ГОСТ Р 41.36-2004 (Правила ЕЭК ООН N 36) Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции
Содержание
Область применения»>1. Область применения
4. Предоставление сертификата соответствия
6. Изменение типа транспортного средства
8. Меры, принимаемые при выявлении несоответствия производства
9. Окончательное прекращение производства
Приложение Г. Пояснительные схемы
Приложение Е. Испытательное устройство для определения расположения поручней и опор для рук
Приложение Ж. Основные положения, касающиеся измерения усилия зажима дверей с механическим приводом
Приложение И. Предписания по вопросам безопасности троллейбусов
Цели и принципы стандартизации, а также правила разработки и утверждения российских национальных стандартов установлены Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
1. Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ).
2. Внесен Управлением стандартизации Госстандарта России.
3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 125-ст.
Фрагменты, помеченные в официальном тексте курсивом, в электронной версии документа выделены прописными буквами.
4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции" (Uniform provisions concerning the approval of large passenger vehicles with regard to their general construction) с поправками серии 03. В него не включены разделы 10 — 12, которые нецелесообразно применять в национальной стандартизации в связи с особенностями процедур проведения сертификации, установленных в Российской Федерации. Дополнительные слова (фразы, раздел 1а, Приложение А), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом.
5. Взамен ГОСТ Р 41.36-99.
Дата введения — 1 января 2005 года
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ
ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ
В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ
REGULATION N 36
UNIFORM PROVISIONS CONCERNING THE APPROVAL
OF LARGE PASSENGER VEHICLES WITH REGARD
TO THEIR GENERAL CONSTRUCTION (MOD)
ГОСТ Р 41.36-2004
(ПРАВИЛА ЕЭК ООН N 36)
Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные транспортные средства — одиночные и сочлененные — сконструированные и изготовленные для перевозки пассажиров, вместимостью более 22 стоящих или сидящих пассажиров, помимо водителя, и имеющие общую ширину свыше 2,3 м. По просьбе изготовителя СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ может предоставляться транспортным средствам, имеющим общую ширину 2,3 м или менее, если они удовлетворяют требованиям настоящего стандарта. Технические положения в отношении перевозки пассажиров с ограниченной способностью к передвижению не охватываются областью применения настоящего стандарта.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.66-99 (правила ЕЭК ООН N 66). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности верхней части конструкции;
ГОСТ Р 50460-92. Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования;
ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Транспортное средство: одноэтажное транспортное средство, сконструированное и оборудованное для перевозки более 22 пассажиров. Существуют транспортные средства трех классов. Допускается использование транспортного средства более чем в одном классе. В этом случае ему может предоставляться СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ согласно каждому классу транспортного средства, которому оно удовлетворяет.
2.1.1. Транспортные средства класса I, конструкцией которых предусмотрены зоны для стоящих пассажиров, обеспечивающие возможность пассажирообмена.
2.1.2. Транспортные средства класса II, сконструированные для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или зонах, не превосходящих по своей площади пространства, необходимого для размещения двух двойных сидений.
2.1.3. Транспортные средства класса III, сконструированные исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
2.1.4. Троллейбус: транспортное средство классов I, II или III с питанием электроэнергией от внешних проводов.
2.1.5. Сочлененное транспортное средство: транспортное средство, которое состоит из двух или более жестких секций, шарнирно сочлененных относительно друг друга; пассажирские салоны каждой секции взаимно соединены таким образом, что пассажиры могут свободно перемещаться; жесткие секции стационарно соединены и могут быть разъединены только с помощью приспособлений, обычно имеющихся только в мастерской.
2.1.6. Транспортное средство с низким расположением пола: транспортное средство, в котором по меньшей мере 35% площади, отводимой для стоящих пассажиров (или его передняя секция — в случае сочлененных транспортных средств), образуют сплошную поверхность без ступенек, на которую можно подняться через, по крайней мере, одну служебную дверь, сделав при этом всего один шаг с опорной поверхности.
2.2. Тип транспортного средства: транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении конструктивных особенностей, указанных в настоящем стандарте.
2.3. СЕРТИФИКАЦИЯ типа транспортного средства: ПРОЦЕДУРА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ типа транспортного средства в отношении конструктивных особенностей требованиям, установленным в настоящем стандарте.
2.4. Служебная дверь: дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.
2.5. Сдвоенная дверь: дверь, имеющая два прохода или один проход, эквивалентный по площади двум проходам.
2.6. Запасная дверь: дверь, предусмотренная как дополнительная к служебной двери(ям) и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и в частности, в случае аварии, дорожно-транспортном происшествии.
2.7. Запасное окно: окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.8. Двойное окно: запасное окно, при делении которого воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, отвечающие требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемым к обычному запасному окну.
2.9. Аварийный люк: отверстие в крыше или полу, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.10. Запасной выход: запасные двери, окно или аварийный люк.
2.11. Выход: служебная дверь или запасной выход.
2.12. Пол или площадка: часть кузова, на которой располагаются стоящие пассажиры, на которую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и служащая также для крепления сидений.
2.13. Проход: пространство, обеспечивающее доступ пассажиров от любого сиденья (ряда сидений) к любому другому сиденью (ряду сидений) или к любому входному проходу от любой служебной двери и любой площадки для стоящих пассажиров либо к ним. К проходу не относятся:
2.13.1. Пространство шириной 30 см перед любым сиденьем.
2.13.2. Пространство над поверхностью любой подножки или ступеньки около дверей или
2.13.3. Любое пространство, которое предназначается для доступа только к одному сиденью (ряду сидений).
2.14. Входной проход: пространство внутри транспортного средства от служебной двери до наиболее выступающей кромки верхней ступеньки (край прохода). Если дверной проем не имеет подножки, то входным проходом должно считаться пространство, измеренное в соответствии с 5.7.1.1 на расстоянии 300 мм от исходного положения внутренней стороны двойного шаблона.
2.15. Отделение для водителя: пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены сиденье водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления транспортным средством.
2.16. Порожняя масса (МК): масса транспортного средства без пассажиров и груза, но с учетом веса водителя 75 кг, массы топлива, соответствующей 90% емкости топливного бака, указанной предприятием-изготовителем, и охлаждающей жидкости, смазки, инструментов и запасного колеса в случае его наличия.
2.16.1. Масса снаряженного транспортного средства (MV): порожняя масса транспортного средства с учетом веса члена экипажа 75 кг на одно сиденье, специально предназначенное для этой цели, если оно предусматривается, согласно 5.7.1.8. Все дополнительные баки транспортного средства, предназначенные для жидкостей, должны быть заполнены на 90% своей емкости (например, топливо для обогревателей, омыватели ветрового стекла и т.д.). При наличии в транспортном средстве кухни или туалета емкости для чистой воды должны быть заполнены полностью, а емкости для отходов должны быть порожними.
2.17. Максимальная масса (РТ): технически допустимая максимальная масса, объявленная предприятием — изготовителем транспортного средства. (Эта масса может превышать "разрешенную максимальную массу", предписываемую национальными компетентными органами.)
2.18. Максимальная масса, приходящаяся на ось: часть технически допустимой максимальной массы транспортного средства, объявленная предприятием-изготовителем, которая проявляется в вертикальной нагрузке в зоне соприкосновения колеса/колес оси с поверхностью дороги. Эта масса может превышать максимально допустимую массу, приходящуюся на ось, разрешенную национальными компетентными органами. Сумма всех технически допустимых максимальных масс, приходящихся на оси транспортного средства, может превышать технически допустимую максимальную массу данного транспортного средства.
2.19. Пассажир: любое лицо, кроме водителя или члена экипажа.
2.19.1. Пассажиры с ограниченной способностью к передвижению: пассажиры, испытывающие особые трудности при пользовании общественным транспортом, в частности лица пожилого возраста и инвалиды. Ограниченная способность к передвижению необязательно связана с какой-либо формой заболевания.
2.20. Пассажирский салон: пространство, предназначенное для пассажиров, за исключением любого пространства, в котором расположены закрепленные элементы оборудования, такие как буфеты, кухни или туалеты.
2.21. Автоматическая служебная дверь: служебная дверь с механическим приводом, которая может открываться (без использования аварийных средств управления) только после того, как орган управления включен пассажиром или водителем, и закрываться автоматически.
2.22. Устройство, препятствующее началу движения: устройство, предотвращающее начало движения транспортного средства при неполностью закрытой двери.
2.23. Служебная дверь, приводимая в движение водителем: служебная дверь, обычно открываемая и закрываемая водителем.
2.24. Если не указано иное, то все измерения проводят на транспортном средстве с порожней массой, когда оно находится на ровной горизонтальной поверхности. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.
2.25. В случаях, когда в настоящем стандарте приведено требование о том, что какая-либо поверхность транспортного средства должна быть горизонтальной либо наклоненной под конкретным углом — если речь идет о порожней массе транспортного средства и если оно оснащено механической подвеской — эта поверхность может быть наклонена под более значительным углом или иметь наклон, когда речь идет о порожней массе транспортного средства, при условии соблюдения требования к транспортному средству, находящемуся в нагруженном состоянии, указанном предприятием-изготовителем. Если транспортное средство оснащено устройством, позволяющим опускать пол, то последнее должно быть отключено.
3.1. Заявка на получение СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ типа транспортного средства в отношении его конструктивных особенностей представляется предприятием — изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.
3.2. К заявке прилагается документ в трех экземплярах по форме, приведенной в Приложении А.
3.3. ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, уполномоченной проводить испытания для СЕРТИФИКАЦИИ, указанные в разделе 5, должно быть представлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего СЕРТИФИКАЦИИ.
4. Предоставление СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ
4.1. Если транспортное средство, представленное на СЕРТИФИКАЦИЮ в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то данный тип транспортного средства считают СЕРТИФИЦИРОВАННЫМ.
4.2. На каждый СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ тип транспортного средства выдают СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и серию поправок, удовлетворяющих самым последним техническим изменениям, внесенным в Правила ЕЭК ООН N 36 на дату сертификации (в настоящее время 03, что соответствует поправкам серии 03).
4.3. В рамках одного ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ один и тот же номер СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ не может быть присвоен другому типу транспортного средства, определенному в 2.2.
4.4. СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ В ВИДЕ ПРИЛОЖЕНИЯ должен включать в себя информацию по образцу, приведенному в Приложении Б, ПРЕДСТАВЛЯЕМУЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ, СДЕЛАВШИМ ЗАЯВКУ НА СЕРТИФИКАЦИЮ.
4.5. На каждом СЕРТИФИЦИРОВАННОМ транспортном средстве должна быть проставлена на видном и легко доступном месте, указанном в СЕРТИФИКАТЕ СООТВЕТСТВИЯ И ПРИЛОЖЕНИИ К НЕМУ, маркировка, содержащая:
— ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ ПО ГОСТ Р 50460;
— обозначение настоящего стандарта с учетом поправок;
— дополнительное обозначение, отделенное от обозначения настоящего стандарта вертикальной линией и содержащее римскую цифру(ы), соответствующую(ие) классу(ам), в котором(ых) транспортное средство было СЕРТИФИЦИРОВАНО.
4.6. Если транспортное средство соответствует типу, СЕРТИФИЦИРОВАННОМУ на основании другого стандарта, то дополнительные обозначения всех стандартов, согласно которым было СЕРТИФИЦИРОВАНО это транспортное средство, должны быть расположены в вертикальных колонках справа от обозначения ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ ПО ГОСТ Р 50460.
4.7. Все элементы маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
4.8. Маркировку помещают рядом с табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.
4.9. На рисунках В.1 и В.2 Приложения В изображены в качестве примеров схемы маркировки.
В КАЧЕСТВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ ТРЕБОВАНИЯМ, ИЗЛОЖЕННЫМ В НАСТОЯЩЕМ РАЗДЕЛЕ, ПРЕДПРИЯТИЯ — ИЗГОТОВИТЕЛИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫПУСКАЮЩИЕ В ОБРАЩЕНИЕ НА РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ БОЛЕЕ 20000 ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ГОД, МОГУТ ПОЛУЧАТЬ СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ НА ОСНОВАНИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, УКАЗАННЫХ В ДИРЕКТИВЕ ЕС 2001/85 "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ И ИМЕЮЩИХ БОЛЕЕ ВОСЬМИ МЕСТ ПОМИМО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ" <1>.
———————————
<1> Опубликовано в Official Journal N L 42 от 13.02.2002.
5.1. Распределение нагрузки по осям и условия нагрузки
5.1.1. Распределение нагрузки неподвижно стоящего на ровной дороге транспортного средства должно определяться в двух положениях:
5.1.1.1. Без нагрузки по 5.1.3.
5.1.1.2. С нагрузкой по 5.1.4.
5.1.2. На переднюю ось (оси) должно приходиться не менее указанной в таблице 5.1 доли массы (%).
Таблица 5.1
+————+—————————————————+
¦ Условия ¦ Доля массы, %, для транспортных средств классов ¦
¦ +————————+—————————+
¦ ¦ I ¦ II, III ¦
¦ +———-+————+————-+————-+
¦ ¦одиночный ¦сочлененный ¦ одиночный ¦ сочлененный ¦
+————+———-+————+————-+————-+
¦Без нагрузки¦ 20 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 20 ¦
+————+———-+ ¦ ¦ ¦
¦С нагрузкой ¦ 25 ¦ ¦ ¦ ¦
+————+———-+————+————-+————-+
5.1.3. Под транспортным средством без нагрузки для 5.1 и 5.3 подразумевают транспортное средство в состоянии, определенном в 2.15.1.
5.1.4. Под транспортным средством с нагрузкой для 5.1
подразумевают транспортное средство без нагрузки по 5.1.3 с
дополнительной массой Q каждое пассажирское сиденье, массой Q в
соответствии с разрешенным количеством стоящих пассажиров,
равномерно распределенной по зоне S , массой В, равномерно
1
распределенной по багажным отделениям, и в соответствующих случаях
массой ВХ, равномерно распределенной по поверхности крыши,
оборудованной для перевозки багажа.
5.1.5. Значения Q для транспортных средств различных классов приведены в 5.3.
5.1.6. Числовое значение В (кг) должно быть не менее 100 V (куб. м).
5.1.7. Значение ВХ должно соответствовать удельной нагрузке не менее 75 кг/кв. м на поверхности крыши, предназначенной для размещения багажа.
5.2. Площадь, предназначенная для пассажиров
5.2.1. Общую площадь S , предназначенную для пассажиров,
о
рассчитывают путем вычитания из общей площади пола транспортного
средства:
5.2.1.1. Площади отделения водителя.
5.2.1.2. Площади ступенек у дверей и площади любой ступеньки глубиной менее 30 см.
5.2.1.3. Площади любой части, находящейся на высоте над уровнем пола менее 135 см (без учета выступов, допускаемых в соответствии с 5.7.8.6.2).
5.2.1.4. Площади любой части поворотной секции (секций) сочлененного транспортного средства, которая ограждена поручнями и/или перегородками.
5.2.2. Площадь S , предназначенную для стоящих пассажиров
1
(только в транспортных средствах классов I и II, в которых
допускается перевозка стоящих пассажиров), рассчитывают путем
вычитания из S :
о
5.2.2.1. Для транспортных средств классов I и II:
5.2.2.1.1. Площади всех частей пола, наклон которых превышает 8%.
5.2.2.1.2. Площади всех частей, которые не являются доступными для стоящего пассажира, при всех занятых сиденьях, за исключением складных сидений.
5.2.2.1.3. Площади всех частей, находящихся на высоте над уровнем пола менее 190 см или 180 см для участка прохода, расположенного над задней осью и позади нее, и относящихся к ней частей (при этом жесткие или ременные поручни во внимание не принимают).
5.2.2.1.4. Площади, расположенной перед вертикальной плоскостью, проходящей через центр поверхности подушки сиденья водителя (когда оно находится в своем крайнем заднем положении) и центр наружного зеркала заднего вида, расположенного на противоположной стороне транспортного средства.
5.2.2.1.5. Площади в пределах 30 см перед каждым сиденьем, за исключением складных сидений.
5.2.2.1.6. Любой поверхности, не исключаемой на основании положений 5.2.2.1.1 — 5.2.2.1.5, на которой нельзя разместить прямоугольник размером 400 х 300 мм.
5.2.2.1.7. Для транспортных средств класса II — площади, не предназначенной для стоящих пассажиров.
5.3. Пассажировместимость
5.3.1. В транспортном средстве должно быть указано
определенное число (P ) мест для сидения, не считая складных
s
сидений, соответствующих требованиям 5.7.8. Спальные и другие
места, предназначенные для временного использования вместо мест
для сидения, не учитывают в качестве мест для сидения. Если
транспортное средство относится к классу I или II, число P должно
s
быть, по меньшей мере, равно числу квадратных метров пола,
доступного для пассажиров и экипажа (если таковой имеется), S ,
o
округленному до ближайшего меньшего целого числа; в случае
транспортных средств класса I требуемое число может быть уменьшено
на 10% (0,9S ).
о
5.3.2. Общее число N сидячих и стоячих мест в транспортных средствах рассчитывают таким образом, чтобы соблюдались следующие условия:
S
1
N <= P + ----- (1)
s S
sp
и
MT — MV — L x V — R x VX
N <= ------------------------, (2)
Q
где:
P — число мест для сидения (см. 5.3.1);
s
S — площадь для размещения стоящих пассажиров, кв. м (см.
1
5.2.2);
S — площадь, необходимая для одного стоящего пассажира, кв.
sp
м (см. 5.3.2.2);
MT — максимальная масса, кг (см. 2.17);
MV — снаряженная масса, кг (см. 2.16.1);
L — удельная нагрузка багажа в багажном отделении (отделениях), кг/куб. м;
V — общий объем багажных отделений, куб. м;
R — удельная масса багажа на крыше, кг/кв. м;
VX — общая площадь крыши, предназначенная для размещения багажа, кв. м;
Q — предполагаемая масса груза, приходящаяся на каждое сидячее и стоячее место, в случае наличия, кг (см. 5.3.2.2).
5.3.2.1. В случае транспортных средств класса III площадь
S = 0.
1
5.3.2.2. Для транспортных средств каждого класса используют значения, приведенные в таблице 5.2.
Таблица 5.2
+——————+———-+———-+————+————+
¦Класс транспортно-¦ Q, кг ¦S , кв. м¦ L, ¦R, кг/кв. м¦
¦го средства ¦ ¦ sp ¦ кг/куб. м ¦ ¦
+——————+———-+———-+————+————+
¦I ¦ 68 ¦ 0,125 ¦ 100 ¦ 75 ¦
+——————+———-+———-+ ¦ ¦
¦II ¦ 71 <1> ¦ 0,150 ¦ ¦ ¦
+——————+ +———-+ ¦ ¦
¦III ¦ ¦ — ¦ ¦ ¦
+——————+———-+———-+————+————+
———————————
<1> С учетом ручной клади (3 кг).
5.3.2.3. Если транспортное средство класса II или III СЕРТИФИЦИРУЮТ в качестве транспортного средства класса I, массу багажа, перевозимого в багажных отделениях, доступных только снаружи транспортного средства, не принимают во внимание.
5.3.3. При проведении расчетов согласно 5.3.2 масса, приходящаяся на каждую ось транспортного средства, не должна превышать соответствующих технически допустимых максимальных значений.
5.3.4. Внутри транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть нанесена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм и цифры высотой не менее 25 мм, указывающие:
5.3.4.1. Число мест для сидения, на которое рассчитано
транспортное средство (P ).
s
5.3.4.2. Общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство (N).
5.4. (Не определен.)
5.5. Противопожарная защита
5.5.1. Моторное отделение
5.5.1.1. В моторном отделении не должен использоваться никакой легко воспламеняющийся либо абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом.
5.5.1.2. Следует, по мере возможности, принимать меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения либо путем специальной конструкции моторного отделения, либо путем устройства дренажных отверстий.
5.5.1.3. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, освобождаемой при движении транспортного средства по длинному спуску, например замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением любых устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.
5.5.2. Заливные горловины топливных баков
5.5.2.1. Заливные горловины должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства.
5.5.2.2. Ни одна из частей заливных горловин не должна размещаться на расстоянии менее 50 см от проема любой служебной или запасной двери, если топливный бак предназначен для бензина, и 25 см, если бак предназначен для дизельного топлива. Заливные горловины не должны также размещаться в пассажирском отделении или в кабине водителя. Заливные горловины должны располагаться таким образом, чтобы исключить опасность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки.
5.5.2.3. Топливо не должно вытекать через пробку заливной горловины или через устройство, предназначенное для уравновешивания давления в баке, даже если бак полностью опрокинут; допускается незначительное просачивание, не превышающее 30 г/мин. Если транспортное средство оборудовано несколькими соединенными топливными баками, давление при испытании должно соответствовать наименее благоприятному их положению.
5.5.2.4. Если заливная горловина расположена на боковых сторонах транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова.
5.5.2.5. Пробки заливных горловин должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы исключалось их случайное открытие.
5.5.3. Топливные баки
5.5.3.1. Каждый топливный бак должен быть надежно закреплен. Ни одна из частей бака не должна находиться на расстоянии менее 60 см от передней или менее 30 см от задней части транспортного средства так, чтобы была обеспечена защита в случае любого столкновения или удара сзади.
5.5.3.2. Ни одна из частей топливного бака не должна выступать за пределы габаритной ширины кузова.
5.5.3.3. Все топливные баки должны подвергаться гидравлическому испытанию на внутреннее давление, проводимому на отдельном комплекте с заливным патрубком, горловиной и пробкой серийного производства. Бак наполняют до краев водой. После исключения всякого сообщения с наружной атмосферой постепенно увеличивают давление через приемную трубку топливопровода до достижения относительного давления, вдвое превышающего рабочее давление, но не менее 0,3 бар, которое поддерживают в течение 1 мин. За это время не допускается появление трещины в стенке бака, утечки, однако может иметь место остаточная деформация.
5.5.3.4. Топливные баки должны изготовляться из коррозийно-стойких материалов.
5.5.3.5. Любое избыточное давление или любое давление, превышающее рабочее, должно автоматически компенсироваться с помощью соответствующих устройств (выпускных вентилей, предохранительных клапанов и т.д.). Выпускные вентили должны быть сконструированы таким образом, чтобы полностью исключить опасность возникновения пожара.
5.5.4. Система подачи топлива
5.5.4.1. В отделениях транспортного средства, предназначенных для пассажиров и водителя, не должны размещаться элементы топливной системы.
5.5.4.2. Топливопроводы и остальные части системы питания должны размещаться таким образом, чтобы обеспечивалась их максимальная защита, насколько это возможно.
5.5.4.3. Перекосы, изгибные деформации и вибрация всей конструкции транспортного средства или двигателя не должны вызывать чрезмерных напряжений в топливопроводах.
5.5.4.4. Соединения гибких трубок или шлангов с жесткими элементами системы питания должны иметь такую конструкцию и быть изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства или двигателя.
5.5.4.5. Утекаемое из любой части системы топливо должно свободно выливаться на поверхность дороги, но ни в коем случае не на какую-либо часть выхлопной системы или на какой-либо элемент высоковольтного электрического оборудования.
5.5.5. Аварийный выключатель
Должен быть предусмотрен аварийный выключатель, предназначенный для снижения опасности возникновения пожара после постановки транспортного средства на стоянку.
5.5.5.1. Аварийный выключатель должен располагаться в месте, легко доступном для сидящего на рабочем месте водителя.
5.5.5.2. Аварийный выключатель должен быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: "Снять крышку и повернуть рычаг вниз! Приводить в действие только после остановки транспортного средства".
5.5.5.3. Приведение аварийного выключателя в действие должно служить одновременно для выполнения следующих функций:
5.5.5.3.1. Быстрой остановки двигателя.
5.5.5.3.2. Приведения в действие выключателя аккумулятора, установленного возможно ближе к аккумулятору и отключающего, по крайней мере, одну его клемму от электрической цепи, за исключением цепи, обеспечивающей функцию, указанную в 5.5.5.3.3, цепей, которые обеспечивают непрерывное функционирование тахографа, а также тех приборов, внезапное включение которых может привести к возникновению большей опасности по сравнению с предотвращаемой, например:
5.5.5.3.2.1. Аварийного внутреннего освещения.
5.5.5.3.2.2. Охлаждающего приспособления вспомогательных обогревателей.
5.5.5.3.2.3. Централизованной электронной блокировки дверей.
5.5.5.3.3. Включения на транспортном средстве аварийных сигналов.
5.5.5.3.4. Опускания штанг токоприемников на троллейбусах.
5.5.5.4. Кроме аварийного выключателя, функции, упомянутые в 5.5.5.3, могут также выполняться отдельными органами управления при условии, что эти органы в экстренном случае не препятствуют срабатыванию аварийного выключателя.
5.5.6. Электрооборудование и электропроводка
5.5.6.1. Все провода должны быть надежно изолированы, и вся электропроводка и электрооборудование должны выдерживать воздействие температуры и влажности, которым они подвергаются. В моторном отделении особое внимание следует обратить на то, чтобы они могли выдерживать воздействие температуры, масла и испарений.
5.5.6.2. Ни в одном из проводов электрической цепи не должен допускаться ток, превышающий допустимое значение силы тока для такого провода (с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры).
5.5.6.3. Каждая электрическая цепь, питающая любой элемент оборудования, за исключением стартера, цепи зажигания (в случае принудительного зажигания), свечей накаливания, устройства остановки двигателя, зарядной цепи и аккумуляторной батареи, должна иметь плавкий предохранитель или выключатель. Однако цепи, питающие устройства с малым потреблением энергии, могут защищаться общим плавким предохранителем или выключателем при условии, что номинальная сила тока не будет превышать 16 А. В случае использования электроники эти цепи могут предохраняться соответствующими предохранительными устройствами, встроенными в электронные элементы или системы. В таком случае предприятие-изготовитель предоставляет всю соответствующую техническую информацию по просьбе ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, ответственной за проведение испытаний.
5.5.6.4. Все провода должны быть надежно защищены и прочно прикреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
5.5.6.5. В случаях, когда среднеквадратическое напряжение в одной или нескольких электрических цепях транспортного средства превышает 100 В, на каждой клемме источника энергии, который не заземлен, устанавливают изолированный выключатель, с помощью которого вручную все эти электрические цепи могут быть отключены от основного источника питания. Выключатели должны находиться внутри транспортного средства в местах, легко доступных для водителя, при условии, что ни один из таких изолированных выключателей не должен отключать какую-либо электрическую цепь, питающую обязательные внешние огни транспортного средства.
5.5.6.6. Необходимо иметь, по крайней мере, две такие цепи внутреннего освещения, чтобы выход из строя одной из них не оказывал влияния на функционирование другой. Цепь, служащая для освещения только постоянного входа и выхода, может рассматриваться в качестве одной из этих цепей.
5.5.7. Аккумуляторные батареи
5.5.7.1. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легко доступны.
5.5.7.2. Отделение, в котором размещаются аккумуляторные батареи, должно быть отделено от пассажирского салона и хорошо вентилироваться наружным воздухом.
5.5.8. Огнетушители и аптечки первой помощи
5.5.8.1. В транспортном средстве должны предусматриваться места для установки одного или нескольких огнетушителей. Один из них должен находиться вблизи от сиденья водителя. Место, предусмотренное для каждого огнетушителя, должно иметь размеры не менее 600 х 200 х 200 мм. Допускается частичное использование этого места при условии, что при этом на нем можно установить огнетушитель надлежащего размера.
5.5.8.2. Должны предусматриваться места для установки одной или нескольких аптечек первой помощи. Объем этого места должен составлять не менее 7 куб. дм, а минимальный размер должен быть не менее 80 мм.
5.5.9. Материалы
Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от какого-либо компонента выхлопной системы, какого-либо элемента высоковольтного электрического оборудования или любого иного значительного источника тепла на транспортном средстве допускается лишь в случае, если эти материалы надлежащим образом защищены. Для целей настоящего пункта воспламеняющимся считают такой материал, не рассчитанный на температуру, которая может быть достигнута в месте его расположения. В случае необходимости должна быть предусмотрена защита для предотвращения контакта смазочных или других воспламеняющихся материалов с каким-либо компонентом выхлопной системы, каким-либо элементом высоковольтного электрического оборудования или любым иным значительным источником тепла.
5.6. Выходы
5.6.1. Число
5.6.1.1. Минимальное число служебных дверей должно соответствовать указанному в таблице 5.3.
Таблица 5.3
+——————+———————————————-+
¦Число пассажиров ¦ Число служебных дверей для транспортного ¦
¦ ¦ средства класса ¦
¦ +—————+—————-+—————+
¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦
+——————+—————+—————-+—————+
¦23 — 45 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
+——————+—————+ ¦ ¦
¦46 — 70 ¦ 2 ¦ ¦ ¦
+——————+—————+—————-+ ¦
¦71 — 100 ¦ 3 ¦ 2 ¦ ¦
+——————+—————+—————-+ ¦
¦Св. 100 ¦ 4 ¦ 3 ¦ ¦
+——————+—————+—————-+—————+
5.6.1.2. Минимальное число служебных дверей в каждой жесткой секции сочлененного транспортного средства должно равняться одному; исключение составляет передняя секция сочлененного транспортного средства класса I, минимальное число дверей которого должно равняться двум.
5.6.1.3. Минимальное число дверей транспортного средства должно равняться двум.
5.6.1.4. В целях настоящих предписаний служебные двери, оборудованные механизированной системой привода, рассматривают в данном контексте как выходы только в том случае, если они могут легко открываться вручную после приведения в действие, при необходимости, органа управления, указанного в 5.6.5.1.
5.6.1.5. Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанному в таблице 5.4.
Таблица 5.4
+—————-+—————+—————-+—————+
¦ Число ¦ Минимальное ¦ Число ¦ Минимальное ¦
¦ пассажиров ¦ общее число ¦ пассажиров ¦ общее число ¦
¦ ¦ выходов ¦ ¦ выходов ¦
+—————-+—————+—————-+—————+
¦23 — 30 ¦ 4 ¦61 — 75 ¦ 7 ¦
+—————-+—————+—————-+—————+
¦31 — 45 ¦ 5 ¦76 — 90 ¦ 8 ¦
+—————-+—————+—————-+—————+
¦46 — 60 ¦ 6 ¦Св. 90 ¦ 9 ¦
+—————-+—————+—————-+—————+
¦Примечание — Аварийные люки считают только одним из указанного¦
¦выше числа запасных выходов. ¦
+—————————————————————-+
5.6.1.6. При определении минимального числа выходов каждую секцию сочлененного транспортного средства следует рассматривать как отдельное транспортное средство. Число пассажиров определяется для каждой жесткой секции, причем соединяющий их проход не рассматривают в качестве выхода.
5.6.1.7. Если кабина водителя или специальное отделение для экипажа не сообщается с внутренней частью транспортного средства, они должны иметь два выхода, которые не должны располагаться с одной и той же боковой стороны; когда одним из этих выходов является окно, то оно должно соответствовать требованиям в отношении запасных окон, содержащимся в 5.6.8.
5.6.1.8. Сдвоенную служебную дверь считают как две двери, а двойное окно — как два запасных окна.
5.6.1.9. Кроме запасных дверей и окон, транспортные средства классов II и III должны иметь аварийные люки. Ими также могут оборудоваться транспортные средства класса I. В крыше троллейбусов любых типов не должно быть никаких аварийных люков. Минимальное число люков должно быть в соответствии с таблицей 5.5.
Таблица 5.5
+———————————+——————————-+
¦ Число пассажиров ¦ Число люков ¦
+———————————+——————————-+
¦До 50 ¦ 1 ¦
+———————————+——————————-+
¦Св. 50 ¦ 2 ¦
+———————————+——————————-+
5.6.2. Расположение выходов
5.6.2.1. Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны транспортного средства, и, по меньшей мере, одна из них должна находиться в передней половине транспортного средства.
5.6.2.2. Две двери должны быть удалены друг от друга таким образом, чтобы расстояние между центрами поперечных вертикальных плоскостей, проходящих через центры их площадей, составляло не менее 40% общей длины пассажирского салона при измерении вдоль продольной оси транспортного средства.
В случае сочлененного транспортного средства это требование считают выполненным, если две двери разных секций удалены друг от друга таким образом, что расстояние между ними составляет не менее 40% общей длины пассажирского салона в целом (все секции). В любом случае, если одна из этих дверей является частью сдвоенной двери, то это расстояние следует измерять между осями двух дверей, наиболее удаленных друг от друга.
5.6.2.3. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы в каждой боковой стенке имелось практически одинаковое их число.
5.6.2.4. По меньшей мере один аварийный выход должен быть расположен соответственно в задней или в передней стенке транспортного средства. Для транспортных средств класса I и транспортных средств, задняя часть которых наглухо отделена от пассажирского салона, это требование выполняют в том случае, если в крыше оборудован аварийный люк.
5.6.2.5. Выходы, расположенные с одной и той же стороны транспортного средства, должны равномерно размещаться вдоль его длины.
5.6.2.6. Разрешается устройство двери в задней стенке транспортного средства при условии, что она не является служебной.
5.6.2.7. При наличии аварийных люков они должны размещаться следующим образом: если имеется только один люк, то он должен устраиваться в средней трети транспортного средства; при наличии двух люков расстояние между ближайшими краями отверстий, измеренное по линии, параллельной продольной оси транспортного средства, должно быть не менее 2 м.
5.6.3. Минимальные размеры
5.6.3.1. Для выходов различных типов должны соблюдаться минимальные размеры, обеспечивающие свободный проход, в соответствии с таблицей 5.6.
Таблица 5.6
+——————+———————+————————+
¦ Тип выхода ¦ Значения для ¦ Примечания ¦
¦ ¦транспортных средств ¦ ¦
¦ ¦ классов ¦ ¦
¦ +———+————+ ¦
¦ ¦ I ¦ II, III ¦ ¦
+——————+———+————+————————+
¦Служебная дверь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- высота, см ¦180 ¦165 ¦ ¦
¦- ширина, см: ¦ ¦ ¦ ¦
¦одинарная дверь ¦ 65 ¦Может быть сокращен на ¦
¦сдвоенная дверь ¦ 120 ¦10 см, если измерения ¦
¦ ¦ ¦проводят на уровне по- ¦
¦ ¦ ¦ручней. Требуемая шири-¦
¦ ¦ ¦на, обеспечивающая сво-¦
¦ ¦ ¦бодный проход, должна ¦
¦ ¦ ¦быть обеспечена на вы- ¦
¦ ¦ ¦соте 70 и 160 см по ¦
¦ ¦ ¦отношению к уровню ¦
¦ ¦ ¦первой ступеньки ¦
¦ ¦ ¦согласно рисункам Г.12 ¦
¦ ¦ ¦и Г.13 (здесь и далее ¦
¦ ¦ ¦рисунки Приложения Г не¦
¦ ¦ ¦приводятся) ¦
+——————+———————+————————+
¦Запасная дверь: ¦ ¦- ¦
¦- высота, см ¦ 125 ¦ ¦
¦- ширина, см ¦ 55 ¦ ¦
+——————+———————+————————+
¦Запасное окно — ¦ 4000 ¦В отверстие окна должен¦
¦площадь, кв. см ¦ ¦вписываться прямоуголь-¦
¦ ¦ ¦ник высотой 50 см и ¦
¦ ¦ ¦шириной 70 см ¦
+——————+———————+————————+
¦Запасное окно, ¦В отверстие запасного¦- ¦
¦расположенное в ¦окна должен вписы- ¦ ¦
¦задней части тран-¦ваться прямоугольник ¦ ¦
¦спортного средст- ¦высотой 35 см и шири-¦ ¦
¦ва, если изгото- ¦ной 155 см. Углы это-¦ ¦
¦витель не предус- ¦го прямоугольника мо-¦ ¦
¦мотрел запасного ¦гут быть закруглены ¦ ¦
¦окна указанных вы-¦до размера кривизны ¦ ¦
¦ше минимальных ¦не более 25 см ¦ ¦
¦размеров ¦ ¦ ¦
+——————+———————+————————+
¦Аварийный люк, ¦ 4000 ¦В отверстие люка должен¦
¦площадь отверстия ¦ ¦вписываться прямоуголь-¦
¦люка, кв. см ¦ ¦ник 50 х 70 см ¦
+——————+———————+————————+
5.6.4. Технические требования в отношении служебных дверей
5.6.4.1. Каждая служебная дверь должна легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, находящегося на стоянке (данное условие не является обязательным для движущегося транспортного средства). Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания дверей снаружи при условии, что двери всегда можно открыть изнутри.
5.6.4.2. Каждый орган управления или устройство, служащее для открывания дверей снаружи, должно размещаться на высоте не выше 180 см от поверхности дороги на снаряженном транспортном средстве, стоящем на ровной поверхности.
5.6.4.3. Каждая открываемая и закрываемая вручную одинарная служебная дверь, предназначенная для навешивания на петлях или шарнирах, должна навешиваться таким образом, чтобы при ее соприкосновении в открытом положении с неподвижным объектом при движении транспортного средства вперед она стремилась закрыться.
5.6.4.4. Если открываемая вручную служебная дверь оборудована английским замком, то он должен быть двухпозиционного типа.
5.6.4.5. На внутренней стороне служебной двери не должно быть никаких устройств, предназначенных для закрытия внутренних ступенек, когда дверь находится в закрытом положении.
5.6.4.6. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны устанавливаться оптические или другие устройства, позволяющие водителю со своего сиденья видеть пассажиров, находящихся в непосредственной близости внутри и снаружи от каждой служебной двери, за исключением автоматических служебных дверей.
5.6.4.7. Каждая служебная дверь, открывающаяся вовнутрь транспортного средства, должна быть сконструирована таким образом, чтобы при нормальной работе она не могла причинить вреда пассажирам. При необходимости должны быть установлены соответствующие защитные устройства.
5.6.4.8. Если служебная дверь расположена в непосредственной близости от двери туалета или другого внутреннего отделения, то служебная дверь должна быть оборудована устройством, предотвращающим ее непреднамеренное открытие. Однако это условие не применяют, если служебная дверь запирается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
5.6.4.9. Служебная дверь в любом открытом положении не должна мешать использованию любого обязательного выхода или затруднять к нему необходимый доступ.
5.6.5. Дополнительные технические требования в отношении служебных дверей с механическим приводом
5.6.5.1. В чрезвычайных обстоятельствах каждая служебная дверь с механическим приводом должна, когда транспортное средство находится на стоянке (но не обязательно для движущегося транспортного средства), открываться изнутри и в незапертом состоянии — снаружи при помощи органов управления, которые несмотря на то, функционирует ли источник энергии:
5.6.5.1.1. Работают независимо от всех других органов управления.
5.6.5.1.2. Размещаются на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой, если органы управления расположены внутри.
5.6.5.1.3. Могут быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью.
5.6.5.1.4. Могут включаться человеком, стоящим непосредственно перед дверью.
5.6.5.1.5. Открывают дверь или обеспечивают легкое открытие двери вручную.
5.6.5.1.6. Могут быть защищены приспособлением, легко снимаемым или разбиваемым с целью доступа к аварийному органу управления; водитель должен быть извещен звуковым или визуальным сигналом о включении аварийного органа управления или снятии с него защитной крышки.
5.6.5.1.7. Должны быть устроены таким образом, что после их включения для открытия двери и возвращения в нормальное положение последние не закрывались вновь до тех пор, пока водитель не включит закрывающий орган управления в случае, когда дверь, открываемая и закрываемая водителем, не соответствует требованиям 5.6.5.6.2.
5.6.5.2. На служебные двери может устанавливаться устройство, включаемое водителем с его сиденья, для приведения в действие внешних аварийных органов управления, с тем чтобы запереть двери снаружи. В этом случае внешние аварийные органы управления должны вновь включаться автоматически либо при запуске двигателя, либо до того, как транспортное средство наберет скорость 20 км/ч. После этого внешние аварийные органы управления не должны выключаться автоматически, т.е. без дополнительного действия водителя.
5.6.5.3. Каждая служебная дверь, открываемая и закрываемая водителем, должна приводиться в действие последним со своего сиденья при помощи органов управления (за исключением педалей), которые ясно и четко обозначены.
5.6.5.4. Каждая служебная дверь, приводимая в движение при помощи источника энергии, должна включать визуальное сигнальное устройство, которое должно быть четко видимым для водителя, сидящего в нормальном положении для вождения, при любых условиях окружающего освещения и должно информировать о том, что дверь закрыта не полностью. Устройство должно подавать сигналы в случаях, когда жесткие элементы двери занимают промежуточное состояние между полностью открытым положением и положением, когда расстояние между элементами двери составляет 30 мм до полностью закрытого положения. Одно сигнальное устройство может служить для одной или более дверей. Однако сигнальное устройство может не устанавливаться для передней служебной двери, которая не соответствует требованиям 5.6.5.6.2 и 5.6.5.6.3.
5.6.5.5. Если водитель может управлять органами, служащими для открывания и закрывания служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, то органы управления должны быть устроены таким образом, чтобы водитель мог изменить движение двери в обратном направлении в любое время при ее закрытии или открытии.
5.6.5.6. Конструкция и система управления каждой служебной двери, приводимой в движение при помощи источника энергии, должны быть такими, чтобы при закрытии двери пассажир не мог получить травму или быть зажат ею.
5.6.5.6.1. За исключением случаев, касающихся передней служебной двери, данное требование считают выполненным, если соблюдены два условия в соответствии с 5.6.5.6.2 и 5.6.5.6.3.
5.6.5.6.2. Первое условие заключается в том, что, если к закрывающейся двери в любой точке измерения, описанной в Приложении Ж, приложено усилие сопротивления, не превышающее 150 Н, дверь должна вновь полностью открываться автоматически и, за исключением случаев, касающихся автоматической служебной двери, оставаться открытой до включения органа управления, закрывающего дверь. Усилие сопротивления может быть измерено любым способом, удовлетворяющим требованиям компетентного органа. Рекомендации по измерению приведены в Приложении Ж. Пиковое усилие может кратковременно превышать 150 Н, но не более 300 Н. Система повторного открытия может быть проверена при помощи испытательного стержня сечением: высотой 60 мм, шириной 30 мм и радиусом закругления углов 5 мм.
5.6.5.6.3. Второе условие заключается в том, что в случаях, когда двери зажимают запястье или пальцы пассажира:
6.6.5.6.3.1. Дверь вновь автоматически открывают полностью и, за исключением случаев, касающихся автоматической служебной двери, оставляют открытой до включения закрывающего органа управления, либо
5.6.5.6.3.2. Запястье или пальцы могут быть высвобождены без риска нанесения травмы пассажиру путем открывания двери вручную или при помощи упомянутого в 5.6.5.6.2 испытательного конического стержня длиной 300 мм, диаметром 30 мм основания и 5 мм — вершины. Поверхность стержня не должна быть полированной или смазанной. Если дверь зажимает стержень, то необходимо, чтобы его можно было легко вынуть, либо
5.6.5.6.3.3. Дверь привести в положение, обеспечивающее свободный проход стержня сечением: высотой 60 мм, шириной 20 мм и радиусом закругления углов 5 мм. В этом случае двери должны быть открыты не более чем на 30 мм по отношению к полностью закрытому положению.
5.6.5.6.4. Для передней служебной двери требование 5.6.5.6 считают выполненным, если она:
5.6.5.6.4.1. Отвечает требованиям 5.6.5.6.2 и 5.6.5.6.3.
5.6.5.6.4.2. Или имеет эластичные края, однако не настолько, чтобы при закрытии двери и зажатии стержня, упомянутого в 5.6.5.6.2, жесткие элементы дверей принимали полностью закрытое положение.
5.6.5.7. В случаях, когда служебная дверь с механическим приводом удерживается в закрытом положении только при постоянной подаче энергии к дверям, должно быть визуальное сигнальное устройство, информирующее водителя о любой неисправности, касающейся подачи энергии.
5.6.5.8. При наличии устройства, препятствующего началу движения, оно должно функционировать только при скорости менее 5 км/ч и выключаться при больших скоростях.
5.6.5.9. Звуковой сигнал, предупреждающий водителя, может подаваться, если транспортное средство приведено в движение, когда служебная дверь с механическим приводом закрыта не полностью. Этот сигнал должен подаваться на скорости свыше 5 км/ч в случае дверей, отвечающих требованиям 5.6.5.6.3.3.
5.6.6. Дополнительные технические требования в отношении автоматических служебных дверей
5.6.6.1. Включение открывающих органов управления
5.6.6.1.1. За исключением случаев, предусмотренных в 5.6.5.1, открывающие органы управления каждой автоматической служебной двери должны включаться и выключаться только водителем со своего сиденья.
5.6.6.1.2. Включение и выключение может быть либо прямым при помощи выключателя или опосредованным, например путем открывания и закрывания передней служебной двери.
5.6.6.1.3. Информация о включении открывающих органов управления водителем должна обозначаться внутри, а в случаях, когда дверь должна быть открыта снаружи, также снаружи транспортного средства; индикатор (например, включение подсветки кнопки, включение подсветки условного знака) должен находиться на той двери, к которой он относится, или в непосредственной близости от нее.
5.6.6.1.4. В случае прямого приведения в действие включателя функциональное состояние системы должно четко указываться водителю, например положением включателя, или при помощи индикаторной лампочки, или подсветкой включателя. Включатель должен иметь специальное обозначение и располагаться таким образом, чтобы его нельзя было спутать с другими органами управления.
5.6.6.2. Открывание автоматических служебных дверей
5.6.6.2.1. После включения открывающих органов управления водителем пассажиры должны иметь возможность открыть дверь следующим образом:
5.6.6.2.1.1. Изнутри, например путем нажатия кнопки или прохождения через световой барьер.
5.6.6.2.1.2. Снаружи, за исключением случаев, когда дверь предназначена только для использования в качестве выхода и обозначена, как таковая, например, путем нажатия кнопки с загорающейся подсветкой, кнопки под условным знаком с подсветкой или аналогичного приспособления, снабженного надлежащей инструкцией.
5.6.6.2.2. При нажатии кнопок, упомянутых в 5.6.6.2.1.1, и использовании средств связи с водителем, приведенных в 5.7.9.1, может подаваться сигнал, который регистрируется и, после включения водителем открывающих органов управления, обеспечивает открывание двери.
5.6.6.3. Закрывание автоматических служебных дверей
5.6.6.3.1. После того как автоматическая служебная дверь открылась, она должна закрыться вновь автоматически по истечении определенного периода времени. Если в течение этого периода времени в транспортное средство входит или из него выходит пассажир, приспособление безопасности (например, контактная панель в полу, световой барьер, односторонний турникет) должно увеличить паузу, предшествующую закрытию двери.
5.6.6.3.2. Если пассажир входит (выходит) в (из) транспортное(го) средство(а) в момент закрытия двери, процесс закрытия должен прерываться автоматически и дверь должна возвратиться в открытое положение. Обратный ход может обеспечиваться одним из приспособлений, упомянутых в 5.6.6.3.1, или любым другим приспособлением.
5.6.6.3.3. Необходимо, чтобы дверь, которая закрылась автоматически в соответствии с положениями 5.6.6.3.1, могла быть вновь открыта пассажиром согласно положению 5.6.6.2; это положение не должно применяться в случае, если водитель выключил открывающие органы управления.
5.6.6.3.4. После выключения открывающих органов управления автоматической служебной двери водителем открытые двери должны закрыться в соответствии с 5.6.6.3.1 — 5.6.6.3.3.
5.6.6.4. Остановка автоматического закрывания дверей для специального использования, например для пассажиров с детскими колясками, инвалидов и т.д.
5.6.6.4.1. Водитель должен иметь возможность остановить автоматическое закрывание дверей путем включения специального органа управления. Пассажир также должен иметь возможность непосредственно остановить закрывание дверей путем нажатия специальной кнопки.
5.6.6.4.2. Водитель должен быть проинформирован о приостановке автоматического закрывания дверей, например с помощью визуального сигнального устройства.
5.6.6.4.3. Отмена остановки автоматического закрывания дверей должна осуществляться только водителем.
5.6.6.4.4. Требования 5.6.6.3 должны применяться и к последующему закрыванию двери.
5.6.7. Технические требования в отношении запасных дверей
5.6.7.1. Запасные двери должны легко открываться изнутри и снаружи, когда транспортное средство находится на стоянке. Однако это требование не исключает возможность запирания двери снаружи при условии, что она всегда может быть открыта изнутри с помощью обычного открывающего механизма.
5.6.7.2. Запасные двери не должны оборудоваться сервомеханизмом и не должны быть раздвижного типа.
5.6.7.3. Наружная ручка запасных дверей должна находиться на высоте не более 180 см над уровнем дороги, когда транспортное средство установлено на горизонтальной поверхности и находится в снаряженном состоянии.
5.6.7.4. Запасные двери, установленные на боковой части транспортного средства, должны навешиваться передней частью и открываться наружу. Ремни, ограничивающие открытие двери, цепочки или другие ограничивающие устройства допускаются, если они не препятствуют свободному открытию дверей на угол не менее 100° и позволяют им оставаться в этом положении. Если имеются достаточные средства для обеспечения свободного доступа к проходу через проем запасной двери, требование, касающееся минимального угла 100°, не применяют.
5.6.7.5. Если запасная дверь расположена в непосредственной близости от двери туалета или другого внутреннего отделения, то такая запасная дверь должна иметь средства, предотвращающие непреднамеренное открывание. Однако это требование не должно применяться, если запасная дверь фиксируется в закрытом положении автоматически, когда транспортное средство движется со скоростью 5 км/ч.
5.6.7.6. Если к служебной двери водителя затруднен подход вследствие узкого прохода между рулевым колесом и сиденьем водителя, то ее нельзя считать запасной дверью.
5.6.7.7. Все запасные двери, обзор которых с места водителя затруднен, должны быть оснащены звуковыми устройствами, информирующими водителя о неплотно закрытых дверях. Устройство должно приводиться в действие движением фиксатора двери, а не движением самой двери.
5.6.8. Технические требования в отношении запасных окон
5.6.8.1. Любое навесное запасное окно должно открываться наружу.
5.6.8.2. Любое запасное окно должно:
5.6.8.2.1. Либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, ОДОБРЕННОГО ОРГАНОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ.
5.6.8.2.2. Либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого или изготовленного из пластического материала стекла.
5.6.8.3. Любое запасное окно, которое может быть заперто снаружи, должно быть устроено таким образом, чтобы его в любое время можно было открыть изнутри транспортного средства.
5.6.8.4. Любое запасное окно, которое навешивается в верхней его части, должно быть оборудовано соответствующим механизмом для удержания его в открытом положении.
5.6.8.5. Высота нижнего края запасного окна, расположенного в боковой части транспортного средства над уровнем пола непосредственно под окном, должна составлять не более 100 см и не менее 65 см для навесного запасного окна или 50 см для окна с легко разбиваемым стеклом.
Однако для навесного запасного окна высота нижнего края может быть снижена до 50 см при условии оборудования оконного проема на высоте до 65 см приспособлением, предотвращающим возможность выпадения пассажиров из транспортного средства. Если оконный проем оборудован таким приспособлением, то высота проема над приспособлением должна быть не менее минимальной высоты, требуемой для запасного окна.
5.6.8.6. Любое навесное запасное окно, которое не является отчетливо видимым с сиденья водителя, должно быть оборудовано сигнальным устройством, информирующим водителя о том, что окно закрыто не полностью. Такое устройство должно включаться не от движения самого окна, а только от замка окна.
5.6.9. Технические требования в отношении аварийных люков
5.6.9.1. Каждый аварийный люк должен открываться и закрываться таким образом, чтобы не препятствовать свободному входу (выходу) внутрь (из) транспортного средства.
5.6.9.2. Аварийные люки в крыше должны быть либо отбрасываемого типа, либо навесного типа, либо изготавливаться из легко разбиваемого предохранительного стекла. Люки в полу должны быть либо навесного, либо отбрасываемого типа и оснащены звуковыми сигнальными устройствами, информирующими водителя о том, что люки закрыты неплотно. Сигнальное устройство должно приводиться в действие при открытии замка люка в полу, а не движением самого люка. Аварийные люки в полу должны быть оборудованы устройством, предотвращающим их непреднамеренное открытие. Однако это предписание не должно применяться, если люк в полу запирается автоматически при движении транспортного средства со скоростью более 5 км/ч.
5.6.9.3. Люки отбрасываемого типа при открытии не должны полностью отделяться от транспортного средства, чтобы не представлять опасности для участников дорожного движения. Аварийные люки должны открываться и закрываться таким образом, чтобы исключалось их случайное отбрасывание. Люки, оборудованные в полу, должны отбрасываться только внутрь пассажирского салона.
5.6.9.4. Навесные аварийные люки должны навешиваться по краю проема таким образом, чтобы открываться в направлении передней либо задней части транспортного средства с углом поворота петли не менее 100°. Люки, оборудуемые в полу, должны открываться внутрь салона.
5.6.9.5. Аварийные люки должны легко открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Однако это требование не должно толковаться как исключающее возможность запирания люка с целью обеспечения безопасности транспортного средства, когда в нем никого нет, при условии, что люк можно всегда открыть или снять изнутри с помощью обычного отпирающего механизма или механизма для снятия люка. В случае, если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, рядом с люком должно находиться приспособление, которым пассажиры могут разбить люк.
5.6.10. Технические требования в отношении убирающихся ступенек
Убирающиеся ступеньки, если таковые установлены, должны удовлетворять следующим требованиям:
5.6.10.1. Надлежащим образом убираться и выдвигаться одновременно с закрытием и открытием соответствующей служебной или запасной двери.
5.6.10.2. При закрытой двери ни одна из частей ступеньки не должна выступать более чем на 10 мм за контуры соседних участков кузова.
5.6.10.3. При открытой двери и выдвинутой ступеньке площадь поверхности должна соответствовать требованиям 5.7.7.
5.6.10.4. Возможность трогания с места транспортного средства с помощью собственного двигателя при выдвинутой ступеньке должна быть исключена.
5.6.10.5. Возможность выдвижения ступеньки во время движения транспортного средства должна быть исключена. В случае выхода из строя привода ступеньки она должна убираться и находиться в задвинутом положении. Однако такая неисправность или повреждение ступеньки не должны нарушать работу соответствующей двери.
5.6.10.6. Если пассажир стоит на ступеньке, возможность закрытия соответствующей двери должна быть исключена. Соблюдение этого требования проверяют путем установки в центре ступеньки груза массой 15 кг, соответствующего весу ребенка. Это требование не относится к двери, которая находится непосредственно в поле зрения водителя.
5.6.10.7. Движение ступеньки ни в коем случае не должно являться причиной нанесения травм как пассажирам, так и лицам, ожидающим транспортное средство на остановке.
5.6.10.8. Передние и задние углы ступенек должны иметь закругления радиусом не менее 5 мм; края ступеньки должны иметь закругления радиусом не менее 2,5 мм.
5.6.10.9. При открытой двери ступенька должна надежно удерживаться в выдвинутом положении. При установке по центру ступеньки груза массой 136 кг (для одиночной ступеньки) и 272 кг (для двойной ступеньки) отклонение ступеньки в любой точке не должно превышать 10 мм.
5.6.11. Надписи
5.6.11.1. Каждый запасный выход должен обозначаться надписью "Запасный выход" снаружи и внутри транспортного средства.
5.6.11.2. Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться как таковые соответствующим знаком или четкой надписью.
5.6.11.3. На всех приборах экстренного управления выходами или около них должны быть четкие инструкции по их применению.
5.6.11.4. Указания, предусмотренные в 5.6.11.1 — 5.6.11.3, должны быть изложены на РУССКОМ ЯЗЫКЕ, И МОГУТ БЫТЬ ПРОДУБЛИРОВАНЫ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ.
5.7. Внутренняя планировка
5.7.1. Доступ к служебным дверям (рисунок Г.1 и таблица Г.1)
5.7.1.1. Через свободное пространство внутри транспортного средства у боковой стенки, в которой расположена дверь, должен свободно проходить в вертикальном положении шаблон толщиной 10 см, шириной 40 см и высотой 70 см от уровня пола, над которым симметрично расположен другой шаблон шириной 55 см, высота которого должна удовлетворять предписанной для транспортного средства соответствующего класса. Этот двойной шаблон должен оставаться параллельно дверному проему по мере его перемещения из исходного положения, в котором плоскость стороны, обращенной внутрь транспортного средства, направлена по касательной к внешнему краю дверного проема, в положение, при котором он касается первой ступеньки, после чего его следует расположить перпендикулярно к вероятному направлению движения пассажира, использующего этот вход.