Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рекомендованы

Распоряжением Росавтодора

от 1 февраля 2008 г.

N 44-р

 

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ И ОЧИСТКЕ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОТ СНЕГА

 

Предисловие

 

1.

Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием РосдорНИИ и Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом по заказу Федерального дорожного агентства. Методический документ разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

2. Внесен Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3. Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 01.02.08 N 44-Р.

4. Имеет рекомендательный характер.

 

Раздел 1. Область применения

 

Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега" является актом рекомендательного характера.

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега определяют порядок проведения мероприятий по снижению снегозаносимости на дорогах, методы организации и технологии работ по их очистке от снега, а также раскрывают вопросы механизации дорожных работ и организации снегосвалок.

Рекомендации могут применяться на автомобильных дорогах общего пользования.

 

Раздел 2. Нормативные ссылки

 

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

а) ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. М., 1993 г.

б) ОДМ 218.0.000-2003. Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог. Росавтодор, 2003 г.

в) СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. 1985 г.

г) Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. ВСН 33-87. 1998 г.

д) Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. ОДМ 218.011.-98. 1998 г.

е) СНиП 23.01-99* "Строительная климатология".

ж) ОДМ. Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Росавтодор, 2003 г.

 

Раздел 3. Термины и определения

 

В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Снегозаносимость — подверженность дороги образованию снежных заносов.

Незаносимые участки — участки дорог, не подверженные образованию снежных заносов.

Заносимые участки — участки дорог, подверженные образованию снежных заносов.

Директивные сроки очистки дороги — время, установленное дорожным организациям для очистки дорог, с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

Интенсивность снегопада (метели) — увеличение толщины снежного покрова (в см) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (ч., сут.).

Просветность — отношение суммарной площади просветов к общей площади внешнего контура снегозащитного устройства.

Интенсивность снегоприноса — объем снега, приносимого к участку дороги за единицу времени.

Общий объем снегопереноса — объем снега, который переносится через заданную точку со всех направлений за определенное время (за зимний период).

Объем снегоприноса — объем снега, приносимого метелью к одной стороне дороги (за зиму, в одну метель).

Расчетный объем снегоприноса — объем снегоприноса, определенный с расчетной вероятностью превышения.

Расчетный объем снегоотложений — возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса.

Расчетная метель — единичная метель, параметры которой определены с расчетной вероятностью превышения.

Насыщенная метель — метель, при которой реализуется транспортирующая способность метели (при данной скорости ветра и достаточном количестве переносимого снега).

Снегозадерживающая способность защиты — показатель эффективности задержания снега защитными устройствами, оцениваемый коэффициентом снегозадержания.

Коэффициент снегозадержания — отношение объема отложенного у защиты снега к объему снегоприноса.

Снегосборная способность защиты — количество снега, которое может быть отложено у защиты при заданном коэффициенте снегозадержания.

Снегоемкость защиты — предельное количество снега, которое может быть ею задержано.

 

Раздел 4. Общие положения

 

Вся система мероприятий по зимнему содержанию автомобильных дорог выстраивается таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия для движения автотранспорта при максимальном облегчении и удешевлении выполняемых работ. Для выполнения этих задач осуществляют:

— защитные меры по предотвращению образования снежных заносов путем устройства постоянных или временных средств снегозащиты;

— профилактические меры, цель которых — не допустить образования зимней скользкости на дорожном покрытии от проходящего транспорта;

— меры по удалению снежных и ледяных образований на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение.

а) Содержание всех конструктивных элементов дороги обеспечивается на запланированном уровне.

б) Орган управления дорожным хозяйством на каждую обслуживаемую им автомобильную дорогу (сеть дорог) разрабатывает проект содержания (включая зимнее содержание), который служит руководящим документом для производителей, обеспечивающих непосредственное выполнение работ по содержанию.

в) Оперативное управление производством, ежедневный контроль за ходом выполнения работ, использованием машин и механизмов, занятых на работах по зимнему содержанию дорог, расходом противогололедных материалов и горюче-смазочных материалов обеспечивается через Центры оперативного управления производством, создаваемых в подрядных организациях и органах управления дорожным хозяйством.

г) Оценка уровня содержания автомобильных дорог (приемка выполненных работ) осуществляется в соответствии с "Методикой оценки уровня содержания автомобильных дорог", изложенной в "Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (2003 г.), утвержденном Росавтодором от 19.12.2003 N ИС-28-8939.

 

Раздел 5. Основные положения по обеспечению

снегонезаносимости автомобильных дорог

на стадии проектирования

 

а) Основными факторами, определяющими образование снегоотложений на земляном полотне дороги, являются: метелевый режим, высота снежного покрова, элементы земляного полотна, природный фактор (рельеф местности, по которой проходит дорога, наличие растительности и т.д.).

б) Основными снегозащитными мероприятиями при трассировании дорог являются:

— проложение трассы по наименее заносимым местам;

— учет направлений главных метелевых ветров при трассировании.

в) Незаносимость дороги снегом в значительной степени зависит от правильного сочетания элементов плана и продольного профиля с рельефом местности и учета при этом направления главных метелевых ветров. Степень заносимости земляного полотна при различном характере местности и расположении трассы неодинакова.

Наветренные косогоры являются зонами снижения скорости ветра и отложения снега располагаются у их подошвы. Верхняя часть наветренного косогора и вершина возвышенности хорошо продуваются ветром, поэтому трассу дороги следует располагать в средней или верхней трети наветренного косогора.

На подветренном косогоре снеговетровой поток, перевалив через вершину, снижает скорость и метелевый снег откладывается интенсивно, вызывая образование снежных заносов. Следует избегать проложения трассы в верхней части подветренного косогора. Можно располагать трассу в средней трети косогора.

На водоразделе снеговетровой поток имеет наибольшую скорость и, при отсутствии препятствий, снег будет переноситься, не образуя снежных отложений. Рекомендуется дорогу на водоразделе проектировать в насыпи. Участки дорог в выемке на водоразделах при прохождении метелей будут занесены.

Всякие углубления на косогорах, в том числе и на наветренных, сильно заносятся. Поэтому не рекомендуется прокладывать дорогу по косогору в выемке, а лучше устраивать насыпи. Если нельзя проложить дорогу в насыпи, то можно устраивать в полувыемке-полунасыпи, так как в этом случае создаются более благоприятные условия для очистки дороги от снега, чем в выемках.

При трассировании дороги следует обходить понижения местности (ложбины, котловины), которые сильно заносятся снегом, или пересекать их по кратчайшему направлению. Надо использовать возможность проложения трассы через встречные лесные массивы, так как они служат естественной защитой от метелевых отложений снега на дороге.

При проложении дорог по террасам следует располагать их ближе к краю террасы, где отложения снега всегда наименьшие.

Учитывая, что особенно сильно заносятся выемки на кривых в плане, устройства таких выемок следует избегать.

Трассирование дорог, по возможности, следует производить вдоль господствующих зимних ветров или под малыми углами к ним.

Для проложения трассы рекомендуется использовать зоны разгона метели или зоны снеговыдувания, где снеговетровой поток ненасыщен и вероятность образования отложений снега значительно меньше, чем при насыщенной метели. Такими зонами разгона метели являются полосы шириной около 100 м за подветренными границами естественных русел, балок, оврагов, больших искусственных каналов, выемок и других резких понижений или полосы шириной 100 — 500 м за различными возвышающимися препятствиями: поселками, возвышенностями, лесными массивами, лесонасаждениями и т.д.

г) При проектировании вновь строящихся или реконструируемых дорог рекомендуется предусматривать меры по обеспечению снегонезаносимости дорог. К ним относятся:

— проектирование продольного профиля снегонезаносимыми насыпями с рабочими отметками больше руководящей рабочей отметки по условию снегонезаносимости;

— проектирование поперечных профилей выемок, позволяющих уменьшить или замедлить их снегозаносимость;

— проектирование обоснованной снегозащиты.

Незаносимость метелевым снегом дороги в насыпи обеспечивается проектированием продольного профиля с рабочими отметками, равными и больше руководящей рабочей отметки, , по условию снегонезаносимости.

Руководящая отметка по условию снегонезаносимости определяется расчетом по формуле:

 

=  + , где

 

— руководящая рабочая отметка по условию снегонезаносимости, м;

— расчетная высота снежного покрова в данной местности, принимаемая с расчетной вероятностью превышения 5%, м;

— возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова, обеспечивающее сдувание снега с полотна, м.

При отсутствии указанных данных допускается упрощенное определение  с использованием метеорологических справочников (Приложение А).

принимается для дорог V технической категории равным 0,4 м, IV категории — 0,5 м, для дорог III категории — 0,6 м, II категории — 0,7 м, I категории — 1,2 м. Насыпи, не отвечающие приведенному условию, заносятся снегом при метелях и, как правило, ограждаются снегозащитой.

Если дорога проходит по подветренному склону рельефа в верхней трети, то руководящая рабочая отметка насыпи равна:

 

=  +  + , где

 

— высота метелевых снегоотложений от расчетного объема снегоприноса, определенного с вероятностью превышения.

Расчетная вероятность превышения принимается равной 10% для дорог с интенсивностью движения до 3000 авт./сут, 5% — для дорог с интенсивностью от 3000 до 7000 авт./сут и 3% — для дорог с интенсивностью движения свыше 7000 авт./сут.

Выемки не заносятся в том случае, если снег, приносимый за зиму метелями, может разместиться на подветренном откосе.

В зависимости от района и прилегающей местности необходимо ограждать выемки глубиной до 6,0 — 8,5 м и больше (если это требуется по местным условиям). Чем больше объем снегоприноса, тем более глубокие выемки требуют ограждения.

Раскрытые выемки заносятся снегом медленнее, чем выемки с крутыми откосами. Поэтому смысл раскрытия выемок заключается в том, чтобы уменьшить заносимость и объем работ по снегоочистке.

Рекомендуется раскрывать или разделывать под насыпь выемки глубиной до 1 м (рисунок 1). В выемках глубиной от 1 до 5 м следует устраивать уположенные откосы с заложением от 1:6 до 1:4 (с увеличением глубины выемок пологость откосов уменьшается), или при заложении откосов 1:1,5 устраивать полки для размещения на них приносимого метелью снега (рисунок 1, в). Ширина полки принимается в зависимости от объема снегоприноса, но не менее 4,0 м.

 

а)

 

б)

 

в)

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 1. Выемки:

а — раскрытая; б — разделанная под насыпь; в — с полками

 

Раскрытые выемки и выемки с уположенными откосами ограждаются снегозащитой.

С целью проектирования обоснованной снегозащиты на снегозаносимых участках дорог проводят анализ рабочих отметок в продольном профиле и выделяют снегозаносимые участки (с рабочей отметкой насыпи меньше руководящей и все выемки). Для каждого участка определяют направление дороги по 16 румбам, объем снегоприноса к дороге за зиму с расчетной вероятностью превышения справа и слева к дороге, параметры расчетной метели (объем снегоприноса и продолжительность), возможные от них объемы снегоотложений и объем снегоотложений на земляном полотне от снегопада (Приложение Б).

Снегозащита обоснована, если она запроектирована на основе количественной оценки снега, приносимого к дороге за зиму, за одну метель, и снега, откладывающегося на земляном полотне после прохождения снегопада.

Объем отложений снега на проезжей части и обочинах дороги, , равен:

 

=  + , где

 

— объем отложений снега на проезжей части и обочинах от снегопада, м3/м;

— объем отложений метелевого снега на проезжей части и обочинах, м3/м.

Если какие-нибудь из мероприятий не учтены в проекте, то дорожная служба выявляет снегозаносимые участки в процессе эксплуатации дороги и в соответствии с этими данными назначает необходимые мероприятия по уменьшению снегозаносимости дороги метелевым снегом.

Если заносимость вызывается неправильным расположением дороги в плане, необходимо при первой возможности произвести перетрассирование заносимых участков.

Для правильного выбора нового направления нужно провести зимние изыскания с промером высоты снежного покрова в период максимального накопления снега. При изысканиях должны быть выявлены участки местности, где интенсивно откладывается снег и возможно образование заносов в случае прокладки дороги. Такие места нужно обходить.

При невозможности проведения изысканий или в дополнение к полученным при изысканиях данным следует руководствоваться излагаемыми выше положениями о влиянии рельефа местности на заносимость (п. в).

Если в процессе эксплуатации дороги выявлены снегозаносимые участки, то проводится их обследование, выявляются причины заносимости и принимаются меры по обеспечению снегонезаносимости.

По степени снегозаносимости участки дорог классифицируют следующим образом (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Характеристики участков дорог по снегозаносимости

 

+————————+————————————————-+

¦ Категория заносимости ¦              Характеристика участка             ¦
¦       участков        ¦                                                 ¦
+————————+————————————————-+

¦    Сильнозаносимые    ¦Нераскрытые выемки любой глубины, если на        ¦
¦                       ¦подветренном откосе не может разместиться весь   ¦
¦                       ¦снег, приносимый в течение зимы.                 ¦
+————————+————————————————-+

¦    Среднезаносимые    ¦Раскрытые выемки, выемки, разделанные под насыпь,¦
¦                       ¦нулевые места и насыпи ниже высоты снежного      ¦
¦                       ¦покрова в данной местности, определенной с       ¦
¦                       ¦расчетной вероятностью превышения.               ¦
+————————+————————————————-+

¦    Слабозаносимые     ¦Насыпи высотой менее руководящей рабочей отметки ¦
¦                       ¦по условию снегонезаносимости, но больше высоты  ¦
¦                       ¦снежного покрова с вероятностью превышения.      ¦
+————————+————————————————-+

¦      Незаносимые      ¦Насыпи высотой более руководящей рабочей отметки ¦
¦                       ¦по условию снегонезаносимости; нераскрытые       ¦
¦                       ¦выемки, подветренный откос которых может вместить¦
¦                       ¦весь снег, приносимый за зиму; выемки с полками, ¦
¦                       ¦предусмотренными для размещения приносимого      ¦
¦                       ¦метелью снега на подветренных откосах выемок и   ¦
¦                       ¦над полками.                                     ¦
+————————+————————————————-+

 

Раздел 6. Эксплуатационные показатели

автомобильных дорог в зимних условиях

 

Основными показателями уровня содержания автомобильных дорог являются:

— ширина чистой от снега поверхности дороги;

— толщина рыхлого снега на проезжей части, накапливающегося с момента начала снегопада до начала снегоочистки или в перерывах между проходами снегоочистительной техники при патрульной снегоочистке;

— толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

— сроки окончания очистки проезжей части и снегоочистки обочин с момента окончания уборки проезжей части;

— толщина уплотненного снега на тротуарах.

По этим показателям все дороги России разделены на группы. Группировка дорог для целей оценки уровня содержания представлена в Приложении В.

Для обеспечения нормальной эксплуатации дороги, снижения трудовых и денежных затрат на зимнее содержание в дорожной отрасли установлены три уровня содержания (допустимый, средний, высокий). (Приложение Г).

Уровень зимнего содержания во многом зависит от степени заносимости дороги. Дорожно-эксплуатационные организации в процессе эксплуатации дороги выявляют заносимые места, устанавливают причины образования снежных заносов, разрабатывают и осуществляют меры, уменьшающие или полностью устраняющие заносимость.

Снегоочистка автомобильных дорог организуется таким образом, чтобы обеспечивать указанные в таблицах 2, 3 и 4 директивные сроки снегоочистки, определенные ГОСТ Р 50597-93.

 

а) Характеристика проезжей части дороги, обочин и тротуаров в зимний период

 

Таблица 2

 

Состояние проезжей части

 

+—+——————————+———+——————————+

| N |  Наименование показателей   | Группа |       Уровни содержания      |
|п/п|                             | дорог  +———-+———+———+

|   |                             |        |допустимый| средний | высокий |
+—+——————————+———+———-+———+———+

|    Проезжая часть (включая используемые съезды, мостовые сооружения)    |
+—+——————————+———+——————————+

| 1.|Рыхлый (талый) снег на       | А1, А2,|           1,0 (2,0)          |
|   |проезжей части, толщиной не  | А3, Б  |                              |
|   |более, см. Нормативная ширина+———+——————————+

|   |очистки — 100%.              |   В    |           2,0 (4,0)          |
|   |                             +———+——————————+

|   |                             | Г1, Г2 |               —              |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 2.|Срок ликвидации зимней       | А1, А2,|   4,0    |   3,5   |   3,0   |
|   |скользкости с момента        |   А3   |          |         |         |
|   |образования (и уборка снега с+———+———-+———+———+

|   |момента окончания снегопада) |   Б    |    5,0   |   4,5   |   4,0   |
|   |до полного устранения, не    +———+———-+———+———+

|   |более, ч.                    |   В    |    6,0   |   5,0   |   4,5   |
|   |                             +———+———-+———+———+

|   |                             |   Г1   |   12,0   |  10,0   |   8,0   |
|   |                             +———+———-+———+———+

|   |                             |   Г2   |   16,0   |  12,0   |  10,0   |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 3.|Снежный накат, толщиной не   | А1, А2,|         Не допускается       |
|   |более, см (*) — при          | А3, Б  |                              |
|   |интенсивности движения до 500+———+——————————+

|   |авт. /сут.                   |В(*), Г1|              4,0             |
|   |                             +———+——————————+

|   |                             |   Г2   |              6,0             |
+—+——————————+———+——————————+

 

Таблица 3

 

Состояние обочин и тротуаров

 

+—+——————————+———+——————————+

| N |  Наименование показателей   | Группа |       Уровни содержания      |
|п/п|                             | дорог  +———-+———+———+

|   |                             |        |допустимый| средний | высокий |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 1 |             2               |   3    |    4     |    5    |    6    |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 1.|Рыхлый (талый) снег на       | А1, А2,|           1,0 (2,0)          |
|   |обочине, после окончания     | А3, Б  |                              |
|   |снегоочистки, толщиной не    +———+——————————+

|   |более, см. Ширина очистки    |   В    |           3,0 (6,0)          |
|   |обочин для групп: А1, А2 —   +———+——————————+

|   |100%, для остальных — 50%.   | Г1 ,Г2 |        Не нормируется        |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 2.|Срок снегоочистки обочин     | А1, А2,|   4,0    |   3,5   |   3,0   |
|   |с момента окончания          |   А3   |          |         |         |
|   |уборки проезжей части не     +———+———-+———+———+

|   |более, ч.                    |   Б    |   5,0    |   4,5   |   4,0   |
|   |                             +———+———-+———+———+

|   |                             |   В    |   6,0    |   5,0   |   4,5   |
|   |                             +———+———-+———+———+

|   |                             |   Г1   |  12,0    |  10,0   |   8,0   |
|   |                             +———+———-+———+———+

|   |                             |   Г2   |        Не нормируется        |
+—+——————————+———+——————————+

| 3.|Рыхлый (уплотненный) снег    | А1, А2 |             5(3)             |
|   |на тротуарах после окончания +———+——————————+

|   |снегоочистки, толщиной слоя  |А3, Б, В|             5(5)             |
|   |не более, см.                +———+——————————+

|   |                             | Г1, Г2 |             5(10)            |
+—+——————————+———+——————————+

| 4.|Рыхлый (уплотненный) снег на |Для всех|             5(3)             |
|   |тротуарах мостов в           | групп  |                              |
|   |населенных пунктах после     | дорог  |                              |
|   |окончания снегоочистки,      |        |                              |
|   |толщиной слоя не более, см.  |        |                              |
|   |Срок очистки тротуаров в     |        |                              |
|   |населенных пунктах не более  |        |                              |
|   |1 суток.                     |        |                              |
+—+——————————+———+——————————+

| 5.|Минимальная длина обочины, на| А1, А2 |       Не допускается         |
|   |которой не должно быть снеж- +———+——————————+

|   |ных валов: вблизи ж.д. пере- |   А3   |        500/250/20/5          |
|   |ездов / перед пересечением в |———+——————————+

|   |одном уровне / вблизи остано-|   Б    |        500/250/20/5          |
|   |вочных пунктов общественного +———+——————————+

|   |транспорта / вблизи пешеход- | В, Г1, |        500/150/20/5          |
|   |ного перехода, м.            |   Г2   |                              |
+—+——————————+———+——————————+

| 6.|Снежные валы у ограждений на |  Для   | Не допускаются. (Допускаются |
|   |обочине, а также у осевого   |  всех  |  на участках, проходящих по  |
|   |двустороннего ограждения.    |  групп |      лесному массиву за      |
|   |Срок ликвидации снежных валов|  дорог |   ограждениями на обочине).  |
|   |у ограждений не более        |        |                              |
|   |5 суток.                     |        |                              |
+—+——————————+———+——————————+

 

б) Характеристика элементов обустройства и обстановки

 

Таблица 4

 

Состояние элементов обустройства и обстановки

 

+—+——————————+———+——————————+

| N |  Наименование показателей   | Группа |      Уровни содержания       |
|п/п|                             | дорог  |                              |
|   |                             |        +———-+———+———+

|   |                             |        |допустимый| средний | высокий |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 1 |             2               |   3    |    4     |    5    |    6    |
+—+——————————+———+———-+———+———+

|                      Земляное полотно, полоса отвода                    |
+—+——————————+———+——————————+

| 1.|Рыхлый (уплотненный) снег на | А1, А2,|             2 (0)            |
|   |заездных карманах и поса-    |А3, Б, В|                              |
|   |дочных площадках остановок   +———+——————————+

|   |общественного транспорта     |   Г1   |             6 (4)            |
|   |после окончания снегоочистки,+———+——————————+

|   |толщиной слоя не более, см.  |   Г2   |             8 (6)            |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 2.|Рыхлый (уплотненный) снег на | А1, А2 |   6 (4)  |  4 (2)  |  2 (0)  |
|   |площадках отдыха и стоянках  +———+———-+———+———+

|   |транспортных средств после   |А3, Б, В|   8 (6)  |  6 (4)  |  4 (2)  |
|   |окончания снегоочистки,      +———+———-+———+———+

|   |толщиной слоя не более, см.  | Г1, Г2 |  12 (8)  | 10 (6)  |  8 (4)  |
+—+——————————+———+———-+———+———+

| 3.|Снежно-ледяные отложения,    |Для всех|        Не допускаются        |
|   |закрывающие информацию на    | групп  |                              |
|   |дорожных знаках. Срок        | дорог  |                              |
|   |очистки не более 1 суток с   |        |                              |
|   |момента обнаружения.         |        |                              |
+—+——————————+———+——————————+

| 4.|Грязные, покрытые снегом, не |Для всех|        Не допускаются        |
|   |обеспечивающие               | групп  |                              |
|   |световозвращающий эффект,    | дорог  |                              |
|   |световозвращающие элементы на|        |                              |
|   |поверхности ограждений. Срок |        |                              |
|   |очистки не более 1 суток с   |        |                              |
|   |момента обнаружения.         |        |                              |
+—+——————————+———+——————————+

 

в) Оценка зимнего содержания

 

Оценка уровня содержания автомобильной дороги проводится с целью выявления соответствия фактических показателей, влияющих на уровень содержания дорог, рекомендациям, предъявляемым к ним установленными нормами и правилами.

Оценка уровня содержания дорог является обязательной в случаях, предусмотренных в контрактных обязательствах.

Порядок и методика оценки уровня содержания автомобильных дорог определены в "Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог" (Росавтодор, 2003 г.).

 

Раздел 7. Защита дорог от снежных заносов

 

а) Классификация снежных осадков

 

Снежные отложения на дороге возникают в результате различных снежных явлений, которые по своим признакам делятся:

— Спокойный снегопад — происходит выпадение снега из облаков без переноса ветром частиц ранее выпавшего снега по поверхности снежного покрова.

Снегопады характеризуются интенсивностью (количеством осадков, выпадающих в единицу времени) и продолжительностью.

— Метели — перенос ветром снега над поверхностью земли.

По признаку метелевых отложений наиболее часто встречающиеся в практике метели классифицируются:

Верховая метель — метель, при которой происходит перенос снега при слабом ветре (2 — 3 м/сек) без перемещения по поверхности снежного покрова ранее выпавшего снега.

Низовая метель — метель, при которой происходит перенос ветром частиц ранее выпавшего снега с поднятием снежных частиц над поверхностью снежного покрова до нескольких метров.

Такая метель наблюдается при ветре достаточной силы (более 5 м/сек) и сухом состоянии поверхности снежного покрова.

Общая метель — метель, при которой одновременно происходят выпадение снега из облаков и перемещение ветром уже упавших снежинок.

Поземка — перенос ветром частиц ранее выпавшего снега непосредственно по поверхности снежного покрова, без выпадения снега из облаков. При поземках высота поднятия снега над уровнем снежного покрова до 0,5 м.

Буран (пурга) — перенос снега при скорости ветра более 20 м/сек.

— Обрушение снега с горных склонов в виде лавин.

— Снегопады и верховая метель образуют на дорогах сравнительно равномерные отложения, имеющие небольшую толщину и плотность.

— Метели (поземка, низовая, буран) вызывают образование заносов — отложения снега большой толщины и повышенной плотности.

— Обрушение снега с горных склонов в виде лавин вызывает образование снежных завалов, имеющих очень большие объемы и состоящих из плотного снега, иногда смешанного со льдом, в отдельных случаях и с камнями.

Плотность слоя свежевыпавшего снега, в зависимости от формы выпадающих снежинок:

    — рыхлый свежевыпавший                  —    0,06 — 0,08 г/см3

    — рыхлый свежий хлопьями                —    0,04 — 0,07 г/см3

    — рыхлый свежий средними снежинками     —    0,08 — 0,12 г/см3

    — рыхлый свежий крупинками              —    0,13 г/см3

    — рыхлый свежий мелкими крупинками      —    0,08 — 0,16 г/см3

Плотность слоя свежевыпавшего снега, в зависимости от силы ветра при его выпадении:

    — в тихую погоду                        —    0,04 — 0,07 г/см3

    — при легком ветре                      —    0,04 — 0,18 г/см3

    — при среднем ветре                     —    0,12 — 0,18 г/см3

    — при сильном ветре                     —    0,15 — 0,20 г/см3

Плотность снежного покрова с течением времени под влиянием собственного веса, давления вновь образующихся слоев и уплотняющего действия ветра постепенно увеличивается и к концу зимы достигает в среднем 0,30 г/см3.

 

б) Виды снегозащитных средств

 

Снежные отложения на дороге образуются в результате прохождения снегопадов или метелей. Отложения от спокойных снегопадов имеют, в основном, высоту 5 — 10 см, редко 15 см и еще реже до 35 см. Снегоотложения от метелевого переноса снега могут достигать большой высоты, измеряемой метрами. Величина снегоотложений зависит от объема снегоприноса. Наибольшую опасность представляют метелевые снегоотложения.

Все мероприятия, обеспечивающие снегонезаносимость дорог во время метелей, основываются на прогнозе возможных объемов снегоприноса к снегозаносимым участкам дороги за зиму, за одну метель и возможных объемов снегоотложений на конец зимнего периода или одной метели.

Для обоснованного решения вопросов о снегозащитных мероприятиях необходимо определить ряд расчетных параметров (Приложения А и Б):

— расчетный объем снегоприноса к снегозаносимым участкам дорог за зиму слева и справа от дороги;

— расчетный объем снегоотложений у снегозащиты к концу зимнего периода;

— расчетную метель и ее основные параметры: объем снегоприноса и продолжительность;

— объем снегоотложений от расчетного снегопада.

Защита дорог от снежных заносов осуществляется с помощью постоянной или временной снегозащиты.

К постоянной снегозащите относят снегозащитные лесополосы и постоянные заборы.

К временной — снегозадерживающие щиты, снежные траншеи, валы и т.д.

Постоянные снегозадерживающие устройства следует проектировать на расчетный объем снегоотложений к концу зимнего периода или на расчетную метель, имеющую объем снегоприноса больший, чем объем снегоотложений в конце зимнего периода. Это возможно за счет разности плотности снегоотложений в конце зимнего периода (до 0,25  0,30 т/м3) и в снегоотложениях от свежепринесенного снега. При этом необходимо учитывать объем снегоотложений от снегопада.

Возможный объем снегоотложений от расчетного объема снегоприноса в конце зимы определяют с учетом коэффициента потерь снега от испарения и таяния во время оттепелей и увеличения плотности в снегоотложениях к концу зимнего периода (Приложение Б).

Временные снегозащитные устройства следует проектировать на расчетную метель, так как после отработки временной снегозащиты предусматривается ее восстановление.

По принципу воздействия на снеговетровой поток снегозащитные устройства подразделяют на:

— снегозащитные средства снегозадерживающего действия, которые работают по принципу задержания метелевого снега на подступах к дороге;

— снегозащитные средства снегопередувающего действия, увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы);

— снегозащитные средства, полностью изолирующие объекты от попадания снега (галереи и тоннели).

Наибольшее распространение на автомобильных дорогах получили устройства снегозадерживающего действия.

 

в) Снегозащитные лесные полосы

 

Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.

Снегозащитная полоса должна иметь плотную (непродуваемую) конструкцию. Обязательным элементом каждой полосы должна быть густая двухрядная кустарниковая опушка.

Конструкция снегозащитной полосы определяется типовой схемой, на основе которой выбирается рабочая схема полосы для каждого конкретного случая (Рисунок 2).

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 2. Типовые схемы снегозащитных лесных насаждений

вдоль автомобильных дорог при объеме снегопереноса (м3/м).

    а — до 25;       б — до 50;       в — до 75;       г — до 100;

    д — до 125;      е — до 150;      ж — до 200;      з — до 250

 

Условные обозначения

 

             — низкие кустарники        — низкокронные деревья

            — высокие кустарники        — высококронные деревья

 

Рабочую схему составляет проектная организация. Она определяет состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также количество рядов, ширину междурядий и размещение растений в рядах.

Расстояние между соседними рядами деревьев и кустарников в лесной полосе принимается: в благоприятных лесорастительных условиях — 2,5 м, а в тяжелых условиях 3,0 — 3,5 м.

Расстояние между растениями в ряду допускается в пределах 0,5 — 1,0 м.

Расстояние от бровки земляного полотна до придорожной снегозащитной полосы, ширина лесных полос и величина разрывов между полосами при объемах снегоприноса до 250 м3/м определяются по таблице 5.

 

Таблица 5

 

Размещение лесных полос в зависимости от объема снегоприноса

 

+——————-+——————+——————+——————+

¦  Расчетный объем  ¦  Расстояние от  ¦ Ширина разрыва  ¦   Ширина полос  ¦
¦ снегоприноса, м3/м¦ бровки земляного¦      между      ¦отвода земель для¦
¦                   ¦   полотна до    ¦лесонасаждениями,¦лесонасаждений, м¦
¦                   ¦лесонасаждений, м¦        м        ¦                 ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦      10 — 25      ¦     15 — 25     ¦        —        ¦        4        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦         50        ¦       30        ¦        —        ¦        9        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦         75        ¦       40        ¦        —        ¦       12        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦        100        ¦       50        ¦        —        ¦       14        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦        125        ¦       60        ¦        —        ¦       17        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦        150        ¦       65        ¦        —        ¦       19        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦        200        ¦       70        ¦        —        ¦       22        ¦
+——————-+——————+——————+——————+

¦        250        ¦       50        ¦       50        ¦     2 x 14      ¦
+——————-+——————+——————+——————+

 

В связи с возможностью переноса снега под углом по отношению к оси дороги снегозащитные лесные полосы устраивают длиннее защищаемого участка на 50 — 100 м. В условиях снегоприноса более 100 м3/м эта величина должна быть обоснована расчетом для ветров под углом более 30° с учетом расстояния между лесной полосой и защищаемым участком дороги.

Для обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне снегозащитные полосы размещают в соответствии с рисунком 3. Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (, ) должны соответствовать расчетным скоростям движения на пересекающихся дорогах и принимаются по таблице 6, а ширина примыкающей к дороге полосы, обеспечивающая боковую видимость (), должна составлять 25 м (от кромки проезжей части) для дорог I — III категорий и 15 м для дорог IV — V категорий.

 

Таблица 6

 

Расчетные расстояния видимости поверхности дороги (, ), м

 

+——————————+———————————+

¦ Расчетная скорость движения, ¦ Расчетные расстояния видимости, ¦
¦           км/ч               ¦               м                 ¦
+——————————+———————————+

¦              150             ¦               250               ¦
+——————————+———————————+

¦              120             ¦               175               ¦
+——————————+———————————+

¦              100             ¦               140               ¦
+——————————+———————————+

¦               80             ¦               100               ¦
+——————————+———————————+

¦               60             ¦                75               ¦
+——————————+———————————+

¦               50             ¦                60               ¦
+——————————+———————————+

¦               40             ¦                50               ¦
+——————————+———————————+

¦               30             ¦                40               ¦
+——————————+———————————+

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 3. Схема расположения лесных полос для обеспечения

видимости на пересечениях автомобильных дорог

 

При большой длине снегозащитной полосы, создаваемой на сельскохозяйственных угодьях, необходимо предусматривать технологические разрывы по 10 — 15 м через каждые 800 — 1000 м для прохода сельскохозяйственных машин.

В случаях, когда существующая снегозащитная полоса не удовлетворяет нормам по конструкции, составу пород, размещению и другим признакам и в результате не выполняет свои снегозащитные функции, должны быть предусмотрены мероприятия по ее усилению путем увеличения ширины или создания дополнительных полос. Типовые схемы размещения дополнительных полос в сочетании с усилением существующих придорожных посадок принимают в соответствии с объемом снегоприноса (рисунок 4). Величина параметров ,  и  зависит от ширины существующей полосы , ее расстояния до дороги  и ширины дополнительных лесных полос.

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 4. Типовые схемы усиления существующих

снегозащитных лесных насаждений вдоль автомобильных

дорог при объеме снегоприноса (м3/м):

а — до 25; б — до 50; в — до 100; г — до 150; д — до 250

 

Условные обозначения

 

    — низкие кустарники                 — низкокронные деревья

    — высокие кустарники                — высококронные деревья

    — лесная полоса, требующая усиления

 

Ассортимент древесных и кустарниковых пород и их размещение в дополнительных лесных полосах и при уширении существующих насаждений принимают в соответствии с изложенными выше рекомендациями по созданию новых снегозащитных полос.

 

Создание новых снегозащитных насаждений и посадка дополнительных лесных полос осуществляется по специальным проектам, а поддержание работоспособности существующих посадок осуществляется рубками ухода.

Если снегозащитные лесные полосы не вступили в работу или их применение невозможно по почвенно-климатическим или другим условиям, необходимо использовать снегозащитные устройства или защиты из снега.

 

г) Постоянные снегозадерживающие заборы

 

В местности с интенсивной метелевой деятельностью рекомендуется применять заборы. Заборы могут быть снегозадерживающего действия и снегопередувающего действия.

Надежным средством защиты дорог от снежных заносов являются снегозадерживающие заборы — устройства капитального типа с большой затратой материалов и высокой стоимостью. Поэтому постройку заборов обосновывают экономически.

Заборы могут быть сплошными и решетчатыми, деревянными, железобетонными или комбинированными. Сплошные заборы собирают меньше снега, чем решетчатые, поэтому они применяются только в том случае, когда требуется одностороннее задержание снега. В зависимости от объема приносимого к дороге снега снегозадерживающие заборы устраивают высотой от 3 до 5 м.

Высоту забора определяют в зависимости от объема снегоприноса и высоты снежного покрова в данной местности:

 

, где

 

— высота забора, м;

— объем снегоприноса, м3/м;

— средняя многолетняя наибольшая высота снежного покрова в данной местности, м.

Не рекомендуется делать заборы выше 5 м. Если по расчету требуется большая высота, то устраивают два и более рядов заборов. Общая снегосборная способность заборов, поставленных в несколько рядов, определяется по формуле:

 

, где

 

— объем задерживаемого снега у многорядных защит, м3/м;

— коэффициент заполнения снегом пространства между рядами (при расчетах можно принимать =0,8);

— количество рядов заборов;

— высота забора, м;

— расстояние между рядами заборов (следует принимать в пределах 30 ), м;

— коэффициент, равный 8,0.

При устройстве решетчатых заборов для уменьшения их заносимости, а также увеличения снегосборности оставляют просветы между землей и нижней панелью забора, а также и между панелями. Высоту просветов в зависимости от общей высоты забора можно проектировать до 0,5 — 0,8 м.

Расстояние от линии защиты до бровки земляного полотна должно составлять от 15 до 25 высот забора в зависимости от просветности обрешетки конструкции (от 35% до 50% соответственно). Если по местным условиям нельзя удалить забор на указанное расстояние, допускается сокращение расстояния до 10 высот забора при уменьшении просветности его решетки до 30%.

Для лучшего использования снегозадерживающей способности заборов и предотвращения повреждений, особенно при весенней осадке снега, заборы, особенно деревянные, наиболее правильно располагать перпендикулярно к направлению господствующих ветров, если даже при этом заборы будут расположены по отношению к дороге под тем или иным углом.

Деревянные снегозадерживающие заборы рекомендуется применять трех типов:

I — двухпанельные высотой 4 м, высота продуваемых проемов равна 0,6 м и каждой панели по 1,4 м (рисунок 5, а);

II — двухпанельные высотой 5 м, высота продуваемых проемов равна 0,7 м и каждой панели по 1,8 м (рисунок 5, б);

III — однопанельные с увеличенной просветностью высотой 5 м, высота нижнего продуваемого проема 0,5 м (рисунок 5, в).

 

а)

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

б)

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

в)

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 5. Рекомендуемые типы снегозадерживающих заборов:

I — противопучинные анкеры

(брусок 10 x 14 см или пластины длиной 50 см)

 

Железобетонные снегозадерживающие заборы долговечнее деревянных. Они выполняются из сборных железобетонных элементов (рисунок 6). Для повышения эффективности их работы необходимо предусмотреть устройство разрывов в обрешетке, как в заборах, изготовляемых из дерева. Можно применять смешанные конструкции, состоящие из железобетонных стоек и деревянных панелей.

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 6. Железобетонный снегозадерживающий забор

 

Железобетонные панели изготовляют на строительных площадках, а монтируют (путем закладки в пазы) на заранее установленных стойках. Ямы под стойки копают ямокопателем, а устанавливают стойки и монтируют панели при помощи передвижного крана.

 

д) Постоянные заборы снегопередувающего действия

 

Заборы снегопередувающего действия увеличивают скорость снеговетрового потока при его прохождении над дорогой, что предотвращает образование на ней снежных отложений.

Заборы снегопередувающего действия рекомендуется применять при соблюдении следующих условий: при объеме снегоприноса более 300 м3/м, направлении господствующих ветров под углом от 50° до 90° к оси дороги и сухом, легкоподвижном снеге. Наибольший эффект эти сооружения имеют в открытой безлесной местности.

Защищать заборами снегопередувающего действия можно выемки глубиной до 5 м, низкие насыпи, нулевые участки и полувыемки-полунасыпи на косогорах, если уклон косогора не превышает 45°.

Основными параметрами заборов снегопередувающего действия, влияющими на их аэродинамические характеристики, являются: общая высота забора, , высота продуваемого проема, h (до 40% ), высота ветронаправляющей панели,  (до 60% ), угол наклона панели к горизонту,  (90°), общая высота забора 5 — 8 м (рисунки 7, 8).

 

а

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

б

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

в

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 7. Снегопередувающие деревянные заборы

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 8. Снегопередувающий керамзитобетонный забор

 

Заборы снегопередувающего действия необходимо располагать на расстоянии 0,8 м от кромки проезжей части. Их строят из дерева или делают сборными из железобетона. Заполнение деревянных заборов рекомендуется делать вертикальным.

Наиболее распространены следующие типы снегопередувающих заборов (таблица 7).

 

Таблица 7

 

Характеристика снегопередувающих заборов

 

+——+———+———-+————+————+———-+

¦ Тип  ¦  Общая  ¦Высота    ¦   Высота   ¦Угол наклона¦  Ширина  ¦
¦забора¦высота, м¦ветрона-  ¦продуваемого¦  панели к  ¦   зоны   ¦
¦      ¦         ¦правляющей¦  проема, м ¦ горизонту, ¦выдувания,¦
¦      ¦         ¦панели, м ¦            ¦    град.   ¦    м     ¦
+——+———+———-+————+————+———-+

¦  I   ¦   5,0   ¦   3,0    ¦    2,0     ¦     90°    ¦  до 6,0  ¦
+——+———+———-+————+————+———-+

¦  II  ¦   6,5   ¦   4,0    ¦    2,5     ¦     90°    ¦от 6 до 8 ¦
+——+———+———-+————+————+———-+

¦  III ¦   8,0   ¦   5,0    ¦    3,0     ¦     90°    ¦от 8 до 10¦
+——+———+———-+————+————+———-+

 

е) Временные снегозащитные устройства

 

В случае невозможности размещения на прилегающих к автомобильной дороге землях постоянных средств снегозащиты или при невозможности усиления существующих, а также во всех случаях, когда это экономически оправдано, следует использовать временные снегозадерживающие устройства: снегозадерживающие щиты, траншеи, снежные стенки и т.д.

Они могут применяться в качестве защиты дорог от снежных заносов и как средство усиления посадок или заборов.

Снегозадерживающие щиты изготавливают из дерева с разреженной решеткой в нижней части. Конструкции переносных щитов показаны на рисунке 9.

 

I

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

II

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

III

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

IV

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 9. Переносные решетчатые щиты

 

Конструктивные данные и рекомендуемые условия их применения приведены в таблице 8.

 

Таблица 8

 

Характеристика снегозадерживающих щитов

 

+——+——+————————-+—————+——————-+

¦ Тип ¦Высо-¦      Просветность, %    ¦Скорость ветра,¦Объем снегоприноса,¦
¦ щита¦та, м+———+———+——-+  при которой  ¦    при котором    ¦
¦     ¦     ¦ общая  ¦ нижней ¦верхней¦     можно     ¦   целесообразно   ¦
¦     ¦     ¦        ¦ части  ¦ части ¦   применять   ¦  применять щиты,  ¦
¦     ¦     ¦        ¦        ¦       ¦   щиты, м/с   ¦       м3/м        ¦
+——+——+———+———+——-+—————+——————-+

¦  I  ¦ 2,0 ¦   50   ¦   60   ¦  40   ¦   более 20    ¦     более 100     ¦
+——+——+———+———+——-+—————+——————-+

¦ II  ¦ 1,5 ¦   50   ¦   60   ¦  40   ¦   более 20    ¦     менее 100     ¦
+——+——+———+———+——-+—————+——————-+

¦ III ¦ 2,0 ¦   60   ¦   70   ¦  50   ¦  20 и менее   ¦     более 100     ¦
+——+——+———+———+——-+—————+——————-+

¦ IV  ¦ 1,5 ¦   60   ¦   70   ¦  50   ¦  20 и менее   ¦     менее 100     ¦
+——+——+———+———+——-+—————+——————-+

 

Расстояние от бровки земляного полотна до ряда щитов следует назначать в зависимости от объема снегоприноса равным: при объеме снегоприноса до 25 м3/м — 30 м; до 50 м3/м — 40 м; до 75 м3/м — 50 м; более 75 м3/м — 60 м.

Щиты устанавливают сплошной линией параллельно оси дороги, без зигзагов и изломов. При косых ветрах (дующих под острыми углами к дороге) рекомендуется ставить через 60 м перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10 — 15 м или устанавливают звенья щитов перпендикулярно к направлению метелевых ветров (рисунки 10, 11).

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 10. Косые звенья щитов

 

Места перехода из выемки в насыпь ограждают по схеме, приведенной на рис 11.

 

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 11. Ограждение мест перехода из выемки в насыпь

 

Щиты по возможности следует ставить по верху возвышений (бугров, валов), избегая понижений.

Щиты устанавливают, привязывая их к кольям мягкой отожженной проволокой, веревкой или другим прочным материалом.

Колья должны иметь диаметр 6 — 8 см и длину, превышающую на 1 м высоту щита. При установке колья забивают в предварительно просверленные отверстия на глубину 0,5 м. Расстояние между кольями должно быть равно 1,9 м.

Щиты следует привязывать к кольям так, чтобы между грунтом и ножками щитов оставалось 5 см для исключения примерзания к грунту.

Для повышения снегосборной способности щитов при отработке их переставляют на вершину образующегося около них снежного вала или поднимают по кольям, когда:

— высота снежного вала в местностях с интенсивной метелевой деятельностью достигает уровня, составляющего 2/3 высоты щита, а в местности с неинтенсивной метелевой деятельностью — полной высоты щита.

— толщина слоя снега у щитовой линии достигает 50 см.

Необходимость перестановки щитов устанавливают по тому признаку, который наступает раньше.

В районах с длительными и интенсивными метелями, во время которых перестановка щитов затруднена, щитовые линии ставят в два, три и более рядов. Расстояние между рядами принимают равным 30 высотам щита, причем первый, ближний к дороге ряд, ставят на расстоянии 20 высот щита от бровки земляного полотна.

При устройстве многорядных щитовых линий достаточно переставлять только полевой ряд щитов.

Количество снега, задерживаемого одной щитовой линией, можно определить по формуле:

 

 

многорядной щитовой линией:

 

, где

 

— количество задерживаемого снега, м3/м;

— число рядов защиты;

— коэффициент, учитывающий влияние смежного ряда (1 — 2);

— высота щита, м.

 

Оптимальное расстояние между рядами щитов 30 — 40 . Расстояние ближнего к дороге ряда не должно быть меньше 20 высот щита, считая от земляного полотна.

Многорядные щитовые линии целесообразно формировать из щитов разной просветности. Ближайшие к полю линии формируются из щитов с более рядной решеткой (тип III), а ближайший к дороге ряд из щитов с более густой решеткой (тип I).

Объем снега, который может задержать однорядная щитовая защита, при  = 2 м — 36 м3/м, двухрядная — до 96 м3/м, трехрядная — до 160 м3/м, двухрядная с перестановкой — до 300 м3/м.

Если объем снегоприноса от расчетной метели меньше объема снега, задерживаемого защитой (однорядной, двухрядной и т.д.), то производится перестановка щитов в течение зимнего периода при исчерпании их снегосборной способности.

В районах с интенсивными метелями (при объемах снегоприноса до 120 м3/м) целесообразно применять устройства с изменяющейся просветностью, плотность конструкции которых увеличивается пропорционально силе ветра при метели. Устройства с изменяющейся просветностью высотой 2,0 м размещаются на расстоянии 40 м от бровки земляного полотна и параллельно дороге.

При объемах снегоприноса до 75 м3/м можно применять временные пространственные снегозащитные средства (ВПС), изготавливаемые из полимерных материалов (рисунок 12) и сетки на полимерной основе (рисунок 13).

 

а

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

б

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

в

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 12. Временные пространственные

снегозащитные средства (ВПС):

а — рулонное заполнение;

б — листовое заполнение (уголковый профиль);

в — листовое заполнение (криволинейный профиль)

 

а

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

б

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

в

Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега

 

Рисунок 13. Снегозадерживающие полиэтиленовые сетки:

а — тип I на стойках металлических труб;

б — тип II на деревянных кольях;

в — размещение кольев;

1 — стопорная шайба 15 x 150 x 5 с отверстием  33 мм;

2 — упор; 3 — крепление для сетки  5 мм;

4 — стальная труба  33 — 24 мм;

5 — деревянные колья  80 — 100 мм; 6 — сетка

 

ВПС устанавливают параллельно оси дороги на расстоянии 30 высот от бровки земляного полотна.

Сетка на полимерной основе крепится к кольям (стойкам) на высоте 25 см над уровнем земли. Снегозащитное устройство из сетки должно находиться на расстоянии 60 м от бровки земляного полотна.

 

ж) Защитные устройства из снега

 

Большое распространение при защите автомобильных дорог от снежных заносов получили устройства из снега.

Наиболее распространенными видами устройств, создаваемых из снега, являются снежные траншеи.

Траншеи могут применяться как самостоятельное средство защиты — на дорогах IV — V категорий или в сочетании с другими средствами (насаждениями, заборами, щитами), чтобы усилить снегозадерживающее действие и повысить надежность снегозащитных линий — на дорогах I, II, III категорий.

Первую со стороны дороги траншею при отсутствии других средств защиты размещают не ближе 30 м и не дальше 100 м от бровки земляного полотна. Если траншеи служат дополнительным средством защиты к имеющимся лесополосам, щитам или заборам, то ближайшую к дороге траншею размещают с полевой стороны имеющихся снегозащитных линий на расстоянии 20 — 30 м от них. Полная снегосборная способность траншей приведена в таблице 9.

 

Таблица 9

 

Снегосборная способность снежных траншей

 

+————+———+————+———+——————————-+

¦Конструкция¦ Высота ¦Расстояние ¦ Ширина ¦      Снегозадерживающая       ¦
¦  защиты   ¦снежного¦   между   ¦траншеи,¦способность, м3/м, при глубине ¦
¦           ¦покрова,¦траншеями, ¦   м    ¦          траншей, м           ¦
¦           ¦   м    ¦     м     ¦        +——+——-+——-+———+

¦           ¦        ¦           ¦        ¦ 0,3  ¦  0,5  ¦  0,8  ¦  1,0   ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦ Одиночная ¦  0,2   ¦     —     ¦   4    ¦ 2,56 ¦  4,00 ¦   —   ¦   —    ¦
¦           +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,3   ¦     —     ¦   4    ¦  —   ¦  4,50 ¦  6,00 ¦   —    ¦
¦           +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦     —     ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦  7,60 ¦   8,90 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦ 6,00 ¦  8,88 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦   двух    ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 10,02 ¦ 14,34 ¦  17,22 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 17,20 ¦  20,10 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦ 9,40 ¦ 13,80 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦   трех    ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 15,50 ¦ 22,00 ¦  26,30 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 26,18 ¦  30,50 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦12,88 ¦ 18,64 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  четырех  ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 21,06 ¦ 29,70 ¦  35,46 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 35,19 ¦  40,90 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦16,32 ¦ 23,52 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦   пяти    ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 26,58 ¦ 37,38 ¦  44,58 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 44,10 ¦  51,30 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦19,76 ¦ 28,40 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦   шести   ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 32,10 ¦ 45,06 ¦  53,70 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 53,06 ¦  61,70 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦23,20 ¦ 33,28 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦   семи    ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 37,62 ¦ 52,74 ¦  62,82 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 62,02 ¦  72,10 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦26,64 ¦ 38,16 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  восьми   ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 43,14 ¦ 60,72 ¦  71,94 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 70,98 ¦  82,50 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦30,08 ¦ 43,04 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  девяти   ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 48,66 ¦ 68,10 ¦  81,06 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 79,94 ¦  92,90 ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  Система  ¦  0,2   ¦    8,0    ¦   4    ¦33,52 ¦ 47,92 ¦   —   ¦   —    ¦
¦    из     +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦  десяти   ¦  0,3   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦ 54,18 ¦ 75,78 ¦  90,18 ¦
¦  траншей  +———+————+———+——+——-+——-+———+

¦           ¦  0,5   ¦    8,0    ¦   4    ¦  —   ¦   —   ¦ 88,90 ¦ 103,3  ¦
+————+———+————+———+——+——-+——-+———+

 

С целью повышения эффективности работы траншей после заполнения их снегом до половины глубины производят их восстановление по старому следу.

Прокладывать и возобновлять траншеи следует по возможности в тихую, безветренную погоду (в промежутках между метелями) или при слабом ветре, когда перенос снега не препятствует видимости.

При устройстве и возобновлении траншей на прилегающих к дороге полях, занятых озимыми, на дне траншей должен быть оставлен снег слоем около 10 см во избежание вымерзания и повреждения озимых проходящими механизмами. В остальных случаях дно траншеи после прохода механизма должно быть свободным от снега.

Траншеи прочищают до тех пор, пока толщина снегоотложений в них не достигнет 1,0 — 1,5 м. В этом случае прокладывают новые траншеи параллельно имеющимся на расстоянии 12 — 15 м от них и на таком же расстоянии друг от друга.

Целесообразные условия применения различных снегозадерживающих устройств приведены в таблице 10.

 

Таблица 10

 

Целесообразные условия применения

различных снегозадерживающих устройств

 

+———————+————————+——————+

¦     Вид защиты     ¦     Характеристика     ¦Снегозадерживающая¦
¦                    ¦                        ¦способность, м3/м ¦
+———————+————————+——————+

¦Снегозащитные лесные¦          одна          ¦     25 — 200     ¦
¦       полосы       ¦           две          ¦    250 — 300     ¦
+———————+————————+——————+

¦ Снегозадерживающие ¦       однорядные       ¦    100 — 200     ¦
¦       заборы       ¦       двухрядные       ¦    500 — 800     ¦
+———————+————————+——————+

¦  Переносные щиты   ¦       высота 2 м       ¦     30 — 120     ¦
+———————+————————+——————+

¦   Устройство с     ¦        один ряд        ¦     20 — 90      ¦
¦   изменяющейся     ¦        два ряда        ¦     90 — 120     ¦
¦   просветностью    ¦        три ряда        ¦    140 — 170     ¦
¦                    ¦два ряда с перестановкой¦    250 — 300     ¦
+———————+————————+——————+

¦Сетка из полимерных ¦      высота 2 м        ¦     10 — 75      ¦
¦    материалов      ¦                        ¦                  ¦
+———————+————————+——————+

¦  Снежные траншеи   ¦       один ряд         ¦      до 10       ¦
¦      (валы)        ¦       два ряда         ¦     10 — 20      ¦
¦                    ¦      четыре ряда       ¦     20 — 40      ¦
¦                    ¦      шесть рядов       ¦     40 — 60      ¦
¦                    ¦      восемь рядов      ¦     50 — 80      ¦
¦                    ¦      десять рядов      ¦     70 — 100     ¦
+———————+————————+——————+

 

з) Защита дорог в горной местности (лавины)

 

В горных районах, где выпадает много снега, часто происходят снежные обвалы (лавины) с крутых склонов.

Различают сухие и мокрые лавины. Сухие лавины образуются в периоды морозов. Лавины от мокрого снега образуются весной или во время сильных оттепелей.

По характеру движения снежной массы различают три типа лавин:

— осовы, при которых вся масса снега на склоне равномерно смещается по склону без строго фиксированного русла;

— лотковые лавины, при которых снег со снегосборного бассейна скользит по логу (каналу стока);

— прыгающие лавины, которые вначале смещаются по каналу стока, а затем, когда он образует горизонтальную площадку или уклон его увеличивается, слетают с уступа и обрушиваются на дно долины.

Основными причинами, вызывающими сход лавин, являются:

— спокойные снегопады и снегопады с ветром, приводящие к накоплению снега на лавиноопасных участках;

— постоянно протекающий внутри снежной толщи процесс перекристаллизации, в результате которого в нижней части появляются слабо связанные между собой частицы снега, что приводит к обрушению всего слоя снега;

— наступившая оттепель.

При изысканиях горных дорог необходимо установить участки, опасные в отношении снежных обвалов. Наиболее опасны в отношении лавинообразования склоны с крутизной 20 — 45°, на которых может накапливаться большое количество снега, постепенно приходящего в неустойчивое состояние. На крутых склонах с уклоном более 60° больших накоплений снега не бывает, так как он осыпается постепенно.

При сходе лавин несколько раз в год лавинные лотки четко выработаны, отсутствуют травяной покров и кустарники. В местах конусов выноса лавин снег сохраняется до июня — конца июля, здесь появляется влаголюбивая растительность.

Если лавины повторяются один раз в несколько лет, на склонах развивается угнетенный стелющийся кустарник и сохраняются поваленные и сильно наклоненные тонкоствольные деревья лиственных пород с вертикальными ветками.

Если лавины образуются редко, 1 раз в несколько лет, в лавинных лотках и на верхней части конусов выноса может развиваться лиственный лес со следами повреждений.

При изысканиях дорог следует избегать пересечения дорогой лавиноопасных мест. Если обойти лавиноопасное место не представляется возможным, дорогу располагают:

— над дном долины на такой высоте, чтобы ее не закрывали завалы от скатывающихся лавин;

— или дорогу следует прокладывать через участки каналов стока, где легче всего построить снегозащитные галереи и они будут иметь наименьшую длину.

Дорожно-эксплуатационные организации должны иметь перечень участков дорог, на которых когда-либо были зарегистрированы лавины. Для чего ведется специальный журнал регистрации схода лавин с указанием года, месяца и числа их схода, места схода, примерной толщи отложений снега над дорогой и на дороге, если лавина ее достигла.

На лавиноопасных участках в зависимости от местных условий осуществляют защиту дорог от лавин следующими способами:

— пропуск лавин над защищаемым объектом;

— искусственное обрушение снега на лавиноопасных участках;

— уменьшение накопления снега в лавиносборных бассейнах;

— удержание снега на склонах, не допуская его соскальзывания;

— отвод лавин в сторону от объекта.

На участках дорог с интенсивным движением лавины пропускают над защищаемым объектом, для чего сооружают железобетонные или каменные галереи и навесы.

Если условия данного участка не позволяют пропустить лавину под дорогой (узкие, глубокие ущелья), тогда следует на данном участке строить закрытую галерею, типа тоннеля, и лавина до момента таяния остается над этой галереей.

Галереи и навесы являются дорогими сооружениями и должны строиться по специальным проектам.

Если сразу нельзя построить долговременное сооружение на участках, где наблюдаются осовы, допускается постройка деревянных навесов. На участках с лотковыми и прыгающими лавинами деревянные навесы не разрешаются.

На участках с небольшой интенсивностью движения, где допустима задержка движения, разрешается искусственный сброс лавин с временным закрытием движения и последующей уборкой снега. Такой сброс целесообразнее всего производить обстрелом из минометов.

Накопление снега в лавиносборных бассейнах предупреждают установкой сплошных щитов, каменных стен, железобетонных заборов, террас, надолб, канав, рвов, плетней и других преград, которые задерживают снег на подходах к лавиносбору. Все эти снегозадерживающие устройства располагаются таким образом, чтобы задержать снег на подступах к лавиносборам и не допустить его переноса в лавиносборные бассейны.

Под защитой этих сооружений выращивают крупные, могущие произрастать в данном месте деревья.

Запись опубликована автором admin в рубрике Эх, дороги....