей информации и применяемой системы ее обработки.

 

IV. Технические средства диспетчерской связи

 

12. Для осуществления централизованного управления движением автобусов и легковых автомобилей-такси ЦДС оборудуется:

— прямой проводной связью с автотранспортными предприятиями, контрольными пунктами автобусных маршрутов и стоянками легковых автомобилей-такси;

— радиотелефонной связью с легковыми автомобилями-такси, передвижными диспетчерскими пунктами автобусного и таксомоторного транспорта, автомобилями технической помощи и линейными диспетчерскими пунктами, где отсутствует прямая проводная связь;

— индуктивной связью с автобусами городских маршрутов.

 

V. Права, обязанности и ответственность

диспетчерского аппарата ЦДС

 

13. Диспетчерский аппарат ЦДС имеет право требовать:

13.1. От автотранспортных предприятий:

— обеспечения выпуска автобусов и легковых автомобилей-такси в полном соответствии с утвержденными расписаниями и графиками;

— своевременного оказания технической помощи подвижному составу на линии или его замены в случаях технической неисправности;

— выполнения указаний по распределению подвижного состава на маршруты, таксомоторные стоянки и для выполнения заказов, а также выпуска резервных автобусов;

— предоставления периодической информации, предусмотренной технологическим процессом работы ЦДС (о времени и количестве выпущенных автобусов и легковых автомобилей такси, причин недовыпуска, опозданий, сходов, принятых мерах к восполнению недостающего на линии подвижного состава и др.).

13.2. От водителей автобусов и легковых автомобилей-такси:

— выполнения всех установленных расписанием рейсов;

— информации о времени прибытия на контрольные пункты, при выполнении каждого рейса, а также о состоянии обслуживания пассажиров на маршруте;

— выполнения указаний диспетчерского аппарата по соблюдению регулярности движения, о переключении на другой маршрут и др.;

— выполнения указаний по обеспечению заказов на легковые автомобили-такси, а также информации о месте нахождения радиофицированных легковых автомобилей-такси после каждой поездки с пассажирами.

14. Диспетчерский аппарат ЦДС обязан:

— обеспечивать централизованное управление движением пассажирского автомобильного транспорта с соблюдением требований безопасности движения;

— строго выполнять технологический процесс работы пассажирской ЦДС;

— представлять транспортному управлению и автотранспортным предприятиям установленную технологическим процессом отчетность;

— представлять оперативную информацию автотранспортным предприятиям и транспортному управлению о состоянии обслуживания пассажиров и работе подвижного состава на линии;

— осуществлять координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— вносить предложения по совершенствованию расписаний и графиков движения, уточнению маршрутной сети, размещению автобусных остановок и стоянок легковых автомобилей-такси, развитию средств диспетчерской связи.

15. Диспетчерский аппарат ЦДС несет ответственность за надлежащее управление движением автобусов и легковых автомобилей-такси на линии в соответствии с утвержденными маршрутными расписаниями и графиками и высокий уровень транспортного обслуживания населения.

16. Права и обязанности каждого конкретного работника ЦДС определяются должностными инструкциями, утвержденными в установленном порядке.

 

ТИПОВОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СТАНЦИИ

ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

1. Общие положения

 

1.1. Типовой технологический процесс диспетчерского управления движением автобусов и легковых автомобилей-такси, осуществляемый в системе центральной диспетчерской станции, призван обеспечивать наиболее полное выполнение основных задач ЦДС по существенному улучшению качества транспортного обслуживания пассажиров, эффективному использованию подвижного состава, с высокой производительностью труда диспетчеров.

1.2. Технологический процесс, представляя собой одну из главных составных частей системы диспетчерского управления, вводится раздельно в автобусном и таксомоторном отделениях ЦДС в соответствии с условиями и характером перевозок пассажиров.

1.3. Технологический процесс, равно как и система диспетчерского управления движением автобусов и автомобилей-такси, является единым для всех городов и не зависит от численности населения, развития транспортной сети и маршрутной системы города, количества подвижного состава и объема пассажирских перевозок.

1.4. Типовой технологический процесс диспетчерского управления движением автобусов и автомобилей-такси в городах разработан в соответствии с Положением о центральной диспетчерской станции пассажирского автотранспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР (N 478-ц от 22 декабря 1973 года).

1.5. Управление движением автобусов внегородских сообщений осуществляется диспетчерским составом автовокзалов, пригородных и междугородных автостанций по особому технологическому процессу.

 

2. Система диспетчерского управления

 

2.1. Централизованная система диспетчерского управления движением автобусов и легковых автомобилей-такси организуется в городах при одновременном и комплексном решении трех ее важнейших составных частей:

— выборе обоснованной организационной структуры диспетчерской службы;

— оснащении диспетчерского аппарата совершенной системой технических средств связи и автоматики;

— введении типового технологического процесса центральной диспетчерской станции (ЦДС).

2.2. Организационная структура диспетчерской службы и система технических средств связи должны соответствовать и отвечать требованиям типового технологического процесса ЦДС.

2.3. Система диспетчерского управления движением автобусов и автомобилей-такси обеспечивает контроль и регулирование движения. Планирование перевозок и организацию движения (разработка расписаний и др.) ЦДС не осуществляет.

2.4. Система диспетчерского управления движением автобусов в городах осуществляется по маршрутному принципу.

2.5. Система диспетчерского управления движением легковых автомобилей-такси в городах осуществляется по территориальному принципу.

2.6. Дальнейшим развитием системы диспетчерского управления явится применение полуавтоматических и автоматических средств съема информации и регулирования.

2.7. Применение вычислительных комплексов и электронно-вычислительной техники в системе ЦДС обеспечит введение автоматизированной системы диспетчерского управления автобусами и автомобилями-такси (АСДУ-А, АСДУ-Т).

2.8. Дальнейшим развитием автоматизированной системы диспетчерского управления явится автоматизированная система управления перевозочным процессом (АСУПП).

 

3. Типовая организационная структура пассажирской ЦДС

 

3.1. Организационная структура пассажирской ЦДС устанавливается в соответствии с местными условиями, учитывающими развитие транспортной сети и маршрутной системы города, количество видов пассажирского транспорта в городе, число автобусов и автомобилей-такси, выпускаемых на линию, и суточный объем перевозок пассажиров по видам транспорта.

3.2. Штатная численность диспетчерского аппарата ЦДС зависит от развития средств связи и объема поступающей информации (числа контрольных пунктов на маршруте и частоты движения автобусов, количества радиофицированных автомобилей-такси и числа телефонизированных стоянок), а также от установленных в ЦДС методов оперативной обработки и анализа поступающей информации (Приложение 35.1).

3.3. Типовая организационная структура пассажирской ЦДС, включающая два отделения — автобусного и таксомоторного транспорта, приведена на рисунке.

 

ТИПОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАССАЖИРСКОЙ ЦДС

 

                       ┌─────────────────────────────────┐

     ┌───────────────┐ │Центральная диспетчерская станция│ ┌─────────────────────┐

     │Технологическая│ │    транспортного управления     │ │   Группа анализа    │

     │    группа     ├─┼─────────────────────────────────┼─┤исполненного движения│

     └───────────────┘ │         Начальник ЦДС           │ └─────────────────────┘

                       └───────────────┬─────────────────┘

               ┌───────────────────────┴───────────────────────────┐

          ┌────┴───────────────┐                ┌──────────────────┴────┐

          │Автобусное отделение│                │Таксомоторное отделение│

          └─────────┬──────────┘                └───────────┬───────────┘

┌───────────┐┌──────┴──────┐┌──────────┐┌──────────┐┌───────┴───────┐┌───────────┐

│Диспетчеры ││Старший смен-││Разъездные││Разъездные││Старший сменный││Диспетчер  │

│автобусных ├┤ный диспетчер├┤ линейные ││ линейные ├┤диспетчер по   ├┤таксомо-   │

│предприятий││по автобусно-││диспетчеры││диспетчеры││таксомоторному ││торного    │

└───────────┘│му транспорту│└──────────┘└──────────┘│транспорту     ││предприятия│

             └──────┬──────┘                        └───────┬───────┘└───────────┘

┌───────────────────┤                        ┌──────────────┤

│     ┌──────────┬──┴───────┬──────────┐     │     ┌────────┼──────────┐

│┌────┴───┐┌─────┴───┐┌─────┴────┐┌────┴────┐│┌────┴───┐┌───┴────┐┌────┴─────┐

││Маршрут-││Маршрут- ││Маршрутный││Маршрут- │││Группа  ││Операто-││Группа    │

││ный дис-││ный дис- ││диспетчер ││ный дис- │││диспет- ││ры по   ││диспетче- │

││петчер  ││петчер   ││III группы││петчер   │││черов по││распре- ││ров по    │

││I группы││II группы││          ││IV группы│││приему  ││делению ││исполнению│

│└───────┬┘└────┬────┘└─────┬────┘└┬────────┘││заказов ││заказов ││заказов   │

│        └─────┐│           │      │         │└────────┘└────────┘└────┬─────┘

├─────────────┐││           │      │   ┌─────┴─────┐                   │

│Линейные дис-│││           │      │   │Линейные   │                   │

│петчеры на   │││           │      │   │диспетчеры │                   │

│конечных и   │││           │      │   │на стоянках│                   \/

│промежуточных│││           │      │   │такси      │       ┌───────────┴───┐

│станциях     │││           │      │   └─┬───┬─────┘ ┌─────┴────┐┌─────────┴─┐

└─────────┬───┘││           │      │     │   /\      │Водители  ││Водители   │

   ┌──────┴────┴┴───────────┴──────┴─┐   │   │       │радиофици-││такси на   │

   │Водители автобусов на конечных и │   │┌──┴──────┐│рованных  ││телефонизи-│

   │промежуточных контрольных пунктах│   ││Пассажиры││такси     ││рованных   │

   └─────────────────────────────────┘   │└──┬──────┘│          ││стоянках   │

                                         │   /\      └─────┬────┘└─────┬──┬──┘

                                         │   │             \/          \/ /\

                                         │   └─────────────┴───────────┘  │

                                         └────────────────────────────────┘

 

3.4. Центральная диспетчерская станция возглавляется начальником. В зависимости от штатной численности диспетчерского состава, объема перевозок пассажиров автобусами и автомобилями-такси в пассажирской ЦДС назначаются заместители начальника.

3.5. Автобусным отделением ЦДС руководит старший сменный диспетчер, который совместно с маршрутными диспетчерами своей смены несет ответственность за состояние перевозки пассажиров, регулярность движения автобусов и эффективность их использования на всех маршрутах города.

3.6. В непосредственном подчинении старшего диспетчера находятся маршрутные диспетчеры, осуществляющие контроль за состоянием регулярности движения автобусов и обслуживания пассажиров на закрепленных автобусных маршрутах и обеспечивающие оперативное регулирование движения при наличии отклонений от установленного маршрутными расписаниями режима движения.

3.7. В соответствии с принятыми нормативами один маршрутный диспетчер руководит движением не более 5 маршрутов, при наличии на этих маршрутах до 60 автобусов в часы "пик", с общим объемом поступающих от водителей информаций (сообщений) по телефону (индуктивной связи) до 80 в час "пик".

3.8. Маршрутному диспетчеру оперативно подчинены линейные диспетчеры конечных и промежуточных автобусных станций. Количество линейных диспетчеров устанавливается по местным условиям, с учетом количества маршрутов, числа отправлений и предусмотренного расписаниями времени начала и окончания движения автобусов.

3.9. Разъездные линейные диспетчеры ЦДС, обеспечивающие контроль и регулирование движения автобусов по оперативным заданиям старшего диспетчера, назначаются из расчета один передвижной пункт с двухсменным дежурством на каждые 100 — 150 автобусов на линии.

3.10. Таксомоторным отделением ЦДС руководит старший сменный диспетчер, который совместно с диспетчерским составом своей смены несет ответственность за состояние обслуживания пассажиров, прием и выполнение заказов на автомобили-такси и эффективность их использования на линии.

3.11. Старшему сменному диспетчеру таксомоторного отделения ЦДС оперативно подчинены диспетчеры по приему и исполнению заказов, операторы по распределению заказов и разъездные линейные диспетчеры.

3.12. Количество дежурных диспетчеров по приему заказов устанавливается по нормативам, учитывая количество поступающих заказов в час "пик". В течение часа диспетчер может принять по телефону до 45 заказов.

3.13. Количество дежурных диспетчеров исполнения заказов по радио устанавливается по нормативам из расчета один диспетчер на каждые 50 радиофицированных автомобилей-такси (до 30 заказов исполнения в час).

3.14. Количество дежурных диспетчеров исполнения заказов по телефону устанавливается по нормативам из расчета один диспетчер на каждые 20 телефонизированных стоянок (до 30 заказов исполнения в час).

3.15. Дежурство операторов по распределению заказов вводится в ЦДС при выполнении более 1000 заказов в сутки.

3.16. Разъездные линейные диспетчеры таксомоторного отделения ЦДС назначаются из расчета один передвижной пункт с двухсменным дежурством на каждые 150 — 200 легковых автомобилей-такси на линии.

3.17. Диспетчерский состав технологической группы автобусного отделения устанавливается из расчета один диспетчер на 15 — 20 автобусных маршрутов.

3.18. Диспетчерский состав технологической группы таксомоторного отделения устанавливается из расчета один диспетчер на 800 заказов в сутки.

3.19. Диспетчерский состав группы анализа исполненного движения автобусного отделения устанавливается из расчета один диспетчер на 15 — 20 автобусных маршрутов.

3.20. Диспетчерский состав группы анализа исполненного движения таксомоторного отделения устанавливается из расчета один диспетчер на 500 заказов в сутки.

 

4. Технические средства диспетчерской связи

пассажирской ЦДС

 

4.1. Пассажирская центральная диспетчерская станция оснащается системой комплексных средств диспетчерской связи, включающей городскую телефонную связь, прямую телефонную связь со стационарными объектами, индуктивные средства связи, промышленное телевидение и радиотелефонную связь с подвижными объектами (Приложение 35.3).

4.2. Стационарными объектами ЦДС являются диспетчерские автобусных и таксомоторных предприятий, линейные диспетчерские станции автобусных маршрутов, линейные диспетчерские пункты на стоянках такси повышенного спроса, конечные и промежуточные контрольные пункты автобусных маршрутов, телефонизированные стоянки такси, центральные диспетчерские станции городского электротранспорта и др.

4.3. Подвижными объектами ЦДС являются автобусы, легковые автомобили-такси, передвижные диспетчерские пункты автобусов и такси, автомобили технической помощи автобусного и таксомоторного транспорта и др.

4.4. Индуктивными средствами связи оснащаются конечные и промежуточные контрольные пункты автобусных маршрутов, а также стоянки такси. Промежуточные контрольные пункты устанавливаются на маршруте через каждые 20 — 25 мин. времени движения автобуса.

4.5. Промышленное телевидение устанавливается на главнейших стоянках такси повышенного спроса и основных транспортных узлах автобусного движения.

4.6. Средства проводной и индуктивной связи автобусного отделения ЦДС, обеспечивая возможность управления движения, сосредотачивают на пульте каждого маршрутного диспетчера прямую связь всех контрольных пунктов, регулируемых диспетчером автобусных маршрутов.

4.7. Средства телефонной связи таксомоторного отделения ЦДС имеют ряд входящих линий городской АТС, которые многократно повторяются на каждом рабочем месте диспетчеров приема заказов. Система связи должна обеспечивать возможность клиентам установления быстрой связи с диспетчером, включая часы "пик". Городской телефон таксомоторного отделения должен быть с легко запоминающимся номером, желательно трехзначным (например, 002).

 

5. Типовой технологический процесс

автобусного отделения ЦДС

 

5.1. Технологический процесс диспетчерского управления призван обеспечить выполнение утвержденного плана организации движения автобусов на городских маршрутах.

5.2. Диспетчерский состав ЦДС, выполняя технологический процесс, руководствуется маршрутными расписаниями и добивается выполнения предусмотренных расписаниями рейсов.

5.3. Технологический процесс управления состоит из трех последовательно выполняемых этапов: информации, контроля, регулирования.

5.4. Система информации, поступающая в ЦДС, включает данные о фактическом выпуске автобусов на маршруты, выделенном резерве автобусов в распоряжение ЦДС, времени фактического отправления автобусов с начальных пунктов маршрута, времени проследования промежуточных контрольных пунктов и прибытия на конечные пункты по каждому рейсу всех автобусных маршрутов города. Данные о чрезмерно больших и явно малых наполнениях автобусов на маршрутах <*>. Данные о состоянии дорог, уличного движения и погодных условиях. В ЦДС также поступает информация о фактическом выпуске автобусов, предназначенных для обслуживания предприятий и организаций.

———————————

<*> В крупных городах (с населением более 1 млн. чел.) сбор информации о наполнении автобусов вводится при наличии технических средств.

 

5.5. Система контроля предусматривает следующие виды контроля:

— оперативный — за полным и своевременным выпуском автобусов по типам, в разрезе каждого маршрута;

— за автобусами на линии, их преждевременными возвратами, простоями по техническим и другим причинам;

— за своевременным выполнением рейсов, предусмотренных в маршрутных расписаниях;

— за регулярностью движения автобусов по каждому рейсу на всем протяжении маршрута;

— за использованием резервных автобусов;

— за состоянием перевозки пассажиров на маршрутах и эффективностью использования автобусов;

— за состоянием безопасности движения автобусов;

— за выпуском и использованием автобусов, обслуживающих предприятия и организации.

5.6. Система регулирования движения предусматривает необходимость применения диспетчерским составом ЦДС оперативных регулировочных мероприятий (включая использование резервных автобусов), обеспечивающих восстановление нарушенной регулярности движения автобусов на маршрутах и повышение эффективности использования автобусов, с целью выполнения плана организации движения и улучшения качества перевозки пассажиров.

5.7. Типовой технологический процесс автобусного отделения ЦДС базируется на трех основных принципах:

— объективная информация о состоянии регулярности движения автобусов и условиях перевозки пассажиров на маршрутах должна поступать в ЦДС прежде всего с промежуточных контрольных пунктов, т.е. в процессе выполнения рейса, обеспечивая возможность диспетчеру находиться "впереди автобуса" (принцип регулярности);

— объективная информация должна поступать в ЦДС без промежуточных звеньев, т.е. по системе "водитель — ЦДС" ("пассажир ЦДС"), обеспечивая возможность оперативного контроля за движением автобусов (принцип оперативности);

— объективная информация, регистрируемая в вычислительном комплексе ЦДС о всех фактически выполняемых рейсах, поступает на пульт диспетчера лишь при наличии отклонений (более плюс, минус одна минута), обеспечивая возможность регулирования движением автобусов (принцип управляемости).

5.8. Информация о состоянии движения в условиях АСДУ-А должна поступать в ЦДС и водительскому составу в пути следования, а также пассажирам на основных остановочных пунктах автобусных маршрутов.

5.9. Старший диспетчер автобусного отделения ЦДС, осуществляя контроль за выпуском и распределением автобусов по маршрутам, обеспечивая общее руководство маршрутными и разъездными диспетчерами своей смены, получает следующую оперативную информацию от диспетчера автобусного предприятия:

— об ожидаемом выпуске автобусов по маршрутам, по обслуживанию предприятий и организаций, а также о наличии в распоряжении ЦДС резервных автобусов — ежедневно в период между 4 — 5 ч;

— о фактическом выпуске и наличии автобусов на каждом маршруте по часам суток в установленное время в зависимости от местных условий <*>;

———————————

<*> Устанавливается в каждом управлении самостоятельно.

 

— о выпуске резервных автобусов на маршруты — сообщается оперативно;

— о несвоевременном выпуске автобусов на линию — сообщается оперативно;

— о времени и причинах преждевременных возвратов автобусов с маршрута — сообщается оперативно.

Поступающая информация по мере необходимости передается старшим диспетчером маршрутным диспетчерам ЦДС и оформляется в диспетчерском докладе автобусного отделения ЦДС (Приложение 35.4).

5.10. Маршрутный диспетчер ЦДС, обеспечивая контроль за состоянием регулярности движения автобусов и условиями перевозки пассажиров на маршрутах, получает оперативную информацию от водительского состава о следующем:

— времени прибытия на начальный пункт маршрута — сообщается номер маршрута, номер выхода, тип автобуса, гаражный номер и фамилия водителя или табельный номер;

— времени проследования контрольных промежуточных пунктов и прибытия на конечный пункт маршрута — сообщается номер маршрута, номер выхода;

— чрезмерно больших и явно малых наполнениях автобусов, наличии пассажиров, оставшихся на остановочных пунктах, — сообщается оперативно по прибытии на промежуточный или конечный пункты;

— времени начала и окончания обеда водителя;

— простоях на линии по техническим и другим причинам — сообщается оперативно;

— наличии задержек на линии по причинам уличного движения и дорожных происшествий.

Информация, поступающая к маршрутному диспетчеру, оформляется в суточной контрольной ведомости (Приложение 35.6).

5.11. При наличии в городе линейных диспетчерских станций дежурный линейный диспетчер передает маршрутному диспетчеру ЦДС оперативную информацию о следующем:

— всех случаях недовыпуска или опоздания автобусов на маршруты, в разрезе каждого выхода и несвоевременного прибытия автобусов (более плюс, минус 1 мин.) в разрезе каждого рейса;

— простоях на линии и преждевременных возвратах автобусов в парк;

— прибытии на станцию резервных автобусов;

— состоянии безопасности движения.

5.12. Распределение автобусных маршрутов между маршрутными диспетчерами ЦДС осуществляется по условиям размещения конечных и промежуточных контрольных пунктов, с учетом наличия средств связи и равномерной загрузки диспетчеров (равного объема поступающей информации в часы "пик").

5.13. Разъездной линейный диспетчер, осуществляя контроль и обеспечивая выполнение оперативных распоряжений старшего диспетчера ЦДС по восстановлению нарушенной регулярности движения автобусов, следит за состоянием обслуживания пассажиров на автобусных маршрутах и передает периодическую информацию в ЦДС о следующем:

— выполнении оперативных заданий ЦДС;

— времени проследования автобусами промежуточных контрольных пунктов, не оборудованных средствами индуктивной связи;

— наличии больших очередей пассажиров на остановочных пунктах отдельных маршрутов;

— состоянии перевозки пассажиров на контролируемых маршрутах.

5.14. Располагая информацией об отклонениях против заданного расписанием режима движения автобусов, старший и маршрутный диспетчеры ЦДС применяют следующие методы регулирования:

— включение резервных автобусов на маршрут, взамен преждевременно сошедших по техническим и другим причинам;

— оперативное сокращение интервалов движения на маршруте путем использования резервных автобусов;

— оперативное переключение автобусов с маршрута на маршрут;

— восстановление нарушенной регулярности, по предварительно разработанным приемам (технологическим картам), с учетом местных условий;

— своевременную локализацию (объезд и др.) участков автобусной сети, имеющих временные заторы движения;

— введение специальных режимов движения, в связи с изменившимися погодными условиями, состоянием дорожных покрытий и др.;

— оперативную координацию движения автобусов с движением городского электротранспорта.

5.15. Все принимаемые меры по оперативному регулированию движения автобусов осуществляются диспетчерским составом ЦДС с соблюдением требований безопасности.

5.16. Регулирование и восстановление нарушенной регулярности движения автобусов на маршрутах осуществляются маршрутным диспетчером ЦДС и по его указанию линейным диспетчером конечной автобусной станции. Регулировочные мероприятия, связанные с переключением автобусов с маршрута на маршрут и использованием резервных автобусов, осуществляются по указанию старшего диспетчера ЦДС.

5.17. Диспетчерское регулирование движением автобусов осуществляется по каждому маршруту в отдельности, исходя из общего состояния движения и интересов обслуживания пассажиров на всей автобусной сети города.

5.18. Восстановление нарушенной регулярности движения автобусов на маршрутах осуществляется диспетчерским составом ЦДС с помощью следующих приемов, используемых с учетом местных условий:

— выдержка автобуса на конечном пункте маршрута. Применяется, когда водитель прибыл ранее времени, установленного в маршрутном расписании. Если этот прием регулирования повторяется часто, маршрутный диспетчер вносит в суточный доклад ЦДС рекомендации о сокращении времени рейса по данному маршруту;

— нагон опоздания в очередном рейсе. Применяется, если водитель прибыл на конечный пункт с незначительным опозданием, позволяющим без ущерба для пассажиров и безопасности движения увеличить скорость в очередном рейсе. Нагон в пути допускается в случаях, если опоздание автобуса составляет не более 5% от установленного времени рейса, с учетом трудности маршрута и квалификации водителя;

— раздвижка интервалов при отправлении автобуса с конечной станции. Применяется при выбытии одного автобуса, когда фактический интервал движения между соседними автобусами увеличивается вдвое. При этом маршрутный диспетчер, получив сообщения с контрольного пункта, дает указание водителю автобуса или линейному диспетчеру конечной станции произвести раздвижку интервалов, т.е. задержать отправление предыдущего автобуса на время, равное 1/3 интервала, а последующий автобус отправить в рейс на 1/3 интервала ранее времени, установленного расписанием (см. таблицу);

 

┌────────┬───────────────┬───────────┬───────────────┬───────────┐

│ Номера │Время отправле-│ Интервалы │Время фактичес-│Фактические│

│ выхода │ния по расписа-│движения по│кого отправле- │интервалы  │

│        │нию            │расписанию,│ния автобусов  │движения,  │

│        │               │   мин.    │               │   мин.    │

├────────┼───────────────┼───────────┼───────────────┼───────────┤

│  101   │      8-20     │           │     8-20      │           │

│        │               │     6     │               │     8     │

│  102   │      8-26     │           │     8-28      │           │

│        │               │     6     │               │     8     │

│  103   │      8-32     │           │     выбыл     │           │

│        │               │     6     │               │           │

│  104   │      8-38     │           │     8-36      │           │

│        │               │     6     │               │     8     │

│  105   │      8-44     │           │     8-44      │           │

│        │               │     6     │               │     6     │

│  106   │      8-50     │           │     8-50      │           │

└────────┴───────────────┴───────────┴───────────────┴───────────┘

 

— отправление автобусов по оперативному интервалу. Применяется в особых случаях, когда на маршруте выбывают из движения два автобуса и более. Диспетчер отправляет автобусы в рейс с равными, увеличенными против расписания, оперативными интервалами, которые определяются следующим расчетом: по расписанию на маршруте должно работать 12 автобусов с интервалами движения в 6 мин. На маршруте выбыли из движения три автобуса. Продолжительность оборотного рейса (включая стоянки на конечных пунктах для данного периода дня составляет 72 мин.). Диспетчер определяет:

1. Количество автобусов в движении на маршруте 12 — 3 = 9.

2. Новый оперативный интервал движения автобусов путем деления времени оборотного рейса на количество автобусов в движении 72 : 9 = 8 мин.

Порядок отправления автобусов в рейс по оперативному интервалу является вынужденной мерой, так как водители при этом не могут пользоваться автобусными расписаниями, не соблюдают время проследования контрольных промежуточных пунктов и регулярность движения на протяжении маршрута обычно нарушается;

— отправление автобуса в укороченный рейс. Если время опоздания автобуса на конечную станцию превышает время возможного нагона в очередном рейсе, диспетчер может отправить автобус в укороченный рейс и тем самым обеспечить его возвращение на конечную станцию (пункт) по расписанию.

О всех случаях отправления автобуса в укороченный рейс пассажиры предупреждаются, начиная со станции отправления;

— оперативное увеличение времени рейса. Если условия движения автобуса на маршруте резко изменяются и установленное расписанием время рейса не может соблюдаться водителями (плохая видимость пути, туман, метель и др.), диспетчер может оперативно увеличить время рейса на 10, 20% и более или полностью отменить движение автобусов по расписанию.

При увеличении времени рейса движение автобусов устанавливается по оперативному интервалу;

— отправление автобусов по измененному направлению или временное переключение на другой маршрут. Применяется при необходимости усилить (сократить) движение автобусов на наиболее (наименее) загруженных направлениях или маршрутах.

В ряде случаев такие рейсы могут предусматриваться маршрутными расписаниями на определенно установленный период времени (день недели). О каждом отправлении автобуса по измененному направлению пассажиры должны быть заранее предупреждены;

— использование резервных автобусов. Для сохранения регулярности движения автобусов на маршрутах автотранспортные предприятия предусматривают в суточных нарядах резервные автобусы, с помощью которых ЦДС обеспечивает замену выбывающих с линий автобусов по техническим и другим причинам.

Резервные автобусы находятся в распоряжении ЦДС.

5.19. Использование маршрутным диспетчером тех или иных методов и приемов регулирования осуществляется в соответствии с разработанными в ЦДС технологическими картами, применительно к условиям каждого маршрута (Приложение 35.5).

5.20. Использование в ЦДС вариантных маршрутных расписаний для регулирования движения с различным количеством автобусов на маршруте не допускается, поскольку интервалы движения по часам суток доведены до пассажиров, а водители автобусов обязаны соблюдать режимы, установленные в расписаниях каждого автобуса.

5.21. Разработка технологических карт оперативного регулирования движения осуществляется в технологической группе ЦДС по каждому маршруту в отдельности, исходя из типичных ситуаций, возникающих отклонений от расписаний.

Альбом технологических карт восстановления регулярности движения автобусов по маршрутам обеспечивает условия для более оперативного и квалифицированного управления движением.

5.22. Руководство пассажирской ЦДС обязано обеспечить диспетчерскому составу необходимые условия для научной организации труда, предусматривающие:

— оборудование помещений звукопоглощающими материалами;

— рациональное размещение и оборудование рабочих мест диспетчерского состава;

— оснащение оборудования средств связи необходимыми приспособлениями для удобного пользования ими;

— использование рациональных режимов труда и отдыха диспетчерского состава;

— внедрение полуавтоматических и автоматических устройств контроля и регулирования движения;

— применение специальных диспетчерских табло, улучшающих условия труда и систему информации;

— наличие специально оформленных справочных материалов для удобного пользования ими с минимальной затратой времени;

— наличие необходимых схем, технологических карт, диспетчерских пособий и др.

5.23. Высокая эффективность системы диспетчерского управления достигается в условиях ежедневно проводимого анализа результатов исполненного движения. Все материалы диспетчерского учета и отчетности за прошедшие сутки поступают в группу анализа исполненного движения ЦДС.

5.24. Диспетчерский аппарат группы анализа исполненного движения ежедневно проводит обобщение передовых приемов и методов регулирования, выявляет и анализирует причины несвоевременного и неполного выпуска автобусов, простоя автобусов на линии и их преждевременного возврата в парк. Результаты анализа оформляются в сводной месячной ведомости работы автобусов, в разрезе каждого маршрута.

5.25. Группа анализа исполненного движения ЦДС представляет автотранспортным предприятиям суточные диспетчерские ведомости или суточную сводку о регулярности движения автобусов по маршрутам и каждому водителю для выплаты премиальных (см. Приложения 35.4 и 35.6). Материалы группы анализа исполненного движения используются на диспетчерских совещаниях, проводимых руководством ЦДС еженедельно. Группа анализа исполненного движения обобщает предложения диспетчерского состава ЦДС по совершенствованию плана организации движения (системе маршрутов, распределение автобусов по маршрутам, нормированию времени рейса и др.) и представляет их руководству ЦДС.

 

6. Типовой технологический процесс

таксомоторного отделения ЦДС

 

6.1. Технологический процесс диспетчерского управления призван обеспечить выполнение утвержденного плана организации движения автомобилей-такси, высокий уровень обслуживания пассажиров.

6.2. Диспетчерский состав ЦДС, выполняя технологический процесс, руководствуется утвержденными графиками выпуска автомобилей-такси по часам суток и дням недели и добивается их выполнения.

6.3. Технологический процесс управления состоит из трех последовательно выполняемых этапов: информации, контроля и регулирования.

6.4. Система информации, поступающая в ЦДС, включает данные о централизованно поступающих срочных и предварительных заказах на автомобили-такси, фактическом их выпуске по часам суток, в том числе о выпуске радиофицированных, а также оперативные данные об очередях пассажиров на таксомоторных стоянках и количестве свободных автомобилей-такси на стоянках.

6.5. Система контроля предусматривает:

— контроль за количеством автомобилей-такси на линии по часам суток;

— оперативный контроль за направленным выпуском автомобилей-такси на стоянки повышенного спроса;

— оперативный контроль за выпуском, возвратом и наличием на линии каждого радиофицированного автомобиля-такси и выполнением водителями этих автомобилей заказов на подачу такси по вызову;

— контроль за приемом и своевременностью исполнения заказов на автомобили-такси.

6.6. Система регулирования движения автомобилей-такси предусматривает:

— регулирование распределением свободных автомобилей-такси по районам города и стоянкам;

— оперативное переключение автомобилей-такси на стоянки повышенного спроса;

— централизованный прием срочных и предварительных заказов на автомобили-такси и их оперативное выполнение с ближайших к месту вызова пунктов.

6.7. Типовой технологический процесс таксомоторного отделения ЦДС, осуществляемый по территориальному принципу, базируется на преимущественном развитии системы обслуживания населения по принципу "от двери к двери". Основным принципом технологического процесса таксомоторного отделения ЦДС является обеспечение соответствия распределения свободных автомобилей-такси во времени и территории города фактическому распределению спроса на таксомоторные перевозки.

6.8. Старший диспетчер таксомоторного отделения ЦДС, обеспечивая руководство диспетчерским составом своей смены и осуществляя контроль за выпуском автомобилей-такси по часам суток, получает следующую оперативную информацию:

6.8.1. От диспетчеров таксомоторных предприятий:

— о количестве фактически выпущенных автомобилей-такси на линию по часам суток и причинах недовыпуска по сравнению с графиком;

— о количестве возвратившихся на предприятие автомобилей-такси по часам суток, в том числе преждевременно по техническим и другим причинам;

— о фактическом количестве выпущенных на линию и возвратившихся на предприятие радиофицированных автомобилей-такси по часам суток;

— о направленном выпуске автомобилей-такси на стоянки повышенного спроса.

Информация поступает по окончании каждого часа и оформляется старшим диспетчером в суточном диспетчерском докладе таксомоторного отделения ЦДС.

6.8.2. От линейных диспетчеров на стоянках повышенного спроса:

— о прибытии такси направленного выпуска (по окончании каждого часа);

— о количестве принятых и выполненных срочных и предварительных заказов на автомобили-такси (по окончании каждого часа);

— о большом количестве ожидающих пассажиров на стоянке (оперативно).

6.8.3. От разъездных диспетчеров:

— о выполнении поручений ЦДС по переключению такси с одной стоянки на другую (оперативно);

— о наличии очередей пассажиров на стоянках (оперативно);

— о большом количестве свободных такси на стоянках (оперативно).

6.9. Диспетчер по приему заказов на автомобили-такси по домашнему, служебному или телефону-автомату, оформляя бланк срочного или предварительного (за час и более) заказа, на соответствующих (разных по цвету или с красной полосой) бланках указывает: время поступления заказа (отмечается с помощью штамп-часов), время подачи такси, адрес подачи, фамилию клиента, номер телефона клиента, позывной диспетчера и передает бланк заказа на исполнение.

6.10. Срочные заказы на такси сортируются в ЦДС по районам города (телефонизируемым стоянкам) диспетчером распределения заказов и поступают к диспетчеру исполнения заказов. Предварительные заказы сортируются по времени исполнения (часам суток) и раскладываются в специальном диспетчерском пульте (накопителе заказов).

Предварительные заказы передаются диспетчеру исполнения заказов лишь за 20 — 30 мин. до предусмотренного клиентом времени подачи.

Преждевременная передача предварительных заказов водителям такси не допускается.

6.11. Диспетчер исполнения заказов по радио, осуществляя исполнение срочных (предварительных) заказов, получает следующую оперативную информацию от водителей каждого радиофицированного автомобиля-такси:

— при выезде водителя на линию сообщается городской номер автомобиля, фамилия, позывной (радио) номер, показания счетчика посадок;

— по окончании каждой поездки с пассажирами сообщается позывной номер и место нахождения такси;

— при простое такси на линии сообщается позывной номер, место нахождения и причина простоя;

— при проезде стоянок с большим количеством ожидающих пассажиров сообщается позывной номер, наименование стоянки и примерное количество пассажиров;

— в начале и по окончании обеда сообщается позывной номер и место нахождения;

— по окончании смены сообщается позывной номер и показания счетчика посадок.

Поступающая информация записывается диспетчером исполнения заказов в суточной ведомости работы радиофицированных автомобилей-такси, где одновременно фиксируется количество и время выполненных заказов каждым водителем.

6.12. Располагая оперативной информацией о месте нахождения свободных автомобилей-такси (после каждой поездки), диспетчер исполнения заказов передает по радио задание водителю такси на поездку по заказу клиента (в зоне не более 2 км от места подачи).

Одновременно диспетчер исполнения заказов сообщает клиенту по телефону городской номер направляемого автомобиля-такси, а также район выезда такси. Время передачи заказа водителю диспетчер исполнения заказов отмечает с помощью штамп-часов на бланке заказа.

6.13. Получая информацию от водителя свободного радиофицированного автомобиля-такси после каждой поездки с пассажирами, диспетчер исполнения заказов, при отсутствии заказа в зоне нахождения такси, разрешает водителю совершить одну поездку с пассажирами, ожидающими такси на ближайшей стоянке.

6.14. Оформляя в суточной ведомости выполнение заказов, диспетчер исполнения по радио следит, чтобы количество выполненных заказов и полученных разрешений водителем на свободную посадку пассажиров совпадало с числом включений таксометра (Приложение 35.8).

При наличии расхождений диспетчер исполнения докладывает старшему диспетчеру для оформления в суточном диспетчерском докладе ЦДС (Приложение 35.7).

6.15. Водитель радиофицированного автомобиля-такси во время пребывания на линии обязан выполнить не менее одного заказа за каждый час работы. По окончании рабочего дня водитель сообщает диспетчеру показания счетчика посадок.

6.16. Выполнение срочных заказов в ЦДС осуществляется также с помощью водителей такси на телефонизированных стоянках. Каждый водитель свободного автомобиля-такси по прибытии на телефонизированную стоянку обязан, вне зависимости от наличия или отсутствия ожидающих пассажиров, сообщить диспетчеру городской номер автомобиля, свою фамилию и количество ожидающих пассажиров (или количество свободных такси на стоянке) и по указанию диспетчера осуществлять очередную поездку.

В течение смены каждый водитель нерадиофицированного автомобиля-такси обязан выполнить не менее трех заказов ЦДС.

6.17. Диспетчер исполнения по телефонизированным стоянкам, передав заказ водителю, оформляет время исполнения в бланк-заказе с помощью штамп-часов. Каждой телефонизированной стоянке присваивается определенный номер.

Диспетчер ЦДС по исполнению заказов ведет суточную ведомость с указанием номера телефонизированной стоянки.

6.18. Срочные (предварительные) заказы на такси могут быть переданы диспетчером ЦДС на исполнение линейному диспетчеру таксомоторной стоянки или дежурному диспетчеру предприятия, если время подачи такси совпадает с их выпуском на линию и место подачи находится в зоне до 2 км от предприятия (таксомоторной стоянки).

6.19. Располагая системой информации и руководствуясь утвержденными графиками выпуска легковых автомобилей-такси по часам суток и дням недели, диспетчерский состав ЦДС осуществляет следующую систему контроля:

6.19.1. Старший диспетчер ЦДС контролирует:

— фактический выпуск легковых автомобилей-такси по часам суток;

— количество такси на линии по часам суток;

— обеспечение направленного выпуска такси на линию;

— простои такси на линии по техническим и другим причинам;

— работу диспетчерского состава ЦДС по своевременному выполнению срочных и предварительных заказов на автомобили-такси;

— работу линейного диспетчерского персонала на передвижных и стационарных постах по выполнению распоряжений ЦДС.

6.19.2. Диспетчеры по приему и исполнению заказов контролируют:

— своевременное выполнение срочных заказов на такси;

— своевременное выполнение предварительных заказов на такси;

— наличие автомобилей-такси на телефонизированных стоянках (повышенного спроса).

6.19.3. Линейные диспетчеры на стационарных и подвижных постах контролируют:

— наличие очередей пассажиров на стоянках в ожидании прибытия свободных такси;

— простои такси на стоянках;

— выполнение водителями распоряжений диспетчерского состава ЦДС по выполнению заказов и переключению на другие стоянки.

6.19.4. Диспетчеры автотранспортных предприятий по выпуску такси на линию контролируют:

— своевременный выпуск и возврат такси на линию по часам суток;

— количество такси на линии по часам суток;

— направленный выпуск такси на линию;

— преждевременный возврат такси в гараж по техническим и другим причинам;

— выполнение срочных заказов на такси, поступивших из ЦДС.

6.20. Обеспечивая контроль за распределением свободных автомобилей-такси и спросом населения на таксомоторные перевозки, диспетчерский состав ЦДС осуществляет комплекс мероприятий по регулированию движения.

6.21. Ежедневно проводимый анализ исполненного движения по таксомоторному отделению ЦДС охватывает следующий комплекс вопросов:

— анализ причин недовыпуска автомобилей-такси по часам суток;

— анализ распределения фактически выполненных срочных и предварительных заказов на автомобили-такси в течение часов суток, дней недели, по месяцам и сезонам года, отдельных стоянок, по районам города и др.;

— анализ причин несвоевременного выполнения заказов, а также отказов в принятии заказов на исполнение;

— обобщение передовых методов работы диспетчерского состава ЦДС и их распространение на регулярно проводимых диспетчерских совещаниях в ЦДС.

6.22. Группа анализа исполненного движения обобщает предложения диспетчерского состава таксомоторного отделения по совершенствованию плана организации движения и представляет их начальнику ЦДС.

 

7. Экономическая эффективность внедрения

типового технологического процесса ЦДС

 

Внедрение типового технологического процесса пассажирской ЦДС обеспечивает:

1. По автобусному отделению:

— повышение регулярности движения автобусов на всем протяжении маршрута;

— сокращение затрат времени пассажирами на ожидание прибытия автобусов на остановочных пунктах;

— улучшение обслуживания пассажиров за счет оперативного переключения автобусов;

— более равномерное наполнение всех автобусов маршрута и улучшение условий проезда;

— повышение объема автобусных перевозок, прежде всего за счет пассажиров, едущих на короткие расстояния;

— снижение средней дальности поездки пассажиров и повышение рентабельности работы предприятий;

— повышение доходов на маршруте за счет увеличения объема перевозок и улучшения условий сбора проездной платы в часы "пик";

— улучшение качества и культуры обслуживания пассажиров автобусным транспортом в городе.

2. По таксомоторному отделению:

— повышение выпуска такси на линию в часы массового спроса путем более эффективного и оперативного контроля за выпуском;

— сокращение затрат времени пассажиров на поиск, ожидание и найм такси;

— сокращение времени простоя такси на стоянках в ожидании пассажиров и повышение эксплуатационной скорости автомобилей-такси;

— сокращение времени простоя радиофицированных автомобилей-такси, повышение их коэффициента платного пробега и эксплуатационной скорости;

— улучшение качества и культуры транспортного обслуживания пассажиров путем постоянного расширения системы работы по принципу "от двери к двери";

— увеличение числа заказов, сокращение нулевого пробега и повышение коэффициента платного пробега нерадиофицированных автомобилей-такси;

— увеличение подвижности населения, объема таксомоторных перевозок и доходов автотранспортных предприятий;

— повышение производительности труда водителей автомобилей-такси.

Централизация управления движением автобусов и автомобилей-такси в системе пассажирской ЦДС при значительном увеличении объема и оперативности используемой информации сокращает потребность в диспетчерском составе, по сравнению с потребностью линейного диспетчерского персонала на всех конечных (промежуточных) автобусных станциях и стоянках такси повышенного спроса.

Расходы по строительству и развитию технических средств проводной и радиотелефонной диспетчерской связи и их эксплуатации, обеспечивающие повышение эффективности использования автобусов, производительности автомобилей-такси и качества транспортного обслуживания городского населения, полностью окупаются, по проведенным расчетам, в течение 2 — 3 лет.

При внедрении типового технологического процесса повышается эффективность функционирования пассажирской ЦДС.

 

Выводы

 

1. Типовой технологический процесс пассажирской центральной диспетчерской станции по руководству движением автобусов и автомобилей-такси в городах предусматривает дальнейшее повышение эффективности использования подвижного состава и улучшение качества обслуживания пассажиров.

2. Теоретическими основами типового технологического процесса являются принципы регулярности (информация в процессе выполнения рейса), оперативности (информация с подвижного состава) и управляемости (информация по отклонениям).

3. Типовой технологический процесс, включая систему информации, контроля и регулирования, применим для всех пассажирских ЦДС транспортных управлений.

 

Приложение 35.1

 

ПРИМЕРНЫЕ НОРМАТИВЫ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

ДИСПЕТЧЕРСКОГО СОСТАВА ПАССАЖИРСКИХ ЦДС

 

┌───┬───────────────┬───────────────────┬──────────────────────────────┐

│ N │   Должность   │     Нормативы     │Штатная численность диспетчер-│

│п/п│               │                   │ского аппарата по категориям  │

│   │               │                   │эксплуатационной службы транс-│

│   │               │                   │портных управлений            │

│   │               │                   ├──────┬─────┬─────┬─────┬─────┤

│   │               │                   │   I  │  II │ III │  IV │  V  │

├───┼───────────────┼───────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│ 1.│Начальник ЦДС  │         1         │   1  │   1 │  1  │  1  │  1  │

│ 2.│Зам. начальника│         1         │   1  │   1 │  1  │  —  │  —  │

│   │ЦДС по автобус-│                   │      │     │     │     │     │

│   │ному отделению │                   │      │     │     │     │     │

│ 3.│Зам. начальника│         1         │   1  │   1 │  —  │  —  │  —  │

│   │ЦДС по таксомо-│                   │      │     │     │     │     │

│   │торному отделе-│                   │      │     │     │     │     │

│   │нию            │                   │      │     │     │     │     │

│   │    ───────────┼───────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│   │     Итого:    │                   │   3  │   3 │  2  │  1  │  1  │

│   │               │                   │      │     │     │     │     │

│   │  Автобусное   │                   │      │     │     │     │     │

│   │  отделение    │                   │      │     │     │     │     │

│   │               │                   │      │     │     │     │     │

│ 4.│Ст. диспетчер  │1 чел. в смену     │   5  │   5 │  5  │  5  │  5  │

│   │смены          │                   │      │     │     │     │     │

│ 5.│Маршрутный     │1 чел.             │12 x 4│8 x 4│5 x 4│3 x 4│2 x 4│

│   │диспетчер      │на 5 маршрутов     │= 48  │= 32 │= 20 │= 12 │= 8  │

│ 6.│Разъездной     │3 чел. x 100 — 150 │  15  │   9 │  6  │  3  │  3  │

│   │диспетчер      │автобусов          │      │     │     │     │     │

│   │    ───────────┼───────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│   │     Итого:    │                   │  68  │  46 │ 31  │ 20  │ 16  │

│   │               │                   │      │     │     │     │     │

│   │ Таксомоторное │                   │      │     │     │     │     │

│   │ отделение     │                   │      │     │     │     │     │

│   │               │                   │      │     │     │     │     │

│ 7.│Ст. диспетчер  │1 чел. в смену     │   5  │   5 │  5  │  5  │  5  │

│   │смены          │                   │      │     │     │     │     │

│ 8.│Диспетчер      │1 чел. на 45 зака- │6 x 4 │3 x 4│2 x 4│1 x 4│1 x 4│

│   │приема заказов │зов в час "пик"    │= 24  │= 12 │= 8  │= 4  │= 4  │

│ 9.│Диспетчер ис-  │1 чел. на 50 радио-│8 x 4 │5 x 4│3 x 4│2 x 4│1 x 4│

│   │полнения зака- │такси (30 заказов  │= 32  │= 20 │= 12 │= 8  │= 4  │

│   │зов по радио   │в час "пик")       │      │     │     │     │     │

│10.│Диспетчер ис-  │1 чел. на 20 — 25  │2 x 3 │1 x 4│  4  │  4  │  4  │

│   │полнения зака- │телефонизир. стоя- │= 6   │= 4  │     │     │     │

│   │зов по телефо- │нок (40 заказов в  │      │     │     │     │     │

│   │низированным   │час "пик")         │      │     │     │     │     │

│   │стоянкам       │                   │      │     │     │     │     │

│11.│Диспетчер      │1 чел. на смену    │   4  │   4 │  4  │  4  │  4  │

│   │распределения  │(более 100 заказов │      │     │     │     │     │

│   │заказов        │в час "пик")       │      │     │     │     │     │

│   │    ───────────┼───────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│   │     Итого:    │                   │  71  │  45 │ 33  │ 21  │ 17  │

│   │               │                   │      │     │     │     │     │

│12.│Диспетчер тех- │1 чел. на 20       │   3  │   2 │  1  │  1  │  1  │

│   │нологической   │маршрутов          │      │     │     │     │     │

│   │группы         │1 чел. на 1000     │   3  │   2 │  1  │  —  │  —  │

│   │               │заказов в сутки    │      │     │     │     │     │

│13.│Диспетчеры     │1 чел. на 20       │   3  │   2 │  1  │  1  │  1  │

│   │группы анализа │маршрутов          │      │     │     │     │     │

│   │исполненного   │1 чел. на 1000     │   3  │   2 │  1  │  1  │  1  │

│   │движения       │заказов в сутки    │      │     │     │     │     │

│   │    ───────────┼───────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┤

│   │     Итого:    │                   │  12  │   8 │  4  │  3  │  3  │

│   │     Всего:    │                   │ 154  │ 102 │ 70  │ 45  │ 37  │

└───┴───────────────┴───────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┘

 

Примечания. 1. Характеристика категорийности эксплуатационной службы приведена в Приложении 35.2.

2. При расчете штатной численности диспетчерского персонала предусматривается увеличение численности на отпуска и болезни.

3. Штатная численность ЦДС Ленинграда устанавливается по особому расписанию.

4. Штатная численность линейного диспетчерского персонала устанавливается по местным условиям, в зависимости от количества диспетчерских станций, числа постов на станциях и времени их работы.

 

Приложение 35.2

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПАССАЖИРСКОЙ СЛУЖБЫ

ТРАНСПОРТНЫХ УПРАВЛЕНИЙ

 

┌─────────────────────┬────┬─────────────────────────────────────┐

│     Показатели      │Ед. │             Категории               │

│                     │изм.├──────┬───────┬───────┬────────┬─────┤

│                     │    │   I  │   II  │  III  │   IV   │  V  │

├─────────────────────┼────┼──────┼───────┼───────┼────────┼─────┤

│Население областного │тыс.│Более │  500 -│  250 -│  100 — │Менее│

│города               │чел.│1000,0│  1000 │  500  │  250   │ 100 │

│                     │    │      │       │       │        │     │

│Автобусных маршрутов │ед. │  60  │   40  │   25  │   15   │  10 │

│в городе             │    │      │       │       │        │     │

│                     │    │      │       │       │        │     │

│Количество автобусов,│-"- │ 800  │  500  │  300  │  200   │ 100 │

│предусмотренных рас- │    │      │       │       │        │     │

│писаниями на город-  │    │      │       │       │        │     │

│ских маршрутах       │    │      │       │       │        │     │

│                     │    │      │       │       │        │     │

│Количество заказов на│-"- │ 250  │  150  │  100  │   50   │  30 │

│такси в час "пик"    │    │      │       │       │        │     │

│                     │    │      │       │       │        │     │

│Суточное количество  │-"- │3000  │ 2000  │ 1000  │  600   │ 250 │

│заказов на такси     │    │      │       │       │        │     │

│                     │    │      │       │       │        │     │

│Количество телефони- │-"- │ 100  │   60  │   40  │   20   │  10 │

│зированных стоянок   │    │      │       │       │        │     │

└─────────────────────┴────┴──────┴───────┴───────┴────────┴─────┘

 

Примечание. Эксплуатационная пассажирская служба г. Ленинграда устанавливается по особому расчету.

 

Приложение 35.3

 

ТИПОВОЙ ТАБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОЙ ЦДС

 

┌───┬──────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│ N │   Наименование   │Количество оборудования по категориям    │

│п/п│                  │эксплуатационной службы транспортных уп- │

│   │                  │равлений                                 │

│   │                  ├───────┬───────┬────────┬────────┬───────┤

│   │                  │   I   │   II  │   III  │   IV   │   V   │

├───┼──────────────────┼───────┼───────┼────────┼────────┼───────┤

│   │   Автобусное     │       │       │        │        │       │

│   │   отделение      │       │       │        │        │       │

│   │                  │       │       │        │        │       │

│1. │Пульт старшего    │   1   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │диспетчера смены  │       │       │        │        │       │

│2. │Пульт маршрутного │  12   │   8   │    5   │    3   │   2   │

│   │диспетчера        │       │       │        │        │       │

│3. │Центральная радио-│   2   │   2   │    2   │    2   │   2   │

│   │станция           │       │       │        │        │       │

│4. │Табло со схемой   │   1   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │маршрутов автобус-│       │       │        │        │       │

│   │ного и других ви- │       │       │        │        │       │

│   │дов городского    │       │       │        │        │       │

│   │транспорта для    │       │       │        │        │       │

│   │старшего диспетче-│       │       │        │        │       │

│   │ра                │       │       │        │        │       │

│5. │Схема регулируемых│  12   │   8   │    5   │    3   │   2   │

│   │маршрутов для     │       │       │        │        │       │

│   │маршрутных диспет-│       │       │        │        │       │

│   │черов             │       │       │        │        │       │

│   │                  │       │       │        │        │       │

│   │  Таксомоторное   │       │       │        │        │       │

│   │    отделение     │       │       │        │        │       │

│   │                  │       │       │        │        │       │

│1. │Пульт старшего    │   1   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │диспетчера        │       │       │        │        │       │

│2. │Пульт диспетчера  │   6   │   3   │    2   │    1   │   1   │

│   │по приему заказов │       │       │        │        │       │

│3. │Пульт диспетчера  │   1   │   1   │    1   │    —   │   —   │

│   │распределения за- │       │       │        │        │       │

│   │казов             │       │       │        │        │       │

│4. │Пульт диспетчера  │   8   │   5   │    3   │    2   │   1   │

│   │исполнения заказов│       │       │        │        │       │

│   │по радио          │       │       │        │        │       │

│5. │Пульт диспетчера  │   2   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │исполнения заказов│       │       │        │        │       │

│   │по телефонизиро-  │       │       │        │        │       │

│   │ванным стоянкам   │       │       │        │        │       │

│6. │Центральная       │   8   │   6   │    4   │    2   │   2   │

│   │радиостанция      │       │       │        │        │       │

│7. │Табло со схемой   │   2   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │размещения телефо-│       │       │        │        │       │

│   │низированных так- │       │       │        │        │       │

│   │сомоторных стоянок│       │       │        │        │       │

│8. │Табло со схемой   │   3   │   2   │    1   │    1   │   1   │

│   │районов города для│       │       │        │        │       │

│   │управления радио- │       │       │        │        │       │

│   │такси             │       │       │        │        │       │

│   │Штамп-часы нас-   │   9   │   6   │    4   │    3   │   3   │

│   │тольные           │       │       │        │        │       │

│   │Диспетчерский     │   1   │   1   │    1   │    1   │   1   │

│   │пульт распределе- │       │       │        │        │       │

│   │ния предваритель- │       │       │        │        │       │

│   │ных заказов по ча-│       │       │        │        │       │

│   │сам суток         │       │       │        │        │       │

└───┴──────────────────┴───────┴───────┴────────┴────────┴───────┘

 

Приложение 35.4

 

                ТРАНСПОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦДС ГОРОДА

 

                  СУТОЧНЫЙ ДИСПЕТЧЕРСКИЙ ДОКЛАД

                    ПО АВТОБУСНОМУ ТРАНСПОРТУ

                  за ___________________ 198_ г.

                     (число, месяц, год)

 

                     СВОДНЫЙ ВЫПУСК АВТОБУСОВ

 

Наименование 

Всего  
автобусов,
ед.   

В том числе по маркам      

ЛИАЗ-677

ЛАЗ-695

ПАЗ-672

 

прочие

По списку     

 

 

 

 

 

 

Из них        
технически    
исправных     

 

 

 

 

 

 

Работало всего
из них на     
маршрутах:    
городских   

пригородных 

междугородных

по разовым  
заказам     

Находились в  
парке в исправ-
ном состоянии,
всего         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе   
из-за отсутст-
вия:           
водителей   

бензина     

резины