ГОСТ 26600-98 Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЗНАКИ НАВИГАЦИОННЫЕ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Navigation waterways signs.
ГОСТ 26600-98
Группа Д48
ОКП 64 8750
Дата введения
1 июля 2000 года
См.
Предисловие
1. Разработан Министерством транспорта Российской Федерации, Открытым акционерным обществом "Гипроречтранс" (Москва).
Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 12 ноября 1998 г. (Протокол N 14-98).
За принятие проголосовали:
+———————+——————————————+
¦ Наименование ¦ Наименование национального органа ¦
¦ государства ¦ по стандартизации ¦
+———————+——————————————+
¦Республика Беларусь ¦Госстандарт Беларуси ¦
¦Республика Казахстан ¦Госстандарт Республики Казахстан ¦
¦Республика Молдова ¦Молдовастандарт ¦
¦Российская Федерация ¦Госстандарт России ¦
¦Украина ¦Госстандарт Украины ¦
+———————+——————————————+
3. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 14 декабря 1999 г. N 512-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26600-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2000 г.
4. Взамен ГОСТ 26600-85.
Введение
Настоящий стандарт разработан в целях создания и дальнейшего использования в странах СНГ единого нормативного документа, устанавливающего общие технические условия, нормы и технические требования на навигационные знаки, необходимые для обеспечения безопасности судоходства на внутренних судоходных путях.
Стандарт учитывает возможность захода судов одного государства СНГ на внутренние судоходные пути другого государства СНГ, возможность интеграции внутреннего водного транспорта в общеевропейскую водно-транспортную сеть и участия СНГ в едином европейском рынке транспортных услуг на внутренних водных путях.
Устанавливаемые настоящим стандартом нормы и технические требования позволяют оптимизировать проектно-конструкторские решения, принимаемые на всех стадиях создания и эксплуатации средств навигационного оборудования на внутренних судоходных путях.
В стандарте учтены также необходимость сохранения определенной стабильности знаковой системы, которая действовала на внутренних водных путях в прежние годы, и предложения государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, имеющих практический опыт работы в области навигационного оборудования.
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на береговые и плавучие навигационные знаки [далее — навигационные знаки (знаки)], применяемые на внутренних судоходных путях.
Стандарт устанавливает типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней.
Требования настоящего стандарта подлежат применению расположенными на территории государств предприятиями и объединениями предприятий, в том числе союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями независимо от форм собственности и подчинения, министерствами (ведомствами) и другими органами управления.
Стандарт не распространяется на навигационные знаки для водных путей, эксплуатируемых речными администрациями нескольких государств, одно из которых не входит в состав СНГ; на маяки, а также на плавучие навигационные знаки, соответствующие системе Международной ассоциации маячных служб (регион А).
Стандарт не регламентирует правила и нормы расстановки знаков, а также их оснащенность оборудованием, которые устанавливают соответствующие органы, регулирующие судоходство на внутренних судоходных путях.
Требования всех разделов, Приложений А, Б настоящего стандарта являются обязательными, требования Приложения В — рекомендуемыми.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.014-78. Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.104-79. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 9463-88. Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия
ГОСТ 10807-78. Знаки дорожные. Общие технические условия
ГОСТ 13015.1-81. Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Приемка
ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 23903-79. Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения
ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии с ГОСТ 23903 и ГОСТ 26775.
4. Классификация, общие положения
4.1. Навигационные знаки по использованию и установке в конкретных условиях эксплуатации подразделяют на плавучие и береговые.
4.2. В зависимости от силуэта сигнальных щитов (фигур) навигационные знаки подразделяют на следующие типы:
— прямоугольный;
— треугольный;
— круглый;
— трапецеидальный;
— комбинированный;
— линейный.
4.3. Навигационные знаки в зависимости от назначения подразделяют:
— плавучие навигационные знаки — на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности;
— береговые навигационные знаки — на навигационные знаки обозначения положения судового хода и навигационные информационные знаки:
а) береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода — на створные, перевальные, ходовые, ориентиры, весенние, а также знаки судоходных пролетов мостов;
б) береговые навигационные информационные знаки — на следующие группы: запрещающие; предупреждающие и предписывающие; указательные.
4.4. Навигационные знаки в зависимости от требований эксплуатации внутренних судоходных путей подразделяют на:
— знаки с навигационными огнями;
— знаки без навигационных огней.
4.5. Цвет раскраски сигнальных щитов (фигур) и цвет навигационных огней знаков, а также их условное обозначение должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
+——————+———————————————+
¦Наименование цвета¦ Условное обозначение ¦
¦ +———————-+———————-+
¦ ¦ цифровое ¦ цветовое ¦
+——————+———————-+———————-+
Белый 1
Красный 2
Зеленый 3
Желтый 4
Черный 5
——————————————————————
4.6. Характер навигационных огней знаков и их условное обозначение должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
+————————+—————————————+
¦ Наименование характера ¦ Условное обозначение ¦
¦ огня +—————-+———————-+
¦ ¦ цифровое ¦ графическое ¦
+————————+—————-+———————-+
Постоянный 1
или
Проблесковый 2
(однопроблесковый)
Двухпроблесковый 3
Частопроблесковый 4
Группочастопроблесковый 5
Пульсирующий 6
Прерывистый пульсирующий 7
Затмевающийся 8
——————————————————————
Примечания. 1. Условное обозначение постоянных огней вида
применяют в случаях, когда необходимо показать их взаимное
расположение.
2. Использованный в условных обозначениях черный цвет
соответствует паузе (затемнению), белый цвет — вспышке
(проблеску) света.
——————————————————————
4.7. Навигационные огни должны быть точечными или линейными, кругового или направленного действия в зависимости от типа установленного на знаке светосигнального прибора.
5. Основные параметры и размеры
5.1. Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
5.1.1. Типы, основные параметры и размеры сигнальных щитов береговых навигационных знаков обозначения положения судового хода (далее — береговые знаки) должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
+—————-+———+——————————————————————-+———————+———————+
¦Тип, обозначение¦Параметр¦ Норма по типоразмерам (габаритным исполнениям) ¦ Предельное ¦ Преимущественная ¦
¦(наименование) ¦и размер+——+——+——+——+——+——+—+—+—+—+—+—+—+—+ отклонение по ¦ область применения ¦
¦типа и силуэт ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦10 ¦11 ¦12 ¦13 ¦14 ¦ типоразмерам, см ¦ типоразмеров ¦
¦сигнального щита¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +——+——+——+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 — 2 ¦3 — 7 ¦8 — 14¦ ¦
+—————-+———+——+——+——+——+——+——+—+—+—+—+—+—+—+—+——+——+——+———————+
1. Прямоугольный
Даль- 1,0 2,2 2,9 3,5 3,9 — 2,0 3,0 3,5 3,5 4,0 5,0 6,0 6,0 Все типоразмеры
ность — (0,9) (1,2) (1,4) (1,6) (1,8) (за исключением 6, 7,
действия 1,5 2,9 3,8 4,6 5,2 — 2,5 4,0 4,5 4,5 5,5 7,0 8,0 8,0 10, 14) — для знаков
D, км (1,0) (1,4) (1,8) (2,1) (2,3) осевых створов;
Высота 60 100 150 200 250 300 180 320 380 450 500 600 600 840 +/- 10 +/- 20 +/- 30 10 — 14 — для знаков
h, см щелевых створов;
Ширина 60 100 150 200 250 300 90 140 170 150 200 300 400 280 +/- 10 +/- 20 +/- 30 7, 10, 14 — для
B, см передних знаков
кромочных створов;
1 — 5, 8, 9 — для
перевальных знаков;
1 — 4 — для ходовых
знаков;
7, 10, 14 —
для ориентиров;
2, 4 — 6 — для указа-
телей оси судового
хода в судоходных
пролетах мостов;
1, 2 — для указателей
высоты подмостового
габарита;
1 — 6 — для
информационных знаков
——————————————————————————————————————————————
2. Трапеце-
идальный
Даль- — — — 2,5 3,0 4,0 5,0 6,0 2,0 3,5 6,0 4 — 8 — для знаков
ность (0,5) (1,0) (1,3) осевых створов;
Рисунок Рисунок действия — — — 3,0 4,0 5,5 7,0 8,0 2,5 4,5 8,0 9 — 11 — для задних
2.1 2.2 D, км (0,7) (1,3) (1,7) знаков кромочных
Высота 60 120 175 220 310 460 600 725 200 450 840 +/- 10 +/- 20 +/- 30 створов
h, см (по рисунку 2.2);
Ширина 80 150 210 170 230 340 460 500 125 250 450 +/- 10 +/- 20 +/- 30 1 — 3 — для весенних
B, см знаков на левом
Ширина 25 50 70 45 60 90 120 200 25 50 90 +/- 10 +/- 20 +/- 30 берегу;
B , см 4, 6, 8 — для
1 ориентиров
——————————————————————————————————————————————
3. Круглый
Даль- — — — — — 1 — 3 — для весенних
ность (0,6) (0,8) (1,0) (1,3) (1,7) знаков на правом
действия — — — — — берегу;
D, км (0,8) (1,0) (1,3) (1,7) (2,2) 2, 4, 5 — для указа-
Диаметр 60 100 150 200 300 +/- 10 +/- 20 телей оси судового
d, см хода в судоходных
пролетах мостов;
3 — 5 — для
информационных знаков
——————————————————————————————————————————————
4. Треугольный
Даль- — — — 1, 2 — для указателей
ность (0,8) (1,0) (1,2) оси судового хода в
действия — — — судоходных пролетах
D, км (1,0) (1,3) (1,6) мостов;
Высота 110 160 220 +/- 10 +/- 20 1, 3 — для
h, см информационных знаков
Основа- 120 200 220 +/- 10 +/- 20
ние B,
см
——————————————————————————————————————————————
5. Комбини-
рованный
Даль- 3,0 4,0 4,0 1, 2 — для знаков
ность 4,0 6,0 5,0 осевого створа и
Рисунок Рисунок действия перевальных знаков;
5.1 5.2 D, км 3 — для ходовых
Сторона 100 100 +/- 10 знаков
квадрата (по рисунку 5.2)
a, см
Высота 245 430 620 +/- 20 +/- 30
h, см
Ширина 290 420 230 +/- 20 +/- 20
B, см
Ширина 120 120 60 +/- 10 +/- 10
B , см
1
Расстоя- 60 70 +/- 10
ние
между
щитами
h , см
щ
——————————————————————————————————————————————
5.1.2. Вид и цвет сигнальных щитов береговых знаков, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней по вариантам, а также условные обозначения огней должны соответствовать указанным в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
+——————+————————————+————————————+
¦ Индекс, ¦ Вид знака ¦ Цвет, характер и взаимное ¦
¦ наименование +——————-+—————+ расположение огней ¦
¦ и назначение ¦для светлого ¦ для темного ¦ ¦
¦ знака (огня) ¦ фона ¦ фона ¦ ¦
+——————+——————-+—————+————————————+
01. Створ осевой На левом берегу На правом берегу
Для обозначения
оси судового хода На задних знаках
Зеленый Красный
————————————
На передних и задних <**> знаках
Зеленый Красный
————————————
На задних знаках
Белый Белый
————————————
На передних и задних <**> знаках
Белый Белый
——————————————————-
02. Створ щелевой На задних знаках
Для обозначения
положения судового
хода и его кромок
Желтый Желтый
На передних и задних <**> знаках
Желтый Желтый
———————————————————————————————
1 — передний щит, 1 — передний щит,
2 — задний щит 2 — задний щит
Щиты знаков с Щиты знаков с
индексами 01 и индексами 01 и
02 красные, 02 белые,
полосы — белые полосы — черные
(или черные при (или красные с
использовании черной окантовкой
красных эмалей при использовании
дневного красных эмалей
свечения — дневного свечения —
флуоресцентных флуоресцентных)
<*>
———————————————————————————————
03. Створ кромочный На левой кромке На правой кромке
Для обозначения
направления На задних знаках
судового хода
А — левая кромка, А — левая кромка, Зеленый Красный
Б — правая кромка, Б — правая кромка,
1 — передние щиты, 1 — передние щиты, На передних знаках
2 — задние щиты 2 — задние щиты
Зеленый Красный
———————————————————————————————
04. Перевальный На левом берегу На правом берегу
Для обозначения
направления
судового хода
Зеленый Красный
————————————
Белый Белый
————————————
Желтый Желтый
———————————————————————————————
¦ Щиты знаков с Щиты знаков
индексами 03 и с индексами 03
04 красные <*> и 04 белые
———————————————————————————————
05. Указатель оси
судового хода в
судоходном пролете
моста
Для судов
и составов, идущих
снизу
————————————
Для судов
и составов, идущих
сверху
Красный
—————————————————————————
Для плотовых
составов
Зеленый
—————————————————————————
Для маломерных
судов
—
————————————
Щиты красные Щиты белые
———————————————————————————————
06. Указатель На левобережной На правобережной
высоты подмостового части пролета части пролета
габарита и кромок
судового хода в
судоходном пролете
моста
Для обозначения
кромок судового
хода и высоты
судоходного пролета
до 10 м
—————————————————————————
То же — св. 10
до 13 м
—————————————————————————
То же — св. 13
до 16 м
—————————————————————————
То же — св. 16 м
Знак используют
совместно со знаком
по 11.14 и информа-
ционным знаком с
индексом 2.4
—————————————————————————
Щиты зеленые Щиты белые Огни зеленые Огни зеленые
———————————————————————————————
07. Огни — указа- На левобережной На правобережной
тели разводного части пролета части пролета
пролета наплавного
моста
Для обозначения
судоходного пролета
при разводной
части, отведенной
в сторону левого
берега — —
——————————————————— ———-
То же — в сторону Направление
правого берега течения
Огни используют
совместно с инфор-
мационным знаком
с индексом 1.6. — —
————————————-
Расположение огней Огни зеленые Огни красные
дано в плане
+———————————————————————————————+
¦ <*> Для переменного фона окраска щитов типа 5 приведена в 11.2. ¦
¦ <**> Только для осевого створа. ¦
+———————————————————————————————+
Таблица 5
+—————+————————-+————————————-+
¦ Индекс, ¦ Вид знака ¦ Цвет, характер и взаимное ¦
¦ наименование ¦ ¦ расположение огней ¦
¦ и назначение +———-+—————+——————+——————-+
¦ знака (огня) ¦на левом ¦ на правом ¦ на левом ¦ на правом ¦
¦ ¦ берегу ¦ берегу ¦ берегу ¦ берегу ¦
+—————+———-+—————+——————+——————-+
08. Ходовой
Для обозначения
судового хода,
расположенного
у берега
Зеленый Красный
————————
Щиты белые Щиты красные
———————————————————————————
09. Весенний
Для обозначения
затопленных
берегов
Щит белый Щит красный Зеленый Красный
———————————————————————————
10. Ориентир
Для обозначения
характерных мест
судоходного пути
Зеленый Красный
Белый Белый
Желтый Желтый
————————
Щиты Щиты с тре-
с тремя мя красными
черными и двумя
и двумя белыми
белыми полосами
полосами <*>
<*>
———————————————————————————
11. Путевой
огонь
Для обозначения
берегов (кромок)
судоходного
канала — —
Зеленый Красный
Зеленый Красный
———————————————————————————
12. Огонь Верхний
опознавательного
знака
Для обозначения
входов в канал,
на акваторию
порта, затона
Вид знака устанавливают Зеленый Красный
органы, регулирующие
судоходство
Зеленый Красный
Нижний траверзный
линейный <**>
Зеленый Красный
+———————————————————————————+
¦ <*> Для светового фона. ¦
¦ <**> Допускатся использование одного верхнего огня. ¦
+———————————————————————————+
Примечания к таблицам 3 — 5. 1. Значения дальности действия навигационных знаков соответствуют значениям дальности видимости сигнальных щитов при коэффициенте прозрачности атмосферы, равном 0,70 на километр — верхние цифры и 0,84 на километр — нижние цифры.
2. Значения дальности видимости сигнальных щитов установлены из условия их обнаружения; значения, указанные в скобках, для весенних, информационных знаков и указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов — из условия различения их силуэта.
3. При расположении знаков на фоне неба указанные в таблице 3 значения дальности действия могут быть увеличены в 1,3 раза.
4. Размеры сигнальных щитов площадью более 25 м2 не установлены.
5. Варианты огней левого и правого берегов на створных и перевальных знаках, а также варианты огней и сигнальных щитов ориентиров не зависят друг от друга, варианты выбирают исходя из условий эксплуатации.
6. Сигнальные щиты ориентиров на темном фоне должны иметь три белые полосы и две черные (на левом берегу) или две красные (на правом берегу) полосы.
7. Кроме огней с индексом 07, на наведенном наплавном мосту по всей его длине устанавливают огни белого цвета на высоте не менее 2 м над верхней гранью моста не более чем через 50 м, но не менее трех огней.
8. Приведенные в таблицах рисунки не предопределяют конструкцию знаков и сигнальных щитов.
5.2. Береговые навигационные информационные знаки
5.2.1. В зависимости от основного назначения береговым навигационным информационным знакам (далее — информационные знаки) каждой группы соответствует определенный силуэт сигнального щита:
— запрещающим — круглый;
— предупреждающим и предписывающим — прямоугольный;
— указательным — прямоугольный и треугольный.
5.2.2. Типы, основные параметры и размеры сигнальных щитов информационных знаков должны соответствовать указанным в таблице 3.
5.2.3. Вид и цвет сигнальных щитов информационных знаков, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней, а также их условные обозначения должны соответствовать указанным в таблицах 1, 2 и 6, Приложениях А и Б.
Таблица 6
+———————————————+—————————-+
¦ Индекс, наименование и назначение знака ¦ Цвет, характер и взаимное ¦
¦ (огня). Вид сигнального щита ¦ расположение огней ¦
+———————————————+—————————-+
1. Запрещающие знаки
1.1. Якоря не бросать!
Желтый
Для обозначения зоны подводного перехода,
где запрещено отдавать якоря, опускать
цепи, волокуши, лоты.
Примечание. Знаки устанавливают владельцы
сооружений по согласованию с органами,
регулирующими судоходство.
—————————————————————————
1.2. Расхождение и обгон составов
запрещены!
Желтый
Для обозначения участка судового хода,
где запрещены обгон и расхождение составов
и крупногабаритных судов длиной более 120 м
—————————————————————————
1.3. Расхождение и обгон запрещены!
Желтый
Для обозначения участка судового хода,
где обгон и расхождение судов запрещены
—————————————————————————
1.4. Не создавать волнения!
Желтый
Для обозначения участков водного пути,
где запрещено создавать волнение.
Примечание. Знаки устанавливают владельцы
сооружений по согласованию с органами,
регулирующими судоходство.
—————————————————————————
1.5. Движение мелких плавучих средств
запрещено!
Желтый
Для обозначения участка, где на судовом
ходу запрещено движение маломерных судов
(на рейдах, в подходных каналах, у причалов
и др.)
—————————————————————————
1.6. Семафор
Вид, назначение и оборудование (огни) приведены в Приложении А
—————————————————————————
1.7. Светофор Ход открыт
Зеленый
Ход закрыт
Красный
Для регулирования движения судов в
районах шлюзов, заградительных ворот,
паромных канатных переправ и
в подъемных судоходных пролетах мостов
—————————————————————————
2. Предупреждающие и предписывающие знаки
2.1. Внимание!
Желтый
Для обозначения участков судоходного
пути, где необходимо соблюдать особую
осторожность
—————————————————————————
2.2. Пересечение судового хода
Желтый
Для обозначения мест пересечения судового
хода судами и паромными переправами
Примечание. Знаки устанавливают владельцы
сооружений по согласованию с органами,
регулирующими судоходство.
—————————————————————————
2.3. Скорость ограничена!
Желтый
Для обозначения участков судоходного пути,
где скорость движения водоизмещающих судов
ограничена (на каналах, в аванпортах,
акваториях рейдов и др.). Цифры показывают
максимально допустимую скорость хода (км/ч)
—————————————————————————
2.4. Соблюдать надводный габарит!
Желтый
Для обозначения надводных и мостовых
переходов
Цифра показывает минимальную проходную
высоту надводного перехода, высоту подмосто-
вого судоходного габарита судоходного
пролета моста от расчетного высокого
судоходного уровня воды или максимального
судоходного уровня воды (м).
Минимальная проходная высота надводного
перехода — величина, равная разности
значений высоты перехода и установленного
запаса, которую определяют исходя из
условий максимального провеса проводов
и максимального судоходного уровня воды.
Подмостовой судоходный габарит —
прямоугольное очертание пространства
в судоходном пролете моста в пределах
судового хода (в сечении, перпендикулярном
к оси судового хода), свободного
от выступающих элементов конструкции моста
и расположенных на нем устройств, включая
навигационные знаки.
Примечания. 1. Знаки устанавливают
владельцы сооружений по согласованию с
органами, регулирующими судоходство.
2. На мосту знаки устанавливают на опоре
или на пролетном строении, при этом
допускается применять знаки без огней. Знаки
ограничения габарита (дополнительная
вертикальная разметка безопасности) должны
соответствовать требованиям стандарта.
—————————————————————————
3. Указательные знаки
3.1. Указатель рейда (Рейдовый знак)
Вид, назначение и оборудование (огни) приведены в Приложении Б
—————————————————————————
3.2. Место оборота судов
Желтый
Для обозначения участка, где наиболее
безопасно производить обороты судна
—————————————————————————
3.3. Пост судоходной инспекции
Желтый
Для обозначения мест базирования
подразделений судоходных инспекций.
Примечание. Знаки устанавливают владельцы
поста.
—————————————————————————
3.4. Указатель расстояний —
Для обозначения расстояния (километража).
Число показывает расстояние (км) по отсчету,
принятому на речной карте
—————————————————————————
3.5. Указатель местности —
Для обозначения мест владения притоков,
населенных пунктов, причалов, остановочных
пунктов, мест выгрузки, границ органов,
регулирующих судоходство, и их подразделений
—————————————————————————
3.6. Стоповый
Для обозначения полезной длины камер Красный
шлюзов и границы зоны швартовки
(остановки) судов в подходных каналах
к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде
вертикальной полосы красного цвета
шириной 0,2 — 0,4 м, длиной не менее
1,5 м, наносимой на парапетах и (или)
стенах камер и причальных сооружений
шлюзов.
Примечания. 1. Допускается применение
сигнальных щитов с надписью "Стоп".
2. Надпись "Стоп" может быть нанесена
на стенах рядом с красной полосой.
—————————————————————————
Разметку изображений на информационных знаках рекомендуется принимать в соответствии с Приложением В.
5.3. Плавучие навигационные знаки
5.3.1. Типы, основные параметры и размеры надводной части плавучих навигационных знаков (далее — плавучие знаки) должны соответствовать указанным в таблице 7.
Таблица 7
+—————-+———+————————+———————+————+
¦Тип, обозначение¦Параметр ¦Номера по типоразмерам ¦ Предельные ¦Преимуще- ¦
¦(наименование) ¦и размер ¦ (габаритным ¦ отклонения по ¦ственная ¦
¦типа и силуэт ¦ ¦ исполнениям) ¦ типоразмерам, см ¦область ¦
¦надводной части ¦ ¦ ¦ ¦применения ¦
¦знака ¦ +—+—+—+—+—+—+——+——+——+типоразмера¦
¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 1,2 ¦ 3,4 ¦ 5,6 ¦ ¦
+—————-+———+—+—+—+—+—+—+——+——+——+————+
1. Тре-
угольный
Дневная 1,0 1,5 1,8 2,0 2,5 3,0 На реках и
дальность 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 каналах —
видимости 1 — 5;
D, км на водо-
Высота h, 45 55 90 125 165 285 +/- 10 +/- 20 +/- 25 хранилищах
см и озерах —
Ширина B, 50 60 100 145 150 135 +/- 5 +/- 10 +/- 10 5, 6
см
Ширина 10 15 15 30 30 35 +/- 5 +/- 5 +/- 5
B , см
1
————————————————————————-
2. Прямо-
угольный
Дневная 1,0 1,5 1,8 2,0 2,5 3,0
дальность 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0
видимости
D, км
Высота h, 35 55 90 125 165 230 +/- 10 +/- 20 +/- 25
см
Ширина B, 50 35 60 85 100 110 +/- 5 +/- 10 +/- 10
см
————————————————————————————-
3. Круглый
Дневная 1,5 1,8 2,0 На реках
дальность 2,0 2,5 3,0
видимости
D, км
Диаметр 55 85 125 +/- 5 +/- 10
d, см
————————————————————————————-
4. Линейный
Дневная 1,5 2,0 2,5 На реках — 1
дальность 2,0 3,0 3,5 (по
Рисунок Рисунок видимости рисунку 4.2)
4.1 4.2 D, км и знак по
Высота h, 100 200 300 +/- 20 +/- 25 рисунку 4.1;
см на водохра-
Ширина B, 50 70 110 +/- 5 +/- 10 нилищах и
см озерах — 2,
Ширина 20 30 30 +/- 5 +/- 5 3 (по
B , см рисунку 4.2)
1
+————————————————————————————+
¦ Примечания. 1. Значения дневной дальности видимости навигационных ¦
¦знаков, соответствующие значениям коэффициента прозрачности атмосферы, ¦
¦равным 0,70 на километр — верхние цифры, 0,84 на километр — нижние ¦
¦цифры, установлены из условия обнаружения навигационных знаков. ¦
¦ 2. Основные параметры и размеры навигационного знака по рисунку 4.1 ¦
¦(веха) не установлены. ¦
¦ 3. Ширину B для знаков типа 1 типоразмера 3, изготовляемых из стали ¦
¦ 1 ¦
¦или полимерных материалов, допускается увеличивать до 30 см. ¦
¦ 4. Высота знаков типов 1, 2 и 4 приведена от поверхности воды. ¦
¦ 5. Приведенные силуэты не предопределяют конструкции надводной части ¦
¦знаков. ¦
¦ 6. Размеры несущей поплавковой части, ограждения светосигнального ¦
¦прибора или других конструктивных элементов не установлены. ¦
+————————————————————————————+
5.3.2. Вид и цвет надводной части плавучих знаков и топовых фигур, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней по вариантам, а также условные обозначения огней в зависимости от их назначения должны соответствовать указанным в таблицах 1, 2, 8, 9.
Таблица 8
+—————+—————————————+———————————-+
¦ Индекс, ¦ Вид знака, цвет и вид раскраски ¦ Цвет, характер и взаимное ¦
¦ наименование ¦ (описание) ¦ расположение огней на знаках ¦
¦ и назначение ¦ ¦ ¦
¦ знака ¦ ¦ ¦
¦ +——————-+——————-+——————+—————-+
¦ ¦ у левого берега ¦ у правого берега ¦у левого берега ¦у правого берега¦
+—————+——————-+——————-+——————+—————-+
01. Кромочный
Для обозначе-
ния кромок
судового хода
или
Белый Черный Красный Белый Красный
—————————————
Белый Красный Желтый Красный
—————————————
или
Белый Черный Красный Зеленый
Белый
Желтый
Зеленый
—————————————————————————
—
Белый Веха красная
——————————————————————————————-
02. Поворотный
Для обозначения
поворотов
прямолинейных
участков
судового хода,
имеющих
значительную
протяженность
а также
поворотов
судового хода
на участках
с ограниченным
обзором или
скальным дном
или
или
Зеленый Красный
—————————————
или
или
Зеленый Красный
—————————————
Белый (или черный); Красный; полоса,
полоса, равная равная 0,25 — 030
0,25 — 0,30 высоты высота фигуры,
фигуры, черная черная*
(или белая) (или белая)
Белый
Белый
Желтый
Желтый
——————————————————————————————-
03. Знак
опасности
Для обозначения
особо опасных
мест у кромок
судового хода
(затопленные
сооружения,
оголовки дамб
и другие) в
качестве
дублирующего
кромочный знак
или
Зеленый Красный
Белый; Красный; Зеленый Красный
горизонтальная горизонтальная
и три-четыре и три-четыре
вертикальные вертикальные
полосы — черные. полосы — черные*
Ширина полос (или белые).
0,05 — 0,1 Ширина полос
высоты фигуры 0,05 — 01
высоты фигуры
——————————————————————————————-
04. Свальный
Для обозначения
свального
течения,
не совпадающего
с направлением
судового хода
или
Зеленый Красный
Верхняя Верхняя половина Зеленый Красный
половина знака знака красная,
белая, нижняя — нижняя — черная*
черная (или белая)
——————————————————————————————-
Таблица 9
+——————-+————————+————————-+
¦ Индекс, ¦Вид знака, цвет и вид ¦ Цвет, характер и ¦
¦ наименование и ¦раскраски (описание) ¦ взаимное расположение ¦
¦назначение знака ¦ ¦ огней на знаках ¦
+——————-+————————+————————-+
05. Разделительный
Для обозначения
разделения судового
хода
или
Белый
Три черные* (или белые)
и три красные
равные вертикальные
чередующиеся полосы
Красный
————————-
Зеленый
Красный
————————-
Желтый
Красный
————————-
Огни используют парами
друг над другом
—————————————————
Парный знак
Красный
Белый
Красный Белый ————————-
Красный
Желтый
Красный Белый ————————-
Красный
Зеленый
————————————————————————
06. Осевой
Для обозначения
оси судового хода
————————- Белый
Желтый
—————————————————
—
Две черные и три белые,
равные по ширине,
горизонтальные
чередующиеся полосы.
Топовая фигура круглого
силуэта черная
————————————————————————
07. Поворотно-
осевой
Для обозначения
поворота оси
судового хода
или
————————- Белый
или
Желтый
—————————————————
или
—
————————-
Две черные* (или белые)
и три красные, равные по
ширине, горизонтальные
чередующиеся полосы.
Топовая фигура круглого
силуэта черная
————————————————————————
Примечания к таблицам 8 и 9. 1. Приведенные в таблицах 8 и 9 виды раскраски знаков с использованием красного цвета, отмеченные знаком "*", соответствуют применению дневных флуоресцентных эмалей красного цвета. В случае использования красок и эмалей обычных видов черные полосы заменяют на белые.
2. Для обозначения границ рейдов используют кромочные знаки с буквой Р.
5.4. Условное обозначение навигационных знаков и огней
Условное обозначение навигационных знаков и огней состоит из следующего:
— краткого наименования <*>;
— двух групп цифр, разделенных знаком тире, первая из которых относится к обозначению знака, а вторая — к обозначению его огня;
— обозначения настоящего стандарта.
В обозначение знака входят:
— индекс знака (две первые цифры);
— тип (третья цифра) и типоразмер сигнального щита или фигуры (две последующие цифры <**>);
— цвет раскраски сигнального щита или фигуры (две последние цифры <***>).
———————————
<*> Краткие наименования, входящие в условные обозначения, должны соответствовать сокращениям, принятым в 5.1.1, 5.2.1 и 5.3.1 (например, информационный знак).
<**> Если номер типоразмера состоит из одной цифры, перед ней ставят цифру 0.
<***> При окраске сигнального щита (фигуры) в один цвет перед его условным обозначением ставят цифру 0. Для информационных знаков цвет символа в данном элементе обозначения не указывают.
В обозначение огня на данном знаке входят:
— цвет огня (две цифры <*>);
— характер огня (последняя цифра).
———————————
<*> При использовании на знаке огня одного цвета перед его условным обозначением ставят цифру 0.
При отсутствии для знака конкретного вида каких-либо элементов (например, огня, если знак им не оборудован) соответствующие места в условном обозначении заполняют нулями.
Примеры условного обозначения:
Береговой знак осевого створа с прямоугольным сигнальным щитом 1-го типа 9-го типоразмера, окрашенным в белый цвет с черной полосой. Навигационный огонь — красный проблесковый:
Береговой знак 01 109 15 — 02 2 ГОСТ 26600-98
——-+—— -+ -+- -+ -+ + ——+——
Краткое наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
—————————-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Индекс знака ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
————————————-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Тип (первая цифра) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
типоразмер (две последующие цифры) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
—————————————-+ ¦ ¦ ¦ ¦
Цвет раскраски ¦ ¦ ¦ ¦
———————————————+ ¦ ¦ ¦
Цвет огня ¦ ¦ ¦
————————————————-+ ¦ ¦
Характер огня ¦ ¦
—————————————————+ ¦
Обозначение настоящего стандарта ¦
————————————————————+
Путевой огонь — зеленый постоянный:
Путевой огонь 11 000 00 — 03 1 ГОСТ 26600-98
——+—— -+ — — +- + ——+——
Краткое наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
—————————-+ ¦ ¦ ¦ ¦
Индекс знака ¦ ¦ ¦ ¦
————————————-+ ¦ ¦ ¦
Цвет огня ¦ ¦ ¦
————————————————+ ¦ ¦
Характер огня ¦ ¦
—————————————————+ ¦
Обозначение настоящего стандарта ¦
————————————————————+
Плавучий разделительный знак с треугольным силуэтом 1-го типа 6-го типоразмера, окрашенным полосами красного и черного цвета. Навигационный огонь — зеленый и красный проблесковые:
Плавучий знак 05 106 25 — 23 2 ГОСТ 26600-98
——+—— -+ -+- -+ -+ + ——+——
Краткое наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
—————————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Индекс знака ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
————————————+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Тип (первая цифра) и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
типоразмер (две последующие цифры) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
—————————————+ ¦ ¦ ¦ ¦
Цвет раскраски ¦ ¦ ¦ ¦
——————————————-+ ¦ ¦ ¦
Цвет огня ¦ ¦ ¦
————————————————+ ¦ ¦
Характер огня ¦ ¦
—————————————————+ ¦
Обозначение настоящего стандарта ¦
————————————————————+
Примечание. Условные обозначения, принятые настоящим стандартом, следует использовать в проектно-конструкторской и эксплуатационной документации на знаки всех типов и видов.
6. Технические требования
6.1. Навигационные знаки следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
6.2. Требования к конструкции знаков
6.2.1. Конструкция навигационных знаков должна обеспечивать:
— единообразие зрительного восприятия силуэта сигнального щита или сигнальной фигуры и сигнальных огней в пределах зоны действия знака;
— установку светосигнального оборудования (когда это требуется по условиям эксплуатации).
6.2.2. В конструкции знаков должны быть предусмотрены:
— в плавучих — несущая поплавковая часть с устройством, обеспечивающим вертикальное положение сигнальной фигуры и снижающим влияние воздействия волн; контейнер (кассета) для источников электропитания, присоединительные и защитные устройства для светосигнального оборудования; отбойные или иные защитные устройства, предохраняющие знак от повреждений при навале судов; якорные, швартовные и подъемные рымы, скобы и пр.;
— в береговых — опора или другое устройство, обеспечивающее надежное крепление сигнального щита (сигнальных фигур) и размещение светосигнального оборудования.
6.2.3. Опоры и сигнальные щиты береговых знаков в зависимости от конкретных условий их эксплуатации, района (места) установки должны быть рассчитаны на прочность в результате воздействия ветровых нагрузок, снега, обледенения в соответствии со строительными нормами и правилами (далее — СНиП) на проектирование сооружений, а несущие части и сигнальные фигуры плавучих знаков, кроме того, — на прочность в результате нагрузок и воздействия волн.
Прочность всех элементов (частей) знака должна быть одинаковой и удовлетворять требованиям нормативного срока службы знаков.
6.2.4. Конструкция знаков должна обеспечивать обслуживание в любое время суток и доступ к элементам знаков и их оборудованию, подлежащим окраске, замене или ремонту, а также к местам электрических соединений.
6.2.5. Значения показателей надежности и ремонтопригодности навигационных знаков должны быть установлены в технической документации на знаки конкретных видов с учетом условий их эксплуатации.
6.2.6. Непотопляемость стальных плавучих знаков должна быть обеспечена герметичностью несущих поплавковых частей, устройством в них водонепроницаемых переборок, заполнением легкими материалами со слабым водопоглощением (например пенопластом) или другими способами.
6.2.7. Места установок автономных источников электропитания должны быть защищены от воздействия дождя и водяных брызг.
6.2.8. Для изготовления стальных конструкций знаков и их основных элементов следует применять сталь обыкновенного качества (рядовой прокат), а для изготовления деревянных знаков и их элементов — круглые лесоматериалы хвойных пород по ГОСТ 9463 или пиломатериалы хвойных пород по ГОСТ 8486 2-го и 3-го сортов.
Допускается изготовлять опоры из древесины других местных пород при условии, что их стойкость против загнивания и прочность при испытании на изгиб не ниже соответствующих показателей древесины хвойных пород, а также из железобетона.
Сигнальные щиты береговых знаков могут быть изготовлены из полимерных материалов.
Выбор материалов следует производить с учетом конкретных видов знаков и условий их эксплуатации (района строительства).
6.2.9. Лакокрасочные покрытия, используемые для раскраски сигнальных поверхностей и окраски несущих конструкций знаков, следует выбирать в зависимости от комплекса воздействующих климатических факторов внешней среды по ГОСТ 9.104, используемого материала, свойств окрашиваемой поверхности и требований нормативной документации на лакокрасочные покрытия.
6.2.10. Высоту береговых знаков устанавливают по расчету с учетом рельефа местности.
6.2.11. Ширина полосы, наносимой на щитах створных знаков, должна быть равна 1/8 — 1/6 средней ширины щита. При окраске знака дневной флуоресцентной эмалью размер черной полосы должен быть максимальным.
6.2.12. Щиты створных и перевальных знаков или составляющие их элементы допускается устанавливать наклонно к вертикали под углом не более 30°. При этом размеры проекции щитов на вертикальную плоскость должны соответствовать указанным в таблице 3.
6.2.13. Перевальные знаки и ориентиры, как правило, изготовляют с двумя сигнальными щитами.
Перевальный знак, действующий в одном направлении, допускается применять с одним щитом.
6.2.14. Сигнальные щиты ходовых и весенних знаков выполняют, как правило, в виде объемных фигур, например из пересекающихся полуплоскостей.
Допускается применение плоских знаков, если это удовлетворяет требованиям 6.2.1.
6.2.15. Установка на навигационные знаки радиолокационных маяков-ответчиков, солнечных батарей и другого оборудования не должна изменять установленные настоящим стандартом дальность действия, искажать видимые опознаваемые силуэты навигационных знаков в пределах установленной настоящим стандартом дальности действия и ухудшать условия видимости навигационных огней.
6.2.16. При конструктивном объединении створного и перевального знаков (или двух створных) в один знак сигнальные щиты этих знаков устанавливают на общих опорах.
6.2.17. Сигнальные щиты (фигуры) береговых знаков могут быть изготовлены из отдельных элементов с зазорами при условии выполнения требований 6.2.1.
6.2.18. Для снижения нагрузок от ветра допускается на створных знаках с сигнальными щитами типоразмеров 12 — 14 типа 1 вместо створной полосы выполнять на щите вырез (просвет). В этом случае элементы опоры знака, совпадающие с проекцией выреза, окрашивают в цвет створной полосы.
6.2.19. Сигнальные щиты типоразмеров 1, 2 типа 1 информационных знаков следует использовать только для знаков с индексами 3.4 и 3.5. При этом в случае необходимости ширину B допускается увеличивать.
6.2.20. Сигнальные щиты информационных знаков должны иметь следующую раскраску:
— для группы запрещающих знаков: поле — белое, окантовка и диагональная полоса — красные, символ — черный;
— для группы предупреждающих и предписывающих знаков: поле — белое, окантовка — красная, символ (цифры) — черные;
— для группы указательных знаков: поле — белое, символ, цифры или буквы — черные.
Окантовочные полосы информационных знаков целесообразно окрашивать дневной красной флуоресцентной эмалью.
Диагональную полосу запрещающих информационных знаков окрашивать дневной флуоресцентной эмалью не допускается.
6.2.21. При выборе высоты семафорной мачты (индекс 1.6) должно быть обеспечено расстояние не менее 2 м от нижней сигнальной фигуры до поверхности земли (настила), а расстояние между сигнальными фигурами следует принимать в пределах 0,4 — 0,8 высоты большей фигуры.
6.2.22. При необходимости уточнения и передачи дополнительной информации (установления зоны, времени действия информационных знаков, допустимого приближения судна к ориентиру и т.п.) следует применять дополнительные щиты прямоугольного силуэта, которые устанавливают ниже сигнального щита информационного знака.
Ширина дополнительного щита должна быть не более ширины сигнального щита. Отношение высоты дополнительного щита к его ширине не должно превышать 1/2.
6.2.23. Начертание (разметку) символов на сигнальных щитах информационных знаков выполняют в соответствии с Приложением В.
6.2.24. Надписи на сигнальных и дополнительных щитах следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 10807.
6.2.25. Силуэтная часть плавучих знаков может быть выполнена в виде объемной или плоской фигуры или фигуры из пересекающихся полуплоскостей, а также из отдельных элементов с зазорами при условии выполнения требований 6.2.1.
6.2.26. Несущая поплавковая часть плавучих знаков должна обеспечивать плавучесть и остойчивость при расчетных воздействиях ветра, волн, течения и обледенения с учетом условий эксплуатации знаков.
6.2.27. Внутренние и наружные поверхности стальных плавучих знаков, доступные для окраски, должны иметь защитное покрытие в соответствии с нормативной документацией. Надводный борт поплавковой части плавучих знаков допускается окрашивать в черный цвет.
6.2.28. Сроки службы навигационных знаков в зависимости от того, из каких материалов они изготовлены, должны быть:
— плавучих: из стального проката и полимерных материалов — 10 лет;
— береговых: из стального проката — 25 лет, из полимерных материалов — 20 лет, из лесоматериалов — 10 лет.
6.3. Требования к навигационным огням
6.3.1. Дальность видимости сигнальных огней плавучих и береговых навигационных знаков должна быть не менее фактической дальности действия этих знаков. Исключение составляет дальность видимости сигнальных огней указателей оси и указателей габарита судоходных пролетов мостов, которая должна быть не менее 4 км.
6.3.2. Цвет огней: красный, зеленый и желтый — при использовании ламп накаливания должен соответствовать требованиям нормативных документов.
6.3.3. Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода солнца, а светофоров — круглосуточно.
7. Требования безопасности
7.1. В эксплуатационных документах на навигационные знаки должны быть установлены требования безопасности при монтаже и эксплуатации знаков, в том числе периодичность осмотров их технического состояния.
7.2. Береговые знаки высотой 20 м и более должны иметь молниезащиту. Значение сопротивления заземления не должно превышать 20 Ом.
7.3. Береговые знаки высотой 10 м и более должны иметь устройства для механизации подъема оборудования и материалов, используемых при эксплуатации знаков и их ремонте.
7.4. Береговые и плавучие навигационные знаки должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими безопасность их обслуживания.
7.5. Обслуживание плавучих знаков (смена источников электропитания светосигнальных приборов, ремонт и т.п.) следует производить с плавучих средств, при этом высадка на знак человека не допускается.
7.6. Электрооборудование береговых и плавучих знаков должно соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к наружным электроустановкам с учетом питающего напряжения по нормативной документации.
7.7. Поверхность русловых опор судоходных пролетов мостов, обращенная в сторону судового хода, и указатели (полосы) отметки расчетного высокого судоходного уровня воды в темное время суток должны быть освещены. Все лампы, в том числе и предназначенные для освещения проезжей части моста, видимые со стороны судового хода, должны быть оснащены защитными устройствами, исключающими создание помех для судоводителей.
8. Правила приемки <*>
———————————
<*> Настоящие правила распространяются на знаки и (или) их элементы, изготовляемые промышленными предприятиями.
8.1. Для проверки соответствия навигационных знаков требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемосдаточные и периодические испытания.
8.2. Приемку знаков следует проводить партиями. В партию, оформляемую документом о качестве, включают знаки одного типа и типоразмера. Размер партии устанавливают в заказе на изготовление знаков.
8.3. Приемосдаточным испытаниям подвергают каждый знак. В процессе испытаний проверяют соответствие знаков требованиям настоящего стандарта и технической документации, утвержденной в установленном порядке.
8.4. Для плавучих навигационных знаков обязательной проверке подлежат:
— сплошному контролю (каждый знак): основные размеры (по 5.3.1), внешний вид, маркировка, вид и качество окраски <*> или грунтовки, состояние уплотнений, пробок, горловин; водонепроницаемость (только для стальных знаков с несущими поплавковыми частями, не заполненными пенопластом);
— выборочному контролю (объем выборки 5% партии, но не менее двух изделий): остойчивость <**>, вертикальность оси знака при установке его на воду, прочность скоб и рымов, взаимозаменяемость съемных деталей и частей, масса знака. Для опытных образцов знаков, кроме указанного выше, проверке подлежат: дневная дальность видимости, а также плавучесть, осадка, крен, обусловленный воздействием течения, волнения и ветра, и другие показатели, предусмотренные технической документацией на знак конкретного вида или его составную часть.
———————————
<*> Окраску производят после приемосдаточных испытаний, если она предусмотрена в заказе на изготовление знаков.
<**> Кроме деревянных знаков.
8.5. Приемку береговых знаков проводят в соответствии с ГОСТ 13015.1 и СНиП на приемку металлических, железобетонных и деревянных конструкций, утвержденными в установленном порядке.
8.6. Периодическим испытаниям подвергают 5% знаков от партии, но не менее двух знаков, прошедших приемосдаточные испытания, не реже одного раза в три года на соответствие требованиям настоящего стандарта. Испытания проводят по программе и методике, утвержденным в установленном порядке.
8.7. При получении неудовлетворительных результатов приемосдаточных или периодических испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного количества знаков, взятых от той же партии.
При получении неудовлетворительных результатов повторных испытаний всю партию бракуют и приемку знаков приостанавливают.
Возобновляют приемку после выявления причин брака и их устранения.
9. Методы испытаний
9.1. Применяемые методы испытаний (методы контроля) должны обеспечивать определение требуемых чертежами и другой технической документацией точности изготовления и качества знаков.
9.2. Контроль по 5.1.1, 5.2.2 и 5.3.1 проводят сличением с чертежами и измерением знаков измерительным инструментом, обеспечивающим требуемую чертежами точность.
9.3. Контроль внешнего вида, вида и качества окраски или грунтовки, маркировки, состояния уплотнений, пробок, горловин проводят визуально.
9.4. Водонепроницаемость всех отсеков несущей поплавковой части и других герметичных элементов стальных плавучих знаков проверяют пневматическим испытанием, воздействуя на указанные элементы избыточным давлением воздуха [0,03 МПа (0,3 кгс/см2)]. Перед испытанием сварные швы по наружному контуру смачивают пенообразующим раствором (мыльным, лакричным и др.).
При отсутствии пузырьков воздуха и подтеков в течение не менее 15 мин и падении значения давления, не превышающем 5% первоначального, считают, что знак выдержал испытания.
Пневматические испытания могут быть заменены гидравлическими.
9.5. Статическую остойчивость плавучего знака проверяют на спокойной воде и при глубине, полностью исключающей касание о грунт его корпуса, путем принудительного кренования до горизонтального положения.
Испытания проводят на знаке со светосигнальным оборудованием и источниками электропитания или имитирующими их по массе и положению центра тяжести предметами.
После снятия кренящего усилия знак должен возвратиться в вертикальное положение.
Время восстановления вертикального положения знаков, не имеющих водосливных отверстий, должно быть не более 1 мин, а знаков, имеющих водосливные отверстия, — не более 3 мин.
9.6. Массу знака проверяют взвешиванием. Допустимое отклонение массы знака устанавливают в технической документации в зависимости от типоразмеров и применяемых материалов.
9.7. Плавучесть, осадку и крен проверяют на плавучих знаках со светосигнальным оборудованием и якорными устройствами по технической документации на знаки конкретных видов.
9.8. Дневную и ночную дальность видимости знаков проверяют по программе и методике испытаний, утвержденным в установленном порядке.
9.9. Прочность подъемных и швартовных скоб и рымов проверяют по технической документации на знаки конкретных видов.
Якорные рымы испытывают:
— при одном рыме — пробной нагрузкой, установленной для якорной цепи (троса), имеющей калибр (диаметр) по технической документации на знак данного типоразмера;
— при двух рымах, работающих совместно, — пробной нагрузкой, равной половине пробной нагрузки, установленной для якорной цепи, умноженной на коэффициент неравномерности распределения нагрузки между рымами, равный 1,25.
Рымы считают выдержавшими испытания, если после их проведения не будут обнаружены остаточные деформации рымов или корпуса знаков в местах соединений.
10. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
10.1. Каждый плавучий навигационный знак (за исключением деревянных) должен иметь маркировку <*> — пластинку-этикетку, содержащую следующие сведения:
— товарный знак предприятия-изготовителя или его наименование;
— местонахождение предприятия-изготовителя (город или условный адрес);
— условное обозначение типа и типоразмера знака;
— порядковый номер знака по системе нумерации предприятия-изготовителя;
— год и месяц выпуска;
— массу знака;
— обозначение настоящего стандарта.
———————————
<*> Настоящие требования распространяются на знаки и (или) их элементы, изготовляемые промышленными предприятиями.