РД 31.1.02-04

Регистрация производится:

— в органах Госгортехнадзора России — перегрузочные машины, подлежащие регистрации согласно действующим Правилам Госгортехнадзора России;

— в отделе механизации порта — все перегрузочные машины, грузозахватные органы, а также относящиеся к перегрузочным машинам сосуды, работающие под давлением. Запись регистрации должна производиться в журнале (см. раздел 8) по форме 6 Приложения 14 на основании паспортов, в которые после регистрации записывается инвентарный номер, присвоенный машине;

— в подразделении, указанном в пункте 5.8.7, — грузозахватные приспособления;

— на инвентарном (такелажном) складе и грузовых складах — средства укрупнения.

7.1.2. Регистрацию и перерегистрацию кранов и перегружателей в органах Госгортехнадзора России производят в порядке и с представлением документации, предусмотренной Правилами Госгортехнадзора России по кранам.

7.1.3. Плавучие краны и другие плавучие перегрузочные машины после получения разрешения на ввод в эксплуатацию регистрируются в инспекции портового надзора.

7.1.4. Паровые котлы и сосуды, работающие под давлением, установленные на плавучих кранах и перегружателях, подлежат регистрации одновременно с ними в инспекции Российского морского регистра судоходства в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 1 "Правил классификации и постройки морских судов", часть Х "Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением".

7.1.5. Паровые котлы и сосуды, работающие под давлением, установленные на береговых перегрузочных машинах, регистрируются в органах Госгортехнадзора России в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

7.1.6. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и средства укрупнения после изготовления должны быть зарегистрированы в Журнале учета изготовленных грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (см. раздел 8) по форме 7 Приложения 14. Регистрацию осуществляет подразделение порта или специализированное предприятие, изготавливающее перечисленное в настоящем пункте оборудование.

7.1.7. Подъемно-транспортное оборудование подлежит снятию с регистрации на основании актов о списании или передачи другому владельцу. Снятие с регистрации машин, подконтрольных Госгортехнадзору России, производит инспекция Госгортехнадзора России по письменному заявлению владельца машин.

 

7.2. Разрешение на пуск в работу перегрузочного оборудования

 

7.2.1. Разрешение на пуск в работу вновь вводимых в эксплуатацию перегрузочных машин производится:

— береговых кранов и перегружателей — по Правилам Госгортехнадзора России по кранам;

— по перегрузочным машинам, не подконтрольным органам Госгортехнадзора России, — инженерно-техническим работником по надзору в порту на основании документации завода-изготовителя и результатов технического освидетельствования, проведенного после регистрации машины отделом механизации.

7.2.2. Разрешение на пуск в работу перегрузочной машины записывает в паспорт машины лицо, выдавшее разрешение.

7.2.3. Разрешение на эксплуатацию грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения после изготовления и ремонта выдает лицо, ответственное за их содержание в исправном состоянии, на основании документации, указанной в пунктах 5.7.3, 5.8.2 и 5.9.1, и результатов технического освидетельствования, выполненного на заводе-изготовителе (в мастерских), на предприятии, выполнившем ремонт или реконструкцию. Разрешение за подписью лица, выдавшего разрешение, заносится:

— для грузозахватных органов — в их паспорт;

— для грузозахватных приспособлений и средств укрупнения — в Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения (форма 8 Приложения 14).

 

8. Техническая документация

 

8.1. Для учета подъемно-транспортного оборудования и регистрации работ, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и надзором за ним, необходима следующая документация:

— паспорт для оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России берегового крана, котла, сосуда, работающего под давлением, составляют по форме, предусмотренной действующими Правилами Госгортехнадзора России;

— паспорт для перегрузочной машины, не подконтрольной Госгортехнадзору России, по форме завода-изготовителя или по форме, указанной в Приложении 12;

— паспорт грузозахватного органа, грузозахватного приспособления или средства укрупнения по форме, указанной в Приложении 13;

— вахтенный журнал перегрузочной машины по форме 1 Приложения 14;

— вахтенный журнал сменного механика по форме 2 Приложения 14;

— вахтенный журнал сменного аккумуляторщика по форме 3 Приложения 14;

— журнал группового механика (электромеханика) по форме 4 Приложения 14 для всех машин, включая портальные краны, но для последних рекомендуется журнал группового механика (электромеханика) портальных кранов по форме 5 Приложения 14;

— журнал регистрации перегрузочных машин порта по форме 6 Приложения 14;

— журнал учета изготовленных грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и средств укрупнения по форме 7 Приложения 14;

— журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и средств укрупнения по форме 8 Приложения 14;

— журнал формовки и контрольных циклов аккумуляторных батарей по форме 9 Приложения 14;

— журнал оператора СККН по форме, указанной в Приложении 17;

— журнал периодической проверки знаний докеров-механизаторов и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту по форме 10 Приложения 14, который заполняется квалификационной комиссией грузового района (порта) и хранится в порту в течение двух лет.

Техническая документация на ремонт перегрузочных машин ведется по формам, предусмотренным ПТЭ (см. раздел 11).

8.2. Паспорт перегрузочной машины является ее основным техническим документом и должен соответствовать требованиям ГОСТа 2.601-95 "ЕСКД. Эксплуатационные документы".

Наличие паспорта соответствующей формы обязательно:

— на перегрузочную машину, подконтрольную Госгортехнадзору России, по форме, предусмотренной Правилами Госгортехнадзора России по кранам;

— на перегрузочную машину, не подконтрольную Госгортехнадзору России, на грузозахватный орган, грузозахватное приспособление, средство укрупнения по форме завода-изготовителя, а при изготовлении на предприятиях морского флота — по форме, указанной в Приложениях 12 и 13.

Паспорта перегрузочных машин и грузозахватных органов должны храниться в группе механизации грузового района. Паспорта или акты ОТК предприятий-изготовителей на грузозахватные приспособления должны храниться в помещении специализированного подразделения, указанного в пункте 5.8.7, а на средства укрупнения — на складах грузовых районов.

В случае передачи грузоподъемного оборудования другому владельцу паспорт передают вместе с машиной. Паспорта подлежат хранению до списания оборудования.

 

9. Допуск к управлению и обслуживанию перегрузочных машин

и производство работ по перемещению грузов

 

9.1. Допуск к работе и проверка знаний докеров-механизаторов

и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту

 

9.1.1. К самостоятельному управлению перегрузочными машинами, техническому обслуживанию и ремонту перегрузочных машин, застропке и отстропке грузов, а также к работе сигнальщиком допускаются лица не моложе 18 лет при условии, что состояние их здоровья, устанавливаемое медицинским освидетельствованием (Приказ Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90), соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемой ими должности, обученные и аттестованные в соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора России по кранам и ПТЭ. Эти лица должны иметь удостоверение по форме, указанной в Приложении 4, на право:

— управления перегрузочными машинами определенного типа (краны: портальные, гусеничные и т.п.; погрузчики: автопогрузчики, электропогрузчики и др.);

— технического обслуживания и ремонта этих машин;

— работы сигнальщиком;

— застропки и отстропки грузов.

Во вкладышах к удостоверению должны быть указаны наименования машин, которыми докер-механизатор имеет право управлять (например, кран "Сокол"). При аттестации рабочих на право управления машинами, подконтрольными Госгортехнадзору России, присутствие в комиссии представителя Госгортехнадзора России обязательно, а при аттестации других рабочих, если не было специального требования о присутствии при аттестации, — не обязательно. Удостоверение на право управления машинами, подконтрольными Госгортехнадзору России, без штампа и подписи инспектора Госгортехнадзора России недействительно.

9.1.2. Рабочие по техническому обслуживанию и ремонту должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй. К самостоятельной работе по обслуживанию и ремонту электрооборудования допускаются только электромонтеры с квалификационной группой по электробезопасности не ниже третьей.

9.1.3. Периодическую и внеочередную проверку знаний рабочих, управляющих перегрузочными машинами, сигнальщиков, стропальщиков и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту совмещают с проверкой знаний по охране труда в соответствии с РД 31.87.03-95 "Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников предприятий, организаций и учреждений морского транспорта".

Проверка знаний рабочих, управляющих перегрузочными машинами, сигнальщиков, стропальщиков и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту проводится квалификационной комиссией:

— периодическая — не реже одного раза в год;

— внеочередная — при переходе из одного порта в другой;

— по требованию инженерно-технического работника по надзору в порту, инженера по охране труда или представителя администрации порта (района) при нарушении докером-механизатором или рабочим по техническому обслуживанию и ремонту производственных инструкций и требований охраны труда;

— по требованию инспектора Госгортехнадзора России или Государственного инспектора по охране труда.

Периодическая или внеочередная проверки знаний должны проводиться по всем специальностям в объеме соответствующих производственных инструкций и инструкций по охране труда. Участие инспектора Госгортехнадзора России в такой проверке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Проверка знаний докеров-механизаторов, управляющих перегрузочными машинами, рабочих по техническому обслуживанию и ремонту, имеющих квалификационную группу по электробезопасности, проводится в соответствии с указаниями Правил эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Руководители организаций, которые не являются владельцами кранов и в штате которых находятся крановщики, стропальщики, разрабатывают производственные инструкции, проводят периодические проверки знаний и оформляют приказы о допуске к работе указанного обслуживающего персонала. Производственные инструкции в этом случае согласовываются с владельцами кранов (собственником и временным владельцем).

Обязанность по своевременному направлению на проверку знаний докеров-механизаторов и рабочих по техническому обслуживанию и ремонту, а также других рабочих возлагается на руководителя подразделения, в штате которого находятся указанные рабочие.

При переводе рабочего, управляющего перегрузочной машиной, с одной перегрузочной машины на другую того же типа, но другой модели (например, при переводе с портального крана "Ганц" на портальный кран "Сокол"), а также после перерыва в работе по специальности более года администрация грузового района обязана обучить рабочего по сокращенной программе и обеспечить прохождение стажировки. После обучения проводится проверка знаний с оформлением протокола квалификационной комиссии на право управления данной моделью перегрузочной машины с соответствующей записью в журнале периодической проверки знаний, в удостоверении и во вкладыше к удостоверению докера-механизатора за подписью председателя комиссии.

Во время работы лица, управляющие перегрузочными машинами, и стропальщики должны иметь при себе удостоверение.

При переводе (переходе) из одного подразделения порта в другое или при командировании из одного порта в другой докера-механизатора или рабочего по техническому обслуживанию и ремонту проводится внеочередной инструктаж.

9.1.4. С целью контроля за сохранением у докера-механизатора навыков управления перегрузочными машинами в порту должен вестись учет количества смен, отработанных докером-механизатором на каждой из машин, указанной во вкладыше к удостоверению на право управления (см. пункт 9.1.1). Порядок контроля и учета, а также минимально необходимое число смен устанавливаются приказом по порту. В качестве минимально необходимого числа смен наработки рекомендуется назначать 40 — 20 смен в год в зависимости от модели машины, например, на портальном кране "Сокол" — 40 смен в год, а на портовом тягаче "Терберг" — 30 смен в год.

9.1.5. Результаты периодической или внеочередной проверки знаний оформляются квалификационной комиссией записью в журнале периодической проверки знаний по форме 10 Приложения 14.

9.1.6. Управление и обслуживание перегрузочной машины осуществляются в соответствии с эксплуатационной документацией, состав и содержание которой определяет ГОСТ 2.601-95 "ЕСКД. Эксплуатационные документы". Эксплуатационная документация (паспорт, инструкция по монтажу, инструкция по эксплуатации) разрабатывается, как правило, заводом-изготовителем машины. При отсутствии указанной документации в составе, поставляемой заводом, или ее не соответствии ГОСТу 2.601-95 она разрабатывается:

— для кранов — специализированной организацией в соответствии с требованиями Госгортехнадзора России;

— для других машин — портом или другой организацией по его поручению.

9.1.7. Допуск докера-механизатора к управлению перегрузочной машиной производится сменным механиком. При выдаче машины сменный механик обязан:

— проверить наличие у докера-механизатора удостоверения на право управления данной машиной и убедиться, что срок действия удостоверения не закончился;

— проинструктировать докера-механизатора по безопасным методам труда при техническом обслуживании и управлении машиной. При инструктаже должны быть учтены техническое состояние выдаваемой машины и особенности работы, на которую она выделяется;

— сделать запись о выдаче машины в вахтенном журнале сменного механика;

— взять у докера-механизатора вкладыш к удостоверению на право управления перегрузочными машинами, выдать рабочему ключ от машины и получить роспись рабочего в вахтенном журнале сменного механика.

Докер-механизатор при приемке машины производит проверку ее технического состояния, а по окончании работы сдает машину в соответствии с пунктом 5.2.6.

Допускается участие в выдаче и приемке машин рабочих по техническому обслуживанию и ремонту, которые работают под непосредственным руководством сменного механика.

9.1.8. Порядок выдачи и сдачи машин оформляется приказом по грузовому району.

9.1.9. Во время работы докеры-механизаторы заботятся о сохранности подъемно-транспортного оборудования и выполняют требования производственных инструкций, инструкций по безопасности труда, РТК, ВТИП.

 

9.2. Производство работ по перемещению грузов

перегрузочными машинами

 

9.2.1. Перемещение грузов с помощью перегрузочных машин производится под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов (в дальнейшем — производитель работ), назначенного приказом по порту из числа инженерно-технических работников: диспетчеров, стивидоров, старших стивидоров, начальников складов и их заместителей, сменных и групповых механиков и других инженерно-технических работников, бригадиров (звеньевых) после проверки знания ими соответствующих разделов Правил Госгортехнадзора России по кранам, ПТЭ, Правил охраны труда в морских портах, рабочей технологической документации (рабочих технологических карт, временных технологических инструкций по перегрузке, местных инструкций по типовым способам и приемам работ, инструкций по охране труда при производстве ПРР, инструкций по перегрузке опасных грузов), инструкций для докеров-механизаторов, инструкций по типовым способам и приемам погрузочно-разгрузочных работ на универсальных перегрузочных комплексах морских портов.

Назначение бригадиров (звеньевых) ответственными за безопасное производство работ по перемещению грузов производится в соответствии с Положением, которое должно быть разработано портом. По вопросу назначения бригадиров (звеньевых) производителями работ в разделе 2 Приложения 1 приведено разъяснение Госгортехнадзора России.

Проверку знаний производителей работ проводит комиссия согласно пункту 4.4.1 с последующим вручением удостоверения и Инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами в морских портах, составленной на основании Типовой инструкции, приведенной в Приложении 11, а также Типовой инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 18 октября 1993 г. N 37 (см. пункт 7.49, раздел 1 Приложения 1).

Периодическую проверку знаний производителей работ проводят один раз в три года комиссией предприятия в соответствии с пунктом 4.4.1.

Руководство и контроль за безопасным перемещением грузов при проведении технического обслуживания и ремонтных работ, а также при перемещении деталей оборудования и материалов на складах и в мастерских могут быть возложены на инженерно-технических работников механизации (сменных и групповых механиков, мастеров и др.), что указывается в удостоверении о проверке знаний (см. Приложение 3).

9.2.2. Подъем груза, масса которого неизвестна или вызывает сомнение, запрещен. Подъем такого груза может быть разрешен только лицом, ответственным за безопасное производство работ, после уточнения массы груза.

9.2.3. Включение механизмов перегрузочных машин при нахождении на них людей вне кабины управления не допускается. Исключение допускается для лиц, ведущих осмотр и регулирование механизмов и электрического оборудования. В этом случае включение механизмов должно осуществляться по сигналу старшего из числа проводящих осмотр и регулирование.

9.2.4. В кабине управления вместе с рабочим, управляющим перегрузочной машиной, могут находиться лица, проверяющие работу рабочего или машину, а также стажер или ученик при условии, что рабочий, управляющий перегрузочной машиной, назначен приказом по грузовому району руководителем стажировки или обучения.

9.2.5. Требования безопасности при производстве работ перегрузочными машинами, перегрузке грузов спаренными кранами, работе при ветре и другие приведены в "Правилах охраны труда в морских портах".

 

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2.12.22, а не пункт 4.9.17.

 

В дополнение к требованию относительно наличия на портальных кранах анемометров, приведенному в пункте 4.9.17 Правил Госгортехнадзора России по кранам, Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России разъясняет условия, при которых портальные краны, изготовленные до 01.01.93, могут эксплуатироваться без анемометров (см. раздел 2 Приложения 1). При наличии в порту таких кранов они перечисляются в приказе по порту, определяющем силу ветра, при которой работа кранов должна быть прекращена. Крановщик крана, имеющего анемометр, при срабатывании сигнала анемометра (сирена, звонок и т.п.) должен прекратить работу и доложить об этом бригадиру и сменному механику.

В дополнение к требованиям безопасности при производстве работ кранами, приведенным в Правилах Госгортехнадзора России по кранам, Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России разъясняет условия выполнения операций по подъему и опусканию груза на железнодорожную платформу или в полувагон (см. раздел 2 Приложения 1).

9.2.6. Работа перегрузочных машин, имеющих колеса с грузошинами, разрешается только на исправных асфальтовых, бетонных, дощатых и металлических покрытиях. Работа перегрузочных машин, имеющих колеса на пневматических шинах, разрешается также на покрытиях из обработанного камня (брусчатки) и на выровненных земляных площадках. Для выполнения штивки в трюмах судов допускается работа машин на пневмошинах по слою груза при условии, что машина не проваливается и не буксует. Способность машины двигаться по слою конкретного груза устанавливается экспериментально. В рабочей технологической карте порта на такую работу должны быть указаны допустимая высота откоса и другие условия охраны труда рабочего, управляющего машиной. Допускается работа перегрузочных машин на металлических фальш-пайолах, устанавливаемых в грузовых помещениях судов. Требования к размещению фальш-пайолов отражаются в местных инструкциях по типовым способам и приемам работ.

9.2.7. Работа портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков, портовых тягачей и ролл-трейлеров разрешается только на бетонных, сборных железобетонных или равных им по прочности покрытиях, рассчитанных согласно требованиям Норм технологического проектирования морских портов (РД 31.3.01.01-93). Переезды через выступающие рельсовые пути оборудуются устройствами, обеспечивающими по возможности наиболее плавное изменение профиля полосы движения по высоте.

9.2.8. В целях безопасной и рациональной работы портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и портовых тягачей на территории контейнерных пунктов должна быть нанесена разметка на покрытиях морского, железнодорожного и автомобильного грузовых фронтов, а также сортировочной площадки и склада комплектации контейнеров. Разметку необходимо производить несмывающейся, хорошо видимой при естественном и искусственном освещении краской либо специальными деталями, вмонтированными в покрытие территории, или другими способами. При этом положение контейнеров и ролл-трейлеров определяется внутренним контуром элементов разметки. Направление движения машин обозначают стрелками (прерывистыми линиями) по оси полосы движения. Места установки контейнеров и ролл-трейлеров размечают по углам ограничительными отрезками, образующими прямой угол, и арабскими цифрами так, чтобы водители портальных контейнеровозов, контейнерных автопогрузчиков и портовых тягачей их хорошо видели.

9.2.9. При работе портовых тягачей необходимо учитывать следующее:

а) возможность преодоления тягачом уклона на подъеме должна определяться указаниями фирменной документации. В случае их отсутствия значение предельного уклона, преодолеваемого поездом (тягачом и ролл-трейлерами с грузом), рекомендуется принимать по таблице 3;

 

Таблица 3

 

ДОПУСКАЕМЫЙ УКЛОН

 

+————————+————————————————-+

¦Тяговое усилие, кН (Тс)¦  Преодолеваемый уклон, %, при массе поезда, т   ¦
¦                       +———+———+———+———+———+

¦                       ¦   40    ¦   60    ¦   80    ¦   100   ¦   120   ¦
+————————+———++———+———+———+———+

¦100 (10)               ¦22      ¦¦14       ¦10       ¦ 7       ¦5        ¦
+————————+———++———+———+———+———+

¦120 (12)               ¦27      ¦¦17       ¦12       ¦ 9       ¦7        ¦
¦                       ¦        ++———+¦         ¦         ¦         ¦
+————————+———+———++———+———+———+

¦140 (14)               ¦32       ¦20      ¦¦15       ¦11       ¦9        ¦
+————————+———+———++———+———+———+

¦160 (16)               ¦39       ¦24      ¦¦17       ¦13       ¦10       ¦
¦                       ¦         ¦        ++———+¦         ¦         ¦
+————————+———+———+———++———+———+

¦180 (18)               ¦42       ¦27       ¦20      ¦¦15       ¦12       ¦
+————————+———+———+———++———+———+

¦200 (20)               ¦47       ¦30       ¦22      ¦¦17       ¦14       ¦
+————————+———+———+———++———+———+

 

Примечание: значение уклона выше и правее ступенчатой черты относится к обработке судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки.

 

б) на судах с горизонтальным способом погрузки-выгрузки транспортирование ролл-трейлеров для контейнеров типа "1С" с дорожным просветом менее 240 мм через перегибы пути до 10° допускается только при подъеме передней стойки на высоту не менее 300 мм. При транспортировании ролл-трейлеров следует руководствоваться указаниями фирменной документации в части преодолеваемого уклона. При отсутствии таких данных уклон не должен превышать 7°;

в) для сцепления с ролл-трейлером водитель должен подводить портовый тягач на скорости, обеспечивающей безопасность работы. Нижний клык гузнека при этом необходимо подводить к сцепному пазу прицепа до упора при максимально возможном совмещении продольных осей. Угол между этими осями перед сцепкой не должен быть более 10°;

г) износ грузового упора по высоте на клыке гузнека не должен превышать величины, необходимой для надежного транспортирования ролл-трейлера. Высота упора в месте контакта должна составлять не менее 10 и не более 15 мм;

д) наличие люфта в демпфирующем устройстве гузнека недопустимо. Усилие поворота должно быть отрегулировано в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

9.2.10. Порядок движения машин внутрипортового транспорта по территории порта и правила выезда этих машин за территорию порта должны быть разработаны портом и утверждены начальником порта.

 

9.3. Неисправности машин и грузозахватных приспособлений,

при которых работа должна быть прекращена

 

9.3.1. Работа кранов не допускается при:

а) истекшем сроке технического освидетельствования;

б) невыполнении предписаний органов Госгортехнадзора России, Госэнергонадзора России, Государственного инспектора труда и местного технического надзора;

в) износе канатов, цепей, выходящем за пределы допускаемых норм;

г) повреждении грузового, стрелового или вантового канатов, сходе канатов с блоков и барабанов;

д) повреждении подвески или крюка, износе крюка, выходящем за пределы допускаемых норм;

е) наличии трещин в металлоконструкции;

ж) неисправности тормозов или фрикционов;

з) появлении ненормальных шумов в механизмах;

и) неисправности механизмов подъема груза, изменения вылета стрелы или поворота, неисправных или выведенных из действия конечных выключателях, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и других приборов безопасности;

к) нагреве электрооборудования свыше допустимой температуры;

л) неоднократном срабатывании электрической защиты или ее повреждении;

м) нарушении системы (цепи) заземления;

н) неисправности или отклонении свыше допустимых норм допусков на укладку крановых путей;

о) падении и повышении напряжения сверх допустимой величины;

п) неисправности рельсовых захватов;

р) отсутствии или неисправности предохранительного замка на грузовом крюке;

с) других неисправностях, угрожающих безопасной работе людей.

9.3.2. Работа машин внутрипортового транспорта не допускается при истекших сроках технического освидетельствования и при следующих неисправностях:

а) тормоза: рабочий тормоз не обеспечивает равномерного затормаживания колес; не обеспечивается эффективность торможения, установленная заводской инструкцией; нарушена герметичность системы пневматических тормозов, что вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более 0,1 МПа (1 кгс/кв. см) в час; подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов; не работает манометр системы пневматических тормозов; компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов; рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством; стояночный тормоз не удерживает машину независимо от условий ее загрузки на подъеме или спуске с уклоном 16°;

б) рулевого управления: величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводом-изготовителем. Если эта норма не установлена, люфт, замеренный по ободу рулевого колеса, не должен превышать 25°; затруднено вращение рулевого колеса; не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились либо повреждены детали рулевого управления; неисправен гидроусилитель руля;

в) колес и шин: протектор шины имеет остаточную высоту рисунка менее 1,0 мм, шина имеет сквозное повреждение или разрыв нитей корда, колесо ненадежно закреплено на ступице;

г) двигателя и трансмиссии: подтекает топливо из системы питания, неисправен или отсутствует глушитель, не включаются или самопроизвольно выключаются передачи, поврежден или вибрирует карданный вал, загазованность в кабине водителя;

д) внешних световых приборов: неисправны или отсутствуют предусмотренные заводом-изготовителем внешние световые приборы;

е) кабины, дополнительного оборудования, сигнализации: отсутствует или неправильно установлено предусмотренное конструкцией машины зеркало заднего вида, неисправен звуковой сигнал, неисправны замки дверей кабины, отсутствует предусмотренный конструкцией грязезащитный фартук колес;

ж) электрооборудования: аккумулятор разряжен свыше нормы, перегревается или искрит электрооборудование, неисправны защитные и блокировочные устройства, неисправны либо не отрегулированы ограничители;

з) гидравлической системы и грузоподъемника: подтекание рабочей жидкости, признаки попадания воздуха в гидросистему, падение давления рабочей жидкости ниже нормы, наличие трещин, повреждений сварных швов и другие видимые дефекты рамы и каретки грузоподъемника.

9.3.3. Работа контейнерных перегружателей и козловых контейнерных кранов не допускается при:

а) неисправностях, указанных в пункте 9.3.1;

б) отказе в работе стопоров выдвижных консолей телескопического контейнерного захвата;

в) заклинивании приводов конечных выключателей, срабатывающих при нахождении штыков в угловых фитингах;

г) наличии остаточной деформации изгиба штыков контейнерных захватов, а также трещин, надрывов и волосовин на поверхности штыков;

д) отказе звуковой и световой сигнализации, речевой связи.

9.3.4. Работа портальных контейнеровозов, контейнерных погрузчиков и портовых тягачей не допускается при:

а) неисправностях, указанных в пункте 9.3.2;

б) износе цепных передач, направляющих и катков грузоподъемника свыше допустимых норм, приведенных в пункте 3.5 Приложения 19;

в) повреждениях, деформации элементов рамы контейнерного захвата, влекущих за собой потерю прочности или изменение контрольных размеров, соответствующих межфитинговым расстояниям контейнеров;

г) неисправности штыковых замков (см. пункт 9.3.3 "г");

д) неисправности системы блокировки и сигнализации положения поворотных штыковых замков контейнерного захвата перед вводом в фитинги контейнера и под грузом;

е) неисправности гидросистемы, вызывающей самопроизвольное опускание контейнерного захвата с грузом со скоростью, превышающей указанную в фирменной документации. При отсутствии таких данных скорость опускания захвата не должна превышать 3 мм/мин.;

ж) нарушении работы педали малых перемещений машины;

з) неисправности амортизаторов (демпферов) подвески ходовых колес и контейнерного захвата.

9.3.5. Работа грузозахватных приспособлений должна быть прекращена в случае следующих неисправностей:

а) износ канатов, цепей, пальцев, осей, скоб, выходящий за пределы допусков;

б) трещины в корпусе приспособления и других элементах его металлоконструкции;

в) заклинивание шарнирных соединений;

г) сход каната с блока и защемление его между блоками и корпусом приспособления;

д) отрывы, вырывы и другие повреждения фрикционных накладок, контактирующих с грузом;

е) отказ в работе привода грузозахвата;

ж) изменение контрольных размеров грузозахвата;

з) отсутствие направляющих упоров; поломка или заклинивание пружинных элементов.

Дефектация блоков, цепей, пальцев, осей, скоб, крюков производится в соответствии с Приложением 19.

Работа грузозахватных приспособлений не допускается при истекшем сроке периодического осмотра, отсутствии или неполной маркировке и при невыполнении предписаний органов Госгортехнадзора России и местного технического надзора.

 

10. Особенности технической эксплуатации

машин специализированных конвейерных комплексов

для навалочных грузов

 

10.1. Работа и управление машинами специализированных

конвейерных комплексов для навалочных грузов

 

10.1.1. Все перегрузочные машины на рельсовом ходу по окончании работы устанавливаются на противоугонные устройства, а их рабочие органы — в нерабочее положение в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации, обеспечивающих возможность осмотра, безопасной стоянки и работы других машин. При отсутствии соответствующих требований в заводской (фирменной) документации необходимо установить:

— стрелу реклаймера — в горизонтальной плоскости под углом 15 — 20° от оси складского конвейера, а роторный захват опереть, не оставляя его на весу;

— стрелу стакера — в горизонтальной плоскости в опущенном положении под углом 15 — 20° от оси складского конвейера;

— стрелу (консоль) судовой погрузочной машины — в максимально поднятом (втянутом) положении. При этом передвижная тележка телескопической трубы должна отгоняться в крайнее заднее положение, а телескопическая труба полностью втягиваться.

10.1.2. Система централизации и блокировки (далее — СЦБ) на участке разгрузки вагонов эксплуатируется в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации. При отсутствии таких требований следует руководствоваться положениями Инструкции по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки.

10.1.3. Механизированные и автоматизированные устройства на путях откатки, а также железнодорожные пути должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации. При отсутствии таких требований следует руководствоваться положениями Инструкции по техническому обслуживанию устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок, Инструкции по техническому содержанию клещевидно-весовых вагонных замедлителей типа КВ-62М, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути.

10.1.4. Размораживающие устройства эксплуатируются в соответствии с требованиями Типовой инструкции по обслуживанию конвективных и комбинированных размораживающих устройств (тепляков) на тепловых электростанциях.

10.1.5. Оборудование для заливки масла в буксы в пунктах технического осмотра железнодорожных вагонов эксплуатируется в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации, а также Инструкции по ремонту и обслуживанию букс вагонов с подшипниками скольжения, Правил технической эксплуатации металлических резервуаров и инструкции по их ремонту.

10.1.6. Кусковатость смерзшегося и слежавшегося груза в случае необходимости его перегрузки на специализированные конвейерные комплексы для навалочных грузов (далее — СККН) должна быть в пределах, допускаемых требованиями заводской (фирменной) документации на перегрузочные машины. При несоблюдении этого условия работа машин должна быть прекращена.

 

10.2. Неисправности, при которых работа перегрузочных

машин СККН должна быть прекращена

 

10.2.1. Работа конвейеров не допускается при:

а) истекшем сроке технического освидетельствования;

б) возникновении неисправностей, аналогичных указанным в пункте 9.3.1;

в) продольном порыве ленты длиной более 200 мм, при пробоине размером более 50 х 50 мм;

г) пробуксовке ленты на приводных барабанах;

д) неисправности натяжных устройств (например, заедании балласта, сходе с рельсов натяжной тележки, износе канатов, цепей, выходящем за пределы допускаемых норм, сходе канатов с блоков);

е) неисправности роликовых опор грузовой и холостой ветвей;

ж) неисправности тормозов и устройств аварийной остановки;

з) неисправности устройств по очистке ленты;

и) неисправности громкоговорящей связи и сигнализации о запуске конвейеров;

к) неисправности реле скорости, датчиков завала, фотореле и других элементов автоматизации и контроля.

10.2.2. Работа стакера, реклаймера, кратцер-крана, машины МВС и судовой погрузочной машины не допускается при:

а) возникновении неисправностей, аналогичных указанным в пункте 10.2.1;

б) неисправности клапанов предельного давления, измерительных приборов гидросистем и гидропривода роторного колеса реклаймера;

в) неисправности звуковой сигнализации;

г) сломанных зубьях ковшей роторного колеса реклаймера, деформированных пластинах и скребках кратцер-крана, витков спиралей и режущих зубцов шнеков;

д) неисправности устройства выравнивания хода кратцер-крана;

е) неисправности привода выдвижения телескопической трубы судовой погрузочной машины.

10.2.3. Работа вагоноопрокидывателя, электротележки-толкателя и маневрового устройства не допускается при:

а) возникновении неисправностей, аналогичных указанным в пункте 9.3.1;

б) повреждении стенок разгружаемых вагонов, неисправностях их ходовой части и сцепок;

в) неисправностях приводной системы зажимов;

г) заедании платформы при опрокидывании;

д) неисправности световой и звуковой сигнализации;

е) других неисправностях, указанных в заводской (фирменной) документации, угрожающих безаварийной работе вагоноопрокидывателя, электротележки-толкателя, маневрового устройства и безопасной работе людей.

10.2.4. Работа маршрутов <5> не допускается при:

а) неисправностях любой из перегрузочных машин, составляющих маршрут, перечисленных в пунктах 10.2.1, 10.2.2 и 10.2.3;

б) невозможности осуществить последовательный запуск или остановку маршрута;

в) неисправностях системы централизованного управления машинами в ЦПУ;

г) неисправностях системы оповещения и связи с машинами;

д) других неисправностях, указанных в заводской (фирменной) документации.

———————————

<5> Здесь и далее под маршрутом понимается группа технологически связанных машин СККН.

 

10.3. Техническое обслуживание перегрузочных машин СККН

 

10.3.1. Периодическое техническое обслуживание перегрузочных машин должно состоять из ТО-1 и ТО-2. Состав и периодичность ТО-1 приведены в пункте 5.2.2.

10.3.2. В состав ТО-2 входят следующие работы:

а) проверка технического состояния составных частей перегрузочной машины в объеме проверок при ТО-1 и опробование их в работе;

б) замена быстроизнашивающихся деталей: отдельных роликов, устройств по очистке лент конвейеров, футеровочных листов пересыпных устройств, других деталей и оборудования машин.

10.3.3. Примерный состав проверочных работ при периодическом техническом обслуживании составных частей перегрузочных машин приведен в Приложении 16 и включает только работы, специфичные для перегрузочных машин СККН. Состав проверочных работ при периодическом техническом обслуживании этих машин должен уточняться портами с учетом требований заводской (фирменной) документации.

10.3.4. Техническое состояние отдельных элементов перегрузочных машин оценивается по соответствию требованиям заводской (фирменной) документации, а при отсутствии указанных требований допускается использовать соответствующие нормы дефектации, приведенные в Приложении 19.

10.3.5. Для сокращения сроков простоя перегрузочных машин следует выводить на ТО группы технологически связанных перегрузочных машин.

10.3.6. Периодичность и продолжительность выполнения ТО-2 маршрутов такие же, как для кранов и перегружателей в соответствии с пунктом 5.2.1.

 

10.4. Технический надзор и техническое освидетельствование

 

10.4.1. Технический надзор за содержанием машин СККН должен производиться в соответствии с указаниями раздела VI.

10.4.2. Дополнительно к перечисленным в пункте 6.1.4 ответственными по надзору в порту назначаются:

— за безопасной эксплуатацией рельсовых путей сбрасывающих тележек, пути которых установлены на раме металлоконструкции конвейера, — инженерно-технические работники отдела механизации;

— за исправностью и безопасной эксплуатацией телефонной и громкоговорящей связи, системы промышленного телевидения — инженерно-технические работники участка связи порта или специализированного предприятия.

10.4.3. Технический надзор за исправностью и безопасной эксплуатацией систем вентиляции и аспирации осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа 12.4.021-75 "ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования".

10.4.4. При укладке и содержании рельсового пути передвижных конвейеров и сбрасывающих тележек на конвейерах выдерживаются допуски, указанные в таблице 4.

 

Таблица 4

 

ДОПУСКИ НА УКЛАДКУ И ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ

ПЕРЕДВИЖНЫХ КОНВЕЙЕРОВ И СБРАСЫВАЮЩИХ ТЕЛЕЖЕК, ММ

 

+—————————————-+———————————+

¦              Виды допусков             ¦        Величина допуска        ¦
¦                                        +—————+—————-+

¦                                        ¦  при укладке  ¦при эксплуатации¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦Отклонение от прямолинейности на 1 м    ¦2              ¦3               ¦
¦длины рельсового пути                   ¦               ¦                ¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦То же на 25 м длины рельсового пути     ¦15             ¦20              ¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦Отклонение от номинальной ширины колеи  ¦10             ¦15              ¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦Разность отметок головок рельсов в одном¦10             ¦15              ¦
¦поперечном сечении                      ¦               ¦                ¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦Зазор в стыках рельсов                  ¦4              ¦4               ¦
+—————————————-+—————+—————-+

¦Взаимное смещение торцов стыкуемых      ¦2              ¦2               ¦
¦рельсов в плане и по высоте             ¦               ¦                ¦
+—————————————-+—————+—————-+

 

10.4.5. Виды технических освидетельствований соответствуют указаниям, изложенным в пункте 6.4.3.

10.4.6. При техническом освидетельствовании перегрузочные машины подвергаются осмотру, опробованию вхолостую и под нагрузкой.

10.4.7. При опробовании перегрузочной машины вхолостую проверяется работа:

— каждого механизма машины в отдельности путем раздельного включения соответствующих приводов;

— тормозных устройств всех механизмов;

— всех механизмов, устройств и блокировок, обеспечивающих безопасную работу машины: конечных выключателей всех механизмов, сигнальной аппаратуры, аварийного выключателя и аварийных кнопок и других.

10.4.8. При опробовании вхолостую перегрузочной машины на рельсовом ходу выполняются следующие рабочие циклы на минимальной и максимальной скоростях:

— подъем и опускание стрелы на всю высоту подъема (выдвижение консоли на всю длину) до срабатывания конечных выключателей;

— передвижение машины на расстояние не менее 50 м в оба конца;

— вращение поворотной части на максимально возможный угол в обе стороны;

— раскрытие и закрытие противоугонных устройств.

10.4.9. При опробовании вхолостую отдельных механизмов перегрузочной машины их технические характеристики должны соответствовать требованиям заводской (фирменной) документации. Кроме индивидуального опробования отдельных механизмов производится опробование перегрузочной машины вхолостую при совмещении движений механизмов, оговоренных в заводской (фирменной) документации. При этом проверяется блокировка механизмов.

10.4.10. По окончании опробования вхолостую перегрузочная машина подвергается опробованию в составе маршрута как вхолостую, так и под нагрузкой. Опробование перегрузочной машины под нагрузкой следует производить при работе с максимальной производительностью.

10.4.11. Порядок опробования в работе, а также состав регулировочных работ должны уточняться с учетом указаний заводской (фирменной) документации.

 

10.5. Особенности технического освидетельствования конвейера

 

10.5.1. При техническом освидетельствовании конвейера должны проверяться очистные устройства, бункеры с нагревателями и вибраторами, пересыпные станции, питатели, улавливатели посторонних предметов.

10.5.2. Опробование конвейера вхолостую и под нагрузкой необходимо производить при минимальной и максимальной скоростях движения ленты.

10.5.3. При опробовании конвейера вхолостую и под нагрузкой необходимо проверить выдержку времени включения каждого последующего конвейера. Выдержка времени, необходимая для разгона тягового органа предыдущего конвейера, должна соответствовать данным, приведенным в заводской (фирменной) документации на СККН.

10.5.4. При опробовании вхолостую и под нагрузкой ленточного конвейера проверяются установка роликоопор, положение ленты на барабанах и роликах в движении, ход натяжной станции, работа тормоза и рельсовых захватов сбрасывающей тележки, работа блокировки, реле скорости, датчиков завала, сигнализации при запуске. Величина схода ленты в поперечном направлении, запас хода барабана натяжной станции должны соответствовать указаниям заводской (фирменной) технической документации. При отсутствии таких данных величина схода ленты в сторону не должна превышать 40 мм при условии отсутствия касания металлоконструкции, а запас хода барабана в сторону груза или натяжного винта должен быть не менее 2/3 длины общего перемещения барабана.

10.5.5. При опробовании вхолостую и под нагрузкой скребкового конвейера кратцер-крана пластины цепей не должны касаться боковых поверхностей зубьев звездочек, а втулки должны скользить по направляющим без зазора.

10.5.6. Опробование вхолостую и под нагрузкой ленточных и пластинчатых питателей следует производить по аналогии с соответствующими конвейерами. При опробовании под нагрузкой вибрационного питателя он должен обеспечивать заданную производительность на соответствующих режимах работы.

10.5.7. Время опробования вхолостую и под нагрузкой (в составе маршрута) конвейеров и питателей приведено в таблице 5.

 

Таблица 5

 

ВРЕМЯ ОПРОБОВАНИЯ ВХОЛОСТУЮ И ПОД НАГРУЗКОЙ КОНВЕЙЕРОВ,

ПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ УСТРОЙСТВ, ЧАСЫ

 

+———————————————+—————————-+

¦          Тип перегрузочной машины          ¦     Время опробования      ¦
¦                                            +————-+—————+

¦                                            ¦  вхолостую  ¦под нагрузкой ¦
+———————————————+————-+—————+

¦Конвейер с зачистным устройством, пересыпной¦1            ¦1             ¦
¦станцией, бункером, нагревателем, вибратором¦             ¦              ¦
+———————————————+————-+—————+

¦Питатель ленточный, пластинчатый, лопастной ¦0,5          ¦0,5           ¦
+———————————————+————-+—————+

 

10.6. Особенности технического освидетельствования

реклаймера и стакера

 

10.6.1. При опробовании вхолостую выполняются рабочие циклы, указанные в пункте 10.4.8, и проверяются: звуковой сигнал, реле скорости, подогрев гидрожидкости (в зимнее время), датчики завала бункеров. У реклаймера проверяется привод роторного колеса. Проверка выполняется включением вращения роторного колеса на максимальной и минимальной скоростях.

10.6.2. При опробовании под нагрузкой проверяются тормоза механизмов:

— подъема стрелы — должен удерживать стрелу с загруженным конвейером и роторным колесом в любом положении на всем диапазоне изменения высоты подъема;

— поворота — должен затормаживать поворотную часть при любом возможном угле поворота за время, указанное в инструкции по эксплуатации;

— передвижения — должен осуществлять остановку реклаймера при включении торможения при движении на наибольшей скорости на длине пути, указанном в инструкции по эксплуатации.

10.6.3. Особенности технического освидетельствования ленточных конвейеров реклаймера и стакера приведены в подразделе 10.5.

10.6.4. Время опробования реклаймера под нагрузкой в составе маршрута должно быть не менее 1 ч.

 

10.7. Особенности технического освидетельствования

судовой погрузочной машины

 

10.7.1. При опробовании судовой погрузочной машины вхолостую выполняются рабочие циклы, указанные в пункте 10.4.8, а также проверяются механизмы:

— передвижения грузовой тележки телескопической трубы путем передвижения тележки на всю длину пролета в оба конца;

— выдвижения телескопической трубы путем выдвижения на всю высоту подъема и поднятия телескопической трубы.

10.7.2. При опробовании судовой погрузочной машины под нагрузкой тормоз механизма передвижения грузовой тележки телескопической трубы должен обеспечивать торможение тележки в любом месте по всей длине пролета.

Тормоз механизма выдвижения телескопической трубы должен обеспечивать торможение и удержание секций трубы в любом месте по высоте. Порядок опробования следующий: стрелу устанавливают в горизонтальное положение и последовательно передвигают грузовую тележку телескопической трубы с остановками, во время которых опускают и поднимают секции телескопической трубы.

Порядок опробования тормозов остальных механизмов судовой погрузочной машины аналогичен порядку опробования тормозов соответствующих механизмов реклаймера (см. пункт 10.6.2). Особенности технического освидетельствования ленточных конвейеров судовой погрузочной машины приведены в подразделе 10.5.

10.7.3. Время опробования судопогрузочной машины под нагрузкой в составе маршрута должно быть не менее 1 ч.

 

10.8. Особенности технического освидетельствования

кратцер-крана

 

10.8.1. При опробовании кратцер-крана под нагрузкой тормоз механизма подъема главной (вспомогательной) стрелы должен удерживать ее в любом положении и не препятствовать плавному опусканию. Порядок опробования следующий: стрелу поднимают на максимально возможную высоту подъема, затем опускают с остановками через каждые 1,5 — 2 м. Тормоз механизма передвижения должен производить торможение кратцер-крана в любом месте рельсового пути, не вызывая перекоса портала и заклинивания ходовых колес.

10.8.2. Особенности технического освидетельствования скребковых конвейеров кратцер-крана приведены в подразделе 10.5.

10.8.3. Время опробования кратцер-крана под нагрузкой в составе маршрута должно быть не менее 1 ч.

 

10.9. Особенности технического освидетельствования машин

и устройств для разгрузки вагонов

 

10.9.1. Перечень осматриваемого оборудования, машин и устройств для разгрузки вагонов (вагоноопрокидыватели, устройства для разгрузки вагонов-хопперов, устройства дробления груза, накатки-откатки вагонов, машины МВС и др.) составляется в порту с учетом конструктивных особенностей машин и устройств для разгрузки вагонов.

10.9.2. При опробовании машин и устройств для разгрузки вагонов вхолостую выполняются следующие циклы:

— вращение вагоноопрокидывателя без установки в нем вагона;

— передвижение электротележки-толкателя по максимально возможной длине путей надвига;

— передвижение маневрового устройства для сбора вагонов по максимально возможной длине путей откатки;

— передвижение машины МВС на расстояние не менее 2 м вперед и назад;

— подъем отгружающего конвейера и шнеков на всю высоту подъема;

— вращение поворотной части на максимальный угол в обе стороны.

10.9.3. Опробование машин и устройств для разгрузки вагонов под нагрузкой в составе маршрута производится в 2 этапа:

— опрокидыванием порожних вагонов;

— опрокидыванием не менее четырех груженых вагонов.

После опробования под нагрузкой замеренная разница в уровнях головок рельсов платформы вагоноопрокидывателя с подводящими путями должна соответствовать требованиям заводской (фирменной) документации. При отсутствии таких данных разница в уровнях не должна превышать 5 мм.

10.9.4. Техническое освидетельствование механизированных и автоматизированных устройств на путях откатки, а также на железнодорожных путях должно проводиться в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации. При отсутствии таких требований следует руководствоваться положениями, указанными в пункте 10.1.3.

10.9.5. Техническое освидетельствование системы централизации и блокировки (СЦБ) осуществляется в соответствии с требованиями заводской (фирменной) документации. При отсутствии таких требований следует руководствоваться указаниями, изложенными в пункте 10.1.2.

 

10.10. Техническая документация СККН

 

10.10.1. Состав технической документации определяется указаниями раздела 8.

10.10.2. В дополнение к документации, перечисленной в разделе 8, ведется вахтенный журнал оператора специализированного комплекса для навалочных грузов. Форма журнала приведена в Приложении 17.

 

11. Ремонт портовых перегрузочных машин

 

11.1. Основные положения

 

11.1.1. При организации ремонта портового подъемно-транспортного оборудования следует предусматривать:

— использование прогрессивных методов ремонта;

— целесообразную структуру ремонтного цикла, разработанную на основе опыта работы портов;

— распределение ремонтных работ в зависимости от их объема и характера по видам ремонта;

— вывод машин из эксплуатации для ремонта в обязательном порядке в соответствии с планом-графиком ремонта, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 11.7.10;

— выполнение очередного ремонта в объеме, обеспечивающем работоспособность подъемно-транспортного оборудования в течение всего межремонтного периода;

— планирование ремонтных работ, изготовление запасных частей;

— удовлетворение потребности в материалах;

— подготовку восстановленных запасных частей и агрегатов к началу ремонта.

11.1.2. Совершенствование организации ремонта имеет целью минимизацию суммарных затрат, слагающихся из затрат на ремонт и экономических потерь, вызванных отказами перегрузочных машин, и обеспечивается за счет:

— повышения качества технического обслуживания, применения методов и средств технической диагностики;

— снижения трудоемкости ремонтных работ и повышения их качества в результате совершенствования технологии ремонта, механизации ручных процессов, обеспечения запасными частями.

11.1.3. Проведение плановых ремонтов осуществляется после переработки определенного количества груза или после наработки определенного числа машино-часов, или через установленный интервал времени.

 

11.2. Виды плановых ремонтов

 

11.2.1. Плановые ремонты перегрузочных машин подразделяются на два вида: текущий (далее — Т) и капитальный (далее — К). Характеристика ремонтов и состав ремонтной документации определяются ГОСТом 2.602-95 "ЕСКД. Ремонтные документы". Для кранов, отработавших нормативный срок, введены два новых вида планового ремонта (см. раздел 3, таблица 1): капитально-восстановительный и полнокомплектный.

11.2.2. Формы технической документации по ремонту приведены в Приложении 18.

11.2.3. В состав работ по ремонту перегрузочных машин входят:

— очистка, мойка, разборка, дефектация сборочных единиц и деталей;

— замена изношенных деталей и сборочных единиц;

— сборка, регулирование, испытание отдельных составных частей и перегрузочной машины в целом, окраска.

Ремонтные работы включают в себя также различные виды восстановления изношенных деталей.

 

11.3. Ремонтные циклы и периодичность ремонта

 

11.3.1. Схемы ремонтных циклов для перегрузочных машин морских портов приведены в таблице 6.

 

Таблица 6

 

РЕМОНТНЫЕ ЦИКЛЫ

 

+———————————+——————————+

¦       Перегрузочные машины      ¦    Схемы ремонтного цикла    ¦
+———————————+——————————+

¦Краны и перегружатели всех типов ¦ Кi  т1  т2  т3  т4  т5  Кi+1 ¦
¦                                 ¦  +—+—+—+—+—+—-+  ¦
+———————————+——————————+

¦Машины внутрипортовой механизации¦     Кi  т1  т2  т3  Кi+1     ¦
¦                                 ¦      +—+—+—+—-+      ¦
+———————————+——————————+

 

Примечание: индексы, соответствующие категориям ремонтов, указываются:

по текущему ремонту — в пределах ремонтного цикла; по капитальному ремонту — в порядковом исчислении с момента ввода машины в эксплуатацию.

 

11.3.2. Периодичность ремонта кранов всех типов приведена в таблице 7 и определяется наработкой в тоннах переработанного груза или в машино-часах. При наличии в заводской документации машины указаний по периодичности ремонта, отличающейся от приведенных в этой и других таблицах данного раздела, следует принимать заводские указания.

 

Таблица 7

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА КРАНОВ И ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ

 

+————-+————+———+—————————————————————————————+

¦  Тип крана, ¦Номинальная¦ Единица ¦                               Вид перегружаемого груза                                ¦
¦перегружателя¦грузоподъ- ¦измерения+———————+———————+——————————————-+

¦             ¦емность, т ¦         ¦       штучный       ¦     навалочный      ¦                 лесной                    ¦
¦             ¦           ¦         +———————+———————+——————————————-+

¦             ¦           ¦         ¦                                   вид ремонта                                         ¦
¦             ¦           ¦         +———+————+———+————+——————-+————————+

¦             ¦           ¦         ¦   Т     ¦    К      ¦   Т     ¦    К      ¦         Т         ¦           К           ¦
¦             ¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           +———+———+————+————+

¦             ¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           ¦   при   ¦   при   ¦    при    ¦    при    ¦
¦             ¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           ¦ работе  ¦ работе  ¦  работе   ¦  работе   ¦
¦             ¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           ¦ крюком  ¦грейфером¦  крюком   ¦ грейфером ¦
¦             ¦           ¦         +———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦           ¦         ¦                                   Наработка                                           ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Портальный,  ¦До 6       ¦тыс. тонн¦140 — 150¦840 — 900  ¦210 — 290¦1260 — 1740¦140 — 150¦160 — 210¦840 — 900  ¦960 — 1260 ¦
¦полупорталь- ¦включит.   ¦машино-ч ¦4165     ¦25000      ¦2700     ¦16200      ¦4165     ¦3000     ¦25000      ¦18000      ¦
¦ный, мосто-  +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦кабельный    ¦Свыше 6    ¦тыс. тонн¦185 — 205¦1080 — 1230¦470 — 590¦2820 — 3540¦185 — 205¦210 — 270¦1080 — 1230¦1260 — 1620¦
¦             ¦до 10 вкл. ¦машино-ч ¦4165     ¦25000      ¦2400     ¦14400      ¦4165     ¦3000     ¦25000      ¦18000      ¦
¦             +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Свыше 10   ¦тыс. тонн¦225 — 255¦1350 — 1530¦590 — 750¦3540 — 4500¦225 — 255¦250 — 320¦1350 — 1530¦1500 — 1980¦
¦             ¦до 16 вкл. ¦машино-ч ¦4165     ¦25000      ¦2350     ¦14100      ¦4165     ¦3000     ¦25000      ¦18000      ¦
¦             +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Свыше 16   ¦тыс. тонн¦250 — 280¦1500 — 1680¦750 — 825¦4500 — 4950¦250 — 280¦320 — 350¦1500 — 1680¦1920 — 2100¦
¦             ¦           ¦машино-ч ¦4165     ¦25000      ¦2400     ¦14400      ¦4165     ¦3000     ¦25000      ¦18000      ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Мостовой     ¦Любая      ¦тыс. тонн¦80 — 90  ¦489 — 540  ¦160 — 190¦960 — 1140 ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦             ¦           ¦машино-ч ¦2660     ¦16000      ¦1330     ¦7980       ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Плавучий     ¦До 10      ¦тыс. тонн¦100 — 110¦600 — 660  ¦230 — 280¦1380 — 1660¦100 — 110¦115 — 140¦600 — 660  ¦690 — 780  ¦
¦             ¦включит.   ¦машино-ч ¦3600     ¦21600      ¦2330     ¦13980      ¦3600     ¦3600     ¦21600      ¦1600       ¦
¦             +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Св. 10     ¦тыс. тонн¦120 — 170¦720 — 1020 ¦350 — 470¦2100 — 2820¦120 — 170¦145 — 200¦720 — 1020 ¦870 — 1200 ¦
¦             ¦до 16 вкл. ¦машино-ч ¦3600     ¦21600      ¦2330     ¦13980      ¦3600     ¦3600     ¦21600      ¦1600       ¦
¦             +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Свыше 16   ¦тыс. тонн¦-        ¦-          ¦-        ¦-          ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦             ¦           ¦машино-ч ¦3600     ¦21600      ¦2330     ¦13980      ¦3600     ¦3600     ¦21600      ¦1600       ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Гусеничный   ¦До 10      ¦тыс. тонн¦100 — 125¦600 — 750  ¦185 — 220¦1100 — 1300¦100 — 125¦-        ¦600 — 750  ¦-          ¦
¦             ¦включит.   ¦машино-ч ¦2100     ¦12600      ¦2100     ¦12600      ¦2100     ¦-        ¦12600      ¦-          ¦
¦             +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Свыше 10   ¦тыс. тонн¦150 — 175¦700 — 850  ¦200 — 260¦1100 — 1600¦150 — 175¦-        ¦700 — 850  ¦-          ¦
¦             ¦           ¦машино-ч ¦2100     ¦12600      ¦2100     ¦12600      ¦2100     ¦-        ¦12600      ¦-          ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Автомобильный¦До 10      ¦тыс. тонн¦60 — 90  ¦360 — 540  ¦145 — 180¦870 — 1080 ¦60 — 90  ¦-        ¦360 — 540  ¦-          ¦
¦и пневмоко-  ¦включит.   ¦машино-ч ¦1500     ¦9000       ¦1500     ¦9000       ¦1500     ¦-        ¦9000       ¦-          ¦
¦лесный       +————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦             ¦Свыше 10   ¦тыс. тонн¦90 — 120 ¦540 — 720  ¦210 — 265¦1260 — 1590¦90 — 120 ¦-        ¦540 — 720  ¦-          ¦
¦             ¦           ¦машино-ч ¦1500     ¦9000       ¦1500     ¦9000       ¦1500     ¦-        ¦9000       ¦-          ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Конт.        ¦Любая      ¦тыс. тонн¦200 — 220¦1200 — 1320¦-        ¦-          ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦причальный   ¦           ¦машино-ч ¦2200     ¦13200      ¦-        ¦-          ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦перегружатель¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           ¦         ¦         ¦           ¦           ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

¦Козловой кран¦Любая      ¦тыс. тонн¦180 — 200¦1080 — 1200¦-        ¦-          ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦или          ¦           ¦машино-ч ¦2000     ¦12000      ¦-        ¦-          ¦-        ¦-        ¦-          ¦-          ¦
¦перегружатель¦           ¦         ¦         ¦           ¦         ¦           ¦         ¦         ¦           ¦           ¦
+————-+————+———+———+————+———+————+———+———+————+————+

 

Примечания: 1. При работе кранов на перегрузке различных видов груза периодичность ремонта устанавливается как сумма наработок на различных видах груза с учетом периодичности, приведенной в таблице.

2. При систематическом превышении наработки на ремонт разрешается устанавливать местную более высокую наработку.

3. Для кранов, перегружающих химически активные грузы, периодичность ремонта принимается по таблице с коэффициентом 0,8.

4. Для кранов, перегружающих грузы с насыпной массой 0,75 т/м и менее, периодичность принимается по таблице с коэф. 0,85.

5. Периодичность ремонта установлена для перегрузочных машин, находящихся в эксплуатации менее 50% срока амортизации и не проходивших капитального ремонта. Для других машин периодичность ремонта принимается по таблице с коэф. 0,75.

 

11.3.3. Допускается выполнение капитальных ремонтов грузоподъемных кранов агрегатным методом при наличии соответствующего парка запасных агрегатов. Замена механизмов должна выполняться одновременно, после чего кран должен пройти полное техническое освидетельствование с записью результатов в паспорт крана.

11.3.4. Для машин внутрипортовой механизации, портальных контейнеровозов и контейнерных автопогрузчиков периодичность ремонта определяется наработкой в машино-часах по таблице 8.

 

Таблица 8

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА МАШИН ВНУТРИПОРТОВОЙ МЕХАНИЗАЦИИ,

ПОРТАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРОВОЗОВ И КОНТЕЙНЕРНЫХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

 

+—————————————————+————-+

¦                      Машины                       ¦  Наработка, ¦
¦                                                   ¦ машино-часы ¦
¦                                                   +——+——+

¦                                                   ¦  Т   ¦  К   ¦
+—————————————————+——+——+

¦Электропогрузчики:                                 ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2000  ¦8000  ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦1600  ¦6400  ¦
+—————————————————+——+——+

¦Тягачи и тележки аккумуляторные:                   ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2000  ¦8000  ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦1600  ¦6400  ¦
+—————————————————+——+——+

¦Автопогрузчики и тягачи с карбюраторным двигателем:¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2000  ¦8000  ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦1600  ¦6400  ¦
+—————————————————+——+——+

¦Автопогрузчики и тягачи дизельные:                 ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2000  ¦8000  ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦1600  ¦6400  ¦
+—————————————————+——+——+

¦Портальные контейнеровозы:                         ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦5000  ¦20000 ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦4000  ¦16000 ¦
+—————————————————+——+——+

¦Контейнерные автопогрузчики:                       ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦4000  ¦16000 ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦3200  ¦12800 ¦
+—————————————————+——+——+

¦Портовые тягачи:                                   ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2500  ¦10000 ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦2000  ¦8000  ¦
+—————————————————+——+——+

¦Низкорамные полуприцепы:                           ¦      ¦      ¦
¦ до первого капитального ремонта                   ¦2000  ¦8000  ¦
¦ после капитального ремонта                        ¦1600  ¦6400  ¦
+—————————————————+——+——+

 

11.3.5. Периодичность ремонта машин специализированных конвейерных комплексов и машин непрерывного транспорта приведена в таблице 9.

 

Таблица 9

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА МАШИН СККН

И МАШИН НЕПРЕРЫВНОГО ТРАНСПОРТА

 

+—————————————-+————————+

¦                 Машины                 ¦Наработка, машино-часы ¦
¦                                        +————+————+

¦                                        ¦     Т     ¦     К     ¦
+—————————————-+————+————+

¦Конвейер ленточный                      ¦1100 — 1200¦3300 — 3600¦
+—————————————-+————+————+

¦Конвейер цепной, реклаймер,             ¦1100 — 1200¦3300 — 3600¦
¦судопогрузочная машина                  ¦           ¦           ¦
+—————————————-+————+————+

¦Стакер, вагоноопрокидыватель с бункерами¦2200 — 2400¦6600 — 7200¦
+—————————————-+————+————+

 

Примечание: при переработке химически активных грузов периодичность ремонта машин СККН и непрерывного транспорта принимается по таблице 9 с коэффициентом 0,75.

 

11.3.6. Для составных частей машин внутрипортовой механизации при агрегатном методе ремонта наработка установлена в машино-часах и приведена в таблице 10.

 

Таблица 10

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

МАШИН ВНУТРИПОРТОВОЙ МЕХАНИЗАЦИИ

 

+———————-+—————————————————+

¦   Составная часть    ¦Наработка на капитальный ремонт машин, машино-часы¦
¦       машины         +—————-+—————-+—————-+

¦                      ¦ электрических  ¦ карбюраторных  ¦   дизельных    ¦
¦                      +——-+———+——-+———+——-+———+

¦                      ¦  до   ¦   до   ¦  до   ¦   до   ¦  до   ¦   до   ¦
¦                      ¦первого¦второго ¦первого¦второго ¦первого¦второго ¦
¦                      ¦  кап. ¦и далее ¦ кап.  ¦и далее ¦  кап. ¦и далее ¦
¦                      ¦ремонта¦  кап.  ¦ремонта¦  кап.  ¦ремонта¦  кап.  ¦
¦                      ¦       ¦ремонтов¦       ¦ремонтов¦       ¦ремонтов¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Двигатель внутреннего ¦-      ¦-       ¦10000  ¦-       ¦12000  ¦-       ¦
¦сгорания              ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Гидротрансформатор    ¦-      ¦-       ¦12000  ¦-       ¦12000  ¦-       ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Управляемый мост      ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Ведущий мост          ¦8000   ¦6400    ¦8000   ¦6400    ¦8000   ¦6400    ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Рулевой механизм      ¦8000   ¦6400    ¦8000   ¦6400    ¦8000   ¦6400    ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Механизм подъема      ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦
¦и наклона рамы        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Гидроаппаратура       ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦5000   ¦4000    ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

¦Электрооборудование   ¦8000   ¦6400    ¦10000  ¦8000    ¦10000  ¦8000    ¦
+———————-+——-+———+——-+———+——-+———+

 

11.3.7. Для пневматических погрузчиков наработка на ремонт установлена в машино-часах и составляет: для текущего ремонта — 600, для капитального — 1800 машино-часов.

11.3.8. Схемы ремонтных циклов и периодичность ремонта строительных машин (экскаваторов, бульдозеров и др.) следует принимать согласно Рекомендациям по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.

11.3.9. Схемы ремонтных циклов и периодичность ремонта новых типов перегрузочных машин, не указанных в настоящем разделе, устанавливаются портом с учетом пункта 5.1.2.

 

11.4. Планирование ремонта

 

11.4.1. Планирование ремонта осуществляется на последующий год с целью определения объемов и стоимости ремонтных работ, календарного распределения ремонтов в течение года, определения потребности в рабочей силе, запасных частях и материалах для ремонта.

11.4.2. Годовой план-график ремонта перегрузочных машин на очередной планируемый год составляется портом по каждой перегрузочной машине, маршруту или группам однотипных машин, находящихся в приблизительно одинаковом техническом состоянии, на основе средней плановой загрузки машин и приведенной в настоящем разделе периодичности ремонта. Годовой план-график ремонта составляется с учетом фактического состояния машин по форме 1 Приложения 18. Основным критерием при учете фактического состояния машины является ее износ, при этом дефектацию следует производить по нормам заводских инструкций на техническое обслуживание и ремонт, а при их отсутствии — по материалам, приведенным в Приложении 19.

11.4.3. В четвертом квартале года, предшествующего планируемому, по уточненным данным о загрузке и техническом состоянии машин окончательно устанавливаются виды запланированных ремонтов. На основании этих данных, а также в соответствии с пунктом 11.7.5 производится корректировка годового календарного плана-графика ремонта перегрузочных машин порта на предстоящий год. План-график затем может уточняться поквартально по форме 2 Приложения 18.

11.4.4. Объемы плановых ремонтов определяются на основе утвержденных норм времени на ремонт перегрузочных машин морских портов, а при отсутствии таких норм — на основе местных норм времени, разрабатываемых портом, или на основе опыта ремонта аналогичных машин.

11.4.5. Затраты на ремонт отдельных перегрузочных машин, предусмотренные годовым планом-графиком, определяются по соответствующим объемам работ, расходам на запасные части и ремонтные материалы.

11.4.6. Годовые планы-заявки расходов по текущему ремонту, а также титульные списки и сметы по капитальному ремонту перегрузочных машин и материальные заявки для них включаются в общепортовый проект плана.

11.4.7. Капитальный ремонт перегрузочных машин производится за счет средств, планируемых на капитальный ремонт оборудования порта. Отдельные ремонтные работы по перегрузочным машинам, относящиеся по своему характеру и объему к капитальному ремонту, могут производиться на протяжении всего ремонтного цикла машины во время текущего ремонта, но планируются и оформляются по капитальному ремонту. За счет средств, предназначенных для капитального ремонта портовых перегрузочных машин, финансируются также следующие работы: