ГОСТ Р 51709-2001

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства.

Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России)

ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств» и ТК 278 «Безопасность дорожного движения»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г.

№ 47-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В редакции поправки от 01.09.2002, ИУС N 9, 2002, Изменения N 1, утв. Приказом Ростехрегулирования от 26.08.2005 N 215-ст, ИУС "Национальные стандарты", N 4, 2007,  ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007.

 

Изменением N 1, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 августа 2005 г. N 215-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2006 г.

Приказом Ростехрегулирования от 28 марта 2006 г. N 47-ст приказ Ростехрегулирования от 26 августа 2005 г. N 215-ст признан утратившим силу.  Изменение N 1 к настоящему ГОСТу вступают в силу с 1 марта 2007 г. с правом досрочного применения.

См. текст ГОСТа в предыдущей редакции

См. Поправку к ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007

 

См. также Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720

 

Содержание

 

  1 Область применения                                                  

  2 Нормативные ссылки                                                   

  3 Определения                                                         

  4 Требования к техническому состоянию АТС                             

  5 Методы проверки                                                      

  Приложение А (обязательное). Классификация АТС                        

  Приложение Б (справочное).   Тормозная диаграмма (схема)              

  Приложение В (справочное).   Сводные  таблицы  применения  показателей

                               эффективности торможения  и  устойчивости

                               АТС  при  торможении,  используемых   при

                               проверках  на  стендах   и   в   дорожных

                               условиях                                  

  Приложение Г (обязательное). Методика       расчета        показателей

                               эффективности торможения  и  устойчивости

                               АТС при торможении                       

  Приложение Д (обязательное). Методика пересчета нормативов  тормозного

                               пути в зависимости от начальной  скорости

                               торможения АТС                           

  Приложение Е (обязательное). Методика пересчета  нормативов  предельно

                               допустимого падения  давления   воздуха в

                               пневматическом   и   пневмогидравлическом

                               тормозном приводе                        

  Приложение Ж (справочное).   Библиография                             

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   СТАНДАРТ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСТ Р 51709-2001

 

Автотранспортные средства

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

 

Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for technical conditions and methods of inspection

 

Дата введения 2002-01-01

1 Область применения

 

Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее — автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.

Стандарт устанавливает:

— требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);

— предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;

— методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.

Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.

Требования 4.1.1-4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы)-тяжеловозы.

Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.

Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.

Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.

Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

ГОСТ Р 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия

ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

ГОСТ 27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования

ГОСТ Р 41.104-2002 Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности

ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН N 27) Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения

 

3 Определения

 

В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).

3.1а автоматический корректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.

3.1б автоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.

3.2 автоблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.

3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.

3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [1] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.

3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации.

3.3 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено тау_ср в приложении Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.

3.4 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено тау_с в приложении Б.

3.5 время нарастания замедления: Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено тау_н в приложении Б.

3.6 вспомогательная тормозная система (бесконтактная или износостойкая): Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.

3.7 заднее защитное устройство: Часть конструкции АТС категорий N_2, N_3, O_3 и О_4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий М_1 и N_1 при наезде сзади.

3.8 запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.

3.9 исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.

3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.

3.10а каплепадение: Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.

3.11 категория АТС: (см. приложение А).

3.12 Исключен.

См. текст пункта 3.12

 

3.13 колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).

3.14 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой К в приложении Б.

3.15 контурная маркировка АТС: Ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).

3.15а контурные огни: Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.

3.16 коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.

3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.

3.17 место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.

3.17а масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и — для городских и междугородных автобусов — массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.

3.18 начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой Н в приложении Б.

3.18а начало поворота управляемого колеса: Угол поворота управляемого колеса на (0,06 ± 0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.

3.19 начальная скорость торможения — скорость АТС в начале торможения.

3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.

3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.

3.20б оптический центр (центр отсчета): Точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.

3.20в ось отсчета светового прибора: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.21 орган управления тормозной системы: Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.

3.22 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.

3.22а осевая масса: Масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.

3.23 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.

3.23а подтекание: Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.

3.24 полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.

3.24а прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: Прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.

3.25 продольная центральная плоскость АТС: Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.

3.25а проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.

3.26 технически допустимая максимальная масса: Максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

3.27 работоспособность АТС и его частей: Состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.

3.28 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.

3.29 светоотражающий маркировочный материал: Материал, от поверхности которого при наличии излучения в их направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.

3.30 снаряженное состояние АТС: снаряженное состояние АТС: См. п. 3.17а.

3.31 составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.

3.32 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.

3.32а стояночные огни: Два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.

3.33 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС.

3.34 техническое состояние АТС: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.

3.35 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.

3.36 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая замедление АТС и (или) колес АТС. Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшие величины тормозных сил.

3.37 тормозная система: Совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.

3.38 тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС.

3.39 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

3.40 тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до начала его спада в конце торможения.

3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.

3.41 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).

3.42 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения тау_уст от момента окончания периода времени нарастания замедления до конца торможения. Обозначено j_уст в приложении Б.

3.43 устойчивость АТС при торможении: Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.

3.44 фары типов R, HR, DR: Фары дальнего света.

3.44а фары R, С, CR: Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.

3.45 фары типов С, НС, DC: Фары ближнего света.

3.45а фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.

3.46 фары типов CR, HCR, DCR: Фары ближнего и дальнего света.

3.46а фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.

3.47 фары типа В: Фары противотуманные.

3.47а фотоприемник: Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.

3.48 "холодный" тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100°С.

3.49 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.

3.50 эффективность торможения: Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.

3.51 юз колеса: Состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС.

 

4 Требования к техническому состоянию АТС

 

  4.1. Требования к тормозному управлению                               

  4.2. Требования к рулевому управлению                                 

  4.3. Требования  к  внешним  световым   приборам   и   светоотражающей

       маркировке                                                        

  4.4. Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям                

  4.5. Требования к шинам и колесам                                     

  4.6. Требования к двигателю и его системам                            

  4.7. Требования к прочим элементам конструкции                        

  4.8. Требования к маркировке АТС                                      

 

4.1 Требования к тормозному управлению

 

4.1.1а Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно таблицам 1а, 1б.

 

Таблица 1а — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках на роликовых стендах

 

/————————————————————————\

|Наименование показателя|               Тормозная система               |

|                       |————————————————|

|                       |              рабочая              |запа-|стоя-|

|                       |————————————|сная |ноч- |

|                       |без АБС или с АБС| с АБС с порогом |     | ная |

|                       |    с порогом    | отключения ниже |     |     |

|                       | отключения выше | скорости стенда |     |     |

|                       | скорости стенда |                 |     |     |

|                       |——————+——————|     |     |

|                       |Эффекти-|Устойчи-|Эффекти-|Устойчи-|     |     |

|                       | вность | вость  | вность | вость  |     |     |

|                       |торможе-|АТС при |торможе-|АТС при |     |     |

|                       |  ния   |торможе-|  ния   |торможе-|     |     |

|                       |        |  нии   |        |  нии   |     |     |

|————————+———+———+———+———+——+——|

|Удельная тормозная сила|   +    |   —    |   —    |   —    |  +  |  +  |

|————————+———+———+———+———+——+——|

|Относительная  разность|   —    |   +    |   —    |   —    |  —  |  —  |

|тормозных сил колес оси|        |        |        |        |     |     |

|————————+———+———+———+———+——+——|

|Блокирование колес  АТС|   +    |   —    |   —    |   —    |  +  |  +  |

|на          роликах или|        |        |        |        |     |     |

|автоматическое         |        |        |        |        |     |     |

|отключение       стенда|        |        |        |        |     |     |

|вследствие             |        |        |        |        |     |     |

|проскальзывания   колес|        |        |        |        |     |     |

|по роликам*            |        |        |        |        |     |     |

|————————————————————————|

|* Используется только вместо показателя удельной тормозной силы.       |

\————————————————————————/

 

Таблица 1б — Использование показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении при проверках в дорожных условиях

 

/————————————————————————\

|Наименование     |                  Тормозная система                  |

|показателя       |                                                     |

|                 |——————————————————|

|                 |              рабочая              |за- |стоя-|вспо- |

|                 |————————————|пас-|ноч- |мога- |

|                 |     без АБС     |      с АБС      |ная | ная |тель- |

|                 |                 |                 |    |     | ная  |

|                 |——————+——————|    |     |      |

|                 |Эффекти-|Устойчи-|Эффекти-|Устойчи-|    |     |      |

|                 | вность | вость  | вность | вость  |    |     |      |

|                 |торможе-|АТС при |торможе-|АТС при |    |     |      |

|                 |  ния   |торможе-|  ния   |торможе-|    |     |      |

|                 |        |  нии   |        |  нии   |    |     |      |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Тормозной путь   |   +    |   —    |   +    |   —    | +  |  —  |  —   |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Установившееся   |   +    |   —    |   +    |   —    | +  |  —  |  +   |

|замедление*      |        |        |        |        |    |     |      |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Время            |   +    |   —    |   +    |   —    | +  |  —  |  —   |

|срабатывания     |        |        |        |        |    |     |      |

|тормозной        |        |        |        |        |    |     |      |

|системы*         |        |        |        |        |    |     |      |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Коридор движения |   —    |   +    |   —    |   —    | —  |  —  |  —   |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Уклон дороги,  на|   —    |   —    |   —    |   —    | —  |  +  |  —   |

|котором       АТС|        |        |        |        |    |     |      |

|удерживается     |        |        |        |        |    |     |      |

|неподвижно       |        |        |        |        |    |     |      |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Отсутствие следов|   —    |   —    |   +    |   —    | —  |  —  |  —   |

|юза за колесами  |        |        |        |        |    |     |      |

|——————+———+———+———+———+—-+——+——|

|Прямолинейность  |   —    |   —    |   —    |   +    | —  |  —  |  —   |

|движения АТС  при|        |        |        |        |    |     |      |

|торможении       |        |        |        |        |    |     |      |

|————————————————————————|

|* Используются совместно только вместо показателя "тормозной путь".    |

\————————————————————————/

 

Примечание к таблицам 1а, 1б — Знак "+" означает, что соответствующий показатель должен использоваться при оценке эффективности торможения или устойчивости АТС при торможении, знак "-" не должен использоваться.

4.1.1 Рабочая тормозная система АТС должна обеспечивать выполнение нормативов эффективности торможения на стендах согласно таблице 1 либо в дорожных условиях таблице 2 или 3. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч. Масса АТС при проверках не должна превышать разрешенной максимальной.

Примечание — Применение показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а также методов их проверки приведено в 5.1.

 

4.1.2 В дорожных условиях при торможении рабочей тормозной системой с начальной скоростью торможения 40 км/ч АТС не должно ни одной своей частью выходить из нормативного коридора движения шириной 3 м.

 

Таблица 1 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы при проверках на роликовых стендах

 

/————————————————————————\

| Наименование вида АТС  |   Категория АТС   | Усилие на  |  Удельная   |

|                        |                   |   органе   |  тормозная  |

|                        |                   | управления |сила гамма_т,|

|                        |                   |   Р_п, Н   |  не менее   |

|————————+——————-+————+————-|

|Пассажирские           и|        М_1        |    490     |    0,53     |

|грузопассажирские       |——————-+————+————-|

|автомобили              |     М_2, М_3      |    686     |    0,46     |

|————————+——————-+————+————-|

|Грузовые автомобили     |   N_1, N_2, N_3   |    686     |    0,46     |

|————————+——————-+————+————-|

|Прицепы с двумя и  более|О_1, О_2, О_3, О_4 |    686     |    0,45     |

|осями                   |                   |            |             |

|————————+——————-+————+————-|

|Прицепы  с   центральной|О_1, О_2, О_3, О_4 |    686     |    0,41     |

|осью и полуприцепы      |                   |            |             |

\————————————————————————/

 

Таблица 2 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем

 

/————————————————————————\

|  Наименование вида АТС   | Категория АТС |  Усилие на  |Тормозной путь|

|                          |               |   органе    |АТС S_т, м, не|

|                          |               | управления  |    более     |

|                          |               |   Р_п, Н    |              |

|—————————+—————+————-+—————|

|Пассажирские             и|      М_1      |     490     |     15,8     |

|грузопассажирские         |—————+————-+—————|

|автомобили                |   М_2, М_3    |     686     |     19,6     |

|—————————+—————+————-+—————|

|Легковые      автомобили с|      М_1      |     490     |     15,8     |

|прицепом без тормозов     |               |             |              |

|—————————+—————+————-+—————|

|Грузовые автомобили       | N_1, N_2, N_3 |     686     |     19,6     |

\————————————————————————/

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

Таблица 3 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи рабочей тормозной системы в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

 

/————————————————————————\

| Наименование вида  | Категория АТС |Усилие на|Установивше-|   Время   |

|        АТС         |               | органе  |    еся     |срабатыва- |

|                    |               |управле- | замедление |    ния    |

|                    |               |   ния   |j_уст, м/с2 | тормозной |

|                    |               | Р_п, Н  |  не менее  |  системы  |

|                    |               |         |            |тау_ср, с, |

|                    |               |         |            | не более  |

|———————+—————+———+————+————|

|Пассажирские и      |      М_1      |   490   |    5,2     |    0,6    |

|                    |—————+———+————+————|

|грузопассажирские   |   М_2, М_3    |   686   |    4,5     | 0,8(1,0*) |

|автомобили          |               |         |            |           |

|———————+—————+———+————+————|

|Легковые  автомобили|      М_1      |   490   |    5,2     |    0,6    |

|с    прицепом    без|               |         |            |           |

|тормозов            |               |         |            |           |

|———————+—————+———+————+————|

|Грузовые автомобили | N_1, N_2, N_3 |   686   |    4,5     | 0,8(1,0*) |

|————————————————————————|

|* Для АТС, изготовленных до 01.01.81.                                  |

\————————————————————————/

 

4.1.3 При проверках на стендах допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%. Для АТС категории М, до окончания периода приработки допускается применение нормативов, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

4.1.4 Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна.

4.1.5 Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается:

для АТС с технически допустимой максимальной массой:

— или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;

— или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном (16 ± 1)%;

для АТС в снаряженном состоянии:

— или расчетная удельная тормозная сила, равная меньшему из двух значений: 0,15 отношения технически допустимой максимальной массы к массе АТС при проверке или 0,6 отношения снаряженной массы, приходящейся на ось (оси), на которые воздействует стояночная тормозная система, к снаряженной массе;

— или неподвижное состояние АТС на поверхности с уклоном (23 ± 1)% для АТС категорий М_1 — М_3 и (31 ± 1)% для категорий N_1 — N_3.

Усилие, прикладываемое к органу управления стояночной тормозной системы для приведения ее в действие, не должно превышать:

— в случае ручного органа управления:

392 Н — для АТС категории М_1;

589 Н — для АТС остальных категорий.

— в случае ножного органа управления:

490 Н — для АТС категории М_1;

688 Н — для АТС остальных категорий.

Стояночная тормозная система с приводом на пружинные камеры, раздельным с приводом запасной тормозной системы, при торможении в дорожных условиях с начальной скоростью 40 км/ч для АТС категорий М_2 и М_3, у которых не менее 0,37 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, должна обеспечивать установившееся замедление не менее 2,2 м/с2, а для АТС категорий N, у которых не менее 0,49 массы АТС в снаряженном состоянии приходится на ось (и), оборудованную (ые) стояночной тормозной системой, — не менее 2,9 м/с2.

4.1.6 Вспомогательная тормозная система, за исключением моторного замедлителя, при проверках в дорожных условиях в диапазоне скоростей 25-35 км/ч должна обеспечивать установившееся замедление не менее 0,5 м/с2 для АТС разрешенной максимальной массы и 0,8 м/с2 — для АТС в снаряженном состоянии с учетом массы водителя.

4.1.7 Запасная тормозная система, снабженная независимым от других тормозных систем органом управления, должна обеспечивать соответствие нормативам показателей эффективности торможения АТС на стенде согласно таблице 4, либо в дорожных условиях согласно таблице 5 или 6. Начальная скорость торможения при проверках в дорожных условиях — 40 км/ч.

 

Таблица 4 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках на стендах

 

/————————————————————————\

| Наименование вида АТС | Категория АТС |  Усилие на  |    Удельная     |

|                       |               |   органе    | тормозная сила  |

|                       |               | управления  |гамма_т, не менее|

|                       |               |   Р_п, Н    |                 |

|————————+—————+————-+——————|

|Пассажирские          и|      М_1      |  490(392*)  |      0,26       |

|грузопассажирские      |—————+————-+——————|

|автомобили             |   М_2, М_3    | 686 (589*)  |      0,23       |

|————————+—————+————-+——————|

|Грузовые автомобили    | N_1, N_2, N_3 | 686 (589*)  |      0,23       |

|————————————————————————|

|* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.      |

\————————————————————————/

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

Таблица 5 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы в дорожных условиях с использованием прибора для проверки тормозных систем

 

/————————————————————————\

|  Наименование вида АТС  | Категория АТС  |  Усилие на  |Тормозной путь|

|                         |                |   органе    |АТС S_т, м, не|

|                         |                | управления  |    более     |

|                         |                |   Р_п, Н    |              |

|————————-+—————-+————-+—————|

|Пассажирские            и|      М_1       | 490 (392*)  |     28,1     |

|грузопассажирские        |—————-+————-+—————|

|автомобили               |    М_2, М_3    |  686(589*)  |     33,3     |

|————————-+—————-+————-+—————|

|Грузовые автомобили      | N_1, N_2, N_3  | 686 (589*)  |     33,3     |

|————————————————————————|

|* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.      |

\————————————————————————/

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

Таблица 6 — Нормативы эффективности торможения АТС при помощи запасной тормозной системы при проверках в дорожных условиях с регистрацией параметров торможения

 

/————————————————————————\

| Наименование вида  | Категория  |Усилие на|Установивше-|    Время     |

|        АТС         |    АТС     | органе  |    еся     | срабатывания |

|                    |            |управле- | замедление |  тормозной   |

|                    |            |   ния   |j_уст, м/с2,|   системы    |

|                    |            | Р_п, Н  |  не менее  |тау_ср, с, не |

|                    |            |         |            |    более     |

|———————+————+———+————+—————|

|Пассажирские       и|    М_1     |490(392*)|    2,60    |     0,6      |

|грузопассажирские   |————+———+————+—————|

|автомобили          |  М_2, М_3  |686(589*)|    2,25    | 0,8 (1,0**)  |

|———————+————+———+————+—————|

|Грузовые автомобили | N_1, N_2,  |686(589*)|    2,25    | 0,8 (1,0**)  |

|                    |    N_3     |         |            |              |

|————————————————————————|

|* Для АТС с ручным органом управления запасной тормозной системы.      |

|                                                                       |

|** Для АТС, изготовленных до 01.01.81.                                 |

\————————————————————————/

4.1.8 Допускается падение давления воздуха в пневматическом или пневмогидравлическом тормозном приводе при неработающем двигателе не более чем на 0,05 МПа в течение:

30 мин — при выключенном положении органа управления тормозной системы;

15 мин — после полного приведения в действие органа управления тормозной системы.

Утечки сжатого воздуха из колесных тормозных камер не допускаются.

4.1.9 Для АТС с двигателем давление на контрольных выводах ресиверов пневматического тормозного привода при работающем двигателе допускается в пределах, установленных изготовителем в эксплуатационной документации.

4.1.10 Не допускаются:

— подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;

— перегибы, видимые места перетирания;

— коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением;

— механические повреждения тормозных трубопроводов;

— наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе.

4.1.11 Средства сигнализации и контроля тормозных систем, манометры пневматического и пневмогидравлического тормозного привода, устройство фиксации органа управления стояночной тормозной системы должны быть работоспособны.

4.1.12 Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.81). Расположение и длина гибких тормозных шлангов должны обеспечивать герметичность соединений с учетом максимальных деформаций упругих элементов подвески и углов поворота колес АТС. Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.

4.1.13 Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).

4.1.14 Действие рабочей и запасной тормозных систем должно обеспечивать плавное, адекватное уменьшение или увеличение тормозных сил (замедление АТС) при уменьшении или увеличении, соответственно, усилия воздействия на орган управления тормозной системы.

4.1.15 Установочные параметры регулятора тормозных сил (давление на контрольном выводе, усилие натяжения или удлинение пружины при приложении усилия, зазор и т. п.) для АТС с технически допустимой максимальной массой и массой в снаряженном состоянии должны соответствовать значениям, указанным в установленной на АТС табличке изготовителя, или в эксплуатационной документации, или в руководстве по ремонту АТС.

4.1.16 АТС, оборудованные антиблокировочными тормозными системами (АБС), при торможениях в снаряженном состоянии с начальной скоростью не менее 40 км/ч должны двигаться в пределах коридора движения прямолинейно без заноса, а их колеса не должны оставлять следов юза на дорожном покрытии до момента отключения АБС при достижении скорости движения, соответствующей порогу отключения АБС (не более 15 км/ч). Функционирование сигнализаторов АБС должно соответствовать ее исправному состоянию.

4.1.17 Инерционный тормоз прицепов категорий О1 и О2 должен обеспечивать удельную тормозную силу по 4.1.1 и относительную разность тормозных сил по 4.1.3 при усилии вталкивания сцепного устройства одноосных прицепов не более 0,1, а для остальных прицепов — не более 0,067 веса полностью груженого прицепа (технически допустимой максимальной массы).

4.1.18 Исключен.

См. текст пункта 4.1.18

 

4.2 Требования к рулевому управлению

 

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается.

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

 

     — легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов

       грузовые автомобили и автобусы…………………………..10°

     — автобусы………………………………………………20°

     — грузовые автомобили…………………………………….25°.

 

4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.2.5 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем АТС (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем АТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7 Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

 

4.3. Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

 

4.3.1 Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства.

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда:

— комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 6а;

— комплектация АТС проводится в соответствии с 4.3.2.3.

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

Таблица 6а — Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

 

/————————————————————————\

|Наименование внешних |Цвет      |  Число   |Наличие приборов на АТС в  |

|световых приборов    |излучения | приборов |зависимости от категорий   |

|                     |          |  на АТС  |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фара дальнего света  |Белый     | 2 или 4  |Обязательно  для  категорий|

|———————+———-+———-|М,   N.       Запрещено для|

|Фара ближнего света  |Белый     |    2     |категорий О.               |

|———————+———-+———-+—————————|

|Передняя             |Белый или |    2     |Рекомендуется          (для|

|противотуманная фара |желтый    |          |категорий М, N)            |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фара заднего хода    |Белый     | 1 или 2  |Обязательно  для  категорий|

|                     |          |          |М,  N,   О_2,     О_3, J_4.|

|                     |          |          |Рекомендуется для категории|

|                     |          |          |О_1                        |

|———————+———-+———-+—————————|

|Указатель  |Передний |Желтый    |    2     |Обязательно  для  категорий|

|поворота   |         |          |          |М,   N.       Запрещено для|

|           |         |          |          |категорий О                |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Задний   |Желтый    |    2     |Обязательно                |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Боковой  |Желтый    |    2     |Обязательно  для  категорий|

|           |         |          |          |М,   N.       Запрещено для|

|           |         |          |          |категорий О                |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь сигнала       |Красный   |    2     |Обязательно                |

|торможения           |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Дополнительный сигнал|Красный   | 1 или 2  |Обязательно  для  категории|

|торможения           |          |          |М_1,    допускается     для|

|                     |          |          |остальных категорий АТС    |

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

|———————+———-+———-+—————————|

|Передний габаритный  |Белый     |    2     |Обязательно                |

|огонь                |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Задний габаритный    |Красный   |    2     |Обязательно                |

|огонь                |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Задний               |Красный   | 1 или 2  |Обязательно                |

|противотуманный      |          |          |                           |

|фонарь               |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Стояночный |Передний |Белый     |    2     |Рекомендуется    для    АТС|

|огонь (при |———+———-+———-|длиной до 6 м и шириной  до|

|совмещении |Задний   |Красный   |    2     |2   м   и      запрещено на|

|с боковыми |         |          |          |остальных АТС              |

|указателями|———+———-+———-|                           |

|поворота и |Боковой  |Желтый    |    2     |                           |

|боковыми   |         |          |          |                           |

|габаритными|         |          |          |                           |

|фонарями)  |         |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Боковой габаритный   |Желтый    | Не менее |Обязательно на  АТС  длиной|

|фонарь               |(красный —|  двух с  |более 6 м,  за  исключением|

|                     |при груп —|  каждой  |грузовых  автомобилей   без|

|                     |пировании | стороны. |кузова                     |

|                     |комбиниро-|          |                           |

|                     |вании или |Расстояния|                           |

|                     |совмещении|между     |                           |

|                     |с задним  |соседними |                           |

|                     |габаритным|фонарями  |                           |

|                     |,контурным|должно    |                           |

|                     |огнями  и |быть не   |                           |

|                     |сигналом  |более 4 м |                           |

|                     |торможения|          |                           |

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

|———————+———-+———-+—————————|

|Контурный  |Передний |Белый     |    2     |Обязательно на АТС  шириной|

|огонь      |         |          |          |более 2,1 м.               |

|           |———+———-+———-|                           |

|           |Задний   |Красный   |    2     |Рекомендуется    для    АТС|

|           |         |          |          |шириной от 1,8 до  2,1 м  и|

|           |         |          |          |для  грузовых   автомобилей|

|           |         |          |          |без кузова                 |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь освещения     |Белый     |1 или     |Обязательно                |

|заднего              |          |более     |                           |

|государственного     |          |          |                           |

|регистрационного     |          |          |                           |

|знака                |          |          |                           |

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

|———————+———-+———-+—————————|

|Дневной ходовой огонь|Белый     |    2     |Рекомендуется для категорий|

|                     |          |          |М, N.                      |

|                     |          |          |                           |

|                     |          |          |Запрещено для категорий О. |

|———————+———-+———-+—————————|

|Опознавательный знак |Желтый    |    1     |Обязательно на автопоездах |

|автопоезда           |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Переднее             |Белый     |    2     |Обязательно         для АТС|

|светоотражающее      |          |          |категорий  О  и  на   АТС с|

|устройство           |          |          |убирающимися фарами.       |

|(нетреугольной формы)|          |          |                           |

|                     |          |          |                           |

|                     |          |          |Рекомендуется  для   других|

|                     |          |          |АТС                        |

|———————+———-+———-+—————————|

|Боковое    |Передний |Желтый    | Не менее |Обязательно на АТС длиной  |

|светоотра- |———+———-|  двух с  |более 6 м.                 |

|жающее     |Боковой  |Желтый или|  каждой  |Рекомендуется для других   |

|устройство |         |красный,  | стороны  |АТС                        |

|нетреуголь-|         |если      | для АТС  |                           |

|ной формы  |         |сгруппиро-|  длиной  |                           |

|           |         |ван      с|более 6 м.|                           |

|           |         |задним    |Допускает-|                           |

|           |         |габаритным| ся одно  |                           |

|           |         |фонарем,  | (спереди |                           |

|           |         |задним    |или сзади)|                           |

|           |         |контурным | для АТС  |                           |

|           |         |огнем,    |  длиной  |                           |

|           |         |задним    |менее 6 м |                           |

|           |         |противоту-|          |                           |

|           |         |манным    |          |                           |

|           |         |фонарем,  |          |                           |

|           |         |сигналом  |          |                           |

|           |         |торможения|          |                           |

|           |         |или       |          |                           |

|           |         |красным   |          |                           |

|           |         |боковым   |          |                           |

|           |         |габаритным|          |                           |

|           |         |фонарем   |          |                           |

|————+———+———-+———-+—————————|

|Заднее     |Нетреуго-|Красный   |    2     |Обязательно         для АТС|

|светоотра- |льной    |          |          |категорий    М     и     N.|

|жающее     |формы    |          |          |Обязательно         для АТС|

|устройство |         |          |          |категорий       О       при|

|           |         |          |          |группировании   с   другими|

|           |         |          |          |задними приборами  световой|

|           |         |          |          |сигнализации               |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Треуголь-|Красный   |    2     |Обязательно  для  категорий|

|           |ной формы|          |          |О.                         |

|           |         |          |          |                           |

|           |         |          |          |Запрещено для категорий М и|

|           |         |          |          |N                          |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь               |Белый     |    2     |Рекомендуется              |

|боковой              |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Контурная  |Боковая  |Белая  или| Один или |Запрещено для АТС категории|

|маркировка |         |желтая    |несколько |М_1.                       |

|           |———+———-|          |                           |

|           |Задняя   |Красная   |элементов |Рекомендуется  для   других|

|           |         |или желтая|          |категорий                  |

\————————————————————————/

 

4.3.2.1 Отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается.

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

4.3.2.2 Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны.

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

4.3.2.3 При эксплуатации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена конструкцией АТС.

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.

4.3.4 Угол наклона плоскости (см. рисунок 1), содержащей левую (от АТС) часть верхней светотеневой границы пучка ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR, измеренный в вертикальной плоскости, параллельной продольной центральной плоскости АТС, должен быть в пределах ± 0,5% нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на АТС. При отсутствии на АТС и в эксплуатационной документации данных о нормативном значении угла регулировки фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными на рисунках 1,а или 1,б и в таблице 7 значениями угла наклона светового пучка альфа к горизонтальной плоскости. Нормативы угла регулировки заданы значениями угла альфа в зависимости от расстояния Н установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки для расстояния L от оптического центра фары до экрана, или расстоянием R по экрану от проекции оптического центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.

 

Рис. 1а. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы  ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Рис. 1а. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы

 

Рис. 1б. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы  ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Рис. 1б. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы

 

Рис. 1в. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для противотуманных фар ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

Рис. 1в. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для противотуманных фар

 

а) для режима "ближний свет" с наклонным правым участком светотеневой границы;

б) для режима "ближний свет" с ломаным правым участком светотеневой границы;

в) для противотуманных фар

 

Таблица 7 — Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояния до экрана

 

/————————————————————————\

|     Расстояние от     |   Номинальный угол    |    Расстояние R от    |

|оптического центра фары|наклона светового пучка| проекции оптического  |

| до плоскости рабочей  |  фары в вертикальной  |центра до светотеневой |

|    площадки Н, мм     |    плоскости альфа    |границы фары на экране,|

|                       |                       | удаленном на 10 м. мм |

|                       |————————|                       |

|                       | угл. мин  |     %     |                       |

|————————+————+————+————————|

|До 600                 |    34     |   1,00    |          100          |

|                       |           |           |                       |

|От 600 до 700          |    45     |   1,30    |          130          |

|                       |           |           |                       |

|" 700 " 800            |    52     |   1,50    |          150          |

|                       |           |           |                       |

|" 800 " 900            |    60     |   1,76    |          176          |

|                       |           |           |                       |

|" 900 " 1000           |    69     |   2,00    |          200          |

|                       |           |           |                       |

|" 1000 " 1200          |    75     |   2,20    |          220          |

|                       |           |           |                       |

|" 1200 " 1500          |    100    |   2,90    |          290          |

\————————————————————————/

 

Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более ± 0,5%.

На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в положение, соответствующее загрузке.

Точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме "ближний свет", измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52′ вниз от левой части светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 7а.

 

Таблица 7а

 

/————————————————————————\

|      Тип фары      |    Сила света в     |Сила света в направлении 52’|

|                    |     направлении     |вниз от левой части световой|

|                    |оптической оси фары, |   границы, кд, не менее    |

|                    |    кд, не более     |                            |

|———————+———————+—————————-|

|       C; CR        |         800         |           1600*            |

|———————+———————+—————————-|

|  НС; HCR; DC; DCR  |         950         |           2200*            |

|————————————————————————|

|* В  случае  несоответствия  параметров,  полученных  при  неработающем|

|двигателе, проводят измерение при работающем двигателе.                |

\————————————————————————/

 

Проверку параметров, указанных в таблице 7а, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света по 4.3.4. При несоответствии параметров фары указанным в таблице 8 нормативам проводят повторную регулировку в пределах ± 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.4 и повторное измерение силы света.

4.3.6 Фары типов R, HR, DR должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкой пересечения оптической оси фары с экраном (точка 7 на рисунках 1,а и 1,б).

4.3.7 Сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне АТС, в режиме "дальний свет" должна быть не менее 10000 кд, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.

4.3.8 Силу света фар типов CR, HCR, DCR в режиме "дальний свет" измеряют в направлении оптической оси фары.

4.3.9 Силу света фар типов R, HR, DR измеряют в направлении оптической оси фары после проведения регулировки по 4.3.6.

4.3.10 Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1,в и в таблице 8.

 

Таблица 8

 

/————————————————————————\

|     Расстояние от     |  Номинальный угол   |Расстояние К от проекции |

|оптического центра фары|  наклона светового  | оптического центра фары |

| до плоскости рабочей  |    пучка фары в     | до светотеневой границы |

|    площадки Н, мм     |    вертикальной     | на экране, удаленном на |

|                       |   плоскости альфа   |        10 м, мм         |

|                       |———————|                         |

|                       | угл. мин. |    %    |                         |

|————————+————+———+————————-|

|      250 … 750      |    69     |   2,0   |           200           |

|————————+————+———+————————-|

|     750 … 1000      |    140    |   4,0   |           400           |

\————————————————————————/

(в ред. ИУС "Национальные стандарты", N 11, 2007)

 

При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.

4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения светотеневой границы.

При несоответствии силы света указанной выше величине проводят повторную регулировку не ниже минус 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.10 и измерение силы света.

4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

4.3.13 Исключен.

См. текст пункта 4.3.13

4.3.14 Исключен.

См. текст пункта 4.3.14

 

Таблица 9

Исключена

См. текст таблицы 9

4.3.15 Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.