Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94) Часть 2

 

(1) Катки массой 25-50т применяются на грунтах с влажностью ниже оптимальной.

(2) Тип грунта определяется на основе данных лабораторного анализа его гранулометрического состава, а в полевых условиях — приближенным способом по методу Красюка (см. прил.12, табл.3)

 

Примечание: Качество уплотнения контролируется путем определения фактической плотности грунта по ГОСТ 5180 — 84, ГОСТ 22733 — 77 и сравнения ее с максимальном плотностью данной разновидности грунта, причем требуемая плотность назначается по проекту в долях от максимальной плотности достижением определенного коэффициента уплотнения.

 

5.1.51. Основным видом повреждений грунтовой летной полосы является колейность, которая должна устраняться планировкой поверхности, заделкой рыхлым грунтом с последующим уплотнением гладкими катками.

Колеи глубиной до 6 см рекомендуется устранять прикатыванием металлическими гладкими катками массой 3 — 5 т при влажности грунта, близкой к оптимальной. Колеи и выбоины глубиной до 15 cм рекомендуется засыпать местным грунтом с предварительным рыхлением основания на глубину до 5 см. При глубине колей и выбоин глубиной более 15см их засыпают обычным рыхлым грунтом, а затем растительным грунтом слоем 10- 12см.

При глубинах колеи и выбоин до 20 см уплотнение грунта производится в один слой, а при глубине более 20 см — в два слоя.

Не допускается засыпать выбоины и колеи песком, щебнем, шлаком или другими сыпучими материалами, отличающимися от грунтов летной полосы.

5.1.52. На грунтовых аэродромах без дернового покрова происходит значительное выдувание грунта от работающих двигателей ВС. Наибольшей эрозией обладают несвязные грунты с размерами частиц 0,1 — 0,15мм.

5.1.5.3. При выборе наиболее рационального способа обеспыливания для конкретных условий рекомендуется учитывать срок использования грунтового аэродрома, продолжительность обеспыливающего действия, наличие соответствующих механизмов и материалов для производства работ.

Снижение пылеобразования достигается:

— уменьшением степени воздействия на грунт аэродинамических и механических нагрузок путем устройства различного рода искусственных покрытий или созданием дернового покрова;

— поддержанием структурного и влажностного режима грунта, который обеспечивал бы его связность и отсутствие структурной и механической эрозии;

— введением различных вяжущих веществ для укрепления грунта и стабилизации.

5.1.54. На стартовых участках летной полосы, наиболее подверженных воздействию воздушных потоков и колес ВС, можно применять наиболее доступный метод — поливку водой с расходом 0,5 — 0,8 л/кв.м.

5.1.55. Для обеспыливания рекомендуется использовать способ укрепления грунта известью, которую можно вносить в виде пушонки или известкового молока в соотношении 1:4 — 1:5 в количестве 3-5% массы грунта обрабатываемого слоя или применять хлористый кальций с расходом 1 кг/кв.м на каждые 10 см толщины обрабатываемого слоя.

5.1.56. На грунтовых аэродромах (вертодромах) для борьбы с пылимостью можно применять следующие материалы и вяжущие вещества:

— гигроскопические соли;

— отходы целлюлозно-бумажной промышленности;

— различные минеральные и органические вяжущие.

При выборе методов обеспыливания рекомендуется использовать положения "Инструкции по обеспыливанию грунтовых аэродромов и посадочных площадок".

5.1.57. Наиболее эффективными в борьбе с пылимостью грунтов являются органические вяжущие материалы: битумы, дегти, нефти, битумные эмульсии и маслобитумные вяжущие. Норма розлива органических вяжущих составляет ориентировочно: для сырой нефти и дегтей 3 л/кв.м, битумных эмульсий 2 — 3 кг/кв.м, разбавленной битумной пасты 6 — 8л/кв.м, разжиженного битума З л/кв.м, маслобитумного вяжущего 3 — 4,5 % массы сухого супесчаного и суглинистого грунта.

5.1.58. Технология производства работ при обработке грунтов для обеспыливания включает в себя следующие операции:

— разрыхление, выравнивание и планировку участка;

— приготовление и розлив (внесение) вяжущего на обрабатываемый участок;

— уплотнение обработанного слоя грунта, если это потребуется.

Выравнивание и планировка обрабатываемого участка производятся автогрейдерами, при этом спланированный участок не должен иметь уклоны свыше 20 % и неровности более 6см глубиной.

Розлив органических вяжущих производится, как правило, автогудронаторами, а битумных эмульсий — с помощью навесных дождевальных установок равномерно по всей обрабатываемой площади. Слой пропитки должен быть не менее 25 — 30 мм, а там, где он оказался менее указанной толщины, необходимо обработку осуществлять повторно.

5.1.59. Для обеспыливания песчаных, супесчаных и суглинистых грунтов летных полей аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок может найти широкое применение (особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока) эффективный способ обеспыливания маслобитумным вяжущим, включающим битум, отработанное масло авиационных и автотракторных двигателей и разжижитель в соотношении  1:1:1. Продолжительность его обеспыливающего действия не менее двух лет. Для этих целей применяется среднегустеющие и медленногустеющие битумы или другие, доведенные до вязкости жидких битумов.

В качестве отработанных авиационных масел можно использовать любые отработанные масла или их смеси с удельным весом 0,8- 0,95 г/кв.см и вязкостью  без механических примесей крупнее 1 мм.

Разжижителем может служить керосин, дизельное топливо и другие.

 

5.1.60. Рабочий состав маслобитумного вяжущего готовится следующим образом: жидкий битум подастся насосом в цистерну автогудронатора до 1/3 его объема. После этого в таком же количестве подаются отработанные масла. Смесь перемешивается насосом автогудронатора, затем добавляется разжижитель в таком количестве, чтобы она достигла вязкости 30 — 50с, причем вяжущее с меньшим значением вязкости применяется в дальнейшем при обработке супесчанных, а с большим — суглинистых грунтов.

5.1.61. Для обеспечения проникания маслобитумного вяжущего в грунт и равномерного распределения рекомендуется производить измельчение поверхностного слоя, особенно суглинистых грунтов, на глубину не менее 10 см дорожной фрезой за 1 — 2 прохода или дисковыми, зубовыми боронами за 5 — 6 проходов по одному следу.

После разлива вяжущего производится перемешивание обработанного грунта за 1 проход дорожной фрезой или за 2 — 3 прохода зубовыми или дисковыми боронами. Далее обработанный слой грунта уплотняется до величины 0,8 — 0,95 от стандартного уплотнения в зависимости от элемента летного поля 6-8 проходами пневмокатков, с последующим уплотнением гладкими катками 3 — 4 проходами по одному следу.

При обработке несвязных грунтов методом пропитки толщина обрабатываемого слоя должна быть не менее 5 см.

5.1.62. Несущая способность грунтовых аэродромов повышается в среднем на 4 — 5 кгс/кв.см при создании и сохранении дернового покрова.

5.1.63. Дернина должна удовлетворять следующим требованиям:

— иметь густоту травостоя и плотное сплетение корневищ на глубину не менее 12 — 18 см;

— обладать связностью, упругостью и устойчивостью к истиранию;

— иметь высоту травостоя не более 30 см, а после скашивания не менее 8 см.

Качество дернового покрова определяется количеством побегов дернообразующих трав на единицу площади и предельной глубиной колеи, при которой он разрушается, в соответствии с данными табл. 5.2.

 

Таблица 5.2.

Количество дернового покрова

предельная глубина колеи

Количество побегов на площади 400 кв.см

 

без разрушения дернового покрова, см

подзолистая лесостепная зона

черноземная зона

сухие стени и полустени

Отличное

8 — 10

Свыше 300

Свыше 200

Свыше 100

Хорошее

5 — 6

200 — 300

100 — 200

50 — 100

Удовлетворительное

3

100 — 200

50 — 100

35 — 50

Плохое

Менее 3

Менее 100

Менее 50

Менее 35

 

5.1.64. Уход за дерновым покровом состоит из следующих работ:

— прочесывания травостоя и разравнивания мелких неровностей;

— прикатывания дернового покрова;

— подкормки трав минеральными удобрениями;

— искусственного водополива травяной растительности;

— скашивания трав.

5.1.65. Прочесывание дернового покрова выполняется за два прохода по одному следу легкими зубовыми боронами или механическими граблями.

5.1.66. Прикатывание дернового покрова рекомендуется проводить ранней весной. Оно выполняется 2 — 4 проходами 5-тонных катков на супесчаных грунтах и 10-тонных — на суглинистых при влажности больше оптимальной на 2 — 3 %. Перед наступлением заморозков рекомендуется провести укатку поверхности гладкими катками для придания большей прочности грунтам и устранения колейности, которая при их замерзании сделает невозможной эксплуатацию ВС.

5.1.67. Скашивание травостоя рекомендуется выполнять не менее чем два раза в год. Первое скашивание делается при достижении растениями высоты 30см, второе — осенью до наступления заморозков. Высота травостоя при скашивании должна быть 8 — 10см.

5.1.68. В сухое время года, а также в засушливых районах для усиления роста трав рекомендуется искусственный водополив. Рекомендуется норма полива не менее 200 куб.м/га.

5.1.69. Дерновый покров с изреженным травостоем должен ремонтироваться в зависимости от степени изреженности: сильно изреженный — с травостоем, имеющим менее 15% ценных трав, средне изреженный — от 15 до 35 % и слабо изреженный — более 35 % ценных трав присутствует.

5.1.70. На участках с сильно и среднеизреженным травостоем рекомендуется проводить следующие работы: внесение удобрений, разрыхление почвы дисковыми культиваторами или почвенными фрезами на глубину 3 — 5см; разбрасывание семян  трав, наиболее приспособленных к природным условиям аэродрома с заделкой их боронами "зиг — заг" в 2-3 раза по одному следу и последующее прикатывание 3-тонными катками.

На слабо изреженных участках достаточно производить только подкормку растений удобрениями.

Отремонтированные участки не рекомендуется эксплуатировать в течение 2 — 3 месяцев до восстановления травостоя.

5.1.71. Задернение колей и выбоин рекомендуется производить засевом семенами трав или путем пересадки заранее заготовленной дернины.

Посев производится семенами той же травосмеси, которая произрастает на летном поле аэродрома с поливкой водой из расчета не менее 20 л/кв.м. На участках пересадки дернины вносятся удобрения, затем она плотно укладывается и прикатывается 3 — 5-тонными катками. Эксплуатацию участков летного поля с пересаженной дерниной рекомендуется допускать после полного его приживания.

Наилучшей дерниной для пересадки считается дернина из низовых трав: освяницы красной, мятлика лугового и т.п.

5.1.72. При гибели травостоя грунт в.этих местах рекомендуется разрыхлить, внести минеральные удобрения и засеять травосмесью. Если верхний слой грунта сильно пропитан ГСМ, его следует заменить на глубину 20 — 30 см новым, засеять или покрыть дерном.

5.1.73. Ремонт грунтовых летных полей рекомендуется производить с учетом положений "’Руководство по организации и технологии ремонта аэродромов без перерыва летной эксплуатации".

5.1.74. Для сохранения дернового покрова одним из основных мероприятий является равномерная эксплуатация летного поля с переносом старта по мере износа дернового покрова с периодичностью 5 — 15 дней.

5.1.75. Содержание водоотводных и дренажных систем. Водоотводные и дренажные системы (ВДС, рис.5.1) следует содержать в исправном состоянии.

  

Рис. 5.1. Общий вид расположения водоотводных систем на аэродромах:

 

 

Рис. 5.1. Общий вид расположения водоотводных систем на аэродромах:

 

1 — ИВПП; 2. — РД;.3 — лоток; 4 — дождеприемник; 5 — закромочные дрены; 6 — коллектор; 7 — смотровой колодец; 8 — тальнежный колодец; 9 — главный коллектор; 10 — устье (оголовок); 11 — открытая водоотводная канава; 12 — ось грунтового лотка: 13 — выборочное осушение грунтовых участков; 14 — осушитель; 15 — собиратель: 16 — нагорная канава

 

Смотровые, тальвежные и водоприемные колодцы ВДС должны быть постоянно закрыты крышками. Открывать колодцы следует только при осмотре и ремонте ВДС.

Земляные работы в зоне расположения элементов ВДС следует проводить только по специальным проектам.

Весной дождеприемные и тальвежные колодцы следует освободить от крышек и щитов.

После пропуска стоков следует провести внеочередной осмотр всей ВДС, отремонтировать и восстановить поврежденные элементы.

Лотки, канавы, колодцы, оголовки коллекторов, перепуски следует очищать от наносов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПЛОЩАДОК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, АЭРОДРОМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УСТРОЙСТВ

 

5.1.76. Площадки специального назначения и сопряжения покрытий с грунтом следует содержать в исправном состоянии и своевременно очищать от пыли, грязи, снега и льда.

Обработку ВС антиобледенительными средствами следует проводить на площадках с асфальтобетонным покрытием. Сброс неочищенных стоков с этих площадок в общую водоотводную систему запрещается.

Места стоянки ВС, предназначенные для гонки двигателей (гоночные площадки), должны быть оборудованы специальными устройствами — якорными креплениями.

5.1.77. Якорные крепления. При безангарном хранении ВС на МС производят их крепление к якорным устройствам для предотвращения перемещения и повреждения ВС при воздействии ветровых нагрузок.

В качестве якорных креплении для вертолетов используются швартовочные устройства, предназначенные для фиксации вертолета при гонке двигателей.

Расчетные усилия на петли каждого якорного крепления приведены в табл. 5.3. Схемы расположения якорных устройств приведены в РТЭ ВС.

 

Таблица 5.3

Расчетные усилия в растяжках якорных креплений ВС от воздействия ветровой нагрузки, кН/тс

 

Тип ВС

Расчетная скорость ветра, м/с

 

20

25

30

40

Ан-2

Ан-2М

10,79/1,10

3,43/0,35

16,68/1,70

5,89/0,60

22,56/2,30

8,83/0,90

32,57/3,32

15,70/1,60

Ан-12

14,68/1,50

6,87/0,70

23,94/2,44

11,77/1,20

32,96/3,36

15,70/1,60

58,86/6,00

28,45/22,90

Ан-24

Ан-26

Ан-30

24,52/2,50

3,95/0,40

38,26/3,90

5,89/0,60

 

54,94/5,60

8,83/0,90

98,10/10,0

16,68/1,70

Ан-28

5,89/0,60

1,96/0,20

9,81/1,00

2,94/0,30

13,73/1,40

4,90/0,50

23,54/2,40

7,85/0,80

Ил-14

14,72/1,50

1,96/0,20

16,68/1,70

2,45/0,25

19,62/2,00

2,94/0,30

29,43/3,00

4,90/0,50

Ил-18

24,52/2,50

3,92/0,40

38,26/3,90

6,87/0,70

54,94/5,60

9,81/1,00

100,06/10,2

16,68/1,70

Як-18Т

1,96/0,20

0,98/0,10

3,92/0,40

1,96/0,20

5,87/0,60

2,94/0,30

7,85/0,80

3,92/0,40

Як-40

2,94/0,30

4,90/0,50

6,87/0,70

25,51/2,60

Як-42

11,77/1,20

9,81/1,00

21,58/0,20

10,79/1,10

32,37/3,30

15,70/1,60

53,96/5,50

27,47/2,80

Л-410

Л-410УВП

4,90/0,50

3,92/0,40

10,79/1,10

5,89/0,60

16,68/1,70

9,81/1,00

29,43/3,00

16,68/1,70

Ми-6

Ми-10К

83,30/9,00

34,30/3,50

Ми-8

Ми-4

34,30/3,50

14,70/1,50

Ми-1

Ми-2

14,70/1,50

4,90/0,50

Ка-26

14,70/1,50

14,70/1,50

 

Примечания:

1. В числителе приведены: для самолетов — усилия в каждой растяжке крепления основных опор или крыльев, в знаменателе — передних опор или хвостовой части фюзеляжа; для вертолетов — суммарные усилия, приходящиеся на бортовой и носовой якори соответственно.

2. Тяжелые ВС, если это не оговорено в РТЭ применительно к особым условиям эксплуатации, при воздействии ветровых нагрузок не швартуются.

3. Расчетные нагрузки приняты с коэффициентом безопасности 1,5 по отношению к максимальным эксплуатационным.

4. Расчетную скорость ветра принимают в соответствии с п. 5.1.73 настоящего Руководства.

5.1.78. Расчетную скорость ветра для каждого аэродрома определяют по данным авиационной метеостанции за период не менее 25 лет или по карте "Районирование территории по скоростному напору ветра". Для аэродромов (вертодромов), расположенных на высоте 200 и более метров над уровнем моря, расчетную скорость ветра определяют только по данным местных станций гидрометеослужбы.

5.1.79. Якорные крепления сооружают по типовым проектам. На МС для самолетов 4-го класса и вертолетов 3-го класса, временных площадках допускается устройство якорных креплений yпрощенного типа (горизонтально заглубленные в землю трубы, блоки, бревна, металлоконструкции и т.д.). Пример конструкции якорного крепления упрощенного типа приведен на рис. 5.2.

  

Рис. 5.2. Конструкция якорного крепления упрощенного типа:
1 - стальной стержень  25 мм; 2 - гайка с шайбой; 3 - бревно 0,16 - 0,20м

 

Рис. 5.2. Конструкция якорного крепления упрощенного типа:

1 — стальной стержень  25 мм; 2 — гайка с шайбой; 3 — бревно 0,16 — 0,20м

 

5.1.80. Заземляющие устройства предназначены для снятия заряда статического электричества с ВС и наземной техники.

Заземляющие устройства устанавливают на местах стоянок и обслуживания ВС, на примыканиях РД к ИВПП.

На примыканиях РД к ИВПП заземляющие устройства устанавливают стационарно путем закладки металлических элементов с анкерными креплениями в поперечные швы жестких покрытий или в специальные штрабы заподлицо с поверхностью покрытия (рис. 5.3.).

 

Рис. 5.3. Заземляющее устройство:

 

Рис. 5.3. Заземляющее устройство:

 а — расположение заземляющих устройств по толщине покрытия; б -то же в плане; в — детали заземляющих устройств; 1 — грунтощебеночная отмостка; 2 — покрытие; 3 — заземляющая полоса; 4 — электрод заземления; 5 — металлические анкеры (ерши); 6 — контактный жгут; 7 -отверстия, заполненные цементным раствором после забивки в них анкеров

 

Конструкция заземляющего устройства на МС и площадках обслуживания ВС приведена на рис. 5.4.

 

Рис. 5.4. Заземляющее устройство на МС:

 

Рис. 5.4. Заземляющее устройство на МС:

1 — заземляющий электрод-труба 50 — 100 мм; 2 — покрытие МС или бетонная отмостка на грунтовой МС; 3 — штатный трос заземления ВС; 4 — зажим из металлической полосы 3 — 5мм

 

На МС и площадках обслуживания ВС с грунтовым покрытием вокруг заземляющего устройства заподлицо с поверхностью грунта устраивают отмостку из бетона толщиной 0,10 — 0,15.м и диаметром 0,50 м.

5.1.81. Места расположения заземляющих устройств следует очищать от пыли, грязи, снега- льда. Очистку заземляющего устройства производит аэродромная служба. Работоспособность заземляющих устройств обеспечивает служба ЭСТОП.

5.1.82. Ограждения аэродромов (вертодромов) предназначены для предотвращения проникновения на служебную территорию посторонних лиц, транспортных средств и животных.

Тип ограждения следует назначать в зависимости от класса аэропорта  в  соответствии с Ведомственными  нормами технологического проектирования аэропортов.

Все виды ограждений следует содержать в исправном состоянии.

Проверка состояния ограждений возлагается на ВОХР, а ремонт — на ОЭНС аэропорта.

 

5.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

 

5.2.1. Содержание летного поля аэродрома в зимний период представляет собой комплекс мероприятий и работ, направленных на подготовку летного поля к полетам. К ним относят:

— очистку искусственных покрытий, гоночных площадок, заземляющих устройств, "огней" (светильников) очищаемых зон ЛП, участков курсовых и глиссадных радиомаяков (КРМ, ГРМ, РМС) от снега, слякоти;

— предупреждение и удаление гололедных и снежно-ледяных образований;

— уплотнение снега до требуемой толщины 6 — 8 см с последующей очисткой поверхности от выпавших осадков, если принят и используется метод очисти на аэродроме;

— выравнивание и .уплотнение снежных отложений, если применяется метод уплотнения;

— устранение колейности и выбоин на заснеженных летных полях аэродромов;

— выравнивание снежных отложений и валов за пределами ВПП, обочин РД, МС и перронов с планировкой откосов;

— проведение снегозадержания на летных, полях;

— вывоз скоплений снега в места выкладок снега;

— борьба с зимней скользкостью на внутриаэропортовых дорогах, подъездных путях и привокзальных площадях.

5.2.2. Аэродромное обеспечение полетов связано с качеством очистки поверхности покрытий от воды, снега, снежно-ледяных образований и гололеда. Эти факторы практически постоянно изменяют сцепные свойства и другие характеристики поверхности покрытий.

5.2.3. Технологические операции по очистке покрытий и других элементов летного поля от атмосферных осадков рекомендуется выполнять специальными аэродромно-уборочными машинами (см. прил.10).

5.2.4. В зимних условиях необходимо сокращать время очистки покрытий и других элементов летного поля и вести их подготовку без прекращения летной эксплуатации, в "окна" между полетами ВС. Эту проблему рекомендуется решать, применяя технологию скоростной очистки машинами, которые выполняют все технологические операции снегоуборки: сдвигание, подметание и переброс обвалованного снега за пределы ИВПП равномерной массой.

5.2.5. При содержании аэродромов (вертодромов) в зимнее время особенно трудоемким является предотвращение и устранение снежно-ледяных и гололедных образований, которые выполняются химико-механическим, тепловым и комбинированным методами.

В условиях необходимости сокращения времени на очистку покрытий в основном рекомендуется применение химико-механического метода.

Предотвращение льдообразовании проводится антигололедными реагентами при своевременном их прогнозировании.

5.2.6. Производительность удаления гололедных образований химико-механическим методом выше теплового.

Существующие средства распределения химреагентов и уборки остатков плавления и разрушения льда, как известно, имеют paбочие скорости в 5 — 6 раз выше, чем скорость, тепловых mашин (см. прил.10)

5.2.7. При разработке усовершенствованной (скоростной) технологии зимнего содержания аэродромов рекомендуется использовать следующие основные принципы: патрулирование уборочных машин с началом выпадения осадков; сокращение непроизводительного времени, затрачиваемого на очистку покрытий; рациональный подбор комплекта машин и выбор оптимальных маршрутов их движения.

5.2.8. При разработке технологии льдоснегоочистки аэродромных покрытий рекомендуется расчетным путем определять (для конкретных условий с учетом взлетов и посадок ВС) оптимальные варианты уборочных работ и необходимые технологические их параметры: количество гонов в зависимости от ширины захвата и величины перекрытия смежных проходов соседних машин, количество уборочных средств, их скорость и др.

5.2.9. Минимальный временной интервал, при котором будет возможна очистка от снега и гололедных образований, рекомендуется рассчитывать соответственно по формулам

 

     (5.4)

 

где  — время занятия ИВПП для посадки, взлета, сек;

    — временной интервал безопасности (в РФ он равен 5 мин);

  — время технического маневрирования отряда уборочных и

разбрасывающих антигололедный реагент машин до и после

проведения работ по очистке покрытий или разбрасывания

реагента, сек;

   — время очистки покрытий отрядом ведущих машин, сек;

   — время разбрасывания антигололедного реагента, сек;

  — время, необходимое для плавления гололедных образований антигололедным реагентом, сек.

 

 Величина  должна быть меньше величины  в противном случае величина  замещается на величину .

 

5.2.10. Время, затрачиваемое на очистку (обработку) покрытий элементов летного поля (ИВПП, МРД и РД), рекомендуется рассчитывать по следующим формулам:

 

    (5.5)

 

или

    (5.6)

 

где  — соответственно ширина и длина очищаемого элемента летного поля, м;

   — число соединительных РД, примыкающих к ИВПП в разных ее точках по длине с учетом количества дополнительных съездов (выездов), для маневрирования уборочных машин;

  — ширина захвата отряда машин, рассчитывается по формуле:

       (5.7)

   — количество ведущих машин и отряде, шт.;

  — ширина перекрытия смежных проходов в конкретных условиях, м;

   — эксплуатационная ширина захвата уборочной (обрабатывающей)

   машины при выполнении работ в конкретных условиях, м;

   — время "добегания" последней машины отряда при завершении

   операции очистки (обработки) первой машиной, сек;

   — эксплуатационная скорость отряда машин при очистке (обработке) покрытий, м/с;

  — длина машины, м;

   — безопасная дистанция между машинами в отряде, м;

  — среднее время маневрирования машин отряда, сек;

  — количество гонов;

  — коэффициент, учитывающий площадь очистки (обработки) покрытий:

   изменяется от 0,5(очищена только рабочая зона) до 1,0 (покрытие

   полностью очищено). В расчетах  по формулам 5.5 и 5.6

   ориентировочное количество уборочных машин в отряде  

    рекомендуется предварительно определить в соответствии с прил. 9.

 

5.2.11. Время разбрасывания реагента  рекомендуется определять по формулам 5.5 и 5.6, в которые подставляются соответствующие параметры и характеристики отряда разбрасывающих машин.

5.2.12. Современные средства механизации позволяют увеличить скорость уборочных работ для основного количества случаев выпадения снежных осадков (температура от 0 до -7 °С, интенсивность 1 — 2 см/ч, средняя продолжительность снегопадов в пределах 2-7ч).

5.2.13. При выборе средств механизации и комплектовании отрядов машин их технические и технологические показатели должны обеспечивать патрульную очистку покрытий.

Технология работы отдельной машины в отряде организуется таким образом, чтобы каждая машина подготавливала необходимые оптимальные условия для выполнения следующей за ней операции на той же рабочей скорости, не снижая производительности отряда в целом.

Машины по разбрасыванию антигололедных химреагентов должны включаться при необходимости в отряд машин по снегоочистке.

Эксплуатационная ширина захвата отряда машин рекомендуется кратной ширине очищаемого элемента летного поля с учетом перекрытия смежных гонов.

5.2.14. Основные принципы и критерии подбора уборочных машин в отряде следующие:

Количество гонов (Г) должно быть минимальным и кратным натуральному ряду чисел (1, 2, 3 и т. д.). Оно рассчитывается по формуле:

 

      (5.8)

 

где  — ширина очищаемого элемента летного поля, м;

 — ширина захвата отряда уборочных машин, м;

 

Ширина захвата отряда машин  определяемая по формуле 5.7, должна быть кратна ширине очищаемых элементов летного поля (ИВПП, МРД, РД) первой очереди очистки с тем, чтобы после выполнения минимального количества гонов не оставалось огрехов на покрытии.

5.2.15. Снег, убираемый с покрытий плужно-щеточно-пневматическими машинами, собирается в виде валов, которые рекомендуется убирать роторными снегоочистителями с аналогичной скоростью. В этом случае указанные уборочные машины рекомендуется включать в отряд с учетом их параметров: длины, безопасной дистанции и рабочей скорости.

Выбор машин, перебрасывающих обвалованный снег за пределы очищаемых элементов летного поля, рекомендуется производить с учетом интенсивности накопления снега от проходов плужно-щеточно-пневматических машин, которая определяется по формуле:

 

     (5.9)

 

где    — эксплуатационная ширина захвата отряда уборочных машин, м:

  — скорость отряда уборочных машин, м/ч;

 — толщина убираемого снега, м;

 — плотность снега, т/куб.м.

Эксплуатационная производительность выбираемого роторного снегоочистителя  должна быть в лучшем случае равной или, по крайней мере, кратной интенсивности накопления обвалованного снега.

5.2.16. Для очистки аэродромных покрытий по определенным выбранным технологическим схемам и конкретным маршрутам требуется учитывать среднее время маневрирования машин отряда .

Средневзвешенную величину  рекомендуется определить как сумму времени на все развороты и повороты согласно расчетной схеме установленных маршрутов технологии уборочных работ, деленную на сумму всех поворотов и разворотов.

5.2.17. Затраты времени на один разворот машины отряда рекомендуется определять по формуле:

 

,    (5.10)

 

где     — радиус разворота машины, м;

  — соответственно скорость машины: рабочая и при развороте, м/с.

 

 Затраты времени на один поворот машины можно определить по формуле:

 

,    (5.11)

 

 где    — скорость машины при повороте.

 

5.2.18. В тех случаях, когда скорость уборочных машин для перебрасывания обвалованного снега меньше скорости комплекта машин для очистки покрытий с плужно-щеточно-пневматическим оборудованием, общее время, затрачиваемое на подготовку покрытий, зависит только от работы последних и может определяться по формуле:

 

,

 

где    — длина очищаемого элемента, м;

   — количество гонов плужно-щеточных машин и машин, перебрасывающих обвалованный снег;

   — эксплуатационная скорость машины, перебрасывающей обвалованный снег, м/с;

 

В этом случае время закрытия очищаемого элемента летного поля на очистку возрастает на величину:

 

,

 

где  — время очистки покрытий машинами с плужно-щеточно-пневматическим оборудованием, определяемое по формулам 5.5; 5.6.

 

5.2.19. Основные принципы подбора отряда разбрасывающих средств заключаются в сокращении времени на обработку элементов аэродрома при минимальном количестве машин без дополнительной их загрузки антигололедным реагентом. Порядок выбора разбрасывающих средств рекомендуется следующий:

— определяется объем q антигололедного реагента, куб.м , который необходимо распределить на обрабатываемую площадь покрытий элементов аэродрома по формуле 5.1, в которой необходимо для ее составляющих принять:

 

  — площадь обрабатываемых элементов покрытий, кв.м ;

Q — средняя норма расхода реагентов по всем диапазонам температур гололедных образований г/кв.м ;

 — насыпная масса применяемого реагента, т/куб.м ;

— определяется емкость кузова  разбрасывающей машины по формуле 5.2;

— подбирается отряд разбрасывающих машин таким образом, чтобы величина  была бы минимальной;

— после определения  вычисляется количество разбрасывающих машин по формуле 5.3.

 

5.2.20. На каждом авиапредприятии рекомендуется составить план мероприятий по подготовке летного поля и средств аэродромной механизации к работе в осенне-зимний период.

По плану должны выполняться  следующие работы:

— ремонт аэродромных льдоснегоуборочных машин и механизмов, подготовка их к работе в зимних условиях;

— очистка водосточно-дренажных сетей от наносов и засоров, закрытие колодцев крышками;

планировочные работы, ликвидация колейности, скашивание травы и уплотнение поверхности летных полос;

— обновление дневной маркировки аэродромных покрытий, ремонт, изготовление или обновление переносных аэродромных, маркировочных и дорожных знаков, а также трафаретов с запрещающими, предписывающими, информативно-указательными и т.п. надписями;

— заготовка строительных материалов для ремонта и содержания сооружений летного поля в зимний и весенний периоды, а также песчано-солевой смеси для ликвидации зимней скользкости на внутриаэропортовых дорогах и площадях аэропорта;

— обозначение специальными знаками-маркерами границ площадей очистки и уплотнения снега, мест выкладок снега, водоприемных, смотровых колодцев и устьевых сооружений коллекторов, установка снегозащитных ограждений;

— разработка и утверждение руководством авиапредприятия Плана зимнего содержания аэродрома (льдоснегоуборочных работ на летном поле) и доведение его до всех служб.

5.2.21. В Плане зимнего содержания аэродрома рекомендуется отразить и разработать:

— схему летного поля с расположением и размерами его элементов, содержащихся методом очистки (уплотнения) снега, с указанием очередности и времени выполнения работ; мест выкладок снега на летном поле; альбом технологических карт и схем уборочных работ с расчетами согласно настоящему разделу Руководства;

— особенности организации взаимодействия между участниками уборочных работ, службами;

— наличие техники и возможности выделения дополнительного количества льдоснегоуборочных машин и оборудования для выполнения работ, а также посменную обеспеченность их водительским и техническим персоналом;

— готовность устройств для измерения сцепления, приборов и оборудования для оценки параметров состояния летного поля в зимнее время;

— порядок сбора и передачи информации о состоянии летного поля.

5.2.22. Потребность аэродромов в антигололедных химических реагентах для борьбы с гололедными и снежно-ледяными образованиями рекомендуется определять в соответствии с "Инструкцией по применению химических реагентов для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях".

5.2.23. Работы по подготовке летного поля рекомендуется разбивать на следующие очереди:

— первая: очистка ИВПП (очистка одной из ИВПП, если их две), КП (при ее наличии), ЛП на ширину 10 м от границы ИВПП, рабочие РД, перроны, "огни" на летной полосе, подготовка зон КРМ, ГРМ;

— вторая: подготовка запасной ГВПП, очистка МС, остальных РД, обочин РД на ширину 10 м;

— третья: очистка ЛП на ширину 25 м от боковых границ ИВПП на всей длине ЛП, обочин перронов и МС с планировкой сопряжений очищенных участков с неочищенными, очистка подъездных путей к объектам радиосвязи, ГСМ, внутриаэропортовых дорог и т.д.

5.2.24. Очистку от снега элементов летного поля, относящихся к первой очереди, рекомендуется проводить с начала снегопада методом патрулирования.

Работы, относящиеся к последующим очередям, рекомендуется начинать после окончания работ предыдущей очереди.

5.2.25. Удаление гололедных и снежно-ледяных образований с искусственных покрытий ВПП рекомендуется выполнять: химическим методом при температуре воздуха минус 5 С не более чем за 1,5 ч и ниже минус 5 С комбинированным способом (химический метод и тепловой) не более чем за 2,5 ч после начала уборочных работ. В случаях вынужденного применения теплового способа борьбы с образовавшимся гололедом работы следует выполнять не более чем за 2 ч, если температура воздуха до минус 5 °С, а при температуре ниже минус 5 °С не более чем за 3 ч.

5.2.26. Удаление гололедных образований с аэродромных покрытий рекомендуется производить в такой последовательности:

— ИВПП, места примыкания РД к ИВПП, места поворотов РД, прямые участки РД, перрон и МС.

5.2.27. Для предотвращений разрушений огней углубленного типа запрещается применять плужно-щеточные машины с отвалами без резиновых накладок.

5.2.28. Основные средства зимнего содержания летных полей аэродромов и их характеристики приведены в прил. 10.

5.2.29. Работы по удалению снежных отложений с искусственных аэродромных покрытий производятся в соответствии с технологическими картами и схемами маршрутов движения машин согласно утвержденному Плану зимнего содержания аэродрома.

5.2.30. Работа плужно-щеточных снегоочистителей организуется на всю ширину ИВПП таким образом, чтобы они последовательно один за другим (уступам и) двигались от оси ИВПП к обочинам с перекрытием предыдущего следа па определенную величину  Минимальное расстояние между движущимися машинами принимается равным величине скорости их движения. Первый снегоочиститель движется по ИВПП в зависимости от погодно-климатических условий (ветер, интенсивность осадков). Следующая машина идет за первой на расстоянии не ближе 15 — 20 м.

Каждая последующая машина должна двигаться, перекрывая очищенную ранее полосу. Ширина  зависит от типа снегоочистителя. Для машины типа ПМ — 130, идущей второй, ширина перекрытия составляет 0,25 м, третьей — 0,35 — 0,4 м и т.д. Таким образом, при снегоочистке ИВПП крайняя машина в отдельных случаях может двигаться только с перекрытием, близким к ширине захвата снегоочистителя.

5.2.31. В начале снегопада снег рекомендуется убирать только щетками. По мере увеличения слоя снега и его объема должны включаться в работу одноотвальные плуги при непрекращающейся работе щеток и воздуходувок.

В тех случаях, когда снегоуборочные работы начинаются по окончании снегопада и при значительном слое снега, целесообразно работу плужно-щеточных снегоочистителей разделить на две группы: первая группа машин сдвигает снег плугом, а вторая — подметает щетками.

5. Глава 5. организация и технологии содержания летных полей аэродромов (вертодромов) в различные периоды года

5.1. Содержание летного поля в летний период

5.2. Содержание летного поля в зимний период

5.3. Особенности содержания летных полей снежно-ледовых аэродромов на крайнем севере

5.4. Порядок рассмотрения, согласования и контроля за строительством зданий и сооружений на приаэродромных территориях и воздушных трассах

5.5. Требования к проведению работ при реконструкции и ремонте элементов летных полей в условиях действующего аэропорта

5.6. Организация строительных и ремонтных работ на территории летного поля

Приложения

Приложение 1. Термины, определения и принятые сокращения

Приложение 2. Контрольный лист — обязательство начальника (ст. инженера, инженера, мастера, техника) аэродромной службы

Приложение 3. Журнал учета состояния летного поля

Приложение 4. Рекомендуемые позывные абонентов и фразеология радиопереговоров между абонентами аэродромной службы и других служб, связанных с обеспечением полетов

Приложение 5. Перечень машин и механизмов для содержания аэродромов, подлежащих оборудованию проблесковыми огнями и радиостанциями внутриаэропортовой связи

Приложение 6. Методы и средства оценки состояния элементов летного поля

Приложение 7. Методика прогнозирования льдообразовании на аэродромных покрытиях

Приложение 8. Требования к качеству очистки покрытий средствами механизации и методика контроля эффективности действия их рабочих органов

Приложение 9. Методические рекомендации по определению количества средств механизации для содержания аэродромов

Приложение 10. Основные типы и характеристики машин эксплуатационного содержания аэродромов

Приложение 11. Форма Снежного NOTAM

Приложение 12. Определение показателя прочности и плотности грунтов летного поля

Приложение 13. Определение показателей прочности и плотности снега

Приложение 14. Характеристики лакокрасочных материалов для маркировки аэродромных покрытий и переносных маркировочных знаков

Приложение 15. Акт дефектов Искусственных покрытий элементов летного поля аэродрома (вертодрома)

Приложение 16. Методика испытаний на прочность якорных креплений для швартовки ВС от ветровой нагрузки

Приложение 17. Акт проверки прочности якорных креплений на МС

Приложение 18. Определение возможности эксплуатации воздушных судов на аэродроме по методу "ACN — PCN"

 

 О внесении изменений и дополнений в "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации" (РЭГА РФ-94) см. Указание Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ от 22 марта 1996 г. N ДВ-39/И

 

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕТНЫХ ПОЛЕЙ АЭРОДРОМОВ (ВЕРТОДРОМОВ) В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ГОДА

 

5.1. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОГО ПОЛЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 

5.1.1. При выполнении работ по содержанию летного поля в летний период необходимо обеспечить эксплуатационные качества аэродромных покрытий: ровность; фрикционные свойства; чистоту поверхности; сохранность проектных геометрических форм и размеров.

5.1.2. Рекомендуется составлять планы эксплуатационного содержания элементов летного поля с расстановкой сил и средств, в первую очередь, по наиболее трудоемким и ответственным работам, требующим наибольшей механизации.

5.1.3. Средства механизации должны использоваться в соответствии с принципами технологий, в основе которых лежит патрулирование уборочных машин с рациональным подбором типов машин и их отряда и оптимальными маршрутами их движения.

5.1.4. К работам эксплуатационного содержания летных полей аэродромов в летний период относят:

— очистку искусственных покрытий от пыли, грязи, мусора и других посторонних предметов;

— удаление разрушенного и отслоившегося герметика и заделку (заливку) швов и трещин новым герметиком;

— текущий и капитальный ремонт элементов аэродромных покрытий;

— обновление дневной маркировки покрытий и переносных маркировочных знаков;

— поддержание ровности и равнопрочности грунтовой части летного поля;

— задернение разрушенного дернового покрова с устранением колей и выбоин; проведение мероприятий по укреплению грунтов рабочей части летных полей и обеспечению их эрозионной устойчивости; обеспыливание поверхности летного поля;

— поддерживание травостоя установленной высоты и качества;

— обеспечение поверхностного стока воды с летного поля и его сооружений и пропускной способности водоотводных и дренажных устройств;

— удаление резиновых отложений, битумных и масляных пятен и т. п. загрязнений поверхности покрытий.

5.1.5. Характер уборочных работ в значительной мере определяется планировочным решением конкретного аэропорта, параметрами движения ВС и транспорта по аэродрому и климатическими условиями местности.

5.1.6. Для лучшей организации работ по механизированной уборке покрытий летного поля территорию рекомендуется разделить на отдельные участки (зоны), обслуживаемые механизированной колонной. Для этого следует:

— установить объемы работ и число машин для их выполнения;

— разработать технологические карты с режимами уборочных работ в соответствии с имеющейся в наличии техникой, учетом местных условий;

— установить схемы маршрутов движения уборочных средств и графики работ.

5.1.7. Организация работ осуществляется через диспетчера аэродромной службы, который должен обеспечивать:

— контроль за выпуском машин на летное поле, периодическую проверку их местонахождения;

— оперативное перераспределение машин в случаях указаний РПА, диспетчера СДП (СДП МВЛ), начальника аэродромной службы с учетом изменения условий их работы.

5.1.8. Чистоту поверхности искусственных аэродромных покрытий поддерживают регулярным подметанием и продувкой щеточно-пневматическими (ветровыми) машинами, уборкой посторонних предметов электромагнитными очистителями, вакуумными машинами (пылесосами).

5.1.9. Для обеспечения технологии патрульной очистки покрытий в "окна" между полетами рекомендуется по формуле 5.4 рассчитывать необходимый минимальный временной интервал для проведения работ.

5.1.10. Основные принципы и критерии подбора отряда уборочных машин следующие:

— количество гонов должно быть минимальным;

— ширина захвата всего отряда машин должна быть кратна ширине очищаемых главных элементов летного поля (ИВПП, МРД, РД);

— учет геометрии и взаимного расположения элементов летного поля и среднего времени маневрирования машин отряда (время маневрирования рекомендуется определять как средневзвешенное значение затраченного времени на все повороты и развороты машин по маршруту движения с учетом снижения и последующего набора скорости до рабочей после выполнения маневрирования).

5.1.11. Мероприятия по предотвращению попадания посторонних предметов в двигатели сводятся к контролю за чистотой и уборкой покрытий.

5.1.12. Периодичность очистки покрытий зависит от местных условий и опыта эксплуатации аэродрома.

5.1.13. Перроны и МС обычно загрязняются в большей степени, чем другие искусственные покрытия.

5.1.14. Для уменьшения разрушений поверхностного слоя цементобетонных покрытий рекомендуется проводить их обработку растворами синтетических веществ. Наиболее широкое применение нашла обработка поверхности аэродромных покрытий смолой нефтеполимерной лакокрасочной (НЛС) марки В, разбавленной сольвентом в соотношении 1:4,7. Для пропитки поверхности покрытий может использоваться также концентрат зеленого масла или пропиточные составы на основе нефтеполимерных смол типа СИС (стирольно-инденовая смола). Расход растворов — 150 г/кв.м .

5.1.15. Рекомендуется следующий порядок выбора средств для обработки покрытий:

— определяется объем состава, который необходимо распределить на обрабатываемую площадь покрытий аэродрома по формуле:

 

,     (5.1)

 

где   — объем кольматирующего состава, куб.м;

 — площадь обрабатываемых элементов покрытий, кв.м;

 — норма расхода состава, г/кв.м;

 — плотность состава, т/куб.м;

 

 — определяется емкость цистерны разливающих средств по формуле:

 

,    (5.2)

 

где    — емкость цистерны разливающего средства, куб.м;

 — эксплуатационная ширина захвата обрабатывающей машины (устройства) при выполнении работ для конкретных условий, м;

 — ширина перекрытия смежных проходов обрабатывающих машин (устройств), м;

  — ширина обрабатываемого участка, м;

 —  количество гонов машин (устройств) для обработки поверхности.

Отряд машин для обработки покрытий составами подбирается таким образом, чтобы величина перекрытия была бы минимальной;

— количество средств в отряде вычисляется по формуле

 

,     (5.3)

 

 

5.1.16. Следует восстановить первоначальную шероховатость поверхности покрытий на участках, загрязненных смазочными материалами, химическими антигололедными реагентами, маркировочной краской, резиновыми отложениями и др.

5.1.17. Удаление отложений резины рекомендуется производить химическим методом и механическими путем фрезерования и с помощью струй воды высокого давления.

Резиновые отложения удаляются методом фрезерования с помощью специального механического оборудования — фрезы. Подметально-уборочные машины после такой обработки удаляют пыль и остатки резины. Производительность этого метода может достигать 500 кв.м/ч.

При использовании метода удаления резиновых отложений струёй воды под большим давлением (до 40 МПа), которое обеспечивается специальным оборудованием, за час обрабатывается площадь 250 — 800 кв.м при расходе воды до 1000 л/мин.

При химическом методе происходит растворение резины, затем продукты разрушения смывают водой, подметают уборочными машинами или удаляют машинами-пылесосами.

5.1.18. Загрязнения от пролитых ГСМ удаляются путем распыления веществ, растворяющих топливо и масла, с последующим удалением продуктов реакции. Загрязненное место обрабатывают маслопоглощающим веществом, затем очищают и подметают. При очистке покрытий химическими веществами необходимо проводить мероприятия по охране окружающей среды.