Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР

(Извлечение)

с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 23 августа 2005 г.

N ГКПИ05-732

 

N 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» href=»/avia/pmtr_82fap.htm»> Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 настоящие правила признаны утратившими силу.

См. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82

 

Утверждены

Приказом МГА СССР

от 16 января 1985 г. N 19

Глава 2. Общие положения

2.1. Применение правил

2.2. Договор воздушной перевозки

2.3. Расписание

2.4. Маршрут перевозки

2.5. Особые права перевозчика

2.6. Исключительные случаи неприменения Правил

Глава 3. Перевозка пассажиров

3.1. Пассажирский билет

3.2. Сроки годности билетов

3.3. Перевозка детей

3.4. Перевозка транзитных пассажиров и пассажиров, имеющих обратные билеты

3.5. Перевозка больных и медицинского персонала

3.6. Заказ мест гражданам

3.7. Заказ мест по заявкам предприятий, учреждений, организаций

3.8. Регистрация билетов и оформление багажа перед вылетом

3.9. Изменение маршрута перевозки, даты и времени вылета

3.10. Остановка пассажира в пути

3.11. Вынужденный отказ пассажира от полета

3.12. Добровольный отказ пассажира от полета

3.13. Обязанности перевозчика при задержке или при отмене рейса и вынужденном отказе пассажира от полета

3.14. Возврат денег за неиспользованные билеты

3.15. Предоставление услуг

3.16. Сбор за отказ от полета

3.17. Страхование пассажиров

3.18. Сборы за предоставляемые услуги

3.19. Перевозка пассажиров в салонах 1-го класса

Глава 4. Перевозка багажа

4.1. Прием к перевозке багажа

4.2. Требования к содержимому багажа

4.3. Упаковка багажа

4.4. Норма бесплатной перевозки багажа

4.5. Платный багаж

4.6. Объявление ценности багажа

4.7. Выдача багажа

4.8. Хранение багажа

4.9. Реализация невостребованных вещей пассажиров

4.10. Камеры хранения

Глава 5. Перевозка груза

5.1. Планирование перевозки груза

5.2. Организация перевозки груза

5.3. Прием груза к перевозке

5.4. Грузовая накладная

5.5. Взвешивание груза

5.6. Тара, упаковка и маркировка груза

5.7. Объявление ценности груза

5.8. Право распоряжения грузом

5.9. Сроки доставки груза

5.10. Информация о движении груза

5.11. Перевозка груза с сопровождающим

5.12. Перевозка груза в контейнерах и в пакетированном виде

5.13. Перевозка трансферного груза

5.14. Погрузка и выгрузка груза

5.15. Выдача прибывшего груза

5.16. Вывоз груза из аэропорта назначения

5.17. Хранение груза

5.18. Реализация груза

Глава 6. Особые условия перевозки

6.1. Перевозка скоропортящегося груза

6.2. Перевозка живности

6.3. Перевозка опасного груза

6.4. Перевозка гробов с покойниками

6.5. Перевозка заказными рейсами

6.6. Перевозки вахтовые

6.7. Перевозка на арендованных воздушных судах

Глава 7. Контроль за перевозкой

7.1. Организация контроля за перевозкой

7.2. Права лиц, осуществляющих контроль за перевозкой

Глава 8. Ответственность

8.1. Общие положения

8.2. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира

8.3. Ответственность за багаж

8.4. Ответственность за вещи, не сданные в багаж

8.5. Ответственность за сохранность груза

8.6. Ответственность за просрочку в доставке груза

8.7. Ответственность за неподачу перевозочных средств и непредъявление груза к перевозке

8.8. Ответственность за универсальные авиационные контейнеры и авиационные поддоны

8.9. Ответственность пассажиров, отправителя и получателя

Глава 9. Акты, претензии и иски

9.1. Коммерческий акт

9.2. Претензии и иски

 

Применяется в части, не противоречащей главе 40 Гражданского кодекса РФ.

Приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 настоящие правила признаны утратившими силу.

 

Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

2.1. Применение правил

 

2.1.1. Настоящие Правила регулируют перевозку пассажиров, багажа и грузов, осуществляемую авиационными предприятиями Министерства гражданской авиации СССР (МГА) в пределах территории Союза ССР.

Правила определяют обязанности, права и ответственность авиационных предприятий, а также других предприятий, учреждений, организаций и граждан, пользующихся воздушным транспортом, и являются для них обязательными.

2.1.2. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов за установленную плату осуществляется авиационными предприятиями МГА.

Другие министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозку пассажиров, багажа и грузов для обеспечения своих нужд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР. Такие перевозки под действие настоящих Правил не подпадают.

2.1.3. Настоящие Правила, а также изданные в их развитие инструкции и другие документы, регулирующие перевозку, могут быть изменены МГА без предварительного предупреждения. Однако если перевозка выполняется или уже выполнена, то такие изменения к этой перевозке не применяются.

Должностные лица, агенты и представители авиационного предприятия не имеют права отменять или изменять требования настоящих Правил и изданных в их развитие инструкций и других документов.

Условия договора воздушной перевозки, противоречащие настоящим Правилам, признаются недействительными.

2.1.4. При перевозке пассажиров и багажа применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете и багажной квитанции. При перевозке груза применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день выдачи отправителю грузовой накладной.

2.1.5. Применение тарифов на перевозку пассажиров и груза, а также взимание установленных сборов производятся в соответствии с Правилами применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР.

2.1.6. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая по договору заказного (чартерного) рейса, а также вахтово — экспедиционным методом на воздушных судах авиационного предприятия, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и особыми инструкциями МГА.

2.1.7. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая арендованными у авиационного предприятия воздушными судами, регулируется настоящими Правилами и условиями договора аренды воздушного судна.

2.1.8. Воинские воздушные перевозки и перевозки специальных грузов регулируются настоящими Правилами, а также особыми инструкциями МГА.

2.1.9. Воздушная перевозка взрывчатых веществ, оружия, боевых припасов, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных веществ и предметов, киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и биноклей регулируется настоящими Правилами и специальными инструкциями МГА.

2.1.10. Воздушная перевозка скоропортящегося груза регулируется настоящими Правилами и специальными инструкциями МГА.

2.1.11. Перевозка пассажиров, багажа и грузов, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному документу (в прямом смешанном сообщении) с участием воздушного транспорта, регулируется специальным законодательством Союза ССР о таких перевозках, правилами, утверждаемыми МГА совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

2.1.12. Служебная воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов регулируется настоящими Правилами, а также специальными инструкциями МГА.

2.1.13. Регулируемая настоящими Правилами перевозка пассажиров, багажа и грузов подпадает под действие Воздушного кодекса Союза ССР, а также других законов, постановлений Правительства СССР, приказов и инструкций МГА, а также других государственных органов СССР.

2.1.14. Все вопросы, касающиеся применения настоящих Правил и возникающие при взаимоотношениях между пассажирами, отправителями, получателями и находящимися при исполнении обязанностей должностными лицами авиационного предприятия или его агентами, разрешаются: в аэропортах — командиром (начальником) авиационного предприятия, начальником аэропорта или начальником службы организации перевозок; в агентствах — начальником агентства; во время полета — командиром воздушного судна.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов, определяется гл. настоящих Правил.

2.1.15. В аэропортах, городских агентствах (аэровокзалах) и на борту воздушного судна должны быть книги замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений должна выдаваться по первому требованию лиц, желающих сделать в ней запись. Замечания и предложения разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его замечаний и предложений. Запись в книге замечаний и предложений не исключает необходимости предъявления претензии в случаях, указанных в настоящих Правилах.

2.1.16. Международная воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов регулируется Правилами международных воздушных перевозок, утвержденными МГА.

2.1.17. Воздушная перевозка почты регулируется Правилами перевозки почты, утвержденными МГА и Министерством связи СССР.

 

2.2. Договор воздушной перевозки

 

2.2.1. По договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы — и за провоз этого багажа.

2.2.2. По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

2.2.3. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

при перевозке пассажира — билет;

при перевозке вещей пассажира в качестве багажа — багажная квитанция.

Формы перевозочных документов и правила их применения устанавливаются МГА.

2.2.4. Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм, причитающихся в случаях, определенных настоящими Правилами, выдает:

квитанцию разных сборов — при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа — при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Формы платежных документов и инструкции по их применению устанавливаются МГА.

2.2.5. Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке.

2.2.6. Перевозка пассажира в направлениях "туда" и "обратно" рассматривается как два отдельных договора перевозки.

 

2.3. Расписание

 

2.3.1. Регулярные перевозки пассажиров, багажа и грузов выполняются по воздушным линиям в соответствии с установленным расписанием.

Перевозчик в установленном МГА порядке имеет право вносить изменения в расписание без предварительного предупреждения пассажиров и отправителей. В случаях когда на установленный расписанием рейс проданы билеты, время отправления воздушного судна может быть изменено по причинам, не зависящим от перевозчика, с соблюдением требований разд. 3.13 настоящих Правил.

2.3.2. Для информации населения, предприятий, организаций и учреждений об открытии новых авиалиний, вводе в эксплуатацию воздушных судов новых типов, увеличении частоты рейсов, введении новых видов услуг, форм обслуживания пассажиров перевозчик обязан проводить информационные и рекламные мероприятия, направленные на привлечение пассажиров и грузов.

 

2.4. Маршрут перевозки

 

Перевозка пассажиров, багажа и грузов выполняется по маршруту перевозки, соответствующему оплаченному тарифу за перевозку. Изменение маршрута, указанного в перевозочном документе, за исключением случаев, указанных в разд. 2.5 настоящих Правил, может быть произведено по согласованию между перевозчиком, пассажиром, отправителем (получателем).

 

2.5. Особые права перевозчика

 

2.5.1. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы:

вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета;

для выполнения требований государственных органов.

2.5.2. Перевозчик имеет право заменить воздушное судно одного типа другим. В случае отказа пассажира от полета на воздушном судне другого типа перевозчик обязан отправить пассажира одним из очередных рейсов или возвратить ему деньги за невыполненную перевозку и сборы в соответствии с правилами применения тарифов.

2.5.3. Перевозчик может временно прекратить или ограничить продажу билетов в направлениях "туда" и "обратно", а также прием к перевозке груза. О таких ограничениях перевозчик обязан объявить для всеобщего сведения в соответствующих аэропортах и агентствах.

2.5.4. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке в случаях:

необходимости обеспечения безопасности полета воздушного судна;

необходимости выполнения требований государственных органов;

болезни пассажира, состояние которого создает опасность для самого больного или для окружающих;

нарушения пассажиром установленных правил пользования воздушным транспортом и неподчинения распоряжениям командира воздушного судна или других должностных лиц авиационного предприятия;

нахождения пассажира в нетрезвом состоянии;

нарушения пассажиром общественного порядка;

создания действиями пассажира прямой угрозы безопасности полета или жизни находящихся на борту воздушного судна пассажиров или экипажа.

При отказе в перевозке по причинам, предусмотренным этим пунктом, перевозчиком составляются акты по установленной МГА форме.

2.5.5. Перевозчик имеет право в любое время заменить место, предоставленное пассажиру в салоне воздушного судна, другим, равным по стоимости, местом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета.

2.5.6. В случае когда по причинам, зависящим от пассажира, условия перевозки изменяются и пассажир обязан оплатить перевозчику предусмотренные тарифами дополнительные суммы за перевозку или предоставление платных услуг, перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке, если пассажир не оплатит причитающейся суммы. При этом производится возврат денег за невыполненную перевозку согласно правилам применения тарифов. Из возвращаемой пассажиру суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему суммы, включая сборы, установленные разд. 3.16 настоящих Правил.

2.5.7. Перевозчик имеет право вскрыть упаковку груза в присутствии, а также в отсутствие отправителя или получателя, когда это вызывается необходимостью обеспечить сохранность груза или удостоверить обнаруженные его неисправности.

Вскрытие упаковки груза производится в случаях:

нарушения упаковки или повреждения груза;

обнаружения недостачи по массе против массы, указанной в грузовой накладной (за исключением груза, прибывшего в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя);

наличия у перевозчика сомнений в правильности наименования груза или сообщенных отправителем данных о свойствах и характере груза;

необходимости установления характера и состояния бездокументного груза;

требования уполномоченных государственных органов, а также экспертов и ревизоров.

Вскрытие упаковки груза производится комиссией, назначаемой начальником службы организации перевозок авиационного предприятия. Места груза после их вскрытия должны быть вновь упакованы и опломбированы пломбой аэропорта, вскрывшего груз. О вскрытии груза составляется акт, один экземпляр которого приобщается к накладной отправителя.

 

2.6. Исключительные случаи неприменения Правил

 

МГА по соглашению с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями (отправителями или получателями) в исключительных случаях, когда вследствие особых обстоятельств перевозка груза не может быть осуществлена на основании настоящих Правил, может устанавливать порядок его перевозки на особых условиях, не предусмотренных настоящими Правилами.

 

Глава 3. ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ

 

3.1. Пассажирский билет

 

3.1.1. Каждый пассажир обязан иметь билет установленной формы. Перепродажа и передача билета другому лицу запрещается. В случае установления факта перепродажи или передачи билет аннулируется и стоимость его не возвращается.

 

Второе предложение абзаца второго пункта 3.1.1 признано недействующим решением Верховного Суда РФ от 23.08.2005 N ГКПИ05-732. Определением Верховного Суда РФ от 17.11.2005 N КАС05-500 указанное решение оставлено без изменения.

 

Пассажир, не предъявивший билет, к перевозке не допускается. Утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются.

3.1.2. Билет выдается на основании документа, удостоверяющего личность пассажира:

паспорта гражданина СССР;

общегражданского заграничного паспорта;

служебного паспорта;

паспорта моряка;

дипломатического паспорта;

удостоверения личности, выданного: ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, Советом Министров СССР, Советами Министров союзных и автономных республик; крайкомами, обкомами, горкомами, райкомами КПСС; краевыми, областными, городскими и районными Советами народных депутатов; министерствами, ведомствами и редакциями центральных газет;

удостоверения депутата Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских и районных Советов народных депутатов;

удостоверения Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Славы трех степеней, инвалида Великой Отечественной войны;

удостоверения личности военнослужащего, работника КГБ СССР и МВД СССР;

военного билета (военнослужащего срочной службы и курсанта военно — учебного заведения);

свидетельства о рождении или записи в паспорте родителей (для лиц, не достигших 16-летнего возраста);

билета учащегося (для обучающихся в средних учебных заведениях ГА);

справки сельского (поселкового, станичного) Совета народных депутатов (с фотокарточкой);

справки об освобождении (для лиц, освобожденных из исправительно — трудовых учреждений и следующих к месту жительства).

3.1.3. Билет выдается после оплаты перевозки по установленному тарифу. При оформлении перевозки по безналичному расчету или в кредит, а также льготной перевозки билет выдается после предоставления документов, являющихся основанием для получения билета.

3.1.4. Пассажир обязан хранить билет до окончания перевозки, а в случае возникновения претензии — до ее разрешения. Билет должен быть предъявлен по первому требованию должностных лиц МГА, авиационного предприятия и его агентов, уполномоченных на проверку перевозочных документов.

3.1.5. Билет дает право на полет только между аэропортами отправления и назначения и через аэропорты трансфера, остановок, указанные в билете.

3.1.6. Продажа билетов в кассах производится в порядке очередности. Право на внеочередное получение билета и свободного места в воздушном судне имеют:

а) депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и лица, награжденные орденами трех степеней: Славы, Трудовой Славы, За службу Родине в Вооруженных Силах СССР;

б) лица, следующие по заверенному телеграфному вызову, связанному с несчастным случаем;

в) участники Великой Отечественной войны, инвалиды труда 1 и 2-й группы, приобретающие билеты для себя и для лиц, совместно с ними следующих;

г) лица с детьми в возрасте до 5 лет и при наличии путевки на санаторно — курортное лечение с детьми до 16 лет, а также с двумя и более детьми в возрасте до 12 лет;

д) работники МГА и его предприятий, организаций, учреждений;

е) трансферные пассажиры, несвоевременно доставленные в пункты пересадки, а также следующие по билетам с открытой датой;

ж) пассажиры с билетами на обратный полет с открытой датой;

з) персональные пенсионеры союзного и республиканского значения;

и) лица, командированные по срочным заданиям (при наличии специального предписания) для:

восстановления вышедшей из строя авиационной техники;

ликвидации аварийных ситуаций и проведения спасательных работ на крупных предприятиях оборонного и союзного значения, на нефтяных и газовых промыслах, предприятиях газовой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, на объектах добывающей, горнорудной промышленности, на крупных гидротехнических и ирригационных сооружениях, на магистральных линиях связи и энергопередач, на крупных объектах предприятий энергетики и транспорта, предприятиях атомного машиностроения, Министерства по производству минеральных удобрений и других отраслей народного хозяйства;

ликвидации крупных очагов пожара специализированными командами по тушению пожара, а также при следовании отдельных специалистов;

ликвидации последствий стихийных бедствий, предупреждения и ликвидации эпидемий и эпизоотий.

3.1.7. При продаже билетов на рейс, выполняемый с посадками в пути следования, преимущественное право приобретения билета имеет пассажир, следующий до конечного аэропорта. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже билета до пункта промежуточной посадки воздушного судна.

3.1.8. Билеты на перевозку в направлении "туда" продаются только с гарантированной датой вылета из аэропорта отправления. Билеты на перевозку с пересадками, остановками пассажира в пути следования, а также в направлении "обратно" продаются как с гарантированной, так и с открытой датой вылета из аэропорта трансфера, остановки или обратного следования.

Для отправки пассажиров на свободных местах, выявленных перед отправлением воздушного судна, разрешается продажа билетов с открытой датой "на подсадку". Продажа таких билетов производится только в аэропорту.

Разрешается продажа билетов для полета в обратном направлении и для вылета из другого аэропорта, независимо от того, приобретает ли пассажир билет для полета до этого аэропорта.

Порядок продажи билетов определяется Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР.

3.1.9. Перевозчик имеет право признать билет недействительным, если:

какая-либо часть билета повреждена или исправлена;

билет не имеет штампа кассы, его выдавшей (кроме билетов, оформленных через автоматизированную систему);

билет не имеет контрольного талона на невыполненную перевозку или ее часть;

неправильно оформлена денежная сетка (кроме билетов, оформленных через автоматизированную систему).

Билеты, признанные недействительными по причинам, зависящим от перевозчика, при необходимости подлежат обмену. Билеты, признанные недействительными по причинам, не зависящим от перевозчика, отбираются и не заменяются. Во всех таких случаях перевозчиком составляется акт.

3.1.10. Лицо, обнаруженное на борту воздушного судна без билета или с билетом, признанным перевозчиком недействительным, подлежит высадке в первом аэропорту посадки. За безбилетный полет пассажира или ребенка, который должен иметь детский билет, за перевозку по детскому билету ребенка старше 12 лет, который должен иметь билет с оплатой по полному пассажирскому тарифу, а также за полет по льготному (служебному) билету без соответствующих документов, взимается штраф в размере, предусмотренном правилами применения тарифов.

Уплата штрафа не освобождает пассажира от оплаты стоимости полета за фактически выполненную перевозку по тарифу, установленному на воздушном транспорте для соответствующей категории пассажира.

 

3.2. Сроки годности билетов

 

3.2.1. Срок годности билета включает в себя:

общий срок годности;

срок годности для полета.

Общий срок годности дает пассажиру право использовать билет для всех операций, предусмотренных настоящими Правилами, в том числе для получения места на определенные рейс и дату, сумм за полностью или частично невыполненную перевозку и для других расчетов, установленных настоящими Правилами.

Общий срок годности билета охватывает период от момента выдачи билета пассажиру и до окончания срока, предоставляемого ему для получения денег по неиспользованному билету.

3.2.2. Билет с гарантированной датой дает право на полет от указанного в нем начального аэропорта, аэропорта трансфера, остановок или аэропорта обратного вылета только в дату и рейсом, которые в нем указаны.

Билет с открытой датой дает право на полет от соответствующего аэропорта только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса.

3.2.3. Билет годен для полета в течение следующих сроков:

билет с гарантированной датой вылета — в течение всего срока перевозки рейсом, указанным в билете;

транзитный билет с открытой датой вылета из аэропорта трансфера, остановки — в течение 45 дней, считая от указанной в билете даты вылета пассажира из аэропорта отправления;

билет с открытой датой в направлении "обратно", а также билет с открытой датой, проданный от другого города, — в течение 6 месяцев со дня продажи билета;

билет с открытой датой "на подсадку" — в течение 2 дней с момента его выдачи, а бесплатный, на основании талонов или служебного требования, — 15 дней со дня продажи билета.

3.2.4. Билеты, проданные по льготным тарифам, действительны для полета в течение установленных сроков годности, но в пределах сроков, на которые введены льготные тарифы.

3.2.5. Перевозчик обязан продлить срок годности билета для полета на время, необходимое для перевозки пассажиров в пункт назначения, если билет не использован в течение установленного срока годности вследствие:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта пересадки рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт пересадки;

замены указанного в расписании типа воздушного судна;

перерыва рейса по причине вынужденной посадки воздушного судна;

болезни пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне;

неправильного оформления билета перевозчиком.

Перевозчик может, но не обязан, продлить срок годности билета по другим причинам, если он признает их уважительными. Перевозчик обязан сделать на билете отметку о продлении срока его годности.

3.2.6. Билет может быть предъявлен перевозчику для возврата сумм за частично или полностью не выполненную перевозку:

до начала перевозки;

в течение всего срока годности билета для полета;

в течение 10 дней по окончании срока годности билета для полета — гражданами и организациями, приобретающими билеты за наличный расчет или по воинским перевозочным документам;

в течение 30 дней по окончании срока годности билета для полета — предприятиями, организациями и учреждениями, приобретающими билеты по безналичному расчету или в кредит.

Возврат сумм по неиспользованным билетам производится с соблюдением требований правил применения тарифов.

3.2.7. Истечение указанных в настоящей статье сроков годности билета не лишает пассажира права на предъявление к перевозчику претензий и исков с соблюдением требований Воздушного кодекса Союза ССР и настоящих Правил.

 

3.3. Перевозка детей

 

3.3.1. Дети в возрасте до 12 лет перевозятся только в сопровождении взрослых пассажиров.

3.3.2. Пассажир может провезти бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет без предоставления ребенку отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети в возрасте до 5 лет, а также дети в возрасте от 5 до 12 лет провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места.

3.3.3. Возраст ребенка определяется на день начала перевозки от начального пункта отправления, указанного в билете.

3.3.4. Перевозчик имеет право проверить возраст ребенка. Сопровождающий ребенка пассажир обязан предъявить перевозчику при покупке билета и посадке в воздушное судно (при регистрации) документ, подтверждающий возраст ребенка: свидетельство о рождении ребенка или паспорт, в котором записан ребенок.

3.3.5. Групповые перевозки детей (в детские сады, пионерские лагеря и т.п.) выполняются в порядке, установленном МГА.

 

3.4. Перевозка транзитных пассажиров и пассажиров, имеющих обратные билеты

 

3.4.1. Пассажир, имеющий транзитный билет или обратный билет с гарантированной датой вылета, должен быть отправлен из аэропорта трансфера, остановки или обратного вылета в указанные в билете дату и рейс. Перевозчик обязан предупредить пассажира о том, что он обязан явиться в аэропорт трансфера, остановки или обратного вылета на регистрацию билета и оформление багажа.

3.4.2. Пассажир, имеющий транзитный или обратный билет с открытой датой вылета, для продолжения перевозки должен явиться в агентство или аэропорт трансфера, остановки или обратного вылета для получения места на определенный рейс. В случае невозможности отправить пассажира желательным для него рейсом перевозчик обязан предложить пассажиру место на другой рейс или на другую дату вылета. При отказе пассажира от предложенных перевозчиком рейса или даты вылета перевозчик по требованию пассажира должен возвратить деньги за невыполненную перевозку по билету в соответствии с правилами применения тарифов.

 

3.5. Перевозка больных и медицинского персонала

 

3.5.1. Пассажир обязан определить возможность пользования воздушным транспортом, исходя из состояния своего здоровья.

Перевозчик не несет ответственности за ухудшение здоровья пассажира или другие наступившие во время перевозки либо после нее последствия, вызванные возрастом, психическим или физическим состоянием пассажира.

3.5.2. Пассажир, физическое состояние которого вызывает у перевозчика опасение за его здоровье (тяжелобольные, больные на носилках и т.п.), допускается к воздушной перевозке по предъявлении справки лечебного учреждения о том, что ему не противопоказана перевозка воздушным транспортом, а в необходимых случаях и о том, что его заболевание не является опасным для окружающих.

3.5.3. Перевозка тяжелобольных и больных на носилках производится только в сопровождении лиц, обеспечивающих уход за больным в полете. Перевозка больных на носилках производится с предоставлением им места (мест) в воздушном судне с оплатой по тарифу, установленному правилами применения тарифов для таких перевозок.

В тех случаях, когда больной не может быть перемещен с носилок на кресло, возможность его перевозки определяется предварительным соглашением между перевозчиком и лицами, сопровождающими больного.

Перевозчик вправе отказать в перевозке больного на носилках при отсутствии на воздушном судне условий, необходимых для перевозки таких больных.

Правила настоящего раздела не распространяются на перевозку больных заказными рейсами и санитарными воздушными судами.

3.5.4. Перевозка врачей и среднего медицинского персонала к больным (в случаях, угрожающих жизни больного), а также транспортировка больных и медицинского персонала в ближайшее лечебно — профилактическое учреждение на местных воздушных линиях производится бесплатно по билетам, выданным на основании талона и специального удостоверения на право бесплатного использования транспорта, выданного учреждением здравоохранения.

 

3.6. Заказ мест гражданам

 

3.6.1. Граждане могут заказать места на воздушном судне лично и по телефону.

3.6.2. За заказ взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.

3.6.3. Прием заказов осуществляется в сроки, установленные Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР. Заказанные билеты доставляются по адресу, указанному пассажиром, или продаются в специальных кассах агентств в согласованный с пассажиром срок.

3.6.4. Допускается единовременное бронирование мест для отправки участников совещаний, конференций, слетов и т.п. (не более 9 мест в одном направлении). Бронирование производится по разрешению начальника агентства на основании заявки организации, проводящей указанное мероприятие, при условии внесения сбора за каждое забронированное место в размере, предусмотренном правилами применения тарифов.

3.6.5. Предприятия, организации, учреждения при проведении совещаний, конференций, слетов и других массовых мероприятий могут оформить письменную заявку о направлении кассиров для продажи билетов непосредственно в места проведения мероприятий или в гостиницы, где проживают их участники. В заявке должно быть подтверждено обязательство обеспечить транспортом предприятия доставку кассира к месту продажи билетов и по окончании работы — обратно в агентство. Сбор за выезд кассира оплачивается в размере и порядке, установленных правилами применения тарифов.

3.6.6. Порядок бронирования мест определен Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР.

 

3.7. Заказ мест по заявкам предприятий, учреждений, организаций

 

3.7.1. Министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации могут заблаговременно подать заявку на бронирование мест группам от 10 и более человек, а также мест всего воздушного судна.

3.7.2. При заказе мест для перевозки групп от 10 и более человек, а также мест всего воздушного судна заказчик обязан внести гарантийный аванс в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. Если заказчик не внес гарантийный аванс за 10 дней до отправления воздушного судна, заказ аннулируется и перевозчик имеет право использовать освободившиеся места по своему усмотрению.

3.7.3. Билеты по заказам предприятий, учреждений и организаций, внесших гарантийный аванс, должны быть получены у перевозчика не позднее чем за 3 дня до вылета воздушного судна.

Если в указанный срок билеты не получены, перевозчик имеет право аннулировать заказ и использовать освободившиеся места по своему усмотрению.

3.7.4. Предприятия, учреждения и организации, внесшие гарантийный аванс, имею право полностью или частично отказаться от заказа не менее чем за 7 дней до вылета воздушного судна. В этом случае никаких удержаний из внесенного гарантийного аванса не производится.

Если заказчик отказался от приобретения билетов менее чем за 7 дней до вылета воздушного судна либо не получил их (полностью или частично), из внесенного заказчиком гарантийного аванса удерживается сбор за неиспользованный заказ в соответствии с правилами применения тарифов.

3.7.5. За бронирование мест взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.

3.7.6. Порядок бронирования мест установлен Руководством по организации продажи билетов и бронирования мест на внутренних воздушных линиях гражданской авиации СССР.

 

3.8. Регистрация билетов и оформление багажа перед вылетом

 

3.8.1. Перед вылетом пассажир должен прибыть в аэропорт, городской аэровокзал или другой объявленный перевозчиком пункт отправления не позднее времени, установленного для регистрации билета и оформления багажа.

Если пассажир прибыл в пункт отправления позднее установленного времени и вследствие этого не смог зарегистрировать билет и сдать свой багаж, перевозка пассажира данным рейсом аннулируется с последствиями, предусмотренными разд. 3.16 настоящих Правил.

Отправление воздушного судна из-за неявки пассажира к вылету не задерживается.

3.8.2. Время начала и окончания регистрации билетов и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или в другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета.

3.8.3. В целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей гражданских воздушных судов органам гражданской авиации, милиции, таможенным учреждениям и пограничным войскам предоставляется право производить досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов. Досмотр производится в аэропорту (городском аэровокзале).

При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки с возвращением платы за перевозку в соответствии с настоящими Правилами.

3.8.4. Досмотр может производиться и на воздушном судне, находящемся в полете. Досмотр может быть при необходимости произведен независимо от согласия пассажира.

Воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из этих дверей для выгрузки.

3.8.5. Правила производства досмотра и перечень лиц, имеющих право производить досмотр, устанавливаются Советом Министров СССР.

 

3.9. Изменение маршрута перевозки, даты и времени вылета

 

3.9.1. Пассажир имеет право до начала перевозки из аэропорта отправления, а также из аэропорта трансфера, остановки или обратного вылета по согласованию с перевозчиком изменить маршрут перевозки, дату или время вылета.

В зависимости от обстоятельств, побудивших пассажира изменить маршрут перевозки, дату или время вылета, такие изменения рассматриваются:

как вынужденные, если они вызваны причинами, указанными в разд. 3.11 настоящих Правил;

как добровольные, если пассажир изменяет маршрут перевозки, дату или время вылета по причинам, не зависящим от перевозчика.

3.9.2. Если перевозчик не может выполнить перевозку по маршруту, указанному в билете, он должен предложить пассажиру другой маршрут перевозки и, при неприемлемости нового маршрута, произвести возврат денег в порядке и в размерах, предусмотренных правилами применения тарифов. При желании пассажира следовать по новому маршруту ему оформляется билет на общих основаниях.

3.9.3. По согласованию с перевозчиком пассажир может до начала перевозки из аэропорта отправления, трансфера, остановки или обратного вылета изменить дату либо время вылета на более ранний или на более поздний срок, чем указано в билете.

Изменение даты или времени вылета на более поздний срок, чем указано в билете, рассматривается как добровольный отказ от полета с последствиями, вытекающими из разд. 3.12 настоящих Правил.

При изменении даты и времени вылета на более ранний срок, чем указано в билете, санкции, предусмотренные разд. 3.16 настоящих Правил, не применяются.

 

3.10. Остановка пассажира в пути

 

3.10.1. Пассажир может сделать остановку в любом промежуточном аэропорту, где посадка воздушных судов предусмотрена действующим расписанием. О намерении сделать остановку пассажир должен заявить перевозчику при покупке билета. Эту остановку в пути перевозчик оформляет в билете установленным порядком.

Остановка и дальнейший полет могут быть совершены в течение 15 дней, считая от указанной в билете даты вылета пассажира из аэропорта отправления.

3.10.2. Если при покупке билета пассажир не заявил об остановке в промежуточном аэропорту, но такую остановку сделал и заявил об этом в данном аэропорту, такой пассажир может продолжать полет только после уплаты сбора за отказ от полета согласно требованиям разд. 3.16 настоящих Правил.

Правила настоящего раздела не распространяются на случаи, когда остановка вызвана болезнью пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне.

3.10.3. Если пассажир отстал от воздушного судна в промежуточном аэропорту по причинам, зависящим от перевозчика, перевозчик обязан отправить такого пассажира очередным рейсом и принять меры к обеспечению сохранности незарегистрированного багажа и личных вещей пассажира, оставшихся на борту воздушного судна. Дополнительная плата за перевозку и установленные сборы в указанных случаях не взыскиваются.

 

3.11. Вынужденный отказ пассажира от полета

 

Пассажир имеет право отказаться от полета в аэропорту отправления или в любом аэропорту по пути следования и получить обратно уплаченную им сумму за перевозку или за ее неиспользованную часть в случаях:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта трансфера рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым должен прибыть пассажир в аэропорт трансфера, в том числе в случаях перевозки до (от) аэропорта трансфера по разным билетам;

невозможности отправки пассажира рейсом, указанным в билете, в связи с уменьшением предельной коммерческой загрузки, нарушением брони;

несостоявшейся отправки пассажира рейсом, указанным в билете, вызванной досмотром, если при досмотре багажа и личном досмотре пассажира не было обнаружено веществ и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах;

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;

перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;

невозможности отправки пассажира, имеющего билет с открытой датой вылета (независимо от вида оплаты за билет), из аэропорта трансфера, остановки или аэропорта обратного вылета в течение 24 ч. с момента предъявления билета перевозчику, а также из начального аэропорта по билету "на посадку";

изменения тарифов или правил их применения против действовавших на день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете;

болезни пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне;

неправильного оформления билета перевозчиком;

несостоявшейся отправки пассажира по другим причинам, кроме перечисленных, по вине перевозчика, а также по причинам, не зависящим от перевозчика, но признанным им уважительными, в том числе при перевозках в прямом смешанном сообщении несколькими видами транспорта по единому билету;

опоздания прибытия наземных видов транспорта, доставляющих пассажиров в аэропорт.

 

3.12. Добровольный отказ пассажира от полета

 

3.12.1. Пассажир, соблюдая требования настоящих Правил, имеет право добровольно отказаться от полета из начального аэропорта, трансфера, остановки или из другого аэропорта посадки воздушного судна по расписанию и получить обратно уплаченные за перевозку деньги в размере, предусмотренном правилами применения тарифов. В тех случаях, когда при добровольном отказе от полета не соблюдены сроки, установленные настоящими Правилами, с пассажира взыскивается сбор согласно требованиям разд. 3.16 настоящих Правил.

3.12.2. Пассажир, добровольно отказавшийся от дальнейшего полета в промежуточном аэропорту посадки воздушного судна по расписанию, если посадка или остановка в этом аэропорту не предусмотрена его билетом, обязан заявить об этом в данном аэропорту и предъявить билет для возврата денег или заявить о желании продолжать полет другим рейсом. Возврат денег по неиспользованным билетам в этих случаях производится с соблюдением требований, изложенных в разд. 3.14 и 3.16 настоящих Правил.

 

3.13. Обязанности перевозчика при задержке или при отмене рейса и вынужденном отказе пассажира от полета

 

3.13.1. Перевозчик обязан отправить пассажира одним из очередных рейсов на условиях, указанных в билете, если перевозка не состоялась по причинам:

отмены или задержки рейса, указанного в билете;

невыполнения воздушным судном посадки в аэропорту, указанном в билете;

несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставления ему места на рейс и дату, указанные в билете;

возвращения воздушного судна, не выполнившего рейс, в аэропорт отправления;

несостоявшейся отправки пассажира из аэропорта пересадки рейсом, указанным в его билете, вследствие опоздания воздушного судна или отмены рейса, которым пассажир должен прибыть в аэропорт пересадки;

замены указанного в расписании типа воздушного судна другим;

перерыва рейса вследствие вынужденной посадки воздушного судна;

неправильного оформления билета перевозчиком.

3.13.2. При вынужденном отказе пассажира от полета перевозчик обязан возвратить пассажиру деньги за неиспользованную перевозку в соответствии с правилами применения тарифов и оказать содействие в отправке другими видами транспорта.

3.13.3. Если по каким-либо причинам воздушное судно совершит посадку в аэропорту, не предусмотренном билетом, перевозчик обязан за свой счет осуществить перевозку пассажира другим рейсом от пункта посадки воздушного судна до аэропорта назначения. В случае невозможности перевозки пассажира воздушным судном перевозчик обязан обеспечить его перевозку другими видами транспорта и произвести с ним перерасчет в соответствии с правилами применения тарифов.

 

3.14. Возврат денег за неиспользованные билеты

 

3.14.1. При вынужденном или добровольном отказе от полета производится перерасчет в порядке, предусмотренном правилами применения тарифов.

Пассажир теряет право на полет, если перевозка не состоялась или прервана по причине:

нарушения пассажиром требований настоящих Правил и других документов, регулирующих перевозки на воздушном транспорте, а также отказа пассажира их выполнить;

создания действиями пассажира угрозы безопасности полета и неподчинения распоряжениям командира воздушного судна или должностных лиц перевозчика.

При предъявлении билета к перерасчету с пассажира удерживается сбор за отказ от полета, предусмотренный правилами применения тарифов.

3.14.2. Возврат денег за неиспользованный билет возможен в любом аэропорту (агентстве) в течение 10 дней от даты, указанной в билете, при наличии на билете соответствующей отметки аэропорта (агентства) отправления.

3.14.3. Возврат денег за неиспользованный билет в сумме, превышающей 10 руб., производится по предъявлении пассажиром документа, удостоверяющего его личность; при отмене или задержке рейса в день отмены (задержки) рейса, где произошло событие, возврат денег может производиться без предъявления документа, удостоверяющего личность пассажира, кроме возврата денег по групповым билетам.

Возврат денег за неиспользованные групповые билеты при вынужденном (в том числе в день отмены рейса) или добровольном отказе производится только в случаях, предусмотренных правилами применения тарифов, и при обязательном предъявлении документа, удостоверяющего личность руководителя (сопровождающего) группы.

 

3.15. Предоставление услуг

 

3.15.1. В аэропортах пассажирам предоставляется комплекс необходимых услуг. В аэровокзалах, в зависимости от класса аэропорта, оборудуются: залы регистрации, залы ожидания, комнаты матери и ребенка, кассы, справочное бюро, камеры хранения, а также рестораны, буфеты, торговые киоски, парикмахерские, почтово — телеграфные отделения.

В аэропортах, расположенных на значительном удалении от населенных пунктов, организуются гостиницы и другие помещения для отдыха транзитных пассажиров.

В городах, на курортах и в крупных населенных пунктах организуются агентства и кассы для продажи билетов. В отдельных городах для обслуживания пассажиров организуются городские аэровокзалы.

3.15.2. Перевозчик предоставляет бесплатно пассажирам следующие услуги:

доставляет багаж из аэровокзала до воздушного судна и обратно, а также производит погрузку (выгрузку) багажа в воздушное судно;

предоставляет комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка, а также места в гостинице при перерыве в перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна в пути;

доставляет автотранспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется бесплатно;

доставляет автотранспортом из аэропорта вынужденной посадки в ближайший аэропорт, не являющийся для пассажиров аэропортом назначения;

принимает на хранение вещи при вынужденной задержке воздушных судов;

предоставляет во время полета питание по нормам и в порядке, установленным МГА;

информирует о движении воздушных судов, стоимости перевозки, других условиях пользования воздушным транспортом, а также о движении средств наземного транспорта между городом и аэропортом.

3.15.3. Перевозчик не выдает устных и письменных справок отдельным гражданам о вылете и прилете пассажиров, о проданных им билетах, а также письменных справок о наличии мест. Справки выдаются только по официальным запросам предприятий, учреждений, организаций, если запрос связан с несчастным случаем, задержкой вылета, и по другим причинам, признанным перевозчиком уважительными.

 

3.16. Сбор за отказ от полета

 

3.16.1. При добровольном отказе от полета менее чем за 24 часа до указанного в билете времени отправления воздушного судна пассажир оплачивает сбор в следующих размерах:

10% тарифа или соответствующей суммы, подлежащей возврату, если пассажир заявил об отказе от полета менее чем за 24 часа, но не позднее чем за 3 часа до отправления воздушного судна;

25% тарифа или соответствующей суммы, подлежащей возврату, если пассажир заявил об отказе от полета менее чем за 3 часа до отправления воздушного судна.

3.16.2. При добровольном отказе от полета по билетам, оформленным группам пассажиров в счет предварительно забронированных мест, за отказ от полета сбор исчисляется от суммы, подлежащей оплате за перевозку по всему маршруту, где бронировались места, в размере и порядке, установленных правилами применения тарифов.

3.16.3. Пассажир оплачивает сбор в размере 25% в следующих случаях:

прибытия в аэропорт (городской аэровокзал) по окончании регистрации билетов и оформления багажа на рейс, указанный в билете;

прибытия в аэропорт (городской аэровокзал) или на посадку без перевозочных документов;

неявки на посадку в воздушное судно после регистрации билета;

опоздания на посадку в воздушное судно в промежуточном аэропорту, не связанного с виной перевозчика;

добровольного отказа от дальнейшего полета по зарегистрированным билетам в промежуточном аэропорту, а также остановки в промежуточном аэропорту, не предусмотренной в билете;

явки к вылету в нетрезвом состоянии и отстранения по этой причине от перевозки с направлением пассажира на медицинскую экспертизу;

попытки провоза запрещенных к перевозке веществ и предметов.

Пассажир, следующий по билету, оформленному для полета в составе группы пассажиров в счет предварительно забронированных мест, в соответствии с разд. 3.7 настоящих Правил, в указанных ранее случаях оплачивает сбор, установленный правилами применения тарифов.

3.16.4. Сборы, установленные настоящим разделом, взыскиваются с пассажира соответственно при возврате денег, оформлении перенесения даты вылета или при изменении маршрута перевозки.

3.16.5. Сбор за отказ от полета не взыскивается:

при вынужденном отказе пассажира от полета, предусмотренном разд. 3.11 настоящих Правил;

при добровольном отказе пассажира более чем за 24 часа до указанного в билете времени отправления воздушного судна; при отказе от полета по билетам, места по которым бронировались в соответствии с разд. 3.6 и 3.7 настоящих Правил, сроки и порядок взыскания сбора установлены правилами применения тарифов;

при добровольном отказе от полета по билету с открытой датой вылета от аэропорта трансфера, остановки и обратного вылета, а также вылета от начального аэропорта по билету "на посадку";

при перенесении указанной в билете даты вылета на более раннее время;

при продлении маршрута полета, указанного в билете, в случаях, когда дата вылета и номер рейса используются при полете по продленному маршруту;

при полете по бесплатным билетам, выданным депутатам Верховных Советов союзных и автономных республик, в том числе при следовании за пределы территории республики с частичной доплатой к бесплатному билету;

при изменении фамилий пассажиров, имеющих билеты, оформленные на перевозку с оплатой наличными деньгами и по безналичному расчету, на основании письма организации, подтверждающей просьбу о переоформлении билетов на другие фамилии на ту же дату, рейс, место;

при добровольном отказе от перевозки рейсом, который задержан по причинам, не зависящим от пассажира (независимо от продолжительности рейса);

при желании пассажира, имеющего билет на полет в салоне 1-го класса, следовать этим же рейсом в салоне обычного класса и наоборот;

при отказе от полета, изменении даты и времени вылета, маршрута полета по служебным годовым билетам.

3.16.6. Порядок исчисления сборов, подлежащих удержанию с пассажиров, устанавливается правилами применения тарифов.

 

3.17. Страхование пассажиров

 

3.17.1. Пассажиры воздушного транспорта подлежат государственному обязательному страхованию от несчастных случаев на время полета или пребывания в аэропорту. Страховой сбор установлен в сумме 25 коп.

3.17.2. Страховой сбор по билетам, продаваемым за наличный расчет, а также по безналичному расчету, в соответствии с п. 3.17.4 включен в тариф за перевозку, за исключением случаев, указанных в п. 3.17.3.

3.17.3. Страховой сбор взимается с пассажиров в случаях:

оформления бесплатных билетов;

лицам, сопровождающим груз;

работникам организаций Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС;

лицам, имеющим особое распоряжение МГА на бесплатную перевозку;

оформления требований на получение служебного билета со скидкой с тарифа за счет авиационных предприятий.

3.17.4. Без взимания страхового сбора считаются застрахованными:

депутаты (кандидаты в депутаты) Верховного Совета СССР, следующие по бесплатным билетам;

депутаты Верховных Советов союзных и автономных республик, следующие бесплатно в пределах территории соответствующей республики;

Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами трех степеней: Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", следующие по бесплатным билетам;

персональные пенсионеры, следующие по бесплатным билетам в районах, не имеющих железнодорожного сообщения;

дети до 5 лет, перевозимые бесплатно при взрослом пассажире;

лица, следующие по бесплатным служебным билетам, в том числе по особым разрешениям МГА;

врачи, средний медицинский персонал и транспортируемые ими больные, следующие по местным воздушным линиям (в случаях, угрожающих жизни больного) по бесплатным билетам;

государственные инспектора по регулированию использования и охране вод, следующие по бесплатным билетам по местным воздушным линиям для выполнения служебных функций;

другие пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в соответствии с действующим законодательством.

3.17.5. Пассажир считается застрахованным с момента объявления посадки в воздушное судно до момента оставления аэропорта назначения.

3.17.6. Порядок взимания страхового сбора при оформлении билетов на основании воинских перевозочных документов Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности установлен Правилами оформления воинских перевозок воздушным транспортом и расчетом за них.

 

3.18. Сборы за предоставляемые услуги

 

За предоставляемые перевозчиком дополнительные услуги взыскиваются сборы:

комиссионный;

за заказ билета;

за доставку билета в пределах города и другого населенного пункта (на дом, в гостиницу, на место службы и т.п.);

за предварительное бронирование мест на воздушном судне;

за другие дополнительные услуги.

Размер сборов устанавливается правилами применения тарифов и объявляется в аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах и других пунктах обслуживания пассажиров.

 

3.19. Перевозка пассажиров в салонах 1-го класса

 

3.19.1. Тарифы на перевозку пассажиров в салонах 1-го класса устанавливаются МГА. Увеличенный тариф по отношению к тарифу обычного класса взимается за повышенные комфорт и обслуживание на борту воздушного судна (увеличенные площадь салона на одно пассажирское место и рацион питания в полете).

3.19.2. Доплата к действующему тарифу за полеты в салоне 1-го класса исчисляется за общее расстояние следования этим воздушным судном.

3.19.3. Право бесплатного полета в салоне 1-го класса имеют:

депутаты Верховного Совета СССР;

депутаты Верховных Советов союзных и автономных республик в пределах территории республики;

лица, следующие по годовым (именным) служебным билетам, литер "ЦА".

3.19.4. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами трех степеней: Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР", при желании следовать в салоне 1-го класса оплачивают разницу в тарифах.

3.19.5. Льготные тарифы, действующие на воздушном транспорте в осенне — зимний период, не распространяются на перевозку пассажиров в салоне 1-го класса.

3.19.6. Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов и правила применения тарифов в части вопросов, не оговоренных в п.п. 3.19.1 — 3.19.5, распространяются на перевозку пассажиров в салонах 1-го класса.

3.19.7. Порядок перевозки детей на воздушных судах всех типов согласно разд. 3.3. настоящих Правил распространяется и на полеты в салоне 1-го класса.

3.19.8. Норма провоза бесплатного багажа для пассажиров 1-го класса, а также следующего с ним ребенка в возрасте от 5 до 12 лет — 30 кг.

3.19.9. Пассажир, имеющий билет для полета в салоне 1-го класса, должен размещаться в специально оборудованном отдельном салоне (салоне 1-го класса) на воздушных судах, где предусмотрена такая перевозка.

3.19.10. Регистрация билетов и посадка в салон 1-го класса производятся по предъявлении пассажиром документов, подтверждающих его право на полет в этом салоне.

3.19.11. Расчет с пассажиром при замене воздушного судна с салоном 1-го класса на воздушное судно другого типа или непредоставление места в салоне 1-го класса по вине перевозчика производится в порядке, установленном правилами применения тарифов.

3.19.12. Расчеты при добровольном изменении пассажиром условий перевозки производятся в порядке, установленном правилами применения тарифов.

3.19.13. Возврат денег и удержание сборов по неиспользованным билетам производится в порядке, установленном правилами применения тарифов, исходя из общей стоимости перевозки, указанной в перевозочных документах пассажира.

 

Глава 4. ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА

 

4.1. Прием к перевозке багажа

 

4.1.1. Вещи пассажира перевозятся в качестве багажа — зарегистрированного багажа или незарегистрированного багажа (ручной клади). Багаж, как правило, перевозится на том же воздушном судне, на котором следует пассажир. На воздушных судах отдельных типов вещи пассажиров перевозятся только в качестве незарегистрированного багажа.

Перечень воздушных судов, на которых вещи перевозятся в качестве незарегистрированного багажа, устанавливается МГА.

Пассажир может перевозить при себе отдельные негромоздкие вещи (портфели, "дипломаты", сумки и пр.), общая масса которых не должна превышать 5 кг, а в исключительных случаях, по разрешению перевозчика, также вещи, требующие особых мер предосторожности при их перевозке.

4.1.2. Пассажир обязан предъявить для взвешивания все перевозимые им вещи, за исключением следующих предметов:

дамская сумочка или папка;

питание для ребенка в полете;

зонт или трость;

кресло — коляска инвалида.

4.1.3. Пассажир обязан сам заботиться о сохранности вещей, перевозимых в салоне воздушного судна.

В случае перерыва рейса (остановка на ночь, длительная задержка и т.п.) в пути следования пассажир обязан забрать вещи, перевозимые в салоне, с борта воздушного судна.

4.1.4. Багаж принимается к перевозке на следующих условиях:

при перевозке прямым рейсом без пересадок, остановок в пути следования — до пункта назначения пассажира, указанного в билете;

при перевозке рейсом с пересадкой, остановкой в пути следования — до аэропорта, в котором пассажир делает пересадку, остановку.

4.1.5. Прием багажа к перевозке удостоверяется выдачей пассажиру багажной квитанции. Принятый к перевозке багаж маркируется багажной биркой, отрывной талон которой выдается пассажиру. Такой багаж считается зарегистрированным.

4.1.6. Багаж принимается к перевозке в аэропортах (городских аэровокзалах) отправления пассажира.

4.1.7. С момента сдачи зарегистрированного багажа к перевозке и до момента выдачи его доступ пассажира к багажу запрещается.

4.1.8. Перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы багаж пассажира был отправлен тем же рейсом, которым следует пассажир.

Пассажир при приобретении билета, а также в аэропорту трансфера обязан согласовать с перевозчиком массу вещей, которая будет предъявлена им к перевозке сверх установленной нормы бесплатной перевозки.

В случае невозможности перевезти багаж тем же рейсом, которым следует пассажир, перевозчик обязан отправить его ближайшим рейсом при условии, что вместе с пассажиром должен следовать багаж, масса которого соответствует установленной норме бесплатной перевозки багажа. Досылаемый багаж должен проходить дополнительный контроль по установленной форме.

4.1.9. Оформление незарегистрированного багажа к перевозке удостоверяется выдачей пассажиру бирки "Ручная кладь", в которой должны быть вписаны фамилия пассажира и масса багажа.

4.1.10. В качестве багажа могут перевозиться места массой не более 30 кг. Размер каждого места багажа не должен превышать 0,5 x 0,5 x 1,0 м. С согласия перевозчика (в исключительных случаях) к перевозке могут быть приняты места багажа большей массы или большего размера.

4.1.11. При полной коммерческой загрузке воздушного судна перевозчик вправе ограничить прием или отказать в приеме багажа сверх установленной нормы бесплатной перевозки. Перевозчик имеет также право отказать пассажиру в перевозке его вещей, если масса, размеры, содержимое или их упаковка не удовлетворяют требованиям настоящих Правил.

 

4.2. Требования к содержимому багажа

 

4.2.1. Не принимаются к перевозке в качестве багажа:

а) огнестрельное и холодное оружие всех видов:

пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное оружие;

шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, кортики, стилеты, ножи: военные, десантные, финские, тесаки, с выбрасывающимися лезвиями, запирающимися замками и др.;