Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов ПОТ РМ-007-98 Приложения

|—————————————————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————————|

|Канаты пеньковые,| 1,25 Рн |   —   |1,1 Рн |   —   | 10   | 1 раз в 6 |

|хлопчатобумажные,| |       |       | |       |  месяцев  |

|капроновые |         | |       |       | |           |

|—————————————————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————————|

|Стропы, скобы,| 1,25 Рн |       |1,1 Рн |   — |  10   | 1 раз в 6 |

|кольца и подобные|         | |       |       | |  месяцев  |

|им приспособления| |       |       | |       | |

|—————————————————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————————|

|Предохранительные| 300   |   —   |  225  |   — |   5   |     — |

|пояса, страхующие| |       |       | |       | |

|канаты |         | |       |       | |           |

|—————————————————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————————|

|Монтерские когти |   180   |   —   |  135 |   —   |   5   | —     |

|—————————————————|—————————|———————|———————|———————|———————|———————————|

|Лестницы | 120-200 |   —   | 100 — |   —   | 5   |1 раз в год|

|деревянные |         | |  180  |       | |           |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечания:

1. Рн — допустимая рабочая нагрузка, кН;

2. При неудовлетворительных результатах статических испытаний динамические испытания не проводятся. Статические и динамические испытания выполняются в соответствии с программой испытаний;

3. При статическом испытании пробный груз должен находиться на высоте около 100 мм от земли или пола;

4. При испытаниях канаты (цепи) должны выдерживать испытательную нагрузку без разрывов и заметного местного удлинения у каната и вытяжки отдельных звеньев у цепей;

5. Перед испытанием подъемные механизмы и приспособления должны быть проверены (осмотрены) и при необходимости отремонтированы;

6. Все механизмы и приспособления после капитального ремонта подлежат обязательному испытанию вне зависимости от очередного срока испытания;

7. Винтовые домкраты должны подвергаться осмотру 1 раз в 3 месяца

 

Приложение 13

 

Предельные нормы браковки элементов грузоподъемных машин

 

Элементы грузоподъемных машин бракуются при наличии следующих дефектов:

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| 1. Ходовые     колеса|1.1.  Трещины любых размеров; |

| кранов и тележек  |1.2.  Выработка реборды до  50%  первоначальной|

| |      толщины; |

| |1.3.  Выработка    поверхности качения с|

| |      уменьшением   первоначального диаметра|

| |      колеса на 2%; |

| |1.4.  Разность диаметров колес, связанных между|

| |      собой  кинематически,  более  0,5% (для|

| |      механизмов с центральным приводом). |

| 2. Блоки |2.1.  Износ ручья более 40% первоначального его|

| |      радиуса. |

| 3. Барабаны          |3.1.  Трещины любых размеров; |

| |3.2.  Износ ручья барабана по профилю  более  2|

| |      мм. |

| 4. Крюки |4.1.  Трещины и надрывы на поверхности; |

| |4.2.  Износ  зева  более   10%   первоначальной|

| |      высоты вертикального сечения крюка. |

| 5. Шкивы тормозные   |5.1.  Трещины и обломы, выходящие на рабочие и|

| |      посадочные поверхности; |

| |5.2.  Износ рабочей поверхности обода более 25%|

| |      первоначальной толщины. |

| 6. Накладки тормозные|6.1.  Трещины и обломы, подходящие к отверстиям|

| |      под заклепки; |

| |6.2.  Износ тормозной накладки  по  толщине  до|

| |      появления головок заклепок или более  50%|

| |      первоначальной толщины. |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приложение 14

 

Предельные величины отклонений рельсовых путей

(в плане и профиле) от проектного положения

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  N |        Показатели |            Типы кранов |

| п/п | |—————————————————————————————————————|

| | |мосто-|башен-|козло- | пор- |мостовые|

| | | вые  | ные  |  вые  | таль-|перегру-|

| | |      |      | |  ные | жатели |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 1. |Разность  отметок   головок|  40  |45-60*| 40   |  40  |   50   |

| |рельсов    в     поперечном| |      |       | |        |

| |сечении, мм |      |      | |      |        |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 2. |Разность отметок рельсов на|  10  |   —  | —   |   —  |   —    |

| |соседних колоннах, мм      | |      |       | |        |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 3. |Сужение или уширение  колеи|  15  |  10  |  15 |  15  |   20   |

| |рельсового пути, мм        | |      |       | |        |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 4. |Взаимное  смещение   торцев|   2  | 3  |   2   |   2  | 2   |

| |стыкуемых рельсов в плане и|      | |       |      | |

| |по высоте, мм |      |      | |      |        |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 5. |Зазоры  в  стыках   рельсов|   6  | 6  |   6   |   6  | 6   |

| |(при  0°С  и  длине  рельса| |      |       | |        |

| |12,5 м), мм |      |      | |      |        |

|—————|———————————————————————————|——————|——————|———————|——————|————————|

| 6. |Разность  отметок   головок|   —  |  40 |  30   |  20  |   30   |

| |рельсов  на  длине     10 м| |      |       | |        |

| |рельсового пути |      |      | |      |        |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечание:

* — 45 мм — для ширины колеи в 4,5 м;

60 мм — для ширины колеи в 6,0 м.

1. Показатели 1 и 3 замеряются с интервалом не более 5 м на всем протяжении кранового пути.

2. При изменении температуры на 10° C показатель 5 изменяется на 1,5 мм.

 

Приложение 15

 

Предельные нормы браковки основных элементов

рельсовых крановых путей

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  Наименование пути   | Дефекты рельсов |

|——————————————————————|————————————————————————————————————————————————|

|Рельсовый крановый|1.  Трещины любых размеров |

|путь опорных|2.  Выколы головки или подошвы рельса |

|грузоподъемных машин  |3.  Вертикальный, горизонтальный или приведенный|

| |    (вертикальный плюс половина горизонтального)|

| |    износ  головки  рельса  более  15% величины|

| |    соответствующего    размера неизношенного|

| |    профиля |

| |4.  Отклонения рельсовых путей в плане и профиле|

| |    выше указанных в Приложении 20 |

|——————————————————————|————————————————————————————————————————————————|

|Рельсовый крановый|1.  Трещины и выколы любых размеров |

|путь подвесных|2.  Уменьшение ширины  пояса  рельса  вследствие|

|грузоподъемных машин  |    износа на 5% и более |

| |3.  Уменьшение толщины полки  рельса  вследствие|

| |    износа на  20%  и  более  при  одновременном|

| |    отгибе  полки  на  15%   и более от ее|

| |    первоначальной толщины |

| |4.  Отгиб полки рельса на  25%  и  более   от ее|

| |    первоначальной  толщины  при   одновременном|

| |    износе полки на 10% и более |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приложение 16

 

Таблица 1

 

Минимально допустимые расстояния для установки грузоподъемных машин

в зданиях, на открытых площадках, вблизи ЛЭП и котлованов

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  N | Нормируемое расстояние |Допустимые |

| п/п | | значения, |

| | |мм не менее|

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Для грузоподъемных машин (ГПМ), передвигающихся по надземным рельсовым|

| путям |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 1. От верхней точки ГПМ до потолка здания,  нижнего  пояса 100   |

| стропильных ферм или предметов, прикрепленных к ним,  а |

| также до нижней точки  другой  ГПМ,  работающей  ярусом |

| выше |

| 2. От  настила  площадок  и  галерей  опорного крана, за    1800   |

| исключением  настила  концевых  балок  и тележек, до           |

| сплошного перекрытия или  подшивки  крыши,  до  нижнего |

| пояса стропильных ферм  и  предметов,   прикрепленных к |

| ним, а также до нижней точки крана, работающего  ярусом |

| выше |

| 3. От выступающих частей торцов крана  до  колонн  и  стен 60   |

| здания, перил проходных галерей |

| 4. От нижней габаритной точки  грузоподъемной  машины  (не 2000   |

| считая  грузозахватного  органа)  до  пола цеха или           |

| площадок,  на  которых  во  время  работы крана могут           |

| находиться    люди    (за исключением площадок, |

| предназначенных для ремонта крана) |

| 5. Между нижней габаритной  точкой  кабины  грузоподъемной 2000* |

| машины и полом цеха |

| 6. От нижних выступающих частей грузоподъемной машины  (не 400   |

| считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне |

| ее действия оборудования |

| 7. От  пола  посадочной  площадки  для  входа в кабину    1800   |

| управления крана или грузовой электрической тележки  до |

| нижних  частей  перекрытия   или   выступающих частей           |

| конструкций здания |

| 8. От выступающих частей кабины управления или кабины  для 400   |

| обслуживания   троллеев   до    стены, оборудования,           |

| трубопроводов, выступающих частей здания, колонн,  крыш |

| подсобных помещений и  других  предметов,  относительно |

| которых кабина перемещается |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Для кранов, передвигающихся по наземным рельсовым путям  |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 9. От  выступающих  частей  кранов  (по    горизонтали) до           |

| строений,   штабелей   грузов   и   других предметов,           |

| расположенных на высоте от  уровня  земли  или  рабочих |

| площадок, м: |

| до 2 700   |

| свыше 2 400   |

|10. От   консоли   противовеса    или от    противовеса,    2000   |

| расположенного  под  консолью   башенного крана (по           |

| вертикали), до площадок, на  которых  могут  находиться |

| люди |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| Для стреловых самоходных кранов |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|11. Между поворотной частью крана при любом его положении и    1000 |

| строениями, штабелями грузов и другими предметами |

|12. Между подъемной  выдвижной  частью  крана  в   любом ее   30000** |

| положении,  а  также  между   грузом   и вертикальной           |

| плоскостью, образуемой проекцией  на  землю  ближайшего |

| провода воздушной  линии  электропередачи,  находящейся |

| под напряжением 42 В и более |

|13. Между  стрелой  крана  и   неотключенными контактными    1000   |

| проводами   городского   транспорта    при установке           |

| ограничителя   (упора),   не   позволяющего уменьшить           |

| указанное расстояние при подъеме стрелы |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечания:

* — допускается в обоснованных случаях от 500 до 1000 мм;

** — менее 30 м — с оформлением, в установленном порядке наряда-допуска.

 

Таблица 2

 

 Допустимые расстояния от основания откоса котлована до ближайшей опоры

стрелового передвижного крана

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  Глубина | Насыпной грунт |

|котлована,|————————————————————————————————————————————————————————————|

| м    |песчаный и |супесчаный |суглинистый| глинистый  | лессовый |

| | гравийный |           | |            | сухой   |

| |————————————————————————————————————————————————————————————|

| |    Расстояние от основания откоса до ближайшей опоры, м |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

| 1         1,5 1,25        1,0 1,0          1,0 |

| 2         3,0 2,4         2,0 1,5          2,0 |

| 3         4,0 3,6         3,25 1,75         2,5    |

| 4         5,6 4,4         4,0 3,0          3,0 |

| 5         6,0 5,3         4,75 3,5          3,5 |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приложение 17

 

Способы и параметры укладки грузов

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  N |    Материалы,    |    Способ |Предельная|Указания по укладке |

| п/п | изделия,     |    укладки   | высота  | |

| |   оборудование   | |  штабеля | |

| | | |(стеллажа)| |

|—————|——————————————————|——————————————|——————————|————————————————————|

|  1 |Трубы    диаметром|   В штабель  |  3,0 м |  На подкладках и   |

| |до 300 мм         | |          |    прокладках с    |

| | | |          | концевыми упорами |

| |более 300 мм      |   В штабель  | 3,0 м   |    В седло без     |

| | | |          | прокладок; нижний |

| | | |          |  ряд должен быть |

| | | |          |уложен на подкладки,|

| | | |          | укреплен      |

| | | |          |    инвентарными |

| | | |          |   металлическими |

| | | |          |башмаками, концевыми|

| | | |          |  упорами, надежно |

| | | |          |  закрепленными на  |

| | | |          | подкладках     |

|  2 |Мелкосортный      |  В стеллажах |  1,5 м | |

| |металл            | |          | |

|  3 |Кирпич в пакетах и|   В штабель  |  2 яруса | |

| |на поддонах       | |          | |

| |в контейнерах     |   В штабель  |  1 ярус  | |

| |без контейнеров   |   В штабель  |  1,7 м | |

|  4 |Фундаментные      |   В штабель  | 2,6 м   |  На подкладках и   |

| |блоки, блоки  стен| |          | прокладках     |

| |подвалов          | |          | |

|  5 |Стеновые блоки    |   В штабель  |  2 яруса |  На подкладках и   |

| | | |          | прокладках     |

|  6 |Плиты перекрытий  |   В штабель  |  2,5 м |  На подкладках и   |

| | | |          | прокладках     |

|  7 |Ригели и колонны  |   В штабель  |  2,0 м |  На подкладках и   |

| | | |          | прокладках     |

|  8 |Блоки |   В штабель  |  2,5 м   |  На подкладках и   |

| |мусоропроводов    | |          | прокладках     |

|  9 |Панели:           | |          | |

| |стеновые          | В кассеты или| |  На подкладках и   |

| | |   пирамиды   | |     прокладках     |

| |перегородочные    |   В кассеты  | |  На подкладках и   |

| | |  вертикально |          | прокладках     |

|  10 |Плиточные         | В стопы   |  1,0 м   |   На подкладках |

| |материалы         | |          | |

| |(асбоцементные    | |          | |

| |плитки,      листы| |          | |

| |асбоцементные  или| |          | |

| |плиты | |          | |

| |асбоцементные     | |          | |

| |плоские)          | |          | |

|  11 |Плиты |   В штабель  | 15 рядов |   На подкладках |

| |асбоцементные     | |          | |

| |полые | |          | |

|  12 |Черепица          | В штабель на |  1,0 м   |   С прокладками    |

| |цементно-песчаная |     ребро    | | |

| |и глиняная        | |          | |

|  13 |Пиломатериалы     |   В штабель  |  0,5 |Прислонять (опирать)|

| | | |   ширины |    материалы к     |

| | | |  штабеля | элементам зданий,  |

| | |  а) рядовая  |   одна   |    сооружений, |

| | |    укладка   |  ширина  | ограждений     |

| | | |  штабеля |    запрещается     |

| | | б) укладка в |          | |

| | |    клетки    | | |

|  14 |Круглый лес       |   В штабель |  1,5 м   |С прокладками между |

| | | |          |рядами и установкой |

| | | |          |   упоров против |

| | | |          |   раскатывания. |

| | | |          |Ширина штабеля менее|

| | | |          |   его высоты не    |

| | | |          |    допускается |

|  15 |Санитарно-техниче-|   В штабель  |  2,5 м   | На подкладках и   |

| |ские и| |          | прокладках     |

| |вентиляционные    | |          | |

| |блоки | |          | |

|  16 |Нагревательные    |   В штабель  |  1,0 м | |

| |приборы (радиаторы| |          | |

| |и  т.п.)  в   виде| |          | |

| |отдельных   секций| |          | |

| |или  в   собранном| |          | |

| |виде | |          | |

|  17 |Крупногабаритное и|    В ряды    |  1 ряд |   На подкладках    |

| |тяжеловесное      | |          | |

| |оборудование и его| |          | |

| |части | |          | |

|  18 |Стекло в ящиках   | Вертикально в|  1 ряд   | На подкладках    |

| | |   один ряд   | | |

|  19 |Рулонный  материал| Вертикально в|  1 ряд   | На подкладках    |

| |(рубероид,   толь,|   один ряд   | | |

| |линолеум и т.п.)  | |          | |

|  20 |Теплоизоляционные |   В штабель  |  1,2 м   | С хранением в    |

| |материалы         | |          |   закрытом сухом   |

| | | |          | помещении      |

|  21 |Битум |   В плотную  | | |

| | |     тару,    | | |

| | | исключающую  |          | |

| | |     его      | | |

| | |растекание или|          | |

| | | в специальные|          | |

| | |     ямы с    | | |

| | |  устройством |          | |

| | |  ограждения  | | |

|  22 |Прокат   (листовая|  В штабель с | 1-1,2 м  | Проходы между    |

| |сталь,   швеллеры,| прокладками и|   при |штабелями  не  менее|

| |двутавровые балки,|  подкладками |отсутствии| 1 м.       |

| |сортовая сталь)   | |  упоров  |  Ширина главного   |

| | | | столбиков| прохода  не  менее |

| | |      При     |  2 м |         2 м. |

| | |   применении | | |

| | |     стоек-   | |   Расстояние от    |

| | |    стеллажей | |штабелей до крайних |

| | | Высота штабе-|  1,5 м   | выступающих частей |

| | |лей из толстых|          | ж.д. состава не   |

| | |    листов,   | |     менее 1 м.     |

| | | укладываемых |          | |

| | |электромагнит-|          | |

| | | ными кранами |          | |

|  23 |Сортовой         и|  В штабель, |  4,5 м   |   При применении   |

| |фасонный прокат   |   елочные и  | |  крана-штабелера   |

| | |   стоечные   | | |

| | |   стеллажи   | | |

|  24 |Мелкий профиль    |  Специальные | Шириной 1|  Металл в скобах   |

| | |     скобы    |м, высотой|хранится в штабелях |

| | | |  0,5 м   | |

|  25 |Листовой   металл,|   В штабель  |  4,0 м |   На деревянных    |

| |упакованный      в| |          | брусках и укреплен |

| |пачки | |          | |

|  26 |Широкополосная    |На специальных|  2,0 м   | В рулонах, с    |

| |сталь | металлических|          | установкой рулонов |

| | |  подставках  | |на ребро, с обвязкой|

|  27 |Стальная     лента|   В штабель  |  4,0 м   |  В горизонтальном  |

| |цветных металлов в| |          |положении в 2 яруса,|

| |кругах  массой  до| |          | не более      |

| |60 кг | |          | |

|  28 |Материал в бунтах*|На стеллажах в|  5,5 м   | С обвязкой бунтов  |

| |массой до 60 кг   |  подвешенном | | |

| | |   состоянии  | | |

|  29 |Материал в  бунтах|  В штабель с | | Ось бунтов должна  |

| |массой более 60 кг|   укладкой   | | быть наклонена на  |

| | |    бунтов    | |      15-20° к      |

| | |   на ребро   | |   горизонтальной   |

| | | |          |плоскости и штабель |

| | | |          |    должен иметь    |

| | | |          |вертикальную опору с|

| | | |          |  одной стороны по  |

| | | |          |    торцу бунтов    |

|  30 |Слитки   и   блюмы|   на полу в  |  4,0 м   |        При |

| |сечением 160 х 160| штабелях или | | автоматизированном |

| |мм и более        |   поштучно |          |   захвате груза    |

| | | |          | подъемными     |

| | | |          | средствами     |

|  31 |Поковки массой  до| В специальной|  4,0 м   | |

| |500 кг            | таре,    | | |

| | |устанавливае- |          | |

| | |мой  в штабель|          | |

|  32 |Поковки     массой|На полу в один|  2,0 м | |

| |свыше 500 кг      |   ряд или в  | | |

| | |    штабель   | | |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечание.

* — материал в связке, кипе.

 

Приложение 18

 

Способы размещения и крепления грузов на открытом подвижном железнодорожном составе

 

 1. Размещение и крепление лесо- и пиломатериалов

 2. Размещение и крепление металлопроката

 3. Размещение и  крепление  железобетонных,  асбоцементных  и  других

изделий и конструкций

 4. Размещение и  крепление   грузов   в   ящичной упаковке,   грузов

цилиндрической формы, грузов в контейнерах

 

1. Размещение и крепление лесо- и пиломатериалов

 

 1.1. Круглый лес

 1.2. Пиломатериалы

 1.3. Лесо- и пиломатериалы в пакетах

 1.4. Лесоматериалы в специально оборудованных вагонах

 

1.1. Круглый лес

 

1.1.1. Лесоматериалы должны грузиться штабелями встык с предварительной сортировкой материала в штабеле по длине и толщине.

1.1.2. При погрузке на один вагон штабелей и пачек лесоматериалов различной длины, лесоматериалы большей длины должны размещаться внизу укладки и по концам вагона.

1.1.3. Лесоматериалы, погруженные в верхней суженной части габарита погрузки, должны быть подсортированы по длине по одному размеру и по толщине — не более двух-трех смежных размеров.

1.1.4. Схемы размещения и крепления лесоматериалов на платформах и в полувагонах даны на рис. 1.1; 1.2; 1.3; 1.4.

 

1.2. Пиломатериалы

 

1.2.1. Пиломатериалы должны грузиться так, чтобы обеспечивалось их плотное прилегание друг к другу и к ограждающим стойкам.

 

«Рис. 1.1»

 

«Рис. 1.2»

 

1.2.2. Толщина досок или брусьев в каждом ряду штабеля должна быть одинаковой.

1.2.3. Каждый штабель пиломатериалов длиной 2,7-5 м должен ограждаться с боков двумя парами стоек, длиной от 5 до 8 м — тремя парами стоек, длиной от 8 до 12 м — четырьмя парами стоек.

1.2.4. Лесо- и пиломатериалы длиной до 1,6 м должны грузиться вдоль полувагона с вертикальной сплошной оторцовкой грузом торцовых дверей и боковых стен полувагона по всей длине.

1.2.5. Схемы размещения и крепления пиломатериалов на платформах и в полувагонах даны на рис. 1.5; 1.6; 1.7.

 

«Рис. 1.3»

 

«Рис. 1.4»

 

1.3. Лесо- и пиломатериалы в пакетах

 

1.3.1. Пиломатериалы и круглые лесоматериалы длиной до 8 м должны перевозиться в пакетах, увязанных многооборотными полужесткими стропами, и их размещение в вагонах производится без применения подкладок и прокладок.

1.3.2. Пакеты из круглых лесоматериалов длиной менее 3 м, пиломатериалов длиной до 1,5 м должны перевозиться в полувагонах с закрытыми торцовыми дверями и с установкой торцовых щитов.

 

«Рис. 1.5»

 

«Рис. 1.6»

 

«Рис. 1.7»

 

1.3.3. Пакеты пиломатериалов 1350 х 1300 мм и длиной свыше 1500 мм должны укладываться в полувагоны без стоек и прокладок в два ряда по ширине, в два яруса по высоте, в несколько штабелей по длине вагона (в зависимости от длины пакета) с укладкой поверх второго яруса трапецеидальных пакетов «шапки» и их закреплением за основание пакетов второго яруса с использованием концов цепей многооборотных полужестких стропов.

1.3.4. Пакеты пиломатериалов длиной 3 м и более размещаются на платформе без прокладок до высоты стоек и крепятся как непакетированные пиломатериалы.

1.3.5. Пакеты из круглых лесоматериалов длиной от 3 до 8 м на платформу и в полувагон должны грузиться в два яруса по высоте без подкладок и прокладок.

1.3.6. Схемы размещения и крепления лесо- и пиломатериалов в пакетах на платформах и в полувагонах даны на рис. 1.8; 1.9; 1.10; 1.11, в брусково-проволочной обвязке — на рис. 1.12, в пакетах, обвязанных стальной лентой, — на рис. 1.13 и 1.14,

 

«Рис. 1.8»

 

«Рис. 1.9»

 

«Рис. 1.10»

 

«Рис. 1.11»

 

«Рис. 1.12»

 

«Рис. 1.13»

 

«Рис. 1.14»

 

1.4. Лесоматериалы в специально оборудованных вагонах

 

1.4.1. Для перевозки круглых лесоматериалов используются также четырехосные платформы грузоподъемностью 61 т со стационарно установленными металлическими рамами (с закреплением в стоечных скобах), обеспечивающими наклон штабелей груза к середине платформы и крепление груза в верхних стойках рамы с помощью цепей и с загрузкой в пределах обычного или зонального габаритов.

1.4.2. Схемы размещения и крепления лесоматериалов в специально оборудованных вагонах даны на рис. 1.15; 1.16; 1.17; 1.18; 1.19; 1.20.

 

«Рис. 1.15»

 

«Рис. 1.16»

 

«Рис. 1.17»

 

«Рис. 1.18»

 

«Рис. 1.19»

 

«Рис. 1.20»

 

2. Размещение и крепление металлопроката

 

 2.1. Сортовая прокатная сталь

 2.2. Листовой металл в пачках

 2.3. Листовой металл толщиной 6-160 мм

 2.4. Слябы

 2.5. Рулоны

 2.6. Трубы

 

2.1. Сортовая прокатная сталь

 

2.1.1. Сталь полосовая, круг, шестигранник, уголок, швеллер, зет, узкоколейные рельсы, арматурно-периодический профиль и др. в пачках на платформу или в полувагон должны укладываться параллельно друг другу без перекрещивания.

2.1.2. Сортовой металл длиной до 6,5 м размещают на платформе или в полувагоне в несколько штабелей, располагаемых последовательно вдоль вагона, и ограждают с торцев платформы с применением торцовых стоек.

2.1.3. Сортовой металл длиной от 6,5 до 10,5 м укладывают пачками в два штабеля внахлестку посередине платформы, длиной от 10, 6 до 13 м — в один штабель, длиной от 13,1 до 13,7 м — с откинутыми на кронштейны торцевыми бортами.

2.1.4. Схемы размещения и крепления сортового металла на платформах и в полувагонах даны на рис. 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5.

 

2.2. Листовой металл в пачках

 

2.2.1. Пачки листового металла размером до 900 х 1100 мм должны размещаться в полувагонах вдоль и поперек равномерно по всей площади пола с погрузкой от торцовых дверей к середине вагона.

2.2.2. Пачки листового металла длиной 1,5-2,3 м и 2,8-5,5 м должны укладываться вдоль полувагона вплотную друг к другу в несколько штабелей симметрично продольной оси с размещением крайних пачек вплотную к боковым стенкам.

 

«Рис. 2.1»

 

«Рис. 2.2»

 

«Рис. 2.3»

 

«Рис. 2.4»

 

«Рис. 2.5»

 

2.2.3. Пачки листового металла длиной от 5,5 до 7,5 м должны укладываться в один продольный ряд двумя штабелями внахлестку с отступлением от торцовых дверей на 1,0 м и с опорой на подкладки, уложенные по всем поперечным балкам полувагона.

2.2.4. Пачки листового металла длиной от 9,0 до 11,5 м должны размещаться одним штабелем с опорой на две подкладки, уложенные на шкворневые балки полувагона.

2.2.5. Схемы размещения и крепления листового металла в пачках на платформах и в полувагонах даны на рис. 2.6; 2.7; 2.8; 2.9.

 

«Рис. 2.6»

 

«Рис. 2.7»

 

«Рис. 2.8»

 

«Рис. 2.9»

 

2.3. Листовой металл толщиной 6-160 мм

 

2.3.1. Листовой металл толщиной 6-160 мм должен размещаться и крепиться в четырехосных полувагонах в зависимости от ширины и длины листов с ограждением устанавливаемыми вертикально деревянными брусками стен и торцовых дверей полувагонов с деревянной обшивкой кузова.

2.3.2. Схемы размещения и крепления листового металла толщиной 6-160 мм в полувагонах даны на:

Рис. 2.10 — для металла (1300-1400) х (5910-11700) мм;

Рис. 2.11 — для металла (1401-1700) х (2800-3600) мм;

Рис. 2.12 — для металла (1401-1700) х (3610-3900) мм;

Рис. 2.13 — для металла (1701-2700) х (5500-9000) мм.

 

«Рис. 2.10»

 

«Рис. 2.11»

 

«Рис. 2.12»

 

«Рис. 2.13»

 

2.4. Слябы

 

2.4.1. Слябы длиной 1150-1950 мм, шириной 1000-1250 мм и толщиной 100-200 мм должны укладываться в полувагон в три яруса симметрично продольной и поперечной осям вагона, на деревянные подкладки.

2.4.2. Слябы длиной 2000-2600 мм, шириной 1000-1250 мм и толщиной 100-200 мм должны укладываться в полувагон в три яруса с укладкой в нижнем ярусе на подкладках у торцовых дверей поперек по одному слябу.

2.4.3. Слябы длиной 2600-3500 мм, шириной 1000-1700 мм и толщиной 100-200 мм должны размещаться в два ряда на подкладках.

2.4.4. Схемы размещения и крепления слябов в полувагонах даны на рис. 2.14; 2.15; 2.16.

 

«Рис. 2.14»

 

«Рис. 2.15»

 

«Рис. 2.16»

 

«Рис. 2.17»

 

2.5. Рулоны

 

2.5.1. Ленточный металл толщиной до 6 мм и шириной до 700 мм в рулонах (кругах) с наружным диаметром до 1300 мм и весом одной единицы до 2,5 т на платформу должен укладываться продольными рядами (в четыре ряда — диаметром 600-650 мм; в три ряда — диаметром от 700 до 900 мм; в два ряда — диаметром от 900 до 1300 мм) симметрично продольной оси платформы наклонно или вертикально, а у торцовых бортов платформы — горизонтально.

2.5.2. Рулонный металл весом от 2,0 до 3,5 т, наружным диаметром от 1000 до 1350 мм и высотой 500-700 мм должен размещаться в полувагоне в два яруса симметрично продольной и поперечной осям полувагона с опорой каждого ряда на две продольные прокладки. Верхний ярус укладывается вдоль вагона над хребтовой балкой.

2.5.3. Рулоны диаметром до 1400 мм и весом от 3,5 до 4,5 т должны укладываться в полувагоне вертикально в один ярус в 2-3 ряда симметрично продольной оси вагона.

2.5.4. Схемы размещения и крепления рулонов в полувагонах даны на рис. 2.17; 2.18; 2.19.

 

2.6. Трубы

 

2.6.1. Каждый штабель труб, уложенный на платформу, должен ограждаться боковыми стойками в количестве, в зависимости от длины труб в штабеле:

двумя парами стоек — при длине труб до 4 м;

тремя парами стоек — при длине труб от 4 до 5 м;

четырьмя парами стоек — при длине труб более 5 м.

 

«Рис. 2.18»

 

«Рис. 2.19»

 

2.6.2. При высоте погрузки труб до 2 м стойки должны закрепляться верхней и средней увязками из проволоки диаметром 6 мм в восемь нитей, при высоте погрузки более 2 м — верхней и двумя средними увязками из проволоки диаметром не менее 5 мм в семь нитей.

2.6.3. Расстояние между увязками должно быть не более 1 м, при диаметре труб более 1 м — через каждый ряд труб.

2.6.4. Стальные трубы диаметром до 159 мм включительно должны быть увязаны в пакеты, трубы диаметром от 159 до 219 мм — допускается увязка в пакеты.

2.6.5. При погрузке на одну платформу труб различного диаметра, трубы меньшего диаметра должны укладываться вниз под более крупные или внутрь них.

2.6.6. При погрузке труб диаметром 159 мм и менее различной длины, более длинные трубы должны укладываться у боковых бортов, а в середине штабеля — трубы меньшей длины вперемешку с более длинными. В верхних рядах штабеля укладываются длинные трубы.

2.6.7. Трубы диаметром от 159 до 450 мм включительно должны грузиться с разделением смежных рядов тремя прокладками сечением не менее 35 х 110 мм. Первый ряд труб укладывается на пол платформы, крайние трубы — вплотную к бортам с подклиниванием.

2.6.8. Если трубы не заполняют всю ширину платформы, то их укладывают двумя частями вплотную к бортам с оставлением в середине ряда свободного места с расклиниванием в трех местах клиньями по обе стороны каждой части ряда. Второй и последующие ряды труб укладываются в таком же порядке. Клинья первого ряда прибиваются к полу платформы, последующих — к прокладкам.

2.6.9. Трубы диаметром до 300 мм, уложенные в нижних рядах, до высоты бортов платформы не подклиниваются, а выше бортов — подклиниваются, как указано в п. 2.6.8.

2.6.10. Трубы диаметром от 450 до 1220 мм должны грузиться на подкладки с прокладками между каждым рядом с укладкой труб друг над другом так, чтобы их центры находились на одной вертикали. Каждая труба должна подклиниваться с обеих сторон.

2.6.11. Вплотную к торцам штабеля должны устанавливаться ограждающие щиты.

2.6.12. Трубы длиной 24 м, диаметром 1020 мм размещаются на сцепе из двух четырехосных платформ с использованием штатных металлических опор и прокладок.

2.6.13. Погрузка и крепление труб диаметром 530, 630, 720, 820, 1020, 1220, 1420 мм производится в четырехосные платформы по схемам размещения в зависимости от диаметра труб.

2.6.14. Схемы размещения и крепления труб на платформах и в полувагонах даны на рис. 2.20; 2.21; 2.22; 2.23; 2.24; 2.25.

 

«Рис. 2.20»

 

«Рис. 2.21»

 

«Рис. 2.22»

 

«Рис. 2.23»

 

«Рис. 2.24»

 

«Рис. 2.25»

 

3. Размещение и крепление железобетонных, асбоцементных и других изделий и конструкций

 

 3.1. Железобетонные изделия

 3.2. Асбоцементные изделия

 3.3. Изделия крупнопанельного домостроения

 

3.1. Железобетонные изделия

 

3.1.1. При погрузке в вагоны железобетонные изделия или штабель из них должны укладываться на две деревянные поперечные или продольные подкладки.

3.1.2. При укладке изделий в несколько ярусов между ярусами должны укладываться прокладки толщиной на 5-10 мм более высоты выступающих закладных деталей и монтажных петель, но не менее 25 мм, располагаемые по высоте штабеля в одной вертикальной плоскости.

3.1.3. Крепление железобетонных изделий должно производиться за монтажные петли или строповочные отверстия. При укладке в несколько рядов по ширине вагона изделия должны быть увязаны между собой проволокой диаметром 6 мм с числом нитей в увязке в зависимости от конкретного случая.

3.1.4. Для предохранения от порчи углов, граней железобетонных изделий в местах крепления между изделием и крепежным элементом должны устанавливаться прокладки.

3.1.5. Плиты и панели, перевозка которых допускается в горизонтальном положении, укладываются на платформе равномерно в несколько ярусов на подкладках и прокладках.

3.1.6. Схемы размещения и крепления железобетонных изделий на платформах и в полувагонах даны на рис. 2.26; 2.27; 2.28; 2.29; 2.30; 2.31; 2.32.

 

«Рис. 2.26»

 

«Рис. 2.27»

 

«Рис. 2.28»

 

«Рис. 2.29»

 

«Рис. 2.30»

 

«Рис. 2.31»

 

«Рис. 2.32»

 

3.2. Асбоцементные изделия

 

3.2.1. Асбоцементные волнистые листы для отгрузки должны быть уложены в штатные многооборотные кассеты весом 2,6-2,7 т.

3.2.2. Кассеты в полувагоне должны размещаться последовательно от торцовых дверей к середине вагона с установкой их вплотную, с использованием распорных деревянных стоек.

3.2.3. Кассеты верхнего яруса устанавливаются на поперечные полки кассет нижнего яруса и увязываются между собой скрутками из проволоки диаметром 6 мм в две нитки за грузоподъемные петли кассет. Кассеты верхнего яруса фиксируются относительно нижних их угловыми упорами.

3.2.4. Порожние кассеты формируются в пакеты из восьми полукассет и вместе с упорными рамами подлежат возврату грузоотправителю.

3.2.5. Асбоцементные трубы длиной 5 м перевозятся в штатных многооборотных контейнерах.

3.2.6. Схемы размещения и крепления кассет и контейнеров с асбоцементными изделиями на платформах и в полувагонах даны на рис. 3.1; 3.2; 3.3.

 

«Рис. 3.1»

 

«Рис. 3.2»

 

«Рис. 3.3»

 

3.3. Изделия крупнопанельного домостроения

 

3.3.1. Изделия крупнопанельного домостроения (железобетонные панели) длиной от 1 до 7,2 м, высотой от 1,2 до 3 м, толщиной от 0,06 до 0,4 м (сплошные или с проемами) должны устанавливаться на платформы и в полувагоны в вертикальном положении с использованием съемных многооборотных устройств.

3.3.2. Панели должны устанавливаться вертикально в штабель в несколько продольных рядов симметрично относительно продольной и поперечной осей вагона с опиранием в наклонном положении на центральную часть (призму) съемного многооборотного устройства.

3.3.3. Панели, устанавливаемые в каждых двух симметрично расположенных рядах, должны быть одинаковыми. Внешние и центральные ряды должны быть составлены из панелей больших размеров.

3.3.4. Панели должны устанавливаться поочередно с одной и другой стороны призмы на деревянные подкладки.

3.3.5. Железобетонные, гипсобетонные, керамзитобетонные панели и перегородки длиной 1,2-6 м, толщиной 0,05-0,5 м и высотой 2-2,5 м должны устанавливаться на платформы и в полувагоны в вертикальном положении с применением штатной съемной металлической пирамиды.

Панели после установки закрепляются прижимными стойками, поверху поперечными винтовыми стяжками.

3.3.6. Панели, перегородки и изделия длиной до 6 м, толщиной 0,08-0,5 м и высотой 1,2-1,8 м должны устанавливаться на платформу в вертикальном положении с использованием многооборотных съемных металлических кассет.

3.3.7. Схемы размещения и крепления панелей на платформах и в полувагонах даны на рис. 3.4; 3.5; 3.6; 3.7.

 

«Рис. 3.4»

 

«Рис. 3.5»

 

«Рис. 3.6»

 

«Рис. 3.7»

 

4. Размещение и крепление грузов в ящичной упаковке, грузов цилиндрической формы, грузов в контейнерах

 

 4.1. Грузы в ящичной упаковке

 4.2. Грузы цилиндрической формы

 4.3. Универсальные контейнеры

 4.4. Тюки соломы

 

4.1. Грузы в ящичной упаковке

 

4.1.1. При размещении грузов в вагоне необходимо обеспечивать, чтобы общий центр тяжести вагона с грузом находился на расстоянии не более 2,3 м от уровня верха головки рельсов, а наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом не должна превышать 50 м2.

4.1.2. Грузы, установленные на салазки, должны иметь салазки, не выступающие за очертания груза; салазки должны быть прочно соединены с грузом; салазки на концах должны иметь скос под углом 30-40° для удобства застроповки.

4.1.3. Грузы, не установленные на салазки, должны иметь приспособления для застроповки.

4.1.4. Грузы в ящичной упаковке, как правило, должны размещаться длинной стороной вдоль платформы или полувагона в один-два яруса по высоте, в один или более рядов по ширине платформы или полувагона в зависимости от веса и размеров отдельных единиц груза.

4.1.5. Для предотвращения продольных перемещений грузов на платформе должны применяться упоры и распорные бруски, устанавливаемые вплотную к грузу и торцевым бортам или закрепляться поперечными проволочными увязками.

 

«Рис. 4.1»

 

4.1.6. Для предотвращения поперечных перемещений ящиков на платформе должны применяться распорные бруски, прикрепляемые к полу платформы или полувагона гвоздями (не менее двух с каждой стороны единицы груза).

4.1.7. Для удержания от опрокидывания ящики должны закрепляться поперечными проволочными обвязками.

4.1.8. Для крепления груза от сдвига и опрокидывания могут применяться проволочные растяжки, располагаемые так, чтобы угол между растяжкой и полом и проекцией растяжки на пол платформы и продольной осью платформы не превышал 45°.

4.1.9. Схемы размещения и крепления грузов в ящичной упаковке даны на рис. 4.1; 4.2. 4.3; 4.4.

 

«Рис. 4.2»

 

«Рис. 4.3»

 

«Рис. 4.4»

 

4.2. Грузы цилиндрической формы

 

4.2.1. Грузы цилиндрической формы (котлы, баки, барабаны, колонны и др.) при размещении на платформе должны обеспечивать размещение общего центра тяжести груза и вагона не выше 2,3 м от уровня головки рельсов. Наветренная поверхность вагона с грузом не должна превышать 75 м2.

4.2.2. Грузы диаметром до 1,4 м должны размещаться в два продольных ряда, диаметром более 1,4 м — в один ряд.

4.2.3. Грузы длиной до 14 м должны грузиться на четырехосные платформы (грузы длиной 13,7-14 м — только на платформы с рамой длиной 13,4 м).

4.2.4. Грузы длиной более 14 м должны размещаться на сцепах платформ (основная грузонесущая платформа и две платформы прикрытия). При использовании сцепа из двух грузонесущих платформ должны применяться турникетные опоры.

4.2.5. Схемы размещения и крепления грузов цилиндрической формы даны на рис. 4.5; 4.6; 4.7.

 

«Рис. 4.5»

 

«Рис. 4.6»

 

«Рис. 4.7»

 

4.3. Универсальные контейнеры

 

4.3.1. Универсальные контейнеры массой брутто 3 и 5 т устанавливаются в вагон только полным комплектом дверями внутрь так, чтобы исключался свободный доступ к ним в пути следования.

4.3.2. Перед погрузкой пол платформы, опорные поверхности контейнеров должны быть тщательно очищены от снега, льда, мусора. В зимнее время пол платформы должен быть посыпан тонким слоем чистого сухого песка.

4.3.3. На каждой платформе должны быть погружены только груженые или только порожние контейнеры. Их совместная перевозка может быть допущена в отдельных случаях при обеспечении условий устойчивости вагона с грузом.

4.3.4. Крепление контейнеров производится посредством упорных, распорных брусков, растяжек или с помощью фитингов.

 

«Рис. 4.8»

 

4.4. Тюки соломы

 

4.4.1. Тюки прессованной соломы (1000 х 500 х 360 мм) должны размещаться в полувагоне в соответствии со схемами, приведенными на рис. 4.8; 4.9. При этом в полувагоны с объемом кузова 64,7 и 66,8 м3 вмещается 508 тюков, в полувагоны с объемом кузова 70,5; 72,5; 74 м3 вмещается 560 тюков.

 

«Рис. 4.9»

 

Приложение 19

 

Технологические карты на выгрузку грузов из полувагонов

 

Согласовано: Утверждаю:

 

Технологическая карта N 1

 

Вид работ: выгрузка из полувагона

Состав бригады: крановщик, два стропальщика, лицо, ответственное за безопасное производство работ

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Предприятие |  N  |       Наименование операции | Оборудование, |

| | п/п | |приспособления,|

|Склад |     | |   инвентарь   |

|(участок) |—————|————————————————————————————————————|———————————————|

| |  1  |  Подготовка полувагона к выгрузке |Кран   мостовой|

|Наименование| | (рис. 1) |грузоподъем-   |

|груза: |     |Полувагон  устанавливают  на место|ностью    10 т,|

|металл |     |выгрузки,   подложив   под колеса|стропы,  багры,|

|(пачки) |     |тормозные башмаки. Подкладывать  под|прокладки |

|Схема |     |колеса   шпалы,   ломы и    прочие|предохранитель-|

|технологи- |     |предметы, а также вставлять в  спицы|ные |

|ческого |     |колес   колья,   аншпуги и т.п.| |

|процесса |     |запрещается.  Получив задание на| |

|перемещения |     |выгрузку,   стропальщики 2   и 3| |

| |     |подбирают  стропы,   соответствующие| |

|       | |массе поднимаемого металла  и  такой| |

| |     |длины,  чтобы  при  подъеме металла| |

|«Рис. 1.| |угол между ветвями  стропов  был  не| |

|Подготовка  |     |более 90°, и навешивают их  на крюк| |

|полувагона к| |крана. Стропальщик 3 поднимается  на| |

|выгрузке»   |     |площадку для рабочих при разгрузке и| |

|       | |загрузке полувагонов. Стропальщик  2| |

| |     |подает стропальщику 3,  находящемуся| |

| |     |на площадке, лестницу,  которую тот| |

|«Рис. 2.| |устанавливает с  внутренней  стороны| |

|Строповка   |     |полувагона, противоположной| |

|металла»    |     |направлению перемещения металла при| |

|       | |выгрузке. | |

| |—————|————————————————————————————————————| |

| |  2  |     Строповка металла (рис. 2) | |

|«Рис. 3.| |Стропальщик 2 по внутренней лестнице| |

|Подъем      |     |спускается в полувагон и  производит| |

|металла»    |     |строповку металла, масса| |

| |     |застропленного  металла  не   должна| |

| |     |превышать  грузоподъемность   крана.| |

| |     |Стропальщик 3 координирует  действия| |

| |     |стропальщика  2   и крановщика 1| |

| |     |(рис. 1) по  строповке    металла с| |

| |     |площадки для  разгрузки  и  загрузки| |

| |     |полувагонов. После строповки металла| |

| |     |стропальщик  2  обязательно   должен| |

| |     |спуститься из полувагона по лестнице| |

| |     |на   площадку   для рабочих при| |

| |     |разгрузке и загрузке  полувагонов  и| |

| |     |поднять   внутреннюю лестницу из| |

| |     |полувагона. | |

| |—————|————————————————————————————————————| |

| |  3  | Подъем металла (рис. 3)   | |

| |     |Убедившись в том, что стропальщик  2| |

| |     |в  полувагоне  отсутствует,   металл| |

| |     |надежно закреплен стропами  и  ничем| |

| |     |не удерживается, стропальщик 3  дает| |

| |     |знаковый  сигнал  рукой  на  подъем.| |

| |     |Сначала металл поднимается на высоту| |

| |     |200-300       мм, проверяется| |

| |     |равномерность натяжения стропов. При| |

| |     |необходимости исправления  строповки| |

| |     |следует  дать  крановщику  1  сигнал| |

| |     |»немедленно опустить металл».  Перед| |

| |     |горизонтальным перемещением| |

| |     |необходимо поднять металл на  высоту| |

| |     |не  менее  0,5  м  над предметами,| |

| |     |встречающимися на пути перемещения. | |

| |—————|————————————————————————————————————| |

| |  4  |  Взвешивание | |

| |     |По  команде  стропальщика  крановщик| |

| |     |производит  подъем   и   перемещение| |

| |     |металла к весам. Второй  стропальщик| |

| |     |сопровождает металл и производит его| |

| |     |укладку на  весы,  используя  багор.| |

| |     |Металл взвешивается при  ослабленных| |

| |     |стропах, стропы  с  крюка   крана не| |

| |     |снимаются.  Операция   «взвешивание»| |

| |     |производится при необходимости  (при| |

| |     |отсутствии данных о  массе   груза в| |

| |     |документах, при отсутствии бирки).  | |

| |—————|————————————————————————————————————| |

| |  5  | Перемещение металла на приемную   | |

| |     | площадку  | |

| |     |После  взвешивания     стропальщик в| |

| |     |процессе     перемещения металла| |

| |     |направляет  его   багром в   зоне,| |