Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51

Движение воздушных судов по ВПП и РД закрыто:

 

"Движение воздушных судов по ВПП и РД закрыто"

 

Горизонтальные знаки в виде крестов одного контрастного цвета, желтого или белого, выкладываемые на ВПП и РД или их частях, обозначают зону, запрещенную для движения воздушных судов.

 

Направление посадки и взлета:

 

"Направление посадки и взлета"

 

Горизонтальное белое или оранжевое посадочное "Т" указывает направление посадки и взлета воздушных судов, которые выполняются параллельно продольной части буквы "Т" и в сторону ее поперечной части. При использовании посадочного "Т" в ночное время оно освещается или окаймляется белыми огнями.

 

"Направление взлета"

 

Сочетание из двух цифр, выкладываемых вертикально на КДП или около него, указывает воздушному судну, находящемуся на площади маневрирования, направление взлета, выражаемое в десятках градусов, округленных до ближайших 10 град. магнитного компаса.

 

Правый круг полетов:

 

"Первый круг полетов"

 

Знак яркого цвета в форме стрелы, изогнутой вправо, означает, что перед посадкой и после взлета воздушное судно должно выполнять развороты вправо.

 

Орган ОВД (управления полетами):

 

"Орган ОВД (управления полетами)"

 

Вертикально расположенная на желтом фоне черная буква "С" обозначает местонахождение органа ОВД (управления полетами).

 

Выполняются полеты планеров:

 

"Выполняются полеты планеров"

 

Знак в виде двойного креста белого цвета означает, что аэродром используется для полетов планеров, и что такие полеты выполняются в настоящее время.

 

Примечание: Наземные визуальные сигналы выкладываются на сигнальной площадке, которая представляет собой ровную горизонтальную поверхность в форме квадрата со стороной не менее 9 м. Сигнальную площадку следует располагать таким образом, чтобы с высоты 300 м она была видна со всех направлений под углом более 10 град. над горизонтом. Цвет сигнальной площадки должен контрастировать с цветом используемых сигнальных знаков и она должна быть обведена белой полосой шириной не менее 0,3 м.

 

Приложение N 4

к Правилам (п. 78)

 

Схема полета воздушных судов в зонах ожидания

 

"Схема полета воздушных судов в зонах ожидания"

 

Приложение N 5

к Правилам (п. 49, 66, 143)

 

Сигналы, регулирующие движение воздушных судов на земле

 

I. Сигналы, подаваемые сигнальщиком командиру воздушного судна

 

"Рулите согласно подаваемым сигналам"

Покачивание вправо и влево поднятой вверх правой рукой. Левая рука опущена вниз.

 

"Рис. 1"

 

"Рулите прямо на меня"

Руки подняты над головой ладонями внутрь.

 

"Рис. 2"

 

"Рулите к следующему сигнальщику"

Одна рука опущена, другая движется поперек туловища, указывая направление, где находится следующий сигнальщик.

 

"Рис. 3"

 

"Рулите вперед"

Руки подняты и слегка разведены в стороны, ладонями обращены назад. В этом положении руками выполняются повторяющиеся движения вверх и назад с сохранением положения локтей на уровне плеч.

 

"Рис. 4"

 

"Разворачивайтесь влево"

Правая рука опущена вниз, а левая совершает качание вверх и назад. Скорость качания руки указывает темп разворота.

 

"Рис. 5"

 

"Разворачивайтесь вправо"

Левая рука опущена вниз, а правая рука совершает качание вверх и назад. Скорость движения руки указывает темп разворота.

 

"Рис. 6"

 

"Стоп"

Вытянутые вверх над головой руки совершают повторные движения, скрещиваясь и вновь расходясь (скорость движения рук указывает на срочность остановки; быстрое движение рук означает, что остановка должна быть немедленной).

 

"Рис. 7"

 

"Включить тормоза"

Согнуть перед грудью руку в локте с вытянутыми пальцами и сжать кисть руки в кулак.

 

"Рис. 8"

 

"Отпустить тормоза"

Согнуть руку в локте перед грудью со сжатой в кулак кистью, разжать кулак и развести пальцы.

 

"Рис. 9"

 

"Колодки установлены под колеса"

Руки опущены вниз ладонями внутрь, выполняется несколько движений обеими руками вверх в стороны и вниз.

 

"Рис. 10"

 

"Колодки убраны из-под колес"

Руки опущены вниз ладонями наружу, выполняется несколько движений обеими руками в стороны.

 

"Рис. 11"

 

"Запустить двигатели"

Производятся дуговые движения правой рукой на уровне головы, левая рука поднята над головой с разогнутыми пальцами, число которых соответствует номеру запускаемого двигателя.

 

"Рис. 12"

 

"Выключить двигатели"

Скрещивание рук, поднятых над головой.

 

"Рис. 13"

 

"Выруливать (буксировать) разрешаю"

Прикладывание правой руки к головному убору с последующим вытягиванием левой руки в сторону руления (буксировки).

 

"Рис. 14"

 

"Уменьшить скорость"

Руки опущены вниз и обращены ладонями к земле, выполняется несколько движений вверх-вниз.

 

"Рис. 15"

 

"Уменьшить обороты двигателя (двигателей)"

Руки опущены вниз и обращены ладонями к земле, правая или левая рука совершает движение вверх-вниз. Движение левой руки указывает, что нужно снизить обороты правого двигателя, движение правой — левого двигателя.

 

"Рис. 16"

 

"Двигаться назад"

Руки опущены вниз ладонями вперед, повторные движения вверх до уровня плеч и обратно вниз.

 

"Рис. 17"

 

"Развороты при движении назад"

а) Разворачивайтесь хвостом влево: правая рука направлена под углом вниз, а левая поднята вверх над головой и совершает повторные движения из вертикального положения в горизонтальное вперед.

 

"Рис. 18"

 

б) Разворачивайтесь хвостом вправо, левая рука направлена под углом вниз, а правая поднята вверх над головой и совершает повторные движения из вертикального положения в горизонтальное вперед.

 

"Рис. 19"

 

"Путь свободен"

Правая рука согнута в локте и направлена вверх. Кисть сжата в кулак, большой палец вытянут вверх.

 

"Рис. 20"

 

II. Дополнительные сигналы командиру вертолета в режиме висения

 

"Парение (зависание)"

Руки на уровне плеч вытянуты горизонтально в стороны ладонями вниз.

 

"Рис. 21"

 

"Подняться выше"

Руки на уровне плеч, вытянутые горизонтально в стороны ладонями вверх, совершают повторные движения вверх-вниз. Возрастание скорости подъема указывается увеличением скорости движения рук вверх.

 

"Рис. 22"

 

"Опуститься ниже"

Руки на уровне плеч, вытянутые горизонтально в стороны ладонями вниз. Увеличение скорости снижения указывается увеличением скорости движения рук вниз.

 

"Рис. 23"

 

"Двигаться горизонтально"

Соответствующая рука вытянута горизонтально в направлении движения. Другая рука совершает повторные движения перед корпусом тела на уровне груди в сторону вытянутой горизонтально руки.

 

"Рис. 24"

 

"Приземлиться"

Руки опущены вниз и скрещены.

 

"Рис. 25"

 

Приложение N 6

к Правилам (п. 213)

 

Порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии

 

 I.   Передача сигнала бедствия                                         

 II.  Передача сообщения о бедствии                                    

 III. Передача сообщения, если опасность миновала                      

 IV.  Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)       

 

I. Передача сигнала бедствия

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|           Радиотелефоном           |          Радиотелеграфом         |

|————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

|"Терплю бедствие" — 3 раза ("MAYDAY"|"SOS" (…—…) — 3 раза        |

|при международных полетах)          |                                  |

|————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

|"Я" — 1 раз                         |Сочетание "ДЕ" — 1 раз            |

|————————————————————————————————————|——————————————————————————————————|

|Позывной  экипажа  воздушного судна,|Позывной экипажа воздушного судна,|

|терпящего бедствие, — 3 раза        |терпящего бедствие, — 3 раза      |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме. Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии.

 

II. Передача сообщения о бедствии

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|           Радиотелефоном            |         Радиотелеграфом         |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|                           В первую очередь                            |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|"Терплю бедствие" — 3  раза ("MAYDAY"|"SOS" (…—…) — 3 раза       |

|при международных полетах)           |                                 |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|"Я" — 1 раз                          |Сочетание "ДЕ" (…) — 1 раз; при|

|                                     |международных полетах — "THIS IS"|

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Позывной  экипажа  воздушного  судна,|Позывной    экипажа    воздушного|

|терпящего бедствие, — 3 раза         |судна,  терпящего   бедствие, — 3|

|                                     |раза                             |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Координаты места бедствия — 3 раза   |Координаты   места    бедствия  -|

|                                     |3 раза                           |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|                       Если позволяет обстановка                       |

|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|

|Курс полета                          |Курс полета                      |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Скорость полета                      |Скорость полета                  |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Высота полета                        |Высота полета                    |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Характер   бедствия   и   требующаяся|Характер  бедствия  и требующаяся|

|помощь                               |помощь                           |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Решение командира  экипажа  и  другие|Решение   командира     экипажа и|

|сведения,        которые        будут|другие  сведения,  которые  будут|

|способствовать поиску и спасанию     |способствовать поиску и спасанию |

|—————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|

|Время  московское  (по  Гринвичу  при|Время московское (по Гринвичу при|

|международных полетах)               |международных полетах)           |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

III. Передача сообщения, если опасность миновала

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|          Радиотелефоном           |          Радиотелеграфом          |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Позывной экипажа воздушного  судна,|Позывной экипажа воздушного  судна,|

|терпящего бедствие — 2 раза        |терпящего бедствие — 2 раза        |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Позывной  радиостанции,  с  которой|Позывной  радиостанции,  с  которой|

|ведется связь — 2 раза             |ведется связь — 2 раза             |

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Слова "Опасность миновала" — 2 раза|Слова "Опасность миновала" — 2 раза|

|———————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

|Слово "Прием" — 1 раз              |Слово "Прием" — 1 раз              |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)

 

При работе с аварийно-спасательными УКВ-радиостанциями экипаж воздушного судна, потерпевшего бедствие, должен сразу же после посадки включить радиостанцию в режим передачи с тональной посылкой (режим "Маяк") для обеспечения пеленгации спутниковой системой "Коспас-Сарсат". В этом режиме работать в течение 3-х часов, после чего перейти в режим приема.

При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка типа "Комар", сразу же после приземления с парашютом работа его передатчика проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме работа передатчика продолжается в течение 3-х часов. После этого приемопередатчик извлечь из надувного баллона радиомаяка, установить антенну и включить в режим приема.

В дальнейшем в начале каждого часа первых суток после приземления производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на три минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.

Сообщение о бедствии, передаваемое после приземления, аналогично сообщению, которое передается в воздухе.

 

Приложение N 7

к Правилам (п. 253)

 

Перечень

сигналов воздушного судна-перехватчика и воздушного судна-нарушителя

 

I. Сигналы-команды, подаваемые воздушным судном-перехватчиком,

и сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Серия  |Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика|     Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя     |

|сигналов|—————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————|

|        |   Значение    | Действия экипажа воздушного |  Значение   |     Действия экипажа воздушного      |

|        |   сигнала —   |     судна-перехватчика      |  сигнала —  |           судна-нарушителя           |

|        |    команды    |                             |   ответа    |                                      |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Первая  |Вы перехвачены.|    Самолеты и вертолеты     |Вас    понял,|               Самолеты               |

|        |Следуйте     за|Днем — находясь  немного выше|выполняю     |Днем — покачивание с крыла на крыло  и|

|        |мной.          |впереди и, как правило, слева|             |следование      за     перехватывающим|

|        |               |от           перехватываемого|             |воздушным судном.                     |

|        |               |воздушного  судна, покачивает|             |              Вертолеты               |

|        |               |с  крыла  на  крыло (создавая|             |Днем — полет с выполнением  поочередно|

|        |               |поочередно  левый  и   правый|             |левого  и  правого   кренов,   мигание|

|        |               |крены). После       получения|             |аэронавигационными       огнями      и|

|        |               |подтверждения        принятия|             |посадочными    фарами    с   неравными|

|        |               |сигнала  выполняет  медленный|             |интервалами     и     следование    за|

|        |               |горизонтальный разворот,  как|             |перехватывающим воздушным судном.     |

|        |               |правило,  влево  с   занятием|             |               Самолеты               |

|        |               |необходимого            курса|             |Ночью —  те же действия, что и днем, и|

|        |               |следования.                  |             |дополнительно        —         мигание|

|        |               |Ночью — те же действия, что и|             |аэронавигационными       огнями      и|

|        |               |днем, и дополнительно мигание|             |посадочными   фарами    с    неравными|

|        |               |аэронавигационными  огнями  и|             |интервалами.                          |

|        |               |посадочными      фарами     с|             |              Вертолеты               |

|        |               |неравными интервалами.       |             |Ночью   —    полет    с    выполнением|

|        |               |                             |             |поочередно  левого  и  правого кренов,|

|        |               |                             |             |мигание аэронавигационными   огнями  и|

|        |               |                             |             |посадочными   фарами    с    неравными|

|        |               |                             |             |интервалами    и     следование     за|

|        |               |                             |             |перехватывающим воздушным судном.     |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Примечания к первой серии сигналов:

1. В зависимости от метеорологических условий или препятствий на местности перехватывающее воздушное судно может занять положение немного выше впереди справа от перехватываемого воздушного судна с последующим разворотом вправо и занятием необходимого курса следования.

2. Если перехватываемое воздушное судно не успевает следовать за перехватываемым воздушным судном, то он выполняет ряд маневров по схеме "Двумя разворотами на 180°", покачивая с крыла на крыло (создавая поочередно левый и правый крен) каждый раз, когда пролетает мимо перехватываемого воздушного судна.

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Серия  |Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика|     Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя     |

|сигналов|—————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————|

|        |   Значение    | Действия экипажа воздушного |  Значение   |     Действия экипажа воздушного      |

|        |    сигнала    |     судна-перехватчика      |   сигнала   |           судна-нарушителя           |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Вторая  |Ваш        путь|    Самолеты и вертолеты     |Вас    понял,|               Самолеты               |

|        |свободен.      |Днем  и  ночью  —  энергичный|выполняю     |Днем и ночью — покачивание с крыла  на|

|        |Можете         |маневр         ухода       от|             |крыло.                                |

|        |выполнять полет|перехватываемого   воздушного|             |              Вертолеты               |

|        |по плану.      |судна, включающий разворот на|             |Днем и ночью  —  полет  с  поочередным|

|        |               |90° и более, с набором высоты|             |выполнением левого и правого кренов.  |

|        |               |без     пересечения     курса|             |                                      |

|        |               |следования   перехватываемого|             |                                      |

|        |               |воздушного судна.            |             |                                      |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Третья  |Производите    |    Самолеты и вертолеты     |Вас    понял,|               Самолеты               |

|        |посадку на этом|Днем —  полет  по  кругу  над|выполняю     |Днем — выпуск шасси,   следование   за|

|        |аэродроме      |аэродромом,  выпуск  шасси  и|             |перехватчиком и,  если  после  пролета|

|        |               |пролет над ВПП  в направлении|             |над   ВПП    посадка    представляется|

|        |               |посадки       или,       если|             |безопасной,   заход   на   посадку   и|

|        |               |перехватываемым     воздушным|             |выполнение посадки.                   |

|        |               |судном   является   вертолет,|             |              Вертолеты               |

|        |               |пролет     над     аэродромом|             |Днем — следование за  перехватчиком  и|

|        |               |(вертолетной       посадочной|             |выполнение посадки с    включением   и|

|        |               |площадкой).                  |             |непрерывным горением посадочных фар.  |

|        |               |Ночью — те же действия, что и|             |               Самолеты               |

|        |               |днем,   и   дополнительно   -|             |Ночью — те же действия, что и днем,  и|

|        |               |включение    и    непрерывное|             |дополнительно     —     включение    и|

|        |               |горение посадочных фар.      |             |непрерывное горение посадочных фар.   |

|        |               |                             |             |              Вертолеты               |

|        |               |                             |             |Ночью — следование за перехватчиком  и|

|        |               |                             |             |выполнение   посадки  с  включением  и|

|        |               |                             |             |непрерывным горением посадочных фар.  |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

II. Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика

и сигналы-команды воздушного судна-нарушителя

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Серия  |Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика |    Сигналы-команды воздушного судна-нарушителя     |

|сигналов|—————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————|

|        |   Значение    | Действия экипажа воздушного |  Значение   |     Действия экипажа воздушного      |

|        |    сигнала    |     судна-перехватчика      |   сигнала   |           судна-нарушителя           |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Четвер- |Указанный  Вами|          Самолеты           |Вас    понял,|               Самолеты               |

|тая     |аэродром     не|Днем  —  уборка     шасси при|следуйте   за|Днем и ночью — уборка шасси  и  подача|

|        |соответствует  |пролете над ВПП на высоте  не|мной         |сигналов первой серии для перехватчика|

|        |типу воздушного|ниже 300 м, но не выше 600  м|             |(если требуется, чтобы перехватываемое|

|        |судна,       не|над   уровнем     аэродрома и|             |воздушное    судно        следовало за|

|        |пригоден    для|продолжение полета  по  кругу|             |перехватчиком на запасной аэродром).  |

|        |посадки.       |над аэродромом.              |             |                                      |

|        |               |Ночью —  мигание  посадочными|             |                                      |

|        |               |фарами при пролете над ВПП на|             |                                      |

|        |               |высоте не ниже 300 м,  но  не|             |                                      |

|        |               |выше  600   м   над   уровнем|             |                                      |

|        |               |аэродрома    и    продолжение|             |                                      |

|        |               |полета по кругу над аэродром.|             |                                      |

|        |               |Если     нет      возможности|             |                                      |

|        |               |применить мигание посадочными|             |                                      |

|        |               |фарами,  производить  мигание|             |                                      |

|        |               |любыми имеющимися огнями.    |             |                                      |

|        |               |          Вертолеты          |             |              Вертолеты               |

|        |               |Днем — полет  над  аэродромом|             |Днем и ночью — подают  сигналы  первой|

|        |               |(вертолетной       посадочной|             |серии    для        перехватчика (если|

|        |               |площадкой) на высоте не  ниже|             |требуется,    чтобы    перехватываемое|

|        |               |50 м, но не выше  100  м  над|             |воздушное    судно        следовало за|

|        |               |уровнем             аэродрома|             |перехватчиком на запасной аэродром или|

|        |               |(вертолетной       посадочной|             |вертолетную посадочную площадку).     |

|        |               |площадкой)   и    продолжение|             |                                      |

|        |               |полета  по  кругу.           |             |                                      |

|        |               |Ночью —  мигание  посадочными|             |                                      |

|        |               |фарами  и  аэронавигационными|             |                                      |

|        |               |огнями   при   пролете    над|             |                                      |

|        |               |аэродромом       (вертолетной|             |                                      |

|        |               |посадочной   площадкой)    на|             |                                      |

|        |               |высоте не ниже 50  м,  но  не|             |                                      |

|        |               |выше  100   м   над   уровнем|             |                                      |

|        |               |аэродрома        (вертолетной|             |                                      |

|        |               |посадочной    площадкой)    и|             |                                      |

|        |               |продолжение полета по кругу. |             |                                      |

|        |               |                             |Вас    понял,|         Самолеты и вертолеты         |

|        |               |                             |следуйте     |Днем и ночью — подают  сигналы  второй|

|        |               |                             |своим курсом.|серии для перехватывающего  воздушного|

|        |               |                             |             |судна (если принято решение прекратить|

|        |               |                             |             |действия по перехвату).               |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Пятая   |Не         могу|    Самолеты и вертолеты     |Вас понял    |         Самолеты и вертолеты         |

|        |выполнить  Вашу|Днем  и  ночью  —  регулярное|             |Днем и ночью — подают  сигналы  второй|

|        |команду.       |включение и  выключение  всех|             |серии для перехватывающего  воздушного|

|        |               |бортовых огней,  но  с  таким|             |судна.                                |

|        |               |расчетом, чтобы  отличить  их|             |                                      |

|        |               |от проблесковых огней.       |             |                                      |

|————————|———————————————|—————————————————————————————|—————————————|——————————————————————————————————————|

|Шестая  |Нахожусь      в|    Самолеты и вертолеты     |Вас понял    |         Самолеты и вертолеты         |

|        |состоянии      |Днем и ночью — мигание  всеми|             |Днем и ночью — подают  сигналы  второй|

|        |бедствия       |бортовыми    огнями     через|             |серии для перехватывающего  воздушного|

|        |               |неравные промежутки времени. |             |судна.                                |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51 Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации