001МР/СЭ

— определение номенклатуры работ по восстановлению транспортного средства проводится для условий производства по ремонту транспортных средств, уровень оснащения которого технологическим оборудованием должен быть не ниже установленного требованиями "Табеля гаражного и технологического оборудования для автотранспортных предприятий";

— при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем в случаях, предусмотренных технологической документацией, должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые элементы, а также детали, полностью обеспечивающие устранение неисправности, детали и материалы разового использования применены (прокладки, уплотнители и т.д.), и крепежные детали (стандартные и нестандартные болты, гайки, шпильки, пружинные шайбы, отгибные шайбы, стопорные кольца и т.д.);

— определение номенклатуры выполняемых работ и номенклатуры агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене, проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей к транспортным средствам и материалов для ремонта транспортных средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных средств на дату проведения независимой технической экспертизы в месте регистрации транспортного средства потерпевшего (поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие на данном рынке услуг по ремонту транспортных средств возможности проведения отдельных видов работ и т.д.);

— при определении видов и объемов работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения агрегата, узла, детали с заменой или без замены, проведение постового или цехового ремонта и т.д.) выбирается вариант, при котором стоимость ремонта будет иметь наименьшее значение.

6.5.2. Замену агрегата (узла, системы, механизма) транспортного средства рекомендуется проводить при выполнении следующих условий:

— базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата (узла, системы, механизма);

— работоспособность агрегата (узла, системы, механизма) не может быть восстановлена по техническим причинам или ее восстановление путем проведения текущего ремонта экономически нецелесообразно.

6.5.3. Замену кузова или рамы легкового автомобиля, микроавтобуса, кабины или рамы грузового автомобиля рекомендуется проводить при несоответствии кузова или рамы установленным требованиям на приемку их в ремонт.

В случае отсутствия установленных требований замену кузова или рамы рекомендуется проводить при выполнении следующих условий:

1) образования сложного или особо сложного перекоса кузова при необходимости замены:

— передней части кузова с передними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой щита передка, передних стоек боковины (одной боковины), рамы ветрового окна, панели переднего пола салона в левой и (или) правой части, панели крыши;

— задней части кузова с задними лонжеронами с устранением деформаций (не ниже 2-й категории сложности ремонта) или заменой задней перегородки, рамы окна задка, задних частей боковин (одной боковины), панели заднего пола салона в левой и (или) правой части;

2) наличие повреждений, требующих замены более 50% таких элементов кузова, как панель крыши, пол салона с лонжеронами, боковина, моторный щит, лонжерон передний, лонжерон задний;

3) сложный или средний перекос кузова при наличии сквозной коррозии его несущих элементов, не позволяющей обеспечить качественное сопряжение заменяемых или ремонтируемых деталей;

4) восстановительный ремонт кузова путем замены или ремонта отдельных элементов экономически нецелесообразен.

6.5.4. При установлении объема окрасочных работ в зависимости от вида повреждения назначается полная, наружная или частичная окраска транспортного средства. Если окраске подлежит более 50% наружной окрашиваемой поверхности транспортного средства (по количеству кузовных элементов), рекомендуется назначать наружную окраску поверхности транспортного средства и дополнительно других поверхностей, требующих окраски (внутренние поверхности заменяемых или ремонтируемых деталей). Если в результате осмотра транспортного средства установлено, что непосредственно перед страховым случаем уже требовалась окраска поврежденных элементов кузова, оперения транспортного средства, работы по окраске указанных элементов не назначаются.

6.5.5. При определении технического состояния транспортного средства и объема восстановительных работ по агрегатам и узлам в случае возможных скрытых дефектов необходимо учитывать работы по проверке (в случае необходимости с разборкой и дефектовкой), не включая стоимость предполагаемых на замену деталей в стоимость ремонта до подтверждения данного предположения непосредственным осмотром вскрытого узла или агрегата.

6.5.6. При принятии решения о замене или восстановлении пластмассовых элементов транспортного средства необходимо руководствоваться ремонтной технологией производителя, существующими технологиями восстановления с применением современных материалов. При этом надо учитывать возможности ремонтной базы в регионе и целесообразность восстановления пластмассовых элементов транспортного средства.

6.5.7. При формировании информационного обеспечения по трудоемкостям ремонта элементов кузова и оперения транспортного средства рекомендуется осуществлять дифференцирование трудоемкостей в зависимости:

— от конструктивной сложности и ремонтопригодности элементов кузова и оперения в соответствии со следующей классификацией поврежденных элементов: открытые (доступные для ремонта), простые по форме элементы; простые по форме элементы, доступ для ремонта которых затруднен; открытые (доступные для ремонта) составные элементы, имеющие сложную конструкцию с наличием ребер жесткости, сварных соединений, переходных поверхностей; составные элементы, имеющие сложную конструкцию с наличием ребер жесткости, сварных соединений, переходных поверхностей, доступ для ремонта которых затруднен;

— площади повреждения;

— выбранных методов и технологии устранения повреждений.

 

7. Методические положения по установлению

стоимости ремонта транспортных средств

 

7.1. Стоимостью ремонта транспортного средства для целей независимой технической экспертизы является стоимость устранения повреждений, причиной которых был страховой случай. Перечень указанных повреждений определяется на основе результатов независимой технической экспертизы по установлению причин повреждений.

7.2. Расчет стоимости ремонта поврежденного транспортного средства проводится по формуле:

 

                          n    р    м    зчз

                  С    = SUM [С  + С  + С   ],               (7.1)

                   рем   i=1   i    i    i

 

где n — количество повреждений транспортного средства, обусловленных страховым случаем;

     р

    С  — рыночная стоимость проведения работ по  устранению   i-го

     i

повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым

случаем, тыс. руб.;

     м

    С  — рыночная стоимость материалов, необходимых для устранения

     i

i-го повреждения  транспортного средства, обусловленного страховым

случаем, тыс. руб.;

     зчз

    С    — рыночная стоимость в новом состоянии   всех   элементов

     i

транспортного средства,   подлежащих   замене при устранении  i-го

повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым

случаем, тыс. руб.

7.3. Стоимость ремонта рассчитывается для условий конкретных товарных рынков запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств, соответствующих месту государственной регистрации транспортного средства потерпевшего. Границы товарных рынков указанных видов продукции и услуг определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков".

7.4. Стоимость проведения работ по устранению i-го повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем, рассчитывается по формуле:

 

                          р    нч

                         С  = С   x t ,                      (7.2)

                          i    i     i

 

         нч

    где С   — рыночная   стоимость   одного   нормочаса     работ,

         i

необходимых   для   устранения i-го   повреждения    транспортного

средства, обусловленного страховым случаем, тыс. руб.;

    t  — трудоемкость   работ,   необходимых   для устранения i-го

     i

повреждения   транспортного   средства,   обусловленного страховым

случаем, нормочас.

