Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03
(утв.
Приложения 1-7
Документ утратил силу в связи с окончанием срока действия.
См. Приложение 1 (справочное) Нормы расхода смазочных материалов
Приложение 3 (справочное) Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
Приложение 5 Примеры расчета нормативного расхода топлив
Приложение 6 Порядок применения норм расхода топлив и смазочных материалов
Приложение 7 Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов РФ
(справочное)
НОРМЫ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов — изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.
Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел
(в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода
топлив автомобилем, не более
+——————————+————-+———-+———+———+
¦ Марка, модель автомобиля ¦ Моторные ¦Трансмис- ¦Специ- ¦Пластич-¦
¦ ¦ масла ¦сионные и ¦альные ¦ные ¦
¦ ¦ ¦гидравли- ¦масла и ¦смазки ¦
¦ ¦ ¦ческие ¦жидкости¦ ¦
¦ ¦ ¦масла ¦ ¦ ¦
+——————————+————-+———-+———+———+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+——————————+————-+———-+———+———+
Легковые автомобили
Автомобили зарубежного
производства и "АвтоВАЗа" всех
моделей и модификаций 0,6 0,1 0,03 0,1
ГАЗ-13, -14 1,8 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-24 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-24-07, -24-17 1,6 0,15 0,05 0,1
ГАЗ-3102 всех модификаций 1,7 0,15 0,05 0,1
ЗАЗ-1102 0,8 0,1 0,03 0,1
ЗИЛ-114, -117, -4104 1,7 0,15 0,05 0,1
ИЖ-2125 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
Москвич-412, -427, -433,
-434, -2136, -2137, -2140,
-2141 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ЛуАЗ-1302 всех модификаций 1,3 0,1 0,03 0,1
УАЗ-469, -3151 всех
модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
Автобусы
Ikarus-55 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Ikarus-180, -250, -255, -256,
-260, -263, -280 всех
модификаций 4,5 0,5 0,1 0,3
КАвЗ-685, -3270, -3976 всех
модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЛАЗ-695, -697 всех
модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЛАЗ-699 всех модификаций 2,0 0,35 0,1 0,2
ЛАЗ-4202 всех модификаций
ЛиАЗ-158 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
ЛиАЗ-677 всех модификаций 1,8 0,35 0,3 0,2
ЛиАЗ-5256 всех модификаций 2,8 0,4 0,3 0,35
Nusa-501, -521, -522 всех
модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
ПАЗ-651, -652 всех
модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206
всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
РАФ-977 всех модификаций 2,0 0,15 0,05 0,1
РАФ-2203 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
УАЗ-452, -2206, -3962 всех
модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
Бортовые грузовые автомобили
Avia-20, -21, -30, -31 всех
модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
ГАЗ-51 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-52, -52-27, -52-28 всех
модификаций 2,2 0,3 0,1 0,2
ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 2,0 0,25 0,07 0,2
ГАЗ-53, -53-27 всех
модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-53-07, -53-19 1,8 0,25 0,07 0,2
ГАЗ-66 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-3307 2,1 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-130, -131, -133, -138А,
-138АБ, -138АГ, -4314, -4315,
-4316, -4319 всех модификаций 2,2 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-133ГЯ 2,8 0,4 0,15 0,35
ЗИЛ-138, -4318 1,7 0,28 0,07 0,15
ЗИЛ-150, -151, -157, -164
всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
ЗИЛ-166А, -166В 1,7 0,25 0,07 0,15
ЗИЛ-4331 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
IFA W50L всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
КамАЗ-4310, -5320, -5321 всех
модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-214, -219, -221, -222
всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-255, -256, -257, -258,
-260 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
МАЗ-200 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-500, -514, -516, -5334,
-5335, -5337 всех модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МАЗ-543, -7310, -7313 всех
модификаций 4,5 0,5 1,0 0,3
Magirus 232D19L, 290D26L 2,5 0,4 0,1 0,3
Tatra 111R 2,9 0,4 0,1 0,3
Урал-355 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
Урал-375, -377 всех
модификаций 1,8 0,35 0,1 0,2
Урал-4320 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
УАЗ-450, -451, -452, -3303,
-3741 всех модификаций 2,2 0,2 0,05 0,2
ЯАЗ-210, -210А 3,0 0,4 0,1 0,35
Тягачи
Avstro-Fiat 5DN-120, 6DN-130 2,9 0,4 0,1 0,3
БелАЗ-537Л, -6411, 7421 4,5 0,5 1,0 0,3
Volvo-F10-33, -F89-32 2,5 0,4 0,1 0,3
ГАЗ-51П 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-52-06 2,2 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-130АН, -130В, -131В,
-131НВ, -4415, -4413 всех
модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-138В1, -4416 всех
модификаций 1,7 0,25 0,07 0,15
ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ,
-164АН, -164Н 2,2 0,25 0,1 0,2
