Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г.
О введении в действие методических рекомендаций Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте
Оглавление
16.3. Бортовые грузовые автомобили
Применение зимних надбавок к нормам расхода топлив
Приложение N 3 Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
Приложение N 5 Примеры расчета нормативного расхода топлив
Сезонное применение автомобильных бензинов в регионах Российской Федерации по классам испаряемости
Приложение 7 Рекомендации по сезонному применению дизельных топлив для регионов Российской Федерации
III. Нормы расхода смазочных материалов
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Нормы расхода смазочных материалов для современных АТС не приведены из-за отсутствия исходных данных от заводов-изготовителей техники. В таблице даны предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля | Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————+———-+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————+———-+———+————+———|
|Автомобили зарубежного | | | | |
| | | | | |
|производства и "АвтоВАЗа" | | | | |
| | | | | |
|всех моделей и модифи каций| 0,6 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ГАЗ-13, -14 | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
|ГАЗ-24 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
|ГАЗ-24-07, -24-17 | 1,6 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
|ГАЗ-3102 всех модификаций | 1,7 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЗАЗ-1102 | 0,8 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЗИЛ-114, -117, -4104 | 1,7 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ИЖ-2125 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Москвич-412, -427, -433,| 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
|-434, — 2136,- 2137, -2140,| | | | |
|- 2141 всех модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЛуАЗ-1302 всех модификаций | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
| | | | | |
|УАЗ-469, -3151 всех| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
+————————————————————————+
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля |Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————-+———+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————-+———+———+————+———|
|Ikarus-55 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
|Ikarus-180, -250, -255,| 4,5 | 0,5 | 0,1 | 0,3 |
|-256, -260,-263, -280 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КАвЗ-685, -3270, -3976 всех| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЛАЗ-695, -697 всех| 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЛАЗ-699 всех модификаций | 2,0 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
| | | | | |
|ЛАЗ-4202 всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЛиАЗ-158 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
| | | | | |
|ЛиАЗ-677 всех модификаций | 1,8 | 0,35 | 0,3 | 0,2 |
| | | | | |
|ЛиАЗ-5256 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,3 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Nusa-501, -521, -522всех| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ПАЗ-651, -652 всех| 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ПАЗ-672, -3201, -3205, -3206| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|РАФ-977 всех модификаций | 2,0 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
|РАФ-2203 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|УАЗ-452, -2206, -3962 всех| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
+————————————————————————+
16.3. Бортовые грузовые автомобили
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля | Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————+———-+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————+———-+———+————+———|
|Avia-20, -21, -30, -31 всех| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ГАЗ-51 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ГАЗ-52, -52-27, -52-28 всех| 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 | 2,0 | 0,25 | 0,07 | 0,2 |
| | | | | |
|ГАЗ-53, -53-27 всех| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ГАЗ-53- 07, -53-19 | 1,8 | 0,25 | 0,07 | 0,2 |
| | | | | |
|ГАЗ-66 всех модификаций | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ГАЗ-3307 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ЗИЛ-130, -131, -133, -138А,| 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
|-138АБ, -138АГ, -4314,| | | | |
|4315, -4316, -4319 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЗИЛ-133ГЯ | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
|ЗИЛ-138, — 4318 | 1,7 | 0,28 | 0,07 | 0,15 |
| | | | | |
|ЗИЛ-150, -151, -157, -164| 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЗИЛ-166А, -166В | 1,7 | 0,25 | 0,07 | 0,15 |
| | | | | |
|ЗИЛ-4331 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|IFA W50L всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КамАЗ-4310, -5320, -5321| 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КрАЗ-214, -219, -221, -222| 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|КрАЗ-255, -256, -257, -258,| 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|-260 всех модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|МАЗ-200 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
| | | | | |
