Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85)

— оформить документацию, записать замечания по работе авиационной техники и результатам осмотра, передать воздушное судно в установленном порядке.

2.4.15. Бортинженер (бортмеханик) имеет право требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей.

2.4.16. Бортинженер (бортмеханик) несет ответственность за:

— выполнение требований настоящего Наставления, НТЭРАТ ГА, РЛЭ и других нормативных документов МГА в части, его касающейся;

— прием воздушного судна в исправном и подготовленном для полета состоянии;

— соблюдение правил эксплуатации воздушного судна на земле и в полете;

— закрытие заправочных горловин, аварийных и грузовых люков, дверей фюзеляжа;

— наличие на борту установленной судовой документации, аварийно-спасательных средств, необходимого для полета количества топлива, масла, жидкостей и газов;

— своевременную информацию командира воздушного судна о неисправностях авиационной техники.

2.4.17. Бортрадист подчиняется командиру воздушного судна и вышестоящим прямым командирам (начальникам).

2.4.18. Бортрадист обязан:

— знать и эксплуатировать в соответствии с РЛЭ электро-, радио- и светотехническое оборудование воздушного судна, обеспечивать работу бортовых радиосредств и двустороннюю радиосвязь;

— соблюдать предполетный отдых;

— отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя или не уверен в безопасности его выполнения;

— в полном объеме готовиться к полету;

— контролировать состояние и готовность электро-, радио- и светотехнического оборудования воздушного судна;

— знать и соблюдать фразеологию радиообмена и правила ведения радиосвязи, своевременно передавать командиру воздушного судна указания органов УВД и метеорологическую информацию;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о всех отклонениях и неисправностях и давать предложения по их устранению;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности, сохранности судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации;

— осмотреть в соответствии с РЛЭ воздушное судно после посадки и заруливания на стоянку и доложить командиру воздушного судна свои замечания.

2.4.19. Бортрадист имеет право требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения обнаруженных неисправностей электро-, радио- и светотехнического оборудования воздушного судна.

2.4.20. Бортрадист несет ответственность за:

— выполнение требований настоящего Наставления, Наставления по связи, РЛЭ и других нормативных документов МГА в части, его касающейся;

— обеспечение надежной работы бортовых радиосредств в полете и поддержание устойчивой двусторонней связи;

— точность и своевременность принятых диспетчерских указаний, метеорологической и другой информации и сообщений, передаваемых с борта воздушного судна.

2.4.21. Бортпроводник воздушного судна при выполнении задания на полет подчиняется командиру воздушного судна.

2.4.22. Бортпроводник обязан:

— знать и контролировать состояние аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и эксплуатировать его в соответствии с РЛЭ;

— соблюдать предполетный отдых;

— контролировать количество и размещение загрузки на воздушном судне;

— контролировать санитарное состояние воздушного судна, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах и на рабочем месте;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о неисправностях бытового оборудования;

— обеспечивать соблюдение пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременно информировать командира воздушного судна о всех нарушениях этих правил;

— проявлять заботу о пассажирах, принимать по указанию (разрешению) командира воздушного судна меры по обеспечению их безопасности;

— доложить по окончании полета командиру воздушного судна свои замечания и получить оценку своей работы.

2.4.23. Бортпроводник имеет право:

— требовать от работников наземных служб устранения обнаруженных недостатков;

— требовать от пассажиров, находящихся на борту воздушного судна, пунктуального выполнения правил поведения на судне.

2.4.24. Бортпроводник несет ответственность за:

— выполнение требований настоящего Наставления, РЛЭ и других нормативных документов МГА в части, его касающейся;

— принятие мер по соблюдению пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, предупреждению курения в полете;

— своевременную информацию командира воздушного судна о нарушении пассажирами правил поведения.

2.4.25. Бортоператор при выполнении задания на полет подчиняется командиру воздушного судна.

2.4.26. Бортоператор обязан:

— знать оборудование грузовой кабины (багажных отсеков) воздушного судна и эксплуатировать его в соответствии с РЛЭ, знать правила загрузки, размещения и крепления грузов, порядок оформления необходимой документации;

— соблюдать предполетный отдых;

— контролировать в соответствии с перевозочными документами и центровочным графиком наличие, размещение и крепление грузов и исправность их упаковки;

— своевременно докладывать командиру воздушного судна о неисправностях оборудования;

— принимать меры по обеспечению сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов;

— доложить по окончании полета командиру воздушного судна свои замечания и получить оценку своей работы.

2.4.27. Бортоператор имеет право:

— требовать от специалистов инженерно-авиационной службы устранения неисправностей оборудования грузовой кабины (багажных отсеков) воздушного судна;

— требовать от работников службы организации перевозок размещения и крепления грузов в соответствии с центровочным графиком, устранения нарушений в упаковке грузов.

2.4.28. Бортоператор несет ответственность за:

— выполнение требований настоящего Наставления, РЛЭ и других нормативных документов МГА в части, его касающейся;

— наличие, размещение и крепление грузов в соответствии с перевозочными документами и центровочным графиком.

2.4.29. Летчики-наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы, к также другие специалисты, включенные в состав экипажа, подчиняются командиру воздушного судна и выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.

2.4.30. В состав экипажа могут быть включены стажеры, но не более одного человека, из числа лиц летного состава. Стажер подчиняется командиру воздушного судна, вышестоящим прямым командирам (начальникам) и члену экипажа, непосредственно занимающемуся его стажировкой.

2.4.31. При подготовке к полету и в полете стажер выполняет функциональные обязанности члена экипажа, в должности которого он стажируется и чье рабочее место занимает.

2.4.32. Стажер по согласованию с командиром воздушного судна пользуется правами члена экипажа, в должности которого он стажируется, и в пределах, предоставленных ему лицом, занимающимся непосредственно его стажировкой.

2.4.33. Ответственность за своевременность, полноту и правильность выполнения функциональных обязанностей и принимаемых стажером решений возлагается на члена экипажа, непосредственно занимающегося его стажировкой.

 

2.5. Аэродромы и аэропорты

 

2.5.1. Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

— по видам поверхности взлетно-посадочных полос (ВПП) — на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;

— по характеру использования — на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;

— по назначению — на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;

— по расположению и использованию экипажами при полетах по трассам — на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;

— по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа — на горные и равнинные;

— по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки — на

категорированные и некатегорированные

2.5.2. В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.

2.5.3. На классифицированных аэродромах должна быть подготовлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатационной готовности для взлета и посадки воздушных судов.

При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также, если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стесненных условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована БПБ, подготовленная как ГВПП.

2.5.4. Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы размером менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам.

2.5.5. Для эпизодических, сезонных полетов, кроме аэродромов могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа.

2.5.6. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении МГА, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза ССР.

По занесении аэродрома в Государственный реестр выдаются свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

2.5.7. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свидетельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается МГА.

Регистрация аэродромов совместного базирования производится в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

2.5.8. Аэродромы, находящиеся в ведении МГА, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств, ведомств и организаций, могут быть по решению руководителей этих министерств и ведомств выделены в качестве запасных для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности.

2.5.9. Полеты на аэродромах по минимуму для посадки I, II и III категорий допускаются при наличии действующего сертификата, выданного Госавиарегистром СССР. Подготовка и допуск аэродромов к эксплуатации при минимумах для посадки I, II и III категорий производятся в соответствии с Правилами, устанавливаемыми МГА и согласованными с Госавиарегистром СССР.

2.5.10. Для каждого аэродрома и посадочной площадки разрабатывается инструкция по производству полетов, в которой определяется порядок выполнения полетов на данном аэродроме (посадочной площадке) с учетом особенностей его эксплуатации и действующих ограничений.

Полеты на аэродроме, не имеющем утвержденной инструкции по производству полетов, запрещаются.

Инструкции по производству полетов в районе аэродрома подлежат периодической проверке на соответствие требованиям по обеспечению безопасности полетов. Проверка производится в процессе продления действующих свидетельств о регистрации и годности аэродромов к эксплуатации, но не реже чем через 5 лет.

2.5.11. Все инструкции по производству полетов разрабатываются комиссиями, назначенными начальниками управлений (командирами авиапредприятий) ГА, с включением в их состав специалистов соответствующих служб. Во всех случаях председателем назначается лицо летного состава.

В управлениях ГА комиссию возглавляет, как правило, заместитель начальника Управления по организации летной работы, а в авиапредприятиях — заместитель командира ОАО по организации летной работы (командир летного отряда).

2.5.12. Инструкции по производству полетов разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном ОПП и методикой по составлению инструкций.

2.5.13. Сведения, необходимые экипажам воздушных судов для выполнения полетов в районе аэродрома (аэроузла), публикуются в документах аэронавигационной информации.

2.5.14. По назначению аэропорты подразделяются на аэропорты союзного значения, МВЛ и международные аэропорты.

2.5.15. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на пять классов: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам.

2.5.16. Расположение, планировка и классификация аэропортов определяются нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.

 

2.6. Классификация полетов

 

2.6.1. Полеты гражданских воздушных судов классифицируются в зависимости от назначения, условий пилотирования и самолетовождения, района, высоты, физико-географических условий и времени суток.

2.6.2. По назначению полеты подразделяются на:

— транспортные — для перевозки пассажиров, грузов, почты и багажа;

— полеты по выполнению авиационных работ — при использовании гражданской авиации в отдельных отраслях народного хозяйства, а также для оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

— учебные — для обучения курсантов и слушателей учебных заведений;

— тренировочные — для тренировки и проверки квалификации летного состава;

— методические — для изыскания рациональных траекторий движения воздушных судов и методов управления воздушными судами, разработки и внедрения программ и методик обучения летного состава, проверки методической подготовки летного состава, допущенного к инструкторской работе;

— исследовательские (научные) — для проведения научных исследований;

— испытательные (контрольно-испытательные) — для испытания воздушных судов или установленных на них двигателей и оборудования;

— облеты наземных систем и РТС (контрольные облеты наземных систем и РТС) — для проверки, настройки радиотехнических средств, наземных посадочных систем навигации;

— облеты воздушных судов (контрольные облеты воздушных судов) — для проверки в полете работы систем и агрегатов воздушного судна, которые не могут быть проверены на земле;

— перегоночные — для перегонки воздушных судов в ремонт (из ремонта), к новому месту базирования или работы;

— демонстрационные — для показа авиационной техники, пропаганды достижений авиации, а также обеспечения массово-политических мероприятий;

— поисково-спасательные и аварийно-спасательные — для проведения поиска и оказания помощи экипажам, пассажирам, летательным аппаратам, морским и речным судам, терпящим бедствие, а также в случаях стихийных бедствий и в соответствии с планом взаимодействия с другими организациями и ведомствами.

2.6.3. По условиям пилотирования и самолетовождения полеты подразделяются на:

— визуальные;

— полеты по приборам.

2.6.4. По району выполнения полеты подразделяются на:

— аэродромные (аэроузловые) — в районе аэродрома (аэроузла);

— трассовые — по воздушным трассам СССР и МВЛ;

— площадные — в зонах выполнения авиационных работ;

— маршрутно-трассовые — выполняются по установленному маршруту и воздушной трассе (МВЛ) в одном полете.

2.6.5. По высоте полеты подразделяются:

— на предельно малых высотах — до 200 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

— на малых высотах — выше 200 м и до 1 000 м (включительно) над рельефом местности или водной поверхностью;

— на средних высотах — выше 1000 м и до 4000 м (включительно) от уровня моря;

— на больших высотах — выше 4 000 м и до 12 000 м (включительно) от уровня моря;

— в стратосфере — выше 12 000 м от уровня моря.

2.6.6. По физико-географическим условиям полеты подразделяются:

— над равнинной и холмистой местностью;

— над горной местностью;

— над пустынной местностью;

— над водным пространством;

— в полярных районах Северного и Южного полушарий.

2.6.7. По времени суток полеты подразделяются на:

— дневные — в период между восходом и заходом солнца;

— ночные — в период между заходом и восходом солнца;

— смешанные — при выполнении которых в период от взлета до посадки воздушного судна происходит переход от дневного полета к ночному или наоборот.

 

2.7. Минимумы

 

2.7.1. Для обеспечения безопасности и регулярности полетов устанавливаются следующие минимумы:

— аэродрома;

— воздушного судна;

— командира воздушного судна;

— вида авиационных работ.

2.7.2. Минимум аэродрома для взлета — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.

2.7.3. Минимум аэродрома для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

2.7.4. Минимум аэродрома тренировочный для взлета — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и при необходимости высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнять взлет при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

2.7.5. Минимум аэродрома тренировочный для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП (видимости) и ВПР (ВНГО), при которых разрешается выполнять посадку при тренировочных полетах на воздушном судне данного типа.

2.7.6. Минимум воздушного судна для взлета — минимально допустимое значение видимости на ВПП, позволяющее безопасно производить взлет на воздушном судне данного типа.

2.7.7 Минимум воздушного судна для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП и ВПР, позволяющие безопасно производить посадку на воздушном судне данного типа.

2.7.8. Минимум командира воздушного судна для взлета — минимально допустимое значение видимости на ВПП, при котором командиру разрешается выполнять взлет на воздушном судне данного типа.

2.7.9. Минимум командира воздушного судна для посадки — минимально допустимые значения видимости на ВПП и ВПР (ВНГО), при которых командиру разрешается выполнять посадку на воздушном судне данного типа.

2.7.10. Минимум командира воздушного судна для полетов по ПВП и ОПВП — минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых командиру разрешается выполнять визуальные полеты на воздушном судне данного типа.

2.7.11. Минимум вида авиационных работ — минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых разрешается выполнение вида авиационных работ с применением правил полетов (ПВП, ОПВП, ППП), установленных для данного вида работ.

2.7.12. Для обеспечения безопасности и эффективности полетов в сложных метеорологических условиях устанавливаются категорированные минимумы:

— минимум I категории: высота нижней границы облаков 60 м, видимость на ВПП — 800 м;

— минимум II категории: высота нижней границы облаков менее 60 м, но не менее 30 м, видимость на ВПП — менее 800 м, но не менее 400 м;

— минимум III категории: высота нижней границы облаков менее 30 м, видимость на ВПП — менее 400 м.

2.7.13. Для аэродромов, воздушных судов, командиров воздушных судов, видов авиационных работ могут устанавливаться ограничения по скорости ветра.

2.7.14. Минимумы, а также ограничения по скорости ветра устанавливаются в порядке, определяемом МГА.

2.7.15. В каждом конкретном случае минимум для взлета (посадки, полета по маршруту, району авиационных работ) определяется, исходя из минимумов аэродрома, воздушного судна, командира воздушного судна, вида авиационных работ по наивысшему из них.

2.7.16. На аэродромах с РМС при отсутствии метеонаблюдений на БПРМ минимум для посадки по РМС увеличивается на 30 м по высоте нижней границы облаков и на 500 м по видимости на ВПП.

На аэродромах без РМС при отсутствии метеонаблюдений на БПРМ прием воздушных судов осуществляется по минимуму ОСП, при высоте нижней границы облаков не менее 200 м и видимости на ВПП, рассчитанной в соответствии с Методикой определения минимумов для взлета и посадки воздушных судов гражданской авиации, но не менее 2 500 м.

2.7.17. Для зарубежных аэродромов, используемых при выполнении международных полетов воздушными судами СССР, устанавливаются минимумы для взлета и посадки, которые должны быть не менее минимумов, установленных государством, на территории которого расположен аэродром, кроме случаев, когда имеется согласие государства на установление более низкого минимума.

 

2.8. Воздушные трассы и местные воздушные линии (МВЛ)

 

2.8.1. Полеты воздушных судов в воздушном пространстве СССР выполняются по воздушным трассам, МВЛ и по установленным маршрутам.

Направление, ширина воздушных трасс, МВЛ и установленных маршрутов, а также эшелоны (высоты) полетов устанавливаются с соблюдением требований безопасности полетов и с учетом интересов соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций в порядке, определяемом Положением об использовании воздушного пространства СССР.

2.8.2. Воздушные трассы и МВЛ могут быть допущены к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что они удовлетворяют требованиям безопасности полетов воздушных судов.

Допуск к эксплуатации воздушных трасс и МВЛ производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

2.8.3. Воздушные трассы включаются в Перечень воздушных трасс СССР, где для каждой трассы указываются эшелоны, выделенные для полетов, и ширина трассы. Ширина воздушной трассы устанавливается, как правило, 10 км. В отдельных случаях, в районах с недостаточным обеспечением РТС, ширина воздушной трассы может быть увеличена до 20 км.

2.8.4. Для некоторых участков воздушных трасс могут устанавливаться спрямленные маршруты для полетов воздушных судов в период, когда данный район не занят другими полетами.

Спрямленные маршруты включаются в Перечень воздушных трасс СССР.

2.8.5. Местные воздушные линии устанавливаются, как правило, в нижнем воздушном пространстве и могут быть двух категорий:

— первой категории — для полетов на выделенных эшелонах шириной не более 10 км;

— второй категории — для полетов по ПВП и ОПВП на высотах ниже нижнего эшелона; ширина МВЛ второй категории устанавливается, как правило, не более 4 км с учетом рельефа местности и искусственных препятствий на ней.

 

Глава 3

 

Организация летной работы

 

3.1. Основные требования

 

3.1.1. Организация летной работы — система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов.

Организация летной работы включает:

— планирование летной работы;

— профессиональную подготовку летного состава;

— формирование экипажей воздушных судов;

— допуск летного состава к полетам;

— предварительную и предполетную подготовку экипажей;

— проверку работы летного состава;

— полеты с проверяющими в составе экипажа;

— разборы полетов;

— контроль и анализ летной работы;

— летно-методическую работу.

3.1.2. Организация летной работы регламентируется настоящим Наставлением, Руководством по организации летной работы в гражданской авиации, приказами, инструкциями и указаниями МГА.

Командно-летный состав несет персональную ответственность за состояние организации летной работы и уровень безопасности полетов. Обязанности, права и ответственность лиц командно-летного состава определяются соответствующими положениями и должностными инструкциями.

3.1.3. Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

— в МГА — заместителем министра и УЛС;

— в УГА — заместителем начальника УГА по организации летной работы и ЛШО;

— в Центрах ГА и летных учебных заведениях — заместителем начальника по летной подготовке и учебно-летными подразделениями;

— на авиапредприятиях ГА — заместителем командира по организации летной работы и штабом предприятия;

— в летных подразделениях — командиром летного подразделения, его заместителем и штабом подразделения.

3.1.4. Высокая эффективность летной работы достигается:

— совершенствованием форм и методов организации летной работы на основе использования достижений науки, техники и практического опыта предприятий;

— освоением летным составом новых типов воздушных судов, систем навигации и посадки;

— повышением квалификации летного состава и высококачественной подготовкой к полетам;

— эффективным использованием комплексных и специализированных тренажеров;

— использованием материалов анализа полетной информации;

— разработкой и своевременным проведением профилактических мероприятий по повышению уровня безопасности полетов.

 

3.2. Планирование летной работы

 

3.2.1. Планирование летной работы осуществляется в соответствии с перспективными, текущими, оперативными (месячными, суточными) планами работы управлений, предприятий и подразделений ГА.

3.2.2. При составлении планов организации и выполнения летной работы необходимо руководствоваться:

— задачами Государственного плана;

— требованиями настоящего Наставления и Руководства по организации летной работы в гражданской авиации;

— анализом организации летной работы, дисциплины и состояния безопасности полетов;

— приказами и указаниями МГА и УГА.

3.2.3. Оперативное планирование полетов осуществляется штабами летных подразделений на основании центрального и местного расписаний движения воздушных судов, заданий по авиационным работам, заявок на выполнение спецрейсов, тренировочных и других полетов.

3.2.4. Для экипажей воздушных судов устанавливаются суточные, месячные и годовые нормы летного времени, а также продолжительность рабочего времени и времени отдыха. Для экипажей, выполняющих авиационные работы, а также учебные или тренировочные полеты, устанавливается, кроме того, предельное количество полетов в течение рабочего дня.

Правила обеспечения предполетного отдыха, нормы и ограничения, касающиеся порядка назначения экипажей в полет и длительности его, определяются Положением о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.

3.2.5. Планы полетов составляются в летных подразделениях и представляются в АДП для составления сводного оперативного плана. Утвержденный командиром предприятия сводный план доводится до служб, обеспечивающих полеты.

3.2.6. Документом, дающим право командиру воздушного судна на выполнение полета, является задание на полет. Задание на полет может быть изменено только должностным лицом, его подписавшим, или вышестоящими прямыми командирами (начальниками).

3.2.7. Для организации, планирования и обеспечения выполнения заданий на полет устанавливается единая документация, ведение которой обязательно на всех предприятиях ГА. Перечень и формы обязательных документов для предприятий, подразделений и экипажей воздушных судов, а также порядок их ведения устанавливаются МГА.

 

3.3. Профессиональная подготовка летного состава

 

3.3.1. Профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.

3.3.2. Профессиональная подготовка летного состава включает:

— первоначальную подготовку, переподготовку на другой тип воздушного судна и повышение квалификации;

— подготовку в летных подразделениях.

Каждый из этих этапов должен предусматривать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.

3.3.3. Первоначальная подготовка проводится в летных учебных заведениях ГА в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми МГА.

Переподготовка летного состава на воздушные суда новых типов производится в Центрах ГА, Академии ГА и летных училищах, в УТО и на авиационных заводах.

3.3.4. Повышение квалификации летного состава осуществляется в учебно-тренировочных подразделениях управлений ГА, Центрах ГА, летных училищах, Академии ГА в установленные МГА сроки.

3.3.5. Повышение квалификации лиц командно-руководящего состава и других авиаспециалистов осуществляется на факультетах и курсах повышения квалификации при высших и средних учебных заведениях ГА, УТО, Центрах ГА в соответствии с планами МГА и УГА.

3.3.6. Подготовка летного состава в летных подразделениях проводится для допуска к самостоятельной работе, поддержания и совершенствования уровня профессиональной подготовки.

3.3.7. Одним из основных видов подготовки экипажей воздушных судов к действиям в особых случаях и аварийных ситуациях является тренажерная подготовка. Она должна проводиться регулярно, согласно программам МГА на тренажерах, соответствующих эксплуатируемым типам воздушных судов.

При отсутствии в гражданской авиации тренажеров соответствующих типов воздушных судов тренировка на тренажере заменяется тренажем в кабине воздушного судна.

3.3.8. Методическое руководство профессиональной подготовкой летного состава осуществляется: УЛС, УУЗ МГА, ЛШО УГА.

 

3.4. Формирование экипажей воздушных судов

 

3.4.1. Формирование экипажей воздушных судов проводится в порядке, устанавливаемом МГА, с учетом уровня подготовленности, деловых и моральных качеств членов экипажа.

3.4.2. При формировании экипажей и планировании полетов командно-летный состав и штабы подразделений должны стремиться к обеспечению стабильного состава экипажа.

3.4.3. При необходимости замены одного или нескольких членов экипажа она производится с разрешения командира летного подразделения в порядке, устанавливаемом МГА.

3.4.4. При невозможности использования запланированного для выполнения задания экипажа он должен быть заменен резервным. При отсутствии резервного экипажа допускается временная замена одного из членов экипажа в день вылета с обязательным контролем подготовки экипажа к полету командиром летного подразделения или лицом, его заменяющим (дежурным командиром).

3.4.5. При необходимости выполнения задания на полет в условиях, к которым экипаж не допущен, командиру летного подразделения (дежурному командиру) предоставляется право в день вылета включать в состав экипажа проверяющего (инструктора).

3.4.6. Ответственность за организацию работы экипажа, повышение уровня профессиональной подготовки, трудовой и технологической дисциплины и воспитание членов экипажа возлагается на командира воздушного судна.

 

3.5. Допуск летного состава к полетам

 

3.5.1. Допуск к самостоятельным полетам лиц летного состава, имеющих свидетельства специалистов, осуществляется в порядке, устанавливаемом программами подготовки летного состава (ППЛС) по типам воздушных судов.

3.5.2. Курсанты, студенты и слушатели летных и летно-технических учебных заведений, а также лица летного состава, не имеющие свидетельств или допуска к полетам на данном типе воздушного судна, включаются в задание на полет в соответствии с программами курсов учебно-летной подготовки (КУЛП) и ввода в строй.

3.5.3. Перед допуском к самостоятельным полетам на аэродромы и по трассам, где командир воздушного судна и (или) штурман ранее не летали, они должны быть провезены:

— в равнинной и холмистой местности — не менее одного раза;

— в горной местности, районах Заполярья и на аэродромы, указанные в перечне МГА, — не менее двух раз.

3.5.4. Допуск к самостоятельным полетам командиров воздушных судов — пилотов 1-го класса, командиров воздушных судов (независимо от класса), допущенных к внетрассовым полетам с посадками на площадки, подобранные с воздуха, и штурманов 1-го класса производится без провозки (за исключением аэродромов, указанных в перечне МГА, на которые провозка обязательна).

3.5.5. Если провозка необходима командиру воздушного судна и штурману или только командиру воздушного судна, она производится пилотом-инструктором и выше. Если провозка необходима только штурману, она производится штурманом-инструктором (пилотом-инструктором) и выше.

3.5.6. Решение о необходимости провозки командиров воздушных судов и штурманов на аэродромы и по трассам в равнинной и холмистой местности, где они ранее летали на воздушных судах того же класса или в качестве стажера, принимает командир летнего подразделения в зависимости от уровня подготовленности экипажа.

3.5.7. Командиры воздушных судов и лица командно-летного состава предприятия (пилоты), имеющие перерыв в летной работе более 30 календарных дней, перед допуском к самостоятельным полетам должны пройти проверку в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах.

Остальные лица летного состава при перерыве в летной работе до трех месяцев допускаются к полетам по усмотрению командира летного подразделения, а при перерыве более трех месяцев — только после тренировки на тренажере и в аэродромных или маршрутных (производственных) полетах.

3.5.8. При переходе к самостоятельным полетам на воздушном судне с другим видом шасси (лыжи, колеса, поплавки) командиры воздушных судов должны пройти тренировку в объеме, установленном программами МГА.

3.5.9. Лица командно-летного состава гражданской авиации могут быть допущены к выполнению полетов на воздушных судах:

— пилоты — не более трех типов;

— штурманы — не более четырех типов;

— бортинженеры, бортмеханики — не более двух типов.

 

3.6. Предварительная и предполетная подготовка экипажей

 

3.6.1. Каждому полету должна предшествовать тщательная подготовка экипажей. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта летной работы, обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету в соответствии с требованиями настоящего Наставления. Подготовка к полету подразделяется на предварительную и предполетную.

3.6.2. Предварительная подготовка является основным видом подготовки к полету и проводится в полном составе экипажа под руководством командира летного подразделения или его заместителя с участием необходимых специалистов:

— перед первым самостоятельным полетом командира на данном типе воздушного судна;

— перед первым полетом командира воздушного судна по данным трассе, маршруту, району выполнения авиационных работ;

— перед полетом по специальному заданию;

— перед выполнением нового вида авиационных работ;

— при систематических полетах по данным трассам или виду авиационных работ в равнинной и холмистой местности — один раз в шесть месяцев, в горной местности — один раз в три месяца;

— после перерыва в полетах более 30 календарных дней.

3.6.3. Предварительная подготовка экипажа к полету предусматривает:

— уяснение задачи предстоящего полета (полетов);

— подбор и подготовку документации, необходимой для выполнения полета (полетов);

— изучение особенностей техники пилотирования, эксплуатации авиационной техники и порядка взаимодействия членов экипажа в особых случаях полета на всех этапах его выполнения применительно к конкретным условиям предстоящего полета (полетов). Порядок проведения и содержание предварительной подготовки определяются НШС ГА и Руководством по организации летной работы в гражданской авиации.

При систематических полетах по данным трассам или виду авиационных работ изучаются особенности выполнения полетов в предстоящий период, а также изменения в инструкциях по производству полетов и в документах аэронавигационной информации.

В заключение предварительной подготовки проводится контроль готовности экипажа к выполнению полета с розыгрышем полета.

При подготовке к полету на горный аэродром производится тренировка на тренажере по схеме данного аэродрома, если такая тренировка не проводилась при очередной ежеквартальной тренировке экипажа на тренажере.

3.6.4. Командир летного подразделения, организующий предварительную подготовку экипажа, несет персональную ответственность за ее полноту и качество.

3.6.5. В случае изменения задания на полет (полеты по новым трассам, маршрутам) вне мест базирования предварительная подготовка экипажа проводится командиром воздушного судна под контролем дежурного командира (дежурного штурмана). При этом ответственность за качество подготовки несет командир воздушного судна.

3.6.6. Предполетную подготовку экипажа организует и проводит командир воздушного судна перед каждым полетом, с учетом конкретной аэронавигационной обстановки и метеоусловий.

3.6.7. Экипаж должен приступить к предполетной подготовке не позднее чем за 1 ч до намеченного времени вылета, а в промежуточных аэропортах при кратковременных стоянках — с момента явки экипажа в АДП.

3.6.8. Командир воздушного судна в процессе предполетной подготовки обязан:

— доложить диспетчеру АДП о готовности экипажа к прохождению предполетной подготовки;

— получить информацию о технической готовности воздушного судна, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе, о предполагаемой коммерческой загрузке;

— изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту (району) полета, на аэродроме назначения и запасных аэродромах;

— проверить правильность штурманского расчета и других данных для выполнения полета и уточнить необходимую заправку топливом;

— определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки, в том числе при необходимости экстренной посадки после взлета, в зависимости от характера местности, наличия площадок, времени суток и метеоусловий;

— получить сигналы опознавания;

— принять решение о возможности вылета;

— предъявить диспетчеру АДП задание на полет, штурманский расчет полета, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;

— принять доклад от каждого члена экипажа о готовности воздушного судна к вылету и выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— проверить по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлетную массу воздушного судна.

3.6.9. При выполнении командиром первого самостоятельного полета на данном типе воздушного судна командир летного отряда (его заместитель) обязан проконтролировать предполетную подготовку экипажа, проводить его в рейс, а после завершения полета и прибытия экипажа на базовый аэродром встретить его и принять участие в разборе, проводимом командиром воздушного судна.

3.6.10. Второй пилот в процессе предполетной подготовки обязан:

— участвовать в изучении метеорологической и аэронавигационной обстановки, а при отсутствии штурвала в составе экипажа произвести расчет полета, заполнить штурманский бортовой журнал, получить сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационных данных и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам;

— рассчитать максимально допустимую взлетную массу воздушного судна и взлетные характеристики в зависимости от конкретных условий взлета;

— осмотреть пассажирский салон, багажные помещения;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

3.6.11. Штурман в процессе предполетной подготовки обязан:

— изучить метеорологическую и аэронавигационную обстановку;

— получить сверенные с контрольными экземплярами сборники аэронавигационной информации, а при отсутствии бортрадиста в составе экипажа — и регламенты аэронавигационной информации;

— произвести расчет полета и заполнить штурманский бортовой журнал;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

3.6.12. Бортинженер (бортмеханик) в процессе предполетной подготовки обязан:

— принять воздушное судно от инженерно-технической службы или от сменяемого экипажа;

— проверить наличие и оформление судовой, технической документации и записей об устранении неисправностей;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

3.6.13. Бортрадист в процессе предполетной подготовки обязан:

— получить регламенты аэронавигационной информации, сверенные с контрольными экземплярами;

— проверить исправность радиооборудования;

— проверить наличие запасного комплекта радиосветотехнического оборудования;

— выполнить работы, предусмотренные РЛЭ перед вылетом;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

3.6.14. Старший бортпроводник (бортпроводник), бортоператор в процессе предполетной подготовки обязаны:

— провести подготовку в соответствии с требованиями РЛЭ воздушного судна данного типа и своей должностной инструкции;

— принять груз и багаж;

— доложить командиру воздушного судна о готовности к полету.

3.6.15. Другие авиационные специалисты, включенные в задание на полет, в период предполетной подготовки воздушного судна обязаны выполнить все операции, предусмотренные РЛЭ в части, их касающейся.

 

3.7. Проверка работы летного состава

 

3.7.1. Проверка летного состава проводится в целях:

— допуска к полетам на воздушном судне вновь освоенного типа;

— допуска к самостоятельным полетам и к видам авиационных работ;

— допуска к полетам в соответствующих метеоусловиях и времени суток;

— допуска к полетам с использованием установленных на воздушном судне оборудования и систем;

— определения или подтверждения квалификации по специальности.

Проверка проводится также после перерыва в летной работе, при переходе на воздушное судно с другим видом шасси, при изменении в составе экипажа, а также в случаях, определяемых отдельными указаниями МГА и УГА.

3.7.2. Проверка лиц летного состава для допуска к самостоятельным полетам, присвоения и подтверждения минимума производится в соответствии с программами подготовки летного состава, утверждаемыми МГА.

3.7.3. Присвоение класса и продление срока действия свидетельств производится в порядке, установленном Положением о присвоении класса квалификации и выдаче свидетельств специалистам ГА.

3.7.4. При продлении срока действия свидетельства лица летного состава обязаны пройти:

— медицинское освидетельствование;

— проверку профессиональных знаний по программам МГА;

— летную проверку по специальности.

3.7.5. Проверку техники пилотирования, самолетовождения, практической работы у командно-летного и летного состава проводят вышестоящие командиры (начальники), старшие специалисты в следующие сроки:

— 1 и 2-го класса — не реже одного раза в год;

— 3 и 4-го класса — не реже одного раза в шесть месяцев;

— в течение первого года работы на воздушном судне данного типа — не реже одного раза в три месяца независимо от присвоенного класса.

3.7.6. Проверку техники самолетовождения у командиров воздушных судов и вторых пилотов в отдельных случаях, по согласованию с главным штурманом управления ГА, разрешается проводить командирам подразделений и вышестоящим начальникам.

3.7.7. При полетах лиц командно-летного состава на воздушных судах нескольких типов проверка уровня профессиональных знаний, техники пилотирования, самолетовождения и практической работы проводится в сроки, установленные настоящим Наставлением на воздушном судне каждого типа.

3.7.8. Результаты проверки техники пилотирования, самолетовождения и практической работы заносятся в летную книжку и действительны на период, соответствующий установленному сроку проверки летного состава по классам.

3.7.9. Проверки летного состава проводятся в соответствии с планами работы предприятий (подразделений), летно-штурманских отделов УГА, а также по заданиям вышестоящих командиров и начальников.

3.7.10. Командно-летный, инспекторский состав Госавианадзора СССР, Инспекции, УЛС, УУЗ МГА проводит летную проверку по планам, заданиям или указаниям вышестоящих начальников.

 

3.8. Полеты с проверяющими в составе экипажа

 

3.8.1. Полеты с проверяющими (инструкторами) в составе экипажа планируются и осуществляются в соответствии с годовыми и месячными планами работы летных подразделений и по заданиям вышестоящих командиров (начальников).

3.8.2. Лица командно-летного, инспекторского и инструкторского состава для включения в состав экипажа в качестве проверяющего должны иметь:

— действующее свидетельство специалиста гражданской авиации;

— допуск к инструкторской работе на воздушном судне данного типа;

— допуск к выполнению данного вида работ на воздушном судне данного типа;

— класс специалиста гражданской авиации не ниже класса проверяемого;

— личный минимум ниже или равный минимуму проверяемого командира воздушного судна;

— предполетный отдых в соответствии с требованиями Положения о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации.

3.8.3. Лицам командно-летного, инспекторского и инструкторского состава включаться в состав экипажа в день вылета, а также пересаживаться из одного экипажа в другой при выполнении задания на полет без разрешения вышестоящих командиров (начальников) запрещается.

3.8.4. В состав экипажа, выполняющего производственный или методический полет, разрешается включать не более одного проверяющего или инструктора и одного стажера из лиц летного состава. Лица командно-летного и инспекторского состава Госавианадзора СССР, Инспекции и УЛС МГА включаются в состав экипажа независимо от наличия другого проверяющего. Общее число проверяющих из лиц летного состава в экипаже не должно быть более двух. При двух проверяющих полет, как правило, выполняется по проверке методики летного обучения.

3.8.5. Право самостоятельного включения в состав экипажа с соблюдением требований пп. 3.8.2 и 3.8.4 настоящего Наставления предоставляется лицам:

— командно-летного, инспекторского состава и специалистам Госавианадзора СССР, Инспекции, УЛС и УУЗ МГА — во все экипажи гражданской авиации;

— командно-летного, инспекторского и инструкторского состава летно-методических отделов Центров ГА — во все экипажи ГА по заданиям Центров ГА с разрешения УЛС МГА;

— командно-летного, инспекторского состава аппарата УГА — в экипажи своего управления;

— командно-летного состава подразделений, выполняющих авиационные работы на оперативных точках, — в экипажи, находящиеся в прямом подчинении.

3.8.6. Лицо командно-летного (инспекторского, инструкторского) состава — пилот, включенный в состав экипажа в качестве проверяющего, является командиром воздушного судна и несет полную ответственность за безопасность полета независимо от того, управляет ли он воздушным судном лично или передал управление проверяемому пилоту (пилотам). Проверяющий (инструктор) — пилот при выполнении производственных полетов занимает место командира воздушного судна или второго пилота в зависимости от целей проверки (кроме случаев, предусмотренных ППЛС).

3.8.7. Включенный в состав экипажа проверяющий по специальности (кроме пилота) вписывается в задание на полет в графу соответствующего члена экипажа, подчиняется командиру воздушного судна, выбирает место в кабине по своему усмотрению и несет ответственность за выполнение экипажем работы и обеспечение безопасности полета по своей специальности.

3.8.8. В процессе подготовки к полету проверяющий обязан:

— уточнить цель проверки, характер и маршрут полета

— составить при выполнении аэродромных полетов методический план их проведения;

— лично участвовать в предполетной подготовке экипажа, в заключение которой определить его готовность к выполнению задания на полет.

3.8.9. Проверяющий обязан выполнять в полном объеме функции того члена экипажа, рабочее место которого он занимает.

3.8.10. Проверяющему при выполнении производственных полетов запрещается имитировать аварийную обстановку или отказы в работе систем, оборудования и приборов.

3.8.11. Проверяющий несет ответственность за:

— обоснованность принимаемых им решений;

— пунктуальное выполнение всеми членами экипажа требований настоящего Наставления и РЛЭ по своей специальности;

— объективность выставляемых оценок и представляемых выводов;

— правильность определения соответствия уровня профессиональной подготовленности и навыков прошедшего проверку специалиста требованиям документов МГА.

3.8.12. После завершения полета и проведения разбора командиром воздушного судна проверяющий анализирует допущенные членами экипажа отклонения, ошибки и их причины, оценивает работу экипажа и делает соответствующую запись в рабочей тетради командира воздушного судна.

Проверяющий обязан в трехдневный срок после выполнения полета (или окончания командировочного задания) доложить о результатах проверки должностному лицу, выдавшему задание.

3.8.13. Для контроля за выполнением летным составом требований настоящего Наставления и других документов, регламентирующих летную работу, могут включаться в задание на полет (вписываться с обратной стороны задания) с правом нахождения в кабине экипажа должностные лица, не имеющие допуска к выполнению полетов на воздушном судне данного типа, при наличии у них соответствующего задания и документов, удостоверяющих личность:

— командно-летного и инспекторского состава Госавианадзора СССР,Инспекции, УЛС, УУЗ МГА — во все экипажи гражданской авиации;

— командно-летного, инспекторского и инструкторского состава летно-методических отделов Центров ГА — во все экипажи гражданской авиации по заданиям Центров ГА с разрешения УЛС МГА;

— командно-летного и инспекторского состава аппарата управлений ГА — во все экипажи своего управления.

 

3.9. Разбор полетов

 

3.9.1. Разбор полетов является одной из основных форм повышения уровня безопасности полетов, профессиональной подготовки, эффективности и качества деятельности предприятия, подразделения, экипажа гражданской авиации.

3.9.2. Разборы полетов проводятся в целях:

— оценки уровня безопасности, регулярности и экономической эффективности полетов;

— анализа подготовки к полетам;

— оценки работы каждого экипажа и летного подразделения в целом;

— оценки качества работы и взаимодействия служб, обеспечивающих полеты;

— совершенствования профессиональной подготовки летного, диспетчерского и инженерно-технического состава;

— обобщения и распространения передового опыта работы экипажей, смен, подразделений и служб;

— мобилизации личного состава на обеспечение требований безопасности, регулярности и экономичности полетов и культуры обслуживания пассажиров;

— разработки мероприятий по профилактике авиационных происшествий и их предпосылок;

— совершенствования организаторской, воспитательной и методической работы командно-летного состава.

3.9.3. Разборы полетов проводятся в сроки:

— послеполетный в экипаже — после выполнения задания на полет, а для экипажей, выполняющих авиационные работы, — по окончании летного дня,

— в авиазвене — не реже 1 раза в месяц;

— в авиаэскадрильях — не реже 1 раза в месяц;

— с командно-летным и инструкторским составом летного отряда — не реже 1 раза в месяц;

— общий разбор в летных отрядах с экипажами, работниками службы движения, АТБ и других служб, обеспечивающих полеты, — 1 раз в месяц;

— с командно-руководящим составом предприятия — еженедельно.

Кроме того, по решению командира подразделения или старших командиров (начальников) могут проводиться внеплановые разборы.

3.9.4. Организация подготовки и проведения разборов осуществляется командирами подразделений и предприятий. Содержание разбора и указания командира, проводившего разбор, должны быть доведены до всех лиц летного и командно-руководящего состава предприятия, подразделения в части, их касающейся.

3.9.5. Разбор полета в экипаже (с экипажем) проводит командир воздушного судна (проверяющий).

Оценку работы экипажа и выводы командир воздушного судна (проверяющий) записывает в специальный журнал и докладывает непосредственному командиру или (при его отсутствии) дежурному командиру.

3.9.6. Командно-летный состав авиапредприятий и УГА обязан осуществлять постоянный контроль за качеством проведения разборов в подразделениях.

 

3.10. Контроль полетов и анализ летной работы

 

3.10.1. Основной целью контроля за выполнением полетов является своевременное предупреждение и профилактика ошибок и отклонений в технике пилотирования, нарушений правил летно-технической эксплуатации воздушных судов и его оборудования, выявление причин отказов авиационной техники.

3.10.2. Контроль осуществляется:

— командно-летным составом подразделений и предприятий ГА;

— командно-летным и инспекторским составом МГА, УГА;

— специалистами Госавианадзора СССР;

— руководящим инженерным составом подразделений, авиапредприятий, управлений ГА и центрального аппарата МГА в процессе подготовки полета и после его окончания.

3.10.3. Контроль проводится:

— в процессе предварительной и предполетной подготовки экипажей к полетам;

— при проверке техники пилотирования и практической работы специалистов;

— при проверке работы экипажей воздушных судов на рабочих аэродромах при выполнении авиационных работ (не реже одного раза в 10 дней);

— в процессе индивидуальных собеседований.

3.10.4. При контроле комплексно используются:

— журналы подготовки к полетам и разборов полетов;

— полетная и метеорологическая документация;

— материалы проверок летного состава;

— результаты наблюдения за полетами командно-летным составом;

— информация службы движения, ИАС и других служб, обеспечивающих полеты; результаты инспекторских и выборочных осмотров воздушных судов и анализов эксплуатации авиационной техники;

— материалы анализа полетной информации, бортовых и наземных средств, регистрации параметров полета и речевого обмена;

— материалы проверок общественных инспекторов по безопасности полетов.

3.10.5. Контроль за выполнением полетов каждого экипажа с использованием материалов анализа полетной информации осуществляется систематически с периодичностью, устанавливаемой МГА (но не реже одного раза в месяц).

Контроль проводится в обязательном порядке:

— при выполнении литерных рейсов;

— при подтверждении квалификации и выполнении тренировочных полетов;

— по заявкам командно-летного состава подразделений и АТБ, а также указаниям вышестоящих командиров (начальников);

— при выявлении нарушений РЛЭ, правил полетов и УВД;

— по требованию командиров воздушных судов.

3.10.6. Ответственность за сроки и качество представляемой полетной информации несут руководители служб, производящих первичную обработку средств контроля полетов, при этом окончательный анализ и выводы по полученным данным проводит командно-летный состав подразделений.

3.10.7. Периодический анализ организации летной работы и состояния безопасности полетов составляется:

— в летных отрядах и на авиапредприятиях — ежеквартально и за год;

— в управлениях ГА и летных учебных заведениях — за первое полугодие и год в целом;

— в МГА — за год.

Ответственность за составление анализа организации летной работы и состояния безопасности полетов возлагается на заместителей командиров (начальников) по организации летной работы (летной подготовке).

Порядок составления анализа и структура его построения определяются МГА.

 

3.11. Летно-методическая работа

 

3.11.1. Летно-методическая работа в гражданской авиации включает:

— разработку и внедрение рациональных методов обучения летного состава;

— разработку нормативных и методических документов;

— привитие и совершенствование методических навыков командно-летного состава;

— создание, развитие и эффективное использование учебно-методической базы.

3.11.2. Организация летно-методической работы возлагается:

— в МГА — на начальников и отделы УЛС и УУЗ;

— в Центрах ГА и летных учебных заведениях — на заместителей начальников и летно-методические отделы;

— в управлениях ГА — на заместителей начальников по организации летной работы, летно-штурманские отделы и командиров учебно-тренировочных подразделений;

— на предприятиях ГА — на заместителей командиров по организации летной работы и командиров летных подразделений.

3.11.3. В целях эффективного проведения летно-методической работы в МГА, управлениях, Центрах, летных учебных заведениях, на предприятиях и в подразделениях ГА создаются летно-методические советы.

3.11.4. На каждом предприятии (в летном подразделении) должна быть оборудована учебно-методическая база (летно-методические и технические классы), ответственность за оснащение и состояние которой возлагается на командира авиапредприятия (подразделения).

 

Глава 4

 

Обеспечение полетов

 

4.1. Основные положения

 

4.1.1. Обеспечение полетов организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР для авиации всех ведомств, настоящего Наставления, наставлений, регулирующих деятельность служб, обеспечивающих полеты, и других нормативных актов МГА в целях безопасного, регулярного и эффективного выполнения полетов.

4.1.2. Обеспечение полетов включает:

— политико-воспитательную работу по обеспечению полетов, штурманское обеспечение, обеспечение аэронавигационной информацией, метеорологическое, инженерно-авиационное, аэродромное, электросветотехническое, радиотехническое, орнитологическое, обеспечение полетов службой организации перевозок, режимно-охранное, поисково-спасательное и аварийно-спасательное, медицинское обеспечение, оперативное управление производством.

Вопросы, связанные с организацией и управлением воздушным движением и проведением поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, рассматриваются в соответствующих главах настоящего Наставления.

 

4.2. Политико-воспитательная работа по обеспечению полетов

 

4.2.1. Политико-воспитательная работа по обеспечению полетов строится на основе решений съездов Коммунистической партии, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства, Положения об органах политико-воспитательной работы в гражданской авиации, приказов Министра гражданской авиации и других руководящих документов МГА.

4.2.2. Основными задачами политико-воспитательной работы являются:

— разъяснение авиаработникам внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского правительства, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по гражданской авиации, руководящих документов МГА;

— обеспечение безопасности каждого полета всеми экипажами, подразделениями и службами;

— воспитание у личного состава коммунистической убежденности, активной жизненной позиции, советского патриотизма, пролетарского интернационализма, высоких морально-волевых качеств; выдержки, самообладания, разумной инициативы, честности, правдивости, стремления постоянно повышать профессиональное мастерство;

— воспитание у авиаработников чувства высокой ответственности, организованности, дисциплины и политической бдительности;

— организация социалистического соревнования в экипажах, подразделениях и службах за досрочное высококачественное выполнение плановых заданий, за коммунистическое отношение к труду, за образцовые коллективы, превращение Аэрофлота в эталон на транспорте;

— повседневное проведение профилактической работы по предупреждению предпосылок авиационных происшествий и грубых нарушений дисциплины;

— обобщение и распространение передового опыта обеспечения полетов, безаварийной работы, выполнения социалистических обязательств и встречных планов экипажами, подразделениями, службами.

4.2.3. Высокая действенность политико-воспитательной работы достигается:

— своевременной, конкретной постановкой перед руководящим, командно-летным, инженерно-техническим, диспетчерским составом и другими авиаспециалистами задач по обеспечению полетов;

— систематическим обучением лиц командно-летного состава, командиров воздушных судов, руководителей подразделений и служб практике политико-воспитательной работы;

— правильным подбором, расстановкой лиц командно-летного состава, командиров воздушных судов, руководителей подразделений и служб, партийного, профсоюзного и комсомольского актива для проведения политико-воспитательной работы прежде всего в экипажах;

— умелым использованием различных форм и методов политико-воспитательной работы с учетом особенностей выполнения полетов, организации производственной деятельности подразделений и служб;

— систематическим контролем за выполнением постановлений партии и правительства по гражданской авиации, Воздушного кодекса Союза ССР, руководящих документов МГА, регулирующих подготовку и выполнение полетов;

— повседневной заботой об отдыхе, питании, здоровье авиаработников и постоянным контролем за режимом отдыха летного состава.

 

4.3. Штурманское обеспечение

 

4.3.1. Штурманское обеспечение полетов организуется в соответствии с требованиями настоящего Наставления, Наставления по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА) и осуществляется на всех этапах подготовки и выполнения полетов.

4.3.2. Организация штурманского обеспечения полетов в гражданской авиации возлагается на главного штурмана МГА, главных штурманов управлений, летных учебных заведений и старших штурманов авиапредприятий и подразделений гражданской авиации.

4.3.3. Штурманское обеспечение полетов включает:

— разработку нормативных и методических документов, регулирующих подготовку и выполнение полетов в штурманском отношении;

— разработку схем маневрирования воздушных судов в районе аэродрома (аэроузла);

— штурманскую подготовку летного состава персонала УВД;

— организацию своевременного доведения до экипажей аэронавигационной информации, необходимой для выполнения полетов;

— постоянное повышение качества подготовки и выполнения полетов в штурманском отношении путем комплексного применения навигационных средств, выбора наивыгоднейших маршрутов и эшелонов, а также обоснования наиболее рационального размещения наземных и технических средств навигации и посадки;

— контроль качества готовности экипажей к полету и выполнения полетов в штурманском отношении;

— определение минимумов аэродромов для взлета и посадки воздушных судов и минимумов для визуальных полетов;

— осуществление взаимодействия штурманской службы с другими службами, организациями и ведомствами, обеспечивающими полеты.

 

4.4. Обеспечение аэронавигационной информацией

 

4.4.1. Обеспечение полетов аэронавигационной информацией заключается в своевременном предоставлении аэронавигационной информации авиационному персоналу, связанному с обеспечением и выполнением полетов.

4.4.2. Обеспечение аэронавигационной информацией организуется в соответствии с требованиями настоящего Наставления, Наставления по аэронавигационной информации в гражданской авиации СССР (НАИ ГА) и других документов МГА.

4.4.3. Основными документами аэронавигационной информации для экипажей и служб, организующих и обеспечивающих полеты, являются:

— перечни воздушных трасс СССР, МВЛ и запасных аэродромов;

— сборники и регламенты аэронавигационной информации по воздушным трассам СССР;

— приложения к сборникам аэронавигационной информации (минимумы аэродромов для взлета и посадки самолетов гражданской авиации);

— сборники аэронавигационной информации (АИП СССР);

— сборники аэронавигационной информации по международным воздушным трассам;

— сборники аэронавигационной информации по местным воздушным линиям;

— радионавигационные карты;

— поправки и извещения САИ, листы предупреждений и др.;

— НОТАМ СССР и иностранных государств.

4.4.4. Ответственность за достоверность данных, представляемых для опубликования в документах аэронавигационной информации, возлагается на командира авиапредприятия (начальника аэропорта), в ведении которого находятся аэродромы, воздушные трассы, средства связи и радиоэлектротехнического обеспечения полетов.

4.4.5. Органы службы аэронавигационной информации обязаны своевременно извещать авиапредприятия и организации других ведомств об изменениях в документах аэронавигационной информации путем издания и рассылки поправок и извещений САИ (НОТАМ).

4.4.6. Экипажи воздушных судов обеспечиваются документами аэронавигационной информации по всему маршруту полета от аэродрома вылета до аэродрома назначения с учетом запасных аэродромов.

Непосредственное обеспечение экипажей документами аэронавигационной информации в аэропортах гражданской авиации осуществляется штурманской службой аэропортов, а при ее отсутствии — должностными лицами службы движения.

4.4.7. Временные изменения в аэронавигационной обстановке доводятся до сведения экипажей воздушных судов дежурными штурманами аэропортов (летных учебных заведений) путем вручения листов предупреждений, бюллетеней предполетной информации, в которые включаются все действующие извещения (НОТАМ) ЦАИ, относящиеся к основным и запасным аэродромам по воздушной трассе или маршруту полета.