Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2008 г. N 108

командно-летного и инспекторского (летных специалистов) состава уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов.

Проверки техники пилотирования, практической работы командно-летного и летного состава проводят их руководители и заместители руководителей, должностные лица командно-летного и инспекторского состава, имеющие соответствующие допуски.

Оформленные в установленном порядке результаты проверки техники пилотирования, практической работы действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки членов экипажа.

7.9.1. Проверки техники пилотирования, практической работы выполняются в случаях, предусмотренных программами подготовки и переподготовки летного состава по типам воздушных судов; подтверждение квалификации членов экипажа.

7.9.2. Проверки техники пилотирования (для пилотов), практической работы членов экипажей могут выполняться на пилотажном тренажере (при наличии) и на воздушном судне.

7.9.3. Проверки техники пилотирования (для пилотов), практической работы членов экипажей проводятся при допуске:

к полетам на вновь освоенном типе воздушного судна;

к самостоятельным полетам;

к видам авиационных работ, кроме членов кабинного экипажа;

к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток (для пилотов);

к полетам с использованием новых для члена экипажа установленных на воздушном судне оборудования и систем при необходимости;

к инструкторской работе,

а также при:

определении или подтверждении квалификации;

при переходе на воздушное судно с другим видом шасси, кроме членов кабинного экипажа;

после перерыва в летной работе (в установленных случаях).

7.9.4. Квалификационная проверка членов экипажа проводится:

по процедурам:

при присвоении класса (если предусмотрено);

при выдаче и продлении срока действия свидетельства;

при подтверждении (по предусмотренным срокам или при перерыве в летной работе) права выполнения полетов на данном типе воздушного судна;

при допуске к выполнению полетов на другом типе воздушного судна;

по решению руководителя (летного подразделения, службы бортпроводников авиационного предприятия соответственно);

по срокам:

на воздушном судне — не реже одного раза в год;

на тренажере — не реже одного раза в полгода (шесть месяцев).

В течение первого года работы на воздушном судне данного типа проверка практической работы (на воздушном судне или комплексном тренажере) проводится не реже одного раза в три месяца независимо от занимаемой должности.

7.9.5. При квалификационной проверке члена летного экипажа — пилота проверяется техника пилотирования и другие предусмотренные элементы практической работы.

7.9.6. При квалификационной проверке члена экипажа, не являющегося пилотом и членом кабинного экипажа, проверяется соответствующая практическая работа (поэлементно).

7.9.7. Квалификационная проверка члена кабинного экипажа проводится в полете в соответствии с определенными обязанностями на воздушном судне данного типа.

7.9.8. Квалификационные проверки члена экипажа воздушного судна, имеющего допуск к полетам на двух и более типах воздушных судов, проводятся на каждом типе.

 

Разборы полетов

7.10. Разборы полетов являются одной из основных форм профилактики безопасности полетов, повышения профессиональной подготовки членов экипажей воздушных судов и проводятся в целях:

оценки уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;

оценки работы экипажей и летного подразделения (службы) в целом;

оценки на общих разборах качества работы и взаимодействия служб эксплуатанта, обеспечивающих полеты;

совершенствования профессиональной подготовки;

обобщения и распространения опыта;

мобилизации на обеспечение требований безопасности, регулярности и активности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

ознакомления с мероприятиями по профилактике авиационных происшествий.

7.10.1. Разборы полетов проводятся в сроки:

послеполетный разбор в экипаже — после выполнения задания на полет, а для экипажей, выполняющих авиационные работы, — по окончании рабочего (летного) дня;

плановые (в летных подразделениях авиационного предприятия, с командно-летным и инструкторским составом эксплуатанта, общие) — не реже одного раза в месяц;

внеплановые разборы, как правило, целевые — по решению эксплуатанта или уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориального органа.

7.10.2. Разборы полетов, с учетом их целей, в том числе должны предусматривать:

индивидуальную оценку члена экипажа при необходимости;

применение материалов и расшифровок средств объективного контроля;

тематическое изучение причин и обстоятельств авиационных событий, как профилактическая мера, исключающая повторения допущенных в них отклонений нарушений;

вопросы методики летного обучения и повышения (разъяснения) теоретических знаний;

изучение анализов организации летной работы в части касающейся и анализов состояния безопасности полетов;

другие вопросы.

7.10.3. Особенности подготовки и проведения разборов полетов эксплуатантом излагаются в РПП.

7.10.4. Содержание разборов и указания руководителя, проводившего разбор, должны быть в официальном порядке доведены до всех соответствующих летных специалистов, не присутствующих на данном разборе.

 

Контроль полетов, анализ летной работы и безопасности полетов

7.11. Эффективный контроль за выполнением полетов обеспечивает своевременное проведение практических мероприятий по профилактике безопасности полетов.

7.11.1. Контроль полетов осуществляется:

командно-летным, инспекторским и руководящим составом эксплуатантов;

уполномоченными должностными лицами учебных заведений (учреждений), научных и иных организаций гражданской авиации;

уполномоченными должностными лицами аэропортов;

должностными лицами уполномоченного органа в области гражданской авиации и его территориальных органов;

уполномоченными должностными лицами государств, на территории которых производят полеты экипажи гражданских воздушных судов под флагом Российской Федерации;

уполномоченными лицами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других международных организаций, имеющих соответствующие полномочия заинтересованных государств;

должностными лицами уполномоченного органа в области использования воздушного пространства;

должностными лицами органов ОВД в пределах их компетенции.

7.11.2. При контроле полетов используются:

полетная, судовая и летно-штабная документация летных подразделений и материалы проверок членов экипажей воздушных судов, включая материалы средств объективного контроля (полетной информации);

результаты наблюдения уполномоченными должностными лицами за организацией и выполнением полетов;

информация органов ОВД, инженерно-авиационной службы и других служб, обеспечивающих и контролирующих полеты;

результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов;

материалы анализа полетной информации бортовых и наземных средств регистрации параметров полета и речевой информации;

материалы наблюдений общественных инспекторов по безопасности полетов (если таковые имеются);

анализы эксплуатации авиационной техники.

7.11.3. Контроль за выполнением полетов каждого экипажа с использованием материалов средств объективного контроля (полетной информации) осуществляется систематически, но не реже одного раза в месяц.

В обязательном порядке указанный вид контроля проводится:

при подтверждении квалификации члена летного экипажа;

при выполнении тренировочных полетов в аэродромных условиях;

по заявкам (решениям, предписаниям) уполномоченных должностных лиц летных подразделений, инспекций и инженерно-авиационной службы авиационных предприятий, уполномоченных должностных лиц уполномоченных органов в области гражданской авиации и его территориальных органов;

при выявлении нарушений РЛЭ или эквивалентного ему документа и правил полетов;

для выявления причин отказов авиационной техники;

при выполнении полетов особой государственной важности;

по требованию командира воздушного судна.

Руководители служб, производящих первичную обработку материалов средств объективного контроля (полетной информации), обеспечивают сроки и качество представляемой полетной информации, при этом окончательный анализ и выводы по полученным данным о действиях летных экипажей проводит командно-летный состав летных подразделений.

7.11.4. По результатам летной работы (выполнения полетов) за полугодие календарного года составляется анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов.

 

VIII. Обеспечение полетов

 

8.1. Обеспечение полетов гражданских воздушных судов включает:

аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание (управление) воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязью, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание);

аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;

навигационное (штурманское) обеспечение полетов;

метеорологическое обеспечение полетов;

инженерно-авиационное обеспечение;

аэродромное обеспечение;

авиатопливообеспечение;

светотехническое обеспечение;

радиотехническое обеспечение;

орнитологическое обеспечение;

организационное обеспечение перевозок, авиационных работ;

организационное обеспечение полетов;

обеспечение авиационной безопасности;

авиационное медицинское обеспечение;

аварийно-спасательное обеспечение.

 

Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов

8.2. Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов предоставляется на всех этапах полета воздушных судов.

Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

8.2.1. Организация воздушного движения (ОрВД) осуществляется в целях обеспечения возможности пользователем воздушного пространства придерживаться планируемого времени вылета и прибытия и представляет собой:

обслуживание (управление) воздушного движения;

организацию потоков воздушного движения;

организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

выдерживание предпочтительных профилей полета при минимальных ограничениях и без снижения установленных уровней безопасности.

8.2.2. Обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется центрами ЕС ОрВД, органами ОВД пользователей воздушного пространства, органами полетно-информационного обслуживания.

8.2.3. Использование воздушного пространства в районе аэродрома (вертодрома, аэроузла) осуществляется в соответствии с инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.

Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения — максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.

8.2.4. Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства установлены Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

8.2.5. Обеспечение авиационной электросвязи предусматривает взаимодействие между органами ОВД по каналам связи, организованным или арендуемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями. Отключение каналов связи взаимодействия между органами ОВД запрещается.

Соответствие режимов работы электросвязи установленным параметрам периодически проверяется с использованием специального оборудования. Периодичность и объем проверок, контроль выполнения осуществляется в установленном порядке.

Информация о возникновении аварий и неисправностей в работе электросвязи немедленно передается уполномоченным инженерно-техническим составом по технической эксплуатации электросвязного оборудования диспетчеру органа ОВД и записывается в специальный журнал.

При обеспечении полетов не допускается:

использование средств электросвязного оборудования, на которых не выполнены или не завершены работы по ежедневному техническому обслуживанию;

проведение проверок работоспособности электросвязного оборудования при нахождении на этапе захода на посадку воздушного судна; в сложных метеоусловиях;

радиообмен между органами ОВД и летными экипажами воздушных судов, переговоры диспетчеров органов ОВД, метеорологические консультации летных экипажей и диспетчеров, предполетный контроль, а также метеорологическая информация, передаваемая по радиоканалам, регистрируется аппаратурой звукозаписи.

Материалы звукозаписи хранятся в соответствии с установленными нормами.

8.2.6. Обеспечение аэронавигационной информацией включает:

сбор, обработку, обеспечение достоверности, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации. Форма, содержание и сроки обновления документов аэронавигационной информации на бумажных и электронных носителях должны соответствовать установленным требованиям;

предоставление летному экипажу полной и достоверной аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов. Предоставление аэронавигационной информации организуется и выполняется уполномоченными в установленном порядке авиационными предприятиями, организациями, эксплуатантами, а также — при обучении соответствующего авиационного персонала — учебными заведениями (образовательными учреждениями) гражданской авиации;

своевременное и точное предупреждение о функционировании средств связи и навигации, предоставление другой информации, имеющей важное значение для безопасности полетов, включая информацию о состоянии и прогнозе характеристик навигационного поля спутниковой навигационной системы, состоянии основных и запасных аэродромов путем издания и распространения NOTAM, передачи сообщений службой автоматической передачи информации в районе аэродрома (АТИС).

8.2.7. Обеспечение аэронавигационной информацией на уровне пользователя воздушного пространства включает:

сбор, хранение и порядок доведения аэронавигационной информации до летного экипажа;

своевременное информационное обеспечение пилотажно-навигационных комплексов, навигационных систем.

8.2.8. Метеорологическую информацию летные экипажи воздушных судов могут получать в составе сообщений АТИС, VOLMET, обеспечиваемых органами ОВД в порядке полетно-информационного обслуживания воздушного движения.

Сообщения АТИС передаются по ГГС и на АРМ, в том числе на рабочих местах предполетной подготовки летных экипажей. Летный экипаж может получать указанные сообщения на бумажном носителе.

Для летных экипажей воздушных судов, находящиеся в полете, организуются передачи по каналам радиосвязи сообщений АТИС и VOLMET.

При отсутствии на аэродромах автоматических систем вещания метеорологической информации, а также по запросу летного экипажа сведения о погоде на аэродроме передаются летному экипажу диспетчером органа ОВД.

Сведения о погоде, полученные от летных экипажей воздушных судов, используются метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды.

8.2.9. Выполнение полетов, в том числе при уведомительном порядке использования воздушного пространства, без получения соответствующей аэронавигационной и метеорологической информации запрещается.

8.2.10. Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей организует и осуществляет уполномоченный орган в области использования воздушного пространства во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания <*>.

———————————

<*> Пункт 1 статьи 88 Воздушного Кодекса.

 

Навигационное (штурманское) обеспечение полетов

8.3. Навигационное (штурманское) обеспечение полетов осуществляется в целях безопасной, точной и эффективной воздушной навигации, а именно:

формирования (установления) заданных траекторий полетов воздушных судов;

обеспечения наибольшей точности и надежности навигации по воздушным трассам, МВЛ, установленным маршрутам и при полетах по выполнению авиационных работ;

обеспечение оптимального и безопасного вывода воздушных судов на аэродромы посадки, а также выдерживания установленных схем маневрирования в районе аэродрома;

разработки и внедрения схем и процедур маневрирования в районах аэродромов;

совершенствования существующих и внедрения прогрессивных методов навигации.

8.3.1. Навигационное (штурманское) обеспечение полетов включает:

разработку нормативных документов, регулирующих подготовку и выполнение полетов в навигационном отношении, а также требования к навигационной подготовке и порядок подготовки соответствующего авиационного персонала;

разработку навигационных процедур;

определение минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов и минимумов для визуальных полетов;

разработку схем маневрирования воздушных судов в районе аэродрома (аэроузла);

совершенствование качества подготовки и выполнение полетов с комплексным применением навигационных средств, выбором оптимальных маршрутов и эшелонов, а также обоснованием наиболее рационального размещения наземных и технических средств навигации и посадки;

применение материалов информационного обеспечения для пилотажно-навигационных комплексов и навигационных систем;

осуществление взаимодействия между ведомствами и организациями, регулирующими, контролирующими, обеспечивающими и выполняющими полеты.

8.3.2. Навигационное (штурманское) обеспечение полетов летных экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и эксплуатантов АОН возлагается на эксплуатанта.

8.3.3. Навигационное (штурманское) обеспечение полетов, осуществляемое эксплуатантом, включает обеспечение летных экипажей воздушных судов:

сборниками аэронавигационной информации на бумажных и (или) электронных носителях;

комплектом документов аэронавигационной информации (двумя комплектами — для воздушных судов с раздельной кабиной летного экипажа);

данными по эксплуатационным минимумам аэродромов для взлета, посадки и запасных, а при необходимости минимумам для выполнения полетов самолетами с двумя газотурбинными двигателями по правилам ETOPS;

результатами предварительных навигационных расчетов и (или) бланками установленной формы;

сопроводительной документацией к бортовой базе аэронавигационных данных при необходимости и таблицами аэронавигационных данных для пилотажно-навигационных комплексов и навигационных систем;

аэронавигационными картами на электронных и/или бумажных носителях, отвечающими установленным требованиям;

требуемым навигационным (штурманским) снаряжением.

8.3.4. Эксплуатант при наличии в аэропорту своего представителя — диспетчера по обеспечению полетов в целях полетного диспетчерского обеспечения своих экипажей, в том числе не имеющих штурмана в составе экипажа, организует предоставление командиру воздушного судна:

необходимой информации в соответствии с планом полета;

рабочего плана полета;

плана полета (далее — ФПЛ) для ознакомления и подписи с последующей подачей его в органы ОрВД;

другие действия, предусмотренные эксплуатантом в РПП.

В этом случае служба аэропорта, осуществляющая непосредственное навигационное обеспечение экипажей и предоставление им аэронавигационной информации, не отвечает за подготовку такого экипажа к полету.

8.3.5. Форма, содержание и сроки обновления документов аэронавигационной информации на бумажных и электронных носителях должны соответствовать установленным требованиям, а форматы и объемы баз аэронавигационных данных должны соотноситься с потребностями и функциональными возможностями пилотажно-навигационных комплексов и навигационных систем.

8.3.6. В целях точной и безопасной навигации:

используются инструкции по производству полетов на международных воздушных линиях, АИП и другие;

применяются таблицы установочных данных для навигационно-пилотажных комплексов, основные сокращения и условные обозначения, применяемые в воздушной навигации (приложение N 2 настоящих Правил);

учитываются данные авиационных астрономических ежегодников (таблицы высот и азимутов солнца, луны и планет, таблицы высот и азимутов звезд, бортовая карта неба, календарный справочник моментов восхода и захода солнца);

используются (подготавливаются) полетные, радионавигационные и специальные карты для планшетов и индикаторов навигационной обстановки навигационных вычислительных устройств, бланки навигационного (штурманского) расчета полета.

8.3.7. Подбор и подготовка полетных карт (приложение N 3 к настоящим Правилам) в каждом случае определяются характером выполняемого задания на полет.

Полетные карты должны охватывать район, обеспечивающий возможность полета по маршруту, обхода опасных метеорологических условий, спрямление или изменение маршрута, уход на запасной аэродром и восстановление ориентировки в случае ее потери.

Любые полеты без полетной карты запрещаются. Исключение могут составлять полеты на сверхлегких воздушных судов (применяются при необходимости).

8.3.8. Установленные районы авиационных работ, маршруты полетов, а также запретные зоны наносятся на аэронавигационные и полетные карты.

8.3.9. При полетах воздушных судов гражданской авиации по воздушным трассам, МВЛ, установленным маршрутам и при выполнении авиационных работ применяются полетные карты:

аэронавигационные, полимаршрутные, маршрутные (радионавигационные);

аэронавигационные карты масштаба 1:1000000 или крупнее для легких воздушных судов и вертолетов всех классов.

8.3.10. При выполнении полетов вне воздушных трасс, маршрутов зональной навигации и местных воздушных линий при разрешительном порядке его использования полеты воздушных судов выполняются по маршрутам.

Прокладка маршрута полета воздушного судна осуществляется в соответствии с ограничениями и особенностями, приведенными в пунктах 9.2.2 — 9.2.13 настоящих Правил.

8.3.11. Каждому полету должен предшествовать его предварительный навигационный расчет.

Исключение составляют полеты по установленным маршрутам при выполнении ряда авиационных работ, перелеты на аэродромы, расположенные в одном аэроузле, а также при аэродромных тренировочных полетах.

При этом рабочий план полета (предварительный навигационный расчет) выполняется на бланке штурманского бортового журнала или с использованием электронно-вычислительной техники и соответствующих программ должностным лицом наземного штурманского обеспечения полетов.

Если эксплуатантом не предусмотрена процедура подготовки рабочего плана полета (предварительного навигационного расчета), а также в других случаях, то указанные расчеты выполняются в процессе предполетной подготовки летным экипажем (пилотом, штурманом).

В случаях, когда предварительный навигационный расчет полета разрешается не применять (не рассчитывать), летный экипаж:

на предполетной подготовке с учетом эквивалентного ветра определяет в установленном порядке расчетное время полета и потребное количество топлива (по РЛЭ);

использует только достоверную информацию о путевых углах, расстояниях, штилевом времени полета и безопасных высотах по участкам маршрута.

8.3.12. В летных образовательных заведениях (учреждениях) штурманский бортовой журнал (при тренировках в рейсовых, маршрутных условиях) при учебных полетах заполняется экипажем в полете и сдается с отчетной документацией.

 

Метеорологическое обеспечение полетов

8.4. Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов требуемой метеорологической информации путем ее предоставления пользователям воздушного пространства, органам, осуществляющим организацию воздушного движения.

8.4.1. Метеорологические наблюдения на аэродромах и посадочных площадках производятся в соответствии с установленными требованиями.

Метеорологическое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромах совместного использования, должно соответствовать требованиям годности эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности эксплуатации.

8.4.2. Объем и порядок предоставления пользователям воздушного пространства метеорологической информации на аэродромах и посадочных площадках производится в соответствии с требованиями нормативных документов по метеорологическому обеспечению полетов.

8.4.3. В данных о фактической погоде на аэродромах, на которых где магнитное склонение составляет 5° и более, направление ветра указывается от магнитного меридиана.

8.4.4. На аэродромах в целях обеспечения должного уровня безопасности полетов наблюдения за возникновением, развитием и окончанием явлений погоды, опасных для авиации, должны вестись непрерывно.

Если результаты инструментальных измерений метеорологических элементов отличаются от данных экипажей воздушных судов, то производится контрольное измерение соответствующих метеорологических элементов.

8.4.5. Вылеты экипажей воздушных судов по прогнозам основных и запасных аэродромов не могут производиться, если запас времени действия прогнозов заканчивается менее чем за 30 минут после расчетного времени посадки.

8.4.6. Организационное обеспечение летных экипажей гражданских воздушных судов эксплуатантов коммерческой гражданской авиации и эксплуатантов АОН метеорологической консультацией и документацией в период предполетной подготовки возлагается на эксплуатанта.

8.4.7. Метеорологическое обеспечение полетов при выполнении авиационных работ по районам полетов осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению полетов и специальной инструкцией по производству полетов в районе авиационных работ.

Особенности метеорологического обеспечения полетов при выполнении авиационных работ предусматриваются эксплуатантом в РПП.

8.4.8. При учебных и тренировочных полетах в районе аэродрома (аэроузла), организуемых в летных образовательных заведениях (учреждениях) гражданской авиации, метеорологическую документацию и консультацию получает должностное лицо, уполномоченное на организацию указанных полетов.

8.4.9. При сложностях определения возможности полетов по ПВП может проводиться разведка погоды (при наличии запасного аэродрома в соответствии с требованием настоящих Правил и без пассажиров на борту воздушного судна) наиболее опытными экипажами, имеющими допуск к полетам в сложных метеорологических условиях, в том числе по условиям ППП.

8.4.10. Летный экипаж в полете сообщает сведения о фактической погоде по запросу органа ОВД, при встрече с опасными метеорологическими явлениями.

 

Инженерно-авиационное обеспечение

8.5. Инженерно-авиационное обеспечение включает:

поддержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией воздушных судов и установленными нормативами;

обеспечение своевременного и качественного технического обслуживания воздушных судов;

учет ресурсного и технического состояния авиационной техники, а также выполненных работ по поддержанию летной годности воздушных судов;

сбор, учет, анализ и предоставление данных об отказах и неисправностях авиационной техники и об особенностях летно-технической эксплуатации воздушных судов;

разработка и практическая реализация мероприятий по устранению и по предупреждению отказов и неисправностей;

планирование технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также ее конструктивных доработок;

контроль полноты и качества выполнения работ по поддержанию летной годности воздушных судов;

ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной, включая пономерную, а также судовой документации;

контроль полноты и качества выполнения работ по поддержанию летной годности воздушных судов, включая работы по оценке оформления пономерной документации и результаты специальных осмотров;

работы по исследованию отказавших агрегатов;

обработку и анализ полетной информации;

рекламационно-претензионную работу;

работу в соответствии с требованиями по содержанию производственной базы для поддержания летной годности воздушных судов;

поддержание и повышение профессионального уровня соответствующего авиационного персонала;

поддержание и повышение технических знаний и практических навыков членов экипажей воздушных судов в вопросах летно-технической эксплуатации;

осуществление мер по сохранности авиационной техники на земле.

8.5.1. К работам по техническому обслуживанию воздушного судна допускаются лица инженерно-технического состава, а также другие специалисты из числа авиационного персонала, имеющие сертификат (свидетельство) установленной формы и соответствующий допуск (допуски).

8.5.2. В случаях, когда на аэродроме или посадочной площадке техническое обслуживание гражданского воздушного судна не обеспечивается, экипаж:

при отсутствии инженерно-технического состава проводит осмотр воздушного судна в объеме, регламентированном РЛЭ, и выполнение работ, процедурно представленных в соответствующей нормативной и технологической документации воздушного судна данного типа. Результаты осмотра и информация о других выполненных работах записываются командиром воздушного судна в бортовой журнал;

при наличии инженерно-технического состава осуществляет контроль выполнения ими работ и обслуживания данного типа воздушного судна, процедурно представленных в соответствующей нормативной и технологической документации воздушного судна данного типа. Результаты осмотра и информация о других выполненных работах записываются в бортовой журнал с подтверждением подписями лица инженерно-технического состава и командира воздушного судна.

8.5.3. Передача гражданского воздушного судна, бортового имущества, документации, запорных устройств производится в установленном порядке с оформлением записи в бортовом журнале.

При этом передача бортового имущества, документации, запорных устройств осуществляется согласно описям бортового журнала.

8.5.4. При приемке гражданского воздушного судна экипаж, принимающий его в установленном порядке, информируется о техническом состоянии и выполненных на нем работах.

 

Аэродромное обеспечение

8.6. Аэродромное обеспечение полетов включает комплекс мероприятий по поддержанию аэродрома (ВПП, РД, перроны и места стоянки воздушных судов) для производства полетов в постоянной эксплуатационной готовности (для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов).

8.6.1. Подготовка аэродрома к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременный ремонт, определение значения коэффициента сцепления осуществляются организацией, эксплуатирующей аэродром.

Производство работ на аэродроме и организация их контроля, принятие решения о начале, прекращении, возобновлении или ограничении полетов по техническому состоянию аэродрома осуществляются с разрешения уполномоченного должностного лица организации, эксплуатирующей аэродром.

На контролируемых аэродромах указанные действия осуществляются по согласованию с органом ОВД.

8.6.2. Перед временным прекращением приема и выпуска воздушных судов по техническим причинам предусмотрена подача информации об окончании работ в адреса, предусмотренные табелем сообщений о движении воздушных судов в гражданской авиации, но не позднее двух часов до начала работ.

Информация о времени окончания работ является основанием для вылета воздушных судов из других аэропортов с расчетом прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.

8.6.3. При экстренной необходимости аэродром может быть закрыт немедленно по принятии решения.

8.6.4. При работах на ВПП каждые 15 минут осуществляется контрольная радиосвязь между соответствующим диспетчером органа ОВД и должностным лицом аэродромной службы, ответственным за указанные работы.

8.6.5. Продолжительность очистки аэродромных покрытий не должна превышать установленных норм.

8.6.6. Работы на ВПП прекращаются с немедленным ее освобождением от всех средств механизации в случаях:

потери радиосвязи между соответствующим диспетчером органа ОВД и должностным лицом аэродромной службы, ответственным за указанные работы;

по указанию органа ОВД на аэродроме.

8.6.7. Условия торможения на искусственных покрытиях ВПП характеризуются значением коэффициента сцепления, толщиной и видом атмосферных осадков на покрытии.

Влияние коэффициента сцепления и осадков учитывается в соответствии с РЛЭ.

8.6.8. Порядок расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации устанавливается на всех аэродромах инструкциями по производству полетов (аэронавигационном паспорте) аэродрома.

8.6.9. Маркировка искусственных покрытий ВПП и грунтовых аэродромов производится в соответствии с установленными требованиями.

8.6.10. Аэродромные машины и механизмы, предназначенные для работы на летном поле, оборудуются рабочими средствами радиосвязи, проблесковыми и габаритными огнями, включаемыми во время работы на летном поле независимо от времени суток.

 

Авиатопливообеспечение

8.7. Авиатопливообеспечение авиационными горючими и смазочными материалами в целях заправки и технического обслуживания воздушных судов включает: прием, хранение, подготовку, определение кондиционности, заправку (обработку) воздушного судна.

8.7.1. Прием, хранение, подготовка, определение кондиционности, выдача авиационного горючего и смазочных материалов для заправки (обработки) и непосредственная заправка горючими и смазочными материалами воздушного судна осуществляется в соответствии с установленными требованиями.

8.7.2. Заправка воздушных судов горючими и смазочными материалами, не имеющими паспортов качества, запрещается.

8.7.3. Паспорта качества (их заверенные копии) на выдаваемые горючие и смазочные материалы предъявляются члену летного экипажа или представителю эксплуатанта при заправке воздушного судна по их требованию в обязательном порядке.

8.7.4. На воздушных судах не производится заправка, дозаправка, слив топлива с высоким уровнем испарения (авиационный бензин), если на борту воздушного судна имеются пассажиры, производится посадка и высадка пассажиров из воздушного судна.

Особенности заправки, дозаправки, слива топлива из воздушных судов при наличии во время обслуживания на борту пассажиров, указаны в приложении N 5 к настоящим Правилам.

 

Светотехническое обеспечение

8.8. Светотехническое обеспечение полетов включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в установленном порядке в целях поддержания технического состояния и эксплуатационных параметров оборудования, обеспечивающего безопасность полетов, и предусматривает:

подготовку и допуск лиц инженерно-технического состава к технической эксплуатации светотехнического оборудования;

планирование использования светотехнических средств;

содержание средств светотехнического обеспечения полетов в исправном состоянии;

учет и анализ отказов и неисправностей светотехнических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению надежности этих средств.

8.8.1. Светотехническое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромах совместного использования, должно соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации.

8.8.2. Соответствие режимов работы светотехнических средств установленным параметрам периодически проверяется с использованием специального оборудования.

Периодичность и объем этих проверок, контроль выполнения осуществляется в установленном порядке.

8.8.3. Система светосигнального оборудования включается:

при ночных полетах — за 15 минут до захода солнца или расчетного времени прибытия воздушных судов;

в дневных условиях — при видимости 2000 м и менее;

в других случаях — по требованию экипажа воздушного судна;

система визуальной индикации глиссады — днем и ночью при любой видимости за 15 минут до расчетного времени прибытия воздушных судов.

8.8.4. Все оперативные переключения в системе электроснабжения аэродрома производятся по согласованию с органом (диспетчером) ОВД, а выключения — с записью в специальном журнале.

8.8.5. В случае изменения направления рабочего старта полеты могут начинаться с этим направлением только после доклада должностного лица службы светотехнического (электросветотехнического) обеспечения полетов органу ОВД о готовности к работе светотехнических средств с новым направлением.

8.8.6. Информация о возникновении аварий и неисправностей в светосигнальном оборудовании и системе электроснабжения немедленно передается уполномоченным инженерно-техническим составом по технической эксплуатации светотехнического оборудования диспетчеру органа ОВД и записывается в специальном журнале.

8.8.7. При обеспечении полетов не допускается:

использование средств светотехнического обеспечения полетов, на которых не выполнены или не завершены работы по ежедневному техническому обслуживанию;

проведение проверок работоспособности систем светосигнального оборудования в сложных метеоусловиях при нахождении на этапе захода на посадку воздушного судна;

использование систем светосигнального оборудования, для которых закончился срок действия удостоверения (сертификата) годности к эксплуатации.

 

Радиотехническое обеспечение

8.9. В радиотехническое обеспечение полетов, как в комплекс организационных и технических мероприятий, входит поддержание объектов и средств и радиотехнического обеспечения в постоянной готовности к (предоставлению) практическому применению и использованию радиолокационной и радионавигационной информации, необходимой для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

8.9.1. Радиотехническое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования, должно быть сертифицировано, а объекты радиотехнического обеспечения полетов соответствовать требованиям годности к эксплуатации.

8.9.2. Средства радиотехнического обеспечения полетов включаются по указанию руководителя полетов органа ОВД в следующем порядке:

системы посадки (радиомаячная система посадки, оборудование системы посадки, посадочный радиолокатор) — не позднее 15 минут до расчетного времени посадки воздушного судна. При этом посадочный радиолокатор включается и используется для контроля захода на посадку для легких и сверхлегких самолетов и вертолетов по требованию летного экипажа, для других воздушных судов — при высоте нижней границы облаков 200 м и ниже и/или видимости менее 2000 м. При использовании посадочного радиолокатора документирование информации о заходе на посадку воздушного судна осуществляется во всех случаях;

остальное радиотехническое оборудование аэродрома — не позднее 30 минут до расчетного времени посадки (пролета) воздушного судна.

8.9.3. Средства радиотехнического обеспечения полетов включаются во всех случаях по требованию летных экипажей независимо от метеорологических условий.

8.9.4. В случае изменения курса посадки от уполномоченных должностных лиц инженерно-технического состава по технической эксплуатации радиотехнических средств должен поступить доклад органу ОВД об их готовности к работе с новым курсом посадки.

8.9.5. Средства радиотехнического обеспечения полетов могут быть выключены по решению руководителя полетов органа ОВД:

при отсутствии прилетов и вылетов других воздушных судов;

по окончании руления прибывшего на аэродром воздушного судна;

по окончании связи летного экипажа вылетевшего воздушного судна с соответствующим органом (диспетчером) ОВД.

8.9.6. В целях информирования летных экипажей воздушных судов о неисправностях или отказах средств радиотехнического обеспечения полетов и их выключении по этой причине должностные лица службы эксплуатации радиотехнического оборудования немедленно сообщают об этом руководителю полетов органа ОВД и фиксируют происшедшее в специальном журнале.

8.9.7. Средства радиотехнического обеспечения полетов, на которых не выполнены работы по техническому обслуживанию или закончился срок действия сертификата годности объекта к эксплуатации для обеспечения полетов, не используются.

8.9.8. Основным режимом вторичной радиолокации при обслуживании (управлении) воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации является режим "RBS".

При отсутствии на воздушном судне бортового ответчика, работающего в режиме "RBS", или если вторичный радиолокатор не работает в данном режиме, обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется использованием режима "УВД" по указанию диспетчера органа ОВД.

 

Орнитологическое обеспечение

8.10. Орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает:

орнитологическое обследование района аэродрома;

ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию;

проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой;

сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов;

доведение до летных экипажей информации об орнитологической обстановке (предупреждение об ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов);

проведение занятий по авиационной орнитологии с летным составом, специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов, по утвержденным в установленном порядке программам.

8.10.1. На аэродромах проводится учет всех случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от их последствий.

8.10.2. На аэродромах могут приниматься меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полетов.

8.10.3. В полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов — менее 15 км от контрольной точки аэродрома (КТА) не допускается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

 

Организационное обеспечение перевозок, авиационных работ

8.11. Обеспечение воздушных перевозок (далее — перевозок) и авиационных работ осуществляется в соответствии с требованиями Воздушного Кодекса, настоящих Правил и других нормативных документов.

8.11.1. Организационное обеспечение перевозок включает:

расчет, комплектование и распределение коммерческой загрузки воздушных судов;

расчет центровки и загрузки воздушных судов;

выполнение установленного порядка оформления пассажиров, багажа, почты и грузов;

доставку пассажиров, багажа, грузов и почты к воздушному судну (от воздушного судна) и их загрузку (выгрузку) на (из) воздушное судно;

загрузку и разгрузку воздушных судов в соответствии с центровочным графиком в установленном порядке;

обеспечение в части, касающейся безопасного наземного обслуживания;

оформление перевозочной и сопроводительной документации;

досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, контроль за перевозкой опасных грузов;

обслуживание пассажиров в полете.

8.11.2. Организационное обеспечение перевозок осуществляется:

в аэропорту — в установленном порядке подразделениями (службами) организации перевозок эксплуатанта или другой организацией (при наличии у нее соответствующих полномочий на осуществление такой деятельности);

в полете — членами кабинного экипажа, а при их отсутствии — членом экипажа по поручению командира воздушного судна;

на аэродромах и посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие подразделений (служб) организации перевозок, — командиром воздушного судна.

8.11.3. Комплектование и распределение коммерческой загрузки на борту воздушного судна и расчет центровки производит диспетчер по центровке.

При отсутствии диспетчера по центровке, а также окончательный расчет коммерческой загрузки производит второй пилот.

Окончательное решение о массе загрузки воздушного судна, распределении загрузки внутри воздушного судна принимает командир воздушного судна, исходя из анализа метеорологической и аэронавигационной обстановки на аэродромах вылета, посадки и по маршруту полета.

8.11.4. Посадка и высадка пассажиров производятся под руководством и контролем уполномоченного должностного лица по организации перевозок и бортпроводника или другого члена экипажа (по поручению командира воздушного судна).

8.11.5. Количество пассажиров на борту воздушного судна, не учитывая детей в возрасте до двух лет, должно соответствовать количеству кресел, оборудованных привязными ремнями.

8.11.6. На аэродромах, не имеющих обеспечивающих служб, а также посадочных площадках организационное обеспечение авиационных работ возлагается на эксплуатанта.

 

Организационное обеспечение полетов

8.12. Под организационным обеспечением полетов предусматривается реализация комплекса мер, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей в авиационной деятельности с максимальной эффективностью.

8.12.1. Организационное обеспечение полетов осуществляется в порядке и требуемом объеме в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Указанное обеспечение достигается за счет своевременного предоставления пользователям воздушного пространства, а также органам и службам, участвующим в планировании и обеспечении полетов, необходимой информации:

о возможности выполнения заявленных полетов(а);

о наличии у пользователей воздушного пространства соответствующих прав;

о согласованных с уполномоченными органами в области гражданской авиации и использования воздушного пространства условий выполнения полетов.

8.12.2. Организационное обеспечение полетов включает:

получение необходимых разрешений уполномоченных органов в области гражданской авиации и в области использования воздушного пространства Российской Федерации и иностранных государств на право:

выполнения полета заявленным пользователем воздушного пространства;

выполнения заявленных воздушных перевозок и авиационных работ;

использования заявленного воздушного судна;

использования для взлетов и посадок планируемых аэродромов (посадочных площадок);

использования для выполнения полета заявленных элементов структуры воздушного пространства;

выполнения полета в заявленный период времени согласно заявленному графику, а также разового выполнения полета;

своевременной подготовки к обеспечению полетов всех органов и служб:

предварительного согласования возможностей обслуживания планируемого полета соответствующими органами и службами на аэродромах (посадочных площадках) вылета и прилета, включая прием и выпуск воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа, груза и почты, заправку ГСМ, заказ бортпитания и др., согласно заявленным графику, цели и условиям выполнения полета;

доведения до органов и служб, участвующих в планировании и обеспечении полетов, информации о согласованных с соответствующими уполномоченными органами в области гражданской авиации и в области использования воздушного пространства графиках, целях и условиях выполнения полетов;

посуточного планирования полетов и контроля:

сбора и учета запросов пользователей воздушного пространства на получение разрешений на выполнение полетов, воздушных перевозок и авиационных работ;

регистрации разрешений уполномоченных органов в области гражданской авиации и в области использования воздушного пространства Российской Федерации, а также и иностранных государств на право выполнения планируемых полетов, воздушных перевозок и авиационных работ;

сбора и учета согласованных графиков, целей и условий выполнения полетов;

составления сводных планов полетов накануне дня их выполнения;

представления сведений о сводных планах полетов и разрешениях уполномоченного органа в области гражданской авиации и в области использования воздушного пространства в органы ЕС ОрВД;

контроля за соблюдением разрешенных условий выполнения полетов;

сбора, учета и анализа данных о регулярности выполненных полетов, разработку и практической реализации мер по повышению качества воздушных перевозок;

выявления случаев нарушений пользователями воздушного пространства согласованных графиков выполнения полетов по неуважительным причинам;

разработки и реализации мер по повышению регулярности выполняемых полетов и совершенствованию процедур допуска к выполнению полетов пользователей воздушного пространства;

поддержания и повышения профессионального уровня персонала, осуществляющего организационное обеспечение полетов.

8.12.3. Уполномоченный орган в области гражданской авиации и уполномоченный орган в области использования воздушного пространства могут выдавать в установленном порядке разрешения на выполнение разовых полетов, обусловленных:

особыми условиями эксплуатации воздушного судна;

необходимостью осуществления специальных полетов особой государственной важности.

8.12.4. Организационное обеспечение полетов выполняется и оперативно контролируется в установленном порядке.

8.12.5. Организационное обеспечение полетов (рейсов) производится как по расписанию, так и вне расписания и начинается с этапа рассмотрения заявок (запросов) эксплуатантов.

Организационное обеспечение полетов (рейсов) по расписанию производится при проведении процедур согласования и утверждения графика регулярных воздушных перевозок уполномоченным органом в области гражданской авиации.

8.12.6. Порядок подачи запросов, их объем, порядок рассмотрения и получения разрешений в Российской Федерации, а также схема доведения до пользователей воздушного пространства, органов и служб, участвующих в планировании и обеспечении полетов, необходимой информации осуществляются в установленном порядке.

Порядок подачи запросов и получения разрешений уполномоченных органов в области гражданской авиации иностранных государств публикуются в АИП соответствующих государств.

8.12.7. Без наличия разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации и уполномоченного органа в области использования воздушного пространства, а также соответствующего органа иностранного государства на выполнение соответствующего полета, заявки (планы полетов) органами ЕС ОрВД не принимаются и не обеспечиваются.

 

Обеспечение авиационной безопасности

8.13. Обеспечение авиационной безопасности гражданской авиации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение авиационной безопасности включает мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

8.13.1. Авиационный персонал, персонал организаций, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта.

8.13.2. Члены экипажей воздушных судов для выполнения полетного задания и иных служебных обязанностей допускаются в контролируемую зону аэропорта (аэродрома) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, с соблюдением процедур предполетного досмотра.

8.13.3. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта (аэродрома), сотрудники органов пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта (аэродрома) по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам.

8.13.4. В контролируемой зоне аэропорта (аэродрома) не допускается:

эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта;

использование без разрешения администрации аэропорта (аэродрома) кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;

нахождение авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта (аэродрома), после окончания рабочего времени (смены) без разрешения администрации;

курение и разведение огня в непредусмотренных местах;

загромождение территории строительными и другими материалами, предметами, которые затрудняют движение транспорта;

нецелевое использование аэродромной территории <*>.

———————————

<*> Пункт 16 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрационный N 7321).

 

8.13.5. В аэропортах других государств представитель эксплуатанта совместно с командиром воздушного судна принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность со стороны лиц, не связанных с выполнением полета, используя предоставленные им права и в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности или где нет представителя эксплуатанта, командир воздушного судна организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа.

 

Авиационное медицинское обеспечение

8.14. Медицинское обеспечение полетов осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами и в целях:

сохранения здоровья, повышения работоспособности лиц летного состава, диспетчеров органов ОВД и других лиц авиационного персонала;

динамического врачебного наблюдения лиц летного состава, диспетчеров органов ОВД в межкомиссионный период;

проведения предполетного (предсменного) медицинского контроля;

контроля за летной нагрузкой и питанием;

предоставления медицинских услуг и проведения реабилитационных мероприятий.

8.14.1. Медицинский осмотр авиационных специалистов, включенных в задание на полет, но не являющихся членами экипажа, проводится наряду с членами экипажа с предъявлением заключения медицинского учреждения гражданской авиации о допуске к полетам по состоянию здоровья.

8.14.2. Члены экипажа воздушного судна эксплуатанта, диспетчеры органов ОВД и другие должностные лица, не прошедшие установленные для них предполетный (предсменный) медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, медицинские осмотры по медицинским показаниям, а также в случае выявленных нарушений предполетного (предсменного) режима к выполнению полета и управлению воздушным движением не допускаются.

8.14.3. При выполнении международных полетов (с зарубежного аэродрома), а также при выполнении авиационных работ и других полетов с временных аэродромов, посадочных площадок Российской Федерации предполетный медицинский осмотр не проводится.

В этом случае решение о допуске членов экипажа к полетам принимает командир воздушного судна.

Особенности авиационного медицинского обеспечения полетов эксплуатант устанавливает в РПП.

8.14.4. Продолжительность рабочего времени и времени отдыха летного состава гражданской авиации должны соответствовать установленным правилам.

8.14.5. К выполнению обязанностей члена экипажа воздушного судна и диспетчера органа ОВД не допускаются лица, находящиеся под воздействием спиртных напитков или наркотиков, лекарственных средств, ограничивающих способность выполнения своих обязанностей.

8.14.6. Членам экипажей, выполняющих полеты в местности и страны, неблагополучные в эпидемиологическом отношении, в установленном порядке проводятся профилактические прививки.

8.14.7. Гражданские воздушные суда должны быть оснащены необходимым запасом медицинских средств, помещаемых в легкодоступных местах:

комплектами первой помощи;

универсальными профилактическими комплектами;

медицинскими комплектами для оказания врачебной помощи.

 

Аварийно-спасательное обеспечение

8.15. Аварийно-спасательное обеспечение полетов в гражданской авиации осуществляется в целях своевременного оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих бедствие на аэродроме и в районе аэродрома.

8.15.1. Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэропорта (аэродрома) в соответствии с аварийным планом аэропорта (аэродрома).

Аварийным планом аэропорта (аэродрома) должно быть предусмотрено привлечение специальных служб и координация их действий.

8.15.2. Для выполнения аварийно-спасательных работ на аэродроме и в районе аэродрома в каждой смене аэропорта создается аварийно-спасательная команда.

8.15.3. Экипажи воздушных судов авиационных предприятий, привлекаемые для выполнения поиска и спасания, обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций, должны пройти соответствующую подготовку и иметь допуск к таким полетам.

8.15.4. В зависимости от обстановки расчетам аварийно-спасательной команды подаются следующие сигналы оповещения:

"Тревога", когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 минут;

"Готовность", когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 минут и более.

8.15.5. Командир потерпевшего бедствие воздушного судна или другой член экипажа этого воздушного судна используют любую возможность для своевременного оповещения о случившемся.

 

IX. Воздушное пространство Российской Федерации.

Организация и обслуживание (управление) воздушного движения

в Российской Федерации

 

9.1. Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, организация и обслуживание (управление) воздушного движения регламентируются воздушным законодательством Российской Федерации.

Отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации регулируются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

 

Разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства

9.2. Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается при выполнении полетов воздушных судов в классах воздушного пространства — A, B, C, D и E, а также в воздушном пространстве, выделенном для полетов воздушных судов государственной и экспериментальной авиации, и деятельности по использованию воздушного пространства, не связанной с полетами воздушных судов.

9.3. Разрешение на использование воздушного пространства пользователям воздушного пространства выдают центры ЕС ОрВД.

Порядок запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации.

Регулярные международные полеты воздушных судов Российской Федерации и иностранных государств, выполняемые на основании международных договоров Российской Федерации о воздушном сообщении, производятся в соответствии с расписанием полетов.

Решения о запрещении деятельности по использованию воздушного пространства и аннулировании заявок на использование воздушного пространства принимают те центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать соответствующие разрешения на использование воздушного пространства.

Информация о разрешениях, выданных на выполнение международных полетов, отказах или аннулированных разрешениях доводится до ГЦ ЕС ОрВД.

9.4. Деятельность, связанная с использованием воздушного пространства при разрешительном порядке его использования (без учета исключительных обстоятельств, предусмотренных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации), осуществляется в соответствии с поданными заявками (графиками) на разовые полеты и (или) на основании сформированного расписания.

9.5. Уведомительный порядок использования воздушного пространства может устанавливаться в классах воздушного пространства F и G, а также в классе E (при их установлении в Российской Федерации) при полетах воздушных судов по ПВП.

9.6. Пользователи воздушного пространства при уведомительном порядке подают уведомление об использовании воздушного пространства в ближайший орган полетно-информационного обслуживания, в районе полетной информации которого планируется деятельность по использованию воздушного пространства.

Уведомление о начале и окончании деятельности по использованию воздушного пространства при уведомительном порядке использования воздушного пространства обязательны.

Орган полетно-информационного обслуживания, получивший уведомление об использовании воздушного пространства, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности полетов в районе ответственности.

9.7. Деятельность по использованию воздушного пространства при уведомительном порядке его использования без получения соответствующей информации (о воздушной обстановке, аэронавигационной и метеорологической) от органа полетно-информационного обслуживания запрещается.

Ответственность за безопасность полетов при осуществлении деятельности в условиях уведомительного порядка использования воздушного пространства возлагается на командира воздушного судна.

9.8. Организация потоков воздушного движения представляет собой деятельность по организации безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности органа ОВД и соответствия объема воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом ОВД.

Организация потоков воздушного движения осуществляется центрами ЕС ОрВД во взаимодействии с органами ОВД.

 

Обслуживание (управление) воздушного движения

9.9. Обслуживание (управление) воздушного движения включает диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения, полетно-информационное обслуживание воздушного движения, консультативное обслуживание воздушного движения, аварийное оповещение.

9.10. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения включает:

районное диспетчерское обслуживание (управление);

диспетчерское обслуживание (управление) подхода;

аэродромное диспетчерское обслуживание (управление).

Для каждого диспетчерского пункта органа ОВД устанавливаются границы зоны ответственности.

Обслуживание (управление) воздушного движения воздушных судов, выполняющих полеты в конкретной части воздушного пространства, а также движение воздушных судов по площади маневрирования аэродрома осуществляется только одним полномочным органом ОВД.

9.10.1. Районное диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, которыми обслуживаются полеты воздушных судов:

по воздушным трассам (внутренним и международным);

по спрямленным воздушным трассам;

на МВЛ и по маршрутам;

по маршрутам вне воздушных трасс и МВЛ;

в районах авиационных работ (в установленных случаях);

по маршрутам зональной навигации;

по маршрутам подхода к аэродрому (в установленных случаях).

9.10.2. Диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения подхода осуществляется диспетчерскими органами (пунктами) подхода, которыми обслуживаются полеты воздушных судов:

по маршрутам подхода к аэродрому;

по маршрутам выхода из района аэродрома;

в районе аэродрома, исключая зону взлета и посадки;

по МВЛ;

по маршрутам зональной навигации;

в районах авиационных работ (в установленных случаях).

9.10.3. Аэродромное диспетчерское обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется диспетчерскими органами (пунктами) аэродрома, которыми обслуживаются воздушные суда:

при полетах в зоне взлета и посадки, включая аэродромный круг полетов;

выполняющие взлет и посадку;

следующие по маршрутам в зоне взлета и посадки;

движущиеся по площади маневрирования аэродрома.

9.11. Функции отдельных РЦ (ВРЦ) ЕС ОрВД, диспетчерских органов (пунктов) подхода, диспетчерских органов (пунктов) аэродрома могут быть совмещены или временно объединены.

9.12. При полетах по ППП органами ОВД обеспечивается:

назначение безопасного эшелона полета;

установление интервалов эшелонирования;

контроль за выдерживанием летными экипажами воздушных судов установленных (заданных диспетчером) маршрутов полета, схем выхода из района аэродрома, снижения и захода на посадку, стандартных маршрутов вылета и прибытия, маршрутов зональной навигации;

предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);

информирование летных экипажей воздушных судов об отклонениях от установленной (заданной) траектории полета;

содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.

9.13. При выполнении полетов по ПВП органами ОВД обеспечивается:

соблюдение временных интервалов при взлете воздушных судов;

предоставление летным экипажам воздушных судов полетно-информационного обслуживания (информации о воздушной обстановке, оперативной метеорологической и орнитологической информации, иных сведений, необходимых для выполнения полета);

эшелонирование между воздушными судами при переходе на полет по ППП;

содействие авиационным поисково-спасательным службам при организации поиска и спасания.

9.14. Обслуживание (управление) воздушного движения в закрепленном за диспетчерским пунктом обслуживания (управления) воздушного движения воздушном пространстве (зона ответственности) начинается на установленном рубеже приема обслуживание (управления) воздушного движения при входе воздушного судна на согласованном эшелоне (высоте) в соответствующую зону ответственности диспетчерского пункта обслуживания (управления) воздушного движения и заканчивается при выходе воздушного судна из нее, в момент пролета рубежа передачи обслуживания (управления) воздушного движения и приема воздушного судна на обслуживание смежным диспетчерским пунктом обслуживания (управления) воздушного движения.

9.15. Рубежи приема-передачи обслуживания (управления) воздушного движения устанавливаются, как правило, на границах зон (районов, секторов) обслуживания (управления) воздушного движения с учетом технических возможностей, используемых органом ОВД средств радиотехнического обеспечения полетов (РТОП) и указываются в инструкциях по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов) или аэронавигационных паспортах аэродромов, а также публикуются в документах аэронавигационной информации.

9.16. Стандартные рубежи передачи обслуживания (управления) воздушного движения при вылете воздушных судов:

между диспетчерским пунктом руления (ДПР) и стартовым диспетчерским пунктом (СДП) — предварительный старт;

между СДП и диспетчерским пунктом круга (ДПК) — высота, установленная инструкцией по производству полетов в районе аэродрома или аэронавигационным паспортом аэродрома;

между ДПК и диспетчерским пунктом подхода (ДПП) — высота второго эшелона зоны ожидания или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;

между ДПП и местным диспетчерским пунктом (МДП) — нижний безопасный эшелон в пределах района аэродрома, включая воздушные коридоры входа и выхода, или установленная граница МДП по высоте;

между ДПК и МДП — рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;

между ДПП и РЦ ЕС ОрВД — граница района аэродрома (аэроузла) по расстоянию или высоте;

между РЦ ЕС ОрВД и МДП — нижний безопасный эшелон в пределах района ОВД или установленная граница МДП по высоте;

между ДПК и вспомогательным диспетчерским пунктом подхода (ВДПП) — высота, установленная инструкцией по производству полетов в районе аэродрома или аэронавигационным паспортом аэродрома, а также рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;

между ВДПП и ДПП — эшелон (высота) в установленных границах района аэродрома (аэроузла).

9.17. В районах аэроузлов может устанавливаться единый эшелон (высота) передачи обслуживания (управления) воздушного движения между ДПП и ДПК для всех аэродромов, входящих в данный аэроузел, и указанный в соответствующей инструкции по использованию воздушного пространства зоны ЕС ОрВД или инструкции по производству полетов в районе аэроузла.

9.18. Стандартные рубежи передачи обслуживания (управления) воздушного движения при прилете воздушных судов:

между РЦ ЕС ОрВД и МДП — нижний безопасный эшелон в пределах района ЕС ОрВД или установленная граница МДП по высоте;

между РЦ ЕС ОрВД и ДПП — границы района аэродрома (аэроузла) по расстоянию или высоте;

между МДП и ДПП — нижний безопасный эшелон в пределах района аэродрома, включая воздушные коридоры входа и выхода, или установленная граница МДП по высоте;

между ДПП и ДПК — высота второго эшелона зоны ожидания или эшелон (высота), установленный инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома, а также рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;

между ДПК и СДП при визуальном заходе на посадку — место воздушного судна в зоне визуального маневрирования после доклада экипажа об установлении визуального контакта с ВПП или ее ориентирами;

между ДПК и СДП при заходе на посадку по ПВП — при выходе воздушного судна на конечный этап захода на посадку;

между ДПК и пунктом диспетчера посадки (ПДП) — в районе выхода на предпосадочную прямую на установленном расстоянии и азимуте от аэродрома;

между ПДП и СДП — момент визуального обнаружения воздушного судна диспетчером СДП после пролета ближнего приводного радиомаркера (БПРМ);

между СДП и ДПР — момент освобождения воздушным судном ВПП;

между ВДПП и ДПК — высота, установленная инструкцией по производству полетов в районе аэродрома или аэронавигационным паспортом аэродрома, или рубеж на установленном расстоянии от аэродрома;

между ДПП и ВДПП — нижний безопасный эшелон в установленных границах района аэродрома.

9.19. Порядок обслуживания (управления) воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах, в районах авиационных работ и аэродромов гражданской авиации определяется соответствующими инструкциями по использованию воздушного пространства зон ЕС ОрВД, инструкциями по производству полетов в районах аэродромов или аэронавигационными паспортами аэродромов, инструкциями по производству полетов в районе авиационных работ и технологиями работ, разрабатываемыми для каждого РЦ (ВРЦ, диспетчерского пункта) с учетом местных условий и особенностей обслуживания (управления) воздушного движения.

9.20. При получении сообщения о возникновении особого случая в полете диспетчер обеспечивает необходимые условия для безопасного полета воздушного судна, строго соблюдает правила радиообмена, исключая радиообмен, не относящийся к данной ситуации, действует в соответствии с разделом технологии работы "Обслуживание (управление) воздушного движения в особых условиях и особых случаях в полете", разрабатываемого для каждого диспетчерского пункта.

9.21. После принятия командиром воздушного судна решения о следовании на выбранный запасной аэродром диспетчер органа ОВД информирует летный экипаж воздушного судна о согласованном маршруте следования на запасной аэродром, эшелоне (высоте) полета, а также о фактической и прогнозируемой погоде на запасном аэродроме (при отсутствии сообщений VOLMET, по запросу экипажа воздушного судна).

По запросу летного экипажа воздушного судна полет на запасной аэродром обеспечивается с оптимальным маршрутом, профилем полета и при необходимости по кратчайшему расстоянию.

 

X. Правила полетов

 

10.1. Полеты воздушных судов могут выполняться:

по правилам полетов по приборам (ППП);

по правилам визуальных полетов (ПВП), включая полеты по минимальным условиям ПВП.

В отдельных случаях полеты в других условиях, не позволяющих применять только ППП и/или ПВП, могут выполняться по специальным инструкциям, утверждаемым уполномоченными органами в области гражданской авиации и в области использования воздушного пространства.

10.1.1. В воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы вертикального, продольного и бокового эшелонирования.

При выполнении групповых полетов нормы вертикального, продольного и бокового эшелонирования (микроэшелонирования) устанавливаются актами уполномоченных органов, осуществляющих государственное регулирование в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации.