Комментарий к Федеральному закону О транспортно-экспедиционной деятельности от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30 июня 2003 г.

N 87-ФЗ

 

 Введение                                                               

Общие положения»> Глава 1. Общие положения                               (ст.ст.  1 —  2)

 Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента     (ст.ст.  3 —  5)

 Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента         (ст.ст.  6 — 11)

 Глава 4. Претензии и иски                              (ст.ст. 12 — 14)

 Список использованных правовых актов                                   

 

Введение

 

Создание закона о транспортно-экспедиционной деятельности прямо предусматривалось положениями глава 1. Общие положения;

глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента;

глава 3. Ответственность экспедитора и клиента;

глава 4. Претензии и иски.

Проект федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", внесенный Правительством РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, содержал 19 статей, распределенных по пяти главам (исключенная позднее гл. 5 законопроекта имела название "Заключительные положения"). Однако уже ко второму чтению законопроект имел структуру, соответствующую комментируемому комментарий к гл. 1 Закона), статьи гл. 4 и 5 объединены в гл. 4, и одна из этих статей — "Рассмотрение споров" — исключена (см. комментарий к гл. 4 Закона).

 

Глава 1. Общие положения

 

Глава 1 первоначального проекта закона, также имеющая название "Общие положения", содержала гораздо больше положений, чем содержатся в комментарий к гл. 3 Закона);

2) установление претензионного порядка рассмотрения споров, вытекающих из договора транспортного экспедирования (см. комментарий к ст. 12 Закона);

3) установление сокращенного срока исковой давности для заявления требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции (см. комментарий к ст. 13 Закона).

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

1. В первоначальном проекте закона ст. 1 имела название "Сфера действия настоящего Федерального закона" и содержала следующие положения:

настоящий Федеральный закон определяет общий порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг, права, обязанности и ответственность сторон при выполнении или организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза;

правила, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, применяются также к отношениям между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) по поводу оказания экспедиционных услуг, если в силу договора перевозки перевозчик принимает на себя обязательство по предоставлению грузоотправителю (грузополучателю) и этих услуг;

положения настоящего Федерального закона не распространяются на деятельность в области почтовой связи.

В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи Закона говорится о том, что Закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности. Представляется, что такая формулировка согласуется с положением п. 3 ст. 801 ГК РФ, исходя из которого одной из целей комментируемого Закона является установление условий выполнения договора транспортной экспедиции.

Законодатель выделяет договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, который регулируется положениями гл. 41 "Транспортная экспедиция" части второй ГК РФ.

Как установлено в п. 1 ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Из приведенных положений следует, что договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двухсторонним и возмездным договором:

консенсуальность договора транспортной экспедиции предопределена тем, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг. Возникновение обязанностей по договору транспортной экспедиции возможно только после заключения этого договора (причем, как установлено в п. 1 ст. 802 ГК РФ, в письменной форме);

двухсторонность договора транспортной экспедиции обусловлена наличием двух сторон договора — экспедитора и клиента (клиента-грузоотправителя или грузополучателя), имеющих самостоятельные обязанности;

возмездность договора транспортной экспедиции обусловлена указанием в определении понятия договора на вознаграждение, которое причитается экспедитору за выполнение или организацию выполнения услуг.

Договором транспортной экспедиции согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Несмотря на то, что договор транспортной экспедиции в соответствии с действующим законодательством является самостоятельным договором, он может рассматриваться и как смежный договор по отношению к некоторым другим договорам гражданско-правового характера, прежде всего к договору перевозки груза, который наряду с договором перевозки пассажиров регулируется положениями гл. 40 "Перевозка" ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза, как установлено в п. 2 ст. 785 ГК РФ, подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В пункте 2 ст. 801 ГК РФ установлено, что правила гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

В пункте 2 ст. 6 первоначальной редакции проекта комментируемого Закона устанавливалось, что договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора осуществить перевозку груза своими силами. Там же предусматривалось, что отношения по поводу осуществления перевозки груза силами экспедитора или на основании договоров перевозки, заключаемых экспедитором в интересах клиента, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе транспортными уставами и кодексами.

Договор транспортной экспедиции, предусматривающий обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, близок в этой части с такими договорами, связанными с деятельностью в чужом интересе на основе поручения, как договор поручения (гл. 49 "Поручение" ГК РФ), договор комиссии (гл. 51 "Комиссия" ГК РФ) и агентский договор (гл. 52 "Агентирование" ГК РФ):

по договору поручения согласно п. 1 ст. 971 ГК РФ одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя;

в соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки;

согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, даже если принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В пункте 5 ст. 6 "Особенности договора транспортной экспедиции" первоначальной редакции проекта комментируемого Закона содержались следующие положения:

по договору транспортной экспедиции, заключенному экспедитором с третьим лицом от своего имени, у экспедитора возникают права и обязанности, даже если клиент был назван в договоре;

по договору транспортной экспедиции, заключенному с третьим лицом от имени клиента, права и обязанности возникают непосредственно у клиента.

Пункт 1 ст. 801 ГК РФ также устанавливает, что в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Договор транспортной экспедиции, предусматривающий в качестве дополнительной услуги хранение груза (как одну из операций, осуществление которых необходимо для доставки груза), имеет некоторое сходство с договором хранения, регулируемого положениями гл. 47 "Хранение" ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

2. Как уже говорилось (см. введение), первоначальный проект Закона предусматривал нормативное закрепление основных определений и терминов транспортно-экспедиционной деятельности. Так, в ст. 2 законопроекта содержались следующие основные понятия:

"транспортно-экспедиционная деятельность" — деятельность по выполнению или организации выполнения определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза;

"экспедиционные услуги" — услуги, связанные с перевозкой груза;

"экспедитор" — сторона договора транспортной экспедиции, принявшая на себя обязанности выполнить или организовать выполнение определенных этим договором экспедиционных услуг;

"клиент" — сторона договора транспортной экспедиции, поручившая выполнить или организовать выполнение определенных этим договором экспедиционных услуг и принявшая на себя обязанность оплатить эти услуги.

В комментируемом Законе эти понятия прямого нормативного закрепления так и не нашли, т.е. непосредственно не указано, что подразумевается под этими понятиями. Однако, по сути, законодатель в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи закрепил определение понятия "транспортно-экспедиционная деятельность" — оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Конструкция абз. 1 п. 1 комментируемой статьи позволяет говорить также о том, что законодатель закрепил и определение понятия "экспедиционные услуги" — услуги по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Нецелесообразность закрепления в комментируемом Законе понятий "экспедитор" и "клиент" очевидна: как видно из приведенных выше определений, в них дублируются положения абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ относительно сторон договора транспортной экспедиции.

В статье 2 законопроекта устанавливалось, что применяемые в федеральном законе понятия "перевозчик", "грузоотправитель", "грузополучатель" употребляются в том значении, в каком они определены в ГК РФ, а также в транспортных уставах и кодексах соответствующего вида транспорта. В комментируемом Законе приведенное положение не закреплено.

3. В отношении регулирования отношений, связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью, в транспортных уставах и кодексах соответствующего вида транспорта необходимо отметить следующее.

Автомобильный транспорт

В настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству, действует Устав автомобильного транспорта РСФСР (далее — УАТ РСФСР), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12*(11). Как установлено в п. 8 постановления Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации"*(12), УАТ РСФСР применяется на территории Российской Федерации впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта.

УАТ РСФСР содержит раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования", включающий только две статьи (124 и 125).

Согласно ст. 124 УАТ РСФСР предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования выполняют для предприятий, организаций, учреждений и населения связанные с перевозками операции и услуги (транспортно-экспедиционные операции и услуги) при доставках грузов как в прямом автомобильном сообщении, так и в смешанном автомобильно-железнодорожном, автомобильно-водном, автомобильно-авиационном сообщении.

В статье 125 установлено, что перечень транспортно-экспедиционных операций и услуг, осуществляемых предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования, а также порядок осуществления этих операций и услуг устанавливаются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в РСФСР и Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания граждан в РСФСР.

В настоящее время, до утверждения Правительством РФ в соответствии с п. 1 ст. 2 комментируемого Закона Правил транспортно-экспедиционной деятельности, продолжают действовать Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 6 февраля 1981 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР*(13) и включенные в качестве раздела 27 в Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР*(14) (см. комментарий к ст. 2 Закона).

Железнодорожный транспорт

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"*(15) (далее — УЖДТ РФ), также как и в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, практически не содержит норм, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.

В статье 120 названного Закона лишь упоминаются организации, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание: грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, при вывозе контейнеров с мест общего пользования средствами грузоотправителя, грузополучателя, а также организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание, имеют право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа или иска.

В соответствии с письмом Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 г. N С-405у/АК-7/ЦМ-180 с 1 августа 1993 г. введены в действие Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями, утвержденные Минтрансом России и МПС России 14 мая 1993 г. N АК-7/ЦМ-180*(16) (см. комментарий к ст. 2 Закона).

В соответствии с указанием Министерства путей сообщения РФ от 6 декабря 1995 г. N С-932у с 1 января 1996 г. введены в действие Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденные МПС России от 16 ноября 1995 N ЦЭУ-348*(17). В названных Правилах, как указано в их п. 1.2, установлены общие требования к системе обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на железнодорожном транспорте, в том числе к выполнению транспортно-экспедиционных операций (см. комментарий к ст. 2 Закона).

Представляют интерес следующие определения, данные в п. 2 названных Правил:

договор транспортной экспедиции — разновидность гражданско-правового акта, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет грузоотправителя заключить от его или своего имени договор перевозки, выполнить или организовать выполнение дополнительных услуг;

транспортно-экспедиционное обслуживание — вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке: оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация потребителей, работа с таможенными органами и др.

Морской транспорт

В Кодексе торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ*(18) (далее — КТМ РФ) только упоминается экспедирование груза как одно из действий в области морского агентирования (п. 1 ст. 237).

Самому договору морского агентирования посвящена гл. XIII КТМ РФ. Как определено в ст. 232 КТМ РФ, по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории.

Согласно п. 1 ст. 237 КТМ РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.

В пункте 2 ст. 237 КТМ РФ перечислены обязанности морского агента:

осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования;

действовать в пределах своих полномочий;

вести учет расходования средств и предоставлять судовладельцу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования.

Судовладелец в соответствии со ст. 238 КТМ РФ обязан:

предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с договором морского агентирования;

возмещать морскому агенту произведенные им расходы;

нести ответственность за последствия действий морского агента, если морской агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий;

уплачивать морскому агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных договором морского агентирования.

Как указано в ст. 242 КТМ РФ, действия, которые обычно совершает морской агент в соответствии со ст. 237 КТМ (формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, а также другие действия), может совершать по поручению доверителя морской брокер. В таком случае применяются правила о договоре морского агентирования.

Доверитель и морской брокер — стороны договора морского посредничества, который регулируется положениями гл. XIV КТМ РФ. Как определено в ст. 240 КТМ, по договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.

Исходя из изложенного лицо, которое осуществляет экспедирование груза, является морским агентом. Если же экспедирование груза осуществляет лицо, заключившее договор морского посредничества, то оно в части оказания транспортно-экспедиционных услуг также выступает в качестве морского агента.

В связи с этим представляет интерес правовая позиция, выраженная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 1999 г. N 5056/98*(19):

услуги судового агента, оформленные агентским договором, понятие и признаки которого содержатся в гл. 52 ГК РФ, непосредственно связаны с товарами, работами и услугами, потребляемыми судном при его обслуживании в порту, поскольку на протяжении длительного периода в морском судоходстве сложилась именно такая форма их обслуживания в портах, что закреплено в действующих в Российской Федерации актах и нормах международного права;

истцом заключались агентские договоры с иностранными судовладельцами (фрахтователями), предусматривающие для плавающих под флагами иностранных государств судов организацию их технического снабжения, ремонтных работ, обеспечения буксирных и погрузочно-разгрузочных работ, водой и продовольственными товарами, организацию доставки на борт судна таможни, обеспечение лоцманской и ледокольной проводки, швартовных операций, радиосервиса, а также согласование времени и даты поставки судна к причалу, оформление грузовых документов, уплату портовых сборов;

из содержания услуг судового агента видно, что такого рода услуги имеют сходство с услугами экспедитора в договоре транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

На основании изложенного Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что услуги судового агента не являются посредническими.

Внутренний водный транспорт

В Кодексе внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ*(20) (далее — КВВТ РФ) практически нет положений, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность. В нем только упоминаются такие понятия, как "экспедитор" и "транспортно-экспедиторская организация":

согласно п. 2 ст. 74 КВВТ РФ контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд при оказании услуг физическим лицам должны быть опломбированы перевозчиком или транспортно-экспедиторской организацией по усмотрению и за счет грузоотправителей;

в пункте 3 ст. 113 КВВТ РФ установлено, что плата за перевозки грузов может вноситься экспедиторами, выступающими от имени грузоотправителей, грузополучателей.

Авиационный транспорт

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ*(21) (далее — ВК РФ) никаких норм, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности, не содержит.

В ВК РФ содержатся положения, регулирующие только договоры воздушной перевозки пассажира, воздушной перевозки груза, воздушной перевозки почты и фрахтования воздушного судна (воздушный чартер):

согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты;

согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ.

В настоящее время действуют в части, не противоречащей законодательству, Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19*(22).

Следует отметить, что жалоба о признании названных Правил незаконными решением Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N ГКПИ 98-110*(23) оставлена без удовлетворения. При этом Верховный Суд РФ не согласился с доводом о том, что названные Правила подлежат признанию незаконными в целом ввиду того, что они не прошли государственную регистрацию и не были опубликованы для всеобщего сведения, поскольку данные Правила приняты до установления такого порядка принятия подобного рода правовых актов.

Как указал Верховный Суд РФ, согласно ч. 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Как установлено Судом, оспариваемый заявителем пункт Правил требованиям Конституции не противоречит. Закрепленный Конституцией и последующими Указами Президента РФ порядок вступления в силу нормативных правовых актов на ранее принятые акты не распространяется.

В пункте 5.3 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР содержится ряд норм, регулирующих порядок приема груза к воздушной перевозке с участием транспортно-экспедиционных предприятий (см. комментарий к ст. 2 Закона). В пункте 5.3.1 Правил транспортно-экспедиционные предприятия указаны как выполняющие посреднические функции между отправителем и перевозчиком.

4. В пункте 2 ст. 802 ГК РФ указано, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Доверенность необходима экспедитору в тех случаях, когда он при выполнении своих обязанностей по договору транспортной экспедиции действует от имени клиента, в частности при заключении договоров. Согласно п. 4 ст. 4 комментируемого Закона при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Доверенностью согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть предъявлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Статья 182 ГК РФ содержит также и другие общие положения о представительстве:

не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок;

представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства;

не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе.

В статье 183 ГК РФ определены следующие последствия заключения сделки неуполномоченным лицом:

при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку;

последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

В пункте 5 ст. 185 ГК РФ установлено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Сроки действия доверенности установлены в ст. 186 ГК РФ:

срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна;

удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

В статье 187 ГК РФ установлены правила передоверия:

лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность;

передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные;

доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 185 ГК РФ;

срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

В пункте 3 ст. 188 ГК РФ установлено, что с прекращением доверенности теряет силу передоверие.

Согласно п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие:

истечения срока доверенности;

отмены доверенности лицом, выдавшим ее;

отказа лица, которому выдана доверенность;

прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;

прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;

смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

В соответствии с п. 2 ст. 188 ГК РФ лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, — отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

Последствия прекращения доверенности определены в ст. 189 ГК РФ:

лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми выдана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в подп. 4 и 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ;

права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось;

по прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.

5. Экспедитор может выступать также коммерческим представителем, которым в соответствии с п. 1 ст. 184 ГК РФ является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно п. 3 ст. 184 ГК РФ коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности. Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.

Пункт 2 ст. 184 ГК РФ содержит правила одновременного коммерческого представительства разных сторон в сделке:

одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон и в других случаях, предусмотренных законом. При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя;

коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

В пункте 4 ст. 184 ГК РФ говорится о том, что особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. Однако ни комментируемый Закон, ни гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ не устанавливают каких-либо особенностей коммерческого представительства в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.

Возможность коммерческого представительства предусмотрена в ст. 235 КТМ РФ для морского агента, который, как указывалось, осуществляет экспедирование грузов при перевозках на морском транспорте: морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия.

6. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (Russian Classification of Economic Activities) ОК 029-2001 (ОКВЭД), принятом и веденном в действие с 1 января 2003 г. постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст*(24), в группировку 63.40 "Организация перевозок грузов" (раздел I "Транспорт и связь", класс 63 "Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность", подкласс 63.4 "Организация перевозок грузов") включены:

деятельность транспортно-экспедиционных агентств, транспортно-экспедиционное обслуживание грузов на всех видах транспорта;

организация перевозок грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом;

прием групповых и индивидуальных партий груза (включая подбор грузов и группировку партий груза);

подготовка транспортной документации и путевых листов;

организация групповой отправки грузов сухопутным, воздушным или водным транспортом (включая сбор и распределение грузов);

деятельность таможенных агентов;

деятельность фрахтовых агентов (водного транспорта) и экспедиторов (воздушного транспорта);

операции по транспортной обработке грузов, т.е. временное упаковывание с целью предохранения во время транзитной перевозки, распаковывание, взятие проб, взвешивание грузов и т.п.

В Общероссийском классификаторе услуг населению (Russian Classification of Services Provided to People) ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163 (с изм. от 20 ноября 1995 г.*(25)), к подгруппе 023 "Услуги транспортной экспедиции" (группа 02 "Транспортные услуги") отнесены следующие виды услуг:

0231 "Информационное услуги";

0232 "Услуги по оформлению документов";

0233 "Услуги по обработке грузов";

0234 "Прочие услуги транспортной экспедиции".

К информационным услугам отнесены:

023101 Информация о правилах оформления перевозочных документов;

023102 — о расписании движения транспортных средств;

023103 — о тарифах, стоимости дополнительных услуг, правилах перевозок грузов, метеообстановке;

023104 — о местонахождении груза и маршруте перевозки;

023105 — о времени прибытия и месте получения груза;

023106 — получателя о прибытии в его адрес груза и времени его доставки;

023107 — о размещении и креплении груза на транспортных средствах.

К услугам по оформлению документов отнесены:

023201 Оформление договора транспортной экспедиции;

023202 — перевозочных документов;

023203 — таможенных, санитарных, карантинных и других документов, связанных с перевозкой грузов;

023204 — коммерческих и других актов об обнаруженных дефектах прибывшего груза (порче, утрате, повреждении и т.п.);

023206 Заключение экспедитором договоров на организацию перевозки грузов;

023207 Производство расчетов с перевозчиками по поручению грузовладельца;

023208 Оформление рекламаций на груз.

К услугам по обработке грузов отнесены:

023301 Выполнение / погрузочных работ;

023302 — разгрузочных работ;

023303 — складских работ;

023304 Упаковка груза;

023305 Прием на дому устарелой бытовой техники, радио- и телеаппаратуры и перевозка ее на пункты утилизации;

023306 Сборка и разборка мебели, переноска вещей, подъем и спуск вещей на этажи;

023307 Погрузка (выгрузка) домашних вещей в контейнеры;

023308 Упаковка мебели, домашних вещей и других грузов на дому;

023309 Упаковка мебели, домашних вещей и других грузов в упаковочных цехах;

023310 Погрузка (выгрузка) контейнеров с домашними вещами;

023311 Прием и сдача грузов на перевозку транспортными организациями;

023312 Крепление груза на подвижном составе;

023313 Погрузка и крепление частного автомобиля на подвижном составе, в крупнотоннажном контейнере;

023314 Прием и перевозка шин в ремонт (из ремонта);

023315 Взвешивание груза;

023316 Хранение груза и транспортных средств на складах, стоянках и в других хранилищах;

023317 Упаковка ручной клади и багажа на ж/д станциях, в аэропортах и портах, на автостанциях.

К прочим услугам транспортной экспедиции отнесены:

023401 Перевозка и перегон транспортных средств;

023402 Розыск груза;

023403 Приобретение товаров в торговой сети по заказам граждан с последующей перевозкой;

023404 Выезд агента на дом для оформления заказа;

023405 Услуги носильщиков на ж/д вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на аэровокзалах;

023406 Взвешивание ручной клади и багажа;

023407 Предоставление индивидуальных багажных тележек;

023408 Услуги камер хранения на ж/д вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и на автовокзалах;

023409 Принудительное вскрытие ячейки автоматических камер хранения по письменной просьбе пассажира;

023410 Услуги специально оборудованных машин для обслуживания гражданских обрядов;

023411 Предварительный прием заказов на подачу такси;

023412 Бронирование мест в гостиницах;

023413 Консультации по выбору рационального вида транспорта по скорости, удобству и стоимости перевозки пассажира и груза;

023414 Осуществление страховых операций с грузом;

023415 Организация охраны и сопровождения груза в процессе его перевозки и хранения.

7. Как определено в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, оформление документов для таможенных целей является составной частью экспедиционных услуг.

Уже упоминалось о том, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 801 ГК РФ получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей как необходимые для доставки груза операции могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции в качестве дополнительных услуг.

Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению, содержатся в гл. 8 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ*(26) и согласно ст. 58 распространяются на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Порядок производства таможенного оформления определен в ст. 59 ТК РФ следующим образом:

таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК РФ и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;

требования таможенных органов при производстве таможенного оформления должны быть обоснованы и ограничены требованиями, установленными в соответствии с ТК РФ, и необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

таможенные операции применяются независимо от страны происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров.

Таможенное оформление товаров согласно п. 1 ст. 60 ТК РФ начинается:

при ввозе товаров — в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со ст. 72 ТК РФ (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК РФ, — устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;

при вывозе товаров — в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК РФ, — устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Согласно п. 2 ст. 60 ТК РФ таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Статья 61 ТК РФ устанавливает следующий порядок выдачи таможенным органом разрешения на совершение таможенных операций:

если в соответствии с ТК РФ на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК РФ условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров (п. 1 ст. 359 Кодекса). Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства Российской Федерации могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается до проведения такой проверки;

если ТК РФ предусмотрено, что разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В иных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий в случае, если в соответствии с ТК РФ установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий.

Статьей 62 ТК РФ установлено, что таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и 407 ТК РФ.

Статья 63 ТК РФ содержит следующие основные положения о документах и сведениях, необходимых для таможенного оформления:

при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК РФ;

перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать установленные ТК РФ перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, целей использования товаров, требований таможенных режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Сроки представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не установлено ТК РФ;

перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 3 ст. 5 ТК РФ;

формы таможенных документов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации;

в целях упрощения и ускорения производства таможенного оформления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заключает соглашения с таможенными органами иностранных государств о взаимном признании документов, используемых для таможенных целей;

таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме;

документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему;

документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов в соответствии с ТК РФ.

Как установлено в ст. 64 ТК РФ, по требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления.

Согласно ст. 65 ТК РФ таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Статьей 66 ТК РФ установлено, что таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений п. 3 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии со ст. 67 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке.

Статья 68 ТК РФ содержит положения в отношении специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц.

8. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи в качестве составной части экспедиционных услуг указано на оформление документов как для таможенных целей, так и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В пункте 1 ст. 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг, которые могут быть предусмотрены договором транспортной экспедиции, также указывается на выполнение как таможенных, так и иных формальностей.

Законодатель ограничился общими формулировками: "другие документы, необходимые для осуществления перевозок грузов" и "иные формальности", поэтому перечень таких документов и формальностей может быть довольно широк. В частности, к "иным" формальностям можно отнести процедуры прохождения различных видов государственного контроля, а к "другим" документам — документы, оформляемые при прохождении этих процедур.

В качестве лишь самого примерного перечня видов государственного контроля, процедура прохождения которых может быть возложена на экспедитора, можно привести некоторые его виды, указанные в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(27) (в п. 3 ст. 1 приведен перечень видов государственного контроля, на которые положения названного Закона не распространяются):

транспортный контроль (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;

государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

лицензионный контроль;

контроль безопасности при использовании атомной энергии;

контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

контроль объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Положения абз. 2 п. 1 комментируемой статьи имеют двойное предназначение:

с одной стороны, этими положениями установлены пределы свободы сторон договора транспортной экспедиции в определении условий договора: экспедитор и клиент вправе определить условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные перечисленными в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи нормативными правовыми актами;

с другой стороны, в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи перечислены нормативные правовые акты, предусматривающие условия договора транспортной экспедиции: комментируемый Закон, другие федеральные законы или иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ГК РФ.

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи переформулированы положения ст. 3 первоначальной редакции законопроекта, согласно которой правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется ГК РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (о нормативных правовых актах, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, см. комментарий к ст. 2 Закона).

ГК РФ прямо не указан в качестве нормативного правового акта, предусматривающего условия договора транспортной экспедиции, по очевидной причине — сам комментируемый Закон принят в развитие п. 3 ст. 801 ГК РФ.

Положения абз. 2 п. 1 комментируемой статьи соответствуют общим правилам соотношения договора и закона:

в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой;

согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В пункте 5 ст. 421 ГК РФ установлено, что если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Обычаем делового оборота, как определено в п. 1 ст. 5 ГК РФ, признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

10. В статье 3 первоначальной редакции законопроекта также предусматривалось, что если международным договором Российской Федерации в области транспортно-экспедиционной деятельности установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации. В комментируемом Законе это положение не воспроизведено. Очевидно, в этом нет необходимости, т.к. в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено общее правило, согласно которому в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В отношении применения международных договоров Российской Федерации к гражданско-правовым отношениям в рамках договора транспортной экспедиции необходимо отметить следующее.

Общие правила определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, содержатся в ст. 1186 части третьей Гражданского кодекса РФ:

право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, ГК РФ, других законов (п. 2 ст. 3 ГК РФ) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются Законом о международном коммерческом арбитраже (п. 1);

если в соответствии с п. 1 ст. 1186 ГК РФ невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано (п. 2);

если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается (п. 3).

Согласно подп. 7 п. 3 ст. 1211 части третьей ГК РФ сторона, являющаяся экспедитором в договоре транспортной экспедиции, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Соответственно, в силу п. 2 ст. 1211 ГК РФ право страны, где находится место жительства или основное место деятельности экспедитора, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, правом страны, с которой договор транспортной экспедиции наиболее тесно связан.

В свою очередь, это означает, что в соответствии с п. 1 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору транспортной экспедиции применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности экспедитора

11. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что положения комментируемого Закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"*(28), о чем говорится в его ст. 1. Как определено в ст. 2 названного Закона, почтовая связь — это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О почтовой связи" организациям почтовой связи предоставляется право на условиях договора перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам и линиям автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта в сопровождении работников организаций почтовой связи либо передавать почтовые отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций. Никакая транспортная организация не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородным и международным маршрутам следования ее транспортных средств.

Ответственность операторов почтовой связи (организаций почтовой связи и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг почтовой связи) перед пользователями услуг почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом установлена в ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи".

 

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

 

1. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона), в абз. 2 п. 1 ст. 1 комментируемого Закона указаны нормативные правовые акты, предусматривающие условия договора транспортной экспедиции: комментируемый Закон, другие федеральные законы или иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ГК РФ.

Право издания Правительством РФ постановлений закреплено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"*(29). Право Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, закреплено в п. 4 ст. 3 части первой ГК РФ: такие постановления Правительство РФ вправе принимать на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента РФ.

В статье 4 первоначальной редакции проекта комментируемого Закона предусматривалось принятие Генеральных условий экспедиционной деятельности, которые были определены как нормативный правовой акт, определяющий перечень и характеристики основных экспедиционных услуг и экспедиционных документов, условия и особенности выполнения операций, предусмотренных договором транспортной экспедиции, порядок выдачи экспедиторских поручений, а также другие условия оказания экспедиционных услуг.

Там же предусматривалось, что Генеральные условия экспедиционной деятельности утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, т.е. не самим Правительством РФ.

Предусмотренные в п. 1 комментируемой статьи Правила транспортно-экспедиционной деятельности Правительством РФ пока не утверждены. Остается надеяться, что с момента вступления в силу комментируемого Закона до утверждения Правительством РФ предусмотренных в нем Правил транспортно-экспедиционной деятельности пройдет гораздо меньше времени, чем ушло с момента вступления в силу части второй ГК РФ, в которой предусматривался комментируемый Закон (п. 3 ст. 801), до принятия этого Закона.

2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности, предусмотренные в п. 1 комментируемой статьи, призваны упорядочить положения ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности. По крайней мере, в части положений, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи: перечня экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требований к качеству экспедиционных услуг; порядка оказания экспедиционных услуг.

Судя по тому, что в комментируемой статье не говорится о Правилах транспортно-экспедиционной деятельности применительно к различным видам транспорта, стоит ожидать утверждения Правительством РФ унифицированных Правил транспортно-экспедиционной деятельности, т.е. единых для всех видов транспорта.

Как уже указывалось (см. комментарий к ст. 1 Закона), в настоящее время действуют в части, не противоречащей законодательству, следующие ведомственные нормативные правовые акты:

Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденные 6 февраля 1981 г. и представляющие собой разд. 27 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных 30 июля 1971 г.;

Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями, введенные в действие в соответствии с письмом Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 г. N С-405у/АК-7/ЦМ-180;

Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, введенные в действие в соответствии с указанием Министерства путей сообщения РФ от 6 декабря 1995 г. N С-932у;

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, утвержденные приказом Министерства гражданской авиации СССР от 16 января 1985 г. N 19.

Ниже рассмотрены положения перечисленных актов, регулирующие отношения в сфере транспортно-экспедиционной деятельности.

3. Автомобильный транспорт.

Правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (далее в настоящем пункте — Правила), как указано в их _ 1, регулируют порядок осуществления транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений-грузоотправителей и грузополучателей предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования (узловыми транспортно-экспедиционными предприятиями, транспортно-экспедиционными предприятиями, производственными объединениями (комбинатами) и др. (в Правилах именуются "Автотранспортные предприятия и организации").

В _ 2 Правил закреплено, что транспортно-экспедиционное обслуживание имеет целью выполнение для грузоотправителей и грузополучателей связанных с перевозкой грузов операций и услуг (транспортно-экспедиционных операций и услуг).