поверх последнего яруса поперек слитков уложить под стропами деревянные брусья сечением не менее 100 x 100 мм;
плотно притянуть и закрепить брусья к штабелю, соединив между собой концы соседних стропов;
слитки верхнего яруса расклинить от бортов, переборок и между собой (рис. П.7.1).
2. Если слитки размещаются на значительном расстоянии от бортов, например, в просвете люка (рис. П.7.2), их укладка должна производиться пирамидой со смещением слитков каждого яруса по отношению к предыдущему либо на половину ширины, либо на половину ширины и длины слитка. Крайние слитки по периметру каждого яруса и все слитки верхнего яруса должны скрепляться между собой приварными планками. Количество приварных планок сечением 10 x 50 x 100 мм должно быть не менее 2 шт., на каждые 5 т массы слитка. Весь штабель слитков должен быть закреплен к бортам найтовами, заведенными "в обхват" под слитки каждого яруса. Количество и диаметр найтовов определяются расчетом в соответствии с РД 31.11.21.16-96.
Тяжелые слитки, удельное давление которых на перекрытие превышает допустимое, должны укладываться в 1 ярус на специальные деревянные настилы или подушки из толстых брусьев. Размеры настила или подушек должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на рамный (прочный) набор перекрытия.
Для предотвращения смещения по бокам под слиток должны быть уложены и закреплены к настилу деревянные клинья или брусья, а сами слитки должны быть закреплены "в обхват" найтовами к прочному набору корпуса.
Приложение 8
СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ИЗЛОЖНИЦ
Изложницы, размещенные на всю ширину грузового помещения, крепятся деревянными брусьями, досками, клиньями от бортов, переборок и между собой.
Изложницы массой свыше 5 т, укладка которых в подпалубные пространства затруднена, размещаются в горизонтальном (рис. П.8.1) или вертикальном (рис. П.8.2) положении в 1 ярус в просвете грузовых люков. Если давление изложниц на палубу превышает допустимое, то они должны ставиться или укладываться на специальные деревянные настилы и подушки из толстых брусьев. Размеры площади настилов и подушек, а также сечение брусьев должны выбираться так, чтобы удельное давление груза на перекрытие не превышало допустимого и нагрузка передавалась на прочные связи перекрытия.
Крепление изложниц может быть индивидуальным или групповым.
При индивидуальном креплении каждая изложница крепится стальными канатами к прочному набору корпуса.
При групповом креплении несколько изложниц скрепляются между собой стяжками и крепятся стальными канатами к прочному набору корпуса судна.
Изложницы в группе должны быть установлены или уложены плотно друг к другу и тщательно закреплены деревянными клиньями, досками или брусьями.
Прочные размеры найтовов и стяжек определяются расчетами в соответствии с общими требованиями РД 31.11.21.16-96.
Приложение 9
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА КРИТЕРИЯ НЕСМЕЩАЕМОСТИ ЧУГУНА В ЧУШКАХ
УДЛИНЕННОЙ ФОРМЫ НАВАЛОМ НА МЕТАЛЛИЧЕСКОМ НАСТИЛЕ
1. В соответствии с приложением 5 РД 31.11.21.16-96 безопасность перевозки структурообразующего груза, каким является чугун в чушках удлиненной формы, оценивается критерием несмещаемости в виде:
ТЭТАs
лямбда s = ——- >= 1, (П.9.1)
ТЭТАdin
где:
ТЭТАs — угол динамической устойчивости груза, град;
ТЭТАdin — амплитуда бортовой качки судна с грузом в трюмах, град, определяемая по п. 2.2.2 приложения 5 РД 31.11.21.16-96 в соответствии с районом предстоящего плавания.
2. При размещении чугуна в трюме судна, когда поверхность штабеля располагается ниже центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости ТЭТАs чугуна в чушках удлиненной формы зависит только от высоты опирания штабеля на борта судна H, м, и определяется по графику на рис. П.9.1.
3. При размещении чугуна в твиндеке судна или в трюме, когда поверхность штабеля располагается выше центра тяжести загруженного судна, угол динамической устойчивости чугуна зависит также от периода бортовой качки судна Tк, с, и возвышения поверхности груза над центром тяжести загруженного судна z, м, и определяется по одному из графиков на рис. П.9.2 ("а", "б", "в", "г") в зависимости от высоты опирания штабеля H, м, на борта судна.
Приложение 10
ПЕРЕЧЕНЬ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ФОРМ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
К ТРАНСПОРТИРОВКЕ
1. Алюминий и сплавы (плиты, Т-образные слитки, отливки, блоки, сплошные и фасонные профили, прутки, проволока, проволока — катанка, ленты, полосы, листы в пакетах и рулонах, катоды, чушки, чушки в пакетах).
2. Бабиты кольцевые (ящики).
3. Биметалл (сталь + томпак — ленты и полосы в рулонах и пакетах).
4. Бронза (чушки в пакетах, прутки, проволока, полосы и ленты в ящиках, пачках и рулонах).
5. Висмут (ящики).
6. Вольфрам (трубы, стержни, прутки, проволока, пластины, лента, фольга в пакетах, связках в ящиках, порошок).
7. Золото (аноды в полосах в ящиках).
8. Кадмий (листы и плиты в ящиках, анодные пластины, чушки, барабаны).
9. Кобальт (мешки, бочонки, деревянные контейнеры).
10. Латунь (плиты, чушки, полосы, прутки, трубы в ящиках, пучках, бухтах).
11. Магний (прутки, чушки в пакетах).
12. Марганец (куски в барабанах и ящиках).
13. Медь и сплавы (листы, плиты, полосы, профили, катоды, лента, отливки, слитки, слитки в пакетах, вайербарсы, трубы в пачках, бухтах, пакетах, проволока, провода на катушках, чушки, чушки в пакетах).
14. Мельхиор, Нейзильбер и Монель (лента в рулонах, трубы в ящиках).
15. Молибден (полосы в пачках, в пакетах, проволока).
16. Монель — металл (прутки в ящиках).
17. Натрий металлический (бочки).
18. Никель и сплавы (гранулы в спецконтейнерах, порошок в бочках, катоды, проволока, трубки в пучках в ящиках, листы и полосы в ящиках).
19. Олово и оловяно — свинцовые сплавы (чушки, слитки, в виде прутков, блоков).
20. Осмий (порошок в ампулах в ящиках).
21. Платина, палладий, иридий и родий и их сплавы (слитки, полосы в пакетах и ящиках, порошок).
22. Припои оловяно — свинцовые (чушки).
23. Ртуть (бидоны).
24. Свинец и сплавы (листы, чушки, чушки в пакетах, порошок в мешках или ящиках, трубы на барабанах, в бухтах, ящиках).
25. Силумин (отливки, Т-образные слитки, чушки, чушки в пакетах, отливки в пакетах).
26. Титан и сплавы (прутки, трубки, слитки).
27. Файнштейн (в слитках — в контейнерах СК-30-Д или в изложницах, колотый — в спецконтейнерах).
28. Хром (ящики).
29. Цинк и сплавы (чушки, чушки в пакетах, блоки, порошок в барабанах и флягах).
30. Лом и отходы цветных металлов (в пакетах, пачках, стопках, в бухтах, разделанный, без упаковки) размеры не должны превышать: пакетов 400 x 400 x 700 мм, связок, бухт 400 x 700 мм. Максимальные размеры отдельных кусков в одном из измерений — не более 1000 мм. Максимальные размеры отдельных кусков низкокачественного лома и прочих отходов — не более 1000 x 1000 x 2000 мм.
Правила безопасности морской перевозки металлопродукции РД 31.11.21.23-96