Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР (НОП ГА-83)

 

9.9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРОВ, ОТПРАВИТЕЛЕЙ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ

 

9.9.1. Пассажиры, отправители и получатели обязаны возместить на общих основаниях убытки, причиненные по их вине имуществу авиационного предприятия и имуществу других лиц за которое перевозчик несет ответственность, в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.

9.9.2. Безбилетный полет пассажиров влечет наложение штрафа в размере, установленном в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР. Уплата штрафа не освобождает пассажиров от оплаты за фактически выполненную перевозку по установленному тарифу.

9.9.3. Проход и проезд без надлежащего разрешения по территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов влечет наложение штрафа, установленного в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.4. Нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке, а также несоблюдение установленных условий перевозки охотничьих ружей, патронов, киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и биноклей влечет наложение штрафа (с возмездным изъятием или конфискацией указанных веществ или предметов или без таковых) в размере, установленном в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.5. Нарушение правил фотографирования, киносъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, распоряжений командира судна, а равно вмешательство в его действия и распоряжения, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере, установленном в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.6. За предъявление грузов, требующих особых мер предосторожности, с неправильным указанием их наименований или свойств с отправителей взыскиваются убытки, причиненные авиационному предприятию, в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.7. За нарушение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности, санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил с пассажиров и должностных лиц, отправителей и получателей, а также с сопровождающих группы пассажиров и грузы взыскивается штраф в размере, установленном в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.8. За нарушения, предусмотренные пп. 9.9.4 — 9.9.7 настоящего Наставления, виновные лица несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

9.9.9. Наложение штрафов осуществляется специально уполномоченными на это должностными лицами в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.10. При уплате штрафа пассажирам, отправителям и получателям выдаются квитанции установленной формы с указанием в них основания взыскания штрафа, взысканной суммы и даты уплаты.

9.9.11. Наложение и взыскание штрафов, а также обжалование постановлений о наложении штрафов производятся в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, Воздушным кодексом Союза ССР.

9.9.12. Должностные лица гражданской авиации, на которых распространяется действие Устава о дисциплине работников гражданской авиации, в случаях, прямо предусмотренных Уставом, за административные правонарушения, совершаемые ими при исполнении служебных обязанностей, несут дисциплинарную ответственность.

 

Глава 10.

 

ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ПРЕТЕНЗИИ И ИСКОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

10.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

10.1.1. Обстоятельства, при которых одна из сторон по каким-либо причинам не выполняет взятых по договору воздушной перевозки обязательств, либо выполняет их только частично, дают право другой стороне требовать возмещения убытков или уплаты штрафов.

10.1.2. Причиненные убытки, связанные с невыполнением договора воздушной перевозки, чаще всего являются причиной возникновения претензий и споров материального характера и удостоверяются коммерческим актом.

10.1.3. Претензионный порядок, установленный Основами гражданского законодательства СССР и союзных республик, а также Воздушным кодексом Союза ССР, заключается в том, что отправитель или получатель до предъявления иска в суд или арбитраж обязан предварительно обратиться с заявлением (претензией) об удовлетворении своего требования непосредственно к авиационному предприятию.

Авиационное предприятие обязано его разрешить и дать ответ в установленный срок.

 

10.2. КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ

 

10.2.1. Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности авиационного предприятия, пассажиров, отправителей и получателей, удостоверяются коммерческими актами.

Порядок составления коммерческого акта и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления коммерческого акта, устанавливаются правилами перевозки.

10.2.2. При перевозке или хранении багажа и грузов коммерческие акты составляются должностными лицами аэропорта для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствия багажа или груза в натуре его наименованию, массе или числу мест данным, указанным в перевозочных документах;

повреждения багажа или груза;

обнаружения багажа или груза без документов, а также документов без багажа или груза.

10.2.3. Коммерческий акт служит основанием для расследования причин и выявления виновников утраты, недостачи, повреждения багажа или груза;

предъявления, удовлетворения или отклонения претензий пассажиров, отправителей и получателей;

разработки и проведения мероприятий по устранению причин возникновения утраты, недостачи, повреждения багажа или груза,

10.2.4. В случае повреждения багажа или груза получатель имеет право до его получения потребовать определения степени повреждения и составления коммерческого акта, а в необходимых случаях и назначения экспертизы.

Формы коммерческих актов и порядок их составления установлены МГА.

 

10.3. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

 

10.3.1. До предъявления к авиационному предприятию иска, вытекающего из договора перевозки, обязательно предъявление к нему претензии. Исключением является предъявление иска о возмещении вреда, причиненного смертью, увечьем или иным повреждением здоровья пассажира, который не требует предъявления претензий к авиационному предприятию.

10.3.2. Предъявление иска в суде или арбитраже допускается только в случае полного или частичного отклонения авиационным предприятием заявленной претензии, либо неполучения от авиационного предприятия ответа в течение срока, установленного на рассмотрение претензий.

10.3.3. Претензии предъявляются к авиационному предприятию места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

10.3.4. Претензии, вытекающие из перевозки, осуществляемой перевозчиками разных видов транспорта по одному документу, предъявляются:

к авиационному предприятию, если конечным пунктом является аэропорт;

к другой соответствующей транспортной организации, если конечным пунктом являются железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.

В тех случаях, когда заявитель претензии имеет право предъявить претензию по своему выбору аэропорту отправления или аэропорту назначения, претензия может быть предъявлена только одному авиационному предприятию.

10.3.5. Предъявление претензии и исков непосредственно МГА не допускается.

10.3.6. Право на предъявление к авиационному предприятию претензии, а в соответствующих случаях исков, возникающих из перевозки багажа и груза, а также передача этого права другим организациям или лицам регламентированы Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР и имеют в случае:

утраты или просрочки доставки багажа — предъявитель багажной квитанции;

недостачи или повреждения багажа — предъявитель коммерческого акта;

утраты груза — получатель (при условии предъявления грузовой накладной, выданной перевозчиком с отметкой на ней аэропорта (пункта):

назначения о неприбытии груза, а при невозможности представления такой накладной, — документа об оплате стоимости груза и справки об отправке груза с отметкой аэропорта назначения, о неприбытии груза);

недостачи или повреждения груза — получатель (при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта, выжданного ему перевозчиком);

просрочки доставки груза — получатель (при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом);

представления выданной ему грузовой накладной — отправитель.

10.3.7. Отсутствие коммерческого акта не лишает права на предъявление претензии или права на иск, если будет доказано, что работники авиационного предприятия отказались составить коммерческий акт и их действия были обжалованы отправителем или получателем.

10.3.8. Претензии к авиационному предприятию могут быть заявлены в течение 6 месяцев, за исключением претензий об оплате штрафов, для которых срок установлен в 45 дней.

Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении претензионного срока, если признает уважительной причину пропуска претензионного срока.

Сроки предъявления претензий зависят от характера претензионного требования и оговорены в Воздушном кодексе Союза ССР.

10.3.9. Претензии и иски предъявляются по каждому перевозочному документу в отдельности. Предъявляемая претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения согласно Правилам перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям Союза ССР.

10.3.10. К претензионному заявлению должны быть приложены документы:

удостоверяющие заключение договора воздушной перевозки и подтверждающие право заявителя на предъявление претензии;

доказывающие нарушение договора воздушной перевозки;

обосновывающие сумму претензионного требования.

Все документы, за исключением счета поставщика, должны быть предъявлены в подлинниках.

10.3.11. Претензионное заявление, поданное без приложения необходимых документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня его получения вместе с приложенными документами и с указанием причин возвращения. Подача претензионного заявления без надлежащих документов не прерывает срока, установленного для предъявления претензии.

10.3.12. При частичном удовлетворении или полном отклонении претензии авиационное предприятие обязано указать основание со ссылкой на соответствующие статьи Воздушного кодекса Союза ССР. В этих случаях представленные при претензионном заявлении документы возвращаются заявителю.

10.3.13. Предъявитель претензии, не получивший от авиационного предприятия в установленный срок уведомления о результатах рассмотрения претензии или не согласившийся с отказом авиационного предприятия, для удовлетворения претензии может предъявить иск в суд или арбитраж в течение 2 месяцев со дня получения ответа от авиационного предприятия или со дня истечения срока, установленного для ответа на претензию.

10.3.14. Авиационное предприятие обязано рассмотреть претензию и сообщить заявителю об удовлетворении или отклонении ее в сроки, оговоренные в Воздушном кодексе Союза ССР.

10.3.15. Претензии пассажиров, отправителей, получателей и предприятий связи рассматриваются на заседаниях претензионной комиссии авиационного предприятия. Решение претензионной комиссии утверждается руководителем авиационного предприятия и является окончательным.

10.3.16. Иски, предъявляемые государственными организациями к авиационным предприятиям и авиационными предприятиями к государственным организациям, рассматриваются органами Госарбитража при Совете Министров СССР.

10.3.17. Иски, предъявляемые для разрешения споров имущественного характера между предприятиями, учреждениями и организациями гражданской авиации, рассматриваются в Арбитраже МГА.

10.3.18. Иски частных лиц к авиационным предприятиям рассматриваются судебными органами.

10.3.19. Иски авиационного предприятия, вытекающие из воздушной перевозки, могут быть предъявлены в судебные органы или арбитраж в течение 6 месяцев со дня наступления события, которое явилось основанием для предъявления иска.

10.3.20. Срок исковой давности, по истечении которого погашается право на иск, т.е. право на защиту исковых требований в суде или арбитраже, определен 2 месяцами.

 

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

 

АВС

— агентство воздушных сообщений

АТБ

— авиационная техническая база

ВЛН

— весенне-летняя навигация

ГА

— гражданская авиация

ГСМ

— горюче-смазочные материалы

ИАС ГА

— инженерно-авиационная служба гражданской авиации

МВД

— Министерство внутренних дел

МВЛ

— местные воздушные линии

МГА

— Министерство гражданской авиации

ОЗН

— осенне-зимняя навигация

ПДСП

— производственно-диспетчерская служба предприятия

РДС

— расписание движения самолетов на внутрисоюзных воздушных линиях ГА СССР

РЛЭ

— руководство по летной эксплуатации

СГУ

— самолетное громкоговорящее устройство

СОП

— служба организации перевозок

СОПГП

— служба организации почтово-грузовых перевозок

СОПП

— служба организации пассажирских перевозок

СПУ

— самолетное переговорное устройство

ТАВС

— территориальное агентство воздушных сообщений

УОП МГА

Управление организации перевозок Министерства гражданской авиации

ЦАВС

Центральное агентство воздушных сообщений

ЦНИИ АСУ ГА —

Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации

 

Наставление по организации перевозок на внутрисоюзных воздушных линиях гражданской авиации СССР (НОП ГА-83)