ОСТ 54-0-192.84-2002 Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов.
Утвержден
Минтрансом России
27 мая 2003 года
Дата введения —
1 июля 2003 года
СТАНДАРТ ОТРАСЛИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОТ АКТОВ НЕЗАКОННОГО
ВМЕШАТЕЛЬСТВА.
ПОЧТЫ И БОРТОВЫХ ЗАПАСОВ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ОСТ 54-0-192.84-2002
1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования на стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов при проведении их предполетного досмотра.
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на изготовителей (поставщиков) и пользователей стикеров независимо от их юридического статуса, ведомственной подчиненности и форм собственности.
1.3. Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.4. Требования стандарта должны учитываться при рассмотрении материалов по сертификации аэропортовой деятельности, связанной с обеспечением мер авиационной безопасности, а также учитываться при проведении инспекционной проверки и контроле.
1.5. Проведение стикирования в аэропортах (авиапредприятиях) гражданской авиации России должно осуществляться только службами авиационной безопасности, имеющими сертификат соответствия, выданный специально уполномоченными органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 13199-88 (ИСО 536-76). Полуфабрикаты волокнистые, бумага и картон. Метод определения массы продукции площадью 1 кв. м.
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Авиационная безопасность — комплекс государственных, межведомственных и отраслевых организационно-технических мер, процедур, правил, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для нормальной и безопасной деятельности гражданской авиации, обеспечивающие предупреждение и предотвращение актов незаконного вмешательства в ее деятельность.
3.2. Багаж — личные вещи пассажиров и членов экипажа, перевозимые на борту воздушного судна по соглашению с Перевозчиком.
3.3. Бортовые запасы — готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту воздушного судна во время полета, в том числе бортпитание.
3.4. Груз — любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты, бортовых запасов и сопровождаемого или неправильно засланного багажа.
3.5. Почта — внутренние и международные почтовые отправления, пересылаемые при почтовых сопроводительных документах.
3.6. Предполетный досмотр — процедура по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских судов, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, проводимая сотрудниками службы авиационной безопасности в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.
3.7. Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки и/или договора фрахтования воздушного судна.
4. Технические требования
4.1. Общие требования
4.1.1. Стикер должен иметь возможность размещения на визуально просматриваемом месте досмотренного багажа, груза, почты и бортовом запасе с целью контроля его наличия, целостности, фиксации, а также выявления несанкционированного вскрытия багажа, груза, почты или бортового запаса.
Стикер для маркирования багажа, грузов, почты и бортовых запасов должен быть единым по форме и содержанию и подлежит согласованию со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации, отвечающим за меры авиационной безопасности.
4.1.2. Стикер должен обеспечивать:
— надежную маркировку;
— отсутствие повреждения предмета маркирования;
— саморазрушение при снятии;
— сохранение при эксплуатации своей информационной составляющей, а также иметь другие свойства и параметры, определенные настоящим стандартом.
4.1.3. Стикер должен состоять из 3-х слоев:
— бумажного слоя;
— подложки;
— клеевого слоя.
4.1.4. Стикеры должны поставляться в расфасованном виде в порядке возрастания номеров. Могут быть предусмотрены следующие варианты их расфасовки:
— листовая;
— в виде гармошки;
— в рулонном виде.
При изготовлении стикеров в рулонах должно быть обеспечено автоматизированное сканирование номеров стикеров с целью выбраковки неправильных, двойных и т.д. номеров. Результаты сканирования должны быть приложены к рулону.
4.1.5. Стикеры должны упаковываться таким образом, чтобы обеспечивалась их сохранность при доставке автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом. На упаковке должна содержаться информация следующего характера:
— наименование товара "Этикетки";
— дата изготовления;
— условия доставки и хранения;
— масса товара;
— первый и последний номер в данной упаковке.
4.1.6. Хранить стикеры следует в сухом помещении при температуре окружающего воздуха + (15 — 25) град. C и относительной влажности не более 60% без воздействия прямой солнечной радиации. Хранение стикеров в одном помещении с кислотами, химическими реактивами и другими веществами, которые могут оказать вредное действие на них, не допускается.
4.2. Основные параметры и размеры
4.2.1. Форма и габаритные размеры стикера:
— стикер должен иметь прямоугольную (или конфигурационную) форму с вертикальным расположением, при этом меньшая сторона является основанием, а большая сторона — высотой. Габаритные размеры при этом должны составлять:
— основание (50 +/- 2,5) мм;
— высота (100 +/- 10) мм.
4.2.2. Стикер:
— при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должен саморазрушаться и не иметь возможности восстановления;
— не должен иметь остаточную липкость;
— должен сохранять прочность прикрепления в температурном режиме +/- 50 град. C, при относительной влажности воздуха 90%, в условиях воздействия прямой солнечной радиации и возможности попадания осадков в виде дождя и снега.
4.2.3. Бумажный слой стикера должен обладать следующими свойствами:
— легко сниматься с подложки непосредственно перед маркированием;
— иметь яркую цветовую окраску в виде оранжевого или голубого фона (включая тангирную сетку с толщиной линии не более 0,03 мм, с одной миллиметровым шагом и углом наклона в 45 градусов, а также конфигурационный овал) и соответствующих надписей красного и черного цвета;
— сохранять при эксплуатации свою информационную составляющую в неизменном виде.
В качестве исходного бумажного слоя должны использоваться непокрытые белые бумаги (например, глянцевые) с плотностью от 600 до 750 кг/куб. м (масса бумаги — от 70 до 85 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.4. В качестве подложки стикера следует применять прочный материал, обеспечивающий несминаемость стикера при хранении и работе с ним, с отсутствием восприятия типографской печати.
Материал подложки должен быть выполнен на основе силиконизированной бумаги или синтетических пленок. Плотность подложки должна составлять от 650 до 700 кг/куб. м (масса бумаги — от 75 до 78 г/кв. м по ГОСТ 13199).
4.2.5. Клеевой слой стикера должен обладать следующими свойствами:
— не оставлять следов на багаже после снятия стикера;
— прочно удерживать стикер на месте маркирования с момента наклеивания и до момента окончания полета;
— прочно удерживать стикер на невостребованном багаже или грузе до 6-ти месяцев;
— прочно удерживать стикер в условиях механического воздействия при обработке багажа, груза, почты и бортовых запасов;
— обеспечивать приклеивание к коже, синтетическим материалам, пластмассам, натуральным тканям, дереву, металлу и т.д.
В качестве клеевого слоя должны использоваться универсальные или специализированные постоянные клеи. Основой для клея может служить прозрачный акрил или каучук (натуральный или синтетический). Параметрами клеевой основы должны служить:
— окончательное прилипание;
— начальное прилипание.
Окончательное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины после его полного приклеивания. Параметры окончательного прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
Начальное прилипание характеризуется силой, измеряемой динамометром, необходимой для отделения клеевой бумаги шириной 25 мм от испытательной пластины сразу же после приклеивания. Параметры начального прилипания клеевой основы приведены в Приложении А.
В течение всего гарантийного срока годности стикера величина удельного сцепления клеевого слоя для начального и окончательного прилипания не должна уменьшаться более чем на 5% от исходного значения.
4.2.6. Информационная составляющая стикера, как правило, должна включать следующие надписи:
— "Авиационная безопасность";
— "Досмотрено" (в конфигурационном овале);
— "Серия ______" (три позиции для печати серии);
— "N ___________" (не менее девяти позиций для текущего номера стикера);
— "Не отрывать до окончания перевозки".
Текущий номер стикера должен иметь шрифт Пр3 с высотой 3,0; 4,0 или 5,0 мм и выполняться несмываемой типографской краской.
Лицевая часть стикера должна быть выполнена микрошрифтом с целью исключения возможности ксерокопирования и сканирования.
Должна быть предусмотрена возможность нанесения знаков, выполненных краской невидимого ультрафиолетового излучения, под информационной составляющей стикера.
С целью защиты стикера после текущего номера может быть предусмотрена возможность размещения отстоящего номера с контрольным разрядом.
4.2.7. С целью саморазрушения стикера при его отрыве от маркированного багажа, груза, почты или бортового запаса должна быть предусмотрена защитная надсечка. Защитная надсечка должна полностью перекрывать габаритный размер стикера, а количество надсечек должно быть не менее 2-х штук с расстоянием между ними от 2 до 7 мм.
5. Правила контроля
5.1. Для проверки соответствия стикера требованиям настоящего стандарта должны проводиться следующие виды контроля:
— внутренний (постоянный);
— внешний (периодический).
Под внутренним контролем подразумевается контроль изготовителя и поставщика стикеров.
Под внешним контролем подразумевается контроль специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, отвечающего за меры авиационной безопасности.
5.2. При проведении как внутреннего, так и внешнего контроля оценке на соответствие подлежат:
— качество бумаги, подложки, клеевой основы;
— цветовая гамма стикера;
— качество цветового слоя (четкость, неразмываемость);
— влагостойкость стикера;
— четкость, правильность текущего номера стикера;
— саморазрушение стикера;
— приклеиваемость стикера к различным материалам и его съем без повреждения поверхности предмета в соответствии с требованиями, определенными настоящим стандартом.
5.3. Контролю должна подвергаться выборочная партия стикеров не менее 0,01% от объема конкретного заказа, но не менее 10 штук на отдельную партию.
Приложение А
(обязательнее)
ПАРАМЕТРЫ КЛЕЕВОЙ ОСНОВЫ
+——————+————————+———————+
¦ ¦Окончательное прилипание¦Начальное прилипание¦
¦ +————+————+———+———-+
¦ ¦ от ¦ до ¦ от ¦ до ¦
+——————+————+————+———+———-+
¦Сила, необходимая ¦24 ¦29 ¦13 ¦20 ¦
¦для отделения от +————+————+———+———-+
¦объекта маркирова-¦ ¦48 <*> ¦ ¦29 <*> ¦
¦ния, Н ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+————+———+———-+
¦Удельное сцепление¦300 ¦400 ¦170 ¦279 ¦
¦стикера с объектом+————+————+———+———-+
¦маркирования, ¦ ¦600 <*> ¦ ¦400 <*> ¦
¦г/кв. см ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+——————+————+————+———+———-+
———————————
<*> Для тканых и шероховатых материалов, грузов, почты, бортовых запасов.
ОСТ 54-0-192.84-2002 Обеспечение безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Стикер для маркировки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. общие требования