Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР

б) взрывчатые вещества и предметы, ими начиненные, средства взрывания;

пороха охотничьи всякие, в любой упаковке и в любом количестве;

патроны боевые (в том числе малокалиберные);

капсюли (пистоны) охотничьи и капсюли — детонаторы;

пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, посадочные шашки, дымопатроны, спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;

динамит, тол, аммонал, тротил и другие взрывчатые вещества;

в) сжатые и сжиженные газы: газы для бытового пользования (бутан — пропан) и др.;

г) легковоспламеняющиеся жидкости:

ацетон;

бензин;

пробы нефтепродуктов;

ментол;

метилацетат (метиловый эфир);

тормозная жидкость;

сероуглерод;

эфиры;

этилцеллозольв;

все другие легковоспламеняющиеся жидкости;

д) воспламеняющиеся твердые вещества:

вещества, которые от действия на них воды выделяют тепло и горючие газы, что может вызвать самовоспламенение и пожар: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и др.;

фосфор белый, желтый, красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;

перекиси органические;

нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя; нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта; нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды;

е) ядовитые и отравляющие вещества:

любые ядовитые, сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару:

бруцин;

никотин;

стрихнин;

тетрагидрофурфуриловый спирт;

антифриз;

этиленгликоль;

ртуть;

все соли синильной кислоты и цианистые препараты;

циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и все другие сильнодействующие ядовитые и отравляющие вещества;

ж) едкие и коррозирующие вещества:

сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и др.;

фтористо — водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;

з) все другие вещества, грузы и предметы, подпадающие под признаки поименованных выше веществ, грузов и предметов, вызывающие сомнение в безопасности их перевозки и могущие быть использованными для поджога, взрыва или угрожающие жизни пассажиров и членов воздушных судов.

Примечание. Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах, содержится в Правилах перевозки опасных грузов воздушным транспортом, введенных в действие приказом Министра обороны СССР и Министра гражданской авиации СССР. 

4.2.2. К воздушной перевозке в качестве багажа могут приниматься только безопасные жидкости, не имеющие резкого неприятного запаха. Жидкости в стеклянной и другой бьющейся таре к перевозке багажом не принимаются.

4.2.3. Во время полета пассажирам запрещается иметь при себе огнестрельное и холодное оружие всех видов. В порядке исключения из этого правила личное оружие могут иметь при себе только пассажиры, сопровождающие спецгруз и почту, а также входящие в состав караула (войскового наряда), сопровождающего конвоируемых лиц, при наличии командировочного удостоверения (предписания).

4.2.4. Оружие других пассажиров, имеющих разрешение на право его хранения и ношения (стрелков — спортсменов, охотников, геологов и др.), перевозится только в упакованном виде в багажных отделениях, а на воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отделений, — в технических отсеках по указанию членов экипажей.

Лица, имеющие разрешение на право ношения оружия, обязаны при посадке в воздушное судно довести до сведения командира воздушного судна о наличии оружия и по требованию командира или второго пилота предъявить документ на право его ношения.

4.2.5. На воздушных судах, где вещи пассажира перевозятся зарегистрированным багажом, охотничьи ножи и боевые патроны принимаются к перевозке только упакованными в багаж (чемоданы, ящики и другую тару); при этом патроны должны быть упакованы в стандартные коробки.

На воздушных судах, где вещи пассажира перевозятся незарегистрированным багажом, охотничьи ножи должны быть в чехлах и при посадке в воздушное судно подлежат на период полета сдаче на хранение члену экипажа. Патроны перевозятся в багаже упакованными в стандартные коробки.

4.2.6. Бинокли, радиоприемники, радиопередатчики, фото- и киноаппаратура принимаются к перевозке только упакованными в чемоданы, ящики и т.п. Пассажиру не разрешается иметь при себе эти предметы и пользоваться ими во время нахождения на борту воздушного судна. В порядке исключения разрешается иметь при себе кинофотоаппаратуру без права пользования ею во время полета фотокорреспондентам центральных и республиканских газет, журналов, радио и телевидения, ТАСС и АПН, следующим в служебную командировку.

4.2.7. Драгоценности, деньги и документы пассажир обязан перевозить при себе, не сдавая их в багаж.

4.2.8. Хрупкие и бьющиеся предметы, требующие особых мер предосторожности во время перевозки или особых условий их хранения (малогабаритные переносные магнитофоны, радиоприемники, телевизоры, изделия из хрусталя и др.), по согласованию с перевозчиком могут перевозиться пассажиром в салоне воздушного судна при условии обязательного предъявления их к досмотру. К перевозке в качестве багажа эти предметы принимаются только с объявленной ценностью.

4.2.9. Овощи и фрукты массой свыше 5 кг принимаются к перевозке только в качестве багажа, упакованными в тару, пригодную к перевозке.

4.2.10. Собаки, мелкие домашние животные, птицы принимаются к перевозке только с предварительного соглашения перевозчика и при наличии разрешения органов ветеринарного надзора на их вывоз и ввоз. Перевозимые в пассажирском салоне собаки должны содержаться на привязи с надетыми намордниками. Мелкие домашние животные перевозятся в ящиках, корзинах или в клетках.

За перевозку животных взимается отдельная плата, установленная правилами применения тарифов. Исключение составляют собаки — поводыри, сопровождающие слепых.

4.2.11. Холодильники, стиральные, ножные швейные машины, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, спортивные и охотничьи лодки, моторы к ним, автопокрышки, громоздкие механизмы, запасные части и другие крупнокалиберные вещи домашнего обихода (кроме телевизоров, магнитофонов и радиоприемников), размеры которых превышают 0,5 x 0,5 x 1,0 м, как правило, принимаются от пассажиров к перевозке в качестве груза. Однако перевозчик, при возможности, может принять указанные вещи в качестве багажа. Перевозка этих вещей оплачивается пассажирами в соответствии с правилами применения тарифов.

4.2.12. Телевизоры, магнитофоны и радиоприемники принимаются к перевозке в качестве багажа в отдельной упаковке. За их перевозку при массе, превышающей установленную правилами применения тарифов норму, взимается плата по багажному тарифу за фактическую массу каждого места.

4.2.13. Пассажир несет ответственность за перевозку в багаже предметов, запрещенных к перевозке или сданных без соблюдений особых условий перевозки, установленных настоящими Правилами.

О всех случаях нарушений составляются акты. Вещи, запрещенные к перевозке, передаются соответствующим государственным органам или уничтожаются.

 

4.3. Упаковка багажа

 

4.3.1. Вещи, перевозимые в качестве багажа, должны быть упакованы в чемоданы, сумки, свертки и другую подобную тару, имеющую ручки для переноски. Ящики, коробки, корзины должны быть обвязаны и приспособлены для переноски. Замки должны быть исправными и запертыми. Крышки, днища и стенки должны быть без щелей и плотно пригнанными. Веревки или ремни должны быть прочными и без узлов.

Чемоданы, сумки, портфели, корзины, не имеющие замков, должны быть специально упакованы.

Упаковка мест, сдаваемых в багаж, должна обеспечивать сохранность содержимого при обычных мерах обращения с ними во время всех операций при перевозке.

4.3.2. Каждое сдаваемое в багаж место должно иметь отдельную упаковку. Соединение в одно место двух или более вещей, имеющих отдельные упаковки, в том числе привязывание к чемоданам свертков, запрещается.

