ЖУРНАЛ
выполнения периодических работ
на подвижных средствах заправки
+—+——+———-+————+————-+———-+———-+——+——-+
¦ N ¦Тип ¦ Проверка ¦Гидравли- ¦ Измерение ¦ Очистка ¦Промывка ¦До- ¦Приме- ¦
¦п/п¦сред- ¦ КИП, СИ ¦ческие ¦сопротивления¦ емкости ¦маслофиль-¦пол- ¦мечание¦
¦ ¦ства, ¦ ¦испытания ¦ рукавов, ¦ТЗ, баков ¦тров ¦ни- ¦ ¦
¦ ¦гараж-¦ ¦рукавов ¦ заземляющих ¦ ЗА ¦ ¦тель-¦ ¦
¦ ¦ный ¦ ¦ ¦ устройств ¦ ¦ ¦ные ¦ ¦
¦ ¦номер +——+—-+——+——+——-+——+—-+——+——+—-+све- ¦ ¦
¦ ¦ ¦наи- ¦дата¦диа- ¦дата ¦наиме- ¦дата,¦наи-¦дата ¦наи- ¦дата¦дения¦ ¦
¦ ¦ ¦мено-¦по- ¦метр ¦испы-¦нование¦ре- ¦ме- ¦очи- ¦мено-¦про-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вание¦вер-¦рука-¦та- ¦средств¦зуль-¦но- ¦стки ¦ва- ¦мыв-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦КИП, ¦ки ¦ва, ¦ний, ¦ ¦таты ¦ва- +——+ние, ¦ки ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦СИ +—-+номер¦ре- ¦ +——+ние ¦дата ¦тип, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦дата¦ ¦зуль-¦ ¦дата ¦обо-¦сле- ¦номер¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сле-¦ ¦таты ¦ ¦сле- ¦ру- ¦дую- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦дую-¦ +——+ ¦дую- ¦до- ¦щей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦щей ¦ ¦дата ¦ ¦щих ¦ва- ¦очи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦по- ¦ ¦сле- ¦ ¦изме-¦ния ¦стки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦вер-¦ ¦дую- ¦ ¦рений¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ки ¦ ¦щих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦таний¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—+——+——+—-+——+——+——-+——+—-+——+——+—-+——+——-+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦
+—+——+——+—-+——+——+——-+——+—-+——+——+—-+——+——-+
ЖУРНАЛ
проверки технического состояния подвижных средств заправки
+————+———+——-+————-+———-+———-+
¦ Дата, ¦Гаражный¦ Марка ¦ Отметка ¦Неисправ- ¦Заключение¦
¦ время ¦номер ¦авиаГСМ¦ о проверке ¦ность ¦о допуске ¦
¦ ¦спец- ¦ ¦технического ¦ ¦ к работе ¦
¦ ¦машины ¦ ¦ состояния ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ согласно ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ табл. 8.1 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ настоящего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Руководства ¦ ¦ ¦
+————+———+——-+————-+———-+———-+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+————+———+——-+————-+———-+———-+
¦07.01.90 ¦163 ¦ТС-1 ¦Исправно ¦Не обнару-¦Допущена ¦
¦8 ч 00 мин.¦ ¦ ¦ ¦жено ¦ ¦
¦То же ¦164 ¦-"- ¦-"- ¦-"- ¦-"- ¦
¦… ¦… ¦… ¦… ¦… ¦… ¦
+————+———+——-+————-+———-+———-+
Руководитель заправочной
бригады
(должность) ________________
(подпись)
Механик (бригадир) ССТ ________________
(подпись)
ПРИМЕР РАСЧЕТА
СИСТЕМЫ ЦЗС ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ 120 КУБ. М/Ч
1. Исходные данные
1.1. Система ЦЗС рассчитывается для аэропорта со следующими исходными данными:
годовая интенсивность поступления самолетов на заправку, шт. — 20000; в т.ч. по группам:
II — 5500 (Ту-154, Як-42, Ту-134, Ту-204),
III — 8000 (Ан-24, Як-40, Ан-28, Ил-114),
IV — 6500 (Ан-2, МИ-2, 4, 8, 10, Л-410, 610);
интенсивность поступления самолетов на заправку в час "пик", шт. — 7, в т.ч. по группам: II — 2, III — 3, IV — 2;
среднесуточный расход авиатоплива в месяц "пик", куб. м — 430;
количество мест заправки на местах стоянок и перроне, шт. — 21;
количество одновременно заправляемых самолетов, шт. — 3;
среднее расстояние насосной станции ЦЗС от мест заправки самолетов на перроне, м — 1500.
