Распоряжение Ространснадзора от 15 декабря 2005 г. N ВС-255-р(фс)

— представители отраслевых профсоюзов гражданской авиации для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав (для прохода на рабочие места, находящиеся в контролируемой зоне авиапредприятия, где работают члены соответствующих профсоюзов), допускаются по пропускам и в соответствии с порядком, установленным в данном авиапредприятии;

— в международных аэропортах руководители ФСНСТ МТ РФ и ФАВТ РФ, их заместители, руководители управлений и их заместители, а также начальники УГАН ФСНСТ и их заместители в зону пограничного контроля допускаются по служебным удостоверениям;

— сотрудники дипломатических и консульских представительств допускаются в зоны пограничного и таможенного контроля при наличии у них специальных пропусков, выдаваемых в установленном порядке.

4.3. Меры надлежащего контроля за передвижением лиц и транспортных средств к воздушному судну и от него с целью предотвращения несанкционированного доступа к воздушному судну.

4.4. Порядок прохода (проезда) на территорию авиапредприятия персонала, посетителей и транспорта.

4.4.1. Порядок выдачи, использования и изъятия различных видов пропусков:

— постоянные пропуска для прохода в контролируемую зону должны выдаваться сроком до 3 лет с последующим продлением (заменой) лицам, постоянно работающим в авиапредприятии. Основанием для выдачи постоянного пропуска является приказ руководителя администрации авиапредприятия о приеме данного лица на работу. В таких пропусках должны быть указаны: фамилия, имя, отчество сотрудника, занимаемая им должность, принадлежность к данной организации, зона допуска, дата выдачи, печать и подпись руководителя. При увольнении или переводе в другое предприятие работник авиапредприятия обязан сдать пропуск по месту его получения, о чем делается соответствующая запись в журнале учета и выдачи пропусков;

— временные пропуска должны выдаваться лицам, временно работающим в авиапредприятии на срок до окончания работ, но не более одного года, а также работникам, утратившим служебное удостоверение до окончания служебного расследования;

— разовые пропуска должны выдаваться по заявкам руководителей структурных подразделений авиапредприятия для разового посещения авиапредприятия лицам по предъявлению документов, удостоверяющих личность. Разовый пропуск действителен на день посещения с момента его получения до истечения времени, указанного в пропуске. При оформлении разового пропуска на группу лиц пропуск должен выписываться на старшего группы с приложением списка следующих с ним лиц. При выходе посетителей из контролируемой зоны авиапредприятия разовые пропуска должны изыматься работниками КПП и сдаваться в конце рабочего дня в бюро пропусков;

— в международном аэропорте постоянные и временные пропуска для прохода в зону пограничного контроля должны выдаваться по согласованию с органами пограничного и таможенного контроля;

— на бланках всех видов пропусков типографским способом или нумератором должны быть проставлены порядковые номера, а при необходимости — номера серии. Бланки пропусков должны храниться в надежно запираемых и опечатываемых сейфах или металлических шкафах и учитываться в специальном журнале отдельно по каждому виду;

— авиационный персонал, работники авиапредприятия, находящиеся в контролируемой зоне авиапредприятия (зонах технического обслуживания, цехах бортпитания, зонах обработки груза и почты, а также в зонах обслуживания пассажиров и зонах обслуживания воздушных судов), обязаны иметь на верхней одежде с левой стороны личный пропуск с фотографией и надписями с указанием секторов допуска;

— в помещениях КПП должны быть оборудованы стенды с образцами действующих в авиапредприятии удостоверений и пропусков, а также с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи постоянных, временных, разовых и материальных пропусков.

4.4.2. Организация и обеспечение контроля нахождения и движения транспортных средств:

— постоянный пропуск на транспортное средство для въезда в контролируемую зону авиапредприятия, в котором в обязательном порядке должны быть указаны тип (марка) и государственный номер транспортного средства, срок действия пропуска, дата выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск;

— временный и разовый пропуск на транспортные средства с указанием фамилии, имени, отчества водителя, типа (марки) и номера транспортного средства, наименования организации-владельца данного транспортного средства, фамилии, имени, отчества, должности, принадлежности к конкретной службе авиапредприятия лица, сопровождающего транспортное средство, фамилии, имени, отчества, должности, принадлежности к конкретной службе авиапредприятия лица, проведшего инструктаж водителя, даты выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск;

— пропуск на транспортное средство должен прикрепляться и постоянно находиться на видном месте транспортного средства, должен быть надежно защищен от подмены или подлога;

— меры по недопущению передачи пропуска от одного транспортного средства на другое;

— ограничительные мероприятия по допуску транспортных средств в контролируемую зону авиапредприятия в целях усиления мер авиационной безопасности (наличие сопровождающего от структурного подразделения авиапредприятия или от САБ);

— сроки действия пропусков:

— постоянные пропуска для въезда (выезда) в контролируемую зону авиапредприятия выдаются на срок не более одного года (на транспортные средства и другую подвижную технику, которым необходим регулярный въезд в контролируемую зону);

— временные пропуска на транспортные средства сторонних организаций, работающих в контролируемой зоне авиапредприятия по договору, выдаются на срок выполнения работы, но не более одного года;

— разовые пропуска на транспортные средства сторонних организаций для въезда в контролируемую зону выдаются в день выдачи пропуска;

— порядок допуска служебного транспорта подразделений ФСБ России (в том числе и ФПС), МВД России, ФТС России и органов Прокуратуры Российской Федерации в контролируемую зону авиапредприятия должен быть установлен администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции), согласован с территориальными органами указанных ведомств и утвержден на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

— порядок допуска транспортных средств ФСО России в контролируемую зону авиапредприятия осуществляется по разовым пропускам без предварительных заявок и при необходимости — в сопровождении сотрудника САБ;

— порядок допуска личного состава региональных поисково-спасательных баз, пожарно-спасательных расчетов, других расчетов аварийно-спасательных команд, бригады скорой медицинской помощи и спецтранспорт для ликвидации последствий авиационных и чрезвычайных происшествий в контролируемую зону авиапредприятия и на его объекты должен быть установлен администрацией авиапредприятия в Технологии (Инструкции) и утвержден на заседании аэропортовой комиссии по авиационной безопасности;

— порядок допуска сил и средств, задействованных в реализации плана операции "НАБАТ", в контролируемую зону и на объекты авиапредприятия должен быть разработан администрацией авиапредприятия и утвержден на заседании оперативного штаба.

4.5. Организация и обеспечение контроля движения материальных ценностей:

— порядок выписки материальных пропусков лицам на материальные ценности, подлежащие выносу (вывозу), вносу (ввозу) из (на) контролируемой зоны авиапредприятия (образцы материальных пропусков и образцы подписей лиц, имеющих право на их выдачу, предварительно должны представляться в САБ);

— в материальном пропуске должны быть указаны: фамилия, имя и отчество экспедитора, наименование вывозимого (вносимого) груза, тип (марка) и государственный номер транспортного средства, количество мест, номера накладной ведомости, дата выдачи и подписи материально ответственного лица;

— срок действия пропуска: разовый, действителен в течение дня его выписки, после чего он подлежит изъятию;

— соблюдение процедур выдачи пропуска:

— в международных аэропортах основанием для выписки материального пропуска, кроме накладной на прием и выдачу прибывавших из-за границы Российской Федерации материальных ценностей и груза, является решение таможенного органа Российской Федерации об их выпуске;

— основанием, дающим право перевозки грузов транспортом авиапредприятия от грузового терминала, расположенного на территории аэропорта до воздушного судна и обратно, при наличии отметки о досмотре являются сопроводительные перевозочные документы (грузовая ведомость, почтовые накладные, багажная ведомость и др.), а также иные документы и основания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Соблюдение порядка выдачи пропусков:

— все заявления на получение пропусков в контролируемую зону оформляются в письменном виде и передаются в установленном порядке уполномоченным должностным лицам;

— письменные заявления проверяются уполномоченными должностными лицами, чтобы убедиться в наличии достаточных оснований для выдачи пропусков;

— пропуска на санкционированный проход в контролируемую зону выдаются только после получения официального разрешения на доступ и проведения соответствующих проверок;

— пропуска в контролируемую зону подразделяются по зонам допуска и разрешают доступ в каждую зону на основании служебной необходимости.

 

Модуль III

Обеспечение безопасности воздушных судов на земле и в полете

 

Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

В случаях получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства воздушное судно подлежит дополнительному досмотру на специально выделенной стоянке.

Если досмотр окажется безрезультатным, а угроза инцидента продолжает существовать, то воздушное судно оставляют на указанной стоянке на срок, соответствующий времени выполнения планируемого рейса воздушного судна до пункта назначения.

По просьбам авиапредприятий и эксплуатантов воздушного транспорта администрация запрашиваемого аэропорта обязана проводить дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности: досмотр и охрану воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, принадлежащих этим авиапредприятиям и эксплуатантам (п. 4 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур, и правил обеспечения безопасности воздушных судов на земле и в полете, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Инструкции по производству предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов.

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия должны быть описаны:

— процедуры взаимодействия между аэропортом и авиапредприятием (эксплуатантом) в части производства досмотра воздушных судов на земле и в полете;

— меры защиты находящихся на земле воздушных судов: действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и авиаперсонала, занятого в техническом обслуживании воздушных судов;

— порядок охраны воздушных судов: порядок передачи на (с) охрану воздушного судна для производства полетов, технического обслуживания и ремонта, охраны, организация охраны воздушных судов и несение службы патрульным нарядом, перронный контроль;

— порядок производства предполетного досмотра гражданских воздушных судов с указанием процедур досмотра в нормальных условиях и в случае получения информации об угрозе акта незаконного вмешательства, наличие разработанных и утвержденных перечней мест досмотра воздушных судов в целях безопасности (по типам воздушных судов и их модификациям), действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов и работников инженерно-технических служб;

— действия сотрудников САБ, членов экипажей гражданских воздушных судов, работников инженерно-технических служб в случае обнаружения взрывных устройств, подозрительных предметов или посторонних лиц;

— порядок производства дополнительного досмотра гражданского воздушного судна на специально выделенной стоянке при поступлении информации об угрозе взрыва;

— порядок оповещения об угрозе воздушному судну в полете;

— документальное оформление результатов производства досмотра гражданских воздушных судов.

1.2. В Инструкции по производству предполетного и дополнительного должны быть установлены:

— соответствие требований, установленных в вышеуказанной Инструкции, требованиям законодательных и нормативных правовых актов в части производства предполетного и дополнительного досмотра гражданских воздушных судов на земле и в воздухе;

— обязательность установленных требований для авиационного персонала и работников авиапредприятия, эксплуатантов, должностных лиц органов пограничного и таможенного контроля, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

— порядок обязательного доведения требований Инструкции до сведения авиационного персонала, работников авиапредприятия, сотрудников САБ, подразделений военизированной охраны САБ и САБ эксплуатантов;

— определение видов ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации авиационного персонала, работников авиапредприятия, физических и юридических лиц, виновных в нарушении правил досмотра гражданских воздушных судов на земле и в полете: административная, имущественная и уголовная ответственность.

2. Организация и состояние охраны воздушных судов на земле:

— схема обеспечения охраны воздушных судов;

— наличие и состояние постов охраны воздушных судов;

— ответственность за обеспечение безопасности воздушных судов;

— наличие Инструкции по охране воздушных судов: организация и соблюдение порядка приема-передачи воздушных судов на техническое обслуживание и под охрану, ведение Журнала приема-сдачи воздушных судов под охрану;

— организация и обеспечение контроля за соблюдением мер авиационной безопасности на воздушных судах при их техническом и коммерческом обслуживании;

— наличие и состояние освещения стоянок воздушных судов.

3. Организация и обеспечение контроля доступа к воздушным судам:

— наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к обслуживанию воздушных судов, пропусков с указанием зон допуска и рабочих смен: право доступа к месту стоянки и на воздушное судно имеет только персонал аэропорта, авиапредприятия или эксплуатанта, имеющий допуск (для выполнения служебных обязанностей по техническому обслуживанию и эксплуатации данного воздушного судна);

— наличие на передвижном оборудовании для наземного обслуживания воздушного судна и на любых других транспортных средствах, имеющих право доступа к месту стоянки, соответствующих пропусков, подтверждающих их право находиться на стоянке воздушных судов;

— контроль за пассажирами, находящимися на стоянке (нахождение под постоянным наблюдением специально выделенных сотрудников САБ);

— порядок допуска представителей органов пограничного и таможенного контроля на воздушное судно, выполняющее международный полет (допуск при наличии пропуска установленного образца).

4. Оборудование воздушных судов системами безопасности:

— надежно запирающимися пуленепробиваемыми дверями и перегородками, изолирующими пилотскую кабину от пассажирского салона;

— специальными сигнализационными и переговорными устройствами для связи между экипажем и бортпроводниками;

— специально отведенными и обозначенными местами для размещения взрывного устройства в случае обнаружения его на борту воздушного судна в полете;

— замаскированными проходами (лазами), обеспечивающими внезапный одновременный вход специальной группы в двух и более местах пассажирского салона;

— противоугонными устройствами, исключающими несанкционированный запуск двигателей, выруливание и вылет воздушного судна;

— запираемыми помещениями (багажниками) для хранения изъятых на время полета у пассажиров предметов и веществ;

— инструктивными документами о порядке действий экипажа в случае захвата или угона воздушного судна, иных актов незаконного вмешательства, производстве экипажем специального досмотра воздушного судна в полете, порядке обращения со взрывными устройствами в случае их обнаружения на борту воздушного судна.

5. Принятые меры безопасности воздушных судов в условиях повышенной угрозы.

6. Наличие, состояние и оснащенность специальной стоянки для воздушных судов.

7. Организация и состояние производства предполетного досмотра воздушных судов:

— порядок производства предполетного досмотра: до посадки пассажиров, погрузки груза, багажа, почты, бортового питания;

— наличие перечня мест дополнительного досмотра воздушных судов;

— наличие технологических карт и схем досмотра используемых типов воздушных судов: досмотр всех помещений (отсеков) воздушного судна, дверей (панелей, люков), которые можно открыть;

— наличие приказа о создании групп досмотра воздушных судов: штатная численность групп досмотра воздушных судов должна быть установлена в зависимости от режима работы, количества и типа эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности групп (рекомендуемая численность группы досмотра САБ: две группы по 2 — 3 человека для досмотра воздушного судна внутри и снаружи);

— порядок действий при обнаружении подозрительного предмета;

— порядок документального оформления результатов досмотра конкретного гражданского воздушного судна (срок хранения документов — в течение года).

8. Принятые меры обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушных судов в полете:

— наличие в полетной документации Памятки экипажу воздушных судов по действиям в чрезвычайной обстановке;

— наличие Инструкции о порядке проведения досмотра воздушных судов в полете.

 

Модуль IV

Обеспечение досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала

 

Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пассажиры — инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.) подлежат досмотру вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом по условиям авиационной безопасности, устанавливается Федеральной службой воздушного транспорта России Министерства транспорта Российской Федерации.

Допускается проведение досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа в зданиях городских аэровокзалов в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В этом случае при доставке пассажиров от городского аэровокзала до самолета должны быть обеспечены меры безопасности.

При поступлении информации об угрозе совершения незаконного вмешательства служба авиационной безопасности принимает меры по повышению эффективности досмотра.

В случаях обнаружения у пассажиров веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также по просьбе авиапредприятий и эксплуатантов, производится дополнительный досмотр багажа. При неявке пассажира на посадку его багаж подлежит обязательному досмотру.

При производстве досмотра пассажира осуществляется проверка достоверности перевозочных документов и их соответствия личности предъявителя.

В аэровокзалах должны устраиваться специальные залы ожидания для пассажиров, прошедших досмотр, для предотвращения контактов с лицами, не прошедшими такого досмотра, а также с работниками гражданской авиации, не имеющими отношения к обслуживанию пассажиров. Такие же меры должны приниматься при следовании пассажиров по перрону для посадки в воздушное судно.

Каждый аэропорт должен иметь специальное помещение и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов (п. 2 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил производства досмотра, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия и в Технологии производства досмотра пассажиров, экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, разработанной с учетом специфики местных условий (далее — Технология производства досмотра).

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть описаны:

— полномочия сотрудников САБ по производству досмотра, порядок их взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел: досмотр производится специально подготовленными сотрудниками САБ и сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте;

— процедуры досмотра, которые должны применяться в случае отказа какого-либо лица от прохождения досмотра или в случае принятия решения об отказе от выполнения договора воздушной перевозки;

— перечень всех категорий лиц, которые освобождены от прохождения досмотра;

— процедуры регистрации пассажиров, порядок взаимодействия САБ с органами пограничного и таможенного контроля при пересечении зон пограничного и таможенного контроля;

— процедуры проверки личности пассажиров (вылетающих, трансферных и транзитных) и их проездных документов;

— процедуры досмотра пассажиров, в том числе и пассажиров воздушных судов АОН, их ручной клади, включая процедуры распознавания запрещенных к перевозке предметов, веществ и опасных грузов, и действия сотрудников САБ при обнаружении оружия или взрывных устройств, меры контроля в отношении членов экипажей гражданских воздушных судов, в том числе и воздушных судов АОН, авиаперсонала и обслуживающего персонала;

— организационно-технические мероприятия и основные требования к зонам контроля пассажиров (пунктам досмотра), включая их оборудование, порядок разделения прошедших и не прошедших досмотр лиц, процедура контроля пассажиров, прошедших досмотр, при их доставке к борту воздушного судна;

— типы и модели технических средств досмотра (по каждому пункту досмотра), процедуры их технического обслуживания и ремонта, порядок действий сотрудников САБ в случае отказа оборудования;

— квалификационные требования, предъявляемые к сотрудникам групп (подразделений) досмотра по каждому пункту досмотра с указанием их профессиональной подготовки (начальная подготовка, текущая учеба, повышение квалификации), к организации учета такой подготовки, а также нормы укомплектованности пунктов досмотра персоналом, порядок перемещения специалистов по номерам и должностные обязанности каждого номера;

— процедуры досмотра, применяемые в отношении дипломатических вализ и сотрудников фельдъегерской связи; порядок перевозки оружия, боеприпасов и спецсредств, конвоируемых лиц; процедуры досмотра пассажиров, сопровождающих груз на грузовых воздушных судах, вылетающих из аэропортов местных воздушных линий (с посадочных площадок), трансферных и транзитных пассажиров, и пассажиров, следующих через зал официальных делегаций;

— меры контроля за перевозкой оружия, боеприпасов и спецсредств и разрешенного действующим законодательством ношения огнестрельного оружия на борту воздушного судна;

— должностные лица авиапредприятия, ответственные за организацию и производство досмотра.

1.2. В Технологии производства досмотра должны быть установлены:

— соблюдение обязательных требований в части организации и производства досмотра (дополнения и изменения с учетом выполнения рекомендаций аэропортовой комиссии по авиационной безопасности и предписаний Ространснадзора по усилению и совершенствованию досмотра);

— порядок доведения обязательных требований до сведения сотрудников САБ, авиационного персонала и работников, должностных лиц органов пограничного, таможенного контроля, органов внутренних дел, сотрудников САБ, эксплуатантов, осуществляющих свою деятельность на территории данного авиапредприятия;

— порядок документального оформления результатов производства досмотра.

2. Наличие и состояние зон контроля и пунктов досмотра пассажиров:

— соответствие оборудования требованиям: должны быть оборудованы техническими средствами досмотра, часами, телефонной связью, в том числе прямой связью с диспетчером службы организации перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, с органами внутренних дел; должны иметься коврики, лотки, корзины, коробки, используемые при производстве досмотра пассажиров; соблюдение соответствующего температурного режима, нормальных условий труда специалистов группы досмотра; обеспечение нормальных условий нахождения пассажиров в пункте досмотра и стерильной зоне (накопителе);

— производство досмотра:

— в аэропортах: после регистрации билетов пассажиров;

— в международных аэропортах и секторах: после прохождения всех видов контроля;

— в аэровокзалах: только в случаях непосредственной доставки пассажиров к борту воздушного судна с соблюдением мер, исключающих возможность контактов пассажиров, прошедших досмотр, в пути следования с другими лицами;

— в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий (на посадочной площадке): в случае отсутствия САБ аэропорта и САБ эксплуатанта АОН досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа;

— наличие и оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра: проведение личного досмотра должно осуществляться только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром сотрудниками САБ совместно с сотрудниками территориального органа внутренних дел на транспорте.

3. Оснащенность пунктов досмотра техническими средствами досмотра:

— наличие и соответствие сертификационным требованиям технических средств досмотра <*>;

———————————

<*> В соответствии с п. 2 ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязанности продавца по передаче товара" изготовитель (поставщик, продавец) обязан одновременно с передачей товара предоставить покупателю техническую документацию, в том числе применительно к техническим средствам досмотра — и сертификаты соответствия ССГА.

 

— организация обслуживания и ремонта технических средств досмотра: эксплуатация технических средств досмотра и поддержание их работоспособности должны осуществляться специально подготовленными сотрудниками САБ; техническое обслуживание могут осуществлять специалисты авиапредприятия, имеющие соответствующую подготовку на право проведения ремонта и технического обслуживания технических средств досмотра;

— наличие тест-объекта и методики его настройки;

— альтернативные способы и меры контроля в случаях неисправности и (или) ремонта технических средств досмотра.

4. Укомплектованность групп досмотра обученными специалистами:

— профессиональная подготовленность и наличие сертификатов (удостоверений):

— сотрудники САБ, прошедшие специальную профессиональную подготовку, должны иметь соответствующие документы установленного образца с конкретным сроком действия;

— в аэропорте и на аэродроме местных воздушных линий (посадочной площадке) досмотр должны производить работники гражданской авиации, прошедшие курс специального обучения и имеющие допуск к данной работе, с участием сотрудников территориального органа внутренних дел на транспорте либо в случае отсутствия органа внутренних дел на транспорте — с участием сотрудников территориального органа внутренних дел;

— знание специалистами групп досмотра основных характеристик и правил эксплуатации применяемых технических средств досмотра;

— наличие должностных инструкций специалистов групп досмотра.

5. Процедуры производства досмотра: ручной и выборочный досмотр, включая дополнительный досмотр (ручным контактным методом) пассажира в просторной одежде, скрывающей очертания тела; действия в случае отказа пассажира от прохождения досмотра; досмотр с использованием технических средств, включая досмотр содержимого ручной клади, верхней одежды, ремня, обуви пассажира; досмотр транзитных (трансферных) пассажиров.

6. Наличие и состояние информации для пассажиров о порядке досмотра: в агентствах, аэровокзалах, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, перед пунктами досмотра; систематическое обновление в соответствии с ее изменением и дополнением.

7. Оснащенность техническими средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций и соответствие технических средств досмотра сертификационным требованиям.

8. Принимаемые меры в отношении пассажиров отдельных категорий:

— требования об уведомлении пассажиров о мерах и процедурах обеспечения авиационной безопасности:

— высокопоставленные лица и пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом: на пунктах досмотра: досмотр ручной клади и багажа должен производиться только в их присутствии или в присутствии уполномоченных представителей согласно положениям Венской конвенции о дипломатических отношениях;

— дипломатическая почта, правительственные курьеры и дипломатические вализы и приравненная к ним на основании международных договоров Российской Федерации, иная официальная корреспонденция иностранных учреждений и международных организаций досмотру не подлежат:

— лица, следующие через VIP и зал официальных делегаций: досмотр производится в пункте досмотра в зале VIP или в одном из пунктов досмотра аэропорта отдельно от остальных пассажиров;

— охрана высокопоставленных представителей правительства;

— сотрудники службы безопасности на борту воздушных судов;

— инвалиды (на костылях, в инвалидных колясках, на носилках и т.п.): досмотр производится вручную, а сопровождающие их лица проходят досмотр на общих основаниях;

— пассажиры, находящиеся под стражей или административным контролем (депортируемые лица, конвоируемые заключенные): досмотр производится на общих основаниях;

— работники, сопровождающие спецгруз и почту, личный состав караула (войсковой наряд), сопровождающего конвоируемых лиц: досмотр производится на общих основаниях без изъятия оружия, боеприпасов и спецсредств на время полета, о чем ставится в известность командир воздушного судна;

— лица с имплантированным кардиостимулятором (досмотр производится без применения технических средств досмотра).

9. Наличие и состояние стерильных зон для досмотренных пассажиров.

10. Порядок доставки и сопровождения пассажиров на борт воздушных судов:

— исключение смешивания лиц, прошедших и не прошедших досмотр, с провожающими, с персоналом аэропорта или аэровокзала, не занятыми обслуживанием пассажиров:

— расположение, планировка пунктов досмотра и размещение в них технических средств досмотра;

— допуск пассажиров рейсов по предъявлению перевозочных документов и документа, удостоверяющего их личность;

— исключение прохода через пункт досмотра персонала авиапредприятия без прохождения обязательного досмотра на общих основаниях;

— исключение нахождения посторонних лиц;

— наличие ограждения пунктов досмотра для исключения возможности наблюдения и изучения процессов досмотра;

— оборудование зон досмотра, стерильной зоны и выходов для исключения контактов провожающих и посторонних лиц с пассажирами, прошедшими досмотр.

11. Организация и состояние досмотра членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала:

— соблюдение Технологии досмотра членов экипажей, авиаперсонала и работников, не относящихся к авиаперсоналу: в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах;

— производство досмотра экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН: отдельно от пассажиров коммерческих рейсов.

12. Состояние учета и отчетности по результатам досмотра (ведение Журнала учета актов изъятия запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов).

13. Организация и соблюдение порядка перевозки на борту воздушных судов оружия, боеприпасов и спецсредств, изъятых у пассажиров на время полета:

— наличие технологии передачи оружия и боеприпасов экипажу;

— наличие помещения для приема и выдачи оружия и боеприпасов;

— условия доставки на борт воздушных судов оружия и боеприпасов;

— провоз оружия и боеприпасов в воздушных судах АОН;

— провоз оружия, хранящегося в недоступных местах воздушных судов;

— наличие Инструкции по правилам размещения, транспортировки и обеспечения сохранности металлических запираемых ящиков для перевозки оружия и боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.

14. Порядок взаимодействия сотрудников САБ и сотрудников ЛОВДТ в производстве предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, их ручной клади, лиц из авиационного персонала.

15. Организация и состояние досмотра транзитных и трансферных пассажиров:

— наличие зала (залов) для размещения транзитных и трансферных пассажиров с ручной кладью и багажом;

— меры контроля и правила обеспечения наблюдения за передвижением транзитных и трансферных пассажиров к воздушному судну.

 

Модуль V

Обеспечение досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов

 

Досмотр багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства.

Каждый аэропорт должен иметь специальное помещение и технические средства для досмотра …, багажа, почты, груза и бортовых запасов (извлечение из текста п. 2 Норм, правил и процедур по АБ).

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление процедур и правил производства досмотра, ответственности за их соблюдение и исполнение в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, программах обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов и в соответствующей Технологии производства досмотра, разработанной с учетом специфики местных условий:

1.1. В Программе обеспечения авиационной безопасности должны быть описаны:

— полномочия сотрудников САБ по производству досмотра, порядок их взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел;

— процедуры досмотра;

— порядок взаимодействия САБ с авиапредприятиями, эксплуатантами, грузоотправителями, грузополучателями, зарегистрированными агентами, курьерскими службами: полномочия, ответственность.

1.2. В Технологии производства досмотра должны быть установлены:

— порядок производства досмотра:

— досмотр грузов осуществляется с применением всех имеющихся способов для выявления веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах: применение технических средств досмотра, служебных собак, выдержка грузов до погрузки в воздушное судно на время от нескольких часов до нескольких суток и др.;

— досмотр почтовых отправлений осуществляется с использованием технических средств без вскрытия их почтовой упаковки при дополнительном контроле в присутствии отправителей почтовых отправлений с нарушенной упаковкой;

— досмотр контейнеров с бортовыми запасами осуществляется с обязательным их пломбированием;

— порядок стикирования, система учета, хранения и использования стикеров.

2. Организация досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов.

3. Организация и состояние обеспечения безопасности багажа, груза, почты и бортовых запасов:

— прием и охрана багажа: меры по хранению багажа в складских зонах и (или) помещениях коммерческих складов, включая невостребованный багаж; охрана систем обработки и комплектования багажа; охрана багажа на тележках, на стоянке воздушного судна, в пунктах регистрации (возле аэропорта, за его пределами и/или в местах стыковочных перевозок);

— процедуры досмотра багажа:

— установление принадлежности багажа пассажирам: использование различных систем установления принадлежности, для видов пассажиров (вылетающих, трансферных и транзитных) и багажа, меры контроля неопознанного багажа;

— досмотр зарегистрированного багажа: порядок действий в случае обнаружения запрещенных для перевозки воздушным транспортом предметов; альтернативный порядок досмотра в случае отказа технических средств досмотра багажа; порядок досмотра перевозимого в грузовом отсеке багажа членов экипажа воздушного судна; досмотр багажа, сдаваемого в камеру хранения;

— трансферный зарегистрированный багаж;

— хранение неправильно обработанного и невостребованного багажа;

— контроль за транспортировкой багажа к воздушным судам;

— меры охраны грузов, почты и бортовых запасов во время их транспортировки в пределах территории аэропорта, включая сопровождение бортовых запасов и контейнеров с бортпитанием сотрудниками САБ до борта воздушного судна;

— процедуры досмотра грузов, почты (бандеролей, курьерских отправлений) и бортовых запасов, включая бортпитание;

— проверки зарегистрированных агентов и эксплуатантов (в том случае, если они являются зарегистрированными агентами), персонала, имеющего доступ к бортпитанию;

— меры контроля в целях безопасности в обычных условиях и в период повышенной угрозы: охрана перевозимого в грузовом отсеке багажа, меры контроля с момента его регистрации до погрузки на борт воздушного судна.

4. Наличие, состояние и оснащенность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов специальными техническими средствами.

5. Обеспеченность пунктов досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов техническими средствами досмотра:

— наличие пунктов досмотра;

— виды и типы используемых технических средств досмотра;

— участки их применения;

— использование технических устройств и служебных собак для обнаружения взрывчатых веществ;

— использование инженерно-технических средств охраны:

— виды и типы используемых инженерно-технических средств охраны;

— объекты применения инженерно-технических средств охраны;

— процедуры принятия мер при срабатывании средств охраны.

 

Модуль VI

Обеспечение организации и принятия мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

 

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в аэропортах, где возникла или имеется угроза возникновения таких ситуаций, координации действий подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других заинтересованных министерств и ведомств создаются оперативные штабы, которые возглавляются уполномоченными должностными лицами Федеральной службы контрразведки Российской Федерации <*> (извлечение из текста п. 11 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

———————————

<*> В настоящее время — Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

 

В целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских вокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.) (извлечение из текста п. 12 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты ГА от АНВ).

Для эффективного противодействия актам незаконного вмешательства Межведомственная комиссия по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации <*>, аэропортовые комиссии по авиационной безопасности и Федеральная антитеррористическая комиссия Российской Федерации разрабатывают и принимают согласованные планы действий.

Указанные планы должны учитывать складывающуюся обстановку при:

— захвате воздушного судна на земле;

— захвате воздушного судна в полете;

— угрозах террористических актов в отношении воздушных судов или важных объектов аэропорта;

— анонимных угрозах;

— инцидентах в аэропорту;

— вооруженном нападении в пределах границ аэропорта;

— вооруженном нападении на воздушное судно, сооружения и оборудование из-за пределов границ аэропорта;

— обследовании подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту (п. 7 Норм, правил и процедур по АБ).

———————————

<*> Упразднена согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 291 "Об упразднении Межведомственной комиссии по авиационной безопасности при Правительстве Российской Федерации".

 

При проведении контроля инспектором проверяется:

1. Установление в Программе обеспечения авиационной безопасности авиапредприятия, в программах обеспечения авиационной безопасности эксплуатантов мер на случай чрезвычайных ситуаций, ответственности за их соблюдение и исполнение, процедур передачи информации об актах незаконного вмешательства и порядка ее прохождения.

2. Наличие Плана действий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта:

— наличие на рабочих местах инструкций, выписок и памяток по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций: действия и процедуры, предусмотренные в случаях попыток захвата, захвата воздушных судов, диверсий и угроз применения взрывных устройств;

— процедуры досмотра в целях безопасности пассажиров, багажа, грузов, почты и бортзапасов;

— ответные действия в случае акта незаконного вмешательства;

— порядок и процедуры изъятия и уничтожения опасных предметов и веществ;

— порядок и процедуры обследования подозрительных устройств, которые могут быть использованы для совершения диверсии или других потенциальных источников опасности в аэропорту;

— порядок эвакуации пассажиров и проведения досмотра воздушных судов на земле в случае угрозы применения взрывных устройств;

— наличие согласованного Плана проведения операции "Набат";

— порядок аэронавигационного обслуживания воздушных судов, подвергшихся актам незаконного вмешательства;

— специальные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежащие применению в периоды повышенной угрозы или в отношении особо важных рейсов и маршрутов, в том числе при актах вымогательства и вмешательства в действия сотрудников авиапредприятия, аэропорта, эксплуатанта;

— виды и средства связи для передачи информации об актах незаконного вмешательства, угрозах их совершения, а также иной информации, которая способствует урегулированию указанных ситуаций (обеспечение двухсторонней связи между всеми службами авиапредприятия, наличие резервных каналов связи).

3. Наличие командного пункта (специально оборудованного помещения) для обеспечения работы оперативного штаба по урегулированию чрезвычайных ситуаций:

— состав и структурная схема оперативного штаба;

— установленный порядок (схема) оповещения и связи;

— наличие, состояние и использование средств связи;

— оснащенность средствами обеспечения деятельности;

— установленный порядок приведения в действие оперативного штаба.

4. Наличие и готовность сил и средств, привлекаемых к урегулированию чрезвычайных ситуаций:

— координация их действий;

— организация и учет проведения занятий, тренировок и учений;

— учебные мероприятия, проводимые по практической отработке мер авиационной безопасности с взаимодействующими службами и организациями (орган, ответственный за их подготовку, и периодичность проведения тренировок).

5. Планирование и проведение учебных мероприятий по практической отработке мер авиационной безопасности взаимодействующими службами авиапредприятия и заинтересованными министерствами и ведомствами.

 

Приложение 1

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАНДАРТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ ИКАО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Воздушный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 19 февраля 1997 года, одобрен Советом Федерации 5 марта 1997 года (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 150-ФЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте").

Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897.

Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности (приложение к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 897).

Инструкция о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полетов, утвержденная Приказом ФАС России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971, зарегистрирована Минюстом России 24.04.2000, рег. N 220.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, утвержденное Приказом ФАС РФ от 20.01.2001 N 22.

Типовое положение о Службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 17.04.1994 N 76.

Типовое Положение о Службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации, утвержденное Приказом ФАС России от 15.07.1998 N 222.

Положение по процедурам сертификации авиационной безопасности, утвержденное Приказом ФАС России от 29.07.1998 N 239.

Правила производства досмотра гражданских воздушных судов, утвержденные и введенные в действие Приказом ФАС России от 29.07.1998 N 238.

Распоряжение Минтранса России и МВД России от 27.08.2004 N 1/5584/ИЛ-32-р "Об организационных мерах по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта".

Руководство по производству досмотра пассажиров, экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденное Приказом Минтранса России от 21.11.1995 N 102, зарегистрированное Минюстом России от 13.12.1995, рег. N 995 (с изменениями, внесенными Приказом ФСВТ России от 07.04.2000 N 80-ДСП, зарегистрированным Минюстом России от 24.04.2000, рег. N 2200, "О внесении изменений в порядок применения Приказа Минтранса России от 21.11.1995 N 102 "Об утверждении и введении в действие Руководства по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов", и Приказом Минтранса России от 30.09.2005 N 117 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102", зарегистрированным Минюстом России 19.10.2005 рег. N 7107).

Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации (НОВСО ГА-93), введенное в действие Приказом ДВТ Минтранса России от 26.08.1993 N ДВ-115.

Федеральные авиационные правила "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения", утвержденные Приказом Минтранса России от 27.03.2003 N 29, зарегистрированы в Минюсте РФ 28.04.2003 рег. N 4456.

Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации. Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Издание 7, апрель 2002 года.

Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc 8973, издание 6-2002).

 

Приложение 2

 

КАРТА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАПРЕДПРИЯТИИ (АЭРОПОРТЕ, ЭКСПЛУАТАНТЕ)

 

      ———————————————————-

        (наименование проверяемого авиапредприятия, аэропорта,

                            эксплуатанта)

 

     N ———                          от "—" ———- 200- г.

 

     1. Цель контроля: ————————————————

     2. Основание для контроля: —————————————

     3. Срок проведения контроля: ————————————

     4. Инспектор (группа инспекторов): Руководитель ——————

                                        Члены: ————————

     5. Должность,  Ф.И.О.  представителя  авиапредприятия (аэропорта,

эксплуатанта): ——————————————————-

 

——————————————————————————-

|  N  |                 Модуль                   |Вывод о       | Примечание  |

| п/п |                                          |соответствии  | <*>         |

|     |                                          |—————|             |

|     |                                          | да  | нет    |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|  1  |                  2                       |  3  |  4     |  5          |

|——|————————————————————————|

|1.   | Модуль I. Организации обеспечения авиационной                         |

|     | безопасности                                                          |

|——|————————————————————————|

|1.1. | Наличие видов деятельности по АБ в       |     |        |             |

|     | Уставе. Наличие разрешительных           |     |        |             |

|     | документов для обеспечения АБ            |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.2. | Наличие службы авиационной безопасности  |     |        |             |

|     | (САБ). Наличие приказа о создании АБ.    |     |        |             |

|     | Наличие Положения о САБ. Схема           |     |        |             |

|     | взаимодействия с другими подразделениями |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.3. | Соблюдение требований к                  |     |        |             |

|     | укомплектованности САБ руководящим       |     |        |             |

|     | составом и сертифицированными            |     |        |             |

|     | сотрудниками. Наличие должностных        |     |        |             |

|     | инструкций с распределением обязанностей |     |        |             |

|     | и ответственности                        |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.4. | Наличие и состояние служебных и          |     |        |             |

|     | бытовых помещений. Наличие и состояние   |     |        |             |

|     | служебных и бытовых помещений            |     |        |             |

|     | для подразделения охраны САБ             |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.5. | Соблюдение требований к обеспеченности   |     |        |             |

|     | САБ:                                     |     |        |             |

|     |  — средствами связи, автотранспортом;    |     |        |             |

|     |  — техническими средствами обеспечения   |     |        |             |

|     | авиационной безопасности;                |     |        |             |

|     |  — служебным оружием.                    |     |        |             |

|     | Наличие охранной и пожарной сигнализации |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.6. | Наличие контрольных экземпляров          |     |        |             |

|     | законодательных, нормативных правовых    |     |        |             |

|     | актов по АБ и документов ИКАО.           |     |        |             |

|     | Соблюдение требований к порядку          |     |        |             |

|     | доведения до сведения сотрудников        |     |        |             |

|     | САБ, авиаперсонала и работников          |     |        |             |

|     | авиапредприятия                          |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.7. | Соблюдение требований к системе          |     |        |             |

|     | подготовки и повышения квалификации      |     |        |             |

|     | сотрудников САБ:                         |     |        |             |

|     |  — наличие программ начальной            |     |        |             |

|     | подготовки и текущей учебы;              |     |        |             |

|     |  — наличие плана подтверждения           |     |        |             |

|     | (повышения) квалификации;                |     |        |             |

|     |  — порядок допуска к работе;             |     |        |             |

|     |  — ведение учета сертифицированного      |     |        |             |

|     | персонала САБ                            |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.8. | Наличие Программы обеспечения            |     |        |             |

|     | авиационной безопасности                 |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.9. | Аэропортовая комиссия по                 |     |        |             |

|     | авиационной безопасности:                |     |        |             |

|     |  — наличие решения о ее создании;        |     |        |             |

|     |  — наличие Положения;                    |     |        |             |

|     |  — наличие плана работы и протоколов     |     |        |             |

|     | заседаний                                |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.10.| Наличие Технологии производства          |     |        |             |

|     | досмотра пассажиров, членов экипажей     |     |        |             |

|     | воздушных судов, обслуживающего          |     |        |             |

|     | персонала, ручной клади, багажа,         |     |        |             |

|     | грузов, почты и бортовых запасов         |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.11.| Наличие Инструкции по пропускному и      |     |        |             |

|     | внутриобъектовому режиму                 |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.12.| Наличие Инструкции по производству       |     |        |             |

|     | предполетного и дополнительного          |     |        |             |

|     | (специального) досмотра гражданских      |     |        |             |

|     | воздушных судов с перечнем мест и        |     |        |             |

|     | схемами досмотра                         |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.13.| Наличие Инструкции по охране воздушных   |     |        |             |

|     | судов и объектов авиапредприятия. Табеля |     |        |             |

|     | постам, схемы расположения постов,       |     |        |             |

|     | маршрутов патрулирования подвижных       |     |        |             |

|     | нарядов, инструкции караулу              |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.14.| Наличие системы контроля за выполнением  |     |        |             |

|     | принятых мер по авиационной безопасности |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|1.15.| Наличие информационных технологий        |     |        |             |

|     | обеспечения АБ                           |     |        |             |

|——|————————————————————————|

|2.   | Модуль II. Обеспечение правил пропускного и внутриобъектового режима  |

|——|————————————————————————|

|2.1. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | охраны контролируемых зон                |     |        |             |

|     | авиапредприятия. Наличие схемы (плана)   |     |        |             |

|     | территории с указанием контролируемых зон|     |        |             |

|     | (зон ограниченного доступа)              |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|2.2. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и порядку контроля доступа лиц и         |     |        |             |

|     | транспортных средств в контролируемые    |     |        |             |

|     | зоны                                     |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|2.3. | Наличие и соблюдение требований к        |     |        |             |

|     | состоянию и оснащенности КПП             |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|2.4. | Наличие и соблюдение требований к        |     |        |             |

|     | техническим средствам охраны:            |     |        |             |

|     |  — наличие и состояние ограждения;       |     |        |             |

|     |  — система охраны контролируемых зон;    |     |        |             |

|     |  — состояние пропускного и               |     |        |             |

|     | внутриобъектового режима;                |     |        |             |

|     |  — процедура контроля доступа в          |     |        |             |

|     | контролируемые зоны;                     |     |        |             |

|     |  — наличие и состояние охранной          |     |        |             |

|     | сигнализации объектов                    |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|2.5. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и контролю допуска и движения лиц и      |     |        |             |

|     | транспортных средств в контролируемых    |     |        |             |

|     | зонах                                    |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|2.6. | Соблюдение порядка приема на работу      |     |        |             |

|     | в САБ. Соблюдение порядка выдачи,        |     |        |             |

|     | хранения и уничтожения пропусков         |     |        |             |

|——|————————————————————————|

|3.   | Модуль III. Обеспечение безопасности воздушных судов на земле         |

|     | и в полете                                                            |

|——|————————————————————————|

|3.1. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и состоянию охраны воздушных судов       |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.2. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и состоянию доступа к воздушным судам    |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.3. | Наличие оборудования воздушных судов     |     |        |             |

|     | мерами безопасности                      |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.4. | Наличие разработанных мер безопасности   |     |        |             |

|     | воздушных судов в условиях               |     |        |             |

|     | повышенной угрозы                        |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.5. | Наличие, соблюдение требований к         |     |        |             |

|     | состоянию и оснащенности специальной     |     |        |             |

|     | стоянки для воздушных судов              |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.6. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и состоянию предполетного досмотра       |     |        |             |

|     | воздушных судов                          |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|3.7. | Соблюдение принятых мер обеспечения      |     |        |             |

|     | безопасности пассажиров и членов         |     |        |             |

|     | экипажа воздушного судна в полете.       |     |        |             |

|     | Наличие в полетной документации          |     |        |             |

|     | Памятки экипажу воздушного судна по      |     |        |             |

|     | действиям в чрезвычайной обстановке      |     |        |             |

|——|————————————————————————|

|4.   | Модуль IV. Обеспечение досмотра пассажиров и ручной клади             |

|     | членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала              |

|——|————————————————————————|

|4.1. | Наличие и соблюдение требований к        |     |        |             |

|     | состоянию пунктов досмотра.              |     |        |             |

|     | Наличие и соблюдение требований к        |     |        |             |

|     | оснащенности кабин (помещений) для       |     |        |             |

|     | личного досмотра                         |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.2. | Соблюдение требований к оснащенности     |     |        |             |

|     | пунктов досмотра техническими            |     |        |             |

|     | средствами досмотра.                     |     |        |             |

|     | Соблюдение требований к состоянию        |     |        |             |

|     | организации обслуживания и ремонта       |     |        |             |

|     | технических средств досмотра             |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.3. | Наличие и соблюдение требований к        |     |-       | 1           |

|     | состоянию стерильных зон для             |     |        |             |

|     | досмотренных пассажиров                  |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.4. | Соблюдение требований утвержденной       |     |        |             |

|     | Технологии производства досмотра         |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.5. | Наличие и соблюдение требований к        |     |        |             |

|     | состоянию информации для пассажиров      |     |        |             |

|     | о порядке досмотра                       |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.6. | Наличие, соблюдение требований к         |     |        |             |

|     | состоянию и оснащенности техническими    |     |        |             |

|     | средствами досмотра залов для            |     |        |             |

|     | официальных лиц и делегаций              |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.7. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и состоянию досмотра членов экипажей,    |     |        |             |

|     | авиаперсонала, пассажиров и              |     |        |             |

|     | вещей, находящихся при них               |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.8. | Соблюдение требований к порядку          |     |        |             |

|     | доставки и сопровождения пассажиров      |     |        |             |

|     | на борт воздушного судна                 |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.9. | Организация и состояние перевозки на     |     |        |             |

|     | ВС оружия, боеприпасов и других          |     |        |             |

|     | опасных предметов, изъятых у пассажиров  |     |        |             |

|     | на время полета.                         |     |        |             |

|     | Наличие помещения приема и выдачи        |     |        |             |

|     | оружия и боеприпасов                     |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|4.10.| Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и порядку учета и отчетности по досмотру |     |        |             |

|——|————————————————————————|

|5.   | Модуль V. Обеспечение досмотра багажа, грузов, почты и бортовых       |

|     | запасов                                                               |

|——|————————————————————————|

|5.1. | Соблюдение требований к организации      |     |        |             |

|     | и состоянию обеспечения безопасности     |     |        |             |

|     | багажа, груза, почты и бортовых запасов: |     |        |             |

|     | — прием и охрана;                        |     |        |             |

|     | — процедуры досмотра;                    |     |        |             |

|     | — процедуры установления соответствия    |     |        |             |

|     | принадлежности багажа пассажирам;        |     |        |             |

|     | — хранение неправильно обработанного     |     |        |             |

|     | багажа;                                  |     |        |             |

|     | — контроль за транспортировкой к         |     |        |             |

|     | воздушному судну                         |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|5.2. | Наличие, соблюдение требований к         |     |        |             |

|     | состоянию и оснащенности техническими    |     |        |             |

|     | средствами помещений досмотра багажа,    |     |        |             |

|     | груза, почты и бортовых запасов          |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|5.3. | Соблюдение требований утвержденной       |     |        |             |

|     | Технологии досмотра багажа, груза,       |     |        |             |

|     | почты и бортовых запасов                 |     |        |             |

|——|————————————————————————|

|6.   | Модуль VI. Обеспечение организации и принятия мер по                  |

|     | урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами              |

|     | незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации          |

|——|————————————————————————|

|6.1. | Наличие Плана действий по урегулированию |     |        |             |

|     | чрезвычайных ситуаций, связанных с актами|     |        |             |

|     | незаконного вмешательства (АНВ).         |     |        |             |

|     | Наличие инструкций, выписок и            |     |        |             |

|     | памяток по действиям персонала при       |     |        |             |

|     | возникновении чрезвычайных ситуаций      |     |        |             |

|——|——————————————|——|———|————-|

|6.2. | Наличие, готовность и взаимодействие     |     |        |             |

|     | сил и средств по урегулированию          |     |        |             |

|     | чрезвычайных ситуаций.                   |     |        |             |

|     | Наличие и оснащенность средствами связи  |     |        |             |

|     | КП для оперативного штаба по             |     |        |             |

|     | урегулированию чрезвычайных ситуаций.    |     |        |             |

|     | Организационно-структурная схема         |     |        |             |

|     | оперативного штаба по урегулированию     |     |        |             |

|     | чрезвычайных ситуаций                    |     |        |             |

——————————————————————————-

 

Инспектор (руководитель группы инспекторов):

—————————— ————— —————-

   (наименование должности)      (подпись)        (Ф.И.О.)

 

Инспекторы:

1. ————————— ————— —————-

   (наименование должности)      (подпись)        (Ф.И.О.)

2. ————————— ————— —————-

   (наименование должности)      (подпись)        (Ф.И.О.)

 

С Картой ознакомлен (ознакомлены):

—————————— ————— —————-

   (наименование должности)      (подпись)        (Ф.И.О.)

 

"—" —————— 200  г.

 

———————————

     <*> Заполняется в случае отрицательного ответа

 

Распоряжение Ространснадзора от 15 декабря 2005 г. N ВС-255-р(фс) О введении в действие инструкции (руководства) по организации и проведению контроля обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях