Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 9-12 утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 г. N 200

Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте Приложения 9-12

(утв.

приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г.

N 200)

 

См. Приложение 9. Руководство по нормированию скоростей движения автобусов при междугородных автобусных перевозках

Приложение 10. Инструкция по изучению пассажиропотоков

Приложение 11. Методические указания по совершенствованию транспортного обслуживания населения городов в часы "пик"

Приложение 12. Расписание движения автобусов городского (пригородного) сообщения

Приложение 13. Расписание движения автобусов

Приложение 14. Сводное расписание движения автобусов по контрольному пункту

Приложение 15. Маршрутное расписание

Приложение 16. Маршрутное расписание

Приложение 17. Маршрутное расписание

Приложение 18. Инструкция о порядке организации работы автобусов городского сообщения без кондукторов на автотранспортных предприятиях и в организациях министерства автомобильного транспорта РСФСР

Приложение 19. Методические указания о порядке перехода на бескассовый метод обслуживания пассажиров городского автобусного транспорта

Приложение 20. Методика выбора эффективной системы организации движения автобусов на междугородных маршрутах различной протяженности

Приложение 21. Инструкция по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов

Приложение 22. Технические условия на расположение, параметры и оборудование остановочных пунктов городского общественного транспорта

Приложение 23. Типовое положение об автобусном вокзале (автостанции) министерства автомобильного транспорта РСФСР

Приложение 24. Табель обязательного оборудования и оформления помещений автовокзалов и автостанций междугородных автобусных сообщений

Приложение 25. Книга жалоб и предложений

Приложение 26. Инструкция о порядке ведения книги жалоб и предложений

Приложение 27. Типовой технологический процесс работы автовокзала (автостанции) междугородных сообщений

Приложение 28. Положение об организации внутрисовхозных (внутриколхозных) автобусных перевозок сельскохозяйственных рабочих автомобильным транспортом общего пользования

Приложение 29. Правила пользования легковыми таксомоторами

Приложение 30. Правила обслуживания предприятий, учреждений и организаций легковыми таксомоторами и расчетов за пользование этими автомобилями на территории РСФСР

Приложение 31. Инструкция по опломбированию и эксплуатации таксометров, таксометрового и спидометрового оборудования, устанавливаемого на таксомоторах министерства автомобильного транспорта РСФСР

Приложение 32. Инструкция по изучению спроса населения на легковые таксомоторы

Приложение 33. Паспорт стоянки легковых таксомоторов

Приложение 34. Талон культуры обслуживания пассажиров водителем таксомотора

Приложение 35. Положение о центральной диспетчерской станции пассажирского автотранспорта

Приложение 36. Правила пользования автобусами городских сообщений

Приложение 37. Правила пользования автобусами пригородных сообщений

Приложение 38. Правила пользования автобусами междугородных сообщений

Приложение 39. Методическое руководство по организации помаршрутного контроля оплаты проезда на городских автобусах

 

См. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

 

Приложение 9

 

РУКОВОДСТВО

ПО НОРМИРОВАНИЮ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ

ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

 

В нашей стране все большее развитие получают междугородные автобусные перевозки.

Главными показателями таких перевозок являются скорость и регулярность сообщения при условии обеспечения безопасности движения. Важное значение при этом имеет правильное нормирование скоростей движения. Для этой цели предназначено настоящее Руководство, содержащее методические указания по нормированию скоростей движения автобусов при междугородных автобусных перевозках.

Руководство разработано применительно к междугородным автобусным перевозкам большого протяжения — 100 км и более, пролегающим по дорогам общегосударственного значения. Отдельные его положения могут быть использованы для организации междугородных перевозок и на более коротких маршрутах, а также на маршрутах, пролегающих по дорогам местного значения.

Основные положения Руководства могут быть применимы также при нормировании скоростей движения грузовых автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки.

В соответствии с Методикой нормирования скоростей движения, изложенной в Руководстве, составлена программа для решения задач по расчету скоростей на электронной вычислительной машине. Программа дает возможность в течение всего нескольких минут произвести предварительные расчеты скоростей движения автобусов и грузовых автомобилей различных моделей на любом междугородном маршруте.

 

МЕТОДИКА

НОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ

НА МЕЖДУГОРОДНЫХ МАРШРУТАХ

 

1. В соответствии с "Правилами технической эксплуатации автомобильного транспорта" расписание движения междугородных автобусов (а значит, и предшествующее ему нормирование скоростей движения) должно обеспечить:

— безопасность движения;

— регулярность движения автобусов по маршруту;

— удобную и возможно быструю перевозку пассажиров;

— наиболее эффективное использование автобусов;

— правильную организацию работы водителей и кондукторов.

2. В настоящем Руководстве рассматриваются только вопросы, связанные с установлением скоростей движения, являющихся исходными данными для составления расписания движения автобусов.

3. Нормированию скоростей движения должны предшествовать выбор маршрута, определение остановочных пунктов и выбор типа подвижного состава, который будет использоваться в конкретных условиях.

4. Допустимая скорость при условии обеспечения безопасности движения зависит от ряда факторов, которые должны учитываться при проведении работы по нормированию. К таким факторам относятся:

— эксплуатационно-технические качества автобусов;

— геометрические параметры дороги и ее техническое состояние;

— интенсивность движения транспортных средств на дороге;

— действующие правила движения;

— метеорологические условия и время суток;

— наличие на дороге специфических условий, требующих снижения скорости движения (населенные пункты, железнодорожные переезды и т.д.).

5. При выполнении работы по нормированию скоростей движения автобусов на маршруте и на отдельных его этапах необходимо не только учитывать перечисленные факторы, но и принимать все возможные меры для улучшения условий, влияющих на безопасность движения (состояние и обустройство дорог, условия для отдыха водителей и т.д.).

6. Необходимо, чтобы в работе по нормированию скоростей движения принимали участие представители соответствующих дорожно-эксплуатационных организаций и органов милиции (отделов РУД — ГАИ, отделов БД).

7. Для установления скоростей движения на вновь открываемом маршруте должна назначаться комиссия в составе инженерно-технических работников автотранспортного предприятия, представителей дорожно-эксплуатационной организации и органов милиции, ведающих вопросами безопасности движения, а также не менее двух квалифицированных водителей, кандидатуры которых согласовываются с общественными организациями автотранспортного предприятия. Председателем комиссии должен быть заместитель начальника транспортного управления или автотранспортного предприятия по эксплуатации.

8. Разработка режима движения автобусов должна осуществляться в такой последовательности:

— составление характеристики маршрута;

— предварительный расчет скоростей движения;

— проведение пробных рейсов;

— окончательное установление необходимого времени (скоростей) движения автобусов;

— расчет времени (скоростей) движения для осенне-зимнего периода;

— контроль за выполнением расписания движения и его корректировка.

9. Предварительный расчет скоростей движения проводится только для автомобильных дорог I, II и III технических категорий, за исключением дорог в горных местностях. Нормирование скоростей движения автобусов на горных маршрутах, а также на дорогах низших категорий проводится только на основании обследования маршрута и проведения пробных рейсов.

10. Если на участке вновь открываемого маршрута уже проходит междугородный маршрут, на котором работают автобусы той же модели, и скорости движения на этом участке рассчитаны по рекомендуемой Методике, то для нового маршрута они не рассчитываются, а принимаются равными скоростям на уже действующем маршруте.

11. Нормирование скоростей движения для новых маршрутов рекомендуется проводить, как правило, в летних условиях.

12. Служба эксплуатации автотранспортного предприятия должна вести регулярный контроль за выполнением расписаний, разработанных и введенных в действие на маршрутах по результатам нормирования скоростей движения автобусов, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания.

 

1. Составление характеристики маршрута

 

13. Основным документом, характеризующим условия движения, является паспорт междугородного маршрута.

Для составления характеристики маршрута необходимо располагать сведениями о его протяженности, ширине проезжей части и обочин дороги, типе и состоянии дорожного покрытия и обочин, продольном и поперечном профилях дороги, количестве и качестве мостов, количестве и протяженности городов и населенных пунктов, расположенных вдоль дороги, интенсивности движения транспортных средств.

14. Для получения таких сведений проводится изучение маршрута по документам и материалам дорожно-эксплуатационных организаций и непосредственное обследование дорожных условий на трассе маршрута.

15. При изучении в управлениях автомобильных дорог и дорожно-эксплуатационных участках материалов и документов, характеризующих условия движения на маршруте, все необходимые данные фиксируются в журнале обследования.

16. Непосредственное обследование дорожных условий на маршруте проводится указанной выше комиссией на легковом автомобиле или автобусе с исправным и предварительно протарированным спидометром.

Все расстояния при обследовании маршрута определяются по километровым знакам, а при их отсутствии — по показаниям счетчика спидометра.

17. Перед началом движения — у автостанции или автовокзала в начальном пункте маршрута и каждом последующем остановочном пункте — в протоколе обследования (форма протокола произвольная) фиксируются с точностью до 0,1 км показания счетчика спидометра. При выезде автомобиля комиссии на трассу обследуемого маршрута фиксируется конец города или населенного пункта, из которого начато движение.

18. В процессе движения по маршруту учитываются все населенные пункты и их протяженность (начало и конец — по показаниям счетчика спидометра).

Начало и конец населенных пунктов определяются по указателям наименований, установленным на въезде и выезде из пунктов. При отсутствии указателей начало и конец населенных пунктов определяются по наличию жилых строений.

Одновременно в протоколе фиксируются все ограничения скорости движения на трассе маршрута (их величина и протяженность — по дорожным знакам) и опасные участки, требующие от водителей повышения внимания и снижения скорости для обеспечения безопасности движения (спуски, подъемы, крутые кривые, железнодорожные переезды, мосты, ограждения, перекрестки и т.п.).

19. При подходе к концу маршрута (этапа) фиксируется начало города или населенного пункта, а затем и остановка у автостанции или автовокзала в этом пункте, являющемся конечным на маршруте (этапе).

20. После окончания обследования дорожных условий составляется характеристика маршрута, в которой должны найти отражение следующие данные (по каждому этапу маршрута):

— техническая категория дороги;

— тип и качество дорожного покрытия;

— ширина проезжей части и обочин дороги;

— среднесуточная интенсивность движения транспортных средств в обоих направлениях;

— протяженность этапа (расстояние от начального до конечного остановочного пункта);

— протяженность города или населенного пункта (начало этапа) от автостанции до его конца;

— протяженность города или населенного пункта (конец этапа) от его начала до автостанции;

— количество городов и населенных пунктов (раздельно), расположенных между начальным и конечным остановочными пунктами (автостанциями);

— общая протяженность городов и населенных пунктов (раздельно);

— протяженность дороги вне населенных пунктов;

— количество железнодорожных переездов всех типов;

— количество опасных для движения участков вне населенных пунктов;

— количество, качество и протяженность затяжных подъемов;

— условная группа, к которой отнесена дорога.

21. В соответствии с характеристикой маршрута составляется "Сводная таблица дорожных условий на маршруте" и схема маршрута.

Сводная таблица составляется по форме, приведенной в табл. 1.

В графе "Примечание" этой таблицы указываются участки протяженностью свыше 0,5 км, требующие снижения расчетной скорости, например, участки с неисправным покрытием, которое не может быть отремонтировано до открытия движения по маршруту и т.п.

 

Таблица 1

 

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ

НА МАРШРУТЕ МОСКВА — ОРЕЛ

 

┌─┬────────┬─────────────────────┬─────┬─────────┬────┬─────┬───────────┬─────┬─┐

│ │Этапы   │   Расстояние, км    │Ин-  │ Ширина  │Ко- │Коли-│Количество │Подъ-│П│

│ │маршрута├─────┬─────┬────┬────┤тен- │проезжей │ли- │чест-│ опасных   │емы с│р│

│ │между   │всего│по   │по  │по  │сив- │части, м,│чес-│во   │ участков  │укло-│и│

│ │остано- │     │доро-│на- │го- │ность│  и тип  │тво │горо-├─────┬─────┤нами │м│

│ │вочными │     │ге   │се- │ро- │дви- │покрытия │на- │дов с│желе-│пре- │от   │е│

│ │пунктами│     │вне  │лен-│дам │жения│         │се- │насе-│зно- │ду-  │40% и│ч│

│ │        │     │насе-│ным │    │авто-│         │лен-│лени-│доро-│преж-│выше │а│

│ │        │     │лен- │пун-│    │моби-│         │ных │ем   │жные │даю- │     │н│

│ │        │     │ных  │ктам│    │лей в│         │пун-│свыше│пере-│щие  │     │и│

│ │        │     │пунк-│    │    │сутки│         │ктов│60   │езды │знаки│     │е│

│ │        │     │тов  │    │    │     │         │    │тыс. │     │вне  │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │жите-│     │насе-│     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │лей  │     │лен- │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │ных  │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │пунк-│     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │тов  │     │ │

├─┼────────┼─────┼─────┼────┼────┼─────┼─────────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─┤

│1│Москва -│ 40,3│  4,0│14,2│22,1│10000│12 асф.  │  7 │  2  │  1  │   2 │  1  │ │

│ │Подольск│     │     │    │    │     │- бет.   │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│2│Подольск│ 58,8│ 38,8│16,0│ 4,0│ -"- │10,5 асф.│ 10 │  2  │  5  │   8 │  —  │ │

│ │-       │     │     │    │    │     │- бет.   │    │     │     │     │     │ │

│ │Серпухов│     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│3│Серпухов│ 88,1│ 58,0│17,7│12,4│ 5000│7 асф. — │ 23 │  2  │  2  │  14 │  8  │ │

│ │- Тула  │     │     │    │    │     │бет.     │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│4│Тула —  │ 17,8│ 9,0 │ 8,6│ 0,2│ -"- │   -"-   │  7 │  1  │  2  │   3 │  —  │ │

│ │Щекино  │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│5│Щекино -│ 37,9│ 24,2│13,7│  — │ 3000│   -"-   │ 10 │  —  │  3  │   4 │  1  │ │

│ │Плавск  │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│6│Плавск -│ 38,4│ 32,7│ 5,7│  — │ -"- │   -"-   │  7 │  —  │  —  │   6 │  2  │ │

│ │Чернь   │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│7│Чернь — │ 30,9│ 24,2│ 6,6│ 0,1│ -"- │   -"-   │  7 │  1  │  —  │   2 │  2  │ │

│ │Мценск  │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │        │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│8│Мценск -│ 55,2│ 32,0│ 8,5│14,7│ 4000│   -"-   │  8 │  2  │  1  │   5 │  2  │ │

│ │Орел    │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ ├────────┼─────┼─────┼────┼────┼─────┼─────────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─┤

│ │Всего по│     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │маршру- │     │     │    │    │     │         │    │     │     │     │     │ │

│ │ту:     │367,4│222,9│91,0│53,5│     │         │ 75 │  6  │ 14  │  44 │ 16  │ │

└─┴────────┴─────┴─────┴────┴────┴─────┴─────────┴────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─┘

 

22. Схема маршрута выполняется на миллиметровой бумаге в масштабе не менее 1:50000 (в 1 мм — 0,5 км) и размножается светокопировальным способом.

На схеме в плане по условной прямой линии наносятся населенные пункты и их наименования, пересечения с железными дорогами и автомобильными дорогами общегосударственного значения, мосты и расположение остановочных пунктов (автобусных станций), а также данные об интенсивности движения транспортных средств (эти данные на схеме обводятся прямоугольником).

23. Для участков дороги, имеющих резко различную интенсивность движения, а также различное число подъемов и спусков в двух направлениях, составляются две схемы маршрута и нормирование скоростей движения проводится раздельно для каждого направления движения.

Раздельное нормирование скоростей проводится также в случае движения автобусов по различным участкам дороги в одном и другом направлениях, например при въезде в конечный пункт и выезде из него.

24. Если дорожные условия в обоих направлениях движения примерно одинаковые, составляется только одна схема маршрута — для направления, имеющего большее число дорожных знаков или большую интенсивность движения. Расчет скоростей проводится по одной схеме условно для обоих направлений движения и в дальнейшем корректируется на основании результатов пробных рейсов и практики эксплуатации маршрута.

25. При составлении схемы должны быть определены этапы маршрута, по которым будет проводиться расчет скоростей движения.

За этап маршрута принимается участок между двумя соседними остановочными пунктами, имеющий на всем протяжении одинаковые дорожные условия (ширину проезжей части, тип и состояние дорожного покрытия, интенсивность движения).

26. Если же между двумя соседними остановочными пунктами имеются участки, резко различающиеся по дорожным условиям (меньшая ширина проезжей части, плохое состояние покрытия, повышенная интенсивность движения и т.д.), то эти участки выделяются в отдельные (промежуточные) этапы и отмечаются особо в "Сводной таблице дорожных условий" и на схеме маршрута.

27. Остановочные пункты на схеме обозначаются условным знаком с указанием расстояния в обоих направлениях маршрута.

Пункты, определяющие начало и конец промежуточных этапов (т.е. не совпадающие с остановочными пунктами), обозначаются подчеркиванием наименования пункта с указанием расстояния до этого пункта от начала маршрута.

28. Цель обследования дорожных условий не только получить необходимые данные для составления "Сводной таблицы дорожных условий" и схемы маршрута, но и выявить недостатки в состоянии, обустройстве и содержании дороги.

29. Выявленные недостатки заносятся в перечень работ, которые должны быть выполнены для обеспечения нормальных условий эксплуатации междугородных автобусов.

30. При обследовании необходимо:

— выявить участки, где дорожное покрытие имеет повреждения и нуждается в ремонте, а также места, требующие регулярной очистки покрытия от грязи, наносимой с грунтовых дорог;

— установить перечень всех мест на дороге, где требуется обязательная посыпка песком в зимнее время (повороты, спуски, подъемы и т.п.);

— проверить состояние всех ограждений мостов и стыков их с дорогой, состояние и обустройство железнодорожных переездов;

— проверить наличие дорожных знаков во всех местах, где для обеспечения безопасности требуется снижение скорости движения, и определить перечень знаков, которые необходимо установить дополнительно; следует обратить особое внимание на наличие знаков "Пересечение с главной улицей или дорогой" на всех дорогах, примыкающих к магистральной, и при отсутствии таких знаков — установить их. Дорожные знаки, наличие которых не диктуется конкретными требованиями безопасности движения, должны быть сняты.

31. Перечень работ по содержанию, ремонту и обустройству дороги составляется при обязательном участии представителя дорожно-эксплуатационной организации, введенного в состав комиссии по нормированию скоростей движения, и передается в дорожно-эксплуатационную организацию для исполнения.

 

2. Предварительный расчет скоростей движения

 

32. Для расчета скорости движения на каждом этапе необходимо определить две величины: протяженность пути <*> и время, которое требуется для его прохождения автобусом при условии обеспечения безопасности движения.

———————————

<*> Протяженность пути определяется при обследовании маршрута (см. п. 16 — 19).

 

33. Расчет времени движения автобуса на маршруте ведется по двум составляющим: основному и дополнительному времени.

Под основным понимается время, необходимое для проезда данного расстояния с расчетной средней скоростью, предусмотренной настоящим Руководством. Основное время складывается из двух величин: времени, необходимого для движения вне населенных пунктов, и времени, необходимого для проезда через населенные пункты и города.

Дополнительное время (надбавка) представляет собой время, необходимое для движения в опасных местах маршрута на пониженной скорости и добавляемое к основному времени.

34. Основное время. Рассчитывается по величинам расчетных средних скоростей, приведенным в табл. 2.

 

Таблица 2

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СРЕДНИЕ СКОРОСТИ

ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ, КМ/Ч

 

┌──────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│        Условия движения          │          Автобусы           │

│                                  ├───────────┬────────┬────────┤

│                                  │"Икарус-250│ЛАЗ-699,│ЛАЗ-695,│

│                                  │   и 255"  │ЛАЗ-697 │ПАЗ-672 │

├──────────────────────────────────┼───────────┼────────┼────────┤

│Автомобильные дороги I группы     │     85    │   80   │   60   │

│                                  │           │        │        │

│Автомобильные дороги II группы    │     80    │   75   │   55   │

│                                  │           │        │        │

│Автомобильные дороги III группы   │     70    │   65   │   50   │

│                                  │           │        │        │

│Населенные пункты, расположенные  │           │        │        │

│на автомобильной дороге           │     60    │   60   │   50   │

│                                  │           │        │        │

│Города с населением свыше 60 тысяч│           │        │        │

│жителей, расположенные на трассе  │           │        │        │

│маршрута                          │     30    │   30   │   30   │

└──────────────────────────────────┴───────────┴────────┴────────┘

 

Примечание. Величины рекомендуемых расчетных средних скоростей движения установлены на основании испытаний автобусов, хронометража в эксплуатационных рейсах и проведения динамических расчетов. Для дорожных условий I группы расчетные средние скорости движения установлены на уровне такой скорости, которую автобус данной модели по своим динамическим и ходовым качествам, тепловому режиму агрегатов может практически длительное время выдерживать на дороге ровного профиля (так называемая крейсерская скорость).

 

35. Основное время движения рассчитывается с точностью до 0,1 мин. Для упрощения расчетов при определении основного времени рекомендуется пользоваться табл. 3.

 

Таблица 3

 

ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСА С ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТЬЮ

ПО УЧАСТКАМ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИНЫ

 

┌──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Ско-  │                          Длина участка, км                                      │

│рость,├───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

│км/ч  │0,1│0,2│0,3│0,4│0,5│0,6│0,7│0,8│0,9│1,0│2,0│3,0│4,0│ 5,0│ 6,0│ 7,0│ 8,0│ 9,0│10,0│

│      ├───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴────┴────┴────┴────┤

│      │                         Время движения, мин.                                    │

├──────┼───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬───┬────┬────┬────┬────┬────┬────┤

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  85  │0,1│0,1│0,2│0,3│0,3│0,4│0,5│0,6│0,6│0,7│1,4│2,1│2,8│ 3,5│ 4,2│ 4,9│ 5,6│ 6,4│ 7,1│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  80  │0,1│0,1│0,2│0,3│0,4│0,5│0,5│0,6│0,7│0,8│1,5│2,3│3,0│ 3,7│ 4,5│ 5,2│ 6,0│ 6,7│ 7,5│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  75  │0,1│0,2│0,2│0,3│0,4│0,5│0,6│0,6│0,7│0,8│1,6│2,4│3,2│ 4,0│ 4,8│ 5,6│ 6,4│ 7,2│ 8,0│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  70  │0,1│0,2│0,3│0,3│0,4│0,5│0,6│0,7│0,8│0,9│1,7│2,6│3,4│ 4,3│ 5,1│ 6,0│ 6,8│ 7,7│ 8,6│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  65  │0,1│0,2│0,3│0,4│0,5│0,6│0,6│0,7│0,8│0,9│1,8│2,8│3,7│ 4,6│ 5,5│ 6,5│ 7,4│ 8,3│ 9,2│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  60  │0,1│0,2│0,3│0,4│0,5│0,6│0,7│0,8│0,9│1,0│2,0│3,0│4,0│ 5,0│ 6,0│ 7,0│ 8,0│ 9,0│10,0│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  55  │0,1│0,2│0,3│0,4│0,5│0,7│0,8│0,9│1,0│1,1│2,2│3,3│4,4│ 5,5│ 6,5│ 7,6│ 8,7│ 9,8│10,9│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  50  │0,1│0,2│0,4│0,5│0,6│0,7│0,8│1,0│1,1│1,2│2,4│3,6│4,8│ 6,0│ 7,2│ 8,4│ 9,6│10,8│12,0│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  45  │0,1│0,3│0,4│0,5│0,7│0,8│0,9│1,1│1,2│1,3│2,7│4,0│5,3│ 6,7│ 8,0│ 9,3│10,6│12,0│13,3│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  40  │0,1│0,3│0,4│0,6│0,7│0,9│1,0│1,2│1,3│1,5│3,0│4,5│6,0│ 7,5│ 9,0│10,5│12,0│13,5│15,0│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  35  │0,2│0,3│0,5│0,7│0,9│1,0│1,2│1,4│1,5│1,7│3,4│5,1│6,9│ 8,6│10,3│12,0│13,7│15,4│17,1│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  30  │0,2│0,4│0,6│0,8│1,0│1,2│1,4│1,6│1,8│2,0│4,0│6,0│8,0│10,0│12,0│14,0│16,0│18,0│20,0│

│      │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │   │    │    │    │    │    │    │

│  25  │0,2│0,5│0,7│1,0│1,2│1,4│1,7│1,9│2,1│2,4│4,8│7,2│9,6│12,0│14,2│16,8│19,2│21,5│24,0│

└──────┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴───┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘

 

36. По табл. 2 рекомендуемых расчетных средних скоростей время движения автобуса рассчитывается раздельно — для движения вне населенных пунктов, в населенных пунктах и в городах, после чего складывается, образуя основное время движения автобуса на этапе маршрута.

37. При наличии на этапе отдельных участков с ограничением скорости движения ниже уровня рекомендованных расчетных средних скоростей — вне населенных пунктов и в населенных пунктах и в городах — ведется самостоятельный расчет времени движения автобуса на этих участках с извлечением их протяженности из общей протяженности этапа; затем все величины времени складываются.

38. Отдельные населенные пункты на трассе маршрута могут отстоять друг от друга на коротких расстояниях. Преодолевая такие расстояния, автобусы различных моделей не смогут развить расчетные средние скорости, предусмотренные для тех или иных условий движения.

В этих случаях средние скорости движения автобуса следует рассчитывать таким образом:

— при расстоянии между двумя населенными пунктами до 1,0 км по расчетной средней скорости, рекомендованной для движения автобусов тех же моделей в населенных пунктах;

— при расстоянии между двумя населенными пунктами от 1,0 км до 3,0 км по расчетной средней скорости движения тех же автобусов вне населенных пунктов на дорогах низшей условной группы.

Время движения на этих участках рассчитывается самостоятельно с извлечением протяженности участков из протяженности этапа (маршрута) вне населенных пунктов.

39. В табл. 4 приведены основные показатели дорожных условий, в соответствии с которыми автомобильные дороги разделяются на три условные группы.

 

Таблица 4

 

УСЛОВНЫЕ ГРУППЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

┌───────────┬───────────────────┬──────────────────┬─────────────┐

│Группа ав- │   Тип покрытия    │Ширина проезжей   │Интенсивность│

│томобильных│                   │части, м (для двух│  движения,  │

│дорог      │                   │направлений движе-│ тыс. авт. / │

│           │                   │ния)              │     сут.    │

├───────────┼───────────────────┼──────────────────┼─────────────┤

│    I      │Асфальтобетонное   │12 и более        │До 6         │

│           │или цементобетонное│                  │             │

│           │                   │                  │             │

│           │      — " —        │От 7 до 11,5      │-"- 4        │

│           │                   │                  │             │

│    II     │      — " —        │12 и более        │Свыше 6      │

│           │                   │                  │             │

│           │      — " —        │От 7 до 11,5      │-"- 4        │

│           │                   │                  │             │

│           │      — " —        │От 5,5 до 6,5     │До 2         │

│           │                   │                  │             │

│    III    │      — " —        │От 5,5 до 6,5     │Свыше 2      │

│           │                   │                  │             │

│           │Капитальное,       │Не менее 6        │До 1         │

│           │облегченное или    │                  │             │

│           │переходного типа   │                  │             │

└───────────┴───────────────────┴──────────────────┴─────────────┘

 

40. Дорожные условия, отнесенные к I группе, являются такими, при которых интенсивность движения практически не ограничивает скорости движения одиночных автобусов.

41. Если на маршруте имеется несколько рейсов, то для рейса, в котором наиболее напряженные участки проходятся автобусами в ночное время, следует выполнять отдельный расчет. Ночное расписание должно быть проверено специальным пробным рейсом.

42. Для горных дорог резко пересеченного профиля — Крыма, Кавказа и Закавказья, Средней Азии (таких, где свыше 20% протяженности имеют уклоны более 40%), дорог с шириной проезжей части менее 5,5 м и всех дорог с неисправным покрытием нормирование осуществляется только на основании результатов обследования и проведения пробных рейсов.

43. Эксплуатация скоростных автобусов моделей "Икарус-250", "Икарус-255" и им соответствующих целесообразна лишь на автомобильных дорогах общегосударственного значения с шириной проезжей части не менее 7 м, имеющей асфальтобетонное или цементобетонное покрытие.

44. Дополнительное время на преодоление отдельных участков маршрута рассчитывается в виде надбавок к основному времени, которые предусмотрены для движения с пониженной скоростью при следующих условиях:

— проезде вне населенных пунктов участков дороги, обставленных предупреждающими дорожными знаками (табл. 5);

— проезде через железнодорожные переезды (см. табл. 5);

— остановках вне населенных пунктов (см. табл. 5);

— преодолении затяжных подъемов, где автобус из-за недостатка тяговых качеств не может обеспечить расчетную среднюю скорость, предусмотренную для относительно ровного профиля дороги (табл. 6).

 

Таблица 5

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НА ДВИЖЕНИЕ АВТОБУСОВ

ВСЕХ МОДЕЛЕЙ С ПОНИЖЕННОЙ СКОРОСТЬЮ, МИН.

 

┌────────────────────────────────────────────────────────┬───────┐

│   Условия, вызывающие необходимость снижения скорости  │ Время │

├────────────────────────────────────────────────────────┼───────┤

│Каждый предупреждающий дорожный знак по дорогам:        │       │

│  I группы                                              │  0,6  │

│  II — III групп                                        │  0,5  │

│Каждый железнодорожный переезд                          │  1,0  │

│Каждая остановка вне населенного пункта                 │  1,0  │

└────────────────────────────────────────────────────────┴───────┘

 

Таблица 6

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЗАТЯЖНЫХ ПОДЪЕМОВ В МИНУТАХ

 

┌──────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│   Длина  │              Величина уклона, промиле                 │

│подъема, м├───────────────────────────┬───────────────────────────┤

│          │            40             │             60            │

│          ├──────────────────┬────────┼──────────────────┬────────┤

│          │"Икарус-250 и 255"│ЛАЗ-695,│"Икарус-250 и 255"│ЛАЗ-695,│

│          │ ЛАЗ-699, ЛАЗ-697 │ПАЗ-672 │ ЛАЗ-699, ЛАЗ-697 │ПАЗ-672 │

├──────────┼──────────────────┼────────┼──────────────────┼────────┤

│500 — 700 │        0,3       │  0,6   │        0,5       │   1,2  │

│700 — 1900│        0,5       │  0,8   │        0,7       │   1,6  │

└──────────┴──────────────────┴────────┴──────────────────┴────────┘

 

Примечание. При длине подъема, превышающей 1000 м, величина превышения обсчитывается как второй подъем в соответствии с приведенными в таблице данными.

 

45. Дополнительное время движения также рассчитывается с точностью до 0,1 мин. Все данные, необходимые для определения дополнительного времени, указаны в "Сводной таблице дорожных условий", по которой и ведется расчет (см. табл. 1).

46. Для расчета времени движения автобуса на маршруте используется таблица, в которой данные о дорожных условиях на этапах указаны в числителе каждой графы, а результаты подсчета времени движения — в знаменателе тех же граф.

47. В качестве образца приводится "Таблица расчета времени движения на маршруте Москва — Тула", предусмотренная для автобусов "Икарус-250" и им соответствующих (табл. 7).

 

Таблица 7

 

ТАБЛИЦА РАСЧЕТА ВРЕМЕНИ ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСА МАРКИ

"ИКАРУС-250" НА МАРШРУТЕ МОСКВА — ТУЛА

 

┌────────┬───────────┬────┬────┬────┬──────┬───┬─────────────────┬─────┬─────┬──────┐

│Участки │Вне насе-  │В   │В   │Же- │Дорож-│Ос-│Затяжные подъемы,│Общая│Общее│Сред- │

│(этапы) │ленных пун-│на- │го- │лез-│ные   │та-│        м        │про- │время│няя   │

│маршрута│ктов по    │се- │ро- │но- │знаки │но-├─────────────────┤тя-  │дви- │техни-│

│между   │группам до-│лен-│дах │до- │на до-│вки│  уклоны дороги, │жен- │же-  │ческая│

│остано- │рог        │ных │    │рож-│рогах │   │     промиле     │ность│ния, │ско-  │

│вочными │           │пун-│    │ные │групп │   ├────────┬────────┤пути,│мин. │рость │

│пунктами├─┬─────┬───┤ктах│    │пе- ├─┬────┤   │   40   │   60   │км   │     │движе-│

│        │I│  II │III│    │    │ре- │I│II и│   ├───┬────┼───┬────┤     │     │ния,  │

│        │ │     │   │    │    │езды│ │III │   │500│700 │500│700 │     │     │км/ч  │

│        │ │     │   │    │    │    │ │    │   │-  │-   │-  │-   │     │     │      │

│        │ │     │   │    │    │    │ │    │   │700│1000│700│1000│     │     │      │

├────────┼─┼─────┼───┼────┼────┼────┼─┼────┼───┼───┼────┼───┼────┼─────┼─────┼──────┤

│    1   │2│  3  │ 4 │  5 │  6 │ 7  │8│ 9  │ 10│ 11│ 12 │ 13│ 14 │  15 │  16 │  17  │

├────────┼─┼─────┼───┼────┼────┼────┼─┼────┼───┼───┼────┼───┼────┼─────┼─────┼──────┤

│Москва -│ │4,0  │   │14,2│22,1│1,0 │ │2,0 │   │   │    │   │    │     │     │      │

│Подольск│ │—  │   │—-│—-│— │ │— │   │   │    │   │    │ 40,3│ 63,4│ 38,1 │

│        │ │3,0  │   │14,2│44,2│1,0 │ │1,0 │   │   │    │   │    │     │     │      │

│        │ │     │   │    │    │    │ │    │   │   │    │   │    │     │     │      │

│Подольск│ │38,8 │   │16,0│4,0 │5,0 │ │8,0 │   │   │    │   │    │     │     │      │

│-       │ │—- │   │—-│— │— │ │— │   │   │    │   │    │ 58,8│ 62,1│ 56,8 │

│Серпухов│ │29,1 │   │16,0│8,0 │5,0 │ │4,0 │   │   │    │   │    │     │     │      │

│        │ │     │   │    │    │    │ │    │   │   │    │   │    │     │     │      │

│Серпухов│ │58,0 │   │17,7│12,4│2,0 │ │14  │   │   │4,0 │4,0│    │     │     │      │

│- Тула  │ │—- │   │—-│—-│— │ │— │   │   │— │—│    │ 88,1│103,2│ 51,2 │

│        │ │47,7 │   │17,7│24,8│2,0 │ │7,0 │   │   │2,0 │2,0│    │     │     │      │

│        │ │     │   │    │    │    │ │    │   │   │    │   │    │     │     │      │

│Москва -│ │100,8│   │47,9│38,5│8,0 │ │24,0│   │   │4,0 │4,0│    │     │     │      │

│Тула    │ │——│   │—-│—-│— │ │—-│   │   │— │—│    │187,2│228,7│ 49,1 │

│        │ │79,8 │   │47,9│77,0│8,0 │ │12,0│   │   │2,0 │2,0│    │     │     │      │

└────────┴─┴─────┴───┴────┴────┴────┴─┴────┴───┴───┴────┴───┴────┴─────┴─────┴──────┘

 

Примечания. 1. В графах 2 — 6 в числителе — протяженность пути в км, в знаменателе — время движения в мин.

2. В графах 7 — 14 в числителе — количество участков, требующих снижения скорости движения в ед., в знаменателе — величина дополнительного времени на преодоление таких участков в мин.

 

48. Пояснения к расчету времени движения и средней технической скорости движения автобуса "Икарус-250" по этапу Серпухов — Тула (см. табл. 7).

Этап Серпухов — Тула имеет протяженность 88,1 км, из которого вне населенных пунктов — 58,0 км, в населенных пунктах — 17,7 км и в городах — 12,4 км. Дорога на этапе проходит через 25 населенных пунктов и городов, дважды пересекается в одном уровне с железной дорогой, вне населенных пунктов на этапе имеются 14 участков, обставленных дорожными знаками, и 8 затяжных подъемов (см. табл. 1 и 7). В соответствии с характеристикой дорожных условий дорога на этапе относится ко II условной группе (см. табл. 4) (покрытие асфальтобетонное, ширина проезжей части 7 м, интенсивность движения 5 тыс. автомобилей в сутки).

Пользуясь данными табл. 2 о расчетных средних скоростях для II условной группы автомобильных дорог, определяем основное время движения автобуса на этапе по элементам:

а) время, необходимое для движения по дороге вне населенных пунктов протяженностью 58,0 км, составит: на расстоянии 57,2 км при расчетной средней скорости 80 км/ч — 42,9 мин. и на расстоянии 0,8 км при ограниченной знаками скорости 10 км/ч — 4,8 мин., т.е. всего 47,7 мин.;

б) время, необходимое для движения через населенные пункты общей протяженностью 17,7 км при расчетной средней скорости 60 км/ч, составит 17,7 мин.;

в) время, необходимое для движения по городам Серпухову и Туле общей протяженностью 12,4 км при расчетной средней скорости 30 км/ч, составит 24,8 мин.

Суммарное основное время движения автобуса на этапе составляет 90,2 мин.

В соответствии с данными табл. 5 и 6 определяем дополнительное время (надбавки):

— на проезд вне населенных пунктов 14 участков, обставленных предупреждающими дорожными знаками, из расчета 0,5 мин. на каждый участок — 7,0 мин.;

— на проезд двух железнодорожных переездов с надбавкой на каждый из них 1,0 — 2,0 мин.;

— на преодоление 8 затяжных подъемов, 4 из которых с уклонами 40% и длиной около 800 м каждый (надбавка на каждый подъем 0,5 мин., суммарная — 2,0 мин.) и 4 других с уклонами 60 промиле и длиной около 600 м каждый (надбавка на каждый из них 0,5 мин., суммарная 2,0 мин.) — 4,0 мин.

Суммарное дополнительное время движения автобуса на этапе составляет 13,0 мин.

Общее время движения автобуса на этапе Серпухов — Тула составляет 90,2 мин. (основное время) плюс 13,0 мин. (дополнительное время), итого 103,2 мин.

Таким образом, средняя техническая скорость движения автобуса на этапе равна 88,1 / 103,2 x 60 = 51,2 км/ч, где 88,1 — протяженность этапа, км; 103,2 — время движения на этапе, мин.

 

3. Проведение пробных рейсов

 

49. Для проверки расчетов необходимо проведение пробных рейсов, позволяющих учесть специфику каждого этапа и дополнительные факторы, влияющие на снижение скорости движения.

Допускаемые максимальные скорости движения автобусов должны соответствовать "Правилам дорожного движения".

Максимальная скорость движения устанавливается по каждому отдельному участку пути.

50. Для проведения пробных рейсов на маршруте создается специальная комиссия из квалифицированных работников транспортного управления и автотранспортного предприятия. К проведению таких рейсов следует привлекать опытных водителей, хорошо знающих данный маршрут. Желательно участие в комиссии представителей Госавтоинспекции.

51. Непосредственно перед пробным рейсом водители должны быть ознакомлены с результатами предварительного расчета графика движения и дополнительно предупреждены о необходимости строгого соблюдения требований правил движения.

52. Автобус, предназначенный для пробного рейса, должен быть технически исправным и соответствовать технической характеристике завода-изготовителя. Общая загрузка автобуса в пробном рейсе по возможности должна быть близкой к его полной вместимости; при необходимости автобус догружается балластом.

53. Протокол пробного рейса подготавливается в соответствии с формой, приведенной на с. 173. Графы протокола: наименование пунктов маршрута, расстояние между пунктами и расчетное время движения заполняются предварительно, до выезда в рейс.

54. Замеры времени движения в пробном рейсе производятся по предварительно сверенным часам. Показания счетчика пути спидометра проверяются по километровым знакам на маршруте.

55. По прибытии автобуса в каждый из пунктов, указанных в графе "Наименование пунктов маршрута", и по отправлении автобуса из этих пунктов член комиссии, ведущий протокол, записывает в графах "Прибытие" и "Отправление" время с точностью до 1,0 мин. В следующей графе фиксируется фактическое время движения автобуса от предыдущего остановочного пункта (в минутах); время это определяют, вычитая из времени прибытия в очередной пункт время отправления из предыдущего пункта.

56. По мере прохождения каждого остановочного пункта и подсчета фактического времени движения на этапе оно сопоставляется с расчетным временем. При отклонении фактически затраченного времени от расчетного в соответствующей графе протокола должны быть записаны причины такого отклонения.

57. Остановки, имевшие место при следовании по маршруту, но не предусмотренные расчетным графиком, записываются на оборотной стороне протокола. При каждой непредвиденной остановке автобуса необходимо зафиксировать в протоколе место остановки (по показаниям счетчика пути спидометра или километровым знакам), время начала остановки, а при возобновлении движения — время окончания остановки; одновременно записываются и причины таких остановок. На оборотной стороне протокола делаются также и другие записи и замечания, связанные с проведением пробного рейса.

58. Обработка протокола производится комиссией по возвращении из пробного рейса. В протоколе подводятся итоги по графам "фактическое время движения" — раздельно для прямого и обратного направления движения.

 

4. Окончательное установление необходимого времени

(скоростей) движения автобусов

 

59. Для установления действительно необходимого времени движения автобуса на маршруте комиссия рассматривает по каждому этапу расчетное и фактическое время, определенное в пробном рейсе, и анализирует полученные данные с учетом причин, вызвавших отклонения от предварительных расчетов. При необходимости в предварительные расчеты вносятся соответствующие поправки.

60. В определенных условиях даже большие отклонения фактически затраченного времени от расчетного могут иметь достаточные основания и должны быть учтены при установлении необходимого времени.

61. После внесения поправок в предварительные расчеты времени движения и окончательного установления времени, необходимого для прохождения каждого этапа, определяется средняя техническая скорость движения автобуса на каждом этапе и маршруте в целом.

62. Результаты рассмотрения данных предварительного расчета и пробных рейсов, а также окончательно установленные величины времени движения и средней технической скорости по этапам маршрута отражаются в протоколе заседания комиссии, который должен храниться в отделе эксплуатации автотранспортного предприятия вместе с первичными материалами — предварительным расчетом и протоколами пробных рейсов.

 

5. Расчет времени (скоростей) движения

для осенне-зимнего периода

 

63. На осенне-зимний период в связи с более сложными метеорологическими и дорожными условиями и значительным сокращением светлого времени суток устанавливаются более низкие средние технические скорости движения автобусов.

64. Уменьшение средних технических скоростей движения (увеличение времени) должно находиться в пределах 5 — 15% от величины скоростей движения в летних условиях, в зависимости от специфики осенне-зимних условий эксплуатации в данной местности.

65. Величина уменьшения скорости для расчета осенне-зимнего расписания устанавливается отделом эксплуатации транспортного управления отдельно для каждого маршрута. При определении величины уменьшения скорости учитываются ширина проезжей части, план и профиль дороги, величина и продолжительность сохранения снегового покрова в данной местности, обеспеченность средствами снегозадержания и снегоочистки.

66. Надлежит придерживаться следующих пределов уменьшения средней технической скорости (увеличения времени) движения автобусов: для южных районов и районов с малоснежной зимой (на дорогах I и II групп) — 5%, для районов средней полосы (на таких же дорогах) — 10%.

67. Для всех дорог I и II групп, регулярно очищаемых от снега, уменьшение скорости движения в осенне-зимний период не должно превышать 10%. Уменьшение скорости до 15% может применяться только в местностях с сильными снегопадами, длительным сохранением снегового покрова и гололеда, на дорогах с шириной проезжей части менее 7,0 м при недостаточных средствах снегоочистки на основании данных, полученных в нескольких пробных рейсах.

68. На маршрутах большой протяженности, проходящих через районы с различными характеристиками осенне-зимних условий, может устанавливаться различное уменьшение скорости движения по отдельным этапам.

69. При необходимости первичного составления расписания для осенне-зимних условий расчет производится по данным, рекомендованным для движения в летних условиях, а суммарное время движения автобуса на каждом этапе увеличивается на 5 — 15% в зависимости от принятого предела снижения скорости.

70. По окончании всех расчетов составляется таблица, в которой указываются рекомендуемые основные данные режима движения автобусов на маршруте как в летних, так и в осенне-зимних условиях (табл. 8).

 

Таблица 8

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ РЕЖИМА ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ "ИКАРУС-250"

ПО МАРШРУТУ МОСКВА — ТУЛА

 

┌───────────────────┬──────┬──────────────────┬──────────────────┐

│  Этапы маршрута   │Протя-│Для летних условий│   Для осенне-    │

│                   │жен-  │                  │  зимних условий  │

│                   │ность,├──────┬───────────┼──────┬───────────┤

│                   │км    │время │  средняя  │время │  средняя  │

│                   │      │движе-│техническая│движе-│техническая│

│                   │      │ния,  │ скорость, │ния,  │ скорость, │

│                   │      │мин.  │   км/ч    │мин.  │   км/ч    │

├───────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────┼───────────┤

│Москва — Подольск  │ 40,3 │  68,0│    35,6   │  72  │    33,6   │

│Подольск — Серпухов│ 58,8 │  68,0│    51,6   │  72  │    49,0   │

│Серпухов — Тула    │ 88,1 │ 109,0│    48,5   │ 116  │    45,6   │

├───────────────────┼──────┼──────┼───────────┼──────┼───────────┤

│Москва — Тула      │187,2 │ 245  │    45,8   │ 260  │    43,2   │

└───────────────────┴──────┴──────┴───────────┴──────┴───────────┘

 

71. В соответствии с этими данными рассчитываются графики движения необходимого количества рейсов автобусов для летних и осенне-зимних условий.

72. Переход с летнего на осенне-зимнее расписание движения и наоборот должен осуществляться по распоряжению министерства в зависимости от особенностей климатических условий того или иного района, по которому проходит маршрут, в течение определенного периода времени.

 

6. Контроль за выполнением расписания движения

и его корректировка

 

73. Контроль за выполнением установленного расписания движения необходим для оценки правильности рекомендованных нормативов скоростей движения и их корректировки. Такой контроль осуществляется диспетчерской службой автотранспортного предприятия.

На основании анализа отклонений от действующего расписания и их повторяемости должны вноситься уточнения в графики движения автобусов.

74. Два раза в год, перед введением летнего и осенне-зимнего расписаний, проводится обсуждение нормативов скоростей движения на совещании инженерно-технических работников автотранспортного предприятия с участием водителей, работающих на данном маршруте. По результатам обсуждения в нормативы средних технических скоростей движения могут вноситься коррективы в пределах 5%. Если же при этом выявляется необходимость в еще больших изменениях, вновь должен быть проведен пробный рейс.

75. При возникновении существенных изменений в дорожных условиях на маршруте (реконструкция дороги и т.п.) должны быть составлены новая схема маршрута и "Сводная таблица дорожных условий на маршруте".

 

НОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТЕЙ ДВИЖЕНИЯ

ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ

НА МЕЖДУГОРОДНЫХ МАРШРУТАХ

 

76. Основные положения Методики нормирования скоростей движения автобусов на междугородных маршрутах могут быть использованы при нормировании скоростей движения грузовых автомобилей, осуществляющих междугородные перевозки.

77. Предварительный расчет основного времени движения грузовых автомобилей на междугородных маршрутах должен осуществляться в соответствии с рекомендованными расчетными средними скоростями движения грузовых автомобилей, приведенными в табл. 9.

 

Таблица 9

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СРЕДНИЕ СКОРОСТИ

ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК, КМ/Ч

 

┌────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐

│             Условия движения               │Грузовые автомобили│

│                                            ├───────────────────┤

│                                            │ ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, │

│                                            │ КАЗ-606 "Колхида" │

├────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤

│Автомобильные дороги I группы               │          70       │

│Автомобильные дороги II группы              │          60       │

│Автомобильные дороги III группы             │          55       │

│Населенные пункты, расположенные на         │                   │

│автомобильной дороге                        │          50       │

│Города с населением свыше 60 тыс. жителей,  │                   │

│расположенные на трассе маршрута            │          25       │

└────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘

 

78. В предварительном расчете дополнительного времени движения при учете всех дорожных знаков, требующих снижения скорости на обставленных ими участках, помимо знака "Обгон запрещен" (действие которого распространяется и на междугородные автобусы), следует также учитывать знаки "Обгон грузовым автомобилям запрещен".

79. Вместо остановок, предусматриваемых расписанием для междугородных автобусов, в расчете дополнительного времени движения грузовых автомобилей следует учитывать остановки для отдыха водителей, для смены прицепов (на плечевых перевозках) и для разгрузки автомобилей.

 

Протокол N __________ пробного рейса автобуса по маршруту ________

Дата ______________________ Автотранспортное предприятие _________

Погодные условия __________ Модель автобуса ______________________

___________________________ Государственный номерной знак ________

___________________________ Гаражный N автобуса __________________

___________________________

Водители _________________________________________________________

__________________________________________________________________

    Председатель комиссии: _______________________________________

    Члены комиссии: ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

┌──────┬────────┬────────┬───────────────┬─────────┬─────────────┐

│Пункты│Расстоя-│Расчет- │ При движении  │Фактичес-│Превышение   │

│марш- │ние от  │ное вре-│в I направлении│кое время│фактического │

│рута  │предыду-│мя дви- ├───────┬───────┤движения │времени дви- │

│      │щего    │жения   │время  │время  │между    │жения над    │

│      │пункта, │между   │прибы- │отправ-│пунктами │расчетным    │

│      │км      │пункта- │тия,   │ления, │в одном  ├────────┬────┤

│      │        │ми, мин.│ч, мин.│ч, мин.│направле-│величи- │при-│

│      │        │        │       │       │нии, мин.│на, мин.│чины│

├──────┼────────┼────────┼───────┼───────┼─────────┼────────┼────┤

│      │        │        │       │       │         │        │    │

└──────┴────────┴────────┴───────┴───────┴─────────┴────────┴────┘

 

Примечание. Аналогичная таблица составляется и заполняется для движения в обратном (II) направлении.

 

Приложение 10

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

 

На автотранспорте приняты следующие методы обследования пассажиропотоков: отчетно-статистический, таблично-опросный, счетно-табличный, анкетный, талонный, глазомерный.

Отчетно-статистический метод. Применяется при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетах.

Сведения о проданных билетах позволяют определить количество перевезенных пассажиров по всему маршруту, колебания пассажиропотоков по участкам маршрутов, направлениям, часам суток, месяцам и сезонам года.

По этим отчетным сведениям на междугородных маршрутах можно получить корреспонденцию поездок пассажиров по каждому остановочному пункту, а на пригородных маршрутах — только количество перевозимых пассажиров по участкам маршрутов.

Метод работы автобусов на городских маршрутах без кондуктора позволяет получить лишь данные о количестве перевезенных пассажиров за рейс.

Для получения полных данных, кроме пассажиров, взявших разовые билеты, необходимо учитывать пассажиров, имеющих сезонные, месячные, школьные и другие виды проездных билетов, а также пользующихся правом бесплатного проезда.

Систематический анализ отчетных данных о проданных билетах и выручке не исключает, а, наоборот, способствует проведению натурных периодических обследований пассажиропотоков, является основой для их организации.

Табличный метод, основанный на опросе пассажиров в автобусе. Позволяет получить наиболее полные сведения о пассажиропотоках и может применяться при обследованиях на междугородных, пригородных и городских маршрутах. Помимо данных, обеспечиваемых табличным методом, основанным на подсчете пассажиров в автобусе, он позволяет дополнительно получить сведения о корреспонденциях поездок пассажиров между остановочными пунктами, данные об их пересадках на другой вид транспорта или маршрут, а также сведения о своевременности осуществления перевозок.

По сравнению с анкетным и талонным этот метод является универсальным и более простым в подготовке и проведении обследования, обработке полученных материалов, менее трудоемким и более дешевым по проведению.

Для обследования на междугородных и пригородных маршрутах на каждый одно- или двухдверный автобус назначается по одному учетчику. В двухдверных автобусах вход пассажиров осуществляется через заднюю, а выход через переднюю дверь.

Сущность обследования данным методом заключается в том, что при обследовании учетчик, узнав от пассажира, до какой остановки он следует, должен в специально разработанной учетной таблице напротив пункта посадки проставить пункт назначения. Таким образом определяется передвижение пассажира между остановочными пунктами маршрута. Одновременно регистрируются пересадки пассажиров и своевременность осуществления перевозок (учитывается количество пассажиров, которые не смогли уехать данным автобусом). Для обозначения передвижений пассажиров по маршруту в учетной таблице каждому остановочному пункту или группе пунктов присваивается шифр.

При обследовании одновременно регистрируется место посадки пассажира, пункт назначения и отпадает необходимость вторичной его регистрации при выходе. Регистрация пассажиров при входе в автобус на остановочном пункте производится в графе данного пункта, что значительно упрощает работу учетчика. Заполненная учетная таблица позволяет без предварительной обработки видеть количество отправившихся пассажиров с любого остановочного пункта, их распределение по пунктам выхода и пересадки на разные виды транспорта (маршруты).

Материалы обследования таблично-опросным методом позволяют определить по отдельным участкам, направлениям, рейсам, маршрутам, магистралям и всей транспортной сети объем перевозок; пассажирооборот; пассажирообмен остановочных пунктов; корреспонденцию поездок пассажиров между остановочными пунктами; среднюю дальность поездки пассажиров; использование вместимости подвижного состава; количество пассажиров, остающихся на остановочных пунктах из-за переполнения автобусов; количество и корреспонденцию поездок пассажиров, следующих без пересадки и с пересадками; виды транспорта или отдельные автобусные маршруты их дальнейшего следования; пункты пересадки и их пассажирообмен; ожидаемую выручку.

Счетно-табличный метод. Основан на подсчете пассажиров учетчиками, находящимися на остановочных пунктах или внутри автобуса.

В первом случае учетчики ориентировочно определяют пассажирообмен основных остановочных пунктов путем подсчета количества вошедших, вышедших и оставшихся на остановке пассажиров (из-за переполнения автобусов) или определяют наполнение проходящих автобусов примерным подсчетом количества пассажиров, находящихся в автобусе.

Во втором случае учетчики, находящиеся внутри автобуса, подсчитывают количество входящих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту, что обеспечивает большую точность обследования пассажиропотоков. Количество учетчиков зависит от числа дверей в автобусе: в однодверных автобусах обследование проводит один учетчик, в двухдверных — два.

Существенным недостатком табличного метода, основанного на подсчете пассажиров, является то, что невозможно получить сведения о передвижении пассажиров по маршруту — корреспонденции поездок пассажиров и вследствие этого невозможно выявить распределение поездок пассажиров по зонам дальности и остановочным пунктам (количество перевозимых пассажиров между начальными и конечными, начальными и промежуточными, между промежуточными, промежуточными и конечными пунктами). Отсутствие этих данных не позволяет определить эффективность принятой организации движения и в случае необходимости ввести обоснованно укороченные или экспрессные рейсы, произвести разрыв или продление маршрутов.

Анкетный метод обследования пассажиропотоков. Основан на заполнении населением, пассажирами или учетчиками специальных анкет о совершаемых поездках.

В зависимости от цели и масштабов проведения обследования могут применять различные формы и методы опроса.

Обследование проводят или путем рассылки анкет по почте, или непосредственным опросом и заполнением анкет по месту жительства, работы, учебы, во время поездки, в местах пересадки с одного вида транспорта на другой, на конечных остановочных пунктах.

Анкетный метод обследования применяют для разработки новой, корректировки действующей транспортной сети или отдельных ее узлов, маршрутов в целях улучшения работы транспорта и повышения удобств пассажиров. Этот метод в сравнении с другими позволяет получить ответ на большой круг интересующих вопросов и, в частности, выявить потребность населения в передвижениях по различным направлениям и в различные места вне зависимости от существующей транспортной сети.

Недостатками анкетного метода являются сложность и длительность обработки материалов, большая трудоемкость и высокая стоимость.

До последнего времени анкетный метод применялся, как правило, при обследовании пассажиропотоков в городах. Вместе с тем условия проведения обследований на междугородных маршрутах, особенно большой протяженности, отличаются от обследований на других маршрутах и позволяют получить дополнительные данные о пассажиропотоках. Наиболее целесообразно применение в этом случае анкетного метода. В силу специфических особенностей данного метода, позволяющего получить ответ практически на неограниченный круг вопросов и особенностей поездок пассажиров в междугородном сообщении на маршрутах большого протяжения (значительные расстояния между остановочными пунктами, меньшая по сравнению с городскими и пригородными маршрутами сменяемость пассажиров, большее время нахождения пассажиров в автобусе), представляется возможность получения широкого круга разнообразных сведений непосредственно в подвижном составе за время поездки пассажиров.

Исходя из преимуществ анкетного метода и особенностей междугородных перевозок разработана анкета для проведения обследований на междугородных маршрутах большого протяжения. Учитывая основной недостаток этого метода — большую трудоемкость обработки первичных данных, форма анкеты разработана с учетом возможности механизированной обработки. Ввиду заполнения анкет непосредственно в подвижном составе процесс подготовки и проведения обследования значительно менее трудоемок, чем при обследовании анкетным методом городских и пригородных пассажиропотоков, когда приходится рассылать или каким-либо другим методом доводить анкеты до населения, а затем получать их заполненными.

Талонный метод. Позволяет определить, помимо основных показателей пассажиропотоков, также корреспонденции поездок пассажиров между остановочными пунктами маршрута. При этом методе обследования пассажирам при входе в автобус выдаются, а при выходе отбираются специальные талоны. Недостатками этого метода, так же как и анкетного, являются сложность проведения обследования и обработки первичных материалов, большая трудоемкость и высокая стоимость работ.

Глазомерный метод. Основан на учете непосредственно автобусной бригадой наполнения автобуса и оценке его по пятибалльной системе. Он позволяет получить лишь приближенные данные о пассажиропотоках.

 

Подготовка к проведению обследования

 

Перед обследованием пассажиропотоков автотранспортное предприятие с учетом поставленных задач проводит следующую подготовительную работу:

— выбирает метод обследования;

— устанавливает перечень маршрутов и остановочных пунктов, подлежащих обследованию;

— определяет дни обследования (обследование может проводиться в течение всей недели или в один из рабочих, а также в предвыходной и выходной дни недели);

— определяет с учетом количества обследуемых маршрутов, автобусов, их типа, режима и сменности их работы количество учетчиков и других лиц, требующихся для проведения обследования, контроля и обработки материалов, за счет привлечения в случае необходимости учащихся старших классов школ, студентов и работников других организаций;

— оповещает население о намеченном обследовании через местную печать, радио, телевидение и посредством объявлений, вывешиваемых в автобусах и на остановочных пунктах, не менее чем за 10 дней до начала обследования;

— проводит за 3 — 5 дней до начала обследования инструктаж работников, выделенных для этой цели, с разбором примеров заполнения и первичной обработки материалов обследования;

— заготавливает в зависимости от принятого метода таблицы обследования, талоны, учетные карточки, анкеты, формы для обработки и анализа материалов обследования.

В дни обследования автотранспортное предприятие обеспечивает плановый выпуск автобусов согласно графику и предусматривает резерв на случай схода автобуса с линии.

 

ТАБЛИЧНЫЙ МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА ОПРОСЕ

ПАССАЖИРОВ В АВТОБУСЕ

 

Подготовка к проведению обследования пассажиропотоков

 

Подготовка к проведению обследования включает:

1. Назначение формы обследования (сплошное или выборочное), определение маршрутов, выходов и рейсов автобусов, на которых будет проводиться обследование.

2. Назначение дней обследования.

3. Подготовку таблиц для проведения обследования и обработки полученных данных. При обследовании пассажиропотоков применяют:

— "Учетные таблицы" (табл. 1). Количество и соотношение клеток в отдельных графах раздела "Корреспонденция пассажиров", а также количество граф (колонок) в подразделе "следующих с пересадкой" для обозначения видов транспорта или маршрутов пересадки устанавливают в зависимости от местных условий. При наличии одного автобусного транспорта проставляют его конкретные маршруты, на которые осуществляется пересадка с данного маршрута.

 

Таблица 1