Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084

маршрутов полетов воздушных судов и специальных зон полетов; инструкции по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

6. Пользователь воздушного пространства, полагающий заключение согласующей организации необоснованным, может внести свои предложения в зональную межведомственную комиссию по использованию воздушного пространства Российской Федерации.

7. Предложения, представленные с нарушением установленного порядка, возвращаются на доработку без рассмотрения.

8. Не требуют согласования предложения по вопросам исключения участков воздушных трасс, спрямленных воздушных трасс, местных воздушных линий или уменьшения их ширины, диапазона эшелонов полета на них, если они разработаны Федеральной службой воздушного транспорта России или ее территориальными органами.

9. Предложения представляются с обоснованием и картой структуры воздушного пространства Российской Федерации (масштаб не мельче чем 1:2000000).

Обоснование должно отражать следующие вопросы:

а) обеспечение безопасности полетов;

б) необходимость установления (изменения) специальных элементов воздушного пространства;

в) увеличение пропускной способности воздушного пространства;

г) снижение уровня авиационных шумов;

д) соответствующие расчеты (штурманские, инженерные, экономические и т.п.).

На карте структуры воздушного пространства Российской Федерации должны быть обозначены:

а) существующие и предлагаемые элементы структуры воздушного пространства;

б) радиолокационные поля и поля радиосвязи;

в) максимальные значения высот рельефа местности и искусственных препятствий в полосе шириной 50 км.

10. Поправки (изменения), вносимые в перечень зон и районов ЕС ОрВД и перечень воздушных трасс Российской Федерации, представляются на утверждение ежеквартально.

11. Образцы оформления предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Российской Федерации утверждаются Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России в пределах их компетенции.

 

Приложение N 5

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

разработки и установления временных, местных режимов и кратковременных

ограничений использования воздушного пространства Российской Федерации

 

   I.   Общие положения                                  (пп. 1 — 7)    

   II.  Порядок подготовки представлений на установление (пп. 8 — 25)   

        временных, местных режимов и кратковременных                 

        ограничений использования воздушного пространства                

        Российской Федерации                                            

   III. Порядок  подачи  представлений  на  установление (пп. 26 — 40)  

        временных, местных режимов и кратковременных                 

        ограничений использования воздушного  пространства                

        Российской Федерации                                            

   IV.  Порядок разработки,  доведения и  снятия         (пп. 41 — 53)  

        временных, местных режимов и кратковременных                 

        ограничений использования  воздушного пространства                  

        Российской Федерации                                               

 

I. Общие положения

 

1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями устанавливается запрещение или ограничение их деятельности в определенных районах путем введения временных, местных режимов или кратковременных ограничений в соответствии с государственными приоритетами, определенными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Временный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ГЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства, в том числе на воздушных трассах Российской Федерации, а также на воздушных трассах Российской Федерации, открытых для международных полетов, и в районах гражданских аэродромов в случае:

полетов воздушных судов литера «А»;

проведения поисково-спасательных мероприятий, запуска и посадки космических объектов, учений, воздушных парадов и показов новой авиационной техники, а также осуществление иной деятельности, которая может представлять угрозу безопасности использования воздушного пространства (радиоизлучения, световые и электромагнитные излучения и т. п.);

полетов на испытания (исследования) авиационной и ракетной техники, на установление рекордов, на проверку боевой готовности сил и средств ВВС и ПВО, полетов для обеспечения международных договоров Российской Федерации и полетов аэростатов.

3. Местный режим использования воздушного пространства устанавливается начальником военного сектора ЗЦ ЕС ОрВД на срок до трех суток в пределах части воздушного пространства зоны ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях в нижнем воздушном пространстве зоны ЕС ОрВД.

4. Кратковременные ограничения на использование воздушного пространства устанавливаются военными секторами центров ЕС ОрВД на срок до трех часов в своих зонах (районах) ЕС ОрВД, в том числе на воздушных трассах и местных воздушных линиях, для обеспечения суточного плана использования воздушного пространства.

При чрезвычайных ситуациях кратковременные ограничения могут устанавливаться на срок до трех часов в районах аэропортов, открытых для международных полетов.

5. О готовности к обеспечению временного режима соответствующие органы пользователей воздушного пространства и центры ЕС ОрВД докладывают в установленном порядке в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД, а местного режима — в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД не позднее чем за три часа до начала их действия.

6. Контроль за соблюдением временных, местных режимов и кратковременных ограничений осуществляют органы, которые довели их до пользователей воздушного пространства.

7. Приступать к осуществлению деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, для обеспечения которой установлены режимы, без получения подтверждения от соответствующих органов ЕС ОрВД о готовности к их обеспечению запрещается.

 

II. Порядок подготовки представлений на установление временных,

местных режимов и кратковременных ограничений использования

воздушного пространства Российской Федерации

 

8. Временные, местные режимы и кратковременные ограничения устанавливаются:

а) с полным запрещением использования воздушного пространства, за исключением деятельности пользователей воздушного пространства, в интересах которых устанавливаются временные, местные режимы и кратковременные ограничения;

б) с частичным запрещением использования воздушного пространства, при котором разрешается деятельность других пользователей воздушного пространства на определенных условиях.

9. Границы районов действия временных, местных режимов и кратковременных ограничений определяются в каждом конкретном случае в соответствии с проводимым мероприятием с минимально возможным ограничением использования воздушного пространства другими пользователями.

10. При определении границ районов действия временных, местных режимов и кратковременных ограничений должны учитываться максимальные отклонения материальных объектов от расчетной траектории движения с учетом правил эшелонирования, установленных пунктом 99 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

11. Представления на установление временных и местных режимов (далее именуются — представления на установление режима) разрабатываются пользователями воздушного пространства с обязательным предварительным согласованием с соответствующим органом ЕС ОрВД.

12. В районах, где устанавливается временный режим с частичным запрещением использования воздушного пространства для полетов воздушных судов, выделяются: на воздушных трассах по два смежных эшелона в каждом из диапазонов: 900 — 3300 м, 4500 — 6000 м, 8100 — 12100 м; на воздушных трассах, открытых для международных полетов, обязательно две пары смежных эшелонов в диапазоне: 9100 — 12100 м.

13. В представлениях на установление режима на высотах ниже нижнего эшелона при необходимости дополнительно указываются виды деятельности на этих высотах, место, время и высота. Военные сектора ЕС ОрВД после получения заявок на использование воздушного пространства в таких районах определяют возможность выполнения полетов на высотах ниже нижнего эшелона.

14. При установлении временного режима в районах гражданских аэродромов, с которых выполняются полеты воздушных судов по центральным расписаниям движения самолетов, как правило, выделяются воздушное пространство радиусом 30 км (для международных аэропортов — 50 км) с ограничением его в вертикальной плоскости высотой верхнего эшелона, выделенного в районе действия временного режима для полетов по воздушным трассам, подходящим к гражданским аэродромам, и по возможности участки маршрута для набора высоты (снижения) при входе (выходе) в воздушные трассы.

15. Полеты воздушных судов через районы гражданских аэродромов в радиусе 30 км (для международных аэропортов — 50 км) от эшелона 3000 м включительно и ниже в целях соблюдения безопасности использования воздушного пространства выполняются в исключительных случаях и обеспечиваются посредством:

а) полного запрещения приема и выпуска воздушных судов по возможности в период наименьшей интенсивности прибытия рейсов по центральным расписаниям на этот период;

б) частичного ограничения приема и выпуска воздушных судов в следующих случаях:

полеты производятся с аэродромов совместного базирования или аэродромов, входящих в один аэродромный узел, и выполняются согласно схемам, определенным инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла), при этом приоритет представляется полетам воздушных судов, участвующих в мероприятиях; условия пролета боевой авиации в данном районе заблаговременно разрабатываются военным сектором ЗЦ ЕС ОрВД по согласованию с гражданским сектором.

16. Полеты воздушных судов через районы аэродромов, открытых для международных полетов, в радиусе 50 км ниже эшелона 3000 м осуществляются без пересечения курсов взлета и посадки.

17. При установлении временных, местных режимов и кратковременных ограничений для обеспечения полета по маршруту воздушных судов (в том числе контрольных целей) выделяется воздушное пространство в следующих пределах:

а) в горизонтальной плоскости:

на малых и предельно малых высотах — шириной 20 км (по 10 км в обе стороны от оси маршрута);

на средних и больших высотах — шириной 40 км (по 20 км в обе стороны от оси маршрута);

в стратосфере, а также над открытым морем (океаном) вне радиолокационной видимости береговой черты (над безориентирной местностью) независимо от высоты полета — шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута);

б) в вертикальной плоскости:

минимальное количество эшелонов, необходимое для выполнения поставленных задач и обеспечения безопасности при построении полетных порядков с учетом нормативных отклонений воздушных судов при выдерживании высот полета.

Необходимость выделения большего воздушного пространства обосновывается в представлении на установление режима.

18. Самолетам-перехватчикам устанавливаются границы района действия режима в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом зон дежурства в воздухе и маневров при выполнении перехватов контрольных целей. Для набора высоты, полета до выделенных районов, возвращения и снижения на посадку режим не устанавливается. Безопасность полетов при этом обеспечивается командными пунктами, осуществляющими непосредственное управление истребителями-перехватчиками.

19. Командные пункты при подъеме истребителей-перехватчиков на перехват контрольных целей сообщают в соответствующие РЦ ЕС ОрВД курсы полетов и уточняют район и диапазоны высот для выполнения маневров на перехват целей. РЦ ЕС ОрВД выделяются эшелоны в соответствии с установленными режимами и дается информация об особенностях воздушной обстановки в районах перехватов.

20. Для обеспечения полетов автоматических аэростатов пользователем воздушного пространства определяются параметры воздушного пространства, которые указываются в представлении на установление региона.

21. Район и участки маршрутов постановки активных и пассивных помех выбираются с учетом обеспечения безопасности полетов воздушных судов по воздушным трассам, местным воздушным линиям и в районах аэродромов.

В представлениях на установление временных режимов, в картах-приложениях к этим представлениям, а также в разделе прочей информации заявок на полеты раздельно указываются зоны или участки маршрутов и относящиеся к ним время, высоты и диапазоны волн (сантиметровый, дециметровый, метровый) постановки активных, пассивных или комбинированных помех, а также типы радиолокационных средств, подверженных воздействию помех.

Сведения о создании помех радиолокационным средствам вместе с другой информацией о временном режиме в установленном порядке доводятся до гражданских секторов центров ЕС ОрВД в части, их касающейся.

22. В случаях, угрожающих безопасности использования воздушного пространства, военный сектор РЦ ЕС ОрВД обязан принять меры для прекращения постановки помех вплоть до подачи команд на борт самолета-постановщика помех.

23. При систематическом использовании воздушного пространства, требующего установления временных, местных режимов или кратковременных ограничений, могут быть установлены постоянные зоны ограничения с присвоением им номера. В представлении на установление временных, местных режимов или кратковременных ограничений в этих зонах указываются номер зоны, дата, время и диапазон высот.

24. В представлении на установление режима в зависимости от характера использования воздушного пространства указываются:

а) дата проведения мероприятия (допускается не более двух основных и двух резервных дней) и его характеристика (учения, испытания, пуски ракет и т.п.);

б) при установлении района действия режима:

границы района, обозначаемые географическими координатами;

время начала и окончания действия режима (всемирное координированное время);

эшелоны, выделенные для полетов воздушных судов по воздушным трассам и в районах гражданских аэродромов;

ограничения в районах гражданских аэродромов;

резервный эшелон для обеспечения безопасности полетов в особых случаях при проведении учений;

в) при установлении маршрутов полетов:

участки маршрутов полетов воздушных судов, обеспечиваемых временными или местными режимами;

количество и типы воздушных судов;

ширина полосы ограничений;

выделяемые эшелоны для каждого маршрута; время начала и окончания действия режима на участках маршрута или графика движения одиночных воздушных судов и групп, имеющих глубину полетного порядка не более 10 минут;

рубежи набора и снижения;

участки маршрута полета воздушных судов с выключенной системой радиолокационного опознавания;

участки создания помех радиосредствам и радиолокационным средствам;

глубина полетного порядка в минутах (при этом разведчики погоды, следующие впереди полетных порядков групп с интервалом 30 минут и более, указываются в представлении на установление режима и могут обеспечиваться органами ОВД (управления полетами) без ограничений в соответствии с поданными заявками);

микроэшелонирование в полетных порядках;

время входа и выхода воздушных судов в воздушное пространство районов гражданских аэродромов;

г) разрешение на пересечение запретных зон;

д) типы радиолокационных станций, подверженные воздействию помех;

е) органы, до которых данный режим не доводится;

ж) воздушные суда и аэродромы, на которые режим не распространяется;

з) фамилия, должность руководителя учений (мероприятий) и порядок связи с ним;

и) фамилия должностного лица, разработавшего представление на установление режима, и номер телефона.

25. К представлениям на установление временных и местных режимов, связанных с обеспечением учений (мероприятий), при проведении которых планируются одновременные полеты воздушных судов с нескольких аэродромов, полеты по нескольким маршрутам или с маневрированием в определенных районах в вертикальной и горизонтальной плоскостях, прилагаются карты, на которые наносятся данные, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 24 настоящих Правил, и другие данные, необходимые для установления режима и правильного понимания выполнения поставленной задачи.

 

III. Порядок подачи представлений на установление временных,

местных режимов и кратковременных ограничений использования

воздушного пространства Российской Федерации

 

26. Представления на установление временных режимов подаются в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД, на установление местных режимов — в военные сектора ЗЦ ЕС ОрВД.

27. Представления на установление временных режимов в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД подаются:

а) воинскими частями и организациями видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российского авиационно-космического агентства, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Российской оборонной спортивно-технической организации через соответствующие центральные командные пункты;

б) организациями экспериментальной авиации через Российское авиационно-космическое агентство;

в) представителем миссии от военного сектора ГЦ ЕС ОрВД или Центрального командного пункта Военно-воздушных сил при выполнении наблюдательного полета воздушным судном государства-участника международного Договора по открытому небу на основании согласованного плана.

28. Представления на установление временных режимов, связанных с деятельностью организаций гражданской авиации, подаются через гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД.

29. При проведении мероприятий с участием нескольких организаций представление на установление временного режима подается той организацией, на которую возложена ответственность за проводимое мероприятие.

30. Представления на установление временных режимов в одной зоне ЕС ОрВД организациями, расположенными в данной зоне, подаются после согласования с военным сектором ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД.

31. Представления на установление временных и местных режимов подписываются начальниками штабов, а в организациях — их руководителями или заместителями руководителей, в чьих интересах планируется установление режимов.

32. Представления на установление местных режимов подаются в военные сектора ЗЦ ЕС ОрВД, в зоне ЕС ОрВД которых планируется установление местных режимов.

33. Представлениями на установление кратковременных ограничений являются заявки на использование воздушного пространства.

34. Представления на установление временных режимов (график движения) для обеспечения полетов воздушных судов литера «А» подаются отделом организации специальных полетов Федеральной службы воздушного транспорта России в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД через гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД.

35. Представления на установление временных режимов подаются телеграммами или по почте в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД в сроки, обеспечивающие их поступление не позднее чем:

а) за семь суток до начала действия режима — для обеспечения использования воздушного пространства по планам Министерства обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих объединениями видов Вооруженных Сил Российской Федерации;

б) за двое суток до начала действия режима — для обеспечения деятельности в особых случаях по указанию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;

в) за 24 часа до начала действия режима — для обеспечения запуска космических аппаратов, полетов на поиск и эвакуацию спускаемых аппаратов космических объектов и полетов автоматических аэростатов;

г) за 12 часов до начала действия режима — для обеспечения полетов воздушных судов литера «А»;

д) за 12 часов до начала действия режима — для обеспечения наблюдательных полетов государств-участников международного Договора по открытому небу;

е) за 3 часа до начала действия режима — для обеспечения полетов при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

ж) за 5 суток до начала действия режима — для обеспечения полетов и другой деятельности, не указанной в разделе III настоящих Правил.

36. Представления на установление местных режимов подаются в военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД телеграммами или по почте в сроки, обеспечивающие их поступление не позднее чем за пять суток до начала действия режима.

37. В исключительных случаях временные и местные режимы, связанные с проведением поисково-спасательных мероприятий, вылетами воздушных судов для оказания помощи при стихийных бедствиях, полетами воздушных судов литера «А», запуском и посадкой космических объектов, полетами аэростатов, вышедших из-под управления, могут устанавливаться военными секторами центров ЕС ОрВД без подачи предварительных представлений на режим с обязательной информацией на Центральный командный пункт Военно-воздушных сил и командный пункт объединения ВВС и ПВО соответственно. Руководители, организующие мероприятия, согласовывают с военными секторами центров ЕС ОрВД районы и условия обеспечения безопасности использования воздушного пространства в них. В этих случаях ограничения вводятся по команде начальников дежурных смен военных секторов центров ЕС ОрВД с последующим письменным подтверждением.

38. Для достижения внезапности при проверках боевой готовности по указанию Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации кратковременные ограничения использования воздушного пространства могут устанавливаться без подачи заявок. В этом случае информация для установления ограничений доводится до военных секторов РЦ ЕС ОрВД за 2 часа, до военных секторов ЗЦ ЕС ОрВД — за 4 часа. В зоне ЕС ОрВД Московского ЗЦ ЕС ОрВД внезапные проверки боевой готовности проводятся только после установления временного режима.

39. В случае получения двух и более представлений на установление режимов для проведения мероприятий, совпадающих по месту и времени, начальники дежурных смен военных секторов главного и зональных центров ЕС ОрВД имеют право переносить указанные мероприятия и обязаны немедленно информировать об этом организации, подавшие представления, и согласовывать с ними время действия в соответствии с государственными приоритетами, определенными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации.

40. Представления на установление режимов, поступившие в ГЦ ЕС ОрВД и ЗЦ ЕС ОрВД позднее сроков, указанных в пунктах 35 и 36 настоящих Правил, не рассматриваются, и режимы по ним не устанавливаются.

 

IV. Порядок разработки, доведения и снятия временных, местных режимов

и кратковременных ограничений использования воздушного пространства

Российской Федерации

 

41. Временные режимы разрабатываются военным сектором ГЦ ЕС ОрВД при участии гражданского сектора ГЦ ЕС ОрВД и утверждаются начальником военного сектора ГЦ ЕС ОрВД. В процессе разработки проекта представления на установление временного режима гражданский сектор ГЦ ЕС ОрВД готовит предложения о порядке использования воздушного пространства, выделенного для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов гражданских аэродромов, и представляет эти предложения военному сектору ГЦ ЕС ОрВД.

42. Информация об утвержденном временном режиме доводится военным сектором ГЦ ЕС ОрВД до гражданского сектора ГЦ ЕС ОрВД, соответствующих военных секторов ЗЦ ЕС ОрВД, Центрального командного пункта Военно-воздушных сил и пользователей воздушного пространства, организующих мероприятия, в части, их касающейся.

43. Проекты представлений на установление местных режимов, разработанные военным сектором ЗЦ ЕС ОрВД, после согласования с гражданским сектором ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД и военным сектором ГЦ ЕС ОрВД утверждаются начальником военного сектора ЗЦ ЕС ОрВД и за двое суток до запланированного времени начала действия режима представляются в военный сектор ГЦ ЕС ОрВД.

44. На основании утвержденных временных, местных режимов военный сектор ЗЦ ЕС ОрВД определяет запреты и ограничения на использование воздушного пространства в своей зоне ЕС ОрВД.

Гражданский сектор ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД разрабатывает предложения о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства участков воздушных трасс, местных воздушных линий, районов аэродромов, в том числе относящихся к международным аэропортам, и районов авиационных работ, а также предложения о выделении спрямленных воздушных трасс, обходных маршрутов, дополнительных эшелонов (высот) полета и представляет эти предложения военному сектору ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД.

45. Информация об утвержденных временных, местных режимах, запретах и ограничениях на использование воздушного пространства военным сектором ЗЦ ЕС ОрВД доводится до гражданского сектора ЗЦ ЕС ОрВД, командных пунктов авиационных объединений и военных секторов РЦ ЕС ОрВД своей зоны ЕС ОрВД в части, их касающейся.

Гражданский сектор ЗЦ ЕС ОрВД доводит информацию о запретах и кратковременных ограничениях на использование воздушного пространства до всех заинтересованных ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД, односекторных ВЗЦ ЕС ОрВД своей зоны ЕС ОрВД в части, их касающейся.

46. Гражданский сектор ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД, получивший информацию о запретах и кратковременных ограничениях на использование воздушного пространства, установленных в других зонах ЕС ОрВД, доводит ее до органов ОВД пользователей воздушного пространства своей зоны ЕС ОрВД в части, их касающейся.

47. Военный сектор РЦ ЕС ОрВД доводит информацию о запретах и кратковременных ограничениях на использование воздушного пространства до гражданского сектора своего центра, военных секторов ВРЦ ЕС ОрВД и соответствующих органов ОВД пользователей воздушного пространства в части, их касающейся.

Гражданский сектор двухсекторного РЦ ЕС ОрВД доводит информацию о запретах и кратковременных ограничениях на использование воздушного пространства до гражданского сектора односекторного РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД и других органов ОВД гражданской авиации, расположенных в их районе ЕС ОВД, в части, их касающейся.

48. В целях обеспечения безопасности использования воздушного пространства военные секторы центров ЕС ОрВД имеют право вносить изменения в проекты временных и местных режимов по времени, месту и высотам, о которых информируются пользователи воздушного пространства, подавшие представления.

49. Информация о запретах и ограничениях на использование воздушного пространства, установленных в соответствии с временными и местными режимами, доводится по схеме доведения (снятия) временных и местных режимов, запретов и ограничений на использование воздушного пространства, определенной инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

50. Перенос мероприятия, связанного с установлением временного режима, с запрещением приема и выпуска воздушных судов на гражданских аэродромах, производится не менее чем на 3 часа. Это время может быть сокращено при отсутствии полетов или их малой интенсивности только по согласованию с гражданским сектором ГЦ ЕС ОрВД.

51. Перенос мероприятия, связанного с установлением местного режима, с запрещением приема и выпуска воздушных судов на гражданских аэродромах, производится не менее чем на 2 часа. Это время может быть сокращено при отсутствии полетов или их малой интенсивности только по согласованию с гражданским сектором ЗЦ ЕС ОрВД.

52. Временные, местные режимы и кратковременные ограничения использования воздушного пространства снимаются военными секторами центров ЕС ОрВД, которые их ввели. Временные, местные режимы и кратковременные ограничения могут быть сняты до истечения установленного времени по информации руководителей проводимых мероприятий.

53. При невозможности проведения мероприятий, для которых планировалось установление временных или местных режимов, организации, подавшие представления, обязаны немедленно сообщить в соответствующие центры ЕС ОрВД об их отмене или переносе на другое время.

 

Приложение N 6

к Федеральным правилам использования воздушного

пространства Российской Федерации, утвержденные

постановлением Правительства РФ

от 22 сентября 1999 г. N 1084

 

Правила

проведения расследований, организации учета и анализа нарушений порядка

использования воздушного пространства Российской Федерации

 

1. Расследование нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации проводится в целях установления причин нарушений и выработки рекомендаций по их предупреждению.

Расследование должно начинаться немедленно, после того как стало известно о факте нарушения, и заканчиваться не позже чем в 7-дневный срок. В случае невозможности установления причины нарушения в установленный срок расследование может быть продлено, но не более чем на 7 календарных дней.

2. Нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью российских пользователей воздушного пространства, за исключением случая, указанного в пункте 3 настоящих Правил, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для государственной, гражданской и экспериментальной авиации. При необходимости председатель зональной межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации соответствующей зоны ЕС ОрВД — командующий объединением ВВС и ПВО (командующий авиационным объединением, командир авиационного соединения) создает комиссию по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства. Председателем комиссии назначается один из заместителей командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения). В состав комиссии включаются представители оперативных органов ЕС ОрВД.

3. Нарушения порядка использования воздушного пространства, связанные с деятельностью пользователей воздушного пространства двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации. В этих случаях комиссию по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации образует председатель Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующий Военно-воздушными силами (председатель зональной межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации соответствующей зоны ЕС ОрВД — командующий объединением ВВС и ПВО (командующий авиационным объединением, командир авиационного соединения). Председателем комиссии назначается один из заместителей главнокомандующего Военно-воздушными силами (командующего объединением ВВС и ПВО, командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения). В состав комиссии включаются представители оперативных органов ЕС ОрВД.

4. Нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, связанные с деятельностью иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, расследуются, учитываются и анализируются в порядке, установленном для гражданской авиации. В этих случаях комиссию по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации образует начальник Управления государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России. В состав комиссии включаются представители Управления по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации и представители иностранного пользователя.

5. Комиссия по расследованию нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации в своей работе руководствуется Воздушным кодексом Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и инструкцией по использованию воздушного пространства Российской Федерации зоны единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

6. Председатель комиссии по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации имеет право:

а) давать членам комиссии распоряжения и указания по вопросам, связанным с расследованием;

б) требовать от заинтересованных юридических лиц, а также граждан материалы, необходимые для расследования;

в) привлекать в установленном порядке к участию в расследовании необходимых специалистов.

7. Юридические лица, а также граждане, причастные к нарушению, обязаны представить в комиссию необходимые материалы для проведения расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

8. Председатель комиссии по расследованию нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации обязан:

а) лично руководить работой комиссии;

б) обеспечивать полноту, своевременность, объективность расследования и надлежащее оформление документов;

в) подготовить к установленному сроку акт расследования и представить его на утверждение.

9. Члены комиссии по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации имеют право:

а) знакомиться со всеми материалами, относящимися к нарушению порядка использования воздушного пространства Российской Федерации;

б) вносить предложения по порядку работы комиссии и разработке материалов по предупреждению нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

10. Члены комиссии по расследованию порядка использования воздушного пространства Российской Федерации обязаны:

а) лично участвовать в расследовании;

б) выполнять распоряжения и указания председателя комиссии;

в) быть объективными при выяснении обстоятельств нарушения, установлении его причин и виновника.

11. Для расследования нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации используются:

а) рапорты, объяснительные и докладные записки лиц, причастных к нарушению порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, информация очевидцев;

б) планы, графики, таблицы, расписания и другие документы, регламентирующие порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;

в) данные наземных средств объективного контроля (радиолокационных станций, радиовысотомеров, пеленгаторов, запросчиков, фотоконтрольных приборов, магнитофонных записей, радиолокационной проводки воздушных судов и т.п.);

г) данные бортовых средств объективного контроля (аппаратуры регистрации параметров полетов, магнитофонных записей, фотоконтрольных приборов и т.п.).

12. Комиссия по расследованию нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации должна выяснить:

а) уровень подготовки авиационного персонала, причастного к нарушению, а также наличие и качество прохождения ими контроля готовности к исполнению функциональных обязанностей;

б) качество радиолокационного контроля и связи;

в) порядок взаимодействия между органом ЕС ОрВД и оперативным органом пользователя воздушного пространства Российской Федерации, чья деятельность осуществлялась с нарушением установленного порядка;

г) соблюдение лицами, причастными к нарушению, установленного режима труда и отдыха, а также прохождение ими медицинского контроля и его результаты.

13. На основании изучения материалов и данных, полученных в процессе расследования, комиссия устанавливает обстоятельства, причины и готовит рекомендации для принятия необходимых мер по предупреждению нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. Результаты расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации оформляются актом по форме согласно приложению N 1, который подписывается председателем и всеми членами комиссии. Акт расследования утверждается должностным лицом, образовавшим комиссию. Датой окончания расследования считается дата утверждения акта. Акт составляется и в том случае, когда факт нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации в результате расследования не подтвердился.

14. Подлинник акта расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации направляется председателю Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующему Военно-воздушными силами (через Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации) не позднее 15 дней с момента нарушения, а его заверенные копии — заинтересованным юридическим лицам и гражданам.

К подлиннику акта прилагаются подлинные материалы расследования, а к его копиям — заверенные копии материалов.

15. В случае если член комиссии считает проведенное расследование необъективным или неполным, он обязан при подписании акта письменно изложить свое особое мнение, которое прилагается к акту, а пользователь воздушного пространства Российской Федерации имеет право направить председателю Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующему Военно-воздушными силами (через Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации) ходатайство о проведении повторного расследования.

В случае установления факта необъективного или неполного расследования нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации председатель Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующий Военно-воздушными силами образует комиссию с участием представителей Управления по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации и Управления государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России, заинтересованных юридических лиц и граждан для проведения повторного расследования.

16. По материалам проведенного расследования нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации направляет соответствующим юридическим лицам и гражданам рекомендации о проведении срочных мероприятий по обеспечению безопасности использования воздушного движения.

17. Учет нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами ЕС ОрВД в специальных журналах по форме согласно приложению N 2.

18. ЗЦ ЕС ОрВД представляют в ГЦ ЕС ОрВД оперативную информацию о фактах нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации. Председатели зональных межведомственных комиссий по использованию воздушного пространства Российской Федерации — командующие объединениями ВВС и ПВО (командующие авиационными объединениями, командиры авиационных соединений) представляют ежемесячно, не позднее 10 числа, председателю Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующему Военно-воздушными силами (через Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерстваобороны Российской Федерации) доклады о нарушениях порядка использования воздушного пространства Российской Федерации по форме согласно приложению N 3, выявленных в их зонах ЕС ОрВД.

19. Управление по использованию воздушного пространства Российской Федерации и управлению воздушным движением Министерства обороны Российской Федерации совместно с Управлением государственного регулирования организации воздушного движения Федеральной службы воздушного транспорта России каждое полугодие готовит анализы нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, которые доводит до заинтересованных лиц, за подписью председателя Межведомственной комиссии по использованию воздушного пространства Российской Федерации — главнокомандующего Военно-воздушными силами.

 

   Приложение N 1. Акт о  результатах расследования  нарушения порядка  

                   использования  воздушного  пространства  Российской  

                   Федерации                                            

   Приложение N 2. Журнал   учета   нарушений   порядка  использования  

                   воздушного  пространства  в  зоне  Единой   системы  

                   организации воздушного движения центра ЕС Орвд       

   Приложение N 3. Доклад   о    нарушениях   порядка    использования  

                   воздушного пространства Российской Федерации         

 

«Утверждаю»                                                               Приложение N 1

_____________________                   к Правилам проведения расследований, организации

_____________________                    учета и анализа нарушений порядка использования

(должностное    лицо,                       воздушного пространства Российской Федерации

назначившее комиссию)

«__» ________ 199_ г.