Рыночная стоимость одного нормочаса работ, необходимых для устранения i-го повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем, определяется по результатам статистического выборочного наблюдения или по данным справочных материалов. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств на дату страхового случая в месте регистрации транспортного средства потерпевшего среди юридических и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и выполняющих работы по ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями "Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств". Стоимость одного нормочаса определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.

Трудоемкость работ, необходимых для устранения i-го повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии ремонта транспортных средств и т.д.).

7.5. Стоимость материалов, необходимых для устранения i-го повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем, определяется по формуле:

 

                     м    m   м     м     р

                    С  = SUM С   x N   x S  ,                (7.3)

                     i   j=1  ji    ji    ji

 

где m — количество видов материалов, необходимых для устранения i-го повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем;

     м

    С    — стоимость одной единицы измерения (м, кв. м, кг и т.д.)

     ji

j-го вида материала, который    должен    быть    использован  для

устранения i-го повреждения транспортного средства, обусловленного

страховым случаем, тыс. руб.;

     м

    N   — норма   расхода j-го вида материала, который должен быть

     ji

использован   для  устранения   i-го   повреждения   транспортного

средства,    обусловленного    страховым       случаем,    единица

материала/ремонтная единица транспортного средства (деталь,  узел,

агрегат, кг, м, кв. м и т.д.);

     р

    S    — количество ремонтных единиц (деталь, узел, агрегат, кг,

     ji

м, кв. м и т.д.), подвергаемых   ремонту   для   устранения   i-го

повреждения   транспортного  средства,  обусловленного   страховым

случаем, с использованием j-го вида материала.

Виды и количество материалов, используемых при конкретном виде ремонтных воздействий, определяются в соответствии с нормативно-технической документацией, регламентирующей технологии работ по восстановлению транспортных средств (руководства по ремонту транспортных средств, технологии ремонта транспортных средств и т.д.). Основные виды материалов, используемых при ремонте транспортных средств, и единицы их измерения приведены в Приложении 1.

Определение стоимости одной единицы материала (м, кв. м, куб. м, кг и т.д.), который должен быть использован при восстановлении i-го повреждения транспортного средства, проводится статистическим выборочным методом на дату страхового случая в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств в месте регистрации транспортного средства потерпевшего. Стоимость одной единицы материала определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.

Норма расхода j-го вида материала определяется в соответствии с "Методикой нормирования расхода материалов на капитальный и текущий ремонт автомобилей", а также другой нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на ремонт транспортных средств (нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и т.д.) и рекомендациями изготовителей материалов.

При выборе стоимостных параметров по окрасочным материалам рекомендуется для транспортных средств с действующей гарантией на окрасочное покрытие назначать расценки фирменного сервиса.

    7.6. Определение   рыночной   стоимости   в   новом  состоянии

                                  зчз

элементов транспортного средства С   ,  подлежащих    замене   при

                                  i

устранении i-го повреждения транспортного средства, обусловленного

страховым случаем, проводится статистическим выборочным методом на

дату  страхового случая в границах товарного рынка запасных частей

для ремонта транспортных средств в месте регистрации транспортного

средства   потерпевшего.   При   этом   учитываются цены только на

оригинальные   запасные части (идентичные   идущим   на  заводскую

комплектацию и   выпускаемые   под  торговой маркой изготовителя).

Стоимость   элемента   транспортного   средства  в новом состоянии

определяется   как среднее  арифметическое результатов выборочного

наблюдения или по данным справочных материалов.  При   определении

цены  деталей, узлов и агрегатов эксперт-техник должен указывать в

экспертном   заключении не только наименование заменяемых деталей,

узлов и агрегатов,   но   и  по возможности их номера по каталогам

завода-изготовителя, поскольку цена   также зависит от варианта их

исполнения.

7.7. Для целей независимой технической экспертизы в качестве стоимости ремонта поврежденного транспортного средства принимается величина, удовлетворяющая следующему условию:

 

                          С    при С    <  С

                           рем      рем     рын              (7.4)

                  С    = {                     ,

                   рем    С    при С    >= С

                           рын      рем     рын

 

    где С    — рыночная стоимость транспортного средства  на  дату

         рын

повреждения   (страхового случая) в неповрежденном состоянии, тыс.

руб.

    Рыночная стоимость транспортного средства С     рассчитывается

                                               рын

для   условий   конкретных   товарных рынков транспортных средств,

соответствующих месту   государственной  регистрации транспортного

средства потерпевшего.

    7.7.1. При   наличии   ценовой   информации  с товарных рынков

транспортных средств о стоимости объекта независимой   технической

экспертизы расчет рыночной стоимости транспортного средства   С

                                                               рын

проводится по формуле:

 

                                  w

                                 SUM С

                                 k=1  k

                          С    = ——,                     (7.5)

                           рын     w

 

где w — объем выборки значений цен транспортного средства — объекта независимой технической экспертизы;

    С  — k-тое значение цены транспортного  средства   в  выборке,

     k

тыс. руб.

Сбор информации для проведения расчетов оценки по формуле (7.5) осуществляется методом выборочного наблюдения в границах товарного рынка транспортных средств по месту государственной регистрации транспортного средства потерпевшего. Границы товарных рынков объектов независимой технической экспертизы определяются в соответствии с "Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков". Основными параметрами товарного рынка транспортных средств являются географические границы рынка, которые определяют территорию (географическую область, регион), на которой была собрана ценовая информация.

Выборочное наблюдение рекомендуется проводить на основе документированных источников информации. Основными видами документов (источников информации), в которых при выборочном наблюдении могут быть отобраны цены транспортных средств, являются:

— периодические издания, в которых представлены реквизиты издающих организаций, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— периодические издания, распространяемые по подписке и указываемые в "Каталоге периодических изданий";

— непериодические специализированные информационно-справочные издания, в которых представлены реквизиты издающих организаций, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— заверенные подписью и печатью ценовые предложения (прайс-листы) торгующих организаций, осуществляющих продажу транспортных средств;

— официальные источники информации;

— информационная база органов государственной статистики:

— информационная база органов государственной власти и местного самоуправления.

Сбор информации должен быть бесповторным, т.е. каждое значение цены транспортного средства должно учитываться только один раз. Для этого следует исключить дублирование одних и тех же единиц статистического наблюдения из разных источников информации.

7.7.2. Объем выборки рассчитывается по следующей формуле:

 

                    |    2    2          2 |

                    | 100  x t  x ипсилон  |

                    |         д            |

                w = | ——————— | + 1,            (7.6)

                    |             2        |

                    |     дельта С         |

                    |             отн      |

 

    где t  — коэффициент доверия;

         д

ипсилон — коэффициент вариации стоимости транспортного средства в выборке;

    дельта С    — относительная предельная ошибка расчета рыночной

            отн

стоимости транспортного средства, %.

Прямые скобки в формуле (7.6) означают взятие целой части от числа, полученного в указанных скобках.

    7.7.3. Относительную предельную ошибку дельта С    при расчете

                                                   отн

рыночной стоимости транспортных средств рекомендуется задавать  не

более 10%. Относительная предельная ошибка дельта С     определяет

                                                   отн

величину   доверительного   интервала,    которая   рассчитывается

следующим образом:

 

                                 дельта С

                                         отн

           дельта С    = С    +- ———— x С   .         (7.7)

                   дов    рын        100        рын

 

    7.7.4. Коэффициент доверия t   определяется  в  зависимости от

                                д

выбранного   уровня   доверительной   вероятности  Р     попадания

                                                    дов

рассчитанного   среднего значения рыночной стоимости транспортного

средства по полной (генеральной) выборке в доверительный  интервал

дельта С   . Для   расчета рыночной стоимости транспортных средств

        дов

рекомендуется   принять уровень доверительной вероятности не  ниже

Р    = 0,90.

 дов

В табл. 7.1 приведены значения коэффициента доверия для различных значений доверительной вероятности.

 

Таблица 7.1

 

                 Значения коэффициента доверия t

                                                д

 

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦N ¦ Доверительная ¦ Коэффициент ¦ N ¦ Доверительная ¦Коэффициент¦

¦  ¦вероятность, Рд¦ доверия, tд ¦   ¦вероятность, Рд¦доверия, tд¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦1 ¦     0,700     ¦     1,04    ¦ 9 ¦     0,940     ¦   1,88    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦2 ¦     0,750     ¦     1,15    ¦10 ¦     0,950     ¦   1,96    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦3 ¦     0,800     ¦     1,28    ¦11 ¦     0,960     ¦   2,06    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦4 ¦     0,850     ¦     1,44    ¦12 ¦     0,970     ¦   2,18    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦5 ¦     0,900     ¦     1,65    ¦13 ¦     0,980     ¦   2,32    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦6 ¦     0,910     ¦     1,69    ¦14 ¦     0,990     ¦   2,58    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦7 ¦     0,920     ¦     1,75    ¦15 ¦     0,995     ¦   2,80    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

¦8 ¦     0,930     ¦     1,81    ¦16 ¦     0,999     ¦   3,50    ¦

+—+—————+————-+—+—————+————+

 

7.7.5. Коэффициент вариации альфа рыночной стоимости транспортного средства по результатам пробного выборочного наблюдения рассчитывается по формуле:

 

                         ————————

                        |                      2

                        |             альфа

                        |              SUM  C

                        |  альфа       l=1   i

                        |   SUM (C  — ———)

                        |   l=1   i    альфа

                      \ |  ——————-

                       \|         альфа — 1

            ипсилон =   ———————— ,           (7.8)

                                альфа

                                 SUM  C

                                 l=1   i

                                ———

                                 альфа

 

где альфа — объем пробной выборки, ед.

В случае, когда пробное выборочное наблюдение не проводится, могут быть использованы рекомендуемые значения коэффициента вариации рыночной стоимости транспортных средств, приведенные в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2

 

Рекомендуемые коэффициенты вариации рыночной стоимости

транспортных средств

 

+——————————————+———————-+

¦Объект независимой технической экспертизы¦Коэффициент вариации, ¦

¦                                         ¦       ипсилон        ¦

+——————————————+———————-+

¦Новые транспортные средства              ¦         0,10         ¦

+——————————————+———————-+

¦Подержанные транспортные средства        ¦         0,20         ¦

+——————————————+———————-+

 

    7.8. В   том  случае, когда проведение выборочного  наблюдения

стоимости объекта независимой   технической  экспертизы невозможно

из-за отсутствия необходимых данных на товарных рынках  идентичных

транспортных   средств,   расчет  рыночной стоимости транспортного

средства С    проводится по формуле:

          рын

 

                                       И

                                        ф

                      С    = С  x (1 — —),                 (7.9)

                       рын    о        100

 

    где С   — рыночная стоимость транспортного  средства — объекта

         о

независимой технической экспертизы в новом состоянии, тыс. руб.;

    И  — физический   износ   транспортного   средства   на   дату

     ф

страхового случая, %.

7.8.1. При наличии ценовой информации с первичного рынка о стоимости транспортных средств расчет рыночной стоимости транспортного средства — объекта независимой технической экспертизы в новом состоянии проводится по формуле:

 

                               p

                              SUM C

                              s=1  оs

                        С  = ———,                      (7.10)

                         о       p

 

где p — объем выборки значений цен транспортного средства в новом состоянии;

    C   — s-тое  значение   цены   нового  транспортного  средства

     оs

в выборке, тыс. руб.

7.8.2. При отсутствии информации с первичного рынка о стоимости транспортного средства — объекта независимой технической экспертизы расчет его рыночной стоимости в новом состоянии проводится на основе информации о рыночной стоимости нового аналогичного транспортного средства по формуле:

 

                                 X

                                  о   Y

                    С  = С   x (——) ,                    (7.11)

                     о    ан     X

                                  ан

 

    где С   — рыночная стоимость транспортного  средства — объекта

         о

независимой технической экспертизы в новом состоянии, тыс. руб.;

    С   — рыночная   стоимость   нового   транспортного  средства,

     ан

которое   является   аналогом   транспортного   средства — объекта

независимой технической экспертизы, тыс. руб.;

    X , X   — соответственно    значения           функциональной,

     о   ан

конструктивно-технической   или эксплуатационной характеристики X,

по которой сравниваются транспортное средство — объект независимой

технической экспертизы и его аналог.

    Расчет рыночной стоимости С   транспортного средства — аналога

                               ан

транспортного   средства — объекта     независимой     технической

экспертизы проводится по формуле (7.10).

Параметры формулы (7.11), необходимые для расчета рыночной стоимости различных видов транспортных средств, приведены в Приложении 2. При наличии цен на несколько аналогов объекта независимой технической экспертизы, принадлежащих к конкретному виду транспортных средств, рекомендуется окончательно в качестве аналога выбирать транспортное средство, относящееся к тому же семейству транспортных средств, что и объект экспертизы, и имеющее наиболее близкие значения прочих конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик.

7.8.3. Расчет физического износа транспортного средства с учетом возраста и пробега с начала эксплуатации проводится по формуле:

 

                                   -омега

                  И  = 100 x (1 — e      ),                 (7.12)

                   ф

 

где e — основание натурального логарифма, e ~= 2,72;

омега — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортных средств с начала эксплуатации.

Вид функции омега для различных видов транспортных средств на товарных рынках транспортных средств Российской Федерации определяется в соответствии с табл. 7.3.

 

Таблица 7.3

 

             Параметрическое описание функции омега,

           зависящей от фактического возраста Т  (лет)

                                               ф

    и фактического пробега с начала эксплуатации L  (тыс. км)

                                                  ф

 

+—————————————+————————+

¦      Вид транспортного средства       ¦ Вид зависимости, омега ¦

+—————————————+————————+

¦                   1                   ¦            2           ¦

+—————————————+————————+

¦Легковые автомобили отечественные      ¦0,07 x Т  + 0,0035 x L  ¦

¦                                       ¦        ф             ф ¦

+—————————————+————————+

¦Грузовые бортовые автомобили           ¦0,1 x Т  + 0,003 x L    ¦

¦отечественные                          ¦       ф            ф   ¦

+—————————————+————————+

¦Тягачи седельные отечественные         ¦0,09 x Т  + 0,002 x L   ¦

¦                                       ¦        ф            ф  ¦

+—————————————+————————+

¦Автомобили-самосвалы отечественные     ¦0,15 x Т  + 0,0025 x L  ¦

¦                                       ¦        ф             ф ¦

+—————————————+————————+

¦Специализированные и специальные       ¦0,14 x Т  + 0,002 x L   ¦

¦отечественные автомобили               ¦        ф            ф  ¦

+—————————————+————————+

¦Автобусы отечественные                 ¦0,16 x Т  + 0,001 x L   ¦

¦                                       ¦        ф            ф  ¦

+—————————————+————————+

¦Легковые автомобили европейского       ¦0,05 x Т  + 0,0025 x L  ¦

¦производства                           ¦        ф             ф ¦

+—————————————+————————+

¦Легковые автомобили американского      ¦0,055 x Т  + 0,003 x L  ¦

¦производства                           ¦         ф            ф ¦

+—————————————+————————+

¦Легковые автомобили азиатского         ¦0,065 x Т  + 0,0032 x L ¦

¦производства (кроме Японии)            ¦         ф             ф¦

+—————————————+————————+

¦Легковые автомобили производства Японии¦0,045 x Т  + 0,002 x L  ¦

¦                                       ¦         ф            ф ¦

+—————————————+————————+

¦Грузовые автомобили зарубежного        ¦0,09 x Т  + 0,002 x L   ¦

¦производства                           ¦        ф            ф  ¦

+—————————————+————————+

¦Автобусы зарубежного производства      ¦0,12 x Т  + 0,001 x L   ¦

¦                                       ¦        ф            ф  ¦

+—————————————+————————+

 

Расчет аналогичных функций для конкретных семейств (марок, моделей, модификаций) транспортных средств может осуществляться экспертными организациями (экспертами-техниками) самостоятельно в соответствии с рекомендациями работы [88].

В Приложении 3 приведена таблица, позволяющая проводить расчет физического износа транспортного средства для различных значений омега по формуле (7.12) без использования вычислительной техники.

    Дата  производства транспортных средств определяется по данным

регистрационных    документов (паспорт   транспортного   средства,

свидетельство о регистрации транспортного средства и т.п.),     по

данным  идентификационного  номера (VIN), по данным справочников и

т.д. На основе   установленной   даты  производства рассчитывается

возраст транспортного средства Т .

                                ф

    Фактический пробег L    транспортного   средства   с    начала

                        ф

эксплуатации на дату оценки определяется по одометру (спидометру).

Если   спидометровое оборудование неисправно или его состояние  не

соответствует   требованиям   Инструкции   о  порядке содержания и

эксплуатации       спидометрового     оборудования   и автомобилей

(Р 3012185-12-0163-83), фактический пробег   с начала эксплуатации

определяется   расчетным   путем   в соответствии с рекомендациями

Методики оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом

технического состояния (Р 03112194-0376-98).

При определении фактического пробега с начала эксплуатации специальных транспортных средств рассчитывается дополнительная составляющая пробега, учитывающая работу их двигателя для привода в действие специального навесного оборудования в стационарных условиях. Указанная составляющая прибавляется к пробегу, определенному по одометру (спидометру), и рассчитывается по формуле:

 

                   дельта L   = тау x k ,                   (7.13)

                           cn          L

 

где тау — фактическая наработка двигателя специального транспортного средства при его работе в стационарных условиях для приведения в действие специального оборудования, моточас;

    k  — коэффициент приведения наработки двигателя в стационарных

     L

условиях к пробегу транспортного средства, км/моточас.

Наработка двигателя специального транспортного средства, используемого в стационарных условиях для привода в действие специальной техники или оборудования, определяется по счетчику моточасов или на основании справки, представленной и заверенной заказчиком услуг по независимой технической экспертизе. Значения коэффициентов приведения наработки двигателя в стационарных условиях к пробегу для специальных транспортных средств представлены в табл. 7.4.

 

Таблица 7.4

 

Коэффициенты приведения наработки двигателя в стационарных

условиях к пробегу специального автотранспортного средства

 

+——————————————-+———————+

¦      Тип автотранспортного средства       ¦  Коэффициент k ,   ¦

¦                                           ¦               L    ¦

¦                                           ¦     км/моточас     ¦

+——————————————-+———————+

¦Грузовые автомобили и автобусы             ¦         25         ¦

+——————————————-+———————+

¦Пожарные автомобили                        ¦         50         ¦

+——————————————-+———————+

¦Гусеничные машины, специальные колесные    ¦         15         ¦

¦шасси и тягачи                             ¦                    ¦

+——————————————-+———————+

¦Трактора колесные                          ¦         10         ¦

+——————————————-+———————+

¦Трактора гусеничные                        ¦         5          ¦

+——————————————-+———————+

 

Фактическое значение пробега с начала эксплуатации специального транспортного средства, у которого измерение фактической наработки конструктивно предусмотрено только в моточасах, может быть рассчитано по формуле (7.13) через фактическое значение наработки.

Определение физического износа дорожно-строительной техники производится в зависимости от ее возраста в соответствии с данными табл. 7.5.

 

Таблица 7.5

 

Величина физического износа

дорожно-строительной техники, %

 

+———————-+——————————————+

¦     Виды техники     ¦              Возраст, лет               ¦

¦                      +—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦                      ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7  ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦Автогрейдеры          ¦ 6 ¦18 ¦33 ¦40 ¦60 ¦72 ¦ 85 ¦90 ¦98 ¦ 99 ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦Погрузчики фронтальные¦ 8 ¦22 ¦29 ¦46 ¦52 ¦68 ¦ 75 ¦88 ¦95 ¦ 96 ¦

¦одноковшовые          ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦Экскаваторы           ¦ 4 ¦ 8 ¦12 ¦15 ¦30 ¦54 ¦ 67 ¦75 ¦88 ¦ 95 ¦

¦одноковшовые          ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦Дорожные катки        ¦ 4 ¦ 8 ¦12 ¦18 ¦39 ¦50 ¦ 75 ¦85 ¦95 ¦ 97 ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

¦Прочая                ¦ 5 ¦ 8 ¦16 ¦28 ¦44 ¦62 ¦ 76 ¦87 ¦94 ¦ 96 ¦

¦дорожно-строительная  ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦

¦техника               ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    ¦   ¦   ¦    ¦

+———————-+—+—+—+—+—+—+—-+—+—+—-+

 

Физический износ гусеничных тракторов устанавливается равным 12% в год, колесных тракторов — 10% в год независимо от пробега. Физический износ прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей устанавливается равным 9%, прицепов для легковых автомобилей — 6% в год независимо от пробега.

7.9. Учет при расчете рыночной стоимости транспортного средства других факторов, влияющих на стоимость (замена базовых агрегатов, разукомплектация, внесение изменений в конструкцию транспортного средства, снятие транспортного средства с производства и т.д.), рекомендуется проводить в соответствии с Методикой оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния (Р 03112194-0376-98).

7.10. Если страховой случай произошел во время действия срока гарантии на транспортное средство потерпевшего, расчет стоимости ремонта проводится по ценам организации, осуществляющей гарантийное обслуживание. Указанное требование применимо, если оно является одним из условий гарантии проведения негарантийного ремонта во время гарантии.

 

8. Рекомендации по организации проведения независимой технической экспертизы

 

8.1. В общем случае организация работ по проведению независимой технической экспертизы предусматривает выполнение следующих действий:

— подача заказчиком заявления исполнителю услуг по экспертизе (эксперту-технику или экспертной организации) о проведении независимой технической экспертизы;

— заключение договора о проведении независимой технической экспертизы между исполнителем и заказчиком услуги;

— проведение независимой технической экспертизы;

— составление экспертного заключения.

8.2. Для проведения независимой технической экспертизы страховщик или потерпевший обращается к эксперту-технику (экспертной организации) с письменным заявлением, в котором наряду с предложением о заключении договора о проведении независимой технической экспертизы обязательно указываются:

— полное фирменное наименование и место нахождения страховщика, фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, место жительства потерпевшего — физического лица или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица;

— вопросы, требующие разрешения в процессе проведения независимой технической экспертизы.

Рекомендуемая форма заявления на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 7.

8.3. Проведение работ по независимой технической экспертизе осуществляется на основе договора между экспертной организацией (экспертом-техником) и страховщиком или потерпевшим. Срок проведения экспертизы устанавливается экспертом-техником (экспертной организацией) по согласованию со страховщиком или потерпевшим с учетом требований ст. 12 и 13 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Экспертная организация (эксперт-техник) обязана вести регистрацию и учет всех заключенных договоров о проведении независимой технической экспертизы. Рекомендуемая форма договора на проведение работ по независимой технической экспертизе приведена в Приложении 8. По каждому заключенному договору о проведении независимой технической экспертизы руководитель экспертной организации назначает эксперта-техника, ответственного за проведение этой экспертизы.

8.4. Первым этапом независимой технической экспертизы является осмотр поврежденного транспортного средства, который проводится по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника). Если характер повреждений или особенности поврежденного транспортного средства исключают его представление для осмотра в рамках проведения независимой технической экспертизы по месту нахождения страховщика или экспертной организации (эксперта-техника) (например, наличие повреждений транспортного средства, исключающих его участие в дорожном движении), осмотр проводится по месту нахождения поврежденного транспортного средства. Страховщик вправе организовать представление на осмотр также транспортного средства страхователя, при использовании которого потерпевшему был причинен вред.

Рекомендуется проводить осмотр с использованием подъемника или на смотровой канаве, что позволяет полнее обнаружить повреждения транспортного средства и точнее определить их характер.

При осмотре:

— проводится визуальная идентификация транспортного средства (транспортных средств) и его (их) конструктивных элементов;

— устанавливается марка (модель, модификация) и индивидуальные признаки транспортного средства (транспортных средств);

— оценивается внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств);

— устанавливаются следы перекраски или ремонтной подкраски;

— устанавливаются повреждения, имеющиеся на транспортном средстве (транспортных средствах);

— проводится проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств);

— проводится проверка функциональных характеристик транспортного средства (транспортных средств), его (их) агрегатов, узлов и систем.

8.4.1. Идентификация транспортного средства проводится путем проверки регистрационных знаков, идентификационных номеров номерных агрегатов (номер двигателя, номер кузова, номера шасси). Установление фактических идентификационных данных проводится с проверкой их соответствия данным, указанным в документах на транспортное средство. Поскольку идентификационные номера не имеют единого места расположения на транспортных средствах как отечественных, так и иностранного производства, то рекомендуется перед началом осмотра найти место расположения VIN с помощью справочников по месторасположению идентификационных номеров на автомобилях. Рекомендации по расшифровке VIN приведены также в Приложении 4.

8.4.2. Для установления марки (модели, модификации) объекта независимой технической экспертизы используются руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями, а также справочники транспортных средств с фотографиями. Дополнительными признаками транспортного средства являются особенности его конструкции, функциональные и эксплуатационные характеристики, которые также подтверждают соответствие объекта экспертизы определенной марке (модели, модификации).

В качестве индивидуальных признаков устанавливаются особенности конструкции объекта независимой технической экспертизы, обусловленные внесением изменений в конструкцию транспортного средства конкретной марки (модели, модификации), заменой базовых агрегатов, отсутствием отдельных базовых агрегатов и элементов (разукомплектация).

8.4.3. Внешнее состояние транспортного средства (транспортных средств) оценивается по наличию следов ранее полученных повреждений, состоянием лакокрасочного покрытия, наличием следов коррозии.

8.4.4. В процессе осмотра транспортного средства эксперт-техник фиксирует все повреждения и при этом руководствуется справкой ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, извещением о дорожно-транспортном происшествии по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и обстоятельствами дорожно-транспортного происшествия, изложенными письменно самими участниками дорожно-транспортного происшествия. Перечисленные документы эксперт-техник имеет право затребовать у страховой компании.

Наименование поврежденных элементов транспортного средства должно соответствовать полному русскому наименованию детали, указанному в каталоге завода-изготовителя данной марки (модели, модификации) транспортного средства. При отсутствии каталога допускается использовать другую техническую литературу с обязательной ссылкой на нее. Выявление и описание отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов при осмотре транспортного средства целесообразно проводить в соответствии с Единым классификатором неисправностей изделий автомобилестроения (РТМ 37.031.004-78).

8.4.5. Техническое состояние транспортного средства характеризуется его соответствием требованиям инструкций по эксплуатации предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации, государственных стандартов и других нормативных документов. Отклонения технического состояния от показателей, установленных перечисленными документами, квалифицируется как неисправность или отказ. Проверка технического состояния транспортного средства (транспортных средств) проводится органолептическими методами с применением простейших инструментов и приспособлений. Если имеется возможность, проводится разборка агрегатов, узлов, их дефектовка для выявления скрытых повреждений.

8.4.6. В общем случае осмотр предусматривает исследование технического состояния основных агрегатов, узлов и систем транспортного средства.

8.4.6.1. Независимо от состояния транспортного средства исследование тормозной системы начинается с внешнего осмотра. При этом нужно соблюдать определенную последовательность. Сначала осматривают детали привода: механическую часть (педаль, тяги и их соединения, тросы ручного тормоза и их соединения), усилитель, бачок главного тормозного цилиндра, главный тормозной цилиндр, трубопроводы, шланги и их соединения. Одновременно фиксируют наличие (отсутствие) течи или подтекание тормозной жидкости в элементах тормозной системы и соединениях.

Затем исследуют техническое состояние рабочей тормозной системы (ножного тормоза), уровень жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, величину рабочего и полного хода педали тормоза, герметичность всех элементов тормозной системы. Для определения величины рабочего хода педали тормоза при ее перемещении до упора используют специальную линейку. Одним концом ее упирают в полик кузова перпендикулярно к площадке, боковой стороной прижимают к середине края площадки педали, после чего при нажатии на педаль до упора замеряют рабочий ход педали. Для проверки герметичности уплотнительных манжет и резьбовых соединений элементов системы необходимо нажать на педаль тормоза с максимальным усилием (при отсутствии воздуха в системе) и, удерживая ее в течение 2 — 3 мин., убедиться в отсутствии течи. Поэлементная диагностика и углубленные исследования тормозной системы проводятся в соответствии с технологической картой диагностики технического состояния тормозной системы автомобилей.

8.4.6.2. Исследование рулевого управления начинается с внешнего осмотра, в процессе которого фиксируются состояние шарниров рулевого управления и передней подвески, подшипников ступиц, управляемых колес (наличие или отсутствие люфтов), крепеж всех соединений, люфты в рулевом механизме, наличие масла в картере рулевого механизма, наличие или отсутствие течи масла из картера рулевого механизма. Рекомендуется проводить исследование рулевого управления в следующей последовательности:

— проверка рулевого механизма в сборе на стенде (если в этом имеется необходимость), для чего следует снять рулевой механизм с транспортного средства, произвести очистку и наружную мойку рулевого механизма, установить и закрепить рулевой механизм на стенде или верстаке;

— исследование деталей рулевого механизма, для чего следует слить масло из картера рулевого механизма через сетчатый фильтр, осмотреть осадок, замерить количество масла, разобрать рулевой механизм, проверить наличие инородных твердых частиц в полости картера рулевого механизма, произвести мойку деталей. Провести внешний осмотр деталей, обращая внимание на состояние рабочих поверхностей. При наличии признаков повышенного износа деталей проводится их микрометраж.

8.4.6.3. В процессе исследования систем освещения и сигнализации фиксируются:

— наличие или отсутствие изменений в конструкции внешних световых приборов;

— наличие или отсутствие предусмотренных заводом-изготовителем рассеивателей на световых приборах;

— работа внешних приборов освещения, включая фары, габаритные фонари, фонари указателей поворотов, фонари сигнала торможения, заднего хода, аварийной сигнализации и др.;

— работоспособность источников питания, аккумуляторных батарей и генератора (при необходимости);

— уровень и плотность электролита в элементах аккумуляторных батарей;

— наличие или отсутствие зарядки генератором аккумуляторных батарей.

8.4.6.4. При внешнем осмотре трансмиссии, как и других систем, фиксируются состояние крепежа карданных валов, наличие течи масла через уплотнения коробки передач и заднего моста, наличие масла в поддоне сцепления, возможные повреждения элементов трансмиссии. Если транспортное средство на ходу, проверяется работа трансмиссии в движении — легкость переключения передач, работа сцепления, наличие вибраций, стуков в трансмиссии на различных режимах движения. При выявлении каких-либо неисправностей в работе отдельных агрегатов трансмиссии проводится поэлементная диагностика и углубленные исследования со снятием и разборкой этих агрегатов.

Экспертное углубленное исследование трансмиссии транспортного средства проводится в следующей последовательности:

а) первым этапом является исследование сцепления. Для этого необходимо снять с транспортного средства нажимной диск сцепления и ведомый диск сцепления и провести визуальный осмотр. Обратить внимание на наличие масла в механизме, состояние рабочей поверхности нажимного диска и других деталей, замерить толщину накладок ведомого диска. Снять с транспортного средства главный и рабочий цилиндры, очистить их от грязи и разобрать, провести визуальный осмотр деталей, обратить внимание на наличие грязи в цилиндрах, состояние уплотнительных манжет и рабочих поверхностей цилиндров и поршней (наличие рисок и задиров). При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей;

б) вторым этапом является исследование коробки передач. Для этого следует снять коробку передач с транспортного средства, очистить от грязи, слить масло, разобрать коробку передач, провести визуальный осмотр деталей, обратив внимание на наличие посторонних включений в масле, состояние зубьев, шестерен, деталей механизма переключения передач. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж соответствующих деталей;

в) третьим этапом является исследование карданного вала. Для этого следует снять карданный вал с автомобиля, очистить от грязи, обратить внимание на наличие люфтов в карданных шарнирах. При необходимости установить карданный вал на стенд и проверить величину дисбаланса. Разобрать карданные шарниры, провести визуальный осмотр деталей шарниров, обратив внимание на наличие или отсутствие смазки, наличие повреждений деталей. При наличии признаков повышенного износа произвести микрометраж деталей карданных шарниров;

г) четвертым этапом является исследование заднего моста. Для этого следует снять задний мост с автомобиля, установить его в сборе на стенд, слить масло, обратить внимание на наличие инородных частиц, замерить осевой люфт ведущей шестерни. Разобрать задний мост, выпрессовать полуоси, снять редуктор и при необходимости его разобрать, провести визуальный осмотр деталей. При наличии признаков повышенного износа провести микрометраж деталей.

8.4.6.5. При внешнем осмотре кузова следует обратить внимание на повреждения (трещины) и нарушение сварных швов в подмоторной раме и лонжеронах основания кузова.

В передней и задней подвесках фиксируются наличие и состояние деталей, состояние крепления рычагов, рессор, амортизаторов, шарнирных соединений.

При внешнем осмотре колес фиксируется состояние шин (наличие повреждений, характер и степень износа протектора) и дисков колес (наличие деформаций и трещин в местах крепления). Проверяется легкость вращения управляемых колес, фиксируется наличие стуков в ступицах и нагрев ступиц управляемых колес при проверке транспортного средства в движении. Проверяется давление в шинах колес шинным манометром.

При необходимости исследования передней подвески проверке подлежат углы установки передних колес, являющиеся основными диагностическими параметрами.

При необходимости следует оценить работоспособность амортизаторов на транспортного средства с помощью стенда.

8.4.6.6. Экспертное углубленное исследование ходовой части транспортного средства следует проводить в следующем порядке:

а) первым этапом является исследование колес. Для этого необходимо снять колеса с транспортного средства и очистить их от грязи, проверить (при необходимости) величину дисбаланса колес на стенде. При наличии сквозных повреждений шин произвести демонтаж, зафиксировать характер и степень повреждений, наличие посторонних предметов;

б) вторым этапом является исследование передней и задней подвесок. Для этого необходимо снять подвеску с транспортного средства, провести визуальный осмотр, очистку и мойку подвески, обратить внимание на наличие (отсутствие) всех элементов и деталей, механических повреждений, состояние креплений, течь жидкостей из амортизаторов. Разобрать подвеску на элементы и детали в соответствии с технологией ремонта. Обратить внимание на состояние подшипников ступиц колес, сайлент-блоков, шаровых опор и шарниров. Замерить люфты в шаровых опорах и шаровых шарниров передней подвески. При необходимости разобрать шаровые опоры и шарниры, провести микрометраж деталей, замерить высоту пружин;

в) третьим этапом является исследование амортизаторов. Для этого необходимо установить соответствие установленных амортизаторов амортизаторам, предназначенным для данной модели автомобиля, снять характеристику на стенде, разобрать амортизатор, определить наличие и количество жидкости (газа). Обратить внимание на состояние деталей (риски, задиры на рабочих поверхностях цилиндра и штока, состояние уплотнителей).

8.4.7. При выявлении скрытых повреждений необходимо проведение осмотра с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями документа "Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта" РД 200-РСФСР-15-0150-81. При этом результаты диагностического исследования записываются в диагностическую карту, форма которой приведена в Приложении 5.

8.4.8. Применительно к задачам, стоящим перед экспертом-техником, проверить техническое состояние транспортного средства — это значит определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения. К основным системам автомобилей, влияющим на безопасность движения, относятся тормозная, рулевое управление, освещение и сигнализация, трансмиссия, ходовая часть. Проведение инструментального контроля (диагностики) транспортного средства позволяет более точно и полно оценить его техническое состояние по условиям безопасности дорожного движения. Инструментальный контроль целесообразно проводить у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых в установленном порядке на конкурсной основе к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880. Перечень технологических операций по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре приведен в Приложении 6.

8.4.9. Для повышения доказательности результатов осмотра рекомендуется проведение фотографирования (видеосъемки) поврежденного транспортного средства (транспортных средств). Должна быть проведена обзорная съемка общего вида транспортного средства (спереди, сзади, слева и справа, в том числе с государственными регистрационными знаками), а также фотографии зон повреждений или отдельных повреждений. Рекомендуется под каждой фотографией с повреждениями давать письменные пояснения.

Узловая фотосъемка показывает положение одного объекта относительно другого — положение одного повреждения относительно другого и элементов транспортного средства. Детальная фотосъемка проводится с масштабной линейкой. При этом продольная ось объектива должна быть перпендикулярна внешней плоскости снимаемого объекта. Рекомендуется делать фотографии одних и тех же повреждений с разных ракурсов, что позволит при необходимости определить недостающие размеры.

8.4.10. Результаты осмотра фиксируются в акте осмотра транспортного средства, форма которого приведена в Приложении 9. Факт присутствия на осмотре и ознакомления с содержанием акта осмотра заверяется подписями присутствовавших лиц. Сторона, не согласная с результатами осмотра, вправе опротестовать их в установленном законом порядке.

8.5. Экспертное заключение составляется в письменной форме. В экспертном заключении должны быть указаны:

— полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, фамилия, инициалы, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение независимой технической экспертизы, либо фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае, если договор на проведение независимой технической экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);

— дата составления и порядковый номер экспертного заключения;

— основание для проведения независимой технической экспертизы;

— полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;

— фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего — физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего — юридического лица;

— перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком или потерпевшим для исследования и оценки в ходе независимой технической экспертизы;

— нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении независимой технической экспертизы;

— сведения о документах, в том числе о страховом полисе обязательного страхования гражданской ответственности, рассмотренных в процессе независимой технической экспертизы;

— описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);

— обоснование результатов независимой технической экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;

— выводы по каждому из поставленных вопросов.

Выводы независимой технической экспертизы должны быть четкие, понятные и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Величина стоимости ремонта транспортного средства должна указываться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату страхового случая.

Рекомендуемая форма экспертного заключения приведена в Приложении 10. Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим независимую техническую экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью. Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью. Фотографии поврежденного транспортного средства, прикладываемые к экспертному заключению, подписываются и заверяются аналогично экспертным заключениям.

Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику или потерпевшему под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении. Экспертное заключение с приложениями к нему составляется в двух экземплярах, один из которых передается заказчику, а другой остается в экспертной организации (у эксперта-техника).

Экспертная организация (эксперт-техник) обязаны вести регистрацию и учет всех выданных экспертных заключений.

8.6. Оплата стоимости услуг исполнителя, а также возмещение иных расходов, понесенных в связи с проведением независимой технической экспертизы, производится за счет заказчика в соответствии с заключенным договором. Размер денежного вознаграждения исполнителя за проведение независимой технической экспертизы не может быть обусловлен итоговыми результатами данной экспертизы.

 

Литература

 

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

2. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

3. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1.

4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ.

5. Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ.

6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ.

7. Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ.

8. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортного средства".

9. Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".

10. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 482 "Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков".

11. Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. N 290.

12. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263.

13. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации N 171/183/590 от 30 июля 2003 г. "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств".

14. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".

15. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств".

16. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1998 г. N 410 "Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах".

17. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств".

18. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73.

19. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации. Утверждена Минтрансом России по согласованию с МВД России и ФАДС России 27 мая 1996 г.

20. Инструкция о размещении и распространении рекламы на транспортных средствах. Утверждена Приказом МВД России от 7 июля 1998 г. N 410.

21. Правила применения типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределения ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред. Утверждены Решением Президиума Российского союза автостраховщиков и Совета Ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта 22 октября 2002 г. Согласованы Главным управлением ГИБДД СОБ МВД России 20 декабря 2002 г. N 13/4-5393 // Информационный бюллетень Российского союза автостраховщиков. 2003. N 2.

22. ОСТ 37.001.267-83. Автомобили легковые. Типы кузовов. Основные термины и определения.

23. ГОСТ Р 50577-93. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования.

24. ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.

25. ИСО 3779-83. Дорожный транспорт. Идентификационный номер автомобилей (VIN). Содержание и структура.

26. ИСО 3780-83. Автомобили. Международный идентификационный код изготовителей (WMI).

27. ИСО 4030-83. Идентификационный номер транспортного средства (VIN). Место расположения и способ нанесения.

28. ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка.

29. ГОСТ 26828-86. Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка.

30. ГОСТ Р 50574-93. Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования.

31. ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

32. ГОСТ 9.105-80. Покрытия лакокрасочные. Классификация и основные параметры методов окрашивания.

33. ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.

34. ГОСТ 9.402-80. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием.

35. ГОСТ 9.032-74. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.

36. Надежность изделий автомобилестроения. Система сбора и обработки информации. Единый классификатор неисправностей изделий автомобилестроения (классификация и кодирование неисправностей). РТМ 37.031.004-78.

37. Инструкция о порядке содержания и эксплуатации спидометрового оборудования и автомобилей. Р 3012185-12-0163-83. М.: Министерство автомобильного транспорта РСФСР, 1984.

38. Технические вопросы расследования дорожно-транспортных происшествий: Учеб.-метод. пособие. Казань: КАМЮ "Право и практика", 1996.

39. Возможности производства судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях. Тверь: Российский федеральный центр судебной экспертизы, 2004.

40. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования): Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. М.: ВНИИСЭ, 1988.

41. Диагностическое исследование систем и агрегатов автомобилей семейства "Москвич-1500": Методическое пособие для экспертов. М.: ВНИИСЭ. 1986.

42. Методическое письмо "Экспертное исследование следов на транспортных средствах, возникших при дорожно-транспортном происшествии". М.: ВНИИСЭ, 1994.

43. Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД 200-РСФСР-15-0150-81, РД 200-УССР-90-82. М., 1982.

44. Требования к технологии работ по проверке транспортных средств при государственном техническом осмотре с использованием средств технического диагностирования. Утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации 19 мая 1999 г. Согласованы Министерством транспорта Российской Федерации.

45. Руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями.

46. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Р 3112199-0240-84. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. М.: Транспорт, 1986.

47. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Части вторые (нормативные).

48. РД 37.009.024-92. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания.

49. ТУ 37.101.0167-97. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания "АвтоВАЗ-техобслуживание". М., 1997.

50. ТУ 4538-140-00232934-98. Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей ВАЗ предприятиями автотехобслуживания "АвтоВАЗтехобслуживание". М., 1998.

51. РТМ 37.001.050-78. Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания.

52. Правила эксплуатации автомобильных шин. Утверждены 1 июля 1997 г. Минпромом России и Минтрансом России по согласованию с МВД России.

53. Табель гаражного и технологического оборудования для автотранспортных предприятий. М: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 2000.

54. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2110, -2111, -2112. Тольятти, 2001.

55. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -21099, -2115. Тольятти, 2002.

56. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2121, -21213, -21214. Тольятти, 2000.

57. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2123, -21234. Тольятти, 2000.

58. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-2120. Тольятти, 2001.

59. Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ВАЗ-1111. Тольятти, 1997.

60. Сборник нормативов трудоемкостей на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. РД 37.009.027-93. Утвержден Комитетом Российской Федерации по машиностроению 31 мая 1993 г. (Часть I: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ЗАЗ и ЛуАЗ; Часть II: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ВАЗ; Часть III: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей АЗЛК и ИЖ; Часть IV: Техническое обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ и УАЗ).

61. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. РД 3112178-0189-95. М.: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 1995.

62. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Т. 1. РД 03112178-99. М.: ГУП "Центроргтрудавтотранс": Минтранса России, 2001.

63. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей марки ВАЗ-2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110, ВАЗ-21213, 2119, 2131 и их модификации. Т. 2. М.: ГУП "Центроргтрудавтотранс": Минтранса России, 2001.

64. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110.

65. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства ГАЗ-3111.

66. Сборник нормативов трудоемкости на предпродажную подготовку, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей производства "ГАЗ", 1999 г.

67. Сборник нормативов трудоемкости на техобслуживание и ремонт автомобилей "Газель" (1998 г.).

68. Сборник нормативов трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт автомобилей семейства "Газель" (вводятся с 1 июля 2003 г.).

69. Сборник нормативов трудоемкости по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей "СОБОЛЬ" (1999 г.).

70. Методика нормирования расхода материалов на капитальный и текущий ремонт автомобилей. М.: Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) 1989.

71. Перечень приборов и электротехнических изделий, изготовленных с применением серебра. М.: Министерство автомобильного транспорта РСФСР, 1985.

72. Нормы расхода основных и вспомогательных материалов для технического обслуживания и ремонта автомобилей ВАЗ. М.: АвтоВАЗтехобслуживание, 2002.

73. Сборник норм расхода ремонтно-эксплуатационных материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. РД 3112178-0190-95. М.: Центроргтрудавтотранс: Минтранс России, 1995.

74. Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния. Р 03112194-0376-98. Утверждена Министерством транспорта РФ 10 декабря 1998 г.

75. Методика оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения. Р 03112194-0377-98. Утверждена Министерством транспорта РФ 15 декабря 1998 г.

76. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств: Методическое руководство для экспертов. СПб.: СЗРЦСЭ: РФЦСЭ, 2001.

77. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Утверждены Приказом Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 26 октября 1993 г. N 112.

78. Краткий автомобильный справочник/А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. М.: АО "Трансконсалтинг"; НИИАТ, 1994.