Iveco-190.33, -190.42 2,5 0,4 0,1 0,3
КАЗ-120ТЗ, -606 всех
модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
КАЗ-608 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
КамАЗ-5410, -54118 всех
модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-221 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-255, -258, -260, -6437,
-6443, -6444 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
KNVF-12T Kamacu-Nissan 2,5 0,4 0,1 0,3
КЗКТ-537, -7427, -7428 4,5 0,5 1,0 0,3
ЛуАЗ-2403 1,3 0,1 0,03 0,1
МАЗ-200 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-504, -509 всех
модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МАЗ-537, -543 4,5 0,5 1,0 0,3
МАЗ-5429, -5430, -5432, -5433
всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
МАЗ-6422 всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
МАЗ-7310, -7313 всех
модификаций 4,5 0,5 1,0 0,3
МАЗ-7916 4,5 0,5 1,0 0,3
Mercedes-Benz-1635S, -1926,
-1928, -1935, -2232S, -2235,
-2236 всех модификаций 2,5 0,4 0,1 0,3
Mercedes-Benz-2628, -2632 2,5 0,4 0,1 0,3
Praga ST2-TN 2,9 0,4 0,1 0,3
Tatra-815ТР всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Урал-375С, -377С всех
модификаций 1,8 0,35 0,1 0,2
Урал-4420 всех модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
Faun H-36-40/45, H-46-40/49 4,5 0,5 1,0 0,3
Chepel D-450 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Scoda-Lias-100 всех
модификаций 2,5 0,4 0,1 0,3
Scoda-706 всех модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Самосвалы
Avia A-30KS 2,8 0,4 0,1 0,3
БелАЗ-540, -540А, -7510,
-7522, -7526 4,5 0,5 1,0 0,3
БелАЗ-548, -548А, -549,
-7509, -7519, -7521, -7523,
-7525, -7527, -75401, -7548
всех модификаций 4,3 0,5 1,0 0,3
ГАЗ-53Б 2,1 0,3 0,1 0,25
ГАЗ-93 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,25
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508,
-3509, -3510 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555,
-4502, -4505 всех модификаций 2,0 0,3 0,1 0,2
ЗИЛ-ММЗ-585 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
IFA W50/A, W50L/K 2,9 0,4 0,1 0,3
КАЗ-600 всех модификаций 2,2 0,25 0,1 0,2
КАЗ-4540 2,8 0,4 0,15 0,35
КамАЗ-5510, -5511 всех
модификаций 2,8 0,4 0,15 0,35
КрАЗ-222 всех модификаций 3,0 0,4 0,1 0,35
КрАЗ-256, -6505, -6510 всех
модификаций 2,9 0,4 0,1 0,3
Magirus-232D19K, -290D26K 2,5 0,4 0,1 0,3
МАЗ-205 3,0 0,4 0,1 0,35
МАЗ-503, -510, -511, -512,
-513, -5549, -5551 всех
модификаций 2,9 0,4 0,15 0,35
МоАЗ-75051 4,5 0,5 1,0 0,3
САЗ-3502 2,1 0,3 0,1 0,25
САЗ-3503, -3504 2,2 0,3 0,1 0,25
Tatra-138, -148 всех
модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Tatra-T815C всех модификаций 2,8 0,4 0,1 0,3
Урал-5557 2,8 0,4 0,15 0,35
Фургоны
Avia A-20F, -30F, -30KSU,
-31KSU 2,8 0,4 0,1 0,3
ГЗСА-731, -947, -3713, -3714,
-3718, -3719 2,1 0,3 0,1 0,25
ГЗСА-891, -891В, -892, -893А,
-893Б, -3702, -37022, -3704,
-37042, -3712, -37122, -3742,
-37421 всех модификаций 2,2 0,3 0,1 0,25
ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ,
-950А, -37021, -3704 2,0 0,25 0,07 0,2
ГЗСА-949, -950, -3705, -3706,
-3711, -3716, -3721, -37231,
-3726, -3944 всех модификаций 2,1 0,3 0,1 0,25
ЕрАЗ-762, -3730 всех
модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
ЕрАЗ-37111 2,1 0,3 0,1 0,25
ЕрАЗ-37121 2,2 0,3 0,1 0,25
Zuk А-03, А-06, А-07М, А-11,
А-13, А-13М 2,2 0,2 0,05 0,2
ИЖ-2715 всех модификаций 1,8 0,15 0,05 0,1
IFA-Robur LD 3000KF/STKo 2,8 0,4 0,1 0,3
КАвЗ-664 2,1 0,3 0,1 0,25
Кубань-Г1А1, -Г1А2 2,2 0,3 0,1 0,25
Кубанец-У1А 1,8 0,15 0,05 0,1
ЛуМЗ-890, -890Б 2,0 0,25 0,07 0,2
ЛуМЗ-945, -946, -948, -949 1,3 0,1 0,03 0,1
Мод. 35101, 3716, 37311,
37231, 3726, 3718, 3944,
39021, 39031 2,1 0,3 0,1 0,25
Мод. 53423, 5703 2,8 0,4 0,15 0,35
Москвич-2733, -2734 1,8 0,15 0,05 0,1
НЗАС-3944 2,1 0,3 0,1 0,25
НЗАС-4208, -4951 2,8 0,4 0,15 0,35
НЗАС-4347, -4947 1,8 0,35 0,1 0,2
Nusa C-502-1, -521C, -522C 2,2 0,2 0,05 0,2
ПАЗ-3742, -37421 2,1 0,3 0,1 0,25
РАФ-22031-01, -22035,
-22035-01, 22036-01 1,8 0,15 0,05 0,1
ТА-1А4, -943А, -943Н, -949А 2,2 0,3 0,1 0,25
УАЗ-450А, -451А, -374101,
396201 2,2 0,2 0,05 0,2
Урал-49472 1,8 0,35 0,1 0,2
—————————————————————————
Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
+———————+——————————————-+
¦ Виды и сорта масел ¦ Временная норма расхода масел и смазок ¦
¦ (смазок) ¦ на 100 л общего нормируемого расхода ¦
¦ ¦ топлива, не более: ¦
¦ +——————————+————-+
¦ ¦Легковые и грузовые автомоби-¦ Внедорожные ¦
¦ ¦ли, автобусы, работающие ¦ автомобили- ¦
¦ +—————+————-+ самосвалы, ¦
¦ ¦ на бензине, ¦на дизельном ¦работающие на¦
¦ ¦ сжатом и ¦ топливе ¦ дизельном ¦
¦ ¦сжиженном газе ¦ ¦ топливе ¦
+———————+—————+————-+————-+
Моторные масла, л 2,4 3,2 4,5
Трансмиссионные и
гидравлические
масла, л 0,3 0,4 0,5
Специальные масла и
жидкости, л 0,1 0,1 1,0
Пластичные
(консистентные), кг 0,2 0,3 0,2
——————————————————————
(обязательное)
ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК
К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ
+—+————————————+—————-+————+
¦ N ¦ Регионы России (по федеральным ¦ Количество ¦Предельная ¦
¦п/п¦ округам) ¦ месяцев и срок ¦величина ¦
¦ ¦ ¦ действия ¦зимних над-¦
¦ ¦ ¦ зимних ¦бавок не ¦
¦ ¦ ¦ надбавок ¦более, % ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦I. Центральный ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1 ¦Москва ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦2 ¦Белгородская обл. ¦ 4.0 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ 15.XI…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦3 ¦Брянская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦4 ¦Владимирская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦5 ¦Воронежская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦6 ¦Ивановская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦7 ¦Калужская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦8 ¦Костромская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦9 ¦Курская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦10 ¦Липецкая обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦11 ¦Московская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦12 ¦Орловская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦13 ¦Рязанская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦14 ¦Смоленская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦15 ¦Тамбовская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦16 ¦Тверская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦17 ¦Тульская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦18 ¦Ярославская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦II. Северо-Западный ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦19 ¦Санкт-Петербург ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦20 ¦Республика Карелия ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦21 ¦Республика Коми ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦22 ¦Архангельская обл. ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦(без Ненецкого автономного округа) ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦23 ¦Вологодская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦24 ¦Калининградская обл. ¦ 4.0 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ 15.XI…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦25 ¦Ленинградская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦26 ¦Мурманская обл. ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦27 ¦Новгородская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦28 ¦Псковская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦29 ¦Ненецкий автономный округ ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦III. Северо-Кавказский ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦30 ¦Республика Адыгея ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦31 ¦Республика Дагестан ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦32 ¦Республика Ингушетия ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦33 ¦Чеченская Республика ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦34 ¦Кабардино-Балкарская Республика ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦35 ¦Республика Калмыкия ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦36 ¦Карачаево-Черкесская Республика ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦37 ¦Республика Северная Осетия — Алания¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦38 ¦Краснодарский край ¦ 3.0 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…1.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦39 ¦Ставропольский край ¦ 3.5 ¦ 5 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XII…15.III¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦40 ¦Астраханская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦41 ¦Волгоградская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦42 ¦Ростовская обл. ¦ 4.0 ¦ 7 ¦
¦ ¦ ¦ 15.XI…15.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦IV. Приволжский ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦43 ¦Республика Башкортостан ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦44 ¦Республика Марий Эл ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦45 ¦Республика Мордовия ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦46 ¦Республика Татарстан ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦47 ¦Удмуртская Республика ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦48 ¦Чувашская Республика ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦49 ¦Кировская обл. ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦50 ¦Нижегородская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦51 ¦Оренбургская обл. ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦52 ¦Пензенская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦53 ¦Пермская обл. (без Коми- ¦ 5.5 ¦ 10 ¦
¦ ¦Пермяцкого автономного округа) ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦54 ¦Самарская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦55 ¦Саратовская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦56 ¦Ульяновская обл. ¦ 5.0 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…31.III ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦57 ¦Коми-Пермяцкий автономный округ ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦V. Уральский ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦58 ¦Курганская обл. ¦ 5.5 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦59 ¦Свердловская обл. ¦ 5.5 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦60 ¦Тюменская обл. (без Ханты- ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦Мансийского и Ямало-Ненецкого ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
¦ ¦автономных округов) ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦61 ¦Челябинская обл. ¦ 5.5 ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦62 ¦Ханты-Мансийский автономный округ ¦ 6.5 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦63 ¦Ямало-Ненецкий автономный округ ¦ 6.5 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦VI. Сибирский ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦64 ¦Республика Алтай ¦ 5.5 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦65 ¦Республика Бурятия ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦66 ¦Республика Тува ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦67 ¦Республика Хакасия ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦68 ¦Алтайский край ¦ 5.5 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦69 ¦Красноярский край (без Таймырского ¦ 5.5 ¦ 15 ¦
¦ ¦и Эвенкийского автономных округов) ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦70 ¦Иркутская обл. (без Усть-Ордынского¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦Бурятского автономного округа) ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦71 ¦Кемеровская обл. ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦72 ¦Новосибирская обл. ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦73 ¦Омская обл. ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦74 ¦Томская обл. ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦75 ¦Читинская обл. (без Агинского ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦Бурятского автономного округа) ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦76 ¦Таймырский автономный округ ¦ 7.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.V ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦77 ¦Усть-Ордынский Бурятский автономный¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦округ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦78 ¦Эвенкийский автономный округ ¦ 7.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…15.V ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦79 ¦Агинский Бурятский автономный округ¦ 6.0 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦VII. Дальневосточный ¦ ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦80 ¦Республика Саха (Якутия) (без ¦ 7.0 ¦ 20 ¦
¦ ¦Чукотского автономного округа) ¦ 15.X…15.V ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦81 ¦Приморский край ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦82 ¦Хабаровский край ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦Охотский район ¦ 6.5 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦83 ¦Амурская обл. ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦84 ¦Камчатская обл. (без Корякского ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦автономного округа) ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦85 ¦Магаданская обл. ¦ 6.5 ¦ 18 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦86 ¦Сахалинская обл. — южная часть ¦ 5.0 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 15.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦ ¦Сахалинская обл. — северная часть ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦(выше 50 град. сев. широты) ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦87 ¦Еврейская автономная обл. ¦ 5.5 ¦ 12 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…15.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦88 ¦Корякский автономный округ ¦ 6.0 ¦ 15 ¦
¦ ¦ ¦ 01.XI…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦89 ¦Чукотский автономный округ ¦ 6.5 ¦ 20 ¦
¦ ¦ ¦ 15.X…30.IV ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
¦90 ¦Острова Северного Ледовитого океана¦ 7.0 ¦ 20 ¦
¦ ¦и морей ¦ 01.XI…31.V ¦ ¦
+—+————————————+—————-+————+
Порядок
применения зимних надбавок к нормам расхода топлив
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей".
Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия.
Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ и с НИИАТ Минтранса РФ.
В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается минус 5 град. C, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
(справочное)
КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных, работ, не связанных с перевозкой грузов (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны и т.п.).
В настоящее время для автотранспорта вводятся новая классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН N 36, N 52 и др.).
Классификация автотранспортных средств,
принятая ЕЭК ООН
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦Катего-¦Тип и общее назначение АТС ¦ Максимальная ¦ Класс и ¦
¦рия АТС¦ ¦ масса, т ¦ эксплуатационное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ назначение АТС ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ M1 ¦АТС, используемые для¦ Не ¦Легковые ¦
¦ ¦перевозки пассажиров и¦регламентируется¦автомобили, в том ¦
¦ ¦имеющие не более 8 мест¦ ¦числе повышенной ¦
¦ ¦(кроме места водителя) ¦ ¦проходимости ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ M2 ¦АТС, используемые для¦ До 5,0 ¦Автобусы: ¦
¦ ¦перевозки пассажиров и¦ ¦городские (кл. I), ¦
¦ ¦имеющие более 8 мест (кроме¦ ¦междугородные ¦
¦ ¦места водителя) ¦ ¦(кл. II), ¦
¦ ¦ ¦ ¦туристические ¦
¦ ¦ ¦ ¦(кл. III) ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ M3 ¦АТС, используемые для¦ Свыше 5,0 ¦Автобусы: ¦
¦ ¦перевозки пассажиров и¦ ¦городские, в том ¦
¦ ¦имеющие более 8 мест (кроме¦ ¦числе сочлененные ¦
¦ ¦места водителя) ¦ ¦(кл. I), ¦
¦ ¦ ¦ ¦междугородные ¦
¦ ¦ ¦ ¦(кл. II), ¦
¦ ¦ ¦ ¦туристические ¦
¦ ¦ ¦ ¦(кл. III) ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ M2 и ¦Отдельно выделяются¦ Не ¦Автобусы ¦
¦ M3 ¦маломестные АТС,¦регламентируется¦маломестные, в том ¦
¦ ¦предназначенные для¦ ¦числе повышенной ¦
¦ ¦перевозки пассажиров,¦ ¦проходимости, для ¦
¦ ¦вместимостью не более 22¦ ¦стоящих и сидящих ¦
¦ ¦сидящих или стоящих¦ ¦пассажиров (кл. A) ¦
¦ ¦пассажиров (кроме места¦ ¦и для сидящих ¦
¦ ¦водителя) ¦ ¦пассажиров (кл. B) ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ N1 ¦АТС, предназначенные для¦ До 3,5 ¦Грузовые, ¦
¦ ¦перевозки грузов ¦ ¦специализированные ¦
¦ ¦ ¦ ¦и специальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦автомобили, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦повышенной ¦
¦ ¦ ¦ ¦проходимости ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ N2 ¦АТС, предназначенные для¦ Свыше 3,5 до ¦Грузовые ¦
¦ ¦перевозки грузов ¦ 12,0 ¦автомобили, ¦
¦ ¦ ¦ ¦автомобили-тягачи, ¦
¦ ¦ ¦ ¦специализированные ¦
¦ ¦ ¦ ¦и специальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦автомобили, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦повышенной ¦
¦ ¦ ¦ ¦проходимости ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ N3 ¦АТС, предназначенные для¦ Свыше 12,0 ¦Грузовые ¦
¦ ¦перевозки грузов ¦ ¦автомобили, ¦
¦ ¦ ¦ ¦автомобили-тягачи, ¦
¦ ¦ ¦ ¦специализированные ¦
¦ ¦ ¦ ¦и специальные ¦
¦ ¦ ¦ ¦автомобили, в т.ч. ¦
¦ ¦ ¦ ¦повышенной ¦
¦ ¦ ¦ ¦проходимости ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ O1 ¦АТС, буксируемые для¦ До 0,75 ¦Прицепы ¦
¦ ¦перевозки ¦ ¦ ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ O2 ¦АТС, буксируемые для¦ Свыше 0,75 до ¦Прицепы и ¦
¦ ¦перевозки ¦ 3,5 ¦полуприцепы ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ O3 ¦АТС, буксируемые для¦ Свыше 3,5 до ¦Прицепы и ¦
¦ ¦перевозки ¦ 10,0 ¦полуприцепы ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
¦ O4 ¦АТС, буксируемые для¦ Свыше 10,0 ¦Прицепы и ¦
¦ ¦перевозки ¦ ¦полуприцепы ¦
+——-+—————————+—————-+——————-+
Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм):
11 — особо малый (объем до 1,1 л);
21 — малый (от 1,1 до 1,8 л);
31 — средний (от 1,8 до 3,5 л);
41 — большой (свыше 3,5 л);
51 — высший (рабочий объем не регламентируется).
Для автобусов по габаритной длине (в метрах):
22 — особо малый (длина до 5,5);
32 — малый (6,0 — 7,5);
42 — средний (8,5 — 10,0);
52 — большой (11,0 — 12,0);
62 — особо большой (сочлененный) (16,5 — 24,0).
Для грузовых автомобилей по полной массе:
+—————-+————————————————+
¦Полная масса, т ¦ Эксплуатационное назначение автомобиля ¦
¦ +——-+——+——-+———+——-+——-+
¦ ¦Борто- ¦Тягачи¦Самос- ¦Цистерны¦Фургоны¦Специа-¦
¦ ¦вые ¦ ¦валы ¦ ¦ ¦льные ¦
+—————-+——-+——+——-+———+——-+——-+
¦до 1,2 13 14 15 16 17 19 ¦
¦1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29 ¦
¦2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39 ¦
¦8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49 ¦
¦14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59 ¦
¦20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69 ¦
¦свыше 40,0 73 74 75 76 77 79 ¦
+—————————————————————-+
Примечание. Обозначения классов от 18-го до 78-го, оканчивающиеся на цифру "8", являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра — модификация автомобиля.
6-я цифра — вид исполнения:
1 — для холодного климата;
6 — экспортное исполнение для умеренного климата;
7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. — это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.
(справочное)
НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ НА ОБОГРЕВ САЛОНОВ АВТОБУСОВ И КАБИН
АВТОМОБИЛЕЙ НЕЗАВИСИМЫМИ ОТОПИТЕЛЯМИ
+————————+—————-+———-+————+
¦ Марка, модель ¦Марка отопителя ¦ Расход ¦Примечание ¦
¦автомобиля или автобуса ¦ ¦ топлив, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ на 1 ч ¦ ¦
¦ ¦ ¦работы на ¦ ¦
¦ ¦ ¦линии, л/ч¦ ¦
+————————+—————-+———-+————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+————————+—————-+———-+————+
Ikarus-255, -255.70,
-260.01, -260.18,
-260.27, -260.37,
-260.50, -260.52 Sirokko-262 1,2
Ikarus-260, -260.01 Sirokko-265 1,4
Ikarus-250.12 Sirokko-262 (два 2,4
отопителя)
Ikarus-250, -250.58,
-250.58S, -250.59,
-250.93, -256.95,
-256, -256.54,
-256.59, -256.74,
-256.75, -260.51 Sirokko-268 2,3
Ikarus-180 Sirokko-268 плюс 3,7 С учетом
Sirokko-265 обогрева
прицепа
Ikarus-280, -280.01,
-280.33, -280.63, Sirokko-268 плюс 3,5 С учетом
-280.64 Sirokko-262 обогрева
прицепа
ЛАЗ-699А, -699Р ОВ-95 1,4
ЛАЗ-4202, -42021 П-148106 2,5
ЛиАЗ-5256 ДВ-2020 2,5
IFA-Robur LD-2002,
-LD-3000 Sirokko-251 0,9
Tatra-815 C1, C3 X7A, KP-D2-24.1 0,8
——————————————————————
Примечания.
1. Пользование отопителями предполагается в зимнее (в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок), а также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 град. C.
2. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется проводить по данным завода-изготовителя.
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВНОГО РАСХОДА ТОПЛИВ
(в примерах приводятся условные цифры)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300 — 800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs= 13,0 л/100 км;
— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 13,0 x 244 x (1 + 0,01 x 5) = 33,3 л.
2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;
— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;
— норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Hот = 3,5 л/ч.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hот x T = 0,01 x 43,0 x 164 x (1 + 0,01 x 8) + 3,5 x 8 = 104,2 л.
3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т·км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;
— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т·км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 x (Hs x S + Hw x W) = 0,01 (31 x 217 + 2 x 820) = 83,7 л.
4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800 — 2000 м и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;
— норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа составляет Hg = 1,3 л/100 т·км;
— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;
— норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 составляет:
Hsan = Hs + Hg x Gпр = 25 + 1,3 x 3,5 = 29,55 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (29,55 x 475 + 1,3 x 6413) x (1 + 0,01 x 18) = 264,0 л.
5. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т·км транспортной работы при пробеге 595 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;
— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;
— надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет: Hsan = Hs + Hg x Gпр = 23 + 1,3 x 5,7 = 30,41 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x (30,41 x 595 + 1,3 x 9520) x (1 — 0,01 x 9) = 277,3 л.
6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;
— норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;
— надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Hz x m = 0,01 x 28 x 165 x (1 + 0,01 x 18) + 0,25 x 10 = 57 л.
7. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т·км;
— работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет: Hsan = Hs + Hw x Gпр = 27,7 + 1,3 x 4,5 = 33,6 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 x [Hsan x S + Hw (S’ x G’ + S» x G»)] = 0,01 x [33,6 x 240 + 1,3 x (115 x 13 + 80 x 16)] = 116,7 л.
8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая с почасовой оплатой в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;
— надбавка за работу с почасовой оплатой D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 34 x 152 x (1 + 0,01 x 18) = 61 л.
9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Hт = 8,4 л/ч;
— надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.
Нормативный расход топлива:
Qн = (0,01 x Hsc x S + Hт x Т) x (1 + 0,01 x D) = (0,01 x 52 x 127 + 8,4 x 6,8) x (1 + 0,01 x 5) = 129,3 л.