Расчеты параметров систем ЦЗС производятся по методике, приведенной в Пособии к ВНТП 6-85.
2. Определение производительности системы ЦЗС
2.1. Согласно ВНТП 6-85 производительность системы ЦЗС определяется по формуле:
m
Q = SUM q (U x t + 1), куб. м/ч,
ЦЗС i=1 i з з
где:
q — средняя расчетная производительность заправки ВС по
i
группам или типам, куб. м/ч;
U — максимальная интенсивность поступления воздушных судов по
з
группам или типам на заправку в час;
t — расчетная продолжительность собственно заправки ВС каждой
з
группы или типа, ч;
i = 1…m — количество типов или групп ВС.
Исходные данные для расчета производительности системы ЦЗС приведены в табл. 1.
Таблица 1
+——+———————+——————+——————+
¦Группа¦ Средняя ¦ Максим. ¦ Расчетная ¦
¦ ВС ¦ производительность ¦ интенсивность ¦продолжительность¦
¦ ¦заправки по группам,¦ поступления ВС ¦ собственно ¦
¦ ¦ куб. м/час ¦ на заправку ¦ заправки ВС ¦
¦ ¦ ¦ по группам, ¦ каждой группы, ¦
¦ ¦ ¦ в час. шт. ¦ час. ¦
+——+———————+——————+——————+
¦II ¦60,0 ¦2 ¦0,22 ¦
¦III ¦18,0 ¦3 ¦0,16 ¦
¦IV ¦15,0 ¦2 ¦0,04 ¦
+——+———————+——————+——————+
Тогда расчетная производительность системы ЦЗС составит:
Q = 60 х (2 х 0,22 + 1) + 18 х (3 х 0,16 + 1) + 15 х
ЦЗС
х (2 х 0,04 + 1) = 86,4 + 26,6 + 16,2 = 129,6 куб. м/ч.
Производительность системы ЦЗС уточняется при конкретном проектировании в зависимости от типов выбираемых насосов.
3. Выбор принципиальной технологической схемы
3.1. Принципиальная технологическая схема систем ЦЗС средней производительности принимается согласно рис. 10.1.1 (здесь и далее рисунки не приводятся), затем проводится привязка схемы к данному аэропорту.
3.2. Система ЦЗС состоит из следующих сооружений:
расходных резервуаров;
насосной станции со средствами перекачки, фильтрации и водоотделения;
сливного резервуара;
трубопроводной сети;
технологических колодцев;
специального технологического оборудования.
3.3. Резервуары, помимо промышленного оборудования, должны быть оборудованы электрозадвижками плавающими топливозаборными устройствами ПВУ-250 и средствами дистанционного измерения уровня топлива.
В соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 резервуары должны иметь внутреннее маслобензостойкое и паростойкое защитное покрытие.
Насосно-фильтрационная станция производительностью 120 куб. м/ч включает:
всасывающий коллектор;
насосно-фильтрационное оборудование;
напорный коллектор;
узел распределения.
Насосные агрегаты объединяются в группу и управляются от пульта САУ-ЦЗС.
3.5. На всасывающей линии насосных агрегатов предусматриваются фильтры грубой очистки марки ФС-Ш-150-12рIт, степень фильтрации — 15 — 20 мк.
На напорных линиях у каждого насосного агрегата последовательно устанавливаются три фильтра тонкой очистки марки ТФ-10 и один фильтр-водоотделитель ФТВ-1500 со степенью фильтрации — 5 — 8 мкм.
3.6. Узел распределения топлива состоит из задвижек с ручным приводом, позволяющих принимать топливо из резервуаров склада ГСМ и подавать его в магистральные трубопроводы, а также подавать топливо к пунктам налива топливозаправщиков и к стенду наладки и регулировки заправочных агрегатов.
Для управления насосами и аварийного отключения системы в узле распределения устанавливаются электроконтактные манометры, входящие в комплект пульта САУ-ЦЗС.
Для защиты оборудования насосной станции от гидроударов на напорных коллекторах устанавливаются блоки гидроамортизаторов.
3.7. Для зачистки трубопроводов и оборудования, установленного в насосно-фильтрационной станции, предусматривается подземный горизонтальный резервуар емкостью 5 куб. м.
3.8. Трубопроводы распределительные, расходные и обвязывающие оборудование насосно-фильтрационной станции принимаются из стальных труб горячедеформированных по ГОСТ 8732-78 с двухсторонним оцинкованием.
