ГОСТ Р 53077-2008

на левой кривой; 6 — циклы; Рисунок 381— динамическая сила,

приложенная к боковине 1; Рисунок 382— динамическая сила,

приложенная к боковине 2; Рисунок 383— квазистатическая сила,

приложенная к боковине 1; Рисунок 384— квазистатическая сила,

приложенная к боковине 2; Рисунок 385— поперечное квазистатическое

усилие буферного упора; Рисунок 386— поперечное динамическое

усилие буферного упора

 

Рисунок Ж.2. Изменение вертикальных и поперечных сил

 

Направление циклов квазистатических нагрузок обычно меняют после каждых 10 — 20 динамических циклов, а число этих циклов должно быть пропорционально меньше числа циклов, указанного на рисунке Ж.1. Нагрузочный цикл при скручивании состоит из нагрузок на первичном подвешивании со скручиванием при Рисунок 387, затем при Рисунок 388по всей раме тележки с последовательной сменой знаков квазистатических нагрузок.

Примечание. Данная программа испытаний может быть использована для типов тележек с одинаковой конфигурацией подвешивания. В зависимости от назначения относительное число квазистатических и динамических циклов может меняться.

 

Усталостные испытания включают также динамические нагрузки скручивания. Усилия скручивания, прикладываемые к раме тележки, являются частью воспринимаемого рамой перекоса (выноса) пути, равного 0,5%, который проходит полностью собранная тележка с подвешиванием.

Программа усталостных испытаний включает в себя три этапа, как показано на рисунке Ж.1:

— 1-й этап состоит из Рисунок 389циклов приложения вертикальных и поперечных сил и из Рисунок 390циклов приложения нагрузок скручивания;

— 2-й этап включает Рисунок 391циклов приложения вертикальных и поперечных сил на основании сил первого этапа. При этом статистические составляющие остаются неизменными, а квазистатические и динамические составляющие умножают на коэффициент 1,2. Затем в течение Рисунок 392циклов прикладывают скручивающие нагрузки, увеличенные в 1,2;

— 3-й этап идентичен второму, за исключением коэффициента 1,2, который заменяют коэффициентом 1,4.

Динамические составляющие вертикальных и поперечных сил прикладывают по фазе на той же частоте так, чтобы они позволяли смоделировать нагрузки, действующие на раму тележки. То же — с квазистатическими составляющими на частоте, соответствующей изменению направления прохождения кривой. Направление прохождения кривой попеременно меняют каждые 10 — 20 циклов динамических составляющих (в зависимости от договоренности с заказчиком).

Раму тележки считают прочной, если выполнены два следующих условия:

— отсутствуют трещины в конце двух первых этапов;

— в течение третьего этапа допустимы трещины небольших размеров, возникающие при эксплуатации и не требующие немедленного устранения.

Ж.3. Программа усталостных испытаний тележки грузовых вагонов со шкворнем и двумя скользунами (категория Б-III)

Ж.3.1. Общие положения

Испытание проводят в соответствии с положениями, приведенными в Ж.2. Отличаются только вертикальные силы, как показано в Ж.3.2 и Ж.3.3, из-за их распределения между шкворнем и скользунами.

Колебание этих сил в зависимости от времени приведено на рисунке Ж.3.

 

ГОСТ Р 53077-2008 (ЕН 13749:2005) Рельсовый транспорт. Правила проектирования и испытаний конструкции рамы тележки

1 — сила Рисунок 393, прикладываемая к шкворню; 2 — сила Рисунок 394,

прикладываемая к скользуну 1; 3 — сила Рисунок 395,

прикладываемая к скользуну 2; 4 — поперечная сила Рисунок 396;

5 — число циклов на правой кривой; 6 — число циклов на левой

кривой; 7 — циклы; Рисунок 397— поперечная динамическая сила;

Рисунок 398— поперечная квазистатическая сила;

Рисунок 399— вертикальная динамическая сила на скользуне 2;

Рисунок 400— вертикальная квазистатическая сила на скользуне 2;

Рисунок 401— вертикальная динамическая сила на скользуне 1;

Рисунок 402— вертикальная квазистатическая сила на скользуне 1;

Рисунок 403— вертикальная квазистатическая сила на шкворне

 

Рисунок Ж.3. Изменение вертикальных и поперечных сил

 

Ж.3.2. Вертикальные нагрузки

На шкворне вертикальные нагрузки включают:

— статическую составляющую: Рисунок 404;

— динамическую составляющую: Рисунок 405.

На каждом скользуне (попеременно) вертикальные нагрузки включают:

— квазистатическую составляющую: Рисунок 406;

— динамическую составляющую: Рисунок 407.

Ж.3.3. Поперечные нагрузки

Поперечные нагрузки прикладывают к каждой оси. В их состав входят:

— квазистатическая составляющая: Рисунок 408;

— динамическая составляющая: Рисунок 409.

Ж.4. Программа испытаний тележек локомотива на усталость (категория Б-IV)

Данное испытание проводят в соответствии с процедурой, установленной в Ж.2.

 

Приложение И

(справочное)

 

СОПОСТАВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

СО СТРУКТУРОЙ ЕН 13749:2005

 

Таблица И.1

 

+————————————+————————————-+

¦ Структура европейского стандарта  ¦   Структура настоящего стандарта    ¦
¦           ЕН 13749:2005           ¦                                     ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦Раздел¦Подраздел¦ Пункт  ¦Подпункт ¦ Раздел ¦Подраздел¦  Пункт  ¦Подпункт¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  1   ¦         ¦        ¦         ¦   1    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  2   ¦         ¦        ¦         ¦   2    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  3   ¦         ¦        ¦         ¦   3    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  4   ¦         ¦        ¦         ¦   4    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  5   ¦         ¦        ¦         ¦   5    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  6   ¦         ¦        ¦         ¦   6    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  7   ¦         ¦        ¦         ¦   7    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦  9   ¦         ¦        ¦         ¦   8    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

¦ 10   ¦         ¦        ¦         ¦   9    ¦         ¦         ¦        ¦
+——+———+———+———+———+———+———+———+

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] UIC 515. Пассажирские вагоны. Ходовая часть

[2] UIC 510-3:1994. Грузовые вагоны. Прочностные стендовые испытания 2- и 3-осных тележек

[3] UIC 615-4:1994. Тяговый подвижной состав. Тележки и ходовая часть. Прочностные испытания рамы тележки.

 

ГОСТ Р 53077-2008 (ЕН 13749:2005) Рельсовый транспорт. Правила проектирования и испытаний конструкции рамы тележки