СП 2.5.1250-03

здоровых животных (включая птиц, зверей, зоопарковых животных, пресмыкающихся) из пунктов, благополучных по заразным болезням;

мясо и мясопродукты от здоровых животных;

сырье животного происхождения от здоровых животных, полученное на мясокомбинате;

отечественное кожевенное сырье, исследованное на сибирскую язву с отрицательным результатом, а также прочее животноводческое сырье небоенского происхождения, заготовленное в пунктах, благополучных по заразным болезням, кроме сборной и полевой кости;

шерсть, в том числе импортная, подвергнутая горячей мойке на отечественных фабриках первичной обработки шерсти.

8.1.4. Обработке по второй категории на дезпромпредприятиях подлежат вагоны, в которых перевозили:

животных (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных), больных, подозрительных на заболевание или подозреваемых в заражении болезнями (кроме перечисленных в п. 8.1.3 настоящих санитарных правил);

мясо, сырье животного происхождения и яйцо, полученные от скота и птицы, неблагополучных по заразным болезням хозяйств;

импортных животных и кожевенное сырье боенского происхождения;

отечественную шерсть, не подвергнутую горячей мойке;

импортную шерсть;

импортное мясо на особых ветеринарно-санитарных условиях поставки.

8.1.5. Обработке по третьей категории на дезпромпредприятиях подлежат вагоны, в которых:

при перевозке или выгрузке были обнаружены животные больные или подозрительные на заболевания (или подозреваемые в заражении) сибирской язвой, эмфизематозным карбункулом, сапом, столбняком, брадзотом овец, эпизоотическим лимфангоитом, орнитозом, ящуром, африканской чумой свиней;

при перевозке или выгрузке обнаружены трупы животных;

перевозили кожевенное сырье небоенского происхождения и не исследованное на сибирскую язву, полевую или сборную кость, импортное сырье животного происхождения (в т.ч. шерсть), не подвергшееся горячей обработке;

перевозили грузы животного происхождения неизвестного ветеринарно-санитарного происхождения.

8.1.6. Все подлежащие санитарной обработке вагоны на комплексных пунктах подготовки вагонов и механизированных промывочно-ремонтных поездах условно делятся на 3 группы:

первая — крытые вагоны, в которых перевозилось зерно, мука, жмыхи, комбикорм, сахар, крупы, бумага, текстиль, фураж, тарные грузы и другие инертные незагрязняющие грузы;

вторая — крытые вагоны, в которых перевозились различные народно-хозяйственные грузы (минеральные удобрения, алебастр, цемент, магнезит, известь, сажа, сера, тринатрийфосфат, древесный уголь, стеклянное волокно, шлаковата и другие строительные грузы и общепромышленные вещества), являющиеся по преимуществу грузами малоопасными;

третья — крытые вагоны, в которых перевозились пестициды и другие сыпучие опасные грузы, относящиеся преимущественно к I, II и III классам токсичности; при этом вагоны должны обрабатываться на отдельных путях с обособленной площадкой для сбора остатков опасных грузов, отдельной канализационной системой для очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод перед их сбросом на очистные сооружения или в окружающую среду.

8.1.7. По объему проводимой санитарной обработки вагонов все места ее проведения делятся на:

дезинфекционно-промывочные пункты (ДПП) — имеющие две зоны обработки вагонов: по I (п. 8.1.4) и II (п. 8.1.5) категориям;

дезинфекционно-промывочные станции (ДПС) — имеющие три зоны обработки вагонов: первая работает по I типу обработки (п. 8.1.4), вторая проводит обработку вагонов по II категории (п. 8.1.5), в третьей находится депо для проведения обработки вагонов по III категории (п. 8.1.6).

8.1.8. Категорически запрещается промывка вагонов из-под сыпучих химических грузов на дезпромпредприятиях. Обработка таких вагонов должна проводиться на пунктах комплексной подготовки грузовых вагонов.

8.1.9. Также не допускается обработка вагонов из-под ветеринарно-санитарных грузов на комплексных пунктах подготовки вагонов и в механизированных промывочно-ремонтных поездах. Указанные вагоны подлежат обработке только на дезинфекционно-промывочных предприятиях.

Обработка вагонов из-под опасных грузов I, II, III классов опасности и токсичности разрешается на отдельном пути с обособленной площадкой для сбора остатков опасных грузов и отдельной канализационной системой для очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод. В противном случае подача вагона из-под ядовитых грузов для обработки на КППВ и МПРП не допускается; в этом случае такие вагоны очищаются, нейтрализуются, обезвреживаются и промываются грузополучателями.

8.1.10. Обработка вагонов, загрязненных радиоактивными веществами, на дезпромпредприятиях, комплексных пунктах подготовки вагонов и механизированных промывочно-ремонтных поездах допускается при наличии системы спецканализации или путем использования специальных контейнеров для радиоактивных отходов; в этом случае ДПС, ДПП, КППВ и МВМП должны быть оборудованы контрольно-пропускными пунктами для радиационного контроля.

 

8.2. Требования к территории, ее планировке

и застройке

 

8.2.1. Участок, выбираемый под строительство ДПС, ДПП, КППВ и МВМП, должен быть сухим, не затапливаемым, с уровнем стояния грунтовых вод не выше 1,5 м от поверхности земли. Отвод земельного участка согласовывается с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте и территориальными учреждениями госсанэпиднадзора.

8.2.2. Планировка участка должна иметь уклон для отвода талых и ливневых вод в сторону, противоположную от станционных путей и жилых строений.

8.2.3. Территория ДПС и ДПП в зависимости от категории обработки вагонов разделяется на изолированные друг от друга зоны (на ДПС — три, на ДПП — две). Зона обработки вагонов по I категории ограждается проволочным забором и лесозащитной полосой, зоны обработки вагонов по II и III категориям — сплошным забором.

Санитарные разрывы между площадками для обработки вагонов по I и II категориям должны быть не менее 50 м, а II и III категорий — могут находиться рядом, но разделяться сплошным забором или стеной депо и бокс-камеры.

8.2.4. Территория КППВ и МВМП в зависимости от вида обработки вагонов разделяется на участок санитарной обработки крытых вагонов из-под мало- и неопасных грузов (фураж, бумага, мусор, минеральные удобрения, сера, цемент, известь, шлаковата и другие общепромышленные вещества и строительные грузы) и участок обработки опасных грузов (пестицидов и других сыпучих химических веществ I, II, III категорий токсичности) с обособленной площадкой для сбора остатков опасных грузов и отдельной канализацией для обработки вагонов и обезвреживания сточных и промывных вод. Вся территория КППВ должна быть ограждена.

8.2.5. Организуемая санитарно-защитная зона должна быть благоустроена и озеленена. Расстояние от границ участка до ближайших жилых зданий, шоссейных дорог и мест выпаса скота для ДПС и ДПП должно быть не менее 1000 м, а до ближайшей железнодорожной магистрали — 300 м.

8.2.6. Участок, отводимый под застройку и оборудование КППВ и МВМП, должен быть удален не менее 300 м от селитебной зоны поселений, мест выпаса животных и шоссейных дорог и не менее 50 м от основных путей движения поездов.

8.2.7. Каждая зона обработки вагонов на ДПП и КППВ должна быть благоустроена, озеленена, иметь свои железнодорожные и автомобильные пути, пешеходные дорожки с твердым покрытием, оборудованные, при их пересечении с железнодорожными путями, соответствующими настилами и указателями. В ночное время иметь достаточное электрическое освещение.

8.2.8. На территории объектов запрещается размещать жилые строения, а также держать домашних животных, за исключением собак, несущих сторожевую службу (при условии правильного их содержания).

8.2.9. Независимо от категории проводимой обработки вагонов, в состав ДПС и ДПП входят следующие помещения и сооружения: административно-хозяйственный корпус с набором бытовых помещений, площадки проведения обработки вагонов по I, II, III категориям с платформами и местами для выгрузки навоза и его обеззараживания, дезинфекторская, депо с мусоросжигательной печью, склады материально-технического обеспечения, гараж, котельная.

8.2.10. В состав КППВ и МВМП входят: площадки для санитарной обработки вагонов с платформами и местами для выгрузки остатков различных народно-хозяйственных грузов, а также обособленная площадка для опасных грузов с отдельной канализационной системой; помещения для вагономоечных машин и ангары для наружной промывки вагонов; цех для ремонта вагонов; административно-хозяйственный корпус с набором бытовых помещений; склады; гараж; котельная и т.д.

8.2.11. Расположение сооружений и помещений на территории объектов должно обеспечивать поточность технологического процесса по каждому виду обработки вагонов и соблюдению санитарно-противоэпидемического режима.

 

8.3. Требования к водообеспечению

 

8.3.1. Для промывки вагонов, приготовления дезинфекционных растворов (аэрозолей), полива территории и пожарных нужд допускается, по согласованию с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, использование воды технического качества при условии наличия для нее отдельной разводящей сети.

В случае промывки крытых вагонов водой технического качества необходима дополнительная обработка вагонов водой питьевого качества.

8.3.2. Системы хозяйственно-бытового, технического водоснабжения, выбор водоисточников, оборудование мест водозабора и его головных сооружений, мероприятия по очистке воды согласовываются с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Соединение сетей хозяйственно-питьевого и технического водопроводов категорически запрещается.

8.3.3. Все водо- и паропроводы должны иметь трафаретную окраску: паропроводы — красная, вода питьевая (холодная и горячая) — зеленая, техническая вода — черная.

8.3.4. Разводящая сеть горячего водоснабжения должна обеспечивать подачу к промывочным платформам воды под давлением (при выходе из брандспойта или моющих машин ВММ-4 не менее 10 атмосфер) и температурой не ниже +60 — 70 град. С.

 

8.4. Требования к канализационной системе

 

8.4.1. Для сбора, обезвреживания и удаления производственных ливневых и хозяйственно-бытовых стоков объекты (ДПС, ДПП, КППВ и МВМП) должны быть оборудованы системой канализования и иметь очистные сооружения.

8.4.2. Сбор производственных и ливневых стоков в должен быть организован раздельно для каждой зоны обработки вагонов.

8.4.3. Для сбора стоков после промывки вагонов межрельсовые пути оборудуются канализационными лотками; во избежание травматизма все канализационные лотки, колодцы должны быть закрыты решетками.

8.4.4. Площадки проведения биотермического обеззараживания навоза на ДПП должны быть оборудованы центральными желобками (глубина и ширина 0,5 м) и боковыми канавками (0,25 х 0,3 м) для отвода жидкости в канализацию. Центральный желоб перед загрузкой площадки навозом должен быть закрыт решетками.

8.4.5. Сточные воды из зоны обработки вагонов по I категории ДПП собирают в лотки, проводят их механическую очистку на сетчатых заграждениях, песколовках, отстаивание в сборных колодцах и, после хлорирования, удаляют с территории. При сбросе таких стоков в коллектор городской канализации, имеющей свои очистные сооружения с системой их обеззараживания, проводится только механическая их очистка.

8.4.6. Для обеззараживания сточных вод на ДПП после обработки вагонов по II категории предусматривается, кроме лотков, сетчатых заграждений, песколовок и сборных колодцев, устройство вертикальных отстойников, где проводится отстой и коагуляция их в течение не менее 3-х часов. Далее стоки перекачиваются в помещение биофильтров (последовательно I, II, III ступени через промежуточные отстойники). Перед выпуском стоки проходят через ершовый смеситель, где к ним добавляют дезинфицирующий раствор. После обеззараживания и осветления в отстойнике-деконтакторе стоки удаляют с территории.

8.4.7. Осадки, образующиеся при очистке стоков из зоны обработки вагонов по II категории, собирают и направляют на биотермическое обеззараживание путем компостирования.

8.4.8. Сточные воды после обработки вагонов по III категории по лоткам через сетчатые заграждения собирают в сборный колодец (бетонированный), откуда перекачивают в автоклавы. После автоклавирования они сбрасываются в городской коллектор. Образующийся осадок обеззараживают сжиганием.

8.4.9. Сточные воды из общей зоны обработки вагонов на КППВ и МВМП различных народно-хозяйственных (мало- и неопасных) грузов также проходят механическую очистку на сетчатых заграждениях, песколовках, отстаивание в сборных колодцах, и после отстоя и обеззараживания (по согласованию с органами госсанэпиднадзора) удаляют в коллектор городской канализации, имеющей свои очистные сооружения. Остатки (осадки) различных грузов (минеральные удобрения, строительные грузы) в виде твердого шлака вывозятся на свалки-полигоны.

8.4.10. Сточные воды на КППВ и МВМП после обработки вагонов из-под сыпучих химических грузов I, II, III категорий опасности должны иметь обособленную площадку с платформой и сооружениями для сбора, очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод.

8.4.11. Эффективность работы канализационных систем при санитарной обработке вагонов на объектах (ДПС, ДПП, КППВ и МВМП) зависит от полноты и тщательности очистки вагонов из-под различных грузов.

 

8.5. Требования к вентиляции и отоплению

 

8.5.1. Производственные помещения (дезинфекторские, депо, прачечные и т.д.) должны иметь механическую приточно-вытяжную вентиляцию, административные и бытовые — вентиляцию с естественным или механическим побуждением.

8.5.2. Естественное проветривание должно предусматриваться во всех помещениях путем устройства форточек; фрамуг и створов рам, жалюзийных решеток и т.п. с механическими приспособлениями для их открывания и фиксации. Для обеспечения возможности промывки окна должны открываться вовнутрь помещения.

8.5.3. Технологические процессы (в том числе приготовление дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов), сопровождающиеся выделением ядовитых паров, газов, пыли, следует проводить на рабочем месте, оборудованном местной вытяжной вентиляцией.

8.5.4. Для удаления дыма из котельных, а также пароформалиновой смеси из рабочей камеры депо обработки вагонов по III категории ДПП эти помещения должны иметь вытяжную вентиляцию с механическим побуждением, а в смежных с ними помещениях — приточную.

8.5.5. Максимальная температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать 120 град. С для водяной и 110 град. С для паровой систем отопления при условии их ограждения согласно правилам по технике безопасности.

8.5.6. Все выбросы в атмосферу от дезинфекторских, депо, котельных и др. должны проходить соответствующую очистку (нейтрализацию) и не превышать ПДК по атмосферному воздуху.

 

8.6. Требования к освещению

 

8.6.1. Все помещения с длительным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Замена естественного освещения искусственным допускается в помещениях с кратковременным пребыванием рабочих и в которых не ведется зрительного наблюдения за производственным процессом.

8.6.2. Конструкция световых фонарей и оконных проемов должна обеспечивать легкий доступ для проведения их очистки.

8.6.3. На производственных участках ДПС, ДПП, КППВ и МВМП, где производится санитарная обработка вагонов, следует предусматривать общее и местное искусственное освещение.

8.6.4. Для общего освещения территорий объектов должны предусматриваться осветительные приборы с газоразрядными источниками света, а при отсутствии газоразрядных ламп — галогенными лампами накаливания мощностью 1 — 10 кВт. Освещенность при этом на уровне земли в местах производства работ не должна быть ниже 10 лк.

8.6.5. Для местного освещения при обработке вагонов на объектах (ДПС, ДПП, КППВ и МВМП) следует применять переносные светильники с герметичной и брызгозащитной небьющейся арматурой и магнитными держателями. Для переносных светильников предусматриваются устройства для подключения к низковольтному напряжению 12 В. В качестве дополнительных источников местного освещения применяются ручные аккумуляторные фонари.

 

8.7. Требования к площадкам проведения санитарной

обработки вагонов на объектах

 

8.7.1. В климатических зонах, где температура зимой не опускается ниже минус 10 — 15 град. С, площадки проведения обработки вагонов на ДПС и ДПП по I и II категориям и КППВ, МВМП могут быть открытого типа, а там, где они ниже, — только закрытого типа.

8.7.2. Количество железнодорожных путей, длина промывочных платформ и размеры площадок выгрузки, обеззараживания навоза и обезвреживания остатков различных грузов определяются мощностью объекта. Для очистки и обезвреживания остатков опасных грузов на КППВ должна быть отдельная площадка с канализацией.

8.7.3. Железнодорожные пути у площадок обработки вагонов должны иметь боковой наклон в сторону, противоположную от промывочной платформы (для быстрого удаления воды из вагонов).

8.7.4. Для предотвращения засорения и загрязнения железнодорожных путей площадки выгрузки должны иметь твердое (асфальт, бетон) покрытие и отделяться от путей габаритной стенкой.

8.7.5. Закрытые (или под навесом) промывочные платформы для обработки вагонов должны быть из монолитного железобетона с уклоном, обеспечивающим быстрый сток воды. Промывочные платформы на открытой площадке могут быть деревянными.

8.7.6. Ширина платформ должна обеспечивать беспрепятственное движение по ним людей и механизмов (вагономоечных машин, для сушки вагонов и т.п.).

8.7.7. К платформам должны быть подведены трубопроводы горячей и холодной воды, дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов, а также низковольтная электросеть. Краны (гидранты) для подключения к ним рабочих шлангов (брандспойтов) и розетки подключения низковольтной аппаратуры целесообразно размещать так, чтобы они не препятствовали движению людей и перемещению механизмов. Количество и расположение кранов (гидрантов), а также длина шлангов (брандспойтов) должны обеспечивать промывку не более двух четырехосных вагонов из одной точки подключения.

8.7.8. Для проведения внутренней и наружной промывки и сушки вагонов устанавливаются вагономоечные и сушильные машины. В случае их отсутствия допускается обработка вагонов горячей водой из брандспойтов.

8.7.9. Площадки биотермического обеззараживания навоза и нейтрализации остатков химических грузов должны иметь водонепроницаемое твердое покрытие с уклоном в сторону канализационных лотков. По периметру каждая площадка должна иметь бортик (высотой 0,3 м), а в местах въезда автотранспорта — валик той же высоты.

 

8.8. Требования к депо для проведения обработки

вагонов по III категории на ДПП

 

8.8.1. Депо для проведения обработки вагонов по III категории включает в себя: рабочую камеру с железнодорожными путями (одним или двумя), помещение навозосжигательной печи, автоклавное отделение.

8.8.2. По обеим сторонам пути в рабочей камере депо устанавливаются промывочные платформы, к которым подводится пар, горячая и холодная вода, дезинфицирующие растворы. Если в рабочей камере имеются два железнодорожных пути, то между ними оборудуется экран, обеспечивающий безопасность работающих от попадания дезинфицирующих растворов, ожогов горячей водой и препятствующий загрязнению рядом стоящего вагона.

8.8.3. Рабочая камера депо оборудуется вытяжной механической вентиляцией для быстрого удаления из камеры пароформалиновой смеси после обработки вагона.

8.8.4. В навозосжигательном помещении устанавливается печь периодического действия с топкой полного сгорания для сжигания остатков грузов и съемного оборудования, удаляемых из вагонов. Доставка остатков груза и съемного оборудования, выгружаемых из вагона, к печи полного сгорания должна проводиться в герметичных контейнерах (кюбелях) тельфером.

 

8.9. Требования к дезинфекционному

отделению ДПП и КППВ

 

8.9.1. В дезинфекционном отделении предусматривается следующий набор помещений: для хранения запаса дезинфицирующих средств; приготовления рабочих растворов; насосной для подачи дезинфицирующих растворов к промывочным платформам; лаборатория. Все помещения должны быть изолированы друг от друга.

8.9.2. Все помещения оснащаются приточно-вытяжной механической вентиляцией, достаточным освещением и подводкой горячей и холодной воды.

8.9.3. Помещение склада должно быть отапливаемым, сухим, со стенами, покрытыми плиткой или масляной краской, без окон, пол (цемент, асфальт) с уклоном в сторону канализационных приемников.

8.9.4. Дезинфицирующие средства хранят в неповрежденной таре на стеллажах, обитых металлом, или поддонах. Каждая единица хранения должна иметь четкие трафареты (наименование вещества, дата изготовления, срок хранения).

8.9.5. Помещение для приготовления дезинфицирующих растворов оборудуется локальной вытяжной вентиляцией, под которой проводится их вскрытие и развес, а также мерными емкостями для приготовления основных, осветленных и рабочих растворов различных рецептур.

8.9.6. Для работы с раствором гипохлорита натрия предусматривается отдельное здание с двумя помещениями: хлораторная и контейнерная.

8.9.6.1. В хлораторной размещают металлическую емкость (на 10 т) для дезинфицирующих средств, устанавливаемую на высоте 2 — 2,5 м от пола, мерный сосуд на 120 — 150 л, реакторы из антикоррозийного металла (по 1,2 м3), баллоны с жидким хлором.

8.9.6.2. Контейнерная (площадью 20 — 25 м2) оборудуется контрольными весами для взвешивания баллонов с жидким хлором, определения его расхода при приготовлении раствора гипохлорита натрия, тельфером (1 — 1,5 т).

8.9.7. Для подачи дезинфицирующего раствора к платформе прокладывается специальный утепленный трубопровод (совместно с трубопроводом горячей воды).

8.9.8. Лабораторные помещения должны быть светлыми с достаточным естественным освещением, со стенами, покрытыми плиткой или масляной краской, иметь необходимое для работы оборудование и приборы. Для работы с химическими реактивами в лаборатории оборудуется вытяжной шкаф, а для мытья посуды — мойка.

8.9.9. Для облегчения труда работающих процессы приготовления, подачи и нанесения дезинфицирующих средств, а также все погрузочно-разгрузочные работы должны быть максимально механизированы.

 

8.10. Требования к санитарно-бытовым помещениям

 

8.10.1. Санитарно-бытовые помещения для объектов (ДПС, ДПП, КППВ и МВМП) предусматривают: административные помещения, санпропускники (раздельные для мужчин и женщин, занятых обработкой вагонов по II — III категориям ДПП), гардеробные, туалеты, душевые, умывальные, помещения для отдыха и обогрева работающих, помещения для питания и личной гигиены женщин, помещения и устройства для сушки, стирки и ремонта спецодежды и обуви (дезинфекционные камеры, прачечные, химчистка).

8.10.2. В гардеробных блоках для лиц, работающих на открытом воздухе, помещения для рабочей одежды следует размещать отдельно от помещений для уличной и домашней одежды, при этом душевые должны размещаться смежно с этими гардеробными.

8.10.3. Для санитарной обработки персонала, участвующего в обработке вагонов всех категорий, строятся санпропускники.

8.10.3.1. Состав и размеры помещений санпропускников, их оборудование и устройство должны отвечать требованиям санитарных правил и норм для административных и бытовых зданий.

8.10.3.2. В санпропускниках предусматриваются изолированные входы для рабочих, занятых на обработке вагонов разных категорий. Планировка помещений обеспечивает поточность обслуживания рабочих, изолированное хранение домашней и рабочей одежды.

8.10.3.3. Каждый санпропускник имеет следующие помещения: гардеробную (отдельно для домашней одежды и спецодежды), раздевалку и душевую, сушилку для сушки спецодежды, туалеты с умывальниками. В санпропускнике для рабочих, обрабатывавших вагоны II и III категории, оборудуется дезинфекционная камера для дезинфекции спецодежды.

8.10.3.4. Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезкамеры или прачечной и помещением для снятия рабочей одежды санпропускника оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения.

8.10.3.5. Порядок работы санпропускника: рабочие в соответствии с направлением на секторы санитарной обработки вагонов переодеваются в спецодежду в гардеробной и раздевалке. Затем через выход санпропускника направляются к местам санитарной обработки вагонов. В течение рабочего дня они могут пользоваться комнатами отдыха, обогрева, приема пищи. По окончании работы рабочие в раздевалке снимают спецодежду, принимают душ. В гардеробной одевают домашнюю одежду и покидают санпропускник через вход. Пропускная способность душевых устанавливается из расчета 3 — 4 человека в час.

8.10.3.6. Грязное нательное белье и спецодежда из санпропускника для рабочих, обрабатывавших вагоны I категории, просушивается в сушилке или в специально отведенном помещении, при надобности направляют в прачечную. Грязное нательное белье и спецодежду из санпропускников для рабочих, обрабатывавших вагоны II и III категории, направляют для дезинфекции в дезинфекционную камеру.

8.10.4. Полы помещения санпропускника, прачечной, сушилки должны быть водонепроницаемыми с уклоном в сторону канализационных лотков, стены — облицованы глазурованной плиткой до потолка.

8.10.5. В шкафах для рабочей одежды следует предусматривать устройство для вытяжной вентиляции с естественным побуждением (в объеме 10 м3/ч воздуха от каждого шкафа).

8.10.6. Независимо от устройства шкафов с вытяжкой воздуха необходимо предусматривать помещение для сушки рабочей одежды и обуви (из расчета 0,15 м2 на одного работающего на открытом воздухе, но не менее 4 м2).

8.10.7. К душевому отделению для мытья рабочих, обрабатывающих вагоны по I категории ДПП и КППВ, должна примыкать прачечная с сушилками рабочей одежды.

8.10.8. Помещение, в котором установлена дезинфекционная камера, разделяется глухой перегородкой (стеной) на два отделения: чистое и грязное, с соотношением площадей 1 к 3. Пульт управления камерой располагается в чистом отделении. Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезинфекционной камеры или прачечной и помещением санпропускника для снятия рабочей одежды оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения (прачечной).

8.10.9. Умывальные размещаются смежно с гардеробными рабочей одежды. Расчетное количество рабочих на 1 кран — 20 человек работающих в наиболее многочисленной смене, без учета числа умывальных кранов в столовых, туалетах, помещениях для отдыха и обогревания.

8.10.10. Площадь помещений для отдыха и обогрева работающих принимается из расчета 0,2 м2 на 1 работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2. Помещение для отдыха и обогрева допускается объединять с помещениями для приема пищи; в этом случае помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи, шкафом для посуды (при этом общая площадь должна быть не менее 18 м2).

8.10.11. В административно-бытовом здании и при каждом помещении для отдыха и обогрева рабочих предусматриваются канализованные туалеты.

8.10.12. Для стирки, химической чистки спецодежды предусматриваются прачечные и отделение химчистки на ДПП и КППВ или на железнодорожном узле для группы предприятий. Стирка спецодежды проводится после каждой смены.

 

8.11. Требования к технологическому процессу

обработки вагонов

 

8.11.1. Содержимое вагонов, поступающих на санитарную обработку по I и II категориям, перед выгрузкой, во избежание образования пыли, должно быть увлажнено водой.

8.11.2. Содержимое вагонов, поступающих в депо для обработки по III категории, обязательно увлажняется дезинфицирующим раствором.

8.11.3. Очистка содержимого вагона, а также его приспособлений и оборудования проводится до полного удаления загрязнений.

8.11.4. Удаляемые остатки грузов из вагонов, обрабатываемых на ДПС и ДПП:

по I категории — мусор, остатки фуража, навоз, съемное оборудование после очистки используют без ограничения или вывозят на свалку;

по II категории — рассортировывают: мусор и остатки фуража сразу же сжигают; навоз обеззараживают путем компостирования или сжигают; съемное оборудование подвергается на промывочной площадке механической очистке и или сжигают;

по III категории — собираются в металлические контейнеры (выгрузка на платформу категорически запрещается) для сжигания, после чего проводят дезинфекцию контейнеров с последующей их промывкой водой.

8.11.5. Промывка вагонов на дезпромпредприятиях проводится струей горячей воды в следующей последовательности: наиболее загрязненные места пола, затем стены, потолок, внутренние поверхности стены, дверей. После первичной промывки вагон должен быть тщательно очищен от грязи в углах, углублениях, с применением щеток, скребков, швабр. Затем проводится окончательная промывка вагона горячей водой: потолка, стен, внутренних поверхностей, дверей и пола (при закрытых люках), подножек, тормозных площадок и наружных поверхностей стен.

Промывку проводят до полного исчезновения в стекающей воде помутнения.

После проверки качества промывки вагонов, обрабатываемых по I категории, выдается разрешение на выпуск вагона на сеть для использования его без ограничения.

8.11.6. Вагоны, обработанные по II и III категориям, после промывки подвергаются дезинфекции, которую проводит медицинский дезинфектор. Вначале обрабатываются пол, стены, потолок и вторично пол (особо тщательно углы, щели, люки и двери); затем наружные поверхности стен вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части.

Вагоны, обрабатываемые по III категории, через 20 минут после дезинфекции повторно промывают горячей водой с внутренней и наружной стороны и вновь дезинфицируют внутри и снаружи.

Дезинфекционная обработка вагона по III категории пароформалиновым методом проводится в закрытом депо. Шланги, подающие пароформалиновую смесь, помещают в очищенный от остатков грузов и тщательно промытый вагон. По возможности нагон герметизируется (закрываются люки, двери). После того, как персонал покинет рабочую камеру депо, в нее подается пароформалиновая смесь. Находиться в рабочей камере депо разрешается только в средствах индивидуальной защиты (противогаз, комбинезон, сапоги, резиновые перчатки).

8.11.7. Вагоны, обработанные по II и III категориям, могут быть выпущены с объекта не ранее чем через 30 минут после окончания дезинфекции.

8.11.8. Зимой, во избежание замерзания дезинфицирующего раствора на обрабатываемых поверхностях, необходимо дезинфекцию проводить сразу же после промывки вагона горячей водой.

8.11.9. Все используемое в работе оборудование и инвентарь по окончании работ подлежит механической очистке, обеззараживанию дезинфицирующими растворами (теми же, что и вагон) и должно храниться в отдельном помещении при площадках обработки. Перемещение инвентаря в другие зоны категорически запрещается.

8.11.10. Пункт комплексной подготовки вагонов к перевозкам и механизированный промывочно-ремонтный поезд предназначены для санитарной подготовки крытых вагонов, которым не требуется специальной санитарной обработки.

8.11.11. Подготовка крытых вагонов к перевозкам на стационарных и передвижных промывочных предприятиях включает в себя следующие операции:

технический осмотр;

очистку вагонов от остатков груза;

промывку внутренних поверхностей кузова;

сушку вагонов;

текущий безотцепочный ремонт кузова вагона, ходовых частей, тормозного оборудования, автосцепочных устройств и рам вагонов.

Технологическим процессом предусматривается подготовка вагонов к перевозкам на КППВ и МВМП комбинированным методом — очистка, промывка, сушка, производится поточным методом, ремонт — стационарным.

8.11.12. При техническом и коммерческом осмотре вагонов на КППВ и МВМП выявляется характер и объем подготовки вагонов:

незагрязненные вагоны I группы (инертные грузы), исправные в техническом и коммерческом отношениях, поступают под погрузку, минуя очистку и промывку;

вагоны I группы, не требующие предварительной очистки (после перевозки зерна, муки, жмыха, комбикормов, сахара, крупы, фуража, тарных грузов и др.), поступают на промывку и сушку;

вагоны II группы (неопасные и малоопасные минеральные грузы) с повышенным количеством остатков грузов: после перевозки минеральных удобрений (фосфатные, азотные, калийные и другие) и химических веществ общепромышленного назначения (алебастр, известь, магнезит, цемент, стеклянное волокно, шлаковата, древесный уголь, сажа, сода, тринатрийфосфат, соль и различные строительные грузы) поступают на очистку, промывку и сушку;

вагоны после перевозки грузов III группы (пестицидов и других опасных грузов, преимущественно I, II, III классов токсичности) должны проходить обработку на КППВ и МВМП на особом пути с обособленной площадкой для сбора остатков опасных грузов, отдельной канализационной системой для очистки, нейтрализации и обезвреживания сточных и промывных вод. При отсутствии указанных условий обработка вагонов из-под опасных грузов на КППВ и МВМП не допускается;

вагоны, требующие текущего отцепочного, деповского или капитального ремонта, проходят очистку, промывку, сушку и текущий безотцепочный ремонт в своей группе вагонов, подготавливаемых под погрузку, а затем подаются на ремонтный участок вагонного депо.

8.11.13. Перед чисткой вагонов на КППВ и МВМП определяется содержимое остатков в вагонах, в случае необходимости состав остатка груза определяется с помощью химической лаборатории.

8.11.14. При наличии большого количества остатка очистка вагонов осуществляется с помощью различных механизмов (автопогрузчиков, со съемными органами, бульдозеров, промышленных пылесосов). Остатки сбрасываются в открытые двери вагонов с противоположной от платформы стороны. После очистки вагон доочищается ручным инструментом.

8.11.15. Для очистки удаляемых из вагонов остатков груза и мусора может применяться система ленточных транспортеров (продольных и поперечных), устанавливаемых под платформами и позволяющих механизировать этот процесс. В дальнейшем предусматривается вывоз остатков грузов. Уборка остатков грузов с площадок и территории путей производится механизированным путем. Мусор и остатки грузов сгружаются в подвижной состав и вывозятся с территории объекта на свалки-полигоны.

8.11.16. Промывка вагонов на КППВ и МВМП производится с помощью промывочных машин или брандспойта горячей водой (60 — 70 градусов С). Управление моечной машиной может производиться как машинистом моечной машины, так и оператором с центрального пульта управления.

8.11.17. После промывки вагон поступает на участок сушки: для сушки в вагон подастся подогретый воздух.

8.11.18. Очищенный вагон подается в цех ремонта, где проводится безотцепочный ремонт (восстановление деревянных покрытий пола и стен вагона, обточка колесных пар, профилактика букс). При необходимости вагон направляется на отцепочный, деповской или капитальный ремонт в вагонное депо.

8.11.19. Современные пункты подготовки вагонов к перевозкам оснащаются промышленным телевидением, позволяющим операторам с центрального пульта управления осуществлять контроль за передвижением и обработкой вагонов на разных позициях и работой оборудования.

 

8.12. Охрана труда при работе с дезинфицирующими

растворами при обработке вагонов

 

8.12.1. Используемые при работе дезинфицирующие средства должны быть разрешены к применению в установленном порядке.

8.12.2. Спецодежда и средства индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов должны подбираться индивидуально и закрепляться за каждым работником. Категорически запрещается хранить средства индивидуальной защиты вместе с дезинфицирующими средствами, а также ношение спецодежды и обуви вне рабочих мест.

8.12.3. Все работы, связанные с применением дезинфицирующих средств, должны проводиться в соответствии с действующими инструкциями (в спецодежде, с использованием средств индивидуальной защиты). При работе с хлорной известью, формалином необходимо надевать противогаз, при работе с едким натром — защитные очки.

8.12.4. При работе с дезинфицирующими средствами через каждые 45 — 50 минут необходимо делать 10 — 15-минутный перерыв, во время которого обязательно надо выйти на свежий воздух, снять спецодежду и средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожных покровов и глаз.

8.12.5. В обрабатываемых объектах курить, пить, принимать пищу запрещается. После работы необходимо прополоскать рот водой, вымыть мылом руки, лицо и другие открытые части тела и пройти обработку в санпропускнике.

8.12.6. Спецодежду после работы снимают только в грязном отделении санпропускника в следующем порядке: перчатки (не снимая с рук) моют в дезинфицирующем растворе, затем промывают в воде, после этого снимают очки и респиратор, сапоги (предварительно промыв их в сапогомойке), халат. Очки и респиратор протирают дезинфицирующим раствором, водой с мылом и только после этого снимают перчатки.

Снятая спецодежда, обувь и средства индивидуальной защиты передаются в окно грязного отделения дезинфекционной камеры.

8.12.7. Стирку спецодежды рабочих, занятых обработкой вагонов по II и III категориям, проводят после ее камерной дезинфекции централизованно в прачечной при санпропускнике.

8.12.8. Тару из-под дезинфицирующих средств замачивают в одном из дезинфицирующих растворов на 6 — 12 часов, после чего промывают водой.

8.12.9. Непригодная для использования тара после обеззараживания сдается в утиль. Бумажную и деревянную тару сжигают не ближе чем в 200 м от жилых и производственных помещений, а золу закапывают на глубину не менее 0,5 м (также и битую стеклотару).

 

8.13. Правила при работе в отделении камерной

дезинфекции и санпропускниках на ДПП

 

8.13.1. Персонал грязного отделения дезинфекционных камер и санпропускника обязан работать в спецодежде и средствах индивидуальной защиты, а при подозрении на особо опасные инфекции использовать противочумные костюмы.

В чистом отделении дезинфекционной камеры и санпропускника персонал работает в халатах.

8.13.2. Камерная обработка проводится паровым, паровоздушным и пароформалиновым методом в соответствии с действующими инструктивно-методическими документами. При эксплуатации дезинфекционных камер должны соблюдаться следующие правила техники безопасности:

при неисправности отдельных элементов камеры и контрольно-измерительной аппаратуры работать строго запрещается;

не превышать давления в паровых камерах и котлах выше установленного инструкцией;

не открывать дверей камеры, работающих под давлением, прежде чем оно будет снижено до атмосферного, а пароформалиновых — и окончания их вентиляции;

не проводить ремонта оборудования камеры (паропроводы, вентили, контрольно-измерительные приборы), находящегося под давлением;

не реже 2 раз в смену проверять работу манометров и предохранительных клапанов путем их продувки;

спускать конденсат перед каждым пуском камеры;

строго следить за изоляцией и ограждением теплоносителей, во избежание ожогов, при перемещении каретки пользоваться рукавицами;

при наличии силовой осветительной электросети и электрооборудования руководствоваться правилами по технике безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

в камерах, работающих по пароформалиновому методу, формалин и нашатырный спирт заливать в сосуды только перед вводом в камеру;

при заливке формалина и нашатырного спирта в сосуд камеры необходимо пользоваться респираторами;

после пароформалиновой дезинфекции нельзя разгружать камеру без предварительной нейтрализации пара и вентиляции ее в течение установленного конструкцией срока.

 

8.14. Индивидуальные средства защиты

 

8.14.1. При работе с дезинфицирующими растворами и при промывке после них применяют:

для защиты при распылении препаратов, замачивании белья, инвентаря, при орошении поверхностей растворами хлорамина, хлорной извести, гипохлорита калия технического, гипохлорита натрия, формальдегида, каустической соды, натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты и других препаратов — универсальные респираторы;

для защиты при работе с аэрозолями и газообразными веществами (формальдегидом, перекисью водорода) используют промышленные противогазы.

8.14.2. Полное время работы респираторов зависит от концентрации дезинфицирующих средств в воздухе, его влажности, объема легочной вентиляции. Появление запаха препарата под маской респиратора сигнализирует об отработанности фильтрующих патронов и необходимости их замены.

8.14.3. Для защиты от оседающих на кожу распыляемых дезинфицирующих средств служат спецодежда и СИЗ. Использование медицинских (анатомических или хирургических) перчаток не рекомендуется.

8.14.4. Слизистые глаз защищают герметическими очками. Нельзя использовать простые очки-консервы.

8.14.5. Нельзя работать с дезинфицирующими средствами при наличии повреждений целостности кожных покровов.

 

8.15. Содержание территории, производственных

помещений и площадок, оборудования и инвентаря

 

8.15.1. Территория объектов ДПП, КППВ должна быть озеленена, содержаться в чистоте, порядке, летом поливаться, а зимой очищаться от снега и льда. Образующиеся на территории выбоины, ямы, места застоя воды должны устраняться путем подсыпки шлака, песка, грунта и на проезжих частях и пешеходных дорожках асфальтироваться.

8.15.2. Уборка территории ДПП и КППВ должна проводиться не реже двух раз в сутки.

8.15.3. Отходы от сжигания топлива, если они не используются для нужд объекта, должны регулярно удаляться с территории. Накопление их должно проводиться на специально огороженной площадке, имеющей твердое покрытие.

8.15.4. Для отбора бытового мусора устанавливаются металлические контейнеры (на площадке с твердым покрытием) с плотно закрывающимися крышками.

8.15.5. Удаление мусора должно производиться в летнее время ежедневно, в зимнее — не реже 1 раза в 3 дня. Заполнение контейнеров более чем на 2/3 их объема запрещается.

8.15.6. После опорожнения контейнеры промывают и дезинфицируют.

8.15.7. У входа и въезда на территорию ДПС и ДПП и выхода и выезда с территории должны быть оборудованы дезинфекционные барьеры с дезинфекционными ковриками, пропитанными дезинфицирующими растворами. Очистка этих приспособлений должна проводиться вне помещения не реже 2 раз в смену.

8.15.8. Все вспомогательные производственные помещения и площадки, а также оборудование и инвентарь после окончания работы должны очищаться, промываться и дезинфицироваться. Уборочный инвентарь хранится в закрывающихся шкафах рядом с местами его применения.

8.15.9. Уборка помещений туалетных, комнаты гигиены женщин, помещения умывальников, гардеробных, приема пищи и санпропускника должна проводиться в течение рабочего дня и по окончании работы каждой смены с применением горячей воды, моющих и дезинфицирующих средств.

8.15.10. Вход на территорию объекта разрешается администрацией и только в специальной или санитарной одежде.

8.15.11. В производственных помещениях и на промывочных площадках должны быть умывальники с подводом горячей и холодной воды и электрополотенца.

 

8.16. Организация контроля за работой ДПП и КППВ

 

8.16.1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за ДПП и КППВ осуществляется работниками центров госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, которые проводят выборочный контроль:

соблюдения санитарно-гигиенических норм и противоэпидемических правил (в том числе с использованием лабораторных и инструментальных методов);

качества проведения санитарной и ветеринарно-санитарной обработки грузовых вагонов, в том числе планируемых для перевозки людей;

прохождение обязательных медицинских осмотров и обследований лиц, поступающих на работу и работающих на ДПП и КППВ;

соблюдения работниками ДПП и КППВ санитарно-противоэпидемического режима;

соблюдения условий спуска сточных вод, удаления, обезвреживания и уничтожения мусора, навоза, остатков грузов;

пораженности объекта грызунами и проведения истребительных работ.

8.16.2. Работники центров госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте:

проводят эпидемиологическое расследование и комплекс противоэпидемических мероприятий в случаях заболевания зоонозными инфекциями работников ДПС и ДПП;

участвуют в ежегодной подготовке работников объекта по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обучению;

осуществляют контроль за качеством обработки изотермических вагонов под пищевые грузы.

 

Приложение N 1

к СП 2.5.4

 

ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ В ПОМЕЩЕНИЯХ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

 

———————————————————————————————————————

| Период   |       Температура          |  Температура  | Относительная   | Скорость движения воздуха, м/сек.       |

|  года    |    воздуха, град. С        | поверхностей, | влажность, %    |——————————————|

|          |—————————-|   град. С     |                 | Для диапазона      | Для диапазона      |

|          | Диапазон    | Диапазон     |               |                 | температур         | температур         |

|          | ниже        | выше         |               |                 | ниже               | выше               |

|          | оптимальных | оптимальных  |               |                 | оптимальных        | оптимальных        |

|          | величин     | величин      |               |                 | величин            | величин            |

|———-|————-|—————|—————|——————|———————|———————|

| Холодный | 20,0 — 21,9 | 24,1 — 25,0  |  19,0 — 26,0  |  15 — 75        |    0,1             |     0,1            |

|———-|————-|—————|—————|——————|———————|———————|

| Теплый   | 21,0 — 22,9 | 25,1 — 28,0  |  20,0 — 29,0  |  15 — 75        |    0,1             |     0,2            |

———————————————————————————————————————

 

 

Приложение N 2

к СП 2.5.4

 

КРИТЕРИИ И СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОЙ ОПАСНОСТИ ГРУЗОВ

 

———————————————————————

|          Критерии            |          Степень опасности         |

|——————————|————————————|

|                              | высокая | средняя  | относительно  |

|                              |         |          |   низкая      |

|——————————————————————-|

|                  Легковоспламеняющиеся жидкости                   |

|——————————————————————-|

| Температура вспышки, град. С |    —    |    23    |      23       |

|——————————|———|———-|—————|

| Температура кипения, град. С |    35   |    35    | не менее 61   |

|——————————————————————-|

|              Легковоспламеняющиеся твердые вещества               |

|——————————————————————-|

| Скорость     распространения |     0,1 |     0,017|       0,0017  |

| пламени, м/сек., не менее    |         |          |               |

|——————————————————————-|

|                     Самовозгорающиеся вещества                    |

|——————————————————————-|

| Температура  самовозгорания, |    23   |    45    |      65       |

| град. С, не менее            |         |          |               |

|——————————|———|———-|—————|

| Скорость     распространения |     0,1 |     0,017|       0,0017  |

| пламени, м/сек., не менее    |         |          |               |

|——————————|———|———-|—————|

| Период индукции, час., менее |    24   |    72    |     672       |

|——————————————————————-|

|                        Окисляющие вещества                        |

|——————————————————————-|

| Скорость     распространения |     0,1 |     0,017|       0,0017  |

| пламени  смеси  окислителя с |         |          |               |

| органическим      веществом, |         |          |               |

| м/сек., не менее             |         |          |               |

|——————————|———|———-|—————|

| Температура  саморазложения, |    23   |    45    |      65       |

| град. С, менее               |         |          |               |

|——————————|———|———-|—————|

| Период индукции, час., менее |    24   |    72    |     672       |

———————————————————————

 

 

Приложение N 3

к СП 2.5.4

 

КРИТЕРИИ ТОКСИЧНОСТИ И ОПАСНОСТИ ВЕЩЕСТВА

 

————————————————————————————

| Наименование показателей  |      Нормы для класса опасности                      |

|—————————|——————————————————|

|                           | 1-го        | 2-го          |   3-го   | 4-го        |

|                           | вещества    | вещества      | вещества | вещества    |

|                           | чрезвычайно | высокоопасные | умеренно | малоопасные |

|                           | опасные     |               | опасные  |             |

|                           |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Предельно      допустимая | менее 0,1   | 0,1 — 1,0     | 1,1 —    |  более      |

| концентрация        (ПДК) |             |               | 10,0     |  10,0       |

| вредных веществ в воздухе |             |               |          |             |

| рабочей зоны, мг/м3       |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Средняя смертельная  доза | менее 15    | 15 — 150      | 151 —    |  более      |

| при введении  в  желудок, |             |               | 5000     |  5000       |

| мг/кг                     |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Средняя смертельная  доза | менее 100   | 100 — 500     | 501 —    |  более      |

| при нанесении  на   кожу, |             |               | 2500     |  2500       |

| мг/кг                     |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Средняя       смертельная | менее 500   | 500 —         | 5001 —   |  более      |

| концентрация в   воздухе, |             | 5000          | 50000    |  50000      |

| мг/м3                     |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Коэффициент   возможности | более 300   | 300 — 30      |  29 — 3  |  менее      |

| ингаляционного отравления |             |               |          |    3        |

| (КВИО)                    |             |               |          |             |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Зона острого действия     | менее 6,0   | 6,0 —         | 18,1 —   |  более      |

|                           |             | 18,0          | 54,0     |  54,0       |

|—————————|————-|—————|———-|————-|

| Зона         хронического |   более     | 10,0 —        | 4,9 —    |  менее      |

| действия                  |   10,0      | 5,0           | 2,5      |   2,5       |

————————————————————————————

 

Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.1250-03