7.2.8.3. Увеличение расстояний между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки из вагона в вагон в кривых, следует определять по формуле 72000 / R , где R — радиус кривой, м.
7.2.9. Проектные нормы для не приведенных в табл. 1 — 7 промежуточных значений радиусов кривых принимают равными установленным для ближайших меньших радиусов.
7.2.10. При обращении на отдельных внутренних подъездных путях только специального подвижного состава, геометрические выносы которого значительно меньше выносов расчетного вагона (длина L = 24 м; база l = 17 м), проектные нормы допускается уменьшать:
а) приведенные для габарита Сп в табл. 3 и 4:
1 2
В — на величину — (36000 — 125 l ), мм;
вн R сп
1 2 2
В — на величину — [36000 — 125 (L — l )], мм;
нар R сп сп
б) приведенные для уширения междупутий в табл. 6:
1 2
на величину — (72000 — 125 l ),
R сп
где: R — радиус кривой, м;
L — длина кузова специального подвижного состава,
сп
эксплуатируемого на рассматриваемых путях, м;
l — база специального подвижного состава, м.
сп
Аналогичные уменьшения допускается принимать и для эксплуатационных норм.
7.3. Эксплуатационные нормы
7.3.1. Эксплуатационные нормы распространяются на все пути общей сети железных дорог, внешние (подъездные) и внутренние железнодорожные пути предприятий, их следует применять:
а) при эксплуатации существующих линий, сооружений и устройств на них, построенных до введения ГОСТ 9238-83 и не отвечающих проектным нормам;
б) при переустройстве существующих сооружений и устройств под установленные настоящей Инструкцией минимальные очертания приближения строений;
в) при строительстве и эксплуатации высоких и низких пассажирских, а также грузовых платформ и сооружений, расположенных в закрестовинных кривых.
7.3.2. Эксплуатационные нормы следует принимать:
по табл. 8 и 9 — для определения размеров габаритов С и Сп;
по табл. 10 — для определения размеров минимального внутреннего очертания А переустраиваемых инженерных сооружений;
по табл. 11 и 12 — для определения размеров минимальных внутренних очертаний верхней части сооружений на электрифицированных линиях Э1 и Э2;
по табл. 13 — для определения габаритов приближения строений высоких и низких платформ;
по табл. 14 и 17 — для определения размеров минимальных внутренних очертаний сооружений для пропуска подвижного состава габаритов Тпр и Тц;
по табл. 18 — для определения расстояний между осями путей существующих линий;
по табл. 19 — 21 — для определения величин непогашенного ускорения и геометрических выносов, необходимых в случаях, указанных в таблицах эксплуатационных норм.
7.3.3. Размеры габаритов С и Сп и минимальных очертаний даны в
таблицах эксплуатационных норм в виде горизонтальных В и В и
нар вн
вертикальных координат их точек соответственно для наружной и
внутренней сторон кривых. Указанные координаты для габаритов С и
Сп даются в таблицах эксплуатационных норм только для точек,
расположенных на высоте 1070 мм и более. Координаты точек на
меньшей высоте следует принимать по табл. 13. Общий принцип
графического построения габаритов приближения строений по
эксплуатационным нормам приведен на рис. 10.
7.3.4. Эксплуатационные нормы увеличения расстояний от оси пути до края опор, мачт и столбов следует принимать по табл. 7 в зависимости от радиусов кривых и величин существующих или намечаемых на определенную перспективу возвышений наружного рельса.
Пример: R = 400 м; h = 60 мм; норма расстояния до опоры в
прямой d = 3100 мм.
пр
По таблице 7 находим:
— для наружной стороны (для любых возвышений) — в графе 2 при
R = 400 м, d = 90 мм; искомое расстояние d = d + d
нар кр.нар пр нар
= 3100 + 90 = 3190 мм;
— для внутренней стороны — в графе 18 при h = 60 мм и R = 400
м находим d = 185 мм; искомое расстояние d = d + d =
вн кр.вн пр вн
3100 + 185 = 3285 мм.
7.3.5. Числовое значение величины непогашенного ускорения а ,
нп
которое должно быть принято для определения эксплуатационных норм
в случаях, указанных в таблицах, необходимо определять следующим
образом: сначала, по табл. 19, в зависимости от радиуса кривой R и
скорости движения пассажирских поездов V определяется полное
центробежное ускорение а ; в зависимости от найденного значения
ц
а и возвышения наружного рельса в данной кривой h по табл. 20
ц
определяется величина непогашенного ускорения а .
нп
Например: R = 600 м; V = 100 км/ч; h = 100 мм. По табл. 19 при
R = 600 м и V = 100 км/ч находим: а = 1,29 м/кв. сек. По табл. 20
ц
при а = 1,29 м/кв. сек и h = 100 мм находим: а = 0,7 м/кв. сек.
ц нп
7.3.6. Числовое значение величины геометрического выноса "в",
учитываемое в координатах В и В , следует принимать по табл.
нар вн
21 в зависимости от радиуса кривой.
7.3.7. Минимально необходимое по эксплуатационным нормам
расстояние между осями путей в кривых S следует определять
кр
увеличением расстояния между осями путей S , установленного для
пр
прямой, на габаритное уширение d или d’ , указанное в табл. 18,
м м
т.е.:
S = S + d (d’ ),
кр пр м м
где d — необходимое увеличение горизонтального расстояния
м
между осями путей в кривых для случаев, когда h = h ; h =
нар вн нар
h = 0 и h < h , приведенных в графах 2 - 17 табл. 18;
вн нар вн
d’ — то же, когда h > h и h = 0, приведенных в графе
м нар вн вн
19 табл. 18;
h — возвышение наружного рельса внешнего пути, мм;
нар
h — возвышение наружного рельса внутреннего пути, мм.
вн
Например. 1. R = 700 м; h = h = 70 мм; S = 4100 мм.
нар вн пр
Так как h = h , то определяем d : по табл. 18, графа 9,
нар вн м
при R = 700 м и h = 70 мм находим d = 105 мм. Тогда S = 4100 +
м пр
105 = 4205 мм.
2. R = 1200 м; h = 120 мм; h = 80 мм; S = 4100 мм.
нар вн кр
Так как h > h , то определяем d’ . Находим разность
нар вн м
возвышений h — h = 120 — 80 = 40 мм. В графе 19 табл. 18 при
нар вн
h — h = 40 мм находим: d’ = d + 100. В графе 14 при R =
нар вн м м
1200 м и h = 120 мм находим d = 75 мм. При этом d’ = 75 + 100 =
м м
175 мм. Тогда S = 4100 + 175 = = 4275 мм.
кр
7.3.8. Для промежуточных значений радиусов кривых и возвышений наружного рельса эксплуатационные нормы определяются интерполяцией.
7.4. Отводы уширений габаритов приближения строений
на подходах к кривым участкам пути
7.4.1. Отводы уширений габарита приближения строений на подходах к кривым осуществляются в пределах участков отвода, определяемых по таблице 4. В пределах этих участков габаритное уширение нарастает постепенно от нуля до полной нормы, установленной для соответствующей круговой кривой. Горизонтальные расстояния от оси пути до соответствующей точки габарита приближения строений или величина уширения в какой-либо точке участка отвода следует определять методом линейной интерполяции по формулам, приведенным в таблице.
Таблица 4
УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ ГАБАРИТОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ
СТРОЕНИЙ НА ПОДХОДАХ К КРИВЫМ
+————+———————————————————————————+
¦Характерис-¦ Увеличение размеров габаритов приближения строений ¦
¦тика участ-+——————————————+————————————-+
¦ков подхода¦ с наружной стороны кривой ¦ с внутренней стороны кривой ¦
¦к круговым +———————-+——————-+——————+——————+
¦кривым ¦ начало увеличения ¦ окончание ¦начало увеличения ¦ окончание ¦
¦ ¦ ¦ увеличения ¦ ¦ увеличения ¦
+————+———————-+——————-+——————+——————+
¦Наличие пе-¦За 10 м до начала ¦В конце переходной ¦За 5 м до начала ¦В конце переходной¦
¦реходной ¦переходной кривой ¦кривой ¦переходной кривой ¦кривой ¦
¦кривой и ¦ ¦ ¦
¦отсутствие ¦ н ¦ в ¦
¦возвышения ¦ l ¦ l ¦
¦наружного ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦рельса ¦а) В = В + (В — В) ———; ¦а) В = В + (В — В) ——-; ¦
¦ ¦ нар нар L + 10 ¦ вн вн L + 5 ¦
¦ ¦ пк ¦ пк ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ н ¦ в ¦
¦ ¦ l ¦ l ¦
¦ ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦ ¦б) d = d ——— ¦б) d = d ——- ¦
¦ ¦ нар нар L + 10 ¦ вн вн L + 5 ¦
¦ ¦ пк ¦ пк ¦
+————+———————-+——————-+——————+——————+
¦Отсутствие ¦За 15 м до начала ¦В начале круговой ¦За 10 м до начала ¦На круговой кривой¦
¦переходной ¦круговой кривой ¦кривой ¦круговой кривой ¦в 5 м от ее начала¦
¦кривой и ¦ ¦ ¦
¦возвышения ¦ н ¦ в ¦
¦наружного ¦ l ¦ l ¦
¦рельса ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦ ¦а) В = В + (В — В) —-; ¦а) В = В + (В — В) —-; ¦
¦ ¦ нар нар 15 ¦ вн вн 15 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ н ¦ в ¦
¦ ¦ l ¦ l ¦
¦ ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦ ¦б) d = d —- ¦б) d = d —- ¦
¦ ¦ нар нар 15 ¦ вн вн 15 ¦
+————+———————-+——————-+——————+——————+
¦Наличие ¦За 10 м до начала пе- ¦Для проектных норм ¦За 10 м до начала ¦За 10 м до начала ¦
¦возвышения ¦реходной кривой или до¦- в начале круговой¦переходной кривой ¦круговой кривой ¦
¦наружного ¦начала отвода возвыше-¦кривой; ¦или до начала от- ¦ ¦
¦рельса при ¦ния наружного рельса ¦для эксплуатацион- ¦вода возвышения ¦ ¦
¦наличии или¦ ¦ных норм — за 10 м ¦наружного рельса ¦ ¦
¦отсутствии ¦ ¦до начала круговой ¦ ¦ ¦
¦переходной ¦ ¦кривой ¦ ¦ ¦
¦кривой ¦ ¦ ¦
¦ ¦ н ¦ в ¦
¦ ¦ l ¦ l ¦
¦ ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦ ¦а) В = В + (В — В) —————-;¦а) В = В + (В — В) ————;¦
¦ ¦ нар нар L (или L ) + а ¦ вн вн L (или L ) ¦
¦ ¦ пк ов ¦ пк ов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ н ¦ в ¦
¦ ¦ l ¦ l ¦
¦ ¦ отв отв ¦ отв отв ¦
¦ ¦б) d = d —————-, ¦б) d = d ———— ¦
¦ ¦ нар нар L (или L ) + а ¦ вн вн L (или L ) ¦
¦ ¦ пк ов ¦ пк ов ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦где а = 10 — для проектных норм; ¦ ¦
¦ ¦а = 0 — для эксплуатационных норм ¦ ¦
+————+——————————————+————————————-+
Примечания. 1. Формулы "а" приведены для определения горизонтальных координат точек габарита приближения строений С (Сп); формулы "б" — при определении горизонтальных расстояний от оси пути до внутреннего края опор (путепроводов, пешеходных мостов, контактной сети, воздушных линий связи и СЦБ, электроосвещения, электроснабжения и воздушных трубопроводов), мачт светофоров и семафоров, путевых и сигнальных знаков и столбов.
2. Условные обозначения, принятые в формулах:
отв отв
В , В — горизонтальное расстояние от оси пути до
нар вн
соответствующей точки габаритов приближения строений С или Сп в
рассматриваемой точке участка отвода уширений, соответственно, с
наружной и внутренней стороны кривой, мм;
В — горизонтальная координата рассматриваемой точки габарита
приближения строений в прямой, мм;
В , В — горизонтальные координаты точки рассматриваемого
нар вн
габарита приближения строений в кривой, определенные по табл. 1 —
4 или 8, 9 Приложения 2 к настоящей Инструкции, мм;
отв отв
d , d — величина увеличения горизонтальных расстояний от
нар вн
оси пути до опор, мачт и столбов в рассматриваемой точке участка
отвода уширений, соответственно, с наружной и внутренней стороны
кривой, мм;
d , d — норма увеличения горизонтальных расстояний от оси
нар вн
пути до внутреннего края опор, мачт, столбов в рассматриваемой
кривой, определенная по табл. 7 Приложения 2 к настоящей
Инструкции, мм;
L — длина переходной кривой, м;
пк
L — расстояние от начала отвода возвышения до начала
ов
круговой кривой, м;
н в
l , l — расстояние от начала отвода уширения габарита до
отв отв
рассматриваемой точки, м, соответственно, с наружной и внутренней
сторон кривой.
7.4.2. Переходы от расстояний между осями путей на прямых участках пути к расстояниям в кривых при концентрическом расположении путей предусматриваются, как правило, в пределах от начала переходных кривых и до конца их с применением на внутреннем пути переходных кривых увеличенной длины по сравнению с длиной, принятой для наружного пути.
8. КОНТРОЛЬ ГАБАРИТОВ, УЧЕТ И УСТРАНЕНИЕ
НЕГАБАРИТНЫХ МЕСТ
8.1. Общие положения
8.1.1. Все сооружения, устройства и пути проектируемых, вновь построенных, реконструированных, подвергнутых техническому переоснащению и усилению, капитально отремонтированных и эксплуатируемых железных дорог Союза ССР колеи 1520 (1524) мм, их станций, участков и направлений должны соответствовать установленным ГОСТ 9238-83 габаритам приближения строений С и Сп и расстояниям между осями путей для перегонов и станций.
8.1.2. Контроль за соблюдением предприятиями и организациями габаритов сооружений, устройств и путей на дорогах возлагается на габарито-обследовательские станции. Габарито-обследовательские станции железных дорог обязаны требовать от работников всех предприятий и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, соблюдения на путях МПС габаритных норм для обеспечения безопасности движения поездов и работы обслуживающего персонала. О случаях нарушения габаритов начальники габарито-обследовательских станций должны докладывать руководству дороги для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
8.1.3. Габариты сооружений и устройств, а также расстояния между осями путей должны проверять:
— в процессе строительства, реконструкции, ремонтов, а также при приемке в эксплуатацию вновь построенных, реконструированных и капитально отремонтированных сооружений, устройств и путей работники дистанций пути, предприятий, на балансе которых находятся объекты, а в необходимых случаях — и работники габарито-обследовательских станций, которые должны включаться в состав приемочных комиссий;
— в процессе эксплуатации сооружений устройств и путей — порядком и в сроки, установленные соответствующими отраслевыми положениями и инструкциями для проведения их осмотров (но не реже двух раз в год — при весенних и осенних осмотрах), работниками, непосредственно обслуживающими объекты, руководителями предприятий, в ведении которых они находятся;
— не реже одного раза в 10 лет — в ходе сплошной проверки всех сооружений и устройств дороги, организуемой габарито-обследовательскими станциями и непосредственно проводимой работниками хозединиц причастных служб. Техническое руководство этой проверкой, участие в ней при необходимости, контроль и обобщение результатов осуществляют габарито-обследовательские станции.
Сплошная проверка тоннелей должна производиться не реже одного раза в 5 лет тоннельно-обследовательской станцией Главного управления пути МПС.
Проверку мостов производят дистанции пути совместно с мостоиспытательными станциями.
На электрифицированных линиях проверки выполняются совместно с работниками участков энергоснабжения.
Один экземпляр материалов проверки по тоннелям и мостам передается габарито-обследовательским станциям.
Пассажирские платформы должны проверяться через 5 лет по плану, утверждаемому начальником или главным инженером дороги.
8.1.4. Нарушение габаритов, при которых не обеспечивается безопасный пропуск с нормальными скоростями подвижного состава и грузов, должны устраняться по их обнаружении. Такие нарушения должны фиксироваться в "Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети" с указанием условий пропуска поездов на период до проведения соответствующих работ.
8.2. Производство габаритных промеров
8.2.1. Натурные обмеры сооружений, устройств и расстояний между осями путей должны проводиться с целью определения фактических габаритов сооружений, устройств и расстояний между осями пути и их соответствия установленным нормам.
8.2.2. Съемка внутренних очертаний сооружений и устройств и измерения расстояний между осями путей и от оси пути до опор, мачт, столбов и других подобных устройств должна производиться в сечениях, перпендикулярных к оси пути, методом прямоугольных координат или полярным методом.
Вертикальную координату каждой переломной точки внутреннего очертания следует измерять:
в прямых — от уровня головок рельсов;
в кривых — от уровня верха головки внутреннего рельса;
горизонтальные расстояния до параллельных точек измеряются:
в прямых — от оси пути;
в кривых — от вертикальной линии внутри колеи, отстоящей от внутренней грани ближайшего рельса на расстоянии 760 (762) мм.
При съемке полярным методом за полюс принимается точка пересечения оси ближайшего к сооружению пути с горизонтальной прямой на уровне верха головок рельсов (в кривой — верха головки внутреннего рельса).
8.2.3. Съемка внутреннего очертания сооружений и устройств должна производиться по точкам перелома линии внутреннего очертания. Для тоннелей или других объектов, имеющих криволинейное очертание, переломные точки должны выбираться с таким расчетом, чтобы расстояние между двумя соседними точками на превышало 400 мм, что обеспечивает необходимую точность в связи с заменой криволинейных отрезков прямолинейными.
8.2.4. Съемку габаритов сооружений и устройств различных видов и измерение расстояний между осями путей необходимо производить в следующих сечениях:
8.2.4.1. На мостах с ездой понизу, имеющих фермы пролетных строений с непараллельными поясами в сечениях по портальным рамам. Если фермы с параллельными поясами, съемку следует производить в сечениях портальных рам и в одном из сечений по поперечным связям в каждом пролетном строении, а также дополнительно в тех сечениях поперечных связей, в которых после усиления или реконструкции пролетных строений изменились внутренние очертания.
На мостах с ездой посередине — в местах видимых стеснений, а при их отсутствии в 2 — 3-х сечениях по длине моста, но не менее чем в одном сечении каждого пролетного строения.
На мостах с ездой поверху — допускается ограничиться 2 — 3 промерами от оси пути до перил в одну и другую стороны и в видимых стесненных сечениях, если они имеются.
8.2.4.2. В тоннелях и галереях — в сечениях не реже чем через 10 м, желательно по кольцам, и в местах видимых стеснений.
8.2.4.3. Под пролетными строениями путепроводов, пешеходных мостов и акведуками — в сечениях, соответствующих наивысшему уровню головки рельса под сооружением и в наиболее стесненных опорами и пролетными строениями местах. При протяжении этих сооружений вдоль оси пути не более 10 м можно ограничиться снятием размеров одного наиболее стесненного сечения. Проверку сечения в указанных местах следует производить перпендикулярно к оси пути или к ближайшим от опор осям путей, уложенным под этими сооружениями.
8.2.4.4. Промеры расстояний от оси пути до платформ, подпорных стенок, зданий, пакгаузов, заборов и других подобных объектов в прямых участках пути следует производить в видимых стесненных сечениях, а если последние трудно выделить, то в начале, середине и конце сооружения (на платформах — у каждой опоры).
Если эти сооружения расположены в кривых участках пути, проверяемые сечения следует принимать через 20 м и в местах видимых стеснений (на платформах — у каждой опоры).
8.2.4.5. Расстояния от оси пути до края опор, мачт, столбов и других подобных устройств должны измеряться на уровне головок рельсов, если нет выступающих за этот край в сторону пути частей; при наличии таких частей следует снимать размеры поперечного сечения по ним.
8.2.4.6. Расстояния между осями главных путей на перегонах и станциях следует измерять у каждого километрового столба и пикетного столбика (в кривых — через 50 м), в начале остряков стрелок и в местах видимых сужений междупутий.
Расстояния между осями путей на станциях (кроме главных) следует измерять через 50 — 100 м и в местах видимых сужений междупутий.
В двухпутных тоннелях, на мостах и других сооружениях расстояния между осями путей должны быть измерены во всех сечениях, где производится съемка внутренних очертаний этих сооружений.
8.2.5. При проверке габаритов приближения строений съемка внутренних очертаний сооружений и устройств, промеры междупутных расстояний, а также промеры до других сооружений и устройств производятся обычными измерительными инструментами и приспособлениями (метры, рулетки, мерные ленты, рейки, отвесы, шесты, уровни) или специальными инструментами и приборами (шаблоны, транспортир, оптический габаритомер, теодолиты, тахеометры).
8.2.6. При проверке габаритов приближения строений и расстояний между осями путей на эксплуатируемых линиях должны соблюдаться все установленные правила и инструкции по обеспечению безопасности движения поездов, а также правила техники безопасности при работе на действующих путях.
8.2.7. Негабаритные сооружения и устройства, влияющие на безопасность работы железнодорожного персонала, должны быть ограждены с обеих сторон постоянными предупредительными знаками "Осторожно! Негабаритное место".
8.2.7.1. Расположение этих знаков в зоне железнодорожных путей должно исключать возможность их восприятия в качестве сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также не ухудшать видимость сигнальных приборов, указателей и знаков.
Знаки не должны мешать также движению людей, транспорта, перемещению грузов и т.д.
Изображение на знаке в зависимости от его назначения и места установки может быть нанесено с одной или с обеих сторон.
8.2.7.2. Размеры каждого знака следует определять в зависимости от максимального расстояния, с которого он должен восприниматься работающим, в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 и ОСТ 32.4-76.
8.3. Негабаритные сооружения, устройства
и расстояния между осями путей, их учет,
переустройство и отчетность по ним
8.3.1. Сооружения и устройства железных дорог, нарушающие соответствующие очертания габаритов приближения строений С и Сп, нормы на расстояния между осями путей, а также требования настоящей Инструкции, являются негабаритными. Такие объекты подлежат учету и последующему переустройству.
Существующие сооружения и устройства, имеющие отклонения от габаритов С и Сп в пределах допусков, установленных настоящей Инструкцией, к числу негабаритных не относятся и учету в таблице 14 не подлежат. Инженерные сооружения, отвечающие требованиям очертания А (рис. 3), учитываются при решении вопросов, связанных с пропуском сверхнегабаритных грузов и в таблицу негабаритных объектов не включаются.
8.3.2. Учет негабаритных объектов на железных дорогах общей сети должен вестись:
В дистанциях и службах пути — по объектам предприятий всех служб, расположенных в пределах дистанций, в табл. 14 "Негабаритные места" технического паспорта дистанции пути (см. Приложение 3).
На других линейных предприятиях — по объектам, находящимся на их балансе, в ведомостях, составленных по форме табл. 14.
В габарито-обследовательских станциях — по всем негабаритным объектам в пределах дороги в табл. 14. При этом на негабаритные сооружения и устройства должны быть составлены карточки по форме приложения 1 Инструкции МПС N ЦД/4131 1983 г.
8.3.3. На промышленных предприятиях, имеющих на своем балансе железнодорожные пути колеи 1520 (1524) мм, также должны быть учтены все негабаритности.
Натурные обмеры сооружений, устройств и расстояний между осями путей должны производиться при техническом руководстве или участии на договорной основе габарито-обследовательских станций железных дорог.
8.3.4. Устранение негабаритностей объектов железных дорог, промышленных предприятий и организаций должно осуществляться в плановом порядке с максимальным использованием для этой цели всех видов работ по ремонту и эксплуатации пути, сооружений и устройств.
8.3.5. Устанавливается следующий порядок составления планов ликвидации негабаритностей:
— разработка проекта плана — до 15 ноября каждого текущего года, осуществляется начальником габарито-обследовательской станции;
— согласование проекта плана с соответствующими отделениями и службами, в ведении которых находятся объекты, — до 15 декабря;
— утверждение плана начальником или главным инженером дороги — до 1 января.
8.3.6. При составлении планов устранения негабаритных мест, в первую очередь, должны учитываться следующие негабаритные объекты:
— не обеспечивающие пропуск полувагонов габарита Тпр и цистерн
габарита Тц, т.е. не отвечающие контрольным очертаниям, ПР, ПР ,
п
Ц, Цп, а также нормам расстояний между осями путей, приведенным в
п. 6 настоящей Инструкции;
— не обеспечивающие пропуск вагонов, погруженных по
увеличенному зональному габариту погрузки, введенному указанием
МПС от 30.09.83 N Г-30770;
— не отвечающие контрольным очертаниям ПР и ПР ;
п
— не отвечающие минимальному очертанию "А" и обусловливающие кружность перевозок негабаритных грузов.
8.3.7. Выявление новой негабаритности или устранение негабаритности объекта должно оформляться актом (см. Приложение 4), который должен подписываться: в первом случае — руководителем линейного предприятия и представителем дистанции пути, во втором случае — также и исполнителем работ. Акты представляются в отделение дороги, габарито-обследовательскую станцию и дистанцию пути для внесение изменений в табл. 14 "Технического паспорта". Сведения о появлении новых негабаритностей или об ухудшении габаритной характеристики существующих следует сообщать в габарито-обследовательскую станцию в тот же день, при изменении габаритов в лучшую сторону — в течение трех суток.
8.3.8. Отчетность линейных предприятий, отделений и железных дорог об изменениях габаритного состояния их объектов должна осуществляться следующие образом:
8.3.8.1. Руководители хозединиц — главному инженеру отделения:
а) ежеквартально представлять обобщенные данные об изменении габаритного состояния сооружений, устройств и путей соответствующих хозяйств;
б) ежегодно к 10 января — сводный отчет о выполнения плана устранения негабаритностей за истекший год с указанием причин задержек работ (если план не выполнен) и причин появления новых негабаритностей; данные о работах, выполненных в соответствии с Приказом МПС N 22Ц от 03.05.82 по нормам приложений 4 и 5 к этому Приказу; данные по форме табл. 14; предложения к плану ликвидации негабаритностей в следующем году.
8.3.8.2. Главные инженеры отделений — главному инженеру дороги:
— дважды в год за первое и второе полугодие — обобщенные данные всех хозединиц отделения, представляемые ими в соответствии с п. 8.3.8.1а;
— ежегодно к 1 февраля — сводный отчет по отделению с данными, предусмотренными п. 8.3.8.1б.
8.3.8.3. Главные инженеры дорог — Гипротранстэи МПС — ежегодно к 1 марта — сводный отчет по дороге, включающий: сведения о ликвидации и появлении негабаритностей в отчетном году; о ходе работ по подготовке к введению подвижного состава габаритов Тпр и Тц и зонального габарита погрузки; об улучшении условий пропуска негабаритных грузов и планы устранения негабаритностей на текущий год.
8.3.8.4. Гипротранстэи — в МПС и ВНИИЖТ сводные данные по сети в соответствии с п. 8.3.8.3.
Главное управление пути МПС,
Заместитель Начальника
А.П.ЯРИЗ
Всесоюзный научно-исследовательский
институт железнодорожного транспорта,
Заместитель Директора
В.Ф.БАРАБОШИН
Заведующий сектором стандартизации
В.Д.ЧЕРНИКОВ
Заведующий отделением
комплексных испытаний
В.М.БОГДАНОВ
Руководитель разработки темы,
заведующий габаритным сектором
Ю.М.ЛАЗАРЕНКО
Исполнители:
Л.С.БОРИСОВА
В.Л.КРЫЛОВ
Л.А.ВЕСЕЛОВА
Государственный институт
технико-экономических
изысканий и проектирования
железнодорожного транспорта,
главный инженер
П.В.ЕРМАКОВ
Исполнители:
Ю.Н.ВОЛЬКОВИЧ
А.В.ХОЛОДКОВ
С.Н.ШЕЙКО
Приложение 2
(обязательное)
к Инструкции
от 18 ноября 1986 г. N ЦП/4425
ТАБЛИЦЫ <*>
НОРМ ИЗМЕНЕНИЯ РАЗМЕРОВ ГАБАРИТОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ
СТРОЕНИЙ И РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ОСЯМИ ПУТЕЙ И КРИВЫХ
УЧАСТКОВ ПУТИ
(проектные нормы — табл. 1 — 7,
эксплуатационные нормы — табл. 8 — 18,
вспомогательные таблицы — табл. 19 — 22)
———————————
<*> Таблицы не приводятся.
ПЕРЕЧЕНЬ
ТАБЛИЦ ПРИЛОЖЕНИЯ 2 К "ИНСТРУКЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ГАБАРИТОВ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ"
Таблица 1. Размеры габарита приближения строений С в кривых участках пути для сооружений и устройств на перегонах и у главных путей раздельных пунктов общей сети железных дорог (проектные нормы).
Таблица 2. Размеры габаритов приближения строений С и Сп в кривых участках пути для сооружений и устройств на перегонах и у главных путей раздельных пунктов подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных предприятий и путей между последними (проектные нормы).
Таблица 3. Размеры габаритов приближения строений С и Сп в кривых участках пути для сооружений и устройств у всех станционных путей (кроме главных), имеющих возвышение наружного рельса (проектные нормы).
Таблица 4. Размеры габаритов приближения строений С и Сп в кривых участках пути для сооружений и устройств у всех станционных путей, не имеющих возвышения наружного рельса, скорость движения по которым не превышает 50 км/ч (проектные нормы).
Таблица 5. Увеличение в мм горизонтальных расстояний между осями путей в кривых участках пути общей сети железных дорог (проектные нормы).
Таблица 6. Увеличение в мм горизонтальных расстояний в кривых между осями смежных внешних и внутренних подъездных путей (проектные нормы).
Таблица 7. Нормы увеличения горизонтальных расстояний от оси пути до внутреннего края опор (путепроводов, пешеходных мостов, контактной сети, воздушных линий связи и СЦБ, электроосвещения, электроснабжения и воздушных трубопроводов), мачт светофоров и семафоров, путевых и сигнальных знаков и столбов в кривых участках пути (проектные нормы).
Таблица 7а. Расчетные возвышения наружного рельса в кривых для определения по табл. 7 проектных норм увеличения расстояний от оси пути до опор, мачт и столбов с внутренней стороны кривой, мм.
Таблица 8. Размеры габарита приближения строений С в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 9. Размеры габарита приближения, строений Сп в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 10. Размеры минимального внутреннего очертания А, допускаемого для переустраиваемых существующих инженерных сооружений в кривых (эксплуатационные нормы).
Таблица 11. Размеры минимального внутреннего очертания В1 верхней части переустраиваемых под электрическую тягу сооружений в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 12. Размеры минимального внутреннего очертания В2 верхней части существующих сооружений в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 13. Размеры габаритов приближения строений для высоких и низких платформ в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 14. Размеры минимальных внутренних очертаний сооружений ПР и ПР’ для пропуска подвижного состава габарита Тпр в кривых (эксплуатационные нормы).
Таблица 15. Размеры минимальных внутренних очертаний сооружений ПРп и ПРп’ для пропуска подвижного состава габарита Тпр в кривых (эксплуатационные нормы).
Таблица 16. Размеры минимального внутреннего очертания сооружений Ц для пропуска подвижного состава габарита Тц в кривых (эксплуатационные нормы).
Таблица 17. Размеры минимального внутреннего очертания сооружений Цп для пропуска подвижного состава габарита Тц в кривых (эксплуатационные нормы).
Таблица 18. Увеличение d и d ‘ горизонтальных расстояний
м м
между осями путей в кривых участках пути (эксплуатационные нормы).
Таблица 19. Величины полных центробежных ускорений, действующих на подвижной состав в кривых.
Таблица 20. Величины непогашенных ускорений, действующих на подвижной состав в кривых участках пути.
Таблица 21. Величина геометрических выносов "в" расчетного вагона в кривых различных радиусов.
Таблица 22. Геометрические выносы "в" восьмиосных полувагонов и цистерн в кривых участках пути.
Приложение 3
(справочное)
к Инструкции
от 18 ноября 1986 г. N ЦП/4425
Таблица 14
НЕГАБАРИТНЫЕ МЕСТА
________________________________
(наименование хозединицы дороги)
+-+——+——+————————-+—————-+——-+———-+————-+——+
¦N¦Наи- ¦Наи- ¦ Месторасположение и ¦Горизонтальные ¦Высота ¦Не обеспе-¦Мероприятия ¦Факти-¦
¦ ¦мено-¦мено-¦ характеристика объекта ¦(в числителе) и ¦подвес-¦чивается ¦по устранению¦ческая¦
¦п¦вание¦вание+——+—-+——+——-+вертикальные (в ¦ки кон-¦пропуск ¦негабаритнос-¦дата ¦
¦/¦пере-¦нега-¦N пути¦на- ¦про- ¦прямая ¦знаменателе) ¦тактно-¦подвижного¦ти ¦устра-¦
¦п¦гона ¦ба- ¦или N ¦чало¦тя- ¦или ра-¦расстояния до ¦го про-¦состава +——+——+нения ¦
¦ ¦или ¦рит- ¦смеж- ¦не- ¦жен- ¦диус ¦негабаритных то-¦вода ¦габарита ¦наиме-¦испол-¦нега- ¦
¦ ¦стан-¦ного ¦ных ¦га- ¦ность¦кривой ¦чек объекта или ¦(факт. ¦Тпр, Тц, ¦нова- ¦нитель¦барит-¦
¦ ¦ции ¦объ- ¦путей,¦ба- ¦нега-¦снаружи¦расстояния между¦норма ¦грузов ¦ние ¦работ,¦ности ¦
¦ ¦ ¦екта ¦их на-¦рит-¦ба- ¦или ¦осями смежных ¦по ПТЭ)¦степеней ¦работ ¦срок ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦значе-¦нос-¦рит- ¦внутри ¦путей ¦ ¦негабарит-¦и ори-¦выпол-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ние ¦ти, ¦ности¦кривой,+—-+————+ ¦ности, зо-¦енти- ¦нения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦км, ¦ ¦сущест-¦фак-¦ требуемые ¦ ¦нального ¦ровоч-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пк ¦ ¦вующее ¦ти- ¦ по нормам ¦ ¦габарита ¦ная ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возвы- ¦чес-+—-+——+ ¦погрузки ¦стои- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦шение ¦кие ¦в ¦в кри-¦ ¦ ¦мость ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наруж- ¦в мм¦пря-¦вой по¦ ¦ ¦их вы-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного ¦ ¦мой ¦эксп- ¦ ¦ ¦полне-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рельса ¦ ¦ ¦луата-¦ ¦ ¦ния в ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цион- ¦ ¦ ¦тыс. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ным ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦ ¦
+-+——+——+——+—-+——+——-+—-+—-+——+——-+———-+——+——+——+
¦1¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦
+-+——+——+——+—-+——+——-+—-+—-+——+——-+———-+——+——+——+
Примечание. Графа 12 заполняется по данным габарито-обследовательской станции.
Составлено по состоянию на 1 января 19__ г. __________________
(подпись руководителя
хозединицы)
Внесены изменения по состоянию на 1 января 19__ г. ___________
(подпись руководителя
хозединицы)
на 1 января 19__ г. ___________
(подпись руководителя
хозединицы)
Заведующий отд. КИ ВНИИЖТа
В.М.БОГДАНОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ 14
"НЕГАБАРИТНЫЕ МЕСТА"
В таблице 14 учитывают негабаритные места, расположенные у путей железных дорог общей сети. В нее включают не только объекты, находятся на балансе дистанций пути, но и сооружения и устройства предприятий других служб: дистанций сигнализации и связи, гражданских сооружений, энергоучастков и др.
В соответствии с указанием МПС N Г-20400 от 26 июля 1973 г. во всех линейных предприятиях других служб должен быть также организован учет наличия и устранения негабаритности объектов, находящихся в их ведении, в журналах по форме таблицы 14. Дистанциям пути представляют эти предприятия данные о негабаритностях для заполнения журнала и в дальнейшем контролируют их устранение.
Таблицу 14 заполняют по следующим разделам: 1) инженерные сооружения тоннели, галереи, мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные мосты и др.; 2) пассажирские платформы; 3) междупутья главных путей; 4) светофоры и семафоры; 5) опоры контактной сети; 6) опоры воздушных линий; 7) гидроколонки; 8) здания и склады; 9) грузовые платформы; 10) междупутья станционных путей; 11) прочие сооружения и устройства.
При возникновении новых негабаритностей при строительстве, ремонте или эксплуатации в конце таблицы 14 вводится раздел "Новые негабаритные объекты по состоянию на 1 января ______ года". В этом случае при сдаче технического паспорта в службе пути к нему должно быть приложено письменное объяснение причин появления негабаритностей.
Рассмотрим более подробно порядок заполнения таблицы "Негабаритные места".
Графа 1. Используется для нумерации по порядку всех негабаритных объектов.
Графа 2. Если на станции имеется несколько парков, то негабаритные объекты записываются отдельно по каждому из них. В этом случае после наименования станции дают номера, индексы или названия парков.
Графа 3. Вместе полного наименования объектов можно использовать сокращенные обозначения, которые были приняты при габаритной классификации: Т — тоннель, М — мост, П — путепровод, ПМ — пешеходный мост, А — акведуки, ПС — подпорная стенка, ВП — высокая платформа, НП — низкая платформа, СТ — светофор, ОК — опора контактной сети, ОВ — опора воздушной линии, ЗД — здание, СК — склад, ГД — гидроколонка, МПгл. — междупутье главных путей, МПст.- междупутье станционных путей.
Негабаритностям, помещенным в раздел "Прочие сооружения и устройства", необходимо давать полные наименования.
Графа 4. Чтобы правильно определить требуемый по нормам размер междупутий на станциях, необходимо к номеру пути добавлять индекс, условно характеризующий назначение пути согласно техническо-распорядительному акту станции. Можно пользоваться следующими сокращениями: гл — главный путь, по — приемо-отправочный, с — сортировочный, со — сортировочно-отправочный, вв — путь перегрузки грузов из вагона в вагон, пв — погрузочно-выгрузочный, эк — экипировочный, вт — вытяжной, о — отстоя вагонов и т.д.
Номера смежных путей и их назначение указывают для негабаритных междупутий, а также для расположенных в них сооружений и устройств.
Например, если объект негабаритен к пути N 3 и находится между путями N 3по и N 5по, то в графе записывают: 3по (3по — 5по).
Если этот объект будет негабаритен к обоим путям, запись делается в две строки:
1-я — 3по (3по — 5по),
2-я — 5по (3пс — 5по).
Графа 5. Заполняется только для объектов, находящихся у главных путей на перегонах и станциях, а также у отдельно лежащих станционных путей, имеющих километраж.
Графа 6. Протяженность негабаритного места не показывают для опор (контактной сети, воздушных линий, путепроводов, трубопроводов, пешеходных мостов), светофоров, семафоров, гидроколонок, переговорных колонок, отдельных столбов и других подобных устройств.
При наличии негабаритного места хотя бы в одном поперечном сечении моста в графе дается полная длина пролетного строения.
Для высоких и низких грузовых и пассажирских платформ необходимо привести протяженность одного негабаритного места или сумму их длин.
На перегонах указывается длина каждого непрерывного участка с расстоянием между осями путей менее 4100 мм (с соответствующим уширением в кривых).
Для негабаритных станционных междупутий протяженностью негабаритного места считается наибольшая полезная длина одного из смежных путей.
Графа 7. Для сооружений и устройств, расположенных как в прямых, так и кривых участках пути, не требуется дополнительных пояснений к тексту граф. Для негабаритных междупутий в кривых следует указать радиусы и возвышения наружных рельсов наружного и внутреннего путей.
Графа 8. Фактические и требуемые нормами габаритные размеры сооружений, устройств и расстояний между осями путей (в этой и двух следующих графах) приводить не в сантиметрах, а в миллиметрах, как это требует ГОСТ на габариты и указания по его применению.
При расположении объекта в кривой вертикальные габаритные размеры должны быть указаны от уровня головки внутреннего рельса независимо от того, с какой стороны кривой (внутренней или наружной) расположен этот объект.
Если сооружение или устройство имеет сложную конфигурацию и его негабаритность характеризуется несколькими замерами, то в графу заносят наихудший из них.
Все размеры должны быть проставлены на карточках натурных обмеров объектов, которые составляют по данным габарито-обследовательских станций и помещают в приложение к таблице "Негабаритные места" согласно указанию МПС N Г-20400 от 26 июля 1973 г.
Если негабаритный объект находится в междупутье, то в графе 8, помимо измеренного расстояния от оси пути, в скобках указывают ширину междупутья в месте расположения объекта. Например, 2200 (4800).
Графы 9, 10. Требуемые по нормам габаритные размеры проставляют в соответствии с ГОСТ 9238-83 и с настоящей Инструкцией. Нормы расстояний между осями смежных станционных путей следует принимать согласно § 16 ПТЭ.
Эксплуатационные нормы позволяют установить габаритные размеры с учетом необходимых уширений в кривых при существующей скорости движения поездов и возвышении наружного рельса. Эти нормы приведены в таблицах 8 — 13 Приложения 2 к Инструкции.
Графа 11. Заполняют для расположенных на электрифицированных участках тоннелей, мостов, путепроводов, пешеходных мостов, трубопроводов по данным, полученным в энергоучастке.
В графе приводят два размера в виде дроби. В числителе записывают фактическую высоту подвески контактного провода, в знаменателе — требуемую ПТЭ. В тех случаях, когда контактный провод подвешен по разрешению МПС по минимальным нормам, рядом с величиной в числителе ставят индекс "лг".
Графа 12. В графе указывают габарит подвижного состава, погрузка, степень негабаритности груза, пропуск которых не обеспечивает данный объект.
Графы 13 — 15. Заполнение этих граф, как показала практика составления таблицы 14, не требует дополнительных пояснений.
Негабаритность путепроводов, пешеходных мостов, трубопроводов, двухпутных мостов и тоннелей могут определять не только размеры от оси пути и от уровня головки рельса до сооружения, но и расстояния между осями смежных путей, не отвечающих ГОСТ 9238-83 и п. 2.5 ПТЭ. В этом случае по каждому объекту сначала приводят данные о самом сооружении, а затем — сведения об имеющихся на нем (под ним) междупутьях.
По путепроводам, пешеходным мостам и трубопроводам необходимо записать негабаритные места в каждом пролете.
Приложение 4
(справочное)
к Инструкции
от 18 ноября 1986 г. N ЦП/4425
АКТ
устранению
по ———- негабаритности
выявлению
по _____________________________________________
(наименование хозединицы, отделения и дороги)
от ________________ 198_ года
1. Наименование и номер бывший или вновь присвоенный
негабаритности объекта ___________________________________________
2. Перегон, км, пк ___________________________________________
3. Станция парк, N и наименование путей ______________________
4. Расстояние до наиболее приближенной к пути точки объекта
до пере- после пере-
устройства устройства
от уровня головки рельса
от оси пути
наименьшее расстояние между осями путей
Исполнитель работ _____________
(подпись)
Начальник хозединицы _____________
(подпись)
Представитель дистанции пути _____________
(подпись)
"___" __________ 198_ г.
Инструкция по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83 Введена в действие с 1 марта 1989 года указанием МПС СССР от 02.01.1989 N А-8у