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
К 1 июля 2003 г. вместо старых "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (Руководящий документ Р 3112194-ОЗ66-97) в связи с окончанием срока их действия разработан НИИАТ и утвержден Минтрансом России 29 апреля 2003 г. как новый Руководящий документ Р 3112194-0366-03.
При подготовке нового Руководящего документа (РД) были учтены развивающаяся и обновляемая структура автопарка страны, интенсификация транспортных перевозок, изменения в условиях эксплуатации, влияние климатических и сезонных условий по регионам, уточнены положения и формулировки, методы нормативных расчетов и применения надбавок, а также приняты во внимание обоснованные предложения и замечания, поступившие от потребителей.
Так, данный РД впервые в практике подготовки аналогичных нормативов был согласован с Министерством РФ по налогам и сборам, что полностью отвечает его назначению и упрощает порядок его применения.
Исходя из сегодняшних требований как технического, так и экономического характера уточнены следующие формулировки и положения РД.
Руководящий документ предназначен для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей и других юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
Нормы расхода топлив (и смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, осуществления расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей "Методике определения базовых норм расхода топлив"), и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Установлены следующие виды норм для автомобилей общего назначения.
Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии.
Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
— для автобусов — с учетом снаряженной массы и нормативной по назначению автобуса загрузкой пассажиров;
— для самосвалов — с учетом снаряженной массы и нормативной загрузкой самосвала (в большинстве случаев с коэффициентом 0,5).
Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т•км) транспортной работы грузового автомобиля, которая учитывает дополнительный к базовой норме расход топлив при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом:
— или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями;
— или с использованием более точных расчетов, выполняемых НИИАТ по специально разработанной современной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС (по индивидуальному заказу).
В новом РД приведены переводные коэффициенты при работе автомобилей на сжиженном нефтяном и природном газе (при условии, если установлены нормы для жидкого топлива):
— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива на 100 км пробега;
— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), — в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг) на 100 км пробега;
— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), — в метрах кубических спг (из расчета 1 л бензина соответствует 1 куб. м спг) на 100 км пробега;
— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м снг с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах (их соотношение определяется производителем техники или в инструкции по эксплуатации) на 100 км пробега.
В новом РД с учетом возросшей интенсивности проведения транспортных работ АТС в эксплуатационных условиях в значительной степени изменены надбавки (поправочные коэффициенты), а также уточнены условия и место их применения, в частности:
— по условиям работы АТС в зимнее время каждый регион выделен в отдельную строку с конкретными и уточненными, в ряде случаев повышенными значениями величины и срока действия зимних надбавок, что в большей мере согласуется с ГОСТом 16350-80 ("Климат СССР") и местными условиями эксплуатации техники;
— уточнены надбавки при работе АТС в горной местности, а также конкретизировано применение надбавок при работе АТС на дорогах со сложным планом трассы вне пределов городов и пригородных зон;
— с учетом численности населения городов (согласно новому Градостроительному кодексу) городские надбавки уточнены и более четко дифференцированы с их увеличением практически во всех случаях, также впервые применение надбавок распространено на поселки городского типа, если на их улицах имеются знаки регулирования дорожного движения;
— учитывая широкое разнообразие городов по численности населения, по занимаемой площади, по конфигурации, по географическим условиям, по потребности в расширении территории и т.д., определение границы городов и протяженности пригородных зон должно являться прерогативой местных администраций регионов;
— ближе к реальным условиям разграничены скорости АТС и надбавки при перевозке нестандартных и опасных грузов;
— разграничены и увеличены надбавки при эксплуатации АТС от 5 до 8 лет — до 5%, более 8 лет — до 10%;
— уточнены условия и типы АТС для применения надбавок, если не учитывается масса перевозимого груза;
— для АТС общего и специального назначения с учетом как нормальных, так и экстремальных условий эксплуатации уточнены величины и основания для использования надбавок, включая особые условия их работы и категорию дорог;
— разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при работе кондиционеров и установок "климат-контроль" или при движении АТС — до 7%, или на стоянке АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;
— разграничены и уточнены применение и расчеты надбавок при технологических простоях АТС с работающим двигателем — до 10%, а также в зимнее (холодное при температуре ниже +5 град. C) время года при простоях и прогреве АТС с работающим двигателем, где час простоя соответствует 10 км пробега;
— конкретизированы условия нормирования расхода топлива на внутригаражные нужды до 1% от общего количества потребляемого данным предприятием топлива, но с обязательным учетом конкретных типов и единиц АТС, участвующих в данном технологическом процессе.
Новый Руководящий документ 2003 г. значительно дополнен типами, моделями, марками и модификациями отечественных и зарубежных АТС, поступающих в автопарк страны с 1997 г., нормы для которых рассчитываются в основном по заявкам потребителей.
Новые нормы рассчитаны и установлены с использованием компьютерной программы-методики, разработанной НИИАТ с участием ведущих ученых специалистов смежных институтов, утвержденной Минтрансом России в 1996 г. Данная методика является современной электронной версией — моделью, максимально отражающей теоретические основы и конструктивные особенности автомобилей, полностью приближенной к реальным условиям эксплуатации, учитывает типизированные маршруты для различных видов АТС, а также особенности движения по дорогам России и требования Правил дорожного движения в городских условиях и на магистралях страны.
Принятая методика позволяет определять не только базовые, но и эксплуатационные нормы расхода топлив при проведении транспортной работы АТС с учетом перевозимого груза (в данный период осуществляется накопление данных по заявкам потребителей).
Перечни АТС с нормами расхода топлив приведены в РД в виде таблиц, разделены на автомобили отечественные и стран СНГ и на автомобили зарубежного производства, что более реально отражает ситуацию в автопарке на данный период. Для каждой марки автомобиля впервые приведен вид потребляемого топлива.
Из таблиц исключены очень старые автомобили, выпуск которых прекращен 20 и более лет назад. В таблицах, однако, приведен ряд автомобилей, устаревших конструктивно, морально и физически, но еще находящихся в эксплуатации. Для таких АТС и нормы расхода топлив были оставлены из предыдущих РД, которые были определены по устаревшим расчетно-экспериментальным методам. Поэтому эти (в основном завышенные старые нормы) не адекватны нормам расхода топлива по РД-2003, рассчитанным по современной методике для конструктивно и экономически более совершенных машин, и с этим на данный период следует согласиться (эти АТС и старые нормы выделены во всех таблицах курсивом).
Следует особо отметить, что по результатам расчетов по современной методике в таблицах приведены основные параметры двигателей и коробок передач для каждой марки или модификации автомобиля. Это является важной информацией для потребителей, эксплуатирующих технику, а также для контрольных органов в связи с тем, что практически все изготовители постоянно осуществляют в той или иной мере модернизацию своей техники, что предполагает изменение указанных параметров и, в свою очередь, изменение нормируемых значений расхода топлив, т.е. перерасчета. Например, это относится к маркам и модификациям отечественных автомобилей ВАЗ, базовых моделей ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, а также к большинству зарубежных автомобилей.
В главе 2 по нормам расхода топлив для спецподвижного состава на шасси автомобилей по сравнению с РД-97 существенных изменений не вносилось. Исключение составили пожарные автомобили, перечень которых был официально представлен Государственной противопожарной службой МВД (ныне — МЧС) России. Сложной проблемой для спецавтомобилей является определение дополнительных норм расхода топлив на работу агрегатов спецоборудования в связи с тем, что во многих случаях трудно получить исходные данные от разработчиков или производителей этих агрегатов.
Эксплуатационные нормы расхода смазочных материалов (приложение 1) приведены в качестве справочных, поскольку в настоящий период не поступают достоверные исходные данные как от отечественных, так и от зарубежных изготовителей АТС.
Исходя из практического опыта все зарубежные легковые автомобили могут быть приравнены к современным автомобилям "АвтоВАЗ" с количественным ограничением нормы расхода смазочных материалов — "не более". Кроме того, для автомобилей, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода смазочных материалов, приведены временные нормы, также с ограничением "не более".
В приложении 2 изложен порядок применения зимних надбавок к нормативному расходу топлив. В частности указано, что местные органы власти могут уточнять значения надбавок, а также сроки их применения в случае существенного отклонения от среднестатистических температур с учетом местных климатических условий, но по согласованию с местными службами Гидрометцентра РФ и с обоснованной информацией, направляемой в НИИАТ как разработчику данного РД.
В порядке дополнительной информации в помощь руководителям местных администраций и предприятий потребителей для правильного выбора АТС с учетом оптимального расхода и затрат на топливо в приложении 3 приведены как современная Международная классификация и система обозначения АТС по Правилам ЕЭК ООН, так и традиционная отечественная классификация согласно нормали ОН 025270-66.
НИИАТ как разработчик данного РД и норм расхода автомобильных топлив для АТС, рекомендует направлять в его адрес обоснованные предложения и замечания, а также при необходимости заявки на разработку и уточнение как базовых, так и эксплуатационных норм расхода топлив с учетом транспортной работы АТС.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СЕЗОННОМУ ПРИМЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ
ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями — давлением насыщенных паров и фракционным составом.
С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель "давление насыщенных паров", что требует ограничения в них легких фракций.
Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и, поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработанными газами.
При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.
В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приемистости и перебоям в работе и в экстремальных случаях — к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог и т.д.
Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:
— максимальной температурой, при которой устанавливается отношение пары — жидкость, равное 20;