|МАЗ-500, -514, -516, -5334,| 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|-5335, -5337всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|МАЗ-543, -7310, -7313 всех| 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Magirus 232D19L, 290D26L | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Tatra 111R | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Урал-355 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|Урал-375, -377 всех| 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|Урал-4320 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|УАЗ-450, -451, -452, -3303,| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|-3741 всех модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЯАЗ-210, -210А | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
+————————————————————————+
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля | Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————+———-+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————+———-+———+————+———|
|Avstro-Fiat 5DN-120,| 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|6DN-130 | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|БелАЗ-537Л, -6411, 7421 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Volvo-F10-33, -F89-32 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ГАЗ-51П | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ГАЗ-52-06 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЗИЛ-130АН, -130В, -131В,| | | | |
|-131НВ, 2,0-4415, -4413| | | | |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЗИЛ-138В1, -4416 всех| 1,7 | 0,25 | 0,07 | 0,15 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЗИЛ-157В, -157КВ, -157КДВ,| 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
|-164АН, -164Н | | | | |
| | | | | |
|Iveco-190.33, -190.42 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КАЗ-120ТЗ, -606 всех| 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|КАЗ-608 всех модификаций | 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|КамАЗ-5410, -54118 всех| 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КрАЗ-221 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
| | | | | |
|КрАЗ-255, -258, -260,| 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|-6437, -6443,-6444 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|KNVF-12T Kamacu-Nissan | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КЗКТ-537, -7427, -7428 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЛуАЗ-2403 | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|МАЗ-200 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
| | | | | |
|МАЗ-504, -509 всех| 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|МАЗ-537, -543 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
|МАЗ-5429, -5430, -5432,| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|-5433всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|МАЗ-6422 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
|МАЗ-7310, -7313 всех| 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|МАЗ-7916 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Mercedes-Benz-1635S, -1926,| 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|-1928, -1935, -2232S,| | | | |
|-2235, -2236 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|Mercedes-Benz-2628, -2632 | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Praga ST2-TN | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Tatra-815TP всех| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Урал-375С, -377С всех| 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|Урал-4420 всех модификаций | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Faun H-36-40/45, H-46-40/49| 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Chepel D-450 всех| 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Scoda-Lias-100 всех| 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|Scoda-706 всех модификаций | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
+————————————————————————+
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля | Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————+———-+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————+———-+———+————+———|
|Avia A-30KS | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
|БелАЗ-540, -540А, -7510,| 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
|-7522, -7526 | | | | |
| | | | | |
|БелАЗ-548, -548А, -549,| 4,3 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
|-7509, -7519, -7521, -7523,| | | | |
|-7525, -7527, -75401, -7548| | | | |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|ГАЗ-53Б | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ГАЗ-93 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508,| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|-3509, -3510 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЗИЛ-ММЗ-138АБ, -554, -555,| 2,0 | 0,3 | 0,1 | 0,2 |
|-4502,-4505 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЗИЛ-ММЗ-585 всех| 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|IFA W50/А, W50L/К | 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КАЗ-600 всех модификаций | 2,2 | 0,25 | 0,1 | 0,2 |
| | | | | |
|КАЗ-4540 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КамАЗ-5510, -5511 всех| 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КрАЗ-222 всех модификаций | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
| | | | | |
|КрАЗ-256, -6505, -6510 всех| 2,9 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Magirus-232D19K, -290D26K | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|МАЗ-205 | 3,0 | 0,4 | 0,1 | 0,35 |
| | | | | |
|МАЗ-503, -510, -511, -512,| 2,9 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
|-513, -5549, -5551 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|МоАЗ-75051 | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|САЗ-3502 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|САЗ-3503, -3504 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Tatra-138, -148 всех| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|Tatra-T815C всех| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Урал-5557 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
+————————————————————————+
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля | Моторные |Трансмис-|Специальные |Пластич- |
| | масла |сионные и| масла и | ные |
| | |гидравли-| жидкости | смазки |
| | | ческие | | |
| | | масла | | |
|—————————+———-+———+————+———|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|—————————+———-+———+————+———|
|Avia A-20F, -30F, -30KSU,| 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
|-31KSU | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ГЗСА-731, -947, -3713,| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|-3714, , -3718, -3719 | | | | |
| | | | | |
|ГЗСА-891, -891В, -892,| 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|-893А, -893Б, -3702,-37022,| | | | |
|-3704, -37042,| | | | |
|-3712,-37122, -3742, -37421| | | | |
|всех модификаций | | | | |
| | | | | |
|ГЗСА-890А, -891Б, -893АБ,| 2,0 | 0,25 | 0,07 | 0,2 |
|-950А, -37021, -3704 | | | | |
| | | | | |
|ГЗСА-949, -950, -3705,| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|-3706 -3711, -3716, -3721,| | | | |
|-37231, -3726, -3944 всех| | | | |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЕрАЗ-762, -3730 всех| 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
|модификаций | | | | |
| | | | | |
|ЕрАЗ-37111 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|ЕрАЗ-37121 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|Zuk A-03, A-06, A-07M,| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|A-11, A-13, A-13M | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ИЖ-2715 всех модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|IFA-Robur LD 3000KF/STKo | 2,8 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|КАвЗ-664 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Кубань-Г1А1, -Г1А2 | 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|Кубанец-У1А | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ЛуМЗ-890, -890Б | 2,0 | 0,25 | 0,07 | 0,02 |
| | | | | |
|ЛуМЗ-945, -946, -948, -949 | 1,3 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Мод. 35101, 3716, 37311,| 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
|37231, 3726, 3718, 3944,| | | | |
|39021, 39031 | | | | |
| | | | | |
|Мод. 53423, 5703 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Москвич-2733, -2734 | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|НЗАС-3944 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
|НЗАС-4208, -4951 | 2,8 | 0,4 | 0,15 | 0,35 |
| | | | | |
|НЗАС-4347, -4947 | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Nusa C-502-1, -521C, -522C | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ПАЗ-3742, -37421 | 2,1 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|РАФ-22031-01, -22035,| 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
|-22035-01, 22036-01 | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|ТА-1А4, -943А, -943Н, -949А| 2,2 | 0,3 | 0,1 | 0,25 |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|УАЗ-450А, -451А, -374101,| 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
|396201 | | | | |
| | | | | |
| |
| | | | | |
|Урал-49472 | 1,8 | 0,35 | 0,1 | 0,2 |
+————————————————————————+
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
+————————————————————————N
| Виды и сорта масел | Временная норма расхода масел и смазок на |
| (смазок) |100 л общего нормируемого расхода топлив, не |
| | более: |
| |———————————————|
| | Легковые и грузовые | Внедорожные |
| | автомобили, автобусы, |автомобили-само-|
| | работающие | свалы, |
| |—————————-| работающие на |
| | на бензине, | на дизельном | дизельном |
| | сжатом и | топливе | топливе |
| | сжиженном | | |
| | газе | | |
|————————-+————-+—————+—————-|
|Моторные масла, л | 2,4 | 3,2 | 4,5 |
| | | | |
|Трансмиссионные | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
| | | | |
|и гидравлическиемасла, л | | | |
| | | | |
|Специальные масла | | | |
| | | | |
|и жидкости, л | 0,1 | 0,1 | 1,0 |
| | | | |
|Пластичные | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
|(консистентные), кг | | | |
+————————————————————————+
Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов
+————————————————————————N
| N пп |Регионы России (по федеральным| Количество | Предельная |
| | округам) | месяцев и срок |величина зимних |
| | |действия зимних | надбавок не |
| | | надбавок | более, % |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 1 |I. Центральный | 5.0 | 10 |
| |——————————| 0l.XI..31.III | |
| |Москва | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 2 |Белгородская обл. | 4.0 | 7 |
| | | 15.XL..15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 3 |Брянская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI..31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 4 |Владимирская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI..31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 5 |Воронежская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 6 |Ивановская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 7 |Калужская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 8 |Костромская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 9 |Курская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 10 |Липецкая обл. | 5.0 | 10 |
| | | Ol.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 11 |Московская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 12 |Орловская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 13 |Рязанская обл. | 5.0 | 10 |
| | | Ol.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 14 |Смоленская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 15 |Тамбовская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 16 |Тверская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 17 |Тульская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 18 |Ярославская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+—————————————————————-|
| |II. Северо-Западный |
|——+—————————————————————-|
| 19 |Санкт-Петербург | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI..31.III1 | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 20 |Республика Карелия | 5.5 | 12 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 21 |Республика Коми | 6.0 | 15 |
| |г. Воркута с прилегающим| 0l.XI…30.IV | |
| |административным районом |—————-| |
| | | — | |
| | | 6.5 | |
| | | 15.X_30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 22 |Архангельская обл. | 6.0 | 15 |
| |(без Ненецкого автономного| 01.XI…30.IV | |
| |округа) | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 23 |Вологодская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 24 |Калининградская обл. | 4.0 | 7 |
| | | 15.XL..15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 25 |Ленинградская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 26 |Мурманская обл. | 6.0 | 15 |
| | | 01.XI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 27 |Новгородская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 28 |Псковская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 29 |Ненецкий автономный округ | 6.0 | 18 |
| | | 15.X…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |III. Северо-Кавказский | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 30 |Республика Адыгея | 3.0 | 5 |
| | |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 31 |Республика Дагестан | 3.0 | 5 |
| | |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 32 |Республика Ингушетия | 3.0 | 5 |
| | |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 33 |Чеченская Республика | 3.0 | 5 |
| | |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 34 |Кабардино-Балкарская | 3.0 | 5 |
| |Республика |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 35 |Республика Калмыкия | 5.0 | 10 |
| | | 15.X…15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 36 |Карачаево-Черкесская | 3.0 | 5 |
| |Республика |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 37 |Республика Северная Осетия -| 3.0 | 5 |
| |Алания |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 38 |Краснодарский край | 3.0 | 5 |
| | |01.XII… l.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 39 |Ставропольский край | 3.5 | 5 |
| | | 01.XII..15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 40 |Астраханская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 15.X…15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 41 |Волгоградская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 15.X…15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 42 |Ростовская обл. | 4.0 | 7 |
| | | 15.XI..15.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |IV. Приволжский | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 43 |Республика Башкортостан | 5.5 | 12 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 44 |Республика Марий Эл | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI..31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 45 |Республика Мордовия | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI..31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 46 |Республика Татарстан | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 47 |Удмуртская Республика | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 48 |Чувашская Республика | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 49 |Кировская обл. | 5.5 | 12 |
| | | 15.X…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 50 |Нижегородская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 51 |Оренбургская обл. | 6.0 | 15 |
| | | 15.X…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 52 |Пензенская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 53 |Пермская обл. (без| 5.5 | 10 |
| |Коми-Пермяцкого автономного| 01.XI…15.IV | |
| |округа) | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 54 |Самарская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 55 |Саратовская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 56 |Ульяновская обл. | 5.0 | 10 |
| | | 0l.XI…31.III | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 57 |Коми-Пермяцкий автономный| 6.0 | 18 |
| |округ | 15.X…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |V. Уральский | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 58 |Курганская обл. | 5.5 | 10 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 59 |Свердловская обл. | 5.5 | 10 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 60 |Тюменская обл. (без| 5.5 | 12 |
| |Ханты-Мансийского и| 01.XI…15.IV | |
| |Ямало-Ненецкого автономных| | |
| |округов) | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 61 |Челябинская обл. | 5.5 | 10 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 62 |Ханты-Мансийский автономный| 6.5 | 18 |
| |округ | 15.X…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 63 |Ямало-Ненецкий автономный| 6.5 | 18 |
| |округ | 15.X…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |VI. Сибирский | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 64 |Республика Алтай | 5.5 | 15 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 65 |Республика Бурятия | 6.0 | 18 |
| | | 01.ХI… З0V | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 66 |Республика Тува | 6.0 | 18 |
| | | 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 67 |Республика Хакасия | 6.0 | 18 |
| | | 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 68 |Алтайский край | 5.5 | 15 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 69 |Красноярский край (без| 5.5 | 15 |
| |Таймырского и Эвенкийского| 01.XI…15.IV | |
| |автономных округов) | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 70 |Иркутская обл. (без| 6.0 | 18 |
| |Усть-Ордынского Бурятского| 01.ХI…30.IV | |
| |автономного округа) | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 71 |Кемеровская обл. | 6.0 | 15 |
| | | 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 72 |Новосибирская обл. | 5.5 | 12 |
| | | 0l.XI… 15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 73 |Омская обл. | 5.5 | 12 |
| | | 0l.XI… 15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 74 |Томская обл. | 5.5 | 12 |
| | | 0l.XI… 15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 75 |Читинская обл. (без Агинского| 6.0 | 18 |
| |Бурятского автономного округа)| 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 76 |Таймырский автономный округ | 7.0 | 18 |
| | | 15.X…15.V | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 77 |Усть-Ордынский Бурятский| 6.0 | 18 |
| |автономный округ | 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 78 |Эвенкийский автономный округ | 7.0 | 18 |
| | | 15.X….15.V | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 79 |Агинский Бурятский автономный| 6.0 | 18 |
| |округ | 01.ХI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |VII. Дальневосточный | | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 80 |Республика Саха (Якутия) (без| 7.0 | 20 |
| |Чукотского автономного округа)| 15.X…15.V | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 81 |Приморский край | 5.5 | 12 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 82 |Хабаровский край | 5.5 | 12 |
| | | 01.XI…15.IV | |
| |——————————+—————-+—————-|
| |Охотский район | 6.5 | 18 |
| | | 15.X…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 83 |Амурская обл. | 6.0 | 15 |
| | | 01.XI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 84 |Камчатская обл. (без| 6.0 | 15 |
| |Корякского автономного округа)| 01.XI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 85 |Магаданская обл. | 6.5 | 18 |
| | | 15.X…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 86 |Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 | 12 |
| | | 15.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| |Сахалинская обл. — северная| 6.0 | 15 |
| |часть (выше 50 сев. широты) | 01.XI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 87 |Еврейская автономная обл. | 5.5 | 12 |
| | | 01.XI…15.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 88 |Корякский автономный округ | 6.0 | 15 |
| | | 01.XI…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 89 |Чукотский автономный округ | 6.5 | 20 |
| | | 15.X…30.IV | |
|——+——————————+—————-+—————-|
| 90 |Острова Северного Ледовитого| 7.0 | 20 |
| |океана и морей | 01.XI…31.V | |
+————————————————————————+
Применение зимних надбавок к нормам расхода топлив
Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода автомобильного топлива дифференцированы по регионам России на основе значений среднемесячных, максимальных и минимальных температур воздуха, данных о средней продолжительности зимнего периода, обобщения опыта эксплуатации автомобильного транспорта в регионах — в соответствии с ГОСТ 16350-80 "Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей".
Указанный период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя предприятия.
Региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия могут уточнять начальный и конечный сроки периода применения и значений зимних надбавок, в рекомендованных пределах для данного региона, при значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температур от средних суточных или месячных многолетних среднестатистических значений — по согласованию с региональными (местными) службами Росгидрометцентра и Минтрансом России.
В качестве такой температурной границы (изотермы) принимается среднесуточная температура минус 5 С, ниже и выше которой можно проводить соответствующие уточнения зимних надбавок.
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.
Классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому — грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
Классификация автотранспортных средств, принятая ЕЭК ООН
+————————————————————————N
|Катего- | Тип и общее назначение |Максимальная | Класс и |
|рия АТС | АТС | масса, т | эксплуатационное |
| | | | назначение АТС |
|———+————————-+————-+———————-|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|———+————————-+————-+———————-|
| М 1 |АТС, используемые для| Не |Легковые автомобили, в|
| |перевозки пассажиров и|регламентиру-|том числе повышенной|
| |имеющие не более 8 мест| ется |проходимости |
| |(кроме места водителя) | | |
|———+————————-+————-+———————-|
| М 2 |АТС, используемые для| До 5,0 |Автобусы: городские|
| |перевозки пассажиров и| |(кл. I), междугородные|
| |имеющие более 8 мест| |(кл. II),|
| |(кроме места водителя) | |туристические (кл.|
| | | |III) |
|———+————————-+————-+———————-|
| М 3 |АТС, используемые для| Свыше 5,0 |Автобусы: городские, в|
| |перевозки пассажиров и| |том числе сочлененные|
| |имеющие более 8 мест| |(кл. I), междугородные|
| |(кроме места водителя) | |(кл. II),|
| | | |туристические (кл.|
| | | |III) |
|———+————————-+————-+———————-|
|М 2 и М |Отдельно выделяются| Не |Автобусы маломестные,|
| 3 |маломестные АТС,| регламенти- |в том числе повышенной|
| |предназначенные для| руется |проходимости, для|
| |перевозки пассажиров,| |стоящих и сидящих|
| |вместимостью не более 22| |пассажиров (кл. А) и|
| |сидящих или стоящих| |для сидящих пассажиров|
| |пассажиров (кроме места| |(кл. В) |
| |водителя) | | |
|———+————————-+————-+———————-|
| N 1 |АТС, предназначенные для| До 3,5 |Грузовые, |
| |перевозки грузов | |специализированные и|
| | | |специальные |
| | | |автомобили, в т. ч.|
| | | |повышенной |
| | | |проходимости |
|———+————————-+————-+———————-|
| N 2 |АТС, предназначенные для|Свыше 3,5 до |Грузовые автомобили,|
| |перевозки грузов | 12,0 |автомобили-тягачи, |
| | | |специализированные и|
| | | |специальные |
| | | |автомобили, в т. ч.|
| | | |повышенной |
| | | |проходимости |
|———+————————-+————-+———————-|
| N 3 |АТС, предназначенные для| Свыше 12,0 |Грузовые автомобили,|
| |перевозки грузов | |автомобили-тягачи, |
| | | |специализированные и|
| | | |специальные |
| | | |автомобили, в т. ч.|
| | | |повышенной |
| | | |проходимости |
|———+————————-+————-+———————-|
| О 1 |АТС, буксируемые для| До 0,75 |Прицепы |
| |перевозки | | |
|———+————————-+————-+———————-|
| О 2 |АТС, буксируемые для|Свыше 0,75 до|Прицепы и полуприцепы |
| |перевозки | 3,5 | |
|———+————————-+————-+———————-|
| О 3 |АТС, буксируемые для|Свыше 3,5 до |Прицепы и полуприцепы |
| |перевозки | 10,0 | |
|———+————————-+————-+———————-|
| О 4 |АТС, буксируемые для| Свыше 10,0 |Прицепы и полуприцепы |
| |перевозки | | |
+————————————————————————+
Вместе с новой международной классификацией в нашей стране также используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Заводские обозначения подвижного состава практикуются до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 была принята следующая система обозначения АТС.
1-я цифра обозначает класс АТС:
Для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в литрах или куб. дм): 11 — особо малый (объем до 1,1 л);
21 — малый (от 1,1 до 1,8 л);
31 — средний (от 1,8 до 3,5 л);
41 — большой (свыше 3,5 л);
51 — высший (рабочий объем не регламентируется).
Для автобусов по габаритной длине (в метрах):
22 — особо малый (длина до 5,5);
32 — малый (6,0 — 7,5);
42 — средний (8,5 — 10,0);
52 — большой (11,0 — 12,0);62 — особо большой; (сочлененный) (16,5 — 24,0).
Для грузовых автомобилей по полной массе:
+————————————————————————N
| Полная | Эксплуатационное назначение автомобиля |
| масса, т. |———————————————————-|
| |Бортовые |Тягачи |Самосвалы |Цистерны| Фургоны |Специаль- |
| | | | | | | ные |
|————+———+——-+———-+———+———+———-|
| до 1,2 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 19 |
| | | | | | | |
| 1.2 до 2,0 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 29 |
| | | | | | | |
| 2,0 до 8,0 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 39 |
| | | | | | | |
|8,0 до 14,0 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 49 |
| | | | | | | |
|14,0 до 20,0| 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 59 |
| | | | | | | |
|20,0 до 40,0| 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 |
| | | | | | | |
| свыше 40,0 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 79 |
+————————————————————————+
Примечание. Обозначения классов от 18-го до 78-го, оканчивающиеся на цифру "8", являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра — модификация автомобиля.
6-я цифра — вид исполнения:
1 — для холодного климата;
6 — экспортное исполнение для умеренного климата;
7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. — это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.
Нормы расхода топлив на обогрев салонов автобусов и кабин автомобилей независимыми отопителями
+————————————————————————N
| Марка, модель автомобиля |Марка отопителя|Расход топлив,| Примечание |
| или автобуса | |на 1 ч работы | |
| | |на линии, л/ч | |
|—————————+—————+—————+————|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-255, 255.70, 260.01,| Sirokko-262 | 1,2 | |
|260.18, 260.27, 260.37,| | | |
|260.50, 260.52 | | | |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-260, 260.01 | Sirokko-265 | 1,4 | |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-250.12 | Sirokko-262 | 2,4 | |
| |(два отопителя)| | |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-250, 250.58,| Sirokko-268 | 2,3 | |
|250.58S, 250.59, 250.93,| | | |
|256.95, 256, 256.54,| | | |
|256.59, 256.74, 256.75,| | | |
|260.51 | | | |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-180 | Sirokko-268 | 3,7 | С учетом |
| | плюс | | обогрева |
| | Sirokko-262 | | прицепа |
|—————————+—————+—————+————|
|Ikarus-280, 280.01, 280.33,| Sirokko-268 | 3,5 | С учетом |
|280.63, 280.64 | плюс | | обогрева |
| | Sirokko-262 | | прицепа |
|—————————+—————+—————+————|
|ЛАЗ 966А, 699Р, | ОВ-95 | 1,4 | |
|—————————+—————+—————+————|
|ЛАЗ 4202, 42021 | П-148106 | 2,5 | |
|—————————+—————+—————+————|
|ЛиАЗ-5256 | ДВ-2020 | 2,5 | |
|—————————+—————+—————+————|
|IFA-Robur LD-2002, LD-3000 | Sirokko-251 | 0.9 | |
|—————————+—————+—————+————|
|Tatra-815 C1, C3 |X7A, KP-D2-24.1| 0,8 | |
+————————————————————————+
Примечания.
1. Пользование отопителями предполагается в зимнее (в тот период, когда автомобили работают по нормам расхода топлива с применением зимних надбавок), а также в холодное время года при среднесуточной температуре ниже +5 С.
2. Для АТС и марок отопителей, не вошедших в данный перечень, расчет расхода топлива для последних рекомендуется проводить по данным завода-изготовителя.
Примеры расчета нормативного расхода топлив
(в примерах приводятся условные цифры)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси ГАЗ-24-10, работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля ГАЗ-24-10 составляет Hs = 13,0 л/100 км;
— надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = 5%.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 13,0 х 244 х (1 + 0,01 х 5)= = 33,3 л.
2. Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
— транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus-280.33 составляет Hs = 43,0 л/100 км;
— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%;
— норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот = 3,5 л/ч.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Нот х T = 0,01 х 43,0 х 164 х (1 + + 0,01 х 8) + 3,5 х 8 = 104,2 л.
3. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = 31,0 л/100 км;
— норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = 2,0 л/100 т-км.
Нормативный расход топлива составляет:
Qн = 0,01х (Hs х S + Hw х W) = 0,01 х (31 х 217 + 2 х 820) = 83,7 л.
4. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs = 25,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км; норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, составляет Hg = 1,3 л/100 т-км;
— надбавка за работу в зимнее время составляет D = 8%, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = 10%;
— масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 Gпр = 3,5 т;
— норма расхода топлив на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ- 8350 составляет:
Hsan = Hs + Hg х Gпр = 25 + 1,3 х 3,5 = 29,55 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х (29,55 х 475 + + 1,3 х 6413) х (1 + 0,01 х 18) = 264,0 л.
5. Из путевого листа установлено, что седельный автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs = 23,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км;
— масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А Gпр = 5,7 т;
— надбавка за работу в зимнее время D = 6%, снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = 15%;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А без груза составляет:
Hsan = Hs + Hg х Gпр = 23 + 1,3 х 5,7 = 30,41 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х (30,41 х 595 + 1,3 х 9520) х х (1 — 0,01 х 9) = 277,3 л.
6. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом m = 10 ездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
— транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs = 28 л/100 км;
— норма расхода топлива для самосвалов на каждую ездку с грузом составляет Hz = 0,25 л;
— надбавки за работу в зимнее время D = 6%, на работу в карьере — D = 12%.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) + Hz х m = 0,01 х 28 х 165 х (1 + + 0,01 х 18) + 0,25 х 10 = 57 л.
7. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом ГКБ-8527 перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлив определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,7 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс порожнего бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет Hs = 27,7 л/100 км;
— норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = 1,3 л/100 т-км;
— работа проводилась в условиях, не требующих применения надбавок и снижений;
— масса снаряженного самосвального прицепа ГКБ-8527 Gпр = 4,5 т;
— норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом ГКБ-8527 составляет:
Hsan = Hs + Hw Gпр = 27,7+ 1,3 х 4,5 = 33,6 л/100 км.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 х [Hsan х S+ Hw х (S’ х G’ + S" х G")] = 0,01 х [33,6 х 240 + + 1,3 х (115 х 13 + 80 х 16)] = 116,7 л.
8. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон ГЗСА-37021 (на сжиженном нефтяном газе), работая в черте города с частыми остановками, совершил пробег 152 км.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона ГЗСА-37021 составляет Hs = 34,0 л/100 км;
— надбавка за работу без учета перевозимого груза D = 10%, надбавка за работу с частыми технологическими остановками D = 8%.
Нормативный расход топлива:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 34 х 152 х (1 + 0,01 х 18) = = 61 л.
9. Из путевого листа установлено, что автомобильный кран КС-4571 на базе автомобиля КрАЗ-257, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 127 км. Время работы спецоборудования по перемещению грузов составило 6,8 ч.
Исходные данные:
— базовая норма расхода топлива на пробег автомобильного крана КС-4571 составляет Hsc = 52,0 л/100 км;
— норма расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобиле, составляет Нт = 8,4 л/ч;
— надбавка при пробеге автомобилем первой тысячи километров после капитального ремонта D = 5%.
Нормативный расход топлива:
Qн = (0,01 х Hsc х S + Нт х Т)х(1 + 0,01 х D) = (0,01 х 52 х 127 + 8,4 х х 6,8) х (1 + 0,01 х 5) = 129,3 л.
Рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов Российской Федерации
Испаряемость бензинов характеризуется двумя показателями — давлением насыщенных паров и фракционным составом.
С целью снижения потерь от испарения и уменьшения загрязнения окружающей среды низкокипящими углеводородами при транспортировке, хранении и применении автобензинов ужесточается норма на показатель "давление насыщенных паров", что требует ограничения в них легких фракций.
Испаряемость топлива влияет на выбросы автомобилей в условиях холодной и жаркой погоды. Низкая испаряемость в холодную погоду увеличивает продолжительность запуска двигателя, и, поскольку топливно-воздушная смесь экстремально обогащена, увеличиваются выбросы несгоревших углеводородов с отработавшими газами.
При прогреве двигателя недостаточная испаряемость бензина приводит к увеличению времени прогрева, перерасходу топлива и увеличению количества выбросов несгоревших углеводородов и оксида углерода.
В жаркую погоду в результате интенсивного испарения бензина в топливном насосе и в трубопроводах основная проблема заключается в образовании паровых пробок, что нарушает и ограничивает равномерную подачу топлива в двигатель. Это приводит к ухудшению приемистости и перебоям в работе, и в экстремальных случаях — к остановке двигателя. На автомобилях с карбюраторными двигателями высокая испаряемость может также привести к закипанию топлива в поплавковой камере, вследствие чего в цилиндры поступает очень богатая смесь и как результат увеличиваются выбросы оксида углерода и несгоревших углеводородов. Повышенная испаряемость загрязняет окружающую среду парами бензина, образует фотохимический смог и т.д.
Испаряемость можно регулировать и контролировать двумя способами:
— максимальной температурой при которой устанавливается отношение пары — жидкость, равное 20;
— индексом испаряемости (индексом паровых пробок) — ИИ, который является функцией давления насыщенных паров и определяется количеством топлива, испарившегося до 70 С.
ИИ = 10 ДНП + 7 V70,
где ДНП — давление насыщенных паров, кПа;
V70 — количество топлива, испарившегося до 70 С, %.
Последний способ регулирования испаряемости используется в EN 228 — Европейском стандарте на автомобильные бензины.
Согласно этому стандарту все автомобильные бензины в европейских странах по испаряемости подразделяются на 10 классов. Применение бензинов того или иного класса определяется климатическими условиями каждой страны ЕС, а также особенностями эксплуатации автотранспорта.
Среднестатистические значения и изменения температур в регионах нашей страны практически известны для всех сезонов года, поэтому представляется возможность обеспечения рынка бензинами, которые удовлетворяют сезонным требованиям.
В соответствии с международными техническими требованиями и учитывая фактические значения по испаряемости отечественных бензинов, в российских стандартах ГОСТ Р 51105-97 и в ГОСТ Р 51866-2002 ( последний соответствует европейскому стандарту EN-228-2004 и экологическим классам Евро-3, Евро-4 и Евро-5), установлены нормы на показатели фракционного состава и давления насыщенных паров, также соответствующие европейским требованиям и классам испаряемости.
В приведенной ниже таблице дано Приложение из ГОСТ Р 51866-2002, которое способствует рациональному сезонному применению автомобильных бензинов по классам испаряемости для каждого региона Российской Федерации.
Сезонное применение автомобильных бензинов в регионах Российской Федерации по классам испаряемости
+—————————————————————————————————————————————————-N