Подземные трубопроводы перед укладкой в траншею гидроизолируют битумной изоляцией усиленного типа. При необходимости должна быть предусмотрена катодная защита трубопроводов.
3.9. В местах ответвления от магистрального трубопровода, в конечных точках трубопроводов располагаются технологические колодцы-камеры, в которых устанавливается запорная арматура, сливные и воздухоспускные вентили и блоки гидроамортизаторов.
4. Гидравлический расчет и выбор насосных агрегатов
4.1. Гидравлический расчет трубопроводов проводится в такой последовательности:
— разбивается трубопроводная сеть системы ЦЗС на участки с разными максимальными расходами;
— рассчитывается диаметр каждого участка трубопровода;
— выбирается фактический диаметр трубопровода;
— определяются суммарные потери напора в трубопроводах при различных расходах;
— выбираются требуемые насосные агрегаты;
— строится совмещенная характеристика трубопровода и насосов системы ЦЗС.
4.2. Расчетный диаметр трубопроводов определяется по основным участкам трубопроводов по формуле:
____________
/ 4 Q
/ max
d = \/—————, м,
пи х W х 3600
p
где:
Q — максимальная подача топлива, куб. м/ч;
max
W — расчетная скорость перекачки топлива, м/с.
p
Для напорного трубопровода скорость перекачки принимаем 1,7 м/с, для всасывавшего — 1,5 м/с.
В зависимости от принятой производительности подачи топлива определены диаметры труб на участке и уточнены по ГОСТу 8732-78.
Таблица 1
+—+————————+——————+—————-+
¦ N ¦ Наименование ¦Производительность¦ Значение ¦
¦п/п¦ ¦ подачи топлива, ¦диаметра труб по¦
¦ ¦ ¦ куб. м/ч ¦ГОСТ 8732-78, мм¦
+—+————————+——————+—————-+
¦1 ¦Напорный коллектор ¦120 ¦219 х 6 ¦
¦ ¦насосной станции ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Всасывающий коллектор ¦120 ¦273 х 7 ¦
¦3 ¦Распределительные ¦120 ¦219 х 6 ¦
¦ ¦трубопроводы ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Расходные трубопроводы ¦90 ¦159 х 5 ¦
+—+————————+——————+—————-+
4.3. Суммарные потери напора столба перекачиваемой жидкости определяются исходя из условия подачи топлива через наиболее удаленную точку (гидрантную колонку системы ЦЗС) по формуле:
Н = Н + Н + Н + Н + Н + Р + ДЕЛЬТА Z, м,
общ тр м фн г аг к
где:
Н — потери на трение в трубопроводе, м;
тр
Н — местные потери в трубопроводе и арматуре (10% от Н );
м тр
Н — потери в фильтрах насосной станции;
фн
Н — потери в гидрантом регуляторе, м;
г
Н — общие потери в заправочном агрегате, м;
аг
Р — максимальное конечное давление заправки, принимается
к
равным 0,3 МПа (3 кгс/кв. см);
ДЕЛЬТА Z — разность геодезических отметок оси насоса и
заправочного штуцера самолета, принимаем 3 м.
Потери напора на трение в трубопроводах определяются для
максимальной суммарной длины, принятой 1500 м, условно для
диаметра Ду 200 по формуле:
Н = i SUM l,
тр
где i — гидравлический уклон.
Результаты расчетов для различных значений расхода приведены в таблице 2.
Таблица 2
+———+———+——+——+——+——+——+——+———+——-+
¦ Подача ¦Число ра-¦Н , м¦Н , м¦Н , м¦Н , м¦Н , м¦Р , м¦ДЕЛЬТА Z,¦Н , м¦
¦топлива,¦ботающих ¦ тр ¦ м ¦ фн ¦ г ¦ аг ¦ к ¦ м ¦ общ ¦
¦куб. м/ч¦колонок, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+———+———+——+——+——+——+——+——+———+——-+
¦45 ¦1 ¦1,35 ¦0,05 ¦10 ¦20 ¦35 ¦30 ¦3 ¦98,40 ¦
¦60 ¦1 ¦2,10 ¦0,09 ¦10 ¦20 ¦35 ¦30 ¦3 ¦100,19 ¦
¦90 ¦1 ¦4,25 ¦0,18 ¦10 ¦20 ¦35 ¦30 ¦3 ¦102,43 ¦
¦120 ¦2 ¦9,00 ¦0,3 ¦15 ¦30 ¦35 ¦30 ¦3 ¦107,30 ¦
¦180 ¦2 ¦18,00 ¦0,65 ¦15 ¦30 ¦35 ¦30 ¦3 ¦116,65 ¦
+———+———+——+——+——+——+——+——+———+——-+
5. Выбор насосных агрегатов
5.1. Для работы в насосно-фильтрационной станции системы ЦЗС производительностью 120 куб. м/ч принимаем насосные агрегаты типа 6НКЭ-6х1.
На рис. 1 точка пересечения кривой 2 с кривой 3 показывает физическую производительность и рабочее давление в системе, т.е. 120 куб. м/ч и 108 м ст. ж., что соответствует приведенным расчетам.
Для обеспечения максимальной производительности системы ЦЗС 120 куб. м/ч принимаем 2 насоса рабочих и один резервный типа 6НКЭ-6х1 производительностью 90 куб. м/ч с электродвигателем ВАО 82-2 мощностью 55 кВт.
6. Определение количества и места
установки гидроамортизаторов
6.1. В соответствии с методикой определяется время распространения ударной волны для принятого расстояния между колодцами, величина гидроудара, общий потребный объем гидроамортизаторов.
6.2. Время распространения ударной волны (t ) для наибольшего
ф
расстояния (L = 300 м) между колодцами определяется как:
2 х L 2 x 300
t = —— = ——- = 0,52 с.
ф C 1160
Величина повышения давления при гидроударе определяется по номограмме (рис. 2).
Исходя из принятой скорости течения топлива W = 1,7 м/сек., плотности топлива ро = 780 кг/куб. м (при 20 °С), повышение давления составит около 15 кгс/кв. см, что является недопустимым.
6.3. Общий потребный объем гидроамортизаторов (V) для защиты
от гидроударов трубопровода D = 200 мм, при допустимом
вн
превышении давления ДЕЛЬТА Р = 5 кгс/кв. см, рабочем давлении
доп
(Р ) равном 7 кгс/кв. см составляет:
р
2
P
2 p
V = 2,21 х D x W x t х —————— =
вн ф P x ДЕЛЬТА P
сж доп
2
2 7
= 2,21 х 0,2 х 1,7 х 0,52 х ———— = 150 л,
0,8 х 7 х 5
где Р — начальное сжатие воздуха (газа) в
сж
гидроамортизаторе, кгс/кв. см (0,85 Р ).
р
Из расчета следует, что при равномерном расположении технологических колодцев в системе через 300 м необходимо предусмотреть 4 колодца, в каждом разместить по 10 гидроамортизаторов типа ГА-2, или меньшее количество гидроамортизаторов большей емкости.
7. Определение количества заправочных агрегатов
Количество подвижных заправочных агрегатов определяется по формуле:
U х Т
m з
N = (SUM ——) + 1, шт.,
i=1 К
тг
где:
U — максимальная часовая интенсивность поступления ВС на
з
заправку по типам, шт.;
К — коэффициент технической готовности заправочного
тг
агрегата (К = 0,85 — 0,9);
тг
Т — расчетная продолжительность рабочего цикла заправочного
агрегата для данных типов ВС, ч;
i — 1, 2…m — количество типов ВС.
Тогда, количество подвижных заправочных агрегатов составит:
2 х 0,3 3 х 0,23
N = (——- + ———) + 1 = 0,7 + 0,8 + 1 = 2,5.
0,85 0,85
Принимаем количество заправочных агрегатов равное 3.
(Обязательное)
ЖУРНАЛ
регистрации инструктажа на рабочем месте
+—-+——-+——+——-+——+——-+————+———-+
¦Дата¦Фами- ¦Про- ¦Инст- ¦Номер ¦Фами- ¦ Подпись ¦ Допуск ¦
¦ ¦лия, ¦фес- ¦руктаж:¦инст- ¦лия, ¦ ¦ к работе ¦
¦ ¦инициа-¦сия, ¦первич-¦рукции¦иници- ¦ ¦ произвел ¦
¦ ¦лы ин- ¦долж-¦ный на ¦(или ¦алы, +——+——+——+—-+
¦ ¦струк- ¦ность¦рабочем¦ее ¦долж- ¦инст-¦инст-¦фами-¦под-¦
¦ ¦тируе- ¦инст-¦месте, ¦наиме-¦ность ¦рук- ¦рук- ¦лия, ¦пись¦
¦ ¦мого ¦рук- ¦повтор-¦нова- ¦инс- ¦тиру-¦тиру-¦ини- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тиру-¦ный, ¦ние) ¦трукти-¦ющего¦емого¦ци- ¦ ¦
¦ ¦ ¦емого¦внепла-¦ ¦рующего¦ ¦ ¦алы, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦новый, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦долж-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦текущий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность¦ ¦
+—-+——-+——+——-+——+——-+——+——+——+—-+
(Рекомендуемое)
НАРЯД-ДОПУСК N _____
от "__"_____________ 199_ г.
на выполнение работ повышенной опасности
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель службы ГСМ
_______________________
(подпись) (ф.и.о.)
I. Наряд
1. Ответственному исполнителю работ ______________________________
(должность, ф.и.о.)
________________________ с бригадой в составе _________ человек
провести работы: ______________________________________________
(наименование, место проведения)
2. Необходимые для производства работ: (приспособления,
материалы, инструменты, средства механизации, средства
защиты) _______________________________________________________
_______________________________________________________________
3. При подготовке и выполнении работ обеспечить следующие
меры безопасности: ____________________________________________
(указываются основные мероприятия
_______________________________________________________________
и средства по обеспечению безопасности труда)
4. Особые условия ________________________________________________
5. Начало работы в _____ ч ________ мин. _________________ 19__ г.
окончание работы в _____ ч __________ мин. ____________ 19__ г.
6. Ответственным руководителем работ назначается _________________
_______________________________________________________________
(должность, ф.и.о.)
7. Наряд-допуск выдал ____________________________________________
(должность, ф.и.о., подпись)
8. Наряд-допуск принял:
ответственный руководитель работ ______________________________
(должность,
__________________________________________________________________
ф.и.о., подпись)
9. Мероприятия по обеспечению безопасности труда и порядок
производства работ согласованы: _______________________________
(должность,
__________________________________________________________________
ф.и.о., подпись)
II. Допуск
10. Инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте провели:
ответственный руководитель работ _____________________________
(дата, подпись)
11. Инструктаж прошли члены бригады:
+—————+——————+———-+——————-+
¦ Ф.И.О. ¦ Профессия, ¦ Дата ¦ Подпись прошедшего¦
¦ ¦ разряд ¦ ¦ инструктаж ¦
+—————+——————+———-+——————-+
12. Рабочее место и условия труда проверены, меры безопасности
обеспечены.
Разрешаю приступить к работе _________________________________
(должность,
_____________________________________________________________
ф.и.о. допускающего к работе, подпись, дата)
Работники контролирующих служб предприятия (пожарной охраны
и др.) _______________________________________________________
(должность, ф.и.о., подпись)
______________________________________________________________
(заполняется по необходимости)
______________________________________________________________
Ответственный руководитель работ _____________________________
(дата, подпись)
Ответственный исполнитель работ ______________________________
(дата, подпись)
13. Работы начаты в ______ ч ____ мин. ___________________ 199_ г.
Ответственный руководитель работ _____________________________
(дата, подпись)
14. Работы окончены, рабочие места проверены (материалы,
инструменты, приспособления и т.п. убраны), люди выведены.
Наряд закрыт в ______ ч ___ мин. __________________ 19__ г.
Ответственный исполнитель работ ______________________________
(дата, подпись)
Ответственный руководитель работ _____________________________
(дата, подпись)
(Обязательное)
ЖУРНАЛ
регистрации вторичного противопожарного инструктажа
__________________________________________________________________
(наименование службы, объекта)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование предприятия ГА)
__________________________________________________________________
Начат "__" _________ 199_ г.
Окончен "__" _________ 199_ г.
+—————+—————-+—————-+—————+
¦Дата проведения¦ Фамилия, имя ¦Профессия или ¦ Подпись ¦
¦ инструктажа ¦ ответственного ¦занимаемая долж-¦производившего¦
¦ ¦лица, прошедшего¦ность прошедшего¦ инструктаж ¦
¦ ¦ инструктаж ¦инструктаж ¦ ¦
+—————+—————-+—————-+—————+
(Обязательное)
ВЕДОМОСТЬ
принятия зачетов от ИТР, служащих и рабочих ______________________
(наименование
_________________________________________________________________,
службы, цеха и др.)
прошедших обучение по пожарно-техническому минимуму, комиссией
в следующем составе: ______________________________ (председатель)
члены: 1. ________________________________________________________
2. ________________________________________________________
+——————+——————+—————+————-+
¦ Фамилия, имя, ¦ Занимаемая ¦ Оценка ¦ Примечание ¦
¦ отчество ¦ должность ¦ знаний ¦ ¦
+——————+——————+—————+————-+
Председатель комиссии ____________________________________________
(подпись, дата)
Члены комиссии ___________________________________________________
(подпись, дата)
Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (утв. МГА СССР 27.07.1991 N 9/И) Приложения