Вещи, упакованные в хозяйственные сетки, к перевозке в качестве зарегистрированного багажа не принимаются. Их перевозка может производиться с разрешения перевозчика только вместе с пассажиром в салоне.

4.3.3. Багаж, в упаковке которого имеются острые торчащие предметы (гвозди, концы окантовочных металлических лент, проволоки и т.п.), а также багаж в неисправной упаковке принимать к перевозке запрещается.

 

4.4. Норма бесплатной перевозки багажа

 

4.4.1. Норма бесплатной перевозки багажа устанавливается в зависимости от типа воздушного судна.

4.4.2. Пассажир имеет право бесплатно перевезти вещи массой, не превышающей следующие нормы:

20 кг — на самолетах Ил-86, Ил-62, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Ту-144, Як-42, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-14;

— на вертолетах Ми-8, Ми-6, Ми-4;

10 кг — на самолетах Ан-2, Л-410;

— на вертолетах Ми-2;

30 кг — на самолетах, имеющих салон 1-го класса (только для пассажиров 1-го класса).

4.4.3. Право перевозить бесплатно багаж в пределах норм, указанных в п. 4.4.2, предоставляется каждому взрослому пассажиру (в том числе имеющим льготные, бесплатные и служебные билеты), а также ребенку, перевозимому по детскому билету. Пассажиру, перевозящему ребенка бесплатно, право бесплатной перевозки багажа на ребенка не предоставляется.

4.4.4. Нормы бесплатной перевозки багажа не распространяются:

на вещи пассажира, независимо от их применения и назначения, габариты которых в упакованном виде превышают размеры 0,5 x 0,5 x 1,0 м;

на вещи пассажира, не вложенные в чемоданы, сумки, коробки, независимо от их наименования и назначения массой одного места более 30 кг;

на телевизоры, магнитофоны, радиоприемники массой одного места более 10 кг;

на цветы, саженцы растений, пищевую зелень, сушеные растения, ветви деревьев и кустарника общей массой более 5 кг;

на корреспонденцию, сопровождаемую фельдъегерями спецсвязи Министерства связи СССР или работниками других ведомств;

на животных (домашних и диких), птиц, пчел и другую живность, за исключением собак — поводырей, сопровождающих слепых; эти собаки перевозятся в счет нормы бесплатной перевозки багажа.

Перевозка указанных вещей, растений, живности и корреспонденции оплачивается по их фактической массе, независимо от количества других вещей пассажира, перевозимых им в качестве багажа.

4.4.5. При перевозке пассажиров, имеющих общую цель поездки (подтвержденную документами) и следующих вместе на одном воздушном судне по одному маршруту в один и тот же пункт назначения (делегация, туристы, следующие по путевкам, спортивные и другие команды и т.д.), по требованию пассажиров или с их согласия предоставляется групповая норма бесплатной перевозки багажа, которая представляет собой объединенную норму бесплатной перевозки багажа пассажиров данной группы. При применении групповой нормы перевозки багажа все операции, связанные с приемом багажа и его выдачей, оформляются через руководителя группы.

Групповая норма бесплатной перевозки багажа применяется также при перевозке членов одной семьи.

 

4.5. Платный багаж

 

4.5.1. Перевозка вещей пассажира в количестве, превышающем норму бесплатной перевозки, оплачивается по установленному тарифу.

4.5.2. В пути следования пассажир имеет право уменьшить или с согласия перевозчика увеличить количество мест и массу перевозимого багажа.

4.5.3. В случае увеличения пассажиром в пути следования массы перевозимого багажа он обязан оплатить стоимость перевозки багажа, масса которого превышает норму бесплатной перевозки или превышает массу ранее оплаченной перевозки. В случае уменьшения пассажиром в пути следования массы перевозимого багажа никаких перерасчетов по уплаченной провозной плате перевозчик не производит.

4.5.4. Перевозчик имеет право проверить массу багажа в аэропорту назначения или в аэропорту пересадки. Если будет установлено, что пассажир перевозит багаж сверх установленной нормы бесплатной перевозки или количества, указанного в багажной квитанции, и не оплатил перевозку, он обязан оплатить перевозчику стоимость этой части багажа.

 

4.6. Объявление ценности багажа

 

4.6.1. Багаж может быть сдан к перевозке с объявленной ценностью. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости багажа.

При объявлении пассажиром ценности сдаваемого к перевозке багажа, перевозчик имеет право потребовать от пассажира предъявления к осмотру содержимого багажа, и при явном несоответствии суммы объявленной ценности и содержимого багажа установить действительную его стоимость или отказать в приеме багажа к перевозке с объявленной ценностью.

4.6.2. Все вещи, принимаемые к перевозке в качестве багажа с объявленной ценностью, должны быть в исправной упаковке.

4.6.3. За объявление ценности багажа взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.

 

4.7. Выдача багажа

 

4.7.1. Зарегистрированный багаж выдается предъявителю багажной квитанции после сдачи им приемосдатчику багажа отрывного талона багажной бирки на каждое место багажа.

4.7.2. Незарегистрированный багаж пассажир может снять с борта воздушного судна только по предъявлении приемосдатчику багажа билета.

4.7.3. Выдача багажа производится в аэропорту, до которого багаж был принят к перевозке. Однако по просьбе пассажира багаж может быть выдан в промежуточном аэропорту, если это не вызывает задержки вылетающего судна.

4.7.4. В случае утери или непредъявления багажной квитанции либо отрывного талона багажной бирки багаж выдается, если лицо, претендующее на багаж, предъявит достаточно доказательств на право получения этого багажа. В таком случае багаж выдается по акту.

4.7.5. В случае недостачи или повреждения багажа аэропорт составляет коммерческий акт по установленной форме. Один экземпляр акта вручается пассажиру.

Получение багажа без оформления его неисправности коммерческим актом не лишает владельца багажа права предъявить к перевозчику претензию и иск, если будет доказано, что должностные лица авиационного предприятия отказались составить коммерческий акт и их действия были обжалованы владельцем багажа.

4.7.6. Пассажир имеет право считать багаж утраченным и требовать в претензионном порядке возмещения его стоимости, если багаж не будет ему вручен в день прибытия пассажира в аэропорт, до которого багаж был принят к перевозке.

 

4.8. Хранение багажа

 

4.8.1. Прибывший в аэропорт назначения багаж хранится бесплатно в течение 2 дней, включая день его прибытия. За хранение багажа в течение последующих дней взимается плата, установленная правилами применения тарифов.

Багаж, не полученный владельцем в течение 30 дней со дня прибытия, считается невостребованным и подлежит реализации.

4.8.2. Бездокументный багаж, т.е. багаж, на котором отсутствует багажная бирка и владелец которого не установлен, хранится в аэропорту, снявшем багаж с воздушного судна, в течение всего времени розыска его владельца, но не более 6 месяцев. По истечении указанного срока бездокументный багаж подлежит реализации.

4.8.3. Бездокументный багаж, владелец которого в результате розыска был установлен, хранится в аэропорту в течение 30 дней со дня, когда аэропорт назначения, получивший такой багаж, направил владельцу багажа письменное извещение о прибытии багажа. По истечении этого срока багаж считается невостребованным и подлежит реализации.

4.8.4. Незарегистрированный багаж и вещи пассажира, забытые или утерянные в воздушных судах, аэропортах, городских агентствах (аэровокзалах), хранятся в камере хранения невостребованного багажа в течение 30 дней, после чего они подлежат реализации в установленном порядке.

 

4.9. Реализация невостребованных вещей пассажиров

 

4.9.1. Прибывший в аэропорт назначения и не полученный пассажиром багаж, а также бездокументный багаж по истечении срока хранения передается торгующим организациям для реализации в порядке, установленном инструкцией Министерства финансов СССР.

4.9.2. Скоропортящиеся продукты, находящиеся в невостребованном или бездокументном багаже, в случае угрозы их повреждения подлежат реализации через торгующие организации или уничтожаются в установленном порядке. Невозможность их дальнейшего хранения в багаже оформляется актом.

4.9.3. Предъявитель багажной квитанции имеет право в течение 6 месяцев получить от перевозчика вырученные от продажи невостребованных вещей деньги с удержанием платежей, причитающихся перевозчику.

 

4.10. Камеры хранения

 

4.10.1. Для временного хранения вещей пассажиров в аэропортах и городских аэровокзалах организуются камеры хранения. Распорядок работы и правила пользования камерами хранения объявляются для сведения пассажиров.

4.10.2. Принимаемые в камеры хранения вещи должны иметь, как правило, упаковку, отвечающую требованиям, установленным для перевозки вещей на воздушных судах. Хрупкие и бьющиеся предметы, требующие особых мер предосторожности, принимаются на хранение в упаковке, обеспечивающей их сохранность, и при наличии на ней соответствующей предупредительной надписи. Отдельные вещи (пальто, плащ, зонт и т.п.) могут быть приняты на хранение и без упаковки.

4.10.3. На хранение не принимаются вещи, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров, оружие без чехлов, взрывчатые, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие и неприятно пахнущие вещества, а также животные, птицы и другая живность.

4.10.4. Масса отдельного места, принимаемого на хранение, не должна превышать 30 кг. Каждое место должно иметь приспособление, позволяющее его переносить.

4.10.5. Вещи принимаются на хранение только с объявленной ценностью каждого места. Размер объявленной ценности не ограничивается. Однако если размер объявленной ценности вызывает сомнение, приемосдатчик камеры хранения вправе потребовать от пассажира предъявления для осмотра содержимого отдельных мест, сдаваемых на хранение вещей. Разногласия, возникшие в оценке вещей, разрешаются начальником аэропорта или уполномоченным им должностным лицом.

4.10.6. За хранение вещей в камере хранения, а также за объявление ценности сдаваемых на хранение вещей взимается сбор, установленный правилами применения тарифов. В случаях, указанных в разд. 3.15 настоящих Правил, прием вещей на хранение производится без оплаты сборов за хранение и объявление ценности.

4.10.7. В удостоверение приема вещей на хранение выдается квитанция установленной формы или специальный жетон. Принятые на хранение вещи выдаются предъявителю квитанции или жетона. При утрате квитанции или жетона вещи выдаются владельцу по предъявлении им доказательств их принадлежности. В таком случае возврат вещей оформляется актом.

4.10.8. За утрату вещей, принятых на хранение, авиационное предприятие несет ответственность в размере объявленной ценности вещей, но не свыше их действительной стоимости. При утрате вещей авиационное предприятие в 1-дневный срок уплачивает их владельцу сумму объявленной ценности. В случае, если вещи будут обнаружены, владелец обязан их принять и возвратить полученную им сумму возмещения.

За естественное повреждение сданных на хранение скоропортящихся продуктов авиационное предприятие ответственности не несет.

За недостачу или повреждение вещей, сданных на хранение, авиационное предприятие несет ответственность в случае, если владельцем будет доказано, что это произошло по вине авиационного предприятия.

4.10.9. Автоматические камеры хранения предназначены для краткосрочного хранения вещей пассажиров. Рядом с автоматическими камерами хранения на видных местах должны быть вывешены правила пользования этими камерами.

Срок пользования ячейкой автоматической камеры хранения — 5 дней. По истечении этого срока вещи передаются в общие камеры хранения аэровокзала. При получении вещей с пассажиров взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.

4.10.10. При истекшем сроке хранения, а также в случаях, когда пассажир забыл шифр и номер ячейки, розыск и выдача вещей производятся только по письменному заявлению пассажира с предъявлением описи и доказательств принадлежности ему вещей. Вещи выдаются под расписку, в которой должны быть указаны фамилия, имя, отчество и постоянное место жительства пассажира (согласно паспорту).

4.10.11. При утрате вещей из автоматической камеры хранения претензии пассажиров в случае несоблюдения ими правил пользования автоматической камерой хранения, а также при нормальной работе замыкающих устройств не удовлетворяются.

4.10.12. Вещи, не полученные владельцем в обычной камере хранения, а также не взятые из автоматической камеры хранения в течение 30 дней со дня принятия (помещения), считаются невостребованными и реализуются в порядке, предусмотренном разд. 4.9 настоящих Правил.

 

Глава 5. ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА

 

5.1. Планирование перевозки груза

 

5.1.1. Перевозка груза воздушным транспортом осуществляется по планам, утвержденным в установленном порядке.

Перевозка груза, не предусмотренного планом или предъявленного сверх плана, осуществляется по предварительным заявкам отправителей, принятым перевозчиком, без ущерба для выполнения перевозки груза по плану.

5.1.2. В случае систематического осуществления воздушной перевозки груза одного и того же отправителя в течение определенного периода перевозчик и отправитель могут заключить специальный договор, в котором должны быть определены условия, вытекающие из особенностей данных перевозок. Договор должен предусматривать: количество подлежащего перевозке груза, сроки его предъявления к перевозке и сроки отправки, ответственность каждой из сторон за невыполнение условий договора в соответствии с настоящими Правилами и другие условия, вытекающие из особенностей организации перевозки.

Наличие договора на перевозку не исключает обязанности перевозчика и отправителя оформлять грузовой накладной каждую отправку груза в соответствии с требованиями настоящих Правил.

5.1.3. Прием к перевозке груза мелкими партиями и личного имущества граждан производится по заявкам отправителей.

 

5.2. Организация перевозки груза

 

5.2.1. Перевозка груза осуществляется:

регулярными рейсами по расписанию;

заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные полеты не выполняются;

в прямом смешанном сообщении перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта.

К перевозке заказными рейсами принимается груз, перевозка которого невозможна регулярными рейсами по установленному расписанию. Перевозка груза заказными рейсами осуществляется в соответствии с разд. 6.5 настоящих Правил.

Перевозка груза в прямом смешанном сообщении с участием воздушного транспорта регулируется специальным законодательством Союза ССР о таких перевозках, а также Правилами, утвержденными МГА совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

5.2.2. Перевозка груза производится по кратчайшим маршрутам и, как правило, прямыми рейсами. При невозможности отправки груза прямыми рейсами его перевозка производится с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка) на другие рейсы, о чем в грузовой накладной перевозчиком должна быть сделана отметка.

5.2.3. Перевозка груза производится в порядке указанной очередности:

во исполнение утвержденного плана перевозки;

во исполнение специального договора с отправителем;

сверх утвержденного плана;

по разовым заявкам от государственных предприятий, организаций и учреждений.

Вне очереди перевозится груз:

по заданиям правительства;

предназначенный для предотвращения или для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, аварий, катастроф и т.д.;

специального назначения (выборных, посевных, уборочных);

принятый к перевозке по разовым заявкам граждан (личное имущество граждан);

ошибочно засланный или временно задержанный в период перевозки.

5.2.4. Во исполнение плана перевозки перевозчик обязан предоставить указанные в плане перевозочные средства, а отправитель — предъявить к перевозке предусмотренный планом груз.

В случае неподачи перевозочных средств, необходимых для выполнения месячного плана перевозки, перевозчик по требованию отправителя обязан предоставить перевозочные средства для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, должны быть предоставлены в первом месяце следующего квартала.

Порядок предоставления перевозочных средств для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между перевозчиком и отправителем. При нарушении согласованного порядка перевозчик за недостачу перевозочных средств и отправитель за непредъявление груза к перевозке несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок в соответствии с разд. 8.7 настоящих Правил.

 

5.3. Прием груза к перевозке

 

5.3.1. Груз к перевозке принимается аэропортами и транспортно — экспедиционными предприятиями, выполняющими посреднические функции между отправителем и перевозчиком.

5.3.2. Прием груза к перевозке производится на складе аэропорта непосредственно от отправителя или от представителя транспортно — экспедиционного предприятия. По договоренности перевозчика и отправителя груз к перевозке может приниматься на складе отправителя или в другом пункте.

5.3.3. Доставка груза в аэропорт производится транспортом отправителя. Перевозчик может принять на себя обязательство доставить груз в аэропорт со склада отправителя с оплатой по установленному тарифу.

Все работы, связанные с выгрузкой груза с транспортных средств, а также переноска груза до сдачи его к перевозке, производятся силами отправителя. Перевозчик может принять на себя погрузочно — разгрузочные работы с транспортных средств отправителя за плату по действующему тарифу.

5.3.4. Централизованная доставка груза в аэропорт производится транспортно — экспедиционным предприятием. Перевозчик обязан принять доставленный в аэропорт груз и произвести его выгрузку с транспортных средств.

Транспортно — экспедиционное предприятие обязано уплатить перевозчику причитающиеся платежи в соответствии с договором, заключенным между транспортно — экспедиционным предприятием, отправителем и перевозчиком.

5.3.5. Прием груза к перевозке производится после внесения отправителем всех платежей за перевозку наличными деньгами, чеками Государственного банка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Перевозка груза в кредит или с оплатой наложенным платежом запрещается.

5.3.6. Груз принимается к перевозке на условиях доставки его в пункт назначения в установленные сроки в соответствии с разд. 5.9 настоящих Правил без определения рейса и даты отправки. Однако перевозчик может принять груз к перевозке с обусловленной датой его отправки определенным рейсом. В этом случае отправитель обязан доставить груз в аэропорт или в другой согласованный с перевозчиком пункт ко времени, указанному перевозчиком. Перевозчик обязан принять груз и отправить его согласованным рейсом.

В случае нарушения указанных условий перевозчиком или отправителем нарушившая сторона несет ответственность, предусмотренную разд. 8.7 настоящих Правил.

5.3.7. К воздушной перевозке принимается только тот груз, который по своему объему, качеству, массе и свойствам удовлетворяет условиям его транспортировки воздушными судами в соответствии с требованиями настоящих Правил и особых условий перевозки отдельных видов груза, устанавливаемых МГА.

5.3.8. Возможность приема груза к перевозке воздушными судами определяется перевозчиком. До сдачи груза к перевозке отправитель обязан сообщить перевозчику все необходимые сведения, относящиеся к грузу.

5.3.9. Отдельные места груза, принимаемые к перевозке, должны иметь массу, размер или объем, обеспечивающие свободное размещение и крепление их в багажно — грузовых помещениях воздушных судов, а также в контейнерах и на поддонах.

Масса отдельного места должна быть не менее 5 кг и не более 200 кг, включая тару или упаковку. Размеры или объем отдельного места груза, принимаемого к перевозке в контейнерах и на поддонах, должны соответствовать требованиям разд. 5.12 настоящих Правил.

Прием к перевозке отдельных мест груза с отклонением от предельных масс, размеров или объема может производиться по особому соглашению с перевозчиком. Оплата их перевозки производится в соответствии с правилами применения тарифов.

5.3.10. Опасный, скоропортящийся груз, животные и другой особый груз принимаются к перевозке в соответствии с условиями, изложенными в настоящих Правилах и инструкциях МГА о перевозке такого груза.

5.3.11. К грузу должны прилагаться все требуемые документы.

5.3.12. Перевозчик обязан отказать в приеме груза к перевозке, если:

заполненная отправителем грузовая накладная не содержит сведений, требуемых настоящими Правилами;

масса, размер или объем отдельного места груза превышают нормы, установленные для перевозки воздушными судами, эксплуатируемыми на воздушных линиях, на которых будет осуществляться перевозка;

тара или упаковка груза не соответствует требованиям настоящих Правил;

отправитель не предъявил на груз необходимых документов, требующихся в соответствии с санитарными, карантинными и иными правилами;

груз по своим свойствам не допускается к перевозке;

на таре или на упаковке отсутствует транспортная либо специальная маркировка;

на перевозку предъявленного груза имеется ограничение государственных органов;

нет согласованного решения об объявлении ценности груза.

5.3.13. Во всех случаях, когда отправитель по плану, договору или по предварительной разовой заявке предъявил груз к перевозке с нарушениями настоящих Правил и перевозчиком отказано в приеме груза к перевозке, груз считается непредъявленным к перевозке, о чем составляется двусторонний акт.

 

5.4. Грузовая накладная

 

5.4.1. Форма грузовой накладной и порядок ее заполнения устанавливаются МГА.

5.4.2. Грузовая накладная составляется на четырех бланках: один — накладная отправителя — не имеет печатной нумерации и заполняется отправителем до передачи груза к перевозке; остальные три — грузовая накладная, квитанция о приеме груза, корешок грузовой накладной — имеют одинаковый печатный номер и заполняются перевозчиком при приеме груза к перевозке.

Все бланки грузовой накладной заполняются в соответствии с Инструкцией по оформлению грузовых накладных при перевозке груза воздушным транспортом, имеют одинаковую силу и применяются по назначению, в них указанному. Грузовая накладная составляется на имя получателя.

5.4.3. До передачи груза к перевозке отправитель обязан составить накладную отправителя, заполнить в ней все графы, его касающиеся, и подписать ее.

5.4.4. При сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в накладной отправителя точное наименование груза, его массу, количество мест, размер или объем, вид тары (упаковки) и особые свойства груза.

Отправитель отвечает за правильность касающихся груза сведений, которые он указывает в грузовой накладной. Отправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым отвечает перевозчик, вследствие неправильности, неточности или неполноты этих сведений. Перевозчик вправе проверять правильность указанных отправителем данных.

5.4.5. Одновременно с грузовой накладной отправитель обязан передать перевозчику все документы, требующиеся в соответствии с санитарными, карантинными и иными правилами.

Перевозчик вправе проверять эти документы в отношении их точности и достаточности.

5.4.6. Перевозчик на основе накладной отправителя заполняет номерные бланки грузовой накладной, а также вносит в накладную отправителя все сведения, которые должны быть указаны перевозчиком.

При приеме груза к перевозке накладной отправителя присваивается тот же номер, что и грузовой накладной, заполненной перевозчиком.

5.4.7. Дата приема груза к перевозке удостоверяется на грузовой накладной календарным штемпелем аэропорта отправления либо заверяется от руки должностным лицом перевозчика, принимающим груз.

Тарифы и сборы, взимаемые за перевозку груза, указываются в грузовой накладной перевозчиком.

5.4.8. Один бланк грузовой накладной (квитанция о приеме груза) выдается отправителю в удостоверение заключения договора перевозки.

Два бланка грузовой накладной (накладная отправителя и грузовая накладная) следуют вместе с грузом до пункта назначения. Накладная отправителя выдается получателю в пункте назначения вместе с грузом, а грузовая накладная остается в аэропорту назначения груза. Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления.

Назначение каждого бланка грузовой накладной указывается на его лицевой стороне.

5.4.9. Договор воздушной перевозки опасного груза удостоверяется грузовой накладной, бланк которой имеет на лицевой стороне красную полосу по диагонали.

5.4.10. На каждую грузовую отправку составляется отдельная грузовая накладная.

При приеме к перевозке одновременно больших партий груза, перевозка которых будет производиться на нескольких воздушных судах, перевозчик должен потребовать от отправителя составления двух и более грузовых накладных.

5.4.11. Запрещается оформление одной грузовой накладной:

на груз, перевозимый на особых условиях (скоропортящийся, опасный и т.д.), и груз, перевозимый на общих условиях;

на груз, требующий соблюдения карантинных и других специальных правил, и груз, не требующий соблюдения таких правил;

на продукты питания и груз, который может повлиять на их качество;

на груз, перевозимый по разным тарифам;

на груз с объявленной ценностью и груз без объявленной ценности.

5.4.12. В случае невозможности отправить весь груз, оформленный одной грузовой накладной, одним рейсом перевозчик имеет право отправить груз частями.

 

5.5. Взвешивание груза

 

5.5.1. Масса груза определяется сторонами при приеме груза к перевозке, если иное не предусмотрено правилами перевозки.

5.5.2. Перевозчик при приеме груза к перевозке обязан взвесить груз в присутствии представителя отправителя и указать его фактическую массу на всех бланках грузовой накладной. Если при взвешивании груза перевозчиком будет установлена разница с массой груза, заявленной отправителем, за окончательную массу принимается масса, установленная перевозчиком.

Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда:

в соответствии со специальными правилами перевозчика перевозка груза производится по массе, определенной отправителем;

перевозка груза осуществляется с временных аэродромов, посадочных площадок, а также с аэродромов других ведомств.

В этих случаях отправитель несет установленную законом ответственность за вред, возникший вследствие неправильного указания массы груза в грузовых накладных и в гарантийном письме, подтверждающем массу груза.

5.5.3. Грузовая отправка, состоящая из нескольких мест, может быть взвешена по усмотрению перевозчика целиком или по частям. Определение общей массы грузовой отправки на основании выборочного взвешивания отдельных мест груза запрещается.

5.5.4. При приеме к перевозке груза, доставленного транспортно — экспедиционным предприятием, перевозчик вправе проверить правильность данных, указанных в грузовой накладной.

 

5.6. Тара, упаковка и маркировка груза

 

5.6.1. Груз, нуждающийся в таре или в упаковке для обеспечения его сохранности, должен предъявляться к перевозке в исправной таре или в упаковке, соответствующей стандартам, а груз, на тару и упаковку которого стандарты не установлены, — в исправной таре, обеспечивающей его полную сохранность при перевозке и перегрузке.

5.6.2. Сельскохозяйственные продукты, отправляемые колхозами, могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при перевозке.

5.6.3. Груз должен быть упакован с учетом его специфических свойств и особенностей таким образом, чтобы тара и упаковка обеспечивали сохранность груза при перевозке его воздушным транспортом, а также исключали возможность повреждения другого груза и имущества перевозчика.

5.6.4. Тара или упаковка должна иметь чистую наружную поверхность, не иметь заостренных углов, выступов и прочего, что может привести к повреждению или загрязнению воздушных судов и их оборудования, а также перевозимого совместно с ним другого груза.

5.6.5. Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от условий полета (высоты, температуры и т.п.), и полностью гарантировать от утечки, разлива или россыпи содержимого.

5.6.6. Груз, имеющий мягкую упаковку, должен быть обвязан крепкими веревками и зашит одинаковыми нитками без узлов. На концах ниток должны быть стандартные пломбы отправителя с ясными оттисками цифровых или буквенных знаков.

5.6.7. Тара или упаковка мест груза, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью (за исключением личного имущества граждан), должна быть опломбирована отправителем. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных знаков.

В грузовой накладной делается отметка о произведенном пломбировании груза и указывается наименование пломб отправителя.

5.6.8. При предъявлении груза в неисправной таре (упаковке) или в таре (упаковке), не соответствующей роду и свойствам груза либо условиям перевозки его воздушным транспортом, перевозчик обязан отказать в приеме такого груза к перевозке.

5.6.9. Трансферный груз, прибывший в аэропорт перегрузки (трансфера) в упаковке, не обеспечивающей его сохранность, переупаковывается за счет аэропорта отправителя. При переупаковке каждое место груза вскрывается. При этом составляется акт, один экземпляр которого следует вместе с грузом в аэропорт назначения.

5.6.10. Каждое место перевозимого груза должно иметь транспортную маркировку, предусмотренную ГОСТ, а в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, — и специальную маркировку. Маркировка должна быть четкой, ясной и надежно нанесенной на упаковку груза или, при следовании груза без упаковки, — непосредственно на груз или на специальную бирку.

Применять бумажные, картонные ярлыки и ярлыки из древесно — волокнистой плиты запрещается.

5.6.11. Транспортная маркировка, кроме надписи транспортной организации, наносится отправителем до предъявления груза к перевозке.

5.6.12. Транспортная маркировка содержит основные, дополнительные, а в случае необходимости и информационные надписи и манипуляционные знаки — изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

Основные надписи содержат полное наименование получателя, аэропорта назначения, количество мест грузовой отправки и порядковый номер места внутри грузовой отправки.

Дополнительные надписи содержат полное наименование отправителя, аэропорта отправления, надпись транспортной организации (авиационного предприятия).

Надпись транспортной организации содержит номер грузовой накладной, кодированное наименование аэропорта отправления и количество мест данной грузовой отправки.

Информационные надписи содержат массу брутто, нетто, размеры или объем места груза.

Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом.

5.6.13. При маркировке груза с объявленной ценностью указывается масса каждого отдельного места с указанием суммы объявленной ценности.

5.6.14. Каждое место груза специального назначения отправитель обязан маркировать соответствующей надписью: "Выборный", "Посевной", "Уборочный" и т.п.

5.6.15. Маркировка опасного и скоропортящегося груза производится в соответствии со специальными правилами.

5.6.16. Правила нанесения надписи транспортной организации (авиационного предприятия) устанавливаются МГА.

 

5.7. Объявление ценности груза

 

5.7.1. Отправитель может сдать груз для перевозки с объявленной ценностью. Сумма объявленной ценности груза не должна превышать его действительной стоимости.

5.7.2. В случае расхождения в оценке стоимости груза между перевозчиком и отправителем отправитель обязан представить доказательства стоимости груза (счет, прейскурант или другой документ), на который объявлена ценность. При отсутствии необходимых доказательств размера объявленной ценности перевозчик имеет право отказать в перевозке груза с объявленной ценностью в размере, указанном отправителем.

5.7.3. С обязательным объявлением ценности к перевозке принимаются:

груз, на который не установлены государственные цены;

груз, бывший в употреблении, степень износа которого не определена;

драгоценные металлы и камни, пушнина, оптическое стекло, ковровые изделия;

личное имущество граждан, перевозимое без сопровождающего.

5.7.4. Запрещается объявление ценности:

скоропортящегося груза;

опасного груза;

груза, перевозимого с сопровождающим отправителя или получателя.

5.7.5. В случае передачи груза на другой вид транспорта в соответствии с настоящими Правилами перевозчик обязан передать его с объявленной ценностью в том же размере, какой был указан отправителем в грузовой накладной.

5.7.6. За объявление ценности груза взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.

 

5.8. Право распоряжения грузом

 

5.8.1. Право распоряжения грузом во время его перевозки принадлежит отправителю и прекращается с выдачей груза получателю. Однако в случае непринятия груза получателем или невозможности его вручения получателю отправитель обязан распорядиться грузом.

5.8.2. Отправитель имеет право в порядке, предусмотренном правилами перевозки, получить обратно сданный к перевозке груз до его отправления, изменить получателя груза, указанного в грузовой накладной, до выдачи адресату, распорядиться грузом в случае непринятия его получателем или невозможности выдачи его получателю.

5.8.3. Отправитель имеет право распоряжаться грузом в течение всего времени нахождения груза у перевозчика.

Перевозчик обязан выполнить распоряжение отправителя:

в аэропорту отправления, если груз не погружен на воздушное судно;

в аэропорту посадки воздушного судна, если распоряжение отправителя не вызовет задержки рейса;

в аэропорту трансфера во время хранения груза на складе;

в аэропорту назначения до выдачи груза получателю.

Во всех других случаях перевозчик имеет право отказать отправителю в распоряжении грузом.

5.8.4. Распоряжение грузом может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной грузовой накладной.

5.8.5. Распоряжение грузом должно быть сделано в письменной форме в установленном порядке.

5.8.6. При распоряжении грузом отправитель обязан предъявить перевозчику квитанцию о приеме груза.

5.8.7. Если выполнение распоряжения отправителя для перевозчика невозможно, перевозчик обязан в течение 6 ч известить об этом отправителя и запросить его о другом решении.

5.8.8. При использовании отправителем своего права распоряжения грузом он также несет ответственность за выполнение своих обязательств по договору перевозки. Отправитель несет ответственность за все последствия, вызванные его распоряжением грузом, и обязан урегулировать все расчеты между ним, первоначальным адресатом и фактическим получателем.

5.8.9. Отправитель обязан возместить перевозчику все его расходы, вызванные осуществлением права распоряжения грузом, а также оплатить сборы, предусмотренные правилами применения тарифов.

 

5.9. Сроки доставки груза

 

5.9.1. Перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок.

5.9.2. Сроки доставки груза воздушным транспортом исчисляются с момента приема его к перевозке в аэропорту отправления и до момента извещения получателя о прибытии груза в аэропорт назначения с учетом норм времени на хранение, переработку груза в аэропортах первоначальных, промежуточных, назначения и на перевозку воздушными судами.

5.9.3. Исчисление срока доставки начинается с 00 ч суток, следующих за днем приема груза к перевозке.

5.9.4. Сроки доставки тяжеловесного, негабаритного и мелких партий груза, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с отправителем, о чем делается соответствующая отметка в грузовой накладной.

5.9.5. Сроки доставки груза на периодические массовые перевозки груза воздушным транспортом устанавливаются авиационными предприятиями ГА по договоренности с отправителем и указываются в договорах.

5.9.6. Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 ч по истечении установленного срока доставки направил получателю извещение о прибытии груза по адресу, указанному в грузовой накладной.

5.9.7. Срок доставки груза считается ненарушенным, если задержка произошла по причинам:

стихийного бедствия;

невозможности полетов по метеорологическим условиям;

ограничения полетов по распоряжению государственных органов;

по другим причинам, не зависящим от перевозчика.

5.9.8. Не включается в срок доставки груза:

время задержки отправки груза по вине отправителя, если погрузка осуществляется его средствами;

время ожидания в аэропорту трансфера отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения по установленному расписанию, но не более 24 ч;

время задержки груза в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.).

5.9.9. При прямых смешанных перевозках груза срок его доставки исчисляется раздельно в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, принимающих участие в прямой смешанной перевозке груза.

5.9.10. В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность отправителя и получателя и испросить распоряжения отправителя.

5.9.11. В случае когда перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уведомления в соответствии с п. 5.9.10 настоящих Правил не получит от отправителя или получателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право:

передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес получателя;

поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо организации;

реализовать груз в порядке, предусмотренном разд. 5.18 настоящих Правил.

О своем решении перевозчик обязан сообщить отправителю и получателю. Отправитель обязан возместить перевозчику расходы, возникшие вследствие указанных операций.

Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видам транспорта, перевозчик обязан произвести возврат отправителю сумм в размерах, установленных правилами применения тарифов.

 

5.10. Информация о движении груза

 

5.10.1. Перевозчик обязан информировать получателя и отправителя по их просьбе:

о времени отправки груза;

о месте нахождения груза, если срок его доставки в аэропорт назначения истек.

5.10.2. В тех случаях, когда перевозчику неизвестно местонахождение груза, срок доставки которого истек, он обязан произвести розыск груза, информировать получателя и отправителя и принять меры к доставке груза в аэропорт назначения.

5.10.3. Отправитель и получатель могут обращаться за информацией о движении груза и его розыске как в аэропорт отправления, так и в аэропорт назначения. Никаких дополнительных сборов за информацию о движении груза и за его розыск перевозчик не взыскивает.

 

5.11. Перевозка груза с сопровождающим

 

5.11.1. По согласованию с перевозчиком отправитель имеет право сдать груз для перевозки на условиях сопровождения его специально выделенным лицом (сопровождающим) — представителем отправителя или получателя.

5.11.2. Скоропортящийся груз массой 2 т и более перевозится только с сопровождающим.

5.11.3. При перевозке отдельных видов груза на особых условиях по требованию перевозчика отправитель обязан выделить сопровождающего и охрану.

5.11.4. Перевозка груза с сопровождающим производится под ответственность получателя или отправителя в зависимости от того, кем назначен сопровождающий.

5.11.5. При оформлении перевозки в грузовой накладной в графе "Дополнительные отметки отправителя" делается запись о том, что груз следует в сопровождении представителя отправителя (получателя), указываются фамилия, имя и отчество сопровождающего, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, номер командировочного удостоверения и пассажирского билета.

5.11.6. Сопровождающий должен иметь пассажирский билет, приобретенный на общих основаниях. Перевозка сопровождающих по бесплатным билетам допускается в случаях сопровождения скоропортящегося груза. Порядок перевозки сопровождающих на льготных условиях объявлен в правилах применения тарифов.

5.11.7. Сопровождающий следует вместе с грузом и располагается в пассажирском салоне воздушного судна, а на грузовых воздушных судах — в кабине бортоператора. Сопровождающий может занять место в воздушном судне только после того, как будет погружен и зашвартован груз.

5.11.8. Прием к перевозке и выдача получателю груза, следующего с сопровождающим, производятся в общем порядке, установленном настоящими Правилами.

5.11.9. При выдаче груза, следовавшего с сопровождающим, груз не взвешивается, за исключением случаев, когда частичная утрата или повреждение груза произошли по причинам, не зависящим от сопровождающего.

5.11.10. Сопровождающее груз лицо обязано:

присутствовать при погрузке груза на воздушное судно в аэропорту отправления;

наблюдать за состоянием груза, его сохранностью и надежностью швартовки;

немедленно докладывать командиру воздушного судна, бортпроводнику (оператору) о смещении или о расшвартовке груза;

не допускать перемещения груза в воздушном судне без разрешения командира воздушного судна, второго пилота, бортпроводника;

беспрекословно выполнять указания командира воздушного судна в полете;

не допускать к грузу посторонних лиц;

при сопровождении скоропортящегося груза, в случае задержки воздушного судна в промежуточном аэропорту, докладывать начальнику СОПГП (СОП) аэропорта о состоянии груза и целесообразности снятия груза с воздушного судна и его реализации;

при сопровождении животных кормить и поить животных, производить уборку помещений;

после выполнения полета докладывать начальнику СОПГП (СОП) аэропорта назначения о состоянии груза и о случаях нарушений правил перевозки;

иметь доверенность на получение груза в аэропорту назначения, если получение груза поручено сопровождающему;

присутствовать при выгрузке груза из воздушного судна и сопровождать груз до вывоза его с территории аэропорта;

контролировать правильность укладки груза и надежность его крепления;

при сопровождении опасного груза принимать меры личной и общественной безопасности, иметь при себе необходимый инструмент и средства для устранения неисправностей, знать правила обращения с этим грузом при ликвидации пожара или отравления, иметь средства индивидуальной защиты и знать правила пользования ими.

5.11.11. Сопровождающему груз запрещается:

отлучаться от воздушного судна в аэропортах посадки без разрешения командира воздушного судна;

производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.

5.11.12. Перевозчик обязан оказывать сопровождающему содействие в выполнении им своих обязанностей.

5.11.13. В тех случаях, когда грузу угрожает повреждение и доставить его в полной сохранности невозможно, сопровождающий обязан принять меры к реализации груза в установленном порядке. Перевозчик в этом случае по письменному заявлению сопровождающего обязан оказать ему необходимое содействие. Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с оказанием содействия сопровождающему в реализации груза.

5.11.14. При заболевании сопровождающего или при других обстоятельствах, когда он будет лишен возможности сопровождать груз, перевозчик обязан проверить наличие и состояние груза и составить об этом акт. Перевозка груза в этих случаях осуществляется на общих основаниях под ответственность перевозчика. При назначении другого сопровождающего получатель обязан возместить перевозчику все расходы по его содержанию.

 

5.12. Перевозка груза в контейнерах и в пакетированном виде

 

5.12.1. МГА организует воздушную перевозку груза в универсальных и специализированных контейнерах и в пакетированном виде.

5.12.2. Порядок перевозки груза в контейнерах и в пакетированном виде устанавливается положением о таких перевозках, утвержденным МГА.

5.12.3. Перевозка груза воздушным транспортом осуществляется в контейнерах или на поддонах, принадлежащих как авиационному предприятию, так и отправителю (получателю) груза.

5.12.4. Для перевозки груза авиационное предприятие может предоставлять универсальные авиационные контейнеры и поддоны предприятиям, учреждениям и организациям в разовое пользование или на условиях аренды, сроки и условия которой определяются специальным договором.

5.12.5. Предприятия, учреждения, организации, пользующиеся воздушным транспортом для перевозки груза, могут иметь на своем балансе универсальные контейнеры и поддоны и по договоренности с перевозчиком использовать их в качестве обменного фонда.

5.12.6. Предприятия, учреждения, организации, с предварительного согласия перевозчика, могут использовать для перевозки груза воздушным транспортом специальные контейнеры, находящиеся в их ведении. При этом должны быть согласованы с перевозчиком типы и размеры контейнеров.

5.12.7. Контейнеры и средства пакетирования, предоставляемые под погрузку, должны быть исправными и пригодными для перевозки груза. Перевозка груза в контейнерах и в средствах пакетирования, техническое состояние которых не обеспечивает безопасности полетов воздушных судов и сохранность груза, запрещается.

5.12.8. Пригодность контейнера или средства пакетирования для перевозки груза определяется перевозчиком и отправителем на основании стандартных технических требований к каждому типу контейнера или средству пакетирования и условий перевозки.

5.12.9. Перевозчик и отправитель несут ответственность за использование непригодного контейнера или средства пакетирования.

5.12.10. Перевозчик осуществляет контроль за техническим состоянием контейнеров и средств пакетирования отправителей при приеме груза к перевозке.

5.12.11. Техническое обслуживание и ремонт контейнеров и средств пакетирования осуществляется их владельцем за свой счет.

5.12.12. Порядок технического обслуживания и текущего ремонта универсальных авиационных контейнеров и поддонов устанавливается регламентами, введенными в действие МГА, и инструкциями по их эксплуатации (для каждого типа).

5.12.13. К перевозке в универсальных авиационных контейнерах воздушным транспортом допускается груз, габариты которого не превышают размеров дверного проема контейнера и его внутренний объем. К перевозке на авиационных поддонах допускается груз, размеры отдельного места которого не превышают размера поддона, ограниченного скобами швартовочных узлов.

5.12.14. Масса груза не должна превышать допустимой грузоподъемности данного типа контейнера и поддона.

5.12.15. Комплектование груза в контейнеры и формирование транспортного пакета может производиться отправителем груза или авиационным предприятием.

5.12.16. Разрешается прием к перевозке в контейнерах и транспортных пакетах опасного груза с обязательным соблюдением правил перевозки опасного груза воздушным транспортом.

5.12.17. Груз, перевозимый в контейнерах и транспортных пакетах, должен иметь исправную тару и упаковку, а также транспортную маркировку.

5.12.18. При перевозке груза в контейнерах под пломбой отправителя допускается не наносить транспортную маркировку.

5.12.19. В один контейнер или транспортный пакет помещаются грузы только одного направления отправки и только такие, которые совместимы по своим физико — химическим свойствам.

5.12.20. Груз в контейнере или в транспортном пакете, следующий под пломбой отправителя, должен направляться в адрес одного получателя.

5.12.21. После загрузки контейнер должен быть опломбирован отправителем или перевозчиком.

5.12.22. Перевозчик освобождается от ответственности за недостачу груза, прибывшего в контейнере с исправными пломбами отправителя или в исправной таре (упаковке) транспортного пакета, сформированного отправителем.

5.12.23. Расчеты между отправителями и получателями груза, с одной стороны, и перевозчиком, с другой, за перевозку груза в контейнерах или в транспортных пакетах, а также за дополнительные услуги, оказываемые получателям и отправителям, производятся на основании действующих тарифов.

 

5.13. Перевозка трансферного груза

 

5.13.1. Груз, подлежащий перевозке с перегрузками в аэропортах посадок (трансферный груз), принимается к перевозке при следующих условиях:

между пунктами отправления и назначения груза отсутствует прямое воздушное сообщение регулярными рейсами или сообщение с одной перегрузкой в каком-либо промежуточном аэропорту;

доставка груза прямыми рейсами или с перегрузкой в аэропорту посадки не может быть обеспечена в установленные сроки вследствие метеорологических и других причин.

5.13.2. При приеме трансферного груза к перевозке перевозчик обязан указать в грузовой накладной наименование аэропорта трансфера. Перевозка трансферного груза на особых условиях (опасный, скоропортящийся и т.д.) регулируется правилами и положениями главы 6 настоящих Правил.

5.13.3. Масса, габариты и характер трансферного груза должны соответствовать условиям его перевозки воздушным транспортом, а также условиям его хранения в аэропортах трансфера.

5.13.4. Порядок перевозки трансферного груза устанавливается МГА.

 

5.14. Погрузка и выгрузка груза

 

5.14.1. Погрузка груза в воздушные суда и выгрузка его из воздушных судов производятся, как правило, силами и средствами перевозчика. Перевозчик имеет право при необходимости принять груз к перевозке на условиях его погрузки в воздушное судно или выгрузки силами отправителя либо получателя. Погрузка и выгрузка груза силами и средствами отправителя либо получателя производятся по указанию и под контролем перевозчика.

5.14.2. Перевозчик имеет право потребовать от отправителя и получателя для погрузки или выгрузки негабаритного и тяжеловесного груза необходимые приспособления, оборудование, крепежные материалы.

 

5.15. Выдача прибывшего груза

 

5.15.1. Перевозка считается выполненной после выдачи груза получателю в соответствии с условиями, указанными в грузовой накладной.

5.15.2. Перевозчик обязан уведомить получателя по почте, телеграфу, телефону или по другим средствам связи о прибытии груза в его адрес не позднее чем через 6 ч с момента прибытия груза в аэропорт назначения.

При перевозке скоропортящегося и опасного груза извещение должно быть направлено получателю не позднее чем через 3 ч момента прибытия груза в его адрес.

Перевозчик не несет ответственности за неполучение или опоздание в доставке такого уведомления, если докажет, что оно направлено в установленные сроки.

5.15.3. Получатель обязан принять и вывезти груз, прибывший в его адрес.

Получатель имеет право отказаться от приема поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования его по первоначальному назначению.

5.15.4. Груз выдается получателю, указанному в грузовой накладной.

Груз, прибывший в адрес предприятия, учреждения или организации, выдается аэропортом назначения по доверенности, подписанной руководителем, главным (старшим) бухгалтером и заверенной печатью.

Груз, прибывший в адрес граждан, выдается по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.

5.15.5. В случае переадресовки груза в соответствии с настоящими Правилами груз выдается новому получателю, указанному в распоряжении отправителя. Однако, если к моменту получения распоряжения отправителя о переадресовке груза груз выдан получателю, указанному в грузовой накладной, перевозчик не обязан осуществлять какие-либо операции по передаче груза новому получателю.

5.15.6. Выдача груза производится на складе аэропорта назначения, указанного в грузовой накладной. Между перевозчиком, отправителем и получателем может быть достигнута особая договоренность о выдаче груза в ином месте.

5.15.7. Получатель обязан оплатить все причитающиеся с него платежи и сборы, в том числе платежи, не взысканные с отправителя при приеме груза к перевозке, и принять груз от перевозчика.

5.15.8. Перевозчик выдает груз только после оплаты получателем всех причитающихся перевозчику платежей и сборов. Платежи вносятся аэропорту назначения наличными деньгами, чеками Государственного банка СССР или платежными поручениями, акцептованными банком. Размер платежей и сборов устанавливается правилами применения тарифов.

5.15.9. При выдаче груза перевозчик по требованию получателя обязан проверить количество мест и массу прибывшего груза и указать эту массу в грузовой накладной, а в установленных настоящими Правилами случаях — составить коммерческий акт. Проверяется состояние груза только тех мест, у которых нарушена упаковка.

Проверка массы груза в пункте назначения производится на весах перевозчика. Масса груза считается правильной, если разница массы груза, указанной в пункте отправления, и массы, определенной в пункте назначения, не превышает нормы расхождения в показании весов, определенной для весов данного типа, и нормы естественной убыли, утвержденной в установленном порядке.

При обнаружении повреждения тары или упаковки, пломб отправителя или при других обстоятельствах, могущих повлиять на состояние груза, перевозчик обязан при участии получателя вскрыть и проверить груз поврежденных мест по упаковочным листам, фактурам и счетам отправителя.

5.15.10. При отсутствии получателя по адресу, указанному в грузовой накладной, а также в других случаях, когда перевозчик не имеет возможности передать груз получателю, аэропорт обязан поставить об этом в известность отправителя и испросить его распоряжение, как поступить с грузом.

5.15.11. Отправитель или получатель имеет право считать груз утраченным и требовать возмещения за утрату груза, если груз не был выдан получателю в течение 10 дней по истечении срока его доставки. Однако, если груз прибыл по истечении срока его доставки и получателю была выплачена компенсация, получатель обязан принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату груза.

Указанное правило не распространяется на случаи, связанные с перерывом или с прекращением движения воздушных судов.

5.15.12. При выдаче груза представителю транспортно — экспедиционного предприятия, осуществляющего централизованный вывоз груза из аэропортов, перевозчик обязан сдать груз после проверки массы груза, количества мест, а также состояния тары или упаковки груза и пломб отправителя.

5.15.13. Получатель при получении груза обязан расписаться на бланке грузовой накладной, остающемся у перевозчика.

В случае установления размера или причин недостачи либо повреждения груза и суммы, на которую понизилась его стоимость, перевозчик по своей инициативе или по требованию получателя приглашает экспертов бюро товарных экспертиз, инспекций по качеству либо соответствующих специалистов организаций и предприятий, не входящих в систему МГА.

Расходы по экспертизе оплачиваются:

перевозчиком, если будет подтверждено, что недостача, вред или повреждение груза произошли вследствие нарушения им договора перевозки:

получателем — во всех других случаях.

 

5.16. Вывоз груза из аэропорта назначения

 

5.16.1. Получатель обязан вывезти из аэропорта прибывший в его адрес груз своим транспортом или транспортом предприятия, осуществляющего централизованный вывоз груза из аэропортов.

Все работы, связанные с погрузкой груза на транспортные средства, производятся силами получателя или уполномоченных им организаций.

5.16.2. Перевозчик может принять на себя обязательство доставить груз на склад получателя за плату по установленному тарифу. В этом случае перевозчик производит за отдельную плату погрузку груза на транспортные средства и его выгрузку своими силами и средствами, если по согласованию с получателем погрузка и выгрузка не выполняются силами и средствами получателя.

 

5.17. Хранение груза

 

5.17.1. Перевозчик обязан обеспечить надлежащее хранение прибывшего в аэропорт назначения груза до выдачи его получателю или в течение установленных сроков хранения. Плата за хранение груза взимается согласно правилам применения тарифов.

Сроки и порядок хранения груза, порядок увеличения платы за хранение груза определяются правилами перевозки.

В случае скопления в аэропортах груза вследствие несвоевременного его вывоза по вине получателей плата за хранение может быть увеличена до трехкратного размера. Распоряжение о повышении платы за хранение прибывшего груза подписывается командиром объединенного авиаотряда с указанием срока действия повышенной платы. Повышенная плата за хранение груза взимается по истечении 24 ч после письменного уведомления об этом получателя.

5.17.2. Прибывший в аэропорт назначения груз хранится не более 30 дней со дня уведомления получателя о прибытии груза и по истечении этого срока считается невостребованным и реализуется в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

5.17.3. Если получатель не востребовал прибывший груз в установленный срок или отказался от его приема, перевозчик вправе уведомить об этом отправителя, оставить груз у себя на хранение за счет и на риск отправителя.