Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР

5.17.4. Груз, поступивший в аэропорт без документов и без должной маркировки, хранится в аэропорту до выяснения его принадлежности. Аэропорт обязан принять необходимые меры для установления принадлежности груза и передачи его получателю.

5.17.5. Груз, принадлежность которого не установлена в течение 6 месяцев, реализуется как бездокументный. Груз, прибывший в аэропорт назначения без документов, но принадлежность которого установлена, выдается получателю по акту.

5.17.6. Срок хранения прибывшего в аэропорт назначения опасного, скоропортящегося и других видов груза, требующих особых условий хранения, устанавливается специальными правилами, регулирующими перевозку этих видов груза.

 

5.18. Реализация груза

 

5.18.1. Реализации подлежит груз:

признанный невостребованным, срок хранения которого истек;

принадлежность которого не установлена в течение срока его хранения (бездокументный груз);

которому угрожает повреждение;

поврежденный, дальнейшая перевозка которого признана невозможной или нецелесообразной.

5.18.2. Реализация бездокументного и невостребованного груза осуществляется путем передачи его государственным организациям и предприятиям. Личное имущество граждан передается для реализации в комиссионные магазины.

Невостребованный скоропортящийся груз в зависимости от его состояния может быть реализован по распоряжению начальника аэропорта и ранее установленного срока его реализации.

5.18.3. Перевозчик обязан, насколько это возможно, поставить в известность отправителя о своем решении реализовать груз. Если в течение 5 дней со дня подачи телеграфного уведомления о решении реализовать груз отправитель не использует своего права распоряжения грузом, груз подлежит реализации.

5.18.4. Перевозчик может реализовать груз, не ожидая решения отправителя, если задержка реализации груза может привести к его повреждению или полной невозможности использовать груз по назначению. О реализации этого груза перевозчик обязан поставить в известность отправителя и получателя.

5.18.5. Груз, передаваемый для реализации, оценивается комиссией в составе представителей перевозчика, финансовых органов и торговых организаций, о чем составляется акт. При необходимости к оценке груза привлекаются эксперты.

5.18.6. Передача реализуемого груза приобретающей его организации оформляется актом.

5.18.7. Сумма, полученная перевозчиком за переданный другой организации груз, за вычетом суммы, причитающейся перевозчику, перечисляется:

получателю, указанному в накладной, — в случае оплаты им стоимости груза;

отправителю — во всех остальных случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму получателю или отправителю эта сумма по истечении срока, установленного для предъявления претензий за не доставленный по назначению груз, поступает в доход союзного бюджета.

В случае последующего возмещения отправителю или получателю в претензионном либо исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход союзного бюджета, перевозчик уплачивает эту сумму за счет очередных перечислений в союзный бюджет.

Сумма, полученная перевозчиком за переданный бездокументный груз, перечисляется в доход МГА на покрытие сумм, выплаченных по претензиям за не прибывший по назначению груз.

 

Глава 6. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ

 

6.1. Перевозка скоропортящегося груза

 

6.1.1. К перевозке воздушным транспортом допускается только доброкачественный скоропортящийся груз, который в сроки, предусмотренные расписанием движения воздушных судов или обусловленные договором, при транспортировке не потеряет своих качеств.

6.1.2. Скоропортящийся груз перевозится преимущественно перед другим грузом. Сроки перевозки скоропортящегося груза определяются специальными правилами.

6.1.3. Скоропортящийся груз принимается к перевозке по предъявлении отправителем качественных удостоверений или сертификатов.

Скоропортящийся груз животного происхождения принимается к перевозке при наличии ветеринарных свидетельств (удостоверений) и сертификатов установленной формы. Из местностей, объявленных под карантином, груз может быть принят к перевозке по предъявлении отправителем карантинных документов.

6.1.4. Качественные удостоверения или сертификаты должны быть выписаны в день сдачи груза к перевозке и предъявлены отправителем отдельно на каждую грузовую отправку. Качественные удостоверения, выданные ранее указанного срока, считаются недействительными. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются сроки перевозки груза, исчисленные с момента приема груза к перевозке в аэропорту отправления.

6.1.5. Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не производится.

Перевозчик обязан отказать в приеме к перевозке скоропортящегося груза, если он не может обеспечить доставку его в срок, указанный отправителем.

6.1.6. Если по каким-либо причинам, не зависящим от перевозчика, скоропортящийся груз не может быть своевременно отправлен, перевозчик обязан немедленно известить об этом отправителя и возвратить ему груз и плату за перевозку.

6.1.7. Перевозка скоропортящегося груза производится, как правило, рейсами без перегрузки. В исключительных случаях с предварительного согласия аэропорта перегрузки разрешается принимать к перевозке скоропортящийся груз с одной перегрузкой в пути следования.

6.1.8. Скоропортящийся груз перевозится, как правило, с сопровождающими. Если скоропортящийся груз отправляется без сопровождающего, отправитель обязан по требованию перевозчика упаковать и опломбировать каждое место груза. Такой груз выдается получателю в пункте назначения по количеству мест.

При массовых перевозках скоропортящегося груза условия и порядок упаковки, сопровождения и сдачи его устанавливаются в специальных договорах.

6.1.9. Отправитель обязан уведомить получателя о времени вылета воздушного судна, которым отправлен в его адрес скоропортящийся груз. Получатель обязан подготовить транспорт ко времени прибытия груза в аэропорт назначения и своевременно получить груз.

6.1.10. Скоропортящийся груз может быть реализован ранее истечения срока хранения, установленного настоящими Правилами, если он не получен получателем и имеется угроза его полного или частичного повреждения. Невозможность дальнейшего хранения скоропортящегося груза и его состояние должны быть подтверждены экспертизой.

 

6.2. Перевозка живности

 

6.2.1. Живность принимается к перевозке только при обязательном представлении отправителем ветеринарных разрешений, а при необходимости — и разрешений органов карантинной службы. При перевозке живности в пределах одной области предъявление таких разрешений не требуется.

6.2.2. Прием к перевозке крупных домашних животных и зверей может производиться только с разрешения руководителя авиационного предприятия, местного органа ветеринарного надзора, разрешающего перевозку данных животных на воздушных судах.

6.2.3. Птицы, рыбы, животные и звери перевозятся, как правило, с сопровождающими, выделенными отправителем или получателем. Сопровождающие несут ответственность за сохранность птиц, рыб, животных и зверей при их перевозке, осуществляют уход за ними и кормление в пути, а также обеспечивают при необходимости безопасность воздушного судна и окружающих.

6.2.4. Перевозчик при приеме к перевозке птиц, рыб, животных и зверей может потребовать, чтобы отправитель поместил их в прочную тару, обеспечивающую необходимые удобства при перевозке, безопасность и соблюдение санитарных требований.

Крупные домашние животные должны быть помещены средствами отправителя в специальные стойла или в специальные контейнеры.

6.2.5. Пчелы принимаются к перевозке в ульях или в другой специальной таре, которая исключает возможность их вылета.

Перевозка предназначенных для разведения или акклиматизации раков, живой рыбы, рыбопосадочного материала (мальков), оплодотворенной икры осуществляется на условиях, изложенных в разд. 6.1 настоящих Правил.

6.2.6. Отправитель по требованию перевозчика обязан предоставлять для перевозки живности необходимые подстилочные и крепежные материалы.

6.2.7. Погрузка и выгрузка крупных домашних животных и зверей производится средствами отправителя и получателя, которые несут ответственность как за сохранность груза, так и за обеспечение безопасности окружающих.

6.2.8. Отправитель обязан известить получателя об отправке в его адрес живности для обеспечения получения груза в аэропорту назначения по прибытии воздушного судна. Получатель обязан принять от перевозчика доставленную в его адрес живность не позднее чем через 3 ч по прибытии в аэропорт назначения.

 

6.3. Перевозка опасного груза

 

6.3.1. Опасный груз допускается к воздушной перевозке только с разрешения руководителей авиационных предприятий. О предъявлении опасного груза к перевозке отправитель обязан не позднее чем через 48 ч до ввоза груза в аэропорт подать заявление.

6.3.2. При сдаче к перевозке опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные настоящими и специальными правилами перевозки опасного груза.

Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые для безопасной перевозки опасного груза крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т.п.

6.3.3. Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и правилами перевозки опасного груза. Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо грузом запрещается.

6.3.4. Места (ящики, барабаны, баллоны и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами отправитель обязан пломбировать. Сверху и на одной из сторон упаковки каждого места отправитель обязан наклеить ярлык специальной маркировки.

6.3.5. В грузовой накладной отправитель обязан указать категорию опасности груза, а в случаях, указанных в специальных правилах, представить разрешение на перевозку.

6.3.6. При предъявлении к перевозке груза, не указанного в перечне опасных грузов, но наименование которого вызывает сомнение в возможности приема его к перевозке на общих условиях, отправитель обязан представить перевозчику подписанное руководителем предприятия описание характера груза и его свойств с подтверждением того, что груз к числу опасных не относится.

6.3.7. Ввоз опасного груза в аэропорт производится в указанное перевозчиком время.

6.3.8. Взвешивание особо опасного груза при приеме к перевозке и при выдаче его перевозчиком не производится. Ответственность за точное указание массы возлагается полностью на отправителя. Перевозчик имеет право в присутствии отправителя выборочно проверить массу отдельных мест. При выявлении отклонения фактической массы отдельных мест от массы, указанной отправителем на маркировке, весь груз данной партии к перевозке не принимается.

6.3.9. При обнаружении неисправности груза во время перевозки, а также несоответствия тары или упаковки перевозчик имеет право снять опасный груз с воздушного судна и для устранения неисправностей вызвать представителя отправителя или получателя, который обязан устранить неисправность своими средствами.

6.3.10. Перевозка опасного груза производится прямыми рейсами, без перегрузок. Прием к перевозке опасного груза с перегрузками в промежуточных аэропортах категорически запрещается.

6.3.11. Отправитель опасного груза обязан известить получателя об отправке груза, а также о времени его прибытия.

6.3.12. Получатель особо опасного груза должен прибыть для получения груза в аэропорт ко времени, указанному перевозчиком. Груз выдается получателю немедленно после разгрузки воздушного судна, без завоза его в складские помещения и без взвешивания.

При повреждении упаковки груз выдается получателю также без взвешивания. Проверка массы груза в этом случае производится на складе получателя в присутствии представителя перевозчика. Представитель перевозчика должен сопровождать поврежденный груз до склада получателя, принять участие во взвешивании и подписать акт о состоянии упаковки и массе груза.

В случае невывоза груза в установленный срок руководитель авиационного предприятия обязан обратиться в местные органы власти за содействием в немедленном получении опасного груза получателем.

6.3.13. Кроме данных Правил, перевозки опасного груза, в том числе разрядного, радиоактивного и других опасных веществ и предметов, проб нефтепродуктов регулируются специальными правилами.

 

6.4. Перевозка гробов с покойниками

 

6.4.1. Гробы с покойниками принимаются к перевозке при условии предъявления отправителем свидетельства о смерти, выданного органами ЗАГС, и справки санитарных органов об отсутствии с их стороны препятствий к перевозке покойника.

6.4.2. К перевозке воздушным транспортом допускаются:

металлические или обшитые листовым металлом деревянные гробы, тщательно запаянные, вложенные в деревянные ящики; свободное пространство между металлическим гробом и стенками деревянного ящика должно быть засыпано опилками, углем, торфом или известью;

урны с прахом в ящиках, обшитых плотной тканью.

6.4.3. Гробы с покойниками, как правило, перевозятся с сопровождающим. Сопровождающий должен иметь пассажирский билет.

6.4.4. Гробы с покойниками принимаются к перевозке на грузовых и пассажирских воздушных судах. Перевозка гробов с покойниками на пассажирских воздушных судах допускается, если они имеют изолированные от пассажиров багажно — грузовые помещения. На пассажирских воздушных судах, не имеющих изолированных багажно — грузовых помещений, гробы с покойниками перевозятся только специальными рейсами. Перевозка гробов совместно с пассажирами не допускается. Перевозка гробов с покойниками производится при условной массе и оформляется грузовыми накладными.

Урны с прахом перевозятся как на грузовых, так и на пассажирских судах.

6.4.5. За перевозку гробов с покойниками и урн с прахом взимается плата согласно правилам применения тарифов.

 

6.5. Перевозка заказными рейсами

 

6.5.1. Заказные (чартерные) рейсы могут осуществляться в соответствии с условиями договора заказного рейса (договора чартера), заключаемого авиационным предприятием (фрахтовщиком) и предприятием — заказчиком (фрахтователем) на определенный период, а также по разовым письменным заявкам.

Заказные рейсы по разовым письменным заявкам выполняются с разрешения управления гражданской авиации. Заказные рейсы по указанию МГА (ЦПДУ МГА) выполняются в обязательном порядке. Формы договора и заявки на выполнение заказного рейса определены МГА.

6.5.2. При заключении договора представитель заказчика должен письменно заверить авиационное предприятие об изучении и обязательстве выполнить требования настоящих Правил и других документов, регламентирующих деятельность службы организации перевозок.

6.5.3. Порядок перевозки заказными рейсами, а также планирование таких перевозок установлены специальной инструкцией МГА.

6.5.4. Порядок расчетов и оплаты перевозки заказными рейсами установлены в соответствии с правилами применения тарифов и по тарифам, установленным МГА для этих перевозок.

 

6.6. Перевозки вахтовые

 

6.6.1. Перевозка воздушным транспортом бригад рабочих и служащих выполняется вахтово — экспедиционным методом.

6.6.2. Перевозка вахтовых бригад может производиться воздушными судами, выполняющими заказные или пассажирские рейсы.

6.6.3. Порядок перевозки воздушным транспортом бригад рабочих и служащих вахтово — экспедиционным методом, а также планирования таких перевозок установлены специальной инструкцией МГА.

6.6.4. Порядок оплаты вахтовых перевозок устанавливается правилами применения тарифов.

 

6.7. Перевозка на арендованных воздушных судах

 

6.7.1. Договор аренды воздушного судна заключается между авиационным предприятием и арендующей воздушное судно организацией и должен содержать:

полное наименование сторон договора и их юридические адреса;

назначение аренды (перевозка пассажиров, груза и т.д.);

маршруты перевозки или пункты отправления и назначения перевозки;

срок аренды;

порядок расчета за аренду;

санкции за ненадлежащее исполнение договора;

специальные условия, вытекающие из особенностей использования арендованного воздушного судна.

6.7.2. Порядок выполнения перевозки пассажиров и груза на арендованных воздушных судах определяется настоящими Правилами и специальной инструкцией МГА.

6.7.3. Оплата за использование арендованного воздушного судна производится по тарифам на перевозки воздушными судами пассажиров, груза и почты заказными рейсами и на работу по применению авиации в народном хозяйстве.

 

Глава 7. КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕВОЗКОЙ

 

7.1. Организация контроля за перевозкой

 

7.1.1. Для обеспечения правильного и эффективного использования средств воздушного транспорта, высокого уровня культуры обслуживания пассажиров и клиентуры, безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов, своевременного предупреждения нарушений правил перевозки пассажиров, багажа и грузов авиационные предприятия организуют контроль за перевозкой.

7.1.2. Контроль за перевозкой осуществляется в соответствии с действующими документами МГА должностными лицами авиационных предприятий, на которых возложена эта обязанность, и общественными инспекторами, имеющими специальные полномочия.

7.1.3. Должностные лица, осуществляющие контроль за перевозкой, проверяют:

соблюдение пассажирами и должностными лицами гражданской авиации обязательных правил, установленных на воздушном транспорте;

выполнение требований всех нормативных актов, касающихся организации перевозки пассажиров, багажа и грузов;

выполнение режимно — охранных мероприятий, обеспечивающих безопасность полетов;

соблюдение техники безопасности загрузчиками цехов бортового питания, грузчиками и водителями машин и механизмов при выполнении погрузочно — разгрузочных работ.

7.1.4. Контроль за перевозкой должен проводиться:

по утвержденному плану (систематически, не реже одного раза в месяц);

по отдельным заданиям руководителя авиационного предприятия или иного вышестоящего должностного лица;

по инициативе должностного лица, на которое возложена обязанность по осуществлению контроля.

7.1.5. Должностные лица, осуществляющие контроль за перевозкой, обязаны знать руководящие документы МГА, регламентирующие организацию перевозки.

7.1.6. Положения настоящей главы не регулируют контроль, осуществляемый государственными органами в соответствии с законодательством СССР и союзных республик.

 

7.2. Права лиц, осуществляющих контроль за перевозкой

 

7.2.1. Лица, осуществляющие контроль за перевозкой, имеют право:

беспрепятственного доступа в служебные помещения и зоны аэропортов, агентств воздушных сообщений, на борт воздушных судов;

требовать у пассажиров предъявления билетов, документов, удостоверяющих личность, перевозочных документов и полетных заданий у экипажей, а также служебных удостоверений у членов экипажей;

удалять из воздушного судна в пунктах его посадки лиц, нарушающих правила пользования воздушным транспортом и общественный порядок;

принимать участие в досмотре багажа и личном досмотре пассажиров;

составлять акты о допущенных нарушениях настоящих Правил, которые могут служить основанием для взыскания дополнительных платежей и штрафов в установленном порядке, а также для привлечения нарушителей к имущественной, административной или к уголовной ответственности;

требовать от должностных лиц авиационных предприятий устранения нарушений правил перевозки пассажиров, багажа и грузов, установленных МГА.

7.2.2. По всем выявленным нарушениям и недостаткам лица, производящие проверку, обязаны составлять соответствующие акты по установленной форме.

 

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

8.1. Общие положения

 

8.1.1. Авиационное предприятие — перевозчик в процессе выполнения транспортных операций вступает в правовые отношения с пассажирами, отправителями и получателями груза и несет имущественную ответственность в соответствии с законодательством СССР и союзных республик, Воздушным кодексом Союза ССР и изданными на его основе настоящими Правилами.

8.1.2. Любые соглашения перевозчика с пассажирами, отправителями или получателями об уменьшении их ответственности, предусмотренной Воздушным кодексом Союза ССР и изданными на его основе настоящими Правилами, являются недействительными.

8.1.3. Перевозчик, пассажиры, отправители и получатели груза в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, вытекающих из настоящих Правил, несут имущественную ответственность в пределах, предусмотренных соответствующими статьями настоящих Правил.

 

8.2. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира

 

8.2.1. Перевозчик несет установленную законодательством Союза ССР и союзных республик имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.

8.2.2. В случае, когда смерть или повреждение здоровья причинены пассажиру в результате действия непреодолимой силы, перевозчик несет установленную ответственность, если не докажет, что возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего. В других случаях, когда перевозчик докажет, что грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, размер возмещения вреда в соответствии с общими нормами гражданского законодательства должен быть уменьшен либо в возмещении вреда должно быть отказано.

8.2.3. Если в результате причиненного пассажиру повреждения здоровья пассажир отказался от дальнейшего полета, перевозчик обязан возвратить ему определенную стоимость билета за неиспользованную часть перевозки согласно настоящим Правилам.

8.2.4. В случаях, когда перевозчик несет ответственность за смерть пассажира, он обязан возвратить лицам, имеющим в соответствии с общими нормами гражданского законодательства право на возмещение вреда, полную стоимость билета.

 

8.3. Ответственность за багаж

 

8.3.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его к перевозке и до выдачи его получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации.

8.3.2. За утрату или недостачу багажа, принятого к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности, а в случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости.

8.3.3. За утрату или за недостачу багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности, перевозчик несет ответственность в размере действительной стоимости, но не свыше 15 руб. за 1 кг массы утраченного или недостающего багажа. Пределы ответственности, установленные в настоящем пункте, не применяются, если будет доказано, что вред возник вследствие умысла или грубой неосторожности перевозчика.

8.3.4. За повреждение багажа перевозчик несет ответственность в сумме, на которую понизилась его стоимость.

8.3.5. При утрате или недостаче багажа, перевозка которого оплачена, перевозчик наряду с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный багаж.

8.3.6. В тех случаях, когда по вине перевозчика повреждена упаковка багажа, перевозчик обязан до выдачи багажа его владельцу исправить недостатки, заменить упаковку на новую или при выдаче багажа возместить пассажиру стоимость упаковки.

8.3.7. В случае сдачи пассажиром к перевозке нескольких мест багажа перевозчик возмещает ущерб за утраченный багаж соответственно объявленной ценности каждого места багажа, а когда оценка была общей для всех мест — соответственно массе утраченного багажа.

8.3.8. Пассажир должен доказать, что утрата, повреждение или недостача вещей, вложенных в багаж, произошли во время перевозки, а также указать размер причиненного ему вреда.

8.3.9. Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которых он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело, в частности, вследствие:

вины лица, сдавшего или получившего багаж;

естественных свойств перевозимых предметов;

недостатков упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого багажа;

особых свойств находящихся в багаже предметов или веществ, требующих специальных условий или мер предосторожности при их перевозке и хранении.

8.3.10. Перевозчик не несет ответственности:

за недостачу массы перевозимого багажа в случае прибытия и сдачи его пассажиру в исправной упаковке, без следов хищения и повреждения, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача багажа произошла по вине перевозчика;

за просрочку в доставке багажа из-за обстоятельств, не зависящих от перевозчика, в частности, вследствие неблагоприятных метеорологических условий;

за утрату вложенных в багаж денег и ценных бумаг, документов, драгоценностей и других подобных предметов, требующих особых мер хранения при перевозке.

 

8.4. Ответственность за вещи, не сданные в багаж

 

8.4.1. Перевозчик несет ответственность за сохранность вещей, не сданных в багаж и находящихся при пассажире, лишь в том случае, если будет доказано, что утрата, недостача или повреждение этих вещей произошли по вине перевозчика.

8.4.2.За утрату или недостачу вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере действительной стоимости, но не свыше 15 руб. за 1 кг массы утраченных или недостающих вещей.

8.4.3. За повреждение вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере суммы, на которую понизилась их стоимость в оценке, произведенной экспертизой.

В отдельных случаях оценка поврежденных вещей, находящихся при пассажире, может быть произведена по соглашению между перевозчиком и владельцем.

 

8.5. Ответственность за сохранность груза

 

8.5.1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения вреда или что такие меры невозможно было принять. До тех пор, пока перевозчик не докажет иное, предполагается, что утрата, недостача или повреждение груза произошли при перевозке.

8.5.2. Перевозчик несет ответственность за прием груза к перевозке в упаковке, не обеспечивающей сохранность груза, с превышением массы и размеров.

8.5.3. Перевозчик несет ответственность за утерю перевозочных документов к грузу, за засылку документов или груза не по назначению.

8.5.4. Перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие:

действия или упущения отправителя или получателя;

недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза;

сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении;

обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя;

непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз;

естественной убыли груза в пределах установленных норм при его перевозке.

8.5.5. Перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.

8.5.6. За утрату, недостачу или повреждение груза, принятого к перевозке, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза, принятого к перевозке с объявленной ценностью, — в размере объявленной ценности, а в случае, если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, — в размере действительной стоимости;

за утрату или недостачу груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, — в размере действительной стоимости, но не свыше предела, устанавливаемого Советом Министров СССР;

за повреждение груза — в сумме, на которую понизилась его стоимость.

Перевозчик освобождается от ответственности за повреждение груза, возникшего вследствие нарушения отправителем груза правил комплектации и швартовки груза в контейнерах или на поддонах, предъявленных к перевозке в исправном состоянии под пломбой отправителя.

8.5.7. В случае утраты, недостачи или повреждения части отправки, следующей по одной грузовой накладной, для определения пределов ответственности перевозчик принимает во внимание массу только тех мест или предметов, которые были утрачены или повреждены, независимо от того, что такой вред влияет на стоимость других мест или предметов, содержащихся в той же грузовой отправке, за исключением случаев, когда будет доказано, что качество всей партии груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению.

8.5.8. Перевозчик освобождается от ответственности за вред или расходы, возникшие вследствие естественной смерти, ранения или повреждения принятого к перевозке животного, если они были вызваны действиями, поведением, привычками или характером самого животного или других перевозимых вместе с ним животных, а также действиями сопровождающего их лица.

Перевозчик освобождается от ответственности за смерть или телесное повреждение лица, сопровождавшего перевозимых животных, если будет установлено, что они были вызваны действиями или поведением этих животных.

8.5.9. Стоимость груза определяется исходя из общей суммы счета отправителя. Перевозчик возмещает отправителю или получателю по претензиям стоимость утраченного, недостающего или поврежденного груза на основании счета отправителя, а в тех случаях, когда расчеты за груз через банк не производятся, — на основании другого документа, заменяющего счет.

Если по утраченному, недостающему или поврежденному грузу отправитель или получатель обязан уплатить налог с оборота, а счет отправителя выписан по ценам без налога, к сумме счета заявителем претензии добавляется соответствующая сумма налога с оборота, подтвержденная справкой финансовых органов.

При внутриведомственных перевозках груза, расчеты по которым между отправителем и получателем производятся по ценам без налога с оборота, а по реализации которых в бюджет уплачивается налог с оборота, получатель может представлять перевозчику вместо справки финансового органа выписку из прейскуранта оптовых цен промышленности с налогом с оборота.

8.5.10. Стоимость груза, принадлежащего гражданам, определяется по государственным розничным ценам, действующим в том месте и в то время, где и когда груз подлежит выдаче. При определении размера возмещения должны быть сделаны скидки, соответствующие степени износа перевозимого имущества. Если на груз нет розничных цен, его стоимость устанавливается экспертизой.

8.5.11. Если возмещение производится по розничной цене, торговые и другие скидки, указанные в счете, не возмещаются.

8.5.12. При утрате или недостаче груза перевозчик наряду с возмещением действительной стоимости или объявленной ценности груза возвращает плату за перевозку, взысканную за утраченный груз, если она не входит в цену этого груза.

Если стоимость груза возмещается по оптовой, заготовительной или закупочной цене, перевозчик, кроме того, оплачивает расходы отправителя по доставке груза в аэропорт отправления. Если стоимость груза оплачивается по розничной цене, расходы отправителя по доставке груза в аэропорт не возмещаются.

 

8.6. Ответственность за просрочку в доставке груза

 

8.6.1. За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5% платы за перевозку за каждый день просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку.

Перевозчик несет ответственность за просрочку в доставке груза, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры для предотвращения просрочки или что такие меры невозможно было принять.

8.6.2. Перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка произошла вследствие неблагоприятных метеорологических условий.

8.6.3. Отправитель или получатель груза имеет право считать его утраченным и требовать соответствующего возмещения, если этот груз не был выдан получателю в течение 10 дней по истечении срока доставки. Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель обязан получить груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату груза.

 

8.7. Ответственность за неподачу перевозочных средств и непредъявление груза к перевозке

 

8.7.1. За неподачу указанных в плане перевозочных средств и непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза перевозчик и отправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа в размере 25% платы за перевозку за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза. Такую же ответственность несут перевозчик и отправитель за невыполнение обязательств по внеплановой и сверхплановой перевозке груза по заявкам отправителей, принятым перевозчиком.

8.7.2. В случае недодачи перевозочных средств, необходимых для выполнения месячного плана перевозки, перевозчик по требованию отправителя обязан предоставить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. В случае неподачи перевозочных средств в последнем месяце квартала они должны быть предоставлены в первом месяце следующего квартала.

8.7.3. Порядок предоставления перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между перевозчиком и отправителем. При нарушении согласованного порядка перевозчик за неподачу перевозочных средств и отправитель за непредъявление груза к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.

8.7.4. По окончании месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца перевозчик сообщает отправителю расчет по причитающимся перевозчику и отправителю суммам штрафа за невыполнение плана перевозок. Сумма, причитающаяся перевозчику или отправителю, подлежит уплате в 5-дневный срок.

8.7.5. Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также невозможности полетов воздушных судов из-за неблагоприятных метеорологических условий.

8.7.6. Отправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза, если это произошло вследствие стихийного бедствия, а также аварий на предприятиях отправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3 дней. При этом отправитель, обязанный сдать груз к перевозке по плану или по договору, не освобождается от выполнения плана или договора по месячным (квартальным) планам либо общему объему перевозки по согласованному с перевозчиком графику.

8.7.7. В случае невыполнения плана или графика отправитель выплачивает перевозчику штраф в полном размере.

Размер штрафа уменьшается на 50%, если отправитель предупредит перевозчика о невозможности сдачи к перевозке груза:

во исполнение плана или договора — за 7 дней до начала перевозки;

по разовой заявке, принятой перевозчиком, — за 3 дня до начала перевозки.

 

8.8. Ответственность за универсальные авиационные контейнеры и авиационные поддоны

 

8.8.1. За задержку универсальных авиационных контейнеров (поддонов) сверх установленных сроков отправитель и получатель уплачивают штраф за каждый час задержки в размерах, установленных Положением о контейнерных перевозках грузов на воздушном транспорте.

8.8.2. За утрату или приведение универсальных авиационных контейнеров (поддонов) в непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние в период нахождения их в распоряжении отправителя или получателя последний уплачивает авиационному предприятию их стоимость в двукратном размере.

8.8.3. Контейнер считается утраченным, если отправитель или получатель не возвратил его в течение 20 дней со дня истечения срока возврата.

8.8.4. За повреждение контейнера (поддона), принадлежащего авиационному предприятию, происшедшее по вине отправителя или получателя, виновная сторона возмещает стоимость их ремонта в двукратном размере, а также стоимость транспортировки контейнера (поддона) к месту ремонта и к месту его приписки.

8.8.5. Повреждение пломб и запорных устройств контейнеров, срыв с них пломб, повреждение отдельных грузовых мест и их упаковки, пакетов влекут наложение штрафа в размере до 30 руб.

Повреждение контейнеров влечет наложение штрафа в размере до 50 руб., если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

 

8.9. Ответственность пассажиров, отправителя и получателя

 

8.9.1. Пассажиры, отправитель и получатель обязаны возместить убытки, причиненные по их вине имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое перевозчик несет ответственность в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

8.9.2. Безбилетный полет пассажира влечет наложение штрафа в размере до 20 руб. В таком же размере с пассажира взимается штраф за перевозку по детскому билету ребенка свыше 12 лет, который должен иметь билет с оплатой по полному пассажирскому тарифу. За перевозку без билета ребенка, который должен иметь детский билет, штраф взимается в размере до 10 руб. Уплата штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости полета.

8.9.3. Нарушение правил фотографирования, киносъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 руб. с конфискацией пленки.

8.9.4. Невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, распоряжений командира воздушного судна влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 10 до 50 руб.

8.9.5. Нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности, санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил влечет наложение штрафа на граждан в размере до 30 руб., на должностных лиц — от 10 до 50 руб.

8.9.6. Нарушение правил перевозки опасных веществ или предметов влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 50 руб. с возмездным изъятием или конфискацией указанных веществ и предметов или без таковых, а на должностных лиц — в размере от 20 до 50 руб.

8.9.7. Проход или проезд без надлежащего разрешения по территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов влечет наложение штрафа в размере до 30 руб.

8.9.8. Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования влечет наложение штрафа в размере до 50 руб. За нарушения, предусмотренные п. п. 8.9.2 — 8.9.8 настоящих Правил, виновные лица несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

8.9.9. За нарушение общественного порядка в аэровокзалах и городских агентствах, аэропортах, на аэродромах и воздушных судах штрафы налагаются в соответствии с законодательством союзных республик работниками органов милиции или руководителями авиационных предприятий в установленном МГА порядке.

8.9.10. При уплате штрафа пассажиру, отправителю и получателю выдается квитанция установленной формы с указанием в ней основания для взыскания штрафа, взысканной суммы и даты уплаты.

8.9.11. Наложение и взыскание штрафа, а также обжалование постановлений о наложении штрафа производятся в соответствии с законодательством СССР и союзных республик, Воздушным кодексом Союза ССР и Правилами, издаваемыми МГА.

 

Глава 9. АКТЫ, ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

 

9.1. Коммерческий акт

 

9.1.1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности авиационного предприятия, пассажиров, отправителей и получателей, удостоверяются коммерческими актами.

Коммерческий акт составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза. Однако в отдельных случаях, предусмотренных настоящими Правилами, коммерческий акт может быть составлен в начальном либо в промежуточном аэропорту для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие багажа или груза в натуре его наименованию, массе либо количеству мест данным, указанным в перевозочных документах;

повреждение багажа или груза;

обнаружение багажа или груза без документов, а также документов без багажа или груза.

Коммерческий акт служит основанием:

для розыска багажа, груза или их владельца;

для расследования причин и выявления виновников утраты, недостачи, повреждения багажа или груза;

для удовлетворения или отклонения претензий пассажиров, отправителей и получателей;

для разработки и проведения мероприятий по устранению причин возникновения утраты, недостачи, повреждения багажа или груза.

В коммерческий акт вносятся лишь факты, удостоверяющие наличие конкретной неисправности при перевозке.

9.1.2. Коммерческий акт составляется немедленно по обнаружении обстоятельств, требующих их удовлетворения, должностными лицами аэропорта, специально выделенными для этой цели.

К составлению коммерческого акта привлекаются:

лицо, обнаружившее неисправность багажа или груза;

получатель багажа или груза;

лицо, на ответственности которого находится актируемый багаж или груз.

Коммерческий акт подписывают начальник аэропорта (либо должностное лицо, уполномоченное начальником аэропорта), а также должностные лица (не менее двух), участвовавшие в удостоверении установленного факта при проверке багажа или груза.

9.1.3. Любые другие дополнительные акты о недостаче или повреждении груза, перевозимого воздушным транспортом, составленные вне аэропорта и без участия его представителя, для предъявления претензий и исков недействительны.

9.1.4. В случае повреждения багажа или груза получатель имеет право до его получения потребовать определения степени повреждения груза и составления коммерческого акта, а в необходимых случаях — и производства экспертизы.

9.1.5. Коммерческий акт не составляется:

в случае неприбытия багажа или груза (с документами к ним);

при обнаружении недостачи массы груза, не превышающей норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов;

при обнаружении излишка или недостачи массы груза, прибывшего с сопровождающим;

при обнаружении излишка или недостачи массы груза, прибывшего в исправной упаковке и с неповрежденными пломбами отправителя;

при обнаружении на сумму менее 10 руб. излишка, недостачи или повреждения груза по одному перевозочному документу, за исключением случаев, когда в качестве груза перевозится личное имущество граждан.

9.1.6. Если при проверке груза или багажа в промежуточном пункте или пункте назначения обнаружатся неисправности, о которых уже прежде был составлен коммерческий акт, и никакой разницы между состоянием багажа или груза и данными акта обнаружено не будет, то новый коммерческий акт не составляется, а на копии ранее составленного акта делается отметка о том, что никаких изменений в состоянии багажа или груза после составления коммерческого акта не произошло. Отметка на коммерческом акте удостоверяется штампом аэропорта и подписью начальника аэропорта или лица, специально им уполномоченного для составления коммерческих актов. Экземпляр акта выдается получателю по его требованию.

Если при проверке багажа или груза будет установлено, что неисправность, указанная в ранее составленном акте, частично устранена, то акт, заверенный штампом аэропорта и подписью лица, уполномоченного для составления коммерческих актов, выдается получателю с отражением в нем фактического состояния багажа или груза. Если же будет установлено, что неисправность, ранее указанная в коммерческом акте, увеличилась, то аэропорт обязан составить новый коммерческий акт, удостоверяющий фактическое состояние багажа или груза к моменту его выдачи.

9.1.7. Формы коммерческих актов и порядок их составления устанавливаются МГА.

 

9.2. Претензии и иски

 

9.2.1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки пассажиров, багажа, грузов, обязательно предъявление к нему претензии, за исключением требований, вытекающих из причинения смерти или повреждения здоровья пассажира.

9.2.2. Претензии предъявляются к авиационному предприятию места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

9.2.3. Претензии, вытекающие из перевозки в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

к авиационному предприятию, если конечным пунктом перевозки является аэропорт;

к соответствующей транспортной организации, если конечным пунктом перевозки является железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.

Предъявление претензий и исков непосредственно МГА не допускается.

9.2.4. В случае повреждения здоровья пассажира право на предъявление к перевозчику требования о возмещении вреда имеет потерпевший, а в случае его смерти — лица, имеющие в соответствии с общими нормами гражданского законодательства право на возмещение вреда.

9.2.5. Для обеспечения предъявления претензий, а также для получения страховых сумм по обязательному страхованию пассажиров перевозчик обязан:

выдать пассажиру, получившему повреждение здоровья, или выслать по его адресу справки о том, что потерпевший перевозился на воздушном судне, был застрахован по обязательному страхованию пассажиров согласно ст. 113 Воздушного кодекса Союза ССР и получил повреждение здоровья при происшествии с воздушным судном. В справках должны быть указаны место и дата происшествия, номер пассажирского билета и принадлежность воздушного судна;

в случае смерти пассажира установить место его работы или место жительства его семьи и выслать ей извещение о гибели с указанием всех данных, перечисленных выше, и передать свидетельство отдела ЗАГС о смерти пассажира;

на личные вещи умершего пассажира, багаж и его документы составить опись и выслать ее семье умершего, указав место хранения вещей и документов.

9.2.6. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:

— в случае утраты или просрочки доставки багажа — предъявитель багажной квитанции и багажной бирки на данное место багажа, а в случае недостачи или повреждения багажа — предъявитель коммерческого акта;

— в случае утраты груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, выданной перевозчиком отправителю, с отметкой на ней аэропорта назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления такой накладной — документа об оплате стоимости груза и справки авиационного предприятия об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза;

отправитель при условии представления выданной ему грузовой накладной;

— в случае недостачи или повреждения груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта;

— в случае просрочки доставки груза:

получатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом.

Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии или права на иск, если будет доказано, что работники авиационного предприятия отказались составить коммерческий акт и их действия были обжалованы отправителем или получателем.

9.2.7. Авиационное предприятие, получившее претензию по почте, обязано принять ее, независимо от того, какое авиационное предприятие виновно в нарушении договора перевозки, повлекшем за собой претензию, и переслать ее в 3-дневный срок со всеми документами тому авиационному предприятию, которое обязано рассмотреть претензию в соответствии с настоящими Правилами. Заявитель претензии уведомляется о ее пересылке.

Если такая претензия предъявляется пассажиром, отправителем или получателем непосредственно, а не пересылается по почте, авиационное предприятие вправе отказать в приеме претензии и указать ее предъявителю адрес авиационного предприятия, в обязанности которого входит рассмотрение претензии.

9.2.8. Если неправильность адресования претензии будет установлена при ее рассмотрении, авиационное предприятие, принявшее претензию, обязано переслать претензию тому авиационному предприятию, которое обязано ее рассмотреть в соответствии с настоящими Правилами. О пересылке претензии авиационное предприятие обязано уведомить предъявителя претензии.

9.2.9. Передача другим организациям или лицам права на предъявление претензии или иска запрещается, за исключением случаев передачи такого права отправителем получателю или отправителем вышестоящей или нижестоящей организации. Передача права удостоверяется переуступочной надписью на документе, являющемся основанием для предъявления претензий и исков.

9.2.10. Претензии и иски предъявляются по каждому перевозочному документу в отдельности.

9.2.11. Предъявляемая претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения. В частности, в претензионном заявлении должны быть указаны:

наименование авиационного предприятия, к которому предъявляется претензия;

наименование и адрес учреждения, предприятия, организации или лица, заявившего претензию;

обстоятельства, являющиеся основанием для претензии, и содержание претензии;

сумма претензии и ее расчет;

перечень документов, приложенных к заявлению.

9.2.12. К претензионному заявлению должны быть приложены:

подлинные документы, удостоверяющие заключение договора перевозки и подтверждающие право заявителя на предъявление претензии;

коммерческий акт, выданный перевозчиком, удостоверяющий наличие недостачи либо повреждения багажа или груза;

документ, удостоверяющий размер вреда, причиненного утратой, недостачей либо повреждением багажа или груза.

Претензионное заявление, поданное без приложения вышеперечисленных документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возврата. Подача претензионного заявления без надлежащих документов не прерывает срока, установленного для предъявления претензий.

9.2.13. Претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафа — в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

по претензиям о возмещении за недостачу или повреждение багажа, груза, а также за просрочку доставки багажа, груза — со дня их выдачи;

по претензиям о возмещении за утрату груза — по истечении 10 дней после окончания срока доставки;

по претензиям о возмещении за утрату багажа — с момента истечения срока доставки;

во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении претензионного срока, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока.

9.2.14. Перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение 3 месяцев, в отношении претензии по перевозке в прямом смешанном сообщении — в течение 6 месяцев, претензии об уплате штрафа — в течение 45 дней.

В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии авиационное предприятие обязано указать в своем уведомлении основания, по которым им принято такое решение, со ссылкой на соответствующие статьи настоящих Правил. В этих случаях авиационное предприятие обязано возвратить заявителю все представленные им при претензионном заявлении подлинные документы с отметкой в них о рассмотрении претензии.

9.2.15. Если при рассмотрении претензии будет установлено, что груз переадресован или выдан другому получателю, то претензия возвращается авиационным предприятием заявителю с указанием, где, когда и кому именно выдан груз и с указанием организации, по заявлению которой произведена переадресовка или выдача груза для непосредственного расчета с фактическим получателем или с организацией, по заявлению которой была произведена переадресовка или выдача груза.

9.2.16. Не допускается предъявление претензий:

о недоборе и переборе платежей, на взыскание штрафа за просрочку доставки груза и других видов претензий пассажиров, отправителя, получателя и авиационного предприятия на сумму менее 3 руб.;

о недоборе и переборе платежей, на взыскание штрафа за просрочку доставки груза и других видов претензий, когда общая сумма взысканных по всем документам платежей не превышает 10 руб.

Если переборы или недоборы в отношении одной и той же организации имели систематический характер, то указанные ограничения на право предъявления претензий не применяются.

9.2.17. Претензии пассажиров, отправителя и получателя груза рассматриваются на заседаниях претензионной комиссии авиационного предприятия.

Решение претензионной комиссии утверждается начальником аэропорта, командиром авиационного предприятия и является окончательным.

9.2.18. Если претензия отклонена полностью или частично либо ответ не получен в установленный срок, заявитель имеет право в течение 2 месяцев со дня получения ответа или со дня истечения срока, установленного для ответа на претензию, предъявить к перевозчику иск в суде или арбитраже в соответствии с нормами гражданского законодательства.

9.2.19. Иски к пассажирам, отправителю или получателю, вытекающие из воздушной перевозки, предъявляются перевозчиком в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.

 

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР Утверждены Приказом МГА СССР от 16 января 1985 г. N 19