 

Акто результатах расследования нарушения порядка

использования воздушного пространства Российской Федерации

 

1. «__» ___________199 ___ г. установлен факт нарушения (характер деятельности, вид, место и обстоятельства, вид авиации, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся воздушные суда, типы воздушных судов, их бортовые номера, позывные, номера рейсов, эшелон (высота) полета и т. д.) __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

2. Комиссия, назначенная приказом _________________________________, в составе:_______________________________________________________________ произвела расследование нарушения.

3. Расследованием установлено (обстоятельства, приведшие к нарушению, по результатам расследования) ________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

4. Причины нарушения, виновные лица, принятые или принимаемые меры _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________

5. Предложения комиссии (мероприятия, которые следует провести с целью исключения подобных случаев нарушений, сроки и конкретные исполнители)

 

Председатель комиссии __________________       _________________

                       (подпись и дата)         (и.о., фамилия)

Члены комиссии:       __________________       _________________

                       (подпись и дата)         (и.о., фамилия)

                      ___________________      _________________

                       (подпись и дата)         (и.о., фамилия)

                      ___________________      _________________

                       (подпись и дата)         (и.о., фамилия)

 

Приложение N 2

к Правилам проведения расследований, организации

учета и анализа нарушений порядка использования

воздушного пространства Российской Федерации

 

Журнал

учета нарушений порядка использования воздушного пространства

в ______________________ зоне

Единой системы организации воздушного движения

________________________________ центра ЕС Орвд

 

Форма 1

 

Текущий учет

нарушений порядка использования воздушного пространства

в зоне (районе) ЕС ОрВД _______________________ зонального

(районного) центра ЕС ОрВД

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|N  |Дата|Место|Вид  |Тип  воздушного|Харак-|Меры,   |Причины и|До  кого|

|п/п|    |нару-|нару-|судна, вид ави-|тер   |принятые|предпола-|доведена|

|   |    |шения|шения|ации  и  в чьей|дея-  |органами|гаемые   |информа-|

|   |    |*(1) |*(2) |собственности, |тель- |ЕС  ОрВД|виновники|ция    о|

|   |    |     |     |хозяйственном  |ности |и  орга-|по  мате-|наруше- |

|   |    |     |     |ведении, опера-|нару- |нами ВВС|риалам   |нии*(4) |

|   |    |     |     |тивном управле-|шите- |и ПВО по|предвари-|        |

|   |    |     |     |нии   находятся|ля*(3)|пресече-|тельного |        |

|   |    |     |     |воздушные суда |      |нию  на-|расследо-|        |

|   |    |     |     |               |      |рушения |вания    |        |

|———|————|—————|—————|———————————————|——————|————————|—————————|————————|

| 1 |  2 |  3  |  4  |       5       |   6  |    7   |     8   |    9   |

|———|————|—————|—————|———————————————|——————|————————|—————————|————————|

|   |    |     |     |               |      |        |         |        |

|———|————|—————|—————|———————————————|——————|————————|—————————|————————|

|   |    |     |     |               |      |        |         |        |

|———|————|—————|—————|———————————————|——————|————————|—————————|————————|

|   |    |     |     |               |      |        |         |        |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

*(1) В графе указывается зона, район ЕС ОрВД, участок воздушной трассы, местной воздушной линии, название полигона и т.п.

*(2) В графе указывается вид нарушения порядка использования воздушного пространства в соответствии с пунктом 76 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

*(3) В графе указываются тип воздушного судна, бортовой номер, номер рейса, позывной, фамилия, имя, отчество командира воздушного судна, эшелон (высота) полета и другие сведения.

*(4) В графе указываются вышестоящий орган ЕС ОрВД, взаимодействующие органы ВВС и ПВО, органы пользователя воздушного пространства.

 

Форма 2

 

Месячный (годовой) учет

нарушений порядка использования воздушного пространства

в _________________ зоне ЕС ОрВД ___________________

центра ЕС ОрВД за __________ 19____ г.

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|N  |Вид  |                           Виды нар ушений                   |

|п/п|авиа-|—————————————————————————————————————————————————————————————|

|   |ции  |  Использование  |Несоблю- |Невыпол-|Полет   |Несоблю-|Несоб-|

|   |     |  воздушного     |дение ус-|нение   |воздуш- |дение   |люде- |

|   |     |  пространства   |ловий ис-|команд  |ного    |правил  |ние   |

|   |     |—————————————————|пользова-|органов |судна   |пересе- |уста- |

|   |     |заявки   |разре- |ния  воз-|ОВД (уп-|Россий- |чения   |нов-  |

|   |     |(расписа-|шения  |душного  |равления|ской    |государ-|ленных|

|   |     |ния, гра-|соот-  |простран-|полета- |Федера- |ственной|вре-  |

|   |     |фики),   |ветст- |ства, оп-|ми)    и|ции,  не|границы |мен-  |

|   |     |уведомле-|вующего|ределен- |команд  |отвеча- |Россий- |ных,  |

|   |     |ния орга-|опера- |ных  опе-|истреби-|ющего на|ской    |мест- |

|   |     |нов ВВС и|тивного|ративными|теляпе- |запрос  |Федера- |ных   |

|   |     |ПВО,   до|органа |органами |рехват- |по  сис-|ции    и|режи- |

|   |     |начала   |ЕС ОрВД|ЕС ОрВД  |чика    |теме    |порядка |мов  и|

|   |     |или    по|       |         |        |госу-   |исполь- |крат- |

|   |     |истечении|       |         |        |дарст-  |зования |ковре-|

|   |     |срока    |       |         |        |венного |воздуш- |менных|

|   |     |действия |       |         |        |радиоло-|ного    |огра- |

|   |     |заявки   |       |         |        |кацион- |прост-  |ниче- |

|   |     |         |       |         |        |ного    |ранства |ний   |

|   |     |         |       |         |        |опозна- |пригра- |      |

|   |     |         |       |         |        |вания   |ничной  |      |

|   |     |         |       |         |        |        |полосы  |      |

|———|—————|—————————|———————|—————————|————————|————————|————————|——————|

| 1 |  2  |  3      |   4   |    5    |   6    |   7    |   8    |   9  |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|N  |Вид  |                  Виды нарушений             |Коли-  |Коли-  |

|п/п|авиа-|—————————————————————————————————————————————|чество |чество |

|   |ции  |Полет  |Исполь-|Посадка |Невыдер-|Несанкцио- |наруше-|опасных|

|   |     |группы |зование|воздуш- |живание |нированное |ний    |сближе-|

|   |     |воздуш-|воздуш-|ного    |воздуш- |органом ОВД|порядка|ний    |

|   |     |ных    |ного   |судна на|ным суд-|(управления|исполь-|воздуш-|

|   |     |судов в|прост- |незапла-|ном пра-|полетами)  |зования|ных    |

|   |     |коли-  |ранства|нирован-|вил вер-|отклонение |воздуш-|судов  |

|   |     |честве,|запрет-|ный (не-|тикаль- |воздушного |ного   |друг  с|

|   |     |превы- |ной    |заявлен-|ного,   |судна    за|прост- |другом |

|   |     |шающем |зоны,  |ный)    |продоль-|пределы    |ранства|и     с|

|   |     |коли-  |зоны   |аэродром|ного   и|границ воз-|       |другими|

|   |     |чество |ограни-|(площад-|бокового|душной     |       |матери-|

|   |     |указан-|чения  |ку, рай-|эшелони-|трассы,    |       |альными|

|   |     |ное   в|без    |он)     |рования |местной    |       |объек- |

|   |     |заявке |специ- |        |        |воздушной  |       |тами   |

|   |     |       |ального|        |        |линии     и|       |       |

|   |     |       |разре- |        |        |маршрута на|       |       |

|   |     |       |шения  |        |        |расстояние,|       |       |

|   |     |       |       |        |        |превышающее|       |       |

|   |     |       |       |        |        |допустимые |       |       |

|   |     |       |       |        |        |нормы      |       |       |

|   |     |       |       |        |        |           |       |       |

|   |     |       |       |        |        |           |       |       |

|———|—————|———————|———————|————————|————————|———————————|———————|———————|

| 1 |  2  |  10   |  11   |  12    |   13   |    14     |  15   |  16   |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приложение N 3

к Правилам проведения расследований, организации

учета и анализа нарушений порядка использования

воздушного пространства Российской Федерации

 

Место                              Председателю межведомственной комиссии

углового штампа                               по использованию воздушного

                                      пространства Российской Федерации —

                              Главнокомандующему Военно-воздушными силами

 

                                   ______________________________________

                                   госква, К-160, войсковая часть 14495

 

Докладываю о нарушениях порядка использования воздушного пространства _______________зоны Единой системы организации воздушного движения.

1. В период с _________ по ___________ (месяц) 199 _____ г. органами ЕС ОрВД, ВВС и ПВО выявлено _________ нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе: (указывается количество нарушений:

по их видам и в последовательности, изложенной в пункте 76 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;

по каждому нарушению указываются: дата, время, место (зона и район ЕС ОрВД, участок воздушной трассы, местной воздушной линии или маршрута полета, название полигона и т.п.), тип воздушного судна, вид авиации и к какому федеральному органу исполнительной власти или организации относится нарушитель, бортовой номер (позывной командира воздушного судна), номер рейса, эшелон (высота) полета, орган ОВД (управления полетами), краткие обстоятельства, действия органов ЕС ОрВД, ВВС и ПВО по пресечению нарушения, причины, виновные лица и меры, принятые к ним, по результатам расследования (время проведения расследования, N акта, дата утверждения, заключение комиссии), до кого и когда доведена оперативная информация о нарушении.

2. Мероприятия по предупреждению нарушений:

(излагаются конкретные мероприятия по предупреждению нарушений порядка использования воздушного пространства зоны ЕСОрВД, совершенствованию планирования и координирования использования воздушного пространства, непосредственного управления полетами воздушных судов, проведенные в течение отчетного месяца, а также мероприятия, планируемые на текущий месяц).

 

Председатель зональной межведомственной комиссии

по использованию воздушного пространства

Российской Федерации — командующий объединением ВВС и ПВО

 

________________       _________________         ________________________

(воинское звание)         (подпись)                       (и.о., фамилия)

 

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084″Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»